ФАДЕЕВ
	Hoan APAMUER * р О AN НИ К й. С 9 2 С ТЬ «Т
	Нервый роман Ёлизара Мальцева «Го-
чие ключи» радовал и олновременно
	рячие ваЮЧи» радовал и  олдновременво
вызывал чувство тревоги за дальнейший
творческий путь писателя, В романе зву-
чал свежий, молодой голос,” новое слово о
советской деревне, были интересные на-
блюдения. Но кое-где автор пытался вы-
давать старое за новое, конфликты много-
летней давности переносил в наше время.
Роман отличался общей неслаженноестью,
	хаотическим нагремождением Э1И30д05,
обилием длиннот, «серых пятен».

Многие главы «Горячих ключей»
	Е. Мальцева были написаны натуралиети-
ческим метолом. Казалось. автор путеше-
	ствовал по советекой Сибири © кодаком,
	снимал ренительно все, что попадалась
на глаза, и тащил в свой об’емиетый ро-
ман, че пытаясь произвести отбор, осмыс-
лить моментальные снимки, подчинить Ку-
ски «натуры» етрогому идейному замыхсму.
	Теперь опубликован второй роман
Е. Мальцева. Удалось ли автору сойти с
прежних позиций? Да, удалось. =
	В романе «От всего сердца» предетав-
лены дела и люди алтайского колхоза
«Рассвет». На первом плане — духовный
рост советского человека, новое отношение
& труду, социалистическая мораль, изобра-
жение сегодняшних конфликтов, противо-
речий.
	Бомсомолец Ролиоя Васильцов женится
на Аграфене — девушке-комеомолке из
соседнего колхоза «Горный партизан».
Любовь их крепка и красива. Они живут
в богатом колхозе, где всего вдосталь, 063
отличные работники, на хорошем счету, и
булущее представляется им, как сплош-
ной праздник неувядающей юности.

А через несколько дней после свадьбы,
весело отпразднованной всем колхозом, Ha-
чалась война. Родион вместе с лучшими
люльми «Рассвета» едет на фронт. Боль-
шое артельное. хозяйство остается в руклх
женщин, подростков и стариков.

Елизар Мальцев показывает, какие прэ-
изводетвенные чудеса творил патриотяче-
ский порыв колхозников. Хозяйство «Рас-
света» не только не упало, HO заметно
позило в гору,
	Вомсомолка Груня Васильцова возглав-
ляет полеводческое звено, учителя зимою
На агрономических курсах, выступает за-
стрельщицей в борьбе за высокие. урожая
на больших плотиадях, ведет опыты по се-
лекции,  переписывается с академиком
Т. Д. Лысенко. Одаренная живым умом,
сообразительноетью, она много читает,
думает, становится мастером своего дела,
знатным человеком в районе.
	Вончилась война. Ролион приехал в `д9-.
	ревню. Для Груни начинается ° новая
жизнь. 0ба они — он кровью, пролитой’
на фронте, она стахановеким трудом в ты-
Лу — завоевали право на свое счастье, к
родникам которого едва’ удалось прибли-
зиться на мгновенье в канун войны.

Но счастье не настало. Начался семей-
ный разлад: Что же- произошло?

Был на фронте случай. Родиона пе
ВЕЛЮЧИЛИ В ГруПИу десантников, куда он
рвался всем сердцем. Возмущенный, of
пошел жаловаться полковнику. Тот выелу-
шал и сказал: решение правильно... Роди-
он—храбрый человек, но для этого зала-
ния не подходит. Почему? Иля в тыл вра-
Га; он сосредоточивает все внимание Ha
себе, забывает о взаимодействии, о тбва-
рищах. Он. способен и на полвиг. Но под-
виг для него — отчаяндый прыжок на
высоты славы, для полковника же под-:
виг — высшая степень воинской хисция-
лианы ий глубокая осознанность цели.

Слова полковника точно определяют ха-
рактер Родионч Васильнова п как бы
предугалывают ето путь в колхозе Пеле
ВОЙНЫ.

Разлал с Груней натастает постепенно.
0ба становятся во главе звеньев, HO на
свою работу они смотрят по-разному.

Аграфена лумает прежде всего о том,
чтобы наполнить зерном закрома колхоза
	ий государства. ing wea we существует
	-Елизар Мальцев, «От всего сердца». Журнал
«Октябрь» №2 8, 9, 18, 1948. Е
	противоречий. между личным и общим бла-,
гом. Родион мечтает лишь о личной славе,
о звезде Героя Социалистического Тру-
да, — это для него самоцель. Бак на’
фронте, он забывает 0 взаимодействии в
товарищами. Ему важно отличиться, вы-
рваться вперед, сделать свой «отчаянный
прыжок» к славе. Мелкое честолюбие, ту-
манит разум. Двяжимый соображениями
личной карьеры, он нахрапом рвется к
славе, делает грубые ошибки, нарушает
агротехнику, позорит звено. Ето переводят
из звенБевых в рядовые. @н озлоблен.
Кажлый разговор е женой превращается
в стычку. —

Родион пытается сбежать в город ita
производство, но во-время сознает непра-
вильность своего поступка и возвращает-
ся домой. И вот наступает для Родиона,
может быть, самый трудный день: он
должен отвечать перед всеми, почему це-
лый месяц не выходил на работу. Колхоз-
ники не изгоняют его из своего коллекти-
ва, нет. Они просто не разрешают ему
целую неделю выходить на работу,‘ и это
наказание для советского человека овазы-
вается. пыткой. Родион понимёет, что он
не может существовать вне труда,  вие
коллектива. Как шелуха, слетают е него
индивидуализм, мелкое самолюбие, тше-
славие. Родион отличается на. постройке
подвесной дороги для фермы. Наступает

Е ВЕ mw ema

браженный Е. Мальшевым коллектив —-
дружная семья, епаянная единством все-
об емлющей цели, общностью мысли, еди-
ной моралью, стремлением ‘итти вперед, по
дороге, указанной Лениным и Сталиным,
в вершинам человеческого ечастья.
Много страниц отведено автором описа-
нию производственных процессов,  разговс-
рам о сельском хозяйстве, изображению.
достижений советской агробиологии, этого.
мошного рычага поднятия урожайности на
колхозных полях. Они написаны живо,
порою вдохновенно. Но, к сожалению,
пиеатель лишь бегло коснулся такого
важного вопроса, вак рекомендованные ака-
демиком Т. Д. Лысенко посевы ишенипы по
стерне. В начале романа Груня Васильцова
проводит такой посев, но опыт почему-то
не удается. Героиня к этим опытам не воз-
вращается. Только в конце книги она г9-
ворит: «Мы @ хлевчатами в звене так ре-
шили: раз Лысенко от своей идеи не от-
ступил — нам и подавно нечего! В этом
году ноезем несколько соток». Это выгля-
дит, как отписка от важного вопроса, в
котором автор, видимо, недостаточно ком-
петентен.
` Эстететвующим критикам странялы, по-
священные описанию сельскохозяйствен-
ных работ, могут показаться ненужными,
скучными. Пусть автор не смущается. В
наши дни невозможно строить романы и
	Е ЕЕ: Ген EE

повести на психологических ‘Коллизиях,
оторванных от практики, от больших и

примирение с женой.
Этот конфликт жизненно правдив, по-

А ЕЕ Е ет вает ое соаВЬН..
	учителен, пронизан пафосом воспитания.

Второй сложный конфликт романа—се-
мейная драма Силантия и Веры Жудовых.
До войны они тоже были работящей сча-
стливой парой. Но Силантий дезертировал
¢ фронта. «Не выдержали нервы». И вт
он шатается по лесу, оборванный, голод-

малых деяний человека. у

«Не понимая дел, — писал В. И.
Тепин, — нельзя понять и людей пначе.
как... внешне. Т.-е. можно понять пеихо-
логию того или другого участника борьбы:
но не емыел борьбы, не значение ее пар-

Е Tr THN WaT Ase na я СТУЛЕ папы.
	АУ ройпы ода UG UDI рачзотладон чае
‚ фронта. «Не выдержали нервы». И. вт
НЫЙ.

Варвара Жудова дважды отвергаёт му-
жа: впервые, когла он тайком «на мину-
ту» заходит домой из леса, и во второй

раз, когда он, побывав в штрафном ба-
Te ae -

сы ere, ee meee lee а

как... внешне. [.-е. можно понять UCHX9-
логию того или другого участняка борьбы,
HO не смысл борьбы, не значение ее пар
тийное и политическое». C этим ленин-
ским указанием перекликаются мысли
М. Горького о том; что основным тероем
наших книг мы должны избрать труд, т. е.
человека, организуемого процессами труда.

Откуда взялись, на какой почве вырос-
	NEE ЕТО а С: О

тальоне, демобилизуется, из армии. Важ-
* ‚ли Аграфен -
к Е о о ре
	по-разному смотрящих на жизнь, На си
права, обязанности, на свой долг перед
обществом,

Муж, изменивший Родине, стал для
Варвары личным врагом. С таким челове-
ком жить под одной крышей нельзя.

Отвергают Силантия собственные’ дети-

ские женщины? Еще на первом Beecoms-
HOM c’e3qe колхозников-ударников в 1953
году товарищ Сталин говорил: «Женщины
в колхозах — большая сила. Держать эту
силу под спудом, значит допустить пре-
ступление. Наша обязанность состоит в
том, чтобы выдвигать вперед женщин В
	колхозах и пустить эту силу в дело». НЫ»
не эта сила настолько приметна, ятб па-

пионеры, его презирают друзья детства,
соседи,
	В Силантии Жудове доведен до предела,
васильновекий эгоизм. Родион лишь ©1по-
ткнулся под ношей эгоизма. Силантия по-
стигла катастрофа: он смят. и морально
раздавлен. Надо оговориться, что в образ
самого Жудова плохо веришь. Перед нами
трус выдуманный; трусость его лишена
социальных корней. Автор не задавался
целью ‘исследовать’ причины паления cBo+
его героя, он его ветавил в роман, види-
м0, для того, чтобы нагляднее решить мо-
ральную проблему — отношение семьи,
друзей, коллектива к изменнику, и этой
‘цели он достиг вполне.

Разгром традиционной крестьянской. or-

сателю не приходится  pasbiCRHbaTh 66.

Она сама просится на художественное по-

AOTHO.

Есть в романе «От всего сердца» не-
обязательные эпизоды, неработающие
строчки, слова, штампованные сравнения,
эпитеты. Автору нехватает художествен-
ной культуры и. умения для того, чтобы
индивидуализировать каждого героя. Ce-
кретарь райкома партии Алексей Новона-
шин, агроном Виктор Цавлович и даже
предселатель «Рассвета» Кузьма Данило-
вич Красноперов воспринимаются, как
«бродячие» персонажи, пришедшие па
мальцевский огонек ео етраниц ранее про-

читанных нами пооизветений.
	К ОЗЕРОМ рае щи ина RYU Tenet SS Читанных вами произведении:
раниченности, обывательекого честолюбия, Tl oan wee mae ЕК
	Pee POM OVO L ey VAP DAE RE DUE RUG Be EE hy

> Й все же роман представляет собой
карьеризма и эгоизма, победа большевист-   omentiae ceroune Naug we renner «fs
	карьеризма WH dludoma,
ской мысли и  страети,
стического начала над пережитками старо-
го — в 910м и заключается зерно ромз-
на, его идейная -тенденция.

Заслуга Е. Мальцева — В изображе-
нии животворящей силы коллектива. Воз-

UVVO AG UUs DINTORUL

победа социали-:

Раскрывая роман Ё. Мальцева,

значительное явление. Один из героев «От
весго сердла» читаетокнижку И. Бунива.
Эта деталь имее? символическое значение,
населен-
ный здоровыми, жизнерадостными, умны-
ми людьми, особенно отчетливо видишь,
как далеко ушел советский крестьянин от
	лектив помогает выпрямиться свихнувше-
муся Родиону, Варваре Жудовой — стать
мастером земледелия, избыть великое го-
ре, причиненное мужем, Аграфене Василь-
повой — выйти на светлую дорогу жиз-

«идиотизма деревенской жизни».

Ушел... Но разве остановился? Эн Еруп-
ным шагом идет вперед.

Своей позтичностью и направлением
роман «От всего сердца» перекликаетея ¢
	ни, пережить дни скорби, когда муж счи-   такими произведениями, как. «Вавалер 50-.
	. лотой Звезды» С. Бабаевекого, «Флаг над
Ивана   сельсоветом» А. Недогонова, «Колхоз
«Большевик» Н. Грибачева. Роман показы-
вает, что идея коммунизма стала матери-

талея погибшим.

История «трудных» отношений.
Яркина и Блани, чистая взаимная любовь
Матвея Русанова и Фроби, образы Терен-
	тия ий Маланьи Васильцовых, старика Ха-   альной силой в самых глухих уголках на-*
	ритона, колхозных ребят Зорьки, саввы. й  шей страны, она очищает людекие души
Леньки, комсомольцев Ирины, Ракитина,  от плесени старого, неудержимо влечет
Черемисина, колхозного парторга Гордея   всех в завтра, которое еще прекраснее на-
Чучаева хоропю показаны в романе. Изо- 1 шего радостного сегодня.
	В Союзе советским
писателей СССР

«Выходом в свет этого альманаха возоб-
новляется начатое А: М. Горьким большое
литературное © дело», — такими словами
открывается первая книга альманаха
«Год ХХХ. Она послужила предметом
обсуждения на заседании секретариата
Союза советских писателей (25 ‚охтября}, С,
докладом выступил ответетвенный редак-
тор альманаха Д. Заславский. Участники
обсуждения были единодушны в своей
оценке произведений, опубликованных в
книге. Большая часть их признана удач-
ной Интересные и содержательные ‘очерки
Б. Галина, Ф. Пудалова, А. ‚ Горобовой,
п. Ангелиной, В. Гроссмача, повесть
А. Бека определяют идейчо-художествен-
ный уровень книги в’ целом.

Основным. вопросом дискуссии был про+
филь альманаха, жанр произведений, кото-
рые a Hem публикуются.

Выступавшие сошлись на том, что ос-
новным жанром должен быть счерк, а так-
же ‘беллетристические произзедения, KOTO-
рые построены на документальной основе.

Б. Галин, Н. Атаров, A. Караваева TO-
ворили о необходимости жявой, подликной
связи альманаха и всего Союзл писателей
с главнейшими планирующими, индустри-
альными и научными центрами страны.

орьковской традиции альманаха го-
popu A Бек. Он напомнил, что А. М,
Горький в свое время был инициатором ря-
да литературных начинаний, преследующих
единую цель—ириблизить писателя к жиз-
ни. Это были: «История гражданской вой-
ны», «История заводов», давшая, например,
такую значительную книгу, как «Люди
сталингралского тракторного», — журналы
«Нани достижения», «Колхозник», «СССР
	  на стройке», а также задуманная Горьким
	коллективная эпопея о людях двух нятиле-
ток и обширный «кабинет мемуаров» для
систематической записи воспоминаний «бы-
валых людей». ‘ Альманах наследует не
толька идейную традицию Горького, об-
щую для всей советской литературы, но и
методику, которой учил нас Горький.

В прениях приняли также участие Г,
Фиш, О. Курганов. И. Жига; Вера Инбер,
говорившая ‘о характере поэтических про»
изведений для альманаха, и другие писа-
тели. и критики.

На собрании говорилось о недопустнме
медленных темпах издания альманаха.

К. Симонов, подводя итоги обсуждению;
подчеркнул необходимость создать органи-
зационные условия и материальную базу,
которые обеспечили бы регулярный и бы-
стрый выпуск книг в 1949 голу.
	——
ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ
КРИТИКА
	Комиссия по теории литературы и крити-
ке ССП обсудила отчет критика В. Алек-
сандрова о его литературной деятельности
в послевоенные годы.

Е. Книпович. сделала доклад о творческом
пути критика. Идейная направленность луч-
ших статей В. Александрова определяется
утверждением социалистической народности
советской литературы. Раскрывая литера-
турные явления, В. Александров не замы-
кается в узко профессиональных вопросах,
а привлекает в свои статьи большой жиз-
ненный материал. Наиболее значительной
работой из написанных В. Александровым
после войны выступавшие единодушно при-
знали статью о «Спутниках» В. Пановой,

Однако Е, Книпович отмегила, что
В. Александров мало аишет и редко вы-
ступает в печати. В иных своих статьях он
выдвигает неверные положения, свидетель-
ствующие о некоторой идейно-философской
нечеткости его позиций.

Е. Книтювич подвергла справедливой
критике статью В. Александрова о Б. Па-
стернаке. Спор с идейным противником
критик ведет, оставаясь в кругу представ-
лений своего противника.

В. ‘Александров заявил, что писал эту
статью «для узкого круга» читателей.

Е. Ковальчик решительно отвергла это
чуждое духу советской литературы деле-
ние — писать для узкого круга одно, и для
нарола — другое. Приводя многочисленные
рассуждения формалистов, В. Александров
не опроверг их, надеясь, что читатель сам
сделает выводы. Тем самым критик не оп-
ределил социально-политическую сушность
творчества Б. Пастернака, не указал на
порочность ‘его философско-эстетических
взглядов и в какой-то мере сдал свои идей-
ные позиции.

В прениях выступили также Ю. Калаш-
ников, Ф. Левин, В. Озеров, Г. Ленобль,
Н. Вильям-Вильмонт.

Все выступавшие признали необходимым
й в дальнейшем обсуждать на заседаниях
комиссии работу” отдельных критиков,
	ВЕЛИЧЕСТВЕННОЕ ИСКУССТВО
	Выступление на торжественном заседании в МХАТ ии. М.Г орького
	литературе, титаны реализма — Фев Таа-
стой, Чехов, Горький.

Великим новаторством во веем мировом
искусстве было явление Горького в теат-
ре, когда с подмоствов Художественного
театра впервые заговорил рабочий чело-
век, преобразователь мира.

И, наоборот, искусство Художественного
театра сразу приобрело черты  мертвен-
ности и не могло удовлетворить даже ca-
мих создателей его, когда, после, пораже-
ния революции 1905 года, на сцене поя-
вились пьесы, та В для лиге-
ратурного раепада.

Величие гения К. С. Станиславского и
В. И. Немировича-Данченко состонт, меж-
ду прочим, и в том, что они поняли новое
советское время, как время расцвета луч-
ших CHE народных и именяо поэтому как
	Я счастлив и горд тем, что мне выпало
на 10лю от имени писателей нашей Роди-
ны приветствовать вас, дорогие друзья,
наши товарищи по искусству, чудесные
работники Московского Художественного
театра!

Деятельность Художественного театра—
лучший пример того, каких вершин может
достичь искусство, когда оно оплодотворе-
HO самым передовым движением ‘совре-
менности и когда оно, это искусство, само
отдало себя на служение народу в струи:
тельстве новой: сопиалистической жизни.
	Одно уже существование Московского
Художественного театра, окруженного вее-
	народной любовью, овеянного мировой
славой, — уничтожающий ответ всем
вольным и невольным хулителам  совег-
	ского искусства, веэзм этим убогим жите-
	ям «башен из елоновой кости»,  само-   Время лучшего расцвета культуры.

влюбленным  нарциссам,  эстететвующим Так началась новая жизнь Московского
фиглярам и блюдолизам, которых за пое-   Художественного театра в первых рядах
леднее время так много расплодилось в   сооциалиетического искусства,  длящаяса
	Западной Европе и в Америке. эти гос-
пода давно уже сбросили с пъедестала вз-
ликое и простое реалистическое искусетво
своих предков и, между прочим, BOAAT
свободу своей личности в том, чтобы, от-
вернувшись от народа и, насколько воз-
можно, оплевав разум и совесть, ходить
на четвереньках перед своими хозяевами.

Эти господа: имеют претензию иногда
болтать о своем мастерстве и чуть ли не
06 утрате мастерства в советском искуе-
стве. А какое, собственно, понятие они
могут иметь 0б искусстве? Величествен-
ное, простое народное искусство Москов-
ского Художественного театра им @ четве-
ренвк НВ ВИДНО.

Мы знаем, что в Западной Европе и в
Америке есть подлинно прогрессивные си-
лы и подлинные мастера и таланты, .кд-
торые сегодня’ вместе с нами разделяют
Hall праздник.

Искусство Художественного театра заро-
дилось на почве большого общественнаго
подх’ема. Этот под’ем был началом вели-
кого общественного движения, которое
окрасило собою все прожитые нами годы
двадцатого столетия, привело нашу страну
к социализму, превратило ее в надежду
всего человечества. :
	Конечно, великие основатели театра
тогда, пятьдесят лет тому назад, пе могли
сознавать всю глубину и особенности того
общественного под’ема, участниками ко-
торого они были. Но они сознательно ста-
вити себе целью служение народу искуз-
ством, и это революционизировало самое
их покусство, подняло его на ту вершину
реализма, какой только мог хостичь  ста-
рый театр. Не случайно близкими театру
оказались ето гениальные современнией В
	уже много дольше старой, насчитываю-
щая на своем пути лучшие победы театра
й все еще очень молодая, как молодо все
наше социалистическое общество.

Дорогие друзья! Мы счастливы, 9710
вместе с вами начинали эту новую жизнь,
чт0 мы—ваши современники, что наш
труд неразрывно сплетен с вадим трудом.

Источником самой чистой гордости для
нас служит сознание того, что © этих
подместков заговорили языком вашего пре-
красного искусства герои пьес наших т9-
варищей — Тренева, Всеволода Иванова,
Леонсва, Катаева, Афиногенова,  Корней-
чука, Поголина, Виярты, Симонова, Врона,
Чирекова, Маршака.

Ho мы сознаем и свою вину перед. вами.
Мы знаем, что прекрасная птица, которая
изображена на вашем занавесе, могла бы
взлететь еще выше, если бы мы могли
дать побольше пьес, выражающих великяй
творческий лух нашего народа, достойпых
уровня вашего яскусства..
	Мы обещаем праложить все силы в TA-
му, чтобы преодолеть эту ‘напгу слабость.
Великий Горький‘ сказал, что не работать.
для Художественного театра — преступле-
ние. И народ не простит нам этого. Зна-
чит, мы обязаны выполнить свое обеща-
ние.

Слава и честь’ вам, дорогие товарищи,
в лень пятидесятилетия вашего театра!

Пусть развивается на благо народа на-
ше советское искусство!

Да здравствует благородная  вдохнови-
тельнина наптего движения вперед, вели-
	кая партия большевиков, партия Ленинз \
	и Сталина!
Да здравствует Сталин!
	Е. ©

‚ 27 октября наша
пятидесятилетие
ственного академического
ССР имени М. Горького.
В В часов вечера в Художественном
театре началось торжественное заседанне.
Медленно раздвигается знаменитый мха-
овский занавес. В глубине сцены—укра-

страна
Московского
театра

отпраздновала
Художе-
Союза

всесоюзной Театральной общественности,
Ю. А. Завадский —. от московских теаг-
ров, начальник Цеха инженер. С. В. Дз-
вылов — от коллектива автозавола имени
Сталина, С. И. Вавилов — от Академии

‘наук СССР, А. А, Фалеев — от Союза со-

ветских писателей, А. П. Рыбин — от ЦК
ВЛКСМ, генерал-лейтенант м. в. Руда-

сы > —
	шенный зеленью бюст В. И. Ленина, порт-
ет товарища Сталина ‘на фоне красного
полотнища. На сцене вся труппа театра,
члены Всесоюзного комитета по  проведе-
нию 50-летнего юбилея МХАТ,

Заседание открывает 0. Л.  Книплер-
Чехова. Долгими аплодисментами привет
ствует зал любимую ‘актрису, прошедшую
вместе с театром весь его творческий путь.

В своем докладе председатель Комитега
по делам искусств при Совете Министров
СССР П. И. Лебедев говорит об огромном
вкладе Хуложественного театра в историю
мировой культуры:
	— Московский Художественный  теагр
знают и любят миллионы людей. На его
творческих традициях воспитаны целые
	поколения наших театральных работникэв.
Он оказал и оказывает большое воздейст-
ве на все многонациональное искусство
нашей Ролины.
	Останавливаясь на послеоктябрьском пе-
	риоде творчества МХАТ, НП. И. у1ебед>в
отмечает ту заботу и внимание, которыми
окружили театр партия и правительство.

С приветствиями Художественному теа-
тру выступили; А, А. Яблочкина — от
	ков — от Вооруженных Сил СССР.

Ответное слово держит художественный
руководитель МХАТ народный артист
СССР М. Н. Кедров. Подчеркнув. огромную
ответственность театра перед советским
народом. М. Н. Кедров сказал: — Сегодня,
когла театру исполнилось полвека, его
праздник принял поистине всенародный ха-
рактер. И наш коллектив низко кланяется
истинному герою торжества — великому
русскому народу, создавшему наше искус-
ство.

Бурными аплодисментами отвечает зал
на здравицу в честь великого вожля со-
ветского народа Иосифа Виссарионовича
Сталина, провозглашенную М. Н. Кедровым.

Народная артистка СССР А. К. Тарасова
прочитала приветствие: товарищу Сталину
от коллектива Московского Художествен-
ного театра имени М. Горького.
	После торжественной части состоялся
	большой концерт. ВБ нем приняли участие
артисты ‘Большого театра СССР, лучшие
артисты Украины, Белоруссии, Грузия,
	Армении, Казахстана, Латвия, Ленинграда,
Саратова.

эзию он расематривал вак отражение ps-
альных чувств и мыслей, что в художез
венных” ‘обобщенных образах он видел
цействительную историческую жизнь.

И оне полным основанием пришел к выз
воду: «Итак, новые разыскания о Лермон-
тове дат возможность отвергнуть ряд не
верных утверждений — и прежде  веего
	0 преоблалхающем влиянии на Него запад> о
	ноевропейских литературных источников,

Взамен этих неверных положений выдви-

гаются новые, устанавливающие самобыт»

ный и народный характер поэзии Лермон-

това».
* «*

Мы знаем Ираклия Андроникова ЕзЕ
литературоведа, исследователя  произведе-
вий Дермонтова, и как талантливейшего
рассказчика, творца оригинального и свое-
образного жанра устного художественного
портрета = часто пародийного. Это с пер-
вого взгляда как будто два различных Ан-
дроникова. Ееть ли связь между ними, и
Что всего важнее в*+его собственном твор-
честве? .

Книжка «Лермонтов» отчасти отвечает
и на этот вопрос. С пытливостью и остро-
умием исследователя Андроников соединя-
ет мастерство хуложественной характерна
	стики. Пол ето пером оживают образы да-
	лекой старины. Мы не просто узнаем 0
ревнивом муже Н. Ф. Ивановой, а словно
видим его, сльним его слова. И образ са
мой Ивановой предстает пред. нами в 1103-
тическом ореоле. Книга Андроникова изо-
билует фактами, датами, ссылками на ли»
тературные и иные источники; она снаб-
жена всем аппаратом научного исслеховаз
ния. И вместе с тем это ряд художественя
ных миниатюр, исполненных с точность
мастера тонкого рисунка. Есть страницы
которые можно прочитать с эстрады,

Так в Андроникове-литературоведе MEY
узнаем Андроникова — талантливого рас-
сказчика-портретиета.
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
№ 87 (ere nome м
	из Шиллера... Но до чего же тош, скуден
и бесплоден этот метох в литературоведе-
НИИ!

Андроников вскрыл в юношеской пове-
сти Лермонтова совершенно реальную кар-
тину пугачевского. восстания в Пензен-
ской губернии. Не литературные источни-
ки в иностранных книгах, а подлинная
жизнь, насыщенная красками история кре-
стьянекого революционного движения, вол-
новала Лермонтова.

Конечно, есть незрелость в юношеских
произведениях Аермонтова, сказывается
его знакомство с образами иностранных
литератур. Андроников отводит надлежа-
ее место этим влияниям, когда говорит
об утрированном романтизме произведения,
0б абетрактном образе самого Вадима. Но

ной войне 1812 года. Подлинные деятели
этой войны открываются за художествен-
ными образами знаменитого стихотворения

«Бородино». Это не только поэтическое
описапие великого сражения, решившего
судьбу Москвы и России, — это точное
описание действий русской артиллерии В
сражении и — еще точнее — действий
батареи Раевского.

Это очень важное открытие Андрони-

кова. потому что оно освешает значитель-
ную сторону в литературном творчестве
Лермонтова. В основе обобщенных  поэти-
ческих образов лежит либо непосредетвен-
ное наблюдение над жизнью, либо точно
установленные исторические факты. Ано-
нимное изображение «великого мужа» яв-
ляется художественным портретом полко-
		крестьянского движения, чувство ненави-  та, не признанного современниками, HO
сти к помещикам-лворянам, мучителям на-   опененного потомками. Ему, как соратни-
	рода. Ky Вутузова, ЗОО НН памятник

Так проходит Андроников по многим! ва поле Бородина.
странилам  лермонтовского творчества и  Читая по произведениям Лермонтова по-
	многое читает по-новому, совершая под-
линные открытия.

Вот небольшое стихотворение: «Великий
муж! Здесь нет награды. достойной добле-
сти твоей!» Речь идет 06 историческом
деятеле, не признанном
Но, утверждает Шермонтов, его оценят по-

томки. 0 нем скажут: «он любил отчиз-
Hy!»
Кто он? Эйхенбаум предположил на

основе евопх изысканий, что это Чаадаев.
Предположение серьезное, если бы оказа-
лось верным, оно устанавливало бы идей-
ную близость Лермонтова к философу рус-
ского пессимизма. Это противоречит пред-
ставлению о Лермонтове, как о поэте, близ-
вом к кругу Белинского. Чаадаев любил
отчизну, но он отрицал великую ее будуш-
ность. Совеем иначе мыслил о будущем
Россий Белинский.

Разыскания Андроникова убедительно
опровергают предположение Эйхенбаума.
Оно не полтвержлаетея материалами из
жизни поэта. Андроников вводит отрывок
о «великом муже» в пикя патриотических
стихотворений Лермонтова 06 Отечествен-

современниками..

весть его жизни и летонись его времени,
Андроников следует за поэтом по его кав-
казским скитаниям, Окончательно рассеи-
вается напущенный иными литературове-
дами «бравпительный» туман вокруг «Де-
мона», Открываются связи Лермонтова с
декабрисгами, Все. новые и новые черты
привходят в  литературно-политический
облик поэта, и с полным основанием Ан-
дроников заключает свою увлекательную
книжку словами Чернышевского о том, что
Лермонтов бътл всего ближе по своим поли-
тическим симпатиям к кругу Белинского
«H ТОлько потому, что последнее время
евоей жизни провел на Кавказе, неё мог
разделять дружеских бесед Белинского и
его друзей».

Вот к чему привели Андроникова но-
вые разыскания о Лермонтове, начавитие-
ся в того, что ему удалось в доме на By-
бовском бульваре найти внучку неведомой
женщины, которой юноша Лермонтов по-
свящал свои ранние стихи. Не только лю-
бовь к Поэту вела исследователя по’ верно-
му пути, Важнее было то, что исодедова-
тель шел в литературе от жизни, что по-
	ОПРОВЕРЖЕНИЕ ЛЕГЕНД.
	<>
Д. ЗАСЛАВСКИЙ
&
	1и могил Ваганьковского кладбища. Фи пе-
ребрасывает нас в Курск, и пред нами
ожпвает дворянская старина с губерна-
торами и предводителями дворянства. U6o
всем этом Андроников рассказывает ©
увлечением и присущим ему даром созда-
вать литературный портрет. .

Й вот, след найден. Н. М. Обресков, муж
Падежлы Федоровны Ивановой, в припад-
ке ревностл сжег все письма Лермонтова,
вее оригиналы его стихотворений, — он
принял все меры Ев тому, чтобы скрыть
имя женщины, которая внушила юному
поэту такую глубокую и чистую страсть.
Й все же сохранился, дошел до нас ста-
ринный дворянский альбом, в коем  Пол-
ностью названо имя Ивановой и содержат-

Этот путь привел к новым открытиям.
Юношескую драму Лермонтова «Странный
человек» тоже принимали за подражание
неменким романтическим произведениям
шиллеровской школы. Нет нужды в том,
чтобы начисто отрицать влияние на Лер-
монтова великих поэтов Германии и Ан-
глии. Но не с этого надо начинать, когда
речь идет о великом русоком поэте; Компара-
тивный метод обнаружил и в данном елу-
чае свое бесплодие, В качестве подража-
тельного произведения драма Лермонтова
«Странный человек» не привлекла к себе
особого внимания литературоведов.

Вовые разыекания Авдроникова  обна-
ружили в основе драмы оригинальный
‘русский материал. То, что казалось копи-
рованием иностранных образов, вышло на
поверку довольно точным изображением
передового студенческого кружка в Мо-
сковском университете, к которому  при-
надлежал Лермонтов. Возмущение крепост-
ническими нравами носило революционный
характер. Нельзя говорить о подражаний
Байрону или Шиллеру. Их влияние or-
ступает на второй план,—и пред нами’ но-
вый Пермонтов, такой, каким впоследствия
его узнал и истолковал Белинский.

А от «Странного человека» один шаг
к «Вадиму». И здесь новые разыскания
Андроникова обогащают ‘литературу 0
Лермонтове, 1

Если «Странный человек»  почиталея
«робкой ученической компиляцией по ино-
странным источникам», то в «Вадиме»
последователи сравнительного метода УсС-
матривали только окрошку из произведе-
ний Гюго, Вальтер Скотта. ПТиллера, Бай-
рона, Шатобрпана и т. д, Эти поелелова-
тели тоже производили изыекания. a
	иногда весьма сложные. Они тоже прояви-
ли настойчивость и в иных случаях не
заурядную эрудипию. Им удавалось 0т-
	крыть, что одна строчка из «Бадима» 60-
вершенно совпалает с одной строчной из
Вальтер Скотта, а другая == со строчной
	Среди юношеской лирики эермонтова
ects стили 1830—1832 гг., обращенные
к неизвестной женщине. Поэт скрыл ee
ния, вернее, зазпифровал то звездочками,
то инипиалами Н. Ф. Й., то буквой №. Лер-
монтов любил ее. Быть может, и она ена-
чала была к нему неравнолущна. Мо затем
она вышла замуж за другого. Почти три
тода Лермонтов изливал В стихах своп
возмущенные и скорбные чувства.

Ему было в 1830 году 16 лет. Можно
ли всерьез принимать любовь в этом в03-
расте? Да и существовала ли она в дей-
етвительности, эта неведомая женщина?
Многие исследователи творчества Лермон-
това не соединяли этих стихов в единый
цикл. Они считали, что это перепевы из
Байрона и других иностранных поэтов.

Йраклия Андроникова не удовлетворили
догадки литературоведов, усмгтривавших в
раннем творчестве Лермонтова только по-
Тражание иностранным поэтам и поэтому
	Е Е УИ А ПЕ: В

ограничивавитих свои разыеканяя Только ся стихи Лермонтова, остававшиеся
литературными источниками. Живая   лет неизвестными. ь
струя сильного и подлинного увлечения _ Разыскания увенчались успехом. Стерто

я к $ ол: TAMMANY FETE MPANTOL PERT
	«белое пятно» в истории творчества
Лермонтова. 9т0 и само по себе важно. Но
вель дело не в том, чтобы установить имя
той. которая дала повод к  лирическому
произведению поэта. Мы знаем в истории
литературы исследователей, потративших
огромные усилия для заполнения «донжу-
анских списков». Литературные результа-
ты этих разысканий были сомнительны,
Андрониковым руководили совсем иные
мотивы. Почему ему удались его попеки?
Ответ ясен. Он шел от жизни — от жизни
поэта и от жизни. общественной Среды.
родетвенной поэту. Там, где другие иссле:
хователи находили только заимствование
из иностранных источников, Андроников
вилел правду русской жизни, От этого п0-
иному были прочитаны стихи. От этого
по-иному вытлядит юношеский облик Лер-
моптова, Путь, избранный исследователем.
оказался единственно правильным путем.
	OT ОТ, ‹ АС.

ощущается в этих стихах. Что из того,
что Лермонтов был в ту пору юношей, —
не обычный это был юноша.

Андроников приступил к исследованию,
которое сразу же стало расследованием,
потому WTO  РЫЯяСНИлОСь любопытное 0б-
стоятельство. Чья-то,рука стерла имя не-
известной. Были приняты все меры к т0-
му, чтобы оно исчезло из всех литератур-
ных памятников и из человеческой па-
MATH.

Андроников стал распутывать нити 34-
талочного дела. Он соединил пытливость
литературоведа с настойчивостью  следо-
вателя. В его литературных разысканиях
есть элементы летеклива в лучшем смысле
этого слова. Мы елелуем за ним по CTA
ринным пометичьям угальбам и 00 ста”
рым особнякам Москвы. Мы видим его вре.
		Ираклий Аядроникой; «Лермонтов»,
	in nd Sa

разыскания, «Советский macaTeab» 1948, 108 crp.