`ПНЕПРОГЭСЫ
	Е ro   a eee щ

Торьковская ГЭС — четвертая по счету
‘станция Волжского каскада (три уже экс-
плоатируются). Она призвана устранить
разрыв между мощностями существующих
станций и потребностью в электроэнергии
центральных промышленных районов; в
том числе и Москвы. Строительство Горь-
ковской ТЭС началось в 1948 году.

АЕ
	II ЕЕ >.
конец, крупнейшей в мире — Вуйбышев-
ской ГЭС. Эта, наиболее крупная из строек
будущих  пятилеток, по своей мощности
гари нат: паз превзойдет  Днепро-
	будущих TATHACTUR, bw kee
более чем в пять раз превзойдет
rae.

Вамекая rac, me уже ра:
	Камская [9С, тде уже развернулись
строительные работы, призвана радикаль-
но улучшить энергетику Урала. Это одна
из еложнейших и интереснейших в техни-
cAnvayu ATIATICHaY eTpnek с поблевоениой
	чаеком отношении  строеь HUG pOunnue
пятилетки. Ее машинный зал будет. размз-
шен в бетонном теле плотины. Это смо-
лое’и боспрепедентное в мировой  гидро-
технической практике конструктивное 15-
шение инженера, профессора Б. ®. Алек-
сандрова позволит значительно сократить
стоки строительетва и снизить об’ем бе-
тонных работ. На Каме в дальнейшем на-
мечается стооительство еще двух мощных
гидростанций.

Мингечаурская ТЭС на реке Буре pas-
решает целый комплексе важных народно-
хозяйственных проблем. Она обеспечит
электроэнергией Баку и другие  промыш-
ленные районы Азербайджана, поможет
оросить свыше миллиона гектаров Rypa-
Араксинсвой низменности.

Крупнейшая в Армении Тюмушская
[96 — самая мощная из семи станций
знаменитого Севанского каскада. Первая
из них — Канакирская— уже эксплоати-
руется, строительство второй-—Озерной—
заканчиваетея: началось вооружение Гю-
мушской ГЭС. Дешевая и обильная энергия
Севанского каскада послужит источником
невиланного расцвета индустрии Армении.

Усть-Каменогорская ГЭС, заложенная па
берегах Иртыша, уже снискала в народе
название «Лнепрострой Казахстана». Она
	сыграет для этих мест ту же Болосваль-
	ную поль, кавую выполняет Днепрогэс ва

Украине.

—- (Сейчас, когда развертывается строи-
тельство гидростанций послевоенной пяти-
летки, по рекам страны, по таежным тро-
	ННЦ TIT ESULAS ESTER CATT ETT

В кабинете управляющего Гидроэнерго-
проектом Министерства электростанций
СССР, инженера А. Н. Вознесенского висит
огромная светящаяся карта электрифика-
ции СССР. В ярком созвездии уже лейст-
ствующих и строащихея тилростанций ед-,
ва мерцают три чуть заметных отонька..
Это ‘те три тидростанции, мощностью He-
сколько выше 1.000 киловатт каждая, ко-
торые досталиеь нам” во Наследотво от
дореволюционной России. }

До Октябрьской революции гидроэнерге-
тические ресурсы нашей страны исчисля-
лись лишь 15 миллионами киловатт. Co-
peTckHe ученые установили, Что сел
неголовой запасе водной энергии 1.500
наиболее крупных рек СОСР `превышает
300 миллионов киловатт. Теоретически
розможное У нас годовое производство гид-
раэлектроэнергии B UATh pas превосходит
предвоенную ‹ годовую выработку  BC2X
электростанций мира. :

‚ —_Мошность всех советских электростан-
ций к концу послевоенной пятилетки, —за-
явил. в беседе с нашим корреспондентом
тов. Вознесенский, — составит тринадцать
«планов ГОЭЛРО»!

В законе о пятилетнем плане записано,
чо рост мошноетей электростанций дол-
жен опережать восстановление и развитие
других отраслей. 0еобое внимание уделено
развитию гидроэнергетики. Общая MoTI-
ность гидростанций, намеченных K BEAIC~
нию ло’конна 1950 года, должна с0ст3-
вить 2.300 тысяч. киловатт.

Возможности применения электричества
у нас в стране безграничны. Электротех-
‘нология внелряется в металлургию, пБо-
‘изволтво легких и цветных металлов,
‘специальных сортов стали, в металлооб-
`работку, химию. Электрифицируется транс-
порт. Электричество проникает в самые
отдаленные уголки территории СССР. Все
лальне продвигаются границы применения
электричества в нашем быту, культурном
‘строительстве, в радиосвязи, телевидении,
`ралиолокации, управлении механизмами
aT ET :

’ В послевоенном пятилетии  стрептель-
‘ство новых районных. гидроэлектростанций
предуемотрено во всех союзных республи-
ках и важнейших экономических районах
Советского Сбюза. Цаиболее крупные рабо-
‘ты ‘велутсея в РСФСР, на Украине, в Гру-

зии, Узбекистане, Азербайджане, hasax-
етане, Армении, Карело-Финской СОР и
Таджикистане. В числе этих новоетроек-—
	HJIBTD»...
		орократов—Ссвой «сетчатый
	e
И ХОХЛОВ.
		пам и горным перевалам движутся участ.
ники 155 наших экспедиций, — иродол-
жоет тов. Вознесенский. — Они с0бн-
рают материалы для планирования и 1по-
ектирования будутих электростанций,
Инженеры изучают не только запасы
водной энергии, но ‘и недра земли, иб
нельзя планировать создание мощных энер.
тетических центров без Учета направае-
ния развития этих районов. Уже тенерь
проектируются станпии, которые золжны
строиться в ближайшие три-четыре пяти
детки,
‚ Наши ученые, упорно изучая проблему
Ангары, по существу, заиово открыли Во-
сточную ‘Сибирь как край, исключителью
	богатый сырьевыми ресурсами. На основе.
	этих природных богатетв и  гидроэнергии
реки Ангары разработан проект огромного
Ангарекого комплекса. Первым его  зво-
ном являются Иркутская ГЭС на Ангаре н
группа связанных се ней предприятий
электроемких отраслей промышленноети.

Ангарекий каскад проектируется в со-
ставе шести гидростанций общей мощио-
стью 9 миллионов киловатт. Это почти
15 Днепрогэсов!

— Многолетние ^ проектно-измскатель:
ские работы, = говорит тов. Вознееет-
ский, = открывают возможность с00ру-
жения В различных районах СССР 1.745
тидроэлектрических станций общей wow.
ностью около’ 100 миллионов киловатт, с
среднегодовой выработкой 550 миллиархов
киловатт-часов электроэнергии. Это Ges
учета 18 тысяч  гидроэлектростанций ма-
лой мопеноети, предназначенных для элек-
трификации сельского хозяйства. По пла-
ну послевоенной пятилетки общая ‘мот.
ность малых гидростанций должна соета-
вить 1 миллион каловатт, и сейчас раз
рабатываются их типовые проекты.

Работа электростанций полностью авто-
матизируется. С ‘переводом на автоматику
машинные залы станций, работающие лэл-
ным ходом, можно закрыть па замок, по-
тому что людям там делать будет печею.
Первая в СССР автоматизированная Г90—
Греванская № 2—- работает таким  ofva-
	зом уже с 1932 года, изредка посощаемая
монтером для осмотра.

Советские энергетики доказали CBO
творческую зрелость возвелением Многих
уникальных сооружений. Выросли mnoro-
численные кадры специалистов, овладев-
ших современной техникой  проектировз-
ния, изысканий и строительства.
	«Мелочь», стоящая
миллионы.
	Ежегодно в нашей стране расходуется
около 60 тысяч тонн обтирочного материа-
ла стоимостью, примерно, в 400 миллио-
нов рублей. Между тем есть реальная в93-
можность резко сократить эти огромные
затраты.

— Обтирочные ‘матерналы,—пишет на\
инженер 1. Мацкин, — применяющие-
ся для протирки станков, машин, двига-
телей, готовых изделий, для набивки ва-
гонных буке н т, д., как прзвило, после
первого же использования выбрасываются,
	хотя их легко восстановить и вновь П-
стить в дело.
В голы Отечественной войны. Rr
	ощущалась острая нехватка обтирей, тЕ-
женер А. Брик разработал метод ee Te
генерации. Он применялся на многих 000-
рояных заводах и целиком ‘себя оправдал.
Метол этот чрезвычайно простой и позво:
	  ляет использовать одну и ТУ же обтирту
	не менее 10 раз. При регенерации ‘из 09-
тирочных материалов выжимаетея такте
большое количество смазочных масел.
Но сейчас 060 всем этом почему-то 32
были. Необходимо широко организовать ре-
генерацию обтирочных материалов. «Com
утиль» Министерства легкой промышлек-
	ности и «Утильсоюз»  Промкооперация
должны организовать сбор использованных
обтирочных материалов и их восстановле-
ние. Необходимо издать специальное по-
становление запрещающее хозяйственни:
кам выбрасывать использованную  обтир-
ку. Это позволит сэкономить десятки мил-
лионов рублей.
		тли вынужден был отетранить от работы
и управляющего краевой конторой С. Ан-
тошкина, и главного инженера С. Федори-
на, и начальника отдела мелиорации
Е Ветлова. Руководителем краевого Род:
строя был назначен сам Бояриниев.
После ‚этого дело в крае пошло по-дру-
rory. Ho тут выяснилось, что кавиз-то
тугие «фильтры». имеются и в Миниетер-
стве сельского хозяйства СССР, где вопро-
сами обволнения и ирригации. ведает заме-
ститель министра тов. В. Восов. В Глав-
волхозах Союза и РСФСР отношение к
гравийным. фильтрам трудно определить
иначе, как «очень любезный саботаж».
Заслуги Бояринцева торжественно отме-
чены специальным приказом по `Миниетер-
ству сельского хозяйства CCCP. Ho B ra
же время товарищи ‘из миниетеретва рав-
нодушно‘ наблюдают, како в сотнях кол-
хозов богатой подземными водами Средие-
русской возвышенности, где широко про-
ролится сейчас орошение, тысячи, ‘лесят-
ки тысяч людей по-старинке роют ‘все те
‚в траншеи и прокладывалют, кизометро-
вые трубопроводы, убивают народные си-
лы и средства на устройство. дорогих на-
сосных станций? :
Кулундинские колхозы’ строят 250 но-
вых трубчатых колодцев. Это отрадно. Но
как же всерьез понять тов. Г. Шуткина 0з
Главводхоза Министерства сельского: хозяй-
ства РСФСР? Чем он помог алтайским
 колхозам? .

Бояринцев неопровержимо доказал без-
	рассудность применения ‘сетчатых фильт-
ров, которые вредны еше и потому, что
вызывают  электрохимическую коррозию.
Бояринцев показал. kak строить 4H
	Вак борются советские люди за новое?
Что оно приносит с собой? Какимя путями
CHO распространяетея повеомеелно?
	Фодор Степанович Бояриниев кладет на
стол испешренную формулами рукуиеь о
трубчатых колодцах. И это доловое еочи-
нение инженера проливает агожиланный
свет на пути, ведущие в завтра.

„Инженер Бояринцев работает в `Жу-
лунде. Злую шутку подшутила природа
над этим краем. Равнодушно бегут на 6е-
вер сибирские реки 0бъ и Иртыш, смывая
границы плодородных земель обширной
равнины, с весны несушаемой ветрами я
выгорающей под солнцем, Так редки и н2-
регулярны ‘здесь дожди, что обездоленная
безводьем Булунла не дает сегодня и ма-
лой доли. возможных урожаев. ‚Так 00-
стоит. дело и в Павлогралекой-—казахекой
Кулунде, и в Новосибирской, и в Алтай-
свой, так обстоит дело и в Алейских. ете-
пях. Кажется, все дано здесь - природой
длЯ: Tero, чтобы стал этот край новой и
щедрой житниней страны. Однето не дано:
влаги. злесь схупы даже колодпы. Много
сотен кололцев разбросано в степи, и все
бедны водой,

=— Положение “ясное! — _ давно сотта-
сплиеь гидоотехники. Вулунду надо обвод-
нить и оросить, направив сюда Boge O67
И Иртыша.

Уже размечалась черновая трасса кача-
лов оросительной системы, уже — для л0-
клада правительству — подечитывались
потребные мотноети насосных станций п
09°’ земляных работ. Речь возникала 0
erpoureaserne, которое требовало десятиле-
тий и миллиарлных -затрат.
	`Выло:бы долго рассказывать здесь BO}
	всех подробностях о TOM, какую’ борьбу
пришлось выдержать Бояринцеву, возгла-
рившему Ha. Алтае противников идеи
строительства обеко-иртышеких каналов.
Было бы слишком долго рассказывать
0 том, какую помощь оказало Боаринцеву
полученное. из Москвы указание: искать
источники орошения Вулунлы ‘на мест».
	— Иртышекоя ‘вода обошлась бы нам
слишком дорого, — доказывал  Боярин-
цев. — Доставка ее в степь тянулась бы
слишком долго. Зачем же тратить годы
на’ строительство мисговилометровых Ka-
налов, когда вода для обводнения Вулунды
имеетея здесь же; в степи. Воды неисчер-
паемой подземной реки саун рвутся из
3елр Вулунды на поверхность. Надо толь-
ко немного помочь им, и степь будет 06-
новлена и обволнена. ,
	Много лет отдал Бояринцев, чтобы иметь
право и оенование утверждать. вое’ Это.

воды. Этой водой можно оросить почти
миллион гоктаров. Можно! Если суметь
взять эту воду.

Каким путем?

..Трубы колодцев, опущенные в водэ-
носные пласты, одеты в густые сетчатые
фильтры. Эта галунная сетка должна прз-
пятетвовать заносу песка в трубы колод-
nes. И она действительно не дает изску
поступать в колодны. Но она же-—Воярнн-
`цев убедился в этом — ие дает о
ваться В трубы и... воде!

Сетка, которую повсюду в мир. наде-
вают Ha трубы колодцев, оказалась` не
‘только фильтром, очищающим воду, но п
пробкой, затыкающей водные источники.
Но ведь если убрать сетку, песок действи-
тельно забъет трубы? Конечно! Поэтому
Бояринцев убрал медную сетку фильтра п
заменил ев «посредником» из гравия или
врупнозерниетого песка, = окружающего
кзркасную трубу с проволочной спираль-
ной намоткой.

Точности ради следует отметить, что
попытЕм заменить сетку гравием. делались
  и реньше. Бояринцев осмыелил расчеты,
заменил догадки инженерной математикой.
И водные свокровиша подземной Кулунлы
оказались открыты. Водла пошла в трубы
кололнев так. что старые насосы захлеб-

нулись, будучи не в силах поднять её всю
Ha поверхность.

Два года назад в колхозе имени Моло-  Бояринцев показал, как строить Hi+
това, Ключевского района на Алтае, были   дежную и дающую во много раз болыие
построены первые два Колодна системы   воды систему фильтров. Вазалось бы, нз-
 Бояринпева. Специальная комиссия, 06-  до немелленно покончять со старыми. Но
	лля чего же тогла в Инетитуте гидротех-
	`Бояриниева. Специальная комиссия, 059-
следовавшая их работу, засвидетельств)-
вала, Что количество получаемой водь
увеличилось в 10 раз!
	получаемой воды! ники и мелиорации. и в Водгео Миниетер-
	ства строительства предприятий тяжелой
интустрии продолжают изучение старых
	Эти выводы подтвердились. векоре на   индустрии продолжают изучение старых
‘других колодцах, сооруженных вслед за фильтров, уже сданных жизнью в архив?
Г двумя первыми. В прошлом году на Ал-   Для чего печатаются книги, в сотый раз
‘тае было построено 17 колодцев Боярян-   Порторяющие старые и уже опровергну-
цева. Многие из них дают больше десяти   тые данные о сетчатых фильтрах?
литров волы в секунду. Это почти COPOR   Только на-днях Сельхозгиз вынуетил из
тысяч литров в час. Это миллион литров   печати монографию инженера И. Грибано-

B CYTRHU,
	ва «!рубчатые колодцы в сельском Xd-_
	Особенно важно то, что для колодцев  зяйетве», в которой ни слова нет еб олы-
те алтайских колхозов, о Бояринцеве; По-.

Бояринцева водоносными оказались и мно- :
чему в том же Сельхозгизе излание’ книги

гие тонкозернистые,  пылевидные Пески,
которые при сетчатых фильтрах считались  .0 Бояринцеве отложили на будущий год?
	fee

рактически безводными. — Товарищ новатор, встаньтв в 0че-
Каждому знакомо затертое литературное   редь! — сказали ‘ему любезно.
	Преимущества новых  кололцев на в0ло-
	выражение: «затерявшийея в степи род-
		- Карусель непорялков
	не сделал, чтобы устранить неполадки,
Территория завода попрежнему захламле-
на. Оборудование гибнет под открытым не-
бом. В цехах царит кустарщина. Во время
пребывания бригады на заводв здесь нача-
ло развиваться движение  стахановцев за
широкое применение методов скоростной
обработки деталей, предложенных началь-
ником  инетрументального цеха коммуни-
стом Попелевым. Но движение это замерло.

Лиректор Прохоров — человек, совер-
шенно оторвавитийся от действительности
ий не выносящий критики, подавляет ве
творческие начинания на заводе,  отма-
хиваетея от всех. ценных предложений ин-
женеров и стахановцев.

— Некогла мне заниматься вашими
предложениями, — товорит он, — план я
должен выполнять.

На партийных собраниях он равнодуш-
но выслушивает критику со стороны ком-
мунистов. Иногда признает кое-какие свои
оптибки, но после собрания все идет по-
стаоому. 7

‚ Вак быть дальше? Директор завода яв-
но не желает считаться с голосом общест-
венности, со справедливой критикой. Мы
считаем, что министру станкостроения тов.
Ефремову следуст заинтересоваться поло-
жением на крупнейшем заводе карусель-
ных станков.

Бригада оргбюро Краснодарского от-
деления Союза советских писателей:

П. ШУРЫГИН, А. РУММЕР, Е. КИР-

ЛИАН, С. БОРОДИН.
	Брупнейший в Советоком Союзе кубан-.
ский завод карусельных станков осназтен
великоленной техникой. В его цехи непрс-
рывно поступает новое оборудование. На
заводе есть замечательные новатеры, ско-
ростники =— мастера и рабочие, многие из
которых уже выполнили по пять годовых
норм. И тем не менее завод работает
плохо, систематически не выполняет про-
граммы.

Чтобы помочь заводу преодолеть труд
ности, оргбюро Крзенодарекого отделения
Союза советских писателей СССР напра-
рило к кубанским станкостроителям бри-
гаду писателей. Безрадостная картина
предстала тлазам участников бригады.
Громадная заводская. территория захламле-
на. Ценнейшее оборудование свалено под
открытым небом и ржавеет. Основные це-
хи. особенно литейный. выпускают сеплош-
	ной брак. Стремление передовых инжене-
	ров и рабочих покончить с этими 0езобра-
зпями не встречает. поддержки у руковод-
ства.

Недостатки, векрытые бригадой на за-
воде, были широко освещены в краевой
газете «Советская Кубань». Бригада писа-
телей, на основе требований передовых
пюдей производства, развернула перед ру-
Боводством программу конкретных меро-
приятий, осуществление которых должно
было способствовать погему  произведи-
	ник». Теперь, благодаря Бояринневу, род-   снабжении и’ орошении доказаны. Шутка
ники стали отыскиваться в степи на каж-   ли: один колодец заменяет десять! Но поче-
дом шагу. И самые слабосильные движки,   му до сих пор проходит мимо этот. собы-
п допотонные приводы, не говоря уже о   тия Трансводстрой, ° обслуживающий x2-
покомобилях, тракторах,  электромоторах,   лезные дороги? Почему Министерство путей.
	поставленных над колодезной скважиной,   сообщения не заинтересовалось (или не.
преграгтают безводную вчера степь в 010-   знает о них?) работами Бояринцева, ко-
шаемый базис. Дзалцать, сорок, восемьло-   торые по-новому ставят теперь, в. частво-
сят гектаров и больше способен оросить стн, такой важный для железнодорожного
	один колодец `Бояринцева.
	транспорта вопрос, Rak оценка «безвод-
	Делясь своими планами на 1948 год,   ных» ‘направлений? Почему в” Министер-
колхозники Алтая писали весной тбваришу   ствах нефтяной промышаенности до сих пор.
Сталину: «Мы построим 250 трубчатых   Не задумались над тем, как использовать.
колодцев, MHOTO открытых водоемов, оро-  идеи Бояринцева? Чего ждут в Министер-

ствах угольной промышленности? Иробле-.
Ma касается буквально всех отраслей на-
родного хозяйства. Heymerm же везде тре-
буется директива?
°— Дело Бояринцева и само начинает уже
выходить за пределы края, за межу сель-
ского хозяйства. Везде есть. люди, живу-
щие будущим, дышашие чуветвом нового,
дорожащие временем стравы. Это’ они вы-
строили первый заводской колодец. Бая-
риннева в Дмитровеком районе под Мо-
сквой. Это они строят нервые колодцы
Бояринцева в колхозах Вурской области.
Народ услышал о замечательном успехе
советской гилротехники. И народ не даст
похоронить новую идею, ‘которая должна
быть как можно ‘быстрее и как можно ши-
ре. использована.
	сим свыше 20 тысяч гектаров земли».
Так начато преобразование Вулунды, в

о. ВЕЛЮЧИЛИСЬ СОТНИ ROTXO30B.
и

Можно ли на этом ставить точку? Нет,
это было бы ошибкой. Шесть в деле Бо-
яринцева одна сторона, о которой надо.
сказать 06000.

Ничего удивительного нет в том, что
сейчас колодцы на Алтае строятся в грз-
вийными фильтрами. Но почему потребо-
валось в течение нескольких лет вести
борьбу за это? Бак могло случиться, что
именно руководители краевой конторы Вод-
строя оказались чем-то вроде  «сетчатото
фильтра», который сдерживал живой род-
ник творческих идей, внесенных Боярин-
цевым в производство?

Аппаратный «фильтр» проявил при этом ,

Много ночей провел он в беседах по лу-
шам с буровыми мастерами, которые обод-
ряли и поддерживали его, с техниками —
знатоками колодезных тайн. Он изучил ар-
хивы чертежей всех колодцев. Вулунды: в.
всю литературу о ве водоснабжении. И это`
открыло ему глаза нато, ‘как богата степь.
волой. Не просто было: увидеть эту воду
в степях, изнывавших от жажды.

Медленно преодолевал инженер и естс-
ствоиснытатель Бояринцев гипноз рути-.
ны.. Учась у грунтоведьв и гихрологов,
обобщая опыт водоснабженцев и иррига-
торов, вникая в работу специалистов 0.
насосам и рабочих-бурильшиков, он ста“
рательно конил. факты, кропотливо сводит
их в систему, строил гипотезы и сам их
разрушал. совершенствовал и отилифовы-
вал догадки. И он добился своего: он по-
нал!

Вее, что говорилось и писаловь 0 6бед-
ностя Булунды водой, —— самообман. Пя-
тью безбрежными рукавами на пяти гори-
зонтах разлита под всей ‘степью живая
подземная. река, сбегающая с алтайских
отрогов и хребтов Саланра. Предельно мед-
ленно течение этой невидимой пелновод-
ной реки. Дождевая капля, выпавшая в
горах Алтая в год основания Москвы,
проплывает сегодня в подземном потоке
тде-то в районе Славгорода, не дальше.
Натиярусная река ежегодно проноеит пд
	ONO ‚было способствовать под’ему пр

Так оно и будет, вопреки всем п веему,   ‘тельности труда, снижению брака.
	19 стОит На пути нового и творческого,
	Прошло четыре месяца после опублико-
вания статьи, a директор завода ничего
	землей около трех миллиардов кубометров, такую «добросовестность», что крайком пар-  неуклонно побеждающего в нашей жизни.
	виз SURSEESASEERGE oan кнаниесва

ТА cas

— Конечно. Несколько ‘раз_ — скром-!
	но улыбаясь, говорил Четя.

— Врасивое место?

— Oxo 43 лучших под. Москвой. Та-
кой, знаете ли, маленький провинциаль-
ный городок, весь в зелени... Там одно
	время жил Чехов. Мы с папой посетили
его домик.

— Можете себе представить, Что -9TH
тады дотла спалили ‘такой красивый. го-
родок!

— В сводке есть, что немцы взорвали
Ново-Иерусалимекий монастырь, —. заме-
тила Матрена Терентьевна. — Петичка, а

Ново- а, монастырь ты тоже
видел?
	— Вюнечно. Мы осматривали.

— Красивый?

— Не знаю. Бак на чей вкус. Лично
мне очень понравился.

— (Старый?

— Вак вам сказаль. Я лумаю pera
	—— hak Bam сказать. Я думаю, века
шестнадцатого-семнадцатого.
—- Взорвали. — вздохнула Матрена Те-
	рентьевна. =— Такой красоты не пожале-
	ли! Что ж: м Цивилизованные бан-
ХИТЫ.
	Петя смотрел широко открытыми гла-
	зами и видел сожженную Hetpy и в307-
	ванный монастырь. Почему-то ему пред-
ставлялась дымная, лунпая ночь, мерцаю-
щие снега и маленький домик Чехова,
охваченный со всех сторон шатающимися
красными п черными столбами дыма и
отня, которые борются над рухнувшей
крышей, как два духа-олин злой, а дру
	Он залилея румянцем, чувствуя, Kak
все глаза обратились к нему.

— Все равно, ты расекажи, — на-
стойчиво сказала Валентина.
	— Ву, я был тогда совсем маленький,
H папа достал пропуск на Красную пло-
	шадь и взял меня с собой на первомай-
ский парад. Там, знаете, по обе стороны
мавзолея есть трибуны. Правая трибуна
н левая трибуна. Мы были на правой
‘трибуне. Это, понимаете, как раз со с70-
тоны Спасской башни. Папа меня поса-
дил на плечи и держал за ноги, и я все
прекрасно видел. Товарищ Сталин пропгел
совсем. близко. До товариша Сталина было
столько, еколько сейчае от меня ло вас,
дядя Гаврик, — сказал Петя, все больше
и больше воодушевляясь. — Ну, может
быть, немножко дальше. Но все равно, мы
видели товарища Сталина, как я вижу
вас. Он был весь в белом и в черных еапо-
‘тах. Мы. аплодировали, кричали ура, все
бросились к парапету, и я бросился, то-
‚есть, папа бросился вместе со мной, а
‘товарищ Сталин посмотрел на нас,. Улыб-
нулся и поднял руку к Козырьку.

Петя был уверен, что товарищ Сталин
улыбнулся именно ему, но скромноеть не
позволяла сказать об этом прямо, и маль-
чик, еще’ больше заливаясь румянцем, пов-
торил: oe

— Товарищ Сталин улыбнулея нам
всем. И погода, знаёте, была, как нароч-
но, —ни одного облачка. Лапа даже пожа-
‚дел, что на меня надели пальто,  нотому
‚что было совсем жарко, как летом. Свобод-
‚Но можно было итти на площадь без паль-
то. Другие дети почти Bee без пальто. Ис-
‘влючительная погода,

— И больше ты его уже’ не видел? —

спросила Матрена Терентьевна:
— НУ, как же! Все время вихлел. В том-
	шарики. У меня тоже был воздушный ша-
рик — красный ‘с золотым петушком, —
и я его тоже выпустил. И все шары лёте-
ли высоко над Врасной площадью. И мой
шарик тоже летел. Совершенно, ‘знаете,
прозрачный на солнце, как клюквочка.

Петя замолчал, не зная, что еще приба-
вить, весь переполненный воспоминанием
06 этом незабываемом, счастливейшем дне
его детства.

Все долго молчали. Даже Синичкин-
Железный перестал стучать по клавишам.
	Было очень тихо. Лишь изредка слышал-
	ся слабый звук упавшей капли или про-
ворный шорох полевой мыши.

У всех перед глазами так ярко стояла
живая, сияющая картина Красной площа-
ди и товарища Сталина с поднятой рукой
на крыле мавзолея — счастливое видение
мирной советской жизни.
	Но вокруг были все те же низкие под-
земные своды, слабо озаренные одиноким
фонарем. Наверху, по истерзанной совет-
ской земле, ходили враги. Казалось game,
что над головой слышатся их грубые ша-
ти. Зловещие, непроницаемые тени гнезди-
‚лись во всех углах, и недобрая подземная
тьма тесно окружала лагерь, каждую ми-
нуту готовая выступить из коридоров, 6р0-
ситься и поглотить маленький отряд Гав-
рика. .

И невольно все глаза медленно  новер-
нулись в неровной каменной стене, где
рядом висели два портрета — Ленина и
Сталина. :

Но нет, это не были портреты.

Тонко высмугленные золотистым отеве-
том фонаря, они смогрели так живо, так
одухотворенно. Движение глубокой, страст-
ной человеческой мысли как бы мерцало
и струилоеь в этих прищуренных глазах,
устремленных в будущее. Печать несокру-
шимой силы и железной воли лежала на
прекрасном  ленинском лбу и на рыцар-
ски-прямых, благородных чертах Сталина.
И вместе с тем столько неотразимой зем-
ной простоты, ‘покоряющей земной прав-
ды было в этих родных липах, что, каз3-
1ось, сам подземный мрак редел и отсту-
пал перед скрытой силой их ясного, испе-
пеляющего света.
	Счастливое видение
	‚ (Окончание. Начало на 1-й стр.)
	Вее хорошо понимали, что терять время
нельзя и что надо торопиться. по горячим
слелам победы.

Было совеем не так просто и не Tak
легко, — при слабом освещении, на пло-
хой бумаге, езябшими руками, — за одну
ночь изготовить сто сводок и сто листо-
вок. Но все чувствовали такой душевный
под’ем, такую радость, всем доставляло
такое наслаждение собственноручно писать
на бумате слова так страстно ожидавшей-
ся и, наконец, наступивией победы, что в
эту ночь никто не чуветвовал ни уста-
лости, ни холодной сырости, ни голода.

Вев были охвачены одним порывом и
весело переговаривалиеь между собой, об-
сужлая подробности сводки.

Лаже Синичкин-Железный, обычно моя-
чаливый и нелюдимый, подняв согнутый
указательный палец над клавишами,
вдруг иногда задерживал его на некоторое.
время в воздухе и, поглядев вокруг испод-
лобъя, говорил: — :

«Против иноземного ига, идущего с 3а-
пада, Советская Украина подымает 0сво-
бодительную отечественную войну, — та-
ков смысл событий. разыгрывающихся на
Украине». Так оценивал товарищ Сталин
обстановку в одна тысяча девятьсот BO-
семнадцатом году, котда в первый раз к.
пам полезли немпы. И сейчас, когда На.
Советский. Союз вторично полезли немпы,
мы можем повторить те же слова — пфо-
тив иноземного ига, идущего с Запада,
весь советский народ подымаст  освободи-
тельную отечественную войну. Подчерки-
заю — осзоболительную!

Синичкин-Железный еще выше поднял
свой черный указательный пален.

— Освоболительную! А когда весь на-
pol поднимается на освободительную, отэ-

чественную войну, —— тотда горе врагу:
Горе! .

enema

ИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
9 oe tee № 82
	Й, номолчав некоторое время и гулко
покашляв, Синичкин-Железный снова не-
торонливо, настойчиво ударил Ууказатель-.
ным пальцем по заржавленному клавишу.

Но кто особенно торжествовал, так это
Пета.
	Вроме того, что он разделял общий
под’ем духа, у него была еще одна, 060-
бая причина чувствовать себя именинни-
KOM. Срехи всех других он был единст-
венный коренной москвич. Великая победа
под Москвой, под его родным городом, как
бы подняла его в собетвенных глазах. Он
смотрел победителем. Он вдруг стал цент-
ром общественного внимания. И в этом не
было ничего удивительного. Ведь только
для него одного все эти среднеруеские
	названия —— Волоколамек, Можайск, Ист-
		ра, Аимки, овенигород—были хоропюо зна-
комые подмосковные места, в которых он
неоднократно бывал..

Он слелался единственным знатоком и
специалистом по Москве и Московской об-
ласти. То`и дело к нему обращались 3a
всевозможными справками, и он их давал
очень солилно, обстоятельно, со сдержан-
ной скромностью.

— Слышь, Цетя, -— спрашивая deo-
unt Димбал, отрываяеь от переписки. —
Эта. самая Истра, сколько она километров
от Москвы?

— Видишь ли, — отвечал Jlera, —
как бы вам об’яенить. Вели по‘ прямой
лини, тс определенно пе скажу. надо по-
смотреть по карте. А если по Волоколам-
скому т1оссе, то на машине минут  пять-
десят-пятьдесят пять. А, может быть, не-
много побольше. Зависит от машины. Мы
“один раз с папой езлили в’ Истру на эмке
и доехали за час пятнадцать минут. Ви-
дите. Я думаю, километров сорок пять-
шестьдесят.
	— И ты там был?
— Ну, ла. Я же вам об’яеняю.
	— Ч10 ты говоришь! — воскликнул
Леня Пимбал. свертая жаркими каштано-
	выми глазами, — Быд в Истре?

что на меня надели пальто,

я

iT ние   heel
гой добрый. И предетавлялись ему. синие  “
	немецкие трупы с тлазными ; впадинами,
в которых блестит лед, красный от пожа-
ра, и сугробы, из которых торчат. брошен-
ные. неменкие пушки, a по небу стреми-
тельно мчится радужная морозная луна,
то погасая, то загораясь ярким фосфором,
И сквозь нее проносится. развеваясь гри-
	Застрявшие
грузы
	Во Владивостокском порту скопилось
более 2.000 тонн важнейших грузов, пред
назначенных для бумажных комбинатов,
Грузы длительное время лежат на Cha
дах и не отправляются к месту назначе-
ния исключительно по вине ‘управления
пароходства. Несмотря на многократные
обращения, пароходство отказывает в pe:
доставлении тоннажа. Дальнейшая задерж-
ка грузов угрожает нормальной. работе бу-
	мажных. комбинатов. Необходимо вмепа-
тельство Министерства морского флота
СССР.

Уполномоченный Главбумснаба
‚ ПАНИН

38 миллионов рублей
свёрхплановых
накопления
	Воодушевленные патриотическим почнном
московских заводов и фабрик, начазших
поход за сверхилановые накопления, кол:
лективы 39 столичных издательств и поли:
графических предприятий дадут государ:
ству в текущем году 38,29 миллиона руб:
лей сверхплановых накоплений.

миллионов рублей даст Всесоюзюе
издательско-полиграфическое = об‘единение
и типографии МПС — «Трансжелдориздат»,
4,5 миллиона рублей издательство «Со:
ветский писатель», 3,5 миллиона рублей.
Военное о издательство и типографии, 21
миллиона рублей Научно-техническое из*
дательство машиностроительной литерату-
ры — Машгиз, 2,092 миллиона рублей из
дательство и типография «Молодая гвао-
дия», 2 миллиона рублей Госэнергоиздат,
1,8 миллиона рублей издательство «Искус-
ство», , ?

Девять ‘издательств и типографий дадут
до конца нынешвево года от 1,5 до 1 миле
лиона рублей сверхплавевых накоплений,

вами, башлыками и бурками, призрачная то и дело. Он вее время стоял на мавзолее,
коннига полночных облаков. ия ero BCe BNeMA видел. Й все его видели.

— Он вищел товарита Сталина, — тор-. Весь народ. Вея Красная площаль двига-
до сказала Валентина. — Петя, расскажи,   лась мимо него, знаете, как сплошной жи-
	как ты видел товарища Сталина.
— Ну. я был тогха сореех МаЛеНЕКИЙ. —
	скромно улыбнулся Hera, опуская pec:
ВИЦЫ.
	вой сад, весь’ в цветах, в букетах, в лен-
тах. А он все врбыя шурилея на солние.
	смеялся и подымал руку; И все в нему
протягивали цветы и выпускали в воздух