В ПРЕЗИДИУМЕ ПРАБЛЕНИЛ
  СОЮЗА СОВЕТСКИХ
ПИСАТЕЛЕЙ СССР

eee re
	0 журнале
„Знамя“
	Президиум правления. Союза советских
писателей СССР рассмотрел на свбем засе-
дании работу журнала «Знамя» в 1948 году.

С сообщением выступил член” секретари-
ата ССИ Б. Горбатов. Оз отметил, что в
последнее время журнал «Знамя» лопу-
стил ряд грубых ошибок. За непродолжи-
тельный срок журнал напечатал неполно-
ценные и порочные произведения: «На ро-
дине и чужбине» А. Твардовского, «Двое
в степи» 9. Казакевича, «Редакция»
Н. Мельникова, новеллы Ю. Яновского. Гз-
роями этих’ произведений являются ушерб-
ные, неполноценные люди. Редакция жур-
нала предоставляла место стихам с дека-
дентскими набтроениями, печатала слабые,
серые очерки, выступила © эстетской, сно-
бистской статьей критика Рунина.
	Серия ошибок говорит о том, что они не
случайны, а являются следствием непра-
`вильной линии журнала, которую вела его
редакционная коллегия.
	Б. Горбатов отмечает, что Союз mucaTe-
лей во-время не сумел заметить ошибоч-
ной линии журнала, не обратил должного
внимания на работу своего печатного ор-
гана, несмотря на то, что сигналы © не-
благополучном состоянии журнала Союз
писателей получал и от газеты «Культура
и жизнь», и: от «Литературной газеты».
	Партия требует от писателей изображе-
ния ‹ правды жизни, учит видеть живое,
главное, ведущее в нашей действительно-
сти. В то же время писатели должны смело
и резко вскрывать пороки, недостатки в со-
знании людей, Воспитагельная роль нашей
литературы велика. Однако журнал «Знамя»
не вскрывал пороки и недостатки людей, а
поэтизирозал их. Такое «поэтизирование»
ушербных людей вызывало у читателей
возмущение.

. Журнал «Знамя» отказался от партийно-
го творческого отношения к явлениям жиз-
HH.

«Теоретическая» позиция журнала была
с предельной откровенностью сформулиро-
вана в статье П. Вершигоры «О «бывалых
людях» и их критиках». опубликованной в
журнале «Звезда». В этой статье, заканчи-
вавшейся панегириком «Знамени», протюве-
дуется подмена реалистического изображе-
ния жизни грубым натурализмом.

_В журнале «Знамя» образовался некий
салон эстетов, любителей мертвечинки. В
результатё писатели несли сюда свои худ-
шие и в художественном и в. идейном от-
ношении вещв. Журнал стал прибежищем
произведений с плесенью, ‘с гнильцой.
Президиум Союза советских писателей
считает, что в журнале создалось нетерпи-
‘мое положение. Старые заслуги журнала и
его редактора Вс. Вишневского ‘не дают
	права не замечать их сегодняшних ошибок.
В журнал должны притти новые люди,
способные вывести его на правильную ли-
HHIO.
На заседании президиума выступили
А. Софронов, А. Сурков, Е. Ковальчик,
Н. Вершигора, 1. Антокольский, В. Кожев-
ников, В. Инбер, заместитель генерального
секретаря ССП СССР К. Симонов.

Они отметили, что ошибочная линия жур-
нала могла проводиться только из-за груг-
повщины и приятельских отношений, кото-
рые царили в редакции. т.

Вместе с‘тем. выступавшие, говорили. ©
	том, что партииная печать и литературная
критика во-время предостерегали об ошиб-
ках журнала. И то, что они не были тогла
же ликвидированы, свидетельствует о’ не-
достаточно внимательном отношении к кри-
тике со стороны Союза писателей.
	Выступление П. Вершигоры ‹свидетель-
вовало о том. что он не ло конца понял
	ствовало о том, что он не до конца UO
значение своей грубо-ошибочной статьи.

В заключительной речи  К. Симонов ска-
вал, что писателям и руководителям жур-
налов прежде всего должны быть дороги
судьбы журнала, как воспитателя масс.
Работу журнала «Знамя» надо резко пере-
строить. Редактор и члены редколлегии
являлись в журнале, как это ни странно,
второстепенными лицами. Судьбу материз-
ла, ломещаемого в журнале, вершили почти
исключительно работники аппарата.

Президиум в своем постановлении отме-
тил, что редакция журнала «Знамя» в те-
кушем году работала недопустимо плохо,
печатала на страницах журнала гнилые,
декадентские произведения. редактбр жур-
	вала Вс, Вишневский не сумел возглавить
журнал. Секретариату поручено укрепить
состав редколлегии журнала «Знамя».
	ЗА ПАРТИИНОСТЬ В НАУКЕ
		Локлад. академика Т. Д. Лысенко о п9-
ложении в биологической науке и реше-
ния сессии Всесоюзной академии сельско-
хозяйственных наук имени Ленина яви-
лись исторической вехой на пути разви-
тия не только биологии, но и других от-
раслей советской науки.

Два дня продолжалось партийное собра-
ние на филологическом факультете  Мос-
ковекого государственного унизерситета,
посвящённое итогам весспи ВАСХНИЯ.

— Вейсманисты-морганиеты пытались
создать в Московском ‘университете плот
реакционной лженауки, — сказал. в ово-
	ем докладе секретарь партийного  0юро
доц, Е. Ухалов.
Партком и ректорат МГУ проглядели
	вредную, антинародную деятельность Прем
него руководства биологического факуль-
тета, ое

Надо сказать, что реавционное, лженае
учное направление нашло себе место и на
других факультетах университета и, в
частности, на филологическом.

В нашей филологической науке суше-
ствуют два течения, которые борютея меж-
ду собой. В первую очередь это относитея
к лингвистике, где четко обозначилось ма-
терналистическое, прогрессивное: учение о
языке, созданное академиком Н. Я. Мар-
ром и развитое в трудах дважды лауреата
  Сталинской премии академика И. И. Ме-
`щанинова, и враждебное марксизму на-
‘правление, ведущее сзоо происхождение ст
либерально-буржуазной школы Фортунато-
ва. Шахматова, Бодуэна де. Вуртене и на-
	холящееся в тесной связи © современной
	западной лингвистикой.

„В свое время академик В..В. Виногра-
дов, после справедливой критики «Литера-
турной газеты», признал свои оптибки, но
сделал это формально и неискренне. Руко-
волимая им кафедра русекого языка по-
прежнему игнорирует учение академика
Марра. В программах nua Mappa game не
упоминается. Курса истории русекого язы-
ка, разработанного на основе марксистеко-
ленинекой методологий; ‘ло сих пор нет.
Студентам все еще преподносится старая
буржуазная лженаука. Вытаскивается на
свет разоблаченная «теория праязыка».

Чинтвиетическая секция ученого совета
и ныне возглавляется воинствующим фор-
малиетом проф. М. Петерсоном. Работа
кафедры сравнительной грамматики индо-
европейских языков, которой он руковолит,
основана Ha  пресловутом  компарати-
вистеком методе. Проф. Петерсон в своих
статьях пытается доказать, что «изуче-
ние живых языков приводит к не-
обходимости применения сравнительного
метода». Эклектически  об’единяег совет-
скую науку с мнимыми «достиженнями»
буржуазной лингвистики и проф. Р. Ава-
несов.
	Докладчик отметил. что и в литератур-
	ведении возрождаютея буржуазно-либераль-
ные взгляды. Нроф. Г. Поспелов, стремясь
в своих лекциях оправдать Веселовского,
отступал от принпипа партийности в
оценке культурного наслелия, не разобла-
чал реакционные идеи Достоевского.
Проникнута буржуазным об’ективизмоч
	хрестоматия по немецкой литературе, ко-
	ТАЛАН
	Это уже не первая
выставка детских ху-
дожественных работ в
Москве. Мы снова в
гостях у детей нашой
страны-—у маленьких
		торую редактировал acu. Л. Пинский. Б
нее включены произведения резкционных
романтиков без всякой критической
оценки.

Па кафедрах и на ученом совете не из-
жит» круговая порука, нежелание бороть-
ся с вредными концепциями. Лишь вмена-
тельетво партийной организации помогло
исправить линию, неправильно занятую
ученым советом в связи co гправедаиво
раскритикованными в свое время «Литера-
	турной. газетой» программами по фолькло-.
	ру, составленными проф. П. Ботатыревым.
После доклала Е, Ухалова развернулась
окивленные прения.

Вновь назначенный декан факультета
проф. Н. Чемоданов отметил вредную, зити-
маркеистскую деятельность — профессора
М. Потерсона, который не только идезли-
зиревал неприемлемую для нае конценмито.
Фортунатова, но и «подкреплял» его авта-
ритет? ссылками на фаптистекого лингвиста
Гирта. награжленного Гитлером. Образец
	неприкрытого формализма-—книга профэе-.
	соров Петерсона и Таншиной о совремеи-
ном французском языке,

Проф. Чемоданов указал, что академик
Риноградов не сделал выводов из критики
		его ра00т на страницах «Литературной га-.
зеты». 06 этом красноречиво  свидетель-.
	зоТЫ». UU э194 врасворезиь9 сов”
ствует ещо космополитическая аннотация к
«Ввелению в синтакспе русского литера-
турного языка», в которой. он пытается
рассматривать явления русского языка HA
фоне эволюции западноевропейских языков.
06 этом же говорил и проф. Т. Ломтев.
	В последней своей работе «0 русеком
литературном языке в исследованиях Шэх-
метова» академик Виноградов, мо сути де-
ла, отказывается от материалистической
теории языка; призывая «будущие ученые
поколения... итти по стопам Шахматова».

‘Преподаватель М. Функ подверг убеди-
тельной критике  буржуазно-об’ективиет-
ские ошибки кафедры западноевронейского
искусства и ве заведующего профессора
Б. Виппера.
	Секретарь комитета комсомола стулент
	Б. Стахеев отметил, что принцип партир-.
	ности еше не стал идейной основой курсов
по истории литературы. Так, проф. Г. По-
спелов в своем курсе совершенно игнори-
рует советскую литературу. Лекции лон.
А. Алпатова о русекой литературе ХХ
века эмпиричны, не содержат классового
анализа литературных явлений,

В принятой резолюции партийное собра-
ние наметило конкретные меры по’‘вере-
стройке всей работы факультета, по укрен-
‘лению кафедр лингвистики сторенниками
нового учения .0 языке, по пересмотру
учебных программ и научно-исследователь-
ских планов. р

Перед закрытием было оглашено заявле-
ние проф. Г. Поспелова, признавшего опги-
бочность ряда своих выступлений.
	Собрание обязало всех коммуниетов п6-
вести репительную борьбу с формализмом
и буржуазным  либерализмом, за бэльше-
вистскую партийность в филологической
науке.

я ханной земли, ошу-
ась третья Веесо-

кого изобразитель, щение человеческого

гавка организована, труда, истового и се-
‚ ВЛКОМ и посвя-

комсомола. В вы- рьезного._ Тут и по-
ь советских худож- этический взгляд ху-
‘споната — произве-

ати ‘союзных pe- дожника, и понима-

ользуется большим ние важности дела,
которое делают у нас
люди и машины, и
свойственный ребятам пристальный интз-
рес к технике, ко всем деталям трактора.

Не стоит преувеличивать детекую та-
лантливость, — это не соответствует на-
шим воспитательным принципам. Но мож-
но с уверенностью сказать,о что было бы
совсем не худо, если бы взрослые. худож-

Знамя комсомольской славы
	o
Мих. МАТУСОВСКИЙ
Ф +
	счастья на земле. Вогда он хворает и вы-
нужден улечься’ в кровать, ему кажется,
что стоит только снова принятьея за ка-
ко6-то настоящее дело. — и утраченные
силы вернутея к нему. Вот уже мучитель-
ный недуг окончательно свалил Павла и
надавил коленкой на грудь, но и тогда он
не желает сдаться, смириться, отступать
перед ним. «Неужели ты можешь поду-
мать, Аким, — яростно восклицает Па-
вел, — что жизнь загонит меня в угол
и раздавит в лепешку? Шока у меня здесь
стучит сердце, пока стучит, меня от пар-
тии не оторвать. Из строя меня выведет
только смерть». Олег Кошевой, или Саша
Матросов, или любой хругой молодой сол-
	дат Отечественной войны смело могли вы.
ии СОНИ.
	подписаться Под этими словами. я BY
знаю —- читал ли чешекий журналиет
Юлиус Фучик книжку Николая Остров-
ского, но во всем его поведении перед ли-
HOM врага, в его воле и непреклонности,
в его цепкости за жизнь, в его работе над
посмертной книгой, написанной в тюрьме,
было что-то  корчагинекие.

Широкий круг вопросов и идей, лег-
ших в основу книги Островского, помог ей
стать любимой настольной книгой совет-
ской молодежи. Есть книги. знакометво с
	которыми в юности производит На вю
БИЗНЬ неизгладимое впечатление, как

окончание школы или встреча с другом.
К таким книгам относится роман о Эр-
чЧагине. На многие думы и тревоги нахо-
дит зяееь читатель мужественное решение
и дружеский совет. Смелости в бою и вы:
носливости в труде, верности в любви и
искренности в дружбе учит нас судьба
маленького кухонного чернорабочего из
вокзального буфета на пограничной стан-
ций Шенетовка.

„Скромный и простой человек, окрылен-
ный мечтой и вооруженный пдеей комму-
низма, становится в десять раз сильнее.
Нет выше счастья на свете, чем найти
свое место в схваткл и знать, что на шя-
роком багряном полотнище знамени рево-
люпин есть и Твоя ‘капля крови, — эта
мысль в. разных вариантах многократно
повторяется на страницах романа. Павел
настойчиво требует от себя и от других
полвижнического служения революции и
подчинения ей всех своих личных дел,
забот и переживаний. Совершая тот или
иной поступок, Павел никогда не рассчи-
тывает, будет ли это выгодно лачно
для него,—=он думает о благе народа, о pe-.
волюции, он —- ее солдат и рабочий, ee
воин и слуга. Недаром он читает бойдам
на привале при тусклом свете костра сво-
его любимого «Овода» и с полным правом
заявляет: «Я за этот образ  революциане-
ра, для которого личное ничто в сравне-
нии с общим».

В одной из свопх статей, посвященной
памяти товарища Г. Телия, товари
Сталин перечислял черты, ‘свойственные
характеру коммуниста: «жажда знаний,
независимость, неуклонное движение впз-
ред, стойкость, трудолюбие, нравственная
сила», — и еще несколько ниже: «Телия
знал роковое состояние своего здоровья, но
не 970  тревожило его. ‚Его беспокоило
лишь одно — «праздное сидение и 6ea-
действие». Эти сталинские слова мож-
но полностью отнести в образу км
сомольца Павла Корчагина. Герой Николая
Островского не ишет укромного местечка
в жизни. Не успев снять с себя кавале-
рийскую шинель, он уже заправляет
строительством узкоколейви, связывающей
город в топливной 6з30й.

Снова и снова- вчитываемея мы в ли-
тые строки Николая Островского, ставигие
давно уже классическими: «Самое дорэ-

roe у человека — это жизнь. Она даетел
	ему один раз, и прожить ее вадо так, что-
	бы не было мучительно больно за бесцель-
но прожитые годы, чтобы не wer нозор за
полленькое и мелочное прошлое и чтобы,
	Среди героических образов нашей лите-
ратуры есть один. = не стареющий и не
меркнущий со ‘временем, вот уже в тече-
ние шестнадцати лет неизменно  волную-
щий и покоряющий сердца молодых чита-
телей. Я говорю о Павке `Корчагине —
представителе первого поколения комсомо-
ла, еыне могучего рабочего племени, уве-
ренно идущем в своей старой куртке и но-
тертой рабочей кепочке еквозь ветер и
огонь гражданской войны. навстречу. ис-
пытаниям и трудностям первых лет совет
ской власти.
	Павлу Ворчагину давно уже: посчастли-
вилось перешагнуть через. страницы книг
и пройти по нашей земле, наставляя 0д-
них и помогая другим в самую трудную
минуту. Не в одном холщевом волдатском
мешке в годы недавней войны можно бы-
ло найти зачитанную до дыр книжку Ни-
колая Островского. В школьной тетрадке
черноглазого ° молодогвардейца Hope
Арутюнянца ветречаютея такие восторжен-
ные строки: «Н, Островский, Как закаля-
лась сталь. Вот здорово». Нелегко живет-
ся маленькой Тане из романа Веры Пано-
ВОЙ «Вружилиха», эвакуированной вме-
сте с матерью из голодного, оледенелого,
блокадного Ленинграда. Вдали от родного
торода, как с верным другом, советуется
она © Павликом Корчагиным: «Таня дочи-
тала книгу, закрыла ее, закрыла глаза` и
положила щеку на перенлет. «Как закаля-
лась сталь» было написано на переплеге.
На шеках Тани, под ресницами блестели
слезы...» А простреленные пулями и пру-
битые осколками снарядов листки этей
книги, бтавшие достоянием музеев, гово-
рят сами за себя. И так поводу — вли-
тературе и в жизни, в каждом доме и
в каждом юном чатательском сердце образ
молодого  шепетовского паренька стано-
вится мерилом всех дел и поступков, еудь-
ей всех ошибок и просчетов, примерем му-
жества, благородства и верности делу пар-
тии и народа.

Рано пришлось испытать Павлу лише-
ния и невзгоды, рано в жизни узнал он
тягость нужды и цену оружия. В сурозуе,
трозовое время пришел Корчагин в ряды
Ленинского комсомола, его комсомольский
билет носит еще короткий  трехзнач-
ный номер — 967. «Ero называли
орленком в отряде», — любил  чЧаето
напевать ° Николай Островский. «Op-
ленок» — точнее нельзя назвать этого
яеноглазого паренька, рожденного бурей.

крещенного огнем, воспитанного в тяжелой
школе жизни. Четырежды глядел в глаза
смерти комсомолен Павка Корчагин—на-
дал. раненный на поле боя, метался в ти-
фу, ожидал расстрела в глухом петлюров-
ском застенке, умирал в фронтовом лаза-
тете; он «выраетал в страданиях и не-
взгодах», — так говорит о нем сам писа-
тель, настолько близкий к своему герою,
что иногда . просто трудно отличить их
хруг от друга. .

Трудностей, которые выпали на долю
Павла, хватило бы на троих. Его нееги-
баемая воля, выносливость и умение пе-
ретерпеть любую боль и страдание удив-
ляют хирургов и сестер в военном гоени-
тале. «Вели Корчагин стонет, значит 10-
терял сознание», — записывает в своем
дневнике молодой врач, наблюдающий ра-
неного конармейна. Неукротимая и вла-
менная верность идее коммунизма помогает
ему быть стойким в беде и верить в бу-
дущее. Если. веть у человека мечта и цель.
в жизни, тогда ему уже ничего не’ страт
но. «Есть для чего жить на свете! Ну
разве я мог в такое время умереть!» —
восторженно говорит Корчагин, после про-
должительной болезни снова встречаясь
сэ своими друзьями.

Там, где затеваетея что-то новое, где
люди упорно бьются 2а правду, за булу-
ее, где нужно, позабыв о себе. помочь
товарищу, где требуется первым пройти
по неразведанной дороге, где нужно штур-
NOM взять высоту или проложить нову
тропу,—там всегда ищите Павла Корчаги-
па, человека, для которого вне работы нет
	~_

умирая, смог сказать: BCH AIH H Ble
силы были отдавы самому прекрасному
в мире — борьбе за освобождение челове-
чества».

Сколько ясных и чистых глаз вгаялы-
вались в эти строки, сколько сердец за-
ставляли nH биться чаше и  гряче,
скольким людям подеказали они направле-
ние на долгие годы вперед,

Писатель сумел правдиво и ярко пока-
зать, отношения комсомола и партии, вдох-
новляющую и организующую роль партии
во всех начинаниях и делах комсомоль-
цев. Образы железного балтийского матрэ-
са Жухрая и властного, неутомимого пред-
ревкома  Долинника ” окрапитвают ‘весъ
роман, многое предопределяя в жизни A:
сульбе Корчатина и его одногодков. Веном-
ните сцену, когда Фелор Жухрай, вынуж-
денный временно скрываться в подполье,
сидит вечером у Корчатиных и паесказы-.
вает ребятам о своей жизни. Широко от-
’крытыми глазами смотрят ребята на этого
большого и сильного. человека. И Жухрай,
чувствуя ‘вею ответственность, Которая в
эти минуты ложится на его плечи, ста-
рается сказать им самое главное, — он
говорит им о Ленине и большевиках, ©
своей жизни и их будущем.

Как живое, вотает перед нами с0- стра-
ниц романа первое поколенпе советской.
молодежи-=строгая и нежная Рита Усти-
нович, отчаянный и горячий Сережка
Брузжак, исполнительный Влимка и скром-
ная Валя, а за ними =— вся наша юность
первого призыва, веселая и шумная
«комса» — в отцовских шинелях и вы-
цветших кожанках, в сапогах и опорках,
со звездочкой на ‘фуражке и е пулеметной
лентой через плечо.

Отшумела юность Павла, но уже ему на
помошь поднимается новая цепь насту-
пающих бойцов, — молодые люди трид-
цатых годов, основатели города №0м60-
мольска, строители и. прорабы первых
сталинских пятилеток. Дует ледяной вэ-
тер над еще не застекленными каменны-
ми громадами Магнитки, и в ослепитель-
HOM свете луговых фонарей, обжигая на
м000зе руки, поднимается на леса новая
трудовая смена. А там, дальше, за этими
ночными огнями, за этой слепящей  пур-
той подрастает и равняет строй третье
поколение молодой твардии — поколениз
войны и мира, славы ‘и победы.

Из года в год тянутся звенья этой нэ-
расторжимой цепи. Не случайно красно-
донские подпольщики считали идеалом

своих мечтаний во всем походить на Нав-
лика Корчагина. Много в их судьбе была
сходного, начиная © того часа, когла не-
мецкие войска ветупили в их родной го-
родок, и кончая самой смертью Вали и
Розы, Снегурко и Степанова, КОГДА ОНИ
шли под ударами казачьих плетей и пэли
«Варшавянку». Их зацев подхватили д0-
‘непкие комсомольцы, когда их вели ®а-
шистекие солдаты в глубокому стволу за-
брошенной шахты номер пять. Всем своим
обликом Сережка Брузжак напоминает нам
своего краснодонского -тезкх Сережу Т-
пенина 9т0 0 них 6 OTHOBCROH нежноетео
	‘говорит боевой командир полка Пузырев-
	ский из романа «Бак закалялась сталь»:
«Для них хорошее слово придумано —
«молодая гвардия».

Только умолкли на земле орудия и раз-
веялея пороховой тым, только братья
Корчатины, как птенцы, влетелись ‘в ро-
дамое гнездо, — и опять им назло начи-
нать работу и раз’езжаться в разные ето-
роны. «Что же вы делать теперь буде-
те? — с тревогой спрашивает мать свдих
беспокойных питомцев. — ‘Опять за под-
шипвихи примемся, мамаша!» — ‚ отвечает
за 0б9их старшой.

Тзь и сегодня, возвратившись из God,
«принялась за подшипники» наша неуте-
‘мимая молодежь.

Так тесно переплетаются сульбы’ поко-
ления Павла Корчагина и Олега Вошевого,
так. ни на миг ве склопяясь, переходят
	из года в тод, из рук в руки зламя в9м-
сомольской славы.

ТЫ
	Э октября открылась третья Веесо-
юзная выставка детского изобразитель-
ного творчества. Выставка организована
отделом пионеров НК ВЛКСМ и посвя-
шена тридцатилетию комсомола. В вы-
ставочном зале Союза советских худож-
	ников собрано 562
	москвичей, ленин- спублик, Выставка,
градцев,  белоруссов, yertexom y а
украинцев, казахов,

узбеков, латышей и других. Словом, у де-
тей чуть не всего Союза. Но, пожалуй,
выставка нынешнего года превзошла все
предыдущие своей  солержательностью.
Умелые и чуткие организаторы ее береж-
	но отобрали к 30-летнему юбилею комсо-
мола талантливые работы маленьких ху-
	дожников, те работы, которые говорят дет-1 ники могли сохранить на вею жизнь Ту
	свежесть чувств, искренность,  взволно-

ванность и честную  наблюдательность,

которыми отличаются рисунки детей.
Олин из маленьких художников. изобрз-
	ским языком, со всей непосредственностью   свежесть чуветв,
	и живостью, свойственной этому возрасту,
о чувствах и переживаниях советских ре-
бат. :
	влом, ЭДУрЯОИЯЯ Ка 0 чудесном. породе.
	Н. Пичугова, «Ванал во льду» инженера
В. Юрченко, очерк «Рост» И. Вривоносо-
ва — почетного строителя Комсомольска,
ныне старшего технолога Судостроительно-
то ордена Трудового Ераеного Знамени за-
вода, — как, впрочем, и весь фактиче-
ский материал, — это контуры огромного
художественного полотна,  набросанного
могучей кистью самой жизни.

«Город, которому всего пятнадцать лет
от роду, — пишет И. Машуков, — варят
еталь, катает прокат, строит суда, пере-
рабатывает нефть, изготовляет самые
сложные машины, клепает паровые котлы,
изготовляет огнеупоры, кислород, черепи-
цу, электрические чайники и утюги, кро-
вати, посуду, детские велосипеды, радиа-
торы для ‘отопления, — да разве пере-
числишь все, что изготовляется Ныне в
Вомеочольске!у
	Воспоминания строителей города, непо-
средственных его создателей, «стариков»,
рассказы людей, уже не заставших в то-
роде тайги и мари, дают яркие, типичные
картины жизни, какой она была и есть в
этом городе юности. H Все же большого

разностороннего полотна у составителей

сборника не получилось. От книги © на-
званием «Комсомольск», даже еели бы она
H He была посвящена пятнадцатилетию
знаменитого города, ждешь блестящих
етраниц, достойных блестящей историй
города. Эти страницы попадаются редко,
ибо редакция сборника, повидимому, не
поставила перед собой болылих и трудных
литературных задач.

Нельзя. давать место рассказам, хотя
бы взягым ‘из` действительной жизни, №0
написанным плохо. Так, воспоминания
Ф. Куликова «В Комсомольском поселке»
выдержаны в стиле той залихватекой про-
словатости, которая отнюдь He свидетель-
ствует о хорошем вкусе. Даже в разговор-
ной речи Такой тон неприятно действуот
Ha слух. .
	«— А Что, ребята, н6 сходить ли нам
	сегодня к девчонкам?’ — спрашивает один
из героев рассказа. — В тот лень мы ни-
куда не пошли. Вак-то само собой выиыо,
что мы заговорили о жизни, о работе, о
любви и увлеклись. Оказалось, что Ворс-
нин уже влюблен в комсомолку Полину
Ведерникову». Всех своих друзей автор
называет Митьками, Васьками, Володька-
ми и заодно уясняет для себя, что Ваську
Токарева — элевктросварщика он не взлю-
бил напрасно, ибо, как оказалоеь, ничего
дурного в том нет, что этот Токарев но-
сил галстук и ходил в кинематограф.

Очерк этот, даже как исключение, дает
повод читателю упрекнуть составителей
сборника в легком и, может быть, тороп-
ЛИРОоМ отношении к делу,
	В таких елучаях мы, литераторы, обыч-
но предлагаем читателю так называемый
«богатый и. разносторонний фактический
материал», в котором читатель сам может
разбираться и, как часто пишут рецен-
зенты,  «додумывать» наши  писаная.
Можно, конечно, сказать, как это иногда
H говорится, что «за этими скупыми и
простыми рассказами скрывается много-
транная жизнь». Но что там ни говори, а
это. Плохо, когда жизнь «скрывается»,
горазло лучше, когда она раскрывается.

В том, что общей большой картины, у
составителей сборника не получилось, ви-
на писателей-дальневосточников.  Momne
ДиШьЬ Нодивиться тому, как много из рас-
сказанного в воспоминаниях участниками
сборника до сих пор не нашло отражения
в творчестве писателей-дальневосточников.

Слов нет, материал сборника подробно и
интересно знакомит нае с прошлым и на-
‘стоящим Комсомольска-на-Амуре, но все
же Дальгиз выпустил среднюю книгу, ли-
терлтурная заурядность которой тем более
бросается в глаза, что город, нолучивший
имя комсомола, принадлежит к великим
делам нашей светлой, одухотворенной мо-
	AOTC AL,
	реход по Амуру из Хабаровска в Вомсо-
мольск. 1936 год. 1 мая. Машиноетрои-
тельный завод дал первую продукцию». Й
так, шаг за шагом до 12 июня 1947 го-
да, когда жители крупнейшего индустри-
ального центра на Дальнем Востоке—горо-
да Комсомольска  рапортовали товарищу
Сталину о том, что ими сделано за 15, дет.

Это удивительная’ летопись города, где
времени тесно, а делам просторно, где от-
дельный человек захватил в одну жизнь
ряд широких биографий, — и каких! Ведь
случайным совпадением, в самом деле, ие
об’яснишь, например, что классический
характер героя нашего времени из «Пове-
	CTH о настоящем человеке» возник и 02
	жился именно в КВомсомольске, где росе и
воспитывалея летчик Алексей Маресьев,
ставший прообразом Мересьева из книги
Б. Полевого.

‚ Какой отвагой, кзким мужеством надо
было облалать этим пионерам, заложивигим
	город. чтобы поверить в’ свои силы! Легко
	сказать — тайга и «мари», означающие
непролазную местность, глухомань, éypa-
ны Дальнего Востока, но не так легко ка-
кому-нибудь уроженцу Одессы, Ростова,
Москвы, природному горожанину, перене-
ети первое испытание бураном. Й что 0у-
раны, если каждый твой шаг бытия бе-
рется с боем. Комсомольцы, с’ехавигиеся
сюда в годы первой пятилетки, ! не были
отборными чудо-богатырями, они являлись
рядовыми добровольцами, какие тысячами
раз’езжались HO стройкам. Й сборник
«Комсомольск» правдиво воссоздает образ
рядового строителя города первой, Теперь
легендарной поры.
	Вступительная статья Г. Шаталина
	«Кольшевистекая энергия» и ‘общий очерк
	Й. Машукова «Комсомольск», такие рас-
сказы-воспоминания, Как «По путевке
комеомола» Л. Вачаева — в прошлом мо-
скавского конструктора, «Мужество»
М. Подольского, «Пешком по Амуру» —
одного из участников ледового перехода
	Этот документально-литературный с6бор-
ник вышел в Хабаровске`в 1947 году, к
пятнадцатилетию  Комсомольска-на-Амуре.
Многое, и по большей части самое инте-
реснсе, следует здесь стнести к страницам
документального порядка. _

В начале книги приводится выписка из
протокола № 65 заседания от 10 декабря
1932 года Президиума ВЦИЕ «0 преобра-
зовании селения Пермского Нижне-Тамбов-
ского района Дальне-Воеточного края в
город Комсомольск-на-Амуре». И следом
публикуется письмо товарищу Сталину от
трудящихся Комсомольска, написанное в
день  пятнадцатилетия города. «В этог
сравнительно короткий срок Комсоемользк-
на-Амуре стал городом, который насчигы-
вает свыше ста тысяч населения», — Го-
ворится в письме. Эти два документа, по-
ставленные рядом, производят неизглади-
мое впечатление. В 1932 г. речь шла о
тлухом селении Пермском на среднем Аму-
ре, сейчас говорится о большом  ивду-
стриальном, культурном центре, который
отмечен на всех картах мира.

На наших глазах возникла и составля-
лась летопись Комсомольска от $2 началь-
ных страниц до нашего времени.

1932 тод. «15 апреля. В селе Пермском,
на строительной площадке началась рубка
первого деревянного дома, — указывает-
ея в хронике строительства Комсамольека,
приведенной в конце книги.—1 июля. Вы-
шел первый Номер газеты «Амурский
ударник». 20. июля. Над тайгой  про-
звучал первый гудов. Пущен лесозавод в
две рамы...»

1933 тод. «12 июня. Под салют ко-
раблей Амурской военной флотилии строи-
тели-комсомольцы... заложили первый Ka-
мень в фундамент корпусного цеха судо-
строительного завода. 23 декабря. Ба-
тальоны отдельного строительного корпуса
выступили в героический «ледовый» пе:
	` «Комсомольск». Сборник. Дальгиз, Я
	250 стр.
	Церед нами —- дети, пережившие зна-   зил группу играющих ребят, Поразительна
чительные события великой эпохи, много   та сосредоточенная. зоркость, которая по-
вилевшие и много думавшие. Работы, ко-  зволила автору рисунка передать все раз-
	торые развешаны на ЭТИХ стенах, дело-
лись, вероятно, не для выставки. Дети
трудились над ними, не имея някакой
пругой цели, кроме того, чтобы выразить
	нообразие движений мальчиков и, девочек,
бегающих. роющихся в снегу или OT-
	° выставки. Дети   бегающих, роющихея в снегу или
не. имея накакой   дыхающих на скамейке.
	А как чисты, богаты и радостны взас-
	свой впечатления и чуветва. Может быть,   КИ на всех этих больших и малых по-
	потому-то их рисунки так поражакт,
трогают и волнуют зрителя. [
	лотнах —— даже тогда, когда, сюжет печа-
лен (что бывает, впрочем, дчень редко).
	Кажлый из нас. писателей, художников,   Дети остаются детьми. Они играют, когда
		инженеров, рабочих, ученых, трудится пе  Нишут CBOH картины,
	чих

только для настоящего, но и для будуше-   Этих картинах. Но в то же время наша
о. Каждому из нае интересно, любопытно   Выставка показывает, что советские дети.
	уть в будущее, узнать, живут одной жизнью со всей страной, ра-
и следом, ‘ Выставка, на   ДУются ее победам и успехам, ясно пони-
присутетвуем, — одно из мают ее великие цели и простые, труде-
	Ъаждая из представленных здесь рес-
публик нашла свое подлинно поэтическое
	окошек в булущее.. Мы видим здесь уже   6Ы© задачи сетгоднянеячго дня.
	какие-то явственные черты,  харавтери-
зующие младшие поколения, то-есть наш
завтраииний день.

То, что нас окружает , здесь, — еще
не профёссиональное искусство и даже ие
ученические работы, ‘а больше всего та-
		1 отражение. И как же они отличаются од-
окружает   здесь, — еще  На от другой — в цвете, в стиле, в хз-
	рактере! Сравните, например, Белоруссию
‚с Киргизией, Эстонию с Арменией. Эта
	RE SO сев очи.

лантливая детская игра. Но смотрите, как   Выставка — достаточно убедительный `0т-
отчетливо проявляется в ней уменье ви-  Вет тем нашим зарубежным недоброжела-
	деть жизнь, видеть неравнодушно, актив-
но, пелеустремленно.

0 чем говорит эта выставка?

Дети остаютея детьми. Они жизнерало-
	телям, которые все еще пытаются утверж-
дать, что коммунистическое воспитание
нивелирует индивидуальности народов if
отлельных людей. Выетавка детского изо-
	i т ая ЕТ,

етны, прихотливы, жадно глотают впечат- бразительного творчества победоносно ут-
ления. У них большой размах, настоящая   верждает обратное. Как в капле воды
	отражается море, таб и в сотнях детеких
рисунков мы видим богатое разнообразие
интересов тех поколений, которые воепл-
тываются в советской семье и школе.
Вероятно, далеко не все из наших ма-
леньких художников станут современем
большими профессиональными художника-
ми. Но руки. которые так любовно —по-
	смелость. Рисунок — примерно в 49 см.
длины и в 30 см. ширины — предетав-
ляет с060ю, в сущности, целую картину,
так называемое «большое полотно». Взгля-
ните хотя бы на маленькое «большое но-
плотно», изображающее Куликовскую бит-
BY. But найдете на нем отчетливые черты
характеров двух народов — русских и
	Е О 185 Мы ть

ratap, найдете массы людей и в TO же трудились над всеми “этими рисунками,
	несомненно, сделают для своей родины
много хорошего и замечательного!

У Ь =

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
	время красочные отдельные фигуры, най-
‘деге историю и взгляд на нее нашего 20-
временника, патриота своей страны,
	Взгляните на другое «большое полотно»—   ЛИТЕРАТУРНА
	на рисунок, изображающий тракторы в по-
де. Какое великолепное ощущение вепа-