Три года назад Эстония получила порле
войны исковерканный, полуразрушенный
сланцевый бассейн с затопленными шах»
тами. И уже сейчас вдвое выросла TOC.
ча сланиев по сравнению с последним го-
дом буржуазной Эстонии. Вся эстонская
промышленность работает сейчас на своих
сланцах. Ей не нужен больше  англий.
ский уголь.

Всея великая страна участвует свому
трудом в промышленном под’еме Эстонии,
Врубовые машины на шахту «Кява» при.
шли из Горловки, а электровозы еделаны
в Полольске.
	Эстонские шахтеры гордятся своим т-
варищем Емельяном Попушаем. Этот епо-
койный окающий волжанян о работал рань-
ше: на волжеких сланцевых разработках,
Гора сланцев выдана им за день! 90 при-
мерно почти 200. процентов плана. лезь,
на шахте, он етал коммунистом. И Кмель-
ян Понушай считал бы, что грош ему це-
на, если бы он не смог нам предетавить
своих новых эстонеких друзей — Вэйво
Вялье и Мейхарда Велли. Это его напар-
ники, молодые забойщики, выроение ря-
дом с ним в забое. Оба грозятея сейчас
перекрыть рекорды своего учителя.

А ‘вот этот белобрысый паренек ¢ yupa-
мым лицом — это комсомочец Унно Рук-
ки. ‘Этот 18-летний  забойщик обязался
выполнить свой пятилетний план В два с
половиной года. Так нельзя работать ва
хозяина. Так можно работать только для
самого себя.

* ok
a

Быстро залечивает Эстония раны, нане-
сенные немецкой оккупацией. Еще недавао
холодные и темные стояли полуразрущен
ные цехи Кренгольма. А сейчас пройдитесь
вдоль Нарвы. Перекрывая пгум Кренгольн:
ского водопада, гудят веретена Кренгольн-
ской мануфактуры.
	Буржуазная Эстония выпускала от 13
до 22 миллионов метров ткани. В 1950
году советский Вренгольм даст стране 120
миллионов метров ткани. И если бы аме-
риканские социологи и экономисты спро.
сили меня, в чем же секрет? — я по-
знакомил бы их с0 старой ткачихой Ал-
ной Кильк. Пусть рассказала 611 ofa
0 своей дружбе и соревновании с молодой
	своей сменщицей Верой Демченко, ¢ Ty,
	как они работают сейчас на 4-х станму
о том, как опыт одного у нае становит“
достоянием миллионов.

gle se
	=

Нынешний промышленный бум в А\
рике отравлен ожиданием  неизбежни
кризиса. Мне рассказывали на зави
«Вольта» в Таллине, как размах HOBO
плана и колоссальный рост продукции 3:
вода в советское время вызвал У HERON
рых рабочих привычные страхи и опа
ния. Группа рабочих беседовала с соку.
тарем `партийного комитета. Не слишки
ли Много они выпускают сейчае моторе’
Они ведь упадут в цене. С 1945 по 198
тод продукция завола увеличилась в  !)
раз. Придется сокращать Производство, 1
может быть, и закрывать завод.
	И секретарь парткома понял, что это-
старая травма и что не найти лучше
момента, чем этот, для душевной Gecen
в цехе. Нритащив накладные из планов
отдела, секретарь рассказывал, что их 3.
вод получил пять @ половиной’ тысяч тон
динамной стали из’ Свердловска, сто ти
CHa шарикоподшипников a3 Москвы 1
Куйбышева, чугун из Тулы, кокс из №:
мерова. Вытащив график отгрузки электр
моторов и карту Советского Союза, cexpe-
тарь указывал на города, и оказывалось,
что моторы этого завода ждут в Архан-
гельске и Тбилиси, Владивостоке и Киеве.
Он рассказывал о новом мире сопиаляастя-
ческой экономики, где не знают кризисов
HW безработицы. Он называл фамилии но-
вых хозяев завода: старого рабочего Перс-
мана, ставшего начальником цеха, обмот-
чицы Эльфриды Рекки — мастера пеха п
многих других. Он рассказывал о мире, в
котором ‘не знают прибыли на чужом тру-
де, о силе освобожденного труда, о _веепо-
бежлающей партии большевиков,

В этот обеденный перерыв Никто He
ушел из цеха. Секретарь говорил о’ буду-
Лщем страны социализма, бросившей вызов
несправедливым  порядкам старого общо-
ства. Было тихо в цехе... В этот чае лю-
ди ясно почувствовали себя ‘гражданами
могучей страны, представляющей 60600
будущность мира.

Потом прозвучал фабричный гудок. Ce-
кретарь ушел в партком и долго сидел
там; обтирая разгоряченное лицо. В этот
денв по-особенному дружная и горячая
была смена на заводе. А в токарном цехе
молодой эстонский рабочий подошел в
старому серому станку. За этим станком
работал в Таллине Михаил Иванович
Калинин. И сейчас молодой токарь с’ 060-
бой почтительностью запустил станок, на
котором работал когда-то великий государ-
ственный деятель победоносной страны 60-
циализма.
	мижаня ПАПАВА С. B Е К И и
	Нет более лаконичной и выразительной
истории в жизни эстонского нарсда, чем
история наследственного камня крестьян-
ской семьи Маринуу. Огромный, обросптий
мохом, валун ‘издавна лежал на земле Ма-
рипуу. И дед. п отеп, и сам теперешний
хозяин ‘земли Владимир Марицуу десятки
лет опахивали по весне этот камень.
Даже старая лошадь, дойдя до камня, уже
He нуждалась в наставлениях. Свесив
нижнюю губу, она привычно описывала
круги вокруг проклятого камня.

И вот теперь этого камня не стало. На
острове Саарем, где живет семья Маряцуу,
	организовано несколько колхозов. То, что
	в течение столетий было не под силу 01-
дельным крестьянским хозяйствам, оказа-
лось простым и ‘легким делом для колхо-
зов. Началась борьба е каменным покро-
вом. Немало взрывов сльипалось в То вре-
мя на тихом острове. Тракторы Куресаар-
ской МТС увезли раздробленный валун
семьи Марицуу. Baecramee лезвие траЕ-
торного плуга впервые вонзилось в землю,
тысячи пет бесплодно пролежавшую Пол
камнем...

Ecan наследственный валун семейства
Марицуу, увезенный ныне трактором Ву-
ресаарской МТС, говорит о важных пере-
	‚менах в истории народа, то и зажпгальа
	слесаря Пуна могла бы кое-что рассЕз-
зать из прошлого Эстонии буржуазной.

Х. Пуна — конструктор-производетвен-
HER  таллинокого завода. С Tex пор
как Эстония стала советскей, старый сле-
сарь чувствует себя именииником. Два-
днать лет проработал он на заводе «Франи
Крулль». Эстонские инженеры, ловившие
каждое слово немецких консультантов,
только посмеивались над его рационализа-
торекими предложениями. Да и немудрено.
Завод Прулля, номинально чиселившийся
эетонским, работал се немецким капиталом,
ввозил немецкие станки.

Сейчае старый слесарь переживает вта-
рую молодость. Его техническая  мыель
сэкономила стране немалые деньги. Он ну-
жен. Нужны его руки и его мысль, 0 нем
не раз писали в газетах. И Kuk MHOIG OMY
хочется еше сделать для своего народа,
для своей страны.

Финансовые эксперты и экономические
советники Европы, продавшие за три-
дцать серебренников независимость своих
стран американскому дядюшке, незнако-
мы со етарым слесарем. А он мог бы пэ-
ложить на стол их заседаний веществен-
ную улику преступлений монополиетов-—
‘свою старую самодельную зажигалку.

Ивар Крейгер — шведский «коооль
спичек» — предложил буржуазной Эсто-
нии заем в обмен на спичечную мононо-
лию, затем он закрыя четыре из пяти
спачечных фабрик и втрое поднял цены
на спички. Народ. ответил бойкотом крей-
геровских спичек. [Широко рарпрострали-
лись в стране самодельные зажигалки. Под
давлением Крейгера, правительство ввело
дорогой акциз на кремни пля зажигалок.
Тогда кремни стали делать кустарно. Но
Врейгер добился введения налога на за-
жигалки. Отныне каждая зажигалка долж-
	на была иметь особый штамп, стоивтий
больших денег. Это унизительное клеймо,
поставленное в зашиту крейгеровских до-
ходов, стоит на зажигалке Х. Пуна.
	= Me
	продукция. В 1938 году в эстонском 9%
порте готовые изделия составили лишь
19.3 процента. Хищнически вырубались
теса в покрытие государственного дефинг-
та. Бумагу из эстонской целлюлозы стали
делать в Европе уж потом ввозить В
Эстонию. Кренгольмская мануфактура эт
казалась от. производства тканей. Стояли
ткацкие станки.  Кренгольм перешел НА
пряжу. Эстонскую пряжу вывозили ДЛЯ
переработки на европейские текстильные
фабрики. В Эстонии, в стране слачиев,
электростанции работали Ha английском
угле.

Сланпы — основа напионального богат-
ства Эстонии — хишнически разрабаты:-
вались иностранным капиталом. Эдесь гре-
`ли руки шведы, немцы, англичане и пре-
зидент республики господин Пяте.

Процесе колонизации малых народов
касается не только экономики страны. Я
вспоминаю свой разговор, на эту тему 65
старым эстонеким инженером. Мы бродили
по лабиринтам Вышгорода, иногда загля-
дывая в старинные дворики © пожелтев-
шими, источенными каменными плитами.
Мой спутник с горечью рассказывал о том,
что буржуазная Эстония ввозила пе толь-
ко оборудование, но и техническую мысль.
Этот ичпорт чужих идей приводил к за
стою свою техническую интеллигенцию.
Инженеры превращались в приказчиков
иностранных фарм.

—- Вы знаете, я ло сих пор помню, как
главный инженер фабрики радиоприемни-
ков в Тарту уверял меня, что без ино-
странного баккелита производству конеп.
Срветский баккелит, пришедший на смену
неменкому, был для Hero открытием. Та-
кая же история была с огнеупорными
трубами для сланцевого бассейна, постав-
лявшимися птведекой фирмой. Вогда налиту
специалистам предложили обсудить 803-
можность газификации сланцев, большин-
ство отнеслось отрицательно в этой дерз-

кой идее. Ш знаете, почему? Этому we
было препедента за границей. А сейчас...
Сейчас точно свежий ветер подул Над
Эстонией.

Мы заглянули в историю экономики

буржуазной Эстонии, чтобы повазать, как
малая страна в условиях капиталигтиче-.
ского мира становвтея игрушкой в руках
иностранных монополий.

Маршалловскяе убийцы национального
суверенитета устраивают сейчас облаву па
малые нации. Генералы и воциал-предате-
IH, эти егери и доезжачие американского
капитала, свистя и улюлюкая, размахивая.
финансовой плеткой, гонят народы мира.
в американский, затон.

Хор американских  «ебциологов»—этот
дружный хор. приживалок — славит про-
грессивность капитализма.

Но вот, коротко, биография Ocrapa Эрне-
сакса. Окончив когда-то Таллинский поли-
техникум, молодой инженер вдруг обнару-
жил, что он не нужен буржуазной 9ето-
нии. Его знания были бесполезяы в стра-
не промвлиленного застоя и технической
деградации. „Пять лет он простоял за пря-
лавком и еше пять лёт работал в маетер-
ской по починке радиоаппаратуры. Только
в Советекой Эстоняя он смог, навонеп,
стать инженером. Сейчас он заместитель
начальника производственного отдела за-
вода «Вольта». Спросите у него, что он
думает о «прогрессивности» капитализма,

и

Лишенная пут монополий, бурно разви-
вается сейчас экономика Советокой Эсто-
нии. За 25 лет буржуазной республика
Эстония не смогла доетигяуть промытлев-
ного уровня 1917 года. В 1950 году, —
в течение всего нескольких лет, — эт
уровень будет перекрыт вдвое. В нашем
великом содружестве равных — маленькая
Эетония стоит на первом месте по количе-
ству капиталовложений на душу населэ-
НИЯ.

На одной из шахт еланиевого бассейна
я видел старинную вывеску бывших х0-
зяев этой шахты —английской «Ленголь-
фильде Компани». Кто-то из рабочих
приспособил. ее в качестве мостика через
канаву. В час утоенней смены я видел
шахтеров, ступавитих по этому импровизи-
‚рованному мостику...

Нет здесь больше ни’ англичан, ни шве-
дов, ни немцев. Эстонский народ сам вла-
деет своими национальными богатствами.
Гагантекий завод в Кохтла-Ярве еше два
года назад был только эскизом на ватма-
не. Сейчас это— грандиозное сооружение
из 92 печей: этот блок камерных печей
	построен. Нигде в мире нет таких печеи.
Здесь осуществлена смелая техническая
мысль советских инженеров. Здесь впер-
вые в мире сланцы будут превращаться в
газ. Только одна первая очередь должна
дать 400 миллионов кубометров газа в сут-
ки. Он станет источником новой энерге-
тики Советекой Эстонии. Отеюда он прой-
дет сотни километров по стальным трубам
газопровола и поступит в Ленинград, rae
в лабораториях советского инженера Жун-
KO зародился смелый проект—превратить
сланцы в газ.
	ПАЛО ААА ААА АРАД ОДИНА
	‚аменная степь в эти дни.
	Успехи советских людей в переделке природы
	На. лесятки километров, на гребне водораздела между Волгой
и Доном, раскинулись земли, известные издавна под названием
Каменная степь. Из-за Каспия тлетворные ветры несли сюда
		дыхание пустыни. Чулдесным :черноземвым
	личной системе ухода за ними. Проверяется коридорный ©0606
	нием посадки дуба вместе
сюла ‘Освоение травапо.
	с быстрорастушими породами деревьев.
‘ной системы севооборота дало нам в03-
	‘Освоение травопольной системы севооборота дат? вен Pion
можноеть за короткий срок удвоить урожай зерновых культур
и получать в среднем по 20-—25 центнеров с гектарз- Особен-
но хорошие урожаи дают 12 новых сортов зерновых культур,
вывеленные: за последние голы селекпионерами нашего  инсти-
	засушливых районов. Среди этих сортов
	cefe ценнейшие питательные вещества для растений, нехватало
влати. Скудным был и жавотный мир. Русский зоолог Северцев,
	изучавший фауну Каменной степи в 1847
	кии зоолог зеверцев,
году, насчитал здесь
ездящихся итиц.

оф. В. В. Докучаев
озашитные полосы.
ской власти. Сотни
ограждая путь горя-
Голос окружили поля
г район» Воронеж-

HO хорошие урбома?
выведенные за посл
тута для степных и
исключительную це!
ная 135». Она безо
Даже в засушливые
ла урожай на 3—4
рованный стандарт
цы «тостианум 237
	имени В. В. Дову-   ского, а частично и
	и колхозы.
рожаев в степных
Ур B —Ст

СССР» отмечено. что  . о
	созланная видненними рус-
	Костычевым и В. Р.
	всего лишь 12 видов зверей и 17 видов. гнездящихся итии.
Основатель науки 0 почвоведении проф. В. В. Докучаев
56 лет назад заложил в степи первые лесозашитные полосы.
Его. работы были продолжены в годы советской власти. Сотни
гектаров поросли теперь могучим лесом, преграждая путь горя-
чим суховеям. Ныяеё 129 широких лесных полос окружили поля
Каменной степи. Именно здесь, в Таловеком районе, Воронеж-
ской области. находитея Научно-нселедовательский институт
	земледелия центрально-черноземной полосы
чазва.
	исключительную ценность представляет озимая ппеница «етеп-
ная 135». Она безостая, неполегаемая и дает высокий урожай.
Даже в засушлявые годы «степная 135» в наших условиях да-
	центнера с тектара больший, чем райони-
	ee Нех 3 196422

рованный стандарт засухоустойчивой и высоурожайной пшени-
цы «гостианум 237». Мы приняли все меры, чтобы быстрее
размножить новый сорт. Уже в 1949 году все колхозы Талов-

у Е
	соседнего Бутурлиновского районов будут
			высевать «степную 155». г
Коллектив института приложит все усилия, чтобы по зада-

нию правительства и партии быстрее размножить новые высоко-

урожайные и засухоустойчивые сорта хлебов для передачи нх в
	_—6С тех пор как человек изменил климат цаменной степи, —
сказал в заключение тов. Скачков, — здесь появилось 30 но-
вых видов животных, в. том числе кунипа, горностай, зкклима-
тизировалея уссурийский енот, норка и выхухоль. В водоемах,
построенных по балкам и оврагам, разведено 18 видов рыб.
В зарослях лесных полос поселилась Macca пернатых. Уже
	видов. Под влиянием нового климата неизмеримо возрос расти-
тельный мир Каменной степи. Сто с лишним культур высевают
На свойх полях институт и колхозы.
	Ваменная степь
	сеголня — это наглядный пример того,
	каких успехов добились советские люди в переделке природы.
	лась и подводится крепчайшая база для
шагающего семиверстными шагами социа-
листического хозяйства.

В полном соответствии с материалистичэ-
ской диалектикой, которую мы, советокие
люди, исповедуем, названные усилия и
труды, накопля»сь, переходят в новое Ка-
чество — получается скачок быстрый, но
закономерный.

В постановлении так и сказано:

«Совет Министров СССР и Централь-
ный Комитет ВЕП(б) считают; что колхо-
зы и совхозы степных и лесостенных
районов, накопивиие опыт борьбы за Уро-
жай и вооруженные передовой сельскохо-.
зайственной техникой, ‘имеют все в03-
можности для того, чтобы в течение бли-
жайших лет сделать скачок в дальнейшем
развитии земледелия п животноводства. В.
настоящее время имеются все необходимые
условия для того, чтобы в короткие сроки
освоить травопольную систему земледелия
в степных и лесостепных районах и тем
самым значительно повысить урожайность
сельскохозяйственных культур».

OxgH из разделов постановления посвя-
щен орошению — необходимой составной
части комплекса Докучаева—Востычева—
Вильямса. .

Так же, как раздел о лесных посадках,
Эта часть ссновывается ва уже сделанном,
завоеванном.

Прошлым летом я наблюдал работу по
орошению в Тамбовекой области. зной,
такой же, как п в 1946 году, ис-
сушал большинство ее районов. (И при
этом зное, когда температура на поверх-
HOCTH почвы достигала 65 градусов, —
как в Кара-Кумах, — я видел тучные поля
колхоза «Прогресс»: подсолнух выше ро-
ста человека. цветущие плантапии гречи-
хи. В области за одно лето было нострое-
но 130 васосно-саловых станций, созданы
опытные калры. завезено громадное обору-
дование. Сейчас там на сотнях гектаров
созлаютея искусственные водоемы,

Значит, и по разделу орошения поста-
новление исхолит из того, что есть; что
создано, добыто, завоевано.

Плоды народного труда, сталинских пя-
тилеток зреют на наших глазах.

Историческое постановление «0 плане
полезащитных лесонасаждений, внедрения
травопольных севооборотов, строительства
прудов и водоемов для обеспечения высо-
ких и устойчивых урожаев в степных H
лесостепных районах европейской частя
СССР» — огромное поле лля изучения и
приложения труда.

Ученый п хуложник, писатель и инже-
нер, полевод и метеоролог, люди многих
других профессий будут создавать;  тво-
рить новое на основе безгравичных пер-
спектив, открываемых постановлением, ` 0
нем, о воплошении его в жизнь, будут
написаны Десятки й сотни книг — науч-
‚ных исследований, популярных ° брошюр,
очерков, повестей. Писатели не могут
пройти МИМО этого великого ностановле-
ния, потому что в нем открывается кар-
тина преображения земли и новой, еще
более палоетной жизни на ней.

СОЗДАТЕЛИ БУДУЩИХ
ЛЕСОВ
	— Наша первая задача в-евязи с поста-
новлением Совета Министров СССР и ЦК
ВКП(б)—это подготовка кадров лесоволов,
агролесомелиораторов, механизаторов, ©0-
здателей будуших лесов‚—сказал в беседе
с корреспондентом «Литературной газеты»
заместитель министра лесного хозяйства
СССР тов. М. Жуков,

Более 20 вузов нашей страны готовят
ныне специалистов лесного хозяйства, Сей-
час на последнем курсе учатся свыше 1 000
молодых лесоводов.

Но вузы готовили инженеров не всех нё-
обходимых специальностей; Жизнь выдви-
нула новые требования. .

В прошлом году в Воронежском лесохо-
зяйственном институте был организован фа-
культет механизации лесного’ хозяйства.
Открыто отделение механизации и при
Майкопском лесохозяйственном техникуме.

Постановлением Совета Министров СССР
и ЦК ВКП(б) нашему министерству вмече-
на в обязанность подготовка младших тех-
ников-механиков. Готовить их мы будем в
двухгодичных лесных школах: 42 такие
школы уже открыты.

Новой массовой специальностью  стано-
BHTCH агролесомелиорация. Отделения
агролесомелиорации уже организованы при
Бузулукском и Ташкентском гехникумах:

В сентябре текущего гола в Пушкине,
под Москвой, открылись высшие двухго-
дичные курсы лесного хозяйства.

Таким образом, предусмотрена подготовка
специалистов лесного хозяйства всех кате-
горий. :
	В постановлении Совета Министров СССР и Центрального ho-
митета ВКП(б) «О плане полезащитных лесонасаждений, внед-
рения травонольных севооборотов, строительства прудов и водо-
емов для обеспечения высоких и устойчивых урожаев в степных
	и лесостенных районах европейской части
травопольная система земледелия, создани
скими агрономами В. В. Докучаевым, П. А.
	Вильямсом, наиболее полно освоена на полях этого института.
	банхилат сельскохозяйственных наук И.
	щий обязанности директора института имени Докучаева, с000-
щил по телефону корреспонденту «Литературной газеты»:
	— Ио предложению академика Т. Д. Лысенко, институт за-
нимается сейчас изучением системы загущенных ‹ лесополое.
Испытываются. различные компоненты, входящие в состав л6со-
полос, изучается поведение отдельных древесных порох при раз-
	Это был осенний день с золотистым сия-
нием уже низкого, предзимнего солнца, с
перемежающимея дождем, но каким весен-
ним простором повеяло, когда раскрыл я
газету и увидел на карте Родину, какой
она будет через пятнадпать лет.

Сказочные зеленые пояса протянулиеь
п6 Уралу, Волге, Дону, и так вплоть до
западных границ, до Лнестра. рая. обла-
сти, республики, равные пространством
многим государствам Европы, покрыты
клетками лесных полос. .

И я вижу: на узальеких . склонах B
этих полосах запоют соловьи, зацветут
ПлюЮвниИЕ и сибирская яблоня,

В п становлении так и сказано: «ябалэ-
Ha сибирская».
	знаете ли вы, читатель; что это Ta-
коё? Это деревпо е необычайно пышной
Ероной, усеянное тысячами цветов. Ста-
рые учебники садоводства, изданные еще
Левриеном, рекомендовали сибирскую яб-
лоню кзЕ декоративный э=30т для парков
богачей. А теперь она расцветет в лесных
полосах на сотнях километров, рядом ©
обильными колхозными полями, утитшит
ветер, увлажнит континентальный зной и
даст приют соловьям, которые упомянуты
здесь нё для краеного словпа; — эти пти-
цы нужны для здоровья лесов, как воздух.

Проследим географию растений, потому
что и эту науку можно изучать пю вели-
чественным разделам постановления Сове-
та Министров СССР и Центрального Koma-
тета ВАП(6).

Знания целого коллектива дендрологов
лежат в основании соответетвенных разде-
пов этого труха. Сбылась мечта Мичурина!
	Да, вев точно взвешено, все До иоты
рассчитано и использовано в пПостановле-
нии; это глубоко обдуманное великое дей-
ствие. Сам Мичурин думал о лесных поло-
сах: и что п как в них сажать, и сколь-
ко надо посадочного материала, чтобы
страна поеобразилась в цветущий сад.
	И вот вы читаете про золотистую смо-
родину: это выведенный Мичуриным В
предвидения тысячекилометровых лесных
полос сорт! И вы читаете про вишню: это
вишня «полевка», Мичурин так и назвал
свое детище, предназначая его не для са-
дев, а для полей. Рывелены им и полевая
слива, и полевая розовая сладкая черему-
ха. Размножаются они прямо из косточек,
им не страшны ни зимние вьюги, ни Be-
сенние заморозки. «Полевки» эти можно
сеять прямо пелыми лесами, и они будут
обильно давать вкусные ягоды каждый год.
Это не сказка, это все есть у нас, добыто,
		eae et ree

В зарослях лесных
учтено ло ста видов

Скачков, исполняю-
и Докучаева, с000-

TTA TPS2ATLTA*
		=   //бббражение земли
	А в. середине цветущих фруктовых 3a-
рослей поднимаются могучие вековечные
дубы, — в постановлении так и говорит-
ся: «Обратить особое внимание на раз-
ведение в степных районах Дуба, как
напболее ценной Й долговечной породы».
Лесвые полосы рассчитаны для жизни де-
тей, внуков и правнуков наших... Впер-
вые в нашей истории упоминается о раз-
виТии плоповолства в лесах.
	Так мудро постановление в любых его
частях: все предусмотрено заботливо, но-
хозяйски, и главное — основано на точ-
ных достижениях передовой советской на-
ки и на опыте передовых колхозов.
	Тут предусмотрено, чтобы великая ар-
мия колхозников и рабочих — армия дре-
вонасаждения. — на ста двадцати миллио-
нах гектаров Училась и образовывалась
и получала бы премии и  поощре-
ния 38 свой доблестный труд, вклю-
чая звание Героя — Социалистического
Труда. Тут в точности намечено, где
H сколько будет новых питомников,
степных лесхозов (новый и по первому
	взгляду противоречивый термин!), лесоза-
	щитных станций, и сколько для них потре-
буетея тракторов, автомашин, дождеваль-
ных установок, грейдеров, опрыскивателей,
машин, сажающих деревья, и прочее, п
прочее, — и будьте уверены: люди, руко-
водящие соответствующими работами, зна-
WT, PIE и какие заводы производят этот
могучий и сложный инвентарь.
	..Дело это зародилось давно, в первые
же голы Советов, в мечтах Ленина и
провидениях Сталина, и неустанно, годами
копились опыт, силы, техника, знания.
трибун партийных c’eszos Сталин указы-
вал путь. И тысячи строителей выполня-
ли указания партии. Среди этих строите-
лей — Трофям Лысенко, еще недавно дав-
ший, под руководством партии, бей морга-
ниетам-вейсманиетам и победивший. Hon-
плекс Локучаева — Костычева— Вильямса
недаром так часто упоминалея в дебатах
на сесени  Сельскохозяйственной  anaie-
мии. Недаром «Правда» опубликовала в
итоне этого года фотографию-панораму п0-
лезашщитных полос Каменной степи — па-
нораму, поразившую многих, как один из
пейзажей преображенной земли.

Незаметно, скромно, в тишя сотен опыт-
ных станпай и в лабораториях десятков
научно-неследовательских институтов, пе-
редовые ученые страны многие годы pa-
ботали нал изучением почв. Лесов и рек
	и всего микрокосма их для подведения
научной базы нынешнего исторического
постановления.
	Недаром тысячи колхозников и рабочих
совхозов выхолили на просторы Сальских
стеней, и яркозеленые, вихримые вет-
ром Азии, убегающие вдаль полосы созда-
ли новую географию этой от века полупу-
СТЫНИ.

Недаром сотни тысяч тружеников совет-
ской страны строили заводы и электро-
станции, рыли каналы и водохранилища,
озеленяли села и города, — этими и ты-
сячами других творческих дел  подводи-
									Удивительные и страптные дела твори-
тись B этой маленькой стране, раздирае-
мой алчностью иностранных и своих мо-
нополистов. Сейчас, когла коммивояжеры
американских монополий скупают нишу
и голодную о Европу, особенно уместно
вспомнить историю буржуазной экономикн
Эстония, ибо прошлое Эстонии — это бу-
дущее малых стран, подписавших «План
Маршалла», с той только разницей, что
положение «маршаллизированных» стран
еше хуже, чем было положение ушедшей
в историю буржуазной Эстонии.
	От царской России в Эстонии осталась
развитая промышленность. Йз рук совет-
ской власти Эстония получила свою неза-
висимость. Кроме toro,  советекое прави-
тельетво передало республике пятнадцать
миллионов Золотом. И тотчас же вокруг
этого золота начался спекулятивный бум.
Потов еубеидий и государственных дота-
ций щедро лилея в карманы буржуазных
дельцов. Вскоре этз индустриальная вак-
ханалия закончилась тяжелым похмельем.
Свой напиональный рынок был мал. Ла-
шенная русского рынка,  эстопекая про-
мышленность задохнулаеь. Наступил чу-
довищный крах. Товары лежали бееплод-
ным грузом на складах. Заводы распрода-
вались на слом. Так был распролан Рус-
ско-Балтийский завод, полученный по на:
следству ‘от царской России. Завод «Воль
та» CORPATOIN до маленькой мастерской
на 70 рабочих. Пустующие цехи завода
сдавались в аренду.

Дальнейшая судьба эетонской экономи-
RH = это история беспримерного напио-
нального унижения и превращения «не-
зависимой» республики в колониальную
страну. Заокеанским хозяевам нужны бы-
ли сырье и полуфабрикаты, а не готовая
	Ноближе к востоку постановление пред-
усматривает любимую сибиряками обленя-
ху, к северу — лещину, лесной орех, в
югу — абрикос, алычу и кизил, даже эв-
калипт (в питомвиках Кавказа и Врыма
полвым холом идет заклалка их сеянцев),
в нентре — яблоню и грушу. Очень много
в лесных полосах белой и желтой ака-
ции — это мелоносы; колхозники будут
вывозить к ним Ha поля пчел.
	МИЧУРИНСКИЙ ПЛАН ПЛОДОРОДИЯ
В КОЛХОЗЕ
	Сентябрьским вечером перед’ членами
колхоза им. М. Горького, Урюпинсвого
района, Сталинградской области, ученый-
селекционер тов. Медвелав слелал доклад
	об итогах сессии Всесоюзной ‘академии
сельскохозяйственных наух имени В. И.
Ленина.
	Под свежим впечатлением доклада кой-
хозники обменялись мнениями о том, что
следует сделать для внедрения. мичурин-
ской вауки на поля колхоза. С предложе-
виями выступили колхозники, бригадиры
и агроном колхоза тов. Дроздов. Собранме
вылилось в своёобразную научную конфз-
ренцию. Были созданы полеволческая, са-
доводческая и животноводческая комиссий,
Они. изучили всё предложения. Так был
составлен план. ‘внедрения мичуринской
науки в колхозе им. М. Горького.

Корреспондент «Литературной газеты»
связался по телефону с селом Котовка,
Урюпинского района, Сталинградской обла-
сти, и попросил предселателя колхоза Ва-
силия Александровича Контарева. сообщить
подробности об этом плане.

‚ — Основной пункт нашего плана, —ска-
зал тов. Контарев, — полное освоение тра-
зопольвого  севооборота. Намечено выра-
	NN a a a
ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
	№ 87
	щивать собственные семена люцерны, сеять
травы, при обработке почвы применять
плуги с предилужниками, сеять яровые
культуры только по зяби, а озимые — по
чистому пару. По плану. мы посадим 128
гектаров полезащитных лесных полос, про-
ведем снегозадержание и ряд других меро-
приятий. которые уже с 1949 года обеспе-
чат стопудовые урожаи хлеба.

В колхозё создана хата-лаборатория. Она
будег центром пропаганды мичуринской
науки и практики, будет внедрять на кол-
хозные поля достижения опытных станций
и мичуринцев — мастеров высокого урожая
и животноводства, а также займется опы-
тами на специально отведенных участках.
Своими силами мы попытаемся решить не-
сколько научных тем, План, в частности,
предусматривает изучение почвы и выявле-
ane наиболее полезной системы удобрения.
Решили мы также восстановить исторню
‘каждого поля, начиная с 1941 года, и в
`дальвейшем вести специальную  княгу
«История полей».

= Сейчас, когда я разговариваю с ва-
ми, — заявил заключение тов. Конта-
рев, — у нас идет заседание правления
колхоза, Слушаем отчет бригадира Григо-
рия Степановича Карпова. Он сообщил, что
бригада посадила уже 12 гектаров полезв-
шитных лесных полос, .
	Мой землян, номсомолец Ростислав Смирнов
	Юноша налегал на весла. Ветречный
ветер больно хлестал его в лицо. Верткая
лодчонка круто вздымалаеь на волне. Be-
ликая сибирская река Лена буйствовала.
Ливни пополнили ев воды, она затопила
острова, вышла из берегов.

Опасности подстерегали гребца. Лодку
течением уносило от берега; очертания ле-
са, служившие ориентиром, словно растая-
Ли,

Но вот в пресные запахи воды и тума-
на вторгся горьковатый запах дыма, По-
слышался рокот моторов. Рассекая туман,
юноша ‘направил лодку в берегу...

- В этот час в конторе колхоза села Омо-
Лой люди глубоко сожалели о том, что девь
выдалея дождливый, ветреный ип назначен-
ная райкомом партин лекция о советской
литературе срывалась, — лектор находился
в соседнем селе, путь из которого лежал
по реке.

Люди не поверили, когдз вомедтий в
контору юноша назвался лектором. Рыбз-
КИ и Пахари, выросшие на берегах суро-
вой Лены и знавшие ce необузланный
	нрав, были поражены смелостью комсо-
мольца.

Зал колхозного клуба не вместил всех
желающих быть на лекции. Лектор гово-
рил увлеченно и просто. Он умел сбля-
жать далекое, описанное в книге, с биз-
ким, творящимея в душе каждого. Bpe-
менами казалось, что героизм молодогвар-
цейцев и славный труд Сергея Тутарино-
ва — это дела и поступки, совершенные
тут же, на Лене.

— 0 себе расскажите, — попросили
слушатели. Жизнь и литература были для
этих людей едины. Й живой человеческой
правдой они хотели проверить правду
КНИГ.

— Я, Ростислав Смирнов, — иркутский
комсомолец и аспирант университета, —
начал юноша, я

Й он рассказал о том, как учился в
коле, как воевал с японцами, как, вер-
нувшиеь с войны, решил наверстать уну-
щенное и за три года закончил с отлачи-
вм пятигодичный курс университета.

Этот рассказ побудил и молодежь в по-
	жилых рассказать 0 себе. Это было ecre-
ственным продолжением лекции о совет-
ской литературе, — так неразрывно слиты
наша литература и наша жизнь!
	Июли с любовью называли литератур-
ных героев, как людей, ‘которые учат пу
жить. Тут же они приводили цифры —
свидетельства своей трудовой деятельно-
сти. Это была мера пх схожести с героя-
ми литературы.
	Ца другой день Ростислав Смирнов
уплыл дальше, Его ждали в других дерев-
нах обширного Приленского края.
	3.700 километров проехал на пароходе
и автомашине, проплыл нд лодке, прошел
пешком этот славный воспитанник ленин-
ско-сталинского комеомола. Он читал свой
увлекательные лекпии 0 советской лите-
ратуре в самых отдаленных, глухих угол-
ках области. Всюду его вотречали, Kak
веланного гостя, и всюду он оставлял 0
себе добрую памать.
	Георгий МАРКОВ
ИРКУТСК.