«Это был обычный полицейский отряд,
вооруженный карабинами, винтовками, гра»

_Натами, автоматами, длинными ножами с
прямым лезвием и зажигательными бомба.
ми, предназначенными для поджога хи’
_ЖИН...» :

Пусть не подумает читатель, что речь
пойдет. о кошмарах эсэсовских. погромов
времен второй мировой войны. Нет, в по-
добных выражениях некий Патрик О’Доно.
вен живописует на страницах лондонской
газеты «Обсервер» очередную карательную
операцию англичан против Жителей одной
из малайских деревень. И надо сказать,
что злодеяния, творимые. английскими ` Ко-
лонизаторами, не менее страшны,

Где-то в районе этого селения был убит
английский плантатор. Эсэеовцы в форме
английских полицейских пришли, чтобы
сжечь деревню. Они были «великодушны»,
предоставив «жителям несколько минут на
то, чтобы они могли вынести из обре-
ченных жилищ свое имущество. Люди sa-
сновали, вытаскивая рваные ‘одеяла, горшки,
Кто-то вынес несколько еще слепых ще-
нят. Один полуголый старик схватил. ви-
севшую над притолокой соломенную шля-
пу...»

и прошли, и запылали  тростнико-
вые крыши хижин. Люди стояли возле не.
затейливого скарба, который они успели
спасти. Вот старая женщина и ее сын —
«о ногами тонкими, как у цыпленка, по-
видимому, больной туберкулезом в послел-
ней стадии. Внутренность их хибарки, еще
не об’ятой огнем, являла ‚зрелище  пре-
дельной нищеты. Все имущество состояло
из болышого бесформенного кувшина, на
дне которого было немного риса, двух ми-
сок, цыновки. пустой бутылки и клочка
красной бумаги с начертанными на нем
словами молитвы..; Какой-то ребенок за-
плакал. Остальные стояли’ молча, с ока-
меневшими лицами...»

Увлекшись описанием «подвига» своих
соотечественников, О’Доновен. раскрыл все
«прелести» английской — колонизаторской
политики, И в страхе перед окаменевшими
лицами, < презрением смотрящими на ан-
глийских цивилизованных дикарей, О’Доно-
вен спешит заявить: «Поджог хижин, бес-
спорно, был необходим»...
	a a cre GP ae ers ae
	Николай РОССИЙСК
	стартлий мастер пеха микрометров за
	«Калибр», лауреат Сталинской премии
	Первое, что я увидел из еще пахнущих
свежей краской окон восстановленной го-
стиницы «Гранд-отель», когда в вечерний
час приехал в Будапептт в качестве члена
советской делегации на юбилейный конгресс
венгерских профсоюзов, была величест-
венная статуя Свободы — фигура женщи-
ны, поднявшей высоко над головой паль-
мовую ветвь. Эта статуя установлена в
честь советских воинов-освободителей Вен-
трии — на горе Геллерт. Освещенная про-
жекторами, она высится над всей венгер-
ской столицей. И тут же я увидел в жиз-
ни воплощение великого слова, символизи-
руемого статуей: мимо тостиницы шество-
вала © факелами ликующая демонетрация
трудящихся Будапешта, демонстрация един-
ства и преданности делу демократии. Еди-
нодушные возгласы приветствий товарищу
Сталину и генеральному секретарю Венгер-
ской партии трудящихся Матиасу Ракоши
звучали в рядах демонстрантов, как клятва
высоко нести знамя свободы, демократии и
сопиализма. :
	Передо мной раскрывалась самая сущ-
ность жизни страны — ев свобода, спло-
ченноеть венгерского народа вокруг партии
трудящихся, его искренние чувства к Co-
ветскому Союзу — освободителю и верно-
му другу демократической Венгрии, пафос
восстановления и созидания. ^

Множество фактов, с которыми мне при-
шлось познакомиться в Венгрии, подтвер-
дили правильность этого первого впечатле-
НИЯ.
	-*%.*
®

Я жил в восстановленной гостинице на
острове Маргит, ходил по восстановленно-
му мосту через Дунай, ездил в город метал-
лургов Шалготариан по восстановленному
пгоссе, обрамленному молодыми ‘деревья-
MI...
	Венгерский народ усиленно возрождает
свою страну. За сравнительно короткий пе-
риод исчезли многие следы разрушений в
Будапеште; они более явственно видны ра3-
ве только в Буде — гористой части сто-
лицы, которую гитлеровцы ‘и салашиеты
пытались 1.ревратить в зону пустыни,

По вечерам Будапешт. ярко освещен —
мощность электроетанций столицы НЫН8
намного превьииает довоенную. Мы побыва-
ли на работающем заводе Гамма. Во время
войны он был разрушен почти до основа-
ния. Видели Ченель — завод действует в
полную силу. Чепельский комбинат не
только восстановлен, но расигярен и благо-
устроен. Нам показывали большой корпус
CHOPRA станков, выстроенный уже после
войны, и замечательное здание поликлини-
ки, на открытии которой мы  присутство-
вали.

Так могут заботиться о стране только ее.

подлинные хозяева. Им приходится ‘прео-
долевать еще немало препятствий и труд-
ностей. Это препятствия, чинимые капита-
листическими элементами, верхушкой  ка-
толической церкви, бывшей крупнейшим
феодалом в стране, кулачеством, яростно
пытающимиея приостановить  дважение
страны вперед; это трудности, вызванные
пережитками старого во многих сторонах
жизни и в сознании людей. В острой борь-
бв между старым, отжившим, и новым, на-
рождалощимся, неизменно побеждает новое.
В Венгрии еще есть частные предприя-
тия с числом рабочих до ста. человек. Но
работа на них регулируется государствен-
ными законами — продолжительность тру-
хового дня не должна превынтать восьми ча-
вов, а зарплата должна соответствовать
прожиточным потребностям рабочих.

На полях в районе озера Балатон мы ви-
дели товарищество по совместной обработ-
ке земли: Врестьяне довольны: товарище-
ство избавило их от угрозы попасть в зави-
симость к значительным еще в деревне ка-
питалистическим элементам, позволило 0б-
завестись трактором и отойти от допотоп-
ных методов обработки земаи. Конечно, это
еще лалеко не совершенная форма ведения
хозяйства, она далека от той, которая сде-
пала сельское хозяйство Советского Союза
	Поездка в Будапешт
	вамым передовым в мире, но и в неи уже
чувствуются элементы того нового, что дол.
жно привести крестьянина на’путь подлин-
но коллективного социалистического труда.

Шалготарианские металлисты  тордятея
тем, что 95 процентов избирателей их го-
рода на последних парламентеких выборах
отдали евои голоса коммунистическим кан-
дидатам. Именно такая вот политическая
активность венгерских избирателей решаю-
‘щим образом изменила соотношение сил в
стране в пользу трудового народа. He
бароны и помещики, а истинные предста-
вители трудящихся заседают теперь в мас-
сивном, увенчанном шпилями и куполами
злании парламента на берегу Дуная. Де-
нутаты народа. принимают законы, Ha-
правленные в благополучию и процвета-
нию нации, к усилению контроля и огра-
ничению капиталистического производства,
в вытеснению и ликвидации капиталисти-
ческих элементов в народном хозяйстве.

В этом здании, кетати сказать, происхо-
дил и конгресс профсоюзов. Вместе с при-
сутетвовавшими на б’езле президентом
республики Сакашичем Арпад, премьер-ми-
нистром Диньешем Лайот и министрами
рабочие обсуждали насущные вопросы
профсоюзного движения и жизни трудящих-
ся.

Совместно с венгерским министром про-
мышленности Kouta Mbt совершили поездку
на «венгерское море» — красивейшее озе-
ро Балатон. Здесь много богатых вилл и
	начинают понимать, что чем скорее тру-
довое соревнование охватит широкие слон
населения, тем быстрее будет развиваться
Венгерская народная демократическая рес-
публика.

Я пришел к такому заключению, исходя
из собственных наблюдений. Я видел, к
примеру, с каким взволнованным интере-
сом рабочие завода Гамма отнеслись к опы-
ту моей личной работы и советам, которые.
они хотели услышать от меня.

Я‘ рассказал им, что в данное время
коллектив моего участка на заводе — «Ва-
либр» завершает выполнение плана 1950
года (участок закончил эту программу
2) октября), что он превзошел довоенный
уровень производства в двенадцать раз и
что мы обязались выполнить пятилетку в
три года девять месяцев.

Венгерские ‘рабочие с большим внимани-
ем отнеслись к моему совету ввести на их
заводе поточное производство, — будет
дешевле и лучше.

— Поток!.. — сказал кто-то по-русски,
	ВИДИМО, слыитавтий уже это слово, и с в-
	одушевлением добавил на родном языке:
—Как вся наша жизнь теперь!.. ^
Рабочие поставили своей целью органи-
зовать производство по поточному методу.
Радушие и теплота, с которыми встреча-
ли нас повсюду в Венгрии, пристальное
внимание к каждому слову советского че-
ловека показывали всю значительность На-
шего представительства. Советский (Союз
	отелей. Раньше они принадлежали капита-   служит для Венгрии великим примером ив
	строительстве новой жизни, и в дружбе
народов, и во взаимной помощи.
Труляшщиеея Венгрии с искренней тепло-
той говорят о Советском Союзе’ — освобо-
дителе, о Советеком Союзе — друге, играю-
щем с момента освобождения Венгрии ре-

`шающую роль в развитии ее экономики и
внешней

торговли. Советокая помощь
создала условия для оживления хозяй-
ственной жизни страны, для перехода к
плановой системе хозяйства и успешного
завершения трехлетки ранее намеченного
срока.  Советокие заказы гарантируют
Венгрии устойчивость ее внешней тор-
говли и ограждают ее от пагубного влия-
ния кризисов в капиталистическом мире.

И потому так искренне прозвучали ело-
ва президента республики на торжествен-
ном приёме после окончания Mpodeorsnoro
конгресса:

— Пока я жив и пока я президент,
дружба венгерского и советского народов
будет расти и крепнуть.

Потому так теплы. и взволнованны были
	наши встречи с. венгерскими рабочими на
предприятиях. В Шалготариане для встре-
чи с советскими представителями собралось
	вместить всех желающих. Более тысячи
человек . оставалось у фепродукторов на
улице в течение всего собрания. Так было
на всех предприятиях, которые мы посе-
	щали.

Дружеские чувства венгерцев к советско-
му народу, малейшее проявление которых
раньше жестоко каралось фашистами, на-
ходившимися у власти, теперь прорываются
наружу в самых различных проявлениях—
и в песнях «Москва моя» и «Катюша»,
распеваемых венгерской молодежью, ив
огромном успехе советских ны. и в
трогательных еценках на собраниях. Ha.
встречи с нами приходили молодые и ста-
рые производственники, И все они на каж-
дом собрании в едином порыве приветство-
вали товарища Сталина дружными возгла-
сами: «Да здравствует Сталин!», а в кон-
це собрания так же дружно пели «Интер-
национал».
		Эти встречи надолго останутся в памя-
ти. Они показали силу и крепость дружбы
	между народами стран новой демократии и
	советским народом. .
Озаренная этой дружбой, свободная Вен-
	грия включилась в могучий поток новой
ЖИЗНИ.
	БУДАПЕШТ—МОСКВА
	листам. Народное правительство предоста-
вило эти дома в распоряжение профсоюзов.
Теперь в них отдыхают, набираются сил
рабочие и крестьяне. Коша, в прошлом
трамвайный кондуктор, встретил отдыхав-
шего здесь трамвайного контролера, с кото-
рым они вместе работали. Контролер и ми-
нистр, окруженные отдыхающими рабочи-
ми, долго беседовали об общих нуждах п
заботах. Это была беседа хозяев страны.
Они говорили о под’еме производства, о со-
ревновании — вопросах, которыми живет
сегодня весь рабочий класе Венгрии.

Производственное соревнование увлекло
тысячи венгерских рабочих. Я видел, с ка-
KUM энтузиазмом работает коллектив инст-
рументального завода Гамма, возглавляемый
вышедшим из рабочей среды, отлично знаю-
щим дело директором. От зажигалок, изго-
товляющихся для экспорта, завод перехо-
дит к произволетву точных измерительных
инструментов. Никогда прежде предприятие
не ставило перед собой такой сложной за-
дачи, а сейчае она успешно разрепается
настоящими хозяевами производства — ра-
бочими..

На предприятиях, тде мне довелось по-
бывать, я быт свидетелем: награждения мно-
гих рабочих и ‘работниц орденами и медз-
	лями Бенгерекой народной республики за
производственные достижения. Улостоенные
	награды рабочие Ченеля, например, значи-
тельно перевыполняют. нормы. Завод. yc-
пенно еправляетея с программой.

Как на Ченеле, так и на других  пред-
приятиях рабочие с полной убежденностью
говорят о TOM, что выполнят трехлетний
план на месть-семь месяцев раньше срока.
Молодая республика начинает пожинать;
следовательно, первые плоды соревнования.

Надо сказать, что в производственном 60-
ревновании венгерских рабочих слабо нро-
является элемент социалистический, при
котором отетающий получает помощь от пе-
редевого, и таким образом добиваются 0б-
щего под’ема. Пережитки старого, унаеле-
дованного от тех условий, которые, kak
писал А. М. Горький, искажали людей с
детства, часто еще мешают понять, что в
условиях народной власти личное и обще-
ственное являются двумя сторонами одной
И той ‘же мелали, что от увеличения обще-
ственного богатства непосредственно зави-.
CHT W повышение блатосостояния каждого
человека.

Однако, как мне кажется, с каждым днем
вее более широкие слои рабочих убеждают-
ся в той великой силе, которую таит. в
себе творческое трудовое соревнование,
	Из Зала Г. сперальной Ассамблей
	_ Могильщики ООН
	Еще н6 так давно противники между-
народного сотрудничества атаковали пря-
№ в 0106 так называемое право «ве-
TO», то-веть принцин  единогласия пяти
великих держав, на котором держится
фундамент всей Организации 0б’единен-
ных Наций. В 1946 голу на Генеральной
Ассамблее налились такие делегации, ко-
торые, действуя по: чужой указке, вносили
предложения 0 пересмотре устава 00Н и
06 отмене принципа единогласия. Получив
надлежащий отпор от делегаций СССР и
стран новой ‘демократии, «раскольники»
разных латино-американских мастей сочли
в то время за благо укрыться в тень. Кое-
кто м3 старших партнеров сделал тогда
вид, что они одобряют принцип единогла-
сия, и, таким образом, Генеральная
Ассамблея ни в 1946. ни в 1947 годах
	не пошла на пересмотр устава Фоганиза-
	ЦИИ.

Однако злонамеренная возня вокруг
«вето» продолжается по сей день. Изме-
нилась лишь тактика. Вместо лобовой
атаки предпринимаются меры, направлен-
ные нз постепенное разрушение основ
Организации 0б’единенных Наций и ее
уетава. Первым шагом к Этому явилось
создание в прошлом году так называемого
межсессионного комитета. который, по
	замыслу о англо-американових — авторов,
призван  фактичееки ‘заменить Совет
Безопасности.
	Ныне з спепиальном Политическом ко-
	митете рассматривается предложение Ap-
тентины, также предусматривающее реви-
зию устава OOH, отказ от соблюдения
принципа  единогласия великих держав
при решении такого важного политическо-
го вопроса, как прием новых членов в
Организацию 06’единенных Наций.

Известно, что репающая роль при рас-
смотрении заявлений о приеме новых го-
сударетв в члены 00Н принадлежит Сове-
ту Безопасности. Для того, чтобы Ге-
неральная Ассамблея могла рассмотреть
вопрос о приеме в члены OOH того или
яното государства, необходимо, чтобы бы-
‘ла налипо положительная рекомендация
Совета Безопасности, утвержденная не
менее чем семью его членами, при _обяза-
тельном совпадении. голосов пяти поетоян-
ных членов Совета-СОСР, США, Англии,
Франции и Китая.

За время существования Opramaann
0б’единенных Наций в соответствия с су-
ществующими правилами приняты Bp OOH
семь государств — Иемен, Бирма, Ислан-
дия, Афганистан, Швеция, Сизи, Паки-
стан. Право «вето» не помешало этим се-
ми государствам войти в качестве равно-
правных членов в сохружество 0б’единен-
ных Наций. Но вслед за тем англо-амери-
ванский блок решил провести в члены
00Н ряд таких государств, вступление кд-
торых в Организацию 0б’единенных Наций
ренгительно ° неприемлемо, по крайней
чере в данное время, для всех сторонни-
ков мира п домократии.

Подталкиваемые англичанами, у поро-

га Организации 06’единенных Наций на-
Чали появляться представители Португа-
лии, страны, известной своим  «нейтра-
литетом» в период войны против немеп-
вого фашизма и ныне по своему полити-
ческому режиму ничем не отличающейся
oT франкистской Испании. В Организацию
0б’единенных Наций незаконно начали
протаекивать Австрию, несмотря на то,
Что с этой страной не заключен мирный
договор. В двери 00Н стучатся предета-
вители Цейлона, «независимость» и «су-
веренитет» которого олицетворяет англий-
свий губернатор...

Естественно, что некоторые из об’ектив-
	ных и беспристрастных членов Совета
Безопасности, и в их числе Советский
Cows, усомнились в праве подобных го-
сударств входить в наетоящее время \ в
число членов Организации 06б’единенных
Наций.

Именно по этим причинам указанным
государствам и было отказано в приеме в
члены 00Н. Этого было достаточно, чтобы
англо-американская пресса подняла вой о
«жертвах советского вето», а наемные
крикуны, вроде аргентинского делегата
Арсе и австралийского полковника Ходж-
вона, занялись тем же на Генеральной
Ассамблее.

Стремясь во что бы то ни стало прове-
сти в члены 00Н некоторые не заслужи-
вающие этого страны,  англо-американ-
ский блок пользуещя также методами
юридического крючкотворства. Образцом
такого крючкотворства является так на-
зываемое  консультативное заключение
Международного суда, гле группа судей
по указке своих патронов попыталась
сфабриковать юридические «выводы» и
«формулы» с тем, чтобы направить. Совет
Безопасности по ложному пути. © ,

Казуистические рецепты этой трупы
продажных юристов кое-кто и старается
преподнести теперь в качестве руководет-
ва при приеме новых членов. Исходя из
этих рецентов, австралийская делегация
вопреки логике и здравому смыслу пред-
  лагает ‘открыть двери в ООН Португалии,
Австрии, Цейлону и ряду других стран.

Аргентинская делегация пошла еще
дальше, напролом. Ее представитель Арсе,
известный своей ненавистью к принципу
единогласия, предложил вообще его отме-
нить, иначе говоря, внести коренные из-
менения в устав ООН и тем самым. подор-

вать основы этой организации. Мо суще-
_ству, артентинца Арсе поддержал в этом”
позорном деле американен Коэн,

Характерно, что  англо-американские
ораторы и их подневалы пекутся только
о.тех странах, в приеме которых они 3a-
интересованы и на послушные толоса ко-
торых они рассчитывают. В то. же время
воздвигаются всяческие препятотвия к
приему таких действительно миролюбивых
и. демократических государств, как Алба-
ния; Болгария, Венгрия, Румыния, Мон-
тольская народная республика.

Советские делегаты в своих выступле-
ниях вскрыли истинный характер поли-
тики англо-американского блока и в та-
ком вопросе, как прием новых членов
OOH. Своей всесторонней аргументацией
они доказали, что страны новой демокра-
тии имеют неизмеримо большее право
быть членами Организации 0б’единенных
Наций, чем ` страны,  протаскиваемые
США и Англией. Глава советской делега-
ции А. Я. Вышинский в своих речах едко
высмеял аргентинского делегата Арсе, по
профессии врача-хирурга, с его рискован-
ными «экскурсажи» ‘в область междуна-
родного права, и пискливого парагвайца,
пытавшегося сочинять басни 0 «руке
Москвы», якобы «дотянувшейся» даже до
его страны.

Моськи и шавки сейчас продолжают
заливисто лаять. По сигналу англо-аме-
риканских дирижеров они готовы в нуж-
ный момент послушно. поднять кверху
свои лапы. Но никаким лаем нельзя за-
глушить голос правды, которую олицетво-
ряет делегация советекото народа на сес-
сии Генеральной Ассамблеи. Этот голое
призывает к международному сотрудниче-
CTBY, к миру! 3

ee
	Г. ПЕТРОВ
	ПАРИЖ, 26 ноября.
(По телеграфу).
	вода
		ФОРМА БЕЗ СОДЕРЖАНИЯ
	Tio сообщению американского журнала
«Тайм», в городе. Рочестер (Англия) власти,
по жалобе покупателей, пытались привлечь к
ответственности за жульничество бродяче-
гс торговца. пирожками, в которых не
оказалось начинки. Когда они обратились
за поддержкой в министерство продоволь-
ствия, оттуда поступило — авторитетное
раз’яснение, что в нынешних условиях так
называемые «пироги с мясом отнюдь не
обязательно должны иметь мясную начин-
ку».
		Один молодой композитор в Филадель-
фии недавно сочинил музыкальное произ-
ведение «Клиника». Газета «Нейес ейч-
ланд» сообщает, что в этой «сюите» автор
в музыкальной форме ‘воспроизводит опе-
рацию по удалению отростка ‹ слепой
кишки.

Нежные звуки вступления, исполняемо-
га симфоническим оркестром, должны, по
мнению автора, соответствовать тому мо-
менту, когда санитары ведут пациента из
палаты в операционный зал. Затем следует
«эфирная ` фантазия» в ускоренном темпе,
изображающая усыпление больного с по-
мощью наркоза. Быстрая мелодия в темпе
аллегро—хирург вскрывает брюшную по-
лость. Бурное фуриозо означает удаление
злополучного отростка. Жизнь снова пре-
красна—эта выражено в коротком скерцо.
В заключение следует завершающая уми-
ротворенная музыкальная картинка...
	ЛУБ МАЛОЛЕТНИХ ПРЕСТУПНИКОВ
	«Дейли уоркер» сообщает, что в Англии
раскрыт клуб, члены которого—15—16-лет-
ние мальчики — специализируются в краже
дамских сумочек. :

У одноге школьника в г. Лидсе. была
обнаружена написанная от руки инструк-
ция этого воровского клуба. Первым пунк-
том устанавливалось, что вор, укравший
сумочку или бумажник, «берет себе 40
процентов, а остальное делится поровну
между членами: клуба».
	другие задачи, нежели собирать снег на
вершинах гор, дабы кидать его в жаркие
дни на стогна городов. А вот этот другой
yepen -~ Лейбница, грезившего о вееоб-
щем мире... Гамлету не слишком ясно,
Что делать со всеми этими черепами. Что,
ежели отшвырнуть их?.. Его чудовищно
ясновидческий ум созерцает переход от
войны к миру. Этот переход еще более
темен, более опасен, чем переход oT MEDS
в войне; все народы поколеблены им...»

Так около тридцати лет назад писал
философствующий декадент Поль Валери.
Во времена исторических распутий  мно-
гие, подобно Валери, находят для себя ту
или другую гамлетовокую позу и горестно
констатируют, что, дескать, «распалась
связь времен», стало быть, дальше ехать
некуда. Нашлись такие господа в Евроне
п сегодня. Еще меньше, иллюзий доста-
лось им на долю, еще меньше заботит их
судьба ближних, кишащих где-то У ног
этих замороженных суб’ектов. Многие из
них готовы, как Сартр и ему подобные,
хвалиться любым отчаянием грязночерного
оттенка, любым желтым цинизмом. С этих
господ многого не. спросишь, их дело кон-
ченное.
	Вото же они обслуживают? Из каких
юных, растерянных, жадно ждущих отво-
та слушателей состоит аудитория  сего-
дняшнего Сартра или вчерашнего Валери?
Вем бы они ни ‘были, перед каждым из
них веотанет в свое время ‘необхохимоеть
выбора: итти в кагуляры, в Ву-клукс-
клан, в черную гвардию  резкции или
оказаться по эту сторону баррикады, ря-
дом с борцами за светлое будущее чело-
вечества. Выбор потребуется!

Борьба за волю и разум этого поколения
идет в умственных центрах Европы. Идет
В науке, в искусстве, во всей сложно ин-
струментованной культуре Запада. Имена
многих наших друзей в этой борьбе хоро-
шо нам известны. Имена других, KOTO-
рых гораздо больше, неизвестны. Пожелаем
тем и другим мужества пи успеха.

FESTA C SAUCES SRSA ASE ASSES SALSA STPSCSAERTARASSSSS SAE ATTA SLY PUREE ER eR

PERRO RSSARCERS
			странах. Миллионы вчерашних колониаль-
ных рабов с оружием в руках от-
стаивают свое право на национальное
самоопределение, личное достоинство, бу-
дущее их детей. Вьетнам — один из форно-
стов этой борьбы, Президент Народной
республики Хо Ши-мин вынужден был
	Недавно выступить с Таким заявлением:
«Колонизаторам свойственно распроетра-
	нять ложные слухи. Они уже писали, что
я поехал в Китай, что я ездил в Россию,
  что я умер и прочее. Я полон решимости
выполнить задачу, порученную мне наро-
дом, — задачу боротьея до конца за. не-
зависимость и единство нашей страны».

История несется дальше. Идет открытая
борьба. В этой борьбе есть и участ-
ники, ‘и свидетели, и  лжесвидетели.
Есть и другие, нравственно беспризор-
ные, He знающие, куда им  подалься,
Их достаточно много в любом евро-
пейском центре; — интеллигентов,  за-
нятых евоим ремеслом, своей маленькой
наукой, своим маленьким искусством.
Суб’ективно они могут быть неплохими
людьми, отличными собеседниками, ма-
стерами_ высокого класса. Они, может
быть, с’ели собаку в тех или других @п-
лософских, языковедческих или, бог знает,
еще каких областях.

После первой мировой войны один из этих
европейцев, один из признанных арбитров
по части тонкого мышления, задумался о
духовном кризисе, охватившем Европу,
стало быть, постигшем его самого: «...На
огромной террасе  Эльсинора, тянущейся
от Базеля до Кельна, раскинувшейея до
песков Ньюпора, до болот Соммы, до мело-
`вых отложений Шампани, до гранитов
Эльзаса, — европейский Гамлет глядит
на миллионы призраков. Он поднимает
череп; этот череп знаменит. Когда-то он
был Леонардо. Он изобрел летающего че-
ловека, HO летающий человек не стал в
точности выполнять замыслы  изобретате-
ля; мы знаем, что ему в наши дни даны
	мя»).

По улицам бельгийской столицы
	прошла тридцатитысячная колонна демон-
странтов, среди них были и слециально
с’ехавииеея ‘с0 ‘всех концов страны рабо-
чие. Лозунги демонстрантов SBYYAI так:
«Бельгия не будет американской колони-
ей», «Бельгийские рабочие не хотят вое-
	вать с Советеким Союзом».

Тогда же в Лондоне еостоялея митинг
протеста против кровавых зверств монар-
хо-фапгистов, в’ Греции. За два последних
года в Греции расстреляно 1.950 демо-
кратов. 2 о

Эти короткие телеграфные известия, со-
средоточенные` на одном тазетном столб-
це,— своего рода графический пунктир,
дающий схематическое представление о
народных бурях, бушующих на Западе.
Правда, это только слабый отголосок го-
рячей жизни, которая наполняет митин=
ги, одушевляет толпы лондонцев, милан-
цев или римлян. Так звучит сегодня
голос европейских народов, толос мил-
лионов. простых людей, у которых жива
совесть и жива память о недавней войне.
Нельзя истребить и затуманить эту на-
MATL.
	И в 0 же время нам не следует забы-
вать, что дорога, по которой идет исто-
рия, — очень крутая и кремнистая до-
рога. Сегодня, так же, как вчера, здесь
льется кровь лучших, кого-то душат, ко-
Г0-10 одурманивают жалкой подачкой или
обещанием посмертной`компенсации в раю.

Буржуззия делает” все, чтобы ларализо-
вать волю и разум рабочего класса. Арее-
нал ее средств разнообразен. Слезоточи-
вые газы УЖлоля Moka дополняются медо-
точивыми фразами ‘° Леона Блюма. Рыча-
unio Черчилля нежно аккомпанирует ли-
цезерная казуистика Бевина. А где-то. в
резерве таится фанфарон типа де Голля,
загримированный. под Жанну д’Арк, фапти-
стский держиморда, откровенно и’ гласно
выжидающий подходящей ситуации для
захвата власти.

На карте материка обозначены также
участки неприкрытого фронта в прямом и
военном. значении этого термина. Пело-
поннее, Парнае, Спарта —какая это. ека-
	зочная даль истории, и как робко она от-
	ступила перед сегодняшней былью о ге-
роической борьбе греческого народа про-
тив иноземных и доморощенных угнетале-
лей! Даже сердце Байрона, зарытое в
Миесолунти и не раз уже служившее
вдохновению стольких поэтов, ° даже это
прекрасное сердце может сегодня пожалеть
	о своем бессмертии: потомки великого
лорда на бреющем полете бомбят горные
	проходы, где засели отряды солдат Map-
коса, а другие из потомков лорда’ служат
военными конеультантами в Афинах.
Перед нами три номера партизанской
газеты «Экскормиси». Она выходит «где-
то в Свободной Греции». Номера отноеят-
ся ко дням июльских боев -на Граммосе.
С тех пор много воды утекло, недаром эти
Листки шли так долго, но, к счастью, они
все же добрались до нае. .
Шесть дивизий американских наемни-
ков были брошены в наступление. Их
поддерживали десятки ‘’самолетов, восемь
полков артиллерии. «Трудно описать ве-
личие партизанского сопротивления, —ти-
шет безыменный военный корреспондент
«Экскормиси», — один против семи или
восьми, ато и десяти... Ни итальянцы, ни
немцы не обрушивали на нае. столько ог-
ня, сколько эти американские рабы!» И
все же этот огонь не сломил героев. ,
Совсем другая картина была во враже-
ском лагере:  «Нерешительно, полные
страха,  подгоняемые офицерами, идут
жертвы на бойню...» «Тут-то и началась
прама, — продолжает газета, — офицеры
потребовали дополнительной  артиллертй-
ской подготовки. Американцы, фактиче-
соки руководившие боевыми действиями,
наотрез отказали. И тогда рабы посеори-
лись с хозяевами: раз не даете снаря-
дов — идите в наступление сами!. >
Это“ тоже короткий отрывочный эпизод
в сегодняшней борьбе. Он мелькнул на
большом экране истории, и вот уже за-
слонен новым, только что отпылавшим.
Вот уже встают пикеты бастующих Top-
няков На шахтных дворах Лотарингии,
вот уже ворвалиеь в Муклен части Народ-
но-освободительной армии Китая. Не за-
будем. что грозный шаг истории слышен
	и в Индо-митае, и в Бирме, ив других
	Нороды борются
	между собою поджигатели. Некоторые из
них давно разоблачены. Другие пока еще
щеголяют в голубином оперении «друзей
мира», но очень скоро и ови будут р
лачены.

Есть и другие картины.

В тот самый день, когда главный под-
жигатель войны Черчилль выступал B
Вройдоне с очередной кровавой пропове-
дю, лондонские женщины разбрасывали
по улицам листовки и несли плакаты с
надписью: «Мы хотим дома и квартиры,
а не бомбы». В тот осенний день по Bee
му огромному городу прокатилась волна
	LHTHBOCHHEIX демонстрации пол лозунгом:
	«Никакой войны за доллары янки!» Ня-
того ноября перед судом предстали две-
надцать человек, обвиняемых в том, что
они прерывали возгласами речь англий-
ского министра обороны Александера, аги-
тировавшего за вступление в территори-
альную армию. Один из обвиняемых, лон-
донский механик Робсон, между прочим,
заявил: «Мне слишком хорошо известно,
что такое война. Два брата у меня убиты
в Италии, сам я пробыл в армии шесть
лет, Вот почему я решил боротьея’ против
нынешней вербовки». Другой обвиняемый,
механик из Бринстона Реджинальд Крем,
сказал: <Я выполнял свой долг. Чять лет.
я пробыл в армии и больше сражаться не
хочу, по крайней мере против русских не
хочу».

В самом конце прошлого месяца в Ита-
лии был отмечен «День мира и нейтрали-.

тета». Шо всей стране проходил «Маеяч-
ник дружбы с Советским Союзом», сопро-
вождаемый многотысячными  Митингами,
В ноябре в Риме собралась первая нацио-
нальная конференция «(Союза итальянских
женщин». Итальянки послали приветствие
женщинам Свободного Китая.

В те же дни в Брюсселе соетоялся празд-
	ник Газеты «Драпо руж» («Красное зна-
	«Взирая на страницы истории, как мо-
реход взирает на корабельную карту», —
эта поэтичная формула Карамзина  обра-
тима: мы смотрим на карту морей и cy-
ши, как на страницы истории. Огромные
пространства и расстояния в несколько
тысяч километров полны потрясающих
воспоминаний о войнах и революциях. Эти
пространства дышат налряженной борьбой
человеческих масс за свое будущее. Исто-`
рия уверенно шествует вперед. В каждом
ве миновении, в каждой текущей злобе дня
встречаются и жестоко спорят между со-
бой Вчера и Завтра.

‘Bot изрезанный заливами и полуостро-
вами западный берег материка,  омывае-
мого Гольфштремом, — Европа норманнов
и монахов, первых конквистадоров и пер-
вых банкиров, густо населенная, в уголь-
ной пыли и в ядовитых клубах фабрич-
ного дыма, в зеркальных окнах и неоно-
вых трубках реклам, послевоенная, разди-
раемая внутренними противоречиями,
маршаллизуемая, колонизуемая Европа.
Переодетые в штатское  молодчики из
«Гитлерюгенда» нагло играют в поддавки
с трумэновекими  шииками. Упитанные
священники проповедуют женам француз-
ских горняков емирение и покорноеть.

Редакция вечерней бульварной газетен-
ки. Поздний ночной час, когда всз котики
серы. Прожженная бестия, называющая
себя социалистом, обдумывает свой оче-
редной опуе, очередную клевету на’ рабо-
чих, а заодно и поклен на Москву. Боль-
	шая двусветная зала. Ото первое заседа-
ние. В синем сигарном дыму обозначается
знакомый по ту сторону океана силуэт.
Вакой-нибудь Даллее или Остин неряшли-
во жует очерелную фразу своего диктата-

Эт — кадры из текущей хроники
истории. Содержание их сводится к одно-
му. Явно или скрытно, днем или ночью,
здесь варитея война, злесь перекликаются
	«Литературная газета» выходит два раза
	в неделю: по средам и ¢CyO6oTaM,
	ЕН НЕ

- Главный пелактор Р FDOMUTND
	‚ Б. ГОРБАТОВ,
‚А. МАКАРОВ.
	Редакционная коллегия:
А. КОРНЕЙЧУК, 0. К
	М. МИТИН, Н. ПОГОДИН,
	Н. АТАРОВ, А. БЛУЛИН
УРГАНОВ.  Л. ЛЕОНОВ
	А. ТВАРДОВСКИЙ, Л. ШАУМЯН

Адрес редакции и издательства; ул. 25 Октября, 19 (для телеграмм — Москва, Литгазета
международной жизни. — К 4-64-61, науки и техники —
	). Телефоны: секретариат — К 5-10-40, отделы:
‹ 4-60-02, информации — К:3-19-30; отдел пис
	ы и искусства — К 4-76-02, внутренней жизни — К 3-37-34.

$ 29 Pema ль: Г
			Типография имени И. И. Скворцова-Степанова, Москва, Пушкинская площадь, 5.