ы cH HOBA ШКОЛ А . М a TREC EL BA

людей, И зал слушал, замерев, этот моло-
Aol голое, полный вилы и страсти.
мужестве, которое воспитывается
изо, дня в день в упорном сопротивлении
трудностям, 0 беспредельном мужестве
воммунистсв говорят КНИГИ Николая
Островского, говорит вся наша молодая
Советская коммунистическая литература.“
	в «Сказке» Ми-
	Наше мужество мы считаем
Самой главной из дисниилин. —
	ноют студенты-геологи
хайла Светлова.
	общества наз новых справедливых нача-
лах. Существовавшие ‘в’ действительности
герои  «Былою и дум», Вера Павловна,
Рахметов и другие, не удовлетворяяеь нз-
стоящим, стремились смотреть в будущее.

Но это ‘были герои-охиночки, ве только
искавшие путей. _
	Горький смело ввел ‘в ‘русскую литера-
туру представителя нового молодого, силь-
ного. и смелого поколения-—поколения рево-
люционеров, для которых борьба со ста-
PHIM миром, подготовка революции стали
целью и смыслом существования.
	Сразу после Октября 1917 ‘тода моло-
дежь страны Советов получила приказ
партин— защищать ‘революцию. Этот: при-
Каз с честью выполняли первые Комео-
мольцы в восемнадцатом, девятнадцатом,
двадцатом годах. Этот. боевой приказе
честью выполнили «младшие богатыри» —
комсомольцы недавних грозных военных
лет. 0 том, как молодежь защищала со-
ветскую Родину, у нас есть правдивые
чистые и гордые книги, написанные с ве-
ликой нежностью и с великим  гнёвом—
заветные книги. советской молодежи:
«Как закалялась сталь» и «Молодая гвар-
лия». Эти книги вдохновлены комсомолом,
В них перекличка поколений, в чем-то
похожих и чем-то различных, но единых
в готовности стоять ‘наземерть за совет
скую власть, за родину, ‘за мир и брат-
ство народов, за коммунизм.

И как после первых ‘революционных
боев, после военных побед отряды комсо-
мольцев с ходу перешли на фронты первой
пятилетки, так и. потом, когда еще не
успели отгреметь салюты победы над фа-
шистами, наша орденоносная молодежь,
оставив оружие, взялась за кирку и молот.
Она так же доблестно завоевывает золотую
звезду труда — на станке, в поле, в лабо-
ратории, на строительстве городов и за39-
дов, как золотую звезду войны.

И об этом тоже написаны книги-— «Флаг
над сельсоветом» А; Недогонова, «Кавалер
Золотой Звезды» 0. Бабаевского, «Далеко
от Москвы» В. Ажаева, «Счастье» IL.
Павленко ин мно других. В каждой из
этих книг мы встречаем молодых людей
нашей страны, воспитанников комсомола,
слышим их быстрые, уверенные шаги, их
веселые голоса. Война закалила их, побз-
да окрылила, походы в чужне страны. на-
	учили еще больше уважать свою родную
	страну и еще крепче верить зв свой народ.

Где-то на окраине советской земли,
«далеко от Москвы» бригала комсомольцев
зимой в морозы тянет через тайгу, через
дикий глухой лес провода, они живой
НИТЬЮ связывают людей на всей трассе
работ,—и вот непрохолимый лес етановит-
	ся обжитым и нестрашным, и люли чув-
	ствуют, что до Москвы совсем недалеко;
что она с ними, в них самих, веегда го-
товая помочь, поддержать, если надо. Это
ощушение единства общих усилий, общего
дела, общей победы и общей радоетя—то-
же одна из характерных черт советекой
литературы. Она говорит о силе,

О молодости же ee свидетельствует. aya
ше всего то ощущение моральной и фн-
зической чистоты, которов испытываешь
от встречи с молодыми героями вашей ли-
тературы-—с молодогварлейнами в книге
А. Фадеева, с Травкнным в «Звезде» 9.
Казакевича, с Алексеем Ковшовым в рома-
не В. Ажаева «Малеко от Москвы», c
Сергеем Лагуновым —= героем новой кни-
ги А. Первенцева «Честь смолоду».

Горький писал когда-то, что «молодость
счастлива тем, что у нев есть будущее».
	В наши дни мололость человека в канита-
	листических странах полна страха—стра-
ха перед своим будущим. Тот, кто бопт-
ся, не может быть. счастлив.

Нашей советской молодежи будущее обе-
спечено заботой партии’ и великого
Сталина, всеми усилиями советских людей,
всем великим и дружным трудом огромной
могущественной страны, всем знанием на-
ших ученых, всей фантазией поэтов,

Все дороги ведут & коммунизму, и
нынешнему поколению пашей молодежи
суждено увидеть его своими глазами, су-
ждено жить в нем;

Задача нашей литературы-— показать мо-
лодым людям советской страны, что они
могут добиться вершин знаний, счастья,
славы, но Ео всему этому ведет лишь одна
дорога — через честный героический труд,
	Па пятнахцатом году мальчин ветупает
5 комсомол.

Тоды его’ пребывания в комсомоле—это
Тоды учения в школе и в вузе, на произ-
водстве и в поле; он учится наукам п
ремеслу, политике,  отваге и честности,
учится любить жизнь и трул, быть вер-
ным товарищем, бороться с трудностями
и отвечать за свои дела и поступки. В
эти годы он ищет и выбирает себе дело,
учится решать сложные задачи, об’ясняет
с0бе жизнь; готовится к деланию жизни.
В эти годы подросток, юноша: молодой че-
ловек-—самый внимательный, самый тре-
бовательный и самый благодарный чита-
тель, Он ищет в писателе друга, в книге
хочет найти поэтическое открытие мира,
вдохновение; жизнеутверждающую правду,
верное решение трудных задач.

На том небольшом участке, который по-
ка отведен ему жизнью, — на школьной
парте, в университетской лаборатории, в
студенческом общежитии, ——он готовит по-
лет в то ‘будущев, хозяином которого дол-
жен стать. Он проектирует это будущее ‘п
задает себе тысячи вопросов. С’ того’ дня,
Rak он научился читать; ¢ первых дней
школы,—под рукой у ‘него, е ним рядом
всегда были книги, он привык обращать-.
ся к ним, и часто они отвечали полнее,
складнее и вернее, чем родители и даже
учителя. Он кладет перед собою «Краткий
Буре истории ВКП(б)» и по нему опреде-
ляет курс булущего своей. страны и все-
го мира. Запоминая СТИХИ. поэта, OH учит-.
ся чувствовать-—-любить и ненавидеть, ра-
доватьел, гневаться,  проникаться.  пеж-
ностью или гордостью, отвагой и решимо-
стью. Читая роман или . повесть, он
учится понимать людей, их характеры и
взаимоотношения, оценивать события и
поступки, приходить к определенным ре-
шениям. Переживая с героями литератур-
ного произведения пх судьбу, становясь
на сторону одних, восставая против лру-
тих, Молодой читатель словно обога-
щается их опытом, вооружаетея знания-
ми, Литература Учит его жить,

Й. естественно; что в каждой книге он
ищет прежде всего товарища— кого-то по-
хожего на себя или на того; на кого ему
хочется быть похожим. Собою он прове-
ряет героя и героем—себя. Сегодняшнего
комсомольца мало тронут страдания моло-
дого Вертера; мучительная, беспокойная
скука Печорина чужда нашему школьнику.
Овох и Спартак гораздо больше волнуют
ето и пленяют воображение. Маленький
Олежек Кошевой еше в раннем детстве
безошибочно выбрал себе в товарищи из
двух сыновей Тараса Бульбы-— Остапа,
Того, кто не дрогнул и перед самыми
страшными муками. не‘выдал своих. Ког-
да же наш юный читатель получает кни-
гу, в которой встречает ‘своего современ:
ника и ровееника, он ‘воспринимает эту
встречу необычайно бурно. Если вепомнить
тот поистине многомиллионный отклик,
воторый вызвала при своем появлении «Как
завалялась сталь» Николая Островекого,
как быстро стала она любимой книгой. на-
шей молодежи, какое огромное влияние
оказала на нее, то с особенной силой
ощущаенть все значение литературы в де-
ле коммунистического воспитания молеле-
жи и великую. ответственность советского
писателя перед молодым своим читателем.

Что же сделала советская литература
дая молодежи, чем ответила на ‘ее вопро-
Chl, кого дала в снутники, в товариши
нашему комсомольну?

Вее мы помним «невидимое» выступле:
ние Н. Островского на 1Х с’езде ЛЕСМУ:
-«..Й с большой гордостью и радостью
снова вхожу на эту, невидимую для меня,
трибуну... Сердце, радостно стучит, п все
MOH мысли и чувства устремлены к. вам,
Мои мололые товарищи п соратники. Мое
выступление я посвящал образу молодого
человека—девушки и юноши—нашей со-
цизлистической родины. Товарищи, жизнь:
дает каждому человеку. огромный, неоцени-
MBI дар-—молодость; полную сил. юность,
цолную чаяний, желаний и стремлений к
знаниям, к борьбе, полную надежд: и: упо-
ваний... Перед нами стоит задача воспи-
тать юношей с мужественным характером,
безгранично преданных нашему делу...
Товзрищи, мужество рождается в борБ-
§e>,~—Tak говорил человек; приковалный к
постели, недвижный, не епособный поше-
вельнуться -— и ведущий вперех тысячи
	вали против свинцовых мерзостей жизни,   только через труд, ставший делом чести,
пытались искать. пути к перестройству доблести, славы и геройства.
	Константин ПАУСТОВСКИЙ Cc 0 ЗОВИ т 706 OW : природы
	нины, по увеличению счастья и богатства
страны.

Характерно, что нигде в мире земля так
неё истощена, как в Америке. Погоня 2a
наживой, за тем, чтобы выжать из земли
ве соки, привела к тому, что плодород-
ная почва Америки стремительно гибнет
из-за истребления лесов. Достаточно при-
вести несколько фактов. Пыльные бури в
штате Оклахома похняли за один только
день на воздух 300 миллионов тонн плодо-
	родной земли и унесли ее за 3000 кило-.
	MUTPOB B- ORCAH-

В Соединенных Штатах ливни ежегодно
смывают в. реки столько питательных
веществ, что их хватило бы на двадцать
богатых урожаев. Ba многих штатах мил-
лионы гектаров земли уже превращены в
пустыни. Недаром американские лесоводы
заговорили о «вечерней заре Америки» и
© горечью называют себя «забытыми
ЛЮДЬМИ».

0 величии и значения наших раб по
созданию лесов нельзя рассказать на не-
скольких страницах. В этой области мы-—
не новички. Уже многое сделано. Нет у
нас человека, который не был бы взвохно-
ван и обрадован этим историческим реше-
нием. Многие встретили его как свою лич-
ную радость.

Мне хочетея поздравить тех из моих
товарищей писателей, которые с давних
пор «болели» за леса, писали о них, ста-
рались перелать читателю свою любовь к
	вашим «зеленым овезнзм>.:; & нашим. д6с-
	ным богатствам. И, если будет позволено,
то немного и самого себя-
	Мы идем к совершенной жизни. Думая
06. этом; я представляю себе человека, ко-
торый через пески и гари, после изнури-
тельного зноя, обветренный, сожженный
солнцем, входит, наконец, в глубину тор-
жественных и тихих лесов; и все его тело
охватывает прохладой листвы. Великая
сила жизни видна во всем: в ‘колебании
вершин, пересвисте птип, в мягком освеще-
нии. А Е вечеру, около каких-нибудь лес-
ных вод — темных и тлубоких — чело-
век садится у костра, и рядом с ним са-
дитея тишина. у

Ночь подымаётея над лесами, полная
свежих запахов, смутного света, ‘росы,
крика ночных птиц. А впереди — сотни
таких ночей, и расеветов, и дней, и вече-
ров, когда над любимой страной расети-
лается не то туман, не то дымок костров.

Может быть, об этом и думал Чехов, ко-
гда писал о докторе Астрове.
	изменения. Вели бы на другой планете cy-
ществовал наблюдатель, то и он отметал
быг удивительные перемены, происходящие
на шёстой части земного шара. После воз-
никновения новых морей, каналов, исчез-
новения пустынь и солончаков, он обна-
ружил бы через несколько лет ту фанта-
‚стИческую на взгляд, новую зеленую сеть,
которую продемонстрировала перед нами
опубликованная в газетах карта.

Государственный план  лесомелиорации
имеет мировое значение. Когда-то русский
‘народ остановил монгольское нашествие на
страны Западной Европы. Теперь совет-
‘ский народ великими преобразовательными
делами поставит зеленый шит перед сухо-
веями, летяшими из глубин Азии. Надо
лумать, что’во всяком случае румынская
земля, так часто страдавшая от засухи,
так же как Кубань, Украина и Молдавия,
почувствует благодетельное влняние CO0-
ветского плана лесомелнорации,

В поистине всемирной деятельности с9-
‘вётского народа, из года в тод осущест-
вляющего велигие предначертания
Ленина и Сталина, заключен самый убе-
дительный ‘ответ поджигателям войны. В
эпоху, когда. силу ‘атома они готовят
для истребления народов мира, совет-
ские люди приступают к новому величест-
венному делу. Миллионы землепашцев на-
шей планеты увидят в грандиозном пред-
приятий советского народа еще одно 383-
мение наступающего коммунизма.

ляновых полей — здесь остановилея па
ночь отряд молодежи народно-освободитель-
ной армии. Офицер. рассказывает. что-то
группе вооруженных ‚юношей, ‚сидящих fb
углу, при свете лампы. 0 чем он. расека-
зывает? 0 молодых воинах Сталинграда.
Прислущиваюсь. Словно входит в ЭТУ
маньчжурскую ночь другая, сталинград-
ская ночь, играющая пожарищами, землян-
ка, жаркая печь в углу, сражения, кото-
рые длятся неделями, месяцами. Офицер
заканчивает, Молодые лица взволнованы,
горят глаза. «Еще, еще расскажите!» Офи-
цер продолжает рассказ. „Он. говорит о
гражданской войне в Россий, о комсомоль-
Wax, которые ухолили на фронт, о гозах
восстановления, о Комеомольске, о. Магни-
тострое,. Вся история советского комсомола
проходит вдруг здесь, в этой маньчжурской
фапзе. Уже светает, а рассказ продолжает-
ся — молодые бойцы не хотят расхолите-
ся. Но вот и время в поход. Вее ветают.
«Да, быть такими, как они! — гово-
рит один из солдат, — но они так сильны
духом!» — «Они такие же юноши, Rak if
мы,—говорит другой/—и мы должны тах
же бороться! Мы должны сверить такие
же дела, как они, чтобы другие слушали
9 нас так, как мы слушаем о русских»,

Сердце свободы, счастья и благоленетвия
всех трудящихея на земле бъется в могу-
чем труде советского комсомола, в каждой
вннге его и песне. И биению этого cepa
отвечают миллионы молодых сердец во всех
‘мире. Миллионы юношей, ‘девушек находят
В истории советскога комсомола ответ и“
вопросы о том, как жить и бороться. И
идут эти юноши, девушки — юность
мира-—на великий бой, и ничто не может
вломить их, Потому что бессмертны и
непобедямы люди, сражающиеея за свободу
й счастье угнетенного человека,

$.
	Re ea RTE
ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
№ 86 o_o 3
	ее рядом с собой. Она холжна быть унич-
	тожена ради самой жизни, . ради EYIBTYDH,
ради будущего.
	Сейчас идут огромные ‘работы по вое-
становлению всех областей нашего ‘Нароз-
	ного’ хозяйства, разрушенных войной. Но
не меньшее значение имеет п восстановле-
ние сил природы, подорванных войной.
	Теса—это не только. украшение земли,
ее великолепный и удивительный наряд.
И эм—не только. источник. сырья. Деса—
	это самый верный наш помощник в борь-
бе 3a урожай. Они хранят влагу, поддер-
живают  полновохность наших великих
рек, емягчают климат. останавливают жар-
	RHC ветры и пески; Они. являются конден-
саторами влаги — росы, тумана, инея.
Грунтовые воды в лесах и вблизи ° лесов
стоят торазло ближе к поверхности, чем в
	безлесных областях. Леса останавлива-
ют рост оврагов.

Нои aro ‘re pee. Леса — величай-
	шие источники здоровья и вдохновения.
	Это — исполинские зеленые лаборатории,
вырабатывающие кислород, уловители ядо-
	BATHIZ Tas0B H HbA.
Чтобы понять. какой мощный
	“TOO TORATH, RaAROM мощный заслон
против ПЫЛИ представляют Леса, достаточ-
но знать хотя бы, что протяженность хвои
ТОЛЕКО ОТНОЙ стай сосны составтяет
	только одной старой
около 200 километров.
	Есть короткое слово «эрозия». Оно зву-
чит очень невинно. Трудно предположить,
что з& ним скрывается зловещее явление
природы.

Эрозия—это смерть плодородной земли,
лишенной прочности, превращенной в
пыль из-за уничтожения лесов и расти-
тельности, Это — «черные бури», поды-
мающие на воздух целые материкн тучной
почвы. Это — жестокие размывы _ земли
	талой водой и дождями, Реки быстро
мелеют. Каждый ливень вымывает из
земли столько питательных веществ, что
	их хватило вы на выращивание двух-трех
урожаев.

‘Есть ` простой закон. Он говорит, что
уничтожение каждого гектара леса вызы-
вает неизбежную гибель гектара плодород-
Ной земли. .

Уничтожая леса, люди подрезают самую
основу своего существования, 06. этом уже
давно говорили лучшие представители че-
ловечества. С необыкновенной  проница-
тельностью эту мыель высказал Энгельс, —
мысль ‘0 том, что люди, которые уничто-
жают леса, не подозревают, что они вла-
дут этим начало опустошению земли, ли-
шая ее очагов собирания и хранения вла-
И :

В природном отношении Ham земной
шар не является сплошным раем. На зем-
ле есть проклятые места. Это — пубты-
ни. Ненависть к нустыням нужно вобни-
тывать у людей с младенческих лет. Нена-
висть к этим бесплохным землям, к этим
смертоносным лишаям, пытающимся насту-
пать на наши богатые области.

Вак наступает пустыня? Она ‘обруптива-
вт на нас свои сухие горячие ветры —
суховен. Суховеи несут летучие пески.
Раскаленный воздух сжигает на корню
хлеба, сушит родники, убивает все живое.

№ нам суховей приходит из Закаспий-
ской степи. Сотни лет на юго-востоке
	страны перегорали от него поля. сотни лет
	человек ничего не мог противопоставить
наступлению пустыни, кроме своего бес-
плодного гнева и горя. И только сейчас, в
наигу необычайную эпоху, человек виер
	вые решил остановить, должен остановить
		остановит суховеи и летучие
смертоносные для урожаев.
	Человек выдвинет против них великие
пояса лесов. мощные стены зелени, небы-
валые заслоны протажением в тысячи ки-
лометров. Мы еначала остановим пустыню,
а потом начнем наступать на нее. Потому
что человек не должен и не смеет терпеть
	ет пятнадпать назад мне пришлось по-
бывать в совхозе  «Тигант». Я помню
посеревшие от пыли и зноя торбатые Саль-
ские степи, поникшую под сухими астра-
ханскими ветрами ` пшеницу на полях,
твердое, как камень, полотно грейдера в
широких уродливых трещинах. Природа
наделила этот край плодороднейшей  поч-
вой; природа же истребляла 10, что на
этой благодатной почве должно было про-
израсти.

Уже тогда советские люди повели. борь-
бу за. уничтожение этого векового проти=
воречия. Трехлетние. леревиа неуверенно
располагались шеренгами вдоль дорог, рас-
секали поля на квалраты, Ho они были
еше тонки, призрачны, и в урожайный
год совхозная пшеница поднималась выше
их мальчишесвой пороели. Будущие дубы
и вязы тонули в море хлебов. ^
	И мне показались тогда мечтой слова
начальника политотдела о том, что агро-
техники, лесоволы и мелиораторы изменят
климат Сальских степей.
	В этом году, в начале лета, мне при-
лось снова побывать в совхозе «Гигант».
Те робкие поросли, которые видел я ког-
Ha-T0, превратились в мощные  лесона-
саждения, расчертившие поля совхоза. В
жаркое утро, когда «паровала» земля,
дальние лесополосы точно плыли. в зной-
ном воздухе на черте горизонта.
	Школой мужества является наша лите-
ратура для молодежи. Мужество нужно не
только воину. Врач, который борется за
жизнь больного, ученый, исследующий и
покоряющий природу, инженер и рабочий,
проклалываюлщтне дороги там, тде их рань-
ше не было, шахтер, каждый день спу-
скающийся в шахту, учитель, которому
вверено юное поколение, рабочий на элек-
тростанции, дающий свет в дома и энер-
гию на заводы, крестьянин, который рас-
тит и собирает «хлеб наш насущный», и
зимовщик- метеоролог, на дальнем севере
указывающий нуть корабляя и  самоле-
там,— все они мужественно преодолевают
все трудности и препятствия повседневной
жизни, мужественно отстаивают ведущие
идеи времени.
	«9бразы молодых людей нашей стра-
ны, — говорил на [Х еезде ЛЕСМУ Нн-
колай Островский, —это образы мужествен-
ных, жизнерадостных девушек и юно-
шей, знающих, что они являются хозяева-
ми страны, молодыми ее строителями...
Эти юноши ин девушки мужественны и
бесстрашны, безгранично преданы партий-
	ному знамени в борьбе за освобождение
человечества. Эта мололежь показала ге-
роизм труда, невиданный. невозможный
	при капитализме... Все наши помыслы, все
наши мысли — это мирная стройка. это
создание коллективного богатства, это под-
нятие культуры, это строительство, это
забота о наших прекрасных детях... Мы
стали заветной мечтой всех трудящихся
мира».

Так говорил один из лучших комеомоль-
цев старшего поколения, знавший и труд
бойца и мирный труд писателя.

„Чудесная черта ‘нашей литературы-—ее
невыдуманность. Лучшие наши книги о
героической молодежи страны Советов. на-
писаны о живых людях, о героях, подлин-
но существовавших, о’ событиях истори-
ческих. Павкой Ворчагиным назвал своего
героя Н. Островский, чтобы свободнее бы-
10 рассказывать о своем собственном дет-
стве, о своей боевой юности. В других кни-
гах сохранены подлинные имена: «Зоя»
у Алигер, «Александр Матросов» у Кирса-
нова, Алексей Мересъев (Маресьев) в
«Повести о настоящем человеке» Б. Поле-
вого. «Молодая гвардия» А. Фадеева кон-
чается словами: «Вот они, эти имена», и
следует длинный перечень имен  героев-
краснодонцев.

Молодости. евойственны ‘жажда леятель-
ности, жажда подвига, стремление впорел,
желание славы. Но лучшие книги старой
мировой литературы рассказывают нам
страшную правду о том, как эти естест-
венные свойства молодого человека либо
не могли развиваться, глохли, не находя
применения, в мире наживы, либо полу-
Чали неверное направление‘ и преврама-
лись 69 временем в уродства, xXapakTep-
ные для человека старого мира. «Что x?
умереть, так умереть! Потеря для ‘мира
небольшая; ла и мне самому порядочно
уже скучно. Я—как человек, зевающий па
бале, который не едет спать. только пото-
NY, что еше нет его кареты». — пишет в
своем дневнике Печорин накануне дуэли
и спрашивает себя: «Зачем я жил? для
вакой цели я родилея?.. А, верно, она су-
шествовала, и, верно, было’ мне назнате-
ние высокое, потому что’я чувствую в
душе моей силы необ’ятные... Но я не
угадал этого назначения... Моя любовь ни-
ROMY не принесла счастья, потому что я
ничем не жертвовал для ‘тех, кого любил:
	‚Я Любил пля себя. для собственного уло-
	POIBCTBUS; A только удовлетворял стран-
ную потребность сердца, © жадностью по-
глошая их чувства, их нежность, их ра-
дости. и страдания — и никогда не мог
насытиться»,

Русская литература рассказала нам и
0 других молодых героях, которые. восста-
	Чехов устами доктора Астрова выразил
одну из своих сокровенных и поразитель-
НЫх по меткости мыслей о том, что леса
	учат человека понимать прекрасное.
	Характерно, что даже в очень деловом
и очень строгом учебнике лесоводетва для
студентов наших лесных институмов мы
можем прочесть такие замечательные стро-
ви: «Нельзя думать, что лес сам по себе
может вызвать к жизни могучие идеи, от-
крывающие озаренные новым светом пути.
Но история науки, литературы, музыки ни
жизописи показывает, что леса и парки
являются чрезвычайно ^ благотворной cpe-
дой для криеталлизации новых илей и для
	творчества»,
Мы-— великзя лесная держава.
	Мы— веливая лесная держава. Наша
лесная наука — наиболее передовая. Име-
на таких ученых —— знатоков леса, как
Тимирязев, Докучаев, Вяльяме, говорят
	сами за с6бя.
	Постановление партия и правительства
	0 полезащитных лесных полосах  продол-
жает ряд не имеющих себе равных в ми-
	ровой истории работ. по пересоздханию при-
	роды, по изменению географии нашей рав-
		гатили опыт сальских 5ле6000бо0в.
	чесомелиоратор стал таким же уважз-
емым человеком. в совхозе, как тракторист
или комбайнер. Лесополосы, как хлеба,
попали под постоянное попечение бовхоз-
	ных руководителей.
	Комбайнер одного из отделений coB-
хоза Нестеренко, об’ясняя мне, почему, по
его мнению. лесополосы должны. быть вет-
	ропроницаемыми, говорил таЕ:
— Если лесополоса ветро
	— воли лесополоса  ветропронинаемая,
то снег ложится полого на двести, а тои
на триста метров. Иначе собъешь инерця-
онную силу’ ветра, и снег ляжет сугробами
У самой лесополосы, увлажнение будет не-
достаточным, а при таянии еше ^ влобавок
ветви пообломает... Аккумуляция влаги—
		_ @н так и говорил: - «инерционная сила
ветра». «аккумуляция влаги». Эти уче-
	ные слова стали в с0вх03е столь: же упот-
ребительными, как технические. термины:
	«карбюратор» или «дроесельная  заслон-
ка»,

Государетвенный план  полезащитных
лесонасаждений изменит пейзаж и климат
огромной территории. Не только мы сами,
прочертив в поезде с севера на юг проетэ-
ры нашей родины, заметим эти великне

Е. ГАБРИЛОВИЧ
	«Сначала франкиеты подвергли меня до-
проеу в течение 14 чаеов. Допрос вопро-
вождалея страшными пытками, после ко-
торых я несколько раз терял сознание.
Когда я истекал кровыю и почти умирал,
фалангисты кричали мне: «Пой илй мы
убъем тебя!» Мой ответ был один: «Вы
убъете меня, но пепанекий нарол убить
невозможно даже вам, изверги!»... Друзья
Мои, я не прошу отомстить за меня, я сам
значу мало. Отомстите за всех павших в
мучениях и страданиях. Пусть Франко
узнает ина плахе, что значит гнев 0с80-
божденного народа. Я посвящаю свои по-
следние слова нашей Пассионария. 17 д8-
кабря 1947 гола. Галисия, тюрьма».
	Франкисты имеют долголетний палаче-
ский стаж. Они покрыли страну тюрьмами,
они’ могли бы запатентовать целый ряд.
изобретений в области пыток. В этом раз-
деле фашистской науки они усовершенет-
вовали и модернизировали весьма многое.
Создан, например, так называемый «тур-
никет». Пытка на «турникете». заклю-
чабтея в том, что щиколотки ног. зажима-
ются постепенно с такой силой, что ломаз-
ются й дробатея кости.
	Нет такой провинции в Испании, где бы
не действовала знаменитая ХСУ—Федера-
ция 0б’единенной социатистической моло-
дежи. Члены ХСУ ведут не только воору-
женную борьбу против режима Франко, по
ий выпускают газеты, вывешивают плака-
ты, распространяют листовки. Выпуск г8-
зеты — опасное: дело. В Севилье было 2р6-
стовано и казнено 50 сотруднаков подполь-
ной прессы, но выпуск газет «Рабочий
мир» и «Молодежь» не прекратился ни на
один день.

Франкисты расстреливают и вешают мо-
лодежь из XCY — для казни достаточна
одна лишь принадлежность к эгой органи-
зации. Если не удается установить эту
принадлежность; — арестованных тодами
держат в тюрьме. Но и в тюрьме молодежь
прганизует тайные политические группы,
	содействует побегу товарищей, —такие по-
беги, весьма часты, Многие изучают в
тюрьме русский язык. В мадридекой тюрь-
ме вся молодежь входила в кружки, где
азучалея русский язы и история Комму:
нистической партии Советского Союза.

Й совершив побег из тюрьмы, эта моло-
дежь вновь вступает в строй, несгибземая
H месокрушимая,.
	Бессильна фаланга с ее «турникетами»
и намыленными веревками перед теми, кто
подобно шестнахцатилетней Изабэлите Тор-
ральдо (которая была подвергнута пытке
электрическим током) говорит в лицо па-
лачам:

— Разбейте ваши зппараты! Они ue
вмогут бороться ео мной. Я их сильнее!

Великая борьба идет во в6ем мире, ве-
ликая битва с силами мрака, реакции, ни-
щеты. Казалось бы, все есть У этих мрач-
ных и черных сил. = власть, оружие, ар-
мии. Деньги и пушки плывут 5 ним. п
помощь из-за океана. К их услугам поо-
дажная пресса и вунленные . по сходной
цене министры..

Но борьба ‘продолжается во всех уголках
земли. Она кипит в шахтах Франции и в
джунглях Индокитая; в селах Маньчжурии
и в горах южной Кореи.

Взоры народных бойцов всех етран обра-
щены к нашей Родине, свершающей вели-
кое дело строительства коммунизма. Книги
о нашем труде, о наших битвах, о наших
героях влохновляют батальоны народной
войны в тяжелых сражениях и в суровой
походной жизни.

В партизанских лесах и в фашистских
тюрьмах из уст в уста передаются расска-
зы о борьбе советского комермола, 0. днях
и ночах Днепростроя и Сталинграда. И, за-
таив дыхание, слушают их молодые бойпы
в горах Граммоеа и в MaHBUEYDCEAX `фан-
зах.

Вот еще одна выдержка из походного
дневника:

«Бедная маньчжурская Фанза среди гаэ-
	овазах, идущих от деревни в деревне, от
города к городу, на страницах газет.

Вот одна из таких записей в дневнике:

«Одинналиать молодых бойцов защища-
ли ущелье против целого батальона фаши-
стов. Они сражались два дня и две ночи
й сдерживали врага. Четверо были убаты,
осталось семеро. Они отетупили на’вершя-
ну горы Пиргос, где продержались еще
24 часа. Осталось трое. Боеприпасы кол-
‘Чалиеь. Тогда эти трое уничтожили св0е
‘оружие и бросились в бездну».

— Смерть, но не плен!

В Треции есть молодые бойцы, имена
которых известны каждому воину Демо-
кратической армий, слава которых пере-
дается из уст в уста, воспета в стихах
партизан и в их песнях.

Одним из таких бойцов была сем-
надцатилетняя девушка Афина Тоска,

Она пришла к партизанам в январе
1947 года и ветупила в роту своего отпа,
известного под именем капитана Тоска,
Она приняла ‘участие более чем в двадцати
сражениях. Ее поразительный героизм вы-
делялея даже в этой прославленной
роте. При Копано она первая бросилась.
нз вражеские пулеметы, благодаря чему.
битва была выиграна. При Вермио она бы-
ла смертельно ранена. Ее последние слова:
«Не печальтесь, товарищи, если Афина
умрет! Афина умрет, но вы победите!»

Когда она умерла, в ве походном мешке
нашли переведенную на греческий язык
книгу Николая Островского, броппоры о
Матросове, о Зое Восмодемьянской. Так
подвиги. советских комсомольцев рождают
сквозь годы подвиги тысяч молодых людей,
борющихся в Греции и Испания, в Китае
и Индонезии...

Брошюра о молодотвардейцах была спря-
тана в камере, где томился испанский
юноша — коммунист Сугунде Вилабо —
партизан четвертой группировки в Гали-
сии. От писал из тюрьмы за несколько
дне} ло свовй гибели’
	«Спускаетея ночь. Луны нет. Темно.
Туман стоит над ущельями. Сырость про
низывает тело; Горы кажутся глухими,
пустынными; безлюдными.

Но они не безлюдны. Здесь будущее
Греции —= ее народ, взявшийся за ору-
ae, чтобы ‘изгнать тиранов и интервен-
тов. Вот по пастушечьим тропам, в тумз-
не и темноте, пробирается небольшой во-
оруженный отряд. Молодые липа, о юные
приглушенные голоса; Это — разведчика
молодежного’ батальона одной из частей
Демократической армии. Отряд. внезапно-
0 нападения на врага.

Кто они, эти юноши и девушки, 0де-
тые в самые разнообразные одежды? Это—=
пастухи, рабочие, крестьяне, ремесленни-
ки, Многие из них пришли в партизан-
ские отряды несколько лет назад отрока-
MH, почти детьми. История их — борьба
против итальянских фашистов в Албания
в 1940 году; затем борьба против гитле=
`ровпев, затем-—против ‘армий Цалдариеа—
Софулиса. Иные из них не видели своих
свмей в течение семи-восьми лет. Столько
же лет не спали в нормальных условиях,
не ели сколько-нибудь сносной пищи...»

Так пишет Эвлое Ионнидис в газеге
«Драпо руж».

Много раз в братеком сотрудничестве с
начальником американской военной мяс-
вии Ван-Флитом (партизаны зовут его фоп-
Флитом) разрабатывали греческие монар-
50-фашисты планы решительного и оБон-
чательного наступления на партизан.
Много раз с’езжались наблюдателя и кор-
респонденты, чтобы присутствовать при
торжестве об’единенного оружия Цалдари-
8 — Трумэна: И точно; греческая коро-
Чевская армия имела, казалось бы. все не-
	ность мира
	обходимое для победы: тяжелую и легкую
артиллерию, танки, «снитфайеры». Партя-
заны же чаето имели лишь винтовки, пу-
леметы да гранаты.

Но победы не получалось. Получалось
нечто совсем обратное. Так, даже сам ге-
нерал Ван-Флит, явивлтийся недавно в го-
род Янину, чтобы отпраздновать «разгром»
Лемократической армии, был вынужден
спешно ретироваться оттуда на самолете,
бросйв на волю судьбы всю свою свиту в
парадных. мунлирах, — к городу прибли-
жались партизаны. Такой авиаоперации
американского генерала не предуематривая
ни один план, выработанный в Афинах.
	«Нае нельзя победить, мы всюлу!» —
пишет газета . «Молодой боец» — орган
греческой демократической молодежи. Не
помогают американские пушки, бессильны
британские  «епитфайеры»! Потому что
есть силы, которых не сломить ни между-
народным трестам; ни подкупленным афин-
ским прохвостам: воля, стойкость; безза-
ветное мужество «простых» людей, борю-
щихся 3а священное право народа быть
хозяином. своей страны.

Придет время, народ Греции победит.
Будут налисаны книги о великой борьбе
этих рабочих, пастухов, земледельцев, ре-
месленников, покинувших дом и семью,
Чтобы сражаться за родину и свободу. И
в этих книгах немало страниц будет отве-
дено молодежи Греции: юношам и девуш-
кам из народа, ушедшим в горы вместе с
родителями, старшими братьями и се-
страми,

Вудут написаны книги. Пока же еще
эти книги—в записных книжках и днев»
никах партизан и бойцов, в устных pac-