Николай ГРИБАЧЕВ
	ЕСТЬ ТАКОЙ ЗА

KOH!
	Да, есть такой закой —
on B дело воплощен,
		вбить в ГОЛОВУ Трудящемуся человеку, что
он стоит-очень мало, что он проето. ниче-
го не етоит, ибо, как выражается «Хар-
перс мэгэзин», «земной шзр населяет
слишком много людей».

Не знаю, доходит зи до рабочего эта
мерзостная мораль, более уместная в вол-
чьей стае, чем в человеческом обществе.
Ho eexH доходит; то рабочему только и
оетавтся отзетить этим трупным ®члоео-
	`Молотовуголь),  зарабатывающий 1.709
рублей в месяц, Петр Тюменпев, проходчик
	шахты «Журинка», зарабатывающий в
месяц 9.680 рублей, Галиула Хайрулин,
проходчик шахты № 64 (комбинат «Вара-
гандауголь), зарабатывающий 8.000 руб-
лей в месяц, это рядовые шахтеры 0о-
ветской страны. Людей с такими заработ-
ками срели шахтеров тысячи.
	H ‘условия быта советских шахтеров,
	Джазбанд и похвальба,

молитва и пальба,

тут — лесть, тут — тонкий яд,
там — бешенства слюна,

и час, и два подряд

течет в эфир она.
	Как будто в микрофон иа континенте TOM
не студий ряд включен, а ‘сумасшедший

vere tre
	Рае me 7
дом:

все перебрав слова, как бы в издевку, он
твердит всех чаще два: ПОРЯДОК и
д a ЗАКОН,
	Порядок и закон... 5
Во мгле ночей бессонных

Америка хрипит о биллях и законах,

а на сухом суку, не виноват ничем,

в пеньковой петле негр качается меж тем;
в тумане. различив Биг-бена тусклый звон,
бормочет Бибиси — хорош. у них закон! =—
а между тем ведут, уверток зная тьму,
фашиста-из тюрьмы, рабочего-—в тюрьму;
был мастером Петэн предательств и измен,
Петэн ушел, а Влюм пришел ему взамен,

и, расстреляв Париж, визжит, не слыша
: стонов,
	социальный гнев, его революционная воля
к борьбе. И если за «планом Маршалла»
тенью стелется безработица, то у этой те-
ни есть свое эхо: стачки. Обеспененный
человек борется за право жить поеред-
ством экономических и политических 38-
бастовок, вотрясающих расшатанный орга-
нязм капиталистического общества.
	``Ваков же материальный уровень жизни
в самой Америке? Сколько ‘стоит, выра
жаясь излюбленной американской. форму-
лей, гражданин этой богатой страны,
ставшей всемирным ростовщиком?

Разумеется, я имею в виду не фабри-
канта яичного пороптка или тола, а рядо-
вого американца, рабочего и Я cay-
жащего.

Обратимея к американским источникам.

Обратимся к источнику официальному,
малодоступному, а‘для народа — попросту
недоступному. Это доклад правительствен-
ной комиссии Джоула по обследованию ус-
ловий жизни амеёриканеких шахтеров.
. Жллище. Стандартные дома шахтеров,
принадлежащие угольным компаниям,
представляют собой легкие будки, TOU
ее — человеческие конуры, в большин-
стве настолько старые, что многие из них
держатся только при помощи подпорок.

Снабжение. Магазины в шахтеревих по-
селках также принадлежат угольным ком-
паниям, Цены на товары, ‘как  Иравизо,
выше обычных. Расплачиваются -3& них
большей частью «скрипами». «Скрин» —
местные боны, ‘Которые ‘угольные комиа-
нии выдают рабочим в счет будущей зар-
платы. «Скрин» имеет хождение только в
магазинах той же компании. Удаленные от
тородов, опутанные кредитом, шахтеры Ha-
ходятся в беспрерывном долговом рабстве
у. магазинов, Рабочую силу можно при-
обретать . по-дешевке.

Здравоохранение. (Оно финансируется
	Здравоохранение. Оно финансируется
вычетами из зарилаты шахтеров. Но даже
при этом медицинская помощь фактически
отсутетвует. Доклад ` комиссии ‘Джоула
свидетельствует: «В большинстве компа-
ний количество медицинских учреждений
недостаточно, а перегруженные работай
врачи придают большие значения извлечс-
НИЮ ВЫГОД ИЗ Своей профессии, чем ока-
занию  квалифицированной медицинской
помощи».

Эти краткие сведения о «цене» `амери-
канского рабочего обладают одним доето-
HHCTROM: они подлинны. Они являютея“
современной иллюстрацией к старой ле-
нинской формулировке: «Передовые стра-
ны превращаютея—мы говорим о «тыле»
	их — в военно-каторжные тюрьмы Для
рабочих».
Отложим в сторону доклад Джоула.
	И

Обратимея к источникам, которые рисуют
положение человека в стране, где права
человека оберегает великая Сталинская
Конституция. Речь пойдет о людях той же
профессии, о которых толкует доклад аме-
риканской правительственной комиссии,  `
речь пойдет о горняках.

В советской стране установлен  празт-

ник «День шахтера». В этот день вся
страна чествует шахтеров, носителей бла-
тородных традиций труда, людей, для во-.
торых труд стал делом чести, славы и
хоблести, как и для всех советских тру-
жеников. Шахтеров страна награждает
орденами и медалями за выслугу лет. Де-
тям шахтеров страна открывает доступ в
высшие учебные заведения. За один лишь
ен год среднемесячная заработная
плата рабочих угольной промышленности в
Донбассе и в центральных районах CCCP
увеличилась в 2,1 раза, а рабочих уголь-
‘ной промышленноети на Востоке-—в 2,6 ра-
за. При этом нужно учесть, что в отличие
от Америки действительный доход шахтера
‘не исчерпывается денежной заработной
‘платой. К заработной плате  советекого
человека нужно добавить государственные
‘выплаты по болезни, в период очередного
отпуска; ежегодное единовременное возна-
‘граждение за’ выелугу лет, бесплатное. 00:
‘разование и стипендии, бесплатную меди-
`цинскую помощь, государственные расхо-
‘ды на содержание ‘детеких учреждений,
выплаты пособий многосемейным и т. д.
В хлокладе Джоула нет подобных елов, ибо
не существует таких слов в капиталисти-
ческой Америке.

Советское государство расходует огром-
ные средства на охрану труда шахтеров.
`Заботой о человеке пронизана наша вели-
кая Сталинская Вонетитуция, и миллионы
рублей, отпускаемые на охрану труда,
являются государственным расходом, выте-
кающим из буквы и духа о За-
кона нашей жизни.

Жилище. Не «легкие будки», mpexcras-
ляющие собой, по. существу, собачьи. ко-
нуры, поддерживаемые подпорками, а боль-.
шие многоэтажные дома строит -совет-
ское государство ‘для шахтеров. Оно предо-
ставляет шахтерам долгосрочные кредиты
H строительные материалы для того, что-.
бы они строили себе коттеджи по своему
вкусу, с садами, террасами и балконами.
Для шахтеров. Донбасса и центральных

районов страны построено за два © поло-

виной года свыше миллиона с четвертью
квадратных метров. жилой площади: За
те же два с половиной года послевоенной
пятилетки для них построено 18.700 ин-
дивидуальных домов. В шахтерских ropo-
дах и поселках Востока советской страны
за нынешний год входит в строй 36 бань
и прачечных, 17 клубов и кинотеатров,
20 больниц и поликлиник, 70 детских яс-
лей и садов, 15 школ. Может ли что-либо
подобное привести Джоул в своем докладе?

Здравоохранение. Бюджет социального
страхования шахтеров по шахтам запад-
ных районов воветской страны в 1940 го-
ду составлял 285 миллионов рублей, а в
вынешнем тоду он вырос почти втрое и
доходит до 800 миллионов рублей. Только
на путевки, санатории и дома отдыха,
ночные санатории и профилактории, нз ле-
чебное питание профсоюзы рабочих уголь-

ной промышленности в советской стране
расходуют в нынешнем году 77 с лишним
миллионов. Бюджет социального страхо-
вания отпускает на обслуживание дотей
советских шахтеров почти 60 млн, руб.
Снабжение. Только в городах и поселках
шахтеров восточных районов СССР в этом
roxy открыто 49 магазинов и 42 столо-
вые, Й цены на товары в шахтерских ма-
тазинах такие же, как и везде. И распла-
чиватются в этих магазинах полноценным
	Человек — величайшая драгоценность
нашей богатой советской земли. Никто
иной, как великий советский писатель,
провозгласил: «Человек—это звучит 19р-
до!» Мы ценим. человека по творческому
труду его, по чудесной энергии его ума,
направленной на общественное благо, по
его моральной стойкоети, по увлеченной
преданности его возвышенным идеям ком-
мувистического века.

В Америке, осведомляясь 0 человеке,
обычно ограничиваются вопросом: «СОколь-
ко он стоит?» Там мерило ценности
человека — это степень его преуспея-
HHA в личной наживе, ero виды Ha
крупное наследетво, его текущий ечет в
банке. Там: чек — это звучит гордо! А
человек — бросовый товар. Среди всеоб-
шего и стремительного взлета пен он один
дешевеет неудержимо.

Уже публично люди предлагают 3a
входную цену свою силу, молодость, кра-
cory, целомудрие, самое жизнь. Стыд от-
ступает неред голодом. Двалпатидвухлет-
ний рабочий Сайто в макартуровской Япо-
ний вывесил об’явление, в котором, как
сообщает  токийская газета  «Ниппон
тайме», выразил готовность быть убитым,
если ему будет дано 50 тысяч иен, чтобы
он мог заплатить за помещение в больни-
цу его отца...

И нашлись покупатели. Одним понадо-
билась человеческая жизнь для научных
экспериментов, другим — для какого-то
рискованного предприятия. Словом, товар
оказался в 61роее. Тем более на падаю-
щую Валюту. ‘Дело, однако, ‘получило
слишком шумную ‘огласку, власти епохва-
тились, окружной суд спешно вынес реше-
ние; не может быть признан действитель-.
HEM «торговый контракт на человеческую
ЖИЗНБ». : .

Я вспомнил 0б этом arte, прочитав
письмо, полученное редакцией «Литератур-
ной газеты» накануне Дня Сталинской
Конституции. Вот. выдержки из этого
письма:

«Пусть сильней прозвучит моя благо-
дарность прекрасной нашей Родине: нака-
нуне торжественного Дня’ великой Оталин-
ской Конституции!

Громко, на весь мир хочется мне ска-
зать горячие слова благодарности. Чтобы
их услышали наши друзья за рубежом и
порадовались вместе со мной-существова-
нию страны, где одного лишь желания;
одной роли человека достаточно для того,
чтобы стать всем, чем он захочет. Чтобы
услышали их, STH слова, наши враги HY
лишний раз убедилиеь в несокрушимом
могуществе Советского государетва, вели-
Бий закон которого обеспечивает — имен-.
но обеспечивает, а не только обещает —
кажлому все права человека и граждани-
на, — право на образование, право на
отдых, право на труд». а:

У Галины Еременко был неизлечимый.
паралич обеих ног; врачи утверждали, что
она никогда не встанет с постели. Но де-
вушка решила стать полезным работником,
и она лобилаеь своего. В Москве была от-
крыта школа-интернат для детей-инвали-
дов. Чудесная школа с большими солнеч-
ными комнатами-классами, клубом, чаталь-
ней, кинозалом. Здесь были чуткие, внима-
тельные педагоги, которые часами проси-
живали у постелей больных детей. Галина
Еременко окончила эту школу. После окон-
чания она начала писать стихи, Ее; приня-
ли в Литературный институт им. Горького.

«Чуткое, товарищеское отношение про-
фессоров вселяло веру в светлое будущее,
поднимало дух. И здесь оказались люди,
все время помогавшие мне словом и де-
лом. :

Но и здесь, как и всюду, самым  боль-
шим и неизменным другом было мое пра-
BHTCUBCTBO.
	Это оно дало мне материальную в03-
можность учиться, обеснечив- стипендией.
Это оно поддерживало мои силы, дважды
предоставив бесплатную путевку. в дом
отдыха, где я жила в отдельной. комнате
вместе с моей матерью. .

Это оно дало мне теперь, по окончании
института, возможность трудиться лежа в
постели, у себя дома, предоставив работу
по специальности, =— я перевожу с трех
SSHIROB.

Й вот теперь, являясь штатным пе-
реводчиком ` Государственного  издатель-
ства иностранной литературы, я могу 6
тордостью и радостью заявить: несмотря
на 10, что ноги мои недвижимы, я все же
твердо стою на ногах, ибо меня поддер-
живает вся моя страна.

Такова моя повесть. Да, для нае это, к
счастью, повесть. Но разве не покажется
она сказкой нашим зарубежным товари-
щам, силы и олособности которых сплошь
и рядом пропадают зря, не находя приме-
нения. ,

За эту-то жизнь-сказку я благодарю
тебя, моя великая страна, благодарю тебя,
наша Партия. Благодарю тебя, наш слав-
ный, заботливый вождь и учитель Иосиф
Виссарионович!»

Так заканчивается письмо Галины Ере-.
менко, нисьмо, которое. очень ярко говорит.
о любви к человеку и заботе о нем в 60-
BeTCHOH стране. oe

ее
Тень «плана Маршалла» — безработи-
ца — вое гуще заволавивает Западную

Европу.

«Неотступно за планом Маршалла сле-
дует его тень, а именно: угроза безрабо-
тицы», — пишет газета ‘«Берлинтоке аф-
тенавис».

Bee явственнее пед этой тенью ельниен
ропот нишающих народов. .

Среди разбитных дельцов,  Командиро-
ванных Уолл-стритом для планового ограб-
ления Европы, есть не только спекулянты
сигоретами и кофе, но и спекулянты идея-
ми, Сейчас выброшена на интеллектуаль-
ную червую биржу Западной Европы за0-
	бодневная теорийка о пользе безработицы.
0 ое пользе, разумеется, для правящих
классов. Ибо, соглаено этой теорийке, еже-
ли в стране царят нужда и безработица,
то рабочий, занятый поисками куска хле-
ба, лелаетея не только дешевле, но одно-
временно смиренней и покорней.

Жизнь опрокидывает^ эти подленькие
построения уолл-стритовских мыслителей,
ботатых долларами, но. нищих умом. Ца-
дает цена человека, не подымается его
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
	Ленина рука
и Сталина рука
его
‘в сердца людей
вписали на Века!
Я счастлив счастьем — .
ЖИТЬ >.
и правду жизни знать;
богат я —
мне богатств в сто лет ме ‘сосчитать;
в меня за речь мою не целятся свинцом,
мой труд ие продают по сговору с дельцом.
Мой труд и отдых мой законом защищен,
мой путь из года в год законом освещен,
и Сталина слова наш знаменуют век —,
дороже всех богатств на свете —

ee ee ee D
	NE eee ee

Так пусть радиовой несет в ночи

пусть снова Уолл-стрит хрипит,

есть Сталинский закон,
гласит о правде он,

и это говорит История сама!
Уже румын и чех,

болгавин и поляк,

входя в гудящий цех,
вздымая пласт в полях,

за образец берут, :
чтоб строить жизнь с него,

человек!

зима,
сходя с
ума

к нему мильоны рук протянуты. вдали.
	Он — солнце наших дней,
он = правды торжество,
oa -~
	рт КТТ,

и шахтерские заработки, и здравоохране   фам: господа, начинайте с себя.
	ние, и снабжение в шахтерских городах и
поселках—это отражение всего того, что
делается в боветской стране для человека
и во имя человека. А конкретно о. Шахте-
рах мы говорим в данном случае только
потому, что этой профессии касалея до-.
клал Джоула.
	Выхолящий на русском языве журнал
	«Америка» завоевал в Советском” (9103е
	fe

Прочую. юмористическую репутацию Ta
	сторальными изображениями духовной и
материальной ‘жизни Соединенных Шта-
	‘тов. Поскольку современная американская.
	действительность поставляет Be CAMUKROM
много материала в этом умилительном ро-
ле; журнал временами удаляется в исто-
рию. Считается, что’у американских пио-
неров нравы были чище, да и за дально-
етью времени все предстает как-то не
очень явственно.

В одном-из номеров этого журнала была
рассказана история возникновения столи-
цы США — города Вашингтона. Дело про-
исходило лет полтораста назад.

«При прокладке одной из улиц нового
торола возникла необходимость разрушить
	стоящий на дороге дом. Как на грёх, —
	пишет журнал в лапидарном стиле хресто-
матий для благонравных детей, — дом
этот принадлежал весьма влиятельному и
уважаемому лицу по имени Даниэль
Кэрроль».

Кэрроль . запротестовал, дело дошло до
президента, который принял сторону до-
мовладельца и приказал уволить строите-
ля города, талантливого французского ap-
хитектора Ланфана.

Мораль: частная собственность непри-
косновенна. Вот, дескать, как высоко це-
HATCH права ‘человека в капиталистическом
обществе!

В параллель к этой трогательной ието-
рии Мне хочется рассказать другую, до
известного момента с ней сходную. Она

a
	сообщена ` бельгийской газетой  «Драпо
руж.

Дело происходило в 1948 году в городе
Сильвер-Лейк, штат Миннесота.
	При прокладке одной из улиц города
возникла необходимость разрушить стоя-
щий на дороге маленький ветхий домик.
Kak. на грех, домик этот принадлежал
весьма невлиятельному и неуважаемому
лицу: бедной калеке-вдове.

Она запротестовала, дело дошло до му-
ниципального совета, который” стал на
‘сторону строительной компании.
	По закону дом снести нельзя против воз
	Ли владельца, ибо частная собственность
неприкосновенна. Строительная компания
  формально и не нарушила закона: она
пробила улицу сивозь дом.

Газета приводит фотографию, не столь
нарядную, как многокрасочные фотомарця-
паны журнала «Америка», но волнуещую
своей правтивостью: домик разрезан пото-
лам, видна убогая обстановка бесстыдно
разверетых комнат, Посреди руин стог
плачущая старуха, владелица лачути. Все
‚очень похоже на картинку недавней вой-
ны: . мирный город после  разбойничьего
фаптистского. налета, например, Ковентри.
Но если похожи методы, то почему не.
быть похожим результатам?
	Мораль; в незыблемой заповеди капита-
листического общества «частная собствен-
ность неприкосновенна» — пропущено одно
слово: крупная.

Попрежнему, как писал Марке, «если
деньги, по словам Ожье, «рождаются Ha
свет с кровавым пятном на одной. щеке»,
то новорожденный капитал источает кровь
и грязь из всех своих пор, е головы до
пят». Только еще больше раздвинулись
контрасты в американском ценнике чело-
веческой жизни.
	Иногда все это калкзтся похожим на
безумие. И это действительно безумие вы-
рождающегося общественного строя. °

«С олной стороны, пробуждены к жизни
такие промышленные и научные силы, —
‘товорил Маркс, — о каких даже подозре-
‘вать ие могла ни одна из предшеетвовав-
ших эпох историй. С другой же стороны,
обнаруживаются признаки упадка, далеко
‘превосходящие вое занесенные в летопи-
си ужасы последних ppenea Римекой им-
`перяи...» .
CG rex пор, Как Марке ‘произнес этя за-
 почательные слова, вдохновленные 11060-
BhIO к человечеству и болью за него, веё-
возможные ‹«признаки упадка» еще боль-
ше стустились на грозовом небосклоне ка-
питализма. Падение  интеллектуального
уровня приняло характер массовый и до-
селе невиданный.

Шесть миллионов детей в США, то-есть
20 процентов всех американских детей
школьного возраста, не обучаются в шко-
лах. В январеком послании конгрессу пре-
зидент Трумэн был вынужден признать:
«Нашей . системе просвещения угрожает
финансовый крах». Когда во время войны
солдаты США прибыли, наконец, в Евро-
пу, эти американские юноши поразили
тем, что огромное чиело из них не умело
подписать своей фамилии.

Массовая неграмотность в странах м0-
нополистического капитала сопровождает-
ся таким падением морального облика, что
буржуазные наблюдатели вынуждены были
забить тревогу, Член английского парла-
мента Гэммене отмечает в своей стране

мента фэммено отмечает в св0еи стране
«рост преступности, массовое  вороветво,
упадок нравственного уровня, отвращение
	в труду, ненормально повышенный инте-
рес к спорту и азартным играм и отсут-
ствие национальной гордости в вопросе о
принятии помощи от Америки...» (тазета
«Дейли мейл» от 12 июля 1948 года).

Погоня за наживой формирует. вее cre-
оны современной духовной и малериаль-
ной жизни буржуазии в США. В том чис-
ле самые лирические.

Перех нами помещенная в американской
	печати статья «Семья и брак в США».
Статья написана в форме вопросов и отве-
тов. Последние, по словам статьи, «оено-
заны на материалах, собранных социоло-
тами, адвокатами-цивилистами, педатогами,
и на данных  тосударетвенных бюро ста-
тистики и частных обществ помощи насе-
лению». Вак же расценивает эта автори-
тетная компания идеалы молодежи?

_ Оказывается, что юных американских
	Ромео «больше всего интересовала мате-
риальная сторона брака, затем условия,
которые должны быть приняты во внимз-
ние перед вступлением в брак и устрой-
ством дома», и только на третьем месте
стоял вонрое в «качествах»  обожаемой
Джульетты.

‘Boe же, конечно, не вся американ-
ская молодежь такова, и, по крайней ме-
ре, хоть те юноши, которые стоят «на
третьем месте» и интересуются, по поти-
лой формулировке статьи, «вопросом о ка-
чествах и требованиях, пред’являемых к
жене», должно быть, еше сохранили живое
человеческое сердце посреди опустошаю-
шего духа наживы, свирепствующего, как
буря, в их стране.

Олин из выдающихся современных анг-
лийских буржуазных пеихологов профес-
cop Берт вынужден констатировать, что
лица с высовим интеллектуальным уров-
нем чаше всего встречаются среди радо-
		сопиалист Жюль Мок о мудрости законов. ag
и это говорит История сама!
	АЙБЕК
	резумьем поражен,
	 ‘изменами прожжен,
	дрожит, шатаясь, он
их новый Вавилон,

и смотрят сквозь туман
народы разных стран —
где ясный берег есть

за гранью мутных волн,
где честь и значит честь,
закон и есть закон!
	Да, есть ‘такой Закон —
в Кремле рождался on!
		Сталивский закон —_
” надежда всей Земли!

еликоя симфония

HD

Навечно  вычеканены. на. страницах
Сталинокого закона права наших народов
на равенетво, на свободу, на труд и твор-
ческое развитие.

В обществе, основанном на экеплоата-
ции человека ‘человеком, на угнетении
сильным слабого, на грабеже и CAH-
рании семи шкур с колоний, He
может быть и речи о демократических
свободах. В бреде сумастедитего больыне
смысла, чем в болтовне современных им-
периалиетов о свободе и демократии.

В нашей стране, стране Советов, нет
народов-пасынков, есть сплоченная, врен-
кая, здоровая семья равных.

Народы бывитих окраин царской России
достигли колоссальных, невиданных убне-
хов. От старых средневековых форм хо-
зяйства и жизни эти народы пришли 34
короткий срок к победоноеному строитель-
‘ству социалистического общества. Перед.
их взорами алеет утренняя заря вомму-
НИЗМА.

Противоноложность двух э10х — доре-
волюционной и социалистической — во
всей своей наглядности видна на примере
Советского Узбекистана.

На месте старого кишлака, е его бед-
ными мазанками; с его непроходамымя
‘улочками:и переулками, с могилами «евя-
THE, © гнетом баев и чиновников, —
стоит новый Колхозный кишлак, CO TIKO-
лами, ‘клубами, распланированными Евар-
талами новых домов, ве высокими, стройны-
ми тополями, под которыми звонко жур-
чат светлые воды арыков, кишлак со сво-
ими музыкальными ансамблями, театраль-
ными подмоствами, радио. Шо вечерам от
колхозной гидростанции во всех его угол-
ках вопыхивают электрические звезды.

Советский строй воспитал новых людей,
которых не знал раньше Узбекистан.

Замечательна молодежь нашей респуб-
лики. Поразительны ее уенехи в области
науки, искусства, во всех отраслях произ-
BOACTBA и. сельского хозяйства. Кто в
Узбекистане не знает имени Героя Co-
пналистического Труда Замиры Мутало-

вой — мастера высокого урожая хлопка!

За годы сталинских пятилеток в У30е-
кистане. создана. мощная индустрия, на
предприятиях. освоенных в тоды  Отече-
ственной войны; трудятся тысячи замеча-
чельных  рабочих-стахановцев, узбеков,
прекраено. овладевших современной техни-
кой, умеющих обращаться’ со сложнейши-
мй мапеинами,

В вузах седого Ташкента, Самарканда, в
институтах древнего Хорезма десятки ты-
cad студентов-узбеков овладевают высота-
ми’ науки. В республике насчитывается
несколько десятков научно-исследователь-
	  ских учреждений, где тысячи ученых раз-
	рабатывают важнейшие вопросы народно-
	го хозяйства и культуры Узбекистана.
	Новые люди Узбекистана, их ‚замеча--
тельные качества, новые ‘отношения, с03-
давшиеся HA основе. . сопиалистического
строя, находят все более верное отраже-
ние в литературе Узбениетана. Узбекский
народ за годы советской власти создал:
литературу, которая по своему . содержа-
нию и форме является совершенно. новой
и глубоко народной. Художественные прот
изведения стали достоянием широких
масс. Произведения советских поэтов и
писателей ныне встречаешь в самых дале-
ких кишлаках. Каждое новое хорошее ху-
тп*еостренноев пройзвеление любого жанра
	дожественное произведение лЮомо дев
делается предметом горячего обсуждения,
	Социалистический строй развивает все
творческие способности. человека. Во всем
мы чувствуем постоянное, огромное стрем-.
ление народа к науке, культуре. Я не од-
нажлы видел в колхозных хатах-лабофато-.
	риях, е каким вниманием слушаютея ле5-
	ции 0 достижениях мичуринской науки.
Мой друг — председатель колхоза Саттар
Каюмов готовит и скоро защитит диссерта-
цию на соискание ученой степени канди-
дата  сельскохозяйственных наук. . Уче-
ный-председатель колхоза. систематически
выступает с рассказами 0 достажениях
передовой биологии и агрономии>Он учит
применять на практике указания. Мичури-
на — этого ветикого. преобразователя ири--
роды. И такие читатели, как. Каюмов,
культурно и политически неизмеримо выс
росшие, ставят перед ‘литературой новые
задачи, пред’являют. & ней. более высокие
требования. Они все настойчивее требуют
произведений, правдиво и. художественно
рассказывающих 0 замечательных людях
	нашей .страны. .
	Писателями. Узбекистана за ‘последний
	тот создано. много произведений — pacCha-
	зав, песен, поэм, очерков. В нашей лите-
ратуре явно ощущается стремление к реа-
листическому изображению героев. нашего
времени, правдивому воспроизведению их
чувств и мыслей, Ведущие писатели. Узбе-
хистана окрёпли творчееки, учась у ма-
стеров слова русской литературы. А. сего-
дня и молодежь проходит эту замечатель-
	  ную школу, усваивая новые для узбекской
	литературы приемы литературного мастер-
ства, — :

Однако наряду с большими успехами у
нае имеются серьезные нолостатки. Тите-
ратура Узбекистана все еще отстает от
бурного роста советской действятельности..
Произведениям узбекских писателей еще,
нехватает идейной гаубины и художебт-
венного совершенства.

’Нашему обществу свойственно _ бесире-
рывное движение вперел. Литература не,
можеэт отставать от этого движения. Co-
ветекая литература — это мощная сим-
фония, в которой. слышится могучая по
ступь сталинской эпохи. Советская лите-
ратура Узбекистана. будет достойно. зву-
чать в этой великой симфонии.
	Вомпартия США невелика. Но надо
вспомнить, что грозит каждому из 56 ты-
сяч этих стойких людей, не убоявшихея
об’явить себя коммунистами в атмосфере
официальной антикоммуниетической  caH~
	Нью-Иорк называют городом небоскре- стопляски, если даже простое сочуветвие
бов. Ho его же можно назвать городом.тру-   прогрессивной партии вызывает преследо-
шоб. В пентральном районе Нью-Йорка, по  вания со стороны властей. Тем не ‘менее
	данным американской статистики,
	сорок   количество людей, примыкающих к IBH-
	процентов жилилошади —— это жалкие ла-  жению за прогрессивную и подлинно де-
чуги, населенные беднотой, а двести девя-   мократическую Америку, все растет.
		Сказываетея высокий моральный при-
	Недавняя полемика в английской палз-   мер Советского Союза. Он доходит сквозь
	те общин ‘между нынешним
	министром   железный занавес антисоветской клеветы
	г. Бивеном и экс-министром г. Черчиллем   и оздоровляюще действует на мир.
	Тридцать лет. назал на нашей планете
	  “  HOABH dob Новая этическая ценность-—5с0-
На-   ветский человек. Он создал могучее 05-
	ва минуту ослепительно осветила состоя-
ние здравоохранения в Великобритании, В
азарте перебранки вылезла правда, нА-
	столько ужасающая, что обычно ее скры-   щество, свободное от грязи и KDOBM ЭКС-
		плоататорекото строя. Blech царетвует we
	дух наживы, а благородный сопиалистиче-
ский принципи общественного блага. He
рабский гнет, & свободный труд.

28` июня 1948 года матрос американ-
ского парохода англичанин  Реджиналь
Хуббард” подал заявление + председателю
Одесекого городского Совета е просьбой
разрешить ему остатьея жить’ в CCCP.

«„ИТрожив 43 гола, — писал он в 38-
явлении, — я в результате не имею ви
образования, к чему всю жизнь стремил-
ся, ни прочной специальности, ни своего
Жилья, ни семьи, которой я не мог обза-
вестись вследствие того, что не только не
в состоянии обеспечить жену; но лишен
возможности прокормить самого себя...
Прибыв в Одессу и увидев жизнь совет-
ских людей, я убедился, что все, чо я
раныме ‘слышал хорошего о Советском
	Союзе, — правда, а все, что пишут реак-
	ционные американские и канадские газе-
ты, — ложь. Много лет я мечтал о том,
чтобы жить и работать в такой стране,
как Ваша, и я булу счастлив, если Вы
предоставите мне возможность стать граж-
данином Советского Союза».

В заявлении Хуббарда звучит голос про-
стого человека, угнетаемого повеюду на
Западе. Вступив на советскую землю, он
чувствует себя, как узник, вырвавшийся
Из капиталистической тюрьмы, или как
безнадежно больной, вдруг чудесно спасен-
ный от смерти,

Впервые в жизни он ощущает свою
	Содружество ученых Советского Союза
	На-днях исполнилось пять лет со дня OT-
крытия Академии наук Армянской ССР.
Ныне эта академия стала крупным на-
учным центром, об’единяющим 30 иссле-
довательских учреждений, В ее коллекти-
ве—24 действительных члена, 20 членов-
корреспондентов. более 250’ докторов и кан-
дидатов наук. ‘

Академии наук созданы сейчас в десяти
союзных республиках. Успешная деятель-
‚ность этих высших научных центров —
яркое свидетельство торжества ленинско-
сталинской национальной политики,

В 50 научно-исследовательских учрежде-
ниях Академии наук Украинской ССР. рабо-
тает свыше тысячи научных сотрудников.
Исследования украинских ученых дали не-
мало ценпых результатов.
	В январе 1949 года ‘отмечает свое 29-ле-
тие Академия наук Белорусской ССР. Она
об’единяет 16  научно-исследовательских
учреждений. В составе академии—27 дей-
ствительных членов и 29 членов-корреспон-
дентов. Разносторонняя плодотворная
деятельность ‘академии способствует восста-
новлеёнию’ и развитию народного хозяйства
	и культуры республики,

Подлинными штабами передовой совет
ской науки’ являются и академии наук
Грузинской, Азербайджанской, Узбекской,
Казахской, Литовской, Латвийской и Эстон-
ской союзных республик. Они активно уча-
	ствуют в решении задач, поставленных
перед наукой послевоенной сталинской
пятилеткой.
	Ученые Грузии изучают * местные сырье-
вые ресурсы, изыскивают наилучшие спо-
собы добычи полезных ископаемых, разра-
батывают новые технологические процессы,
	решают вопросы рецвонального использова»
ния богатых гидроэнергетических ресурсов
республики.

Вопросы ‘добычи’ и переработки ‘нефти,
определение перспектив нефтенбенбсти раз-
ных районов занимают значительное место
в работах ‘ученых Азербайджана: Энергетн-
ки, геологи, почвоведы om другие спепиа-
листы оказывают содействие строительству
Мингечаурского гидроузла. р

Одна из важнейших работ Академии наук
Казахской _ССР— изучение — природных  69-
гатств рудного Алтая. Большинство инсти-
тутов Академии наук Узбекской ССР раз-
рабатывает актуальные для республики
вопросы хлопководства, :

Существенное условие роста и успехов
республиканских академий — их взаимное
творческое содружество. Координация на-
учной деятельности ученых Москвы, Гру-
зии, Азербайджана, Казахстана, Латвии и
других республик помогает быстрее и цё-
леустремленнее решать . коренные: вопросы
советской науки. При Академии „наук
СССР создани Совет mo коордичации на-
учной деятельности академий наук союз.
	1 ных республик. Его возглавляет акалёмаяк
	С, И. Вавилов. На ближайшей сессии с0-
вета, которая состоится в декабре, будут
обсуждены планы  научно-исследователь-
ских работ академий на 1949 год.

В Киргизии, Таджикистане, Туркмения,
Татарии _ действуют филиалы Академии
наук СССР; в Карело-Финской и Молдав:
ской союзных республиках. в Якутской,
Коми и Дагестанской ACCP—ee научно-
исследовательскиё базы. Они по праву за-
нимают ныне положение высших научных
центров этих республик,
	1-н Черчилль выразился, что г-на Энью-.
рина Бипона по справедливости надо пе-
реименовать из министра здравоохранения
в министра болезней.

Уязвленный лейбориетский — министр,
отругиваясь, привел статистические дан-
ные, относящиеся к деятельности г. Чер-
чилля на поету министра финансов: «По-
литикой голода, — убедительно  доказые.
вал г. Buen, — Черчилль довел до полу-
смерти английских матерей и детей», ив
этом причина нынешнего повального раз-
пространения болезней в «социалистиче-
ской» Англии.

Этот спор из тисла тех, когда обе сто-
роны правы. Английский народ здесь на-
ходитея в положении третьего — умираю-
mer.

Диагноз поставлен: голод. Вакие же ме-
DBI спасения предлагают государственные
деятели, социологи и философы капиталч-
стического мира, держа руку ка убываю-
щем пульсе своих народов?

Рецепт выписан. В нем значится:
смерть.

Вак ни лико, как ни чудовищно звучит
это, но именно смерть предпиеывают бур-
жуазные радетели в качестве средства из-
лечения народных‘ бедствий.

Появляются в езет трактаты о Tepalles-
тической пользе недоедания.

К этой проповеди голода все чаще в по-
следнее время присоединяется извлеченная
	советским рублем. И покупательная епо-   ИЗ очередного ремонта старая человеконе-   полную человеческую ценность. Шатнув
	навистническая теория Мальтуса.
На все лалы совоеменные by
	на советскую почву, он ощущает, как бла-
TOTBOPHO  изменилея моральный Климат
	такие люди, как Дмитрий Ермошкин с На все лады современные ие ОН:
шахты № 2 «Капитальная» (комбинат   политики, ученые, философы ° стараются ‘мира.