.мнь Прямой и светлый пУть

Терой Советского’ Союза  Евтения Руд-
нева... Мы встречали эт имя в дни
войны на страницах газет, в. корреспон-
денциях с фронта, в указах Верховного
Совета о ‘награждении народных героев
орденами ‘и званиями. И снова увидели в
десятой книжке журнала «Новый мир»:
«Герой Советского Союза Евгения Рудне-
ва», и вокруг черная. рамка, безжа-
лостно предопределяющая конец этих 55-
ротких записок, этих страниц из дневни-
ков КОМСОМОЛКИ.

Еще одна короткая и будто уже зна-
комая судьба. Школьные радости и тре-
Роги самый волнующий и счастливый
	BOTH,  Чбамый DU yi ah sae
день в жизни — день ветупленияв ком-
сомол, поиски собственного пути, выбор
	профессия, университет... Уход на фронт,
письма друзьям, еще одна первая, ясная
ий чистая молодая любовь, еще однъ воля,
устремленная в. победе, в будущее...

Кеть какая-то особенная проникновен-
ность в этой неприлуманности, в этой
похожести одной судьбы на судьбы сотен
тысяч ровесников, в этой трогательной
краткости биографий. и

На прямом и светлом пути этого иово-
ления встало чудовищное препятствие —
фапизы, H поколение это вышло велел за
старшвыи братьями на передний край
берьбет и победило. :

Читаешь эти странины из лневника, как
	Ч10-т0 ‘уже давно знакомое и бесконечно
	дорогое. онакомые названия любимых
книги даже цитаты из них. Знакомые
радости: школьные удачи, праздники,
торжества; знакомые печали, еще очень
‘ребячьи м легко проходящие; знакомые
болыние потрясения, потому что самым
большим. горем является горе страны —
гибель больших, всенародкю любимых лю-
дей, самыми большими переживаниями —
всенародные переживания. Не было бы ни-
чего удивительного, если бы эти страницы
оказались такими же, которые уничтожи-
ла Зоя перед уходом на фронт. Читаешь их
и волнтешься, ках будто бы встретил до-
‘рогого и близкого человека, давнего доб-
рого друга. Вто же этот дорогой человек,
этот давний друг?’ Это молодой герой на-
шего времени, а для нае, писателей, это
прежде всего герой наших книг,
Молодой ‘человек. своего времени, как
правило, — центральный герой литера-
туры, потому что именно в его образе
ярче всего оказываютея приметы времени,
все то новое, что появляется в жизни, в
обществе, в людях. А. М. Горький, изда-
вая «Историю молотого человека XIX we-
	Ra», справедливо подчеркнул, что в He-
стром ряде образов молодых Tepoes луч-
ших произведений ХХ века ярче всего
раскрывалась история века во всей его
противоречивости и борьбе. Молодой  че-
ловек -—— это’ всегда самый притягатель-
ный, самый богатый для художника образ.

Раскрытие характера человека новой
социалистической элохи требует от писа-
теля новых путей, вще- отнюдь не прото-
ренных и He освоенных многими.

Дневники комсомолки Евгении Рудне-
вой ——Ф еще один живой. документ, необы-
чайно. интересный для читателя и ценный
для нас, пнеателей. Этот дневник, как п
1ругие, подобные ему документы, помога-
ет проникнуть в существо образа молодо-
го человека ‘нашего времени.

Чудесная простота и ясность этого ха-
актера говорят о новом облике молодого
	Герой Советского Союза. Евгения Руднева.
	«Из дневников комсомолки». «Новый мир»
№ 10, 1948. Я

Музей на родине
А. М. Горького

ГОРЬКИЙ. (Наш корр.). Недавно ис-
	полнилось 29 лет местного литературного
музея А. М. Горького. Музей насчитывает
теперь в своих фондах болез’ 16 тысяч
экспонатов и семь тысяч книг. При жизни
своей Алексей Максимович интересовался
деятельностью музея и помогал ему. Здёсь
более трехсот подарков великого писателя.
Коллектив музея проделал большую ра:
боту. Проведена паспортизация горьковских
мест города и издан «Путеводитель по
горьковским местам». Подобран материал
для «Словаря литературных типов М. Горъ-
кого». Издан сборник воспоминаний «Горь-
кий на родине». . - .
Сотрудники музея прочитали более 1209
лекций, организовали сотни выставок-пере-
	движек. За двадцать лет музей посетило
свыше 200 тысяч человек.

———
	Научная конференция
студентов Баку
	Более двух тысяч студентов, профессо-
ров и преподавателей высших учебных за-
ведений г. Баку участвовали в работе
научной конференции студентов. Конферен-
ция заслушала 76 докладов,

Студент Азербайджанского государствен-
ного университета имени С. М. Кирова
тов. К. Манаев сделал доклад о своей
исследовательской работе на тему: «Ленин
и Сталин о принципах внешней политики
советского государства». Студент Азер-
байлжанского индустриального института
имени Азизбекова тов. А. Мирзаджанов
прочел реферат «О целесообразности при-
менения глинистого раствора на плабтовой
воде» (в нефтяной промышленности). Слту-
дент Азербайджанского медицинского ин-
ститута тов. Л. Давыдов поделился ¢
участниками конференции результатами
своей исследовательской работы «Об ак-
тивном. периферическом  кровообращении».

Министр высшего образования СССР
тов, С. Кафтанов издал специальный при-
каз, в котором обявил благодарность и
премировал 17 студентов за лучшие науч-
но-исследовательские работы. Благодар-
ность об’явлена также профессорам и пре-
подавателям учебных заведений города,
ректору университета профессору А. Ка-
раеву за организацию конференции.

Лучшие студенческие научно-исследова-
тельские работы о издаются специальным
	сборником.-

es ———
	ПОВЫЕ КВАРТИРЫ —
СЕЛЬСКИМ УЧИТЕЛЯМ
	ОДЕССА. (Наш корр.). С вачала учеб-
ного года многие сельские учителя дес-
щины получили новые благоустроенные
квартиры и дома. В Савранском районе
отпраздновали новоселье” 21 учитель, в
Балтском — 16, в Овидиопольском — 15.

К 1 января 1949 года 432 сельских учи-
теля Одесской области получат новые
квартиры, которые строят для вих вельсо-
веты и колхозы.
	человека, сформировавшемея в советской
действительности.

Семнадцатилетняя Евгения Руднева в
1937 году делает в своем диевнике сле-
дуюшую записв: .

«Сегодня я одержала над ©060й круП-
ную победу: я не обиделась, He рассер-
цилась, настроение у меня He испортя-
лось, хотя все основания К тому были.
Зачем сердиться? И на хо?  Шмарев,
пожалуй, не виноват, мы, вероятно, не
поняли друг друга. Я считаю, что He
следует расходовать свои чуветва по пу-
стякам, А ненавидеть у меня есть кого.
Итальянцы потопили наши корабли в Сре-
диземном море, «Тимирязев» и «Благоев»,
п, что меня особенно  взорвало, пишут,
что, вероятно, команды сами потопили
корабли. Геды!»

Вот такая сосредоточенность и устрем-
ленность, твердое понимание, Te враг,
кого надо ненавидеть, и помогали форми-
рованию героического характера девушки.

Вот ‘другая запись:

«11 января 1938 года.

Вечер. Только что из кино. Что за кар-
copa! A не могу, не нахожу подходящих
слов, чтобы выразить свои чувства. Где
там! Олно могу свазать: «Депутат Baa-
тики» был прежде картиной, которую я
ставила выше всех; раньше виженных. Да-
леко ему ‘до «Ленина в Октябре». Куда!
Когда смютрышиь эту к’отину, не можешь
быть равнодуеной: смотришь на экран, &
думаешь о себе. 0, я очень хорошо знаю,
для. чего я живу, но сейчае я это поня-
ла, почуветвовала так, как никогда рань-
ше...

Раньше были «лишние» люди. Вот они-
то и мучались вопросами: «Для чего я жи-
ву? Еому нужна моя жизнь?» И прочие
вопросы, показывающие полную непригох*
ность людей к жизни, которую они He
знали даже, на что употребить. Другие
(толстые, сытые боровы или забитые,
темные люди, которым дохнуть было не-
когда, не то что думать о высоких мате-
риях) об этом не думали. А я тоже редко
думаю; я очень хоропю знаю: настанет
Час, я смогу умереть за дело моего apo
да так, как умирали они, безвестные ге-
рой из этого чудного фильма, я хочу IW-
святить свою жизнь науке, ия это еде-
лаю; все условия создала советская власть
для того, чтобы каждый мог осуществить
свою мечту, какой бы смелой. она ви
была. Но я комсомолка, и общее дело мне
дороже, чем свое личное (именно Так я
рассматриваю свою професоню), п если
партия, рабочий класс этого потребуют, я
надолго забуду астрономию, сделаюсь б0й-
цом, санитаром, протавохимиком.

Побольше бы таких фильмов: ойи на-
Лого заряжают. Когда я вышла из кино,
была небольшая метель, снег. падал на
лицо. Я так ост чувствовала, что живу
и ле живу! Завтра 92 января — первая
Сессия Верховного Совета, пуск Покров-
ского радиуса метро, да разве, перечис-
лить все хорошее, что творится вокруг,
все наши победы, а какое это счастье
чувствовать себя Частью такого большого,
	грандиозного и вместе е тем. близкого и
	родного Союза?»

Да, у эй девушки, как У миллионов
ее ровесников, душа свободна от тех жту-
чих и мучительных «проклятых»  вопро-
вов, которые терзали молодого человека
проттлого,

Духовный облик юных героев, не имев-
max ° ло войны, mo существу, больтих
биографий, раскрывается нам в их герои-
ческих полвигах с предельной полнотой и
		отчетливостью. — Естественно, NH oy
полвиги вдохновили на создание  мзоти
REEr. _

Но ведь героизм. советских Юному
девушек заключается He только в ти,
что они умели прекрасно умирать, сам
смертью своею утвердив еще раз морму.
Hoe величие советских людей, №
интересны и значительны для Писатели 1
лая читателя были бы и Матросов, и
Чайкина, и Зоя, если бы ORM Re buy
схвачены врагами и неё погибли бы! К,
вероятно, значительна, интересна и бо,
та была бы их дальнейшая жизнь и 086. _
та, после всего, что они сумели севу .
для Родилы!

Когда в 1942 году вся страяь узла

о подвиге Зои, слушал по, радио  ovepy
Петра Лидова и мальчик Олег Кошеми,
слушал, сжимал кулаки и говорил thoy
товарищам: «Вот каким должен бы
настоящий комсомолец!» -He прошло 1
ола, как он доказал всей овоей презу
ной жизнью, ЧТО ПОНЯЛ, БаКИМ Полн
быть комсомолец; и по праву стал один
из любимейших героев нашей  молодека
‘тероев . RHAT, кинофильмов и песен, \
сколько таких. юношей и девушек oem
лись для нас неизвестны? А ведь on
тоже, как Олег, совершили бы его поди,
окажись они в Те ини на его месте, ]
какое счастье, что их много, таких. ют
шей и девушек, которые остались Bin
на белом свете! Мы должны написать
‘книги о них, о Тех, кто старается жить
учиться, работать так, как жили быте
Зоя, Евгения Руднева, если бы uy mt
пришлось умереть!
‚ Дневники Евтении Рудневой, wx nee
ледние военные страницы, очень при»
‘чательны‘ тем, ‘что в них почти из и.
писи в запись вотречаются горькие ину.
жественные слова 0 товарищах, не в»
нувигихся © боевой операции; 9’ друзьях.
летчиках, погибиих в 60ю, м питде пи
ни одной строки 0 возможности собетвел.
ной гибели. 06 этом не думалось, дума
лось о победе; о жизни, о счастье, о 6.
дущем; а не о смерти. A‘ecam на nytt
к этим великим целям, во имя их п.
дется умереть, разве ото называет
смертью? Это не смерть — это becewep-
тие. За месяц по своей гибели Евгении
Руднева пишет в дневнике:

«В который раз перечитала «Как я.
калялась сталь», «Самое дорогое `у Чел
века —— это жизнь. Она дается ему би
раз и прожить ee Hato так, ‘чтобы №
было мучительно больно ва бесделью
прожитые годы, ‘чтобы ве жег позор и
похленькое и мелочное прошлое и чтобы,
умирая, смог сказать: вся жизнь и Bt
силы были отданы самому прекрасному в
мире -— борьбе за освобождение челове:
чества». , ый и

Раньшё я не думала о концв эти
слов: «И надо опептить эжить. Ведь Hex
пая болезнь илн какая-чнибуль трагиче
ская  случайноеть могут оборвать в
Надо. спешить жить фить — в самом вы-
соком, в самом святом смысле этого сло
ва». coe 3
‚ Так и прожила свою жизнь комсомочка,
штурман авиации Евгения Руднева, и @
заппеки для нае, тисателей, — еще, од
напоминание ю том, как много внимания
п любви заслуживает молодой терой 1
шего времени, как глубоко и серьезно в
10 0 нем писать, чтобы каждая RAC
стала для наших юношей как бы фактох
их биографии и тоже помогала Формире
ванию характера юных строителей коми“
ниетического общества,
		Критики
	i]

ИВ
	тенденциозной и недобросовестной.
	сти», изданная в 1941 толу и осужденная
ренением ЦЕ ВП(б) Армении. А В этой кни-
те контрабандой протаскивается порочнал,
реакционная идейка о том, что Армения в
период персидского господства имела яко-
бы более высокий уровень сельского хозяй-
ства; ‘чем после присоединения ее к Рос-
сии. В книге.0. Туманяна ‘недостаточно
разоблачается антинародная политика даш-
наБов, как атентов  англо-амеряканекого
империализма. ее

Арамаис Карапетян, отбросив всякую
скромность, склонен изображать себя чуль
ли He елинетвенным борцом против пере-
житков буржуазного национализма. Ha
этом основании онссчитает возможным
умалчивать о партийных решениях по во-
просам, затронутым в его статье, о том,
что большая часть книг, на которые он
ссылается, уже была подвергнута партий-
ной критике в Армении.

Искусственно нанизывая одна на дру-
гую отдельные ошибки . националиети-
ческого характера, идущие по линии идез-
лизации древней Армении, A. Карапетян
делает в конце своей статьи вывод «о глу-
боком проникновении националистических
тенденций в армянскую литературу». Сле-
дует осудить этот неправильный, огуль-
ный вывод А. Карапетяна, порочатций ‚ар-
мянскую литературу в целом:

Партия всетда осуждала и осуждает
всякие проявления и рецидивы национа-
лизма, как чуждые и враждебные социа-
лизму. В партийных решениях указыва-
лось, что идеализация древней Армении
‘питает напионалистические пережитки и
мешает большевистскому воспитанию кад-
ров.

`Ворьба © пережитками национализма,
находящими свое выражение в илеализа-
ции далекого прошлого, должна продол-
жаться и усиливаться. Советская литера-
тура Армении по-настоящему еще не 1о-
вернулась к совъеменности, мало освеща-
	ет современные темы, тэмы. экономическо-
	го, культурного и духовного расцвета
Армении в годы советской власти.
Статья А. Каранетяна в «Литературной
газете» была обсуждена на расширенном
заседании ‘ученого совета Института ли-
‘тературы Академни наук Армянской ССР
и на собрании Союза писателей. Опубли-
кование статьи в «Литературной газете»,
	несмотря на неправильную тенденцию этой
	статьи, послужило новым поводом к TONY,
чтобы писатели, историки, литературоведы
и философы Армении еще больше усилили
борьбу против всяких рецидивов буржуаз-
ного национализма. _ Е

В редакционной статье. газеты о «Гракан
терт» («Литературная газета»), органа
Союза советских писателей Армении, иэ-
священной этим собраниям, товорилось 0
том, что после решений IK BRIG) ar
14 августа 1946 г. о журналах «Звезда»
и «Ленинград» и «0 положении дел с под-
бором, выдвижением и использованием“ руз
ководящих партийных кадров в армянской:
партийной организации» or 25 июля
1947 т., а также решения ЦВ В б) Ap-
мении от 16 декабря 1947 г. была pa3-
вернута непримиримая борьба против
влияний вражеских и чуждых делу ком-
мунизма идеологий.

«В облаети советской литературы уеч-
	  лилась борьба, в особенности, е проява8-
	ниями буржуазного национализма, пред-
ставляющими серьезную угрозу на пути
развития культуры национальной по фэр-
ме и. социалистической по ‘содержанию.

Разоблачая тенденции буржуазного на-
ционализма, которые в условиях Арменаи
выразились в идеализации прошлого, на-
циональном тщеславии, в переоценке иет9-
рических личностей и событий и непони-
мании Ленинской теории о наличии двух
культур в каждом назоде, партия помогла
нам развернуть борьбу за высокую идей-
ность советекой. литературы.

Однако борьба се проявлением буржуаз-
но-националистической идеологий должна
продолжаться еще сильнее, со всей реши-
тельностью и последовательностью» —го-
ворится в редакционной статье «Гракан
терт».

ке
%

Тенденциозная и недобросовестная ста-
тья А. Карапетяна «Протяв пережитков
буржуазного нацнонализма», написанная ©
порочных позиций национального виги-
лизма, не номотает борьбе против рециди-
вов и пережитков наппонализма Aa идео-
логическом фронте в Армении.

Товарищ Сталин еще в 1918 году ука-
зывал, что «национальный нигилизм толь-
ко вредит делу социализма, играя наруку
буржуазным националистам» (И. В. Сталин,
Соч., т. 4, етр. 91).

Товарищ Сталин учит, что «в советском
патриотизме гармонически сочетаются на-
циональные традиции народов и общие
жизненные интересы всех трудящихся Co-
ветского Союза. Советский патриотизм не
раз’единяет, а, наоборот, сплачивает ве
нации и народности нашей страны в еди-
ную братскую семью».

Только се позиций идеологии советского
	патриотизма можно успешно бороться с
пережитками и репидивами буржуазного
написнализма. -
	Т РЕДАКЦИИ: Редакция «Литератур-
ной газеты» выражает полное согласие со
‚статьей тов. П. Поспелова.
		упоминания о классовой борьбе з годы их
царствования». В кратком ‘историческом
введении к брошюре «Советская Армения»
напиеано:

«...В начале Х ив Х[ веках в Армении
вепыхнуло крестьянское восстание против
помещиков-феодалов и против феодальной
церкви, Это. мощнов движение в. истории
Армении называется движением  тондра-
кийцев».

В кратком историческом обзоре к бр0-
шюре «Советская Армения» рассказывает-
сл, что в своей борьбе против иноземных
завоевателей армянский народ  нёодно-
кратно получал цомощь народа братской
Грузии, говорится о помощи, которую в
ХУШ, ХХ и ХХ столетиях оказывало Ар-
мении в борьбе против иностранных за-
хватчиков: русское государство.

-В книге «Советская Армения» ярко по-
казана великая роль партии большевиков,
роль Ленина и Сталина в избавлении ар-
мянского народа OT векового гнета и вар-.
варской эксплоатации. :

«Своим освобождением от векового гне-
та, своим национальным возрождением и
своей счастливой жизнью армянский на-
род обязан Великой Октябрьской социали-
стической революции, славной партии
большевиков, Ленину и Сталину. Велика и
неоденима роль товарища Сталина в деле
освобождения арманского народа. Судьбой
армянского нарола товари Сталин инте-
ресовалея с самой зари своей революцион-
ной деятельности — © 90-х годов прош-
лото столетия. В течение полувека
Сталин, как родной отец, заботился 06
избавлении армянского народа от веково-
го гнета и варварской эксплоатации. On
воспитал и Закалия таких пламенных ре-
волюционеров, славных сынов армянского
народа, как Степан Шаумян, Сурен Спан-
дарян и Анастае Микоян.

В течение многих лет товарищ Сталин
вел’ ожесточенную борьбу ® врагами и из-
менниками армянского народа. А orga
наступил роковой час в судьбе армянсео-
го народа, когда осенью 1920 т. он ока-
зался под непосредственным ударом  TY-
рецких вандалов, перед страшной опасно-
отью полного физического истребления, —
в этот самый критический момент в жиз-
ни армянского. народа опять ему на по-
мошь пришел товаринт Сталин, великий
русский народ, большевиетская партия
Ленина—Сталина», — говорится в ЕНиге
«Советская Афмения». —

В книге «Советская Армения» остро
разоблачаются дашнаки, националисты и
прочие враги армянского народа.

Книга «Советская Атмения» ‘убедитель-
но рассказывает 96. огромных. о успехах,
достигнутых армянским ‘наротом за Два-
дцать лет’ советской власти. Она написа-
на с воодушевлением, торячо и искренно,
вна с интересом была бы прочитана каж-
дым советеким патриотом.

В заключение автор пишет:

«Cro лет назал великий армянский про-
светитель Хачатур Абовян в своем романе
«Раны Армении» писал:

Что за сила нам дух живой влохнет,

Кто б от спячки смог разбудить народ,
` Чья рука стране силу, бодрость даст,

Возродит наш’ край, вновь поднимет Hac?
	Абовян от. всего пламенного сердиз. за-
верял:
Ах, за силу ту я бы жизнь отдал.
На пути ее я бы к земле припал.
Был бы жив — всю кровь ей одной:
принес.
Был бы мертв — мой прах ей хвалу б
вознес

Эта сила нашлась! Имя этой силы —
большевизм, навсегда  исцеливший раны
Армении! Рука, которая дает стране силу
п бодрость, — это рука Сталина, великого
друга армянского народа».

„И эту книгу Арамане Варапетян облыж:

но называет на страницах «Литературной
газеты» — «антимаркснстской» и «0эз-
грамотной»...

Возникает естественный вопрос: как эте
могло произойти? Разделяет ли редакция
«Литературной газеты» позицию А. Кара-
петяна, солидаризируетвея ли. она е ето
обвинениями по вдресу книги «Советская
Армеаия»?

Как теперь выяснилось се полной опре-
деленностью, никто из членов редколлегий
газеты не прочитал предварительно книги
«Советекая Армения», по поводу которой
опубликована статья А. Барапетяна «Про-
тив пережитков буржуазного национализ-
ма», целиком положившиеь на автора
статьи, который оказался человеком недо-
бросовестным. Разумеется, такое положе-
ние совершенно недопустимо. Совершенно
нетерпимо подобное безответственное отно-
шение членов редколлегии к своим правам
и обязанностям, такое некритическое ‘от-
ношение к автору.

Тенденциозная и Недобросовестная кри-
тика в статье Арамаиса Карапетяна княги’
«Советская Армения», как видно, прееле-.
довала определенную цель — отвлечь вни-
мание от напболее опасных проявлений
буржуазного национализма в Армении.
Изображая книгу «Советская Армения»,
вышедшую в 1940 году, как основной
источник рецидивов и пережитков буржу-
азного национализма, А. Варапетян умал-
чивает о таких политически вредных
книгах, как, например, книга 0. Туманяна

Литературная газета» опубликовала
31 июля 1948 г. статью Араманса Кара-
петяна «Против пережитков буржуазного
кационализма». В этой статье содержа-
лаеь грубо тенденциозная и неправильная’
оценка книги ‘С. Карапетяна «Совет»
ская Армения», как «антимарксистской».
и «безграмотной». Совершенно бездоваза-.
тельно и злобтно тенденциозно Араманс.
Карапетян утверждал, что ‘брошюра
-С. Каранетяна «Советская Армения», вы-
шедшая в 1940 г., к 20-летию советской
власти в Армении, послужила акобы при-
чиной оживления в Армении пережитков.
буржуазного национализма нё ипдеологиче-.
ском фронте.

Какие доказательства приводит А. Ка-
рапетян, «кандидат философских наук>,
для подтверждения столь тяжких обвине-
ний по адресу книги «Советская Арме-.
ния» и ее автора? Дз никаких, кроме
одной, искусственно вылранной из контек-
ста цитаты о Тягране П. В тому же ком-
ментарии к этой цитате; которые дает
А. Карапетян, свидетельствуют против не-
го самото.

«Самого жестокого царя Тиграна П ав-
тор об’являл «одним из крупнейших; про-
трессивных царей история Армении», не-
смотря на то, что даже армянские истори-
ки У века с содроганием рассказывали 0
бесчинствах этого коронованного  деепо-
та», =— пишет Арамаис Карапетян и Ha
этом основании безапелляционно об’являет
книгу «Советская Армения»  «анти-
марксистской, безграмотной с точки зре-
ния исторической науки».

Что же на самом деле говорит истори-
ческая наука о Тигране И? Orpanaun-
вается ли она ето характеристиками, как
«вБоронованного деспота»?

В учебнике по истории СССР под редах-
цией акад. Б. Д. Грекова; вышедшем в
1947 тоду, указывается; что «высшего
расцвета древнее Армянское царство до-
стягло при внуке Арташеса I Turpane Н»
(стр; 32). Известно, что Тигран Ш в сою-.
зе © понтийским царем Митридатом в те-
чение многих лет вел успешную борьбу.
против рабовладельческого Рима. Конечно,
и сам Титран Ц вел завоевательные вой-
HH, которые доставляли большое число
пленных; обращаемых в рабов. Создан-
ное им обширное государство He было
внутренне прочным и цельным.

Но свести всю историческую деятель-.
ность Тиграна Пк «бесчинствам», к «же-
стокости», как делает А. Карапетян, это
значит подходить к оценке исторических
деятелей проныого © точки зрения вуль-
гарного социологизма и национального ни-
тилизма, в духе осужденных партией антя-
исторических конценций школы Покрев-
CROPO, или подпадать под влияние клевет-
нических оценок, которые давал Митрида-
ту и Тиграну П немецкий историк Момм-
зен, преклонявшийся перед рабовладельчв-
ским Римом.

-Runra (С. Каранетяна «Советская Ap-
менил» посвящена рассказу о том, как
советская власть принесла многострадаль-
ному народу Армении спасение от угрозы
истребления; от голода, разорения, бежен-
ства, принесла ему NUP и возможность
национального обновления, национального.
возрождения.

«Освобожденный п возрожденный ар-
мянский народ в великой семье Советского.
Союза под лучезарным солнцем Сталин-
ской Конституции строит свою  счастли-
вую новую жизнь. Пройден двадцатилет-.
ний теронческий путь борьбы и побед;
проложенный великими тениями человече-
ства = Лениным и Сталиным. -

Зти двадцать лет дали арманскому на-
роду больше, чем прошедшие пзадцать с
лишним веков еге истории. (Подчеркнуто
нами. — П. П.). Советская власть превра-
тила Армению в цветунтий край, в страну
высокой индустриальной техники и интен-
сивного сельского хозяйства, в страну ие-
редовой советской науки и социалистиче-
ской культуры», — читаем мы в книге
«Советская Армения».

И вот такую книгу, написанную © по-
зиций советского ‘патриотизма, Арамаие
Карапетян об’являет на страницах «Лите-
ратурной газеты» чуть ли. не главным
источником рецидивов и пережитков бур-
жуазного национализма! Трудно сказать,
чего здесь больше у незадачливого <«кан-
лидата` философских наук»: политической
безграмотности или же злонамеренности?

Во всяком случае, ему чужда элементар-.
ная добросовестность. Иначе он не стал
бы выдергивать отдельную фразу из крат-
кого исторического введения к броптюре
«Советская Армения», — составляющего
примерно одну десятую часть в и
строить’ на этом всю свою «критику».

Враткий исторический очерк, предпо-
сланный брошюре  «Советекая Армения»; .
посвящен главным образом описанию мно-
товековой борьбы армянского народа про-
тив чужеземных завоевателей, 3a свою
национальную независимость. Написанный
в таком плане вводный исторический
очерк недостаточно освещает  классовую
борьбу в древней Армении, недостаточно
раскрывает эксплозтаторскую сущность
социального строя древней Армении. Это,
несомненно, является ошибкой автора и
серьезным недостатком книги «Советевая
Армения». Но ложным является утвержде-
ние А. Карапетяна относительно того, что

<в 0бзоре было одно отульное восхваление «Развитие экономики Армении с начала
армянских царей и князей. Не было даже ХХ века до установления Советской sBaa-
	ПИН ИАН
	ВЫСТАВКА В ПОЛЬШЕ
	над первым стендом: «За 39 лет советской.
власти -в СССР издано 873 тысячи книг раз-

личных наименований общим тиражом

1! миллиардов экземпляров».
	Это убедительное свидетельство  неви-
данного под’ема культуры в стране Сове-
тов развивается в ряде диаграмм и фото-
графий, показывающих, что книга в СССР
является достоянием самых широких на-
родных масс, а советский писатель имезт
самого благородного читателя.

Большой интерес посетителей вызывают
данные о сказочном росте изданий произ-
ведений классиков русской литературы
после Октябрьской революции. Огромные
тиражи, хорошее качество изданий как
русских, так и западных классиков вызы-
вают всеобщее. восхищение,
	В светлом, пахнущем еще свежен крас-
кой здании известного в Польше музея и
книгохранилища «Оссолинеум». во Вроцла-
ве размещена выставка «Тридцать лет со-
ветской литературы».

Выставку открывает зал, в котором со-
средоточены многочисленные издания произ-
ведений Маркса; Энгельса, Ленина, Сталина.
Носетители с большой любовью знакомят-
ся с книгами, фотокопиями рукописей
классиков  марксизма-ленинизма, фотогра-
фиями первых изданий их трудов.

’Вевобщее внимание привлекает надпись
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
9 et meen № 83
	На Украине плохо. торгуют
книгами
	ет магазинам единый план торговли — 1
велосипедами, и книгами.

Укркнитокультторг имеет сейчас Beer
130 киосков, из них только 17-—нА пре
приятиях,

Продавцов, любящих книгу, умеющи
вв рекомендовать, в системе ‘украинских
RAHTORYATTOPIOB поставили в один ряд
другими работниками прилавка, Pesyaste?
плачевный — кадры потеряны. А ново
пополнения ждать неоткуда: до войны в
республике было два книготорговых Mt
НИкУМа, =— теперь их нет.
	Вкус к книготорговле потеряли w Ye
раинокне издательства. Они спок
сдают тиражи книг на склады Укрениг:.
вультторга и не интересуютел, котда их
книги дойдут до читателей, не пропатае
дифуют свом издания. Только олно mate
тельство «ВТльна Укратна» (Львов) выпу-
етило в этом году хорошо оформленный.
каталог с аннотациями своих книт, А ведь.
Лелко понять. что книготорговцам  трудио
работать без \ каталогов, 623 рекламных
плакатов, тистовок. —
	В стороне от. книжной торговля пробы
вают и украинские писатели, Оли: на. 1
пуляризируют лучших. . произвелёний 0-
	ветокой литературы, нео встречаются и
своими читателями, Е.

Жизнь заставляет сейчас  укранноки
	писателен отказаться от политики. Фневуе-
шательства» в книготорговые дела. Пре
ступила к работе Комиссия по книгою}.
говле при Союзе писателей. Рад писателе
лачал обследование книготоргующей (1
на периферии.

Ho Bee это — полумеры, Воттрос о кнй-
готорговле на Украине нужно решать в
государственном масштабе. Надо создать
специализированную книготоргующую 0.
ганизацию на Украине. Радиоприемний,
велосипед, мотоцикл и патефон с успехох
может продавать любой магазин. Кн“
требует к себе особого внимания, люба,
Опыт работы Книготоргового об’елинения
государственных издательств РСФСР (8
1из) — очень показателей. Украние есть
6 кого взять: пример, есть y Koro 1d
учиться, ›Беда, что пока работники’ Ук
книговультторга не? хотят учиться куль
турно торговать книтой, в сущности, о
нв- любят: калгу, они потёрялй чувство
ответственности Перед Фоветекими.  чита-
TOT ret. .
			_ Недавно украинский писатель Александр
Вопыленко получил письмо от знаво-
мого пнрелбелателя колхоза. Рассказав о
высоком урожае и богатом  трудодне,
председатель пожаловался: в селе нет
библиотеки. Деньги есть; можно было вы
тысяч па десять купить книг, Но где их
купить? В районе нет книжной лавки, a
посылать в Киев сейчас колхозников
нельзя’ сев озимых. .
	это письмо очень характерно. Аолхозни-
кп Украины страстно тянутся К книгам,
к просвещению. Но сейчае примерно на
три района приходится один магазин
культтоваров, где, наряду с балалайками,
патефонами, велосипедами и  канцеляр-
скими приналлежностями, торгуют и кни-
гами.

Мало книжных магазинов и в городах.
В Киеве сейчас есть только один специя-
лизированный книжный магазин Укркнй-
гокультторга. — Помещение коллектора,
вомплектующего - библиотеки, ° заняло...
ателье: мол, я .
	Так обстоит дело в столице. Что же
‘происходит на периферия? В г. Золотоноша
Киевской области решением суда выселили
книжный магазин, ero помещение отдали
артели Пииенромкооперации. В индустри-
	альном центре  Украины-Запорожье луч-
шие торговые помещения заняты  парик-
	махерскими, а вот для книжного магазина
никак не найтется места.
	Основная книготоргующая организация
на Украине — республиканское об’едине-
ние Укркнигокультторг. Ha его складах и
в магазинах сойчае лежат без движения
книги на многие миллионы рублей.

Недавно прошло республиканское сове-
щание актива Укркнигокультторга. При-
чину того, что литература залеживается,
руководители Укркнигокультторга видят в
TOM, что, многие библиотеки до сих nop He
купили выделенных им книг, Действитель-
но, кое-где это ‘имело место. Но разве это
главное? Работники Укркнигокультторга
попрежнему. предпочитают распределять
книги, а не торговать ими. Эти работники
явно потеряли вкус к торговле книгами.
Работники прилавка энергично стараются
продать мотоцикл пли велосипед: ведь этот
товар — дороже книги, так можно скорее
выполнить финансовый план‘ магазина.

Министерство торговли УССР, в чьем
ведении Haxorarca. Vapnawronyayrtopr, 1a-
	— Я из’ездил весь мир, — заявил вер:
нувшийся на родину. после долгих скита:
ний учитель Павловский, — и могу утвер-
	ждать, что ни у себя на родине и нигде в
мире французские или ‘английские - писате-
ли не имеют такого массового читателя,
как в Советском Союзе.

Выставка знакомит, посетителя с творче-
ством советских писателей всех шестнад-
цати братских республик СССР.

Выставка советской книги дополняется
данными о широком развитии сети библио-
тек и изб-читален в СССР,

Советская книга в Польше вызывает
всеобщий интерес,
			(COG. корр. «Литературной. газеты»)