из ИНОСТРАННОЙ ПОЧТЫ
	ТРЕБУЮТСЯ ФАЛЬШИВКИ
	Французский журналист лепонж получил

от редакции американского журнала «Лайф
мэгэзин» следующее предложение:
. «Гарантируем вам 10.000 франков за
шесть фотографий, показывающих насиль-
ственные действия бастующих. За каждую
напечатанную фотографию платим 100 дол-
ларов»,

В одном из последних номеров журнал
«Лайф мэгэзин» посвятил пять’ страниц де-
голлевской пропаганде, изо всех сил ста-
раясь доказать, что бастующие горняки из-
бивают миролюбиво настроенных полицей:
ских, почему-то вооруженных слезоточивы-
ми бомбами и ‘резиновыми дубинками,

Заказанные фогографии, видимо, понадо-
бились американскому журналу для того,
чтобы подтвердить распространяемую им
деголлевскую клевету и «подкрепить» та-
ким путем требование обуздать «мятежных»
горняков,
	Теперь дело -за °Лепонжем, которому
предстоит  сфабриковать соответствующие
фотофальшивки...
	С. МАКСИМОВ
	ПОДЖИГАТЕЛЬ ВОИНЫ НА СВОБОДЕ
	ром», только выполняет. недавние СТ
ремные директивы» Таннера. Однако сам
Таннер, по мыели финокой реакции и ee
зарубежных вдохновителей, должен лучше
справиться с поставленной нелегкой
задачей, чем его. мавры, Так решили в
англо-американових ‘столицах, и двери
хельсинкской тюрьмы широко раснахну-
лись перед Таннером.

Таннер взял линию далевого прицела
Его досрочное освобождение — лишь пер-
вый этап к реабилитации всей его анти-
советской политики. «В тюрьме я чувст-
вовал себя прекрасно, 00 copecTh MOA
	чиета, я невиновен», ——декларировал. этот
	прямой виновник двух национальных Ka-
тастроф Финляндии.  Ееть еще судьи  В
Финляндия. которые по’ сходной цене го-
	Финаяндекая реакция вновь обрела
своего «фюрера»: Вяйне Альфред Таннер
выпущен досрочно из тюрьмы. Финская.
Фемида предупредительно пошла наветре-
uy крупнейшему военному преступнику
Финляндии и «за примерное поведение»
вернула ему. свободу.

Таннер немедленно показал свой зве-
риный оскал. В первой же беседе с жур-
налистами он выразил св06 возмущение
тем, что до сих пор еще существует де-
мократическое движение в Финляндии и
что представители его недавно еше вхо-
дили даже в правительство, «Слава богу,
теперь в этом отношении дела уже пошли
‘лучше, так как основа  окрепла социал-
‘демократическая партия». Из понятной
“скромности он умолчал о том, что именно
в комфортабельной тюремной камере Тан-
нера вырабатывались планы похода на
демократические завозвалия финского Ha-
рода. —
’ Таннер сразу заговорил ‘языком хозян-
на. Он знает, что внутренняя и иностран-
ная реакция сегодня `060бенно нуждается
в кем, в человеке, который на всех эта-
пах истории Финляндии 3a последние
двадцать пять лет толкал страну на путь
кровавых авантюр и военных  конфлик-
тов. И теперь, когда ничему не научив-
пгиеся реакционеры чянут Финляндию в
лоно американского империализма, опыт-
ный в Таких делах Таннер являетея для
них «настоящим человеком на настоящем
месте». —

Кто лучше, чем этот прожженный соци-
ал-предатель, найдет общий язык с эрне-

ТАННЕР ВЫПУЩЕН ИЗ ТЮРЬМЫ

Для того, чтобы дать полную картину
американского литературного рынка, нуж-
но хотя бы векользь упомянуть 0 книж-
ных клубах и о том, что мы называем.
«специализацией книг». В литературной
жизни Америки книжные клубы играют
значительную роль. Во многих штатах це-
ны ‘на книги устанавливаются законом;
клубы в обход этих ограничений раепро-
страняют книги по почте среди своих чле-
нов. Книги в розничную продажу не п-
ступают, и поэтому власти не могут регу-
лировать их цену. Располагая  возмож-
ностью продавать книги по удешевленным
ценам и соблазняя читателей разного’ рода
премиями, клубы успешно вербуют новых
членов и могут таким образом извлекать
огромные прибыли через свой обеспечен-
ный «внутренний» рынок, не прибегая в
розничной торговле. В Америке наечиты-
валось двенадцать таких клубов, но при-
влеченный выгодностью этого видз бизне-
са монополистический капитал решил
прибрать его к рукам. Так возникли два
клуба-гиганта.

Эти два гиганта — <«итературная
гильдия» и клуб «Лучшей книги месяца».
И, быть может, они-то и больше всего
прилагают усилий к тому, чтобы пос4эдо-
вательно разврашать американскую лите-
ратуру. и заглушить в ней все талантли-
	] вое`и передовое. Оба клуб» обращаются к
	так называемому  «ереднему Raaccy>.
Клуб «Лучшей книги месяца» — к вер-
хушке этого класса, «Литературная гиль-
Дия» — к мелкой буржуазии.  «Литерд-
турная гильдия», распространяющая еже-
месячно свыше полумиллиона книг, внеш-
	Редакция «Литературной газеты» полу-
чила на-днях от известного американ-
ского писателя Говарда Фаста письмо и
статью; которую мы сегодня публикуем.
	«Чосылаю вам статью, — пишет
‚ТГ. Фаст, — касающуюся некоторых сто-
POH американской литературы и изда-
тельского дела. Мне кажется, она может
представить интерес для ваших чита-
телей и раз’яснит им некоторые слож-
ные проблемы американской литера-
туры и американского книжного рынка.
«Я буду очень рад, если вы ее исполь-
зуете, Жду вестей oT Bac.
	Искренне ва
Товард ФАСТЬ.
	Говард ФАСТ
_ ®
	шительно утверждали, что тольго вни-
ги, изданные для вооруженных сил, де-
пали выносимой их жизнь; довольно часто
оказывалось, что до вступления в армию
эти парни вообще никогда не читали ни-
каких книг. Я видел солдат, читавших в
наихудших из возможных условий, и `060-
бенно хорошо запомнил одного, который
ныталея читать Марка Твэна, пользуясь
зажигалкой вместо лампы. Важдый, кто
имел связь с нашими войсками, вопомнит,
с какой жадностью и с каким  удоволь-
ствием поглошалиеь эти книги. Раз и на-
всегда мы убедились в лживости буржу-
азной легенды о низком вкусе массового
читателя. .
	( окончанием войны издание книг для
	вооруженных сил прекратилось и, нримевр-
		дешевые переиздания, изменили свои тре-
	бования к литературе. Вавк прямой резуль-
тат влияния антифопиетекой коалиции,
уровень литературы поднялся на какой-то
короткий период, и тогда произведения нв-
которых американеких прогрессивных: пи-
сателей—в том. числе и мои. книги—рзс-
‘ходились в миллионах экземпляров. В по-
слевоенной обстановке: было покончено ©
подобными ‘экспериментами в отношении
демократической культуры, и дело. дошло
до того; что общий уровень издаваемых
BHU стал еще ниже, чем был до войны.
Сегодня новые. книги недоступны широ-
ким ` массам американского народа, а де-
шевые” повторные издания не имеют боль-
ше никакого отношения К литературе.
Цена романа колеблется в пределах между
2,15 и 4 долларами; если бы хорошие ро-
мены даже и не тонули в потоке хлама,
они по ‘своей цене были. бы недоступны
массам. А` бесплатные библиотеки постав-
лены в такие условия. что для того. что-
	бы как-нибудь просуществовать они вы-
	нуждены Kak можно. меньше тратить Ha
приобретение новой литературы.

Издатели утверждают, что в Америке
около двенадцати тысяч общественных биб-
лиотек; это само по себе прискорбно ма-
лое количество, но даже наиболее разре-
кламированные книги эти библиотеки по-
лучают из расчета один экземпляр на
десять-пятнадцать библиотек, а что до
поэзии, то здесь один экземпляр прихо-
	KUTCH на пятьдесят-шестьдесят библио:
тек.

У критиков и историков литературы
	ноложение, пожалуй, наиболее плачевнов.
Профессия литературоведа расематривает-
ся в Америке как нечто безнадежно уета-
ревшее, и если литературно-критическая
‘книга разошлась, например, в количестве
двух-трех тысяч экземпляров; ‘то это
уже‘ считается большим ‘успехом. Такие
ЕНИГИ He MOFYT рассчитывать на персиз-
‚ВИЧ: 3a ничтожную мзду буржуазный
‚литератор сплошь и рядом продает свою
‘душу и тело правящему классу. _

Что же тогда представляют так назы-
ваемые «бест-селлеры» («ходкие книги»)?
Верно, что в Америке писатель может
стать богаче, чем в любой другой стране,
Но TO He самое может случиться с удач-
ливым игроком, — ив том и в другом
	случае творческие сповобности играют ‘еа-.
	мую ничтожную роль. Американские
«бест-селлеры» приносят много денег; но
в большинстве случаев доход OT книги
определяется ее высокой ценой, а не мас-
совостью тиража. Например, роман, кото-
рый разошелся в количестве пятидесяти
тысяч экземпляров, легко займет одно из
первых мест в списке  «бест-селлеров»;
только единипы из тысяч ежегодно изха-
ваемых книг расходятся в таком количе-
стве. Если. продажная цена книги три дол-
лара, то доход от пятидесяти тысяч эк-
земпляров составит CTO пятьдесят тысяч

долларов. Если автор удачлив и получит.

гонорар в размере 15 процентов, его‘ до-
‘ход от книги равен 22500 долларов. Но
для среднего писателя такие заработки
так женереальны, как доходы миллионера
для любого из его рабочих.

Помимо ‘всего; нятьдесят тысяч: экзем-.

пляров при населении в сто сорок ‘мил-
ионов — невероятно мало.

«Америкен ревью’ оф Совьет Юнион» в

мартовском номере за этот год приводит
етатистические данные: о советевих кни-
гах. Мы узнаем, что советский ° писатель
Александр Фадеев написал недавно роман,
который за короткий ° срок  разошелея в
двадцати пяти изданиях общим тиражом в
миллион сто шестьдесят тыеяч экземпая-
ров. «Тихий Дон» Шолохова издавался
сто двадцать восемь ‹раз всего в количе-
стве около шести. миллионов экземпляров.
Вов-кому такие пифры могут показаться
исключительными. He тогда обратимся к
творчеству малоизвестного в США грузин-
exoro классика Шота Руставели и обнару-
Жим, что его книга. насчитывающая со-
‚рок пять изданий, имеет общий тираж
Говыше полумиллиона экземпляров.
‚ В настоящий момент в. Америке, на-
Сколько я мог установить, только. один из
романов Стендаля — «Пармекий - мэна-
стырь» — издан «Модерн Лайбрери» и
имеется в продаже; в год расходится не-
сколько тысяч экземпляров этой книги.
А в СССР почти миллион экземпляров
фактически всех сочинений Стендаля ра:
зошелся за последние три десятилетия.
Романы Бальзака в Америке имеются
только у коллекционеров, почти ни однго
йз них нет в продаже, Между тем в (5-
ветеком Союзе свыше лвух миллионов эк-
земпляров произведений Бальзака распро-
дано за тридцать лет. Несколько книг аме-
риканеких классиков, таких, как Драйзер,
Норрие, Лондон, Уитман, Готорн, Эмергон,
Торо, Мельвиль и palin, имеющиеся в
продаже, раехолятся в США в сотнях, ca-
мое большее в тысячах экземнляров. А ти-
ражи изданий русских ‘клабеиков в. СССР
выражаются цифрами в десятки миллио-
HOR.

Я привел эти пифры для того, чтобы
подчеркнуть. 910 в действительности аМ-
риканский «бест-селлер» является «ход-
KOH кНИГОЙ» ТОЛЬКО В самом провиндналт-
	В короткой статье невозможно дать. пол-
пый или хотя бы обстоятельный 00300
текущей американской литературы и евя-
занных с нею проблем; я затрону здесь
лишь. несколько вопросов, Которые, как
мне кажется, представят интерес для чи-
‘тателей вашей страны, желающих разо-
браться ‘в странном явлении, именуемом
«змериканекая культура». Я расскажу,
тлавным образом, о тех, кто читает книги
в Америке,

Говорить о сегодняшней американской
литературе, имея в виду только писателей,
значит впасть в ошибку, свойственную
всем буржуазным критикам. Они интере-
суются только теми, кто пишет, и поэтому
не уделяют внимания тем, вто читает, —
пли, вернее, тем, кому доступна книга, а
В этом ведь основная проблема нашей: ли-
	о
а проблема. .
Приведу пример. Моя ‘книга’  «Вларк-
	тон» недавно была опубликована в’ Тол-
ландии. Издатели просили меня извинить
их за 10, что они выпустили. роман  толь-
ко десятитысячным тиражом в первом из-
дании, хотя. та же книга в ee первона-
чальном американском издании вышла
лишь в количестве пяти тысяч экземпля-
ров. Голландия ~~ маленькая страна, на-
селение ее невелико, и, как известно, ее
политика He отличается 0с0б0й прогрес-
сивностью; но, видимо, значительная часть
ве жителей читает новые книги.
. Ч зе происходит в Америке? Ночему
она так скупа в отношении литературы?
Вообще говоря, наш народ нё читает,
8 те, кто читают, и притом довольно
мпого, — не читают хороших книг. Про-
	исходит это не по злой воле нашего на-
рода. Американцы  грамотны: они’ любят
читать: предоставьте им только ‹ такую
	возможность, и они с увлечением будут
читать лучшее из того, что когда-либо
было написано, — я берусь это хоказать.
Но теперь их лишают такой возмозЕноСти,
Американский народ является первой’
Жертвой «культурных обезьян» — хозяев
Напгих отечественных трестов; наша куль-
тура в первую очередь пострадала от чу-
ловишного и циничного плана амери-
ванских монополистов, направленного ‘на
снижение уровня и разрушение культуры
всех_ народов.

Обратимся для начала в некоторым об-
щим статистическим данным, касающимея
прежде веего хухожественной литературы,
Сезодня, к концу издательского сезона
1948 года, средний тираж романа в США
меньше пяти тысяч экземнляров. Средняя
цена новой книги — три доллара. Внига
стихов расходится в среднем в количеетве
меньше четырехсот экземпляров, и боль-
шинство американских издателей исходит
Из Этого факта в своей торговой политихе и
вовсе не издает поэзию. Средний тираж
сборника рассказов — менее трех тысяч
экземпляров,

Издательские статистики в большинетве

случаев называют одну. общую цифру
первых и последующих изданий, что; ко-
нечно, не дает верной картины, потому
90 в основе самого процесса  переизда-
пия —вв Америке это большой бизнее —
лежит куге на снижение уровня культу-.
ры, о котором я уже говорил. Например,
сплошь дрянные, бесчеловечные «романы
тайн». Эрла Стэнли Гарднера, халтурные,
неряшливо написанные. истории 06 youil-
ствах выпускаются миллионными  тяра-
жами в 25-центовом издании, так жеокак
и те романы Эрекина Колдуэлла, которые
носят явно  порнографический характер.
Книги Макса Бренда, плодовитого автсра
ничтожных и обычно изуверских- «Запад-
ных рассказов», расходятся в миллионах
экземпляров, равно как и отвратительно
’написанные и дурацки построенные рома-.
ны Эллери Вуина 06 убийствах.  Вниги
подобного рола — тайны, убийства и вея-,
ческая порнография — фактически co-
ставляют главную продукцию  колоссаль-.
ного преднриятия по. выпуску 25-цевто-
вых переизданий в Америке. .

Правда, в начале войны, Borda демо-
кратия завоевала крепкие позиции, в_25-
пентовой серии повторных изданий выпуе-
кались и хорошие книги. Тогла был ocy-
ществлен проект массовых изданий для
вооружепных сил, единственный экепери-
мент в области демократической культуры,
ставший возможным ‘лишь благодаря cy-
ществованию в тот период антифашиет-
ской коалиции. Столт. несколько * подроб-_
нее остановиться на этом опыте для того,
чтобы раз и навсегда опровергнуть утвер-
ждения буржуазных критиков, будто BRy-
сы у широких народных мае? очень гру-
бые и невзыскательные. На принцип 0б-
служиавания «вульгарных вкусов’ масс»
официально ссылаются, когда хотят” 06’яе->
нить, что происходит в американской ли-
тературе: в этом об’яснении содержится
так же мало правды, как и во всех дру-
гих тактичееких приемах правящего класса.

Проект изданий для вооруженных сил
‘отвечал потребности дать книгу  карман-
ного формата людям, находящимся в ар-
mun. Подобно многим мероприятиям воен-
ного времени, он был осуществлен в спеш-
ке, ‘и одному человеку была дана почти
диктаторская власть в отборе и выпуске
nour, BR счастью, это оказалея человек с
отличным литературным ‘вкусом и боль-
Wane познаниями, Он собрал общирпую
H разнообразную библиотеку, в. которую
вошли многие лучитие и наиболее увлэка-
тельные произведения мировой литерату-
ры, эти книги были изданы и распростра-
‘нялиеь среди армии в десятках миллионов
экземпляров. У нае ееть множество сви-
	детзльетв TOTO, какой горячий прием их
	ожидал. и с какой жадностью их читали.
Тячно я беселовал на фронтах по TY eTo-
	товы обелить политику PHTACPOBCROTO ———Ф———=
союзника.

Н бы)
а Виа 24 ФАКТЫ БЕЗ НОММЕНТАРИЕВ
сентября 1943 года. Несмотря Ha ato,  . о КРИК ДУШИ
военный. ‘Dp естунник . Таннер ‚ прекрасно рат  Книги . некоторых _латино-американских

ew ee pees a
		‘писателей, в частности. широко известного
колумбийского писателя Варгас Вила, ав-
тора более ‘пятидесяти произведений, ‹ за»
канчиваются обычно следующим стандарт:
ным обращением: Е

«Читатель!

Если тебе понравилась. эта. книга, не
одалживай ее, ибо за полученное удоволь-
ствие ты заплатишь мне злом, лишая меня
покупателей. Е р
	Одалживая  книгу, ты наносишь большой
материальный ‘ущерб’ писателю, который
получает гонорар с каждого проданного
экземпляра».
	ГАЗЕТЫ-РАКЕТИРЫ
	Под эгидой генерала Макартура. в_Япо-
нии получили широкое распространение
специфические издания. Это — газеты,
которые специализируются на’ публикации
‘порнографических произведений и на все-
возможных вымогательствах. В г. Ниига-
Ta, например, ‘владельцы ‘такой ‘газеты,
набрав статью: об интимной стороне жиз-
ни одной замужней женщины, пред’явили
гранки ее семье и угрожали напечатать
этот материал в газете, если им не будет
выплачена определенная сумма gener, Та-
ким путем газете удалось получить от
этой семьи двадцать‘ тысяч иен,

Газета «Асахи» сообщает, что только в
26 префектурах Японии издается 528 та-
ких газет.
		ФВ Италии из общего количества 9 мил-
лионов крестьян около. 4 миллионов почти
не имеют земли. Два’ миллиона крестьян
вынуждены полгода работать на чужой
земле, чтобы как-нибудь прокормиться.

ФНа премии и награды офицерам армии
франкистской Испании по бюджету этэго
года ассигновано 96 миллионов пезет, Эта
сумма почти в два ‘с половиной раза ‹пре-
вышает средства; отпущенные на библио-
теки.
	колониальный в0прос, Kak империалиети-
ческий или военный, но смотрел на него
только, как на вопрос хозяйственный...
Я неоднократно пыталея сильнее замнте-
ресовать Гитлера колониальной  пробле-
MOH...»

‚За этими HeEBURELINA признаниями
следуют факты: «Летом 1936 года мне,
наконец, удалось уговорить Гитлера  по-
слать меня в Париж с заданием начать
переговоры с французским   правительством
© возвращении Германии одной из наших
прежних колоний... По договоренности в
Гитлером я отиравилса в длительную за-
граничную поездку. В начале марта 1939
года я покинул Германию, чтобы уехать
на несколько месяцев в Британскую ИЙн-
дию и Бирму в качестве... обыкновенного
туриста». Здесь шпион‘ под, видом тури-
бта, изображая из себя ценителя «рели-
гии индусов», активно‘ налаживал фа-
шистокую разведывательную деятельность.
Далее: «В начале: 1940 года я предложил
Гитлеру направить ` меня в Создиненные
Штаты, где я должен был попытаться
удержать Америку от .ветупления в в0й-
ну». :

Этн циничные признания Шахта’ лиш-
ний раз подчеркивают его тесную связь в
преетунной гитлеровской кликой.

Шяхт и сейчас полностью стоит на
Фашиястеких позициях, рассматривая’ фа-
изм, как «немецкую идеологию», что не
мешает вму всячески расхваливать своих
америкачеких хозяев и- агрессию доллата.

Внига Шахта интересна еше и тем,
что звтор ее откровенно раскрывает свон
связи с международной `империалистиче-
ской реакцией, Характерен содержащийся
в ней перечень его друзей: Упнетон Чер-
чилль, Гувер, Леон Блюм, в действиях го-
торых он «ветречал самым отрадным об-
разом полное понимание». Еще летом
1941. года, пишет Шахт, одйн из амери-
канових представителей в Берлине с00б-
нрил ему, что в Америке ‘рассчитывают
па него «после войны, как на неопоро-
ченног человека». Вот она где— разгадка
удачливой судьбы Шахта, ушедшего от
справедливого возмездия и строчащего ‘те-
перь гимны в честь старого — гитлеров-
гкоо. — и нового — бизонального 6з-
шизма. . ° сина

Так через три года после того, как гит-
леризм потерпел полное военное пораже-
ние, под эгидой англо-американских окку-
пантов снова откровенно и нагло пропове-
дуется фашизм. Книжка. Шахта пропигаза
военно-реванттистекими ИДЕЯМИ. В поелелд-
ней главе ПЧахт, в унисон своему другу
Черчиллю, агитирует против «опаености ¢
востока» и призывает в агресепи ес запа-
qa.
	Но как бы ни возвеличивали. Шахта его
англо-американские  хозя”ва, он все же
навсегда останется зловещей тенью’ пром-
лого, Не удастся оживить этот политиче-

ский труп! °
ЙЕ
	В Е оО ВЕ
	тов, Л, ЛЕОНОВ, А. МАКАРОВ,
А. ТВАРДОВСКИЙ, Л. ШАУМЯН.
	бя чувствовал в тюрьме. He потому ли,
что его ‘ад’ютанты из руководетва социал-
демократической партии хорошо. усвоили
этот «лозунг» и пышными, но неиоврен-
ними фразами 0’ дружбе с СССР только
прикрывали и прикрывают’ свой сговор с
	поджитгателями войны В Вашингтоне и
Лондоне?!
Союз в фашистской Терманией, нена-
	висеть к СССР, ‘ставка на развязывание
	агрессивными кругами США. и Англии
войны против СССР — такова несложная
политическая «программа» Таннера в не-
давнем прошлом. Он требует’ ее  реабили-
тации в настоящем, чтобы опять взять
знтисоветокий курс в политике Финлян-
kau.

Появление Таннера на политической
арене фактически означало бы полный И
открытый отход Финлянлии от того поеле-
	военного курса. который обеспечил стране.
	внутренний мир и внешнеполитическую
стабилизацию. Но путь Таннера и его под-
ручных из среды правой социал-демокра-
тии н «двадцати семейств» не является
путем финской демократии. Таннерам, Фа-
герхольмам и Хаккила не удастся уду-
шить демократические стремления  фин-
ского народа. Финский народ, умудренный
опытом двух войн, испытывает презрение
и ненависть к тем, кто торговал родиной
и готов был всегда отдать «взаймы»
финскую территорию для нападения Ha
СССР. Финский народ не потерпит, чтобы
Таннер и его сторонники ввергли страну
в пучину новых бедствий.

Таннер освобожден финлаяндекой реак-
цией и ее ставленниками в судейских то-
гах, но он и вго’ антисоветская политика
безоговорочно осуждены историей a фин-
ским народом.

ВИА ИИА АТИЕААИИ
	обратились 8 бегство демократические по-
литики, — я взял на себя»,

Итак, Шахт пренахально утверждает,
что именно. ‘он в качестве «заместителя
демократических политиков» пыталея «уме-
рить» гитлеризм с: помошью «открытой»
Санковекой оппозиции. Трудно придумать
ложь более ‘наглую и более нелепую!

Однако попытка Шахта изобразить не-
мецкую демократию, как полностью обан-
кротившуюся перед лицом  гитлеризма, а се-
бя ` самого, как главную пружину анти-
фаптистевой борьбы в Германии, весьма
характерна и полностью наруку его ны-
внешним хозяевам. Вель это именно они,
	впротивовесе подлинной немецкой демокра-
	тии, 00 праву гордящейся _ героической
борьбой Эрнста Тельмана, Эдгара Андрэ,
Эрнеста Зефкова, Арвида Харнака и сотен
и тысяч самоотверженных сынов  немен-
кого рабочего. класса, с честью павших в
неравной схватке с фашизмом, стараются
раздуть лживую легенду о «всенародном
характере» — генеральеко-фабрикантеко-по-
HOBCKOTO заговора против Гитлера, изобра-
maa Шахта дупюй этого несостоявшегося
«дворцового переворота».

На протяжении ряда страниц  евоей
книги Ялмар Шахт всячески прихораши-
вается, не щадя красок для изображения
своих мнимых антифашистеких подвигов.
Щахт, например, утверждает, что он был
связан со многими заговорщиками 20 ию-
ля 1944 roga. Но кто эти сподважникя
Шахта? Вот они: прусекие милитаристы-—
генералы Виплебен, Гальдер, Томас, меж-
дународно известные шпионы Гизевиуе a
Канарие, генерал Линдеман — душитель
Македонии и командующий 18-й армией,
державшей в преступной блокаде героиче-
ский Ленинград. «Душой» их заговора на-
вывает. себя Шахт. Что ж, быть может,
они В самом деле вместе с ними мечтал
0’ спасении немецкого фашизма. путем
устранения Гитлера. Но все. же `характер-
Ho,  D0, хотя многие из: них после прова-
Ла заговора окончили свой путь в’ застен-
ках гестапо, © презренной: головы их. со-
участника Шахта не’ упал ни’ один воло0е.

Версия о Шахте, как о «моторе внутри-
германского сопротивления», нужна ‘со-
временным хозяевам  Бизонии для того,
чтобы реабилитировать Шахта, «иепра-
вить» его безнадежно грязную репутацию
й Таким путем вернуть к политической
деятельности этого гитлеровского подруч-
Horo.
	Сам Шахт неожиданно сообщает факты,
решительно идущие вразрез е версией о
ero’ «антигитлеровской борьбе». Co crpa-
НИЦ 610 КНИГИ Часто выглядывает подлин-
ная физиономия автора — хищная п
злобная морда империалиста и’ фашнет-
ского иона.

Это он вынашивал фашиетские планы
колониальной экспансии, 0 которых те-
перь пишет с милой «наивностью» веге-
тарианца: «Я никогда не рассматривал

Главный редактор В. ЕРМИЛОВ.
	Редакционная коллегия: Н*А
	не более или менее аполитична, нэ KIYO
«Лучшей книги месяца», у которого под-
писчиков несколько меньше, занимает
последовательную антисоветскую, антиком-
мунистическую и  антигуманиетическую
нозицию. «Литературная гильдия» специа-
лизируется на убого написанных ничтоя-
ных исторических и современных  рома-
нах, которые не имеют никакого отноше-
ния к жизненной правде, зато охотно. ема-
куют любую порнографию. Влуб «Лучшей
книги месяца» широко рекламирует книги
небеллетристического жанра и в своих
рекомендательных списках уделяет месте
для любой антисоветской клеветы.
Такова в вамых общих чертах картина
сегодняшнего американского книжного биз-
неса. Однако, говоря о ней, нельзя пройти
мимо весьма существенного обстоятельства.
Я имею в виду довольно большую и все
растущую аудиторию читателей,
политически группируются вокруг комму-
нистической и прогрессивной партий. Ес-
ли бы не было этих групп и этих полмти-
часких сил, сеголня не было бы сколько-
нибудь достойной внимания американской
литературы.
Любопытный факт:

как показывают

которые
финских социал-демократов Вяйне Хакки-

Вому, как не Таннеру,
долголетнему . генеральному — директору
«Эланто», представители , американского
«Международного банка реконструкции и
развития» могут доверить маршаллизацию
Финляндии? И разве не Таннер 2 авгу-
ста 1942 года торжественно заявил перед
директорами крупнейшего концерна Энсо,
что никогда не будет возврата к политике
дружбы е СССР? Для поджигателей войны
из Вашингтона и Лондона, для новых за-
океанских  гаулейтеров ‘Европы — Аве-
релла Гарримана-и Науля` Гофмана, gaa
наемных писак из американизированных
газет Стокгольма Таннер ‘является той
фигурой, которая, как они надеются, спо-
собна теперь дать финской политике ее
так называемое «традиционное направле-
ние»: стать цепной собакой западного им-
периализма против СССР.
Председатель парламентской

стом Бевином?

фракции

ла, обсуждавший недавно с Черчиллем в
Лечдоне проблему ‘присоединения Финлян-
ди к «об’единенной Европе», является
лишь ‘тенью Таннера. Премьер-министр
Фагерхольм, поддерживающий через скан-
динавеких правых социалистов негласный
	данные обелелований, главную аузлиторию   политический контакт © «западным мМи-
	А. ДЫМШИЦН
	читателей романов составляют  американ-
ские женщины из «ереднего класса», 40-
торые так подвержены болезни своего
класса — тоске и разочарованности. Муж-
чины, принадлежащие к американскому

>
	«среднему классу», по большей части   В Западной Германии, в Гамбурге и
совсем не читают книг. В общем. помо a fhrannawepauwa surqnauang
	совсем не читают книг, Db оэщем, помимо j Штуттгарте, с благоеловения англо-амери-
прогрессивных и университетских кругов, канских оккупационных властей, по об-
В Америке читают книги только наиболее а mona an
	5 аАмМерицох 11498): вии Ша воноолез
сознательные представители‘ рабочего клас-
ба ] Е

щелоступной цене (1 марка), таражом в
350 тысяч экземпляров, вышла в свет
очередная бизональная «массовая кни-
та». Она называется «Расчет с Гитлером».
Ее автор — небезызвестный фашистский
военный преступник ° «доктор». Ялмар
Шахт.

Существует лишь одно исключение —
«снециализированные КНИГИ», чистый
продукт американского «ереднего класса»,
который покупается и читается «ередними
	американцами». «Специализированные кни-
ги»   составляют  общирнейший о раздел
в современном американском издательском
деле, и некоторые фирмы существуют поч-
ти исключительно за счет подобной гро-
дукнии. Во всех этих книгах водержится
довольно вульгарная и откровенная  по-
пытка внушить надежду и веру людям,
воторые не могут обрести ни веры, ни на-
дежлы в нынептнем образе своего суще-
ствования. Эти книги говорят читателю,
как’ сохранить душевное равновесие, как
приобретать друзей, как бороться е бес-
сонницей, как отдыхать. как избавиться от
страха смерти, как любить, как найти
путь к религии. Так, например. в своем
	Ллмар Шахт, одна из сзмых мрач-
ных фигур, выдвинутых на политическую
арену немецким империализмем,—еще не-
давно подсудимый на  Мюрнбергеком
пропессе, обвиняемый в чудовищных пре-
ступлениях против человечества, — сей-
Час По милости своих . покровителей
вновь красуется в авангарде. западноев-
ронейской реакции. .

Его послевоенный «литературный де-
бют» нельзя расценивать иначе, како же-
mane снова вернуться к политической
зеятельности. ‘Книга Шахта «Расчет. ©
Гитлером» сама по себе является поли-
тическим актом.
	списке «бест-селлеров» _ (небеллетриети-
ческих) от 10 октября 1948 года газета
«Нью-Йорк геральл трибюн» на первом
месте помещает «Как забыть тревоги и
начать жить по-новому» Дейла Карнеги,

а на втором, — «Душевный, покой» Лжо-.

шуа Лота Либмана. Ни одну из этих книг

сейчас. наводнена
«именитых» фаши-
Многие 13 этих
ловко состряпан-
ные фальшивки. Рядом ¢ полаинны-
ми мемуарами  веймарского  полятика.
«Кровавого пса» Густава Носке на opa-

западная Германия
мемуарными книгами
ств и профапгиетов.
«произведений»
	не покупают рабочие, которые, повидимо-
му, не нуждаются в том, чтобы забыть
тревоги. . .

Вроме этой больной и вырождающейся
«литературной машины», капитализм под-
держивает и тех, кто выступает под при-
крытием фальшивой, насквозь лживой
претензии на «авангардность». Они прота-
екивают ту же илеологию, которую «Лите-
ратурная гильдия» поставляет читателю в
самой примитивной обработке. Политйче-
ское руководство этими агентами’ капита-
лизма осуществляется через охвостье` раз-
битого вдребезги троцкизма: они находят-
ся в вассальной зависимости у самых ре-
акционных элементов правящего класса и
финансовую поддержку получают из это-
ro же источника,

В пределах нарисованной здесь картины

лавках книжных матазинов ‘лежат AH-
повые «дневники» Геббельа и Евы
Браун. «Расчет е Гитлером» резко отли-
чается от всей этой продукции тем,
что в книге Шахта в мемуарной форме
ведетея откровенный и подлый разговор с

‘современностью. Это не столько мемуар-

ная, сколько политически лекларативная
литература.

Перед нами гнусная фаптистекая книж-
ка, «творение» матерого волка из стан
гитлеровекого зверья, Ныне он из кожи
вон лезет, чтобы доказать, будто он,
Шахт, являлся главой  антигитлеровекого
движения в Германии в годы фашистеко-
то твррора. Но за этими смешными и жал-
кими потугами скрывается нечто гораздо
donee серьезное и симптоматичное: стрем-
ление при содействии англо-американских
	и нужно рассматривать американскую лите-   реакционеров полностью реабилитировать.
ратуру; вот в каких условиях вынужден   немецкий фашизи. Гитлер плох, фашизм
работать американский писатель. Не уди-   хорош — такова несложная «мораль»
	вительно ли, что при таком положении в
современной Америке все же появляются
хорошие книги и находят. хотя и не-
большую, но все растушую . аудиторию?
Воистину, такой труд писателя принадле-
		ламара Шахта.

‚Шахт был одним из заправил немецкой
реакции, которые сыграли решающую роль
в приходе Гитлера к власти. Шахт был
титлеровским подручным втечение многих
лет: президентом Рейхебанка, министром
хозяйства. Теперь он пытается «докавать»,
что его сотрудничество е Гитлером явля-
лось якобы неё чем иным, как «внутрен-
	С ЖИЗНЬЮ. Борьба писателя в ‘Америке от- HAM сопротивлением».

ныне цолжна проявляться Не тольк В «Сотютивление Рейхебанка, — заявля-
выборе. материала ДЛЯ вНИГИ, on должен eT он без всякого юмора, — было един-
	оыть заолна с теми прогрессивными клае-
совыми вилами, ‘которые непосредетвенио
выступают в его искусстве. Его сабетвен-
ная Честность, как художника, зависит
от того, насколько крепко он примкнул к
этим силам.
	ственным, которое открыто позволило себе
какое-либе учрежление». «..Я, — ropie-.
ливо восклипает Шахт, — че был выжи-
дающим. наблюдателем, но я всем своим
существом ‘отдался попытке ввести гитле-
	Только тот ‘писатель, который участву-
ет в прогрессивном движении’ в сеготня!п-
ней Америке, может ‘иметь крепкую связь
	ее ровекий режим в спокойный, тихий фар-
НЬЮ-ЙОРК. Ноябрь. ватер. Эту залачу, перед липом которой

А. КОРНЕИЙЧУК, О. КУРГАНОВ,
	МИТИН, Н. ПОГОДИН,
	рону овеана с десятками солдат, воторые   ном смысле этого елова.
	«Литературная газета» выходит два. раза
		в нелелю: ‘по: ефедам’ и субботам. -

` Адрес - ей и Г издатезьстват ул. 25 Октября, 19° (для телеграмм — Москва; Литгазета). Телефоны: те Bd A отделы: ры
. “3 S19 -

: международно „жизни — К 4-64-61] науки и техники — К 4-60-02, информации = отдел писем — К
	Типография имени И. И. Скворцова-Степанова, Москва, Пушкинская площадь, 5.
	а. искусства — К. 4 76-02, внутренней Жизни — K 3-37-34,
	Б — 04205,
		02-91, издательство