ПИСЬМА В РЕЛАКНИЮ

(1898 1948)
	ный, — говорилозь в сообщении. — При-
сутствующие на спектакле товарищи
Сталин, Молотов, Каганович, Ворошилов и
Жланов горячо ‘аплодировали вместе со
всем залом».
Великий Сталин и его соратники, горя-
чо аплодирующие вместе со всеми зрителя-
ми замечательному ‘мастерству, мхагов-
цев, — в этом нельзя не увидеть символ
всенародного признания и всенародной люб-
ви к Художественному театру Союза ССР.
	Высокая’ оценка МХАТ советским наро-
дом нашла яркое выражение в награжде-
нии театра двумя орденами. В названию
театра добавились гордые слова: орденов
Ленина п Трудового Красного Знамени...
	Аудожественный театр был задуман его
основателями как театр общедоступный.
Революция осуществила мечту основателей
тезтра. Шо теперь Художественный театр
стал большие, чем общедоступным: он стал
общенсобходимым,

За годы ‘советской власти МХАТ сыграл
более 16 тысяч спектаклей. Это значит,
что в креслах Художественного театра не-
ребывали миллионы советеких людей.
	Лучшие спектакли МХАТ — это всегда
откровение. Творения МХАТ облагоражи-
вают, ‘обогащают душу и’помыелы, вселя-
ют веру в творческие силы человека, в
историческую правоту и непобедиместв на-
нтего великого дела. Правливость, искрен-
ность, идейность — вот что такое спек-
такль Художественного театра.

Стоит советскому человеку, где бы он
сейчас ни жил — где-нибудь на Куриль-
ских островах, или в жарких степях Тад-
хжикистана, или в Берлине — стойт ему
только вспомнить свое посещение Художе-
етвенного театра, как сразу становится
празднично и светло. Непременно скажет
человек: приеду в Москву — обязательно
снова схожу в Художественный...

Как много товорят каждому советскому

человеку имена Качалова. Москвина, 1е0-
пидова, Тарханова, Вниппер-Чеховой...
Сколько незабываемых образов воскресает
в памяти при упоминаний каждого из этих
имен!  А второв поколение мастеров
МХАТ — поколение, взрашенное Октяб-
зм, — Хмелев, Кедров, Тарасова, Лобро-
нравов, Тэпорков, Ливанов, Янитин, Чобан,
Прудкин, Орлов, Андровская, Eaareras,
Степанова, Массальский, Нопова, Второв...
С радостью чуть ли не в каждой новой
постановке зрители узнают новые для
себя имена талантливых исполнителей.
Это — молодежь МХАТ, его будущее, до-
стойные презмники славы’ первых двух
поколений.
	Советские люди привыкли ‘видеть B
спектаклях МХАТ правдивую и талантли-
вую художественную летопись своих дел
и дней. И в годы войны, когда советские
люди сражались за честь и независимость
своего отечества, Художественный театр
сумел отразить героизм. народа ‘в таких
выдающихся спектаклях, как «Русские
люди» Е. Симонова, «Фронт» А. Корнейчу-
ка, «Офииер флота» А. Ворона, а затем,
	уже после войны, —«Нобелители» Б. Чире-
	кова и «Дни и ночи» №, Симонова.‘ э3-
конное стремление советского народа ви-
деть на ецене своего театра правдивые,
глубокие и яркие картины современности
выразил Центральный Комитет нашей
партии в своем историческом постановле-
ний «0 репертуаре драматических тватров
и мерах по его улучшению». Над выпол-
нением требований партии с полным го-
знанием своей ответственности упорно
трулитея сейчас коллектив Художественно-
го театра.
	‚ Беликая социалистическая революция не
только спасла Художественный тедтр oT
гибели, но и создала условия для невидан-
ного его расцвета. Художественный театр—
детище социалистической культуры, н3-
ша слава. наша горлость.
	MAAT давно уже стал явлением миро-
вого масштаба. Заграничные гастроли B
1922—1924 гг., а затем поездка ‘театра
на всемирную выставку в Париже в 1937
году окончательно утвердили его всемир-
ную славу. Честные зарубежные художние
ки единогласно признают советский театр
лучшим театром мира. Все, что есть в 60-
временном западном театре передового и
прогрессивного, развивается под влиянием
театральных илей Станиславского и Неми-
ровича-Данченко.
	Имени Горького
	Присвоение Художественному театру
имени великого пролетарского писателя
было актом, знаменательным во многих от-
ношениях, Это было для театра одновре-
менно и признанием и программой.
	Это было, прежде веего. признанием не-
	разрывной органической связи лучшего
русского театра с русской литературой.
Это было признанием исторической ролн
Художественного театра в рождении драма-
тургии Горького, Это было признанием то-
го, что общественно-политическая линия
в МХАТ, главным начинателем и создате-
лем которой был Горький, стала ведущей,
определяющей линией советского Художеа-
ственного театра.
	Это было для театра программой, ибо не
только почетно, но и ответственно посить
имя основоположника  социалистаческого
реализма, первооткрывателя новой эпохи в
истории мирового искусства.

Театр ответил созданием целой серия
новых горьковеких спектаклей — «В лю-
дях», «Егор Булычев и другие», «Дости-
гаев и другие», «Враги». Эти спектакли,
особенно последний, явились  подлянным
торжеством горьковеких идей и горьков-
ского творческого метода на сцене МХАТ.

Но не только пьесы Горького вумел
прочитать театр по-горьковски. ПШо-горь-
ковеки были заново прочитаны и Чехов, и
Толстой, и Грибоедов, и Островский: пдей-
ная ясность, четкость социальной харак-
теристики, политическая етрастилеть—вот
черты, которыми: отмечены новые работы
театра пад. класелкой, К «гарьковскому»
етремится театр и в своей работе нал е0-
временной драматургией, Создапие совет-
ской классики — вот задача, котсоля под-
стать такому могучему театру, как Худо-
жественный. Имя. Горького обязывает его
к этому.
		Литературный суррогат
	из героев повести) заставляет подполков-
ника Середу поставить самолеты на 1е-
MOHT, XOTH о «заеданиях» он знал рань*
ше и, если верить автору, умел даже of~
наруживать их, наблюдая с земли за про-
летающими самолетами (это уж совсем
«развесиетая клюква»).

Воспитатель Середа тоже плохой. Ничем
нельзя об’яснить его решение допустить в
выполнению ответственного залания лет-
чика, проявившего трусость. Чтобы пол
нять боевой дух летчика Раешко, подпол“
ковник дает ему приказ сделать два кру-
га над аэродромом, после чего тот сразу
же улетает на выполнение задания. Чушь
какая-то, а не воспитание!

Фальшиво  парисован не только образ
офицера Середы, но и его подчиненных;
Тетчик в повести не умеет провести са4
молет по заданному маршруту без пома+
щи штурмана. Может ли это быть в mug
	ни’ Такого летчика просто не станут
держать в части.

Нет надобности продолжать примеры?
	приведенных достаточно, чтобы убедить»
ся, что автор, вместо правильного 13064
ражения боевой жизни летчиков в Великой

Отечественной войне, дал пародию на жи-
вых людей.

Не считая себя достаточно компетента
ным в вопросах ‘стилистики, я все же
позволю заметить, что такие языковые
нерлы, как: «держательная поверхность»;
«летели без высоты», «пули, как цепи;
держат машину в воздухе» ит. п., от-
нюдь не украшают повествования.

Авиационная тема — нужная и важ-
ная, до сих пор она недостаточно отраже-
на в литературе, однако это не дает пра-
ва редакции журнала «Знамя»  печатате
	вместо настоящего литературного произве“
дения скверный суррогат.
	Герой Советского Союза
гвардии капитан Д. ЗЮЗИН
		Недавно я узнал потрясающую новость.
Подполковник Середа, испытывая обык-
новенный самолет По-2, выполнил на нем
«бочки»; «иммельманы» и другие фигуры
высшего пилотажа. Эту «новость» сообтиа-
ет читателям Б. Колоколов. в своей пове-
сти «На лесных аэродромах», опублико-
ванной в восьмом номере журнала «Зна-
мя». За десять лет своей летной работы
мне впервые довелось услышать подобное,
В высшему пилотажу самолет По-2 с0-
вершенно не приспособлен. Заставить его
Ерутить «бочки» мог разве только чело-
век, неумеренно хвастливый или элемен-

а невежественный в вопросах авиз-
  ЦИН.
`` Б. Колоколов, беззастенчиво  оперируя
	набором специальных выражений, пытает-
ся описать боевую жизнь летчиков. Вот
пример: ‹ повествуя о воздушном 60е
самолета ТаГГ ве «Мехкершмиттом», Коло-
колов пишет: «В эту минуту ЛаГГ еде-
лал полтора витка штопора, непоправихые,
страшные полтора витка. Он хотел увер-
нуться от новой трассы, заложил  слиш-
ком резко вираж, и сила инерции броси-
ла машину в штопор». А несколькими
строчками выше автор сообщает, что лет-
чику «спльно мешала низкая облачность».
Полтора витка штопора на самолете ЛаГГ
требовали минимально 1000—1100 мет-
ров высоты, так что при низкой облачно-
сти их сделать никак нельзя было. И уже
совершенно непонятно, 0 какой силе
инерции толкует автор: каждому авиамо-
делисту известно, что в штопор самолет
попадает не под действием силы инерции,
а И3-за так называемой авторотации кры-
ла. Б. Колоколов изумляет нас и другим
сообщением: оказывается, самолет По-2
имеет два руля поворота — левый и прз-
вый. Герон повести запросто пользуются
форсажем мотора при взлете, хотя извест-
но, что на самолете По-2 форсаж не пре-
	дусмотрен конструкцией мотора. Вак го-
BOPHTCA, «слышал звон, Да He знает,
ге он».
	Много еще подобных небылиц можно
встретить в повести. Невольно приходит
мысль, что автор, кроме штабной землан-
KH и бани, которые, надо отдать справед-
тивость, описаны весьма правдоподобно;
ничего на аэродроме не видел, и поэтому
его произведение не соответствует жиз-
ненной правде,
	Вомандир части, подполковник Середа,
	показан автором, как безответственный
офицер. Весь его полк летает на неис-
правных ‘самолетах, у которых «...все
чаще стали заедать, отказывать механиз-
мы управления». Автору, берущемуея за
авиационную тему, следовало бы знать,
что заедание рулей — явление  недопу-
стимое, чрезвычайно редкое, как правило,
приводящее к катастрофе. Только траги-
	ческое происшествие се ПЦветковым (охин
	Чакануне юбилея МХАТ СССР имени Горького
	«da правду» (1913 г.) е удовлетворением
отмечает в статье «Современный театр
й рабочие»: «Станиславский все Bpe-
мя BUCHTCH с мыслью ‘создания тоат-
ра для огромных народных масс; он
‘выпмательно следит за работой одного из
режиссеров Художественного театра, Су-
лервинкого, который ведет сценические
занятия © группой рабочих. Чуткий ху-
ложник ищет новых сотрудников». Ясно,
однако, что идея создания «театра для ог-
POMHEIX народных масс» не могла быть
осуществлена в тех условиях.

Театр попадает в жесточайший penep-
туарный кризис. В сезон 1915—1916 гг,
был показан только один новый спектакль.
В сэзон 1916—1917 гг. — ни одного.

В речи на 40-легнем юбилее МХАТ Не-
мирович-Данченко говорил:

— Мы отлячно помним и сознаем,. что
перед самой Великой Октябрьской ревэлю-
цией мы были в состояняи полнейшей рас-
терянности... Мы все сейчас великолепно
сознаем, что если бы не было Великой Ок-
тябрьской  сопиалистической революции,
натте. искусство потерялось бы и заглохло.

Искусство Художественного театра не
потерялось, не заглохло: гряпула револю-
ция.

Академический...
	Этого высокого звания МХАТ был ул0-
	стоен в самом начале революции в числе
пятя крупнейших театров страны, 919
означало признание молодым советеким го-
сударствем огромной культурной и худ-
жественной ценности театра. А. В. Луна-
чарекий, бывший в Те годы нзродным ко-
миссаром просвешения, приводил впослед-
CTBHA знаменательную фразу Владимира
Ильича Ленина: «Сели есть театр, кото-
рый мы должны из прошлого во что бы то
НИ стало спасти и сохранить—это, конеч-
но, МХАТ».

Художественный театр принял звание
Академического не как охранную грамоту,
3 как знак народной признательностя и
народной требовательности. Он не захотел
быть тездтром-музеем,. демонстрирующим п9-
ред новым зрителем сокровища старой те-
атральной культуры. Он не хотел, чтобы
его искусство, уже признанное классиче-
ским, застыло бы в найденных — пусть
прекрасных — формах. Он стремился быть
современником своих зрителей.

Художественный театр переживал свое
второе рождение — рождение советекого
Художественного театра.
	оамечательное поколение людей, ‘свер-
птивших величайшую в пстории револю-
цию, заполнило зоительный зал Художест-
венного театра. В день десятилетия Октяб-
ря оно впервые завладело  полмостками
тватра: МХАТ  поетавал «Бропеноезл
14-69» Всеволода Иванова. ’Художествен-
ный театр сумел, по прекрасному выраже-
нию Станиславского, взглянуть в револю-
	ционную душу страны: .

Трудно переоценить значение этом
спектакля в истории не только МХАТ, но
и веего советского театра. Вольшевистекие
идеи революционного переустройства ми-
ра, идеи советекого патриотизма и проле-
тарекого интернационализма озарили ‘епек-
такль ярким светом большой, взволнован-
ной правды.

Качалов — Вершинин, Хмелев — Пек:
леванов, Баталов — Васька Окорок, Кед-
ров — китаец Син Бин-у — все эти 0б-
разы по праву считаются классическими
созданиями советского театрального иекус-
ства.

Совместный труд МХАТ с Всеволодом
Ивановым над «Броненоездом» был только
началом vol огромной работы, которую
проделал Художественный театр для при-
влечения советских писателей к созданию
современного репертуара. МХАТ  превра-
	от тилея в своеобразную лабораторию совет-
	свой драматургия. Иванов, Тренев, Леонов,
Ватаев, Афиногенов. Ворнейчук, Вирта,
Погодин, Симонов, Крон — таков непол-
ный перечепь писателей, творения кото-
рых увилели свет рампы Художественного
театра. Велел за «Бронепоездом» театр в
творческом содружестве с драматургами
создает целый ряд вылающихея спектак-
лей—«Любовь Яровая», «Страх», «Плз-
тон Вречет», «Земля», «Глубокая развел-
	Творческие успехи МХАТ в создании
современного и классического ренертуара—-
яркое выражение мудрости и плолотворно-
сти театральной политики советского го-
сударства и великого друга искусства ---
товариша Сталина. Партия твердой рукой
поддержала театр, воплощающий лучшие
традиции русского реалистического искус-
ства. Велика роль МХАТ в борьбе, которую
партия неуклонно вела и ведет против все-
возможных проявлений безидейного форма-
листичеекого штукаретва в театральном
искусстве.

С каждым годом мастера Художественно-
го театра все более проникаются великими
идеями партийности искусства. МХАТ ста-
новится большой‘ и активной силой в гран-
диозном деле коммунистического воспита-
ния народа.

Болоссальный творческий опыт МХАТ,
теоретически обобщенный в трудах Стани-
славского и Немировича-Данленке. давно
стал незыблемой основой воспитания ак-
тера и создания спектаклей.

Значение Художественного театра для
развития всей советской  тезтральной
культуры огромно. Влияние МХАТ на весь
мНогоязыЕий тезтр страны социализма ве-
лико и многообразно.
	Театр Союза ССР...
	МХАТ — единственный из драматиче-
ских театров, который удостоен права таг
называться, И действительно — это 1по-
истине театр всесоюзного ‘масштаба ий зна-
чения, театр,  веенародно признанный и
любимый.

Вез мы помним, хотя тому уже` более
десяти лег. как появилось во всех газетах
сообщение ТАСС о премьере «Анны Каре-
Ниной». Сообщение называлось: «Большая
творческая победа МХАТ СССР им, Горько
	en NOY ROE IS OE RN eee

ros, «Venex премьеры был исключитель-
	Сентябрь 1898 тода... Театра еще нет,—. правления, которое сразу же взял молодой
есть только здание в Каретном ряду, где   театр. «Не забывайте, — подчеркивал
хозяйничают пока плотники и маляры,   Станиелавекий в речи на открытии репе.
Еще неизвестно, как он будет называться.   типий —что мы стоемимея осветить 1эм-
	ную жизнь бедного ‘класса... (Мы  стре-
мимся создать первый разумный, нравет-
венный общедоступный театр и этой BEI-
сокой пели мы посвящаеу свою жизнь».
Это значит, ITA театр не замыкался в 1е-
шении собственно-эстетических задач, Ae
ставил перел собой лишь узко-худотжест-
венные цели.

Художественный театр открыл новую
главу в исторни сценического реализмз.
Его искусство было подлинно. новатор-
спим. Мировой театр не знал такого абед-
AWTHOTO нодчинения всех средетв сцены
единой . плейно-художественной пели;
такого совершенного и безукоризненного
ансамбля; такой властной и тонкой pe-
жиссуры; такого раскрепощения творче-
	Общедостунный театр? Драматический
театр? Московский театр? Театр общества
искусства и литературы? Но уже, веть
труппа — тридцать девять никому неве-
домых актеров, которым суждено просля-
вить русский театр. Уже Немирович:-
Данченко репетирует в сторожке лворнйка
рель царя Федора в выпускником филар-
монии Иваном Москвиным. Уже Станиелав-
ский вчитывается в чеховекую «Чайку»,
п, нова еще на полях режиссерского. э-
земпляра, рождаются знаменитые впослед-
отвии мизанепены. Уже близится лень
14 (27) октября, когда перед. первыми
зрителями Художественного театра раздви-
нется ‘занавес и пророчески ‘прозвучит
первая реплика трагедии А; В. Толстого
«Царь Фелор Иоаннович»:
	a ESE EE ЕЕ ОГ.

Н CRUX сил актера. То, что прежде могло
i 4 2TO дело врепко надеюсь #, быть счастливым уделом немногих гени-
ел только ‘второй сезон. В ЖИЗНИ  зльных артистов. Художественный театр
	молодого театра, а Чехов уже е уверенно-
стью утверждал, что «Художественный
тезтр — это лучшие страницы той книги,
которая будет когда-либо написана о 50-
временном русском театре». Сколько же
новых блистательных страниц вписано
театром © тех пор!

Пятьдесят лет... И каких лет!

Вдуматься только в эти слова: Москов-
ский Художественный Академический театр
Conga ССР имени М. Горько...
	сделал достоянием всей труппы в целом.

Однако, чтобы понять суть мхатовеких
новшеств, надо задать себе вопрос: ради
чего все это делалось? Ответ мы найдем в
дневниковой записи того же Станислав-
ского, сделанной еще в 1889 году, почти
з& десять лет до создания Художественного
театра: «Конечно, тот путь самый верный,
который ближе ведет в правде, к жизни.
Чтобы дойти до этого, нужно знать, ‘что
такое жизнь и правда»,
	Во имя правды, во имя жизни — вот

Московский... ответ.

Чтим сказано многое. МХАТ — именно. _ Нужен был в канун первой русской pe-

a mame ЕН
	московский театр, — и не по местопребы-
ванию только, а по происхождению, по
облику, но размаху, по всему — москов-
ский. Трудно представить себе Москву без
МХАТ. Невозможно представить себе
МХАТ вне Москвы. ‘
	Аудожественный театр -—— высшее до-
стижение русского национального искус-
ства, — и не только театрального. Много
предстояло свершгить русскому тению, что-
бы стало возможным появление такого
тезтра. Надо было, чтобы Пушкии раскрыл
величие русского духа, чтобы Толетой е
энической мощью нарисовал жизнь стра-
ны и обозначил шаг вперед в мировом ху-
уежественном развитии, чтобы от Го-
голя к Чехову передалаеь великая любовь
к маленькому, простому ‘человеку. Надо
было, чтобы ярославец Федор Волков за-
горедся любовью Е театральному дейст-
ву, чтобы Фонвизин занес бич сатиры
над невежеством и тиранией, чтобы Ocr-
ровский сорок лет создавал. репертуар
роесийского театра. Надо было, чтобы
юный Глинка прислушалея к задушщевной
русской песне, vo грустной, то удалой,
чтобы Чайковский сумел положить на’ во-
ты тончайшие движения души человече-
ской, чтобы Мусоргскай поразил невидан-
HOH силой и драматизмом своей. удивитель-
ной музыки. Надо было, чтобы Сураков.
создал свои гениальные исторические ком-.
позиции, чтобы Репин щедро населил евои
полотна сотнями русских людей с их го-
реетями и радостями, чтобы Левотан на-
шел краски, способные выразить все оча-
рование русской природы. Надо было, что-
бы Мочалов мог потряеать сердца, чтобы
Щепкин открыл законы простоты ва спе-
не, чтобы Стрепетова заставляла зрителей
рыдать над горькой судьбиной своих 0б93-
доленных героинь.

Надо было, одним словом, чтобы рус-
CEH народ создал свое могучее напио-
нальное искусство, чтобы  выкристаллизо-
валясь замечательные традипии лучших
русских художников, беспощадный pea-
лизм, верное служение общественным HH-
тересам, горячее сочуветвие к народной
доле, Художественный театр, родившийся
на рубеже двух веков, вобрал в себя все
эти чудесные традиции, накрепкз связал
свою судьбу с судьбами великой отечест-
венной литературы и, в известном емыс-
ле, явился как бы итогом всего предше-
ствующего развития национального рус-
етого искусства,

Не случайно. первая me. заграничаая
поездка МХАТ в 1906 году принесла теа-
тру восторженное мировое признание. ` Ев-
па увидела больших самобытных масте-
BOB русского театра, сказавтих новое. сло-
в0 в истории мирового искусства,

(ила Художественного театра была в
TOM, что искусство его, корнями ух0-
1ящее в прошлое, было обращено к булу-
ему. Этим-то и об’яеняется, что в пору
	78 усугубляющегося кризиса буржуазной
ультуры на Западе в Россия появился
	жизнеспособный театр прогрессивных де-
мократических устремлений.

Кома в Москве впервые  раздвинулел
занавес Хуложественного театра, Владимир
Ильич Ленин был за многие тысячи верет
oT беловаменной столицы = в сибирской
ссылке, в Шущенеком. Только в феврале
1900 года ему улавтея — и то велегаль-
но — побыть в Москве. И в один ws
веперов Владимир Ильич, рискуя быть
опознанным полицией, посешает мололой
театр. Ровно через roa, 20 (7) 9ев-
раля, вынужденный поселиться вдали от
родины, Владимир Ильич пишет матери из
Мюнхена: «Бываете ли в тедтре? Что
это за новая пьеса Чехова. Три? сестры?
Видели ли ее и как нашли? Я читал от-
зыв в газетах. Превосходно играют в «Ху-
дожественном-—Общедоступном» — до сих
пор вспоминаю с удовольствием свое посе-
щение в прошлом году...» (Напомним,
котати, что премьера «Трех сестер» 6©0-
стоялась всего за неделю до Этого письма;
как внимательно следил Ленин из своего
далека за успехами нового театра!).

Сама BOSMOMAOCTL появления такого
Театра, как Хупожественный, была 0бус-
ловлена великими историческими события-
ми, назревавтими в стране; близилась
первая русская революция.
	Художественный...
	Чтобы понять, какой смысл вкладывали
основатели театра в это слово, HAA пЭМ-
ВИТЬ, ЧТО поначалу театр назывался «Ху-
дожественно-общтедоступный». Второе сло-
Во по-особому освешает первое. Оно под-
черкивает демократический характер Ha-
	волюции театр, способный поведать правлу
о душной и пошлой жизни, о людях, ко-
торым невыносима такая жизнь, о людях,
которые оказались на самом дне жизни,
о людях, которые возвыеили голое надеж-
ды и голос протеста. Надо было кому-то.
сказать: плохо живете, люди! Надо было
кому-то напомнить: человек — это зву-
чит гордо! Надо было кому-то провозгла-
сить: надвигается буря!

В этом и была миссия Художественно-
общедоступного театра.

Сама история, вызвавшая в жизни дра-
матургию Чехова, а затем  драматургяю
Горького, вызвала в жизни и театр, кото:
рый мог бы воплотить на сцене чехов-
ские и горьвовские образы.

Мир чеховской драматургия был особен-
но: близок молодым художественникам. Да,
Tak жить нельзя, — это они знали твер-
до. А как пало? Что нужно слелать, чтобы
изменить течение жизни? Этого они еще
не знали, как не знали этого и персона-
жи чеховеких пьес. :

Зрители ходили в Художественный ‘театр
на «Трех сестер» не как в театр, а как в
гости в семье Прозоровых, Так же ездили
они в усадьбу Сорина («Чайка»), Серебря-
кова («Ляля Ваня»), Раневской («Вишне-
вый сад»). В чеховекях спектаклях на
сцене текла самая доподлинная жизнь =—
неторопливая, невеселая. Все было каб в
жизни, — слышно было, Kak верещал
сверчок за печкой, отбивали время часы
на стене, доносилея и етук садовой калиг-
ки, И звук от’езжающего экипажа, и пе-
рестук топоров, рубивших вишневый cay.
Здесь все было естественно и вместе. с тем
значительно —= сказанное и недосказан-
ное, высказанное и невысказанное, Иная
пауза была краеноречивее слов. Режиссер-
ские экземпляры чеховских пьес ислешре-
ны пометками: пауза, пауза, пауза, —лю-
ди кав бы прислушивались к тому, что в
них происходило, искали слов — и не на-
ходили. По жила в чеховевих спектаклях
атмосфера предчувствия больших перемен.
hak камни, палали тяжелые, тревожные
слова: «Холодно, холодно, холодно. Пусто,
пусто, пусто. Страшно, страшно, страшно».
Но ведь были, были и другие олова, от
которых распветаля улыбки надежды в
зрительном зале. Услышаны были в
«Трех сестрах» вещие слова Качалова 0
надвигающейся буре; услышан был голое
Качалова в «Вишневом саде»:

— Здравствуй, новая жизнь!

Если бы заслуга молодого театра была
только в том; чтооон открыл для спены
Чехова. — за одно это он заслуживал бы
почетнейшего места 8 пстории русского
спенического искусства. Но Художествен-
ный театр сделал больше: он предоставил
свой подмостки для героев Горького.
	Трудно переопенить. историческое зна-
чение этого события: в пору тягчайшего
самодержавного тнета Художественный
тезтр одну за другой ставит три beck
первого и крупнейшего пролетарского пи-
сателя-—<«Мешане». «На дне», «Дети солн-
		Место тоскующих и мечущихся чехов-
	ских героев занял паровозный машинист
Нил небывалый еше в литературе и на
	Нил, небывалый еще в литературе и на
сцене герой. Вак приговор истории звуча-
ли его спокойные, уверенные слова:

— Ничего! Наша возьмет!

Злачение Горького в стаповлении МХАТ
кратко и точно сформулировал сам Стани-
славекий: «Главным начинателем и созла-
телем общественно-политической линий В
нашем театре был М. Горький».

Перпод паибольттего распвета B XO0R-
тябрьсвую эпоху истории Художественно-
го театра совпал (и, конечно же, это не
было простым совпадением!) в обществен-
но-политическим революционным под’емом.
Годы политической реакции, последовав-
шие за революцией 1905 года, отразились
п на тедтре. Горьковское начало, по призна-
нию Иемировича-Данченко, «во время все-
общей реакнии начало в театре таять».
Театр начинает колебаться в осуществае-
ний своих реалистических принципов,
уклоняясь то в аллегорическую уеловность
(«Жизнь человека» Л. Андреева), то в ми-
стическую символику (постановка «Гамле-
та» Гордоном Крегом). В это тяжелое и
смутное время театр начинает увлекаться
Достоевским, ставит «Братья Карамазовы»,
инспенирует «Бесы». что вызывает аБ-
тивный протест Горького.

В самом театре тоже начинают понн-
мать неправильность идейных  шатаний,
особенно ко времени начала нового общ».
ственного под’ема. Большевистская газета
	Редакция получила также письмо от
майора Е. Дырина, в котором говорится о
том, что «Знамя» допустило серьезную
ошибку, опубликовав повесть Б. Колоколо-
ва «На лесных аэродромах»,

«Б. Колоколов, в погоне за «оригиналь-
ными» ситуациями, не замечает того, что
командир полка и летчики выступают у не-
го в далеко не выгодном свете, — нищет
Е. Дырин.—Рефлексия и малодущие, веч-
ные ожидания того, что летчик ме выпол
нит задания или погибнет, отличают этого
командира. В своей повести автор оправды-
вает трусость и суеверие,—прололжает Ды-
рин. — Нельзя без раздражения и стыда
читать о том, как летчики старательно об-
ходят место гибели товариша. Мы не ве-
рим, что Б. Колоколов встречал таких лет-
чиков среди бойцов нашего Воздушного
Флота».
	Странные порядки
	в Военном издательстве
	Уважаеный товарищ редактор!

На-днях мне попалась небольшая 6po-
юра, выпущенная Воениздатом в серии
«Герои Великой Отечественной войны».
На обложке этой книжечки помешен мой
портрет, и озаглавлена она «Герой Совет-
ского Союза П. А. Пилютов». Я заинтере-
совался тем, что обо мне пишут.

Очень скоро меня охватило удивление
й возмущение. В книжке я прочел вещи,
совершенно мне не известные, искажаю-
щие действительность. :

Я знал, ‘что мой сослуживец майор
А. Буров пишет для Воениздата брошюру
0бо мне. Перед тем, как отослать ее, ав-
тор, для того, чтобы проверить все фак-
ты и даты, познакомил меня со своей ру-
кописью. В ней все было верно, все со-
ответетвовало действительности.
	Теперь же передо мной лежит брошю-
pa, недавно отпечатанная в Москве,
в ней все поставлено с ног на голову,
ряд фактов перевран, введены новые
«факты», о которых мне ничего не из-
вестно.
	В книжке, например, сказано, что яко-
бы я еще мальчиком, окончив сельскую
школу, рисовал себе планы, как бы пе-
рестроить всю Белоруссию—в лесах про-
рубить дороги, болота осушить, а малень-
Ru, затянутые   илом реки сделать суло-
холными...

Откуда редзктор ЕНИЖЕИ А. В. Богина
взяла эт0? Я действительно родился в Бе-
лоруссли, но вырос на Урале.
	В книжку вписан совершенно неправ-
доподобный случай о том, что, уже. нахо-
дясь в армий, я, будто бы, приезжал в
свое село и давал там советы. Откуда ре-
актор книжки взял, что, приехав на по-
бывку в с80е село, я «вызвалея вести в
ремонтировать трактор ‘и сделал это с
умением, сказав скромно: «Красная Армия
ведь вся на тракторах». Никогда не при-
взжал я из армии в белорусскую деревню
и, естественно, никаких тракторов там
(ла и нигде) не водил и не ремонтировал.
	В книжке я почему-то назван «сезон-
киком», хотя был я кадровым рабочим
завода. Великую Отечественную войну я
начал команлиром эскадрильи, & B REA
Be сказано, что с весны 1943 года я был
заместителем командира эскадрильн. Всю
войну от начала и до конпа я пребыл на
Дениптградеком. фронте, а в книжке сказа-
но: «Белоруссия его родная была в огпе,
и, пролетая над ее лесами, ПШилютов ©
гневом и скорбью наблюдал зареро пожа“
ров...» Не летал я «Hag лесами Белорус-
вии»!

Искажено описание моего ранения, пе-
реврана и дата. Будучи раненным, я 0т0-
шел шагов 60 от места посалки и поте-
рял силы. Здесь я был подобран проез-
жавшим колхозником. А редактор, видимо,
ечитая, чт) этак получается слишком
буднично, решил «подбавить» снежную
пустыню, кровавые следы и прочие «стра-
сти». 3.10, положив меня Ha операцион-
	ный стол, релактор книжки заставил меня
улыбаться. Так и сказано: «Детчик лежал
на операпионном столе и улыбался...»

Трудно представить себе, как можно
улыбаться на операционном столе, когда
из твоего тела вынимают свыше двадцати
осколков.

Дальше сказано, что весной 1943 го-
да, после выхода из госпиталя, я замещал
командира эскадрильи. Но ведь я был ра-
нен 17 декабря 1941 гола, а в феврале
1942 гола снова летал. Зачем же Воен-
излату потребовалось «держать» меня год
в госпитале?! Не понимаю, к чему пм по-
требовалось в этой же фразе «снизить»
меня с заместителя командира полка в за-
местители командира эскадрильи? Дело,
конечно, не в самолюбии, а в точности,

Для того чтобы «конкретизировать»
мою работу как депутата Верховного (о-
вета СССР, редактор’ книжки вписал Таз
ку! фразу: «Он часто посещает своих из-
бирателей в Сланцевском райзне». При-
знаюсь откровенно,—ни разу в жизни не
был в Сланцах. Пролетать над ними —
пролетал, а быть-—не был. Да и чего мне
туда ездить в «своим» избирателям, когда
ьои избиратели находятся в другом месте,
в противоположной стороне. А в Кингис-
сепском избирательном округе, кула вхо-
дит Сланцевский район, депутатом  Вер-
ховного Совета ОССР. был избран предсе».
Латель колхоза тов. Пименов.

В заключение хочу сказать, что приве-
денное выше не исчерпывает всех отетуп-
лений от истины, попушенных издатель-
ством в книжке. И книжка-то маленькая,
всего 20 страниц, а вранья огромный во-
роб.

Спрашивается: зачем потребовалось из-
дательству без ведома автора дополнять
кНИЖКУ BCAKUMH небылицами, от котерых
краснеют и автор майор А. Буров и я?
	Депутат Верховного Совета СССР,
	Герой Советского. Союза гвардии
полковник П. ПИЛЮТОВ

a
#
	РЕДАКЦИИ. — Виновником  гру-
бых искажений в книге о жизни Героя
Советского Союза П. Пилютова в первую
очередь является член Союза советских
писателей Б, А. Вадецкий, которому довер-
чивое изпательство поручило «литературно
обработать» рукопись майора А. Бурова.
Перу Б, А. Вадецкого и принадлежат все та
вымыслы и домыслы, все те «литературные
красоты», о которых пишет тов. Пилютови
которые превратили нужную и полезную
книгу в недопустимый литературный брак.

За допущеённый брак несет ответствен»
ность также и редактор книги А. В. Бо-
гина.

Наконец, виновато и руководство Воен-
ного издательства, попустившее такую си-
стему, при которой оказался возможным вы*
ход в свет книги непроверенной, не согла-
сованной с авгором.
		ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
№ 80 eens 2