Н. БЛИСТАВЦЕВ,
	сварщик завода «Серп и молоть
		Гениальный преобразователь
сценического искусства
	>
Вл. ПРОКОФЬЕВ
		№. С. Станиславский всегда  подчерки-
вал, что задача театра — не забавлять, а
потрясать зрителя, воспитывать его, «рас-
крывать ему глаза на идеалы, самим на-
	родом созланные». Но потрясение в. зри- -
	тельном зале может быть вызвано не ост-
роумными, эффектными  режиссерскими
приемами, расезитанными на невзыска-
	тельный вкус отсталой части зрителей; а
только глубоким раскрытием идейного 0- :
		средства театральной выразительности той.
	главной идейной пели, ради которой игра-
ется спектакль.

«Нельзя существовать на сцене, ставить
спектакль, — говорит он, — рада самого
процееса игры или процесса постановки.
	Да, нужно и можно увлекатьея. своей про- .
	фессией, нужно любить ее преданной
страстной любовью, но не за нее самое, не
за те лавры, не за то наслаждение, кото-
	poe она приносит актеру, & за то, что изо
бранная вами профессия дает вам возмож- о
	ность говорить со зрителем о самых ва%-
ных и нужных ему в жизни вешах, дает
вам возможность через определенные идеи,
которые вы воплощаете на сцене в худо-
жественные, действенные образы; ‘воспи-
тывать зрителя, делать его. чище. умнее,
полезнее для общества.

В своих взглядах на общественную роль
reatpa К. С. Станиславский выступает на-
следником и продолжателем традиций pyc-
ской критики, видевшей в тёзтре стредет-
во ‘идейного и художественного воснита-
ния, пропаганды передовых идей своего
времени.

Вею жизнь № С. Станиславский стре-
нился к широкой народной аудитории, ко-
Topo чуждо современное худосочное ис-
вусство буржуазии. Создавая Художествен-
ный театр, он мечтал о приобщении Е ис-
RYCCTBY широких слоев нового демократи-
ческого зрителя-— рабочих и крестьян. Мо
этим мечтам о народном театре не сужде-
но было осуществиться в условиях цар-
ской России. Их осуществление . сделала
зозможным только Великая Октябрьская
социалистическая революция,

По признанию основателей Xyxomect-
зенного театра, революция обогатила, рас-
ширила их творчество, «сделала его го-
раздо более ярким, убедительным и соци-
ально насыщенным»,

Именно в условиях советского 06-
щества происходит развитие и оконча-
тельное завершение эстетической «еисте-
мы» В. С. Станиславского. В 1925 году
выхопит его знаменитая книга «Моя жизнь
	в искусстве», в которой он с присущей ему
мужественной самокритикой рассказывает
0 своих творческих исканиях и излагает
основы своего учения 06 актерском твор-
честве. Позже появляетея ряд его новых
трудов по искусству актера: «Работа акте-
pa над 00б0й», беседы c учениками,
дневники. В этих работах В. С. Стани-
влавский подытоживает весь свой опыт
творческой жизни большого художника и
формулирует важнейшие законы актереко-
го творчества, .
	В. С. Стониелавекого справедливо назы-
вают отцом советского театра. Под ero
творческим руководством выросло и вос-
питалось несколько поколений советских
мастеров театра, талантливых артистов и
режиссеров нашей страны. Эту сторону
творческой деятельности К. С. Станиелав-
ского высоко оценивал М. Горький. <...ка-
кой Вы чуткий и великий мастер в деле
открытия талантов, —— писал он В.
Станиславскому, — Какой искуснейший
ювелир в деле воспитания и обработки
их! Вы создали солиднейшую армию уди-
вительно талантливых работников сцены,
многие из них, идя Вашим путем, тоже
стали учителями сценического искусства,
воспитали и непрерывно воспитывают н9-
вые гоуппы отличных деятелей сцены...»
	В созданных правительством студиях
К. С. Станиславский вел большую эксие-
риментальную работу, продолжая воепиты-
вать все новые и новые поколения совет-
ских актеров. Творческие идеи В. С. Ста-
ниславского, получившие широкое распро-
странение в советском тезтре, оказывают
благотворное влияние нд рост многонацио-
нальной советской тезтральной культуры.

Его «система» входит составной частью
в Тезтральную эстетику социалистическо-
го реализма. Она помогает нам в борьбе
за правдивое, глубокое искусство социали-
стического реализма; против формалиети-
ческих влияний буржуазного западного
искуества. _
	В. С. Станиелавекий горячо любил
свой народ, евою Родину. «Как отрад-
но работать для своего народа в тесном ©
ним общении» — вот замечательные сло-
ва, выражающие патриотические чувства
прославленного мастера.
	‚.Омыел работы актера-в театре В. С.
Станиславский понимал; kak служение
Родине, служение общественным интере-
сам народа. Он часто говорил своим уче-
никам: «Актер — слуга своего народа,
театр — отражение жизни».

Он решительным образом осуждал тезт-
‘ры, в которых люди «соединились как бы
для творческого дела, а на самом деле
для личного прославления себя, для лег-
кой славы, легкой распущенной жизни и
применения своего так называемого «вдох-
нозения».
	В. С. Станиславский рисовал идеальный,
© точки зрения общественных, этических
й творческих требований; коллектив теат-
ра, который был бы способен ответить но-
вым идейным запросам советскомо зрите-
ля, его высоким ‘эстетическим вкусам. С
большим волнением рассказывал он уче-
никам об огромных перспективах развития
театра в социалистическом обществе, когда
огромную роль в жизни людей будет  иг-
рать искусство, театр.

Имя В. С. Станиславского дорого нам,
как имя человека, отдавшего свой огром-
ный и влохновенный талант служению на-
роду. Творческие идеи В. С. Станиелав-
ского бессмертны. Они помогают советеко-
му театру решать все новые и более слож-
ные задачи, которые выдвигают перед ним
партия, правительство, народ.
		ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
Ne 85 ener 2
	Среди выдающихся. деятелей современ-
ного театра К. 0. Станиславский по пра-
ву занимает первое место. Ero pemuccep-
ское новаторство, открытые им законы
	спенического творчества представляют Cu-
	бой вершину достижений мировой TeaT-
ральной культуры. № ним, как к живи-
тельному источнику, обращаются прогрес-
сивные театральные деятели, актеры и
режиссеры всех стран.

Но особенно велико влияние Е. С. Ста-
ниславского на советскую театральную
культуру. Трудно сейчас найти театр, ак-
тера, режиссера, которые не опирались
бы в своей работе на творческий опыт и
достижения В. С. Станиславского.

Идеи великого режиссера оказывают
плодотворное влияние на формирование и
	  развитие тех эстетических и театрально-
	педагогических воззрений в нашем театре,
которые во многом определили характер
советского сценического искусства, его
ведущую роль в мировом театре. Они по-
могают нам успешно бороться с губитель-
выми влияниями разлагающегося  искус-
ства современного буржуазного Запада.
	В чем же покоряющая сила и жизнен-
ность творческих идей К. С. Станислав-
ского, сыгравших такую исключительную
роль в развитии не только русского, но
и всего мирового спенического искусства?
Сила и жизненность творческих идей ве-
ликого художника—в их глубокой органи-
ческой связи с лучшими традициями рус-
ского реалистического искусства, в HX
воинствующей непримиримости № BCAKO-
го рода проявлениям буржуазного  Дека-
данса, холодного ремесленничества и ди-
летантизма в театре. Эти идеи отразили
потребность народа в сценическом искус-
стве большого социального содержания,
тлубокой жизненной правды, в искусстве,
понятном и близком народным массам.
Не случайно поэтому, что  формиро-
вание творческих взглядов и разработка
основных положений «системы №. С. Ста-
ниславского» проходили при ближайшем
участии и влиянии М. Горького, с кото-
рым Станиславский ло конца своей жизни
был связан самыми тесными узами дружбы.
	Задавшись целью реформировать 056-
менный театр, внести новую струю в раз-
витие русского спенического искусства,
К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-
Данченко выступили в конце Х[Х века с
целой программой идейных и творческих
реформ на тватре, имеющих огромное про-
грессивное значение. Они подвергли рез-
кой критике современное им буржуазное
спеническое искусство, в котором, по мет-
кому выражению К. С. Станиелавекого,
«блестящие традиции прежнего выроди-
лись в простой, технически ловкий прием
игры». Опи восстали против ремесленни-
чества и штампов, убирающих живую ду-
шу творчества актера, бросили решитель-
ный вызов ложному пафосу, декламацион-
ной напыщенноети и неестественности
актерской игры, дурной театральности и
условной красивости на впене.

В. С. Станиславский и Вл. И. Немиро-
вич-Данченко поставили перед собой зада-
чу создания народного ‘общедоступного
художественного театра, рассчитанного
на нового демократического зрителя. ;

В речи, посвященной открытию первых
репетиций Художественного театра. 14 ию-
ня 1898 годз В. С. Станиславский сле-
дующим образом формулирует задачу ново-
то театра: «...Мы стремимся осветить тем-
ную жизнь бедного класса, дать им еча-
стливые эстетические минуты: среди - той
тьмы, которая покрыла их. Мы стремимся
создать первый разумный, нравственный
общедостунный театр, и Этой высокой цели
мы посвяшаем свою жизнь».
	Художественный театр наиболее ярко
и последовательно воплотил национальную
сущность русского искусства, его  глубо-
чайшие демократические устремления... В
своем стремлении к жизненной правде’
театр обратился в новой, передовой со-
временной драматургии Чехова и Горького.

Ярче всего проявилось чувство  вовре-
менности в социальном звучании спек-
таклей` молодото театра, умевшего коснуть-
ся самых животрепешущих, самых вол-
нующих вопросов своего времени,

Развивая лучшие ‘реалистические  тра-
диции русского театра, МХАТ углубил. и
развил дальше реалистический метод пе-
редачи жизненной правды на сцене, метод
изображения внутреннего духовного мирз
человека во всем его сложном и противо-
речивом нногообразии. Этот метод был до-.
веден им до такой степени совершенства,
когда за жизнью, изображенной на сцене,
люли переставали эшущать искусство.

В борьбе против старых театральных
канонических норм, за утверждение жиз-
ненной правды на сцене В. (С. Станислав-
ский. допускал на первом этапе работы
МХАТ увлечение внешними бытовыми де-
талями, которые нередко переходили грань
художественности и превращались в само-
цель. .

Стремление К. С. Станиславского
как можно дальше отойти от старых тра-
диционных постановочных приемов и
желание как можно скорее противопоста-
вить Им что-то новое, свое, толкали
очень часто режиссуру МХАТ на путь
внешней спенической повизны. Искусство
Художественного театра еще не было в
тот пернод настолько зрелым, чтобы 0б-
ходиться «без сознательной демонстрации
своего метода».

Утверждение новых  резлистических
принципов Художественного театра прохо-
дило в жестокой борьбе с упадочными мо-
дернистскими влияниями, особенно Уси-
лившимися в толы реакпии, после пораже-
нля революции 1905 года. В этот период
символизм, формализм, эстетское стилиза-
торство выдавались многими художниками
й критиками за высшее достижение искус-
ства, 8 реализм изгонялея со сцены. Твор-
ческие принцины раннего МХАТ, yrsep-
хившие за ним славу передового реалисти-
ческого театра, подвергаются сильным на-
падкам со стороны различного рола дека-
дентов.

В это тяжелое время разложения И
упадочничества в среде буржуазной интел-
лигевции Художественный театр хотя
и отдал дань модерниетским увлечениям
и прошел полосу идейных блужданий
и ошибок, однако, продолжал в основном
выражать здоровые прогрессивные. тен-
	ип чехова ГУ CP 27H4/6QCMOE
	Жестокий провал «Чайки» в Петербур-
rep 1896 roxy, которого я была  свиде-
тельницей, произвел на’ меня тяжелое впе-
чатление. Еще большее, конечно, огорче-
ние он принес брату моему Антону Пав-
ловичу. Помню, когда я вернулаевь в Ме-
техово, куда он приехал раньше меня,
Антон Павлович ветретил меня словами:
«0 спектакле больше ни слова». Я стала
бояться новой постановки «Чайки» гле бы
то ни было. Какая-то горечь осталась в
туше после того; что е «Чайкой» елучи-
	‚лось в Нетербурге.
	сенью 1598 roja Антон Павлович
усхал зимовать в Ялту. В это время умер
вып отец. Я перевезла мать в Москву и
наняла квартиру на Малой Дмитровке, на
углу Успенского переулка. На другом кон-
це этого переулка, в Каретном ряду в
«Эрмитаже», как потом оказалось, был
расположен тогда еще не известный мие
Московский Художественно-Общедоступный
театр. В нем шла пьеса А. Толстого
«Царь Федор Ноаннович». Художник Деви-
тан много говорил мне об этом спектакле,
звал посмотреть его. Но я никак не могла
собраться.

И вот как-то однажды ко мне явился
брат Иван Павлович и сказал, что меня
разыскивает В. И. Немирович-Данченко,
чтобы передать билет на премьеру «Чай-
ки», которая идет 17 декабря в Москов-
ском Художественно-Общедоступном  те-
атре. Сердце мое болезненно сжалось: я
боялась повторения провала «Чайки». Я
отказалась от присланного билета в ложу,
	’ тоедложив брату итти со своей семьеи.
		‚„..Вечером 17 декабря мимо окон моей
квартиры шумно проезжали извозчики,
экипажи, кареты, направлявшиеся к «Эр-
митажу». Потом наступила тишина. Я
мучительно волновалась и в конце концов.
не выдержала и пошла в театр. Открыла.
ложу, где сидел брат Иван, и тихо присе-.
ла у самой стены. Тишина и внимание
публики меня поразили. Я шопотом спро-
сила брата:

— Ну nan?

(к сказал:

— Замечательно.

Я стала смотреть пьесу и увидела чу-
дееную игру незнакомых мне артистов
(тогда я еще не знала ни Вниппер, ни
Лилиной, ни Вишневского, ни других ар-
тистов Художественного театра). Публика
принимала спектакль восторженно. Вызы-
зати на сцену автора. В конце спектакля,
по требованию публики, Антону Павлови-
чу была послана телеграмма.

На другой день я написала брату В
Язту восторженное письмо:

«Вчера ила «Чайка». Поставлена опа
прекрасно. Первое действие прошло впол-
не понятно и интересно. Актрису, мать
Треплева, играла очень, очень милая ар-
тистка Авиппер, талантливая удивитель-
по, просто наслаждение было ее видеть в
слышать. Доктор, Треплев, учитель и Ма-
ша были превосходны.

Не особенно мне понравились Тригорин
и сама Чайка. Тригорина играл  Станис-
лавский, вяло, и Чайку — плохая актриса.
Но вообще поставлено так жизненно, что
положительно забываешь, что это сцена.
В татре была тишина. Слушали’ внима-
тельно. После первого. акта стали вызы-
вать тебя. И когда Немирович об’явил, что
тебя в театре нет, то весе, особенно в пар-
	Серафима БИРМАН
	Народная артистка РОФСР
	Кг рЬАЗАЛЛА ЛХ IEEE EEE з-д sO

Tepe, закричали: «Так надо ему послать
телеграмму». Каждый свободный вечер я и

мой друг

Цосле третьего действия опять шум И  вальцовшиЕ Виктор Мацап бывали в те-
	атре. Недавно мы подсчитали— оказалось,
что после войны я посмотрел и прослушал
123 драматических и оперных спектакля,
a Мапа — около ста.
	Самнти дорогим и любимым тезтром для
ня всегда был Московский Художест-
	меня всегда был Московекий
венный .
	овация артистам, вызовы’ автора. Тогда
Немирович произнес: «В таком случае по-
звольте мне послать автору телеграмму».
Из публики: «Просим, просим».

Знакомых было очень много, я немного
волновалась, но было весело, все поздрав-
ляли с успехом, говорили приятные слова
по твоему адресу ит. д... *

Почему-то В. 0. Станиславский и
В. И. Немирович-Данченко в своих воспо-
минаниях пишут, что перед постановкой.
«Чайки» я, якобы, приходила в театр и
просила отменить снектакль, чем еще
больше усилила нервозность всей труппы
перед премьерой. Но я уже рассказала
‘выше, что до первого спектакля «Чайки»
я ни разу не бывала в театре. Вероятно,
мои дорогие, незабвенные друзья — Кон-
стантин Сергеевич и Владимир Иванович
попросту запамятовали, как было дело (а
с их легкой руки это в дальнейшем
стали повторять в своих трудах и некото-
рые исследователи). -

Вскоре я перезнакомилась со всеми ар-
тистами Художественного театра. Вот что
я писала брату 5 февраля 1899 года, пос-
ле того как в третий раз посмотрела «Чай-
ку»;

«...Была я вчера в третий раз на «Чай-
ке». Смотрела с еще большим  удоволь-
ствием, чем в первый и второй разы.
Очень, очень хорошо играют, даже Рокса-
нова была хороша. Вишневский, который
был у нас в гостях недавно, пригласил
меня на спену и перезнакомил со всеми
артистами. Еели бы ты знал, как они 0б-
радовались! Вниппер запрыгала, я пере-
дала ей поклон от тебя. Алексеева, котэ-
рая играет Машу, просила передать тебе,
что лучше по ней ты роли не мог напи-
сать, она тебя очень благодарит. Кланя-
ются тебе все,

С какой любовью они играют твою
«Чайку»! Была Федотова, плакала все вте-
мя и говорила: «Передайте ему, голубчи-
ку, что старуха очарована пьесой и шлет
ему глубокий поклон». При этом она мне
поклонилась очень низко. В каждом ан-
тракте она требовала меня к себе и вее
плавала... Был Южин, но он ничего не
сказал. Я от души пожалела, что ты не
можешь посмотреть свою пьесу при такой
художественной игре, хотя Немирович- го-
ворит, что еше лучше можно сыграть. Я
вчера наслаждалась четвертым действием.
Его удивительно заканчивает Вишнев-
ский...> ,

... Теперь, когда мне минуло 85 лет, я
с большой теплотой вспоминаю чудесные
дни первого спектакля «Чайки», когда
зародилась моя болыпая и многолетняя
дружба cO Beam коллективом Художест-
венного театра. У меня есть книга К. С.
Станиславского «Моя жизнь в искусстве»
с такой его надписью:

«Дорогой; любимой, родной Марии Пав-
ловне Чеховой, с которой пережиты луч-
пше времена нашего театра и жизни, от
искренне и навсегда преданного Ё. Cra-
ниелавского».

Я хравю эту книгу, как дорогое воспо-
минание о моих` -— друзьях-художественни-
ках. К
	* STO письмо, так же, как и второе,
напечатанное ниже, публикуется впервые.
	ИННА

SU ETT

денции русского театра, был оплотом pea-
лизма в спеническом искусстве.

В мировом развитин театра творческая

деятельность МХАТ противостояла Syp-
жуазному загнивающему искусству. В. С.
Станиславский не только отстоял, но про-
должил и развил лучшие реалистические
традиции русского искусства.
‚ Человек, обладавший огромной силой
воли, чеоб’ятной трудоспособностью, не-
истощимой режиссерской фантазией, он
никогда не удовлетворялея достигнутым,
‘страстно стремилея вперед, к новым   OT-
крытиям и достижениям актерского ис-
кусства.

Признавая несовершенство старых при-
емов сценического творчества, толкающих
актера на путь внешнего показа, наигры-
  та и ремесла. В. С. Станиславский искал
новых, более совершенных и тонких
средств для выражения жизненной прав-
ды на ецене, для передачи живых мыс-
лей и чувств современников. В каждой
своей роли, в каждой постановке он ста-
вил и решал все новые и новые творче-
ские задачи, имеющие огромное принци-
пиальное значение для театра.

Его, как режиссера, интересовал  во-

<: каким образом можно заставить ак-
тера, действующего в вымышленных, пред-
латаемых обстоятельствах, среди  услов-
ных декораций и в необычных условиях
публичного выступления, остаться нор-
мальным живым человеком, по-настояще-
му видеть, слышать и действовать на сце-
не? Какие нужны для этого средства,
чтобы освободить творческую  индивиду-
альность артиста от сковывающих уелов-
ностей  сцены и помочь ему создать живой
хуложественный образ?
	В поисках ответа на этот вопрос В. C.
Станиславский разработал метод работы
актера над ролью и над собой, получив-
ший название «системы №. С. Станислав-
ского». Этот метод является научной тео-
ретической основой того нового направле-
ния в театре, которое. В. С. Станиелав-
ский стремился утвердить в своей теории
A практике.
	Ноявление «системы» было подготовлено
всем ходом развития русской передовой
эстетической мысли, для которой были ха-
рактерны — материалистическое `об’яснение
сущности искусства, борьба за его. общест-
венно-вослитательную роль.

Приступая к созданию «системы», B.C.
Станиславский взял на себя гигантский
труд изследовать область актерского твор-
чества. Казалось бы, нет ни одного сколь-
ко-нибудь значительного вопроса эстетики
й практики современного театрального
искусства, который не подвергся бы с ето
стороны глубокому и всестороннему изуче-
нию. Благодаря исследованию К. C. Cra-
ниславским природы сценического искус-
ства, заложено прочное основание науки об
актерском творчестве и навсегда поконче-
НО с ее первоначальным °млаленчееким со-
	стоянием, в котором она пребывала в те-
чение столетий. Стройность.  последова-
тельность, закономерность — все. эти
	признаки истинного мастерства стали до-
стоянием сценического искусства,

«Система» не дает готовых рецептов
творчества. Она учит актера, как, не Ha-
силуя законов человеческой природы, а,
наоборот, умело пользуясь ими, находить
верный путь органического рождения 0б-
раза, создавать наиболее благоприятные
условия для сценического  самочуветвия
зктера в момент творчества.
	Творчество, основенное на насилии 3a-
конов природы, мертвит спеническое искус-
ство, делает его холодным, безжизненным,
падким на всякого рола дешевые эффёкты
и внешние украшения. «Напрасно  стара-
ются артисты, — пишет К. 0. Станислав-
вкий, — при таких непривычных для на-
шей природы условиях заставить почувет-
вовать душой и телом настоящую правлу
жизни, которую искусство должно созда-
вать, а не уродовать. Иным актерам уда-
ется довести насилие своей природы до
курьезного зрелища, но как бы ни были
занятны или даже условно красивы про-
изводимые актером фокусы, их искусствен-
ность никогда не сравнится с естествен-
ной красотой, которая свойственна приго-
де. Ложь и уродство не могут быть краси-
вы. Ложь и Уродетво несовместимы 6
истинным искусством».
	С какой иронией, с каким сарказмом
отзывался К. С. Станиславский 06 акте-
рах-ремесленниках, какие меткие, убийст-
венные слова находил он для осуждения
подобного рода искусства. К. С. Стани-
славскому,  стремившемуся всю жизнь к
углубленному резлистическому творчеству,
такое искусство казалось насквозь. фаль-
шивым, внешним, нерлубоким, с лишенным
«огня души», «Нам мало внешних, толь-
ко зрительных и слуховых ощущений, —
писал К. С; Станиславский ‚— мы особен-
но ценим эмоциональные впечатления, на-
всегла врезывающиеся. в душу зрителей,
перерождающие в воспоминаниях театраль-
ные роли и играющих актеров в подлин-
ных, реальных, живых людей»...

Выступая против всего внешнего, реме-
сленного, фальшивого в театре, К. С. Ста-
ниславский боролся за ‘лучшие ^ нацио-
нальные традиции передового русского ис-
кусства, отличающегося евоей идейной нз-
правленностью, этическим пафосом, после-
довательным демократизмом.

Для В. С. Станиславского идейная, эти-
ческая сторона воспитания ‘актера всегда
была главной и решающей. «Система» —
это только средетво передачи на спене
внутренней жизни человека, его. мыслей,
чувств, стремлений, идей. Чтобы стать нз-
стоящим художником-творцом, ‘& не быть
ремесленником-дилетантом; нужно быть нз
уровне передовых идей своего времени,
глубоко чувствовать и понимать  духов-
ные запросы своего народа. «Без этого, —
товорит К. С. Станиславский, — наше
творчество будет сохнуть, вырождаться в
штамп».

Вею жизнь он стремился к искусству,
которое «отвечало бы всем запросам мые-
ли, сердца, духа действующего на земле
человека»; & не снижалось до роли легко-
го; забзвного, бездумного зрелища.
	Актеров МААТ я узнал задолго до того,
	Как впервыз переступил порог этого те-
атра. бо школьных лет помнил я М. Тар-
ханова по кинофильму «Юность Макеи-
ма», где он играл Поливанова. Очень
простой, добродушный человек, с умными
и серьезными глазами был передо мной.
Казалось, я знал его когха-то раньше,
	встречал в жизни. Потом я видел Tap-
ханова в фильме «Метр Первый», в том
же фильме и в «Грозе» — Тарасову, в
«Гобсеке» — Леонидова, в картине «Че-
ловек в футляре» — Хмелева и Андров-
скую, в <«Дубровском» — Ливанова...
	Богда мы окончили ремесленное учи-
пе и стали рабочими, на первый же
	лише и стали рабочими, на первый же
свой заработок купили билеты в Художе-
	ственный театр. Давали «Три сестры»
Чехова. Этот снектакль произвел на меня
гакое впечатление, что через некоторое
	такое впечатление, что через Нек
время я пошел на него вторично. ‘
	Роль Гузенбаха играл замечательный
актер Н. Хмелев. Я до сих пор вепоминаю
этого человека, не образ, не актера, а
именно живого человека. Некрасивый,
бледный, серый, он вначале не гроизво-
дил большого впечатления. Я не обратил
	на него внимания. Гораздо ярче казались
	остальные действующие лица — старый
	ньяница-доктор, хмурый штабс-капитан С0-
леный, веселые офицеры Федотик и Родо.
Нояи сам не заметил, как Хмелев—Тузен-
бах постепенно захватил меня. Я уже сле-
дил за ним, за ето мечтами и тоской, за его
любовью и належлами. Он HH разу He
повысил голоса, не сделал ни одного эф-
фектного движения. Но свои пророческие
	слова 0 том, что через 25—30 лет рабо-
	тать будет уже каждый человек, он про-
	износ так проникновенно, что д0 сих пор
я вепоминаю их.
	После спектакля мы Долго шли молча.
Уже возле самого дома, у заставы Ильича,
мой друг задумчиво сказал:

— Все я этого Тузенбаха . вспоминаю.
Вак живой перел глазами стоит!
	За это я и любил и люблю по сей день
Художественный театр: за правдивость и
настоящую жизненность.

Помню другой замечательный  спек-
такль — «Глубокая разведка» А. Крона—
0б отношении советских людей к своему
труду. Он пробудил во мне много мыслей.
Пришло уже время, 0 котором мечтал че-
ховский Тузенбах, — все люди трудятся,
труд стал делом чести, доблести и герой-
ства.

После этого спектакля я узнал  Болду-
мана, Топоркова, Прудкина, ’Белокурова.
После «Школы злословия» я полюбил Ан-
дровскую, Яншина, Второва, Массальско-
го. Каждое посещение театра было лля ме-
ня настоящим праздником. На другой день
	в цехе мы подробно рассказывали товари-
щам о своих впечатлениях. И все больше
	желающих было пойти в этот театр.
Юбилей МХАТ — праздник нашего
пеха.
	Мудрые воспитатели
	Сердце и разум Станиславского неис-
черпаемы, вот почему у его жизни есть
венец, но нет ей конца.

Он живет и будет жить в живых.

Повышенно  самокритичный Станислав-
ский не замечал, что пламень eT) BIOXHO-
вения зажигает даже самые холодные
сердца, что, величайший труженик, он
радикально меняет тех, кто. прикоснулся
к нему.

Отцовски нежный, он становился беспо-
щадным к нарушителям законов. творче-
ской природы и этики человека, гражда-.
нина и артиста,

«Раз-что вы — актер», начинал он
свое слово к провинившемуся, то-есть:
«если вы-— актер, то выполняйте присягу
актера:

Служи народу.

Отдай жизнь искусству. .

Люби искусство в себе, & не себя в ис-
кусстве». :

Станиславский был против актеров,
жаждавших жизненных лакометв, против
богемы, лени, равнодушия, личного эгоиз-
ма. Трудись, повторял ‘он всегда, и не
только ‘словами, но и делом и примером
подтверждал свой завет.

Трудись и не смей уставать. Не смей
хныкать, не тяни руку за скидкой. тебе.

Не испрашивай себе индульгенций, не
говори, что сегодня тебя ‘надо ‘простить,
потому что ты еще: слишком молод, ведь
завтра ты скажешь, что ты ‘уже слишком.
стар.

Вот смысл заповедей Станиславского.
Основной же завет его — это призыв к
труду: упорному, чеетному, самоотвержен-
ному.

Только исполнивший этот ‘завет Стани-
славского получает право сказать: Станч-
славский — мой учитель.

Актер, по определению Станиславского,
должен быть трудолюбивым, вниматель-
ным к миру, к природе, к людям, к себе,
‘должен быть веселым и бесстрашным, тог-
‚да в актере живо будет «чувство’ нового».

Таким был он сам.
  Таким он жил в своем настоящем и
‘проследует в будущее вместе с гоядущими
‘поколениями. Он всегда с юностью.

Станиславский — партизан. самого жи-
вого, самого сильного, искреннего направ
ления в искусстве — реализма. Стани-
славокий — реалист. Он сказал однажды:
«Я был верен творческой природе и я
победил». Я слышала, как он сказал эту
‘фразу, я глядела тогда на него, не отры-
ваясь. Он не улыбалея, когда произносил
ее, HO лицо его сияло, как сияет лицо
	героя-победителя.
Зову всех, кто любит Станиславского,
кто благодарен ему, присоединиться к
	завершающим строчкам письма Горького,
посланного Константину Сергеевичу x
его 70-летию:

«Почтительно кланяюсь . Вам, красавец
человек, ведикий артист и могучий работ-
ник: воспитатель артистов».
	нологи нам, конечно, не доведилось, но
для участия и в народных сценах спек-
таклей Художественного театра  требова-
лось развить в себе внутренний слух, такт,
ритмичность, фантазию, выразительность.
Пребывание на сцене без слов ине могло
быть «пустым». Актер должен звучать
в толпе, как точная и необходимая нота
в партитуре, & ведь так легко сфальши-
вить, вели в народных сценах только
«шуметь» по указке режиссера. Если
смех — только технический прием, если
рыдания переданы дрожью плеч, если
платки прикладываются к сухим глазам,
если сочувствие героине или герою пьесы
выражается гримасой лицевых мускулов,
то это — не искусство. Недопустимо быть
на сцене хоть мгновение вне образа.

Для каждого из нас, участников народ-
ных спен, Василий Васильевич ужский
сочинял биографии, интересные  биогра-
	..Годы моей актерской юности и WHO-
ети моих сверстников прекрасны тем, что,
участвуя в народных ценах, мы близко
видели блистательных актеров Художест-
венного театра. Стоя с ними на одних под-
мостках и наблюдая их игру, мы проходи-
ли наши актерские университеты. Напри-
мер, в последней картине «Живого трупа»
пвявлялея Абрезков-— Станиславский: вы-
сокий, элегантный, с седыми усами, весь
в черном. Абрезков у Станиславского быз
совершенно таким, каким представлялся
Толстому в его поэтическом видении, толь-
ко еще при этом--несомненно. существую-
щий. Вслед за ним проходили под руку
«подсудимые»: Каренин-—Качалов, внеш-
не подтянутый, петербургский барин, весь
собранный. внутренне, ‘весь захваченный
свершающейся над ним катастрофой, и
Диза — Германова — женщина © глаза-
ми и бровями, такими прекрасными, что
они не стираются в памяти... Эти три че-
ловека, созданные трудом и вдохновением
великого писателя и трех замечательных
актеров, делали несколько шагов по кори-
дору, и совершалось чудо тезтра: сцена
становилась коридором суда, а одно это
их прохождение по коридору столько гово-
рило о том страшном мире, в котором с0-
словные предрассудки делали жизнь даже
верных своих сторонников невыносимой!
Абрезков, Баренин проходили по коридору
надменно, стройно. Ведь они с детства
приучены держаться так: прямо—спина п
высоко-—-голова. Да, они приучились, вы-
тренированные  гувернерами; не показы-
вать своих чуветв.

эй

Великое счастье — видеть и слышагь
(Станиславского. Фегенда для тех, TO
только читал или елышал рассказы о нем,
Станиславский-—быль, изумительная быль
для знавших его лично, для тех, вто ви-
дел его, слышал, кому удалось работать
вблизи него — вдохновенного художника.

Величаво простой и прекрасно человеч-
ный, он был, он жил среди нас.
	Перед глазами «души моей» встают ве-
ликолепные видения; вот безукоризненно
строгое и элегантное фойе Художествен-
Horo театра. ...Репетиция еще не началась,
но актеры ‘уже собрались, ждут Во
стантина Сергеевича и Владямира Ивано-
Bima, A кто ждет? — Лилина. Аниппер.
Савицкая. Бутова. Качалов. Москвин. 1е9-
нидов, Грибунин. Лужевий. Вишневекий.

После каждого из этих имен надо по-
ставить точку, & потом. долго, долго мол-
чать; чтоб. встал образ каждого из них во
всей ясности своего значения, во всей не-
отолимой власти своаго обаяния!
	В тоды 1911—1912 формировались

onzeaeprwa apinniy AYTVTeH   >.

сцен был Василий Васильевич Лужский,
блестящий характерный актер, беззаветно
преданный сцене. Огромный труд вносил
Василий Васильевич в сотворение Macco-
вых сцен.—увлечение, изобразительность,
настоящий талант. Величайшей честью и
творческой радостью для мололежи было
состоять сотрудниками Художественного
moapna Р наталриых спенах мы играли
	Произносить  ллинные и эффектные MO-
	Глава из книги «Творчество актера».