И НАРО
	ниями народных Mace. Так говорил
товарищ Сталин’ на ХУШ с’езде партии:
«Мы инеем теперь многочисленную, HO-
вую, народную; социалистичесвую интел-
тигенцию, в корне отличающуюся от ста”
рой, буржуазной интеллигенции Kak . 110

es WATT a Ths
	говорил
тартии:
ую, Но-
интел-
от ста-
ак. 110
оппаль-

как в естествознании всего М8Ра, изуча,

ся одни и те же факты, одни и те жеж -
ления, олни и те же законы. Нередко, Of
нако, идеологическая интерпретация явь,
ний и законов природы у советских учь
ных совсем.иная, чем у Ученых капитал.
стического ‘мира. Наша народная мау.
	eg ed ee ee ЕЕК АЕ   TL) ~ }OTHYCCHOLD = MEd чето сое 61
по ‘своему социаль-   6

СВОЕМУ СОСТАВУ, Сели ° совот-   развивается в совотеком содиалиетичени

я0-политическому. боливу?. УРА“ eee eranamna 0 TVITTPM OO OKOMMVEW3IY Ge.
	Е

Яо та Зе =
ских ученых свыше 36 пропентов членов
и кандидатов ВЕП(б) и большое число ком-
сомольцев.

Народный, демократический состав, ар”
мии советских ученых во многом опредо-
ляет стремление советской науки быть
общедоступной и понятной широким MAC
сам. Лореволюпионная русская наула, В
лице лучших своих представителей, все-
гда стремилась быть ближе к народу и
нести ему результаты своих трудов, Еще
Ломоносов читал в Академии наук откры-
тые популярные лекции. Н. И. Добачев-
‘ский также был известен своими попу-
лярными лекциями. В краткой историче-
ской записке о состоянии Казанского уни-
верситета за 1839 год мы читаем: «0р-
динарный профессор Лобачевский увлекал
слушателей своим красноречием, представ-
ляя пм в поэтических картинах Дивное
строение мира с его бесчисленными и раз-
нообразными явлениями. Тут каждый уве-
рялся, Что науки не должны вращаться
только в тесном кругу ученых, Но сли-
ваться с общественной жизнью и проникать

государетве, идущем BK коммунизму. dny
определяется партийвость советской науха
создающая пропасть между наллей вау
й наукой капиталистического мира,
Ярким прамером этого может слухи
новое, ‘движение в биологической ayy
привлекающее за последнее время pany.
ние ‘всей нашей страны. Своими путям
пошла и советская геология, направления
па удовлетворение громадных зап
развивающейся советской промышлен
сти и сельского хозяйства. Результатом (1
тромадный размах геолого-с’емочных я ти.
лого-разведочных работ в нашей стран
связанный с выявлением и Учетом запьен
полезных ископаемых. На ochoze откуы.
TRA советских ученых-геологов в Corer.
ском (01036 создан ряд новых отрасли
промытиленности. Новый характер в созн
ских условиях получила также география
пеликом направленная нз службу №
дарству и народу. В результате многочи
ленных географических исследований 1
экепедиций открыты обширные районы
которые до революции оставались Senay
	пятнами на географической карте.
Советская техника с первых 26 ибоящи
побелы советской власти пошла по №
	весе сословия народа». Курс лекций Лобачев-
	„Моенва, Кремль, товавищу Сталину“

Моряки рыболовного тралового Флота
Мурманской области, перечисляя свои Tpay-
	леры, сообщают, что траулер «Физлка»
обязуется дать стране 55 тысяч центнеров
рыбы:
	Так и вотает перед глазами эта скромная
морская «Фиалка», выробшая в суровых
водах Белого моря и, по мере сил, участ-
вующая в снабжении страны рыбой.

«Нашим девизом будет — пать стране
больше добротных и красивых тканей», —
пишут Текстильщики Владимирской обла-
ети,

«Tam, Pie сосны шумят исполины,

Где могучие реки текут,

Там о Оталине мудром былины

У костров лесорубы поют». —
пишет Варело-Финокая республика в день
своего 25-летия.

Рапортуя товарищу Сталину обо всем,
что было сделано для восстановления Пеко-
ва, пековичи пишут: «Мы примем все ме-
ры Б Тому, чтобы быстрее возродить наш
лоевпий русский город Шеков, восстановить
ето исторические памятники, сделать его
еще краше и лучше, чем он был до войны».

Можно ли за олин раз хоть как-то ох-
затить письма, адресованные в Кремль?
Нет. ‘Это так же невозможно, как окинуть
единым взглядом всею напгу страну,

Письма, адресованные товарищу Стали-
BY, идут к нему отовсюду. Их везут по-
езда и корабли, их доставляют самолеты.

Срели великого множества голосов на-
ней Родины c 0060б9й  значительностью
звучит голое ебветекой науки. Ш той,
так называемой «чистой» науки, которая
сплошь да рядом оказывается орудием в
нечистых руках политиканов и дельцов.
Не той кабинетной затворницы, якобы He
зависящей от структуры общества, а на
деле — ‘прислужницы правящих классов.

«Наука, отгороженная от ‘нарола, от
практики, не является наукой», — чита-
ем мы в обращении к Иосифу: Висварионо-
вичу, принятом ‘на сессии Веесоюзной
	зкалемии сельскохозяйственных ‘наук. И.
	дальше: «Наука должна учить’ иселедова-
телей дерзать в поисках путей и способов
управления природой для нужд людей».

Что эти знаменательные слова не яв-
ляются одной только декларацией, доказы-
вает Великий план лесонасаждения.

Видоизменитея лик нашей страны. Ста-
нет иной шестая часть земного шара. Это
ли не суправление природой для нужд
человека»! Зашищенные от сузовейных
ветров, выше и устойчивее сделаются ‘ypo-
жаи. Полноводнее — реки, в первую 0че-
рель — красавица-Волга,

Пять лет-—— небольшой срок. За пять лет
успеют подняться и зазеленеть миллионы
деревьев. Миллионы кустарников CONKHYT
своп кроны. Это будет именно так, Да и
не может быть иначе в стране сопиализма,
тде человек преобразует природу, где науч-
ная теория не оторвана от практики. Сло-
ва Гёте в «Фаусте», цитированные В 6808
время Лениным:

Теория, мой друг, сера,

Но зелено вечное дерево жизни, —
эти слова наполняются у нас живым, BOR
кретным содержанием. И через пять лет,
развернув газету, мы прочтем, что план о
лесонасаждлении претворено в жизнь. Fro.
	он в расцвете. H сообщение об этом будет
	также направлено в Времль,
Вее лучшее в стране: итоги длительных
исканий, научные открытия, перевыпол-
нвнные обязательства, впервые  испробо-
ванные и оправдавшие себя методы рабо-
ты, сообщения о победах нал природой, о
новых стройках, о восотановленных горо-
ках: все способности. вег богатетва ума и
	$ кого первого зародилась мыель пове-
дать Иосифу Виссарионовичу о достигну-
тых успехах, о преодолении трудностей, о
ваверитении начатого?

Вто был человек, прежде’ других налу-
мавший сообщить of этом в Кремль и
предложивигий это товарищам по работе?

Предложив, он, возможно, оробел: за-
мысел был необычен. ,

Но увидав, как заблестели глаза, как
преобразились лица собравшихся, услыхав,
как, перебивая друг друга, заговорили лю-
ди, этот человек понял, что он «попал в
точку». Высказал ибщее’ заветнейшее же-
лание. И был счастлив.

Tye вто происходило? В заводеком ли
цехе, озаренном отблесками пламени? В
солнечном ли помещении МТС, среди моря
зреющих колосьев? Или на берегу настоя-
шего моря, в управлении рыболовецкой ар-
тели, под гул прибоя?

Ответить на эти вопросы так же труд-
но, как указать то первое  струение ка-
пель, из которых образовался ручей, дав-
ший начало Волге.

Письма, адресованные: «Москва. Кремль.
Товаришу Сталину», — подлинно народное
движение. И как у всякого такого движе-
ния, корни у Hero необычайно глубоки.

движение зародилось одновременно
во многих местах; во многих сердцах.

Собранные воедино, эти письма соста-
BAT своего рода энциклопедию по’ всем во-
просам советского государства: ° неисчер-
паемый клад для историков и’ социологов.

Не’ сторонний наблюдатель, не бесстра-
стный летописец; «добру и злу внимая
равнодушно», изо дня в день ведет эту
живую летониеь страны. Среди всех этих
страстно увлеченных своим делом людей
нет равнодушных, «Добро» и «alo» для
DHX конкретны, осязаемы, вебомы. ,

«Зло» предетает перед ними TO в виде
нестоворчивой природы, которую необходи-
м0 переспорить, то в виде косности отдель-
ных работников, с их боязнью нового. И
с этим бороться порой так же трудно, как
с астраханскими суховеями.

«Добро» — 910 все то, что полезно на-
ей стране, что способствует ве росту и
проиветанию.

Нет ни одного значительного. события,
которое нё нашло бы. своёго’ отклика в
письме к товарищу Сталину. р

Могучий голое Ленинграда, призываю-
ший к досрочному выполнению послевоен-
ной сталинской пятилетки, был  уельшнан
всеми. Й вот Харьков и Харьковская об-
ласть сообщают в Еремль, что поеле «пеп-
ла и руин» вемецкой оккупации местная
промышленность  восстанавливается на
еще более высоком техническом уровне,
чем была ло войны.
	Черная металлургия Урала и  В9-
стока предетавляет собой мощное  гнез-
1овье: заводов металлургических, метиз-
	ных, кКоксохимических, заводов ферросила-
BOB, торнорулных и огнеупорных прелприя-
	тий. Представители каждого из этих за-
	водов и предприятий, собравшись в июле
этого года в городе Свердловске, обдумали
и взвесили свои обязательства и направи-
ли их по адресу;

-«Москва, Кремль. Товарищу  Сталину».

Легкая промышленность Москвы и Мос-
Ховской области, предприятия — кожевен-
ные, обувные, трикотажные, швейные,
меховые, = обязавшись: «Выпустить...
дополнительно 550 тысяч пар обуви, 146
тысяч Штук трикотажных изделий,
`1.180 тыеяч пар чулочно-носочных изде-
лий, 30 тысяч пальто; 27 тысяч  костю-
мов и 31 тысячу платьев», сообщили 06
этом товаришу Сталину.

Промьпиленность Ленинграла обязалась
дать в 1948 году 700 миллионов рублей
сверхплановой экономии, :

Уже одни названия районов, взявших
на себя это обязательство, вызывают вос-
поминания военных лет.
	Галина НИКОЛАЕВА (тветет
	Бессмертный подвиг капитана Гастелло,
упорный и вдумчивый труд Марка Озер-
ного, проникновенность, боевой дух науч-
ных изысканий преобразователей природы
Мичурина и Лыеенко — вое это много*
образные проявления той любви к Роди-
не, которая живет в сердцах всех совет-
ских людей.
	Мне хочется остановиться на одном из
этих проявлений — на чувстве ответст-
венности перед своей страной. Это чув-
ство, когда-то присущее только лучшим,
передовым людям своего времени, теперь
стало неот’емлемым качеством советского
человека, и мы уже привыкли к этому,
как к обычной черте нашей  повседневно-
сти.

Когда я думаю 06 этом чувстве, мне
вспоминается несколько эпизодов, незначи-
тельных и незамысловатых на первый
взгляд; но полных. если вдуматься в них,
высокого смысла,

+
Е
	Нередо мной кузнечный цех — сердце
Горьковского автозавода. Столбы света
наискось палают с застекленного потолка.
	Двумя длинными рядами стоят  впере-
межку с печами гигантекие ковочныев
машины. Трешит железо, бьется в топках
белое пламя, только что откованные дета-
ли остывают, превращаясь на глазах из
алых в фиолетовые, сизые, черные. По
пгирокому проходу идет коренаетый брито-
толовый крепыш в фартуке и рукавипах.
Текучие отеветы топов скользят по его
оживленному круглому лицу. Это Елизар
Куратов, знаменитый автозаволский кузнец.
	У него быстрая белозубая улыбка. Свет-
тые глаза его выражают одновременно и
простодушие, и веселое лукавство, и упор-
ство. Широким жестом показывает он нам

на груду готовой поковки и говорит весе-
ло и горло:
	— Вот! На машине Эймуко никто ни-
когда не давал столько этих деталей на
олну смену! Напишите об этом, товарищ
Николаева! Напишите! ‘

Он еще весь полон радостью удачи, Вы-
сокое напряжение трудового дня еще не
улеглось в нем — оно дрожит в радестно
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
2  yao № 88
	президент Академии изук СОСГ
	Всем памятно сталинское определение
передовой науки — «науки, которая не
отгораживается от народа, не держит се-
бя вдали от народа, а готова служить
народу, готова передать народу все завое-
вания науки, которая обслуживает народ
не по принуждению, & добровольно, с OX0-
той». Год от года все полнее. отвечает
советская наука этому сталинскому опре-
делению. В нашей стране. постепенно За.
советские голы возник, в сущности, CO-
вершенно новый для мирз вил науки —
науки народной.

Смысл такого эпитета  многосторонен.
Наша наука — нафодная прежде всего
потому, что она целиком поставлена на
службу своему народу, своему  государ-
ству. Старая дореволюционная русская
наука co времен Петра до самого кануна
Октября была в основном чаетным, лич-
ным дбёлом самих ученых. Исследователь-
ская работа даже таких государственных
учреждений, как Академия наук, счита-
лась не подлежащей контролю и регути-
рованию. В царской Росени научное ис-
следование рассматривалось правитетьст-
вом как декорум, неизбежный в государ-
стве, именующем себя культурным. Для
такого декорума во многом и существова-
ла Академия наук. За реальной техниче-
ской помошью правительство в очень мно-
гих случаях предпочитало обращаться за
границу. Частный характер старой рус-
ской науки ¢ особенной ясностью  про-
явился в предреволюционные годы, когда
в знак протеста против правительствен-
ного гнета в науке и высшей школе в
Петербурге и Москве начали возникать ча-
стные  научно-иселедовательские учреж-
дения и высшие учебные заведения.

Блестящая и многочисленная плеяда
отдельных русских ученых не могла пре-
мы преграду, которая искусственно
отгораживала науку от народа и тоеу-
‘дарства. Русские» дореволюционные уче-
‘ные, помимо’ своей воли, были одиночка-
‚ми, не имели школ, нео располагали в
‘большинстве случаев никакой возмож-
ностью фазвивать свон новые идеи, пе-
редавать в промышленность свои техни-
ческие открылия, Наука не находила от-
звука в своей родной стране. Ученые не-
	  редко. чувствовали себя чужаками у’ себя
	На родине.

Великая Октябрьская социалистическая
революция решительно и навсегда покоя-
чила с этой нетерпимой  дореволюцион-
ной традицией. С первых же месяцев со-
ветской власти ‘наука, ученые; высшие
школы, Академия нзук были привлечены
К начинавшемуся делу сопиалистическото
строительства. Научное исследование ста-
ло необходимой, неот’емлемой частью  го-
сударственной жизни. Оно было одним из
условий осуществления сталинских пяти-
леток, оно оказало’ реальную большую
помошь Советской Армии в голы Великой
Отечественной войны. Роль науки ясно
отражена в послевоенном пятилетнем го-
сударетвенном плане. Замечательным  до-
кументом последнего времени, свадательст-
вуюшим о государственном, народном
	  характере советской науки, служит поста-
	новление Совета Министров СОСР и ЦЬ
ВЕП(б), опубликованное 24 октября
1948 года 0 плане полезатщитных лес9-.
насаждений, внедрения травопольных ее-
вобборотов, строительства прудов и водо-
емов.для обеспечения высоких и устойчи-
вых урожаев в степных и лесостепных
районах европейской части СССР:

Государственный Характер советской
науки яено выражается в ее плановости.
Наша наука и ее результаты — не слу-
чайное сочетание достижений отдельных
ученых, работающих по своему  усмотре-
нию. Деятельность больших научных кол-
лективов, институтов и лабораторий пла-
нируется в соответствии с заданиями‘ пра-
вительства, с общим аи пла-
HOM.

Второй смыел слов «народная’ наука»
заключается в том, что за советские годы
в науку привлечены народные ‘массы.
Гремадное большинство современной 150-
тысячной армий советеких ученых =~ BEI-
	холцы из рабочих и ‘крестьян; они всем!
	существом своим связывают нашу науч-
НУЮ культуру с жизнью, бытом. стремле-
		почетный академик
	Вера ИПБЕР
<>
	Районы’ Гатчинский, Ново-Лаложский,.
	город Волхов — все это были плацдарме
сражений в дни войны: Они-не раз фигу-
рировали в военных сводках Совинформ-
бюро. Передаваемые по радио; они напол-
няли эфир грозной атмосферой боев.

Теперь эти же названия свилетельству-
ют о производственных победах послевоен-
ной сталинской пятилетки.

августе текущего года руководители.
35 заводов и фабрик столицы призвали
московскую промышле.ность путем сни-
жения себестоимости продукции дать не
менее миллнарда рублей  сверхпланового
накопления. .

Такая цифра лучше всяких слов гово-
PHT о масштабах этого великоленного по-
чина. Но и эту цифру москвичи нашли
возможным увеличить. Москва даст госу-
дарству два миллиарда рублей.

В том же августе «многотысячная ар-
мия советских шахтеров — от шахт Дон-
басса до шахт Дальнего Востока, от шахт
Вузбасеа до шахт Подмосковья, от рудни-
вов Урала и Варатанды до рудников Гру-
зии, Киргизии, Узбекистана и Таджики-
стана», все это мощное племя горняков,
впервые празднуя «День шахтера», в пись-
ме к товарищу Сталину клянется, что не
посрамит «шахтерской славы, что будет
все сильней и сильней греметь слава о
вдохновенном труде горняков в забоях и в
лавах, На шахтах сталинских пятилеток».

Чувства советских шахтеров выражены
здесь с силой, которой может позавидовать
и поэт. Но главное, конбчно, не в форме, а
в содержании.

Читая о вдохновенном труде, невольно
обрашаешься мыелью к тому, что делается
сейчас у горняков Франции. Какой гор-
чайшей иронией прозвучали бы эти слова
там, где горняки, в ответ на свои требова-
ния 0 хлебе, получают пули карательных
отрядов. В том же августе, в день своего
праздника, железнодорожники Советского
Союза, великой железнодорожной державы,
пипгут в Времль товарищу Сталину, обя-
зуясь, каждый на своем участке, еще ‘05-
лее повысить скорость. поездов, еще боль-
ше экономить топливо, еше быстрее гру-
зить уголь, черные металлы, зерно, нефть,
нефтепродукты, Bee, что добыто вдохновен-
ным трудом советских людей.

Поезда, груженные зерном... Советские
урожаи. Миллионы гектаров полей. Ип-
вая, широкая зыбь в океане колосьев.
Зерновые холмы на ссыпных пунктах. Цо-
токи зерна, с шелестом бегушие по элева-
торам; Хлеборобы всей страны _ пишут в
Времль товаришу Сталину. Тяжелые в0-
лотые волны хлебов. как бы вплотную под-
отупают в стенам Кремля, кольшутея под
его звездами.

Болхозы и совхозы обязуются увеличить
посевную площаль, собрать высокий уро-
жай со веей этой площади, а не только ©
отдельных ее участков. :

«Заверяем Вас, что мы будем работать
с напряжением всех своих. сил, проявляя
творческую инициативу в труде; не успо-
каиваясь на достигнутом», —пишут совхо-
зы Украины товарищу Сталину.

«Боряеь за дальнейшее процветание на-
ей любимой Родины, мы будем свято
соблюдать основной закон колхозной жиз-
ни — Устав сельскохозяйственной  арте-
ти», — пишет Киргизия.

‚«Восстановим наши сады, виногралники

тутовые насаждения, шире  развернем
посадку новых садов в каждом колхозе», —
пишет Азербайлжан.

«Умвожим наше общественное артельное
богатство»; — пишет Грузия.

«Построим в 1948 году 10.000  ломов
колхозников»,-—пишет Срловекая область.
	НИНА НИИ НН ИНН ——
	венность

пез
	непрявенных интонациях ef слов, OHO
чувствуется в порывистых жестах темных,
словно отлитых из металла рук. Оно скво-
зит в улыбке, вспыхивающей внезапно и
заливающей все лино.

Оз рассказывает нам! о новом, только
что поставленном рекорде ни снова повто-
ряет:

— Напишите об этом!

— Как он честолюбив, однако! — тихо
бросает мне один из моих спутниеов.

Но не честолюбие; а совеем иное, тлу-
бокое чувство угадываю я в настойчивой
просьбе кузнеца. И, словно подтверждая
мою догалку, он торопливо говорит:

— Вы неё подумайте... мне это не для
похвалы... Только пускай знают, что не-
даром награждали Елизара Куратова... Что
когла меня награждали, то принял я на-
траду со всей ответственнобтью... Не для
похвальбы это, а как бы в ответ...

Он путается в словах и умолкает, хотя
обычно он. мастерски. владеет словом и
считается одним из лучших ораторов цеха.

Лицо у него ставовятея серьезным, ему»
щенным, ‘просящим, Мне ясно, ‘что и
взволнованность ‘ето речи, и страстная
напряженность его труда вызваны одним
чувством — чувством глубокой . ответ-
ственности перл Родиной, поднявшей его
на большую высоту:

“tk
x
	Серое. уреньское небо. Тучи низко пол-
	зут над лесом. непляяеь. за егрый осан-
	ник. Мокрая, колючая стерыя на полях,
размокшая дорога ‘и редкие дождевые
капли... Невесело...

Невесело, может быть; и оттого, что то
уето, о котором мне ‘вепомнилось, было на-
редкость неудачным лля Урени. Небыва-
лая засуха и зной летом и проливные ло-
ди как. раз в первод ‘уборки. С тока пдет
худощавая женщина © чистыми, ярко-
голубыми глазами, Это Мария Акимовна
Рохолова, звеньевая колхоза «Трактор»,
награжденная орденом Ленина: Обычно
она очень спокойная,  уравновешенная,
внимательная. Но ‘сегодня она рассеяна,
руки ее теребят бахрому полушалка. губы
	подергиваютея. на шеке блестит влажный
	след: Слеза это или дождерая капля?
— 910 с вами? — спрашиваю я.
Она отвечает обихчиво:
	Подобные же лекции читали К. А. Тими-
pases, И. М. Сеченов и другие. Такое
стремление отдельных ученых к народу
сделалось в советской стране  могу-
чим течением. В виде примера можно
привести деятельность Всесоюзного обще-
ства по распространению политических и
научных знаний, организация которого
в мае 1947 года была ветречена 6 огром-
ным под’емом в кругах советской интелли-
генции и во всем народе. Общество чрез-
вычайно быстро растет и ненрерывно раз-
ширяет свою деятельность, распространяя
ее во все советские центры и в глубь crpa-

побелы советской власти пола wo roy
дарственному руслу, была направлена
задачи, связанные с построением социзлие
стического общества. Уже в первых гол

‘после Октября, в самый разгар траха

ской войны, было осуществлено так
большое. начинание, как всестороннее 0.
следование Курской магнитной аномалия
которое привело к открытию богатейши
залежей железных руд. № первому жет
риоду советской власти относится paspe
ботка грандиозного плана электрификаци
Советского Союза— плана ГОЭЛРО. Товари
(Сталин охарактеризовал план эле

Я о А Ааа vrafeaan
	Днепре и в других местах — яркое вы]
жение качества н об’ема этой техники,
Радиостанции — самые мощные в ми],
московское метро — самое совершении
сооружение в этом роде, гигантский кана
имени Москвы, такие новые промышленные
центры, возникавиие на пустом №0
как Матгннтогорск, — вот некоторые при’
меры советской техники времен пятиле.
	Даже самая отвлеченная область естест-
вознания— математика — получила 0
бый, народный характер: она Kopel
ным образом связана с запросами прахти
ки. Советская математика принесла rp
мадную пользу делу обороны и нашей п
мышаленности. Достопримечательны дости.
жения нашей науки в области так  назы:
ваемой машинной . математики. . Примени
различные физические законы из област
электродинамики, гидравлики, механик»
электронно-вакуумных явлений, советские
ученые напити пути автоматического реше
ния сложнейших математических —3848%
выдвигаемых современной техникой,

‚ Таковы: некоторые черты нашей наро’
ной ‚советской. науки. Сейчас трудно предл
усмотреть все возможности, таящиеся 3
ней. Они ненечерпаемы и качественно; 1
воличественно, Открывающиеся В ЭТОМ 0.
номении перспективы можно No известной
степени ставнить с тем, что происходит
сейчае в энергетике, когла в результат
	НЫ, В ВБОЛАОЗЫ,

Широкая процаганда знаний с первых
же месяцев советской власти привела. К
тому; что прочно определилось  мировоз-
зрение, советских людей, трудящихея Na
любых участках жизни нашего общества,
мировоззрение сознательного = рабочего,
крестьянина, интеллигента, В основе этого
мировоззрения лежит диалектический =F
исторический материализм с его несокру-
шимой убедительностью, широтой, гибко-
стью и практичностью. В советской стра-
не теперь можно говорить о распростране-
нии материалистического мировоззрения, в
широких слоях народа, а не только в ин-
теллитентной прослойке, потому что социа-
листическая культура глубоко проникла в
самые недра наролных масс. Проблема пре-
	одоления различия между физическим   TOR.
	умственным трудом начинает таким обра-
зом разретаться.

Народ все больше и чаще выдвигает из
своей среды новаторов науки и техники.
«Бывает и так, — говорил о них товарищ
Сталин, — что новые пути науки и тех-
ники прокладывают иногла не общеизвест-
ные в науке люди, з совершенно неизвест-
ные в научном мире люди, простые люди,
практики, новаторы дела». Заводы и фаб-
рики, колхозы и совхозы выдвинули за
последнее десятилетие из своей среды не-
мало замечательных творческих фигур,
позволивших  рационализировать,  Уупрэ-
стить, Ускорить, улучшить производство
и добиться рекордных результатов. Из недр
народных вышли многие мячуринцы © BO
тлаве с академиком Т. Д, Лысенко.

Совсем не похожа наша наука об обще-
стве, его развитии, его истерии, его эко-
номике на науку капиталистического ми-
ра. В нашей стране наука  Маркса—Эн-
тельсл—Ленина-—СОталина поставлена в
основу сознательного, целеустремленного
развития государства. Эта наука позволи-
ла залолго прелвилеть пути этого развития,
	пет Азероаилжан. .   сердца, — все это адресовано тула, Буда
«Умножим нате общественное аттельное  е любовью устремлены мыели советеких
	е любовью устремлены мысли советских
людей, работающих во славу своей сопиа-
листической Родины. Все это адресовано:
«Москва, Кремль. Товарищу Сталану».
	годиной
— Сейчас домолотили. Подсчитали уро-
жай... Ржи взяли около 20 центнеров с
гектара... А обешалиеь 30... Орденом
Ленина меня наградили, а я слова своего
не сдержала, — прозрачная калля сполза-
ет по щеке, — как тенерь людям глядеть
в глаза? Да ведь как бы не такое лето...
Вель хоть бы дожлинка упала на поле!

Двадцать центнеров с гектара — это
урожай, которого до революнии не знали в
здешних местах ‘лаже в самые урожай-
вые тоды. Женшина, собравшая этот уро-
жай в небывало засушливое лето, идет ря-
дом с0 мной и плачет от стыда, потому
что не смогла собрать 30 пентнеров и не
сдержала слова, данного Родине.

. **
	Это чуветво, присущее воем  советсклм
людям, должно быть особенно сильно раз-
вито у нас, у советских писателей, кото-
PHM страна предоставила такую широкую
трибуну, ках советская ‘печать, которые
владеют таким могучим оружием, как сво-
бодное слово. :

Я поняла это очень ясно три года
Незад, когда неожиданно для самой себя из
врача-лаборанта маленького  «захолусть
ного» госпиталя превратилась в пивателя.

‚Когда я, запыленная, возвращаюсь До-
мой из своих поездок по районам, дома
вздыхают и говорят мне:

— Как хорошо нам было. когда ты си-
лела в лаборатории, считала эритроциты
нол микроскопом и разводила reoprHHty B
саду пол окнами!

Я улыбаюсь в ответ и тотовл1ось к сле-
дующей поездке.

Мне уже нельзя иначе. Я должна напи-
сать нужную, полезную книгу, а знания
жизни еще так мало, и писательский
опыт еще так ничтожен, н мастерство еще
так несовершенно... .

Когда перед великой годовщиной мы с
моими друзьями-писателями подводим ито-
TH прошелшему году, каждый из нас задает
самому себе один и тот же ‘вопрос:

—- То ли, чт0 надо, сделал?

Самое важное — это правильно  нане-
лить ¢BO€ творчество, самоё важное —
сохранить то чуветво ответственности пе-
ред Родиной, которое владеет кузнецами,
‘цолеводами; писателями и в котором ле-
жит залог творческой победы.
	пелеустремленного   открывитихея способов использования энер.
	гии атомного ялра казавшаяся ранее и
вершенно инертной масса может быть ис:
пользована. как источник новых громзх:
ных запасов творческой энергии. Таки
ранее скрытые запасы энергии Великая
Октябрьская  сопиалистическая революция
аткрыла в народных массах, привлечен:
ных теперь в делу культуры и науки,
	‘моих «друзей» похоронить одно из мк
первых научных открытай (я имею в ви
описанный в моих «Воспоминаниях» Эли
зод с холерным вибрионом), я утешал себя
латинским изречением: «Великая вещь OC
тина, и она восторжествует». Но мне пря:
шлось убедиться в том, что в битве, раз
торающейся между учеными в канитали-
стических государствах, поиски  истикы
меньше всего ‘интересуют участников,
Стремления сводятся, главлым образом, х
TOMY, чтобы перехватить зерно открытий,
или, если это не удается, похоронить el?
вместе со всем вопросом,

И теперь, когла мы празднуем 31-10 10
довтану ‘Великой Октябрьской социалисти-
чевкой революций: я © радостью ‘думаю 1
тем, насколько все это чуждо налией стрз-
He и нашим советеким ученым,

Я счастлив, что дожил до этой даты и.

ло’ того времени, когла смело могу сказать:

«У меня на ролине истина всегда торже.

ствует»,

В нашей стране произошли грандиозные
перемены. Изменился = госуларетвенный
строй. изменились условия, в которых зы
живем и работаем, изменилея Моральный
кодексе. люлей, их духовпый облик. Насто-
яшему советскому ученому чужды стяжа-
тельство и интриги, дороже всего ему M0
иски истины, служение отчизне, народу.
Все личное, мелкое отетупает в вашей 2e-
ятельности на задний план. Для нас глав-
ное в работе не ‘материальные блага, 4
польза, которую ваучное отёрытие может
принести всему народу, Родине. Поэтому
в нашей жизни не может быть места Mel
вим чувствам. Советекий ученый не сузи-
вает своего горизонта до размеров только
своего личного бытия.

Его мысли и чувства направлены #3
благо и счастье веего народа. Поэтому мы
за новое. передовое. Начиная полезное де-
10, . все мы, советские ученые, твердо
знаем, что всегда встретим поддержат
большевистской партии и нашего 33меч8»
тельного вапота:
	она определила не только успех Октябрь-  Пользована. как источник новых
ской сопиалистической революции. но и  Ных запасов творческой энергии.
	ской сопиалистической революции, ной
ee дальнейшую. историю.

Но не только наука об обществе в нашей
стране имеет особый характер. Разумеет-
ся, в советском естествознании. так же
	ПЕНН АННО
	Истина всегла торжествует
	‘тавого малоинтересного дела, как организа-
ция бактериологической лаборатория. Боль-
шая смета поставила бы под угрозу созда-
ние лаборатории. Самому мне пришлось
Поэтому от жалованья отказьться.

Моя командировка в Париж, в Пастеру
сделалась возможной только благодаря то-
му, что какой-то неизвестный благотвори-
тель’ пожертвовал для этой цели тысячу
рублей.

В короткой газетной статье нет возмож-
ности остановиться на веем том, с чем мне
пришлось столкнуться в научном мире Па-
рижа. Невозможно осветить также п ту на-
пряженную войну, которую на протяжа-
нии многих лет пришлось вести. Паствру с
косными до невежественяости_ деятелями
медицины, стремившимиея всячески опо-
рочить его великое открытие,

Пастер производил евой опыты на cod-
ственные скромные средства, преодолевая
препятетвия, которые чинила ему Париж-
ская мелицинская акалемия. Следует упо-
мянуть о том. что первая в мире бактерио-
логическая станция должна. была быть
создана в Париже на средства, собранные
по подпиеке от отдельных жертвователей.
	Таким 0обоазом, правительство ни. одной
страны не считало себя обязанным поддер-
живать научные начинания, а тем более
финансировать научную работу.

Мне хочется остановиться еще на одном
вопросе-—на облике буржуазного ученого.
Л уехал из Парижа, тще прожил несколь-
ко лет, потому что надеялся в России по-
лучить возможность работать спокойно, —
вне интриг. Однако Петербург не. оправ:
дал моих ожиданий, и там я не нашел то-
го, что искал. Борьба страстей, разгорав-
шаяся вокруг каждого научного открытия,
была одинаково ожесточенной во  веох
странах, Веякий успех возбуждал зависть
и  недоброжелательство. — Соперничество.
конкуренция, стяжательство были свойст-
венны ереде ученых не в меньшей степо-
ни, чем среде дельцов:

В дни самых больших своих пережи-
ваний, связанных со стремлением многих
	Моя научная деятельность началась
семьдесят лет наззд. На моих глазах за-
рождалась и достигла блестящего расцвета
медицинсекая микробиология:

Работая совместно с Пастером, я был
свидетелем огромных затруднений, которые
пришлось преодолеть этому замечательно-
му ученому, прежде чем его гениальные
труды были признаны.

Наша молодежь только по книгам MO-
жет представить себе, каков был путь
ученого в дореволюционное ‘время, ‘какие
трудности приходилоеь ему преодолевать.

В советекой стране, где все новое в на-
уке вотречает поддержку со стороны пра-
вительства и всего народа, где научная
работа ведетея с огромным размахом я го-
сударство ассигнует на нее колоссальные
средства, трудно себе представить, что
было время, когда работа эта’ велась,
главным образом, на личные средетва на-
учных работников или отдельных мецена-
тов.

Лаже ученым самого старшего  поколе-
ния, но уже привыкшим к повеедневной
заботе о нас советского правительства и к
народной поддержке, странно вспоминать,
что когда-то, начиная научную  деятель-
ность, мы должны были расечитывать
только на свои собственные силы,

Мне вспоминается сейчас история созда-
ния у нас в России в 90-х годах прошлого
века первой настеровской станции. Не 0с-
танавливаяеь на подробностях, скажу
только, что когда эта лаборатория была
организована в Одессе, ona, 33 ненменнем
средств на оплату помещения, должна бы-
ла находиться в моей. квартире. 0Оборудо-
вана она была моими личными бзктерио-
логическими приборами. Сумма, ассигнован-
ная на оплату четырех работников, в чи-
сло которых входил сам организатор п ру-
ководитель станции И. И, Мечников, pas-
на была 565 рублям в месяц. Смету рас-
ходов составлял я, но ее скудные размеры
об’яснялиеь просто — я не без основания
опасался; что городская управа не пой-
дет на более ощутительные расходы тля