ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР.
	Юбилей писателя
М. Шолохова
	В станице Вешенекой, где живет и 13-
ботает лауреат Сталинской премии, депу-
тат Верховного Совета СССР Михаил Але-
ксанлрович Шолохов, состоялось собрание,
посвященное 25-летию‘его литературной и
общественной деятельности. В актовом за-
ле педагогического училища им. Горького
собрались земляки писателя, представите-
ли общественных организаций, тепло при-
ветствовавшие юбиляра.

Доклад о творческом пути М. а
сделал‘ секретарь  Вешенского  райкомз
BRI(6) тов. Сердюков. С приветствиями
сыступили;: председатель колхоза им. Шо-
лохова тов. Мельник, секретарь Вешенско-
го райкома ВЛКСМ тов. Голубев, MHOHED
Витя Коровин и др.

B orseraow coose M. A. Молотов temo
	фавнолушен R будь

бам мира. У меня свой

личный мир ий своя

личная судьба». В

] пропаганде человеко-
THIO ненавистн ичества
® Миллер дошел. до от-

кровенного культа

предательства и измены, заявив: «У нас
были предатели расы, страны и религии.
Но мы не вырастили настоящих предате-
лей, которые бы предали род. человече-
ский, 8 именно это нам и нужно». Амери-
канца Миллера поддерживает француз Ка-
мю, посвятивиий свою  смрадную «про-
граммную» книжонку «Миф о Сизифе» до-
казательству абсурдности бытия, нелепо-
сти человеческого существования вообще
и проповеди самоубийства,

Мы всегда должны помнить замечатель-
ные слова тов. А. А. Жданова: «Империали-
CTH, WX идейные прислужники, их лите-
раторы и журналисты, их политики и
дипломаты всячески стараются оклеветать
нашу страну, представить ев в непра-
вильном свете, оклеветать социализм. В
этих условиях задача советской  литера-
туры заключается не только в том, чтобы
отвечать ударом на удары против всей
этой гнусной клеветы и нападок На на-
у советбкую культуру, на социализм, но
и смело бичевать и нападать на буржуаз-
ную культуру, находящуюся в состоянии
маразма и растления».

`Между тем, задача эта осуществляется
нами и, в частности, нашими литератур
но-художественными журналами еще дале-
ко не в полной мере. По существу сиете-
матически занимается вопросами зарубеж-
ной культуры только журнал «Новый.
мир», первым познакомивиий. советского
читателя с такими крупными  произведе-
ниями мировой литературы. как бессмерт-
ная книга Юлиуса Фучика «Репортаж с
петлей на шее», прозвучавшая, как вдох-
новенный THMH коммунизму, мужеству и
стойкости передовых борцов против Фа-
шизма. В этом же журнале напечатан 10-
ман Синклера Льюиса «Королевская кровь»,
вновь доказывающий ту  нвоспоримую
истину, что писатель может создавать.
полноценные художественные  произведе-
ния только тогда. когда ‘им движет про-
грессивная идея.

Но, к сожалению, не все. статьи Ha
зарубежные темы. публикуемые и в «Но-
вом мире» и в других журналах, отвечают
‘высоким требованиям. нащего времени,
дают верное предатавление о расстановке
CHA нрогрееса и реакции.

Нам нужна резкая. непримиримая, спра-
ведливая и глубоко ` обоснованная критика
тлетворной буржуазной культуры. В то
же время мы, представители передовой
социалистической культуры, должны, м0-
_жем на десятках и сотнях примеров вновь
и вновь показывать, что только художни-
ки, вооруженные передовым  мировоззре-
нием. сносгобны создавать. непреходящие
культурные ценности, итти в ногу с
временем, быть поллинными выразителями
дум и чаяний своего народа.

Будущие поколения смогут судить ©
величии борьбы и жизни народов зарубеж-
ных стран в наши лни именно по твор-
	честву Говарда acta, Мартина Ан-
Шона

дерсена Нексе, Альберта Мальца,
0’Кейси, Луи Арагона. Клода  Мор-
тана. Поля Элюара, Яна Дрлы, Ива-
	на Ольбрахта, Марии Пуймановой.  Юлиа-
на Тувима, Людмила Стоянова, Шандора
Гергеля. Пабло Черуды, Рафаэля Альбер-
ти, Сесара Арконалы, Анны Зегере и мно-
тих других. Список этих славных имен ве-
лик и обширен и непрерывно пополняется
новыми молодыми талантами.

Такое выдающееся ‘произведение, как
«Мортен Красный», мог. написать только
писатель-коммуниет; полные гражданской
страсти стихи, подхваченные народом и в
урачный периол оккупации ставшие на во-
оружение Сражающейся Франции, могли на-
‘писать только поэты-коммуниеты Лун
Арагон и Поль Элюар; та же сила застав-
ляет угнетенный турепкий народ из Уст
в уста передавать стихи томящегося в
тюрьме поэта-революционера Назыма Хик-
	мета, крупнейшего поэта современной
Турции,

Потому так популярны — произве-
дения передовых ХУДОЖНИКОВ, . потому
	они пользуются всеобщей любовью и пря-
знанием, что пессимизму’ и безвыхолносги
растленной буржуазной культуры они про-
тивопоставляют ясность и четкость вели-
ких идей. внушают веру в будущее, в гря-
дущую победу.

Историю нельзя повернуть вспять.
Ответом на «атомный шантаж» поджига-
телей новой войны служит растущее
единство прогрессивного человечества, г
каждым днем крепнущий отпор силам мра-
кобесия и варварства.
	3a MUP,
за. а
	Печать и радио, театр и кино, школа и
церковь в ‚буржуазных странах поставле-
ны на службу резкции для подавления
прогрессивной, свободной мысли. Гонениям
и репрессиям подвергаются деятели куль-
туры, стремящиеся своим творческим тру-
XOM честно служить народу. Тюремные
приговоры писателям Говарду Фасту, Аль-
берту Мальшу, Джону Говарду Чоусону,
астроному Шапли, преследования  негри-
тянского левна Поля Робсона, артистки
Кэтрин Хепберн, антифашистского журна-
листа Гергардта Эйслера — в США; чиет-
ка государственных учреждений от про-
трессивных деятелей и увольнение с го-
бударственной службы в Англии выдаю-
щихся представителей науки, обвиненных
в сочуветвии коммунизму; об’явление вне
закона крупнейшего поэта Латинской Аме-
рики Пабло Неруды —— таково  поло-
жение в США и в странах, входящих в
орбиту их влияния, где создана обстановка
террора, угрожающая не только развитию,
но и самому существованию культуры.

Но подлинные патриоты, передовые и
мысожцие люди науки и искусства не
складывают оружия перед угрозой терро-
ра. Все громче и громче звучат голоса про-
теста против попыток ввергнуть народы в
повую войну, лишить их мира и свободы.
Силы прогресса растут с каждым днем.

Е голосу прогрессивных деятелей, к голо-
су коммунистических партий теперь при-
слушиваютея миллионы простых людей:
мира. Вроцлавский конгресс послужил
мощным толчком к дальнейшему об’едине-
нию сил прогрессивной интеллигенции. Bo
многих странах писатели и ученые, при
поддержке широких масс. трудящихся, ве-
дут подготовку в созданию национальных
комитетов борьбы за мир.

Даже в тех странах, тде с особенной
жестокостью свирепствует фашистская ре-
акция, ей не удается подавить свободолю-
бивую мысль. В предыдущем номере на-
шей газеты мы писали о поэтах. испанско-
то Сопротивления, 0 борпах, которые не
сложили оружия. Только на-днях в про-
трессивном  французеком еженедельнике
«Теттр Франсез» были опубликованы писъ-
ма греческих патриотов, рассказывающие
в мужестве п стойкости мололых писате-
лей Бристоса Карамбелоса и Димитрия Ла-
rota, He дрогнувших перед лицом смерти
и завешавших перед казнью евоим друзьям
	продолжать борьбу за жизнь, свободу и
счастье многострадального греческого на-
рода.

Сегодня мы. печатаем статью америкап-
ского прогрессивного деятеля Джона Л0у-
сона, который рассказывает о растущем
сопротивлении террору реакции в США.

В числе борцов против имнериалистиче-
ской реакции находятся датский писатель-
коммунист Мартин Андерсен Нексе и его
соратники Ганс Кирк, Гане Шерфиг, Отто
Тельстед и другие. Датские реакционеры
называют группу этих писателей. «брига-
дой Нексе» и ведут против них оголте-
лую клеветническую кампанию. Вто не
помнит, что одна из интернациональных
бригад, сражавшихся в Испания, носила
имя Некее и с честью боролась за свободу
испанского народа! В сегоднялней Сканли-
навий «бригада Нексе» — это все те, ко-
му поистине дороги свобода и незавиеи-
мость, мир и демократия.

Силы сопротавления неуклонно растуг..
Реакция пытается противопоставить им
наемных литераторов, людей без чести и
совести, готовых за доллары атти на лю-
бое предательство. Проповедники Соединен-
ных Штатов Европы, трубадуры о «плана
Маршалла», они хотят расчистить новым
претендентам на мировое господство путь
в порабощению народов. Все эти мальро,
спендеры, кестлеры, моризки и другие
должны быть заклеймены перед лицом ми-
рового общественного мнения, как растлен-
ные агенты империализма, стремящиеся
деморализовать волю масс к борьбе.

Осуществляя политику своих хозяев,
они на все лады тянут старую песню о
несовместимости политики с искусством,
выступают © проповелью аполятичности,
надклассовости и наднартийности  искус-
ства. С предельной наглостью и развязно-
стью сформулировал взгляды реакции на
задачи литературы и роль писателя кумир
западноевропейского мещанства, пернограф
и мракобее Генри Миллер: «Я совершенно

Рис. Бор. ЕФИМОВА.
	АРТЕЛЬ «ДУТЫЙ ВОПРО С»
	НУРША
ГАЗЕ
		Суббота, 9 октября 1948 г. -

има во славу советской молодежи
	®
В. КОЖЕВНИКОВ
ra.
	плановое уничтожение населения на за-.
хваченных территориях. В фильме яр-
ко показана смертельная, непримиримая
противоположность двух миров.

Олег Кошевой, Сергей Тюленин и мно-
гие другие не могут не бороться против
фашистов. Пылкая натура Тюленина тол-
кает его’ на вемедленные действия. Он под-
жигает немецкую комендатуру. Но почему
же. когда будущие молодогвардейны соби-
раются вместе, совершивший героический
подвиг Тюленин ведет себя так застенчи-
Bo? Потому что он понимает, что борьба в
одиночку — это еще не советский метод
борьбы.

Почему тянутся друг к другу будущие
молодогвардейпы? Только ли это товари-
щеские отношения, привязанности по шко-
ле? Нет, не только. Они ищут  организа-
ции. Ибо вся их сознательная жизнь UDO-
текала в коллективе — школа, пионерский
отряд, комсомол. Но’ почему бы не создать
организацию заново, на какой-нибудь иной
основе, и Сергею Twoaennny, как герою,
не сделаться ее вожаком? Потому, что в
сознании юных краснодонцев живет неру-
шимая вера в бессмертие советского строя,
в бессмертие нартии. Они знают, что все
стало иначе, кроме самого главного: что
остались советские люди, а где есть совет-
ские люди, там всегда партия. Значит, ни-
чего не изменилось в самом главном,
Нужно только восстановить комсомольскут
организацию, найти нити, связывающие ее
с партией, и действовать так, как скажет
партия.

Вот почему с таким воодушевлением, с
такой смелостью тазвертывает свою герой-

ческую борьбу «Молодая гвардия», узнав,
‚Что партия утвердила ее и дала указания
в действию, почувствовав отечески на-
правляющую и благословляющую руку
партии.

Роман А. Фадеева «Молодая гвардия» в
свое время был подвергнут принципиаль-
ной партийной критике. А. Фадеев от-
ступил в своем романе от правды жизни
и, следовательно, от художественной прав-
ды, не показав в своем произведении,
имеющем огромную воспитательную и ху-
дожественную ценность, руководящую и
организующую роль’ партии. Это указание
было глубоко понято авторами фильма
«Молодая гвардия» и осуществлено в
идейной и художественной ткани произве-
дения.

Образ большевика Проценко, который не
получил в романе достаточного развития и
не смог послужить олицетворением исто-
ричеекой деятельности партии, в кино-
фильме нашел должное идейное и художе-
ственное воплощение. Мы видим Проценко
в трагические дни Краснодона, спокойно и
уверенно руководящего эвакуацией людей
и материальных ценностей. Мы ‘видим ero
организатором большевистекого - поднолья,
руководителем и наставником молодежи.
Мы видим, как он становится централь-
ной фигурой, к которой устремляются все
нити народной борьбы. Во всех его m-
ступках и словах ошущается непреклон-
ная воля, проникновенное знание людей,
черты: большевистского характера: Артист
В. Хохряков нашел верные и яркие срэд-
ства для изображения образа большевика.
Он с большой глубиной и человечностью
показал кипучую натуру Проценко, вооду-
шевляющего соратников по большевистско-
му подполью’ своей  жизнеутверждающей
энергией.

На творческом опыте создателей фильма
«Молодая гвардия» мы видим все плодо-
творное значение партийной критики, 33-
ботливо направяющей развитие советско-
го искусства на путь глубоких обобщений
исторической правды, на путь художест-
венного вонлощения великих well, o3a-
	ряющих бессмертным светом движение со-
ветекого народа вперед, к коммунизму.
Да, счастье художника может быть только
тогда пелвым, когда его произведение сли-
вается с идеями народа, борющегося за
осуществление великих исторических
задач. .

Именно после установления связи ¢
партийным подпольным центром, после
получения указаний Пропенко действия
«Молодой гвардии» приобретают характер
действий. боевой организации. Ее влияние
все ширится, в орбиту ее борьбы вовле-
кается все больше молодежи, готовой от-
дать жизнь за дело народа. И перед вамн
	со все большей полнотой и жизненной
wif FS EE EUTHU TUTE UT NSTES ERO REE EALE OCU EES ESTE

Молодежь Саратовской области взяла
обязательство: к 30-летию ВЛКСМ отре-
монтировать и благоустроить все сельские
клубы, избы-читальни и другие культур-
но-просветительные учреждения,

В беседе с корреспондентом «Литератур-
HOH газеты». секретарь Саратовского обко-
ма ВЛКСМ тов. С. Козинцев сообщил:

— Борьба за культурное  благоустрой-
ство деревни стала поистине массовым
движением молодежи,

В  сельхозартели имени Чапаева Дура-
совского района мололые ‘колхозники не

только капитально ремонтируют  избу-чи-
тальню, во заново оборулуют  колхозную
библиотеку. В Духовницком. Новоузен-
	сром, Балашовском ий других ранонах ком-
сомольшы шефствуют над библиотеками
колхозов и семилетних школ. Они  соби-
рают литературу, реставрируют книги, при
обретают новые,
	Молопежь Аркадакского района обяза-
	  лась капитально. отремонтировать все &лу°
	Илеи партии Ленина — Сталина стали
высшими идеалами всего советекого народа.
Бессмертные идеи коммунизма, воплощен-
ные в исторической деятельности  совет-
ских людей, стали материальной силой. В
нерушимой евязи партии с народом заклю-
чено победоноеное могущество нашего строя.
Нет такой стороны жизни нашего социали-
стического государства, где бы не сказа-
лась руководящая, организующая, преобра-
зующая роль партии. Нет темы для нашего
искусства более величественной и пре-
красной, чем тема партии. Нет такой сто-
роны в жизни нашего сопиалистического
тосударетва, которая бы не была освещена
деяниями партии.
	Партия —
спинной хребет рабочего клазса.
х Партия —
бессмертие нашего дела...
Мозг класса, &
дело класса,
сила класса,
слава класса —
вот что такое партия.
(В. Маяковекий),
	Влдохновляющая, руководящая и Opra-
низующая роль партии явилась той глав-
ной исторической силой, которая. привела
	‘советский народ в его победам в мирном
	строительстве, в. Великой Отечественной
войне, в созидания коммунистического 06-
щества. Все, что есть лучшего в советском
человеке, воспитано в нем партией..
Ценность художественного произведения
определяется тем, насколько — глубоко,
правдиво отражены в нем действительные
исторические закономерности и передовые
идеи эпохи.
Нельзя об’яснить духовный склад 09-
ветских людей, их типические черты, вз-
ликую способность их к массовому героиз-
му, готовность приносить величайшие
жертвы во’ имя социалистической Родины,
не раскрывая главного источника—твэр-
ческой леятельности большевистекой пар-
тии в деле коммунистического воспитания
советского человека. Нельзя  об’яснить,
как советский человек оказался ©10600-
ным совершить исключительный Подвиг,
не показав, откуда он черпал для этого
силы, не показав роли партии в его идей-
	ном формировании.

Партия всегда уделяла 0собое внимание
воспитанию советской молодежи. Воспита-
ние молодого поколения’ в духе коммуниз-
ма она всегда считала одной из основных
и первостепенных своих задач. Каждое но-
в08 молодое поколение советских людей
наследует великий опыт революционной
борьбы нашей партии. Раскрыть великую
роль партии в деле формирования нового
человека социалистического общества —
благородная задача советского искусства.
	Созданный режиссером С. Герасимовым
двухсерийный фильм «Молодая гвардия»
по одноименному выдающемуся произвеле-
нию А. Фадеева является большим дости-
жением натиего искусетва, торжеством мс-
тода социалистического реализмз.

В этом фильме в каждом индивидуаль-
ном образе  героев-молодогварлейцев pac-
крываетея типическое, общее для всей
	советской мололежи, животворное чувство
советского патриотизма, воспитанное пат-
тией, комсомолом, сопиалистическим госу-
даретвом. школой, семьей. Это общее, по-
нятное каждому советскому человеку чув-
ство находит особую форму выражения в
каждом индивилуальном характере. По-
ступки юных тероев, естественно, отреде-
ляются их нравственными и `идейными ка-
чествами, воспитанными в них советским
обществом. Они не могут поступать иначе,
мыслить иначе, чувствовать иначе. Они
люли социалистического мира.
	В городе, занятом немпами, среди Bap-
варов-«победителей» они остаются совет-
скими юношами и девушками. Henepexo-
димая пропасть отделяет советских людей
от солдат человеконенавистнической армии
Гитлера. Немцы ведут себя, как бандиты,
как звери. Соллат империалистической ар-
мии и не может вести себя иначе. Захват-
ническая война диктует ему свои правила;
и он становится бандитом, выполняя волю
бандитов. Он должен будить в себе инстинк-
ты зверя, потому что нельзя оставаться
человеком, совершая преступления перед
человечеством. Империалисты не могут для
утверждения своего господства не итти на
	«Молодая твардия». Кинороман в двух частях
(по одноименному роману А. Фадеева). Сцена-
рий и постановка Сергея Герасимова. Главный
оператор — В. Рапопорт. композитор-—Л. Шо-
стакович, режиссер — 9, Волк. звукооператор—
Я. Писарев, художник — И. Степанов. Произ-
	водство Московской киностудии художествен-
вых фильмов им. Горького,
	ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ —
_В МАССЫ!

В связи © развитием всенародного пат-
	риотического движения за повышение рен:
табельности работы промышленных прел-
	приятий Ha заводах Калининского района
Москвы. расширяется пропаганда экономи:
ческих знаний На заводе «Фрезер»
создан семинар по экономике. В програм:
му семинара входят 12 тем — хозрасчет
на предприятии, организация  производ-
ства и т л Занимаются  начальни-
	ки цехов и.отделов завода. Слушатели се-
минара стали глубже разбираться в основ-
ных вопросах экономики производства.

На заволе «Компрессор» уже второй гол
работают курсы по экономике производства,
на которых занимаются 40 человек — на-
чальники цехов ‘и отделов завода, сменные
инженеры и технологи.

Слушатели ‘курсов уже, проработали те-
мы, касающиеся валового и товарного вы-
пуска продукции, социалистического накоп-
	ления, накладных расходов, снижения се0е.
стоимости продукции и др.
	правливостью раскрываются образы люди-
	Сто колхозных клубов
ИНИЦИАТИВА САРАТОВСКИХ КОМСОМОЛЬЦЕВ
	мых героев романа, таких разных по ©в0-   поблагодарил собравшихся за внимание и
им характерам, но об’единенных общей ве-   честь, ему оказанные.
	Ilocxe собрания Участники станичной
	художественной самодеятельности дачи

большой концерт.
РОСТОВ-на-ДОНУ. (По телеграфу).
		рой в бессмертную правду великого дела.
	Талантливая молодежь, студенты Инсти-   художественной
	тута кинематографии исполняют в эм
фильме роли юных краснодонцев. Они на-
шли кратчайший путь в сердцу зрителей.
Олег Кошевой в исполнении В. Иванова
предстает перед нами во всем обаянии
своей нежной юности, своих непреклон-
ных и волевых черт руководителя органи-
запии. Сцена после пыток, mie Пошевой
становится как бы олицетворением гор-
‘KOTO, несокрушимо-революционного гнева,
презрения к врагу, — незабываема. Суро-
вая и прекрасная соередоточенность Ули
`Громовей (Н. Мордюкова), мальчишеская
застенчивость и бесконечно глубокая, по-
чтя скрытая под нарочитой  суровостью
любовь к Вале Борщ Сергея Тюленина
(С. Гурзо), его рыцарекая, не знающая
страха душа рядом с мягкой женственно-
стью Вали Борц (1. Шагалова), доверчиво,
чисто любящей его, завладевают душою
‘зрителя. Люба Шевиова (И. Макарова), —ках
чудесно сочетается в ней суровая, созна-
	тельная дисциплина  революционерки ©
кипучей, полной жизненного огня, веее-
ла и оптамизма юностью! Волевой и
	сдержанный Иван Туркенич (Г. Романов),
страстный и целеустремленный Жора Ару-
тюнянц (Г. Мгеладзе) р все образы героев
Краснодона, с такой силой, правдивостью
и влюбленностью созданные А. Фадеевым
в его романе, вдохновенно вонлошены в
фильме молодыми актерами.

В фильме показаны п простые русские
люди, которые хотя не ведут открытой
борьбы с врагом, но всеми силами души
ненавидят его. Эпизод в сапожной мастер-
ской, где старуха-заказчица гневно упре-
кает сапожника в покорности немцам, He
зная, что перед ней законспирированный
подпольшик; эпизод, когда Любу Шевцову
советская женщина с негодованием и от-
вращением принимает за продавшуюся
немцам. девку, — в этих маленьких
эпизодах раскрываются драгоценные каче-
ства души советских людей, для которых
‘немыслимо жить вне советского строя. Это
они бережно окружают  молодогвардейцев,
как родная семья. Их непокоренные сердца
источают огромную любовь к боевой моло-
дежи. .

Правдивое изображение рядовых совет-
‘ских дютей в дни немецкой оккупации де-
лает образы краснодонцев еще более жи-
выми и яркими, ибо они, совершая исклю-
чительные подвиги. осталотся сыновьями
своего народа, его плотью, его кровью,
действуют не как изолированная группа, а
вместе со.своим народом, ‘заодно с ним.

Й здесь нельзя не сказать о матери Оле-
га Контевого. Артистка Т. Макарова сумела
сдержанно и глубоко раскрыть образ 00-
ветской матери. Пытаясь скрыть свою му-
чительную тревогу за жизнь сына, она
гордится его делом и поэтому еще сильнее
любит его.

Захваченные гестаповцами, истязаемые
в застенке молодогвардейпы проявляют ве-
личие несокрушимых борцов, обретают
черты легендарных героев, бессмертных й
прекрасных, становясь живым олицетворе-
нием могущественного духа советского на-
рода. И когда они оказываются, казалось
бы, на недосягаемой веритине, на пъедеста-
ле истории. эпические герой, они остаются
в нашем сознании живыми, ощутимо-род-
ными, близкими, реальными, как сама
ЖИЗНЬ.

Строго следуя методу социалистического
реализма, талантливый постановщик филь-
ма ©. Герасимов сумел создать произведе-
ние, подобное гимну, славящему советского
человека.

Кинофильм «Молодая гвардия» — эпи-
ческое произведение советского: кинойскус-
ства, где все элементы художественности
тесно и органично, пелостно и монолитно
слиты. Ясная и реалистическая, проникну-
	тая героическим жизнеутверждением MY~
зыка композитора Д. Шостаковича неот’-
емлема от фильма. Талантлива работа глав-
ного оператора фильма В. Рапопорта и
художника И. Степанова:

Выход киноромана «Молодая твардия»
на экраны совпадает с датой 30-летия
ленинско-сталинского комсомола. Это до-
стойный подарок советского искусства на-
шей молодежи. нашему народу. Великим,
прекрасным языком ‘советского, самого
идейного искусства фильм расскажет миру
священную правлу о советских людях,
больше жизни любящих свою социалисти-
ческую отчизну, о людях, одухотворенных
бессмертными идеями коммунизма.
	бы и избы-читальни, а в тех деревнях, где
их нет, построить заново: Более двадцати
клубов и изб-читален там уже благоуст-
роено. Заканчивается строительство клуба
на 250 мест в колхозе имени Калинина
и нового клуба в колхозе «Наша сила».

В том же районе большую помощь кол-
хозникам оказали молольые механики И
трактористы Ивановской МТС. Во вновь
отремонтированном клубе колхоза имени
Ленина они оборудовали киноустановку-
По соседству такую же помощь колхозу
имени Сталина оказали ‘рабочие совхоза
«Алексеевский».

Ко дню юбилея будет построено и обо-
рудовано более ста колхозных клубов. Но
9THM не ограничивается подготовка сара-
товских комсомольцев к знаменательной
дате, В честь 30-летия ВЛКСМ они обя-
зались закончить строительство 15 гидро-
электростаниий, Силами комсомольцев, мо-
лслежи и школьвиков в области уже вы-
сажено более 5 миллионов деревьев,
	В ТРИДЦАТЬ ВТОРОМ
УНИВЕРСИТЕТЕ СТРАНЫ
	Нынешней осенью в Сталинабаде открыл-
ся Таджикский государственный универси-
тет. Это — ‘первый университет в респуб-
лике и тридцать второй в Советском Союзе.

В беседе по телефону с корреспонден-
том «Литературной газеты» проректор уни-
верситета тов. Б. Корчагин сообщил:

— Университету отведеню лучшее здание
города. На преподавательскую работу вы-
делены известные в республике ученые-тад-
жики во главе с нашим ректором, докто-
ром. исторических наук тов. 3. Раджабо-
вым. Кафедры возглавили многие видные
профессора Москвы, Ленинграда, Ташкента
	и других городов стравы.

Мы готовим историков, филологов, гео-
логов, почвоведов, зоологов, ботаников, фи-
зиков, химиков и других специалистов.

В первом наборе студентов — 260 юно-
шей и девушек. Среди них 120 таджиков
и узбеков, успешно окончивших среднюю
школу; 15 человек, получивших золотые
медали, приняты без экзаменов.

Житель высокогорного Памира, молодой
колхозник кишлака Рушан Маманаби Зуло-
‘биев поступил на биологический факультет.
Другой памирец, Шакарбек Раджабеков,
окончивший школу с золотой медалью. за-
	числен на геслого-почвенный факультет.
Камар Исмаилова — жительница поселка
Исфара — изучает биологию, ее сестра
	Хамзия учится на филологическом факуль-
тете. На этот же факультет принята моло-
man поэтесса из Ура-Тюбе, окончившая
среднюю школу с золотой медалью Хурше-
да Атаханова. - е :

Помимо посещения лекций, студенты с
большой активностью участвуют в практи-
ческих занятиях; проводимых в учебных ка-
бинетах и лабораториях. Кроме лаборато-
рий и кабинетов, при университете созда-
ются музей, ботанический сад, астрономи-
ческая обсерватория и другие научные уч-
реждения. Для университетского ботаниче-
ского сада отведен в центре города болъ-
шой парк. « -

Кроме специального оборудования, мебе-
ли, учебных пособий, полученных в плано-
вом порядке, большую помощь нам оказа-
ли университеты братских республик. Мос-
ковский государственный университет им.
Ломоносова ‘прислал 1.500 учебников ‘и
книг. Узбекский государственный  универ-
ситет выделил оборулование для лаборато-
рий и 130 названий учебников, в том числе
на языках народов среднеазиатских респуб-
лик. Хорошую библиотеку подарил нам Ка-
занский государственный. университет им.
Ульянова-Ленина.  Посылки с книгами,
учебными пособиями, справочниками, reo-
графическими картами получены из Ленин-
трада, Днепропетровска, Томска, Горького,
Ростова-на-Дону, Саратова и других горо-
	PLOG,
	Новая книга. об академике
Т. Д. Лысенко
	К пятидесятилетию одного из замеча-
тельнейших советских ученых, неустанного
новатора Tpoduma Денисовича Лысенко
Профиздат выпустил в свет книгу  очер-
ков Александра Поповского «Искусство
	творения».
Книга эта показывает путь Т. Д. Лысен:
	ко в науке с 1925 года, когда он был мо-
лодым агрономом на Ганджинской селек“
ционной станции, до наших дней. Писатель
рассказывает об основных трудах ученого,
о работе его ближайших учеников. Колес-
ника, Глущенко, Авакьяна, Филиппова, ©
той пользе, какую принесли открытия пре-
зидента Всесоюзной академии сельскохо-
зяйственных наук имени Ленина народно-
му хозяйству нашей страны.

В предисловии к книге «Искусство тво-
рения» действительный член Академии
наук Эстонской ССР лауреат ‘Сталинской
премии И. Г. Эйхфельд пишет: «Книга
А. Д. Поповского пробудит интересу на-
шего читателя к научным исканиям, булет
способствовать воспитанию высокой идей-
ности и принципиальности в борьбе’ за ма-
териалистическое мировоззрение, умения
отстаивать его в борьбе с остатками идеа-
листических взглядов в науке».
		110 Советскому
Consy
ХРОНИКА КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ
	$ Ленинград. Сюда из Некрасовского
района Ярославской области возвратилась
научный сотрудник Института литературы
Академии наук СССР тов. О. Ломан, В
селе Грешнево, гле в детстве жил поэт
Н. А. Некрасов, в шкафу старинной церкви
тов. Ломан обнаружила архив отца поэта—
Алексея Сергеевича Некрасова. В архиве
разнообразные документы и ‘материалы, oT:
носящиеся к 1839—1861] годам и представ-
ляющие значительный интерес. Обнаружен
также неизвестный портрет Н. А. Некрасо-
ва с его автографом, датированным 1865 го-
дом.

Часть найденных материалов включается
в экспозицию: музея-квартиры Н. А. Некра-
сова в Ленинграде. Некоторые документы
передаются в музей поэта в Карабихе Нек-
pacosckoro района Ярославской - области.

$- Вильнюс. Из Вильнюса на Всесоюзную
выставку, посвященную 30-летию ВЛКСМ,
отправлены работы художников и граверон
республики. Произведения мастеров кисти
отображают героическую борьбу комсомоль-
цев против буржуазного режима в Литве,
против немецких оккупантов, а также по-
казывают` авангарлную роль комсомольцев
в послевоенном социалистическом ‘строи-
тельстве,

Среди присланных на выставку работ: гра-
вюря студеники Художественного институ-
та Пашкаускайте — «Партизанка», барель-
еф Швариса, — «Герой Советского Союза
Мария Мельникайте», барельеф Улозайте—
«Народная танцовщица» и’ другие, “