В. БАХМЕТЬЕВ.
Неразрывная связь
с народом
	«ИЗБРАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ»
Вяч. ШИШКОВА
	Отмечая 7То-летие со дня рождения вы-
тающегося советского писателя, лауреата
Сталинской премии В. Я. Шишкова, мы
располагаем только что выпущенным Tee-
литиздатом INECTHTOMBMROM его избранных
произведений.

Это издание. включает лучшие произве-
дения В. Шишкова. Советский читатель
имеет возможность проследить весь твор-
ческий ‚путь художника — OT первых его
повестей и рассказов («Краля», . «Ванька
Хлюст», «Помолились»у ‘«Чуткие были»,
«Тайга» и др.) до последней монументаль-
мой работы, отмеченной Сталинской . пре-
мией. «Емельян  Путачев»- Издание с0-
провождаетея очерком о. жизни и творчест-
ве писателя.

Проработав много лет в ба (с 1894
по 1915 г.), писатель посвятил ей мно-
тие свои произведения — от ранних рас-
Сказов до такой крупной. вещи, как роман
`«Утрюм-река». Жизнь самых” ‚различных
слоев сийирского населения — or Hp.
мышленников и купцов до крестьянства и
‚рабочих, от предприимчивых русских «зо-
  лотонекателей» и колонизаторов царского
‚времени до угнетаемых ими малых нарюд-
  ностей — запечатлелась па страницах
книг В. Шишкова. История зарождения,
роста и крушения сибирского катиталиота-
золотопромьииленника нарисована в заме-
чательном романе «Уфюм-река».

«Весправие, насилие, варватство, отраб-
	ление трудящихся — все 310 в ромаве
проклято; капиталу, всему старому зкс-
плоататорекому строю. пропета отходная»:
Так писал сам автор о задаче романа. «Уг-
рюм-река» в момент его завершения
(1933 г.). Так он мог бы сказать п о всех
тех своих книгах, которые были госвяще-
ны прошлому.

Писатель дал нам немало ярких произве-
renal из жизни советского общест-
	  ва, & среди них такие примечательные Bem
	пи. как  «Пейпуе-озеро», «Странники»,
	«Свежий ветер» и др..

Среди патриотических произведений со-
ветеких авторов «Емельян Пугачев» Шиит-
кова занимает виднейшее место, — прежде
всего благодаря тому, что героем этой
эпопеи является русский народ. Чтобы
создать исторически правдивый 9браз «му-
жицкого бунтаря», автор «Емельяна Шу-
гачева» проделал большой труд историо-
графа, пересмотрев заново многое из того,
что нам оставлено мемуаристами и истори-
ческими романистами. Вяч. Шишков создал
яркий и обаятельный образ народного вож-
дя, он сумел — и это главное — передать
сложный характер эпохи.

Творчество В. Я. Шишкова пользуется
любовью советского читателя, оно свиде-
тельствует о том, каЕ важна для писателя
неразрывная связь е народом.
	СОЗДАТЬ ОСТРУЮ
ПОЛИТИЧЕСКУЮ
САТИРУ
	Открытое письмо советским писателям
	Цирк — одно из самых любимых и поз
пулярных зрелиш народа. Однако, цирковое
представление, лишенное хлесткого сати-
рического” слова, как правило, не имеет
успеха. Значение в цирковом представлении
советского клоуна-публициста, клоуна-са-
тирика, клоуна-обличителя чрезвычайно ве-
лико. Веселая. злая ‘шутка помогает в
  борьбе © ‘врагами советского государства, с
пережитками капитализма в сознании от-
сталых людей. Советский зритель ждет от.
цирка острой сатиры. Он доволен, унося с
собой «острое» слово о разоблаченном и
осмеянном бюрократе, подхалиме, казнокра-
де и лодыре. Надолго запоминаются сати-
рические и обличительные репризы, клей-
мящие ‘агрессоров и политических авантю-
ристов всех мастей.

Между тем, нужно признать, что -разго=
ворный жанр цирка не является еще ост“
рым, отточенным оружием.

Нам, представителям этого’ -жанра, Coe
вершенно непонятно равнодушие, которое
проявляет к этому вопросу большинство со-
ветских писателей, поэтов. и драматургов:
А ведь когда-то Владимир Маяковский;
лучший поэт нашей эпохи, часто и охотно
писал для цирка. :

Надо отдать справедливость, во настоя=
щеёе время много внимания и труда посвя“
шают  разговорному ‘жанру’ цирка В. Ле-
бедев-Кумач, В. Соловьев. Однако, это
исключение. Крайне редки случаи, когда
крупный поэт, прозаик или драматург. обра-
щаются к нам ос предложением . написать
что-либо для цирка, А разве такие писатэ-
ли, как Твардовский, Исаковский, Маршак,
Катавв, комедиографы Шкваркин, Слобод-
ской, Дыховичный, Финн и другие, не мог-
ли бы создать острой политической сатя-
ры, помочь нам в наших посгоянных и му-
чительных поисках нового’ злободневного
репертуара?

Почему театр, кино и эстрада имеют
своих постоянных авторов, хорошо понима-
ющих спенифику жанра, а цирк никак не
может привлечь внимание советских писа-
телей? Е,

Мы. работники сатирического жанра, счи-
таем, что такое пренебрежительное отнойте-
ние к интересам миллионов зрителей ни-
  чем не оправдано. Массовое народное ис-
кусство ‘цирка не может развиваться в сто-
роне от основного пути развития советско-
чо искусства, На. смену условным маскам
старой клоунады должны притти новые
буфонно-комедийные образы, на смену об-
ветшалым традициям лолжно притти новое,
осмысленное, ’ целеустремленное зрелище,
Номочь становлению и успеху. этого жан-
ра — долг советских* писателей.
	роди. артист РСФСР
Вл. ДУРОВ,
sacatyxennbth aptucr  RC@CP -
KAPAH ДА,

заслуженный артист РСФСР °
10: ЛУРОВ.
		артисты:
Н. ЛАВРОВ.
		Beco ЖГЕНТИ
	ROCTOKMHCTBOM. KM
	Приобретение большевистских воинских
качеств — чувства коллектива, выдерж-
	Рассказ Сергея Лагунова — repos ро-

>
мана А. Первенцева «Честь смолоду»— А. МАКАРОВ
0 себе и друзьях, — роман написан от Е :
первого лица, — не просто повествование

me Pad
	о визни советского молодого человека;
этот рассказ строго подчинен одной зада-
че — раскрывая основные черты мо-

OpLLeB
	НЫ м-та
	ных Советской Армией от фашизма. И
если командир взвода Сергей Лагупов, не-
сколько недоумевая, вопрошал: «Когда же
остальной мир поднимется до нас?», то
майор Лагунов, твердым шагом поднимаю-
щийся по ступеням Академии имени Фрун-
зе, знает — в силах его народа помочь
остальному миру подняться до завоеван-
ных им вершин,

Если бы даже книга «Честь смолоду»
не была помечена 1946—1948 гг., тои
тогда, прослеживая изложенную выше 06-
НоОРАВУТО ТИНИЮ NOWRA. мона г увелен-

К СТОЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖД]

Грузинский народ отмечает сто лет со
дня рождения выдающегося о писателя
Александра Казбеги, писателя, который с
большой силой изобразил трагедию свобо-
долюбивого грузинского народа, жившего

в. тяжелых условиях угнетения и неравен-

ства.. Темному миру дворянства, одержимо-
го корыстными целями, Казбеги с глубо-
кой художественной правдой противопоста-
вил привлекательный облик трудового Ha-
	рода. :

В стихотворении «На смерть Казбеги»
Ража Пшавела нарисовал образ писателя,
борющегося за права утнетенного народа:
на челе Казбеги — терновый венец, в
руке — меч. ‘

**
©
	А. Казбеги родился в 1848 году В
семье феодала в селении Степанцминда
(ныне Казбеги). Один из биографов Вазбе-
ги писал: «Он не уживалея с барским ук-
лалом, убегал от мамок и нянек к деро-
венским мальчишкам. Часто его находила
среди маленьких пастухов»,

Немалую роль в воспитании мальчика
сыграла няня-горянка Нино. „В одном из
обращений к няне Казбеги, уже прослав-
ленный писатель, говорит: «Вепомни. сказ-
ки твои; я им верил больше, и они тлуб-
же вапечатлелиеь в моей душе, чем на-
ставления родных! Помнишь, с каким с9-
чуветвием ты рассказывала мне об участи
слуг и крепостных под властью тоспод?
Помнишь, сколько раз я лил горючие сле-
зы, слушая тебя? Не пропали даром твой
слова. они долго таились в моем сердце; и
теперь, после стольких годов, когда при-
шло время отчитаться в своих поступках,
я могу с гордостью сказать: если в твоем
воснитаннике есть что-нибудь хорошее, ус-
военнсе с детства, TO это только от тебя,
за что благодарю тебя безгранично».

Олинналцати лет Казбеги был отдан в
частный панеомон, затем — в гимназию,
в совершенстве овладел русским и фран-
пузеким языками, увлекался музыкой.
Позже Казбеги едет в Москву и поступает
вольнослушателем в Московскую сельско-
хозяйственную академию. Векоре он. убеж-
дается в том, что программа академии не
соответетвует его склонностям; к тому же
он начал хворать и был вынужден вер-
нутьеся домой.

У себя на родине Казбеги освободил
‘торские деревни от податей и повинно-
	новную линию романа, можно с уверен-
ностью сказать, чем вызван к жизни
именно такой роман.

В приказе от 1 мая 1946 года товарищ
Сталин писал:  «Развертывая мирное со-
циалистическое строительство, мы ни на
минуту не должны забывать о ипроисках
международной реакции, которая вынаши-
вает планы новой войны. Необходимо пом-
нить указания великого Ленина о том, что,
перейдя вк мирному труду, нужно поетоян-
но быть на-чеку, беречь, как зеницу ока,
вооруженные силы и обороноспособность
нашей страны».

«Честь смолоду» — во многом удав-
шаяся попытка советского писателя, ac-
пользуя грандиозный опыт войны, помочь
партии в решении одной из важнейших
задач мирного периода — в деле воспита-
ния новых, умелых защитников Родины.

В романе ощущается настойчивое стрем-
ление. автора весь огромный матервал —
	события, личные переживания  repocs,
собственные меткие и многообразные н3б-
людения — подчинить этой ясно осознан-
ной ндее.
	Расеказывая о дететве героя, автор 0с-
танавливает внимание именно Ha TeX ео-
бытиях, которые давали боевую закалку
его характера. Из многих эпизодов фрон-
товой жизни выбраны только те, которые
непосредетвенно способствовали  становле-
нию его морального облика воина: Действие
поэтому то переходит из одной главы в
другую, то прерывается на несколько
месяцев, и мы застаем героя в другой гла-
ве в новой обстановке, иногда в новой во-
инской профессии. Такая своеобразная
композиция помогает следить за логикой
развития образа, за внутренней жизнью
	героя, не отвлекаясь к чаетностям.

К сожалению, автор не ‘всегда верен ей,
H 9T0 лишило роман необходимой художе-
ственной стройности, `,

Партизанские эпизоды слишком пере-
	К СТОЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АЛЕКСАНДРА КАЗВЕГИ

Новесть эта имела необыкновенный YC-
пех. Правливо и взволнованно рассказал В
ней Казбеги о жизни простого народа.
Впервые в грузинской литературе появи-
лись гери-горцы,

На протяжении шести лет — с 1880 то
1886 год — Казбеги написал все свои
произведения — «Цико», «Отцеубийца»,
«Пастырь», «Отверженная» и другие. On-
новременно он работал В редакции, вы-
ступал в театре в качестве драматурга и
актера: Слава Казбеги росла. Но’ таковы
были условия того времени, что даже са-
мая напряженная деятельность не обеспе-
чила писателю элементарных условий су-
шествования. Они в самые плодотворные
тоды творческой жизни влачил полуго-
подное существование о и часто, работая
над романом, сидел без керосина у нетоп-
ленной печи.

Парская цензура стремилась подрезать.
крылья вдохновению Казбеги. Весь тираж
первого издания «Элгуджи» был конфис-
кован в 1884 голу полицией и сожжен;
цензура боепощетно искажала произведе-
ния писателя. Ето травили духовенство,
 ЧИНОВНИКИ. _ я

Тяжелая жизнь, напряженная и ненре-
рывпая работа, преследования, тонения ра-
но подорвали здоровье Казбеги, нарушили
его душевное равновесие. С. 1885 года он
уже не написал ничего, что было бы до-
стойно его большого таланта. В 1893 году
Казбеги скончался в Тбилиси на больнич-
ной койке.

Многое пленяет в книгах Базбеги: и
увлекательноеть сюжетов, построенных На
столкновении больших страстей. и тонкое

изображение природы, и искусство  пере-
дачи движений человеческой душй.

Но всенародный успех произведений
Казбеги был вызван тем, что в них гру-
зинский народ нашел правдивое изображе-
ние своей жизни,

Горячая любовь в трудовому народу
пронизывает все творчество Казбеги. С
беспоткадной силой раскрывает он мораль-
ную тупость и‘ низость феодального = C0-
словия, его враждебность в народу. B «Xe-
висбери Гоча» он воспел борьбу Rpemoct-
ных с феодальным гнетом.
	В, повести «Элгуджа» Вазбеги нарисовал
чудовищную галлерею царских бюрокра-
тов, уездных начальников, приставов. офи-
церов карательных экспедиций, и он же с
глубоким сочувбтвием воссоздал облик
русского солдата, бесправного, оторванно-
го от родного очага: Казбеги ясно понимал
глубоко принципиальную разницу между
русским народом и самодержавием. Ero
творчество лишено черт национальной ог-
раниченности. Чуветво привязанности к
родине в творчестве Казбеги озарено иде-
ей мирного солружества народов.

В романах и повестях Казбеги эпическое
восприятие жизни, четкие  реалиетиче-
ские характеры соединяются с лирической
взволнованностью, романтической  страст-
ностью. Недаром `Тригорий Орбелиани наз-
вал его «первым драматическим  прозаи-
ком Грузии».

Творчество Казбеги не лишено ‘противо-
речий. Так, ‘он преувеличивает достоин-
ства родового общества и зачастую  чрез-
	мерно восторженно рисует далекое  про-
шлое Грузии. Он не видит. правильных
исторических путей для осуществления
	возвышенных социальных идбалов.

Но вместе с тем Казбеги показывает не-
совместимость жестоких норм общинного
строя со свободным развитием . человека,
е его прогрессивными устремлениями. Он
враг неравенства, враг рабства.

Казбеги горячо ‘верил в счастливое
будущее своего народа и эту надежду
вложил в уста одного ‘изо своих героев:
«Придет время. туман раессеется,
выглянет солнце. Брат узнает брата, 0б’е-
диненная Грузия единодущно, в едином
усттемлении возродится к жизни».

В великую сталинокую эпоху мечта пи:
сателя стала лействительностью. Грузин-
ский народ, навеки  возрожденный в еди-
ной семье братских наролов нашей отчиз-
ны, славой, и любовью окружает имя Ваз-
беги, — имл, которое теперь известно да-
леко за пределами Грузии.

Все активнее включаются в литератур-
ный продесс молодые силы.
	Вритик №. Ворсавае. пишет конспект но
истории литовской литературы. Б. ПШранс-
кус пишет большую работу о литовской
литературе периода 1905—1917 годов.

Перечисленное нами не может количест-
вом своим удовлетворить жажду литовско-
TO читателя, к тому ж плоды труда неко-
торых писателей еще не стали достоянием
широкой общественности—не по их вине.
За 9 месяцев 1948 года Издательство ху-
дожественной литературы выпустило толь-
KO пять книг оригинальных произведений.
Вышли еборники рассказов С. Rannuca
«№ счастью, не поздно» и М. Слуцкиса
«Я снова вижу знамя». В области поэзии
значительным вкладом являются сборники
стихотворений Антанаса Венилова «Моло-
дость страны» и Теофилиса Тильвитиса
«Ветер Балтики». Молодой поэт Вацис
Реймерис перевел поэмы А. Твардовского
«Страна Муравня», «Василий Теркин» и
излал сборник своих стихов «С весной»,
	Недопустимо задержалось издание акту-
ального романа И; Довидайтиса «После ‘бу-
ри», в котором. изображается переход Сф-
ветской Литвы от войны в мирному стро-
ительетву.

Следует отметить, что в последнее вре”
мя Союз советских писателей Литвы mpo-
	являет ‘значительную активность в разви-  %
	тии связей между писателями и широкой
общественностью. По ‘случаю месячника
распространения книги, во всех 37 уезд-
ных центрах республики были проведены
литературные вечера, на которые из Виль-
нюса и Каунаса выехали группы писате-
лей. В таком широком масштабе литера-
турные вечера проводились в Литве виер-
вые, и они сыграли немалую роль в под-
HATHH интереса к литературе и книге в
широких народных массах,
	Мы верим, что литовская литература
оплатит свой долг. ‚перед Литвой и всем
советским Народом и что литературный
урожай 1949 года будет обильным не
только в области поэзии, но и в прозе,
	Та ЕЕ

рального облика советского воина, пере-,ти, хладнокровия, мужества, усвоение серд-
	Е AB

дать читателю приобретенный героем   цем понятий воинской чести, дисциплины,
опыт воспитания В себе. советского ВОИН-   своих обязанностей перед полком, коман-
	ского характера. Биография Лагунова ТИ-   диром, бойцами, воинское умение—иприхо-
	пична для того поколения, которое юноша-   хило к Сергею Лагунову не только путем
MH BCTYDHIO В ВОН и ВИНО. м ео ел пас: бт He
	зрелыми, духовно закаленными, умелыми
	борцами за коммунизм.
Дететво героя не‘
	дететво героя не’ было беспечальным
и безоблачным. Первое грозное воспоми-
нание — гибель ушедшего с рыбаками
старшего брата, почти ребенка, во время
шторма. Мальчик становится свидетелем
борьбы с вулачеством в кубанской стани-
цз в годы коллективизации. Его отец, уча-
стник гражданской войны, коммунист, ак-
тивно борется за победу нового не только
	горячим словом убеждения, но и делом. Нз-
всегда запечатлелась в Памяти мальчикл
торжественная картина того, как, надев
лучший костюм, выводит отец в поле
трактор. Вокруг толна крестьян, обуревае-
мая самыми различными чувствами —
радостью, сомнением, любопытством, Kue-
где, в толне, вепыхивают звериной злобой
тлаза врага. Не менее памятна и другая
картина—раненного кулаками отца при-
носят домой; памятны его слова: «Не уй-
Ду... не дождетесь».
	От отца и его друзей мальчик усваивает
заветы и правила новой революционной
морали. Суровые уроки жизни помогают
ему осознать то, что победа нового He
приходит сама, что ве завоевывают люди,
движимые великой идеей коммунизма,
горлые и сильные духом. Люди старшего
поколения, близкие и родные ему, в
10 же время для Hero  люди-богатыри,
овеянные героической романтикой этой ве-
ликой борьбы. Его юношеский идеал —-
стать достойным преемником этого поколе-
ния, продолжать его дело, умножать его
боевую славу. Первая часть романа естест-
венно заканчивается вступлением героя в
ряды ленинско-сталинского комсомола.

Комсомол — преддверие партии; здесь
соверттается становление характера моло-
лого человека. Юноша приходит в ряды
Советской Армии, в дни Великой Отечест-
венной войны, с вполне определившими-
вл индивидуальными ‘чертами. Ему орга-
вически свойственно сознание своей лич-
пой ответственноети за победу: любовь к
	советскому строю движет его постунвами,
	JOHOIIECKROE горение души BAvAnUbALL
подвигу. :

Но как еще далеко этой горячей и гор-
хой юности до зрелости закаленного бора!
Ва первых порах благородная  горячноеть
героя, его патриотическое горение прихб-
дят даже как бы в конфликт с окружаю-
щей армейской обстановкой. Лагунов от-
важно и доблестно ведет себя в первых
	„боях, но. первые. . же неудачи. подвергают
	серьезному испытанию его характер. Боль-
шевистекая закалка этого молодого харак-
тера елишком сильна, чтобы позволить
Сертето хоть на минуту усомниться в бу-
дущей победе, но жизненный опыт нока
так мал, так скуден. Наблюдая в боях се-
бя и товарищей, еще не спаянных в 006-
вой коллектив, уверенных в себе, но еще
не уверенных друг в друге, юноша теряет
веру в мошь коллектива. Цылкое, нетер-
пеливое воображение разрабатывает свой
план войны —`в` одиночку — «три мил-
лнона парашютистов-диверсантов, нож в
зубы, прыгай, режь, коли!»

С глубокам проникновением в юный ха-
раклер написаны писателем эти главы
первого военного опыта героя. Некоторым
горячим молодым душам бываег порою
свойственно это расхождение индивидуаль-
ных стремлений к победе в учебе и боюс
размеренным, точным уставным порядком
боевой службы.

———— ee
		А. Первенцев. «Честь смолоду».
“№ 6. 7, 8, 9. 1948.
		опыта, не только в сражениях. Опыт, не
освещенный разумом, слеп.

Счастье Лагунова, как и сотен тысяч
подобных ему, было в том, что его He-
устанно воспитывала партия большевиков.
Всюду в боях перед его глазами был лич-
ный пример командиров-коммунистов.

Партия учила обобщать факты, делать
правильные выводы из них. После не-
удачного боя в Карашайской долине pa-
неный капитан Лелюков ‹ говорит  бойду
  Лагунову, потряеенному гибелью друзей:

«Меня не обманешь, Сергей. Шесть лет
командирю, привык читать ваши мысли
по вдоху и выдоху. Мепростительне погиб-
ли твои друзья... Учимся... каждое новое
дело начинаем обязательно с ликбеза...
JEcuu, ne дай бог, придется, вам когда-
нибудь начинать такое дело снова, помни-
те: не начинайте с ликбеза. Выходите на
поле сразу с выешим образованием...»
Член Военного Совета Стронский, потом

ачальник военного училища Градов на-
учили Сергея понимать фашизм как про-
тивника не только военного, но и классо-
Bord, & Нашу военную стратегию — Rak
‹тратегию революционной бофьбы, прове-
ренную гигантским победоносным опытом
партий,

Мы проходим ве Чатуновым весь путь
его воинского образования. Вчерашний
«стратег», вынашивавший собственные
планы веления войны, упорно овладевает
еталинской наукой побеждать, постигая в
боях глубокий революционный смысл этой
передовой науки. Высота 142,2 под Ста-
линградом, где рота Лагунова одерживает
первую реальную победу, остается в его
памяти, как «высота коммунизма». Tan
назвал ее герой в Час своей радости.
Здесь завершается становление его харак-
тера, здесь заканчивается комсомольская’
юность, Лагунов вступает в партию. Идя
в бой, он пишет заявление, какое писали
тысячи тысяч бойцов: «Еели суждено по-
гибнуть в 60ю, mpoury считать меня KON-
мунистом».

Не мысль 0 смерти руководит им при
этом. «Нет. Я взывал к жизни. Я 0ра-
шался только к ней». Писатель очень точ-
но подметил  пеихологическое  соетояние
героя в этот торжественный момент,—да,
именно в жизни обращались в этом слу-
чае советские бойцы, навсегда связывая
себя с самым бессмертным ‘в ней, с душой
вечного нашего стремления вперед—ком-
мунистической партией.

Закончено становление, и продолжается
в новых битвах совершенствование харак-
тера молодого большевика и воина до
идейного и воинского уровня мужествен-
ных. закаленных в боях ветеранов. Сергей
растет вместе с друзьями, с Советской Ар-
мией, со всем народом.

В последних главах романа герой пред-
стает нам, как человек, являющий пример
героизма, беззаветного служения Родине,
хоблестного выполнения воинского долга.
В боях он движим мыслью: «Вперед, что-
бы скорее притти к труду, чтобы скорее
сбросить маскировочную одежду, чтобы
вытряхнуть из кармана патроны, чтобы
омыть, омыть руки! Чтобы омытыми ру-
ками принести солнце Родине. Пусть вечно
нам светит!» Вера в полководческий гений
Сталина побуждает его сражаться во BCIO
силу воодушевления.

Из опыта войны ОФагунов выносит яс-
ное сознание своей  ответетвенности 38
грядущее, за мирный труд своего народаи
за судьбу тех ростков будущего, которые
произросли на землях Европы, освобожден-
	полнены счастливыми ‘совпадениями, He- ered, возложенных на крестьян дедом И
	оправданными встречами Чуть
	ЛИ И8- отцом, а затем покинул родовой лворец,
	всех разрозненных войной героев в одном   отказавшиеь навсегда от привилегий фео-
	месте. Психологический роман вдруг на
глазах у читателя начинает переходять в
	Вдруг на   лхала, взял посох и стал пастухом.
	Дворянская среда была возмущена. Лев-
	приключенческий, чуть ли не авантюрный,   ские пастухи вначале недоверчиво отне-
	ВПЛОТЬ AG Появления
	й соответствуюцгях   слись к непонятному поступку барича, но
	героев, вроде романтической цыганки, Эта   векоре OH завоевал ‘их признание — по-
	Непоследовательность Bo UCyueulbaicine
собственного замысла является, Ha наш
взгляд, основным и значительным. недо-
	статком талантливого и пенното по содер-  10 были годы,
	осуществлении всюду в народе его доверчиво и любовно
Teo. Ha наш   стали звать «шитом горцев».
	Вазбегн прожил © пастухами семь лет.
были голы. полные лишений. бел-
	жанию произведения, имеющего несомнен-   ствий, скитаний — в знои и непогоду —
fea ee
	по крутизнам тор, по долинам. 060 всем
	‘этом писатель рассказал впоследствии ВБ
	автабиографических <«ПНастушеских воепо-
уинаниях». Эти семь лет дали. Казбеги
большой жизненный опыт, глубокое зна-
ние народного духа, неиссякаемое обилие
тем и образов — все то, что впоследствии
легло в основу его произведений.

«Еели кто-либо находит в моих книгах
радоеть для серлца, с увлечением следит
за ними до конца, — в этом виновато мое
прошлое. мое пастушество. когда общей
болью 90б’единялись наши сердца», — пи-
сал Казбеги.

В 1879 году Казбеги переселился В
Тбилиси. где началась ето напряженная
литературная работа.

Казбеги имеет большие заслуги в раз-
витии грузинекого театра, его перу при-
наллежит около 25 оригинальных и пере-
	волных пьес.В чиеле его переволов-—<Горе
	от Ума» Грибоедова, «Ромео и Джульет-
та» Шекспира. Ярче всего талант Вазбе-
ги сказался в романах и повестях В
1881 году в газете «Дроеба» была’ напе-
чатана повесть «Элгуджа», подписанная
псевдонимом «Мочхубарилзе» («драчун»),
— так был прозван Казбеги в дететве.
	лектива. Вот почему они одними из пер-,
	вых вступают в колхоз. Еще не все доде-
лано в поэме Тильвитиса, еще она не за-
кончена. Но уже теперь можно сказать,
что это будет первое монументальное поэ-
тическое произведение литовской поэзии,
	рисующее великие исторические события.
	Олин из представителей старшего. поко-
ления, Юозас Паукштелие, напраженно ра-
ботает над романом о борьбе за советскую
власть в 1919 году и закончил очерки
о впечатлениях от поездки по Закавказью.
Над романами на актуальные темы рабо-
тают писатели А. Венцлова, И. Марцинкя-
вичюс, Ю. Балтушие и другие,

Как бы в ответ на прозвучавшее на дека-
де требование создавать больше’ прозы,
поэт Витаутас Сириос-Гира ‘выступил в
журнале «Пергале» с двумя рассказами,
которые привлекли всеобщее внимание,
Это рассказ «Ёрестовый поход мистера Ред-
ктифа», в котором векрываются гнуспые
проделки американских реакпионеров, и
рассказ из жизни медицинских работников
«Люди в белых халатах», посвященный
разоблачению реакционной сущности тео-
рии «науки для науки», аполитичности и
преклонения перед Западом. °

Писатель В. Янкаускае пишет роман
«Котел», в котором изображает подневоль-
ный труд рабочих в буржуазной Литве,
И. Довидайтис едал в печать сборник ‘рас-
сказов о доблестном труде советских лю-
дей. Новые рассказы создают И. Шимкус,
А. Грицюе, Е. Симонайтите. Поэтесса Ва-
лерия Вальсюнене опубликовала поэму 0
славной дочери литовского народа учитель-
нице One Сукапкене, погибшей на своем
посту от рук буржуазных националистов,
Новые сборники стихотворений готовят
В. Миколайтис-Путивае, №.  Корсакас,
9. Межелайтие, В. Мозурюнае и ap. Над
рассказами о строительстве колхозов рабо-
тает молодой писатель И. Авижюс. Еше в
ЭТОМ ГОДУ выйдет первая чаеть романа
А; Гузявичюса «Правда кузнеца Игната»,
посвященного самоотверженной борьбе ли-
товсвого народа 38 советскую ваасть.
	Ное воспитательное значение.

«Героической советской молодежи, Ie-
нинскому комсомолу» — посвятил свой
роман автор. Этим очень точно указан ад-
рес читателя. Мы вовсе не хотим сказать,
что круг читателей этой книги будет ис-
черпан молодежью комсомольского возра-
ста. Ее е интересом прочтут многие, в тэм
числе и бывалые на войне люди. В ча
стности, для офицера воспитателя новых
бойцов, нам кажется, она лает возможность
глубже понять своеобразие юношеской ду-.
ши, причины поступков, которые, на пер-
вый взгляд, могут показаться вызванными
проетым упрямством, зазнайством, ленью.

Но именно для молодежи эта книга не
только интересна, но и необходима. Созна-
ние своего воинского долга перед’ Родиной
свойственно советскому юношеству. Огром-
ный интерес молодежи к книгам о’ Вели-
кой Отечественной войне’ вызывается не
проетым любопытством, ею руководит ос-
мысленное желание почерпнуть в этих
книгах частицу дорогого воинского опыта
для себя. Роман А. Первенцева во многом
удовлетворяет патриотическим запросам
молодежи.

и рассказов, с полной силой отображаю-
щих сдвиги в деревне. В очень слабой
мере показано то новое, что произошло в
жизни рабочих и интеллигенции. Нет ув-
лекательных книг для детей и юношества
0 величии нашей ‘Родины, 0 героической
борьбе лучших сынов и дочерей литов-
ского народа за прекрасное настоящее.

06 этих вопросах шла речь во время
декады. Что декада была знаменательным
событием в истории советской литовской
литературы, это не слово вежливости. «Мы
не имеем права больше работать так, Bak
работали до декады», — Tak выразился,
возвращаясь из Москвы, старейший литов-
ский писатель Антанас Венуолис-Жукаус-
кас. Это почувствовали все литовские пи-
сатели.

Они с утроенной энергией взялись за
работу. О произведениях многих нангих
‘писателей пока можно говорить только в
«будущем времени» под рубрикой «над
чем работают» эти писатели. :
	Бо есть у нас и наглядные творческие
достижения. Выполняя свою решимость,
созревшую во время декады, — работать
больше и лучше, писатель А. Венуолис-
Жукаускасе написал большую повесть
«Поджукемис». В ней автор изобразил
положение батраков в буржуазной Литве
и борьбу трудящегося крестьянства против
кулачества. Во второй части повести гово-
ритея о тех изменениях, которые принесла
в деревню советская власть.

За большой литературный труд взялся
талантливый поэт Теофилие Тильвитис.
Это поэма «Уснине», в которой поэт отоб-
	ражает жизнь литовской деревни за поз-
леднее десятилетие. С большим мастерет-
вом рисует Тильвитис фигуры мироедов-
кулаков, ксендзов и других эксплоатато-
ров. Им противостоят бедняки, которые
тяжелой и трудной дорогой пришли Е
правде. Во время немецкой оккупации они
с оружием в руках сражаются за эту прав-
ду в партизанском отряде, а затем, отло-
жив винтовку, приступают к мирному
труду. Они уже не мыслят своего ‘личного
благополучия вне благополучия всего кол-
	литовская литература сегодня
	°o
Ю. ПАЛЕПКИС
	Председахель Нрезидиума Верховного Совета
литовской
		Более полугода прэ- <
ло после декады. Ю. ПА]
литовской  литерату- председатель Президи
ры в Москве, декады, Литовс

ставшей знаменатель-
ным событием в жиз-

ни нашей литературы. Писатели творчески
отчитались перед общественностью нашей
зеликой столицы Москвы, перед всей co-
	ee ee

ветской Родиной. Декада литовской лит6-
	ратуры в Москве показала величие лени н-
ско-сталинской дружбы советских народов.
Пасатели Литвы воочию убедились, какие
широкие горизонты, необ’ятные возможно-
сти открылись перед литовской литерату-
рой,—из литературы «захолустья Европы»,
какой была буржуазная arpa, ‘она пре-
вратилаеь в литературу могучего советского
народа, стоящего во главе прогрессивной
культуры человечества.

Декада была не только праздником, но
п школой. Открытая и принципиальная
критика произведений помогла нам YyBH-
деть, как в зеркале, свои недостатки. Ли-
товские писатели почувствовали огромную
ответственность, которая лежит перед ни-
ии не только по отношению Е Литве. No-
стойно представлять свой народ— эт 3Ha-
чит достойно представлять и весь великий
советский народ, стоящий в передовой ше-
ренге борьбы за мир, свободу и демокра-
THO.

ЕБожлый советский народ вносит все
зучшее в великую сокровищницу литера-
туры. Наш вклад еще очень невелик. Это
наша классика — «Времена гола» Доне-
лайтиса, повести Жемайте, произведения
писателя-большевика Hetpaca  Цвирки,
вхохновенная поэзия Саломеи Нерис и Лю-
даса Гира. Очень мало еще у нас произ-
волений, которые отображали бы великие
события последних лет, в корне изменив-
шие жизнь литовского народа.

“Мы — молодые братья в великой семье
советокой литературы. Ho сейчас, более
ем когда-либо, мы чувствуем, что время
скидок на молодость миновало. Величай-
	шие сдвиги происхо-

ЦКИС дят в жизни народа
‘д Верховного Совета На НАШИХ глазах. Мы
и CCP являемся  свидетеля-

ми величайшего истэ-

рического переворота

в литовской деревне. Поднимается в ли-

товской деревне целина, новое движется

вперед, ломая и сметая с пути все косное,

отжившее. Это не только торжественное

победное шествие — это упорная, порой
и жестокая борьба.

Ярким ‘цветом на литовской земле рас-
цвели первые сотни колхозов; они повазы-
вают, как прекрасна и многогранна может
быть жизнь в деревне, недавно еще тем-
ной и отсталой, где вершителями ‘судеб
еще вчера были кулак и ксендз.

Недавний с’езд стахановцев Латвы по-
казал новых людей города — подлинных
мастеров евоего дела, рабочих,  став-
ших  заботливыми хозяевами своей стра-
ны. Те, для которых еше недавно труд
был тяжелым ярмом, теперь с трибуны
езда рассказывали о том, как они стали
новаторами производства. Быть может, как
нигде, на этом сезде чуветвовалось все
величие свободного труда, ощущалось так
прелметно прекрасное грядущее завтра.

По в Советской Литве еше дают себя
чувствовать пережитки прошлого — иног-
да в наше прекраеное новое назойливо про-
лезает старое. Оно пытаетея использовать
предрассудки, старые привычки, недостат-
ки, старается посеять деморализацию, по-
вторяет старые басни, что человек челове-
ку волк, что надо заботиться только о сво-
ем личном благополучии.

Поддерживать и лелеять’ ростки нового,
вести беспощадную борьбу с классовым
врагом, какие бы личины он ни надевал, —
святая обязанность литовской литературы.

К сожалению, надо признать, что мы
еще очень плохо справляемея с этим.
Жизнь идет вперед, a наша литера-
тура все еще идет. в хвосте событий.
До ‘сих пор У нас еще нет романов, новелл
	Л. ЛАВРОВ, Н. ЛАВРОВА.
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
Ne BL mee “ “9