Конст. ФЕДИН   Ca Mbil
реалистический сказочник

mn pamemed. KHYTTO an

й таких деталей, что кажется, будто автор
обладал абсолютным, каким-то математи-

ческим зрением.
М: очень часто в писательской среде
	применяем слово «мастер». Но мастеров
среди нае не очень много.

Борис Степанович оставил после cada
книгу, которая убрепляет за Ним славу
литературного мастера, заслуженную и
при жизни. Эта книга-——<«Что я видел» —
книга первых впечатлений ребенка.

В книге нет ничего книжного, заимет-
вованного из литературы. Она предетав-
ляет собою как бы вызов *компиляторетву,
тем литераторам «для детей», что. делают
книги из книг. Она живая. Сотни явле-
ний освещены безошибочным взглядом на-
блюдателя и описаны в нескельких стро-
ках.

Житков писал необычайно коротко я
написал огромную книгу. Она насыщена
понятиями, знаниями,  приобретаемымч
ребенком на протяжении лет.

Это детекая книга Нового Типа —
энциклопедия нашего быта в живом рас-
сказе. Ню можно пользоваться и тод, и
два, она может быть настольной книгой
матери, воспитателя, руководителя детеко»
го сада. № ней можно возвращаться, как
в очень длинной сказке.

Пристрастие Житкова к технике, к ве
ши сочетается ¢ интересом к природе н
даже уступает ему; много расеказываете:
о лесе, саде, бахче, о животных в дерев-
не и в зоопарке. В этой повести дететза
много взрослых, больших людей и. мною
маленьких происшествий. Я думаю,
Витков не побоялся ввести в Книгу чер-
ты автобиографические, и несон ли был
«Почемучкой» — человеком, который
ею жизнь своими руками разбирал
устройство вешей и перед лицом фактов
вечно задавал вопрое своего ненасытного
маленького гороя — «почему?»

Мне кажется. выбор манеры, в которой
	книга написана, сделан верно. Ребенок
должен видеть вещи впервые, удивляться,
совершать открытия.

Если бы она была написана в первом
лице, но от взрослого рассказчика, нельзя
было бы избежать самой. стралиной в дет-
ской -литературе опасности — еюсюканяя,
потому что взрослый давно. совершил от-
крытия, и его удивление, его радость были
бы фалыьшивы.

Поэтому Житкову оставалось  продоета-
вить слово самому ребенку. Пятилетний
мальчик в течение одного  изумительного
лета побывал в Москве, Харькове и Виеве,
пожил в деревне, на даче, в детском саду
п обогатилея сотнями новых понятий, 0
которых рассказывает увлеченно и по-
детеки прозрачно. %

Только очень крупный писатель и OT-
личный знаток жизни мог поставить 0е-
бе и выполнить такую художественную
задачу. Условность ве решения Житков
чувствовал, конечно, очень сильно, Где же
зилано, чтобы ребенок «наговорил» целую
энниклопедию в таком умном, последова-
тельном плане, в такой связности и TOT
ности определений. И Житков предупреж-
дает взрослых: «Не читайте помногу,
книжки должно хватить на год». Три-чэ-
‘тыре прочитанные страницы оставляют
впечатление чудесной свежести детского
расеказа.

Житков не подменил . собою ребенка.
Жатков сам стал маленьким, заново уви-
дел милый земной шар и заставил вас,
	Вак тип детской энциклопедии, RANA
	ПИСЬМА `В РЕДАКЦИЮ
	‚ ПРИДЕТСЯ ОТВЕТИТЬ,
ТОВ. ИСАЕВ!
	Обещанного, товорят, три
	Накануне 31-й годовиины Великою Октября

Каскад Севана

Заместитель главного инженера

en OT
	стей к турбине «Ворзиг». Прогыю уже ДВа   „= „гзамен. В советской стране, гдё Во“

nt
	е ПОЛОВИНОЙ года, но запасные части He
готовы. Лирекпия Уральского турбинного
	питание человека есть самое важное деле
	Е Ч ЕТ

турбинного é
В. >  реего общества, литература испытала на
	м о

завода уведомила пас, что и в этом 10 a
nan ay себе резке возросшую требовательность чи-

заказ He будет выполнен.
  РАЯ
	К-ЗА тии

Состояние же турбины таково, что она
саклый день может выйти из строя, и
‘огда остановятея машины крупнейшей в
Зелорусеии бумажной фабрики, снабжаю-
пей тетрадями миллионы советских школь-
ников.

Мы неоднократно писали об этом дирек-
тору туюбинного завода, но он ие счел
таже нужным ответить нам.

Уральский турбинный завод — одно из
крупнейших преднриятий советского мапти-
ностроения. И очень печально, если его
руководители лишены элементарного чУВ-
ства долга: — -

Почему директор завода тов. Исаев не
ответил добрушцам? Может быть, он счел

= ЕЙ Е ЕЕ

теля.

Мы можем утверждать, что многое из
созданного советской художественной ли-
тературой до наступления последнего де
сятилетия живет и сейчас, в наши дни.
Это мы видим В нашей прозе, песвящеян-
ной изображению советского человека —
его внутреннему содержанию, его борьбе.
Это видим мы в исторической литературе,
заново пересмотревшей великий путь па-
шей могущественной державы и нарито-
вавшей ee героев новыми красками. Dro
видим мы и по книгам, посвященным т
uy! ocofomy миру, который призван OCy-
шествить нашу мечту о будущем, — миру
напгего ребенка,
	их заказ 9 В а окос ОМНИ
внимания? Мир ребенка советского общества очень

Ответить тов. Исаеву все же придется,   широк. Это не только сказка, не только
Советская общественность He допуетит   детекая. комната c няней, не только живая

И АА ee ene
	срыва снабжения школьников тетрадями,
Е. КРИВОШЕЕВА,

депутат Верхозного Совета БССР.

Я. ФИНКЕЛЬШТЕЙН,

заместитель директора Добрушской
бумажной Фабрики «Герой труда».
	природа. Оенова нашего строя — вее00-
ший труд. Мы растим тружеников, воспи-
тывавм неутомимых работников. Й нап
ребенок вводится с самых ранних лет в
необ’ятную мастерскую, где люди заняты
  созиданием.
	Л. ОВЧАРОБ
секретарь партийного комитета,

———

С ОПОЗДАНИЕМ.
НА ТРИ ГОДА

?

Лело литературы заключается в TOM,

чтобы представить реальную жизнь чело-
веческого труда не менее прекрасной, чем
увлекательная сказка.

,

Летекие писатели ставят перед собой
алачу — ‘увлечь ребенка в живую дей-
	С каждым днем растет в нашем колхозе ствительность, как В сказку.
спрос на хорошую книгу. Число читателей Bb. Житкову это почти всегда удава-
неуклонно увеличивается. Однако книж-   лось. Его книги имели успех у детей, по-

ный фонд сельской библиотеки пополняется   тому что дети не замечали, как они учат-
	плохо. Деньги, выделенные из бюджета
сельского совета на приобретение новых
книг, у нас есть. Беда, что покупать кни-
ги мы имеем право лишь Через Минский
библиотечный коллектор, работники кото-
рого, повидимому, не понимают политичэ-
ской важности порученного им дела. Им
линть бы сбыть старье!

Колхозные читатели просят «Бурю»
И. Эренбурга, «Кружилиху» В. Пановой,
«Счастье» И. Павленко. Нам нужны кнч-
ти Ванды Василевской, нужна «Повесть о
вастоящем человеке» B. Полевого. Мы хо-
тим, чтобы в нашей библиотеке были ©э-
чинения Пушкина, Тургенева, Некрасова.
Ни одной из этих книг у нас. нет.

Как правило, художественную литера-
туру нам не присылают, а получаем. мы
только устаревшие брошюры. В этом году,
например, нам прислали бролпоры, посвя-
щенные... 28-й годовщине Октября. А кии:
гу Й. В. Сталина «0 Великой Отечествен-
‘ной войне» мы до сих пор не получили.

Создается внечатление, ‘что дело снаб-
жения колхозной деревни политической и
художественной литературой поручено в
Минске людям, потерявшим политическую
ответственность перед читателями.

Ф. СЕРГЕЕВ,
‘председатель Майского сельсовета
Жлобинского района БССР.
3. МАШНИЦКАЯ,
зав. избой-читальней.
И. ГОСПАДАРЕНКО,

колхозник колхоза «Рассвет»
Н. КОЗЛОВА,

звеньевая колхоза <Расевет».
	CH у JRHTROBA познавать труд.

Лети читали ФЖВиткова, как сказочника,
как удивительного рассказчика. А между
там они читали книги учителя, книги ин-
структора. мастерской, в которой люди
втроят нашу новую жизнь.

Пак же работал, что создал и почему.
попрежнему имеет успех у детей и у
взрослых Борис’ Житков?

Очень легкий, маленький человек, ©
быстрыми поворотами головы и везго лов-
кого, крепкого тела. В подстриженных его
усах белеет сединка, а он, как подросток,
без ощущения веса, подпрыгнул и сел яа.
высокий  полоконник в ленинградском
Доме книги. Там я и познакомился с ним
много лет назад. когда начала создаваться.

советская литература для детей.

Олнажды для одного рассказа мне по-

надобилоеь получше узнать, как лелатотсл
бочки. На лестниде Дома книги в Ленин-.
граде ине встретился Борис Степанович.
Он спросил, что я делаю, и я сказал eny
насчет бочек.

— Не помню сейчас книжек о бондар-
ном деле, но когда-то сам был знаком ©
ним, — сказал он. — Вот, послушай.

Мы отошли в сторонку, и тут же, на
плонтадке лестницы, я узнал подробносги
0 заготовке клепки, обручей, обо веех ин-
струментах бочара, 0бо всех трудностях,
опасностях, болезнях и 0бо всем восторге
бопларного производства. Житков говорил
с таким увлечением и так наглядно об’
яенял набивку обручей на клепку, что я
	Руководители Уральского турбинного заво- ров ду: ео
Ja считают, что и такой срок недостаточен   Степановича Житкова.
для выполнения  дотоворных обязательств. Это было необыкис

a
		рика заключила договор ¢ Уральским ту?-   рить © веком.
бинным заводом на поставку запасных Ч8-    тулогатуа
	По следам нашего севанского проекта
за границей была выдвинута Средиземно-
морская проблема, суть которой — также
в сокращении расточительных испарений
я комплекеном использовании энергии вод.
Предложено было закрыть Гибралтар, oc-
	тавив только нитки 1и7л1030в для Прохэдз
	судов, снизить ‘уровень моря на двести ме-
тров, высвободить 660 тысяч квадратных
кялометров® полезных земель, создать
электростанции общей мощностью 129
миллионов киловатт.

— Мо сегодня — это не больше, чем тема
для фантастических романов. Подобные
гигантские по размаху работы не под силу
не только отлельным капиталистам, но п
	капиталистическим. странам.
		Самолет летит из Тбилиси в Ереван.
Воздунтная трасса пролегает над высокн-
ми хребтами Малого Кавказа. С высоты
птичьего полета горы кажутея покрытыми
темнозеленым плюшем. И вдруг Из-под.
левого. крыла самолета вас ослепляет со-,
вершенно сказочная сапфирная синева.
Это — озеро Севан. Оно раскинулось на
лесятки километров в длину и ширину,
возневенное высоко в горы, BK вершинам
Гюнейского хребта.

Самолет вдруг ныряет вниз и проносит-
ся прямо над озером. И всем бросается в
глаза резкая белая полоса из скалистых
берегах—как будто кто-то провел белила-
ми удивительно ровную кайму, чтобы еще
резче подчеркнуть синеву севанских вод.

Это — след известковых отложений,
оставленный озером, уровень которого HH-
яхенеры опустили за последние тринадцать
лет почти на три метра. Эта полоска —
свидетельство титанической деятельности
человека, научившегося управлять при-
ролой.

Имея поверхность 1400 квадратных ви-
лометров, Севан испаряет ежегодно больше
1200 миллионов кубометров  дратоцен-
ноя влагн—то-есть вею воду, которую не-
	Много лет мне хотелось своими глазами.
посмотреть на севанское строительстве.

Нало было спешить на озеро Севан, на
толовное сооружение, чтобы успеть УБи-
деть тоннель в несколько километров дли.
ной и полземные работы: еБоро здесь, будет
вода.

Я спустилась на 100 метров под зем-
лю и увидела стены первой в Советском
Союзе подземной гидростанции.

Здесь, на глубине 100 метров, будет
как бы гигантский кран озера Севан, co-
стоящий из двух затворов для регулиро-
вания подачи воды на весь каскад. Вода
должна хлынуть под землю, к затворам,
когда водолазы снимут узенькую земля-
ную перемычку, отделяющую стену ce-
ванской воды от подземных тоннелей.

Полземные турбины на Озерной ГЭС —
	тут же, рядом с затворами, — заработа-
	ют в будущем году. Уровень озера начнет
теперь понижаться в среднем  сантимет-
ров на 80 в тол, значительно скорее, чем
до сих пор.

Я побывала в Араратской долине в
районах, подкомандчых невому Нижне-Зан-
гинскому каналу. Я видела истомленные
жажлой, голые земли, спаленные солнием
п усыпанные огромными камнями. Их ни-
когда не трогала рука человека. И вот,
впервые в нынешнем’ году земли эти по-
лучили воду из озера Севан. Я видела
вывороченные плантажным плугом тыся-
челетние ‘слеглые пласты, вспоротые на
глубину 60 сантиметров, Я видела десят-
	ки и сотни гектаров, уже засаженных еще_
	совсем юными виноградниками HOA
выми деревьями,  засеянные хлопком и
травами.

Как виления, как чудесные оазисы ере-
ди пустыни, возникали вхруг ряды новых
домиков из розового, сиреневого, рыжего
местного туфа, украшенных армянскими
колоннами и полуарками. .

В Араратекой долине все настолько но-
во, что некоторые поселки не успели еще
получить имени и называютея просто по
	номерам. Я видела ‘поселки, почти до-
строенные, но еще не заселенные: они
готоватея < приему  репатриированных
	зрмян. которые попалают из стран Range
	талиетического заката прямо в эти б-
ния будущего,

Химическая промышленность Армении,
электроплавка меди и молибдена, ироиз-
водстве ферросплавов в  электропечах,
электрификация добычи кесравненного зр-
мянского туфа, мрамора, оникса—все это
рождено Севаном.

Строительство Севанского каскада еще.
очень далеко от завершения. Но ‘и сей-
чае, на наших глазах, Севан меняет облик
Армении.

Подсчитано, что, когда строитезьетво бу-
дет закончено полностью. энергетика B
Армении вырастет в шесть раз по срав-
нению с 1940 годом; ‘тяжелая промыш-
ленность —‘з шесть раз, сельское хозяй-
ство Араратской котловины — тоже в
шесть раз, а население во всей республи-
ке — почти в три раза.

По сути дела, здесь на наших глазах
не просто растет, д создается новая стра-
Ha — страна блистательной энергетики и
	тахники, которая обеспечит людям такой
уровень жизни, какого не видело ни одно
государство в мире.
	сут с гор го впадающих в озеро рек, де
еще часть осадков. Бак подсчитали в Ат- ское гидрометоорологичеекое бюро из
сть Ой “  восемналнать книг своих наблюдений.
	мянской Академии наук, из каждых 19  ,,
кубометров воды, попадающей в Севан, 12 О
Ея участвовали сотни людей, целые отряды

ee nen RAAMMAaATUBTY — ЛЕРА.
	ЧаВо NI OE К ЯК. ЕТ ак >

омет это озеро-растратчив ACHAPACY
куб метров Do-pactp ученых. Для составления карты глубин

Я а Е ne manne
	самым безрассудным образом. озера отребовалось «сделать,  напримез,

зера потребовалось «сделать, например

Вместо то тобы испарившуюся из : Ba

Cepana po iy OnE Ha or RABI нося,   26020 60 тысяч специальных замеров. За
ду up ‚ TOTP ПУЮСЯ,   границей писали в уважением:.

иссохшую землю соседней Араратской кот-  _ (еван — это самое исученное озеро

ловины, расточительная и слепая природа   , Dé. ay P

пускает эти испарения буквально по вет-
Ученые установили: да, вековых запа-

ру; ветры подхватывают их и уносят ку-
Е еб С аа, сов озера хватит для того, чтобы напоить
	да-то за горы, за „Васпийское море. И О an

Трествянекий сын, уроженец  Арарат- водой Араратскую котловину, покрыть ее
ской долины Манасерян поклялся во что   виноградниками, персиковыми, абрикосо-
C a `выми и миндальными рощами. Спуск 03е-

op = ЕАК anhani
	бы то ни стало добыть BOTY AIA 6806708 а Е 7 >
ра должен растянуться на 50 лет. А когда

народа. о лет до 0 0

арола. За несколько лет до революции. ©0Н 5, сеработается». . вступят в оборот
	ЗАМЕТКИ ИЗ БЛОКНОТА ПИСАТЕЛЯ
	озеро  «еработается», . вступят в оборот
сотни миллионов кубометров спасенной во-
ды, которой человек не’даст больше исиа-
ряться.

Севанскими водами можно оросить 200
тысяч  тектаров, — подсчитали ‘ученые.
Чтобы освоить такие массивы новых 38-
мель, прнияетея раеселить на  нынемних
пустынях больше миллиона Человек. Вро-
ме того, на дне озера, в Севанекой чаше,
запрятано еще сто тысяч гектаров плодэ-
родных земель, которые постепенно вый-_
дут из-под воды.

Севаневое 03зеро расположено на высоте
около 2000 метров над уровнем моря.
Араратекая долина лежит ниже озера на
тысячу метров. На этой разнице уровней
создается пелый каскад гидростапций,

А там, где изобилие дешевой энергии,
естественно, расцветает промышленность,

Уже много лет. как начали работать

Канакиргас. и Банал имени Оталина. —
нервенцы Севана. Готовятся к пуску дру-
гие сооружения каскада. А ученые продол-
жают работать над реением вое новых и
новых загадок, которые ставит перед ними
9зеро. :

Озеро опустилось меньше, чем на тря
метра, но уже взбунтовались впадающие в
него реки: они стали «бродить», менять
русла, наносить отмели, заболачивать 0е-
рега. Ученым приходится ^ учинять  бук-
вально ележку за озером, за каждым его
капризом, за каждым вздохом. Требуется
немедленное вмешательство человека, нато
на ‘ходу выправлять русла, рыть каналы,
дренировать болота.

На странивах республиканской газеты
«Поммуниет» в Ереване армянские уче-
ные ‘обсуждают сейчас вопрос о том, Kak
лучше всего использовать новые земли, вы-
ходящие из-нод воды ‘озера.

Севанское строительство стало одной из
самых смелых и блистательных  строев
сталинской эпохи. Развернуть тапой пора-
зительный фронт работ может только стра-
на, построившая социализм, страна, Tie
производительные силы развиваютея уско-
ренным темпом, ибо их ничто не CKOBEI-
вает, им ничто не мешает, а «соответ-
	ствующие им производственные отношения
дают им полный проетор для такого раз-
вития» (Сталин).
	выдвинул чрезвычайно красивую, техви-

чески смелую и совершенно оригиналь-
ную идею. Надо «раскупорить» озеро,
BHITYCTHTS из него часть воды,  ис-
нользозать ее для орошения. и энергетики.
Когда уровень воды понизится на 55 мет-
ров, основная часть озера, так называ-
змый. Большой Севан; вовее прекратит. су-
шествование — дно его выйдет из-под
воды. Оетанется только глубокий Малый
Севан. ‘Зеркало озера уменьшится, и коли-
чество испарений сократится в несколько
раз.

Из озера вытекает одна единственная
река со звонким именем Занга. Через
иного лет, когла не станет Большого Се-
вана. сотни миллионов кубометров чеиспа-
ренной воды ринутся в русло Занги. Ho
ато будет, в сущности, уже совсем дру-
гая — бурная, многоводная река, создан-
вая блестящей иыелью и трудом человека.

Такова была илея  Манасеряна, ныне
уважаемсго советского ученого.

Судьба севанской проблемы была реше-
та. котла Владимир Ильич Ленин ma
VIEL e’esne Советов произнес слова, в ко-
торых в предельно сжатой форме была
намечена целая программа построения
гоммувистического общества в Росии:
«Коммунизм — это есть советская власть
плюс электрификация всей страны». .

Нотребовалиеь годы, чтобы нервоначаль-.
яая идея Севапекого каскада воплотихзеь_
в реальный технический проект, осущест-
вляемый в наше время.

Ето знает, что может натворить перед
своей гибелью это озеро, когда его начнут
спускать? В Америке весьма опытные tH
женеры  раздразнили реку Миссясиои
H He сумели оеедлать ее. Хотели всего-на-
всего выпрямить ее русло. И выпрямили:
Только река не’ пожелала воспользоваться
услутой людей. Она просто-напросто 66е-
жала: прорыла себе новое русло, а чело-
веческие сооружения оставила в стороне.

Вокруг Севана выросли новые научные
учреждения. Из Москвы и Ленинграда при-
езжали крупные ученые. Пять лет на 039-
ре работала комплексная экспедиция Ака-
демииснаук СССР под руководством  ака-
дхемика Ф. Ю. Левинсок-Лессинга. Она вы-
нустила три толстых тома трудов. Севан-

Павел НИЛИН
	ЕР . A

or редакции. Специальный корреспондент   почувствовал себя перенесенным в бондар-   Читателей, снова увидеть его.
«Литературной газеты» писатель Владимир ‘ную мастерскую, сльнпал стук и гул ра-  Вот почему эта книга жи

Лифшиц расследовал письмо колхозников,
Все факты подтвердились. Заведующая
Минским библиотечным коллектором тов.
Зарецкая постоянно отказывается от книг,
	боты, влыхал аромат дубовой стружки и   будет жить еще очень долго,
	готов был взяться 38 горбатик, чтобы
	РСЯ ЛЕНИНА: <. Е OO OIE IE EIS

Зарецкая постоянно отказывается от книг,   Немножко построгать вместе с замечатель-   «Что я видел» послужит” непременно 0:
предлагаемых ей Белорусским государст-  ным бонларем — Житковым. разном для создания многих других KAU
		разном для создания многих друтих книг
подобного рода. Жизнь обогащается новы-
ми открытиями. BOBBIN вещным Миром,
	венным издательством. Так, в самое послед:
нее время коллектор отказался от новых
изданий сочинений Тургенева» Пушкина,
Салтыкова-Щедрина, от избранных поэм
А. Куленюва, рассказов Я. Коласа, ссыла-
Ach... Ha отсутствие спроса (!).
	Нринаонт ©00 пивьма исходил Из этого МИ ОТ OOo ee cham
‘ния вещей и люлей. Житков в своих   Ребенку надо рассказать, как продолжает.
	книгах раскрывал ‘вещи и людей. Он умел  ся сказка нашей жизни после того, heh

о Е Е: СТАНЬ 2
	тесять лет назад ушел от нас самый реа:
	раскрывать поэзию делания и устройства
	РЕ ЕР ДЕ ЧРЕЗ. ЧЕЛ EE

Редакция целиком. поддерживает закоч- мира, огружающего нае; И его. рассказы листический сказочник — Борис МИтвов.
	КП(б)5   УВлекательно-поэтизны.
	Но сам сказочник  останетея жить в
	ное возмущение жлобинских колхозников и
надеется, что Минский горком KII(5)D
примет меры к наведению порядка в Мин-
ском библиотечном коллекторе.
	Он написал роман «Виктор. Вавич», в своей книге, как живет в ней созданный
котором — множество находок, открытий! им вещный мир.

вит

Й еще кто-то. стоявший в

О чувстве
достоинства

ный, Бак Пахомов, старшина возразил
Пахомову:

— Ух если снимать шапки, так надо
оказать почтение и Тем, кто эти танки

делает. — Й он прислушалея к нарастав-
щему шуму танков, нодходивших к пере-
праве. — Ha сегодняшний день где-ни-

будь на Урале или за Волгой многие лю-
ди очень бы желали приехать сюда. Ш
их покамест не берут в солдаты. Им ве-
лят готэвить снаряжение. И они работают,
может, не хуже нас...

Старшина этот оказался такелажником.
Он участвовал в строительстве Магнитки
и Кузнецкетроя. И достаточно ему было
вепомнить об этом, как сейчас же и дру-
гие солдаты стали вепоминать 000 всем.
что они еще недавно сами делали или что
слышали о геройских делах в мирной
жизни. Веломнили, между прочим, масте-
ра Воронина («Где он, интересно, сей-
yac?»), который в тридцать первом году
удивил американских  снециалиетов Ha
Вузнецкстрое. Они бралиеь поднять ски-
повый мост на домну за самый короткий
срок — за три недели. А он поднял его
со своей бригадой за несколько часов.

Чувство гордости за свой народ, е новой
силой возникавшее из этих рассказов,
Как-то по-особенному освежало людей,
бодрило и укрепляло, оберегая от тлетвор-
ной ржавчины отчаяния, способной  про-
красться в сердце в тяжелый чае. Отсюда,
с узкого клинышка пораженной ужасом
земли, солдаты как бы обозревали век
свою родину. Й сержант Пахомов, подпоя-

Для иллюстрации необыкновенно в03-
	выйти к причалам под губительный вра-
жеский огонь, сказал, улыбнувшись:

— Ну, тогда мы почаще должны сни-
мать шапки друг перед другом и покрепче
уважать друг друга, вели мы есть такой
замечательный и всеобщий народ...
		очереди,   нашему тостдарственному устройству. UI-
	нако с виду он все делает как будто пра-
вильно, но закону, действия его формально
не подлежат взысканию. Он действует ча-
сто в области так называемых мелких, Ма-
лозаметных дел, где измерить и учесть его
деятельность не веегда легко. Шо именно
мелочи, се которыми приходится сталки-
ваться каждый день, и раздражают чел-
века с особой силой. Именно: в гостини-
fax, Ha железной дороге, в Магазине, в
канцелярии, на улице Hac легко обрадо-
вать внимательным отношением к нашим
нуждам или обидеть неуважением. Й no-
этому я снова привожу «мелкие факты»,
	На Виевеком вокзале в Москве у вхэдз
на пригородные поезда собралась огромная
толпа. Накрапывает дождь. Приближается
вечер. До отхода поезда остаются минуты,
но вход все еще закрыт, Наконец, в 10:
следнюю минуту появляется железнодорех-
ный служащий и об’являет:

— Посадка будет не здесь, а вон с тэг
входа. Вто успеет, давайте скорее. 063
сейчае отходит...
	Начинается давка, Многие не попали
на поезд.
	— Ночему же вы раныпе не сказали,
что там посадка? — спрашивают служа-
шего. — Или в крайнем случае, почему
вы хотя бы не извинились перед народом
за такое безобразие?.,

— Ну вот еще, —сердится служащий.—
Я зарплату не за то получаю, чтобы из-
виняться и поклоны бить. Перед кем это
тут извиняться? — И вдруг около себя
он увидел генерала, тоже ожидавшего по-
садки. — Приходится употреблять  гру-
бость, — вздохнул служащий, как бы 8
оправдание. — Ведь я один, а народу-то
сколько. Масса...

Видите ли, есть «масса», и он, так
сказать, над массой, этакий небожитель!
	CHIBAACh перелх тем, как снова надо будет   совсем не извястные ему до этого люди,
	росшего в йашем народе чуветва взаимно-   отказалея от своих билетов в пользу шах-
о уважения можно привести много круи-   теров.
	— А наз Москву вы, ребята, не оби-
	ных и ‘общеизвестных фактов. Ho 4
	хочу сослаться на сравнительно мелкий,   жайтесь, — сказал шахтерам Hall 3Ha-
	малоприметный факт.
	комый. И кивнул на окошечко админи-
стратора: — Глупый человек, ведь он
BCIOAY может просочиться. Причем тут
Москва... ^

Через пять минут в окошечко поетуча-
ливь еше четыре посетителя и получили
билеты по занискам театральных админи-
страторов и еще по каким-то запискам. А
в самом цирке в момент представления
оказалось ловольно много свободных мест.
		5 цирке в день премьеры перед самым   стратора: — Глупый человек,
чалом представления у Кассы  СтТолпи-   веюду может просочиться,. Up
	началом представления у кассы  столнив->
лась очередь, хотя известно, что билетов
осталось немного, и вее нервничали По
этому поводу. Особенно волновалея высо-
кого роста мужчина в новеньком KOCTIO-
ме, пришедший в цирк вместе с женой. И
жена волновалась:

— Подумайте; в кои веки собрались в
	цирк, и вот, пожалуйста, — билетов как
будто нехватает...
Наконец, их очередь приблизилась к
	кассе. Но в этот момент в двери цирка во-
шля еше семь граждан и, узнав, что би-
летов нет, направились к администрато-
ру. Показывая документы и протягивая в
окошечко деньги, они просили хоть как-
нибудь устроить их на предетавление, тем
более, что они приезжие, уже все посмо-
трели в. столице и еще не успели побы-
вать только в цирке, а завтра они уезжа-
ют. Администратор, однако, не внял их
просьбе. Он что-то грубое прокричал co-
рочьей скороговоркой и захлопнул св0е
окошечко под самым носом просителей.

— Хороши у sac порядки, — обиженно
вказал один из них, пожилой, поглядев на
стоящих в очереди. ,

— А вы что, не здешние, что ли? —
спросил наш знакомый, уже получивший
билеты и счастливо настроенный, — Or-
Буда же вы?

— Из Донбасса.

— Делегация, что ли?

>
	— Да нот, в командировке, просто шах-
теры.

— Шахтеры, — почтительно произнее
наш знакомый. Й повернулея в жене: —
Ниночка, ну что нам за снех итти сегодня
в цирк, Давай отдадим билеты им, Это ж
шахтеры,
	собственного
		Мне часто вепоминаются эти слова,
И на путях к коммунизму, озаренных
гением товарища Сталина, нам постоязно
служат, как мошные двигатели нашего
развития, именно взаимное уважение, со-
ветский патриотизм, дружба народов a
морально-политическое единство,

Чуветво гордости за свой народ, чувство
взаимного уважения все с большей силой
укренляется в наших людях. Оно, это
чувство, родилось, понятно, не сегодня и
даже не в тоды войны. Народ, сотворив-
ший величайшую революцию,  совершив-
ший иеполинекие подвиги в труде й в
бою, народ, превративший свое отечество
в могущественнейшее ’ государство мира,
воспитывал `° это чуветвоо на протяжении
всей  своей новейшей истории. И сейчас,
после великой войны, можно привести бес-
‚численные факты, когда чувство взаимно-
го уважения, гордое сознание принадлеж-
ности к великому, победоносному народу
по-особенному сплачивает, роднит и окры-
ляет наших людей. Достаточно, чтобы в
газете хоть один раз появилось имя чело-
века, вырастивщего необыкновенно BHICO-
кий урожай, или усилившего скороеть ре-
зания на станке, или нашедшего спо20б
ускоренной добычи угля, или даже с 060-
бой лихостью сплясавитего на международ-
ном фестивале, как со всех концов Hedi’
ятной нашей страны полетят в нему при-
ветственные телеграммы и письма от до-
селе не знакомых ему людей, Захворает хо-
роший человек, заслуженный в труде или
1 боевых делах, и, если 06 этом’ станет
] известно, человека этого сейчае же окру-
жат вниманием и сочуветвием опять же
	Жизнь у причалов © каждым днем
становилась поистине невыносимой. Про-
тивнак беспрерывно заливал переправу
губительным огнем. И чудом казалось,
что переправа все-таки действовала. Упэр-
ство солдат, державших переправу, пре-
восходило все, что видывали люди на вой-
не. Однако солдаты эти, работавшие ‘Y
причалов на узком клинышке чуть пэрос-
шего лесом берега, сплошь распаханного
взбесившимея вражеским металлом, вее-
таки считали, что не они тут настоящие
терои, а их товарищи, дравшиеся в самом
пекле Сталинградской битвы. Вот там, 8
Сталинграде, до которого надо проплыть
е этого берега всего несколько сотен мет-
ров кипящей от взрывов реки, вот там
ух действительно настоящие герои.

— Когда кончится война и будет пол-
ная наша победа, надо бы завести такой
порядок. Где появится человек, воевавший
в самом Сталинграде, весе, кто видит его,
должны, обязаны снимать шапки. Из ува-
жения.
	Это сказал однажды на переправе в
блиндаже во время завтрака Пахомов Яков
Гаврилович, сержант, бывший предеела-
тель колхоза из-под Ярославля. И внача-
ле никто не оспорил его. Но когда все
присутствовавшие в блиндаже доели каюту
я сполоснули котелки, такой me cTenen-
		ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
3 (eer yoann № 84
	Волшебный шелест записки, в сожа-
лению, часто производит на некоторых
наших мелких и даже крупных админи-
страторов более сильное впечатление, чем
самая суть дела. Вместо того, чтобы по-
дробно разобраться в каком-нибудь обетоя-
тельстве, взвесить все детали, проявить
инициативу, принять на себя ответетвен-
ность, такой администратор сплошь и ря-
дом считает за благо уклониться от раз-
говора, убежать, спрятаться, сослаться на
то, что не было специальных указаний,
Не беда, что второпях он, по недомыслию
или по дурному настроению, обидит на-
ших, по сталинскому выражению, золотых
людей.

Уцепить его часто не’ за что, такого ад-
министратора, Попробуйте, допуетим, сва-
зать ему, что он плохой патриот, он сей-
Час же етанет доказывать вам, что по этой
линий у него вое в порядке. Он состоят
	членом н Досав и Досарм. И у нето най-
дутся, может быть, еще более веские до-
казательства. Уж если он не патриот, так
то 2 тогда патриот? Но на работе свозй
он каждый день донускает действия, про-
	тивные и нашей общественной морали, и