ОВ, 08 ы a 6

4 ПРЕКРАСНОЕ — ЭТО НАША ЖИЗНЬ! ja seem, a

нательной а значат. А

°В. джаев не только не скрывает, ноги
san бы прямо декларирует, что его роман
леко от Москвы» есть не что иное, как
пизгизированный производственный. отчет.
В предпоследней главе,. которая называет-
и: «Отчет перед родиной», он «обнажает»
эту основу своего,‘ произведения. - Молодой
	му основу 6©506го; произведения.. Молодой.
ниженер Алексей Ковшов тотовитея к по-  =
	рученному ему отчету Москве of итогах.
	‘толтельства. Начальник строительства
рачанов созывает совещание ^ руководя:
цих работников, ставит перед ними задачу
уствовать в составлении доклада и из-.
авт свои мыели O TOM, КАКИМ долазен
быть этот отчет, =

Ox yaar axel освобождать = ‘сознание on’
‹«икучки» и понимать весь’ масштаб того,
10 они делают, понимать самих себя, не
тнуть в деляческих мелочах, Зы
набжения он говорит:

«ели в вашем отделе ‘отчет’ будет го-
BET человек с кругозором ‘кладовщика,
(a вучно пробанючит: сколько  сапот,.
пртянох, курток и брюк выдано рабочим,
цщолько израсходовано продуктов; уложи-
ив аи мы в нормы. Человеке тосудар-
	ВеННЫМ пониманием расскажет 0 хр:
OM, 1 :
Человек. . о ^ понима-
	BM расскажет о том, — говорит Балма-
}; — как наступила морозная ‘зима, & у
ироителей почти не было одежды, но все-
TRE они отказались от тобударственных
фндов, а то, что было получше, отдали
Прасной Армии сами же оделись в бушла-
ты и телогрейки, политые из обмунхиро-
Анил; которое было списано. В. о BO-
евими частями. :
	Человек с государственным пониманием,
укладывая O кадрах строительетва, ‘пред-
(авит не только «охват ‘ соревнованием в
процентах в разрезе месяцев». Нет, он
иссважет о том, какие замечательные лю-
и прокладывали нефтепровод, как на
строительстве не было связистов, и к0мсо-
ублка инженер Таня Васильченко создала
(игаду комсомольцев, воспитала из них
связистов; и они подвешивали, провод. свя-
at Ha MHOTO километров, в Mopo3 H BEIOTY,
ючуя во тайге, проходя суровую школу
ини. Он, человек ¢ государственных
пниманием, расскажет, Kak на строи-
тельстве нехватало“ сварщиков, `и один за-
ня четверых; Kak погибли  невоторые
[po строительства, для Которых дело бы-
11 дороже собственной жизни. Докладывая
Ш изобретательстве, человек с. государ-
изенным пониманием доложит не только
 чинамике раппредложений по месяцам»
п сууме экономии, полученной от изобре-
ттельства,.=—= ‘нет, он ‘даст. «живое чело-
зческое сообщение» о неустанном, по-
юедневном творчестве- инженеров и рядо-
вых строителей, о. новаторстве и: изобрета-
зльетве, которыми сопровождался важ-
ый шаг строифельства. “
	Так факты и цифры стандартного отчет-
го доклада —— одного из Многих тысяч
инладов, направляемых “Москве, — на-
няются живой,  многокрасочной, TpyA-
aft ЖИЗНЬЮ, ‘Полной напряжения и высо-
ую. ечаствя созидания во имя родины. За
паграммами пи таблицами встают. люди,
ыиины их голоса, видны ‘их ‘усилия. Бат-
WaHOB расшифровывает, ‘переводит на язык
‘иивого человеческого сообщения» сухой,
розаический» отчет, он учит людей так
ICeATE все цифры и факты, чтобы за ни-
у  предстало главное—дело. «совести и ра-
Wa) каждого участника строительства и
го коллектива. Он учит видеть за циф-
мук вдохновение, успехи и слабости лю--
reli; ‚видеть, как в ходе ‘строительства ка-
щый отдельный его участник находил и
№ крепче утверждал свое. место в боль-
Шу, новом деле и тем самым. в жизни
икой родины; и ках сознание  своей
ебходимости определяло ‘духовный роет
До, и какое это’ высокое, `` благородное
кусство-—помочь человеку х0р0010; пра=

ВИЛЬНО, @ Наибольшей полнотой найти и.
	Появить себя в коллективе; 060006, соз-
MBIeeCH в нашей стране и только ей
исущее,  граничащее е наукой по. своей
чности; глубине, разнообразию. и гибко-
ИИ методов. мудрое большевиетское’ искус-
	Ио руководства ростом людей.
	Tatos сухой производственный отчет,
вода он переведен на-язык «живого чело-
ческого сообщения» человеком © Tocy-
APCTRCHHEIN пониманием.

Ho Bean как раз 060 всем том, 0 чем го-
вл  Батманов, и рассказано в. романе

‚ Ажаева! Так государственное _. понима-
ше оказывается одновременно и. поэтиче-
ним пониманием. Потому-то  производ-
TRAM отчет и может стать основой
\дожественного произведения, что в стра-
18 сониализма’ любой такой доклад таит. в.
бе огромное ‘человеческое. ‘Содержание, а
tu самым богатейший поэтический потен-
Циал, широкие художественные возможно-
и. Потому-то и поэтичен у нас любой
Производственный ^ «об’ехт», что за каж-
Дым из них мы можем увидеть ^человече-
(ПУю волю, разум и страсть, проявление
	УЧших, самых благородных человеческих.
‚ Утв = любви к родине. ‘стремления к
	“NTR ——~ дюови в родине, стремления к
Плноте всвобщего счастья — к коммуни-
MY; 3a любым <0б’ектом» мы чувствуем
зраничный poct людей. их духовное
	обогащение. ВИлИМ коллектив.  снособетву-
	“I каждому наиболее, полно. проявить
и свои лучшие человеческие. . BO3NOHO-

}. Но это и есть поэзия нашей жизни—
 ОЙ: поэзия сопиализма! И. пусть
		прямолинеен сюжет «Далеко от Моск-
вы», зато далеко не прямолинейны чело-
веческие ‘отношения, складывающиеся в
труде, отношения между руководством и
звеньями коллектива, между коллективом
и отдельными участниками строительства.

Прежняя литература была беспредельно
богата в изображений малейших нюансов п
тонкостей личной жизни людей. Любое,
	чти. неуловимое, неясное, смутное  пере-
	4RMBAHNE “B сфере личных отношений, 060-
„бенно любви, было исследовано великими
мастерами психологического анализа в
  мельчайших составных -частицах, Наша
литература вступает в. повую, еще не изу-
‚Ченную область, в область новых челове-
ческих отношений, складывающихся В _со-
циалистическом труде, в сфере. организа-
ционного общественного творчества; боль-
шевистского руководства ростом людей, и
оказывается, что здесь скрывается не
меньше: поихологической  сложнаети и лон-

AQ. HPHCIO

wa mews

‘кости человеческих отношений. чем в’ той
	области, которую по- HDCAMYUNCTBY - Daspa-
батывала: литература прошлого.

Автор «Далеко от Москвы» -  последует
стиль И’ методы советекого политического,
	жесткой, непримиримой; но вместе -е тем
сознательной, а; значит, свободной дисцип-
лины,. привычку к прямой’ и счестной
Бритике и самокритике, Чем глубже пони-
маст. и чувствует тот зили другой человек
стиль и сущность большевистского -PYROBOA-
ства, тем выше он стойт ва зестнице ху-
ховного, идейного, творческого ‚роста, тем
глубже и богаче его внутренний мир. Ме-
толы большевистского руководства Являют-
ся вместе с тем и высокими, новыми мо-
ральными нормами нашей“ советской жиз-
„ни, И поэтому степень понимания этих ме-
тодов,- критериев подхода к людям свиде-
тельотвует и о степени моральной › высо-
ты того или другого ‚советскога желовека.
< Вот характерный ‘эпизод с Таней  Ва-
сильченко; Ажаеву удалось передать onan:
‘ние строгой, требовательной,  емелой.
  женственной Тани,  комсомолки, . ив
  мицы коллектива. Ола: строго руководит
‘своей бригадой комсомольнев-евязиетов:
	не ЧРНучает их переносить все трудности. ра-
	Ты В морозной тайге, в которой так ма-
10 приспособлены эти городские юноши’ и
девушки. К ним приезжает Батманов,. Он
BUNT самоотверженность_ KOMCOMOTBIOR, AIX
преданность своей руководительнице, — ви-
пит, что они работали честно и сделали

winoro. Можно думать. что начальних  по-

удущесе родной  призоды
	нималея в созданном Горьким журнале
«Наши достижения», была совершенно
определенная, «целевая» — новая геогра-
фия СССР. Первая моя бодее или менее
крупная работа, хоть и была напечатана
в журнале, все же не удовлетворила Горь-
кого.

На Первом с’езде советских писателей
Горький говорил: У

«Мы все еще плохо видим действитель»
ность... `В: литературе нет нового пейзажа;
резко изменивитего лицо’ нашей земли».

И на пленуме правления Союза. писате-
лей: .

..Мы не умеем охватить всей карти
EBI r Gapomteaersa, Мы He знаем, что де-
лается где-то на Колыме, в Средней Азии,
на островах Арктики», -

Получить одобрение Горького мне уда-
лось только после долгих трудов, Когда
Горький напечатал во альманахе «Год
ХХ» мою работу «Почерк истории» и счел
возможным дать подзаголовок «Hosaa red-
rpagua CCCP». г

Нои в «Почерке истории» темы —
географин были лишь намечены. Потребо-
валось одиннадцать лет, чтобы развернуть
эти темы в книге «Над картой Родины».

‚ Рассказывая о том, как наш: народ из-
менил и изменяет лицо своей страны, я,
естественно, подошел к теме будущего.
Ведь мы строим в огромных масштабах и
надолго, с точным научным расчетом. Се-
тодняшний пейзаж — ступень в пейзажу
завтрашнему, и этот завтрашний пейзаж
умы можем видеть, потому что-во многом
знаем, каким он будет. Только наша с9-
циалистическая страна. может обладать,
применяя выражение Ломоносова, даром
«предзнания». Только советский нисатель,
участник строительства коммунизма, MO-
	жет создать не фантастический, а реаль-
	ный рисунок природы будущего.

В самом деле. Вот сейчае, по решению
партин и правительства, , развертываются
посадки лесных полос в наших стенных
и лесо-степных районах. Не только’ новый
	облик веей степной зоны, но и новые, пла-.
	ново создаваемые природные условия для
сельскохозяйственной деятельности, — вещь
совершенно невиданная. А подготавливае-
мый Вара-Вумский канал— ведь это совер-
енно новое. соотнотнение «оазиса» и «пу»
	стыни», новый пейзаж Средней Азии. Или.
перестройка всей Восточной Сибири в свя-
	зи © будущими гидростанциями на Ангаре..
Или впервые в истории начатое государ-.
ственное строительство сел, Или проектя-

ственное строительство сел, или просв?
DOBKA новых’ городов: А огромное количе-
	создано или будет создано советеким  челб->:
реком ПМакаа трлеклтельнаа тема!  Этэ-
		- Географическая тема всегда была близ-
Ba русским писателям. Это вполне естест-
венно для страны, которая, вместив едва
ли не все ландтафтные зоны земного ша-
ра, заняла более ‘половины северного по-
лушария. Эта тема требовала для своего
освоения огромного благородного’ труда.
Вспомним Ломоносова, вспомним _ Гоголя
с. его знаменитыми «мыслями 0. г6о-
графии», где он’ выступает борцом -3a
научно-художественную — географическую
литературу. Не забудем и тот, не
случайный, конечно, факт, что труды
русских географов всегда, начиная со. Сте-
пана `Ерашенинникова, отличались яркой
литературной формой, а подчас были и
выеокохудожественны,
	“Но подлинно общественное, публицисти-
ческое звучание географическая тема при-
обретает лишь в наше, советское время,
когда переделка народом лица страны сви-
цетельствует о приближении коммунизма.
	На важное общественно-литературное
значение географической темы в нашей
жизни первый указал Горький. Он смотрел
на географию не как на мертвый перечень
островов, рек, заливов и озер, & как На
область трудовой творческой деятельности
народа. Торький как бы  «очеловечивал»
географию. On ясно видел плановую co-
пиалистическую природу изменений нашей
карты. «Совдиненный с волей пролетариа-
та-диктатора, разум ‘осушает болота,
добывая из них топливо’ орошает засуш-
	ливые степи. изменяя течение рек, застав-
	ляет силу иадения воды создавать элек-
троэнергию и огонь, он режет дорогами не-
	проходимые горы. побеждает вечные льды.
	Арктики, соединяет моря каналами, он из-
меняет физическую географию огромной
страны ‚социалистических республику..»,—
пишет М. Горький.

‘Существуют «поэзия слияния с приро-
дой» и «поэзия преодоления сил  приро-
ды», говорит Горький. Он, конечно, по-
борник. последней: «разум все более
	дерзновенно, успешно и наглядно повазы-.
	вает свою мошь творца и организатора «вт9-
рой природы», т.е. культуры, на почве, нз
силах и сокровищах первой природы, древ-
ней, неорганизованной и даже враждебной
интересам трудового человечества», —го0г0-
	рит он в другой статье.
	9т0’ отнюдь. не «алеше-карамазовокая»`

скромность самоотречения. Вели бы Батма-

нов «плохо ругалея», не справедливо, не;

деловито, не конкретно, Ковшов, при всей
его дисциплинированности, . ‚вумел. бы по-
стоять за себя. Но’он умеет ‘посмотреть Ha,
себя глазами самого дела, и улыбка в,
когда его ругают, выражает его прочность,
как `говорито нем Батманов, его жадное

стремление расти, завоевывать новые вы-*

соты; Такое отношение к самокритике —

это любовь к делу, к людям; стремление”

лучше ‘работать. для них; любовь В жиз-
ни, светлое и прямое отношение к ней.
Это. чувство, как характерная моральная
черта настоящих советских людей, могло
выть воспитано только нашей, социали-
	стической действительностью, где конкху-
ренцию заменило соревнование, где люди
освобождаются ‘от пережитков. душного
	эгоизма, недоверия веех к каждому и каж-
joro Ko всем. Неспособность к самокрити-
Ke, связанная с рутинерством, с непони-
манием главного закона жизни: непрерыв-
ного изменения действительности, ее дви-
жения вперед, — предстает перед нами в рэ-
мане как моральная ‘ущербность; предель-
щик, инженер Грубекий характеризуется
как «страшное своим  самодовольством
существо, черствое, с метафизическим  сокла-
дом ума». Метафизический склад Ума,
связанный с самодовольством, ‘нелюбовью
К движению, изменению жизни, —= эта
черта впервые предстает в литературе; как
характеристика морального облика челове-
ка; черствесть. поставлена рядом. е не-
любовью к самокритике, с самоловольет-
	вом, одно является обофротнюй стороною
другого. Так наша литература расеказы-
вает нам о ‘новых, высоких моральных
	пормах, сложившихся в нашем обществе,
0 новых. этических критериях оценки лю-
дей, Она-расоказывает о суровой и. нежной
тюбви к человеку, которой проникнуты
эти новые нормы и критерии нашей, со-
циалистической морали, а
В романе В. Ажаева очень мало мора-
лизирования, дидактики, рассуждательства.
Все моральные опенки прямо вытекают из
действия, из борьбы новаторского и рути-
перекого на строительстве, непосредетвен-
но связаны -с производетвенными -процес-
сами. И из всего этого перёл нами возни-
	  вает поистине ‚романтический o6pa3 orpoxw-
	ного, светлого, смелого,  взволнованного
мира, действующего, борющегося, воспи-
тывающего, поднимающего выше и выше
замечательных, ПОЯМЫХ, _ мужественных
	людей, с богатой; мудрой, тонкой культу-
рой отношений и чуветв. рожленных в со-
	бодного, разумного, влохновенного` сониала-
стического труда; Мы чувствуем беенре-
дельную. широту этого. мира, его захваты»
вающую творческую страсть. Эпиграфем в

ВЫ обществе, в. процесее ево-

роману можно было бы поставить. слова,
относящиеся к одному из героев: «Его.
неудержимо влекло желание действовать,
боротьея, захватывала та полнота жизни,
которую можно назвать счастьем». Это же-
лание захватывает и всех тероев. романа.
О=о увлекает, «заражает» -и - читателя. --
	Нолнота счастья — полнота проявления
всёх лучших творческих сил любого’ чело-
века: достижению этой цели служит вся
наша жизнь, весь катт труд, всея нала мо-
раль, вся мудрость большевиетекого руко-.
водства люльми. «У нас человека ЕН
ет и ставит на место коллектив, вся наша.
система», — говорит один из героев, не
ражая в мысль всего романа. Й в.
	самой концовке, завершающей: роман,» ‘зву-

‘ттт остот ага о 7 Е noma:
	на пути в Москву жадно смотрит вниз из
окна самолета. Ero нанолняет чувство
внутренней евоболы. С большой высоты
	он видит места, где развернулось их стро-
	ительство, т
«Промелькнула станция, уменьшенная
до размеров епичечной коробки. Несколько.
	  дней назад Алексей вот так же пролетал.
	над трассой, и его вновь поразил” размах
строительства. .A сейчас OH. ¢ восторгом
подумал: в сравнении со всей страной
наш громадный нефтепровод тоже не боль-
ше спичечной коробки!

` Почти физически ощутил он необ’ят-
ность страны и. всего, что происходило на
ее просторах. Он испытывал необыкновен-
	ную полноту чувств, вму хотелось петь:
еще никогла раньше он, Алексей Ковтов.
	так’ хорошо и ясно не видел, не чуветво-
	Гвал, не прелетавлял. себе ‘своего места в
	жизни. велякой родины, в 6 титанической
	Такова романтика  социалистического
реализма. Жизнь, наполненная `чуветвом
внутренней . свободы, титаническим разуа-
хом труда и борьбы во Имя счастья всех,
Кто трудится; жизнь, необ’ятная и светлая,
как родина, —ролина, суровая и нежная;
как мать, — такова поэзия нашей жиз-
ни. Полноту чувств, счастье наши люди
пепытывают от полноты проявления самих
себя в могучем созидании. Прекрасное —
это наша жизнь! И чем реалистичнее на-
		а литература, тем она романтичне
	таков закон нашей эстетики.

В романе В. Ажаева поэзия нашей лей-
ствительности далеко не раскрыта с той
силой, которая была бы равна духовной
силе и красоте наших людей, богатству и
своеобразию их индивилуальностей. Ав-
тор скорее ставит вовую художественную
задачу, он скорее ‘указывает на необ’ят-
ность поэтического потенциала пашей дей.
ствительности. Но уже постановкой. новой
художественной задачи. он делает ‘большое
новаторское дело,
	Окончание следует.
‘ ~y
	Всей республике известен своим передо-
вым опытом массово-политической и куль-
турно-поосветительной работы Марьинский
район” Сталинской области. Здесь сотви
агитаторов, беседчиков и чтецов популяри-
зируют лучшие произведения совегской ли-
тературы. Сейчас в селах района обсужла-
ются новые книги писателей Украины, На-
ряду с пройзвелениями украинских писате-
лей обсуждаются также книги русских со-
везсхих писателей — «Гурты на дорогах»
В: Авдеева, «Белая береза» М. Бубеннова;
ee фронтаррил приратому В QOreauruna и
	другие. _
	производетвенного: руковедетва, взятого в  ‘хвалит Таню п этим. еще больше укрепит
его эмоционально-психологическом ›. солер-   ве авторитет перед лицом ее бригады. Но
	начальних холоден, как зима в тайге. И,
вместо ожидаемой многими похвалы, он Re
лает Тане при всей бригале замечание в
	своем обычном. резковатом стиле 3a 19,
что она не вполне чочно` выполнила CBOE
обещание, данное ему, —= «недотянула»
	провод связи. ©

Многим это кажется жестоким, неоправ-
данным, несправедливым. Инженер Беридзе
после этой сцены укоризненно говорит
Батманову: «Несправелливый выговот, `Ва-
силий Максимович. В подвеске ‚ проводов
Татьяна Петровна со своими ЛЮДЬМИ. ‘уста-
повила рекорд. Никакая машина за ними
бы не угналась».

Таня сначала чувствует cosa подавлен-
ной и пелится своей обилой е друзьями:

«— Ратманов мной недоволен остался,
‘ребятам сказал: «Вам досталась добрень-
кая начальница». Почему он всегда наиа-
лает, метод: у него такой, что ли?»

Что Таня отнюдь не «лобренькая», He
безвольная «начальница», ‹ хорошо знают
все ребята в ве ‘бригаде. Казалось бы,
они должвы быть возмущены  несправед-
ливостью Батманова. Но  олий из Этих
	юношей, комсорг Воля Смирнов об’ясняет
	Чане причину сурового обращения с нею
начальника строительства. Мысль, кото-
рую-он выскагывает, нельзя назвать ина-.
че, чем мудрой:

«— Своей строгостью он хотел оправ-
дать перед ребятами ве строгость, — ека-
зал Воля Смирнов,

— Совершенно верно! — подхватал
Алексей. — Есть матери, которые только
целуют п ласкают своих детей,  потакая
им во’ всем. А есть матери, которые строви
к своим детям, наказывают их и‘ целуют
редко, главным образом, когла лети снят.
	жании, Это, несомненно, новаторская тема
литературы. Вот некоторые ‘примеры;

Интересно, что совещание. для обеуж-
дения отчетного доклада Батманов созвал
не из непосредственно деловых соображе-
ний. Парторг Залкинх и Батманов, решив
созвать это совещание, «не возлагали на
него особых надежд: вряд ли можно было.
	  рассчитывать на то, что начальники отхле-
	пов после совещания придумают что-либо
сверх обычных, давно установленных bony
отчета»,

Спрашивается: зачем же ‘нужно было
отрывать, занятых людей от дела, застав-.
лять их, кроме того времени, которое из-
расхоловано на самое совещание, потерять
	еще несколько‘ часов на обдумывание: сво-
	их дополнений к докладу, загружать этим
аплараты отделов?

Но здесь-то перед нами и открываются
«секреты» стиля и метода «большевиет-
2KOPO организационного. творчества», как
говорит. Батманов, государственного вас-
питания людей, подлинного’. руководетва
ими, того умения поднимать ‘их «трудовую
температуру», ‘творческую энергию, 0 ко:
тором нисал Горький. Именно это’ умение
поднимать людей на новые высоты“ поли-
тического созналия и ответотвенноти и
‘додсказало Батманову мысль 0’ необходи-
мости совещания. Пусть оно не ‘даст ни-
каких непосредственных деловых итогов,
«Но, чорт побери, надо; чтобы их. прони-
зала беснокойная мысль 0б ответетвенно-
eto момента! Надо, чтобы их взволновала
нелегкая миссия Алексея! Пусть сони. не
дадут. ничего» особенного ‘для’ доклада Вов-
шова, они паворняка добьются большей,
чем. сейчас, пользы в работе».
	Обсуждение прелетояего- доклада дало   к свойм детям,
			Ъ теме новой. географии Горький возвра-
щается постоянно, Он хочет, чтобы эта те-
ма была раскрыта в литературе, и не ус-
тает повторять: «Миллионы и десятки
миллионов. пролетариев всех земель ждут
OT нас яркого. горячего слова. ждут 0р0-
	от нас яркого, горячего слова, ждут про-,
стых и яеных изображений великих ycue-.
	хов работы. совершаемой массами и едини-
	пами, в которых сгушена чудесная энер-
PHA масс».

«Дорогие товарищи! — обращался
Горький к писателям. — Вы живете 8
атмосфере коллективного труда масс, изме-
няющего физическую географию земли...»

и
*

На творчестве многих писателей, нишу-
щих на географические темы, сказалось
влияние Горького. Постоянной подлержкой
и советами Горького пользовался М. Иль-
ин во вуемя своей работы над отличной
	книгой. «Торы и люди». Горький интересо-
	вался и ранее вышедшим «Рассвазом о ве-
ликом плане» М. Ильина, тоже посвящен-
ном переделке страны и ее приреды. На-
правление моей работы также целиком оп-
телелено. М. Горьким, Тема, которой я за-
	Б Союзе советских
	‚. Нам нвобхолимо знать He только две
	действительности — прошлую и настоя-
шую, ту, в творчестве которой мы прини-
маем известное участие. Нам нужно знать
еще третью действительность — действи-
тельность будущего»; — говорил он.
	Действительность будущего!”
Горький ие давал писателям легких тем.
Эта — ответственнее и труднее других.

По мере сил разработать эту тему в но-
вых книтах — наша сегодняшняя задача,
	писателей СССР
	откуда отчетливо виден Bech фронт их   Голосую за строгую мать! Она не только
строительства, все сильные и слабые сто-   любит. но и воспитывает. Ее лети. —
	роны коллектива и каждого человека. 1Ю-   это верные дети... Суровая любовь, Отно-.
ди как бы посмотрели на себя глазами   шение Батманова х тебе, наверное. такое
			Москвы. Это вызвало у них и чувство за-
конной гордости за сделанное ими, ий новы-.
тенное сознание ответственности, обострен-
	ную строгость, требовательность к cebe и.
	другим, — тот великий, мятежный и. с03и-
дательный дух творческого, большевиетско-
	го беспокойства, 6e3 которпго человек еще.
	не является настоящим человеком, без ко-
торого могут жить только обыватели. По-
смотрев на себя глазами Москвы, люда
получили удвоенную, утроенную ‚энеррию
для преодоления. всех слабостей, oura6ok,.
недостатков, недоделок.

— Будь на ‘месте Батманова. не человек с
‘государственным пониманием; са рукдоводи-
тель масштабом поменьше, — не говоря
уже о делягах. и крохоборах! = он не’
созвал бы совещания, не увидев в нем
«делового смыела». а  ограничилея бы
только требованием к отделам представить
пифровые данные, таблицы и дизграммы.
Широта государетвенного. понимания, при-
сущая Батманову, оказывается, в конёч-
‘ном итоге, несравненно более  деловитой,
чем. практичность и узкая толковость ру
ковотителей леляческого склада,

Вот такого рода умных, глубока штри-
	хов. рисующих мётоды, стиль большезист-
	ского руководителя, его обращения © ЛЮДЬ-
	ми, его суровой, призирчивой требователь-
ности, основанной на подлинном уважении
к советоким людям, вере в их возможно-
сти, — таких ценнейших наблюдений,
	деталей, частиц опыта рассыпаво MBORE
ство в романе, и именно они определяют
	его интерес я. его новаторскую значитель-
ность.

Вольшевистское руководство. людьми и
их духовным ростом глубоко демократично
по своей природе. Оно служит не пелв по-
давления людей, к чему направлено бур-
жуазное «руководство». —— государствен“
ное, производственное и всякое иное. —
а полноте раскрытия всех творческих спо-
собностей. человека. Большевистское
руководство служит одной цели: счастью
миллионов простых людей. И моэтому. одна
из его главных особенностей, без - которой
оно перестало бы быть самим собою, за-
ключается в стремлении, чтобы его суш-
ность была понятной всем и каждому.
Большевики воспитывают в людях великое
чувство государственной ‘ответетвеннобти,
	  Таня не сразу разобралась в том, что
  своим резким замечанием Батманов оказал
ей настоящую, попетине дружеекую по-
моь в ее трудной ‘задаче непрерывно  пол-
держивать  подтянутость,  самоотвержен-
‚ность, бодрость в руководимом ею коллек
тиве. Батманов поднял ‘авторитет Тани,

‘облегчил ей работу своей суповой любо-
  Bolo. Её строгость стала еще более понят-
ной, еще более понятна ее ответетвенность
ий ответственность всей бригалы.

He удивительно, чт инжеёнер- KOMNY~
нист Алексей Вовшов понял смыел жест-
кого обрашения Батманова с Тадей и что
‘Таня, сперва не разобравшись, потом тоже
MOHAIR 910, тем самым глубже поняв и.
свои отношения с бригадой, получила урок.
руководства. Но 10; что юный Коля
Смирнов. понял это,  свидетельетвуег
о политической и моральной высоте,
зрелости, о настоящем интеллектуальном,
душевном богатстве, тонкости и чуткости
наших «ередних». «рядовых», «простых»
людей.

Мы знаем, что критика и самокритика:
являются в нашей стране новым. видом
преодоления противоречий и кополиктов.

выражением подлинной демократичности
всего нашего строя. В романе Ажаева
критика и самокритика  предетают, как
	моральное качество советских людей, про-
явление их духовной силы, их страстного
стремления к непрерывному росту, неу-
станному восхождению вперед. У Axexces
Ковшова потребность в критике и самокря-
	  тике стала чертой характера, «— Его ру-
	гают, а он радуетея»., — говорит Таня.
Она уже полметила эту черту в Алексее:
эн открыто, без досады п о
принимал критику. . -

«— Дельнел ругань—великая вещь», —
  считает оп. 06 этой же черте Ковшова го-
вори  и Батманов Залкинду: «Алеша...
‚улыбается. когда его ругаешь. Меня даже
рассердила как-то его улыбкз. «Что вам
смешно? Слушать надо и мотать на ус» —
говорю ему. А он, прямо глядя мне в гла-
за: «Я слушаю и мотаю, хотя п не отра-
стил еще усов. А улыбаюсь тому, что вы
‘хорошо ругаетесь. Здорово пронимает! Ког-
да так тебя проберут, лучше видишь свои
пбдостатки, которых не замечал раньше»...
	Новая: книга стихов К. Симонова
	ПИИИНИЗИНИИИНИЕНИНИИ
	«Друзья и враги»—так назвал Констан-
тин Симонов свою новую книгу стихов,
опубликованную в № 11 журвала: «Новый
	.-МИр». -.
	пачев; Б. Яковлев, Е. Босняцкий, Я. Сме-
ляков, М. Алигер, А. Софронов и другие. -
	Они отмечали яркую  публицистичность,
страстность, подлинный интернациовализы
и патриотизм. новой книги ‘стихов К. Си:
	мовова. Выступавшие подчеркивали умение
	поэта точно отобрать’ главное из громад-.
	ного количества материала, зорко увидеть
высокие качества наших друзей и отталки-
вающие черты врагов. Способность расска-
зать об этом сильно я убедительно — одно
	‘из лостойнетв К. Симонова.
	Книга: возникла под влиянием впечатле-
ний от-поезлок за границу. Она, по выра-
жению автора, является своеобразным
дневником этих поездок. В книге рассказа-
но о памятных встречах поэта с друзьями
Советского Союза: — прогрессивными зару-
бежными деятелями и простыми людьми.
В новых стихах К. Симонова даны острые
сатирические зарисовки.  злобствующих
врагов нашей страны. :

В вачале вечера, организованного секцией
поэтов  Союза писателей, Константин Симо-
нов прочел стихи, вошедшие в. книгу. .

Как ‘значительное явление советской поз-
SHH оценили ‹ новую работу К. Симонова
участвовавшие в обсуждении Д. Данин,
3. Кедрина, Г. Николаева, А. Ситковский,
П. Воронько, А. Барто, В. Инбер, С. Шя-
	Вместе с тем, участники обсуждения от-
мечали недостатки книги,
С Васильёв. (А. Коваленков и apyrne
	говорили о художественной. незавершенне-
	сти отдельных стихотворений, строф и
строк. Не все части книги равноценны.
	В заключение выступил К. Симонов, ко-
	торый. остановился на некоторых высказы-
ваниях и ‘поблагодарил собравшихся за
дружескую творческую. критику.
	новым видом   борьбе 3a будущее».
и кополиктов.   та мазеалитих
	° НАХОДКИ СОВЕТСКИХ АРХЕОЛОГОВ
	Изучение древнерусских городов
	В Москву возвратились археологические
экспедиции, ‘организованные Институтом
истории Материальной культуры им. Н. Я.
Марра Академии наук СССР. Многие экс-
педиции изучали города древней Руси.
Найдены сотни интересных памятников.
^ Заместитель директора института, доктор
исторических ‘наук’ профессор С. Киселев
сообщил корреспонденту «Литературной га-
зеты»: .

— Широко велись раскопки в Новгороде,
где уже ранее были сделаны важные от-
крытия. В центральной части города, на
	Ярославовом Дворище, где в Х! веке стоял
	княжеский дворец, теперь открыли много
древних сооружений. :
	В том же районе был откопан тщательно
отделанный деревянный бассейн с трубами.
Бассейн, относящийся к ХИ веку, достав-
лен в Москву. В’ другом: месте векрыты
каменные городские ворота с симметричны-
ми пилонами. Экспедиция обнаружила в
Новгороде предметы Х!-—-Х\У вв.: хомут с
узорами, стрелы, ‘меч, кубок на’ высокой
тонкой ножке с широким - днищем и над-
писью, набор ювелирных инструментов, раз-
личные украшения. Найдена свинцовая пе-
чать Александра Невского. На олной ее
стороне ‘изображен воин, ведущий пол узд-
цы коня, на другой — всадник с мечом.

Уже ‘много лет изучают ‘археологи один
из самых древних городов Руси — Старую
Ладогу, возникшую-в \У1—УП вв. Раскопки
дали обильный материал, способствующий
выяснению ранней истории восточного сла-
вянства;: Исследователи раскопали ряд де-
ревяйных построек УПМ—Х вв, собралу
большое число художественных излелий-из
дерева. Значительный интерес представляют
	остатки деревянного корабля, ‘относящегося
	к А. веку, — ови позволяют судить -9 вы-
соком мастерстве превнерусских корабле-
строителей. -
	Олним из крупнейших центров древнев
Руси была Старая Рязань — в Х! столетии
главный город улельного княжества (он
	находился в 50 километрах от современнон
	Рязани). В текушем голу советские архео-
логи сделали на месте этого исчезнувшего
города важные открытия. Обнаружены 16
жилищ,   относящихся к Х!-ХШ векам,
найдены многочисленные - художественные
изделия и предметы быта. ,
	Успешными оказались и археологические“
	исследования в Пскове. Открыто несколько
жилищ; собраны интереснейшие предметы,
	свидетельствующие о древнем литейно-куз-_
	нечном ремесле. Изучение крепостных стен
	местного кремля позволило установить, что
Псков, как город, возник в конце УП века,

Полоцкая археологическая экспедиция
	обследовала шесть крепостей; построенных.
	Иваном  Грозвым. Существовавшие 13 лет—
с 1566 по 1579 год, — эти крепости пред:
ставляют большой интерес для изучения
истории русской фортификации. :
Впервые велись археологические работы
в. Валогде. Письменные источники содер-
KAT скудные. свеления о древней истории
этого отдаленного центра Московского го-
	‘сударства. Уже первые раскопки позволили
	установить характер планировки улиц и
жилищ; находки археологов подтверждают,
что город возник в ХП веке.
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
№ 92 ЕЕ 3
	Продолжение. См. «Литературную тазету» № 91
	КИЕВ. (Наш. корр.). Со‘ всех концов Ук-
ины постунают. сведения о том, как вме-
	_ 1 с писателями республики тысячи чита-
Teed готовятся ко второму с’езду писате:
	ий Украины. .

По инициативе харьковской организации
(СП, проведен «День советской. литерату-
Ы» на одном из. гигантов индустрии —
возрожденном Харьковском тракторном -38-

воде. В этот день, в обеденный перерыв,
писатели выступили в” 16 цехах завола.
остоялись также ` товарищеская: встреча

Писателей с читательским активом в биб-
Лкотеке завола и. большой литературный
	Навстречу с‘езду писателей Украины
		‚ству А. Корнейчука, организовали област-
ная библиотека имени Тимирязева и ка-
федра украинской литературы Педагогиче-
ского института Винницы. ь

Группа украинских писателей побывала
на-днях в колхозе ‘имени Сталина ‘ (с. Бел:
городка, Киевской области). Писатели при-
няли участие в литературном диспуте кол:
хозников,  обсуждавших новый роман
С. Скляренко «Хозяева» Этот роман п5:
‘свяшен теме возрождения. украинского се-
ла после войны. ЮКолхазники в ‘своих. выт
ступлениях глубоко разбирали достоинства
романа, отметали его недостагки.

вечер в клубе. Заводская  многотиражка
«Темп» посвятила «Дню советской  литера-
‚туры» специальный номер. и
В Олессе областная библиотека имени
 Ленина: провела несколько” ‘многолюдных
„литературных ‹ конференций. посвященных
‘обсуждению новых произведений молодых
украинских писателей  — ‘повестей «Золо-
тотысячник» И. Рябокляча, «Племя силь.
ных» Д. Ткача и др. Состоялась встреча
поэта В. Сосюры ‘с моряками  флагмача
торгового флота-—дизельэлектрохода «Рос:
сия». Конференцию, посвященную творче-