‚арты морганиста раскрыты
	Oe
Геннадий ФИШ
&
	стов, ученых-мичуринцев, тесно связан-
ных CO своим народом. За учение Лысенко
выступили тотда передовые деятели науки,
ставшие ныне академиками: Яковлев, Дол-
гушин, Гребень, Презент и др. Мендели-
ты-морганиеты на ‘этой сессии. уже не.
могли торжествовать победу.

Кома мичуринцы доказывали, что мор-
ганизм-менделизм — реакционное учение,
которое неизбежно приводит своих адептов
в лагерь расистов, в лагерь борьбы с со-
циализмом, наши морганиеты указывали
на Хаксли и Меллера, называвших себя
до недавнего времени нашими «друзьями».
Нашим морганистам невдомек было, что
не могут быть друзьями‘ социалистическо-
го общества те люди, которые подписыва-.
ют расистские декларации конгресса тене-
THKOB 0 ‚ необходимости человеководства.
Но уже в полной мере свое лицо Хакели
` показал на Всемирном конгрессе деятелей
культуры в защиту мира во Вроцлаве.
Вслед за ним сбросил маску и Меллер. Он
включился в антисоветскую кампанию,
поднятую реакционерами всего мира в свя-
зи с победой материалистической биологии
в нашей стране и разгромом идеалистиче-
ских реакционных теорий Менделя—Моо-
гана. Ha том печально знаменитом с’езде
Американской ассоциации по’ разватяю
науки, откуда со скандалом был удален
посланник Эфиопии, брат негуса, только
за то, что он черный, тоже произнобиляеь
«жаркие» речи против наших академий,
осудивших лженаучные теории Менделя==
Моргана. И как достойнства этих теорий

нревозносилось то, что опи противоречат
марксизму- ленинизму.

«Ролос Америки» высказалея недавно в
том смысле, что, дескать, споры среди
биологов  об’ясняютея политикой. Мы
знаем, что эти комментарии, действитель-
Ho, об’яеняютея политикой, и притом по-
литикой реакционной. Именно  гнуеной
	«политикой» об’ясняется и письмо на имя
Академии наук СССР, опубликованное Мел-
дером в «Нью-Йорк тайме» и широко рас-
пространяемое на русском и английском язы-
ках по американскому радио. В этом пиеь-
ме Меллер. повторяет, в еще более грубой
H демагогической форме, чем на сессии в
1936 г., нападкй на академика Лысенко и
присоединяет к ним теперь  клеветниче-
ские выпады против _ советской власти.
Ок сделал это с твердой надеждой обма-
нуть общественное мнение своей страны,
скрыть от него разоблачение и поражение
реакционной лженауки Моргана-—Менделя
в СССР. Меллер желает во что бы To Hu
стало опорочить  материалистическое ми-
чуринское учение, ибо он понимает, что
победа мичуринской биологии в Советском
Союзе — это удар и по мировой реакция.
в науке. К чому же он, наконец, нашел
удачный момент для того, чтобы загла-
дить свои прежние «грехи» и обелитьея
перед комиссией по расследованию анти-
американской деятельности, чтобы. приоб-
рести политический капитал среди тех,
кто призывает в крестовому похолу против
Советского Союза и его культуры. С этой
целью Меллеру и нужно было громоглаено;
не дожидаясь исключения, об’явить о 6в2-
ем выходе из члёнов-корреепондентов нл-
шей Академии... Находясь в Советском
Союзе, Меллер одкажды проговорился:
«Большинство генетиков в капиталистиче-
ских странах позорно невежественны и.
полны предрассудков во всех социальных
вопросах, но позволяют себе быть орудием
пронаганды буржуазной философии».
Залотые слова! Но только о Меллеое
	Нельзя сказать, что он позволяет. делать
себя орудием пропаганды из-за позорногв
невежества в социальных вопровах. Ero
позор в том, что, когда это было вму вы-
годно, он прикидывался другом Советекого.
Союза, когда же стало выгоднее быть его
вратом, — он охотно стал им. .

Меллер утверждал, что жизнь подобна
игре в карты. Его карты раскрыты.
	Весной этого года я быза в деревне.
Паткино, Влалимирской области, на уроке
	у отной молодой учительницы, бывшей
студентки Владимирского  учительского
института. Она проводила с шести-
	класениками беседу 0 «Чапаеве» Дм. Фур-
манова,

— Ребята, как относился Чапаев к по-
литике?

— Чапай политику не любил, — по-вла-
димирски окая, тянул скучный хор pe-
бячьих голсбов.

— А как Чапаев относилея к газетам?

— Газеты Чапаев не любил,

— Правильно! —= подхватила учитель-
ница,

Вечером я беседовала с учительницей:
Нет надобности называть ее имя.

— Как вы готовитесь к урокам? Что
читаете? — спрыпивала я.

Оказалось, что юная учительница не-
давно окончила вуз; сейчас ничего не чи-
тает: негде якобы взять книги. Она по-
казала мне план урока; он был совершен-
но беспомощным, без малейшего проблеска
Живой Мысли, творческой инициативы. A
ведь эта молодая учительница жила не на
краю света: три километра от станции, &
там полчаса до Владимира. Негде достать
вниги? Неверно. Во владимирском Доме
учителя 6.000 томов’ худижественной и
педагогической литературы. Было бы толь-
ко желание, а книги всегда можно до-
стать. Но есть ли у молодого педагога это
желание?

С такими-то тревожными мыслями при-
шаа я во Владимирский учительский ин-
ститут, где еще год назад училась паткин-
ская учительница. Тов. Бланк, секретарь
партбюро института, выслушала мой рас-
сказ с завидным спокойствием.

— Вы знаете, как сейчас работают Ba-
ши бывшие студенты? = спросила я.
	Нет, ни инетитут, ни его партийная
организация этого нбв знают. И самое
диков — не собираются знать...

Влалимирекий учительский институт
	существует с декабря 15244 года; он очень
молод, у него нет традиций, долголетнего
опыта. Тем более непростительно. чб ра-
	ботникй института 96 желают виать, как
их первые питомцы принялись за работу.
	Голоса молодых
	прозаиков в нынешнем тоду прозвучали
особенно заметно. .

Однако нельзя умолчать и о поззии:
Молодые поэты добились тоже больших
успехов. Александр Пидсуха заявляет в
своей первой книге «Солдаты мира»:

Мне нужен мир!

_ Мой автомат, друзья,
Еще горяч. И сам еще горю я. .
Еще вчера был фронт, и дрался я.
Так о каком же мире говорю я? :
Что думает, чем занят Белый: Дом?”
Па-де-Кале. Что там? Не знаю тоже.
Все же :
С «доктриной Трумэна» и я знаком.
Мне нужен мир! Я жить хочу в покое
На нашей, наилучшей из планет
Без бомбы атомной и без ракет.
Не базы мне нужны, ни прочее такое, —
Мне нужен мир! :
- Поэтому я ставлю _
На стражу речь свсю — пускай стоит,

тверда!—

И, возвратившись из похода, сяавлю
Генералиссимуса жизни и труда *.
	Среди поэтичееких сборников; вБииед-
ших на Украине за год, книга Александра
Нидсухи-—одна из лучших. Голос соядата-
гражданина и патриота звучит Cc ее стра-
ниц. Чтобы миром и счаетьем цвела с9-
ветская земля, чтобы плодотворно“ труди-
лись зодчие социализма и никакие слу-
двайности не смогли прервать и наруйтить.
наш. патриотический труд, TOBOPHT поэт,
надо, как зеницу ‘ока, охранять. свою
Родину. Солдаты мира — это вчераиние
терои, творцы великой победы, Алексаняр
Пидсуха затронул животворные темы ин-
пустриального восстановления страны, ге-
роики колхозного труда; борьбы народаза
мир и безопасность, против поджигателей
новой воины. , ‘
	Тероике рабочих будней посвятили свои
первые сборники Петро Биба и Микола
Дашкиев. В сборнике стихотворений
П. Бибы «Братетво» страстно и правдиво
воспето братство народов Советского. Сою-
за в б0ю и труде. В книге М. Дашкиева
«На перевале» ‘собраны яркие ‚ поэтиче-
ские зарисовки фронтового быта, показан
повселневный героизм советских воинов.
	Интересна книга сатирических стихо-
творений поэта Дмитра Белоуса «Осколоч-
ным». Много свежего в первых сборниках
стихотворений Ярослава Шпорты «Свет
лый день», Борислава Стенанюка «На
встречу веснам», Евгения Кривенко «До-
рога храбрых».

Глубокий лиризм отличает первую кни-
гу молодого русекого поэта, Аркадия Рыв-
лина-—«Флажки на карте». Молодой поэт,
по профессии инженер судостроительного
завода, тесно связан © коллективом. В
стихах Рывлина звучит любовь к труду.
Он умеет не только описать процесс тру-
да, но и рассказать о чуветвах строите-
лей. Герои Рывлина, тоже вчерашние бой-
цы, сегодня строители нового. Им свой-
ственно творческое дерзание и горение,

...Мужественно и многообещающе про-
звучали толоеа. молодых писателей Укра-
nape Во второму своему. с’езду украин-
‘ские литераторы приходят силоченными;
‘окрепшими, творчески выростими. Bec-
ной этого года, когда республика вышла
в битву за урожай, актив писателей Ук-
раины  вбтретилея е товарищем Н. С;
Хрущевым. Беседа с. руководителем боль-
шевиков Украины вдохновила писателей:
Замечания, высказанные им по новоду
нашей литературы, номогли нам глубже и
вернее осмыслить свои задачи. В битве за
урожай, в битве за новые успехи социа-
листического строительства, писатели
ндут вместе со всем народом. Внимание ий
забота партии и народа помогли нам пре-
одолеть свой онтибки. 100 книг выпуска-
ют писатели Украины ® своему с’езду.

Украинский народ, окрыленный
бессмертными ° идеями коммунизма, под
водительством партии Ленина-—Сталина, В
братском единстве со всеми народами Ha-
шей советской отчизны воссоздает и ух-
ножает славу солнечной Советской Укра-
ИННЫ.
	Велико. счастье быть писателем такого
нарота,
	ны. Автору удалось показать трудовой
героизм коллектива, воссоздать типичные
для советского патриота черты. характера.

Труду шахтеров посвящен роман Петра
Ефимова «Степь донецкая».

В начале этого года в переводе на ук-
раинский язык вышла повесть  харьков-
ского писателя В, Добровольского «Трое
в серых шинелях», появление которой
было тепло встречено читателями H KpH-
тикой на Украине,

( возрождении колхоза после войны па-
писал начинающий писатель Семен Жура-
хович. В его повести «Дорога верных»
расеказывается о жизни и труде в дерев-
не, о том, что принесли в колхозную
жизнь вчерашние фронтовики. Большая
Удача молодого писателя — образ колхоз-
ного. парторга.

& недостаткам новести следует отнести
некоторую ее статичность и не свойствен-
ную людям, о которых . пишет Журахо-
вич, медлительность. Тут над автором еще
тяготеет литературная. традиция, идущая
от украинских натураластов, которая, к
слову сказать, отразилась и на других
произведениях нашей литературы о дерев-
не. Смешно представлять себе стахановцев
наших полей, людей мысли и действия,
творцов невиданных доселе урожаев, эта-
кими патриархальными торжественно-мед-
лительными мужичками, какими испокон
веков изображались украинские хлеборобы.

Следует признаться, что в нашей прозе
еще имеют хождение подобные тенденции,
явно не соответствующие жизни и быту
	нашего села. Нопутно скажем, что. укра-
инская литературная критика упорно не
замечает этих отрицательных явлений, не
помогает молодым писателям преодолевать
ИХ.

Советским патриотам, людям;  безраз-
дельно преданным великим идеям партии
Ленина— Сталина, посвящены сборники мо-
лодых писателей М. Слободянюка и Г. Ле-
вина. В их рассказах. чувствуется  плодо-
творная учеба у классика украинской лиз
тёратуры, прекрасного новеллиста Михаила
Коцюбинского. Прозаик Слободянюк живет
на Винничине в самой гуще колхозной
жизни, и это обогащает его. творчество,
Правда, некоторым героям рассказов Сло-
бодянюка еще присуща декларативноеть,
но умение отличить типическое от слу-
чайного и несколькими фразами обрисовать
характер человека уже” отличает расска-
зы начинающего ‘писателя.

‚ Не преувеличивая значения Перечис-
ленных книг, мы вправе считать их по-
явление свидетельством неуклонного роста
и развития украинской литературы. При
всех недостатках, присущих творчеству
молодых, они принесли в нашу прозу но-
вые темы, ввели новых героев, людей сво-
его поколения. Герои новых книг вырое-
ли при советской власти, воспитаны пио-
нерскими организациями, комсомолом, пар-
тией. Это люди, впитавшие великие идеи
коммунизма © дететва, люди, для которых
народ, родина, партия — дороже жизни.

Творчество молодых писателей свиде-
тельствует об их упорной учебе у Raaccu-
ков великой русской литературы и выдаю-
щихея русбких’ советских писателей. В
их книгах многое свидетельствует о неру-
шимой дружбе народов, о силе этого вее-
побеждающего братства. О чем бы ни пи-
сали они — 0: селе или заводе, о шахте
или университетской аудитории, герои но-
вых книг живут интересами. всей родины.
Молодые писатели легче преодолевают
вредные традиции, долго тяготевшие над
некоторыми произведениями украинских
прозаиков. На страницах их книг нет
любования трафаретными пейзажами 6
вербами над прудами н хатками с соломен-
ными. крышами. Теперь. характерен пейзаж
новой, индустриально-колхозной Украины,
преображенная природа. нашей страны.

В этой статье я нарупиит традицию
очерка об украинской литературе. Давно
принято начинать такой очерк с успехов
украинской поэзии: То, что я поступил
вопреки обычаю, не. свидетельствует 06
отставании поэзии, но; мне кажется, проза
нынешнего года имеет право на такое
внимание потому. что толоса молодых
		Высокий, с постным лицомои зализан-
ой лысиной профессор Индианского упи-
версттета Герман Джозеф Меллер похож
был на баптистского проповедника-миссио-
нера: Даон ив самом деле был проповед-
ником, апостолом морганизма. Правая ру-
ba, друг и соратник самого Моргана. ‘он
	посетил в 1922 году далекую Россию,
чтобы созарять» ее сретом  сиртиннайь
	менделевско-моргановской науки и укреё-
пить там ряды своих сторонников.

` «По менделизму, жизнь подобна arpe B
карты», — вещал этот апостол Моргана
на собрании тенетаков Института axcne-
риментальной биологии.  «Предиоложим,
что нам каким-нибудь образом Удалось 60-
брать вместе все те яйцевые клетки, из
которых должно произойти будущее поко-
ление Людей -— 1.1700 миллионов, Вее эти
яйца вместились бы в кувшиие величи-
ной мепьше четверти” ведра; в этом кувши-
неё оказалось бы все  конпентрированное
человечество!.. 1.700 миллионов спермиев,
соответствующее всему будущему поколе-
нию людей, вместились бы в одну ropo-
шинку.. Тут так же, каки в кувшине
яйцевых клеток, нахбдияись бы «детерми-
нанты» каждой ничтожнейшей черты каж-
дого индивидуума — от идиотов до Напо-
леонов; и каждый суб’овт был бы цели-
вом определен здесь со свойм особенным
носом и печенью и совершенно точио опре-
деленными мозговыми клетками, формой
ресниц, отпечатками пальцев, и малейшим
характерным. устройством клеточек каж-
дой из его частей». «Концентрированное
человечество» в кувшиие! Какая чудовищ-
ная метафизика! Всё будущее человече-
ства, вся его будущая история == в пилю:
ле! И никто из специалистов генетиков,
дай воторых делался этот доклад, не ocTa~
новил Меллера, не поправил его, не воз-
разил! Они благотовели перед «еветилом»
заграничной науки,

Но вскоре в другой аудитории против
такого. метафизического бреда выступил со
всей непримиримостью и принциниально
тью’ замечательный ученый нашого вре-
мени Трофим Денисович Тысенко. би п ero
соратники спасли честь нашей науки.

Украина — в праздничном осеннем
убранстве. Янтарные рассветы встают над
необозримыми далями. колхозных полей.
Солнце озаряет бесконечные вереницы
барж на Днепре и Десне. Сноро и весело
требуют дорогу у семафоров паровозы. На’
узловых шоссейных дорогах и грейдерах
движение машин, подвод. Идет хлеб.

Вея республика празднует доблестную.
победу колхозного крестьянства. От Чер-
номорья до Карпат — торжество победы;
радость созидательного труда. Слово, лан-
ное великому Сталину, выполнено! Уро-
жай, собранный в нынешнем тоду, mpe-
высил довоенный.

..Урожайный нынешний год на Украи-
не! Урожай неё только на колхозных по-
лях. Выросли новые Герои Социалистиче-
ского Труда; умножилясь ряды HOBATOpOB
производства.

В соответствии с радостным под’ емом,
подготовленным и выпестованным партией
большевиков, украинская советская лите-
ратура радует нас появлением хороших
книг. Новые тёмы и новые герои появи-
лись в романах пи повестях украинских
писателей.

Носледние годы нас беспокоил медли-
тельный и малозаметный рост молодых
писателей. И если быть откровенным, то
на этом поприще в Союзе писателей Ук-
раины действительно ие все было благо-
получно. Но уже в’ годы Отечественной
войны в печати ноявились стихи, очерки
и рассказы начинающих литераторов. Ав-
торы их в большинстве воины-—бйцы и
офицеры Красной ‘Армии. Выло ясно, что
Когда наступит мир, когда восторжествует
победа, наша литература обогатится новы-
‘MH творцами,

Новая плеяда молодых украинских пи-
сателей— воспитанники  ленинско-сталин-
ского комсомола — приходит к 30-летию
BIRCM с значительными творческими
успехами. Вее это следует вспомнить и
накануне второго с’езда Союза советских
писателей Украины, к которому деятель-
но тотовится украинская литературная
общественность.

В этом году наша литература обогати-
лась первыми книгами шестнадцати моло-
дых писателей. Если сказать, что в прош-
лом году вышло только две книги начина-
ющих литераторов, то шестнадцать новых
имен должны особенно радовать нае, Ко-
	нечно, прозаики и поэты; выступившие в
	этом TOAY CO своими первыми Енигами,
появились не в один год. Для того; чтобы
их книги были опубликованы, Союз писа-
телей проделал работу, которой раньше он
занимался редко. Переломным моментом в
работе с начинающими было  созванное
год тому назад Центральным Комитетом
RIl(6) Укранны совещание молодых писа-
телей. это совещание превратилось в д6-
монстрацию молодых сил литературы и
свидетельствовало о потенциальном ботат-
стве наших литературных кадров. Corws
писателей в соответствии с указаниями
ПК К1(б)У перестроил свою работу с мо-
NOABIME.

_B украинскую прозу пришли герои но-
вого поколения. Писатель Лмитро Ткач
посвятил свою повесть «Племя сильных»
Кривому Рогу, людям, которые дают нашей
индустрии руду. «ИШлемя сильных» —
первое произведение украинской прозы
послевоенных лет на производственную
тему. В этой повести, посвященной комсо-
молу, Ткач сумел рассказать, как под ру-
ководством партии воспитывается наша
трудовая молодежь. Герой повести, при-
ехавший на рудник из колхоза, постенен-
но входит в новую, сначала незнакомую
	ему. атмосферу и, преодолевая. трудноети,
	становится на руднике таким же стаха-
новцем, каким был в колхозе,

Молодого писателя ‘можно упрекнуть в
том, что язык его произведения не всегда
четок и ясен, He веегла  выоазительны
характеристики его героев. Но новееть
в целом, интересно и увлекательно на-
писанная, ‚свидетельствует 0 TOM, что
Д. Ткач стонт на верном пути.

Вышла первая новесть донбасского пи-
сателя В. Попова «Сталь и шлак» — 06
эвакуании донецкого завоха в тыл стра-
	меняемых нашими стахановцами MeTORIB
выращивания и воспитания племенных
животных и элитных. растений.

Вот что оп писал: «Можно привести
много случаев, когда громадное количестве
энергии и средств тратиловь понапрасну
вследствие какой-либо омтивочной генети-
ческой теории. Так, например, родитель-
CKHM растениям и животным предоставля-
лись самые лучшие условия развитяя Для
того, чтобы согласно неправильной теоряя
Ламарка их потомство получило лучшие
признаки». («Известия», 1934 г., 26. мая).
Под прикрытием словесной борьбы c da-
марком Меллер на деле стремился раз-
оружить наших стахановцев-семеноводов и
зоотехников и опорочить применяемые имя
методы выращивания племенных живат-
ных и элитных растений. Ведь, по Мелле-
ру, никакими методами: породу не улуч-
шишь, следовательно, весь героический
труд стахановцев-семеноволов и животно=-
	вдов — напрасная , трата энергии и
средств. И если деятельность учеников
Меллера,  манесшая нашему  хозейству
	большей вред, была во-время приостанов-
лена, то поверьте, господа из комиссии па-
латы представителей по расследованию ан-
тиамериканской деятельности, в. этом Мел-
лер не виноват!

Теорий; им проноведуемые, принесли
все же вред нашей практике; и притом не-
малый. Но деятельность этого человека,
получавшего зарплату в Институте гене-
тики Академии наук СССР, на этом не
прекратилась. Он продолжал  двурушни-
чать. В своих декларациях он кощунетвен-
	но писал: «Вели бы в прошлом генетики
смогли оценить и правильно понять общие
принципы научного мышления, выдвину-
тые Лениным, ий если бы они следовали
этим принципам мышления в разработке
научных вопросов, тенетика развилась бы
гораздо скорее и плодотворнее и, несомнен-
но, избежала бы многих основных заблуж-
дений». Но как только стало ясно, что
«общие принципы научного мышления, вы-
двинутые Лениным», в приложении к бно-
погии развиваются и действательно плодо-
творно применяются учеными-мичуринца-
мя, опирающимися на практику воциали-
стического земледелия, то самым злейшим
врагом материалистической биологии ока-
зался тот же самый Меллер.
Вепоминается четвертая сессия Beeco-
юзной академии сельескохозяйственных на-
ук имени В. И; Ленина, происходившая в
декабре 1936 года. Все, силы наших домо-
рощенных морганистов, все признанные и
непризнанные авторитеты, все схоластичэ-
	ские хитросплетения и клеветнические из-
мышления были се трибуны обрушены до-
гладчиками на голову ‘непокорного моло-_
ого ‘акадеуика Лысенко, который смело
отстаивал  мичуринское  материалистиче-.
	ское учение и творчески развивал его.

Не довольствуясь докладами двух акз-
демиков, «изничтожавших» ученото-нова-
тора, морганисты, как тяжелую артилле-
рию, выпустили со специальным докладом
Меллера. Сначала он об’явил, что наслет-
ственность передается только через тен,
гены же изменяются раз в. несколько ты-
сяч лет, что приобретенные признаки He
наследуются, что воздействие внешней
среды не играет никакой. роли в создании
наследственности... А затем обрушилея на
зкалемика Лысенко и его соратников. Вз-
	кими только кличками, какой только бра-
нью пе награждал сей представитель - «ми-
вовой науки» академика Лысенко. И,—0б
этом теперь смешно вспоминать, —0н «0бс-
регал» советскую власть 0т «вредного
учения» Тысенко!., т
	Хотя тогла все докладчики были про-
	тив цысенко, — прения показали, что
растут новые кадры  ученых-материали-
	Подобно тому, как менделисты в 1924 г.
провели в члены-корреспонденты Акале-
мии наук Бетсона —= того самого, про ко=.
торого Тимирязев писал, что он являетзя
«антитодом пауки», — «безотвотственным
невеждой», «безудержным  схоластом»,
«клерикалом от науки», наши морганиеты
избрали в 1933 roxy членом-корреспон-.
дентом Академии наук СССР Г. Меллера и
пригласили его работать в академии. И он
прибыл, чтобы, прикрываясь“ авторитетом.
	«мировой науки», спасать наших морга-
нистов от народного движения мичуриниев:

Меллер жил в нашей “стране “двойной
жизнью. Он признавал <божествевное от-
	Бровение», но это не мешало ему, маски-
руябь под левого ученого, неоднократно
выступать с тавийн заявлениями: «Зада-
q3 генетиков в пастоящее время заклю-
чаётея B TOM, чтобы, работая над разви-
Тием своей науки ‘в лухе ленинизма, изба-
ВиТЬся от антиматериалистических и анти-
диалектических уклонов».

Вот эти-т выступления, наверное, и. не
давали спать индианекому профессору е
тех пор, как начала работать комиссия по
проверке антиамериканской деятельности!
	Выступая с заявлениями 0 том, что
«только в социалистическом обществе дэ-
лается возможным развернуть работу 10
улучшению сортов полезных растений и
пород домалних животных в достаточно
широком масштабе», он одновременно де-
Лал все, что от него зависело, чтобы ио-
	мешать этой работе в Советеком Союзе. Он
выстунал в печати против успешво при-
		PKAEBA
	Специальный корреспондент
«Литературной газеты»
		В если бы педагогические учебные заве-
дения искали разнообразные формы обще-
ная с учителями == своими вчераиними
воспитанниками, то как бы резко улучши-
лась вся система обучения и воспитания
педагогических кадров! Может быть, в
этом случае пелагогические вузы ий учи:
лища задумались бы над вопросом: нет ли
связи между профессиональной беспомош=
ностью некоторых молодых. учителей и их
отнонением к своей профессии?

Слушая урок в паткинской школе, я
невольно подумала — едва ли у этой мо-
лодой учительницы был во Владимир”ком
HHCTUTyTe наставник, настоящий «учи-
тель учителей», способный вдохновить ев
	В то же время среди выпускников пе-
дагогических школ есть много учителей-
общественников. Вот молодой учитель Петр
Ильич Ирамаренко. Павловские школьни-
ки увлечены географией. Они читают мно-
го географических книг. Но географию
родного района изучают они не по кни-
гам. Метр Ильич п его ученики —= иселе-
пователи,  краеведы, путешественники!
Цавловекие гвографы-— учитель и школь-
ники — исследуют выход древних грани-
тов в районе деревни Басовки; они же
первые  изыскатели ‘опытных участков
орошения в деревнях Бабка и Николаевка:

Среди учительской молодежи много та-
ких энтузиастов. Лолг педагогической
	Герой Социалистического Труда Ава-
стасия Тихомирова недавно на страницах
«Йптературной газеты» (№ 75) предло-
жила организовать в сельских школах ав-
тотракторные и электротехнические круж-
ка, ч10бы готовить кадры механизаторов
для колхозов. Кто будет руководить этими
кружками? Механики МТО, бригадиры
тракторных бригад, инженеры местных за-
	водов, но только — не учителя. А 1п09е-
	му’ Как может молодой учитель ехать
на вею жизнь в механизированный колхоз,
не имея ни малейших знаний агротехники,
сельскохозяйственного машинного парка?

Педагогическая школа очень слабо 33-
нимаетея этими насущными вопросами,
она не ищет новых путей.

У средних школ Москвы и многих дру-
гих городов есть прекрасная традиция
ежегодных встреч с бывшими учениками.
Как нужкы такие  ветречи-конференции
каждому педагогическому училищу! Моло-
дые педагоги могли бы рассказать 0 своих
первых шагах на педагогическом поприще,
попросить у преподавателей советов, ука-
заний, выслушать лекцию, доклад.

Павловская средняя школа завязала сей-
чае связь во 110-й школой Москвы, внй-
мательно изучает ее опыт и внедряет его
у 6ебя. А вот педагогическое училище
Павловска не ищет связей с передовыми
училищами, с учительскими институтами,
как будто все вопросы подготовки учите-
лей решены раз и навсегда.

Аудитории педагогической школы в ос-
HOBHON заполнены колхозной молодежью.
Молодые колхозники тянутся к педагоги-
ческой профессии. Нужно помочь cry-
дентам стать высококвалифицированными,
страстно любящими свою профессию, пыт-
ливыми, инициативными учителями, и они
с честью выполнят долг перед родным вол-
хозным селом, которое BCRUDMAIO, BCOOANO
их, послало учитьея и теперь требует от
своих сынов самоотверженного творческого
труда на благо великой Родины.
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
№ 83 — ome г $
	РМ! о чер ТИ КЕ: ЕТ

на самоотверженное выполнение благород- ‘школы — равняться в полготавке Новых
	ного дела педагога.
. . an
%

Учительская молодежь не всегда живет
общественными интересами села,

В деревне Ярышевке, Лосевекого рай-
она, Воронежекой области, —большой учи
тельский коллектив, Большинство педаго-
гов — выпускники Павловского училища.
В деревню прювезаи  кинопередвижку.
Никто из учителей не догадался прочи-
тать перед началом сеанса популярную
Бетупительную лекцию. Педагоги не 06-
суждают с населением новые книги, важ-
нейтие газетные статьи, они Нё органя-
зовали хорового кружка, не устроили ви
одного спектакля. —
	3 деревне позади каждой хаты-—фрук-
товый сад, сады есть и у всех учителей,
& вот на пустыре вокруг школы — ни
грядки, ни кустика. Почему?

Райснные комитеты партии и комсомола
не привлекли молодых педагогов к полч-
тико-массовой работе. среди колхозников.
Однако, большая доля вины лежит и нА
педагогическом училище. Видимо, оно tte
умеет воспитывать в сввих студентах 06-
щественную активность. Чем же иначе
об’яснить, что даже лучшие вынускницы
Павловского училяща тт. Косенко и [в0з-
диков& (дер. Пузево), Паненко (дер. Гваз-
	да) стоят в стороне от. культурно*поли-
тических запросов колхозников,
	учительских кадров по таким передови-
кам, поваторам, умело сочетающим школь-
ное обучение с широкой общественной pa-
	ботой.

oe
зе
	молодо учителя
	Из Павловска вверх 10 Дону отходил
пароход. Солнце, синий блеск неба, белые
лодкй на реке, белые склоны меловых гор...
Иа пристани толны людей. В Это празд-
иичное утро Павловское педагогическое
Yamane провожало своих выпускников:
49 молодых учителей уезжали на работу
в Приморсвий край.

Последние напутетвия, просьбы писать,
застенчивые и жаркие уверенья—= «Рабо-
тать будем на совесть», последний гудок,
звуки оркестра, — и ветер несет по реке
песню: «Ирёщай, любимый город!»

Зеленый Павловск — центр одного из
сельскохозяйственных районов Воронеж-
ской области —= можно назвать городом
школ. Павловцы атобят Дон, его быстрые,
широкие воды, крутые излучины, но, же-
лая познакомить приезжего © родным г№-
родом, ови поведут ero ве на песчаный
	брыв над Доном, а на Центральные
УЛИЦЫ.

— Bor наш  сельхозтехникум. А вот
Дом нрестарелых учителей. Это — ремее-
	ленное училище. Педагогическое училище.
А вот наша средняя кола. Лучшее школь-
Нов здание в области! -

Да, вы приехали в город школ ий учите-
ей. В райкоме партии первый и второй
секретари — бывшие учителя, первый ce-
кретарь и многие работники райкома ком-
сомола — воспитанники местного педаго-
тического училища.

Училишну — 26 лет. За эти годы пе
раз отчаливал пароход, увозя из города мо-
лодых учителей в далекие края советской
страны. Однако, в основном училище готеч
вило и готовит учительские кадры для
окрестных шести-семи районов Воронеж
ской области. , :

Учатёля базовой школы  Ястребов и
Иванов, преподаватели самого педагогиче-
	ского училища Иванова, Андреева, Муд-
ряшова, Елисеева, первый секретарь Пав-
ловского райкома комсомола Тищенко, ди-
ректор Бабкинской школы Петинов, учи-
тельница Березковской школы Пономарева,
сталинские  стипендиаты Воронежского
университета Евстигнеева, Хлонко, — вот
воспитанники училища. Однако, когда а
спросила заведующего учебной Частью
Стефана Васильевича Стрельникова, — а
много ли среди выпускников таких же тз-
лантливых, инициативных, ° энергичных,
страстно любящих свое дело людей, — он
честно и прямо ответил:
	— Не знаю. Мы не знаем, Kak pado-
тают все наши питомды.
	Первый год учительской работы — са-
мый трудный, ответственный; не всякий
мололой Учитель расскажет о сволх ошиб-
ках, сомнениях, трудностях новому на-
чальству — директору или школьному
инспектору. Но с каким легким сердцем
он открыл бы родному училищу и свои
первые победы, и первые неудачи, трево-
ги, поражения. Ё сожалению, выдав ету-
дентам аттестаты, Павловское училище,
как, впрочем, и многие другие, считает
свой долг по отношению к молодым учи-
телям выполненным.

В деревне Пузеве, Воронцовского райо-
на, У воспитанницы Павловского учили“
ша молодой учительницы  Конющенко
двадцать восемь учеников были остав-
лены в 5-м классе на второй год. Во-
НеЧнНо, это случай исключительный, вовсе
не характерный для работы всех молодых
учителей. Однако проходить мимо тревож-
ного факта нельзя. И если бы Павловское
училище интересовалось судьбой и рабо:
той Конющенко, то неминуемо оно нашло
бы вакие-то серьезные пробелы и Упу-
щения в подготовке и воспитании своих
питомцев.
	В текущем учебном тоду в Навловское
педагогическое училище на 90 мест было
подано около 300 заявлений, из них 16—
от отличников. средней школы. Училище
имело возможность подобрать ейльный co-
став слушателей. Дело теперь за тем, что-
бы преподавательекий коллектив училища
смелее ставил перед ©0бой новые задачи.
Но пока приходится сказать, что у
Павловского педучилийа недостаточно раз-
вито Чувство нового. Оно продолжает огра-
ничивать себя узко профессиональными 33-
дачами обучения, забывая о том, что «на-
род наш развивается исключительно быст-
po, необычайно-быстро растет его созна-
тельность, образованность, культурность,
и 970 происходит во веех уголках нашей
страны. Сейчае нет у нас «медвежьих»
углов» (М. И. Калинин). И действительно,
разве можно Назвать «медвежьим» углом
хотя бы слободу Воронцовку, которая сто-
ит в 35 километрах от железнодорожной
ветки: там есть и электричество, и ралио,
и дом Культуры, кино, большая библиоте-
кз, больница, родильный дом, рентгенов-
ский кабинет, а на полях работают трак-
Торы и комбайны! Вот для какого совет-
	ского села педагогическое училище гото-
вит новых учителей!