Мульк Радж АНАНД.
	ЗАМЕТКИ
ИЗ БЛОКНОТА
		ПУСТЬ ВЕЧНО ЗЕЛЕНЕЕТ ВАШ САД!
	Мульк Радж Ананд — один ИЗ
крупнейших писателей ° современной
Индии. Его роман «Кули», nepese-
денный на русский и многие другиё
языки мира, принес автору Широ
кую _ известность. Перу писателя
принадлежат также романы «Непри-
касаёмые», «Серп. и шпага» и дру-
гие произведения, в Которых он pu-
сует тяжелую, бесправную ЖИЗНЬ
трудящихся индусов. М.Р. Ананд
участник  Вроплавского конгресса
деягелей культуры в защиту мира.
Давний друг Советского Союза, он
в этом году впервые осуществил
свою мечту — побывать в стране
социализма. Мульк Радж Anata
приехал к нам накануне З1-й годов-
щины Великой Октябрьской  рево-
люции по приглашению Союза со-
детских писателей CCCP.
	Для колониальных й полуволовиальных
народов мира, страдающих от гнета импе-
риализма, от 6го коварной веераз’елающей
и разрушительной силы, Октябрь 1917
Года означает дату появления нового по-
	нятия «человек» == представления 6 ч5-
ловеке раскрепощенном, свободном от экс-
плоатации, человеке, которому дано пол-
ностью проявить свои творческие возмож-
ности, развивать свою культуру. Для по-
рабощенных народов мира с кожей любого
цвета — черной, коричневой ‘или жел-
той — Октябрьская революция, прежде
всвго, означает уничтожение порочного
круга, в который их вверг капитализм.

Я— индусский писатель, и я тоже вы-
рос в порочном круге, еозданном золотых
тельцом. Й когла Октябрьская революция
сломала этот порочный круг в Роесии, я
и мои друзвя увидели новые перспективы
борьбы, повые горизонты, сулящие ‘нам
возможность вывести себя и свой народ из
орбиты старой жизни.

Советский Союз на собственном примере
показывает нам, как человек может изме-
нить евою судьбу. СОСР не только разбил
армии интервентов, но осущеетвил свои
пятилегние планы, благодаря которым
многомиллионные массы населения Совет-
ского Союза стали жить сознательной, че-
ловеческой жизнью. Такое преобразование
жизни людей, совершенное самими люль-
ми, является полной противоположностью
идеям «судьбы» или «рока», пропаганди-
ровавшимея в старом HHAycckom мифе,
который внушал людям, что человек бес-
силен перед природой и сверх  естественны-
ми силами, управляющими его жизнью.

Октябрьская революция  уничтожала
все мифы и повела людей к отроительетву
нового  гоеударетва, основанного на разу-
ме, гуманности и справедливости. И тот
факт, что из обихода мышленяя передо-
вой интеллигенции Мира ибчезла концеп-
	_ Делесить на
	КИЕВ. (Наш норр.) Состоялось отчетно-
выборное собрание писательской организа-
ции Киева, посвященное подготовке ко
второму ‘езду писателей Украины. На с9-
брании 6 большим доклалом «Украинская
советская литература неред вторым c’e3-
дом» выступил ответетвенный секретарь
Союза писателей С. Скляренко.

Он рассказал о творческом пути, прой-
денном украинскими писателями за 14 лет
между двумя сездами. На ярких примерах
докладчик показал, как лучшие произве-
дения укеаинской советской литературы
служат делу воспитания народа, идейно
его вооружают.

-— В нашу литературу, особенно после
войны, пришло много молодых  талантди-
вых писателей, —— заявил докладчик. —
Это-—свидетельство неисчерпаемых творче-
ских сил украинекого народа, ‘его общего
культурного роста в борьбе за построение
коммунизма. Никогда еще литература Co-
	ция «еульбы-—рока», является нопосред-
ственным результатом Октября.

Во время второй мировой войны, раз-
вязаной  реакционными политическими
кругами Запада с целью направить фа-
шистскую агрессию на уничтожение со-
ветекого общества, Советский Союз дока-
зал всем, у кого есть глаза, что хотя он
И не хочет войны, но сумеет заптатять
себя, если на него нападут.

Только мощь героической Советской
Армии могла победить фашистские пол-
чища. В долгих, жестоких и кровавых
сражениях на Русской земле, в тяжелых
испытаниях, но с непреклонной волей к
победе Советский Союз разбил гитлеров-
ские легионы @ разгромил нацистских
крыс в самом их логове — в Берлине,

Ни один разумный и честный человек
BO всем мире не может забыть о жертвах,
принесенных советевим народом, не может
забыть, что он в болыпой мере самой
жизнью своей обязан Советской Армин,
рожденной Октябрьской революцией.

Подвиги советских мужчин и женщин
вв время войны также открыли перед на-
ми новое понимание героизма, основалного
на вере в человека и в прогресс чёлове-
чества.

И для меня, писателя, этот героизм, эта
вера в чёловека и в его способность ненре-
рывно создавать новую культуру, непре-
рывно обогащать искусство. и науку 000-
бенно важны, потому что мне пришлось
слышать, как многие известные писатели
Европы открыто признают, что они «боль»
пы, но выздороветь не хотят».

Из всех стран мира только в Советском
Сеюзе так высоко пенатся человеческая
жизнь и творческий труд. Я был в MO.
сковских театрах, видел драму, балет,
оперу, я посетил совётекие музеи и про:
	чел много книг советских писателей, Все
советское искусство пронизано радостью
жизни и вызывает такое чуветво, будто
здесь к услугам человека и жемчуг с
глубочайшего дна морского, и свет самых
далеких звезд.

За та время, что я нахожусь в СССР,
я заметил и другое явление: в то время
как в Англии, Франции и Америке всяче-
ски раздуваютея военвая истерия и BueHe
ный пелхоз, в Советском Союзе говорят не
0 войне, HO только о новом пятилетнем
плане. Этот контраст не мог не поразить
меня. Я понимаю, как искренне и глубоко
народы СССР хотят мара,

Я уеду из Советского Союза полный
стремлений к миру. Я буду помнить, ч19
в то время как печать Западной Европы
й Америки сосет семена войны, на’ бульва-
рах и улицах Москвы и Ленинграда во-
дутея посадки деревьев, чтобы украсить
эти города. Я надеюсь, что эти деревья
мира будут вечно зеленеть и цвести.
	второй. с’езо
	ветской Украины не была на Таком твор-
ческом под’еме, как сейчас!

В прениях по докладу выбтупил Н. Стро-
ковский, М. Талалаевский, П. Панч и дру-
гие писатели. Этими выступлениями на-
чался творческий обмен мнений по воиро-
сам украинской‘ литературы, который
будет продолжен с трибуны второго с’езда.

Затем состоялись выборы на с’езд деле-
гатов от киевской организации. Елиноглае-
но избраны 653 делегата с правом решаю-
Mero голова, в их числе — лауреаты Cra-
линской премии: А. Корнейчук, (И. Тычи-
ва, М. Бажан, В. Совюра, М. Рыльекий,
В; Василевская, /. Первомайский, А. Ма-
лышко, А. Гончар, В. Некрасов. Среди де-
легафов на сезд — известный комсомоль-
ский писатель А; Бойченко и ряд талант-
ливых моподых прозаиков и поэтов.

Избраны также 53 делегата е правом
совещательного голоса. Остальные пизате-
	ли Аиева будут присутствовать на с езде
в качестве гостей.
	Навел НИЛИН
		или инженера, но и рядового рабочего, жв-
лающего подечитать, ‘оценить и взвесить
свой трудовой вклал в общий народный
котел, желающего добиться большего э4-
фекта в своем труде. Всё чаше рядовой
рабочий, рядовой гражданин с высоты сво-
его рабочего места старается глазами ма-
стера’ обозреть дела своих, пусть самых
далеких, смежников.

Так наше общество ° создает свои не-
писанные законы. Так общество  подни-
мает каждого из своих представителей Ha
более высокий уровень  идейности. Тах
общество воспитывает. прививая каждому
Чувство ответственности за дела всего кэл-
	лектива, зсего общества, всего государ
ства.
6.
После дневной смены перед сумер-
ками мы силам Ha завалинке  шахтер-
	ского дома на окраине Макеевки, в Дон-
бассе. В садике доцветают последние осен-
ние цветы. Скоро наступят холода. Пере-
менчивый ветер TO дохнет  предзимней
свежестью, то опять повеет теплом. По-
	темневшее к вечеру небо вдруг озаряетея
розовым отеветом пламени, Вепыхнет, за-
рдеется и снова потемнеет. Это на метал-
лургическом заводе выпускают из домны
шлак иаи льют металл.

- Предвечерняя тишина и отдых Е
лагают к размышлению. И Терентий Си-
дорович Малодед, старый шахтер, `побы-
взвший и саночником в дорёволюдионной
шахте, и крепильщиком, и солдатом на
двух войнах, говорит 0 жизни:

— Удивительно, как быстро мы жи-
вем. Удивляться только нё умеем, что ли.
Или некогда нам удивляться. Бедь сколь-
ко всякого на моих глазах случилось и
переменилось, Словно я сто лет живу, а
как будто я и не старый еще. . He чувствую
я старости-то...

Он вспоминает шахту, в которой, Ка-
жется, недавно еще на карачках  прихо-
дилось ползать. Й вот скоро уже в шах-
ту можно будет хоть в праздничном пид-
make входить. Так в ней перестраивается
BCA организация: механизмы начинают
выполнять ‘вею тяжелую работу.. Человеку
останется только работать головой и кое-
rie помогать голове руками.
	— Дух захватывает, когда потумаешеь,
	сколько еше будет красивых перемен; =—

говорит Малодед.

Начинает накрапывать дождь. И мыбль
свою Малодед продолжает развивать уже в
домике, за чайным столом.

— Главное, человек у нас изменился
неузнаваемо, — говорит он. — Я уж шо
молодых не товорю. Они совсем не такие
сейчас, как мы были в молодости. Я про
себя скажу. Вот, скажем, дождь идет или
холода придвигаются. Ведь всё эти яв-
ления природы и раньше были, скажем,
до революции. Ho раньше я, шахтер, из-
начальный рабочий, городской человек, о
чем во время дождика или передо зимой
думал? 0 себе, 06 одежде своей, об обуви
для семейства. А сейчас я, как Всякий

‘другой в государстве нашем, думаю не

‚ТУзько 06 одежде и семействе, но еще и

тревожусь: а полезный ви нам этот. дождь
для нашего урожая, не погубят ли ранние
холода посевов? Почему это tan? Hy,
скажите, вот вы, писатель? — И, we mo-
желав ждать моего ответа. сам ответил:—
	НИотому что нарол мы теперь оеобый, по-.
	человечески воспитанный. И отеюда наша
сила. Словом, как в пеене поется: паша
сила, наша воля, наша власть...
	Я пишу эти’ строки, может быть, в
чае, когла Вышинекяй  полничается на
	трибуну во дворце Шайо, на холме Тро-
кадеро. Он говорит от имени нашего пра-
Бительства, от имени нашего государетва
и нарола. Й в народе нашем, в могучем
нашем государетве его слова подкрепляет
трудом своим и всей тушевной силой сво-
ей каждый советский человек.

Дурачки из Берлина, о которых говорил
товарищ Сталин в 1941 году, не поняли
в свое время, из чего слагается Hala
сила, и горько поплатились за своё 310б-
ное невежество.

Мы хотим мира. Хотим не от елабоети,
& именно от силы!
	— Я там прачкой служила у чих, в
партизанах, — говорила она.-Ну й ПИЩУ
	тоже иногда готовила. Правда, они меня
	еще стрелять, учили.

Пак бывалый человек, — гоеударетвен-
HO, солидно,—она оценивала людей, уви-
денных за границей, сравнивала их с
нашими.

— Ведь кого-кого только не перевила-
ла, — снова говорила она.—И все народ
различный. Но только одна повадка у чих
у всех одинаковая. Вакого иностранца ви
встретишь, каждый говорит: «У меня». У
меня, мол, то-то было, я, мол, так-то жил.
И все больше назад отлядываются. А
наши всегда говорят: «У нае», и все ду-
мают не только о том, что было, & боль-
ше о том, что будет. И наши как-то во
вее вникают, будто каждый отвечает 3a
все дела, за весь народ. .
		по враф9го 6©596й  пПреовоблодящии = dase
довоенный облик,

Вто видел, например, Донбасс, об’ятый
пожарами в дни освобождения, кто прошел
по еше горячему камню его развалин, тот
	не сможет сейчае He испытать чувства
гордоети за свой народ, за свое государ-
ство, обозрев занови воссозданные заводы
и шахты, жилые корнуса и общественные
здания. Ведь главной улицы в городе
Сталино почти. не было. Она сгорела, п
зарево ве пожаров освещало наши войска,
вступавшие в Город. А сейчас пройдите по
этой улипе или по любой другой, и вы
увидите, как исцеляются тяжелые раны,
нанесенные войной.

Государетво отпустило деньги, машины,
материалы, выделило рабочих, мастеров,
специалистов. Государство наметило TBED-
дый план восстановления. Но Можно спла-
нировать материалы, деньги. Однако дело
не только в плане, а в духе народа, в его
душезном под’еме. А именно этот под’ем и
превосходит все ожидания. Не только шах-
теры, не только квалифицированные рабо-
чие тяжелых и точных профессий, но и
люди всяких ремесел и искусств, сапож-
ники и портные. парикмахеры и домашние
	хозяйки ` и старики-пенеиснеры, ввбе-—®-
ложительно все — включились в вобста-
новительный процесс, в соревнование в
труде. Включились не только по линии
своего основного ремесла. Нет, парикмахер
10: доброй воле; когда это’ требовалось, на-
чинал месить глину, подносить кирпичи,
артист помогал высаживать деревья; сту-
дент принималея столярничать, школьни-
ки выдергивали из старых досок и вы-
прямляли гвозди, чтобы снова их пустить
в дело.

Экономия — это слово владеет сейчас
сердцами людей. Все, что можно, следует
сэкономить, чтобы убыстрить ход строи-
тельства. Но вдруг происходит вот такой
случай. .

Ha ono из плошадей сооружают ог-
ромный, многоэтажный дом. Четыре этажа
уже возведены. Транспортер с монотонным
нелестом подает кирничы на пятый этаж.
Лента транспортера чуть выгнулась, и
кирпичи, ‘изредка срываясь © ленты, па-
дают на землю. Падают и разбиваются.

Мимо идет старик е тросточкой.

— Это вы, что ли, подаете  кирцич
наверх ?—спрашивает он ребят-ремеслен-
ников, работающих у транспортера.

— Ну да, ‘мы подаем, — емеютея
ребята. — А в чем дело?

— Ав том, что вас хорошо бы судить
за такое безобразие, — говорит прохозкий.

Веселые ремесленники чуть встревоже-

Может, это какой-то инонектор стоит
перед ними? Нет, это ке инспектор, это
просто прохожий. Но он способен не ху-
же инспектора учинить тут следствие по
поводу порчи и гибели народного добра.
Он может написать в газету, побеселовать
	се начальником строительства, позвонить В
горолской совет.
		Некоторые буржуазные деятели, oco-
бенно ‘из разряда ревностных служителей
американского желтого дьявола, все’ чаше
жалуются на нашу советскую пропаганду.
Великобританский прокурор ° Шоукросе,
например, недавно так прямо и признался,
что его сильнее всего угнетает именно
советская пронаганда. ‘Однако, едва ди
эти деятели и впрямь не понимают, 9т0
пропагандой они называют нечто несоиз-
меримо большее. Ведь самый факт суще-
ствования нашего  тосударства сильнее
всякой пропаганды. А этот факт HeBOsMOa-
RO замолчать!
	Никому не удастся замолчать того, что
в государетве нашем живут замечательные
люди. С виду чаето совсем простые, екроу-
ные, радовые, обыкновенные, ояйи ©10соб-
ны сплошь и рядом совершать необыкно-
венные дела, не требуя за ато ни почета,
ни славы, ни каких-то видных должностей
в государственном апнарате. Это особые,
новые люди и делами, и самой жизнью
своей, — делами и жазнью, а не слова-
ми, — без нарочитости пропагандирующие
идею справедливого устройства мира. Это
люди  060б0й закалки, прошедшяе многие
испытания, умудренные опытом, проник-
нутые благородством, вобравшие в личную
жизнь свою интересы всего человечества
и готовые ноетоянно служить ему приме-
ром и надеждой.

Однако, если бы не было Великой
революции, если бы у  руководетва He
стояла наша большевистская партия, пе-
рестроившая всю нашу страну, люди эти
новые и не появились бы вовсе, И Россия
немотетвовала бы во тьме. Вот тогда про-
курор Шоукроее и его далекие и близкие
хозяева были бы вполне довольны.
	Но жизнь на земле развивается, к 6©94-
стью, не по законам, которым служит про-
курор Шоукросе. Живые люди стремятея
не к прошлому, & к будущему. И в нашей
стране это стремление вперед присуще
каждому гражданину.

Можно у нае в толпе на улице оста-
новить любого человека. И несмотря на то,
что человек этот по паспорту и прочим
документам окажется рядовым работни-.
KOM, — колхозником, рабочим,  служа-.
щим, — история его жизни, его рый
жизни может послужить ‘предметом › литге-
ратуры или, если угодно, пропаганды, без.
всякой выдумки, даже в таком виде, как
она будет изложена собеседником.

Действовать так никто, конечно, ps-
дового человека не заставляет. Никто не
поручает, допустим, солдату залиматься
пропагандой. Но никто, разумеется, не мо-
жет ему и запретить думать и действо-
вать так, как подсказывают ему его чув-
ство гордости оза свой парод, его еознание,
его представление о своем государстве.

В одной стране, воевавшей против нас
вместе с Германией, я видел наших cod-
дат, после боя остановивигихся на ночлег
в большой деревне. Навстречу им. вышли
крестьяне побежденного нашей армией го-
сударства, крестьяне  полуголые, босые,
вконец разоренные войной. Они не испы-
тывали ни вражды, ни страха перед на-
зиими солдатами. Они только беспрерывно
кланялись и смотрели с любопытством на
этих советских русских, лавиной двинув-
шихея на разгром Германия.

Вечером перед группой чужих крестьян
стоял напг старшина Шеглов Ефим Инно-
кентьевич, . сибиряк, колхозник, и, сокру-
шенно вздыхая, разглядывал своих бусых
собеседников.

— Это, что же вы, мужики, в таком
pure? А? — спрашивая он крестьян. И
	местный переводчик тут же переводил: —
	Как же это га решились воевать против
нас при такой оснастке и тем более сами
босиком?

— Вы, господин старший русский сол-
дат, может быть, тоже: из крестьян? —
спросил переводчик.

— Ну, да, — подтвердил старшина, —
Я не только из крестьян. Я самый кре-
стьянин и есть. Но я не просто крестья-
нин. Я колхозник. И вот глядите. Я тут
воют, п три брата у меня воюют.-А супру-
га пишет мне из дому письмо, что ова
лично внесла деньги на танк. Значит, вы-
ходит, я участвую в этой войне со всем
своим семейством. И так же у нае другие
участвуют...

Перед растерянными чужеземными кре-
стьянами стоял в форме солдата как бы
посол  могущественнейшего  государегва,
никогда, однако, не пытавшегося злоупо-
треблять своим могуществом во вред дру-
гим народам. И этот соллат с автоматом на
груди, пришедитий дорогой войны, был все-
таки послом мира, желающим и сейчас
установить добрососедекие связи 6 людь-
ми чужой земли.

Крестьяне молча смотрели на старши-
ну. И старшина, наконеп, сказал;

— Есть на свете два слова: «мое» и
«наше». И у вас, скажем, это разные сло-
ва. А у нас они накрепко связаны в 0д-
но: без «моего» нет «нашего», и без «на-
шего» нет «моего». Вот тут и есть ко-
рень нашей силы, И мы этой силой сзоей
еще не раз удивим весь мир...
	Так, на станции Проскуров, на Ук-
раине, в железнодорожной сутолоке, в шу-
ме передвижения сотен спешащих людей
нам случайно ветретилась колхозница Ев-
фросинья Семеновна Влячко. Пожилая эта
женщина ничем не отличалась от сотен
других — ни внешностью своей, ни за-
нятнями. И только одна черта в ее био-
графии была не совсем обычная. Она два
года пробыла в плену у немцев, бежала
из плена, и рассказ ее 00 этом пробуждал
в ней самой оживление только одной сво-
ей деталью.

— Bee рассказывать неинтересно, —
товорила она.—Все п так уже знают, как
там было- Я всегда вспоминаю только, Бак
бежали мы из немецкого плена. Три жен-
шины нае было п одна девочка. Вот бе-
жим мы так день и ночь. Днем-то, прав-
да, не сильно бежим. Отдыхаем, прячемся.
А уж ночью бежим во-вею. Добежали мы
Tak aa до самой Франции. Н тут вдруг
обратно нас в плен берут, тенерь уже
французы-партизаны. А командир у них
такой молоденький, курчавый. Мы ему и
но-немецкому об’ясняем, и п0-франпуз-
CKOMy, какие слова мы узнали в плену.
А он нам так просто говорит по-русскому:
«Садитесь, говорит, бабочки, очень я рад
вас видеть». Оказывается. он есть тоже
нанг руеский советский красноармеец, ко-
	Прохожий подсчитывает разбитые вир-
пичи и доказывает, что ими, если бы
они не были разбиты, можно было бы вы-
ложить весь карниз. Он уличает строите-
‚лей в тягчайшем преступлении. Ведь гли-
“ну. копают, возят, месят, прессуют, обжи-
гают, укладывают и доставляют Ha строй-
тельетво десятки, сотни, тысячи людей.
Государство вкладывает в. это дело деньги,
`материалы. Прохожай несколько раз про-
	’износит ато слово — государство. Он пж-
	нимает этот случай с разбитыми кирпича-
		И вот это желание всякому делу при-
	‘дать государственную значимость, всякое,
	пусть самое мелкое, дело представить
		писателей Украины
	4. : пространственном развигиа, включить егэ

Весь мир удивляется сейчас быст- в ‚общий великий процесс всенародной
о п warn? nacre rain парот наттВ0е- (борьбы — есть, может быть, одна из 63-
	мых драгоценных черт в характере наниьх
людей. Причем черта эта, в сущности, уже
не новая теперь для нашего советского
общества, в последнее время, в годы но-
слевоенной сталинской пятилетки прояв-
ляется с 060б0й выразительностью.

Все чаше цифры, планы, сметы и чЧер-
тежи интересуют не только бухгалтера
	торый убежал из немецкого плена, вобрал   роте, с какой после войны народ наш вос-
	станавливает свое -хозяйетво. horga, до-
пустим, Лондон все еще не может  опра-
виться после разрушений, котда на многих
улипах его все еще, Kak на кладбише,
воет ветер в пустых Коробках бывших
жилиш. — улицы наших, пусть наиболее
пострадавших от войны, городов с каж-
	‘тым месяцем приобреталот вид, в) многэм
	вокруг еебя разные народы и воюет. Цо-
сле мы еще. несколько Таких вотречали...

Й женщина, много страдавшая, расска-
зывая 0б этом, озарялась светлой улыб-
кой. 0 горестях своих ‘личных, о TOM, Ha-
	- - 1
пример, что В ‘плену она зхаронила ДВУХ.
своих детей. она пеобенно не расиреетра-.

= 1
нялагь. Зазлу^ заойх 3 HACTOBAHCROM OT-
	He иоёуБеличавала.

Андрэ СИМОН
	только Октябрьская революция и социали-
стическая жизнь Советекого Союза откры-
ли им путь нового й более ценного позна-
ния лействительности.
	Бторая мировая война подтвердила и
международное значение ОктябоБекой рс-
волюции, и 6 значение для судьбы каж-
дог, человека. Если бы не было Совет-
ского Союза, то Великобритания уступила
бы немецкому вторжению. Если бы не бы-
ло Советского Союза, немецкий  империл-
лизм подчинил бы себе Европу на долгие
годы. Советский Союз спае человечество от
рабства, а европейскую пивилизацию от
тибели. Без Октябрьской революции, без
сопиалистической политики Советского Со-
юза не было бы силы, способной победить
Германию. Без Советского Союза народная
борьба в странах, оккупированных нем-
цами, никогда не достигла бы такого раз-
уаха: освободительное движение  черпало
свой силы в вере в Советский Союз и в
убеждении, что Советский Союз непобедим.

Если бы не было Октябрьской револю-
ции в Росеии, страны и нации, ocBobom-
денные после второй мировой войны непо-
средетвенно Советской Армией, не емогли
бы вступить на путь социализма. Только
Советская Армия ‘дала народам полную
свободу решать евою собственную судьбу
и свои собственные дела; армии западных
имперналиетических держав подавили в
странах, которые они фавтически оккупл-
ровали, свободу и лишили народы этих
стран возможности избрать свой дальней-
ший путь. Если сейчас народно-демогра-
тические государства уже избавились от
гнета империалистов, если они смогли на-
ционализпровать свою промышленность,
разделить землю, обеспечить рабочему
классу руководящую роль в государстве
и включиться в борьбу за мир. то 910 —
	результат. мирной политики  Советекого
‚Союза, содействовавшего их прогрессив-
ному развитию.
	Без Октябрьской революции рабочий
	класс и его спюзники fe узнали бы, что
	тогда целые страницы буржуазной печз-
ти. Но и здесь правда одержала верх. Во-
гда в 1929-33 гг. самый крупный кри-
зис в истории охватил калиталистические
государетва, когда около 50 миллионов
безработных и десятки миллионов полубез-
работвых стали нишими в .капиталистиче-
	означает на практике — осуществление
маркенетеко-ленинекой теории и что это
осуществление возможно только под руко-
водством коммунистической партии. Kean
сейчас все дороги ведут к коммунизму, то
только потому, что коммунистическая пар-
тия Советского Союза сумела с помощью
трудового советского народа доказать, что
ее путь единственно правильный, что это
единственный путь, который ведет в сво-
боде и зажиточной жизни.
	Международное значение Октябрьской
революции заключается в том, что она
поставила. колоссальные силы Советского
Союза на службу мира и социализма.
7 ноября даже в самых глухих дерэвуш-
ках, в самых отдаленных частях света го-
бирались люди, чтобы отпраздновать три-
[lath первую годовщину Октябрьской ре-
волюции, отпраздновать день рождения
Советокого Союза. Ни одио государство на
свете не пользуется такой популярностью.
	В Битае, на Малайском архипелаге, в
Бирме, Индокитае. Индонезии, Палестино,
Греции народ проклинает политику англо-
американских имперналистов, ведущую к
страшному  кровопролитию, и с благодар-
ностью вспоминает Советский Союз, кото-
рый так решительно выступает против
англо-американской интервенции.

Во Франции и в Италии подавляющая
часть рабочего класса и широкие слон
трудящихся. поддерживают политику мира;
проводимую Советским Союзом. В Велико-
британии и в Америке ширится сопротив-
ление планам империалистов. Всего’ этого
не было бы без Октябрьской революпии.

икакая другая революция не оставила
таких больших следов неё только в исто-
рии, но и в личной судьбе каждого чело-
века. Никакая другая революция не при:
вела к ТАКИМ огромным результатам.

Советский Союз — первое госуларство в
HCTOPHH, политику которого поддерживает
	преобладающее большинство человечества.
ПРАГА.
	турные и художественные произведения,
а в капиталистическом мире, вы-
росли в борьбе против капитализма, а He
в борьбе за него. За несколько лет до сво-
ей смерти Теодор ‘Драйзер говорил a3,
‚что все прогресеивные произведения аме-
риканской литературы последних двух де-
сятилетий создавались под влиянием Ок-
тябрьской революций и Советского Сбою-
38 -— 66 детища. Только — благодаря
Октябрьской революции писатель if
художниЕ в капиталистическом мире у3-
нали, что социализм во много раз увели-
чивает творческие возможности людей ипс-
кусства, так как открывает перед ними
новые стороны жизни, которые капита-
изм скрывает от них или же о которых

он не подозревает. «Тем, что сопиализу
учит нас смотреть на каждую проблему и
на каждого человека всесторонне, — ека-
зал мне тогда Драйзер, —он помогает нам
углубить свое творчество, проникнуть в
незнакомые уголки человеческого мышле-
ния, показать новые стороны человеческой
жизни и новое решение вопросов, за что
человек борется уже много веков. ’Социа-
лизм создал новую мораль, которая приво-
дит к новой оценке человеческих качеств,
устраняет буржуазное лицемерие и 3aMe-
няет его суровым приговором правды, не-
преодолимой волей служить ей и стать за-
щитником подлинной справедливости».
	Все это Октябрьская революция откры-
ла писателям п художникам капиталисти-
ческого мира, Поэтому круннейшие  пиеа-
тели в капиталистических стравах стали
друзьями Октябрьской революции. Co
ветекого Союза. Иронический скептик Ана-
толь Фраве забывал иронию й скентицщизу,
говоря 06 Октябрьской революция. Теодор
	СВЕТОЧ МИРА

примера рабочий и крестьянин в капита-
	листических странах не познали оы, что

их интересы общие, что их враги общие.

и что только совместной борьбой они см
гут улучшить условия своей жизни и
стать хозяевами своей судьбы.
Октябрьская революпия означала ocy-
шествление на практике науки о социа-
лизме. Представители буржуазии уверяли
рабочих, что социализм неосуществим, что
он является только «прекрасной мечтой».
В октябре 1917 года. олнако, социализм
стал реальным фактором в руководстве го-
суларетвом. Наука п практика привели к
неожиданным результатам, Творческие си-
лы трудящихся, освобожденные от гнета
буржуазной идеологии и капиталистиче-
ского тёррора, стали быстро развиваться и
проявили свои замечательные способности
в облаети политической, экономической и
культурной. Рабочий — государственный
деятель, рабочий — экономный хозяин,
рабочий — писатель, рабочий — худож-
ник; рабочий — ученый, — вот что Ox-
тябрьекая революция выдвинула на миро-
вую арену. Без’ нее рабочий класе и де-
мократические массы во всем. мире. никог-
да бы не увидели на практике, что рабо-
чий может управлять государством гораз-
до’ лучше, чем буржуазный политик, что
он`лучший хозяин. чем капиталист, что
наука и искусство под руководством рабо-
чего класса и его коммунистической пар-
тии достигают невиданного расцвета.
Октябрьская революния дала’ возмож-
ность осуществить первую попытку олано-
вого хозяйства в сторин челавечества.
Еле. нё прошло двалнати лет е тех. пор.
` как пелая свора буржуазных нисак рину-
  лась на борьбу против первой - нятилетии
	Великая Октябрьская социалистическая
революция проходила под знаком” мира.
Впервые в истории государство, в TOMY
же одно из крупнейших, возглавиле борь-
бу за самое ценное для человечества —
борьбу за мир. Впервые простой: человек
во всех частях света увидел, что создано
тосударство, которое защищает не только
‘свои собственные интересы, но и инте-
ресы всего человечества,

0 международном значении Октябрьской
революции можно судить также исходя из
того. как выглядел бы сегодня мир, если
бы не было Октября, какой была бы
жизнь простого человека во веем мире, ее-
лн бы не существовало Советекого Союза.
	Октябрьская революция нривела к тому.
что лагерь империализма лишилея одной
шестой части земвого шара. Без Октябрь-
ской революции эть шестая часть земли
была бы включена в систему. империали-
стаческих государств и продолжала бы
служить очагом империалистичееких про-
тиворечий.

Октябрьская революция была первой
a революцией, одержавией п0бе-

Без нее рабочий класс всего мира He
В бы своей подлинной вилы. Ок-
тябрьская революция доказала, что рабо-
чий класс под руководством коммуниети-
ческой партии емособен разрушить госу-
дарственный аппарат буржуазии, взять
власть в свои руки и построить новое,
социалистическое госуларство. ‹

Октябрьская революция была результа-
том союза рабочего ‘класса с беднейшим
крестьянством. Без этого практического
	CLL ии
ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
		лась на бирьбу против первой с пятилетии: мы привел и к глубокому кризису ее ли:   тератувы. искусства п науки в капитали-.
Цредеказания краха изтилетки заполняли   тературу и искусства. Крунные литера-  стических государствах признаются, 915.
	странах не познали бы, что! ском мире, — рабочий класс начал пони-
	мать, Чч10 «естественная» безработица и
«естественный» кризис-—результат : вапи-
талистической системы, потому что в это
же время в стране Октябрьской революций
сказочным темпом вырастали новые заво-
ды, а безработица исчезла навсегда.

Кризис, безработица и капиталистиче-
ский 510с0б ведения хозяйства неуклонно
вели к снижению жизненного уровня тру-
дящихея, а когда бывало, что «кон’юнкту-
ра» замедляла этот процесс, то наступал
новый кризис, который вызывал новое
снижение.
	_^ Овтябрьекая революция создала систе-
‚му, которая не только прекратила сяиже-
ние жизненного уровня, но ведет к непре-
‘рывному его росту. Практический пример
Советского Союза показал рабочим вс6го
‘мира, что социализм обеспечивает трудя-
щимся зажиточную жизнь.

Й крестьянин в капиталиетическом ми-
ре не имел бы без Октябрьской революций
‘практической базы для такого сравнения.
Октябрьская революция открыла путь
коллективному хозяйству в деревне-—вы-
ciel яоруе использования Земли. Разницу
между капиталистическим и соппалисти-
ческим сельским хозяйством можно лучиге
всего показать на том примере, что в
США замечательный урожай вызывает па-
нику, а в Советском Союзе-—радость. При
капитализме хороший ‘урожай может upa-
	ко к повышению всеобщего благосостоя-   себе  развигие змериканекой литературы.

НИЯ. был страстных поклонником Советского

Общий кризис капитазистической сиете-   Союза. Наиболее вызающиеся деятели ли:

вести к кризису, а “при социализме толь   Драйзер, без которого нельзя представить