В. В. ЕРМИЛОВ, ‚ой 6

OCBYIO TEOPHIO

JHTC!
	жизнь рабочего класса и его борьба пред-
оставляют с060ю сочетание суровой и, трез-
вой практической работы, с величайшей
героикой и грандиозными перспективами,
Именно это сочетание и является источ-
Ником поэтичности нашей жизни, именно
оно и делает нашу действительность пре-
красной, впервые сливая идеал красоты,
эстетики с реальностью. 2.
‚ У нас ‘порою еще сказываются: пере-
житки ^ вреднейнгих. о идеалистичееких ‚и
вульгарно-механиетических воззрений, про-
тивопоставляющих . эстетику-—жизни; кра-
соту.— реальности. .Так,. недавно . приз
WI0Ch столкнуться с нигилистичеекой по-
зицией тов. В. Сарабъянова, выдвинувше-
TO следующее положение: йе
«Искусствоведческие теории, утверж-
дающие, что об’ектом искусства яваяется
‘прекрасное, -— это пройленная  стуцень.
	00`ект искусства —— жизнь, И МЫ ДОЛЖНЫ
	требовать от искусства, чтобы оно в ху-
дожественных формах отражало жизнь,
отражало нашу эпоху»?
	Рассуждения такого рода находятея на
чрезвычайно низкой «етупени» по срав-
нению с тем уровнем, которого достигла
русская революционно-демократическая
эстетика, чьи традиции мы наследуем и
развиваем. Пренрасное — это жизнь Вы-
двитзя этот свой знаменитый тезис, Чер-
нышевский не противопоставлял прекрас-
ное — жизни, подобно. ликвидаторам кра-
соты вроде тов. В. Сарабъянова, & стре-
мился к слиянию эстетики и реальности.
Белинский учил художников находить и
утверждать поэзию жизни. Великие кри-
тики выразили завон ` демократического,
реалистического искусства, котороё, в от-
личие от старого романтизма, стремилось
открывать красоту самой лдействительно=
		1. ПРЕКРАСНОЕ—ЭТО НАША ЖИЗНЬ!
	5 предшествующих статьях‘ мы обпа-
ривали точку зрения тех теоретиков и кри-
тиков, которые исходят в своих рассукде-
	‚ ниях о социалистическом реализме‘ и ре-
	волюциовном романтизме He из особенно-
стей нашей живой действительности, опре-
деляющей стиль и метод советской литера-
туры, а из отвлеченных,  «извечных»,
внеисторических литературных ° понятий
реализма и романтизма. Эта позиция, епо-
собная увести нашу литературу и ee reo-
рию от современности, связана, как мы
видели, со свовобразной лжеромантической
‚тенденцией, проявившейся в статьях неко-
`тмрых критиков п теоретиков. Они подме-
няют социалистический реализм — роман-
тизмом, фактически отождествляя реводю-
ционный романтизм советской литературы
6 романтизмом _ старого типа,  об’являют
чуть ли не весь старый романтизм «про-
треесивным» или «революционным». Это
противоречит тому определению социали-
стического реализма и революционного po-
мантизма, которое было дано’А. А. Ждано-
вым. Указав, что революционный роман-
тизм является составной частью. метоза
советской литературы, товарищ А. А. Жла-
нов подчеркнул, что наша литература сто-
ит обеими ногами «на почве реальной
ЖИЗНИ... На твердой материалистической
«нове» и чт0 это «означает разрыв © ро-
мантизмом старого типа, с романтизмом,
который изображал  несуществующую
’жизнь и несуществующих героев, уводя
читателя от противоречий и гнета жизня
в мир несбыточного, в мир утопий». При-
веденная характеристика, в разной мере,
относится ко многим писателям ‘прошлого,
чей романтизм некоторые наши теоретики
об’являют «прогрессивным» или «револю-
Ционным», в частности, к тому же
Диккенсу, романтизм ‘которого был направ-
лен на смягчение «противоречий и гнета’
жизни»; Критики, ориентирующие наших
писателей на учебу у романтизма старого
типа, поднимают на щит слабые стороны
прежней литературы, которая была сильна
прежде всего своим реализмом,
	Разобранные нами теоретические схемы.
16 уживаются ни с ленинеким принципом
отражения действительности, ни в ленин:
ским принципом большевистской партий-
ности литературы.

Мы видели, что сторонники критикуе-
мой нами точки зрения «выводят» ромап-
тическое начало не из отражения в литез
ратуре об’ективной действительности, а из
‹привнесения» ‘романтизма в изображение
жизни. Романтическое ‘начало как бы ва-
мозарождаетея в глубинах «духа» худож:
ника. Недоверие к реализму об’ективно. пе-
реплетается у некоторых критиков ис
недоверием в действительности, поскольку
они зовут художников «дополнять» изобра-
жение жизни романтизмом, вместо того,
чтобы помогать- художникам раскрывать
героическую, романтическую сущность Ca+
мой нашей жизни.
	Нринции”^ большевистской - партийноёти
литературы — коренной принции социа:
тистической эстетики — требует от лите-
ратуры участия в борьбе за осуществле-
ние послевоенных сталинских пятилеток,
за ‹ скорейшее ° построение коммунизма.
Принцип партийности ‘требует от литера-
туры и ее теории активного участия в из-
менении, созидании действительности. Эту
цейственную природу социалистической
эстетики особенно глубоко понимали и
чувствовали Горький и. Маяковский.
Мысль Ленина, высказанная в письме к
Торькому, 0 TOM, что, нё зная дел, совер-
шаемых людьми, можно понять людей
только внешне, была очень близка горь-
ковскому пониманию задач литературы.

«Социалистический резлизи, — говорил
Горький, — утверждает бытие как дея-
ние, как творчество, цель которого — не-
прерывное развитие ценнейших индивиду-
альных способностей человека ради побе-
ды его над силами природы, ради его зд0-
ровья и долголетия, ради великого счастья
Жить нё’ земле, которую он сообразно не-
прерывному росту его потребностей хочет
обработать всю, как прекрасное жилище
человечества, об’единенного в. одну семью».

Недавно все мы, с чуветвом безгранич-
Ной гордоети и радости за партию боль-
шевиков; за нашу  победоносную Родину,
прочитали, взвешивая каждое ёлово, исто-
	‚ рическое ‘постановление <0 плане полеза-
	щитных лесонасаждений, внедрения траво-
польных севооборотов, ‘етроительства пру-
дов и водоемов для обеспечения высоких Ч
устойчивых урожаев в степных. и лесо-
степных районах европейской части CCCP»:
Слециалисты-ученые изучают это поста
новление с точки зрения различных наук,
практики делают ‘свои выводы. Хуложни-
ки особенно глубоко чуветвуют красоту
преображения родной земли, романтиче-
	скую поэзию небывалого размаха творче-
	ства, созидания, которым проникнуто п9-
становление. ‘Эта романтика тем более уБ-
лекаст и захватывает, она тем более ро-
мантична, ‘чем более научна,. реалистична.

Романтизм в нашей действительноети—
а, значит, и в литературе — вытекает из
величия наших реальных дел, из размаха
нашего повседневного,  трезво-деловятиго,
сурового, будничного труда, из широты
открывающихся перед нами’ пербиектив.
Для Горького романтизм советской литеза-
туры был прежде всего романтизмом
деяния, — иными ° словами,  романтиз-
мам реальности. ‘Литература должна ра-
крывать кряссту и величие дел, соверитае-
мых советскими людьми, давать на языке
поэзии большевистскую партийную. оценну
цействительноети, участвуя в 6 созида-
нии, И наши теоретики должны утверж-
дать романтику ‘нашего великого истори-
ческого дела, они должны не призывать к
учебе у старого, бездейственного, оторван-
ного 07 жизни, от борьбы и созидания ро-

мантизма, а бороться с его влияпиями в’

литературе.

Эти влияния всегда влекут за с5б0ю
творческие провалы: и неудачи. Достаточно
вепомнить хотя бы повесть «вое в эте-
пи» 9. Казакевича, Автор. искусственное

ss i 4S MoO &

>

3 ft et

wom Bw
	{:«Литературная газета» №№ 89, 78, 74.
	выключил своего героя и его «спутника»,
символически выражающего Смерть, из
всего «внешнего мира», сведя содержание
повести к борьбе некоего Зла и некоего
Добра в сознании  гброя. Автор всячески
стремится ‘«романтизировать» своего героя
и его непреклонного, ‘`неумолимого, зага-
дочного «епутника», ‘он погружает Bee
‘произведение в. атмосферу библейски-
торжественной символики, вводит, по ано-
валипсичеким ассоциациям, ` образы сим-
волических коней -—= белого’“и черного. И
всё это еще более ‘отталкивает от повееги,
раздражая искусственным романтизмом,
Разумеется, весь этот ложный, фальши“
вый «методу являетея ‘оборотной стороной
главной—идейной ошибки ‘автора, идез-
лизирующего человека малодушного, ви-
HOBHOrO в гибели пелой ливизии. Ho omnb-
	самом деле, порочность повести «Двое в
степи» заключается прежде всего в TOM,
что автор хочет. вызвать у читателя сяч-
патию и сочуветвие к своему‘ герою, даже
внушить мысль о какой-то душевной «кра-
соте», советских качествах этого героя, не
показывая красоты реальных” дел, совер=
шенных им, больше того. показывая
ero безобразный поступок. Эта ошибка. яв-
ляется одновременно и идейной, и мораль-
ной, и эстетической. Главный художест-
венный «прием» повести состоит в том,
что автор заменяет приговор‘ того’ военного
трибунала, который должен судить героя,
внутренним моральным «трибуналом»
в душе героя, который сам осуждает себя,
& автор, именно потому, что герой осудил
себя, — морально оправдывает его. ‘Это
отвлеченное морализирование не имеет ни-
чего общего с большевистекими,  партий-
ными моральными оценками, так же как
не имеют ничего общего с социалистиче-
ской эстетикой, с методом социалистиче-
ского реализма идеализация, романтизация
человека в отрыве ог его реальных дел,
от борьбы, от действия, а тем более (как
это имеет место в повести) в противоречии
с его делами и поступками.
	Блияния старого, бездейственного, от-
влеченного романтизма оказались  губи-
тельными для талантливого писателя,
который так порадовал читателя своей чу-
десной «Звездой». Это должно послужить
предметным уроком для тех теоретиков,
которые’ конструируют свой определения
социалистического реализма и революци-
онного романтизма в отрыве от реальной
действительности, покидая тем’ самым ма-
териалистическую основу, нашей социали-
стической эстетики. Товарищ В. М. Моло-
тов ‘указал-в своем докладе на торжествен-
ном заседании Московского совета 6 нояб-
ря,. что дискуссия по вопросам биологии
«подчеркнула творческое значение мате-
‘риалистических принцииов для всех обла-
стей науки». Это, несомненно, ‹ относится
и к области эстетики.

Значит ‘ли, однако, все сказанное, что
можно считать случайным или  незначи-
тельным самый факт усиления теоретиче-.
‘ского’ интереса ‘у наших пибателей к про-
блемам романтизма? He  проявилиеь ли
здесь — хотя и в ложной, искаженной
теоретической форме — и некоторые
положительные,. жизненные запросы и
потребности  сегодняптнего развития на-
шей  литературы?. Думается, что. дело
обстоит именно так. Ис вина-  иеко-
торых теоретиков о усугубляется тем, чте
они не оказались на уровне -CBOWX 3a
дач, не емогли очиетить здоровое, творче-
ское ядро от заблужлений, а вместо этого
слепо пошли за писательскими теоретиче-
скими заблуждениями, создав даже нечто
вроде лжеромантической «тиколки» в кри-
THERE.

В усилении интереса к вопросам роман-
тизма сказались большие процессы, про-
исшедшие в послевоенной литературе. Ha-
ша литература - окончательно расирости-
лась с влияниями буржуазного, низменно-
го налурализма, себрой прозаической бы-
товщины, с0 всеми` стремлениями, под
флагом об’ективистского бесприбтрастия и
«беспартийности», фиксировать исЕЛЮЧИ-
тельное внимание на пережитках старого,
смотреть на советоких людей «бзади», упо-
требляя выражение тов. А, Фадеева. Тите-
ратура резко отмежевалась от всего чого,
	атурыи:
	ОВАВИЯ.
К СОИСКАТЕЛЯМ УЧЕНЫХ СТЕПЕНЕЙ
		Статья «Конвейер диссертаций» Я. Френ-
келя и 9. Кенюс, опубликованная в`по-
радке обсуждения в № 50 «Литературной
газеты», вызвала ‘большое количество
откликов. Часть из них была помещена
на страницах нашей газеты. Основные
мысли других читателей по вопросу
о том, как улучшить подготовку и атте-
стацию научных кадров, были изложе-
ны в: обзоре писем, напечатанном в № 89
«Литературной — газеты». Публикуемая
ниже статья подводит итог обсуждению
и рассказывает 0 практических меро-
приятиях, принятых Министерством выс»
шего. образования .COCP. „Эти  мерьь
несомненно, помогут устранить‘ недоче-
ты в работе’ аепирантуры и практике
прасуждения ученых стененей. +
	Советское государство широко открыле
	народу путь к образованию и науке. Око-
no 15 лег назад, с ‘пелью_ поошрения
	`Научной работы и новышения квалифика-
	ции научных и педагогических кадров,
правительство установило для научных pa-.
ботников ученые степени и звания. Атте-
стации кадров советской науки был при-
дан государственный характер.
Докторские диссертации, получившие
одобрение Высшей аттестационной комис-
сии, как правило, являются крупными
работами, вносящими ценный вклад в
развитие советской науки. .
Однако в практике ‘присуждения уче-
ных степеней и званий имеется еще He-
мало недостатков, которые явились пред-
метом критики на страницах «Литератур-
ной газеты». Эти недостатки приводят Е
тому, что в ряды советеких -ученых про-
никают иногда люди случайные. не спо-
	водные к научному творчеству.  Ответ-
ственность за это, прежде всего, ложится
на ученые советы вузов и научно-
исследовательских институтов. Отсутствие
организованной работы с диссертантами,
развернутых  дискумий и критики
в процессе защиты диссертаций, недо-
статочная активность членов советов и на-
рушение правил—все это свидетельствует
0 слабой работе многих ученых советов.
Некоторые из них либерально, а порою
безответственно относятся к оценке работ
соискателей. . a

Существенным недостатком. некоторых
диссертаций являются слабая ‘разработка
важнейших вонросов. советской науки. и
социалистического строительетва, OTXOR OT
актуальных проблем современности. B
диссертациях отдельных соискателей про-
является раболепное преклонение перед
иностранщиной,

Высшая аттестационная комиссия при
Министерстве высшего образования СССР
еще слабо контролирует деятельноеть -с0-
ветов институтов; подчас ограничиваясь
‘только отменой’ незаконных решений
и осужденнем ошибок, обнаруженных
в уже защищенных диссертациях.
Высшая аттестационная комиссия слабо
следит за тем, как организована работа е
диссертантами в институтах, насколько
‘актуальна тематика подготовляемых в 38-
щите работ, как проводится самая защита
диссертаций на ученых советах н т. д. _

Далеко не веегда удовлетворительно ра-
ботают экспертные комиссии BAR, роль
  ROTOpHIX, Kak известно, чрезвычайно Be-
лика. Нередко ‘экспертные. ‘комиссии. He
дают развернутых и убедительных заклю-
‘чений по диесертациям, подолгу  задер-
живают евой отзывы. В практике работы
советов институтов и Высшей аттестаци-
онной комисени но присуждению ученых
степеней и званий имеется немало и дру-
тих недочетов.

‘Однако Министерство высшего образо-
вания СССР считает, что все эти’ нело-
CTaTRH He являются следствием каких-ли-
бо пороков существующей у нас системы
‘аттестации научных кадров.  Министер-
	  ство разделяет мнение тех читателей «Ли-
	тературной газеты», которые находят, что
авторы статьи «Конвейер диссертаций»
Я. Френкель и 9. Вонюс <олишком мрач:
ными красками рисуют действительность,
преувеличивают значение «потока»  пло-
‘хих диссертаций, принимают частное за
‘общее и опорочивают. всю  вистему подго
товки кадров»,

Состоявшийся недавно пленум Высшей
аттестационной комиссии подвел итоги
своей работы за год, обсудил: материалы,
‘онубликованные в «Литературной газете»,
и принял ряд практических мероприятий,
направленных на улучшение. дела аттеста-
ции @оветских ученых, -

`Выешая аттестационная комисеня: отме-
тила; что’ «Литературная’ газета» правиль-
но отражает мнение научной обществен-
ности; настаивая на усилении контроля за
присуждением ученых степеней и пред’яв-
лении к соискателям более высоких требо-
ваний. Диссертации, защищаемые в сове-
тах вузов и научно-иселедовательских
институтов, должны представлять с060й
труды, действительно пенные для теории
И практики.

Пленум подчеркнул, что советские yue-
ные, которым доверяется оценка диссерта-
ций и научной квалификации соискателей,
несут большую ответственность перед. то-
сударством и народом и не должны допу-
скать засорения кадров советской науки—
	самой передовой в мире — случайными
людьми.

Для того. чтобы была обеспечена пра-
вильная оценка. научных трудов соиска-
телей ученых степеней, защита.. ‚диссерта-
ций должна проходить как широкий нз-
`учный диспут, на котором соискатель за-
‘щищает выдвинутые‘  им’новые ‚положе-
ния и идеи. Развернутая ‘критика являет-
ся непременным условием повышения ка-
чества. научных , работ и правильного
суждения 0 квалификации. соискателя.

Для более пгирокого. привлечения. науч-
ной общественности к-участию в публич-
ной защите диссертации решено заблат-
‘временно ‚размножать _разверяутые тезисы
диссертаций ‘в количестве до 200’ эк-
земпляров и рассылать их’ специалистам
соответствующих областей науки и заинтеч
ресованным учреждениям.

Изменен также и порядок назначения
официальных опионентов. Тенерь они бу-
дут утверждаться учеными советами‘ по
‚рекомендации соответствующих ‘кафедра
лабораторий и отделов институтов. Уточ-
нены права ученых советов институтов по
‘приему диссертаций. - Установлено,. - что
Право приема кандидатских диссертаций
советы имеют” лишь при ‘наличии в своем
составе не менее трех докторов - данной
_областя науки, а для приема докторских
диссертаций — не менее семи докторов
‘данной области науки. В случае отсут
CTBHA B составе совета необходимого коли-
чества крупных спепиалистов по опреде-
ленной области знания, Высшая аттестаци“
онная комиссия будет кооптировать в ©0-
став совета специалистов из других науч-
ных учреждений.

Утверждены строгие сроки прохождения
	дел в Высшей аттестационной комисии.‘

Установлено, что эти’ сроки должны быть
не ‘больше 3-8 месяцев; в зависимости
от характера нАучной работы.

Решено усилить. контроль 3a pasorok
советов по присуждению ученой степени
кандидата наук. путем рассмотрения
большей части кандидатеких диссертаций.
в порядке проверки эвспертными комис
сиями и референтами Высшей аттестаци-
онной  вомисени. Советы институтов
предупреждены о том, что в случае нару-
‘шения ими установленного порядка защи-
ты диссертаций будет поставлен вопрос: в
	лишении их права приема диссертаций на
	соискание ученых степеней.
Серъезного внимания заслуживает кри-
ТИКа «Литературной Тазетой» нелоетатков
	B подготовке научных калров через аси-_
	рантуру.
Товарищи, высказавигиеся по а 30-
	просу, правильно’ отмечают, что из аспи=.
	рантуры должен быть окончательно изгнан
лух TIROIADCTBa, что аепиравтам олжны
	пух школяретва, что зспирантам должны”
быть возданы весе условия IIa  самостоя= --
	тельной творческой работы. т

Партия и правительетво уделяют поз
стоянное_ внимание ‘аспирантуре. Цент
ральный, Комитет ВЁП(б) и Совет Мини
erpos: CCCP совсем недавно приняли реше
ния 06 улучшении дела. подготовки науч-
ных кадров. через. аспирантуру.

Этими решениями определены, В част
ности; ‘четкий порядок ^ комплектования
аспирантуры, сроки и методы обучения в
ней. Между тем, некоторые предложения,
высказанные читателями  «Иитературной
газеты», явно противоречат: ‘указанным
выше решениям. и потому не могут быть
приняты. Задача состоит сейчае не в том,
чтобы выискивать новые формы работы
аспирантуры; а в том, чтобы на основе
указаний ЦЕ ВЕП(б).и Совета Министров
CCCP добиться решительного улучшения
дела’ подготовки научных. кадров.

`Вее перечисленные мероприятия  на-
правлены Е улучшению практики  при-
суждения ученых степеней и званий и Е
борьбе © теми изврашениями правитель-
ственных решений, которые имели место.

`Предложение жё авторов статьи «Еон-
вейер диссертаций» тт, Я. Френкеля и
9. Вонюс о замене. существующего поряд-
ка присуждения ученых степеней и зваз
ний решениями специальных жюри. при-
знаны неверными, ‘отстраняющими от эточ
го важного дела общественность и госуз
дарственные организации. -

Обсуждение на страницах «Литератур-
ной газеты» вопросов 0 TOM, кав\удуч-
шить практику подготовки и аттестации
научных кадров, привлекло внимание об-
щественности и; несомненно, сыграло поз
ложительную ‘роль. Практические меры;
принятые `ВАЕ в свази co справедливой
критикой недостатков, помогут их устра-
ненню. И в дальнейшем большевистекая
критика недочетов ° будет. ‘способствовать
роету и совершенствованию научных pa-
ботников, призванных решать важные за=
цачи советской науки, социалистического
строительства, es
	заместитель министра высшего обра-
зования СССР проф. А. ТОПЧИЕВ
Члены президиума Высшей аттеста-

IHOHHOH - KOMHCCHH Е
академик А. БЛАГОНРАВОВ

акалемик A. ТЕРПИГОРЕВ
	пример, большая часть жизни Фикулнуса
посвящена продаже сахара, пряностей и
сыра; Каузидикуе проводит время над за-
ныленными томами . литературных произ-
ведений; Сарториус: сидит, скрестив  но-
ги; На своей доске и снимает мерку е
джентльменов для пошивки сюртуков и
брюк. Что, сможет рассказать романист о
профресиональном быте всех этих людей?..
Писатели не могут вводить в свой истории
подробности таких профессий, как ‘адво-
Катура, игра на бирже,  полемическая
теология, пошивка белья, портновское ре-
месло, аптекарское дело и т. п. Все, что
может сделать писатель-—это изображать
‘поведение людей вне их профессий, изобра-
жать их страсти, любовь, смех, развлече-
ния, ненависть и т. д. и возможно лучше.
описывать их, не касаясь деловой стороны.
жизни... Поэтому, хотя большинетво опи-
сываемых нами лиц занято серьезным де-
лом и работает в определенных  професси-
ях, мы сводим с ними читателя только
тогда, когда они не заняты и He ра-
ботают». oo С

Таким образом, все, что было связано,
с деловой сферой, с трудом, с -государет-
венной, политической, общественной жиз-
НЬЮ, ВЫЕЛЮЧалось. из области поэзии, эс-
тетики. Только военная доблесть Ja. pa-
дости и муки любви представлялиеь. ху-
дожникам поэтическими островками. в мут-
ном море прозаической, пошлой повседнев-
ности. Коммерция и политика были. «гряз-
ным делом», труд был не одухотворен,. не
наполнен внутренним смыслом и означени-
ем. Государство  подавляло человека. Ли-
тература критического реализма ХХ ето-
летия равнодушно ‘проходила мимо  вели-
ких научных открытий, сооружений. и
строек своей эпохи, с недоверием, -& то ис
отвращением относилась к буржуазному
прогрессу. Художники не могли не ви-
деть, что этот прогресс служит” в руках
хозяев буржуазного мира наживе; порабо-
щению и истреблению людей.

Русские революционно-демократические
писатели находили источник ‘поэзии, кра»
соты, правды — в жизни народа, в ero
борьбе против  рабетва. Для  Белин-
ского «поэтической действительность»
был всенародный патриотический под’
‘ем 1812 тода, _ декабристекое движе-
‘ние, крестьянские бунты и восстания. Но
патриотическое единство народа в Отече-
ственной войне против иноземного наше-
CTBHA было кратковременным: совершив
подвиг, народ получал в награду усиление
`крепостнического гнета. Народная жизнь
была придавленной, вызывала у ХУдож-
ников. боль и муку контрастом своей мо-
ральной. красоты и правды с угнетением,
насилием, рабством, ложью. Конфликт поэ-
SHH с непоэтической действительностью
предетавал, как одна из. форм главного
конфликта — угнетателей и угнетенных,
‚эксплоататоров и эксплоатируемых. Tesue
Чернышевского: прекрасное — это жизнь!
— имел в виду ту духовную красоту на-
рода и его идвалов, которая существовала
в реальной действительности и должна бы-
ла расцвесть в будущем вместе е победой
‘над поработителями. .

В нашей советекой жизни поэзия, ро-
мантика, стала самой действительностью, у
нае нет конфликта ` прекрасного и реаль-
ного, и поэтому у нас художник ищет ис-
точник красоты и романтики не в ст0ро-:
не от общественной жизни, от дела и. тру-
‘да, от профессий со всеми их подробностя-
ми. В этом, решающем отношении  социа-
листический реализм прямо противополо-
жен критическому реализму. Социалиети-
ческая эстетика считает невозможным ху-
дожественное изображение человека вне
его дела, вне его TDYHa, овеянного поэзией

социализма.
	Маяковский был первым поэтом, кото-
‚рый всеми образами’ своего творчества
сказал, что вся будничная «проза» совет-
ской жизни поэтична. Невиданно расши-
рилась область прекрасного, В сферу поэ-
зин впервые вошла и вся повседневная
жизнь государства, и все «обыкновенные»,
«прозаические» дела, и техника, и наука.
‚У каждой профессии появилась своя ро-
‘мантива. В`этом было новаторское величие
Маяковского. Он явился создателем новой
‘поэтики — партийной поэтики утвернае-,
ния соцпализма, утверждения всей «про-
ие жизни, прозы, ставшей поэ-
зие
		Для нас, в нашу эпоху, тезие Черяы-
шевского о ‘том, ‘что прекрасное — ‘эт
жизнь. мысли Белинского о поэзии жиз
	HH наполняютея новым содержанием. Нре-
	красное — это наша живая социалистиче-
ская действительность, ‘наше’ победоносное
чвижение к коммунизму, вдохновляемое и
руководимое партией Денина-—Сталина.
	«Чтоб поэтически ‘воепроизводить дей-
етвительность, — писал Белинский, —=
мало одного природного таланта, — нуж-
но еще, чтоб под рукой поэта была поэ-
тическая действительность». а
	История прежней литературы представ-
ляет собою историю’ ‘непрерывного кон-
фликта: между поэзией, идеалом красоты,
© одной стороны, и непоэтичеекой, грубой
прозой жизни — с другой стороны. Й все
Же. худложники-реалисты настойчиво иска-
ли романтику и поэзию в рёальной : Жиз-
НИ.

Возьмем для примера художников эпохи
Возрождения. Люди типа Бенвенуто `Чел-
лини воспринимали свою современность,
как глубоко поэтическую, наполненную
истинным . драматизмом, увлекательными
возможностями для проявления сил лич-
ности и тем самым—для искусства. Про-
заическая, циничная сторона нового, уста-
навливавшегося исторического — порядка

‚еще отстунала в сознании. художников на  .
задний план по бравнению. 6 радостью 0е-  2
	вобождения OT феодальных. пут. Энгельс
писал 0 деятелях Возрождения, что они
«были чем угодно, но только не буржуазно-
ограниченными. Наоборот, ‘они были более
или менее обвеяны авантюрным характером
своего времени... Они почти все живут вее-
	ACEO а интересами своего времени, принимают
-иеко- 1 участие в практической‘ борьбе. становятся
	Участие в практической‘ борьбе, становятся
на сторону той или иной партии и борют-
CH, кто словом и пером, кто мечом, а кто ий
тем и другим. Отсюда та полнота и сила
характера, которая делает из них цельных
людей» 3.
	Но новый буржуазный . строй сразу же
принес 6 собою, на смену. прежним фео-
дальным авторитарным скренам; не только
гуманизм; а и новое; неслыханное, «yco-
вершенствованное» ` зверство,; аморальноеть;
Гуманизм Отелло и цинизм Яго — таковы
были две стороны, два полюса, два лика
эпохи. Столкновение высокого мира Отел-
ло © низменным миром Яго, этого шахма-
	THCTA преступления. было и етолкновени-!
	ем поэзии. с 0езобразной прозой жизни.
Торжествовала зловещая проза; растоптав-
шая ‘красоту; тармонию, человечность:
Предемертная песенка Лездемоны была to-
	ской самой поэзии, предчувствием -гибели  5 повести в. 1алина $6 Донбассе» ди-
поэтического мира; поэтической мечты: ректор вавода; инженер-металлург, гово-
	поэтического мира; поэтической мечты;
Всё более обнажавшаяся перед худож-
	PUT; ATO ‹еели внимательно вглядеться; то
можно всюду увидеть поэзию. — В каж-
дом, об’екте; — сказал он. — И на чет-
вертой мартеновской печи; и на домен-
ной... Нужно только лучше смотреть». -

Хуложники принлого мечтали о поэти-
ческой действительности, рвались к ней,
страдали и мучились тем, _ что она униже-
на, подавлена в реальной жизни. У co-
ветских художников — «под рукой» тор-
‚жествующая; одерживающая все новые и
новые победы, весомая; зримая; могучая
поэтическая действительноеть социализма:
Надо уметь видеть ее повсюду, «в каждом
0б’екте»...

Удача молодого писателя В. Ажаева,
автора романа «Далеко от Москвы», и за-
ключается в том, что он умеет видеть поз-
зию в «каждом об’екте» производственного
труда.

Автору явно. нехватает мастерства, On
сбивается порою на наивность, особенно
в изображении личной жизни героев.
Язык персонажей часто безличен, автор-
ская речь также далека от яркости. Ха-
рактеры многих героев очень мало инди-
видуализированы. Сюжет «Далеко. от Мо-
сквы» прямолинеен, как нефтепровод, про-
кладываемый героями романа: ход; сюжета
й ход строительства нефтепровода  полно-
стью совпадают.
	Чем же так волнуют нае эти страницы,
почему роман увлекателен? Почему нам
становятся интересными и близкими все
технические подробности  строительетва,
все споры на производетвенных совещани-
ях? Почему мы испытываем поэтическое
ощущение при чтении романа: являющего-
ся, в сущности, не чем иным, как художе-
ственно претворенным, большим производ-
ственным отчетом о сооружении скороет-
‘ными, новаторекими методами нефтепрово-
да на Дальнем Востоке в суровых уелови-
ях Великой Отечественной войны?
	Продолжение в следующем номере.
	что принижает человека, от всех влияний   А
птиаеавтин Tarananpa: никами прозаическая сущность хазяина
	нового  общества—буржуазии-—порождала
множество разнообразнейших форм непри-
миримого конфликта между поэзией и
буржуазной  действительностью. Один из
последних крупных представителей крити-
ческого реализма — Дж. Голеуореи вновь
расеказал об этом конфликтё в «Саге о
Форсайтах»: красота жизни, воплощенная
в образах неувядаемой Ирэн и ве сына,
не может ужиться © Форсайтами, пред-
ставляющими буржуазную прозу жизни.
Форсайты, — в лице Сомса, его дочери, —
жадно, по-собственнически, хищно хвата-
ют красоту, терзают и насилуют ее, & она
C отвращением и ужасом бежит от них.
Столкновение мечты и красоты е про-
зой буржуазной действительности, трате-
дия крушения иллюзий — едва ли не
главная тема всей мировой литературы
критического реализма. «Утраченные ил-
люзии» были «обыкновенной историей».
	Вся’ область деловой, государственной,
политической, даже научной жизни бур-
жуазного общества выступала в сознании
всех крупных представителей критическо-
TC реализма, как враждебная красоте.

«Житейские дела, — писал Теккерей в
«Виргинцах», — образуют, по моему мне-
нию, лишь небольшую часть того бюджета,
которым располагает романист. Имея дело
с военным сословием, где люди проявляют
мужество или трусость, писатель,  есте-
ственно, должен описывать различные ин-
тересные события, поступки, характеры,
говорить 06 опасностях, преданности,
героических смертях и т. п. вещах и по-
тому, может быть, рискует ВВОДИТЬ В свой
рассказ действительные житейские дела.
Но в других случаях они вряд ли могут
фигурировать в наших романах. Так, на-
	We 1 (3), orp, 295.
etne, Соч. т 3
	. $ «Бопросы философии», Ne 1
 К. Марке и Ф. Энгельс,
стр. 476. - Е tes у
	буржуазного декаданса;

Советский народ, совершивший веемир-
но-исторический подвиг, спасший челове-
чество от гитлеризма, одерживающий все
новые и новые блистательные победы на
величественных фронтах мирного созила-
ния, прокладывающий героический путь к
коммунизму, потребовал от своей лите-
ратуры поднятьея нз моральный и идей-
ный уровень подвигов, совершаемых на-
шими людьми, Стала особенно ясной вся
моральная недопустимость таких явлений
в литературе, которые означают умаление
советских людей, покушение на их до-
стоинетво. Эти требования народа к лите-
paryne, со всею силой выразил товарищ

‚ Жданов в докладе о журналах «Зв6з-
A  Я «Тенинград». Наши писатели отве-
	тили на требование партии и народа це-
	Ро Е

`резво-деловитего,
а, из широты
ами перспектив.
оветской литерз-
го романтизмом
ами, = романтиз-
ура должна раз-
ле дел, совершаз-
давать на языке
артийную. оценну
тя в 66 созида-
должны утверж-
великого истори:
_не призывать К
венного, оторвац-
°и созидания ро-
TO влияниями В

влекут 33 бою
тлачи. Достаточно
ть «Лвое в эте-
ор. искусетвенне

А 0 71а 74

`альной

лым циклом произведении, прославляю-
щих величие и духовную красоту совет-
ского человека. ‘

Чем более глубокими являются победы
строительства коммунизма, чем яснее про-
ступают контуры прекраеного коммуниети-
ческого будущего ‘в сегодняшней: действи-
тельности, тем яснее’ и величественнее
встают перед нами  героика, . романтика,
поэзия нашей жизни:

Так возникло стремление писателей вы-
соко поднять романтически светлое утверж-
дение образа советского человека, так воз-
ник и теоретический интерес к вопросам
романтизма.

Но на путях, оторванных от живой, ре-
романтики самой жизни, мы не
найдем правильного решения этих вопро-
08, а лишь уведем литературу от жизни
в ложно-романтические дебри.

Исходным положением для пас должна
служить мысль А. А. Жданова о том, что
вся. жизнь - большевистской партии, вся
	Бечер, посвященный памяти И, С. Тургенева.
	В 1948 году—две памятные даты, свя-
занные с именем замечательного русского.
писателя И. С. Тургенева, — 130 лет со
дня рождения и 65 лет со дня смерти.

Постоянная тургеневская комиссия Со-
юза советских писателей организовала ве-
чер, посвященный памяти Тургенева. Ве-
чер этот был не совсем обычным. Он <о-
	стоялея не в Доме литераторов, а в зале
	читальни им. И. С. Тургенева в Москве.
В переполненной комнате рабочие, студен-
ты, учащиеся средней школы с’ интересом
слушали выступление писателя И. Новико-
ва — председателя тургечевской комис-
сии, Он говорил о неумирающих образах.
созданных замечательным художником, ©
подлинной правде жизни, запечатленной на
страницах его ромавов; ‘о чудесных зари*
совках родной русской приролы. И. Нови-
ков привел отрывок из письма Гончарова,
написанного им на чужбине после прочте-
ния тургеневской книги. «М вчера, имен-
но вчера, случилось это: как ‘заходили’ пе*
редо мной эти русские люди, запестрели
березовые роши, нивы, поля и, что всего
приятнее, — среди этого стоял сам Иван
Сергеевич... и прощай Шанхай, камфарные
й бамбуковые деревья и кусты, море, где
	я — все забыл. Орел, Курск, Жиздра,  Бе-
жин луг — так и ходят около. Кланяй-
тесь ему и скажите это от меня...»

П. Щекин-Кротов выступил с сообщениз
ем о «Записках охотника» — этой своеч
образной поэме в прозе о великом русском
народе, народе талантливом, мужественном,
обладающем ясным, светлым умом и боль-
шим сердцем: : :
	Отношению Typrenepa к Западу ‘посвяз
тил свой доклад проф. Н. Бродлекий Тур-
	генев всегда различал лве Европы Он. це»
	нил Францию Мольера, Вольтера, .Фран-
цию демократическую, прогрессивную и
запечатлел ее. в рассказе «Наши послали»,
HO он высмеивал мещанскую Францию. Его
симпатий — на стороне Англии Свифта,
Шекспира, Байрона, он создает. в стихо-
творении «Крокет в Виндзоре» памфлег на
реакционную Англию’ Он видел две Гер»
мании. —. Германию Бетховена и Моцарта;
Шиллера и Гете, а с ‘пругой стороны —
шовинистическую юнкерскую Германию.

После ‘докладов и выступлений состоял=
ся концерт.
		ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
Вы 2