ПРОГРЕССИВНЫЕ ТРАДИЦИИ
БРАЗИЛЬСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
	На-днях известный бразильский писатель
Жоржи Амалу сделал в Центральном доме
литераторов в Москве сообщение о совре-
менной ‘прогрессивной бразильской литера-

туре. .
— Прогрессивные писатели” Латинской
Америки, — сказал Жоржи Амаду, — от-

дают все свои силы борьбе против поджи-
гателей новой войны. Наша борьба” нелег-
ка. Наш удел зачастую — это тюрьмы и
каторга, ‘изгнание и скитание по свету. Я
назову вам только одно имя — имя хоро-
шю известного вам поэта Пабло. Нерулы.
Он вынужден сейчас скрываться от пре-
следования чилийских реакционеров. Тем
не ‘менее, — продолжал Амаду, — 6рз-
зильская литература всегда была на сто-
	роне народа. Еще .B Te времена, когда
Бразилия являлась португальской коло:
нией, прогрессивные бразильские: поэты
	каждон строкой своего творчества защища-
ли народные интересы. ,
В современной буржуазной литература
	Бразилии ощущается пагубное влияние
северо-америкавских писателей;
Им противостоят подлинно ‘ передовые
	писатели Бразилии. Эти писатели не мо-
гут издавать свои произведения у себя
на родине. Но это не ослабляет их стрем-
ления всегда‘выступать на стороне’ народа.
Я лично. горжусь тем, что меня как пи-
сателя, народ послал в парламент защищать
его права и интересы, Сейчас я не имею
возможности жить на своей родине, так
как. реакционные власти преследуют меня
за мог выступление на, Вроцлавском  ковг-
рессе. .
 B заключение я хочу saneputh  coser-
ских писателей в том. что передовые писа-
тели Латинской Америки будут и впрель
неустанно бороться за мир во всем. мире—
закончил свое выступление Жоржи Амалу.
	От имени присутствовавших писатель
Леоннд Леонов тепло поблагодарил Жор-
жи Амаду за слеланное Им ‘сообшение.
	Пятидесятилетие
Юрия Либединского.

В Центральном — доме‘ литераторов
	остоялея вечер, ° посвященный  50-де-
THIO 0 дня рождения КЮ. Либединекого.
	NE РЕЗ Р-Р < Ч

бо вступительном слове Вс. Вишнев-
ский рассказал 0. TOM, как RB Tpyl-
ные. годы гражданской olin  to-
	литрук Либединский, ведя: огромную рабо-
Ту в армии, по ночам. на. оберточной бу-
маге писал свою первую повесть «Неде-
4я> —0 людях, борющихся за. коммунизм,
  А. Чавовский коротко остановился на
творческом пути юбиляра.

— «Неделя» пользовалась заслуженной
любовью и популярностью народа, — м-
ворит он, — и это естественно, так как
повесть отличается высокой идейностью
и благородной чистотой.

Книги №. Либединского «Неделя»,
«Комиссары», повесть «Гвардейцы». по-
священная Отечественной войне, роман
«Торы и люди» прочно вошли В историю
советской литературы. Do.

В. Федин поздравил Ю. Либединского от
президиума ССП .и огласил приветствие
правления (Союза советских писателей,

0 значении творчества 10. Табелинекого
говорили А. Безыменский, А. Караваева,
1. Сейфуллина и другие. .

Тепло приветствовал юбиляра М. Свет-
лов. В заключение он прочел дружеские
шутливые стихи. Поэт А. Яшин также
закончил свое поздравление стихотворе-
НИС.

_Мехти Гусейн. приветствовал юбиляра от
имени азербайджанских писатёлей. Он то-
ворил о Ю. Либединском, как о’ большои
друге братских литератур, отметил. aro
значительную роль как переводчика и
редактора книг писателей национальных
республик. ,

Ha вечере выступили А. Барто, М, Ко-
лосов, Г. Фиш, В. Шкловский И другие.
С. Евгенов зачитал телеграммы, — посту-
пившие в эти дни в адрес Союза со-
ветских писателей. Презилиум Верховного
Совета Бабардинской АССР. Обком BRI(6)
и Президиум Верховного Совета  Северо-
Осетинской республики. писатели Ленин-
града, Азербайджана, Абхазии, поздравляя

. Тибединекого ¢ его пятидесятилетием,
выразили чувства глубочайшего сердеч-
ного уважения к писателю.

Ю. Либелинский поблагодарил . собрав-
шихся за то, что они так тепло. и по-дру-
жески отметили его юбилей.

— В такой день видишь не только то,
что сделано, но и то, что еще предстопт
сделать, — сказал он. — У меня боль-
шие планы. И осуществить их Мне. помо-
жет, как помогало- всегда в моем писатель
	-\0м _ труде, вечно молодое” ‘учение
Ленина—Стадина, постоянный источник
творчества. а ее
			Георгий
	МИЛЛИОНЫ ПРИШЛИ В ДВИЖЕНИЕ
		Так называемое приобщение районов
Юго-Восточной Азии к буржуазной цивили-
зации, произошедшее. несколько веков тому
назад, — одна из самых мрачных страниц
истории человечества. Зверекая колониза-
ция этих районов, начавшаяея вслед за
открытиями Бука и Магеллана, по сути
дела, не изменилась до наших дней: Ta же
жестокость поработителей, та же кровь
порабощенных, Изменились только мас-
штабы. Империализмы стал еще более про-
корливым.

Сначала были пряности... Пряности эти,
шедшие с только что открытых богатейших
островов и стран, получили. реальное  де-
нежное выражение. Европейские. колониза-
торы жадно накинулись на добычу: Индия,
Бирма, Индо-Китай, Индонезия, Малайя—
	все, до песледнего островка, в этом обшир-
	ном районе было поделено. Перед мощью
британского льва схлоналась Индия. Toa-
	ландцы оседлали богатейшие острова Индо-
	незии. Франции достался Индо-Витаи...

Интерес к пряностям сменился более на-
сущной потребностью в рабеком труде,
каучуке, нефти, олове. Быха организова-
на мощная система колониального угнете-
ния, по сравнению © которой походы Rop-
теса и Пизарро кажутся всего лишь без-
обидными шалостями.
	Но время шло, и то, что вчера казалось
неотвратимым бедствием, сегодня вызыва-
ет. возмущение‘ народов. Азия ныне охваче-
на пламенем национально-освободительной
борьбы. Индийский народ боретея против
мнимых свобод, дарованных ему; индоне-
зийцы больше не‘ желают покоряться своим
бывшим хозяевам — толландеким колони-
затерам; малайцы восстают против своих
исконных  поработителей — британских
	плантаторов; народ Вьетнама с оружием в
руках добивается свободы, не ожидая по-
лучить ее из рук прислешников Жюля Мо-
ка; бирманцы сражаются со ставленниками
иностранного кзпитала.

Миллионы людей, населяющих Азию,
пришли в движение. И здееь, как и во
многих других частях мира, сказывается
поетупательное движение история. ——

Этот очевидный факт вынуждает Чер-
чилля и его учеников на вее лады пгуметь
о некоем мифическом заговоре. В ход пус-
каются ‘всем  надоевшие слова о: «крас-
ной ° опасности». Однако  малайцы и
индусы, индонезийцы и въетнамцы: — вве
они знают истинную правду, ибо правда
эта рождена, народной кровью. Такую прав-
ду Н6 закопать, не- затемнить никакими
баснями. Иена очень проста.
	Многострадальный народ Индии веками
жаждал свободы. Наконец, она ему была
обещана е трибуны. английского парламен-\
	та. Что получили ‘индусы? Они получили
страну, раскроенную надвое по религиоз-
ному признаку. Они получили кровавую
междоусобину и миллионные толпы бездом-
ных беженцев. Они получили правителей,
через которых попрежнему управляют стра-
ной английские хозяева.
	Аналогичная картина и в Бирме. В дни
японского нашествия народ уходил в горы,
собирал армию Сопротивления, дрался про-
	тив оккупантов. Война кончилась. Бирме,
как и Индии, была обещана свобода, Но
ee нет и в помине! Вместо нее явились
‘старые хозяева —— английские колониаль-
	ные войска и начали наводить старые во-
лониальные порядки.

В. 1946 году предатели типа-Тавин - Ну
заключили договор, в силу которого за
Англией сохраняется прежнее господетвую-
mee положение в Бирме. И нет ничего уди-
	вительного в том. что простой человек не-
	вольно залает себе вопрос: «Бо имя чего я
сражался против японских захватчиков?
Во имя того, чтобы явились другие захват-
чики и чтобы, как и раньше, свистел надо
мной бич плантатора?»

Народ Въетнама тоже героически борол-
ся против японских милитариетов. А нынче
ен, отстаивая свою свободу, сражается про-
тив иностранного легиона, посланного в
Въетнам Анри Кэем и Жюлем Моком. Де-
вять десятых страны охвачено партизан-
ским движением. Крестьяне, доведенные до
отчаяния, уничтожают имущество ‘ фрая-
цузеких плантаторов, выкуривают из’ дере-
вень войска и колониальную админиетра-
ЦИЮ.

В соседней Малайе английские войска
затеяли настоящую войну с участием воз-
душных сил. Вее здесь организовано по
	гитлеровскому образцу: пылающие деревни,
массовое уничтожение людей, охота за бег-
лецами...

Но народ не’ сдается. Население уходит
в джунгли — там бессильны английские
«спитфайеры» и  танки; Для. охоты за людь-
ми, ущедшими от- расправы в джунгли,
конониальные власти  забрасывают туда
людоедов из племени даяков — «охотников
за черепами». Первая партия — полсотни
	людоедов, вооруженных кривыми сабля-
ми — уже действует в джунглях. Такова
«новая» колониальная политика  англий-
	ското` лейбористского правительства.

В продолжение неекольких лет народ
Индонезии ведет вооруженную борьбу про-
тив тголландеких эксплоататоров. В’ индоне-
зийские дела, активно вмешиваются США.
Идет. закулисная возня вокруг планов ор-
танизации Соединенных Штатов Индонезии.
Делаются попытки подточить животворные
народные силы, нащупать предателей и 3а-
‚ставить страну снова стать на. проторен-
НЫЙ путь. рабского послушания. Но ‚народ,
стремящийся к свободе, не покоряется.

Империалисты на всех перекрестках во-
пят о скверных делах в ‘Юго-Восточной
Азии. И действительно, их положение ухуд-
шается с каждым днем. От векового сна
пробуждаются миллионы. Индия, Бирма,
Малайя, Въетнам, Индонезия — эти отда-
ленные уголки, откуда стоны подневольных
народов с трудом долетали до европейского
слуха, сеголня пришли в движение, мощно
заявили не только о своем существовании,
но и о решимости завоевать свободу.

В сознании Иизродных масс происходят
большие перемены. Если сегодня имнериа-
листам еше удается по языковым, религи-
озным или еще каким-либо иным призна-
кам раз’единять народы, тем самым ослаб-
ляя их сопротивление, то завтра сделать
это будет невозможно.

На юго-востоке Азип обильно льется на-
родная кровь. Вооруженные ло зубов co-
временные конквистадоры, благословляемые
«сониалистическими» правительствами, пы-
таютея удержать свои колониальные вла-
дения. Но тщетно! Колесо истории делает
очередной поворот. Над странами, нспыты-
вающими нечеловеческий гнет, занялась
новая заля.
	COS & A RAY UR ARCKROM мартии: Не
Демократической партии! Вы — лизо-
бяюды, ‘лакеи ботатых. Вы подобостра-
стно носите кровавую ливрею Желез-
	HOM Пяты».
> Лжек ЛОНЛОН
	Маяковский иронически пытался ype-
зонить старого Форда:

Мистер Форд,
для вашего,
для высохшего зада’
разве мало
двух
просторнейших машин?
	® -

`Эти ‘свои упреки великий поэт мог бы
обратить и к вандербильтам, ик дюпонам,
хотя у представителей этих семейств зады
оказались и пооб’емистее, чем у Форда: в
самом деле, полтысячи легковых автомо-
билей в домашнем гараже, — не слишком
ли это много для олной семейки?
	Чистоплотность, даже и  мнотолюдной
семьи, вряд ли требует 723 ванных ком-
нат, как это имеет место. во владениях
Дюпонов. А самая необузданная страсть к
путешествиям не оправдывает наличия 80
яхт. у тех же Дюпонов, из которых одна
оценивается в два миллиона пятьсот ты-
сяч долларов. Впрочем, чему удивляться,
вели число прислуги у тоснод  Дюпонов
превышает всю лейб-гвардию и обелужива-
ющий персонал дворцов английского коро-
ля! Вот нате, мол, вам: не лорд, не дво-
рянин, а пускай попробует потягатьея со
мной в роскошествах сам король Британ-
ской империи! о

И. напрягает свое низменное и плоское
воображение, из кожи лезет вон в чудо-
вищных оргиях расточительства «капитал
— ето препохабие», — лишь бы только
создать вокруг себя некий ореол, потрясти
воображение «простых людей», сотворить
легенду.

‚А легенды-то и не получается!

‘—— Вы подумайте! — ворчит и недоу-
чевает американский сверхмиллионер или
миллионерша. — Какая-то там египетская:
царица растворила в стакане кислого ви-
на всего лишь одну жемчужину и, вероят-
но, ценою не бог весть во сколько долла-
ров, — и вот легенда об этой жемчужине
живет до сих пор!.. Или эта... как ee?..
Семирамида, у которой, говорят, были за-
мечательные висячие сады... Ну, чего тут
особенного? Да вот мне. Рокфеллеру, один
только уход за моим садом обходится в
полмиллиона долларов в год!..—Подума-
ешь-—жемчужина!..—возмущается ^`милли-
ардерша.—Да я за один бриллиант отдала
два миллиона долларов!..—А я замок евято-
га Доната купил в Англии и целиком пере-
тащия к себе в США, —хвалится Херст.
Но вот мистер Инсул, авантюрист и сверх-
миллионер, как бы в ответ, ведет гостей
полюбоваться плитами чистого золота, ко-
торыми облицованы стены его домашнего
бассейна...

Короли продажной печати, короли неф-
ти и стали, свиной тушонки и электриче-
ства. —— все они, эти морганы, рокфелле-
ры, дюноны, аеторы и прочие, стараются
затмить один другого роскошью, необычай-
ностью затрат, сумаебродетвом выходок.
Мисс такая-то завещала все свое огромное:
состояние кошкам; другая построила замок
для собачек; третья обеспечила свою лю-
бимую собаку «личным» врачом и апте-
кой. Некий любитель скачек всадил в один
только званый обед четверть миллиона дол-
ларов, но зато целый этаж первоклаееного
отеля, где’ обедали, был превращен в ип-

водром. скакали лошади, нахло  конским
потом...

В люпоновеких  поместьях  обетановка
	некоторых зал целиком вывезена из ев-
ропейских королевских” дворцов. «Дядя
@эм» давно уже мародерствует в. сокровиш-
ницах искусства Европы. Существо дела
не меняется от того, что оружием  маро-
хера является не нож, приставленный в
горлу раненого, а’ доллар... впрочем, тоже
приставаенный к горлу тяжко израненной
Западной Европы. -

«Омарталленная» Западная Европа, ве-
роятно, и не пякнет, если завтра в газетах
появится сообщение, что в счет Ев
американских поставок мистером Свинобо-
бом таким-тс вывезен в США... Парфеноп,

Мы говорим здесь об американской оли-
тархии, о тех, кого Джек Лондон в свое ем
известном. сопиально-фантаетическом poMa--!
не. именует то «Олигархией», то «Желез-
ной Пятой».

Сотласно выводам Федеральной торговой
комиссии, один процент населения Амери-
ки. облалает 59 процентами. всего её бэ-
татетва. Это. самая подлинная олигархия—
власть немногих. «Америка находится в
руках. у. 200 промышленников и 59 бан-
киров. Они правят страной», —подчеркива-
ет в своей книге «1000 американцев»
Дкоряж Сельдес. Само собой разумеется, что
эта олигархия является в То же время и
паутократней — господством богатых: бан-
кирский лом Моргана ворочает капиталами
около 30 миллиардов долларов. За ним
идет группа Кун-Леб, Рокфеллеров, Мэлло-
на, Дюпонов. Е

Президент Авраам Линкольн ‘незадолго
до’ смерти своей (в. 1865 голу—от ножа
убийцы,  подосланного  рабовладельцами)
сказал: «Я предчувствую в ближайшем бу-
душем приближение великого кризиеа, и это
заставляет мевя опасаться за булущее мо-

жж
. *
	ИЗ ИНОСТРАННОЙ ПЕЧАТИ
	По сообщению бельгийской газеты «Дра-
по руж», посещаемость американских кино-
тезтров в 1948 году по сравнению с 1947
годом упала ва 25 процентов. Об’ясняется
это как ухудшением материального положе-
ния широких масс американского народа,
так и непрерывным снижением качества
фильмов (даже с точки зрения обычных
потребителей голливудской продукции).

Для того чтебы подогреть интерее mace
к кино, хозяева кинотеатров пускаются на
всякого рода уловки. На сцене театра, пе-
эгороженной посредине ширмой, появляет-
ся хорошенькая девушка. Среди зрителей
администрация ‘выбирает молодого челове:
	«Литературная. газета» выходит два раза
в неделю: по средам и субботам.

почти столетие, это название полноетью
определяет и современное состояние жилищ
антлийского рабочего в таких городах, как

„Лондон, Манчестер, Глазго, Ливерпуль!

Английский коммунист Аллен Халтт вы-
пустил книгу под тем же вазванием, что и
книга Энгельса, — нлод своего длительно-
го обеледования, — и BOT попрежнему
«мрачной дырой» предетают передо нами
рабочие ` кварталы Манчестера. 132 тысячи
человек обитают в жилищах, абсолютно для
жизни не пьигодных. Туберкулез уничто-
жает детей. Но известно, что туберкулез-
ной палочке больше «нравятея» дети ра-
бочих кварталов. По данным Хатта, если в
буржуазном квартале смертность от тубер-
кулеза меньше олного на тысячу, то в ра-
бочем районе. смертность эта в 27 раз
больше!

Нам. советским гражданам, уже давно
стала ясна истинная причина такого «из-
бирательного» отношения туберкулезной
палочки в своим жертвам. И для Англии

мы эту причину усматриваем в том, что

кучка богачей — всего 1,6 процента на-
селения метрополии — ‘захватила в свои
руки 68 процентов национального богат-
ства в Англии.

- Eme Марке указывал, что накопление
богатства на одном полюее есть в то же
время накопление нищеты, муки труда,
рабства, невежества, одичания и моральной
деградации нь противоположном полюсе.
Ленин. в статье «Обнищание в ии
стическом обществе» писал: ‚Рабочий
нищает. абсолютно, т.-е. К прямо-
таки беднее прежнего, вынужден жить ху-
же, питаться скуднее, больше  недоедать,
ютитьея по полвалам и чердакам.

Е Еще нагляднее, однако, относительное

сонищание рабочих, т.-е. уменьшение их
	дели в общественном доходе. Сравнитель-
ная доля рабочих в быстро богатеющем
вапиталистическом обществе становится
все меньше, ибо все быстрее ботатеют мил-
лионеры»,

На ‘родине Джека Лондона бедствия тру-
дового населения под гнетом Железной Пя-
ты также не поддаются описанию. Высту-
пая в Луизвилле 24 августа 1948 тода,
Генри Уоллес заявил:

«В Кентукки и во всех уголках США
миллионам людей, которые построили на-.
Wy страну, платят. нищетою. и. смертью.
Народ. убивают не пушками или бомбами, а
ужасными санитарными условиями в домах,
отсутствием больниц и высокими ценами
на продовольствие».

В балтиморской газете «бан» было на-
печатано письмо в редакцию некоего Ган-
са Фредичера. Фреличер пишет; «В Бал-
тиморе в настоящее время имеются обшир-
ные и опаеные трушобы, которые, как рас-
садник преступлений, болезней и смерти,
представляют опасность для всего города.
Сотласно переписи 1940 года, из семи са-
мых больших городов Соединенных Шта-
тов в Балтиморе— наиболее Высокий про-
цент развалившихся домов, не имеющих
элементарного санитарного оборудования, В
частности уборных».

Таково прямое следствие того, что на
другом «полюсе» американского общества!
	кое у кого и стены уборных выложены
золотыми плитами...

Обнищание американского пролетариата,
«людей бездны», мы полагаем, ‚неразрывно
связано с тем, что за время войны прибы-
ли концернов достигли астрономических,
умонепостигаемых цифр-—52,9 миллнатда
	долларов!
	‚ Алексей ЮГОВ.
ie
	еи родины. На’ престол промынеленности
входят крупные сипдикаты; и я предвижу
целую эру пресмыкания государственной
власти перед властью денег. Пользуясь ие-
вежеством народных масс, эта власть де-
нег будет укрепляться все больше и боль-
ше, пока, наконец, вее национальные бо-
гатетва не сосредоточатся в немногих ру-
	ках, и республика перестанет  существо-
вать»,

В социально-фантастическом — романе,
	строки. из которого открывают нангу.
статью, наряду с довольно наивными по-
пытками Джека Лондона «положить време-
на и сроки» для грядущей борьбы пролета-
риата за социализм, невольно бросается в
тлаза смелое изображение. «Олигархий»,
«Железной Пяты», в которой можно при-
знать. многие черты современной американ-
ской олигархии, идущей к фашизму.

«Американская  Олигархия, — читаем
мы в этом «фантастическом» ‘романе, —
уже овладела мировым рынком, и многие
страны были выброшены из него ео всеми
непотребленными излишками своего капи-
талистического производства... От конгрес-
са и сената остались одни названия: ра-
бота их была сплошным фарсом...»

Мы знаем, что уже прочно вкогтилась
во взбесившееся воображение американских
биржевиков, адмиралов и публицистов хи-
мера всемирного правительства, которое,
дескать, должны учредить американские
капиталисты. Им уже мерещится. бредовая:
громоздкая фигура «всемирного президен-

та» (конечно, «етопроцентного янки») с
атомною бомбою, занесенной над миром,
вместо пресловутого «яблока державы» в
руке. Само собой разумеется, в другой ру-
ке — кошель е долларами. :
	энаменитый американский писатель вер-
но и ярко изобразил в своем произведении
и все возрастающее обнищание рабочего.
класса США и его полное  закабаление
Железнсю Пятою. За шесть ‘лет до’ по-
явления этого социально-фантастического
романа, в котором Джек Лондон старался
изобразить трядущие судьбы Америки, пи-
сатель предпринял длительное  обеледова-
ние восточного Лондона. Потрясающие зари-
совки.этих трущоб легли, словно знак би-
ча, на самодовольную физиономию «лтюби-
телей экстравагантных пари», снобв и
расточителей _
	Вот что ему приходилось видеть в Лон-
Доне в дни торжеств по поводу коронации
английского короля: «С заплеванного лин-
кого тротуара эти люди подбирали апель-
синные корки, яблочную кожуру, черенки
винограда — и ели их. Восточки слив они
разгрызали зубами, чтобы извлечь оттуда
зерно. Они подбирали крошки хлеба, ® вели-
чиною с горошину, яблочную сердцевину,
черную от трязи, клали эти предметы св-
бе в рот, жевали и глотали их».

Но ведь все это было написано еще в
годы процветания английского капитализ-
ма. Мы не пытаемся представить себе, что
раскрылось бы перед глазами Джека Лон-
дона сейчае, в сегодняшней Англии. Ilo
официальным данным, питание английских
рабочих достигло еейчасе лишь трех пятых
довоенного уровня. Но ведь, опять-таки, по
английским данным, половина всего насе-
ления Англии и до войны питалась нлохо,
& одна десятая-—тголодала. Что же теперь?!

Отдаленное ° представление о бедствиях
рабочего класса Англии в наши дни, в дни
правления «рабочей» партии Бевина—Эт-
тли, мы, быть может, получим от просмот-
ра писем, которыми жены английских ра-
бочих забрасывают лейбористекого  мини-
стра финансов Криписа. Вот некоторые из
них, напечатанные в газете «Дейли  уор-
вер»:
«ТЖизнь—это мучение.-Я никак не могу!

свести концы. C концами», —гласит самое
	короткое письмо, адресованное Кринпсу.
«Мне приходится вести хозяйство на 34-
работнуто плату каменшика, — пишет же-
на рабочего Эстона, — мне приходится
экономить за счет здоровья детей. Таких,
как я, милаион. Нужно что-то предпринять,
иначе мы все погибнем».
Под эгидою лейбористов. Лонлон - обота-
	Гтилея целым пригородом хижин. Вот что.
	рассказывает .0. жизни их обитателей. анг-.
лийская же печать:

«Когда илет дождь. ‘вола проникает в
	SEU AG дет домдь, Вода проникает B
жилье “eDeS Kpbliy, Hox ABePH, Upocayn-
вается через щели в дверных рамах. Bua-:
	га собирается на стенах ‘и на полу внутри.
хижин, мебель гниет. Постельное белье ета-
новится влажным. кожаные предметы—бо-
тинки, туфли и пр. покрывалотея зеленой
плесенью. Летом солнце раскаляет желез-
ную крышу и воздух хижины становится
затхлым. Молоко прокисает через несколь-
ко часов, масло превращается в жидкость,
детиси взрослые проводят бессонные ночи.
зимою у детей — поголовное воспаление
легких. У взрослых — тяжелые формы.
ревматизма».

Около 90 лет назад Ф. Энгельс в знаме-
нитой книге «Положение рабочего клаеса в
Англия» писал о тягчайших бытовых ус-
ловиях. рабочего населения крупнейших ин-
дустриальных центров Англии. Рабочие
кварталы Манчестера Энгельс назвал «мрач-
ной дырой». И ‘вот, оказывается, спустя
	ВНЯТНО ИНОЕ EE EEE FTE
	Щерковный „план Маршалла“
	Не так давно в Амстердаме после. двух-
`тодичной ‘подготовки состоялась генераль-
‘ная ассамблея христианских: церквей. Онз
‚ была созвана Всемирным советом  церк-
‘вей— временным центром так называемого
экуменического (вселенского) движения.
Цель ассамблен-— создание единой вселен-
ской. церкви; долженствующей, будто бы,
способствовать внедрению в народные мас-
сы «богословских знаний и христианской
морали», :
На деле же благочестивые рассуждения
0. христианских идеалах служат экуменн-
ческому движению, тон которому залают
американские реакционеры, дымовой заве-
‚вой для прикрытия отнюдь не христиан-
ских ‘намерений. Эти намерения сводятся
к служению - мировой - реакции, борющейся
‚против демократического лагеря, возгла-
‘вляемого Советским” Союзом. Поэтому ив
‘повестке дня ассамблеи отсутствовали
богословские вопросы, хотя ими, казалось
бы, больше всего к лику заниматься цер-
ковным деятелям. ot

Б связи с этим один из делегатов от
протестантской церквн метко заметил, что
планы ассамблеи представляют собой He
больше, чем ‘церковную разновидность
«плана Маршалла». Он- недвусмысленно
дал понять, что не испытывает ни малей-
шего сочувствия к планам «маршаллиза-
цин»: церкви-и американизации христиан-
ства. .

Инициаторы  и руководители ассамблеи
заранее: предвидели возможность’ выступле-
ний инакомыслящих представителей церк-
ви. И вот снециально для того, чтобы «от-
крыть глаза» на эту «опасность», много-
численная американская делегация за де-
сять дней до открытия ассамблен созвала
в Амстердаме «Международный конгресс
верных ‘библии церквей». Решения кон-
гресса предопределили характер и направ-
ление работы ассамблеи.

Два выступления на ассамблее с доета-
точной наглядностью и полнотой показали,
чего хотят ‘амернканцы ст христнанских
церквей: это’ выступления известного под-
жигателя войны Джона Фостера Даллеса
и НБЮ-Йоркского профессора’ богословия,
или, лучше сказать, профессора нью-йорк-
ского богословия Нибура.

Даллес, являющийся крупным дельцом
с Уодл-стрита и занимающий также высо-
кое положение в церкви, олицетворяет. со-
бой блок доллара u креста. Ero речь пол-
ностью разоблачила американскую поли-
тику использования церкви в борьбе про-

выступление Даллеса, писала, что Христос
для него — это символ, которым следует
пользоваться в «холодной войне», и что
если бы Христос был похож на Даллеса, то,
вероятно, вместо проповеди своего ‘уче-
ния открыл бы нотарнальную контору в
Перусалиме для обслуживания богатых
Фарисеев и, конечно, ратовал бы за мир,
Но 38 исключением тех случаев, когда
а становится «напменьшим злом»...

Тазета. «Нью-Йорк стар», комментируя

Что касается выступления профессора
Нибура, то его весьма пространная и ту-
манная речь сводилась лишь к злобным
выпалам против коммунизма и перепевам
речи своего старшего партнера.

_ Однако, несмотря на „Все предосторох-
ности американской делегации, количеетво
инакомыслящих на ассамблее оказалось
значительно большим, Yeu Toro хотелось
  Hasypy и его хозяевам. Пражекий профес-
‘сор богословия: Иосиф  Громадка выступил

© большой речью против тех, кто с ветвью.

мира в руках и атомной бомбой ‘за ‘спиной
призывает церковь к «дранг нах Остен».

Он говорил о неминуемом провале замыс-.

дов всех тех, кто рассчитывает организо-
‚вать мир на антикоммунистической или на
антисоветской основе. р

Я хотя на ассамблее можно. было на-
блюдать умильное единение церкви «мар-
щаллизованных» стран е «желтым двяво-
лом», с’езд оказалея не в состоянии пол-
ностью провести предложения американ-
ской делегации. .
’``Церковные деятели, onacanch oKoHda-
‘тельно «pacTepsTb facTsy», не’ реши-
лись открыто стать нас сторону  им-
периализма. Многие из них отдают
себе отчет в TOM, что. не: в их
силах направить церковный корабль по
курсу, определенному уолл-стритовскими
штурманами,—но курсу поддержки и. оп-
равдания поджигателей и пропагандистов
новой войны. Решающее слово в этом деле
принадлежит тем простым людям, на кото-
рых еще распрестраняетея влияние церк-
BH, HO которые, каки все другие простые
люди на земле, не хотят войны за чуждые
им интересы, борютея за мир, свободу п
демократию. Потому-то ‘терпят: крах в сз-
MOM зародыше попытки экуменических
предводителей  «американизировать хри-
стнанство», навязать ему церковный «план
Маршалла». \
	«людей бездны», господствует медленная
«смерть стиля 1948 года», как называет
жизнь и быт американского рабочего жур-
налистка Бетти Мурстин, производившая
бытовое. обследование.

Известно, что капитализм и его прибы-
ли немыслимы без «резервной армии» без-
работных. Однако получение работы, XOTA
бы. и самой грязной и вредной для здоро-
Bb, как, например, чистка  канализани-
	онных „труб, зачастую, недостижимо- для
американского . безработного. На многих
	предприятиях красуется надпись: «Рабочие.
	свыше 40 лет не принимаются». И какой-
‘нибудь бедняга Смит вынужден пускаться
	на хитрости, чтобы только продать капита-.
	листу свои мускулы. Артур Голичер в сво-
ей книге «Америка сегодня и завтра» пи-
сал: «Сплошь и рядом случается, что ра-
бочие, прежде чем итти на работу, чернят
волосы На. висках. сапожной ваксой. Олни
румянятся, ‘другие тратят 10 долларов в
месяц на препараты, стимулирующие сер-
дечную деятельность во время работы». -

Так вог он каков, пресловутый ‹амери-
канский образ жизни»!

Такова жизнь американского народа под
игом «Железной Пятых».

Социально-фантастический роман Лже-
	ка Чондона,. в. котором мы отмечали рази-
	тельные примеры художничесекого предви-
дения, не пользуется. почетом у буржуаз-
ных кругов Америки: Но можно не сомне-
ваться, ‘что американский рабочий и ра-
зпряемый фермер — те неоднократно. залу-
мывались над словами своего знаменитого
соотечественника.
	«Б самом екором времени мы лишимся
последних ничтожных прав, которые еще
есть у нас. И Железная Пята пройдет но
наншим лицам... Система управления ло та-
	кой степени груба и преступна, что неиз-
		бежно должна быть уничтожена!»
	ном в кармане подходит к кому-либо. на
улице и задает нарочито нелепый вопрос
вроде:, «Любите ли вы ‘сыр?» или «He
страдаете‘ ‘ли вы от мозолей?»
	Начинается обмен «любезностями», кото-
рый иногда кончаемя даже потасовкой.
Благодаря микрофону, спрятанному в кар-
‘мане человека, являющегося агентом кино-
фирмы, публика в кинозале слышит все
вопросы и ответы, а часто и звуки поще-
ЧИН.
	Таковы
	дополнительные «развлечения».
	Новые Knut
	ГОСЛИТИЗДАТ
	Абовян Х. Избранное. 236 стр. Цене
6 руб. т

В квигу классика армянской литературы
(столетие со дня его смерти исполнилось
в апреле этого года) вошел роман «Раны
Армении» и стихи. „Сокращенный перевод
с армянского М. Геворгяна. и С. Шервин-
ского, предисловие С. Карапетяна, приме-
чания Л. Халатова. :

Антология поэзии Парижской Коммуны
1871 года. Составитель, редактор и автор
вступительной статьи и комментариев Ю.
Данилин. 407 стр. Цена 14 руб.

: Антология. ` является первой попыткой
собрать воедино творчество поэтов Tla-
рижской Коммуны 1871 года.

Ауэзов М. Абай. Роман. 800 стр. Цена
13 руб. 50 коп.

Роман об ‘известном казахском писателе
Абае Кунанбаеве, ‘жившем в Х1Х веке; из-
дан впервые. .

Ботев Х. Избранное. 255 стр. Цена
5 руб. 50 коп. .

В книгу классика болгарской  литерату-
ры вошли его стихотворения, рассказы, са-
тира. и статьи. 7
	Орбелианн  Сулхан: Саба. O мудрости
вымысла. 219 стр. Цена. 5

Рустам С. Избранное,

7 руб. 25 коп.
В книгу вошли стихи
1524—1948. и три поэмы

‚9. руб.
318 стр. Цена

поэта за ‘годы
— «Хороший то-
	IIE ENE

варищ», «Двенадцатое ружье» и «Родина».
	ОХОТНИКИ ЗА КИНОЗРИТЕПЕМ
	ка моряка, солдата, конторского служа-
‘шего, которого заставляют занять место на
сцене по другую сторону ширмы. Девушка
его не видит, но может < ним переговари-
ваться по телефону. Она спрашивает его,
зколько ему ‘лет, чем он занимается, како-
вы его вкусы, какого он роста, какого цве-
та его волосы. Если ‘ответы удовлетворя-
ют девушку, оза приглашает своего ново-
го знакомого провести с нею вечер в эле-
гантном ресторане, конечно, за счет ди-
	I EEE ТН, И... Зеро Че БЛИЗ RB ФРИ ДА СОВА: $ Главный редактор В.. ЕРМИЛОВ.
рекции кинотеатра, предоставляемые американскими ‚ кинопро-   тив. демократических сил мира, в целях

, ; Редакционная коллегия: Н. АТАРОВ, А. БАУ
Последняя новинка — так называемые   мышленниками зрителям с тем, чтобы толь-   разжигания новой войны, которую дн А. КОРНЕЙЧУК, О. КУРГАНОВ, ‘JI. ЛЕОНОВ и. А
«словесные дуэли». Человек с микрофо-   ко завоевать их благосклонность... ‚ Г ечитает «наименышим злом». й. y

М. МИТИН, Н. ПОГОДИН, A, ТВАРДОВСКИЙ, Л. ШАУМЯН.
Адрес редакцин и издательства: ул. 25 Октября, 19 (для телеграмм — Москва, Лиггазета). Телефоны: сек

=>
ретариат — К 5-10-40, отделы: литературы и искусства — К 4-76-09. внут *KHQHH — “37-34
международной жизнн — К 4-64-61, наузи н техники — K 4-60-02, информации — К 3.19.30. отдел писем — К 0-62-91 Изпательство — К. Р.ОО-Е. 1 BuyT ренней жизни’ — К 3-37-34,

Типография имени. И. И. Скворцова-Сте
	панова, Москва, Пушкинская площадь. 5.