Лев СЛАВИН
	Из зала Гемеральной Ассамдлеи
	Подручный Бевина-—
Гектор Макнейл
	Как только английские  лейбористы
пришли к власти и Бевин самодовольно
опустился в кресло министра иностран-
ных дел, он поспешил во всеуслышание
заявить, что лейбориетекое правительство
будет последовательно проводить внешнюю
политику консерваторов. Для того чтобы
преемственноеть была полной и безупреч-
ной, Бевин сохранил на прежних постах
весь многочисленный старый динломатияе-
ский аппарат, разбросанный по всему
миру.

В самом деле, кто же, как не воспи-
танники дипломатических колледжей, лю-
ди «голубых кровей», титулованные раз-
ведчики и колонизаторы МОГЛИ успешно
продолжать традиционную британскую по-
литику —— «разделяй и властвуй»? Вто
лучше них смог бы лавировать в Вашинг-
тоне, интриговать в Индии, подстрекать
в Палестине, командовать на. Ближнем
Востоке, натравливать в Индонезии?

Однако в самом министерстве иностран-
ных дел в Лондоне все же появились но-
вые фигуры сравнительно молодых, хотя
и не в меру самоуверенных людей е крас-
ными галстуками. Это лейбористское по-
полнение дипломатов начало бесцеремонно
расталкивать локтями полысевших и по-
седевших питомцев Итона и Кэмбриджа,
поудобней пристрамваяеь по левую и по
правую руку Бевина.

Среди этих лейбористских молодчиков
в дипломатических фраках, осевших в Фо-
рин оффие, особенно преуспел Гектор
Макнейл. Журналист по профессии, он
прошел первую школу в консервативной
газетенке «Скоттиш дейли экспресс». В
1935 году  лвалдпатипятилетний Макнейл
	уже рискнул выставить свою кандидатуру
	на выборах в парламент. Вначале его пар-
ламентекие порывы были бесплодны. Он
провалился и в 1935 ив 1936 годах. Да-
лее последовало ловкое прислужничество
лейбористеким «боесам», которые в 1941
году, в конце концов, протащили Макней-
ла в английский парламент.

Здесь Гектор Макнейл подучилея тому
английскому  парламентскому линцемерию,
которое так необходимо сейчас лейборист-
ским ораторам независимо «от того, выету-
пают ли они перед голодающими грузчи-
ками Лондона или с трибуны Генеральной
Ассамблеи. Возможно, что именно в парла-
ментском баре Макнейл окончательно при-
страстилея к национальному напитку —
виски, который и служит ему ныне основ-
ным подспорьем в его крикливых речах.
В ‘кругах Генеральной Ассамблеи обще-
признано, что по пристраегию к спиртно-
му с Макнейлом может тягаться лишь сам
ihups Baro.

Впрочем, не будем останавливаться на
тайных, ставших явными, пороках бывше-
TO помощника министра иностранных дел
	Великобритании, з теперь государетвенно-_
	го министра Гектора Макнейла. Взк-никак,
«бравый шотланден»—так любит имено-
вать себя Макнейл—состоит в ранге ми-
нистра, 3 министры в Англии всякие бы-
вают.._
	Что касаетея Макнейла, то он стал ми-
нистром, главным образом, благодаря вер-
ности Бевину. Считают, что Макнейл оео-
бенно отличился перед своим «боссом»,
отправившись в 1945 году co специаль-
ной миссией в Грецию. Можно не сэмие-
ваться, что он приложил свою руку к Еро-
вавой расправе над греческими патриота-
ми, которая под руководством англо-аме-
риканеких советников продолжаетея и по
сей день. Не случайно и на нынешней
сессии Генеральной Ассамблеи от англий-
ской делегации по греческому вопросу вы-
	случайно. именно. Макнейл выступал как.
вдохновитель греческих монархо-фатист-

ши и Югославии, подлержанного советской.
делегацией, — о спасении жизни десяти.
невинно осужденных деятелей греческого
профсоюзного движения.

Известно, что после Бевина самые гнус-
ные антисоветские речи принадлежат Мак-
нейлу. Такими речами он отличилея еще
на пронилогодней сессий Генеральной Ас-
самблеи в Нью-Йорке. Вогда глава совет-
ской делегации А. Я. Вышинекий разобла-
чил Черчилля, как одного из поджигателей
войны, на трибуну векочил лейбористекий

ских палачей против. предложения Поль-
	защитнак консервативного лидера Макнеийл
и, нисколько He смущаясь, начал восхва-
лять Черчилля. Всея его речь была враж-
дебной Советскому Союзу. Вомхентируя
это гнусное выступление, лондонская га-
зета «Дейли уоркер» писала в сентябре
1947 года, что речь Макнейла инепири-
рована Уолл-стритом и что это выступае-
ние явилось самым ожесточенным антисо-
ветским выпалом. сделанным британским
	Ггесударственным ‹ деятелем 0 времени
окончания войны.
Делегаты нынешней сессии, присут-
	ствующие на заседаниях Нолитического
комитета, не раз были вынуждены выслу-
шивать длинные ‘сумаебродные излияния
Макнейла. Лейбористекий миниетр, кото-
рого Остин и Даллес обычно выпускают к

микрофону раньше себя, рьяно защищал.

атомную политику американских милита-
ристов. Изо всех сил Макнейл пыталея
дискредитировать советские предложения
о запрещении атомного оружия и о еокра-
щении вооружений.

В своих речах он не брезгует ни кле-
ветой, ни подтасовкой фактов, ни злост-

ными вымыслами. В этом деле он, как.

говорится, из молодых да ранний. Не зря
именно ему поручаютея ответы на запро-
сы в английском парламенте по наиболее
деликатным внешне-политическим делам.

Когда в мае этого года в палате общин
были сделаны запросы о массовых казнях
в Греции, те Макнейл в одном случае про-
лил’ крокодиловы слезы, а в. другом пля-
мо заявил, что все казненные «были
осуждены судом но всем правилам». Ка-
ковы «правила» у палачей греческого на-
рода и их покровителей, говорить не при-
XOLATCA.

Устами Макнейла британская развелка
вынуждена: была зачвить в парламенте в

]

апреле 1945 гола о том, что пресловутый.
	«протокол М» являетея грубой фальшив-
кой, хотя до этого гот же Макнейл утверж-
тал совершенно обратное. В подобных елу-
чаях сей лейбориетекий деятель не крас-
неет, а если и краснеет, то не от стыда,
	а ОТ ВИСКИ.

Подобное своим английским и американ-
секим коллегам, Макнейл любит рекламу.
Недавно лейбористекий динломат высту-
пил в Нариже с лекцией на тему «Дости-
жения ООН в политической и социальной
областях». Макнейла выпустил ча сцену,
предварительно покровительетвенно похло-
пав его по плечу, предеедательетвовавитий
на этой лекпии Даллес. Лля того, чтобы
поощрить евоего английского прислужни-
ка, Даллес заявил, что, как он читал в
справочнике, любимым спортом Макнейла
является «умная ‘аргументания». Увы!—
ни ума, ни аргументации хваленый лек-
тор не обнаружил. Шо оболренный амери-
канским дялюшкой, он постарался вею
свою «лекцию» построить на клеветниче-
ских вымыелах и враждебных выпалах
по адресу Советекого Союза. И на этот
	АМЕРИКАНИЗИРОВАННЫЕ НВИСЛИНГИ
	В послевоенные Годы В норвежской
	зиторату ре улова ео
Вевобщее внимание привлекла вышед-
шая вскоре после освобождения страны.
	писателя Сигурда
сробй BO MHO-
	книга

МОЛОДОГО
	Эвенсму «Беглецы». В своей, во мно-
  том автобиографической книге писатель
показал, как у простых людей Нор-
‚ вегии, столквувшихея ЛИЦОМ К ЛИЦУ С
	ненавистными захватчиками, растут ЧУВ-
ства напиональной ‘гордости’ и человече-
ского’ достоинства» пробужлаетея классо-
вое самосознание, и это лает им силы
мужественно. переносить: пытки, Умереть
с горло поднятой головой — умереть по-
белителями.

„ Теми же благородными чувствами были
проникнуты стихи молодой поэтеесы Нн-
rep Хагеруп (сборник «Внеред»), mpo-
изведения Йохана Боргена,` Торборг  Нед-
реос и многих других. В тот первый пе-
риод после окончания BOREL тема OCBO-
	бодительной борьбы преобладала в про-
грессивной норвежской литературе.

Но вскоре общее. положение в стране
резко изменилось, и перед ‘писателями
	возникли новые задачи. Дело в том, что
	и в норвежекой политике, и в литерату-
ре выползли на поверхность ренегаты
и реакпионеры; всякие кейльхау и эвер-
лянды, об’явившие ‘новый креетовый по-
ход против: коммунизма, против Советско-
то Союза — великой страны, не только
связанной узами дружбы. с маленькой
Норвегией, но и принесшей ей избавле-
ние от немецкого ига. Услужливые по-
собники антло-американских — империали-
етов начали на все лады твердить, что
Норвегия «неразрывно связана с запад-
ной культурой» и «западной формой де-
мократии». Болтовня эта, по существу,
сводилась к пропаганде «плана Маршал-
ла» и подготовляла почву для полного
экономического и политического закаба-
ления Норвегии американскими экспан-
сиониетами.

Вполне естественно, что в этой обста-
новке перед передовыми норвежекими пи-
сателями возникла насущная, жизненно-
важная залача — дать отпор новым ду-
шителям свободы их родины. Среди произ-
велений, активно вторгающихея в жизнь
нынешней Норвегии, пожалуй, наиболее
яркими и поучительными ° являютея два
романа: «Тропа любви» Иохана Боргена и
«Он нажился на войне» Эйвина Болстада.

В «Тропе любви» действие происходит.
	в маленьком  провинпиальном городке,
вернувшемся к мирной жизни. «OTHE
города» — прелириниматели HO TOD-
	говцы, хотят убедить местных жителей
в том, что фашизм разбит и поэтому боль-
ше не опасен. «Мы живем в демократи-
ческом свободном обществе», — говорят
они. Между тем, прикрываясь маской. ли-
пемерного миролюбия и благодущия, они
ведут упорное наступление на демокра-
тические свободы, подготовляют возрож-
ление партии, «которая еще we забыла
периола своего величия во время оккупа-
ции. и призывает не отегунать от евоих
идеалов в ожидании появления нового
фюрера». Этой возрождаемой партин пре-
дателей «почтенные» граждане города
оказывают всемерную материальную под-
держку.

С возмущением и сарказмом разоблача-
	ет Иохан Борген предательекую сущность
	политики правых социалистов, которых ©
	распростертыми об’ятиями принимают
крупные буржуа, убелввшиеся, что эти
«сопиалиеты» готовы лизать им подметки.

Проблема отпора реакпии еще острее
поетавлена в романе Эйвина Болстада
«Он кажился на войне». Писатель пока-
зывает, как военные преступники, пре-
датели родины, нажившие миллионные
‘состоянпя, сотрудничая с немцами, оста-
  лись безнаказанными. Многие квислин-

TOBOEI, убедившиеь после разгрома нем-

EE NSN NE pre pees eee

$ ‘
  цев пох Сталингралом в неизбежности по-
ражения фашизма, быстро «mepectpon-
	ражения фашизма, быстро «перестрои-
лись», стали так называемыми «гребпа-
ми» — как норвежский народ метко ок-
рестил тех, кто. почуяв приближение ги-
бели своих хозяев, своевременно начали
	1  «грести на правильный берег». Иовкие
«гребны» ухигрились даже украсить
-  свою грудь орленами за мифические пат-
  риотические подвиги и в качестве «геро-
ев сопротивления» захватили руководя-
щие посты в важнейших отраслях нор-
вежской экономики и ‘политики; Не все
предатели. однако, успели во-время «еме-
нить лошадь». Казалось, что возмездие за
-   совершенные преступления = совершенно
-  неизбежно постигнет их. Но и для них
. был найден спасительный выход. Услу-
г гами этих людей охотно ‘пользуются но-
‚ вые заокеанекие хозяева. Прелателей пе-
рекрашнивают под  «истинных патриотов»,
они же, в знак признательности, стано-
  вятся. послушным оружием в руках CBO-
их благодетелей ,—г ярыми пронагандиста-
‘ми политики развязывания новой войны.

«Раестрелянные не говорят, замучен-
ные молчат. Вловы устали плакать. На
стенах. — портреты погибиих, под ними
мелали. Но скоро их снимут и положат в
ящик... Наступили: будни», — 6 ую
нишет, Болетал.

Основные события в романе  пропсхолят
‘wa большом: военном заводе. Рабочие об’-
являют забастовку, требуя предания сулу
директора завода Людвига. Rpama за с0-
трудничество. с немцами. Крам и его тесть
Гофман, владелец завода, нажившие мил-
лионы на поставках немцам минных зам-
ков и печей для ‘бараков, развертывают
продуманную до мельчайших деталей кау-
панию за спасение своего «доброго. име-
ни». В ход пускаются. подкуп, клевета,
попытки опорочить вожаков забастовки,
и, наконец, нажимается основной рычаг:
Крам предлагает свое сотрудничество
агенту иностранной разведки и одновре-
менно видному ‘ норвежекому  государет-
венному деятелю —- Арнольду ‘Сейму.
Между ними происходит цинично-откро-
венный разговор.

«Мы ветупили в атомный век, — то-
ворит Сейм. — И мы теперь другие. Все
изменилось. Также и чувство патриотиз-
ма, господин рам. Любовь к родине не
воплощается более в представление о 3а-
шите се оружием в руках любимых нами
гор. Сегодня любовь к родине — это
стремление сохранить существующий - 06-
шественный строй... Самое важное для
`норвежца — ясно понимать, где наше
место на европейской карте».

Изменник Сейм лицемерно . поузает пре-
дателя Крама, что «чувство патриотизма
не должно лишать человека перепекти-
вы». А эта «радужная перспектива» зак-
лючается в том, чтобы заранее обесие-
чить место Норвегии в булущей войне.
«Вак Испания и Греция», — определя-
ет Врам.

Появаение обоих романов и широкий
отклик, который они получили у демокра-
тического читателя, говорят о большой
политической значимости поставленных в
них проблем.

Как известно, в начале июля этого го-
да норвежекое правительство подписало
двухстороннее соглашение с Америкой;
тем самым Норвегия стала олной из
«страй плана Маршалла». Собетвенно,
слово. «двухстороннее» дает неправильное
представление о договоре, поскольку пра-
во решения зюбых вопросов приналле-
жит исключительно американцам. Они
определяют не только размер и характер
«помощи», но и назначают своего алми-
нистратора, который должен наблюлать за
экономикой, финансами и внешней TOD-
говлей Норвегии.

Подчиненное, зависимое положение Нор-
вегии с совершенной очевидностью за-
фиксировано в каждом пункте «лвухсто-
роннего соглашения».

В этих условиях произведения Боргена
и Болстада товорят о том, что лучшие
писатели Норвегии высоко держат знамя
общественпто-прогрессивных тралипий сво-
их славных прелшественников и мужест-
венно стоят в первых рядах борцов за
своболу` и, независимость своей роднны,
за истинную демократию и мир. Это
подлинный голос норвежекого народа.

LE oo

vo

we

Провал Льюи‘
	тах (Иллинойс, Небраека, Оклахома) ее
	кандидаты вообще были исключены из
избирательных списков, Ee сторонников
под всякими предлогами лишали права

голоса. Ее матинги О разго-
НЯЛИСЬ.

Из многих университетов  увольняли
профессоров, поддерживавших Уоллеса. В
штате Джорлжия, где прогрессивная пар-
тия могла ‘рассчитывать на голоса негров.
банды (очевидно, нанятые в счет того же
многомиллионного избирательного фонда)
подбрасывали в лома негров маленькие
гробы в знак того, что негры будут уби-
ты, если попытаются голосовать. В юж-
ных штатах негров не допускали в изби-
рательные помещения. В городе’  Олетон
негра Никсона застрелили в его доме на
глазах его семьи за то, что он проголо-
совал на выборах вопреки  предупрежде-
нию этих банд.

® тому же прогрессивная партия, _ не
обладая средствами, не могла создать ап-
парат для проверки итоговых данных вы-
‘боров, которые, несомненно, подвергались
всяким махинациям на местах.

Многие миллионы неимущих. американ-
‘цев вообще не могли осущеетвить свое
‘право голоса, теоретически признанное
за ними конституцией США, так как они
не в состоянии вносить избирательный
налог. Другие не участвовали в выборах
потому, что являются неграмотными или
вследствие иных ограничений,  установ-
ленных для избирателей из народных ни-
зов. Голосовало менее половины  избира-
гелей.

50 миллионов американцев не голосо-
вали; Они поневоле немы. Но когла они
обретут голос, они отдадут его за прогрес-
	сивных деятелей США.

Многие избиратели отдали свои голоса
вместо Уоллеса Трумэну, боясь, что ина-
че пройдет Дьюи. Таким образом, нелепый
парадокс системы буржуазных выборов
привел к тому, что сторонники Уоллеса
не голосовали за Уоллеса, чтобы не про-
вести в президенты Дьюи.

Наконец, изрядное количество  амери-
канцев не голосовало нотому, что в услэ-
виях продажного, хищнического. экеплоа-
	таторсвого социального строя современной
Америки давно уже пребывает в состоя-
ний своеобразного политического индифе-
рентизма.

Народ голосовал не столько за Трумэ-
на, сколько против Дьюи. Народ забалло-
тировал почти всю мракобесную комиссию
по расследованию антиамериканской дея-
тельности, в том числе небезызвестного
черносотенца Макдоуэлла. Народ провел
в палату представителей члена американ-
ской рабочей партии Маркантонио, поб®-
дившего республиканца банкира Зллиеа и
‘демократа Моррисея. В штате Нью-Йорк
народ провел пять кандидатов, поддер-
жанных рабочей партией, в том числе
негра Поуэлла, либеральных демократов
Пфейфера, Селлера.

Трумэн пришел в Белый дом на гребне
своих широковещательных обещаний аме-
риканскому наролу, угнетенному работе-
му классу, нишающим фермерам. Как
кажлый делеп, Трумэн привык” выдавать
векселя. Сейчас уже нет в конгрессе рес-
публиканекого большинства, которое, 10
словам Трумэна, единственно мешало ему
проводить социальные реформы. Скоро
народ увидит, будут ли оплачены избирз-
тельные векселя или тот, кто выдал их,
осталея таким же банкротом, каким был
до сих пор.

В тах стесненных условиях, которые
ему были предоставлены, американский
народ явственно заявил, что он против

‚откровенно реакционной и наиболее агрес-.
	сивной программы Дьюи. Американский.
народ выстуцает за мир, за демократиче-
ские свободы, против поджигателей войны
п безудержной тирании мононолистическо-
го капитала.
	Професспональные пророки американ-
ской буряуазной прессы изрядно ошара-
шены. Вопреки их нолитизеским гороско-
пам, в Белом доме снова Трумэн. По почти
полным неофициальным данным, получен-
ным из 130.309 избирательных участков
(всего их насчитывается 135.855), Тру-
мэн получил 23.388 тысяч голосов, Дьюи—
21.383 тыс., Уоллес — 1.109 тыс.

Поразительная, я бы сказал,  самодо-
вольная уверенность Томаса Льюй и всей
	республиканской реакционной  ЕЛИкИ в
своей победе на президентских выборах
еше раз обнаруживает, как плохо они
разбираются в истинных настроениях
	с506вго народа.
`Простые люди США проголосовали за
Трумэна не потому, что они очарованы
его предыдущей политической деятельно-
стью или его личными качествами. Нет,
здесь действует «теория меньшего зла».
Ух лучше Трумэн, чем неприкрытый ре-
акционер и один из самых злостных под-
‚ жигателей войны Дьюи с его откровенны-
  ми антинародными фашистскими взгляда-
ми. Мрачные физиономии Даллеса, Ван-
денберга, Томаса, Тафта, Хартли и прочих
зубров американской реакции, выгляды-
вавшие из-за плеча Дьюй, тоже не спо-
вобствовали его популярности.

Тот, кто наблюдал за  предвыборнымя
речами Трумэна, мог заметить демонстра-
тивное «полевение» его’ политических де-
клараций. По подсчетам американских га-
зет; Трумэн произнес 272 предвыборных.

` речи. Если первая из них была выдержана
в туманном стиле корректно-бессодержа-
` тельного красноречия, то в цвести семь-
десят второй рвавшийся к  президент-
скоуу креслу Трумэн честит республикан-
цев «прислужниками капитала» и «моно-
полистическими тиранами».

Когла & подобной терминологии прибе-
‘гает рядовой: американский гражданин из
прогрессивного лагеря, это немедленно
вызывает свирепые административные ре-
прессии против- него вилоть до увольне-
ния с работы, политической травли и да-
He заключения в кутузку.

Труман даже прокламировал возврат ‘к
рузвельтовскому «новому курсу». Хоть и
весьма неопределенно, но все же он обе-
щал введение сопиальных реформ. On
заклеймил антирабочий и  ненавистный
народу закон Тафта—Хартли, одобренный
- Дьюн. Он усердно поносил республикан-
ский в своем большинстве сенат за его
`высокомерное пренебрежение Е народным
нуждам, к вопросу о контроле над цена-  .
‘MA OW к проблеме нехватки жилой площа-  .
ди в Америке. Чтобы привлечь голова ев-  !
реев, Трумэн обешал установить  дипло-
матические отношения с государетвом Из-
раиль. Чтобы привлечь голоса негров.

Трумэн обещал уничтожать расовую
дискриминацию. Словом, Гарри Трумэн не
поскупилея на обещания!
Дьюн публично чмокал младенцев, гла-
дил  скоч-терьеров, ‘принадлежащих  из-  .
бирателям, и в хриплом хоре своих вер-
ных боссов распевал сентиментальные пе-  ‹
сенки 06 американском  пропветании. I
Верный своему искаженному предетавле-!\
нию 06 американском народе, Дьюи пот-  1
чевал его в своих речах предсказаниями  +
Е

с

п

в вровавом атомном стиле, не замечая,
что народ жаждет хлеба, жилья и прочно-  с
го мира. У народа с его трезвым реалиети-

ческим сознанием есть прирожденный им-   н
мунитет против яла антисоветской клеветы.  т
Респуб..нганцы пали жертвой самоотрав-   о
ления. Им не помогли ни угрозы, ни про- д

гнозы, ни яктанья е избирателями в ка-
бачках, ни миллионы долларов, истрачен- e
ные на предвыборные махинации. я
У американского — народа выбор было:
не велик и не разнообразен: Трумэн пли
Дьюн. Что касается третьего кандидата Bj A
презнленты Уоллеса, то известно, каким с
жестоким преследованиям подвергается вп
	США прогрессивная партия. В трех шта-
	Те ЯРУС Е Е оке EE NEED BREE EN EE —

&3 ПОдручный Бевина_ и подпевала Чер-
ступает pce тот же епениалист no «Mare iD ID) р
	чалля был в своем обычном репертуаре.
	Узивляться не приходится: с кем пове-
дешься, от того я наберешьея.
	Г. ПЕТРОВ
ПАРИЖ, 9 ноября. (По телеграфу).
	рым» греческим делам Макнеил. Именно
он цинично называл «бандитами» грече-
ских демократов, защищал профашиестскую
клику Цалдариса и кричал об английских
стратегических интересах в Греции. Не
	Творчество талантливого народа
	У входа в олин из выставочных залов на
	высоком постаменте стоит вырезанная из
дерева фигура «Жницы». Слегка пришурив
глаза, смотрит она на посетителей.

А рядом развешаны, расставлены, разло-
жены на подставках и креслах удивитель-
ные творенья рук, таких вот, как она, тру-
довых женщин Польши. Из простой цветной
бумаги созданы тончайшие ажурные вы-
резки, как золотая «лелюя» с петушкама
или ‘целая жанровая сценка. изображающая
сельскую свадьбу. Именно такие женшины
сшили красочную одежду краковчанки, с
бархатным малиновым корсажем, обшитым
галунами, бисером, кистями, с нарядным пе-
редником. Это они создали узорную рос-
пись мазурских покрывал и „выразительно
воспроизвели в глине фигурки птиц и жи-
вотных, остроумно придав им живую харак-
терность басенных персонажей.
	Все, что мы видим на выставке польско-
	народного искусства и хуложественных
	ремесел, открывшейся несколько дней ня-
зад в Москве в залах Академии художеств

СССР, это — творчество «простых людейъ,
	талантливого народа, развивающего свою
самобытную культуру. имеющую очевидную
общность с культурами других славянских
наролов.

Деревянная фигура «Жница» работы Вой-
цеха Драка из Вержбны, Ржешувского вое-
водства, глубоко символична. Она как бы
олицетворяет тяжелое прошлое страны и ту
великую силу, которая даже в самые труд-
ные времена таилась в народе.

Польша, освобожденная героичёской Со-
ветской Армией, быстро восстанавливает
разрушения, причиненные ей войной Сей-
	чае в свободной Польской республике су:
ществуют все условия для развития твор
ческих сил народа, для расцвета свободной

РНИИ СТО ОИНИНН НА ОНИ ОИ ИИИИИИИ
	Главный редактор В. ЕРМИЛОВ.
	Редакционная коллегия:
А. КОРНЕЙЧУК, 0. К
М. МИТИН. Н Noro)
	10-40, отлелы: литературы и искусства — К 4-76-02,
отдел писем —К 0-62-91, издательство — К 4-28.63.
	и независимой ‘национальной культуры. И
московская выставка является как бы твор-
ческим рапортом братского славянского на-
рода о его успехах в этой области.

Народное творчество всегда многообраз-
НО: Различные условия жизни, различная
природа накладывают ‘свой отпечаток на
искусство народа.
	Закопанские горцы (Краковское воевод-
ство) показали на выставке образцы своей
одежды. На льняной сорочке и кафтане —
строгая вышивка. Красные суконные брюки,
из толетой кожи слелан пояс. Неизменные
фетровая шляйЯ и трубка — обязательная
принадлежность каждого горца — допол-
няют костюм жителя Татр. А ‘рядом —
горская трость-топорик и скрипка, также
сделанные закопанцами. Это не просто ве-
щи бытового обихода — это прекрасные
произведения искусства.
	На выставке богато представлены утварь
и ткани, живопись и керамика, резьба по
дереву и вышивки.

Подолгу задерживаются посетители пе-
ред работами Янины Васевич, житель-
ницы Варшавы. Янина Васевич делает кук-
лы. На стенде в танцовальном «па» за-
стыли краковчанин и краковчанка, торжест-
венно выпрямился житель Силезии в тра-
диционном шахтерском костюме, остановил-
ся на пути широкоплечий житель берегов
Балтики — Кошуб. Художнице удалось пе-
редать не только особенности национальной
одежды представителей разных районов
Польши. Куклы Васевич отлично передаюг
характер народа — стойкий, жизнелюбивый
и гордый. .

Хочется от всего сердца пожелать но-
вых творческих удач талантливому наро-
ду, свободно и независимо строящему сей-
час свое демократическое государство.
		НЧ. АГАРОВ, А, БАУЛИН
(УРГАНОВ, Л. ЛЕОНОВ
ДИН, А. ТВАРЛОРСКИТ

сони нь Б, ГОРБАТОВ,
ЛЕОНОВ, А, МАКАРОВ,
ДОВСКИЙ, Л. ШАУМЯН.
	Oe, внутренней жизни — K 3-37-34,
	Б—02696,
	Заметки с выставки польского народного
искусства и художественных ремесел
	ви

Говард ФАСТ
	подчинитьея этой чудовищной пропелуре..
		В чаетноети, слелует указать на дело про-
гресеивного профессора Фредерика Л. Шу-
мана из колледжа Уилльяме.  Богла ре-
акционная группа выпускников потребо-
вала его отставки, президент колледжа
Бакетер ясно дал понять, что, хотя кол-
леджу в виде репрессии угрожают лише-
нием дотации в 2,5 миллиона долларов,
он будет защищать профессора Шумана п
его право на свободу слова.

Впрочем, случаи такого проявления
мужества и независимости со стороны ру-
ководителей высших учебных заведений
ловольно редки. `
	Вакое издевательство говорить о свобо-
де выборов в подобной обстановке! Или
мы настолько уже привыкли к ренрееси-
ям, что подобные веши проходят незаме-
ченными? Мы посвящаем пелые акры га-
зетной бумаги любой чепухе, в то время
как из-под наших ног уплывает самая
почва, на которой зижлутся наши тради-
ции. Rak не вепомнить о том немецком
бургомчетре, который покончил. с собой
после того, как наши военные показали
	ему изнутри гитлеровский ковцентрапион-
ный лагерь. Хотя этот лагерь находился
возле его города, он не имел представле-
НИЯ © ТОМ, Что Там происходило.
	Должны ли мы итти этим же. путем?
		3 ГИСКАХ ХОЛОДНОГО ТЕРРОРА
	ми трудностями, тщательно проверяя до-
шелшие до нас слухи и собирая янформа-
пию непосредственно из университетов,
мы установили следующие факты, и у нас
веть все основания считать, что ови яв-
ляются лишь частью общей картины.

Д-р Джорлж Паркер — преподаватель
философии и теологин в частном: метохиет-
ском колледже в Эвансвилле (штат Ин-
ди на). Через лва дня поеле того, как он
прелседательствовал. на предвыборном со-
брании местной организации прогрессивной
партии, руководство колледжа предложило
ему уйти в отставку. Основания для это-
го требования; «политическая активнаеть»
Паркера.

Д-р Кларенс Атэрн — профессор фи-
тософии и сопиальной этики в колледже
Ликоминг (штат Пенеильвания) — or-
странен от работы” за то, что ветупил в
члены прогрезеивной партии.

Профессор Джейме Барфут из ‚универ-
ситета штата Джорджия уволен за. то, что
принял предложение прогрессивной партии
выдвинуть его кандидатуру в губернато-
ры штата.

Д-р Леонард Коэн младший — профес-
сор университета в Майами (штат Флори-
да)— уволен, так как активно поддержи-
вал Уоллеса. Профессор Даниэль Д. Ашке-
наз освобожден от работы в университете
	ского университета (штат Джорджия) 3a
‘активную деятельность в прогрессивной
  партии.

Профессор Клайд Миллер был уволен из
учительского колледжа при Колумбийском
унинерентете, когла он стал членом на-
пиопальноге комитета берьбы за избраняе
Уоллеса. /

Профессор Лимэн Р. Брэдли, бывший
заведующий кафедрой  древнегеруанеких
языков в Нью-Йоркском университете,
отстранен от работы 34 деятельноеть” по
оказанию помощи  беженцам-антифаши-
‚лам.

Вак я уже говорил, это лишь наспех
собранные данные краткого расследования,
Боторое охватывает факты лишь самого
последнего времени. Материалы 9 п)з0б-
ных же фактах продолжают поступать, а,
кроме того, ‘разумеется, многие случди,
когда люди ‘поддаются нажиму и запуги-
ванию, нигде не регистрируются. Так, из-
пример, в Северо-Западном университете
25 профессоров были принуждены прекрз-
	тить активную работу в прогрессивной.
	партии, а в университете штата Вашинг-
тон некоторых профессоров  запугивзли
привлечением к ответственности перед ко-
миссией по расследованию антизмерикан-
ской деятельности.

Можно, однако, привести примеры, ко-
гда руководители колледжей отказываютея
	шем сегодняшнюю Америку, реакпионеры,
небрежно усмехаясь, заяваятют, что в США
никого не преслелуют за исключением,

быть может, нескольких ROMMYHUCTOB, ко-

№

торые, мол, получают по заслугам.

ЧЛиянчеваное негров на юге в расправы
с ннун на севере, по уверениям реакпионе-
ров, лишь довольно древняя, хотя и специ-
фически американекая «слабость», которая
отоурет со временем, если не обрашать на
Нее внимания; что касается избиений и
убийств бастующих рабочих, то, но сло-
вам тех же реакнионеров, это либо слел-
ствие «коммуннстическоге подстрекатель-.
ства», либо неизбежный придаток совре-
менного промышленного развития.

Но террор осуществляется в гораздо бэ-
лее широких. масштабах, о чем можно cy-
дить по упомянутым выше его зловещим
проявлениям. Истинз заключается‘ в том,
что вся страна нахолится в тисках холод-
ного. террара и жесточайших репрессий.

Это — не безответственная риториче-

_ская фраза. Недавно Напиональный совет

работников науки, искусств и свободных
профессий начал расследование проявле-
ний террора в одной лишь области амери-
канской жизни — в выеших учебных за-
ведениях. По этим вопросам пе ведется
	никакой статистики. Газеты не уделяют   в Майами по той же причине.
	Профессор Дон Уэст изгнан из Оглторп-
	им почти никакого внимания. С огромны-
	«Литературная газета» выходит два раза
	в неделю: по средам в ‘субботам,
	Адрес редакции в издательства: ул. 25 Октября, 19 (лля телеграмм — Москва, Литгазета). Телефоны: секретариат — КБ
_ международной жизни — К 4-64-61, науки и техники К 4-60-02. информации — К 3-19-30.

Типография имени И. И. Скворцова-Степанова, Москва, Пушкинская площадь, $