П, АНТОКОЛЬСКИЙ
	Индонезия
’ в оне
	В длинном списке преступлений, кото-

рыми залятнала себя буржуазия, в лекад-
ре кончающегося сорок восьмого года при-
бавилось еще одно черное дело. —
_ 19 декабря голландокое правительство
совершило вооруженное нападение на Ин-
хонезийскую республику. Острова Ява и
Суматра снова стали ареной кровавых
битв. Блаженная синева над Малаккоким
проливом изполнилась воем  фугасных
бомб...

Толландекие войска звереки  расправ-
HANTCH се мирным населением  захвачен-
ных ими районов. На Яве и Суматре по-
втор#етея история Лидице и многих сотен
белорусских и украинских сел. История
повторяется и в том, что . народ Индоне-
вии героически отстаивает свою независи-
мость. Индонезийские солдаты ‘не сдаются
в плен.

Вооруженные Амерахой до зубов, гол-
ландокие реаждионеры встретились отнюдь
не с таким противником, каким были они
сами по отношению к фашистской Герма-
нии, Тогда, восемь. лет назад, они ласково
виляли хвостом перед свастикой, не вы-
ставили ни одного заслона перед отряда-
ми СС, не выпустили ни одной пули, не
заминировали ми одного акра своей туч-
ной низменности, не разбили ни одного
роршка с тюльпанами в жилых домах Ам-
стердама.

Военные действия в Индонезии не нри-
несут лавров правящей клике Голландии,
очно так же, как ‘не увенчал их лавра-
ми сороковой год. `

Это — атрессяя уолл-стритовокого ко-
пелька. Это — действия разбойников на
большой морской дороге, где скрещивают-
ся караваны нефти и каучука. Корабли
христианнейшей голландской королевы за-
нимаются ныне тем же самым черным
промыслом, за который когда-то её благо-
местивые предки вешали на реях малай-
рких пиратов и собственных флибустьеров.

23 декабря на заседании Совета Безо-
ласности в Париже представитель СССР
Я. Малик, выражая мнение нашего нару-
да, сказал все. Он напомнил предисторию
голландской агреесии. Он напомнил о том,
что уже шестьдесят раз Совет  Безопас-
ности тщетно возвращался к  индонезий-
скому вопросу; что комитет так называе-
мых «добрых услуг», созданный для уре-
гулирования отношений между Голландией
и Индонезией, распространял: свою добро-
ту и свои услути исключительно в CTO-
рону Голландии, поошряя ее колониальные
аппетиты; что голланлекая агрессия опи-
рается не Только на попустительство со
стороны Англии и США, вю и на открытое.
их благословение.

Голосование 23 декабря в Совете Без-
опасности не опровергло правоты советево-
го представителя, & лишний раз ее дока-
вало: Англия и США вместе е их сател-
литами умыли руки еще в одном крова-
вом деле. Традиция Мюнхена живуча, и
Чемберлен может спокойно спать в своем
родовом склепе, — у него есть достойные
наследники.

Но агрессия правительства Голландии
будет стоить ему не так уже дешево. Не-
годование охватило народы мира. В ад-
рес правительства Дрейса сыплются горя-
une протесты. Голландекий народ ответил
на сообщения ‘о предательском возобнов-
лении войны в Инденезии  забастовками
на фабриках и в гавани Амстердама, ми-.
тингами в Гааге и Роттердаме. Волны рабо-
чего гнева докатились до Мельбурна.
Профсоюз австралийских моряков отказал-
ся грузить голландекие парохолы.

Сегодня никого нельзя обмануть. Дымо-
вые завесы лицемерия рассеиваются очи-

_шающим ветром правды, которая дает си-
лу трудящимея всего мира, об’единяет их
для борьбы со злом.

Кюлониальный разбой правительства
Голландии осужден наролами мира.
	внерал Джозеф Стилуэлл долгое время

жил в Китае, изучил страну и язык. В
1921 roxy. on работал инженером на
строительстве дороги в провинции Шань-
си, з впоследетвии был назначен военным
атташе американского посольства в Бэй-
ине. у

После ветупления США во вторую ми-
ровую войну Рузвельт, е согласия с0юз-
ников (Англии и Витая), предложил Сти-
луэллу командование американскими  вой-
сками на  китайско-бирмано-индийском
фроте. Впоследствии, будучи начальником
питаба войск Чан Кай-ши и командующим
5-й и 6-Й китайскими армиями, он
много сделал в области подготовки и обу-
чения китайских войск в Китае и в Ин-
дии и в организации наступательных опе-
раций союзников против японцев в Бирме.

кенью 1944 года, когла явный развал
китайского фронта стал угрожать военно-
стратегическим планам США ‘на Тихом
океане, Стилуэлл, по поручению амери-
канского правительства, передал Чан КВай-
ши ультиматум — активизировать опера-
ции китайских войск против беспрепятет-
венного марша японцев в юго-западной
части Витая. Чан Кай-ши, стремясь со-
хранить свой престиж, потребовал отозва-
ния Стилуэлла. 19 октября 1944 года он
был отозван.

Разноглаеня между Стилуэллом и Чан
ай-ши выходили, разумеется, далеко за
рамки личных отношений: они отражали
противоречия между США, Китаем и Анг-
лией в вопросах ведения тихоокеанской
войны,

«Записки» He дают широкой картины
военно-политического положения в Китае.
Они составлены из писем, беглых наброс-
ков и дневников автора, написанных ©
декабря 1941 года по октябрь 1944 года.
Оценка событий в них во многом носит
суб’’ективный характер, Тем не менее
«Записки» читаются с большим интерз-
сом. Ценность «Записок» состоит в том,
что автор, непосредственно воприкасав-
пгийея с китайскими правящими кругами,
приводит многочисленные и необычайно
	The Stilwell Papers by Joseph W. Stilwell.
	ПЕЛЬ—СОЦИАЛИЗМ
	К годовщине провозглашения
Румынской Народной Республики
	ноеле   дей.
	prounoe  Лойбописть-Уголовнигт
		ректора крупной компании, и тот, будучи
весьма заинтересованным, всерьез ‚обсуж:
дал эту возможность.

С предложением столь же лестной сдел-
ки обратилея Стэнли и к лейбориету Гиб-
сону. И последний принял его © распро-
стертыми об’ятнями. Когда же из чувства
осторожности или самосохранения Гибсон
счел более выгодным не поддаться соблаз-
ну, то отправил нь имя Стэнли письмо,
полное лакейского заискивания: «При
данных обстоятельствах ‘я, к сожалению, —
писал Гибеон, — не могу принять любез-
ное и щедрое предложение, сделанное мне
от вашего имени и от имени ваших ком-
панронов. Оно так щедро, что я веевма
	неохотно отклонил его... Хочу добавить,
что я не забуду, какие великодутные ус-
ловия мне были предложены...» Й как бы
опасаясь, что он не до конца еще излил
переполняющие ‘его душу верноподданни-
ческие чувства, Гибсон многозначительно
и по-бизнесменски намекнул своему бла-
годетелю: «Я все же надеюсь, что в бу-
душем смогу оказывать большее влияние,
чем до сих пор»,
	Рис. Бор. ЕФИМОВА.
	Под сводами английского парламента, в
лондонском Транспорт-хаузе, этой’ цитаде-
ли твердолобого профсоюзного бюрократиз-
ма, в резиденции британского премьера
на Даунинг-стрит царит сейчас невообра-
зимое и лишь с трудом секрываемое смяте-
ние. Причиной этого смятения является
скандал, который разразилея в лейбориет-
ском семействе: выяснилось, что группа
крупных лейбористсеких политиков, принад-
лежащих к правительственным кругам, по-
трязла во взяточничестве и финансовых
аферах и в целях личного обогащения ити-
роко использовала свое служебное положе-
ние. :

В роли коварного соблазнителя много-
трешных лейбористеких магдалин высту-
пил представитель  англо-американских
монополий, промышленник и авантюрист
большой руки Сидней Стэнли. Небезыз-
вестный мистер Шоукросе, представитель
британской юстиции, характеризует Стан-
ли, как безнадежного банкрота по профес-
сии и афериста по призванию. Вместе с
тем, тот же Шоузросе скороговоркой и
как бы вполголоса доводит до сведения,
публики и печати, что этот аферист и
‚злостный банкрот «пользовалея большим
влиянием в государственном децартамен-
те США, может быть, благодаря взяткам
или чему-либо другому».

Итак, мистер Стэнли, видимо, с ведома
и благословения государственного департа-
мента, высадился Ha берега маршаллизо-
ванного Альбиона, предуемотрительно во-
оружившись чековой книжкой и шурша-
щими долларовыми ассигнациями. Расчет
был столь же несложен, сколь и безоши-
бочен: рыбак рыбака видит издалека. И
вот без всяких усилий этому авантюристу
удается проникнуть не только в кулузгры
парламента и в министерские приемные.
Он завязывает тесные деловые и друже-
ские связи © рядом высокопоставленных
лиц, весьма полезных для него и для его
хозяев. ;

На долларовой дорожке, разостланной
мистером Стэнли, поскользнулись парла-
ментский секретарь министерства торговли.
Джон Белчер, имеющий ранг министра,
директор британской финансовой тверды-
ни — Английского банка — Джордж Гиб-
сон, секретарь лейбористской партии Мов-
ган Филиние, наконец, такой «столн» лей-
боризма, как Хью Дальтон, и другие. По
словам Шоткросса, Стэнли «находится
также в дружеских отношениях @ Рядом
других министров», 8. свидетель (эфф, как
сообщает газета «Ивнинг Стандард», ут-
верждал, что Стэнли «знает также Эттли
и Стаффорда Вриниеа».

Метод атакующей «деятельности» Стэн-
ли не отличался ни новизной, ни ориги-
нальностью. Он попросту широко снабжал
своих лейбористских друзей тем, что пар-
ские чиновники встарину называли «ба-
рашком в бумажке». Иначе говоря, в по-
рядке чисто американского «еервиса» он
TO доставлял взятки на дом, то расклады-
вал перед изумленным и зачарованным
взором своей клиентуры своеобразный на-
бор директорских постов с колоссальными
окладами при полном ничегонеделании, —
выбирай любой себе по вкусу!

Главы следственного материзла, в кото-
рых излагается всея эта история, то и дело
смахивают на страницы дешевого романа,
явно отдающего уголовным душком. Mu-
стера Белчера, например, Стэнли вообще
содержал на свой счет. Он шил ему ко-
стюмы, устраивал именины, систематиче-
ски снабжал его чеками на различные
суммы («взаймы без отдачи») и даже при-
нял на свой счет расходы по поездке Бел-
чера в Маргейт, на конференцию  лейбо-
ристекой партии. Жену Белчера Стэнли
фамильярно именовал «Лулу» и ее также
время от времени одарял  стофунтовыми
чеками. Моргану Филипиеу он носылал
ящиками виски и дорогие гаванские сига-
ы. Хью Дальтону он предлагал место ди-

решил, что все свой темные и грязные де-
ла следует прикрыть пестро размалеванной
политической ширмой. Иначе говоря, он
рентил, что ему требуется организовать
«дом свиданий», где он, Стэнли, мог бы
спокойно встречаться со ввоей лейборист-
ской згентурой, не подвергаясь огасвости
«засыпаться». И этот банкрот, мошенник
и аферист выступает в качестве основате-
ля общества «Свобода и демократия», во
главе которого ставит правого лейбориста
и члена парламента 0’Брайена.

История создания этой политической
«малины» заслуживает хотя бы краткого
упоминания, ибо она с поразительной яр-
костью рисует нравы, царящие в стеле
	правящей лейбористской верхушки. «Гиб-
сон спросил меня, — энически спокойно
и с сознанием собственного достоинства
повествует американский. шулер Отэнля:—
«Вто, по вашему мнению, является врагом
№ Тв Англии?» — ия ответил: «Вра-
гом № 1 являются коммунисты».

После такого испытания Гибсон, дирек-
тор Английского банка в настоящем и
председатель генерального совета тред’-
юнионов в прошлом, проникся полным до-
верием к Стэнли. Действие было неренесе-
но в отель «Гаррик», где на интимном 0бе-
де, в присутствии Гибсона, Моргана Фи-
липпса и четырех членов парламента, ко-
торым удалось скрыть свои имена, Стэнля
изложил «программу .антивоммунистиче-
ской организации» и, сопровождая свои
слова широким жестом, подчеркнул: «Я
могу добыть для вас любую сумму денег,
какзя нужна для борьбы с коммунистами».
Отпетый уголовный тип, финансирующий
«антикоммунистический поход»  вожаков
лейборизма, — картина, поистине достой-
ная кисти художника!

Такова история открытия  инстером
Стэнли в Лондоне дома свиданий с лейбо-
ристскими лидерами под вывеской «Сво-
бода и демократия», где облелывались ca-
мые гнусные делишки и заключались со-
глашения о предательстве интересов тру-
дящихся Англии во имя удовлетворения
аппетитов англо-американеких монополий.

Пытаясь еше и сейчас сохранить на ли-
ЦЗ выражение весьма поношенной невин-
ности, некоторые  лейбористские лидеры,
вероятно, будут изо всех сил стараться
выйти сухими из этой грязной лужи...
Мистер Белчер, например, подав наскоро
в отставку, все же выразил удивление
тем, как это «личные подарки» могли CT
ражаться ‘на деятельности министерства
торговли?! Мистер Гибеон был также вы-
нужден покинуть свой пост в качестве
«искупительной жертвы». Тем не менее
правые лейбористы опубликуют, быть мо-
жет, даже нечто вроде второго издания
своей брошюры «Варты на стол», в которой
вымысел тесно соединен с наглостью,

Но карты и так уже лежат на столе,
рядом с золотым портеигаром, подаренных
Белчеру, коробками гаванских сигар и
чековой книжкой Стэнли.

И эти карты стали eme одной уликой,
вещественным доказательством скандаль-
ной деятельности лейбористов, в которой
преступления политические соседствуют и
переплетаются с преступлениями уголов-
НЫМИ...

Мистер Шоукросе в своей заключитель-
ной речи перед судом подчеркрул, что
«подлинная опасность» всего процесса. за-
ключалась в возможном подрыве доверия
не только к отдельным политическим дея-
телям или всей лейбористекой, партии, но
И.К парламентекой системе в целом. Bpe-
сив умильный взор на всех тех, кто в
той или иной степени увяз в трябине кор-
рупции и разложения, мистер Шоукроее в
припадке оптимизма  принел, олнако, к
выводу, что все эти события «не нанесли
ущерба английскому правительству».
	Но напрасно так хумают лейбористевие
уголовники, рассчитывая и в данном слу-
чае обмануть народ... ^
	жения сегодня являются той вершиной,
к Которой стремятся десятки тысяч 11-
	Демократическая власть обеспечила нз-
  роду широкие возможности для проявле-
ния и развития способностей и талантов.
По инициативе” Румынской рабочей партин
осуществлена коренная реформа в области
проевещения. Реформа уничтожила бур-
жуззно-помещичью школу с ее реакцион-
ной идеологией, широко открыла детям
трудящихся доступ в образованию. Органи-
зована пнирокая сеть двухтодичных школ
для рабочих, Окончание такой школы дает
возможность продолжения образования в
высших учебных заведениях; в них раб9-
че-крестьянекая молодежь наряду co епе-
цизльными дисциплинами изучает марк-
сизм-ленинизм.

В 1948 году в Румынии создана новая
Академия наук. Старая академия лишь
прислуживала монархии и не интересова-
лась научными и культурными проблема-
ми. «Запыленным  статуям» пришлось
уйти из академии, освободив место здоро-
вым, прогрессивным научным силам, ста-
вящим своей целью служить народу, раз-
витию народной демократии.

Впервые в истории Румынии простой
человек становится в центре всей жизни.
Рабочая партия требует, чтобы ему, про-
стому человеку, служили и литература и
искусство. \ Е

Важнейптим итогом прожитото года яв-
ляется еще более тесное сплочение ру-
мынекого народа вокруг Рабочей партии,
ведушей его по нути укрепления демо-
кратни и строительства социализма, по
пути нерушимой дружбы со всеми миро-
любивыми демократическими. народами и
прежде всего се советокям вародом—0сво-
бодителем Румынии, могучим стразвем ми
ра. $
Успехи румынской демократии на это
пути очевидны. Они позволили заверитить
1948 год разработкой первого государет-
венного плана развития экономики п
культуры Румынии на 1949 год. Госудат-
ственный корабль Народной республики
неуклонно идет к социализму.

Редакция еженедельника
«КОНТЕМПОРАНУЛ»

БУХАРЕСТ.
	АШЕСКИХ КЕЛЬЯХ *
	бегнуть справедливого наказания и явно
потворствует преступной деятельности мо-
настырей. :

Впрочем, чего можно ожидать от поли:
ции, если правительство де Гаспери —
Шельба милостиво разрешило на днях воз-
вратиться в Италию таким фашистским
«зубрам», как Боттаи н Федерцони, бызних
министрами при Муссолини.
	аявления, в котором она с провокацион-
HEM r rayGoxouwenmen указывает, что хочет
получить возможность“ быстро выехать из

Италин «в случае, если коммунисты при-
дут к власти».
	«АМЕРИКАНСКАЯ КАРЬЕРА»
	Балерина Лоис Ilex, выступавшая в
одном из театров Нью-Йорка, была недав-
но уволена. Оставшись без всяких средств,
балерина стала чистильщицей сапог. Ha
фотографии в. журнале «Тьемпо» изображе-
на балерина Шенк, чистящая сапоги амери*
канскому солдату на‘ площади Даффи в
Нью-Йорке.
	что только разгром Германии, в котороч
основную роль сыграл Советский Союз,
изменил положение на Тихом окезне в
ПОЛЬЗУ союзников, а вступление СССР в
войну на Дальнем Востоке ускорило крах
империалистической Япений.

Нельзя не обратить внимания и на
другую сторону «Залисок». Стилузля при
всех своих трезвых и передовых суж-
дениях о Китае тем не менее переоцени-
вал и оправдывал американскую политику
в этой стране.
	На протяжении трех послевоенных ле
США активно вмешиваются во внутренние
дела Китая. 06 этом хоропю сказала axe-
риканская писательница Anna Луиза
Стронг. «В настоящее время США явля-
ются страной, которую больше всего пе-
навидит китайский народ, —  подчерки-
вает она. — Решающую роль в этом ен-
грала американская интервенция. Ответ-
ственноеть 33 кровавую разрушительную
войну в Китае несут исключительно СТА,
так как без американской помощи и под-
стрекательства Чан Кай-ши не в состоя-
нии был бы вести эту войну».
	Сегодня, когда значительная часть
страны уже находится под контролем де-
мократических сил, когда Народно-освобо-
дительная армия приближается к етолице
Китая — Нанкину и в лагере китайской
реакции в связи с грозным нарастанием
событий царят страхи смятение, — аме-
риканский империализм. пытается спасти
тонущий гоминдановекий корабль онять-
таки вопреки интересам китайского на-
рода. Таково на деле «великодутие» США,
, котором не раз упоминал  Стилуэлл. в
своих «Записках».
	Но эти и другие ошибочные заключе-
ния автора все же не! лишают его «Запи-
сок» определенного значения. Не случайно
же опубликование их вызвало бешенство
в гоминдановских кругах; уже одно это
обстоятельство свидетельствует о том, что
они попали в цель.
		ТАРОВ, А, БАУЛИН, Б. ГОРБАТОВ,
АНОВ, Л. _ЛЕОНОВ, А. МАКАРОВ.

о а
					Яркими вехами отмечен путь румыз-
ской народной демократии в 1948 году.
Трилнатого декабря 1947 года, после
	свержения монархии, была провозглашена
	Румынекая народная республика. Монар-
хия стояла на пути демократического раз-
	вития Румынии, как последняя опора на- 10 икициативе + умыново:
пиональной буржуазии и международного осуществлена коренная ре

империализма. Октябрьский процессе над
бандами заговорщиков и шпионов пока-
зал, что нити предательства тянулись Е
королевскому дворцу — Е дворцу самого
Брупного помещика и капиталиста страны.

На смену прогнившему  монархическому
строю пришла здоровая и мощная. народ-
ная республика. Ее руководящей силой
стал рабочий классе во главе с Румын-
ской рабочей партией, образовавшейся в
феврале в результате слияния с комнал-
тией всех здоровых сил социал-демокра-
‘тии. Народная республика, окончательно
утвердившая свою побелу на выборах 18
марта, повела массы по пути борьбы за
уничтожение эксплоататороких классов и
построение социализма.

Историческим событием было принятие
новой конституции, утвердившей всё за-
воевания демократии и открывшей дорогу
глубоким преобразованиям в стране. Нам-
более важным из них была национализа-
ция промышленности и банков.

Национализация вызвала новый, небы-
валый трудовой и политический под’ем в
стране. Вдохновленные зажигающим при-
мером советского народа и неустанной пю-
мощью Советского Союза, трудящиеся Ру-
мынии подняли до довоенного уровня про-
мьынпленное производство. ‹Повеюду идет
стройка: пидроэлектростанции в Репице,
новые заводы в Марамуреше и Бухаресте,
новая железная дорога Буибешти-—Ливе-
зень...

Глубокие изменения происходят в со-
знании людей, Родилось совершенно новое
отношение к труду. 1948 год порадовал
страну множеством мало кому известных
ранее имен передовиков производства, без-
заветно трудящихся на благо республики.
Первыми в замечательном списке стоят
имена депутата Наролного собрания кузне-
	па Hopraxe [Грама, шахтера Попа Луловя-
	ка, заклепщика Петру Бану. Их имена
известны всей стране, а их опыт и дости-
	ФАШИСТЫ В
	В общем и целом поведение мистера
Гибсона оказалось настолько компромети-
рующим, что даже ШоуЕросе, специально
направленный  лейбористскими лидерами
для тушения  разыгравшегося скандала,
вынужден был конетатировать: «В резуль-
	тате расследования престиж Гибсона зна-
	чительно пострадал».

Во имя чего все-таки расточал свои да-
ры мистер Стэнли, если ему, как нетруд-
но догадаться, отнюдь не свойственны 38-
машки  мецената-бессребренника? Яеного
ответа на этот основной вопрос больше
всего и боятся многие из руководителей
Лейбористской партии и британекого rex-
совета профсоюзов. Ибо речь шла — He
более и не менее, — как о сведении K
нулю с помощью прямого подкупа членов
парламента и влиятельных ти ой.
лейбористекой партии ‘прокламировант,
правительством программы национализй-
ции ряда отраслей крупной промышлен-
ности.

‚Разумеется, правительство Эттли — Бе-
вина никогда “не имело никаких серьезных
намерений в этом отношении, и вся его
политика национализации сильно смахива-
ет на фаре, выгодный одним лишь пред-
принимателям. Все же мистеру Стэнли
было поручено англо-змериканскими м0-
нополистами путем прямого «воздействия
чеком» окончательно укрепить британекое
правительство на этой его позиции, не-
смотря на приближение срока выборов и
глухое недовольство рабочих мабе. Таким
разом, уголовные проделки Стэнли явля-
лись лишь новым аепектом «плана Map-
Wadia». р
	Но мистер Стэнли, видите ли, не только
делец:, он, е позволения сказать, также и
политик. Следуя стандартам, установлен-
ным государственным департаментом, ов
	ИЗ ИНОСТРАННОЙ ПЕЧАТИ
	Как сообщает газета «Унита», католиче-
ские монастыри в Италии продолжают слу-
жить надежным убежищем для подлежа-
щих суду крупных военных преступников.

В одном из ‘монастырей ‘скрывался, в
частности, ближайший подручный Муссо-
лини — Карло  Скорца. Что касается
итальянской полиции, то она самоотвер-
женно помогает фашистским ‘беглецам из-
		А СТРАЖЕ ЗАКОННОСТИ...
	По сообщению «Нью-Йорк таймс», в
арабской деревне Дахите судья разбирал
дело пастуха, который в порядке самоза-
щиты изувечил набросившуюся на него
собаку местного богача. Мудрый судья
	приговорил пастуха к 17-дневному тюрем-
	ному заключению.
	ДЕ ГАСПЕРИ РАД СТАРАТЬСЯ...
	По сообщению агентства Телепресс, вдо-
ве Муссолини правительство де Гаспери
разрешило выдать паспорт для выезда за
границу. Паспорт был выдан на основании
	19 января 1943 годз, папример, он за-
писал: «В 7.30 ‘отправилея в русское по-
сольство (в Чунцине) смотреть новые
фильмы. Впечатление прекрасное. «День
войны» = 13 июня 1942. года...  Рус-
ские — молодцы. Вак русские воюют!
Видне, что этот народ нашел сам себя.
20 ‘лет труда и борьбы. Результат: физи-
ческая мощь, единство пели, гордость
своими достижениями, решимость  побе-
дить. ..Закаленные молодые  соддаты.
Сильные „женщины. Каждый мужчина,
женщина и даже ребенок борется за
победу. Е

Сравните это в китайской  клоакой.
Шайва убийц, ставящих себе единствен-
ную цель — удержаться самим и сохря-
нить свой аппарат власти. ...Повеюду цз-
DHT трусость, господствует вымогатель-,
ство; контрабанда им дороже долга; пора-
зительное невежество и глупость штаб-
ных офицеров, полная неспособность дер-
жать в руках всяческие клики и шайки,
пюетоянное угнетение масс. ...А нае искус-
ными маневрами ставят в такое положе-
ние, что нам приходится поддерживать
эту прогнившую систему и славословить
пешку, которая ее возглавляет, — всемуд-
рейшего» величайшего, патриота и воина-
пустышку (Чан Кай-ши.—Н, Е.)»..

Стилуэлл недооцекивал значения евро-
пейского фронта. Как ов ни обвинял Rue
тайские правительственные круги за AX!
пассивность в войне, он все же склонялся
к их вредной идейке о том, что фронт в’
Азии важнее. чем фровт. в_ Европе. По-
этому он п не понямал, что его ‘успехи в.
Бирме весной 1944 года были следствием
общего улучшения положения союзников.
на европейском театре, в первую очередь.
сокрушительных ударов советских войск.
не нацистской Германии. Жизнь локазаза.
	Главный редактор В. ЕРМИЛ
Годакнционная коллегия: Н. А
	A, KOPHEAYYK, oO.
	кввьные  \ДОПИНАНОКИЙ ГОМОбаЛ © гоиидановеном LinTae

HOM милитариста влиянием другого...»
Это «упрямый, невежественный, заражен-
ный предрассудками и зазнавшийся дес-
пот».

Чан Вай-ши, как пишет Стидуэлл, не
делал «ничего конкретного, чтобы улуч-
шить положение Китая». Он был окружен
«сословием официальных Тупиц» и «бан-
дитами, пришедшими к власти».

Антинациональный, предательский xa-
рактер  гоминдановекого правительства
Стилуэлл характеризует ‘фактама  про-
японской деятельности `` высокопоставлен-
ных китайских чиновников.

Стилуэлл сообщает, что летом 1942 го-
5 японский ставленник, бывший Map
Бейпина Юзнь ‘Лян вместе в японцем Ку:

рода приехал в Чунцин ¢ ‘предложением
мира.
	B китайском правительетве госполетво-.
	вали не только прояпонские настреения,
но и открытые симпатии к гитлеровской
Германии.

«Здесь, — записывает  Стилуэлл, —
существует сочувственное отношение к
нацистам. Тот же характер правительства,
TO же мировоззрение, то же засилие ганг-
стеров... Чан `Кай-ши предпочел бы п0бе-
ку Германии перспективе соседства е мо-
гущественной Россией...»

Стилуэлл, — а его никак нельзя упрек-
нуть в симпатиях к коммунизму; — да-
вал об’ективную оценку kak гоминдану,
так и китайской компартии,

«Я сужу о гоминдане и коммунистиче-
ской партии, — писал он, — на основа-
вии того, что я сам видел. ..Чан Кай-
ши борется с идеей, ий это несет ему по-
ражение. Его угнетает распространение
воммунистического влияния. Он не пони-
мает, что массы китайского народа привет-
ствуют красных, как единственную реаль-
ную надежду на освобождение от убийст-
веннего бремени налогов, ‘от насилай со
етороны армии и от террора гестапе aod
началом Лаи Ли (начальник тайной го-
	Отилуэлл утверждает, что‘ те боепри-
пасы, которыми американцы снабжали
Чан Кай-ши, шла не против японцев, &
оставались про запас для борьбы с демо-
вратическими армиями.

В Северном Китае, говорится в «Занис-
ках», коммунисты доблестно сражались
против японцев. Не Чан Кай-нги, опасаясь
роста демократического движения в стра-
не, вел против них «необ’явленную граж-
данскую войну». Стилуэлл заявляет, 910
правительство бросало большие силы про-
тив освобожденных районов, но брато-
убийственная борьба была непопулярна
среди гоминдановских солдат, и они чув-
ствовали, что «положение Чан КБай-ши
стало шатким».

Рядовые гомивданововие солдаты не хо-
тели гражданской войны; в то же время
они былин неспособны вести войну против
Япении. han orveyaer Стилуэлл. гомин-
дановекая  четырехмилаионная армия (300
дивизий) представляла собой массу  голод-
ных! п. плохо вооруженных крестьян-еол-
дат. Многие. из вих были зачислены вар-
мию в порядке принудительного набора и
приведены в части св. связанными руками
ий ногами. «Набор в-ариню, — говорит
Стилуэлл, — скандальное дело. Хватают
только несчастных, не имеющих ни де-
Her, ни протекции.

„.Аппарат ‘управления’ армией раз’е-
далея политическими интригами, им ру-
`ководили совершенно неспособные люди.
Обучение войск отсутствовало». Офицеры
`были подрядчиками, их главное занятие
‚состояло в торговле.

*

Решающее значение для наступления.
перелома в положении союзников на Даль-
нем Востоке имело победоносное наступ-
ление героической Красной Армин против
гитлеревеких орл. Этогь не понимал и не
	МОГ ПОНЯТЬ Отилуэлл, хотя он и тепло от-
	яркие по силе убедительности факты, еви-
детельствующие © маразме тосподствую-
щей в стране гоминдановекой клики, 0б
антинациональной и предательской роли,
которую она играла в ходе войны с Япо-
нией, о полнейшей несостоятельности ее
«военных усилий», о том, что гоминда-
новское правительство является главным
препятствием на пути об’единения и под-
линной демократизации Karras.

Сейчас, когда гоминдановский режим
трещит по всем швам под ударами Народ-
но-освободительной армии, многие записи
в лневнике Стилуэлла звучат еще более
актуально.

we
*

‚ Несмотря на легко об’яенимую ограни-
ченность взглядов, характерную для
американских военных, обобенно выс-
шего ранга, Стилуэлл Bce же раз-
тлядел колоссальную пропасть, — отде-
лявшую  гоминдановское правительство
от народа, который находился в смертель-
ной схватке с сильным и хищным против-
ником — империалистической Японией.

СОтилуэлл тепло отзывалея о китайском
народе. }

«Я верю в китайского солдата и в RA-
тайский народ,—писал он в дневнике. —
В основном это великий, демократический
по духу народ, но он имеет плохое прави-
тельство». : ‘

Стилуэлл разоблачает китайскую пра-
вительственную машину, которую он на-
зывает. «царством роботов». «Китаем уп-
`равляло правительство одной партии-—го-
миндан, — говорит} он, — опирающееся
на гестапо». «Чтобы преобразовать подоб-
ную систему, — писал Стилузал,—надо
разбить ее в куски».

На всем протябжении «Записок» автор
самым нелестный образом отзывается о
Чан Вай-ши, hag в главе государства. Он
дает ему уничтужающую характериетижу.

«Чан Кай-ши! правил с помощью кнута
ий пряника, —  говоритея в «Запиеках».—=
	William Sloane Associates. с. Мем-Уогк 1948.   уравновешивая } политическое влияние 04-1 миндановекой полиции. — К. Е.}».   зывался: в борьбе Советекого Союза. , М. МИТИН, Н. ПОГОДИН, А

ре ЕЕ ПЯТ ОБЕ Е Е Е ЕЕ Г Е О —ы—=—ы А.
«Литературная ` газета» выходит два раза   Адрес ’редакции и издательства: ул. 25 Октября, 19 (для телеграмм — Москва, Литгазета). Телефоны: секретарнат — К5.10-40, отделы: литературы н искусства — К.
в неделю: по средам и субботам. международной жизни — К 4-64-61, науки и техники — К 4-60-02, информации — К 3-19-30, отдел писем — К 0-62-91, издательство — К 5-09.6

` ЗЕЕ» + , , , Типография имени И. И. Скворцова-Степанова, Москва, Пушкинская площадь, 5,

en БЫ ко они
ры и искусства — К 4-76-02, внутренней жизни —
гельство — К 5-09-66. К. 0-36-84.