Абдылас МАЛДЫБАЕВ
Народный артист ОСОР
	М. ЧИАУРЕЛИ
	Народный артист. ССОРЕ
	О   УЧИТЕЛЬ, ДРУГ
	‚ Ло революции виргизы не знали своего
сценического искусства, не имели ни одно-
го драматургического произведения, хотя в
народном творчестве встречались зачатки
драматургии; акын-сказитель обычно был
«актером за всех», изображая с помощью
интонации, жестов разных героев,

Быстро летит время для советского
человека. Еще не состарились наши авте-
ры, которые выступали в первых наших
пьесах, построенных на эпосе, на мотивах
песни-жалобы.

Киргизские драматурги и звтеры езди-
ли в Москву, в Художественный театр,
чтобы научиться воплощать на сцене об-
разы живой жизни, образы современности.

ели москвич, тулак, орловец; нотлядев
мхатовекую «Синюю птицу», думал, пре-
имущественно, над тем, так ли сыграна
роль Тильтиля и роль Сахара, то ны,
воспитанные на эпической  вневременной
‘сказке, больше всего поражались тому, что
здесь, в Художественном театре, вотрети-
лись с реалистической трактовкой даже
сказочных характеров.

Вез «Синей птицы», без опыта поста-
новки «Снегурочки»,  так точно изложен»
ного в книге Станиславского; у нас xe
могла быть осуществлена постановка опе-
ры «Ай-Чурек» («Лунная красавица») —
композиторы В. Власов, В. Фере, А. Мал-
дыбаев — и оперы «Манас».

Самым большим мы обязаны. пьесам
А. М. Горького в МХАТ. Все наши теат-
ральные деятели побывали в этом театре
на спектаклях «В людях», «Егор Булы-
чев и другие», «Достигаев и другие»;
«Враги». Артисты Художественного теат-
ра научили нас понимать, TO только
через национальное нужно ° постигать
общее в людских характерах.

Что такое социалистический реализм на
сцене, мы с особой глубиной почуветвова-
ли, увидев в Художественном театре «Бро-
непоезд 14-69», «Любовь Яровую», пьесы
Симонова, Леонова, Корнейчука, Наши
ведущие писатели А. Токомбаев, Д. Воком-
баев не раз говорили мне, что учились У
мхатовцев глубокому раскрытию харавте-
ров с позиций социалистического реализма:

Художественный театр дорог нам тем;
что здесь можно учиться с одинаково боль-
шим уснехом — и общему и частностям;
в этом чудесном театре все правливо—от
вершин духа человека до деталей костю-
ма; недаром театр носит имя Горького,
так часто утверждавшего, что талант— это
труд. Все в этом театре создано великим;
умно направленным: трудом:
	Большой успех молодого киргизекого
	Театра-——постановка «ДЛвенадцатой ночи», *
	осуществленная Отунчу — Сарбагишевым
	(переводчик—неоэт Алыкул Осмонов). Са]-
багишев окончил в Москве ГИТИС: он был
	«завсеглатаем» МААТ. Собираясь  поста-
вить «Двенадцатую ночь», он подолгу
просиживал над эстампами, изображающи-
ми старую Англию, Он работал так, как
учил гениальный Станиславский Зато. коз:
	THA пьеса была поставлена, на сцене были
	не маски, а шекспировские персонажи.
	Народный артист республики, режиссер
Аманкул Вуттубаев, окончивший Москов-
ский театральный институт, —такой же то-
рячий поклонник Художественного театра.
Куттубаев поставил пьесу 0. Турусбекова
«Аджал Ордуна» («Не смерть, а жизнь»);
Он говорил; что если Виола, › Орсино,
Себастиан в постановке Сарбагишева были
тшекспировскими иллирийцами, то ему;
Куттубзеву, следует биться не на жизнь,
а на смерть, чтобы герои «Аджал Ордуна»
были настоящими киргизами, а спектакль
был такой, чтобы его можно было пока-
зать МХАТ и получить его одобрение.
	Многим национальностям нашей страны
Художественный театр помог подняться до
реалистического искусства. Идейные и ху-
дожественные. высоты, достигнутые этим
замечательным театром, это те высоты, в
которым. стремится в своей работе каждый
	театральный деятель, где б on aM OHI
	в Киргизии, Вазахетане, Молдавии, 43
Дальнем Востоке или на Крайнем Севере:
	рой А. В. Тарасовой), говорит уверенно
про рабочих: «Эти люди победят!»

В годы Великой Отечественной войны
я видела, как взволнованно встречали зри-
тели постановки пьес советских авторов,
«Фронт», «Русские люди», «Офицер фло-
та» — это была не только прекрасные
пьесы и превосходные спектакли, это был
непосредственный страстный отклик те
атра на события войны. Среди присут-
ствующих на спектакле «Русские люди»
В: Симонова мне запомнилась группа офи-
церов-танкистов. На груди каждого из HEX
сверкали. боевые ордена. Эти люли пришли
	сюда Из жесточайнтего огня боев. Силели -
	OHH все вместе и с напряженным внима-
нием слелили за игрой: то оживленно He
реглядывались, то многозначительно кира-
ли друг другу. Казалось, все  проиеходя-
щее на сцене было не только близко их
душе, но и открывало им что-то новое,
	глубокое, волновавшее их душу, Думалоеь ~
	в те минуты: сколько волнующих мыелен
унесут с собой на фронт наши воины.

Я помню юбилейные торжества МХАТ в
1928 и 1938 году. Но этот 50-летний, 30-
логой юбилей, конечно, самый балиста-
тельный и прекрасный. Как могучее пло-
доноеное дерево, широко раскинувшее свои
ветки, полпые молодых побегов, глубоко
вросшее корнями в родную землю, озарен-
ное солнцем всенародного уважения и люб-
ви, встречает МХАТ свое первое пятиде-
сятилетие. Бесконечно жаль. что нет уже
на свете его создателей К. С. Станиелав-
свого и В. И. Немировича-Данченко, что
нет уже и многих великих мастеров этого
театра. Но нетленное золото их мастер-
ства, их благородные тралипии живут в
новых поколениях мхатовпев.
	пена, широка внерели дорога нашего
	любнмого театра. Главное, что хочется по-
желать ему: пусть его последующие полу-
вековые юбилеи, уже при коммунизме,
вв так же молодо показывают крепкие
связи театра е жизнью народа, пусть но-
вые поколения художественников, каки
отцы их, хранят и приумножают идейно-
творческий опыт и славу МХАТ, одной из
драгоценных сокровищнии нашей русской
советской культуры!

Лёонил- ЛЕОНОВ
		Да и только ли грузинский
ег &
	гал на себе влияние МХАТ.
	Созданный в России, возниктий 03
основе русской культуры, в наше, совет-
ское время, МХАТ стал предметом гордости
eae 6uanntoR Hamej  многонациональной
	страны.
МХАТ, его руководители и актеры
всегла и всюду становились центром
	ТЫС

культурной жизни. Так было в годы Оте-
чественной войны, когда мхатовцы жили
в Тбилиси, городе, ими самими избранном.
В Грузии они были желанными и дороги-
ми гостями. С величайшим радушием при-
Hala их страна, и тости щедро вознагра-
дили это сердечное гостеприимство. Вак
часто в те времена работники грузинских
	тезтров собирались у Владимира Иванови-
	ча Немировича-Данченко. Бак длительны
и содержательны были эти беседы, ¢ Ka-
ким вниманием слушали мы медлитель-
ную, вдумчивую речь этого величайшего
мастера сцены, гениального режиссера и
знатока искусства, Хозяин наш был щедр,
Он одарял нас своими крылатыми мысля-
ми. Глубоко и серьезно вникал он во все
детали нашей культурной жизни, помогал
нам словом, советом, показом. Подолгу и
внимательно смотрел он наши кинокарти-
ны, знакомился с актерами, учил их. В
Театре имени Руставели он готовил поста-
новку. Я уверен, что для актеров этого
тезтра работа е Владимиром Ивановичем
была лучшей, замечательной, незабывае-
мой тиколой. ~
	Это я знаю по себе. Мне выпало
счастье близко общатьея с корифеями
МХАТ: общение это было радостным
	й плодотворным. ‘Меня бесконечно радует
то, что в фильме «Георгий Саакадзе» зву-
чит голос Качалова, что неповторимый и
обаятельный голое этот мы можем CAbI-
шать сейчас, когла Качалова нет с нами.

Только правда ли, что его нет? Сказать
по совести; мне и сейчас не удается
убедить себя, что нет его, Станиеславеко-
го, Немировича-Данченко, Москвина...

Входишь в зрительный зал Московско-
го Художественного театра и чувствуешь
его основателей где-то здесь, рядом. Разве
не живет на этой сцене пламенная мыель
Горького? Разве Чехов не владеет поиреж-
нему сердцами, бьющимися ° под сводами
этого зала?

Сатин в исполнении Станиславского,
Москвин — в «Царе Федоре». Неумираю-
щие, — как иначе назвать эти образы?
Их обесемертил театр, которому сами они
создали бессмертную славу. Разве унесли
с собой великие мастера свое замечатель-
ное искусство? Мы смотрим спектакля
МХАТ без них. На сцене — другие испол-
	  нители. Но разве не слышим мы инто-

ЕР птаррл (rH AFP TTA AIT errr
	нацию Вачалова, разве не ощущаем мы
мысль Немировича-Данченко, осуществлен-
ную в спектакле? Мизансцена, созданная
Станиславским, жест  Москвина..: Точно
эстафету, передали они cBOe мастеретво,
великие традиции своего театра второму
поколению  мхатовцев, нынешним его
мастерам.

Перед ними, актерами ‘и ровесни-
ками МХАТ, стоит задача еще более бла-
городная ‘и, пожалуй, более сложная, чем
та, что полвека назад начали разрешать
основатели театра. Им нужно не только
сохранить великие традипии прежнего, но
и совершенствовать их, развивать, = еще
выше поднимать великолепное мастерство,
рожденное на этой славной спене.

Новый герой ждет своего воплошения
па спене МХАТ, Это человек нашего
времени, герой сталинской эпохи, носи-
тель новой морали, труженик, строитель,
творец. Мы уверены, что замечательный
коллектив ‚Художественного театра разре-
шит эту огромную вдохновляющую  зада-
чу. 3а полвека существования МХАТ до-
стиг многого — он стал лучшим театром
мира. Ему предстоит нечто большее: быть
лучшим театром прекрасного завтра нашей
страны.

ВЫСОНОЕ М

— Ав Художественном были?

С дней моей юности помню я этот воп-
рос, которым встречали каждого, кто при-
езжал в Тбилиси из Москвы. Можно ли
было; посетив Москву, не побывать в
Художественном театре?

Найдется ли в нашей стране ученый,
тосударственный деятель; студент, рабо-
чий или Учитель, кто не испытал пред
вкушения огромной художественной радо-
сти, получив театральный билет с изобра-
жением‘ летящей чайки.

В зрительном зале МХАТ люди ищут—
и находят — удивительное. гармоническое
сочетание лучших традиций великой
культуры . русского народа 6 ЖИВЫМИ
проблемами современности.

(о сцены Художественного театра зву-
чат слова великих писателей страны —
Чехова, Горького, Л. Толстого, лучших го-
ветских драматургов В. Иванова, В. Тре-
нева, А. Афиногенова, 1. Леонова и ДРУ-
гих. Здесь образы, задуманные ими, нахо-
yumm глубокое и кристально-ясное выра-
жение в спектаклях, созданных гениаль-
ными режиссерами Станиславским и Нг-
мировичем-Данченко.

А русская речь? Как ярко, красочно, с
какой поистине музыкальной выразитель-
ностью звучит она на этой сцене.

Но, конечно, больше всего трогает и
заражает зрителя МХАТ 1, 470 театр
этот звал вперед, выражая лучшие стрем-
ления передовой русской интеллигенции.
Это стремление итти вровень с жизнью, не
отставая от нее, замечательный театр Cco-
хранил и сейчас. Вот почему так огромна
п благородна радость, которую дает Худо-
жественный театр зрителю, и так горяча
любовь в этому театру, так велика гор-
дость тем, что это — наш театр.

Любовь зрителей всегда и веюду сопут-
ствовала Художественному театру. Когда
он приезжал в Тбилиси, — это случалось
нередко, — в городе словно наступал Ели-
тельный праздник. Все — и, конечно,
прежде всего мы, работники тватрз и ви-
во, — ждали этих приездов с трепетным
волнением, нетерпеливо. и жадно. На спек-
таклях МХАТ нам словно открывались но-
вые тайны сценического мастерства. 0ба-
яние подлинной жизненной правды, кото-
рой были проникнуты все постановки это-
го театра, распространялось на все гру-
зинекое искусство. Это была школа, в ко-
торой учились все, — даже те, кто этого
не сознавал. А.

Каждое посещение театром Грузии 06-
таваяло замечательный след в националь-
ном искусстве, После него мы все замеча-
‚ли в наших грузинских театрах, как со-
вершенствовались спектакли, как меня-
лась манера игры у зктеров. Даже  тех-
нический персонал как бы подтягивался,
восприняв замечательную особенность Ху-
дожественного TeaTpa, в котором все,
вплоть ‘до’ канельдинеров, являютея под-
линными и ответствевными участниками
спектакля. Да и зритель становилея тре-
бовательнее и в свою очередь влиял на
театр. .

Но было влияние и более непосредет-
венное. Из замечательной школы МХАТ
вышли такие мастера грузинского театра,
как Марджанишвили, Мгебров, Чедлишви-
ли, Багава — ныне профессор Института
театрального искусства в Тбилиси. Они
перенесли на грузинекую сцену то. стуем-
	ление К жизненной правде, которое
помогло преодолеть ложноклассические
тенденции.  дотоле свойственные теат-
	py 1рузий. В этой же группе мхатовцев
	Ha грузинской. сцене принадлежит и Цу-
цунава — нынешний главный режиесер
замечательного Театра оперы и ‚балета
имени Налиашвили.

Общение с. Художественным. театром,
его влияние постоянно обогащали грузин-
ский театр, содействовали тому расцвету
сценического искусства республики, ко-
торым законно гордится грузинский народ.

театр испы-
		был сервирован чай, — этакий велико-
	лепный натюрморт скромного, мхатовского
	стиля, пелестность которого (как знают
это все молодые мхатовские авторы) так
страшно нарушить неосторожным прикос-
новением. Именинник еледовал сзади, при-
слушиваясь к беседе старших. Рыбешка
безмолветвует, когда разговаривают киты.

Мне посчастливилось в жизни: большие
люди русского искусства, с которыми я
имел счастье соприкасаться, хорошо 9т-
неслись ко мне. Мы сели вокруг стола,
трое, и речь пошла как раз о моем руко-
делии, несовершенства которого в ту пору
еще можно было как-то  оправды-
вать надеждами на будущее. Старики
были очень предупредительны друг к
mury (fa очен  ротновались  Кажет-
	другу. 0ба очень волновались. цажет-
ся, то была их первая встреча 3a
тридцать лет существования  Москов-
	ского Художественного театра. Потом они
заговорили о подробностях, относившихея
ко времени возникновения МХАТ, и 0 ли-
цах, уже не известных мне. Незаметно
беседа  перекинулась. на очередные 3a-
мыелы театра, и тут произошел примеча-
тельный диалог, показавший мне, в кз-
ких условиях раскрылся впервые занавес
МХАТ.

— Имеете в намерении показать еще
что-нибудь такое, Константин  Сергее-
вич? — спросил Остроухов, сделав неоп-
ределенный жест своими громадными
пальцами какого-то конинного пвета.
	— Ла вот, так сказать, собираемся...
	если удастся... ставить «Мертвые души»
Николая Васильевича, — отвечал Станис-
лавсхий, полувопросительно разглядывая
собеселника.

— Гм, так, — солидно произнее Илья
Семенович, опуская глаза на стакан и
мапинально разменивая ложечкой остыв-
ший чай. — Гм, и тоже собираетесь этак...
в новом стиле?

...А Станиславский был в ту пору уже
прославленный мастер, удостоенный всех
возможных для артиста лавров. Уже оста-
валась несколько позали вся его могучая
работа по воспитанию нового актерз и
зрителя... Неспроста Октябрьская револю-
ция и советское правительство окружили
таким вниманием и доверием его дело,
превратив этот тватр передовой русской
интеллигенции в театр поистине  народ-
НЫЙ.

Страна наша и все честное и умное В
мире знает и любит, пенит и помнит ста-
ренькое злание в бывшем Камергерском
переулке. Для всех приезжих в нашу ми-
ровую столицу с нашей советской или да-
же с европейской периферии стало насущ-
ной необходимостью посетить среди прочих
достопримечательностей и спектакль
МХАТ. И раз побывавший там надолго со-
храняет воспоминание о полученном здесь
благородном наслаждении...

Вот так же и я навеегла сохраню в себе
благодарную память о вечерах, когла еще
мальчиком, с галерки, не отрывая жадных
глаз, я созерцал чуть освещенный  рам-
пой серый мхатовекий занавес, за кото-
рым таилось для меня самое большое чу-
до — Жизнь — и простую волшебную
птину Ha нем, тогда еще не  успевшую
облететь весь мир.
		угадываемая, невиданная прежде, пульси-
рующая током молодой крови, всем понят
ная правда. Через лупу тонкого и ум-
ного мхатовского мастерства русский
зритель — а вскоре и наш широкий со-
ветский зритель! — рассмотрел сокровен-
ные особенности своего духа. Таким
образом, МХАТ способствовал народу в по-
знании самого себя, а это входит в самые
насущные, самые почетные задачи  те-
aTpa.

Нервым руководителям этого театра
пришлось положить немало сил, чтоб пре-
одолеть если не сопротивление, то какое-
то смутлое недоверие среди художествен-
ной интеллигенции. Причина была в том,
что МХАТ был слишком смелым шагом
вперед. Мне вспоминается один эпизод на
премьере мовй первой пьесы в МХАТ. Де-
ло, помнится, происходило в начале 1928
тода. постаневку этого очень несовершен-
	ного моего рукоделия осуществлял сам
К. С. Станиславский.

В ту пору меня связывала крепкая
	дружба с замечательным русским худож-
ником, проникновенным знатоком русско-
го искусства И. С. Остроуховым. Вак ча-
сто это бывает, раз установившиеся В
перу раенвета творческих сил личные
взаимоотношения сохраняются надолго,
если, скажем в скобках, не навсегда.
Зная о готовящейся постановке «Унтилов-
ска» во МХАТ, И. С. Остроухов изредка и
Как-то — странно-ворчливо расспрашивал
	меня о том, как идет работа в тватре, и
что сейчас «поделывает Алексеев». „Уже
глубокий старик, сам выдающийся дея-
тель в искусстве, автор знаменитого «Си-
верко», Остроухов непроизвольно сохранял
тогдашнее отношение столицы к сыну
московского промышленника Алексеева,
затеявшему на русскем театре неслыхзи-
ный, если не сказать предосудательный,
эксперимент... Я передал Константину
Сергеевичу пожелание Остроухова  прп-
сутетвовать на премьере, и вот в назна-
ченный, такой волнительный вечер моего
театральлого посвящения, в первом ряду
возвышается громоздкая, в  старомодном
сюртуке, вся из девятнадцатого века, зна-
комая всей старой Москве фигура Остроу-
хова, как он выглядит на серовском пор-
трете в Третьяковекой  галлерее. И если
для Ильи Семеновича Станиславский был
дерзким новатором, посягнувшим на при-
вычное театральное благообразие, то и для
Константина Сергеевича Остроухов  про-
должал оставаться строгим судьей. почет-
	ным хранителем вышеуказанной  Петья-
KOBCKOH таллереи, попечителем всяких
культурных учреждений, личным другом
	Репина и Врубеля, Иевитана, Баснецовых и
Серова; от людей этого круга во MHO-
том зависело признание нового Te-
атра. Вак известно, труднее всего завое-
вать авторитет в своей собственной семье.

Они встретились в антракте после пер-
вого действия. Очень обрадованный woce-
щением сурового старика, Станиславский,
помнится, сделал пять шагов в направле-
нии к гостю, который в то же время, по
болезни ног, еделал их только три. Секре-
тарша Константина Сергеевича, Рипеимз
Варновна, повела всех нас в комнатку ди-
рекции, что на правом крыле здания, где
	Декада МХАТ
		Советская страна отмечает пятидесятиле-
тие прекраеного явления в русском и со-
ветском искусстве, по заслугам увенчанно-
го мировой славой, — Московского Худо-
жественного театра. Он был основан двумя
замечательными  реформаторами сцены,
исключительными даже во всей мировой
театральной истории. В свой трудный и по-
чтенный путь они вышли с плеядой свер-
кающих актерских дарований, из которых
каждое достойно особой монографии. Эти
люди много еделали для России, для искус-
ства, для молодого поколения в 15-
зтре и литературе. Мы встречались с ни-
ми в творческой работе, они играли в на-
ших пьесах, они ставили их, и репетици-
онные периоды нашей совместной деятель-
ности были для нас наглядной практиче-
ской школой отношения к театру и жизни.
Советские авторы торлы отеческим внима-
нием, лаской и помошью, которыми эти зре-
лые мастера дарили талантливых и не-
опытных юнцов, только что вышедших из
гражданской войны и еще не помыпляв-
ших о большой драматургии.
	58 эти полвека, полные великих преоб-
разований в нашей стране, никогда не
прерывалоеь наше высокое человеческое
волнение, когда речь заходила о МХАТ.
Правда, нередко мы бросали и упреки это-
му театру за ошибки или, как нам порой
казалось, снижение известной  требова-
тельности Станиславского и Немировича-
Данченко к сценическому материалу, но
страстность этих упреков всегда опреде-
лялась нашей нежной и ревнивой лю-
бовью к Художественному театру. В твор-
ческом пути МХАТ мы всегда видели ча-
стицу и нашего собственного пути от пер-
вых юношеских мечтаний до зрелости, &
людям свойственно желать, чтобы еще co-
вершеннее и безупречнее становилось лю-
бимое существо.

Надо считать, что история новейшего
тезтра резко разделяется на лва периода:
10- и послемхатовские. МХАТ, как торный
хребет, разделяет их. После Чехова и
Горького на сцене Художественного театра
стало уже невозможным  липедействовать
по-старинке и, скажем языком нашего
времени, все театральные  сейсмографы
мира немедленно отметили сдвиги, произ-
	веденные МХАТ в древней театральной
почве, уплотненной десятками актерских
поколений.
	Насколько помнится, уже в первое пя-
тилетие существования этото театра Ba-
чалось почтительное паломничество всяких
театральных корифеев Европы во Mo-
скву`— одни на учебу, другие на весьма
основательную переподготовку. Й вот на
всех лучших театральных постановках ми-
рового театра мы замечаем знакомый нам
отблеск мхатовоких етила и славы.
	В канун освободительной эры человече-
ской истории жизнь властно потребовала
пересмотра отношения к себе и в иску?-
стве. Если искать образного определения
существа происшедших перемен, то я бы
сказал, что Станиславский смыл с театра
его академическую, потускневшую, весьма
прокопченную пороховым дымом общест-
венных бурь позолоту, из-под которой
проступила вдруг такая желанная и уже
	В Академии наук СССР
	Вчера в Москве состоялось торжествен-
ное заседание отделений истории и фило-
софии, литературы и языка Академии наук
СССР, посвященное 50-летию МХАТ СССР
им. М. Горького. Академик ИМ. Грабаъь, от-
крывший заседание, во вступительном
слове охарактеризовал выдающуюся роль
МХАТ в развитии русского и мирового
сценического искусства.

С докладом «Московский Художествен-
ный театр и советская культура» выступил
А. Солодовников.

Затем собравшимся были показаны от-
Рывки `ИзЗ` спектаклей МХАТ.
	им. М. Горького
	Сегодня начинается. юбилейная декада
Московского Художественного академичес-
кого театра CCCP um. М. Горького.
В течение десяти дней зрителям будут ` по-
казаны лучшие спектакли театра из его по-
лувекового репертуара. В первый лень де-
кады пойдет пьеса Б. Чнрекова «Победн-
тели».

Большое количество предприятий, учреж-
дений, учебных заведений столицы обрати-
лось в театр с заявками на коллективные
посещения юбилейных постановок.

Чествовать Художественный театр при-
были в Москву со всех концов Советского
	Союза виднейшие мастера искусств. Сего-
дня. они будут присутствовать в зале
МХАТ в качесгве зрителей. На праздник
советской культуры приглашен также ряд
прогрессивных деятелей искусств и лиге-
ратуры из зарубежных стран.

Сегодня в фойе театра открывается боль-
шая юбилейная выставка «МХАТ в живо-
писи». В нижнем и верхнем этажах фойе
размещены произведения 5B, Кустодиева,
А. Бенуа, М. Добужинского, Е. Волкова,
А. Герасимова, П. Корина и других худож-
ников, отображающие творческий путь
МХАТ --- т

23; манривариииносонивицивеннасеюне:

Анна КАРАВАЕВА
	взгляде из-под черных, совсем молодых
бровей, в улыбке было что-то орлиное и
в то же время детское.

Позже, бывая в Москве на спектаклях
«Вишневый сал», «Синяя птица», «На
дне», «Три сестры», я чувствовала в них
еще и особый, тонкий аромат, потому что
они шли на родной московской сцене.

Несколько лет спустя, уже в’ глубине
России, я, как и многие люди, еще со
времен юности полюбившие Художествен-
ный театр, всегда с интересом следила
за ним по газетам. Некоторые сообщения
вызывали у меня, как-и у многих давних
почитателей МХАТ, тревогу за направление
театра. Сила и красота его творчества
представлялись мне потускневшими из-за
ослабления связей с жизнью. Все эти тре-
воги шли от большой любви к тому пре-
красному, передовому, чем покорял ХУдо-
жественный театр всех любящих нацио-
нальное искусство.
	В конце 1927 года; приехав в Москву,
	я увидела на сцене МААТ пьесу Вееволода
Иванова «Бронепоезд 14-69». 06 этой
пьесе уже было много сказано в нашей
преесе, меня особенно заинтересовали рас-
сказы об исключительной игре В. И. Ка-
чалова. И вот я вижу Качалова в образе
сибирского партизана. Как все верно, лро-
сто и глубоко-жизненио! В тот вечер мне
казалось, что я вновь познакомилась. с
Художественным театром, но чувства, pow-
даемые им теперь, были Нееравнимо ши-
ре, глубже, чем. в годы юности. Я видела,
как живо и трегетно принимали зрите-
ли спектакль, и каждое слово казалось мне
крылатым, После многих лет я увидела
МХАТ, будто вновь распветиий Под - Жи-
вотворным дыханием Великой Октябрьской
революции. На сцене была родная на
революционная действительность,  непод-
купная поэзия борьбы и свободы. Пе-
возможно забыть образ Васьки  Окорока,
созданный Баталовым. Его лицо, улыбка,
голос, красная, выгоревшая на солнце ру-
баха, каждое его движенье и слово — все
кипело веселой, жадной, неукротимой си-
лой революционного напора, было как бы
олицетворением чувства миллионных масс.
	Л поняла, что спектакль «Бронепоезд»   вом стыде, — а рядом Василий Иванович
	имеет для театра переломное значение, Вачалов, без грима, в обычном костюме,
начинает новую эпоху в его работе, Ду- но в исключительной роли: он перелает
	малось: да, революция вдохнула НОВУЮ,
	aBTODCR YI речь, HW
	®/

Бепоминаетея мне холодная петроград-
ская ночь ранней весной 1915 года. Около
Александринского театра много народу,
особенно мололежи. Пронзительный ветер
с колючим снегом выгнал с Невского даже
его завсегдатаев, а студенческая толпа
все еще притоптывает и  прогуливается
под ночным небом. В четвертом часу не-
подалеку от театра открываются «чайвуш-
ки», где пьют чай извозчики. Можно было
бы погреться в «чайнушках». но долго там
никому не сидится, каждый боится прозе-
вать перекличку в очереди у кассы теат-
ра, где будут происходить гастроли  Мо-
сковского Художественного театра.
	Так как желающих увидеть спектакли
значительно болыше, чем билетов, усло-
вия очереди жесткие: приходится стоять
две ночи до последней переклички в 6 ч3-
	сов утра, и только утром на третьи
сутки можно было купить билет. Но
НИКТО Не жаловался, все мы, молодежь
	17—15 лет, чувствовали себя участника-
ми большого общественного события. Пло-
шадь перед Александринкой каждую ночь
превращалась в своеобразный клуб: шали
горячие дебаты о современном театральном
искусстве и, главным образом, о Художе-
ственном театре, его замечательных акте-
рах и спектаклях. Предчувствие большой
духовной радости, которая нас ожидает,
было таким дружным среди этой шумной
толны, что даже дворники понимали, что
происходит что-то необычайное. Когда на
площади запылал костер, ни  городовые,
ни дворники ничего не могли поделать ©
«нарушителями порядка», встретив самый
дружный и бурный отпор.

Помню, как мы целой компанией при-

SP ae PPP err eg ирина пин ненаю
	№ $5
	мчались в под’езду Александринки за час
до начала спектакля, боялась опоздать!

Помню, как сейчас, то широкое чувство
открытия нового мира, мира большого
искусства и строгой его красоты. которое
меня охватило, когда я увидала Станис-
лавского в роли Сальери в пушкинском
«Монарт и Сальери». Длинные прямые во-
лосы, бледное лицо, высокий л0б, навис-
шие брови, взгляд темных глаз. то пол-
ный страстной мысли, то скорбный, то
беспощално холодный; удивительно про-
стая и вместе с тем проникновенная ма-
Hepa говорить с тонким и тем не менее
ясно ощутимым подчеркиванием внутрен-
него звучания каждой фразы. Скупые,
но многозначительные жесты, передающие
зрителю напряженную силу кипящей про-
тиворечиями духовной жизни Сальери.
Таким запомнилея мне Станиславекий.
Знакомый ¢ детства текст пушкинской
драмы наполнился новым. значением.

А потом под золотым небом Испании мы.
увидели Бачалова в роли Дон-Жуана, лю-
бовались его жизнеутверждающим востор-
том бытия и слушали его голое, прекраз-
нейший голос на русской сцене.

Щедринский спектакль «Смерть Пазу-
хина» заставил меня особенно глубоко по-
чувствовать силу художественного обоб-
щения: мне представлялось, что именно
так, окруженные жадностью и подлостью
наследников и прихлебателей, умирают
богачи.

Помню, как однажды во время антрак-
та в фойе появился Ставиславекий. Он
шел, беседуя с кем-то. Услышав аплоди-
ементы, Станиславский вздрогнул от не-
ожиданности, сделал общий поклон и на-
правилея было к двери. Но люди окружи-
ли его плотным, теплым кольцом, и опять
все захлопали, закричали «Отаниелавеко-
wy ypal Браво!..> А он стоял; емущенно
кивая серебряно-белой головой, и B ero
	могучую жизнь, сделала этот театр неис- наш современник, являющий миру непод-
сякаемо-молодым! У него могут быть от-  купную правду, от которой никуда не
дельные неудачи, просчеты, но главная скроенться. Так же смело была инспениро-
суть его, главная направленность и Ера-  вана «Анна Каренина»: весе внимание те-
	сота — это «Бронелоезл»!
	атра было направлено на трагедию Анны.
загубленной  безлушной. (злой малиной
	Это впечатление и в Последующие годы   загубленной
	все ширилось и обогащалось новыми уепе-   буржуазно-дворанского общества.
	стариками MXAT блистательно работало
молодое поколение: Хмелев, Тарасова, Ба-
талов, Еланская, Шевченко,  Андров-
ская, Яншин, Бендина, Прудкин, Станя-
	Б первые голы деятельности МХАТ в
театр пришел Горький, буревестник pesn-
люции. В тридцатых годах театр пока-
зал целый цикл горьковеких пьёе: «B лю-
	цын, Степанова, Ливанов, Боголюбов, То-   ДЯХ», «Нгор Булычев и другие», «Дости-
перков, Волдуман, Кторов Попова и’ на-  Гаев и другие», «Враги». Горький. осново-
		конец, — самое молодое поколение последл-   Положник советской литературы,
	них лет -—— Гошева, Иванова, Хромова п   ЭТИ спектакли и видел идейный рост теат-
	другие —— каков чудесное многообразие,   ра, его сильную талантливую смену. Горь-
какой щедрый рост, какие подлинно золо-   ковские спектакли блистателеро о порвала
	ковские спектакли блистательно  показа-
ли, Как справедливо назван театр именем
	МЕРУ НЕЕ < :

Советское правительство, партия, повсе- Горького, зачинателя революционной рус-

‘чевное внимание наших вождей, их  ской драматургии. Особенно сильное вне-
исключительные заботы о Театре, веена-  чатление ппоизвели на меня =o enerrardn
	родное признание небывало высоко подня-   « «В людях». С гениальной. _ игрой-сатирой

А Е а. ЗЕЕ
	ли мировое значение MAAL, Советская
эпоха обогатила театр идеями животвор-
ного советского патриотизма, гордостью
за нашу прекрасную Родину, оплот мира,
демократии и свободы. Это высокое чув-
ство воплощено. в новых замечательных
постановках советских авторов: «Любовь
Яровая» В. Тренева, «Платон Кречет»
А. Корнейчука. «Земля» Н. Вирты, «Глу-
бокая разведка» А. Крона. Иначе, дерзно-
веннее, в ясной исторической перспективе
звучала теперь и классика. особенно те
	старые спектакли, которые мы видели еще   ный
	+

в годы пашей юности.
Не раз виделая на спене МХАТ «Воскре-
сение» с чтецом — Качаловым, и всегла
	ео с лан в Мазеновым, И ВоОГОА   Даты, хозяй
неизменно волновала меня разоблачитель-   следователь по
	ная, сопиальная острота этого спектакля.
Ни один западный театр не мог создать
подобного спектакля, ни олия  запалный
	подооного спектакля, ни один западный отличаются от этой своры
режиссер не осмелился бы так бесстрашно   рабочие бардинской фабр
новатореки поставить его. Показать одно-  актриса Луговая. красивая
		ба: а И ЗМ: AER EE Bvidg

ue.
Нехлюдов, закрывший лицо свое в покаян- ‘женщина. (чеканно вылеплен ee образ иг-
	м. Тарханова и спектакль. «Враги»,
Если бы рабочие зрители тех стран.
	гордостью   где еще предстоят бои за народную демо-
	кратическую. республику. могли бы ви-
	Во ТУВ-  деть этот замечательный спектакль, они
замечательных   многое приобрели froma eroarn pra.
	многое приобрели бы для своего клас-
сового самосознания. Образы русского
фабриканта Захара Бардина и его жевы,
социально заостренные великолепной иг-
рой Качалова и Книппер-Чеховой, напом-
нили бы западному читателю знакомые ли-
ца капиталистических хозяев. Беспощад-
ный прокурор — человеконенавистник,
жандармекий ротмистр, выживший из ума
деспот-генерал, отупевшие от муштры сол-
даты, хозяйские подхалимы-шнионы,
следователь по забастовочвым делам —
какая знакомая галлерея портретов кани-
галистической действительности... Rar
отличаются от этой своры насильников
рабочие бардинской фабрики! Недаром
актриса Луговая, красивая, .избалованная
успехами, ‘Но, в ее счастью, неглупая