то элеватора? Как видно, нет виноватых

в Министерстве заготовок,
20 октября 1948 года в Министерстве

заготовок обнародывается приказ № 1778,
составленный на основании заключения
специальной комиссий, о которой. мы г-

‘ворили выше:
«Акт комиссии по обследованию соетоя-
	ния элеватора в г. Гомеле от {—10 ок-
тября с. г. утверждаю»; — ‘Так закан-
чиваетея.. ПриЕаз. мивистра. ‚заготовов
	т. Двинекого, как бы венчающин вею ис-
торию четвертого варланта проекта,

С копией акта специальной  техниче-
ской комиссии Министерства заготовок
познакомилея по нашей просьбе крупней-
ший в стране специалист по железобетону
	В. М. Велдыш — заместитель дифектора
	но научной части Центрального научно-
исследовательского института промышаен-
ных сооружений.

— Подобные документы так не соетав-
ляются, — сказал профессор В. Велдыш.

— Как же надо понимать такой зкл?..
Как филькину грамоту?

— Да, это филькина грамота,— твердо,
ясно сказал В. Келдыш.

После всего этого позволено спросить:

— Почему специальная комиссия, BH-
	езжавшая в Гомель, не разобралась в
причинах срыва работ и не увидела само-
го главного — ее виновников?

— 10 позволил работникам Миниетер-
ства заготовок превратить печальную ис-
торию гомельского элеватора в безобидную
‘детскую игру напроказивших мальчишек,
‘которые, разбив чашку, втихомолку пря-
цут ее осколки и все силы направляют на
то, чтобы делать вид, будто ничего чрез-
вычайного не случилось?

Ответ» на эти вопровы пока нет. Без-
ответственность усугубляется, и пока она
усугубляется; находятся паникеры, кото-
рые готовы дуть на воду и отказаться
вообще от всяких проектов  восетановле-
ния других элеваторов, например, оршан-
ского; Вместо того, чтобы научить лю-
дей с полной ответственностью подходить
к делу, применять разумный . техничо-
ский риск, — замалчивание  гомель-
ской истории может, как видим, при-
вести к обратным результатам. Нужно ло
конца внести ясность в дело, Советские
инженеры никогда не боялись риска. Они
	шли ‘на риск, когда поднимали подорван-
ную доменную печь на «Азовстали», 38-
водские корпуса в Запорожье, Сталингра-
де и Донбассе, — и победили! Они делали
avo всегда умно, обдуманно, смело, пора-
жая весь мир своей целеустремленностью,
настойчивостью, знанием дела, невиданной
смелостью.
Поражение Покровского есть его личное
поражение и поражение людей, вносящих
канцелярско-бюрократические методы в
инженерное творчество, людей, не терпя-
щих живительной. критики и вамокоитики.
	Дело о проекте гомельекого элеватора еще
	и еще раз показывает, насколько“ важно
прислушиваться к сигналам снизу, на-
сколько важно учитывать голоса рядовых
людей — носителей нового. Ham глубоко
демократический строй позволяет каждому
человеку высказываться по самым важ-
ным и насущным вопросам жизни. И толь-
ко бюрократ может отмахиваться от сиг-
нала, исходящего из гущи жизни, В ве-
ликому сожалению, пути возрождения го-
	-  МеЛЬСвот9. элеватора в. настоящее - время
	уже иные == не те, которые намечались
в период технических споров: дело нужно
начинать сначала. Но из всей истории
	Нужно обязательно сделать выводы. для
	того, чтобы и те инженеры, которые уча-
ствовали в этом деле, и те, которые про-
		Лжеписа
м ее б
	Письма 8 редекцизю
	ФАКУЛЬТЕТ СОЗДАН,
_ А ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ НЕТ
	В прошлом году Министерство высшего
образования создало в Ростовском универ-
ситете юридический факультет. На трех
его курсах сейчас занимается около 200
студентов.

Но, создав новый факультет, министер-

ство ничего не сделало для. укомплектова-
ния его квалифицированными  преподава-
телями. На факультете работают всего два
кандидата юридических наук. Такие дис-
циплины, как теория государства и пра-
Bd, уголовный ‘процесс,  судоустройство,
криминалистика, читают лица, не имеющие
не только ученой степени или звания, но
даже и аспирантской подготовки.
‚ Библиотека факультета не имеет  пра-
вовой литературы, законодательных ма-
териалов, учебников по’ уголовному и
гражланскому праву, методических  посо-
бий. В ней даже нет кодексов: законов.

В таких условиях готовить квалифици-
рованные юридические кадры. невозможно.

Р. СТЕПАНОВА,
кандидат юридических наук
	РОСТОВ-на-ДОНУ
	ЭЛЕВ
	TES bHALG
ригада
	История, которая будет рабсказана ни-
же, учит многому... И раньше всего тому,
насколько важно прислушиваться к голо-
	су и мнению рядовых людей — актив-_
	ных строителей нашего общества, людей,
для которых личное неотделимо от обще-
ственного, Эти люди, носители живого
опыта, работают на местах, и им зача-
стую виднее то, чего не видно в канце-
ляриях. а

Нетория эта сейчас почти завершилась,
ий завершилась так, что ее трудно изла-
гать спокойно. “

Немцы, удирая из Белоруссии, подорва-
ли элеватор в городе Гомеле, на берегу
реки Сож. Дворец хлеба, построенный со-
ветскими людьми добротно, на многие и
многие годы, не упал на землю, хотя под
него было заложено огромное количество
варывчатки. Двенадцать железобегонных
цилиндрических  зернохранилищ,  0б’еди-
ненные в так называемый силосный вор-
пус, остались стоять нз земле, т. е. на
груде железобетонных обломков - взорван-
ной галлереи подо углом 20 градусов к
вертикали.

«Промзернопроект» Министерства загото-
вок изготовил два варианта проекта вос-
становления гомельского элеватора. При-
близительно в то же самое время начал:
трудиться над проектом восстановления
гомельского элеватора и молодой  специа-
лист Журавлев, работавший главным ин-
женером строительно-монтажного ‘управле-
ния на гомельеком элеваторе. ‘Детально
изучив на месте характер` разрушений; он
сделал и послал в Москву новый, третий
вариант проекта, который ‘вскоре и был
единодушно рекомендован к осущеетвле-
нию.

Прошло время — месяц, два, три, год,
а проект. не осуществлялся. Задержка
об’яснялась тем, что. родился четвертый
проект — инженера Покровского. Этот
проект, вернее, только проектное задание
восстановления  гомельского элеватора,
сыгравшее печальную роль в его истории,
было быстро рекомендовано к осуществле-
нию. И это было сделано, несмотря на’ то,
что проектное задание инженера Нокров-
ского, едва поступив на место, в Гомель,
вызвало там .суровую критику.
	Инженер Амельченко, возглавляющий
технадзор заказчика, и инженер Федотов,
начальник строительства томельского эле-
ватора, анализируя предложения Покров-
ского, изложили на пяти убористых стра-
ницах свои критические: замечания ‘и на-
правили их начальнику Главмуки, предее-
дателю Технического: совета и начальнику
Главзаготстроя Министерства заготовок.
Вот несколько выписок из замечаний:

«Принципиально неверно и недопустимо
разбирать завалы под’ силосным корпусом
без предварительного крепления его, Tas
Kak неизвестны  коэфициент  устойчиво-
сти корпуса ‘и характер опирания его на
обломки».. oe

«При возведении ‘эстакады  силосный
корпус ничем не полнирается, и наруше-
ние устойчивости корпуса и разборка за-
валов ничем He компенсируются, Это не-
допустимо».

Так сказано было 20 мая 1948 года;

Что же сделали Технический совет Ми-
нистерства заготовок, Главмука и Глав-
заготстрой, получив это предупреждение?

Встревожились?

Еще раз, теперь более тщательно, изу-
чили проекты Журавлева и Покровского?

Устроили творческую дискусеню: проек-
тировшиков в присутствии и с участием
авторитетнейних специалистов-инженеров?

“Нет, ‘ничего этого ‘не было сделано!

Когда инженер Амельченко твердо убе-
дился, что ни Технический совет, ни
Главмука, ни Главзаготстрой не имеют же-
лания подвергать. сомнению проект По-
кровского, он решил искать ‘другие пуги.

Он пришел в редакцию «Литературной
тазеты» н подробно рассказал вее, что
было ‘коротко. изложено выше. Как ни
твердо. был убежден инженер. Амельченко.
В .своей . правоте, он. настаивал тольно на
необходимости  беспристрастной — экспер-
ТИ>Ь:_ т

Так-как в дальнеишем супруги перестащи
интересоваться судьбами выставки, то их
вывели из состава бригалы. Наконец, СУ.
ворова, Борисов и Николаев насчитали се

еще по два десятка тысяч рублей
каждый за. экспозищионную разработку
стендов, полочек к ним и т. п, т.

Иск бригады поступил в народный суд
Фрунзенского района гор. Москвы, koto
рый присудил бригаде деньги. Свое реше
ние суд вынес на основании весыма стран.
ных, мы бы сказали, нелепых, выводов. во.
вой, уже третьей no-cuery экспертизы,
полностью поддержавией фваческие пре-
тензии Суворовой и компании. Эксперты
поставили свою подпись Под актом, в Ко:
тором говорится, что месять слесарей“за-
THAT ТЯ ия готы металлических
	тратили ка изготовлегаие Me Pdvivi tear
деталей для выставки. тысячу _ рабочих
лней. Эквперты записали в акте что. <
	момент создания тематического плана вы
ставки — август 1946 года — достаточно-
го материала по агитации и пропаганде
‘пятилетнего плана нё было», хотя извест-
но, что пятилетний план был утвержден
Сассией ‘Верховного Совета СССР в марте
1946 года. Указав, что. Opurane якобы
приходилось согласовывать свою . работу
с.. Госпланом СССР, экспертиза ‚оценила
этот труд в 10 тысяч рублей.
Спранкивается, как же суд. не заметил,
что заключение экспертизы шито белыми
нитками? Впрочем, Анастасии Суворовой нь
впервые вводить в заблуждение судебные
органы, Так, например, она’ ухитрилась за-
ручиться’ документом из прокуратуры
РОФСОР, в котором говорится, что `писа-
тельница Суворова собирается писать кни-
гу о работниках суда, прокуратуры и.-мн:
лиции. Пред’явив сей документ прокурору
Советского района, Суворова, после не
скольких общих фраз о своей писатель»
ской работе, проявила повышенный. инте
рес к делу ее соавтора Борисова. Зная,
что Борисов привлекается к уголовной от-
ветственнюсти за неуплату алиментов, «пя.
сательнина» попросила прокурора прекра:
тить дело, сказав, что в противном. случае
	у ное сложится плохое мнение. о совет-
ской прокуратуре и она на ‘сможет Hane
сать хорошую книгу.

28 октября. Московский городской ‘суд
разбирал жалобу Министерства трудовых
резервов на решение . народного суда о
выплате бригаде 459 тысяч за выставку,
Перед лицом советского правосудия CyBo-
рова, исключенная из партии, разоблачен:
ная. в большевистской печати как афери-
стка, осмелилась заявить;

-— Я восстановлена в партии, а авторы
статей. в газетах привлечены за клевету к
уголовной ответственности,

Надо надеяться, что соответствующие
судебные органы положат конец  посяга-
тёльству авторов кооперативных и неко-
оперативных «чудес» Ha государетвенную
кассу, и их действия ‹ получат должную
квалификацию. - .
	Е. МИКУЛИНА,
Н ПАВЛОВСКИЙ
	4 августа в «Литературной газете» была
опубликована корреспонденция «Коопера-
тивное чудо». В ней сообщалось, что не.
кая Анастасия Суворова, именующая себя
детской писательниией, Борисов, Репин и
Лукович изготовили для Всекоопинсоюза
альбом о деятельности кооперации иНва-
лидов. Это «нроизведение», обошедшееся в
130 тысяч рублей, оказалось никуда не-
годным хламом, a

Президиум Всероссийского союза Koone-
рании инралилов- признал: корреспонденцию
правильной. Лица, виновные в незаконной
выплате денег бригаде Суворовой, с ра-
боты сняты. Решением бюро Краснопрес-
ненского райкома партии Анастасия Суво-
рова исключена из рядов” ВКП(б),

На этом можно было. бы считать исто-
рию «косяеративного чуда» законченной,
если бы не выявились новые «чудеса» Су-
воровой, .

Как выяснилось, помимо «творческой
работы» над кооперативным альбомом, Су-
ворова, Борисов, Репин, Лукович, а также
их новый компаньон Николаев пПодряди-
лись оформить передвижную выставку для
Дома культуры Министерства трудовых
резервов. Задача выставки была весьма
благоролной == популяризация пятилетне-
го плана. По всей видимости, это и побу-
лило зам. министра труловых резервов
тов. Бордадына ассигновать на это дело
150 тысяч рублей. .

Но tos. . Бордадын оказался не более
дальновидным, чём нёзадачливые руково-
дители `Всекоопинсоюза. Вскоре ему ca-
мому пришлось в этом убедиться. Бригада
Суворовой умёло обвела вокруг пальца
добрых лядей из министерства, и замести-
тель министра и по сей день горько кает-
ся в своей доверчивости.

Еще залолго до окончания выставки
оформители ‘ухитрились получить от Тру-
довых резервов авансом 200 тысяч рублей.
Затем бригада представила нсполнитель-
ную смету на 359 тысяч рублей. А сейчас
она требует. уже судебным порядком 459
тысяч рублей.

Но что же представляет собою до:
рогостоящая выктавка? Это несколько гро-
моздких ‘стендов с рисунками, фотогра-
фиями и короткими подтекстовками к ним.
Как правильно заключила комиссия горко-
ма художников-оформителей и ЦК проф-
союза работников искусств, цена выставки
не превышает 110 тысяч рублей.

На основании чего же бригада требует

почти полмиллиона? Вот выдержки из рас-
чета истнов..
	за подбор текстов и литературную обра-
ботку их Суворова добивается получения
33,5 тысячи рублей. Но тексты на стен-
дах это.. цитаты из произведений класси-
ков  марксизма-ленинизма и из Закона о
пятилетнем . плане. И :

Борисов, выступающий в роли бригади-
ра, претендует на 35 тысяч рублей «за
авторское наблюдение». Такой же суммой
оценивается деятельность главного худож-
ника Николаева; Репин и его жена Луко-
вич успели: получить 18,5 тысячи рублей.
	Болеь десяти лет в колхозах Поволжья
испытывались первые электрические трак-
торы, сконотруированныютлоктором TOXHH-
ческих -наук профессбром: П.: Листовым и
инженером В. Стеценко...

Итоги многолетней исследовательской
работы показали, что новые машины обла-
дают рядом преимуществ. Электротрактор
несложен в эксплоатации Так, например,
для пуска или ‘остановки такого трактора
требуется лишь просто» нажатие кнопки.
Каждый электрический трактор за гол
экономит 20—25 тонн горючего: расход
	смазочных материалов сокращается на 70]
	TPOLCHTOS, на одну треть —— затрата рабо-
чей силы в тракторных `бригадах, в’ три-
четыре раза сокращаются расходы на ре
  монт двигателей, у :
° Сейчае выпускаются 30 ‘опытных элек-
трических тракторов im ‚создания трех’
специальных бригал .- МТС. В Рыбнов-
	ской МТС, Рязанской области, злектриче.
ские тракторы будут работать на энергии
Кузьминской межколхозной ГЭС; в Баже-
новской МТС, Свердловской области, они
будут питаться от высоковольтной линии
Уралэнерго, а в Корсунь-Шевченковской
МТС, Киевской области, от местной ГЭС.

Все новые  электро-машинотракторные
станции начнут ‘свою работу с вебны
1949 года В течение гола кажяой из них
	садов, а во всей Новосибирской области
только 331 гектар.

В развитию садоводства в Сибири ну-
жен государственный подход. Надо, чтобы
у каждого секретаря райкома партии, у
каждого председателя райнсполкома °всег-
да лежали на столе сводки о закладке но-
вых садов, о летних работах в садах, 0
сборе урожая. Надо, чтобы садам было
уделено такое же внимание, как полевод-
‚ству и животноводетву. Сады — важная
‘Часть сталинского плана велнкого преоб-
‘ражения нашей земли.

Без питомников не может быть новых
садов. И. В. Мичурин писал: ‹...мне co-
вершенно непонятно, как могут люди го-
_ворить всерьез о миллионах  площатей
садов, не имея серьезной сети  питомни-
Kos... Люди мечутся по всей стран в
поисках подвоев и саженцев...» С тех пор
прошло много лет, но в Сибири дело не
только не улучшилось, а даже ухунии-
лось. До войны Во многих колхозах Миву-.
синекого района были большяе питомян-.
	AH, снабжавшие саженцами окрестное на-.
селение. Сейчас в колхозах, где мы побы-
вали, этих питомииков нет, о восстанов-
‘лении их еще только идут разговоры.

Для предстоящих весенних посадок. На-
‚восибирской области потребуется не ме-
‚нее ста тысяч саженцев, а в патомниеах
		не осталось ни одного деревца яолани.
	  Алтайскому краю, чтобы выполнить `го-
сударетвенный план закладки новых ca-
‘лов, необходимо иметь в будущем году
четыреста тысяч саженцев, а занимается
‚тим всерьез только одна Алтайская опыта
	Министерсгво сельского хозяйства долж:
Hc 06060 заинтересоваться соетоянЕея 4
	‘развитием сибирекого садоводства и приз.
	‘Нять срочные меры `по обеспечению Ca
`бири посадочным матерналом. .

Sem ы

*

_ В: полях сады чувствуются  пзлалека.
	Возле полевых дорог появляются ‘mepeuru
тополей, молодые калёны, кусты желтой
зкации. Вее это выращено салонолами.
“Or одного соснового бора до Другого, нНо-
перек господствующих ветров. - тавутеа_
	VPpVay AMSEC ERY IML A BUT PUR, TABY TCS
полезащитные лесные полосы. . и.
	Аа СТИХ OME дали козхизные Cab =
Вереница тополей, встретив вас далеко.
	специальный корреспоидент
„титературной газеты»
		И заметка, напечатанная в № 49 «Ли-
тературной газеты», была озаглавлена:
«Нужна беспристрастная экспертиза».

Тогла проектные залания были переланы
	 на’ новую экепертизу. На сей раз новые
	эксперты прекрасно знали всю техниче-
скую сложность восстановления огромного
элеватора. Перед ними были  серьез-
ные возражения инженеров, хорошо.
знакомых ‘с обетановкой на ‘строительной
площадке. Однако эксперты сочли в0з-
можным дать заключения по всем нровк-.
там, не выезжая в Гомель, И это несмотря.
Ha TO, что каждый проектировщик отлич-.
но понимает: ° восстановительное  строи-
тельство. сугубо индивидуально и если
иногда еще. можно при новом строитель-
стве, когда сооружение возникает на. чи-
стой площадке, давать заключения без
выезда на места, то в ханном случае это
было делом безответственным.

Проект. Покровского был рекомендован и

принят. Инженер Федотов, начальник
строительства гомельекого элеватора,
узнав о решении Технического совета,
	утвержденном министром, немедленно пре-
кратил борьбу; Он не желал портить отно-
шений е начальством. Более того, когда
автор проекта — т. Покровский — при-
был в Гомель с назначением на должность
тлавного инженера строительства элевато-
ра, т. Федотов согласился практически
осуществить тот самый проект, против ко-
торого недавно боролся,

‹ Оправдывая быструю перемену своих
позиций, он а инженеру Амельчен-
Kot

— Uro m wogenaems, я человек ма-
ленький!.,

Амельченко — непримиримый, принци-
пиальный инженер-коммунист,  бережли-
вый, зоркий хозяин, В новом письме он
еше раз предупреждает Министерство заго-
	TOBOK, Что. проект Покровекого  негоден.
Слелав все, что только можно было в его
положении сделать, Амельченко потребо-
вал освободить его от занимаемой долж-
ности,

Министерство показало себя в данном
	случае оторванным от массе. Оно не по-
желало прислушаться к голосу рядового
человека, за спиной которого, может быть,
не было чинов и званий, но зато был жи-
вой и практический опыт, практика, лю-
бовь Е своему делу, глубокое понимание
того, что это дело не является личным,
@ коллективным,  общенародным,  госу-
даретвенным. И то, что голое рядового че-
ловека не был услышан, являлось, Kak
увидит читатель, самой большой отибкой
Министерства заготовок.

При самых благоприятных условиях на

месте Федотов и Покровекяй приступили
в практическому осуществаению утверж-
денной идеи.
, Мизнь, в сожалению, скоро подтверди-
ла предеказания инженер» Амельченко.
Нроект Покровского исключил возможность
какого бы то ни было восстановления эле-
ватора` и привел ‘в необходимости приоста-
новить работы на площадке.

Комиссия Министерства заготовок СССР,
исследовавшая на месте причины сры-
ва  восстановительных работ, в ак
те от 7-10 октября 1948 года, скреплен-
ном подписями инженеров Шумских, 9п-
штейн ий Минц, констатировала ночти сло-
Во ‘В слово то, 0 чем много месяцев назад
прелупреждал ннженер Амельченко. И все-
	КНИЖНЫЙ МАГАЗИН
.. НА КОЛОКОЛЬНЕ
	Человек, приехавший в районный ‘центр
Орловской области Кромы, будет долго,
ходить но поселку, прежде чем обнару-
жит вывеску: «Книги, Когиз». Вот уже
четыре года книжный магазин в Кромах
помещается в Маленькой комнате «Дома
колхозника», и только сейчас для торгов-
ли книгами предоставляется другое,_ более
удобное помещение.

Если когизовцам, работающим в Кро-
мах, повезло, то этого никак нельзя ска-
затв про их коллег из других районов
области. В районных центрах Хотынец,
Русский Брод, Малоархангельск, Измал-
ково, Долгоруково книжные магазины раз-
мещены на квартирах у заведующих этими
магазинами; в городе Ливны — в темной
сырой комнате, в поселке Долгая — на
втором этаже колокольни. Совершенно
непригодные помещения предоставлены
книжным магазинам в Верховском, `Крас-
нозоренском, Свердловском районах.

Бесспорно, что в Орловской области,
подвергавшейся немецкой оккупации, не-
легко подыскать хорошие здания для Ко-
гиза., На дело не только в этом. Местные
организации не уделяют должного внима-
ния развертыванию культурной торговли
книгами. Даже в Орле магазин подписных
изданий ютится в клетушке площадью
	н Я кв. метров.
Е. ГОЛУБОВИЧ

ДАЛЬНЕМУ ВОСТОКУ —
СВОИ КУРОРТЫ
	На Дальнем Востоке имеется большое
количество минеральных источников и ле-
‘чебных грязей. Широко известны за пре-
делами края источники Дарасун, Кульлур,
Горячинок, Шмаковские и многие другие,

Больные, лечившиеся ранее’ на Кавказе
или в Крыму, а затем в здравницах Даль-
него Востока, восторженно отзываются об
исцеляющем действии местных минераль-
ных вол. Ученые из Центрального инсти-
тута курортологии и других научных уч-
реэждений также дают им высокую оценку.

И тем. не менее курорты Дальнего’ Во-
стока в загоне. Ио сих пор`воды - многих
минеральных источников не исследованы
на радиоактивность. До войны лечебный
«шмаковский нарзан» и воды курорта
«Ласточка» продавались не только в При-
морье, но и в Забайкалье и Сибири. Сей-
час их в продаже нет.

Неблагоустроен курорт Вангоу, ‹ славя-
щийся своим теплым минеральным источ-
ником. Он не имеет  электроосвещения,
водопровода, канализации. На. протяжении
многих лет не ремонтируется проселочная
дорога от станции Сучан ло Вангоу,
	Министерство здравоохранения РСОФСР.
	ВЦСПС и такие организации, как Управ-
Ление Приморской железной дороги, Даль-
невосточное пароходство, Примрыбаром,
должны развернуть в крае строительство
новых санаториев и домов отлыха @ 32-
	няться благоустройством существующих.
Дальневосточники в этом кровно  заинте-

ресованы,
И. МАСЮК,
	подполковник медицинской. службы
г. СПАССК-ДАЛЬНИЙ
Приморского края
	ЭЛЕКТРО - МТС
	предстоит выполнить. _ полевые ‘работы ва
десяти тысячах ‚тектаров. (в переводе на
мягкую” пахсту), ПЭлектрнаеские тракторы
‘проведут-в колхозах весь комилекс сель-
‘скохозяйственных работ: += от. вспашки. во
посев до уборки урожая.

Новые машины будут также применять-
ся в колхозах для перзработки сельско:
хозяйственных пролуктов. В первую ove
редь предусмотрено использовать электри-
ческие тракторы на’ оросительных уета-
новках, на распиловке леса, помоле зерна,
в крупорушках, маслобойках ит. п,

В Энергетическом институте. Академия
наук СССР. им Г. М. Кржижановского
разработана научно-техническая — основа
электро-машивотракторной станция. Сейчас
Ma Свердловском моторостроительном за-
воде Министерства сельского хозяйства
СССР начата сборка узлов электрических
	тракторов. Детали для цих производят
тридцать смежных заводов, ` Е
На местах началась подготовка’ кадров
для. работы на нэвых машинах. Энергетн.
ческий институт им. Г М. Кржижанов“
ского и Всесоюзный институт электрифи-
кации сельского хозяйства выделили. в по-
мощь местным организациям три бригады
научных работников. Бригада  спечциали-
стов направлена и на завод, производя:
щий электрические тракторы. :
	  В поле, указала путь в саду колхоза «05°.
ее труд». Там работает известный
‘садовод Павел Сёргеевич Ермолаев. Ero,
бывшего крестьянина, здесь заслуженто
называют ученым,
	В тридцать седьмом году Ермолаев
скрестил ранетку  пурпуровую с белых
наливом, © пепином шафранным. Семена
	высеял в питомнике, из саженцев отобрал
  лучигие. А потом применил к ким метод
направленного воспитания +— привил на
стланцы крупноплодного сорта шаропай.

Мы подходим в аллее гибридов. Широко
раскинулись крепкие ветви естланца ша-
ропая с мясистыми густозелеными листья-
ми. В середине этой зеленой чаши, из
которой еще не убраны бледножелтые яб-
  локи величиной © маленький арбуз, стоит
‚на прямой ноге новое деревио, устремив-
шее ветви к солнцу. Привитое в стволу
	‘чаропан, оно растет kak бы во втором
‚ярусе. Чистья се него уже овыпаллзь,
урожай собран, но насколько гузторумя-
ных яблочков еще осталось. Мы серываем
их, пробуем п обралованно перегаялыва-
емся: таких вкусных плодов ранегЕн мы
еше не встречали.
	Преображая землю, челове меняетея
сам. Мы видим ато здесь, в колхозном 6а-
ду. Вот цветут поздние розы, AO SHO ELI
ращенные  Паваом Cepreceayeds, Они —
BAB свидетельство преображения чало-
века. Если бы двадцать ‘лет тофу назад
Врмолаеву сказали, чте оя пулет заботля-
во выращивать цветы: на грядках, он CAT
бы ато наемешкой и даже оскорбилея бы.
Он, наверно. сказал бы: «Я — крастья-
	нын, зачем мне цветочками баловаться?»
Теперь он горлитея своими розами. ‘

-— Увезли от меня poss в сою Ш у-
шенское, —= сообщает он. — Topopar,

С Зоб бы ТЫ ЕН
	аня
иссадили в садике возле того дома, в RO-
тором жил в ссылке Владимир Ильич.
Что ж, это хорошо. Много людей приезжл-
вт туда посмотреть, rie maa Ления. Иной
человек взглянет па розу й сразу oped
нет в уме: какой была царская Сибарь,
какой стала теперь. м. .
Ваторжная Сабир». страна горя, - воле
партии Ленина— Сталина тина вона.
	EE MEGA ГРУЗ МИЛОВ»
нов  такчх людей, нак Павел Сергеевич
“унзае.. . превращена в пвэлуший лай.

краи садов, радости и счастья.
	чтут историю о гомельском элеваторе, зна-
  TH всегда и неизменно, что критика и са-
мокритнка — это закон нашего ДВИЖЕНИЯ

таки даже теперь ни на одной из шести.
страниц акта технической комиссии   He
упоминается, кто же является творцом
столь печальной истории четвертого. ва-   Вперед.
	ГОМЕЛЬ.
	рианта нроевкта восстановления гомельсво-

А. КОПТЕЛОВ
	сортов на базе взятых из Сибири дикой
сибирской. и китайской яблони и было
создано промышленное плоловодетво»:
	Это — угодливое преувеличение рабо-
ты американеких садоводов и недооценка
достижений старых садоводов Сибири.

В Минусинске яблоки были впервые
экспонированы в знаменитом ‘Мартьянов-
ском музее в 1899 тоду. Их. вырастил
один из пионеров  сибирекого садоводства
М. Никифоров. Сперва он решил приме-
нить «кордонную» систему канадцев, ко-
торую широко рекламировали за океаном.
Он посадил южные сорта яблонь и каж-
дую осень стал засыпать их землей. Для
этого он с одной стороны подрубал корни
и заставлял дерево ложиться. Весной он
откапывал его, поднимал и привязывал к
кольям. Корни  изуродованных деревьев
походили на шарниры. Деревья выгаяде-
ли чахлыми, больными, и Никифоров был
вынужден отказаться от канадеких кор-
тонов.
	Проблема северного садоводства была
решена не американцами и не канадцами,
& русскими садоводами. И решена блестя-
me. В 1904 году красноярский врач
В. Крутовский к саженцу дикой сибирки
привил два черенка яблони апорт. Осенью
он отогнул к земле молодые побеги и пря-
колол их деревянными ктючками. Моло-
дые деревца прекрасно перезимовали нод
снегом. Весной садовод не убрал крючки,
и деревья, подобно стланцевому кедру на
высоких горных перевалах, стали расети-
лать свои ветви возле самой земли. Когда
появились первые плоды, дерево походило
на больную зеленую корзину с яблоками.
Яблоки, собранные со стланцевых деревь-
ев в Враснояреке, ничем не отличались от
волжеких и семиреченеких.
	Так было сделано важнейшее открытие,
блестяще решившее судьбу северного сд-
доводства. Нозднее был создан «минусин-
ский стланец» и’. «бахчево-стелющаяся»
форма деревьев А. Кизюрина, получившая
ирирокую ‘известность. Стланцевую форму
поддержал и рекомендовал великий Мичу-
DUH,

_ Но все это: было только началом ‚боль-
шого дела: И, В. Мичурин в своих много-
численных письмах напоминал сатоводзм
Сибири, что им необходимо пользуясь
	ранеткой и  крупноплодными сортами
стланцев, вывести на месте свои сорта
нлодовых деревьев, что только это прине-
сет полный ‘успех. И сибиряки  последо-
‘вали его совету. Пользуяеь методом Ми-
	чурина, они вывели несколько десятков
своих сортов. Было создано несколько
опытных станций плодоволетва, re сей-
	час уже выведено более ста сортов яблок,
много сортов груши, сливы и вишни. В
саду Алтайской опытной станции, которой
руководит лауреат. Сталинской премии
М. Лисавенко, растет четыреста сортов
яблок.
	Известный. американский селекционер
проф. Н. Ганзен, много раз приезжавший
в Сибирь и вывозивший отсюда и дикие
растения; и культурные сорта.  счи-
тал, что для Сибири «самым рациональ-
ным будет вести‘ селекционную работу но
выведению новых сортов плодовых путем
отбора в продолжение десяти и более но-
колений». Это означало, что на создание
хороших сортов сибирских плодовых sepe-
въев надо затратить не менее 120 лет.
Сибирские садоводы отвергли «еовет»
американца. Они пошли по пути: И. В. Ми-
чурина, советовавшего не ждать милостей
у природы, а взять их у нее, ив 10—15
лет добились существенных  результатол.
Пораженный успехами саловодетва в (9-
	ветеком Союзе, Н. Ганзен был вынужден.
	признать, что работа Мичурина «пережи-
ES столетия» и что <«необходимо приме-
нять его принцип».
  А. Тяжельников raydoxo. omndesr, —
а северного садоводства принадле-
жит русским садоводам, в частности ен-
‘бирякам.

*%

&

Советские ученые на многочисленных
государственных опытных станциях дока-
зали полную возможность садоводства в
Сибирй, разработали методы его ведения
и успешно продолжают работу по созла-
нию северных сортов плодовых деревьев.
Теперь речь должна итти уже не CTOIBRA

0 пропаганде садоводства, сколько o ery
	развитии.

Наряду с большими достижениями B
этом деле немало и тревожных фактов.
	‚В Минусинском районе 1.150 гектаров.
	СИБИРСКОЕ ЯБЛОК
	вой. От каждой плодовой почки выроело
по пять яблочков, и они гроздьями висели
на тонких длинных  плодоножках, креп-
ких, как проволока. Расстелив полога под
деревьями, женщины стригли яблоки ост-
рыми ножницами. Темнопурпуровые нло-
ды Падали на землю тяжелым градом.

От амбаров нахло яблоками. Под наве-
сом яблоки лежали огромным ворохом, как
пшеница в полях. Их отправляли в Мину-
синсв`и Абакан на кондитерские фабрики,
по Енисею сплавляли в Красноярск, по
таежным дорогам увозили на дальние 30-
лотые прииски.

Саловод Василий Маркович Кузьменко
	рассказывал, что с 36 гектаров собрано
536 центнеров ранетки и 23 центнера
крупноплодных сортов яблок. Получено
	четыреста тысяч рублей дохода! На дохо-
ды от сада колхоз построил свою электро-
станцию. }

По соседству — сад колхоза «15 лет
РЕБА». Там хороши стланцевые деревья.
Растет нежная панировка, боровинка и
титовка. Растет добрый десяток мичурин-
ских сортов.

На другой день мы поехали в колхоз
«Ва коммунизм». В тамошнем саду вызре-
вает в стланцевой форме чудесный алма-
атинский апорт. ‘Садовод Василий: Гераен-
мович Филимошин и его бригада: посадили
в полях четыре  полезащитных. лесных
полосы. Доход от сада исчисляется сотня-
	Агроном. Соломин рассказал, что все
‘пятьдесят. о лишним колхозов района име-
for - ‚фруктовые сады. От продажи фруктов
колхозы района получили 2.219 тысяч
pyénel. дохода. .

м

B ‘wenyeaucKax садах я вепомнил кни-
гу садовода А. Д. Тажельникова, ‘издан-
ную в Новосибирске. Два года тому назад
Тяжельников писал:
  «При старом режиме горько и обидно
‚было ‚ смотреть  садбводам-научным ра-
 ботникам. Сибири на Америку, rie Jame
в Канаде и ла Аляске был зывелен ряд
	Нынецрней осенью мне посчастливилось
побывать в замечательных колхозных ¢a-
дах Минусинского района, Красноярского
‚края. у

Мой спутник — агроном-плодовод  Ва-
can Степанович Соломин — не без гер-
дости рассказывал:

— Минусинекий район но садоводетву
занимает первенетво не только в Сибири, —
во всей Российской Федерации. Не верите?
Сейчае убедитесь. — Он открыл полевую
сумку и достал старый,  пожелтевший,
истертый нз сгибах номер газеты «Сопиа-.
листическое земледелие». — Вот читайте. _
Два года тому назад министр земледелия
говорял в Москве на Всероссийском еове-
щанин по садоволетву. Читайте вслух весь
абзац...

В заключительном слове министра было.
сказано: «Реяческой похвалы и- поощре-
ния заслуживает работа Минусинского
цлодового опытного поля, Алтайской и Че-
либинской опытных станций. Они наряду
© разработкой больших теоретических вэ-
просов успешно занимаются внедрением
садоводетва в колхозы. Успехи Минуеин-
ского опытного поля колоссальны. Мину-
синский район занял одно из первых мест
в Союзе по садоводетву».
=== Вот видите, —= подхватил агро-
‘HOM, == сказано даже — в Союзе: Нео
‘Каком-друтом районе сказано, где садовод-
	_ ство — Дело обычное н всем знакомое с полосы. Доход от
детотва, а о нашем, Минусинском. ] ми тысяч рублей.
	детства, а 0 нашем, Минусинеком:

> Старый «Task» свернул с тракта и
помчался полевой дорогой. На дороге были.
ВИДНЫ отпечатки автомобильных покры-.
шек.

о Яблоки трехтонками. возят! — в
пут. ‘головой Соломин.  .

Мы: увидели обширный яблоневый cal
колхоза «13 лет Октября». Урожай был
убран. еще не весь. Гнулись до самой
земли тяжелые сучья ранетки  пурпуро-
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
“3° wee