ордесть советской ` литературы

Анатолий КАЛИНИН
&
	ки не сложить ‘боль-

стью. из которой та
& изображе-

тоя художественной правды,
	нием самого существа жизни.
В замечательных ‘образах  Пантелея
о re eon, Hapratba, Ак-

Прокофьевича, ИльиниШНЫ, бб.
синьи, в’драматической фигуре Григория,
потерибвшего духовное крушение в жиз
ни, видим ‘мы живых, реальных людей.
Трудно’ сказать, в кому бы еще из совре-
менных наших художников в такой степе-
ни применимы. слова Белинского; «Где
жизнь, там и ноэзия».

Обладая высоким о даром поэтического
обобщения, никогда не грешит Шолохов
против исторической правды. Еще волну-
ются отрасти вокруг завершающей  «Ти-
хий Дон» сущьбы Григория Мелехова:
Многим читателям хотелось бы видеть Три-
тория в советском стане, но так ине, су-
мел Григорий оторваться от берегов  ста-
рой жизни. Нарождающееся новое властно
тянуло его к.себе, и одно время =Григорий
даже пошел с Федором Подтелковым, но
слишком крепки были корни, привязываю-
шие Мелехова К патриархально-кастовой
жизни, реакционной казачьей военщине.

Незабываемо окончание романа. Шо рос-
тепельному мартовскому льду Григорий пе-
реходит через Дон в хутор, берет на руки
Миашатку, едва признавшего в этом борода-
том и страшном на вид человеке отца.
«Это было все. что осталось у него в
жизни, что пока роднило его с землей и
со всем этим огромным, сияющим под хо-
лолным солнцем миром».

Пристально  вглядываетея Григорий в
черты Мишатки —— предетавителя гряду-
щего мира. За Мишаткой Мелеховым —
будущее. Молодости его назначено ©ов-
пасть в Великим Переломом в жизни 1е-
ревни, и, возмужав, он впоследетвий, в
войне с немецким Фаптзмом, утвердит
величие и благородство духа свободного
советского народа.

Григорию Мелехову противостоит Миха-
ил Кошевой. Намеченные в «Тихом Доне»
черты этого большевика мы увидим потом
развившимися в образе деревенских ком-
мунистов Нагульнова и Разметнова, кото-
‘рые под руководством путиловекого ROMMY-
ниста — посланца партаи и рабочего
класса Давыдова поворачивают трудовое
крестьянство на путь новой коллективной
Жизни,

Да, бурно вторгается в донские станы
и хутора революционная весна 1930 года.

`’Перепахавиий единоличные межи плуг
коллективизации провел’ глубокую борозду
в сознании трудового крестьянства. «Под-
нятая целина» Шолохова имеет завидвую
для литературного произведения судьбу,
став не только художественным, но и исто-
рическим документом революционного пе-
реворота в сельском хозяйстве страны. В
реалистических образах большевиков Да-
вылова, Нагульнова, Разметнова, бедняков
и середняков Майданникова, Щукаря, Лю-
бишкина и противостоящей им фигуре ку-
лака Островнова мы видим соотношение
борюшихея классов в деревне. Островновы
обречены на поражение, но не сразу под-
давалась донская елиноличная целина.
Яростно сотротивлялось кулачество, п в
беспотнадном разгроме этой последней ото-
ры ‘капитализма -=— великое торжество
идей партии.

Олержана победа в борьбе за середняка.
Rak прорвавшая плотины полая вода, ует-
рехляетея ‘трудовое крестьянство в кол-
хозы. «Прошу допустить меня до новой
жизни, так как я с ней вполне  соглас-
ный», — пишет середняк. Кондрат Май-
данников. 0х, трудно происходит приоб-
щение середняка Майданникова к новой
волхезной вере.

«Лома Вонлрат зашел. на баз к быкам,
подложил им в ясли скудную охапку сена;
вспомнив, что завтра вести их на общий
баз, набрал огромное беремя сена, велух
Сказал:

— Hy вот и расставанье подошло...
Подвинься, лысый! Четыре года мы, казак
на быка, а бык на казака, работали... И
путного у ‘нас ничего не вынею. И pam
	впроголодь, и мне скушновато; Через это
и меняю вас на общую жизнь, Ну, чего
разлопущилея, будто и на самом деле
понимаешь? »

А вот уже весной, после того, как на
полевом колхозном стане Давыдов подвел
итоги соревнованию впервые сеявших на
обобществленной земле колхозников, Конд-
рат Майданников разговаривает со своей
женой: . , .

«~——fouapama, Давыдов тебя повели-
чал... вроде бы в похвальбу... А что это
такое — ударник?

Кондрат много раз слышал это слово,
но об’яснить его сне мог. «Надо бы у Да-
вылова разузнать!» — с легкой досадой
подумал он. Но не растолковать жене, уро-
нить в её глазах свое лостоинетво он не
мог, а потому и об’яенил, как’ сумел:

— Уларник-то? 9x, ты,  дура-баба!
Уларник-то? Kru... Эт... Ну, как бы тебе
понятней об’яснить? Вот, к примеру, у
винтовки есть боек. каким пистонку раз-
бивают — его тоже самое зовут Уларни-
ком. В винтовке эта штука — заглавная,
без нее не стрельнешь... Так и в колхозе:
уларчик есть самая заглавная фигура, по-
няла?»,

Так торжествует повое и в сознания
‘серелнякя Майланникова. Так уже видим
мы в «Полнятой цехине» очертания той
колхозной действительности. с которой
	ВИННИ

НИ

ПИ
	сроднились сегодня, В0 уже и она отход
в историю, уже не ударник, а стахановет,
Герой Социалиетического Труда — «3%
главная фигура» в колхозной деревне,
Йо в то время, когда поднималась векн.
	вечная крестьянская целина, только zy.

хожнику, идущему в ногу с современ.
ностью. тлубоко проникшемуся верой!
	партию, было дано увидеть 19, 419 ВЫ
‘стало явью.

Взволнованно пишет Шолохов о партил,
Каждый раз, когда он говорит о партии,
6 красном знамени революций, в голосе ел
сквозит горячее чувство.

«Отделенная от Гремячего Лога полуте о
ра тысячами километров, живет и ночьн,
закованная в камень, Москва: тягуче, пут.
зывно ревут паровозные гудки, неребораму
огромной тармонии звучат автомобильные
сирены, лязгают, визжат, стрегочут трал.
paw. А за ленинским мавзолеем, за креу.
левской стеной, на вышнем холодном вет.
ру, в озаренном небе трепещет и свива.
ся полотнище красного флага. Освещении
снизу белым накалом электрического света,
оно кипуче горит, струится, как льющаля
алая кровь. Коловертью кружит BLM
ветер, поворачивает на минуту тяжко и.
висающий флаг, п он снова  взвивается,
устремляясь KOHUOM то на запад, том
восток, пылает багровым полымем восоте.
ний, зовет на борьбу...»

Все, что есть на Дону, нераздельно сл.
то с именем Шолохова. так же, как в
что есть в Шолохове, так или иначе св.
зано с Доном. И когда едешь по преобре.
женпой донской степи, в образах ли Hac’
ляющих ‘ее людей, в чертах ли пейзаж,
ила в своей душе, растроганной  обилих
навеянных! ‘воспоминаний, неизбежно
ишешь и находишь черты, созвучные хп]
полоховской поэзии. С годами это чувет
не блекнет, не утрачивает своего обаяния
H новизны, оставаясь юным, как юными
остаются образы, вылепленные воображь
нием художника, вдохновленного жизнь,
Непреходящая юность образов — yin
истинного таланта. Аксинья.  Гритори
Пантелей Прокофьевич, Наталья, Нагул-
нов, Шукарь—насколько богаче етали зы,
узнав в них и старых, и новых врестья,
и живших в плену  Частнособственниче
ских инстинктов, и вышедших на шир.
кую жизненную дорогу,

Жизнь шолоховских героев всегда пре
стает перед взором читателя в движении;
в развитии. Писатель то изнутри освети
их, то покажет с новой стороны п 0бн.
жит их существо еще ярче.

Как истинный художник, он любит т
видит деталь и, как подлинный художник,
никогха из одной любви к детали не при»
несет ее в свое произведение, & все пот
чинит большой мысли, Яеный, исполнее
ный народной поэзии язык его повествова
ний сообщает  неотразимую силу м
мысли.
	Bee больше в нашей литературе пис:
телей, которые, подобно Шолохову, Hepar
рывно связали движение своего творчееты
с живым движением жизни. Rak He it
звать злесь Овечкина, чьи терои-— живы
наследники героев Шолохова.

Вепомним, ‘каю оазговаривают” траки
ристы в одном из рассказов” Овечкия,
Один из них рассказывает про случай, 1
торый был в колхозе имени Ворошилом:
«Парня посылали на курсы тракторист,
он отказался, — это дело уже  устарет,
И левчата, мол, уже на трактористов в
заглядываются, не в диковинку. Посыла
те на шофера, — согласен».

«Заря горела, — роняет мимоходом пе
сатель, — предвещая назавтра бурю.
И вдруг в тишине договаривает другой те
рой, по натуре немножко философ: «Я м
свою должность о никогда на. шофера №
сменял. Тракторист =— это фигура ист.
рическая. Вто вызволял колхозы из п
рыва в те годы, когда тут сорняки был
выше радиаторов? Трактористы! Вто боль
ше всех труда положил на колхозной 3е\.
ae? Трактористы...» «Небо на западе №:
няло цвет, как остывающее  раскаленни
железо, вынутое из горна», — опять пос
паузы как бы невзначай замечает автор.

Что же тут необыкновенного ° сказано!
Bee просто и обыкновенно. Посилели трак:
	тористы у бригадного вагончика, погове
рили. Но какая поэзия вырастает 3 м
	рили, HO какая Поэзия вырастает из м
буднячных слов, освещаемых коротких
вепышками авторских ремарок. На в
	читатель, повеяло и минувшей историей
первых, последовавших за «Поднятой пе
иной» лет колхозного движения, и ее
годняйтней действительностью. Здесь и 0:
раз неугомонного труженика колхозной
степи, которому уже подавай другую, б
лее совершенную машину, и сама, испол
ненная ‘нового ‘очарования, степь.

Вот что. стало с Кондратом Майданник
вым и с другими крестьянами, которых
партия открыла двери в колхозы. Живая
преемственность соединяет, героев Шолохо-

заслуга автора «Тихого Дона» и «Подня
той целины». впервые. показаршего. ка

№
ва с трактористами Овечкина, Велика 2
	вскипали среди берегов казачьей реки
волны революционного тазлива,

Еще не закончено начатое  ПТолоховых
	произведение о Беликой Отечественно
войне советекого народа против неменког
фашизма. Но уже в «Науке пенавпето
разглядели. мы новые черты нашего нару \
да, несущего человечеству высшую комм“
нистическую ‘правду. Как и всегда, хулох:
ник идет в ногу с жизнью. Его произведе
ния неразрывно связаны е лвижением Har
шего. нарола к коммунизму,
	ХУТОР ПУХЛЯКОВСКИЙ-на-ДоНУ.
	ВСТРЕЧА ПИСАТЕЛЕЙ
С МОЛОДЕЖЬЮ
	‚ИРКУТСК, (Наш корр.). Здесь состоял:
ся большой литературный вечер, посвящен“
ный  Тридцатилетию комсомола, В актовом
зале Педагогического института  присут
ствовало свыше шестисот молюдых о стаха:
новцев, студентов, учащихся средних школ.

С докладом «Комсомол и советская лите
ратура» выступил бывший комсомолец, уча
стник гражданской войны, писатель Гаври
ил Кунгуров. Писатели Георгий Марков й
Иван Молчанов-Сибирский поделились с80-
ими воспоминаниями о работе комсомольцев
Сибири в первые годы ‘советской власти
Агния Кузнецова, Юрий Левитанский, Алек.
сандр Гайдай, › Анатолий Ольхон, Елена
Жилкина, Алексей Самсония прочитали
свои произведения, посвященные reponte-
ской советской молодежи. Секретарь обкома
ВЛКСМ тов. Степанченко говорил 06 ог
ромной любви молодежи к советской плите
ратуре.
	`Несостоявшаяся беседа.
	—..и-фя
		OM
	министр
	Вл. ЛИФШИЦ
	Специальный корреспондент
«Литературной газеты»
		Трудно писать о Шолохове. Не потому,
что нужно придумывать, чем бы еще ук-
расить жизнь вдохновенного художника, —
nau итимер этой творческой жизни давно
	CaM ‘пример этой ‘творческой зачет Ane
уже стал украшением нашей литерату-
ом ао полной mepod
	ры, -—— трудно потому, 19 вне Mepis
не выразить на газетном листе всей
сыновней любви, выношенной в сердце.

В Шолохове, сыне простой крестьянки,
ставшем крупнейшим писателем современ-
ности, счастливо соединились революцион-
ная молодость нашей литературы и ее
глубокая связь © духовным ботатетвом на-
рода, ее высовая верность освободитель-
ным ндеалам человечества и непримири-
мость в борьбе @ врагами подлинной демо-
кратии.

Шолохов проникновенно показал красо-
ту и поэтичность внутреннего мира прос-
того трудового человека. В этом — пафос
его творчества, впечатляющая сила талан-
Ta.

И ло Шолохова в русской литературе
	писали. 0 крестьянстве. “Но Никто Не обна-
	ружил такого знания самых совроевенных
глубин его психологии. Никто не нашел
таких верных слов и красок для изобра-
жения великого размежевания о враждую-
ших классовых сил, происходившего после
Октябрьской революции. в ‘деревне. Никто
не вылепил с такой скульптурной вырази-
тельностью образ крестьянского тружени-
ка, одолевшего в жестокой борьбе своего
извечного ‘врага — кулака и выходящего
за рабочим классом и его партией на до-
рогу новой коллективной жизни.

В тоды тражданской войны на Дону
кипели страсти классовой борьбы. Обозна-
чилея глубокий водораздел между владев-
шей землей богатой верхушкой казачества
ий неимущим,  изнемогавшим в нужде
крестьянством, неутоленно. носившим в
	сердце мечту о. земле. Вак указывали
Ленин и Сталин, отвоевать землю можно
было только в борьбе за советскую власть.
Нарисованные в «Тихом Доне» картины
этой, исполненной драматизма, борьбы 0оза-
рены еветом полоховского таланта.
Медленно и неторопливо развертывает-
ся повествование «Тихого Дона», как не-
торопливо само течение Дона. Но видел
ли кто-нибудь, как на стремнине ‘Дона
встают с самого дна, воронками кружат
воду неиссякаемые глубинные ключи? Так
‘в шолоховском произведении под величест-
венно спокойным названием ни на мину-
ту не прекращается движение. Еще нака-
нуне революционных событий, перевернув-
ших весь патриархальный уклад  устояв-
шейся казачьей жизни, видим мы, как.
первые трещины проходят по ровной по-
верхности будто бы тихого Дона, — быть
на Дону лелоходу! Скоро двинуться ему,
разливаяеь все шире, и уже не остановить-
CA до той самой поры, пока не захлест-
нет весенним разливом казачью землю,
на которой живут герои Шолохова.
`Властно вторгаются неотвратимые собы-
тия и в живущую на окраине хутора Та-
тарского семью казаков Мелеховых. Вако-
ва же была сила вепененной революцией
волны, докатившейся сюда сквозь сослов-
ные запруды, отделявшие казачество от
масс русского крестьянства! Живонисуя
`хень за днем, год за годом историю семьи
Мелеховых, художник исподволь утвержда-
ет нас в том, что в какие бы разные фор-
‚мы ни выливалась борьба на орловекой,
скажем, земле или на донской, а природа
этой,  избороздившей крестьянское море
России, борьбы и здесь и там остается
все та же — классовая.
Поэтому и векормленные на одной и
той же казачьей земле Григорий Мелехов и

` Михаил Вошевой могут оказатьея в пооти-
	воноложвных лагерях. ”* 1

История Мелеховых — это, в сущноети,
потория того, как разрушались устои со-
циальной несправедливости старой дерев-
ни. На Тихом Дону пробудились и встре-
тилиеь непримиримые течения. Дрогнули
и Мелеховы. В образах старика Мелехова
и его сыновей — художественное оли-
цетворение всего происходившего B TO
время: на донской земле. Могучие удары
потрясают  мелеховский дом. Uysersyer
Пантелей Прокофьевич, как невидимые и
пугающие его своей новизной силы рвут
	корни, Навечно, казалось,  соединивиие
казачество с монаршей и этаманекой
‘властью. ‘
	Бьется в бессильных потугах, рвется из
круга обступивших его ‘противоречий Гри-
горий. В хуторе Татареком. как в капле
	воды, отражается волнение, ’потрясавшее
русскую землю.

Дон называли казачьей  Ванлеей. Ho
	пожар бушевавшей там борьбы разжигал-
ся руками интервентов — немцев, ‘ан-
гличан и французов. Издавна манил их к
себе этот жирный кусок земли. Монархи-
ческие генералы Корнилов и Деникин, Ка-
ледин и Враснов выполняли волю империа-
листических стран, проливая кровь рус-
ского народа. Беднейшее казачество ношло
не за ними, а против них, вступило за
Буденным в Первую Конную армию; прим-
кнув K председателю Донского’ казачьего
военно-революционного комитета Подтелкоз
ву. Драматические страницы посвятил Шо-
лохов жизни и гибели донского револю-
ционера Федора Подтелкова.
	Шолохов ищет в своих произведениях
художественное выражение социальной
правды. В поисках этой правды и совер-
шают суровый жизненный путь шолохов-
ские горои. Все достоверно в разворачивае-
мых Шолоховым картинах, = не той из-
мельченной, распалающейся наз внешние
подробности, кажущейся правдоподобно:
	нистерства. Во-вторых, ‘низкое качество ре-
монта аппаратуры вотомельской мастер-
ской. Тольво-только выйдет аппарат из ре-
монтя, з уж надо снова везти его в Го-
мель. В-третьих, изношенность кинолент,
поступающих в сельский фонд. Вместо 600
сеансов, как предусматривает министер-
ство, ленты едва выдерживают 350—400.
Мне рассказал председатель Майского сель-
совета Федор Иванович Середов, что ему
дважды пришлось смотреть картину «Ва-
менный цветок»: в лобине и у себя в
сельсовете. «В городе я видел всю карти-
ну, а здесь колхозникам и полкартины не
показали!»

— А новые фильмы? — спросил ми-
	нистр. — Бидели колхозники новые совет-
ские фильмы?

— Нет, товарищ Юрасовский. В колхо-
зах не демонстрировали ни «Сельскую учи-
`‘тельницу», ни «Пирогова», ни «Русский
` вапрос», ни «Оказание © земле Сибир-
ской». Единственный новый фильм, ко-
торый видели в Старой Рудне, — «Подвиг
разведчика». Но ведь было 970. B Старой
Рудне, а в соседний Майсвий сельсовет
«Подвиг разведчика» уже не привезли.

— Виновата  бесплановость! — сурово
сказал министр.

— Я тоже так думаю. Беспламовость в
	вашем министерстве поистине из ряда вон
	выходящая. Например, в колхозе имени
Кирова пять раз показывали «Александра
Певского», хотя уже на нервом эвапее пс-
бывали все желающие. Естественно, что на
других сеансах зрителей было маловато...
Вывали случаи, когда нелобросовестный ме-
ханик привозил в колхоз старую картину
и шел на прямой обман, чтобы заманать
зрителей.

— Факты! — потребовал министр.

—щ Вот факты: киномеханик Александров
показал колхозникам «Пюрнбертекий про-
	nece>, &@ на другой день вывееил плакат—
	«Суд народов»; люди думали, что им по-
кажут новую картипу, и купили билеты.
А в друмм колхозе после демонетрации
картины «Сыновья» механик об’явил о
выпуске какой-то  новедомой картины:
«Белорусские сыны». Оказалось, это все те
же «Сыновья»! Или вместо того, чтобы ре-
кламировать  научно-популяюный фильм
«Повесть о жизни растений». механик
об`являл фильм «Повесть о жизни»,

—- Безобразие! — вспыхнул  минястр.
— Конечно, безобразие! — покорно co-
тласилея я. — Таким образом, товарищ

министр, основные причины плохого с0-
стояния кинофикации белорусского села—-
это отсутствие твердой организаций,
планирования и контроля, низкая КВАЛИ-
фикация киномехаников, плохое качество
ремонта аппаратуры. Стало быть, упреки
колхозников адресованы в первую очередь
министерству...

— И мне лично, — мужественно сказал
министо.

— Это не снимает, конечно, ‹ ответет-
венности ие местных советеких организа-
ций, — лобавил я. .

Вог так, вероятно, и. протекала бы на-
ша босела. Но она не состоялась. Министо

был занят. Хочется думать, что занят он
был срочной: работой по улучшению кичо-
фикации белорусского села.
	ПИСЬМА. В РЕДАКЦИЮ
ГДЕ НОВАЯ ПРОГРАММА?
	Прошел уже первый месяц нового уч6б-
ного гола, а мы, учащиеся 10-го класса
мужской средней школы № 3 г. Отавропо+
ля на Кавказе, изучаем литературу 10
прошлоголней программе.

Мы помним слова министра просвеще-
ния РСФСР тов. Вознесенского из статьи,
помещенной в «Литературной газете»
№ 56. о том, что в 1948/49 учебном
году школы получат новые программы по
литературе и что «Куре будет начинаться
ввелением, латощим общую характериети-
	ку советской литературы, как нового,
высшего этапа в развитии русской и ми-
ровой литературы».

Почему же мы изучаем советскую лите-
ратуру по старой программе? Где новая
программа? Мы опасаемся. что весенние
экзамены в 1949 году нам придется сда-
вать пе новой программе, которую когдз-
нибуль да пришлют в нашу школу, и мно-
гие наши ученики к этому времени не
будут обладать необходимыми знаниями.
Ато же булет виноват в этом?
	Группа учеников‘ 10-а класса мужской
школы № 3 г. Ставрополя.
	—+-——-

ПРОШУ ПОМОЧЬ
НАШИМ УЧЕНИКАМ
	Во мне обратились ученица моей шко-
лы Лариса Арсентьева и ее брат Бер-
нард, ученик начальной школы № 35. с
	просьбой оказать им помощь в получении
	алиментов. .:
Их отец — Арсентьев Иван Михайло-
вич — вот уже пять лет как бросил
	семью и помощи ей никакой не оказы-
вает. Мать детей, Арсентьева 0. Т., в на-
стоящее время больна. Ona инвалид
П группы.

Я лично писал дважды прокурору го-
рода Львова и прокурору Красноармейско-
го района в этом же городе, но ответа от
них не получил. Прокуреры не прини-
мают никаких мер для взыскания  али-
ментов с тр. И. М. Арсентьева. А мы
знаем, что он живет в г. Львове, на. По-
лиграфической улице д. № 15, вв. 3.

Прошу редакцию «Литературной газе-
ты» помочь нашим ученикам, чтобы они
‘имели возможность ‘регулярно получать
деньги от отца и нормально. продолжать
образование.

В. ПОНОМАРЕНКО,
	директор женской средней школы
№ 14 г. Красноярска.
	=— Министр занят.

— Может быть, к концу дня?

— Товарищ Красовский будет занят
весь день.

— Может быть, его заместители?

— Один в отпуске, друтой в от’езде.

Так и не удалось мне перед поездкой в
колхозы Белорусони познакомиться и пого-
ворить 0 делах сельской кинофикации ‘ни
с министром кинематографии BCCP тов.
Красовским, ни с одним из его заместителей.

Недели через две я вернулея в Минск
из Жлобинского района. В моей запиеной
книжке были отмечены многие’ прискорб-
ные факты, ‘которые я решил довести до
сведения министра.

Разговор в приемной повторился с удру-
чающим однообразием: «Министр занят. Он
будет занят весь день. Заместители? »...

...В ‘поезде Минск-—Москва мне попался
один из последних номеров  «Отонька»,
кажется, тридцать пятый, Я прочел в нем
юмористический раесказ В. Арщева «Шол-
номочный представитель» и иснытал неко-
торую неловкость за автора. В этом «ее-
селом» рассказе «из жизни сельских ки-
номехаников» есть такие строки:

«Лождавигиеь вечера, взрослые и дети
собирались в высоком и обширном сарае.
В нем было холодно зимой и нестерпимо
	жарко летом. Скамьи, табу`фетки и стулья.
	каждый был волен приносить © 6000й, а
‘большинство зрителей сидело на полу или
стояло. Кинолента, вилавшая виды за дол-
тую свою жизнь в системе межрайонного
проката, часто рзалась. Звуки речи доно-
сились до слушателей очень  приблизи-
тельно... В перерывах между частями...
слышен был громкий храп иных усталых
зрителей. которым невмототу было отка-
заться от киносеанса, но и ве по силам
оказывалось досмотреть картину».

Автора все это, повидимому, забавляло,
ему казалось рез это смешным и забав-
пым. В моем же ‘предетавлении эта автор-
ская веселость, потою даже умиление ве
вязались с гневными словечками белорус-
ских колхозников па адресу районных ки-
нопередвижек. И мне подумалось, что если
бы Артову пришлось бывать в кино ве в
Москве, а, скажем, в колхозе «Рассвет»
Жлобинекого района, тон его повестесвания
был бы, нало полагать, иным...

Вам, нарерно, поихолилось мысленно
воспроизводить какой-либо незостоявшийся
разговор? «Еели бы он сказал то-то, я бы
ему ответил так-то...» Это довольно увле-
кательное ванятие, особенно в поезле. Ле-
ма на верхней полке, я по этому пран-
пипу мысленно воспроизвел свой несогто-
явшийся пазтогор с министром. кинемато-
трафии БОСР тов. Втасовским. Он пропс-
ходил бы примерно Так:

— Салитесь, пожалуйста, — предложил
министр и тадушно указал на кожаное
кресло. — Чем могу служить?

— Товарищ. Ирасовский, я побывал в
колхозах ЧВлобинского района и считаю
долгом поделиться с вами своими наблю-
дениями, -— начал я.

— Заранее вам признателен, — cep-
течно сказал министр. — Работники ми-
нистерства ‘не так уж часто бывают в
районах. Простите, в Езком районе вы по-
бетвали?
	Перестро!
писательской
	30 сентября в Ереване состоялось со-
вещание правления Союза советских пи-
сателей Армении с активом писателей.
Совещание обсудило состояние и задачи
армянской советской литературы. В рабо-
те совещания приняли участие заместите-
ли генерального секретаря ССП СССР
В. Симонов и Н. Тихонов, председатель
комиссии ССП по армянской литературе
В. Кирпотин..

Секретарь Союза писателей Армении
тов. Сирас в своем сообщении рассказал,
что за последние годы армянская совет-
ская литература обогатилась такими HO-
выми книгами, как роман Напри Заряна
«Ацаван», повествующий о колхозном
строительстве в Армении в тридцатые го-
ды; роман А. Овсепяна «Сердце», изобра-
жающий комсомол в борьбе за Советскую
Армению в годы гражданской войны; ро-
ман Севунца «Проспект свободы» — 0
борьбе демократических сил в Иране. Олин
из старейших писателей Армении Д. Де-
мирчян после развернутой критики в про-
шлом году первого тома его романа «Вар-
ланак», учтя справедливые замечания,
переработал и закончил эту двухтомную
историческую эпопею, а сейчас работает
над романом о строительстве современно-
то Еревана. 0 грандиозном строительстве
Севанской  гидростаниии пишет роман
А. Саинян, выступившая в этом году с
интересными индустриальными очерками.

Шире развернулась в литературе борь-
ба с пережитками буржуазного национа-
лизма и других проявлений чуждой идео-
логии, В творчестве писателей наметился
поворот к темам современности; но вруп-
ных произведений. рисующих  послевоен-
ную созилательную работу трудящихся
республики, глубоко раскрывающих 0б-
разы советских людей, все еще нет. Ce-
тодняшний день Армении ждет своего изо-
бражения в литературе. Говоря of этом
отставании армянской литературы. Сирас,
однако, умолчал о том, что оно об’ясняет-
ся, в частности, и многими недостатками
в работе правления Союза советских писа-
телей Армении. Еще менее самокритичным
было выступление секретаря ССП  Арме-
нии Р. Кочара, который почти не касался
вопросов организационной и творческой
деятельности секретариата с0103а.

Участилки собрания Д.  Демирчян,
Г. Эмин, Р. Ованесян, Н. Зарян, Арази,
Г. Борян. В. Кирпотин и другие помогли
своими выступлениями глубже вскрыть
причины отставания аруянской литерату-
ры. Они резво критиковали секретариат
ССП Армении, слабое руководство писа-

— В shaobmacsom.

— Это один из передовых районов Го-
мельщины, — сказал министр, — по
кинофикации колхозов он вышел на вто-
рое место в области.

—- Тем лучше. Если так обстоит дело в
передовом районе, можно легко предета-
вить, каково же положение в отстающих,

— Я вас слушаю.

— Перенравились мы на нароме через
Днепр и минут двадцать спустя прикатили
на машине в Майский сельсовет, в колхоз
«Червоный Октябрь».

— Ну, тут-то, наверное; вое в порядке!
Передвижка чаето: посещает колхоз...
	— ИАлнопередвижка не приезжала в.
	«Червоный Октябрь» больше года! Больше
года не было кинопередвижки и в колхозе
имени Советов; и в колхозе «Отроитель»,
и во многих других,

— Странно, странно, — сжазал = MH-
нистр. записывая что-то в блокнот, — вы
	не узнали, почему в колхозах He бывает
	киносеансов?

— Киномеханики, с которыми я разго-
варивал в Жлобине, об’яснили, что вы-
толнее обслуживать болег крупные колхо-
зы. Им нужно выполнять финансовый план.

— Это в корне неправильно! — сер-
HIT) сказал министр. °.

— Вполне согласен с вами. Однако, то-
варищ Красовский, и в крупных колхозах
района кинопередвижки появляются крайне
редко. Правительство обязало районные от-
зелы кинофикации обслуживать киносеан-
сами каждый сельсовет не реже двух раз
в месяц. А в Майском сельсовете за восемь
месяцев было показано только три кинокар-
тины. В Старой Рудне за полтора месяца
был всего один киносеане. Не лучше 06-
стонт. дело и в Бобовоком сельсовете.
Везде, где мне пришлось побывать,  кре-
отьяне в один голос жалуютея на редкие
посещения их колхозов кинопередвижками.
Вторая жалоба — на плохое качество де-
менстрации фильмов. Вот что расоказал
мне колхозник, Илларион Иванович Афана-
сенко: «Привезли к нам в «Рассвет» вар-
my «Адмирал Нахимов». Пришел ee
смотреть весь колхоз — от мала до вели-
ха. Вель это же праздник для нас. И rot
вачалось... Я сперва считал, сколько раз
останавливалея движок и рвалась лента,
а потом и счет потерял... бкажу вам толь-
ко OHO: запустили картину в 10 часов
вечера, а закончили ceane в 4 утра!»

— А в Старо-Рудненеком  сельсотете
кпномеханик продал билеты, с 9 вечера до
часа ночи колхозники терпеливо жлахи, но
	сеансе так и не состоялся.

— В чем же причина? — спросил ми-
нистр.

— Во-первых. низкая квалификация ки-
номехаников. Многие из них похожи Ha
молотых поферов. умеющих только вертеть
«баранку», но не способных устранить
самую пустятную неполалку. Вам, товарити
министр, нужно лично обратить вниманте
на подготовку кигомехаников. Вель куреы-
то нахолятся в Минске, нелалеко от. ми-
			троить работу
	организации
	тельской организацией. Многие армянские
писатели фактически оторваны от жизни,
не привлечены к активной разработке ак-
тзальных проблем современности, вслед-
ствие чего в армянской литературе не с03-
дано буквально ни одного крупного про-
заического произведения, ни одной во
эмы о строительстве, ничего не напи-
сане на индустриальные темы, о 13-
бочем классе современной Армении. Вме-
сто сосредоточения всех сил писатель-
ской организации Ha выполнении этих
	основных, еше не решенных  за431
в некоторых случаях наблюдается неизжи-
тая групповщина, мелкая окололитератур-
ная возня, мешающая секретариату прав-
ления союза и всей писательской органи-
зации в целом сосредоточить внимание на
тлавных. стоящих перед нами проблемах.
	Опасные рециливы этой вредной группов-
	щины и семейственности сказались. на
некоторых выступлениях и в самом ходе
совещания.
	Выступивший на совещании Н. Тихонов
говорил о путях творческого оздоровления
и похема армянской советской поэзии. На
плохую организационную работу секрета-
риата и правления ССП Армении, как на од-
ну из основных причин отставания армян-
ской прозы, указал К. Симонов. Секрета-
риат не направлял творческую  деятель-
ность писателей, неправильно распределял
командировки на предприятия и в колхо-
зы, не помогал авторам в создании новых
произведений. Отражением плохого стиля.
работы векретариата служит орган Союза.
писателей — журнал «Советакан rpana-
нутюн eB арвест» (редактор Р. Кочар).
Восемь номеров журнала за этот год по
отделу прозы в основном заполнены пе-
реводами русских романов, которые гораз-
до целесообразнее была излать отдельны-
ми книгами; из крупных оригинальных
произведений аомянских прозаиков за во-
семь месяцев напечатаны лишь одна по-
весть и одна пьеса, что, разумеется, с03-
дает совершенно нетерпимое положение.
Первейшая задача секретариата Союза
писателей — поднять уровень этого жур-
нала, ортанизовать плодотворную творче-
скую работу писателей, мобилизовать их
на создание нужных, хороших книг о сози-
лательным труде замечательных людей
Советской Армении.

В оживаенном обсуждении задач арман-
ской советской литературы приняло уча-
стие более 30 писателей и критиков. Co-
вешание избрало комисеню и поручило ей
разработать к ближайшему заседанию прав-
ления практические меры. обеспечивающие
коренную перестройку работы  писатель-

ской организации, необходимую лля серь-
езной борьбы за новый под`’ем армянской
советской литературы.
	ФОЛЬКЛОР КОЛХОЗНОЙ СТАНИЦЫ
	Много новых песен сложили колхозники
о ‘своей жизни, о свободном, радостном
труде, о высоких урожаях. ‘

Обследование велось в производственных
коллективах—полеводческих звеньях, трак-
торных. бригадах и т. д. Собран не толь-
Ko фольклюрный ‘материал, но и сведения о
тех, кто. слагает песни,

Прекрасными знатоками и исполнителями
народных песен являются Герой Социалисти-
ческого Труда Анастасия Аксенова—звень-
евая колхоза «Большевистское = знамя»,
звеньевая Макарова, награжденная орденом
Ленина, и многие другие,

Материалы, собранные экспедицией,   сви-
детельствуют о большом  под’еме народ-
ного устно-поэтического творчества.
	педавно из Сталинградской области воз-
вратилась фольклорная экспедиция Инети-
тута этнографии Академии наук СССР.
Руковолитель экспедиции, кандидат фило-
логических наук тов. В. Крупянская рас-
сказала корреспонденту «Литературной. га-
зеты»:

— В районах Хопра сохранились бога:
тейшие традиции народного песенного твор-
чества. Экспедиция собрала сотни песен,
частушек, сказок. Среди них — старин-
ные песни о войнах с Турцией и Японией,
песни эпохи первой мировой войны и граж-
данской войны. Широкое распространение
в колхозной среде получили песни о Вели-
кой Отечественной войне,

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
9 —— № 81