К пленуму правления союза писателей СССР
	Правда конфликта и правда характера.
	мочет Лебедев. — Черепашьими  темпа-
уи? — иронизирует Разумовский. И тут
уже старый профессор переходит на дет-
ский лепет: — Медленно... об’ективные
условия... — запинается он. А в конце
пьесы, конечно, прозревает и с той же
постыдной, невероятной НА
наставительно заявляет («к самому  се-
бе»,—как гласит предусмотрительная Oe
марка драматурга): — Старые привычки,
предрассудки...
	Вряд ли стоит подробнее говорить о пье-
ce «Другие. люди». Нов ней особенно от-
четливо дала себя знать та  тендендия,

‘которая приводит к неудаче или умаляет
	отаодь нё коварная. Отчего же в семье
все ве слушаются, вое ве боятся? На эти
вопросы ответа нет: Хараклер Ляля — H#-
что совершенно неопоеделенное. Bea pac-
	сказанная В. Фиявном история теряет.
	смысл, тонет в. смехе.

Многие драматурги забывают, 910 сю-
жет драмы — действенное развитие
ве конфликта — дело не одного расчета,
это дело вдохновения, воображения, твор-
чества. Холодный расчет всегда подводит.
Он навязывает драматическую борьбу лю-
дям, между которыми, в лучшем случае,
возможно простое сравнение. HO невозмо-
	жен идейный конфликт. Он создает искус-
	ственные ситуации, ложные мотивировки,
неоправданные изменения характеров. Он, в
конечном счете, преврашает драматурга в
	неловкого повелителя случайностей, него-
	образностей, сюрпризов. A ведь в драме
все должно быть не только возможно,
но — единственное возможно. Каждая рен-
лика, каждый поступок непременно, необ-
ходимо продиктованы характером героя —
вот чего надо добиваться, вот что опреде-
ляет правду конфликта, правду ситуация.

Значит, дело не только в том, чтобы
увидеть в жизни конфликт. Задача
труднее. Конфликт должен быть воплощен
с предельной. остротой в ситуация н6сом-
ненной, достоверной, раскрывающей ха-
	рактеры во всей полноте, а не требующей
	доказательств вопреки правде характеров.

Нам кажется, что в драматургий. легче,
чем в каком-либо другом искусстве, отли-
ЧиТЬ то, что найдено холодным расчетом,
«алгеброй» или простым подражанием, от
плодов настоящего творчества, от жиз-.
ненного опыта, осмыёленного художником.
Вонфликты некоторых новых пьес, к 00-
жалению, часто выдают сухую рациона-
листичность, надуманность их- построения.
Это сильно вредит нашей. драматургии.

Теория бесконфликтной драмы уже дав-
HO на практике доказала свою  несостоя-
тельность. Чем жизненнее, драматичнее и
острее конфликт, тем лучше для  ньёсы,
В нашей ‘жизни идет болыная кипу-
‘чая, энергичная борьба за утверждение
нового, передового во всех областях етрои-
тельства. Ее ведут реальные, живые люди.
Их позиции, их союзники и противники в
борьбе определяются мировоззрением, етз-

пенью идейной и моральной зрелости; ха-
	рактером каждого. Увидеть эту борьбу, во-
плотить ве в драме. — значит, прежде
веевго, увидеть этих людей, понять их,
полюбить одних, осудить других, Увидеть
эту борьбу — значит утвердить в драме
	  Победу нового изд. старым... 5. : A -Ha nam
‚ Успех лучших пъес: “театрального pertep-   стал бы
	туара обусловлен тем, что в- основу их но-
ложен подлинно драматический Не
конфликт,

В пьесе А. Сурова «Далеко от бталин-.
града» коллизия была нетолько взятой из.
действительности, но. и  воплошенной в
	живых характерах: Мы полюбили и запом--
	нили пылкого’ „Березина. Мы почуветвова-
ли и поняли «остановившегося» Осередь-
50. Жизнь была поэтически воспринята и
умно сконцентрирована: в’ Этой драме.
Пьеса А. Софронова «Моековекий харак-
тер» вошла в репертуар многих наших те-
атров, пользуется заслуженным успехом.
Пьесу отличают живое чувство современ:
ности, наблюдательность, добротный юмор.
Успех пьесы — результат острого, партий-
‘ного разрешения главной проблемы произ-
ведения, его публицистической яркости,
	его идейной зрелости. Автор подметил в.
‘реальной жизни то противоречие: которое
	сделал конфликтом своей драмы. и в
	вт — увлечетея человек своими успзхами,

возрадуется тем, что идет все дальше и
дальше по привычному пути, и уже не х0-
чет видеть никакой другой дороги. Успехи
кружат голову, признание заслуг создает
иллюзию собственной  непогренимости. И
BOT уже руководитель возомнил себя ма-
леньким диктатором, вот уже He хочет
знать ничего нового... Такой человек мо-
жет затормозить, остановить живое, новое
дело. С такими людьми следует бороться.
Значит, повторяем, конфликт пьесы «Мос-
ковекий характер» -—— конфликт жизнен-
ный, правдивый.

Однако, как уже отмечалось критикой,
верный замысел этой талантливой пъесы
осуществлен с недостаточной последовз-
тельностью и ясностью. Жизненный вонф-
ликт произведения не находит точного,
единственного неоспориуого выражения в
ключевом событии сюжета—в отказе ди-
ректора завода Потапова приступить к.
производетву новых станков.

Почему Потапов отказалея принять за-
каз? Автор вначале рекомендует его, как
человека волевого, горячего, энергичного.
Ou He просто выполняет план, ои ето пе-
ревыполниет, -— завод дает ст. шестьдо-
сят четыре процента: :

Такова рекомендация, выданная Потапо-
ву в начале пьесы. Но веворе автор за-
‘ставляет нас насторожиться. ©

Завот, которым руководит а ‘BEI
	пускает сельскохозяйственные машины. Дя-
	ректор соседнего текстильного комбината
Северова просит его принять заказ на из-
готовление новых, только что изобретен
ных станков для окраски тканей. Потапов
отказывается. Почему? По причинам, ко-
торые могут показаться вполне резонными.
Мы только что узнали, что завол его за-
	гружен заданиями до предела. Мы вообще!
	подозреваем, что станки для текстильной
	промьипленности не делаются на заводах
сельскохозяйственного ° машиностроения.
	Мы думаем, наконец, что Потапов не впира-
ве принять такой заказ — - Это’ проето вне
его компетенции. © :

-А ведь именно этот отказ и есть. по
	ay автора, коренная ошибка Потапо-

. Именно этот эпизод должен раскрыть
ыы его onpeeaennys0 и 0т-
осталось.
	HO для того чтобы локазать жизненность
	подобного конфликта, надо поставить По-
	тапова в такое положение, в котором его
заблуждения были бы ‚совершенно очевид-
ны.

„На нане. взгляд, характер и прел-
стал бы перед зрителями еще более
достоверным, если бы драматургу удалось
найти неоспоримую  мотивировку ошибки
своего героя. os .

‚ Такие пьесы, как «Далеко от. Сталин
града» и «Московский характер», пой их
	Частных нелостатках определяют наиболее
плодотворнсе направление ^ нашей драма-
тургии, видящей цель свою в изображении.
	реальных жизненных противоречий, в Ут-
верждении победы ‘нового нал старым.
Подметив реальное противоречие действи-
тельности, сконцентрировав его до напря-
женности драматического конфликта, дра-
‘матург должен смелым и ясным вообра-
	жением художника представить себе един-\
	ственно возможный реальный ход резль-
ного столкновения реальных. характеров,
Правда конфликта, а, значит, и воех по-
ложений пьесы, должна находиться в диа-
лектическом единстве с правдой характе-
pos. Органически рождаясь из столкнове-.
ния характеров цельных, слитных, наблю-
	К. РУДНИЦКИЙ
			драматург вепоминает, что он писатель,
автор: Он начинает” носиться со своим ли-
TCPATYPHLIM произведением, защищая свое
авторство, предлагая прочесть его рукопись
в литературном подлиннике, но рукопись
его прочтут два-три специалиста, и тем дело
кончится. я

‚Надо ли доказывать всем общеизвестное?
Нахо ли рассуждать на  хрестоматийную
тему о том, что драматургия есть особый п
самостоятельный pon литературы? Если на
эту тему спорить бессмысленно, то. почему
Halla драматургия вее же существует не
Бак ‘литература, доступная читателю, а
как узко профессиональный, репертуарвый
источник, интересный только театру и спе-
циалистам драматургия?

Taxoe  однобокое, замкнутое, _ “xenelinoe
существование драматургии, попросту то-
воря, отрицает, а то и сводит на-кет нашу
литературную ответственность, уводит дра-
МУ в сторону от литературной жизни, с
ее соревнованием, с ее насущными пробле-
мами. Да, конечно, предназначение пьве —
это сцена “со вееми ее требованиями и 84-
конами, но сцена осушествляет  художе-
ственное произведение, а не повод для
бнектакля; и достигает больших ‘успехов,
когда ставит пьесы, имеющие высокое са-
мостоятельное литературное значение.

Держаться за косный профессибнализм,
прятаться за театр, остерегаться читатель-
ского ока — значит, по-моему, тормозить
развитие отечественной лрамы,  искусст-
венно отрывать драматургию от литерату-
ры: .
И пока драматургия не получит своего
журнала, гле бы наши пьесы печатались,
как литературные произвеления. ге бы се-
	ръеёзно разрабатывались вопросы теории
драмы, до тех пор драматургия не выйдет
на большую дорогу. советекой - литературы.
		шествование нашей драматургии как ли-
тературной отрасли, предназначенной иск-
лючительно дя тзатра. Мы скромно или,
что гораздо вернее, келейно, в стороне от
большой литературной жизни  распростра-
няем пьесы во стеклографа или пишущей
машинки, & потом какую-то часть наибо-
лев интерееных из них излаем отдельными.

Мне всегда представлялось странным :
	книжечками в издательстве «Искусство».
	Порядок этот установилея очень давно.
Еще пьесы Островекого театр. играл с ру-
кописи, для того, чтобы ускорить поста-
HORRY новой пьесы на сцене. Дело это опе-
ративное, практически важное, но сущест-
ву, техническое, Очень хорошо; если новые
пьесы сезона театры наших. областей и
республик ставят почти одновременно с
Москвой. -

Но плохо, что техника распространения
	пьесы превращается в принципи, По кот9-!
	рому вообще устанавливается, что драма-
тическое произведение” прэдназначается
только для тедтра, осушествляется только
через театр и, следовательно, самостоятель-
ного литературного значения не имеет, На-
ши толетые  литературно-художественные
журналы, за исключением, пожалуй, «Зве-
ды», пьес не печатают, — отсюда делается
вывол, чта пъезы читать не надо, их надо
смотреть со сцены, и что театр есть един-
ственная общественная трибуна драматур-
‘THE. : , ,

Этот взгляд,—а он имеет много сторон-
ниБов в среде сценических писателей, —
‘отрывает, обособляет лраматургию от лите-
ратуры и даже, если говорить прямо, этот
взгляд выражает наши тайные стремления
прятаться за могучие плечи театра, кото-
рый окрасит и пополнит жизнью иную ту-
склую словесность и плохое художество,
Бывает иначе. Театр может исказить пье-
	су—И даже ло неузнаваемости. Вот тогда.
	„Серафима БИРМАН - Rh
	Драматурги и актеры, мы давно упре-
каем друг друга. Актеры не всегда удовле-
творены пьесами, драматурги не в. восторге
01 режиесуры и исполяения. Не друг пе-
ред другом мы виноваты, мы можем ока-
затьея виновными: перед временем-и наро-
		He полон смысл жизни, если мы вместе
исчернывающе, сердечно й мастерскя не
отразим на театре, нашего времени, не по-
	дойдем творчески к темам наших дней, KI
	образам советских людей, Пора! Давно пора!
_ В пьесах советских драматургов актерам
легче строить мост близости между сценой
и зрителями, Зрители, больше взволнован-
ные своей родной ` жизнью, чем жизнью
прошедших веков, быстрее посылают нав-
CTpexy сцене, на: Которой исполннется 6о-
	временная: им. пьеса, свое внимание. и брат-
	ское доверие. Между сценой и зрителями
тогда, кроме слов - лраматурга. проязноси=
	‚мых актером велух: возникает и другой
	разговор—-безмолвный, горячий, обоим со-
беседникам больше слов понятный, ;

Мы, советские актеры, не можем жить
без советских драматургов. Нам не миновать
	совместной упорной работы, творческой
		дружбы, основанной на полной откровен-
ности, избавленной обоюлными нашими уси-
SHSM’ OT взаимной лести; ото взаимных
потачек, от «приятельства». Неискренность
парализует стремление к. труду, охоту Е
риску. рвение к поискам. отнимает. все то,
	без чего никогда He услышишь голоса на-
	рода, без чего никогда не открыть нового.
 Человек—тема драматургия и Театра. Вак
	  И какого явить человека перед тысячью
	людей зрительного зала, чтобы завладеть
их пристальным вниманием?

Сценический образ нес заживет на теа-
тре, если он не: согрет искренностью дра-
	Драматургия наших дней часто ‘бывает
чересчур рационалистична. В большинстве
новых DGC замечается огромное внимание
авторов K основной «конструкции», в
главному‘ сюжетному ходу драмы или ко-
медии. В этом ничего дурного нет. Дурно’
то, что конструкция чаще всего-—ипскусот-
венна. Создается впечатление, что автор
ничего не знал 6 своих героях, пока не
«сконструировал» интригу, А затем уже.
он все усилия отдает последовательному,
многотрудному обоснованию своего замые-
ла. Тут уж драматург не заботится о прав-
де отдельных характеров, о богатетве ду-
`ховного мира своих персонажей. Персона-
	OSE IEEE I EE RAN SOOO See llcv[?e ee

жи. не re
жи не живут в такой пьесе естественной! возможный успех многих наших зрамату-
	гов.

В чем же все-таки корень зла?

Беда в том, что в пьесах, подобных (а
то и тождественных) пьесе «Другие лю-
дн», драматический конфликт существует
только формально. Он лишь назван, обу-
словлен. По сути дела, жизненного кон-
флнкта в этих пьесах вовсе и нет. Автор
как бы предлагает зрителям: давайте ус-
ловимея, что один из героев — отсталый,
другой — передовой. Раз так, значит они
станут между собой бороться, Пусть по-
борются, а мы посмотрим. Но ведь бороть-
ся им незачем! Их взгляды, их мысли,
характеры — Bee это никак не. обязывает
5 поединку.  Обязываето лишь произвол
автора. И герои «борются», причем поне-
воле кривят душой, кривят характером,
если позволено будет так выразиться.
Это — не конфликт, это — сплошное не-
доразумение, .

Перефразируя известное изречение, мож-
HO сказать: «конфликт — оружие острое,
надо с ним обращаться умело», Roncrau-
тин Финн написал  занятную и веселую
комедию «Не от. мира сего», В ней немало
забавных положений, Но в: основе этой
комедии лежит конфликт серьезной драмы.
Мы можем  посмеятьея над  комичным
враньем старика Занозина,  сочиняющего
фантастические небылицы 0 своих -Boob-
ражаемых странствиях по Урутваю и Ала-
ске. Мы радуемся тому, что его мечта о
путешествиях. наконец осуществилась и
	он может уже не лгать, рассказывая 06
	увлекательной поезлке на Дальний Росток.
	Но мы вовсе не склонны смеяться над. го-
рем молодого инженера, вынужденного раз-
вестись со своей еще более молодой женой.
В семье Виноградовых столкнулись два
разных понимания жизни. Мечта Алек-
сея — мечта творческая. Он весь в рабо-
	те, весь. в- евоих. проектах. Мечта. Ляли- ——
мечта мешанокая, ее идеалы: — успешная
	карьера мужа, хорошая квартира, нарзд-
ные платья. Опа готова использовать слу-
	жебное положение мужа, лишь бы добить-
	ся некиих материальных влаг. Una стя-
жает рее, что возможно, эта юная нрнобре-
тательница, маленькая хищница.. Супруги
разводятся, 0ба удручены. Что же тут
емешного? .
Не сомневайтесь: Финн сумеет  расеме-
шить. С ловкостью опытного комедиографа
он обставит все Дела так, что вы и Не за-
метите, как обойдена серьезная, драмати-
ческая, даже поучительная сторона всей
этой историй. Но вы заметите все же, что.
эта операция He проходит безболезненно...
Стяжательница Ляля окажется к концу
таким наивным, таким безопасным  суще-
ством, что вы поневоле залумаетесь над
вопровом: куда испарилась ee агревсив-
ность? Вы будете долго думать над тем,
как могут сочетаться в ней самоотвержен-
ная любовь и расчетливое равнодутие в
любимому, огромный волевой напор и дет-
	спая неуверенность в себе. Она всеми
	командует, эта Дяля — такая искренняя
в любри. такая скромная, такая ласковая,
	собственной жизнью. Они становятся слу-.
‚ тами автора, наделяющего их т противо-
фечивыми чертами характера, то одной ка-
кой-либо необходимой ему чертой. Это не
люди, это даже не роли, это просто вин-
тики драматической машины. Й ведут они
себя так, что зрители диву даются. Персо-
нажи начинают нелепо заблуждаться, хо-
тя, казалось бы, они гораздо выше своих
заблуждений, которые вызывают в зри-

тельном зале лишь холодное раздражение:

«До чего глуп человек!» Потом раскаива-

ются в своих, заблуждениях, внезапно про-

зревают, почуяв близость развязки.

Речь: идет не о том, ® чего начинать
драматургу. Не будем вторгаться. в «твор-
ческую лабораторию». Но попытаемся все’
же понять, что именно порождает эти ти-
’ пивные недостатки новых пёс.

Пьеса А. Гольдеса «Другие люди» не
привлекла внимания большинства наших
театров; Она прошла лишь на нескольких
‚ ценах и уже забыта, хотя’ на титульном
листе её обозначен год 1948. Пьеса «Дру-
гие люли» легка для всякого коллектива—
	одна декорация, три акта, шесть  дей-
ствующих лиц. Более того, на первый
взгляд в ней «все на месте»; в первом:
	акте экспозиция (старый ученый, руково-
дитель института, не понимает ‚ новаций
своего помощника, ‘молодого ученого), во
‚ втором акте кульминация (старый ученый
OT имени института отказывается’ с006-
щить в академию о достижениях молодого
ученого), наконец, в третьем акте развяз-

ка (старый ученый признает свои ошибки.

я влет в Москву вместе с молодым уче-
ным). Все это ‘сдобрено любовной интри“
той, ив финале автор, в виде поошрения
за упоретво, отдает молодому ученому ру-
КУ и сердце долго колебавшейся девушки.
Как видите, ‘конструкция простая, так

сказать, «крепкая»,’ Новое `` торжествуе

победу над предрассудками. старого, а уве-

`ренный B cede автор торжествует успех.
Но вот последнего Е: не случается!
Почему же?

Вто такой этот а ученый Борис
Георгиевич Лебедев? Он умный, ‘энергич-
ный человек. У него хватает темперамента
И воли весьма настойчиво полемизировать
со своим оппонентом. Он явно не утратил
ни молодости духа, ни остроты восприятия
жизни. Ничто в его характере неё говорит
0 Том, что он должен был «остановиться»,
Rak хочется автору. Но автор твердо ре-
шил изобразить борьбу между человеком
<остановившимея» и новатором. Потому,

будет ли ся смущаться тём, что старому’
медику, ярому споршику, человеку с боль-
шим умом ‘и большим достоинетвом, прихо-

дится навязывать нелепые фразы, неле-
ные поступки? И вот, как только  про-

фессор вступает в спор с молодым ученых”

Разумовским, ему сразу изменяют и тем-
перамент, и ум, и ясность аргументации.
В эти минуты Лебедеву изменяет собствея-
nui ero характер! — Ночему вы так

олимпийская спокойны?! — атакует Разу-

мовский. — Все илет по плану... — 6op-
	матурга и актера, он не жизнеупорен. Че-
повек, являемый 60 сцены; должен быть
узнан зрителями, понятен им, HO Ee pa3-
жеван: ° персонаж, разтаданный с первого
своего появления, лишний уже во втором
появлении. И горе зрителям, если драма-
тург <расфасовал» этот ненужный  персо-
наж. по веем актам пьесы, а актер не оп=
равдал его существования. .

Самое бесславное пребывание актера на
ецене—это тотда, когда драматург. завали-
вает его роль беспричинными, «лобовыми>
словами. Под. «лобовые» слова нельзя под-
вести подтекета, актеру нельзя тогда в0с-
пользоваться могучей силой  иносказания.
Не может состояться еценическое перево-
площение, раз не дан драматургом точный
чертеж человеческой души, не ‘Указаны
‘особенности характера, не определены Mac-
штабы мышления, не показано, как созна-
ние данного человека Е и от:
ражает мир.

Характер, и. неповторимое
‚сочетание черт и качеств — вот в чему
устремлены драматургия и театр. Мало
драматургу очертить характер, надо пока-
зать закономерность его развития, движе-
ния. Смертельный враг Hekycetba —та-
THYHOCTS.
_ Искусство тватра должно ‘сказать. прав-
‘дивое, хорошее и свое слово о боветском
‘человеке. Из пьес советских драматургов
Пусть узнают 9 советских’ людях первого
полувека ‘первого в мире социалистическо-
10 государства, о доблести их труда, о ге-
роической борьбе за жизнь, 06 их любви,
of их верности величайшим идеям комму-
визма. Пусть жрвописью слов всегда wa
выми InpeGyiv®? OHM B веках.

главном, талантливо и умело довел его до денных писателем в ЖИЗНИ, конфликт дра-.
степени тватральной. выразительности. Ba.   ME должен эти характеры . раскрывать В
мысел автора верен. В ЖИЗНИ Так быва: действии,

й

Seen vewee ee: aeons eieetesewEhe: eee TSaRvaeieE

eM ROSSER REC RUSAUS ew
	Виктор КОМИССАРЖЕВСКИЙ
	2стреча с героем
	фликты, да, в сущности, подчас очень
приблизительно знающих и самую жизнь.
Театр жадно ждет, ищет встречи в дра-
матургом, открывающим перед ним и зри-
телем новый мир людей и явлений, допод-
Линно им знавмый, по-новому им увйден-
ный, «открытый» в необозримом океане
нашей жизни, как ‘Новая и прекрасная
земля. Расцвет русекого театра  веегда
был связан с Такями открытиями, вео-
тда был связан в мощвым похемом на-
циональной; ‘освещенной передовыми идея-
ми, современной театру драматургии.
	‘Tak открыл в 6808 время новыи для
руеского театра миру Замоскворечья °0ет-
ровский. «Ло ‘cnx пор известно было
	только ‘ноложение и имя этой страны, —
говорил OH сам, — чЧ10 же касается до
обитателей вв, т. е. образ жизни их,
язый, нравы, обычаи, степень образован-
ности, — Beé это было покрыто мраком
неизвестности». Так доподлинно знал ево-
их героев Чехов, открывал вовые, мощ-
ные пласты русской жизни Горький. Й
это определяло театр. Выл «тватр Оетров-
ского»; <театр Чехова», «театр  Горько-
ro». Классические спектакли советского
театра также связаны тем, что’ писатели
принесли в драматургию свою тему, свои
достоверные жизненные впечатления, свой
открытия — Ве. Иванов, К.. Тренев, Hi.
Погодин: И поэтому неудивительно, Что
сегодня, когда в нашей советской прозе
живет неизмеримо большая, чем в драма-
тургия, доетоверность знания жизни 00-
временника, болышая сила и масштаб
идей времени, — театр Часто вступает на
территорию повествовательной  литерату-
ры.
Правда жизни, заключенная в прозе,
побуждает театр устремляться в жизнь, в
	В ненастные январокие дни 1945 roga:
на’ крымский берег с парохода сошли но-
воселы. Они приехали с разоренных нем-
цами земель Ростовщины и Вубани.
	Тоекливо ий бесприютно было людям на
	nono земле. Природа, вазалось, испыты-
зала силу своих новых хозяев: на ма-
ленькую деревушку с гор ринулась кам-
ний — оползни, хлынули, заливая село,
торные потоки. По нояс в ледяной воде, н%
жестоком, сбивающем с ног ветру работа-
ли люди, строя плотину. Выстреили.

потом с таким же упорством’ взялись 38
новые и такие не привычные ANA них,
хлеборобов, дела, как виноград, табаки,
инжир. Когда зазеленели их. винограхни-.
ки, когда вытерли они пот и оглянулись
вокруг на дело рук своих, тогда, как ска-
зал мне один из них, они «заинтересова-
лись красотой». Глядя на синие очерта-
яия лалеких гор, На буйное пветение са-
	дов, они мечтали теперь, почувствовав
себя снова хозяевами земли, — БЫрз-
п eT   OTM ROTOMEIC TAA ЭТИХ
	стить здесь новые, неведомые для ЭТИА
мест плоды и деревья, построить водохра-
пена алых болтами. ЛС ТАКУЮ
	нилище в горах, создать 36 тео
eam overeorra etre бо 10
	НИХ.

(бо всем этом говорилось на Болхозном
собрании новоселов 6648 Васильевки,
близ Чаты. Слушая их в этот вечер, ду-
малось о том, сколько истинного драма-
тизма. заключено в каждом дне борьбы
нашего народа, ‘какое  бюгатетво совер»
шенно новых ло своей природе драматур-
гических конфликтов несет в себе она й
как неполно, © какими обидными  потеря-
ми отражается порой наша жизнь в ПЬе-
сах многих ваших драматургов, не умею-
	тих видеть и находить эти новые Kn
	познание 66, человечески UW - творчески,
по хорошему слову. латвийского поэта Я.
Райниса «меняться вверх». Для. театра
спектакль становится кровным, личным,
партийным решением большой жизненной
задачи, чем-то неизмеримо большим, чем
просто очередная премьера, становится
его гражданекой и художественной  мис-
спей. Мне рассказывал молодой драматург,
вапитан-сталинградед Юлий Чепурин, что,
когда он писал в разгар сталинградоких
сражений, в блиндаже, среди крови и
бреда раненых, свою пьесу, он говорил
с6бе: «Я должен рассказать о тех, кто
сражается, умирает и нобеждает рядом со
иной, это мой долг, моя. миссия», Когда
есть такая сверхзадача у драматурга, то-
	гда TeaTp может работать. с автором,
раскрывать перед ним сложные зако-
ны сцены, вместе искать законы ‘новые,
	ибо нет того правила, которое нельзя бы-
ло бы нарушить во имя правлы жизни,
Своеобразие и неповторимость жизнен-
ного материала, заключенного в таких
пьесах, определит и богатство жанров и
оригинальность театральных решений, Не
смогут быть уныло одинаковыми спектак-
ЛИ и Театры, когда богата красками и н0-
визной будет заключенная в  пБесах
жизнь, Глубокое проникновение в жизнь
пъесы и индивидуальность автора опре-
делят новаторство формы. Rak говорит
горьковекий Тетерев в «Мещандх»: «На-
речно оригинальным быть нельзя».
Совершенно точное: достоверное знание,
умение вядеть новое в жизни, так же,
как ий для драматурга, обязательно для
актера, режиссера, для театра в целом,
Сила реализма великих русских актеров
заключалась еще и В том, что, скажем,
Пров Садовский великолепно знал и дру-
жил в жизни 60 ввойм героем, студентом
Мелузовым. Актеры Художественного те-
атра запросто бывали в гостях в семье
Прозоровых, а Бачалов, вероятно, до рас-
света бродил по московским улицам, 6¢-
	свдуя 0 жизни с провожающим его после
спектакля Петей Трофимовым,

Во. многих наших театрах многие наши
актеры весьма ‹ приблизительно, ‘по-на-
влышие, знают своих героев, и, когда ич
приходится встречаться € ними в совре-
менной bee, свою  растерянноеть и
незнание они прячут за привычными. Te-
атральными . приемами старых ролей и
старых пьес. Наши люди по-иному, по-
новому работают, думают, любят, грустят,
радуются, говорят, шутат, ссорятся, дру-
жат, появилея совершенно новый  обаик,
ритм, словарь, интонация, жест, а мы еще
часто видим, как актер или актриса Ha
сцене, в военной шинели нашей современ
НИЦЫ живет нервами И. темпераментом
	Анны Карениной, бесприданницы Ларисы
или Ирины из «Грех ‘сестер».
	У нас, к сожалению, еще бытуют
шуамны условного представления © совет-
ском человеке. Это, конечно, совсем не
те штампы, против которых на заре Ху-
дожественного театра вобвал. Станислав-
ский. Сейчас уже почти никто из ARTe-
ров, скажем, об’ясняявь в любви’ на
сцене, не прикладывает руки к серщу и
не говорит сладким теноровым голосом с
придыханиями. Нет, сейчае у нае любят
На сцене сдержанно, прикрыто, но. тАк
прикрыто и так сдержанно, что этот, Е
примеру, новый «штамп сдержанноети»
заставляет порой предполагать уже пол-
Hoe отсутствие любви У героя пьесы и У
воплощающего его на сцене актера. У
нас вообще несколько стыдятся любви на
сцене, особенно в серьезных, проблемных
пьесах. Но ведь человек в. жизни сущест-
вует целиком, весь. В любви, Kak и В
труде, раскрываются лучшие свойства че-
ловеческой души, любовь — это тоже
большая и, я бы сказал, партийная тема,
	Хорошо говорит об этом коммунист Воро-
паев в павленковеком «Cuacrnes: «laa
	меня Любовь — это событие, решающее
Жизнь, — как Вступление в Партию»,
	бят и ждут в пьесе сцен, в которых ©
максимальной остротой раскрывается эта
борьба в ве. нарастаний, в ве последова-
	  тельности, ведушей к пббеле пли пора-

ЖЕНИЮ.

“Вели же драматург нарушает” жизнен-
ую правду этого процесса, если он сказ
чет через многие ступеньки сразу в 1е-
зультату, его неизбежно ожидает поряже-
ние. Я говорю 06 этом потому, 970 в на-
ших пьесах очень часто существуют эти
скачки, и тогда происходат те внезапные
«перестройки» отрицательных  персона-
`жей, те чудодейственные переломы в на-
строении и поведении людей в зависамо=
сти всего лишь от нескольких «правиль=
ных слов», сказанных персонажами поло
жительными, которые сейчас уже вызы-
  вают ироническую улыбку наших зрита-
  дей. -

Нужно, чтобы наши’  драматурги до
конца нроживали 38 своих героев каждую
минуту их жизни на сцене, — тогда ак-
терам будет легко и радостно жить в со-
здаваемых ими образах. Часто в тватре мы
бъемея над тем, что люди в пьесе товорят
He то, что нужно в данный момент <ка-
зать, болтают и шрюизносят пышные де-
кларации, когда нужно молчать, думать и
принимать решение, молчат там, где не-
обходимо, в конце концов, высказаться.
Точные, & не случайные слова, мысли и
поступки обязан искать драматург дла
Того, чтобы раекрыть глубину и богатет-
во внутреннего мира свойх современников.

_Для того чтобы так жить жизнью свос-
го героя, нужно прежде всего его допод-
линно и До конца знать. Этой полноты
правды о жизни и борьбе советского че-
ловека ждут сейчас TeaTp Н. зритель от
драматурга, ее
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
№ 100 — 3
	Уметь действенно раскрыть _ характер
героя в неразрывном ‘единстве его лич-
ных и обществечных планов. — одна из
основных задач наших драматургов.

Работая над одной пьесой о современ-
Ной деревне, оеенью! пролилого. года я по-
пал в подмосковный колхоз «Пламя» Ра-
менского района. 9то было горячее время
сдачи хлеба, осень была дождливая, и
всех в районе — от секретаря райкома
партии до колхозного сторожа —= беспо-
воила высокая влажность  0Вед, плохо
поддающегоея сушке. Никогда не забуду
‘осунувшегося, бледного лица секретаря
парторганизации колхоза, чудесной  рус-
	новой, вернувшейся при мне в правление
с приемочного пункта. Я думал, что у нее
какое-то большое, личное горе. Мнё го-
ворили, покл. я ждал, что у Соленовой
прихварывает ребенок, и я был уверен,
что случилось несчастье. После первых
минут знакомства я понял, что дело не
в этом. «Ох, овее мне покою не дает, ду-
ау меня за него болит, —. сказааа
	она, — овощи, те пойдут, а за овёс я
переживаю». Вот эта личная, душевная
‘боль за дело государства, как за свое
	кровное дело, во всей новизне и красоте
	CBOCK должна быть раскрыта драматургом
	и актером. До тех пор, нока автор и ак-
тер не сумеют 1По-человечески зажить
	‘этими общими, госуларственными. интерс-
	сами, Rak своими личными, интимными и
страстными желаниями, нельзя говорить о
современном спектакле. Когда же это про-
исходит, на епене сразу волыхивает жи-
Bat ЖИЗНЬ,

Для того. чтобы эта жизнь на сцене бы-
ла действительно живой, развивалась по
‚естественным законам, важно, чтобы дра-
матург умел побледовательно и напряжея-
fn раскрыть процеее действия людей пье-

bt. Драма. — это прежде всего движение,
а, процесс, данный в противоре:
чии, в борьбе, Больше всего актеры лю-