С. МАРШАК
	О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА
	АмериБанское правительство аресту,
ло 1 прогрессивных граждан, обвин
их, по существу, в том, что они Ban
шали права человека, т, е. как раа ву),
в чем «повинны» Вапингтон и Джеф
	(Из заявления Бернарда Ш»
	О правах какого человека
Говорят в Париже господа?
О правах испанца или грека,
Пленников, казненных без суда
	О правах того индонезийца,
Что от взлома защищает дом?
О защите жертвы иль убийцы
Говорят витии за столом?
	Человек в Афинах — вне закон,
Без вины испанец осужден,

И, наверно, Джорджа Вашингто,
В наши дни казнил бы Вашингто
	ФВ льна
	Из ИНОСТРАННОЙ ПОЧТЫ
	Мракобесы
свирепствуют
	Американский журнал «Нью рипабликю!
тревогой указывает, что хотя в США п
еще не устраивали публичных сожжен
книг, дело явно идет к этому. На прок
ходившем недавно в Атлантик Сити сел
американской библиотечной — ассоцваци
приводились следующие примеры.

В Калифорнии Совет по вопросам об»
зования распорядился вычеркнуть ряд»
подобающих мест» из широко распрострь
ненной хрестоматии для средних шк
Гнев калифорнийских Ммракобесов вызвал
сообщение о том, что «треть населен»
США находится в тяжелых жилищных }
ловиях», и другие подобные факты. В Бу»
мингаме (штат Алабама) подвергся реп.
сии даже журнал «Схоластик» на том д,
вовании, что в одном из его номеров \ь
пушено непочтительное упоминание о ®
шизме.

Полиция г. Филадельфии без пред’явь
ния ордера на обыск устроила налет
50 книжных магазинов и из’яла 2000 p
угодных ей книг, в том числе несколи
романов Эрскина Колдуэлла. В несколыт
южных штатах были сделаны попытки !.
ять из библиотек биографию Поля Робы
и обличающий расовую дискриминацию [5
ман МЛилиан Смит «Странный плод».
школах и. колледжах штата Нью-Йорк #
прещен либеральный журнал «Нэйшн», в
печатавший серию разоблачительных ct
тей о леятёльвости католической церк,
		Павел АНТОКОЛЬСКИЯ
	они голосуют
	ЗА КАЗНЬ
	Короткая - телеграмма -из Парижа с00б-
щила о событии, имеющем: поистине сим-
волический характер в жизни народов За-
пада. На заседании комитета СОН по co-
циальным, гуманитарных и культурным
вопросам обсуждался проект. Декларации
прав человека. `Делегания CCCP предло-
жила свою редакцию статьи 3-й этого
проекта. Одна из наших поправок вклю-.
чала в себя обязательство государств <0бе-
спечить. условия, предотврашающие угро-
зу смерти от голода и истощения». Дру-
тая поправка’ включала такую фразу:
«смертная казпь в мнрное время должна
быть отменена». O6e поправки. ‘советской

англо- американского ‘блока. . .
Ipexetapireia буржуазных = прави-
тельств с ледяным джентльменским спо-
койствием голосовали за петлю, топор и
электрический стул, за смерть oT голода
и истощения для миллионов простых лю-
дей, населяющих нашу планету. Таким
образом, они продемонстрировали, что уг-
роза казни, голода, медленной смерти не-
обходлима «цивилизованным» и «хриети-
анским» государствам в любой день их
существования, —в том числе в самый
мирный и «демократический» — кстати
сказать, за пять дней до трехлетнего юби-
лея Организации 0б’елиненных Наций,
	Это очень поучительная картина.’ (0-
путствующие обстоятельства могут ее до-
полнить и сделать более живописной.

На следующий день после этого заседа-
ния радиостанция «Свободная Грепия» 0б-
ратилась к мировому общественному мне-
нию по поводу смертного приговора, вы-
несенного ответственному редактору орга-
на греческой компартии Маноли Глезосу.
Глезос — герой национального сопротив-
ления Греции. В мае 1941 года оп сорвал
башиетский флаг на афинском Акрополе.
Оп виновен перед греческими монархо-
фашистами в том, что продолжал бороть-
ся за счастье своего парода. И бывшие
коллаборационисты.. расправились © Глезо-
сом., Приговор Глезосу совпал с приззлом
р Афины. государственного секретаря СПА
Маршалла.

Это не единственный случай в Tpenna.

25 июня там же, в Афинах, были рас-
стреляны триднать молодых патриотов.
	Чрезвычайный военный суд He слишком
утруждал себя в формулировке обвинений.
По существу, их и не было. Председатель
суда попросту вопил о том, что «нужно
уничтожить всех интеллигентов». После
пяти месяцев тюрьмы и пыток перед су-
дом предстали больные,  изможденные.
харкавшие кровью люди. Они были рас-
стреляны. Среди них. — поэт ‚ Дмитрий
Лагос, автор многих антифашистских под-
польных еборников, молодой ученый —
экономист Еристое Карамбелас.
	Это имеет непосредственное отношение
к джентльменскому голосованию за смерт-
ную казнь в мирное время. Еще  много-
численнее и столь же красноречивы 06-
стоятельства, сопутствующие второму го-
лосованию — за истощение ‘и голод. 0
них могут рассказать цифры. В Италия
три миллиона безработных, в Англии три-
ста тысяч, во Франции столько же, а в
западной Германии — нятьеот тысяч. Та-
KEM ‘0бразом; англо-американское большин-
ство в ООН, отвергая советское предложе-
ние, обеспечивает истощение и смерть
миллионам европейцев.

Но ведь Европа. — это небольшая часть
планетной суши. К этому можно приба-
вить, что в текущем месяце в Бейпине не-`
сколько тысяч учителей начальных школ
об’явили четырехдневную забастовку в
знак протеста против голода. Можно при-
бавить, что в английской колония Тан-
	таньика туземцы ходят в одежде из дре-
‚весной коры. В тюрьму их не сажают,
noe, по словам губернатора, в тюрьме им

На этом снимке запечатлена очередная «операция» по очищению здания
нью-йоркской биржи от бастующих служащих, из которых многие — ветераны
	Фото из журнала <Славик америкзн».
	ВОИНЫ.
	‹’итературная газета» выходит два раза
	в неделю: по средам и субботам.
	Anew
		Из зала Г. енефальной Ассам
	 Неблаговидная роль Элеоноры.
	Элеонора Рузвельт, несмотря на свой
	шестидесятилетний возраст, продолжает
увлекаться ‘публицистикой. Само по: себе
такое увлечение не являетея  предосуди-
	тельным, тем более, что бывшей хозяйке
Белого дома есть оком п о чем рассказать
молодому поколению американцев, которые
нуждаются в поучительных примерах жиз-
ни и борьбы знаменитых людей мира.

Е сожалению, до настоящего момента
5. Рузвельт не порадовала ни американ-
ского, ни европейского читателя хорошей
книгой воспоминаний о. великом президен-
те Соединенных ‹ Штатов, имя которого
вошло’ в историю второй мировой войны и
является символом недавней совместной с
народами СССР. борьбы американского на-
рода против. гитлеровской Германии и ми-
литаристекой Японии. Как ни странно, ее
публицистика пошла. по другому ни, надо
прямо сказать, неблаговидному руслу. На
склоне, лет своих она решила заняться
международной политикой, & то. окруже-
ние, в которое. попала 9. Рузвельт по вы-
ходе из. Белого дома, не преминуло взять
ее под свое влияние и воспользоваться по-
пулярной фамилией в узко корыстных и
	темных целях, Многочисленные статьи
3. Рузвельт-то и дело . появляются 10 в
американской, то в европейской печати.

Госпожа Рузвельт, будучи членом аме-
риканской делегации на Генеральной Ас-
самблее, не скупится и на речи. Онз 0ез
отказа выступает по радио и в неофици-
зльных собраниях по любому поводу и слу-
чаю, в которых у ее антрепренеров, конеч-
но, недостатка нет.

Этё старческая слабость к многоело-
вию у 9. Рузвельт за последнее время со-
четается со своеобразным ангисоветским
зудом, который. не. дает покоя также та-
ким американским . ‹миротворпам», как
Даллес и Остин. Порой даже трудно разли-
чить, где начинается демократка 9. Руз-
вельт и где кончается республиканец Дал-
‘лес. Все сливается в едином мрачном хоре,
программа которого хорошо известна.

Еще на Генеральной Ассамблее 1946
года в Лондоне ив Нью-Йорке 9. Рузвельт
рьяно выступала по вопросу о беженцах
‚и так называемых перемещенных лицах.
Прикрываясь благими фразами 0 свободе,
‘она брала под защиту тех, кто в период
войны сотрудничал с гитлеровцами и за-
пятнал свои руки гнусными преступлени-
ями против своих народов. Изменники ро-
дины, квислинговцы и предатели разных
стран и напиональностей ‘нашли в лице
Элеоноры Рузвельт. добрую американскую
тетушку, готовую обелить их, сделать из
них невинных мучеников и посадить их
на даровые хлеба международной организа-
ции. При этом госпожа Рузвельт особеняе
противилась предложениям советской де-
легапии, добивавшейся справедливого” раз-
решения проблемы беженцев. Зарекоменло-
вав себя на враждебных СССР выступле-
ниях, мадам Рузвельт развернула свою ак-

Сло
	тивноеть в так называемой комиссии по   общес
	правам человека Организации Об’единен-
	ных Напий.
	При рассмотрении проекта Декларации о
правах человека 9. Рузвельт произнесла
немало красивых речей. Однако, - когда
		речь зашла о вещах. конкретных,
	американской. наставницы предетало в ис-
тинном виде. Ее сильно раздражали слова
«фашизм» и «нацизм» когда советская
делегация предлагала нацелить Деклара-
цию прав человека против реакционной
человсконенавистнической идеологии. При
этом тоспожа Рузвельт наивно заявляла,
что будто бы еще неизвестно, что такое
фашизм и вапизм, и что. вообще это «тени
прошлого»... Возможно, что госпожа Руз-
вельт действительно туманно представляет
себе германский фашизм, поскольку аме-
риканские торода и села не подвергались
разбою гитлеровских эсэсовских банд. Что
	касается многохиллионных народов. Ёвро-
TEAL, TO HM хорошо знакомы проклятые сло-
	ва фашизм и нацизм, и безусловно яс-
но, ‘что; без ликвидации остатков фашизма
немыелимы действительные права. челове-
ка, в том числе и в CIA, где фашизм
врет себе прочное гнездо.

В не менее неприглядном виде оказалась
9. Рузвельт и при обсуждении советского
предложения о запрещении пропаганды
	расовой ненависти. эдесь речь, как извест-
	но, шла не 0 «тенях прошлого», а 0 жл-
вых и позорных фактах расовой дискрими-
нации, о травле и преследовании 13 мил-
лионов негров в Соединенных Штатах Аме-
рики. Когла-то в журнале «Мэгэзин 48»
9. Рузвельт признавала необходимым усо-
верщенствовать хваленую американскую
демократию «путем уничтожения расовой
и религиозной дискриминации, где это воз-
можно...» Но ведь даже эта фраза с
многозначительной оговоркой была сказа-
на’для красного словца. Доказательством
служит противодействие мадам Рузвельт
советскому предложению. Но ее мнению,
невозможно обойтись без линчевания нег-
ров, без диких фабовладельческих . нравов
в стране, над которой простерла; свою руку
потускневшая статуя Свободы. Ведь рас-
суждения о том, что запрещение пропаган-
ды расовой ненависти может - ущемить...
свободу слова, вызывают лишь улыбку.
Внрочем. у госпожи Рузвельт свое поня-
	THe и о своболе. слова. Ее вполне устраи-
	вают в этой части американские порядки,
когда. монополизированная пресса, находя-
щаяся на. откупе. Уолл-стрита, свободно и
ежедневно одурманивает и  оболванивает
американцев смрадом милитаризма, пыта-
ясь натравить их против других народов.
Не случайно поэтому” госпожа Рузвельт
при поддержке упомянутой о «свободной»
прессы так беззастенчиво выступала про-
тив советского предложения предусмотреть
в Декларапии прав человека госуларствен-
	ную помощь и содействие материальными
‚средствами широким слоям. народа и его

f ПИН

ры 1 узвель1

общественным организациям для издания
демократических органов печати.
Своеобразно интерпретирует 9. Руз-
вельт и право человека на труд, При 06-
суждении соответствующей статьи проек-
та она с возмущением заявила, что в CO-
ветском понимании право на труд 03зиз-
чает ликвидацию безработицы. «Ho Besb
это невозможно в Соединенных Штатах», —
откровенно воскликнула 9. Рузвельт.
«Ук не хочет ли советская делегация
предложить установить В Америке совет-
	ские порядки», — провокационно Ciipu-
сила разгоряченная мадам.
Подобную «защиту» прав человека
	9. Рузвельт продолжает и на происхотя-
шей ныне сессии Генеральной Ассамблеи,
где она представляет США в третьем во-
митете. Только на-днях в этом вомитете
голосовалось предложение советской деле-
тации —— включить в Декларацию прав
человека пункт 0б отмене смертной казии
в мирное время. Непогрешимая малам Руз-
вельт. голосовала против советского пред-
ложения вместе. с греческим делегатом.
Вель иначе пришлось бы сдать на слом
такой шедевр - американской  техникл,
как электрический стул, и те виселицы,
которые расставлены в Греции для истреб-
ления патриотов.

Неугомонная Элеонора Рузвельт не удо-
влетворяется трибуной Ассамблеи. Недавно
она выступила в Сорбонне с пространной
речью, начиненной истрепанными антисо-
ветскими фразами.

После. этого 9. Рузвельт переключилась
на страницы парижекой газеты «Монд»,
с которых беспомощно пытается оклеве-
тать советскую делегацию. Как можно 19-
HATh CO слов самого автора  статеек в
«Монд», советская делегация не дает но-
коя 9. Рузвельт и ее друзьям своими раз-
облачающими выступлениями на Гене-
ральной Ассамблее. В демагогической ста-
тье «Разоружение и’ мировое  правитель-
ство» 9, Рузвельт открыто выступила
против советских предложений о сокра-
щении вооружений и о запрещении атом-
ного оружия.

В свое время американекнй журнал
«Либерти» в статье об Элеоноре Рузвельт
писал, что «она может теперь позволить
себе говорить все, что ей вздумается, He
боясь поставить в неудобное положение
президента». По статьям и речам 3. Руз-
вельт видно, что она действительно не
слишком задумывается’ над тем, что пи-
шет и говорит... 06 этом. думают другие.

Постойно сожаления. что популярное
имя используется в целях, которые чужды
тому, кто ‘был одним из создателей 0б’еди-
ненных Наций и своим служением делу
межлунаролного сотрудничества снискал
уважение народов.

Г ПЕТРОВ
	ПАРИЖ, 22 октября. (По телеграфу).
	10GODOM
	Korda я попал в руки врага; я держался
стойко. Таким будет мое поведение до са-
мой смерти. Клянусь тебе, что если бы у
меня было сто жизней, то я их отдал бы
без колебаний. ть

Если у меня хватит сил, я папишу
пи“змо товарищу Долорес. Пасто. когда
мне казалось, что я начинаю терять рас-
судок, я говорил себе: «Лолорес сказала,
что коммунистов можно сломать, но нель-
зя согнуть». Й меня и моих товарищей не
согнули.

А теперь, моя Кончи, несколько слов 0
нашей. семье, Быть может, я буду говорить
о ней в последний раз. Ты член коммуни-
стической партии и как коммуниетка
должна быть готовой мужественно ветре-
тить вёсть 0 моей гибели, о гибели борца,
павшего на поле битвы. ,

’ Борьба, настойчивая, упорная борьба
может совершить чудеса. Меня тяготит
лишь одно — я сделал очень Мало. B
сердцах всех испанцев горит огонь нена-
висти к франкиетским негодяям. 7

Ты, конечно, понимаешь, почему я не
писал всё это время. Я. веегда помнил 0
тебе и о сыне; Прошло много лет с тех
пор, как мы расстались. Какие бы _пре-
вратности ни встречались в твоей жизни,
я уверен, что ты пойдешь по правильному
нути. Я старался выполнить данное тебе
обещание, что никогда нё совершу поетуп-
ка, порочащего ‹ честь  воина-коммуни-
ста. Это мой единственный завет нашему
сыну. Когда он подрастет, расскажи ему
0 его отце, воине-коммунисте. Воепитай.
нашего сына верным коммунистом и столь
же честным, какими был его отец, воепи-
тай в нем любовь к народу, к трудящим-
ся, к Испании, к любимой ролине, за ко-
торую его отец отдал’ жизнь, Это моя по-
следняя просьба к тебе, как к жене и то-
варищу.

Для того, чтобы добиться такого храго-
ценного блага, как свобода нашей родины,
надо принести много жертв. Что требует-
ся от меня? Терпение и настойчивоеть. В
огне сражений — тысячи коммунистов,
в огне сражений — весь испанский народ,
ради счастья которого мы должны бороться.

Я прошу тебя прислать ваши фотогра-
фические карточки: Пепито и твою. Быть
может, л их еще успею получить, У меня.
была твоя карточка, но вв отняли
в полиции. Хотел бы увидеть в‘последний
раз сына и тебя хотя бы на фотоснимке..

Я пишу это письмо тебе уже четыре.
дня. Я мог бы рассказать о многом и, если.
мне посчастливится, напишу еще одно
ПИСЬМО.

Надо ли прощаться? Желаю тебе быть
очень счастливой. Поцелуй нашего сына за
его папу в последний. раз. Я шлю тебе,
Кончи, ‘свою вечную любовь,

Хосе ГОМЕС ГАЙОСО
	Сентябрь, 1948 года.
	жилось бы легче, нежели дома; а губерна-
пору, так ‚же, каки. тем, кто его. назна-
Чил на этот пост, голод. и истощение. ‚в. КО-

лониях необходимы. Вот’. почему на двад-
цать шесть миллионов населения всей Ни-
терии. всего двести врачей. ^

Надо ли говорить о том, что голосова-
ние за голод и истощение — это’ голосова-
ние ‘за туберкулез и сифилис, за прости-
туцию и ракетирство, ‘38 ‚безграмотность
и ‘одичание народных мабс..

Понятно, почему. о сытые и- корректные
хжентльмены из 00Н-: проголосовали за
истощение и голод, как за свое неот ‘емле-
мое право обречь миллионы. людей Ha
смерть. Помитет 00Н подсчитал их голоса,
	равнодушно‘ подшил их к делу о судьбах
	завтрашнего, ‘человечества „И, немедленно
нашел изящную. Формулу Е. следующей,
четвертой статье ‘проекта декларации.
Статья эта гласит: «1. Никто не должен
находиться в Табетве или насильствен-
ном порабощении. 2. Никто не должен под-
вергаться пыткам, жестокому обращению
или наказанию».

Тлавари англо-американской политики
идут по пути безудержной политической
й экономической экспансии, мечтая раз-
вязать новую войну. В то же время они
очень хорошо понимают, что народные
массы глубоко ненавидят войну, страстяо
желают мира, хотят. жить спокойно, He
испытывая страха за свое будущее.
	Представители англо-саксонского блока
в MOH пытаются скрыть свои’ истинные
намерения за лицемерными фразами 0
демократии и свободе. Они хотят превра-
тить 00Н в ширму, прикрывающую Bx
чудовшиные престунления, их грязные
изхинации. Под покровом так называемой
Лекларациз прав они надеются попрежне-
му расстреливать треков‘и индонезийцев,
обрекать на медленную голодную смерть
сотни тысяч людей, потворствовать бес-
чинствам кровавого Франко. Из-под ма-
ски гуманности и человеколюбия выгляды-
вает звериное лицо фашизма.

#*
*

Однажды Марке привел замечание Ге-
геля о том, что весе великие  всемирно-
исторические события и личности повто-
ряются, и прибавил от себя, что повторя-
ются они первый раз в виде трагедии,
второй раз в виде фарса.

Горькие и мудрые слова Маркса вспо-
минаются сейчас. Ведь Декларация нрав
переживает, так смазать, второе рожденче.
Более ста пятидесяти лет назад была она
провозглашена впервые. Она прозвучала в
очистительной: грозе буржуазной револю-
ции, в отмене феодальных привилегий, в
штурме Бастилии. Тогда буржуазвя была
мололым восходящим классом, а ее Декла-
рация прав была событием мировой язто-
pau.

Много с тех пор пролито крови и слез:

Измельчали цели буржуазии, ‘пообтер-
лись исторические костюмы, в которые
она рядится, выступая в роли защитницы
прав человека. Потускнели и выродились
физиономпи ее вожлей ‘п пророков. Менялы
Сити и Уолл-стрита еще могут прикинуть
на счетах, сколько золота звенит у них
в карманах и сейфах, но вряд ли они
смотрят е належдой на отрывной кален-
дарь. Завтрашний день истории не сулит
им ничего хорошего. Смертное отчаяние
сквозит в их решениях и действиях. Ту-
пым страхом продиктовано их стремление
сколотить более или менее. прочный блок
не только против нас, но против самой
истории, ее поступательного хода вперед.

Junemepne стало излюбленным орудием
их борьбы. Три года они пользуются три-
буной 00Н для красивых речей и сенти-
ментальных слез. Но пох внешностью бла-
говоспитанных дипломатов легко узнать

любителей душегубок и молодчиков Ву-
клуке-клана.
	_ ЦИВИЛИЗОВАННЫЕ
ЛИКАРИ
	ГАНГСТЕРА-АЛКОГОЛИКА

Детройтский ° симфонический орки
впервые публично исполнил «произведен
некоего Сализбэри, названное ‘им «Сим
ния  Элуаз». Как сообщает американоя
журнал «Ньюс уик», симфония получ:
свое` название в честь небольшого горо
Элуаз (близ Детройта), где ее автор наи
дится в лечебнице для. душевнобольных,

«Композитор» Сализбэри пишет свои и!
фонни, не выхоля из сумасшедшего до
4 OHH из лучших американских оркестра
нимало не смущаясь этим обстоятельств
как ни в чем не бывало, исполняет их,

По словам «Ньюс * уик», Сализбэри-
«изобретательный гений-алкоголик, 6p
сивший школу, так как она мешала ef
пигь». Прекратив учевие, Сализбери запи
вступив в банлу гангстеров, несколько
попадал под арест. На почве алкоголиз
он сошел с ума, был в принудителья
порядке помещен в лечебницу Элуаз, г
и начал заниматься «музыкальным твор
ством».
	Журнал уверяет, что исполнение пер»
симфонии безумного композитора выззё
«бурный восторг» в Детройте,

Уж не заразились ли сами сотруднии
«Ньюс уик» от сумасшедшего  гавгете
которого они так. старательно ‚ реклам
руют?
		Американские профессоры педагоги
Х. Блюмер и Ф. Хаузер выпустили кни]
«Кинофильмы и преступность». Распо
ran убедительными доказательствами, &
торы утверждают, что малолетние престу
ники научились разнообразным  способя
воровства, ограбления и шантажа, посещи
гангстерские фильмы. В книге приводят
30 подобных способов, популяризируемых!
кино, в том числе: как вскрывать сейф
как снимать с петель входные двери ква
тир ит. п.
		Казвями и репрессиями Франко пытает-
ся продлить черные дни своего  режи-
ма. Но ничто не сломит боевого духа сво-
	содолюбивого иснанского вапволда. 0б этом _
	Яявдо свидетельствует растущее сопротив-
ление масс. 0б этом говорит публикуе-
мое ниже волнующее и героическое пись-
мо Хосе Гомеса Гайосо, коммуниста. пар-
тизана. верного солдата республики. Та-
кую Испанию не ‘победить!

Жизнь Хосе Гомеса Гайосо и десяти
его товарищей. попавших в лапы Фран-.
ко, находится в опаскости. В Карунье
уже начался вад ними судебный пропесс,
Военвый прокурор требует для подеуди-
мых смертной казни.

Гнуеная комелия суда над героями. Со-
противления_ вызвала волну протеста
международной обпхественноети. В горах
Леванта и Астурии, во всех уголках мно-
гостралальной Испании, как в дни борь-
бы с гитлеровцами. гремит. предупреж-
дающий палача Франко. грозвый клич
испанских партизан: «Кровь за кровь,
смерть за смерть!»

Ниже публикуется письмо Гомеса Гай-
0с0, нелегально отправленное из тюрьмы
его жене, проживающей на Кубе.
	Е
Дорогая Кончи!

- Пишу тебе. после перерыва в пять лет,
делая для этого нечеловеческие усилия:
кисти моих рук перебиты и мое  физиче-
ское состояние очень тяжезое.

Вот уже четыре с половиной года, как
я нахожусь в Испании. Это лучшие годы
моей жизни.

С того момента, когда я вступил на ис-
панскую землю, я делал все, чтобы выпол-
нить свой долг коммуниста. Последние два
года я возглавлял коммунистическую   Op-
ганизацию Галисии. Мы были преданы не-
годяем — я и Антонио Сеоане. 11 июля
	этого года мы были схвачены франкиста-
	ми в Корунье.

В этот день я должен был встретиться
© Себане в его доме. Однако, когда я к
нему пришел, дверь открыли полицейские.
Оказалось, что Сеоане уже арестован. Я
бросился вниз по лестнице. Франкисты
открыли огонь, иопуля попала мне в ви-
сок. Несмотря на тяжелое ранение, мне
сначала удалось ускользнуть. Но через
Час меня все же настигли и арестовали,
Состояние мое было настолько тяжелым,
	что я был помещен в больницу.
	Едва мы прибыли. в госпиталь, «спе-
циалисты» ‘из особого отдела. гражданской
	   твардии начали донрос. Только после это
	<.

“Письмо
из Фраикистской тюрьмы.
и

дней после нашего ареста: партизаны пе-
решли в наступление, Когда мы: узвали,
что наши товарищи ‚ продолжают борьбу,
как бы. желая. показать нам, что они ^ ве
сложат оружия, то ни побои, пи пытки не
могли заглушать нашей“ радости. -

С 1 сентября меня и товарищей стали
выводить из камер. на двухчасовую  про-
гулку по тюремному двору, не ‘разрешая
нам, однако, приближаться друг к друту.

Франкисты спешат закончить наше де-
ло. Они торопятся уничтожить нас. Оче-
видно, мне. и Антонио Сеоане не избежать
смерти. С нами хотят разделаться в нача-
ле ноября.

‚ Назову тебе. имена арестованных ком-
	мунистов: Антонио Себане — рабочий: Ху“
	ан Ромеро Рамос — рабочий; Хосе Батри-

на — врач; Хосе Рамон Диас —  порт-
ной; Хосе Родригее Вампос —- рабочий;
Хуан. Мартинес — крестьянин. Вместе. с

ними томятся четыре женщины. Все четы-
ре великолелно себя ведут, и. франкистам
не удалось у. них вырвать ни одного слова.
Это — работница «Мариа Бласке, y
которой еще и поныне не извлекли пулю
из живота; Клементина Гальего, которая
почти не может ходить; школьная YqH-
тельница Кармен Оуроско, страдающая по-
роком сердца, и Хосефина Гонсалес Ку-
дейро.

. Mit полностью изолированы от осталь-
ных. 250 политических заключенных. Фа-
шисты боятся последетвий нашего влия-
ния. Они прибегают к преступным прово-
капиям; Они ввели в нашу группу шпика,
пытавшегося запугать наименее искушен-
ных товарищей и расеорить нас, чтобы на
военном трибунале мы выступили разоб-
щенно., Франкисты прекрасно знатот, ка-
кие волнения вызвал наш арест в Гали-
сии; они знают, что коммунисты не будут
молить о прошении на заседании военного
трибунала. Поэтому они. всячески пыта-
ются сломить моральный дух  заключен-
		< По сообщению английской  печаи
продаваемые без карточек «конфеты» и
держат до 75 процентов мела, а в отдел»
ных случаях и каменную пыль. Среди It
тей — основных потребителей конфет -
зарегистрированы всвязи с этим многоч!
сленные случаи стравления.
	<® Во время происходивших недавно !
Японии выборов в муниципальные орган
избиратели проявили исключительную па
сизность. Властн об’явили, что каждом)
кто придет голосовать, будет  бесплатк
выдан лстерейный билет.
	© Опрос. проведенный английской га%
той «Дейли экспресс», показал, что 53 пре
цента населения Benuxo6puranaa система
тически  недоедает.
	® Руководитель фелеральной админ
страции США no вопросам здравоохране
ния °и социального обеспечения. Оска}
Юинг признал, что 395 тысяч американца ;
умирают ежеголно”из:за отсутствия мед!
цинской помоши. Только 20 пронентов не
селения США имеет возможность оплатить
необходимое им лечение.
	< В Мексике 30 процентов всех ново
рожденных не выживает больше одного
года. Как указывает еженелельник «Тьем.
поз, эта огромная детская’ смертность
об ясняется отсутсгвием в стране законо:
	и
дательной он: материнства и младе
чества.
	Н. АТАРОВ, А. БАУЛИН, Б.
	EN EE EES аа т р CIOMATH. моральный ДУХ
мне : сделали операцию. НБС

Я был помещен один в большой комнате. Paranucn empauacen ceccnc.
	У моей кровати стояли два гражданских
твардейпа, четыре солдата днем и ночью
отмеризали шагами коридор. На ногах мо-
их были кандалы, прикрепленные к спин-
ке кровати, на руках — наручники, кото-
рые не снималиеь даже во время еды.

Через олиннадцать дней, хотя я был
‘очень слаб и мог ходить лишь с чужой
помои. ю, меня перевели в казармы граж-
Данской гварлии. В ту же ночь начались
«допросы». Я предпочел бы умереть, чем
снова пережить все это. За месяц я ноте-
рял°в весе 25 килограммов, все мон внут-
ренности отбиты, у меня постоянное кро-
вохарканьег Я с большим, ‚трудом держу
ручку.

Ярости франкистов не было предела —
за полтора месяца им удалось арестовать
всего лишь 11 патриотов, ‘а через шесть
	ул, 29 Октября, 19 (для телеграмм — Москва,
международной жизни — К 4-64-61] науки и тех
	НЫХ.- .

Недавно. тюремные власти получили но-
вые. драконовские приказы. Тюремщики,
которые служат в этой тюрьме, уже 20
лет, говорят, что они не вилели ничего
полобного... $

Милая Кончи, я хотел бы. рассказать
тебе подробнее о нашей партийной орга-
низалии. Удар, нанесенный нам. был су-
ровым, но я уверен, что большинство мо-
их товарищей на свободе и партия так же
сильна: как и. раньше. Галисия. будет про-
лолжать борьбу против франкизма. Ты мо-
жешь сказать руководству партии. что за
‚исключением негодяя, вылавшего Ceoane,
У нас не было ни одного предателя,

Когла я собиралея уезжать в Испанию.
я сказал тебе. что я оправлаю свое звание
коммуниста. Я боролея за то, чтобы знамя
партии держалось высоко и было неза-
нятнанным. Я боролся, не щадя своих сил.
	— Москва, Литгазета), Телефоны: секретариат — К 5-
науки и техники — К 4-60-02, информации — К 3-19-30.
		. Главный редактор В. ЕРМИЛОВ.
	Редакционная коллегия:
А. КОРНЕЙЧУК. 0. К
	10-40, отделы: литературы
тдел писем —К 0-62-9].
	eek, UO. КУРГАНОВ, Л. ЛЕОНОВ, А. МАКАРОВ,
М. МИТИН, Н. ПОГОДИН, А. ТВАРДОВСКИЙ Л. ШАУМан
		и искусства — К 4-76-02, вн
издат wi K 4-28-

Адрес редакции и издательства’
	Типография имения И, И. Окворцова-Стеланова, Москва, Шушкинская площадь,