Леонид ЛЕОЛОВ
		Черчилля
	войны, он разговорилея в английском
порту с английским морским офицером.
Тот сказал, что британские властя потому
так неохотно позволяют высаживаться CO-
ветским морякам, что они «тотчас начина-
ют вести пропаганду». Тогда наш капитан
впрзеил;

— Скажите, кто у вас стоиг во главе
государства?

— Король,

— Кому принадлежат фабрики и шзх-
ты? :

— Фабрикантам и крупным банкам.
— Кому принадлежит земля?
— Помещикам.

— Есть у вас безработные?
— Да.

— А теперь скажите мне, все, ее вЫ
мне сообщили, это — пропаганда?

— Как так, это же факты! Удивился
английский моряк.

-—— Хоропю, а если я на те же вопросы
отвечу в соответствии с истиной, что у нас
в стране правит народ, шахты и заводы
являются собетвенностью народа, земля—
собственностью крестьян, что у нае дав-
ным давно нет ни одного безработного, —
это. будет пронаганда?

— Разумеется!

— Но ведь это же факты!..

Английский моряк ве емог разобраться
в проблеме «пропаганды». Но мы прекрас-
но знаем, что само существование социа-
листического государства являегея для
господина Черчилля и его друзей весъмз
неприятной пропагандой.

Впрочем, все эти «условия» господин
Черчилль ставит лишь так, для виду. Va-
мое большое огорчение для него—это воз-
можность мирного урегулирования спорных

я
	вопросов. И «гордый обритт», предетавя-
	тель Британской империи, которую он в
своей речи @лавословит, одновременно ео-
вершенно по-бульдожьему ластитея и пол-
saer fa брюхе перед Соединенными Шта-
тами. Он заискивает перед Вашингтоном,
ибо британский лев одряхлел и не с1осо-
бен везти колесницу войны, а США вла-
деют секретом атомной бомбы. Черчилль
отстаивал замену Организации 0Об’единен-
ных Наций англо-американским союзом,
еоздание Совлиненных Штатов. Европы.
Недаром Черчилль в свое время . писал
в журнале «Лайф», что он «хотел бы быть
американием»:.. — Е

Фашистекий бред Черчилля — продукт
не только его собственных «идей». 9то
илеи коалиции консерваторов и правых
лейбористов. Именно поэтому Черчилль без
‘конца п края восхваляет  лейбористекое
правительство за его внешнюю политику
и призывает свою партию изо всех сил его
поддерживать. Трогательная = гармония
между вожлем консерваторов и англайскл-
ми «сопиалиетами»!
	Не слишком изысканные выражения,
которым прибегает Черчилль в своем вы-
ступлении, дают и мне празо напомнить
одну украинекую, тоже не слишком изы-
сканную, но зато мудрую поговорку: «Не
дал бог свинье рога, а то она бы весь свет
перерыла», Господину Черчиллю не удает-
ся «перерыть весь свет», как бы ему это:
го ни хотелось.
		се фашистами, но предетал перед берлинца-
ми елва ли не в качестве «жертвы фашиз-
ма».
	Агент
гестапо
	бред
	Фанчистский
	Снова донесся до нас голое Уинстона
	Черчилля. На этот раз он произнес речь
	на конференции консервативной партий в.
ландидно. :

Английские. карикатуристы часто ри-
суют. Черчилля в виде бульдога. Дейетвя-
тельно, он не только лицом напоминает
это милое создание. В выступлении анг-
лийского деятеля больше лая, чем чело-
зеческих слов. Минутами рычание переме-
жается сентиментальными слезками, что-’
бы тотчас же перейти в захлебывающийся
лай.

Жажда войны  снедает Черчилля. Сама
мыель о том, что мировые проблемы мож-
но разрешить без вооруженного конфликта,
наполняет все его существо дикой старче-
ской злобой. Он с восторгом возвещает о
том, что «Соединенные Штаты’ перевоору-
mawTca в огромных масштабах», Что
«Франция, Бельгия и Голландия напря-
тают вее усилия для создания фронта со-
противления на западе под нашим (т. е.
британским. — В. В.) руководетвом и при
необходимой американекой помощи».

Охнако Черчиллю  кажетея, что этих
тосударств еще мало. Он роняет сен-
тиментальную слезинку над участью Гер-
мании. Он выражает надежду Ha TO, что
«Франция и Германия прекратят свой ты-
сячелетний спор» и Франция «вновь вве-
дет своего побежденного врага в семью и
культуру христианства в Европе». Вот
вам в качестве еще одного члена антисо-
ветской коалиции — Германия.

Какую именно Германяю имеет в виду.
Черчилль, совершенно очевидно из его
тлубокого ‘сочувствия «старым Немецким

‚фельдмаршалам и генералам, которых под-

вергают новому тяжкому испытанию».
«Новое тяжкое испытание» — это вуды
над гитлеровпами. Прекращения этих гу-
дов требует британский государственный
деятель. Каковы же были прежние «тяж-
кие испытания» этих генералов и фельд-
маршалов, возбуждающих сочувствие Чер-
чилля и его жалость? Применение имн
ядовитых газов против французеких войск
в шестнадцатом году? Или их верная
служба Гитлеру? Руины Сталинграда, 83-
литые кровью Украина и Белоруссия,
Польша, превращенная в огромный” кой-
центрапионный лагерь. маллионы убитых,
замученных женщин и детей?.. Ведь все
это было делом рук именно этих «старых
фельдмаршалов и генералов».

Черчилль выдвигает «решительное тре-
бование: забыть о прошлом». Забыть о
пролом, о кровавой катастрофе, в ROTO-
рую вверг Европу фашизм. «Старые
фельдмаршалы и генералы» могут еще
пригодиться — они достаточно проявили
свои способности палачей и убийн.

Ho po uma чего господин Черчилль хо-
чет вести войну? Оказывается, во имя за-
шиты демократических свобод. Подумайте

только, сколько доброты и гуманности
таитея в этом с виду столь  черством
сердце!
	Черчилль пускается в пространные в9с-
хваления «свободной в легкой‘ земократи-
ческой жизни». какая будто бы парит в
Англии и Америке. Что сказал бы об этой
«легкой жизни» английский рабочий, ютя-
шийся в норах Уайтчепеля и годами ишу-
ший работы? Это его выбрасывалют нз мо-
	Be уже более ста дней в Берлине, це
умолкая, кипят страсти.

Англо-американекие агенты,  засевшие
в берлинском магистрате,  лихорадят” ог-
ромный город, открыто призывая в кроваво-
му террору против демократических обще-
ственных деятелей, организуя в западных
секлорах антисоветские митинги и демон-
страции.

Нельзя сказать, что берлинские холопы
Вапгингтона и Лониона сумели увлечь
своей фалтистекой пропагандой широкие
слон населения города: их митинги немно-
точиеленны, демонстрации  жадковаты,
тогда как выступления трудящихся, 98-
правленные против реакционной политики
магистрата п подлой деятельности поджи-
тателей войны, проходят при участии де-
сятков тысяч берлинцев. Отнако <героев»
антидемократического похода это не сму-
щает: недостаток популярности они в03-
мешают шумихой, трескучими провокация-
ми, уже приведшими к кровавым столкно-
вениям в августе (у Потедамекой плошади)
и в сентябре (у Бранденбургских ворот).

Вто же эти немцы, эти неофапистекие
негодяй, на которых сделали ставку пред-
ставители англо-американской и француз-
ской реакции в Берлине? Попытаемся бег-
лыми штрихами набросать «портреты» не-
которых из них.
	Турецкий
«профессор»
	ТАЛАНТ
	„заведений Василия: Сварога
	`’ ОГНЕВОЙ
	_Посмертная: выставка про
	Ку-клукс-клан вербует детей
	Это фото сделано в Стоун Маун-
тин (США) на церемоний посвяще-

а the
	ee LO

ния 70 детей в ряды фашистской Op-
ганизании Ку-клукс-клан. Двое «по-

en
	ведения, они заслуживают большего вниз
мания, большей славы,

Принято было считать, что Сварог —
отличный мастер акварели.  Посмертвая
выставка наглядно показала, что этим
далеко не исчернывается творческий диа-
пазон этого мастера. Его творчество отие-
чено богатством жанров, широтой врут
зора.

Портреты его кисти отличаются безут.
	a eS

речным еходством, мастерством, свойствен.
	ным лишь выдающимся современным 5\-
вописцам.

Тонко и точно чувствовал Сварог пуль
своей страны, ритм ее кипучей  созида-
тельной жизни. Быстро и темпераментно;
в самых разнообразных формах — от №-
зетной композиции до большого полотна—
откликалел он на вобытия современности,
Обттеизвестны его картины «Штаб 0ктяб-
ря», «Доклад тов. И. В. Сталина на УШ
Чрезвычайном е^езде Советов 0 проекте
Конституции», «В. Е. Ворошилов и А, \,
Горький в тире ЦДВА», «В. И. Ленин п
Й. В. Сталин в Горках», портреты
товарищей Сталина, Вороптилова, Кубы.
тева. Талантливо проиллюстрировал он
книгу В. Е. Ворошилова «Сталин и Ёраг-
ная Армия». В ряде картин и рисунков
(варога занечатлена индустризльная мощь
СССР. гигантское строительство по планах
сталинских пятилеток.

Сварог прошел длинный творческий
путь: первые» его работы относятся к
1902 году, последние—к 1942 году. Они,
может быть, на разных уровнях мастер.
ства. но все одинаково искренни, горячи.
	Сварог по-настоящему любил нашу 0
ветскую жизнь и честно служил ей своп

HCRYCCTBOM. :
	Е. КОВАЛЬЧИК
	Ванда ВАСИЛЕВСКАЯ
		Иногда бывает, что на посмертной вы-
ставке произведений того или иного масте-
ра яено видишь, как рано ушел. хулож-
ник из жизни и каБ много мог он. еще
сделать.

Такое ощущение испытывает посети-
тель посмертной выставки В. С. Сварога,

Я хорошо знал Сварога, еще будучи на
школьной скамье, — знал по его много-
чиеленным иллюстрациям В «Солнце Рос-
сни», «Ниве», «Аргусе» и других журна-
лах того времени. .

В детстве я думал, что непременно
буду художником, и меня всегда обольша-
ла яркая манера Сварога — его своеволь-
ный карандаш, уверенность рисунка,
своеобразие в решении живописных и ©ю-
жетных задач. Подкупает репинекая све-
	CTOBYIO, избивают полипейскими дубинками
на собраниях, а когдз он а его товарящи
осмеливаютеян протестовать, — их встре-
чают пулями. Что сказал бы фермер, ко-
горого изгоняют с обработанной им земли
за несвоевременное внесение арендной
платы, или негр. которому в «евободной»
Америке па кажлом шагу угрожает смерть.
Не услышим мы слов о «легкой демокра-
тической жизни» и от любого рядового
американского гражданина, вечно дрожа-
шего от страха перед завтраптним днем.

Впрочем. сам Черчилль, видимо, для то-
го, чтобы ни у кого не осталось никаких
сомнений, тут же любезно раз’яснил, как
он понимает свободу и демократию. .

—- Влинетвенно верное, сильное и ус-
пешное средство для защиты прогресса—
это атомная бомба. Если бы Соединенные
Штаты уничтожали свой запас атомных
бомб, «они были бы повинны в упичтоже-
нии человеческой свободы»...

Одним словом, символ мира и прогрес-
‘ва — ато атомная бомба. Вместе co веем
тем, что она с собой несет. В этом цинич-
ном Откровении — истинный смыел раз-
	глагольствований Черчилля 0 человечности
	и человечестве, о демократии и’ свободе.
Е счастью, Черчилль милостиво остав-
ляет нам одну «лазейку». Воть выход, ко-
торым мы можем воспользоваться, Его
предложения, конечно, выдержаны в буль-
дожьем стиле-и бульдожьей терминологии.

Наша страна должна безоговорочно ©0-
гласитьея Ha требования американского
империализма и его лейбориетских и кон-
сервативных лакеев в Англии. В чему же
сводятся эти требования? ,

Прежде всего мы должны прекратить
дружеские отношения со странами новой
демократии. Эта дружба давно вызывает
яроеть у Черчилля и ему подобных. Англо-
американским  экспанснонистам хочется
экеплоатировать народы Восточной Европы
тав же, как эксплоатируютея «страны
Маршалла». Но Варшава, восстающая 43
руин при помощи Советского Союза, ня-
когда не поменяется участью с Афинами,
которые. под высоким покровительством
Англии и Америки превращены. в одпу
большую тюрьму!

Черчилль, как политический оратор,
всегда отличался 06060 крикливой и на-
сквозь лживой фразеологией, а также пол-
нейшим отсутетвием вкуса. Но на этот раз
он превзошел самого себя. Этот заядлый
империалист. выдвинул требование, чтобы
мы «перестали интересоваться Малайей,
Кореей, Индонезией». Сам того не подозре-
вая, он понал в смешное и жалкое поло-
жение. Подобно щшедринскому градоначаль-
нику, который одним росчерком пера з8-
крыл Америку, Черчилль пытается 0б’-
явить несуществующим национально-0сво-
бодительное дзижение B колониальных
странах. Оказывается, все это линь «про-
иски» вездестшщих коммунистов.

Мы лолжны прекратить пропаганду...
	Вепоминаетея история,  воторую мне
рассказывал капитан одного советского ко-
рабля на Черном море. Однажды, еще дя
		работой, а «ограничилея реорганизацией
свалочного транспорта», за что и получил
туренкую «профессуру»...

После войны этот «профессор по свалоч-
	ному транепорту» вернулея в Германию и
	быетро нашел общий язык с берлинеким
	наместником генерала hied — полковни-
	ком Хаули. Рейтер сделался ` советником
(от гопиал-лемократии) берлянского маги-
	страта п сразу же повел яростную анти-.
	советскую и антидемовратическвую полити-
ву. р

Этот «еопиалист» оказалея весьма воин-
ственным защитником капитализма. В де-
магогических речах, выдержанных в ма-
нере Гитлера — Геббельса, Рейтер позво-
ляет себе даже военные: угрозы по адресу
Советекого Сотюза. Воспевая «успехи» аме-
риканского «воздушного моста», OH вызы-
вающе заявил: «Я хочу надеятьея, что не
только мы понимаем язык этих самолетов,
но что имеются и другие люди, которые
ноймут этот язык прежде. чем это окажет-
ея для них слишком поздно».
	«Макиавелли
из магистрата»
	ганизации пут ee

священных», одетые в ку-клукс-кла- жесть и острота, присущие его творчеству.
новские  балахоны, сфотографиро-

Великий русский художник высоко ценил
ваны с главарем организации —

и любил Сварога. Одно из писем к нему
«великим драконом» Сэмуэлем Гри- Илья Ефимович закончил словами:
HOM,

«Bain, многовосхищенный огневыми
		ФАКТЫ БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ
	БУДУЩИЙ МАНЬЯК
	Американская печать, уделяющая много
места описаниям различного рода престун-
лений и на все лады смакующая их детали,
оказывает пагубное влияние на юношество.
Известный. американский врач-психиатр
Вертам в одной из своих статей на эту
тему рассказывает о следующем факте.
Американского школьника спросили: кем он
хочет быть, когда вырастет. Подросток, не
задумываясь, ответил: сексуальным манья-
		чертами Вашего таланта, поклонник и 119-
бящий скромность Вашей доброй души —
нев ыразимо ».

Со Сварогом я познакомился гораздо
позже, чем с его работами. Й он очень
пришелся мне по нраву: Веселый рассказ-
чик и собеседник, превосходный певец и
музыкант, в жизни он был так же Ta-
лантлив, как в творчестве.

Слушая его пение, я понял, что жи-
вопиеное искусство для него, как и пес-
ня, — 970 тот воздух, которым он дышал.
И потому так органично входили они В
его жизнь. .
	В художественных кругах имя Сварога
пользовалось большим уважением, но стра-
	«ДИПЛОМАТИЧЕСКОЕ» пользовалось большим увамением, ну ре”
ЕН на все же недостаточно знала его произ-
		НСКИИ,
	Держиморды из нью-йоркской полиции,
получив сообщение об ограблении в ‘районе
Сельмой авеню, выехали на место проис-
шествия. Увилав там двух стоявших на
тротуаре темнокожих людей, они немел-
ленно сбили их © ног, избили и утащили в
полицейский участок. И. только здесь
жертвам столь любезного обхождения уда-
лось пред’явить документы генерального
консула и военного атташе Доминиканской
республики.
		В’ ряде газет в штатах Вайоминг, Айдахо
и Монтана (США) появилось об’явление
пятидесятитрехлетнего Джорджа Мартина,
предлагающего свою  девятнадцатилетнюю
дочь в жены тому, кто уплатит за нее
7000 долларов. Свое предложение Мартин
об’ясняет безвыходным материальным по-
ложением.
	ВОСПИТАНИЕ САМУРАЕВ
	`Четыре учителя из префектуры Ямагата
(Япония) систематически избивали уча-
щихся зая «недостаточное усердие» или
«слабый интерес к занятиям по атлегике».
 Как сообщает газета «Майници», из 315
мальчиков, получивших побои, 42 вынуж-
‘enn были обратиться за медицинской по-
‘мошью. Избиения происходили по старому
 ccamypaiicxomy> способу, npHMeusBitiemyca
до войны: учигеля заставляли мальчиков
становиться на колени и бить друг друга
по лицу и голове.
	болных немецких профсоюзов», принял ак-
тиввое, руковолящее участие в создании
так называемой «независимой профооюзной
организация» — профеоюзного филиала
социал-демократической партии. повсемест-
но поддерживаемого англо-американцами.

Для достижения своих подлых целей
Зур не брезгует ничем: он ведет открытую
борьбу с трибуны магистрата, работает
подноаьно, ‘готовя кадры хулиганов-прово-
каторов для антикоммунистических демюн-
страций, использует. прессу и митинги дая
погромных призывов.

Он получает инструкции не только от
руководетва партии: Зур свой человек в
штабах американекого и британекого ко-
уендантов.» Злесь его ценят за исполни-
тельность и ловкость, с какой он предает
народные интересы. Почти в таких
выражениях отстаивает господина Зура от
критики со стороны демократического ла-
геря его патрон, полковник Хаули на ево-
их пресс-конференциях.
	Наместник :
Курта Шумахера
	СНОВА 0 ПЕРЕЛЕТНЫХ ПТАХАХ
	пить специальную дачную мебель. Бо вто-
рую очередь — построим гараж. и другие
необходимые в хозяйстве постройки».

Таким образом, трудовые подвиги 0089
ских людей у Арламатекого олицетворены
в маленьком личном благополучии,
стремаении к Маленькому — квартирко-
му  «счастьицу». «Те люди, которых
вы видели на улице, — говорит он, — в
какой-то степени похожи на мзня B Te
дни, когда я строил дачу; мои руки тогда
были в мозолях, пиджак —— в известкь,
и я, как одержимый, ничем другим зачи-
маться не мог, и ничто, кроме моей строй-
кп, меня не интересовало. Й виденная в1-
ми улица была похожа па мой строитель-
ный участок».

Автор He делает никакого  разлачил
между гитлеровцами и немецким народом
в целом. Вообще, такие слова, как фашизу,
гитлеровцы, в книге совеем не употребая-
ются, идет речь о немцах, как 0 надии,
«Паригивейшая нация жадных гордецов», —
говорит «известный советский писатель»,
И нагде в повести Ардаматекого это мне
ние не опровергается. Даже революционе:
ров-подпольшщиков, борцов за освобожде-
ние Советской Латвии Ардаматский наде-
лил абстрактной неприязнью в немцам в1-
обще, а не к фашизму a фашистам.

Все герои этой повести — fame Te, Bi
торых автор считает положительными, —
до крайности примитивны и духовно скул
ны. Главный герой Янис Вриевиный— Ч
ловек пассивный, “безвольный. В условляг
гитлеровской оккупации Вриевиный
лишь благодаря случайному стечению 0-
стоятельств оказался автором двух лист
вок для подпольщиков Обычное ero te
стояние -—— полная неопределенность 1
расхлябанность воли. Этот книжный, 1
Живой образ неверно изображает латыш»
скую интеллигенцию.

Олин из героев повести заявляет, 99
брат Криевиньша, глухонемой крестьянин:
хуторянин Вилис, нанимающий для pads
ты на своем хуторе батраков, «похож 13
всю нашу Латвию». ‘Такое изображение
Латвии и латышей грубо искажает облик
народа. г
	Б советской литературе есть прекрасна?
традиция свовобразного ° «обмена темате
Кой», когда писатели одной национальн-
сти правдиво изображают жизнь лю
другой национальности. — входящей в 0
	став нашего Союза. Мы помним роман 5‘
	порусского писателя 9. Самуйленка «bj-
дущее» о Грузии, рассказы грузинскаг
писателя №. Лорлкипанилзе о Белорусент,
роман Ю. фибехинского «Горы и люли» 1
кавказеких народах. В нашей литерату»
такой интерес писателей к жизни други
республик — одно из проявлений увести
дружбы и уважения советских народ
друг к другу.

К сожалению, книга В. Арламатекм
ничего общего с этой традицией не имеет.
Она дает неверное, обывательское прое
оставление о советеких людях и их 00155.
рисует их № мещанско-буржуазном дух
Весь «стиль» повести далек от уровия и
шей советской литературы.

Общественность Латвии справедливо осу:
дила эту книгу.
	Ь. Арламатский в соавторстве е В. Рут
	вым в своем фельетоне «Перелетные пт
хи» («Литературная газета» № 30 м
1948 т.) предостерегал протав излишней
доверчивости, которая сушествует в ресну-
ликанских организациях (в частности, 8
Латвии) к легкомысленным авторам, KOTO
рые портят верьезные темы, коморомети
руют труд. писателя. Предостережение д
рошее, но оно полжно быть распроетрзис
но и на книгу В. Арламатекого.
		В Риге вышла книга ВБ. Ардаматского
«Он of этом напишет», в которой автор
залалея пелью изобразить идейную пэре-
стройку латышского интеллигента. Герой
этой повести, “латышекий писатель Яние
Криеёвиньш,—сначала в обстановке палз-
ния ульманисского режима, затем в период
образования Советской Латвии, в годы гит-
леровской оккупации ищет своего пути в
жизни. Замысел автора — показать духов-
ный рост интеллигента молодой советекой
республики, безусловно, интересен. Ho, &
сожалению, этот замысел получил в книге
крайне примитивное ‘и неверное решение.

На протяжении всей повести автор мно-
гократно возвращается к вопросу об отно-
шений Латвии к России и 0 вековой не-
навиети латышекого народа к немецким
завоевателям. Терои повести, писатель
Криевиньш, его учитель — профессор ис-
тории, непрерывно декларируют свою любовь
в Росси «Только великая Рогсия! — 34-
являет профессор истории. — Только рус-
ский ‘народ мог понять нас, потому что на-
ши Народы по самой основе своего харак-
тера схожи друг с другом». «Что бы на
случилось, спасти нас может только Рос-
сия», —: говорит, умирая, профессор. Или:
«С нами теперь огромная и мощная Рос-
сия. Она нае выручит», — утверждает
белоэмигрант, русекай шофер. Но тшетно
было бы искать в книге хотя бы памека
на то, что речь идет о советеной Poccns,
сопиалиетическом госуларстве. Даже опи-
сывая приезд Криевиньша в баветекий Со-
юз, автор не находит нужным отметить
хоть. какие-нибудь реальные признаки co-
ветекой жизни.
	Более того, советскую страну он рисуег
так, что кажется, будто это пишет журил-
лист чужой страны. Вот, например, что
видит Криевиньш. когда он пересекает гра-
ницу Советского Союза: «Проехали какля-
то город,—мокрый перрон, на ‘котором нахо-
AWIHCh люди, с любопытством рассматри-
вавшие поезд, рядом с вокзалом, на гряз-
ной дороге стояла крестьянская телега, и
вознипа рукавом армяка закрывал глаза
лошади, шарахавшейся от поезда». Эти
люди, с любопытством рассматривавише по-
езд, возница в армяке и лошадь, шарахаю-
шаяся от поезда, уместны были бы в лите-
ратуре первой четверти Х[Х века, в эпоху,
когда в России только появились железные
дороги.

Ничего не увидел Янис и в советской
столиче. Но кульминации В. Арлафатский
достигает в том эпизоде своей повести, где
он заставляет одного «известного советско-
то писателя» раз’яснять латышекому пи-
сателю, в чем счастье советских людей,
Этот писатель хочет об’яснить Криевинь-
шу, что советские люди по-хозяйски отно-
CATCH кожизни, и для этого приводит, как
он сам говорит, «один, может быть, стран-
ный пример».

Вот что говорит «московекий  пиеа-
тель»: «В прошлом году я  постро-
ил себе дачу. Я сам выбрал участок, зач
нарисовал чертеж дачи и сам работал вме-
сте с илотниками. Все это доставляло. мне
громадное удовольствие. Лаже жена  при-
нимала участие в строительных работах и
тоже была увлечена...» Далее сей дачэ-
строитель соболезнует об участи своего со-
седа, «тоже известного писателя»; который
арендует чужую роскошную дачу: «Я не
променяю на все это то свое маленькое,
скромпое, что сделал собственными рукз-
ми. Я с волнением слежу. как растут пога-
женные мною деревья, сейчае мы е женой
копим деньги — хотим перекрыть дачу же-
лезом, сделать краснвую обшивку и ку-
	В. Ардаматский, «Он` об этом напашет».
Латгосиздат, 1948, 156 стр.
	ААВ
		Карл Губерт Швеннике — депутат бер-
линекого городского собрания, лидер запад-
во-берлинсвой фракции либерально-демо-
кратической партии -— любит  подчерки-
вать, что он являетея не простым, зв ди-
пломпрованным. инженером, .

Мы не видели диплома инженера Швен-
нике, но зато недавно имели возможность
познакомиться ‘с опубликованным в печа-
ти оригинальным документом, относящим-
ся в его персоне, таже своего рода «дип-
ломом». Это—секретное отношение, вышнед-
шее 29 марта 1944 года из недр главного
штаба гитлеровской армии ‘и касающееся
вопроса о«саботаже: иностранных рабочих».
В этом посланий говорится о необходимо-
сти на заводах усилить надзор и в числе
«особенно подходящих и проверенных»
агентов гестапо называется... К.  Швен-
нике, инженер заводов Симене.

Итак, «либерал» Швеннике — не толь-
ко бывший член гитлеровской партии, ной
гиммлеровекий шпион. Уличенный  доку-
ментально, он должен был бы, покинув
горолекое собрание, сесть на скамью пол-
судпмых. Олнако вместо повестки в суд
Швеннике получил от своих высоких по-
кровителей еще один «диплом»: лицензию
па право издания еженедельной газеты.

Из агента тайного он превратился в
агента явного.
	Предатель
со стажем
	Франц Нейман, руководитель берлиноких
социал-демократов, = носланен «самого»
Шумахера в Берлине, любит рядиться под
«пролетария» и всюду и везде  подчерки-
вать, что некогда он был слесарем. —

Нейман выдвинулся весной 1946 года:
Шумахер обратил на нем внимание, как на
одного из самых остервенелых ° противни-
ков единства рабочего движения. В награ-
ду за предательство рабочих интересов он
стал председателем партии,

Быстрая карьера вокружила  Нейману
голову, у него появились повадки дикта-
тора. Когда сопнал-лемократический  обер-
бургомистр Берлина доктор Островский не
удовлетворил Неймана тем, что не’ занял
прямой антисоветской позиции, «фюрер»
правых социал-демократов устроил путч в
магистрате и добился отстранения Остров-
ского. Все это было проделано в манере
развязной и наглой, с жестами и фразео-
логией, сильно напоминавшими Гитлера.
«Этот слесарь всем лучше орудует дитри-
хом» (по-немепки означает то-же. что по-
русеки—фомка, т. е. отмычка.—А. Д.) —
сказал один из журналистов в кулуарах
магистрата в связи с поведением Неймана.

В последнее время Нейман обратил свою
энергию на сколачивание банд из растлен-
ной гитлеровцами молодежи. Он прямой
виновник демонстрации 9 сечтября,
		Это определение, повидимому, в порядке
комплимента, преподнесла одна реакцион-
ная газета доктору Фердинанду  Фриденс-
бургу, бургомистру города Берлина. Опре-
делению нельзя отказать в меткости. Фри-
денсбург великоленно усвоил умение пря-
тать истину за лицемернымя фразами и
своевременно уходить в кусты.

— Многолетний сподвижник и советник
гитлеровцев, он сумел после разгрома Гер-
мании пракинуться чуть ли не антифаши-
	стом. Ио образованию Фриденсбург— юрист.
	и горный инженер. В 1956 году он напи-
сал сочинение о «природных  ботатствах,
как международно-политических и военных
факторах», не оставляющее сомнений в
фашястеком характере взглядов автора. Че-
рез несколько лет, выполняя задание гит-
леровекого генерала Томаса, он состряпал
для министерства вооружения  «исследова-
ние» о положении е сырьем в Германии.
Затем он разработал проект использования
угольных копей Индии, который гитлеров-
ский агент и предатель индусского народа
‘Субха Чандра Бос увез летом 1943 года
на самолете из Берлина в Токио. Наконен,
выпущенное им пухлое издание, посвящен-
ное сырьевым петочникам в Европе, также
эткровенно елужнло имперналистическим
целям заправил «третьей имнерии».

И все же Фриденебург не только сумел
уйти от ответственности за сотрутничеетво
	В шайке немецких наемников  англо-
американевих империалистов видную роль
играет Эрнет Рейтер, один из столпов
правой сопиал-лемократии в Германии. У
этого лжесоциалиста и лжедемократа за
плечами большой опыт измен и предатель-
ства наролных интересов.
	В 1919 юлу Рейтер прикидывалея ком-
	муниетом, а в 1922 году уже работал у
Фридриха Штамифера в газете «Форвертс»,
в центральном органе правой социал-лемо-
кратии. В 1931 году он стал обербурго-
миетром в Магдебурге, этой цитадели пра-
вых сопиал-лемократов, и столь активно
расчищал, пользуясь своим положением,
дорогу гитлеровнам, что те, придя к вла-
CTH, и не подумали подвергнуть го каким-
либо репрессиям:
	Прожив при Гитлере два гола в Герма-
нии, Эрнст Рейтер уехал в Турцию, где
некоторое время разыгрывал роль «анти-
фашиста-эмигранта». Но он был в Анкаре
не неменким эмигрантом, ‘&: немецким атен-
том. 00 этом красноречиво свидетельствует
то обстоятельство, что мнимый эмигрант
не был лишен немецкого гражданства и ак-
куратно посещал посольство фон Папена,
где его паспорт регулярно «украшали» пе-
чатью третьей империи с орлом в свасти-
кой. По соботвенному признаняю, Рейтер
не занималея в Турции антафаптистекой
	Доктор Отто 5ур является  предселате-
лем берлинского городского собрания;

В догитлеровские времена он был совет
Ником по экономическим и юридическим
вопросам в так называемых «Свободных
профсоюзах». Гитлеровцы знали пену со-
пиал-демократам: они казнили тех, кто
стал на путь борьбы с кровавым фашист-
cREM режимом, бросали в концентрацион-
ные лагери «опасных», но дали  пененю
Носке п оставили на работе «безопасных».
Отто Зур находился в числе последних.

Цосле падения гитлеризма доктор Зур
возобновил  профефюзную деятельноеть.
Он стал добиваться создания профсоюзов,
полностью. вдчиненных еоциал-демократи-
ческой партии. Поэтому он повел расколь-
ническую работу против «0б’елинения сво-
	Такова эта шайка социал-демократиче-
ских прохвостов, верой. и правдой служа-
щая ныне англо-американской разведке.
От’явленные фашисты, провокаторы, пре-
сетупники — они гнтены и галки.
			Главный редактор В. ЕРМИЛОВ.
Редакционная коллегия: Н. `АТАРОВ, А. БАУЛИН Б ГОРБАТОВ
	А_ КОРНЕИЧУК, О. КУРГ
М. МИГИН, Н. ПОГОДИН.
	АНОВ, Л. ЛЕОНОВ, Л. - МАКАРОВ,
А. ТВАРДОВСКИЙ Л. ШАУМЯН.
	ул. 25 Октября, 19 (для телеграмм — Москва, Литгазета). Телефоны: секретариат — К5- 10-40, отделы: литера
международной жизни — К 4-64-61, науки и техники — К 4-60 .02,; информации — К 3-19-30, отдел писем —К 0-6
	ю: по средам и субботам.   международной жизни — К 5-03-01, науки и техники — К 4-04-02, информации — К 3-19-30, отдел писем —К 0-62-91], издательство — К 4-28-63, ~~ 8 § 9

—— ee АСЯ, meaun YW аа ола, ААА Momenuarvan nnnitann BE
		502184 —
	ературная газета» выходит два раза : Адрес редакции и издательства:
в неделю: по средам и субботам, ; .