Проблемы Кузбасса
	Назчная конференция в Кемерово
	Видные ученые, представители  минй-
стерств, партийных ий советских организа-.
ций, руководящие работники . промышчен-
ности и сельского хозяйства, новаторы
производства, нередовые. люди. колхозной
деревни примут. участие в конференции по-
изучению производительных сил Вузнецко-
го бассейна. Конференция, которую созы-
вают Академия наук СССР, Госплан СОСР
и Кемеровский областной Совет депутатов.
трудящихся, откроется. 11 ноября в Кеме-
ово.

Председатель совета по изучению произ-
водительных сил Академии наук CCCP
академик Л. Д. Шевяков рассказал ‘xoppe-
епонденту «Литературной газеты»:

— Вузнецкий бассейн — сокровищница
огромных природных богатств. По горно-
геологическим условиям залегания углей,
высокому их кзчеству и условиям добычи
Кузбассе принадлежит к наиболее  замеча-
тельным угольным бассейнам мира. Вуз-
нецЕнй, бассейн и прилегающие к нему
районы обладают ценными месторождения-
ми железа, марганца, цинка, огнеупорных
глин, известнякз и других полезных HERO-
паемых.

До Великой Октябрьской  социалистиче-
свой революции все эти богатства остава-
лись почти неиспользованными. За годы
советекой влаети Вузбаес. по инициативе

товарища Сталина, превратилея в один из
крупнейших. индустриальных центров
СССР, стал важнейшим звеном гигантско-
гб Урало-Кузнецкого комбината.

‚ Дальнейшее. всемерное. развитие Кузбас-
ва — одна из важнейших и: первоочерел-
	ных народнохозяйственных задач. В пэс-
левоенной сталинской пятилетке’ в дайоне
Кузбасса ‘продолжается рост угольной, же-
лезорудной, коксохимической, малтиностро-
ительной. промышленности и промышлен-
ности строительных материалов. Расши-
ряетея железнодорожная сеть, благоустраи-
ваются города и горнозаводекие поселки.

Значительное развитие должна полу-
чить. черная и пветная металлургия. В
крупных масштабах может развернуться
выработка сельскохозяйственных: удобре-
ний, анилокрасочная, лакокрасочная и хи-
мико-фармацевтическая ° промышленность,
производство  пластмаее, искусетвенного
волокна, смазочных масел ит. д.

Одно` из важнейших условий развития
промьниленноети КБузбасса и всей Запад-
ной Сибири — расширение транспорта,
особенно железнодорожного. Крупный при-
ток населения потребует обширного го-
родекого строительства и дальнейшего под  -
ема сельского хозяйства.
	Чтобы наиболее эффективно и комплекс:
во решить задачи, стоящие перед Кузбас-
сом, решить их на основе новейших дости-
жений советской науки и техники, созы-
вается конференция по изучению произвэ-
дительных сил бассейна. Ее пель — не
только подытожить наши знания о при-
родных  богатствах о края, указать Пути
их рационального использования в эко-
	номических целях, но и дать необходимые
научные обоснования для дальнейшего
планирования.

На пленарных и секционных заседаниях
будет сделано более ста докладов и соло-
кладов. Стержнем конференпии явится до-
клад Госплана СССР о перспективах раз-
вития Народного хозяйства Кузнецкого
бассейна в связи с решением основной
экономической залачи СССР.
	Другие доклады на пленарных  заседа-
ниях посвящаются ведущим отраслям на-
родного хозяйства Кузбасса — угольной,
черной металлургии, химической, а также
его геологии и полезным ископаемым.
	Над решением отдельных проблем бу-
дут работать 11 секций. Видное место.
отводится вопросам культуры, традострои-
тельства и городского хозяйства.

В работах конференции примут. участие
зкадемики, члены-корреспонденты Акаде-
мии наук СССР, научные работники Моск-
вы, Ленинграда, Томска и других центров
страны.
	о вдохновение!
	Плужок можно соорудить в любой хорошей
кузнице. Тем не менее два министерства
словно и не знают, что существует такое
дешевое орудие, о котором мечтают колхо-
зы и совхозы горных районов нашего юга;
‚ Тот же творческий коллектив свонструя-
ровал бур для образования скважин при
взрывном ‘плантаже, совершенно новый
прибор, применимый и в дорожном строи-
тельстве. Судите сами — на гектаре бу-
дущего виноградника нужно пробить до
8 тысяч метровых скважин, что делается
пока вручную и занимает 500-—600 чело»
	веко-дней. Бур удовлетворяется сорокз че-
	ловеко-днями, ибо рабочий ‘делает не 05-
лее 17 скважин за восьмичасовой рабочий
день, а бур — двести. Кажется, 1 экзем-
пляр бура заказало какое-то подеобное хо-
зяйство на Южном берегу Крыма.

Убытки, нанесенные Министерством
вкусовой промышыенности его неумным
пренебрежением к проблемам механизации
виноградарства, исчисляются многими де-
сятками миллионов рублей. Но дело we
только в этих убытках. Потеряно дорогое
время. Темпы реконструкции старых ви-
ноградников и закладки новых до сих пор
катастрофически медленны. Не может быть
поднята и урожайность плантаций.
	Вонрое. обо всех этих плужках и вуль-
тиваторах восходит, однако, к еще
более широкой проблеме, от которой до
вих пор стоит в стороне Министерство
сельского хозяйства СССР. Это проблем»
переустройства всего южного . хозяйства
нашей страны на базе, максимального рас-
ширения зоны’ субтропических культур.

Виноградарство,‘’табаководство,   культу-
ры эфиромаеличных и цитрусовых соередо-
течены, главным образом, в районах, счи-
тавшихея до сих пор тракторосповобными
лишь в незначительной степени. Взгляд
этот неверен. Орудия на канатной тяге ра-
дикально меняют положение дел. Если
взять, к примеру, Крым, то три МТС, ос-
нащенные усовершенствованным прицеп-
ным инвентарем, в течение 1—2 лет с0-
вершенно изменили бы облик Южного бе-
	pera Крыма, учетверив его доходность ‘и.
ренгив сложный вопросе хронической: не-
	Pens сложный вопросе хронической‘ не-
хватки рабочих рук.

Освоение пустошей пошло бы `тораздо
более высокими темпами. Реконструкция
старых насаждений закончилась бы в
сжатые сроки. Механизация работ на ви-
ноградных плантациях повлекла бы за со-
бой механизацию обработки табачных уча-
стков, & табак — культура еще более
трудоёмкая, чем виноград. . Освободившая-
ся рабочая сила могла бы быть использо-
	вана для закладки цитрусовых плантации.
и мелиоративных работ. Мы получили бы.
	субтропический район с огромными воз-
можностями, а главное, получили бы
быстро, в течение нескольких лет.
	Совсем недавно правительство выделило‘.
для Крыма значительное количество трак--
	торов и специальных машин.

Советский юг будет меняться ¢
невиданной. быстротой. Наши горные
леса с зарослями дикого — кизила,
алычи, дикой фисташки и фундука
превратятся в  гигантекие — лесо-салы.
	Уже и ‘сегодня есть’ смыел создавать в не-..
которых колхозах Крыма и Кубани спе-...
циальные 016х0- и кизилофермы. Южные.
	парки обогатятся эвкалиптами, культурой
незаменимой в малярийных районах. Де-
коративное садоводство, опиравшееся в
нашем Черноморье на разведение самого
скучного дерева на свете —= кипариса и
бессмысленных буксусов, перестроится. на
лавро-вишню, фейхоа; японскую хурму.
° Маленький вопрос о машинах для юж-
ных спецкультур насильственно задержи-
вает решение. целого ряда вопросов в ги-
гантекой проблеме советских субтропиков.

Хочется порекомендовать заинтересован-
ным министерствам ‘немножко влохновения!
	Того самого вдохновения, которым одержи-‘
	мы низовые работники‘ этих министерств,
думающие о сталинском ‘преобразовании
советского юга, как: о работе поистине ‘ла-
гендарной.
	десяти посвящено героям романа ‚Черны- +
	шевского «Что делать? », — и это, конечно;
не случайно. «Я люблю роман «Чтб ле-
	тать.» за его оптимизм, за связь идей
Чернышевского с нашей  действительно-
стью», — пишет И. Коровкина. «Я лу-
	маю, что любая девушка хотела бы быть
	такой, как Вера Павловна, обладать такой ---
же силой‚воли, быть честной и заботитьея *
	не только 0 себе, но и помогать  дру-
	PUM>, — читаем мы в сочинении Вондах-
	ровой, «Может быть, *да и вернее всего,
не было таких людей, как Рахметов, —
начинает свою работу 3. Волховекая. —
Но в нем воплощены те черты, Которе
вызывают ‘уважение к ‘человеку, стремле.
ние воспитывать их в себе».
	Нодробно раскрывая драму дяди Вани,
В. Твардовекая так заканчивает первую
часть своего сочинения: «Й если’ тяжелое
воечатление оставляет ‘история дяди. Вани,
то еще тяжелее становится при мысли о
том, что множество людей жило такой
жизнью и некоторые из них так и не
прозревали». Нужны ли. комментарии к
этой фразе! В этом одном слове = «жи-
10». отражена глубокая уверенность моло*
дого человека нашей эпохи в том; что для
его современника полностью исключена
возможность подобной. храмы, подобной
жизни без цели, без смысла!
	Наша молодежь-—чуткий, благодарный и
	‚взыскательный читатель. От писателя она
	адет. не: только глубоких мыслей и боль-
ших чувств, но и ярких образов. живой
н увлекательной формы изложения. В. сво-
их сочинениях, посвященных  чеховеким
рассказам, юные авторы е увлечением го-
ворят о жизненности чеховеких образ,
0б умении писателя «тонко . передать. ду-
шевное, состояние. человека», о чудесном
мастерстве пейзажа. Свою работу об обрз-
зе Аксиньи из «Тихого Дона» М. Шолохо-
ва А. Липовецкая начинает следующими
словами: «Тихий Дон» — красивое, про-
стое название одного из прекраснейших
произведений». И говоря далее о глубине
и значительности  шолоховекого романа,
прибавляет: «Эта книга пеобыкновенно
красивое произведение»,

Богат и светел внутренний мир нашей
молэдежи, чисты и благородны ве мачты
	и стремления. Творить gra этой молоде-
жи-—больние счастье.
	Аугуст ЯКОБСОН

здесь Нужны

Трудовой народ Эстонии вместе с дру-
тими народами России: участвовал в ги-
гантеком осрободительном движении против
царизма, в борьбе с иностранными интер-
вентами и белогвардейскими генералами.
Но в те дни эстонским трудящимея не
удалось отвоевать счастье, за которое они
проливали кровь рядом с русскими братья-
ми. Эстонская буржуазия пря поддержке
немецких и английских капиталистов от-
резала Эстонию ‘от Советского Союза. Бо-
лее двух десятилетий длилось госнодетво
национальной и зарубежной буржуазии в
Эетонии. Политические заправилы эстон-
	ской буржуазной республики стремились.
	укрепить свою власть не только актами
физического подавления — бе численны-
ми смертными приговорами и каторжны-
ми работами. Они стремились превратить
народ Эстонии в политически несознатель-
ную, темную массу.  Росточная граница
была плотно замкнута, — подрастающая
эстонская молодёжь не должнз была
знать, что происходит в Советской erpane.
Она должна была слепо верить всей лжи,
которую ей преподносили в буржуазной
школе, печати ‘и литературе.

В  капиталистической Эстонии были
распространены длинные  поевдонаучные
рассуждения о ‘«необязательности»  клас-
совой ‘борьбы. Всеми средствами  пропове-
дывалась теория «единой народной семьи»,
«одной крови». Ворота на Запая были от-
крыты настежь. Изо. дня в день и Из года
В год Пичкали эстонского читателя рает-
ленной декадентской литературой, издева-
тельеки отрицавшей все подлинно человё-
ческое. :

Vuutpwpaa pte 8b, легко ‘представить,
каким терниетым ‘был путь эстонекой ли-
тературы в годы реакции. С одной crops-
ны — отдельные, случайно проникавиие
лучи из нового. мира, с другой — поток
сочинений таких писателей, как Андре
dina, Жюль Ромэн, Андре. Моруа, Олдое
Хаксли. С одной стороны — всячески
отражаемые порывы бодрящего, освежаю-
Mero ветра, с друюй — хлынувший пи-
роким потоком дух разложения, пред ко-
торым раскрыли все двери и все окна. Не
удивительно, что чахли и погибали мно-
гие таланты, а выстоять сумели лишь не
которые, тоже испытавшне “ долгие и Му-
чительные заблуждения, неоднократно те-
рявигие ‘верное. направление, оступавшие-
ся, стремившиеся вперед — иной раз поч-
Ти стихийно. ‘

Но эстонская буржуазня просчиталась.

Уже одна близость Советского’ Союза
бросала отевет на нашу жизнь и борьбу.
Вопреки тщательно осуществляемой поли-
тике изоляции, в Эетонию все-таки прони-

кали новости, которые укрепляли нае в
нашей вере в будущее, помогали нашей’

идейной ориентировке. .

С отромным интересом следили прогрес-
CHBHEIC.,. и Эстонии за воем, что
происходило Советском Союзе. Изуми-
тельная ть с которой были залече-
ны увечья первой, инпериалистической
войны, невиданный трудовой энтузиазм;
превращение отеталой аграрной страны в
передовую индустриальную; сказочный
темп сталиневих: пятилеток, процесс кол-
пективизации в деревне — все это при-
ковывало внимание эстонской прогреесив-
ной интеллигенции в тоды реакции, хотя
060 -веем этом и не имелось вполне точ-
ной и верной информации.

Вогда до нас доходили произведения
советских писателей, их влияние на ”раз-
витие нашей литературы ‘было’ просто
огромным. Помню, каким глубоким, на-
цолго запомнившимея переживанием было
для меня чтение «Тихого Дона» Михаила
Шолохова, «Цемента» Федора’ Гладкова,
бессмертной книги Николая  Островекого,
стихотворений Маяковекого и особенно
послеоктябрьских произведений и вдох-
новаяющих статей М. Горького! Иоханнее
Барбарус, Яан Кярнер, Иоханнес Сютисте;
Аугуст Алле и многие, многие другие
наши поэты и прозаики лишь благодаря
обогащающему влиянию идей Октябрьской
революции смогли разговаривать со своим
народом так, кав они это’ делали.

Оторванная от естественной почвы раз-
вития, знакомая с плодотворными идеями,
приходившими с востока, лишь отрывочно,
наша литература, казалось бы, могла
не устоять перед потоком реакционных
западных влияний. Всё более распростра-
нявшийся формализм, так называемая тео-
рия «чистого искуества», ложные социаль-
ные‘ концепции были теми подводными
камня и, Которые подстерегали нае.

Уже за тот единственный мирный со-
ветекий- год; который- выпал на нашу хо-
лю перед Великой Отечественной войной;
мы научились многому. Нет сомнения в
том,: что си роман Мадарика «Респуб-
тика», появившийся в год переворота,
и пламенные- стихотворения И.  Барбаруеа,
Сютиесте; Я. Кярнера о молодой свободе и
	Ученый совет факультета’ русского’ язы-
ка и литературы «Ленивградского ‘педагоги.
ческого. института. имени. А, И. Герцена об-
судил. статью B.. Жданова «Рыцари» еди-
ного потока» («Литературная газета» № 52
за 1948 r.). B sto статье указывалось на
необходимость разоблачить до конца пере-
житки лженаучных теорий, согласно KOTC-
рым ‘русская литература прошлого пред-
ставляла собой: «единый поток» и развива-
лась. гладко, мирно; ‘гармонично, не зная
ни борьбы, ни противоречий. В. Жданов
подверг критике статью проф. В. Десниц-
кого «Горький и национальные традиции
русской литературы»,  напечатанную 8B
«Ученых записках» Ленинградского педа-
гогического ‘института им: `А. И. Герцена.
В обсуждении статья В. Жданова приня-
ли Участие преподаватели, аспиранты,
студенты. Выступившие в прениях доцен-
ты С. Киселев, А; Докусов, А. Григорьев,
преподаватели vr. Шилин, Кролик и дру-
гие признали правильной критику статьи
проф. В. Десницкого:
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА,
		Я СЕМЬЕ
	трудовом энтузиазме эстонского народа 0с-
танутся в истории нашей литературы.

Великая Отечественная война поставила
перед эстонскими писателями задачи, ко-
торые с полным правом ‘можно назвать
огромными. Страна была охвачена огнем
сражений, немецко-фашиетекие  разбойни-
чьи армии, убивая всех и сжигая всё,
проникали все дальше. Необходимо было в
ерочном порядке и со всей энергией ири-
ступить‘ ‘к труду, мобитизующему народ
ва борьбу.

Теперь, оглядываясь на эти великие
	  АНИ, МЫ ВИДИМ, ЧТо эстонские литератозы,
	как и писатели всего Советского Союза, с
честью выполнили задачи того времени.
Стихи Я. Вярнера, М. Рауда, Д. Вааранди
и И. Семпера, острые сатиры Аугуста Ал-
ле, проза А, Хинта, П. Веердо и М; Нур-
ми были исполнены ненависти к врагу и
безграничной любви к своему народу,
к своей новой советской родине! Эстоневие
книги, выходившие в те исторические дни
в советском тылу, находили прямую доро-
гу к сердцам наших бойцов; лылкие слова,
шедшие от наболевшего сердца, долетали
до братьев, томившихея на овкупарован-
ной родине.

4%
ж

Период восстановления, последовавший
за победоносно окончившейся войной, не
уменьшил 0об’ема и значения поставленных
перед писателями задач. Новая сталинская
пятилетка требует от нас напряжения всех
творческих сил. Воинственные выкрики
полнявшей голову международной реакции
	обязывают Hac, бойцов  идьологического
фронта, к особой бдительности. И вновь
молодая литература советской Эетония
стремится оправдать доверие великой Po-
дины. В одном ряду с0 своими старшими
братьями мы с энтузназмом включились в
ту гигантскую работу, которая происходит
сейчае во всех уголках Советекого Союза.
	Исторические постановления ЦВ ВЁП(б)
в литературе и искусстве помогли эстон-
евим писателям еще глубже осознать зна-
чение своего участия в социалистическом
строительстве. Отклонения от верного пу-
ти, пути правдивого, реалистического изо-
бражения советской действительности, ста-
новятея все более редкими. На первый
план выступают активные; подлинно co-
ветские темы, Воспитательное воздействие
новой эстонской литературы растет. Ав-
торское мастерство совершенствуется. и

это увеличивает деиствееную силу книг,

Молодые поэты Эстонии Дебора Вааран-
ди, Юхан Шмууль. Ральф Парве расска-
зывают в своих стихотворениях о работе
на наших полях и в наших лесах; Йохан-
нес Семпер сатирическими стихами бичует
международных разбойников, призываю-
щих к новой войне; он работает над пье-
сой 0 возникновении колхозов: в’ эстонской
деревне. Эрнет. Хийр, Пауль Руммо и Март
Рауд избрали своей темой жизнь государ-
ства, быстрыми шагами пдущего к ком-
мунизму. Наши лучшие  прозаики Эдуард
Мянник и Рудольф Сирге, з также успеш-
но деблотировавший своей первой книгой
Освальд Тооминг,. отражая работу слан-
цевой промышленности. Эетонни, создают
образы. героев социалистичеекого ‘тоуда.
Праматурги Гуго Раудсенн и Адольф Хинт
мобилизуют своими пъесами ‘на борьбу
против классового. врага. Наша литература
{ля детей и юношества делает первые
серьезные Шаги, становится всё жизне-
способнее; сборники стихов и рассказов
Лейды Кибувите, Лейды Тигане, Керсти
Мерилаас и Ральфе Парве зажигают серд-
‘ца наших мальчиков и девочек. любовью к
социалистической Родине.

Эстонской советской литературе свой-
ственны, конечно, еще многие ‘недостатки;
Надо полностью освободиться от пережит-
вов буржуазного времени. Отдельные писа-
тели должны изжить имеющуюся еще
склонность нереоценивать достижения за-
падной культуры и недооценивать замеча-
тельные успехи советской культуры. Нуж-
но также освободиться И от склонноети
переоценивать. свои прошлые, заслути и
почивать на лаврах. Смелее. и решитель-
нее надо расширять тематику, охваты-
вать в своих работах все .области. нашей
жизни, создавать призывные, BAOXHOBAAN-
щие произведения.
	Нет никакого сомнения в том, что эс-
тонская советская’ литература, уже вету-
пившая на путь социалистического реа-
лизма, успешно освободится от ошибок, и
ее труды станут‘ еще более плодотворны-
ми. Это гарантировано всесторонней забо-
той коммунистической партии и  советско-
го правительства о литературе, любовью и
уважением нашего трудящегося народа.
	Это гарантировано родной почвой. обретел-
	ной нами в 1940 году, почвой, от ко-
торой мы были оторваны в течение бо-
лее двадцати тяжелых лет. Будущие
успехи нашей „литературы обеспечены муд-
рой сталинской политикой, ‘которая сдела-
ла нас равными среди равных в многочи-
сленной братской семье народов Советеко-
го Союза!
	В. Десницкий смазывает вопросе о
новаторской роли А. М. Горького == зачи-
нателя новой социалистической литературы
Автор оказался в плену буржуазно-либе-
ральных представлений об историко-литерз-
турном процессе. В своем выступлений
	проф. ВБ. Десницкий признал ошибочность
	многих положений своей статьи (неверная,
односторонняя характеристика писателей
прошлого, абсурдное и недопустимое сбли-
жение Горького © реакционными писателя-
ми, с Достоевским и т. д.).

В принятой резолюции ‘ученый совет со-
гласился с оценкой статьи В. Дееницкого,
данной в «Литературной газете», и отметил,
что в деятельности совета, в работе ка-
федр, отдельных научных работников ‘до
сих пор не изжиты аполитичность, ложный
об”ективизм; наблюдается’ разрыв теории ‘с
боевыми задачами современного литературо-
ведения. Ученый совет не стал руководя
щим центром всей научной работы факуль-
тета и ограничивает свои функани лишь
утверждением диссертаций.

Резолюция призывает научных pabotHakos
института к тому; чтобы вся’ педагогиче
ская и исследовательекая работа была’ про.
низана духом большевистской партийности,
непримиримой борьбой с пережитками бур-
жуазной идеологии в науке о литератуое.
	eC
П. ПАВЛЕНКО
и
	Область субтропиков в Советском Союзе
невелика. Следовательно, она должна быть
пепользована как можно эффективнее.
Наиболее отстающими в реконструкции
районами являются горные. Горы еще как
бы в стороне от того бурного преображо-
ния, Которым охвачены равнины. Горы
еще считаются у наё чем-то вроде куста-
рей. О них ходат слухи, что ени, так
	сказать, «нетрактороспособны». Посмотрим.
так ли это? И в качестве примера. возьмем
	культуру винограда.

В Советском Союзе пед виноградом на-

считывается несколько сот тысяч гектаров.
Это и много, и в то же время мало, если ис-
‘ходить из`наших потребностей в. винограде
и его производных. Площадь виноградни-
ков из года в год будет неуклонно расти,
причем наиболее быстро — в предгорных
и горных районах нашего юга. Уже и ее-
годня У нае более 163 тыс. га виноград-
ников расположены в горах, но жители
Грузии, Армении, Азербайджана и Средне-
азиатских республик отлично знают, как
много еще пустырей B их горных ви-
ноградарских районах. Любой крутой скат,
обращенный к югу, сегодня предоставлен-
ный козам, просится под виноградники. На
почве, которая была бы совершенно не-
приемлема для валовых культур, на рас-
каленном шифере, виноград как раз и вы-
дается особенно удачным. Это вербаюд сре-
ди растений, выносливый, терпеливый и
долговечный труженик.
_ В решениях февральского Пленума ЦЕ
ВЕП(б) ‘о мерах под’ема сельского = X0-
зяйства в послевоенный период уделено
место и винограду. Более того — ‘указано,
что, начиная © 1948 г., должен быть воз-
обновлен выпуск специальных машин для
виноградарства. а

В самом деле, каким образом и какими
средствами можно добиться и скорейшего
раснирения площадей под виноградом и
увеличения урожая на уже возделываемых
пломадях, как не се помошью механизапии
`плантанионных работ? Тем более, что
уже с 1948 г. должно было быть поса-
жено только лишь в колхозах 16 тыс. га
новых виноградников.

Но если на равнинах ‘помощь машины
достижима даже иной раз без„применения
специальных орудий (хотя далеко не всег-
да и не во всех операциях), то в горных
районах дело обстоит горяздо еложнее.

Там до сих пор только мечтают о ма-
шине-помощнице, на деле обходясь моты-
той, реже конным плужеом,

Между тем, великолепные орудия ДЛЯ.
	  виноградных плантаций давно существуют
	не только в воображении конструкторов,
но’ и реально. Они прошли в евое время
испытания, были одобрены, рекомендова-
ны и приняты, так сказать, на «вооруже-
ние» и тем не менее совершенно отсут-
ствуют на производстве. /

План увеличения виноградарского хо-
зяйства, утвержденный партией и 1прз-
вительством, из-за этого срывается. Еще в
1938—39 гг. были, например, рекомендо-
	  BAHBI К ВЫЦУСЕКУ Так называемый дизель-
	культиватор и трехрядный агрегат для
культивации и рыхления  междурядий
виноградников рядовой посадки. Орудия
эти заменили бы труд десятков людей, и
аряменение этих орудий на’ трактороспо-
собных площадях: освободило бы хозяйству
несколько миллионов _ человеко-дней, ° не
говоря уже о новышении урожайности.
Спустя гол несколько этих орудий было
выпущено кустарным способом мастерски-
ми винкомбината «Массандра» для своих
нужд. Они работали чрезвычайно успеш-
но. Затем ‘пришла война. 0 машинах не
вепомнили и после февральского Пленума
	Mh BRI(6). Таким образом; благодаря
упущению Министерства вкусовой про-
мышленности (министр тов. Пронин)
государетву нанесен огромный ущерб.
	Освоение новых площадей идет медленнее,
чем следовало бы. Однако Министерство
сельского хозяйства (министр тов. Бене-
Диктов) тоже не проявляет 9собого интере-
сз к машинизации винограларства.
	Между тем работы над созданием ра-
циональных конструкций сельскоховяйст-
венных машин для виноградарства ведут-
ся, как. мы видим, почти десятилетие.
Уже созданы хорошие конструкции глубо-
корыхлителя «Р-80» и плантажного плу-
га «ПП-50». Применение этих орудий в
виде одного агрегата заменяет ручной труд
не менее  400 человек. Экономия гигант
ская! Может быть, хоть эти орудия про-
изводятся? Нет, не производятся.

Существует на Южном берегу Крыма
учреждение, именуемое- Всесоюзным  ин-
ститутомо виноградарства’ и › виноделия
«Магарач». Это забытое своим министер-
ством (Министерство вкусовой промышален-
ности, министр тов. Пронин) учреждение
должно возглавлять научную работу uo
виноградаретву и виноделию решительно
во всех республиках нашего’ Союза, где
только ‘произрастает виноградная Лоза.
Институт «Магарач» “в крохотных мастер-
ских своих, в сравнении с которыми ма-
стерские любой МТС выглядят  заводом-
гигантом, спроектировал и‘ соорудил еще
в 1947 г. несколько новых типов орудий
для наших горных площадей.

Тракторный виноградный плуг <«ПВ-Ё,7»
перепахивает ‘междурядья шириной °в
	  два и два с половиной метра Ha глубину
	де 25 см, одновременно укрывая кусты
‘землей на зиму (работа вразвал) или пе-
‘`репахивая с полуотрывкой (работа вевал).

Ну, а где же этот плуг? Министерство
вкусовой промышленности, в ведении ко-
торого находятся конструкторы, вообще
никак не отозвалось на его появление, &
Министеретво сельского хозяйства заказало
его в количестве‘ 100 штук Заводу им.
Октябрьской революции в Одессе, хотя;
если подходить к вопросу серьезно, плугов
нужно было бы заказать не менее двух-
трех тысяч экземпляров. Заказ. ста машин
выглядел просто анекдотическим, Но лиха
беда — начало. Дело лишь в Том, чт
завод им. Октябрьской революции до сих
пор не ведет даже подготовки к выпуску
этих плугов, и, следовательно, винограл-
ные хозяйства уже не получат к осенне-
зимнему сезону 1948—1949 года не то
что ста; но ‘даже одного плуга, нё будет
их и весной 1949 г. И это в годы напря-
женнейшего развития южных спецкуль-
тур и всего субтропичеёкого хозяйства!

Tor же злополучный . одесекий завод
Министерства ^ сельскохозяйственного  ма-
шиностроения задержал выпуск и другой
жизненно необходимой универсальной ма-
шины «ВУМ-60» конструкции Всероссий-
ского ‘научно-исследовательского инетиту-
та виноградарства и виноделия Министер-
ства сельского хозяйства PCOCP. Между
тем, «ВУМ-60» производит  освежение
плантажа на глубину до 65 см. с. одно-
временным ‘внесением удобрения, выкоп-
кой саженцев; закрывкой, рыхлением и
др. Прекрасная, ‘многообещающая машина.
Но се тоже нет.
	‚ Вонструкторский коллектив инетитутз
«Магарач» создал. еще одно чрезвычайно
полезное орудие — горный сплуг-культи-
ватор «ПЕГ-1,0» для обработки виноград-
ников с шириной междурядий в 1,5 метра.
Плужок ходит на канатной тяге и удобен
на самых крутых склонах, где обработка
гектара вручную требует по меньшей ме-
-pe 60 человеко-дней; он же делает полгек-
тара в день. «ПЕГ-1,0» нужно было бы
для Крыма всего штук 70, и вопрос о не-
хватке рабочей силы в виноградных брига-
дах был бы радикально решен. Плуг
этот настолько прост, что его решили де-
лать своими силами, благо Керченский за-
вод Облместпрома и один из севастополь-
ских брались за него, если им помогут.
произвести некоторые затраты на подго-.
товку, но ни Министеретво сельского хо-.
зяйства, ни Министерство вкусовой mpo-
мышленности участия в деле не приняли.
	юных читателей пленяет ‘готовность до
последних сил бороться с врагами, великое
чувство дружбы и товарищества, верность
‘священной клятве, данной Родине.

«Я люблю этот роман потому, — пишет.
‚дДесятикласенииа А. Блок,—что о каждом
из его героев можно сказать: это— Человек!
Я люблю эту книгу за то, что, когда чи-
таешь ее, =—— большая, хорошая гордость
наполняет душу, гордость за страну, ко-
торая вырастила таких людей, гордость за
людей, которые победили смерть. Хочется
крикнуть на весь мир: «Это счастье, что
‚Я живу в такой стране. Смотрите, какие
У нас люди!» Читая эту. книгу, хочетея
стать достойной молодогвардейцев, хочется.
стать такой же, как они». ,

` Характерно, что, любуясь мододогвардей-
цами, восхищаясь их подвигами, выдерж-
ВОЙ, силой води, чувством товарищества,
понимая, что «не пасть духом, не расте-
ряться в тяжелые дни отступления, а
взять в руки оружие, — это не так про-
сто, как кажется», — никто из авторов
сочинений не удивляется героизму врасно-
донцев. Важдому из них ясно, чго и Олег,
й его товарищи «просто не могли евбе
представить, чтобы в такое тяжелое вре-
мя для страны можно было . поступать
иначе» (из сочинения В. Белецкой), Еете-
ственно убеждение, что «если враг снева
захочет завоевать нашу. страну, миллис-
ны таких, как Уля Громова, Олег Боше-
вой, Люба Шевцова, Сергей  Тюленан,
встанут на путь борьбы, — и отступят
Тогда недруги перед великой силой вовет-
свого народа» (сочинение С. Смирновой).

Чрезвычайно любопытно и характерно
для нашей молодежи, для ее взглядав и
идезлов отношение к литературным героям
пронитого. Вак правило, любимыми оказы-
ваются герои, обладающие качествами. ко-
торые в чем-то роднят их с людьми се-
годняшнего дня. Две девушки из разных
классов почти одинаковыми словами гово-
pat о князе Андрее Болконском из «Вой-
ны и мира». «Жажда жизни... ‘горячее
желание быть полезным своему наролу а
родине... непоколебамая вера в силу рус-
ского духа... мечта об общественной — тея-
	тельности, полезной для русского государ:
	ства» —~ BOT черты, которыми близвЕ ге-
рой Толстого советской молодежи. Hs. пи-
тидесяти с лишним сочинений не. менее
		ТИН
	`’СВЕГЛЫЙ МИР
	«Вогда смотришь пьесу Горького «Дети
Солнца», то кажется, будто говоришь 0
жизни с большим, умным, сильным чело-
веком... Горький, как мудрый . руководи-
тель, помогает стать на правильный путь,
по которому нужно. итти, чтобы потом не
было мучительно больно за бесцельне иро-
житые годы. Все лучшее подымается co
дна души... И хочется пройти через жизнк,
не только не утратив то хорошее, что’ в
тебе заложено, но, наоборот, выявить и
	развить Все свои человеческие. возможнэ-
	сти...» у
Чатаешь эти строки, автору которых
немногим больше семнадцати лет, и -HO-
060б0му ясно понимаешь, чем является ли-
тература для нашей молодежи, какое от-
ромное влияние оказывает она на’ форми-
рование ее характера, взглядов, мирооту-
щения.
	«Пусть каждая из вас напишет о своем
	любимом произведении ‘или литератур:
ном герое», — такая ‘тема класеного
сочинения была предложена ученипам
	двух десятых классов 131-й  московекой
школы. И вот передо мной большая пачка
ученических  тетрадок—ответы, написан-
ные торопливым почерком (два урока —
это ведь меньше двух часов, а сказать хо-
чется так много!). В них мыели и чув-
ства, которые рождают у молодого чита-
теля произведения любимых писателей,
требования, пред” являемые ими к литера-
туре.

Да, они знают, чего хотят от литерату-
ры, эти еще совсем юные читательницы.
В литературе они ищут ответа на боль-
шие и важные жизненные вопросы, в ля
тературных героях хотят видеть 05-
разны для подражания, и больше всего
ПНИ благодарны писателю, если его КНи-
га помогает воспигывать благородные чув-
ства и стремления, является учебчиком
Жизни. /

_ «Как только я услышала о том, 9то вн-
Шла новая книга преателя Б. Полевого
«Повесть о настоящем человеке», — пи-
шет в своем сочинении Л. Ганиченко,—Я
постаралась ее как можно скорее достать
	H прочитать... Меня заинтересовало назва-
ние книги. Много раз до прочтения этой
ЕНИГИ Меня волновал вопрос о том, каким
должен быть настоящий человек; человек,
сильный и истинно полезный Родине. И я
себе составита вполне определенный ‹ образ
такого человека, видя в нем‘ идеал, в. Ко-
торому должна стремиться, Теперь у` меня
в руках была книга, в. которой я думала
найти подтверждение своим мыслям. И это
предположение вполне оправдалось...х

А другая девушка—В. ‘Глазунова свою
работу `0б этом” же произведении заканчи-
вает такими словами: «Бываеф трудно, и
вспоминаешь образ Мересьева. Ведь ему
было очень трудно, но он ‘выдержал ино:
бедил. Это человек, ‘у которого многому
НУЖНО ПОУЧИТЬСЯ». т
	Так глубоко конкретным содержанием
наполняется в сознании юных читателей
мудрое сталинское определение: писатели—
инженеры человеческих луш. Наша моло-
дежь благодарна Николаю’ Островскому за
его Павку Корчагина, чья жизнь — вдох-
новляющий пример беззаветного служения
делу коммунизма, TI. Павленко за его
Воропаева из романа «Счастье». Она
благодарна А. Фадееву за созданные им
с огромной жизненной  убедительностью
образы молодых  краснодонцев, которые
«стоят, перед глазами; их понимаешь, у них
учишься» (из сочинения И. Кузнеповой).

Восхищение и любовь авторов сочинений
вызывают прежде. всего. те стороны харак-
теров литературных героев, которые свой-
ственны подлинно советеким людям, BoC:
питанным нашей большевиетской партизй.
В Мересьеве они любуются его железной
волей и беззаветной преданностью Родине:
В герое павленковского «Счаетья» —Воро-
паеве - десятиклассницу Г. Иишову  вос-
хищает прежде всего то, что «на первом
плане у него работа, люди: в первую оче-
редь он стремится устроить жизнь других,
a потом евою». Т. Гайлит считает харак-
терной чертой большинства тероев «Кру-
жилихи» их «любовь к труду, пелеустрем-
ленность, нерозможность жить без нужное
го, полезного дела». В молодогвардейцах
	Ло следам выступлений ‹Литературной  газеты»
	_ «РЫЦАРИ» ЕДИНОГО ПОТОКА»