Поэзия труда
	и новатор
	задолго До Великой Октябрьской: со-
	ПРОЛЕТАРИИ. ВСЕХ СТРАН. СОЕДИНЯЙТЕСЬ! —
	№ 92 (2475)

рисовал перспективы 610
дальнейшего развития,
Если замечательные
подвиги ударников пер-
вой пятилетки были
изображены 4. Леоно-
вым в «Соти». В. Ватае-
	Николай ТИХОНОВ
	_ На границе
		Бревно на рыжий берег
Выносит на волнах,
Турецкие аскеры

В обтрепанных штанах
Бегут к нему c Garpamn,
С восторгом на лице,
Стоит в оконной раме,
Любуясь. офицер.
	В туфлях на босу ногу
Скелет. почтенных лет
Поближе лезет к богу
На ветхий минарет.
Скелет приехал древний
Всего позавчера“

Из`той большой деревни,
Чье имя — Анкара.
	Все было б идиллично,,
Но в узкое окно

Скелет глядит в отличный,
_ Проверенный” бинокль.
Глядит через границу,
Поверх кустов. густых,

Он видит даже лица
Советских часовых.

Чтоб убедиться лично —
Колхоз не укреплен,—

В колхозе пограничном

‚ Дома провёрил он.

Чалму поправил, вылез
На минарет, жрича:

Non Лоуренса—Билли
Работает. сейчас.
	Потом садится янки:
На берегу морском,
турок на полянке
Он. пойт. коньяком.
И, пьяный. в пьяной. рыси,
Мгновенно, на скаку —
Им отдает Тбилиси,
Им отдает Баку.
	Глядят на профиль серый,
На янки-колдуна
Голодные аскеры

В обтрепанных штанах,
Потом его безмолвно
Несут в его нору,

Как то бревно, что волны
Примчали поутру.
	IDA

Среда, 17 ноября 1948 г. ° Цена 40 кон.
	Накануне Дня артиллерии
	ства

wee one een ee

изображены 4. Леоно-
вым в «Соти», В. Ватае-
вым в -poMaHe «Bpe-
	мя, внперед!», А. Малышкиным в рома-
не «Люди из захолуетьях, М. Шагинян
в «Гидроцентрали» и в произведениях
других писателей, то начало нового, выс-
шего этапа  соппалистического соревно-
вания — CTaXaHOBCKOIO движения —
нашло свое ‘поэтическое отражение в п9-
вести 10. Крымова «Танкер «Дербент».

Число стахановцев изб дня в день 1п0-
всеместно росло, как это и предсказывал
товарищ Сталин. Облик  стахановца все
более и более усложнялея, совершенетво-
вался. .

В начале движения самой типичной
была фигура стахановца — технически
грамотного  перёдовика, в `своем личном
труде добившегося наивысших результатов.

Сейчас наша страна находится на но-
вом под’еме. Успешно, в четыре года,
выполняется план послевоенной  сталин-
ской пятилетки восстановления и даль-
нейшего развития народного хозяйства
страны. Планомерное внедрение передовой
техники во вов отрасли народного ховяй-
ства является могучим рычагом в деле
дальнейшего увеличения мощи советского
государства.

Напгу передовую технику осваивают п
совершенствуют новаторы-стахановцы, ип
делают они это все более успешно. Твор-
ческий под’ем народа достиг новой, неви-
данной доселе высоты. Й типичной для
нашего времени стала фигура  стаха-
новца, ведущего за собой всех своих то-
варищей, соседей, роль новатора, пре-
образующего и совершенствующего. не
только свой станок, но вникающего уже
в технологию производственного процесса
бригады, агрегата, участка, цеха.

Размах и глубина  социалистического
	соревнования показывают, что весь совет-
	ский народ превратился в пружную
семью.  Воммуниетичеекий метод  строи-
тельства социализма стал уже достоянием
всей массы трудящихся нашей страны.

«Мы живем в такое время, — говорит
товарищ В. М. Молотов, — когда наши
рабочие, служащие и крестьяне-колхоз-
ники по всей стране участвуют ‘в социа-
листическом соревновании. Теперь нет и
не должно быть таких фабрик и заводов
или колхозов, которые не участвовали бы
в соревновании или не стремились бы
увеличить число соревнующихея внутри
предприятия, внутри колхоза». i

Баждым днем своего участия на тру-
довом фронте наши люди демонстрируют
растущую силу  морально-полнтического
единства советекого народа, рост ето ком-
мунистической сознательности.

Трущовые люди нынешней ‘эпохи —
смелые новаторы. ведущие за собой весь
рабочий класс и колхозное › крестьянство, —
разносторонне развитые, культурные лю-
ли. Наши писатели делают только первые
попытки запечатлеть в  хуложественных.
	произведениях новые образы передовиков
	социалистического труда послевоенной пя-
тилетки. -—— образы таких замечательных
рабочих как ленингралец Г. Борткевич,
	москвич Н. Российский, сибиряк А. Шаш-
ков, доненкий шахтер Г. Запорожец и мно-
	гие другие.
	ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР
	пналистическоя революции А. М. 10рь-  не «Люди из захолустьях,
кни познакомился с нижегородским капи- в «Гидроцентрали» и в
	Миллионы нажил
	талистом Н. Бугровым.
	Бугров на бесчеловечной экеплоатапии
	пржтых русских людей. Он видел, что
люди работают на него против воли ^—
только ради куска хлеба, он видел что
	все его предприятия держатся на диецин-
лине палки, на дисциплине голода. Сам
выходец из народа, он знал, какие твор-
ческие силы таятея в нашем народе, и
мог только жадно мечтать 9 том, чтобы
‘полностью поставить все эти силы себе
на службу.

«Дай-ко ты мне власть, =— товорил он
в минуту откровенности Алексею Maken-
ховичу, — я бы весь народ разбередил,
ахнули бы и немцы, и англичане!. Я бы
кресты да ордена за работу давал столя-
рам, машинистам, трудовым, черным лю-
дям. Успел в своем деле — вот тебе честь
я слава! Соревнуй дальше... Когла всю

’ землю поднимем, да в работу толкнем, —
тогда жить просторнее будет. Народ у нас
хороший, © таким народом сторы можно
опрокинуть. Кавказы распахать...»

Это были мечты умного хищника, это
была безнадежная тоска о недоступном. А

\\ на деле ежедневно, ежечасно и  повее-

` местно Bee 6 тугровы мяли. душили, дави-
ли миллионы народных талантов, изощ-
ренной потогонной системой выжимали из
прудовых людей все, что могли выжать
для собственного обогащения, еще больше-
№ угнетения народа.

Социалистическая революция положила
конец эксплоатации человека чеуовеком.
Советский строй открыл возможность «втя-
нуть действительно большинство трудящих-
ся на арену такой работы, где они могут
проявить себя, развернуть свои 61060б-
ности, обнаружить таланты, которых в на-
роде — непочатой родник...» (Ленин).

`Три десятилетия победоносного социали-
стического строительства в нашей стра-
не — 910 три Десятилетия всенародного
творчества. Революция развязала, разбу-
дила народные таланты. Партия больше:
виков, Ленин и Сталин ‘вдохновляют и
 уухро направляют по‘плановому социали-
стическому руслу творческий ‘труд веех
советских людей. Впервые влистории че-
ловек стал трудиться не на эксплоататора,
а на себя. Впервые в истории труд пре-
вратился в дело чести, дело славы, дело
доблести и геройства. Не из рук капита-
листа, а от своего народного  правитель-
ства лучшие сыны народа, лучшие тру-
женики города и деревни получают меда-
ли; ордена и почетное звание Героя 00-
циалистического Труда. И

Богатый творческими исканиями ип под-
линно героическими подвигами, самоотвер-
женный труд наших людей служил и слу-

‚ жит постоянным источником поэтического
вдохновения для советских писателей.

Изменялась жизнь,  изменялея и облик
тероя труда, Передовым \ человеком ранних
лет советской власти, когла преодолева-
лась разруха, был рабочий, не жалевшай
физического труда, — тот, кто после на-
пряженного рабочего дня на своем пред-
приятии шел. на коммунистический суб-
ботник грузить дрова, разгружать вагоны
или раечищать Они пути от
снежных заносов,

Годы первой сталинской пятилетки вы-

звали могучий рост. социалистического с0-
ревнования и выдвинули на первый план
нового человека — ударника, наиболее
организованного, дисциплинированного и
еметливого труженика.

Вторая пятилетка вызвала К жиани
стахановца. «Эт, — говорит товарищ
И. В. Сталин, — главным образом,
золодые или сфелтих “лет рабочие и ра-
ботниць, люди культурные и технически
подкованные, дающие образцы точности
и аккуратности в работе, умеющие це-
вить фактор времени в работе и ‘научив-
шиеся считать время не только MHBYTAMH,
№ и секундами».

Партия, товарищ Сталин поддержали
стахановское движение и придали ему
широчайший размах потому, что оно пред-
оставляло собой будущее нашей индуст-
рии, потому, чо оно содержит в с6бе

———==—=—ы—ы—=—ы—ы=ы=— ы——ы—ы—-——————ыы—=ыы— А —_щ—щ—_—————ы——_—_—_——

жрно будущею  культурно-технического.

под’ема рабочего класса. Отахановокое

движение «открывает нам тот путь, Ha

котором только и можно добиться TeX
высших показателей `производительности
труда, которые необходимы для перехода

от социализма к коммунизму и уничтоже-.
	ния противоположности между трудом
умственным и трудом физическим»
(Cragua). } : НЕ
	Ровно тринадцать лет.’ прошло с. того
` {ня, когда товарищ Сталин на Первом
всесоюзном совещании !стахановцев. дал
тлубокую оценку этому движению и Ha-
	того ие полны забывать получигатели войны
	Прошло шесть лет со времени истори-
ческого Сталинградского сражения. К зна-
менательной дате начала контрнаступле-
ния советских войск — 19 ноября 1942
года — приурочено празднование. Дня
артиллерии. Тем самым  подчеркиваются
отромная роль и великие заслуги совет-
ской ‘артиллерии в нашей победе,

На важнейших участках Сталинград-
ской битвы было сосредоточено до 300
орудий и минометов на километр фронта.
Битва под Сталинградом обнаружила все
могущество нашей артиллерийской  Tex-
вики — главной ударной силы Советской
Армии — патриотизм, воинскую доблесть
и высокое мастерство наших артиллери-
CTOB,

Сталинград продемонстрировал = всему
миру величие сталинской стратегии, . глу-
бину сталинского предвидения. Еще в
1937 году. товарищ Сталин писал:

‚ «Для успеха войны исключительно цен-
ным родом войск является артиллерия, Я
хотел бы, чтобы наша артиллерия  пока-
зала, что она является первоклаесной»,

В течение последних трех лет войны На-
ша артиллерийская промышленность, с03-
‘данная в результате успешного  заверше-
ния довоенных сталинских пятилеток, вы-
пускала ежегодно до 120 тысяч орудий и
до. 100 тысяч минометов. Это в  значи-
BHO степени превышало производство
Германии и временно оккупированных ею
стран Европы,
	наиболее ретающем. направлении. У нас
	Беседа с президентом Академии „нот Солт во оковал banauaag we KOR
о у 2 ‚ не J а.
ee о м наук, академиком, ^ бррр,  Наши мощные п маневренные реак-

Р “A Bas антом артиллерии pene минометы, получившие в народа
‚ рлагонравовый иуя «Ватющи», были в полном смысле
o слова грозой для врага.

: . ` Ва последнее время в американских га-

Почти сто лет тому назад русские уче-, зетах и военных журналах часто проскаль-
ные-артиллеристы академик А. В. Гадо-  зывает мысль ‘0’ том, что. в «атомный ве»
лин и Н. В. Маневский своими работами   артиллерия устарела. Это, мол, архаичный
в области баллистики и теории сопротив-  Вид оружия, который ныне не может HT-
ления положили начало современным Me-  PAT серьезной ‘роли. Мы так не считаем.
тодам проектирования орудий. Открытия Стоит вепомнить, что, когда появились
«отпа современной металлографии» Д. К.  и начали развиваться авиация и броне-

Чернова сделали возможным производство   танковые войска. тоже раздавались голоса
	современных мощных стволов артиллерий-  0 том, что артиллерия не сможет бороться
ских орулий, позволяя получать необходи- е ними. Возникли «теории» Дуэ и Фулие-
мые для их прочности механические  ка-  ра, согласно которым массированные на-
‘чества металла. Гениальный русский уче- леты авиации и глубокие танковые рейды
ный Д. И. Менделеев изобрел в 1891 году   должны в будущем решать судьбу войны.
особый вид бездымного пороха — пиро-  Жизнь показала полную несостоятельность
	На ‘всем протяжении истории артилле-
рии характерно то, что, ветречаясь с новым
видом техники врага, артиллерия всегда
ваходила пути борьбы с ним. С  появле-
нием брони появилась бронебойная артил-
лерия. С появлением авиации, появилась
зенитная артиллерия, © появлением тан-
ков — противотанковая.
	Советская наука создала ‚новые виды
	колодийный порох. Артиллерийской нау- этих «теорий».
кой интересовался и великий русский уче-  На ‘веем прот
	ный М. В. Шомоносов: известна, напри-
мер, его работа“ о селитре; в’этой работе
проводится исследование о природе поро-
	ха. Пиеонерами в области создания  скоро-
	стрельной артиллерии были русские кон-
	структоры -— Барановский и Энгельгардт.

Еще большего расцвета достигла артил-
лерийская научная и техническая мысль
после Великой . Октябрьской революций.
	_ Механизмы—
в помощь строителю
	Плошадка, где будет етроитьея высокий
дом, еще пустынна. Предстоит вырыть боль-
шой котлован. Только для корпусов первой
очереди требуется выбрать около 19 тысяч
кубических метров земли.

Полтора десятка лет назад для этого
понадобились бы многие недели тяжелого
труда сотен землекопов и грузчиков, десят-
ки вагонов для вывоза грунта. А теперь?
На площалку прислали лва мощных экска-
ватора. За, 9 дней работы в mse
смены четыре машиниста экскаваторов вы-
полнили весь об’ем земляных работ,

Стройке нужен песок, кирпич, Их. ло-
ставляют грузовики, на бортах которых
значатся буквы «МЖМ».

Началась укладка фундамента. На дно
котлована следует опустить строительные
материалы. На площадке вырастают башен-
ные краны с теми же буквами «МЖМ».

Буквы «МЖМ» расшифровываются так:
трест механизации жилищного строитель
ства Моссовета. Функции треста. ограниче-
ны. Он ведет лишь самые тяжелые и тру=
доемкие работы. В его распоряжении мощ-
ный парк экскаваторов, бульдозеров, xKpa-
нов, автомашин.

Выполнив свои операции на одной пло-
чщадке, механизмы вместе с их обслужива-
ющим персоналом переходят на’ другую
стройку. Сосредоточение всего парка в
одной организации ‘позволяет наиболее ра-
ционально и полно использовать его, Уже
в настоящее. время земляные работы меха-
низированы на 90 процентов, Трест’ также
целиком механизировал все операции по
разгрузке, ‘под’ему и доставке материалов
к рабочему месту.

Одна из самых тяжелых и вредных работ
на стройке — разгрузка и гашение изве-
сти. Рабочим, занятым этим делом, прихо-
дилось надевать респираторы. Сейчас  маз
шины треста развозят по стройкам столицы
готовую ‘гашеную известь. Она подается
рукавами непосредственно к растворному
узлу на площадке.

Применяемые трестом. механизации жи»
лишного строительства Моссовета новые,
методы, освобождая ‘людей от наиболее
тяжелых работ, в то же время ускоряют
темпы строительства, резко повышают про-
изводительность труда, снижают себестои-
мость:
	Ло Советскому Союзу
	ХРОНИКА БУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ
	$Ф Москва. Более 800 лекций и бесед
общественво-политические, сельскохо-
потвенные и естественно-научные темы
	прослушали 8 октябре колхозники Мо-
сковской области. На лекциях  присутст-
вовало свыше  150.000 человек Большой
	интерес у колхозников вызвали лекнии.
«Мичуринцы — преобразователи природы»,
«О сочетании личных интересов колхозни-
ков с общественными интересами колхозов»
и другие,
	$® Архангельск. В лесных поселках. Ар-
хангельской области открылось. 12 новых
стационарных библиотек. Каждая из них
не только обслуживает читателей на ме-
сте, но организует библиотеки-передвижки
в красных yroaKax, в а, в лесо-
пунктах.

Сейчас в’ лесах o6nacta работает 67 биб-
лиотек, насчитывающих в своих фондах
более 100 тысяч‘ книг.
	$ Вильнюс. ‹ Университет для родителей
открылся при республиканском Доме учи-
теля. Два раза в месяц опытные педагоги
читают здесь лекции по вопросам комму-
нистического воспитания детей. Ha пер-
вых лекциях побывало более тысячи ро-
лителей, tok
	Ф® Пальчик. Сборник фольклора на ка*
бардинском языке выпустило в свет рес-
публиканское издательство, Об’ем книги —
12,5 печатных листа, В сборнике опубли-
ковано более 1200 песен, пословиц, пого-
ворок; изречений.

$ Ровно. Музыкально-праматический те-
атр создан в ‘районном пентре — городе
Дубно. В репертуаре. театра .пьасы «В сте-
	пях. Украины», «Приезжайте в Звонковое»,
	«Украденное‘ счастье», «Золушка»
	Ф® Уфа, Первый том «Очерков по изто-
pun Башкирии» составил’ и, подготовил к
печати Башкирский научно-иселедователь-
ский институт языка, литёратуры и исто
рии им. Гафури.
	Jad роны -   Сложнейшие. вопросы. артиллерии решали: артиллерийского вооружения совершенно
Успехи советской артиллерии в МИНУВ-  в своих трудах советские ученые Н. Ф. самостоятельно. В области зенитной ap-!
	Дрозлов и академик А. Н. Крылов: В годы
	шей войне явились доказательством He-
	самостоятельно. Б области зенитной ар-.
тиллерии наши специалисты разработали
  не только  образповую MaTepHALSAY!
часть, но далеко двинули вперед теорию’
стрельбы но быстро движущимся целям.
создали систему приборов управления ог-
[нем ит. д. Огромных успехов достигли
  наши конструкторы и в‘ деле создания про-
тивотанкового оружия.

По. данным Советского информбюро. Е
` концу третьего года войны немцы потеря-
Г ли 70 тысяч танков. Их смела в лима
‘земли русская артиллерия. В руках 6той-
ких советских. воинов, пол командованием
гениального стратега товарища Сталина
наша артиллерия’ вышла победительницей
из этого поединка.

Это следовало бы помнить поджигате-
лям войны и агрессорам всех. мастей.

опоклонства
,

Hneraryra языка и мышления 0. П.
‘ник, ‘профессор Т. П, Ломтев, докторант
T. Н. Воронцова, доценты 0. И. Москаль-
ская, секретарь партбюро института А. Т.
Базисв и другие критиковали сторонников
идеалистического направления в языко-
знании. Весьма важный вопрос подняла
в своем выступлении аспирантка Инсти-
тута рузекого языка С. В. Бромлей.

— Преподавание общего языкознания в
вузах поставлено плохо. Студенты знахо-
мятся с ним только на первом курсе. Когда
же они переходят к изучению основных
лингвистических дисциплин, вопросы 0об-
щего языкознания уже забываются. Eme
хуже обстоит дело с изучением наследия
Н. Я. Марра, которое до сих пор недоста-
точно популяризируется среди молодых
линтвистов. Аспиранты замыкаются в спе-
сиальных узких проблемах. Их предетав-
ление 0б общетеоретических основах совет-
ского языкознания ограничиваетея CMYT-
ными воспоминаниями, которые  сохрани-
лись от матолпотуетивных занятий ЭТИМ
лись от малопродуктивных занятий этим
предметом на первом курее вуза. —

Академик В. В. Виноградов. признал
справедливость критики, которой подверг-
лись его работы.

— Вне науки, вне советской науки я
не мыслю своей жизненной деятельности
И своей жизненной задачи. Это означает,
‚Что я должен овладеть марксистским мето-
дом лингвистического анализа. нашедшим
отражение в трудах академиков Марра и
Мешанинова, — сказал он.

Однако В. В. Виноградов не ‘дал развер-
нутой критики своих методологических
ошибок, в частности теории: стилей, ема-
зывающей классовую сущность языка, и
этим снизил принципиальное значение сво-
его выступления.

Согласилея е критикой своих работ
также и проф. Р.И. Аванесов.

Нроф. М. Н. Петерсон свел свое выстун-
ление к несостоятельным нападкам на кри-
тиковавших его товарищей. Проф. ИП. С.
Кузнецов, по существу, защишал свою
праязыковую  конпёпцию возникновения
славянских . языков. Правильно говоря о
необходимости непримиримой партийности
в науке, ‘доцент Е. М. Галкина-ФедоруЕ
обошла вопрос о беспринципной позиции,
которую занял в лингвистической дискус-
‘впи журнал «Русский язык в школе», чле-
HOM редколлегии которого она является.

В заключительном слове академик И. И.
Мещанинов.. сказал:

— Есть одно направление, по воторо-
му должно итти советское языкознание,
Это  материалистическое,  марровское на-
правление. Мы должны всемерно ‘развивать
й укреплять это направление! .

Ученый совет принял резолюцию, в ко-
торой отметил необходимость ‘усиления
теоретичеекой ‘и организационной борьбы
с идеалистическим языкознанием .и-всемер-
ной пропаганды материалистического: уче-
ния Н. Я, Марра.
	прерывного роста русской артиллерийской сталинских пятилеток выросли тавие кон-

структоры-артнллеристы, как  Грабин,
Крунчатников, Нетров, Иванов, Удостоен-
ные звания Героя Социалиетического
Труда.
	пачали одновременно с немцами и англи-
чанами. Неменкие конструкторы пошли 10
	линий создания дальнобойных  аграссив-
	но-стратегических средств. Но жизнь п9-
	науки. Мы с законной гордостью перели-
стываем сегодня страницы военной исто-
рии нашей Родины. Теперь уже доказано,
что русские ученые и мастера первыми
изготовили орудие, заряжающееся не с
дула, & с казенной части; придумали на-
резку стволов; изобрели клиновой затвор;
разработали особые виды бездымного поро:
их

Англичане и немцы оспаривали приори-
тет введения нарезной артиллерии во вто-
рой ноловине ХХ века. А в Ленинград-
ском артиллерийском музее хранится. Вус-
ская трехдюймовая пушка-пищаль `ХУН
века с десятью винтовыми нарезами, 3а-
ряжаемая с казенной части, с Еливовым
затвором. Русские мастера по крайней
мере, на два века опередили Европу.
	казала, что все эти «ФАУу» решающей 00: ли 70 тысяч танков. Их
ли в ходе войны на могли сыграть и - не `замтн пуоркоа эптпттериа
	сыграли. Англичане заинтересовались -ре-
зЕТИВвНЫМ оружием во время ‘воздушной
блокады Лондона. Их попытки создать 36-
нитную реактивную артиллерию также
были мазо эффективны,

Советская научная и конструкторская
мысль действовала в первую очередь в

НВЦ ВНИИ

llperms идеализма, и. низкопоклонства
в языкознании. а.
		В течение двух лнеи продолжалось рас-
ширенное заеедание ученого совета Ин-
ститута русского языка и московского ог-
деления Института языка и мышления
Академии наук CCCP, которое заслушало
ий обсудило доклад Героя Социалистяческо-
го Труда академика И. И. Мещанинова «0
положении в лингвистической науке В
связи с постановлением президиума Ака-
демии наук СССР о состоянии и задачах
биологической науки в Институтах и Y4-
режчениях Академии наук СССР».
	На заседании присутствовали и прини-
	мали участие в прениях научные. работни-
ки, преподаватели, аспиранты обоих - ин-
ститутов, филологического факультета Мо-
CROBCHOTO государственного университета
и педагогических институтов.

— Сессия Всесоюзной академии сель-
скохозяйственных наук им. Денина векры-
	ла недостатки научной работы не одних
	биологов, — сказал докладчик. Он охарак-
теризовал направление буржуазного язы-
  кознания, отрывающее изучение языка OT
‘истории общества, отрицающее  возмож-
ность сознательного воздействия людей на
язык. как направление антинаучное, идеа-
листическое.

Научные работы, которые ведутся. в 60-
ответствии с этой антиисторической схе-
мой, не выдерживают никакой проверки
практикой. Лля школы пагубно отделение
морфологии от синтакелеа, которое  про-
водит буржуазное языкознание, отрываю-
щее содержание от формы. Советекие линг-
висты должны и в теории и на практике
следовать учению Н. fl. Mappa, который
построил языкознание на принципах ис-
торического и диалектического.  материа-
лизма, рассматривал всякую  грамматиче-
скую форму и весь грамматический строй
языка, как явления, сопиально  обуслов-
ленные.

Однако до сих пор в средь советских
явыковедов имеются: сторонники. методо-
логии; присущей зацадноевропейскому язы-
кознанию. Они либо прямо  отетаивают
взгляды формалистической школы, как это
делает, нанример, проф. М. Н. Петер:
сон, либо дают искаженьую характериети-

ку учению Н. Я. Марра. (академик А. 6:
Чикобава), либо замалчивают вовсе труды
Mappa. Есть и такие противники нового
учения о языке, которые утверждают, что
в советском языкознании могут существо-
вать школы. не основывающиеся на Уче-
нии Марра (академик В. В. Виноградов, по-
койный проф. М. В. Сергиевский). Такое
отношение к материалистическому учению
о языке свидетельствует о проникновении
в советскую науку чуждых ей идеалисти-
ческих и метафизических взглялов. -

Заканчивая св0е выступление, акад.
И. И. Мешанинов- сказал*
	— Деятельность Н. Я. Марра нанесла
решительный удар’ идеатистическому язы-
кознанию, Марр создал новую школу ¢o-
	‚вого на учении Маркс а— Энгельса-пени-
`на—Сталина.

_ Резко критиковал сторонников идеали-
стического языкознания заместитель ди-
ректора Института русского языка профес-
сор. Ф. П.. Филин.

— За последнее время возникла теорий-
ка о «мире, согласии и благоленствии» _=&B
лингвистике, которая принесла немало
вреда нашей науке. ‘7

Не получая должного отпора, сторонни-
ки идеалистического языкознания сами
стали переходить в наступление. В
прошлом году по инициативе  совет-
ской общественности и прежде веего
благодаря выступлениям «Литературной
газеты» последователи Mappa’ na AMCKYC-
-cuax p-Mocxze u Ленинграде впервые дали.
организованный отпор ‘наступлению линг-
вистической реакции. Однако представите-.
Ли идеалистического направления стали пе-
реходить в контратаки. Журнал «Русский
язык в школе» опубликовал ряд статей,
дающих искаженное представление о кни-
тах академика В. В. Виноградова, проф.
А. А. Реформатекого и т. hs.

Подобоетрастие перед. западноевропей-.
скими лингвистами характеризует пороч-
НЫЙ И вредный. учебник А. А. Реформат-
ского, ряд статей профессора М. Н.: Петер-
сона. и другие работы противников нозого:
учения 0 языке. Низкопоклонство перед
буржуазным Западом проникло и в изда-
ния Московского государственного ` универ-_
ситета.

Заканчивая свое выступление, проф.
Ф. П. Филин говорит:

— Иди торжество материатистического
языкознания. или . прозябание в илдеали-
стическом болоте. Третьего пути нет, не
может быть и не будет! .

: Профессор М. М. Гухман в своем вы-
‘ступлений ` подчеркнула партийность и
принципиальность лингвистических. работ
H. Я. Марра. Критякуя сторонников идеа-
листического языкознания, она сказала:

_ — До сих пор в руках людей, принад-
лежащих к этому направлению, находятся
фуководящие ‘кафедры в московских ву-
зах и журнал «Русский язык, в школё»,
опубликовавший примиренческую  рецен-
зию Ha учебник Реформатского. Не имеет
принципиальной линии в вопросах. языко-
знания журнал «Известия Академии наук
СССР, отделение языка и литературы»,

Далее профессор Гухман подвергает кри-
тике «Лингвистичеекий словарь» проф.
Л. И. Жиркова, учебник Б. А. Ильиша
«Современный ` английский язык» и учеб-
Ник 0. И. Богомоловой.> «Современный
французекий язык»,

Доклад академика И. И. Метанинова на-
шел ЖИВОЙ отклик среди присутетвовав-
ших на заседании московских языковедов.
Выступавшие в прениях ученый секретарь

Изучить. повять И хуюжественно BOR
	плотить типические черты _ лучших лю-
дей — героев нашего времени — почет-
ная и трулная задача советского писате-
ля. Она требует глубочого знания нашей
действительности, прочных связей е совре-
менностью.

В сегоднянгнем номере нашей тазеты
	‘мы печатаем статьи, посвященные про-
`изведониям советской литературы по-
	изведениям советской литературы по-
следнего времени, — роману молодого pyc-
ского писателя. В. Ажаева «Далеко от Мэ-
сквы». и романам казахоких писателей
Г. Мустафина «Миллионер» и С. Муканова
«Сыр-Дарья». Эти статьи показывают, что
раскрыть красоту, романтику, поэзию на-
шей жизни ‘писатель может только при
условии глубокого реалистического и30бр1-
жения действительности и героических со-
ветских людей — тружеников и новаторов.
Все влияния, уводящие нашу литературу
в сторону от современности, эпигонское
следование ° обветнталым литературным
традициям, подмена революционного po-
мантизма советокой литературы отвлечен-
ным, бездейственным романтизмом: старого
типа. кабинетное творчество. отставание
от нового в действительной жизни, —
все ‘это должно бытв решительно преодо-
лено нашей литературой и ее теорией.
Одержать творческую победу. сможет
только тот художник, который идет в но-
гу с жизнью, черпает свое вдохновение
	тв живой современности, в созидательном
	труде ‘советского народа, кто помогает пар-
тии Ленина—Сталина воспитывать МИл-
	дал   лионы строителей` коммунизма, новаторов
	наиих дней.
	оно
	Цитрусовые на, Украине, в Kpoimy,
6 Cpedneti Asuu—
. `ЛОВЫЕ РАЙОНЫ СУБТРОПИЧЕСКИХ КУЛЬТУР
	посадку. не менее. 400 тысяч цитрусовых и
300 тысяч эвкалиптов в новых для этих де-
ревьев районах. Лимоны, мандарины и дру-
гие культуры будут высажены в Крыму,
Краснодарском крае, на юге Украины, 8
среднеазиатских республиках, в западных
районах Азербайджана, в Дагестане #
Молдавии.

Для каждого района рекомендуется своя
система посадки и ухода за растениями.
И если на Южном берегу Крыма цитрусо-
вые Культуры ^могул  расти в. открытом
грунте, то в Средней Азии, на Украине и
в Молдавии лимонные и: мандариновые де-
ревья будут высаживаться в траншеи глу-.
биною до двух метров. Зимой траншеи вме-
сте с деревьями накрываются утепляющими
материалами.  Кроме того, во всех новых
районах будет испытываться посадка Kap-
ликовых, стелющихся и пересадлочно-кадоч-
ных цитрусовых деревьев. Е

Вечнозеленые и - душистые эвкалипты
представляют очень большую ценность.
Они растут настолько быстро, что уже че-
рез 20 лет после посадки можно’ взять с
одного гектара насаждений 800 кубометров
‚ценной: древесины. (Для выращивания тако-
го количества древесины из бука. или. дуба
потребовалось бы 200—250 лет). Эвкалип-
ты будут высаживаться в новых районах
‘целыми рощами, а также в городских ‘пар-
ax, вдоль дорог, на приусадебных’ участ-
ках,

+
	>

Недавиф Совет Министров СССР принял
постановление ‘© вывозе: из Грузии и рас-
пространении в других районах Советского
Союза цитрусовых и субтропических куль-
ур, включая эвкалипты. _ . ,

— Это постановление, — ‘сообщил  кор-
респонденту «Литературной ‘тазеты» заме-
ститель‘ .министра’ сельского хозяйства
СССР тов. С. Хоштария, —, было принято
10 предложению товарища Сталина. =

В старой России под цитрусовыми  куль-
тфрами было заняфо всего ‘лишь 160`гекта-
ров. Это были частные посадки лимонных
дьревьев на помещичьих  лачах,. располо-
женных по Черноморскому нобережью За-
кавказья. Когда большевики Грузии впер-
выв  занялись промышленным разведением
цитрусовых ‹ плантаций, они встретились C
большими трудностями.’ Советские агроно-
мы ‘разработали новую агротехнику ухода
за цитрусовыми культурами, что дало воз-
можность успешно возделывать их в самой
северной Зоне распространения ‘субтропиче-
ских культур. Теперь цитрусовые планта-
ции у нас занимают свыше 22 тысяч гек-
таров. :

Наши ‘ученые сумели. продвинуть, цит-
русовые культуры за пределы Грузии — в
районы Адлера, Сочи и на Южное побе-
режье Крыма. Сейчас имеются: все. возмож-
ности для. более широкого ‘продвижения
цитрусовых в новые районы. ‘Исходя из
этого, правительство наметило. на 1949 год