В НОВЫМ
высотам
мастерства,

Bropoit раз выносят таджижекие пи-
сатели свои творческие достижения на су

По тематике, по ши-
роте обобщения, по ха-
рактеру создаваемых 0б-
разов таджикская лите-
ратура навсегда покон-
чила с национальной
ограниченностью,  куль-
тивировавшейся в прош-
лом отсталыми слоями
интеллигенции.

В прозе это сказывается, например, в

т 1. том, что рядом с таджиками в книгах жи-
всесоюзной ‘общественности. В 1941 гох

STL YMA TEE OY ween me) me ek

В 1541 У   вут и борются представители других совет-
	АПРА ЕЕ У А СЕ ПГС

ве присие участников декады таджикского ских национальностей, в первую очередь
искусства руководителями партии и прави-   любимого, пурокота. нагло Молола® < пли
	аоарузра, зорарищ Vlada ВыСОь0 оценил
достижения таджикского народа,

С тех пор прошло восемь лет. В годы
Великой Отечественной войны таджики
ироявили беззаветную ‘преданность мале-
ри-Родине, Не померкнют в веках героизм
зджиков — Героев Советекого Союза во
тлаве с Туйчи Эрджимитовьм, позторивишим
подвиг Матросова. Выразить в художе-
ственном слове героическую душу своего
народа; вхохновить его на новые подвиги
а фронт и в тылу — такова была зада-
ча, стоявшая перед таджиюекими писате=
лями в эти грозные годы. И писатели co3-
дали ряд значительных произведений, пол-
ных патриотического звучания. Таковы
повесть С. Айни «Герой таджикекого на-
рода», поэма М. Турсун-заде «Сын Роди-

Сафар из повести Ф. Ниязи «Верность»
защищает Сталинград. Он говорит русеко-
му бойцу: «Давай же понелуемея!.. Ты —
сталинградец, я — оталинабаден... Оба на-
ши города носят имя Сталина!»

В поэзию широко вошла тема борьбы
за мир, за счастье простого человека; те-
ма борьбы с поработителями звеех мастей.

Я счастлив... Но мучаюсь ` мукой ‘другого

народа,
‚ Он в собственном доме. стоит, словно

т нищий у входа...
— говорит Мирзо Туреун-заде в получивших
всенародное признание стихах 0б Индии,

В поэзии ‘отмечались также  достиже-
ния поэта М. Миршакара, Аширмата Наза-
	а д nn i nyo none Ne EE аа,

рова, молодого, начинающего. поэта А, Шу-
кухи и APYrax. ]

ны», стихи А. Дехоти и стихи М. Рахи-
ми —06 обороне Ленинграда, военные

ews TAY ore аа Whe ce eee
	очерки и рассказы Ф. Ниязи.

Послевоенная жизнь республики, совет-
скме люди — строители коммунизма долж-
ны были найти отражение в творчестве
писателей.

„Постановления Uh BRII(6) по идеоло-
тическим вопросам были могучим фажто-
POM нового под’ема таджикской культуры
и литературы. В прошедшую недавно де-
каду таджикекие писатели отчитывались

в Москве перед лицом всей советской 0б-
щественности в сделанном для своего на-

К, к AL SOF Seeks

Пожалуй, самым радостным являетея
факт. утверждения з талжикокой литера-
туре прозы, в прошлом наиболее слабого
звена во’ всех литературах восточных рес-
публик. В декаде на родном и русеюм
языках опубликованы романы Джалола
Икрами — «Шоди» и Рахима Джалила —
«Пулат и Гульру», повесть Фатеха Ниязи
«Верность». При всех отмеченных при
обсуждении недостатках, это — полноцен-
ные произведения, свидетельствующие о

а а Л ИО Ее, re ame aon erence eee in
	ee АТ о КЕ: 7РЕАТЬ, ВИЙ:

рода, для партии, для страны. том, что таджикские писатели успешно’
— Мы приехали HE только для ого, овладевают методом социалистического pea-

ятобт показать свои достижения, — го-   Tema.
	ворил М. Турсун-заде, — мы приехали для
того, чтобы выслушать деловую критику
и советы наших строгих и добрых дру-
зей — москвичей. тах как без их содей-
ствия, без помощи русоких писалелей не-
мыслим дальнейший ост таджижекой ли-
тералуры.

Творчество таджикожких ‘писателей вы-
звало тлубокую заинтересованность писа-
телей Москвы. Несколько дней в Союзе co-
ветских писателей СССР продолжались 0б-
суждения отдельных произведений тад-
жикокой литературы, в которых приняли
участие виднейшие русокие писатели. По
вечерам участники декалы выступали на
крупнейших предприятиях, в учебных
заведениях; клубах.

М. И. Каляниму принадлежат замеча-
тельные слова:

«Проповедь советекюго патриотизма не
может быть оторванной, He связанной ©
корнями прошлой истории нашего. народа.
Она должна быть напюлнена патриотиче-
ской гордоотью за деяния своего’ народа:

..6 каким восторгом раскованные на-
роды восстанавтивают в памяти образы
своих эпических и исторических героев.

Свойственный таджикской литературе
высокий идейный и художественный уро-
вень делает ее верным помощником пар-
тии в деле коммунистического воспитания
советоком народа; надежным ‘оружием B
борьбе сил демократии ‘против империа-
лизма и реакдии.

У таджикской литературы много дости-
жений, но немало еще не завершенных за-
дач стоит перед ней. и

Проза в республике по праву начинает
занимать зведушюе место. Однако далеко
не все возможное сделано еще в этой 06-
ласти. Почти не развиты малые формы —
рассказ, очерк. Рабочий нового типа, ин-
теллигент, народный учитель еще оста-
ются вне поля зрения писателей. Да и 00-
раз современного колхозника — культурно-
то творческого человека — не отображен
еще в литературе е должной полнотой.
Ждет своего выражения в литературе борв-
ба с пережитками прошлого в сознании

люлей и в быту. В поэзии еще не создан

образ героя нашего времени — строителя
коммунизма.

Осушествление этих задач неразрывно
	Они отображают их в своих лучших ху- ann

связано с повышением уровня писатель-
ожественных произведениях. которы:
до роизвед 26 Be-   ‘кото мастерства, © совершенствованием
	зут на показ в Москву — сердце copet-
ских республик, гле каждый из них хочет
Kak бы сказаль веем народам СОСР: емот-
рите, я являюсь не из чьей-то милости
членом великого союза народов, я не ч6-
ловек без роду и племени, — вот моя родо-

словная, которой я горжусь, и хочу, что-.

бы и вы, мои братья по труду и по защите
лучших идеалов человечества, полюбова-
лись’ моей родоеловной!»

Таджикокие писатели по праву гордят-
ся своей родословной. Они привезли в
Москву на декаду вышедшую в Сталин-
абаде на русском языке серию книг клас-
сиков таджикской литературы — Фирдоуси,
Омар Хайяма, Носир Хиероу, Бедиля и
других. Но еще большее чуветво гордости
вызывают у литераторов Таджикистана их
славные современники — советские люди,
деятели социалистичеекого общества. Тад-
жикские писатели доказали, что они умеют
создавать произведения, достойные новой,
социалистической эпохи.

Декада показала несомненный рост и
зрелость одного из передовых отрядов на-

wae ee EN ee? OO OE IE EEE EEE EE EE ae

советокой национальной формы.

(Утотающим ‘участком являетея драдга-
тургия. В этом жанре, по существу. за
последние годы ‘не создано ни одного зна-
чительного произведения. А ведь поста-
новление ЦЕ ВКП(б) указывало на серьез-
ные недостатки, свойственные. и таджик-
ской драматургии.

Медленно развивается детская литерату-
ра. Кроме отдельных стихов М. Миршакара,
поэты республики не создали почти ничего
значительного для детей.

В большей мере в поэзии, ‘но порою и в
прозе дает себя знать некритическое еле-
дование  канонизированной, устаревшей
поэтике, «лжеклассицизм». совершенно не-
уместный в советекое время. Поэты, кото-
рые еще пепляютея за обветшалые «тра-
диции», за средневековые штампы и алле-
горий, за формалистические ‘трюки, 6e3-
надежно отстают от богатырской поступи
своего социалистического народа.

‚ Литературная критика, как отмечалось
	шей многонациональной  советевой AHT€-   5 вуемя декады. по существу. OTCYTCTBYET.
	ратуры.
Vara OcHOROTONOHURA TAURUBCROY COReT-   Cows писателей Таджикистана должен _за-
	ской литературы Салрилдина Айни широко
известно многонапиональнымх кругам совет-
ских читателей. Маститый писатель ga-
воевал UX любовь своими томанами и
повестями, бичующими старый мир лжи
н рабства, рисующими картину возрожде-
ния таджикокого народа в советекое вре-
мя. № декаде Айни выпустил Два Towa
своих «Воспоминаний»,
ненных москвичами. как

художественное `произвеление,

единодушно оце-
выдающееся

вяться воспитанием вадров вритиков, 695-
данием принципиальной партийной лите-
ратурной критики в республике,
Осуществление принципа большевистской
партийности литературы, овлаление худо-
жественным мастерством. серьезная учеба
у русской литературы обеспечат дальней-

шие успехи и творческий рост советской

таджикской литературы. Прошедшая дека-
да. несомненно, явится серьезной вехой
этого роста.
	—__ ED
	ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!
		\№ 80 (2567)
	ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР
	‚ Советская делегация
деятелей культуры
	в Пекине
	ПЕКИН, 4 октября. (ТАСС). атентетво
Синьхуа передало ряд сообщений, расска-
зывающих о пребывании в Пекине совез-
ской делегации деятелей культуры, вВ903-
главляемой писателем Александром Фаде-
евым. (Состоялись ветречи представителей
	советекой культуры с предетавителями
китайской общественности. На одной из
таких встреч делегацию приветствовали
	Чжоу Энь-лай и Lo Мо-жо.

«Сетодня, — сказал Го  М-жо, — мы
обладаем полной уверенностью и силой для
того. чтобы крепить мировой лагерь мира
и демократии, возглавляемый Советским
Союзом, и отстаивать прочный мир во
всем мире».

( ответом от имени советской делега-
ций деятелей культуры речь произнес
Александр Фадеев.
	Культура

польского села
	АРШАВА. Центральный совет 06’еди-
нения польских профсоюзов ассигновал на
проведение культурно-массовой работы в
селах 100 миллионов злотых. Эти деньги
будут израсходованы на закупку вниг для
400 сельских библиотек, на оборудование
изб-читален, приобретение музыкальных
инструментов для сельских коллективов ху-
дожественной самодеятельности и на орга-
визацию курсов подготовки культурно-
массовых работников. °

Культура польского села находится сей-
час на под’еме. Так, например, в одном
только Ольштынском воеводстве в этом .го-
ду открыто 17 уездных и 67 сельеких
библиотек, имеющих около 200 тысяч
книг. В воеводетве насчитывается 858 изб-
читален, при которых работает 145 драма-
тических и 25 музыкальных кружков.

Широкую культурно - проеветительную
деятельность развернуло Общество польеко-
советской дружбы. Помимо  пентральной
библиотеки русской класоической и со-
ветской литературы в Варшаве, общество
организовало 15 воеводеких и 80 уездных
библиотек, открыто много книжных мага-
зинов, распространивших сотни тысяч оз
ветских книг и обслуживших десятки ты-
еяч подписчиков на советские излания.
	На трассе канала

Дунай—Черное море
	БУХАРЕСТ. Широко развернулось соору-
жение канала Дунай — Черное море. На
всей трассе от города Чернавода на’ Дунае
до мыса Мидия на Черном море возникли
строительные площадки.

На земляных работах ‘применяются to-
ветекие машины, что значительно облег-
чает ‘рытье и транспортировку грунта.

Организации Румынекой рабочей партии,
созданные на трассе канала, проводят до-
клады. популяризирующие передовые co-
ветские методы ‘труда.

На площадках трассы оборудовано 13
первых библиотек, снабженных радиопри-
емниками. Для неграмотных рабочих от-
крыта школа ликбеза в районе мыса Ми-
дия. В селении Ванара на двадцать дней
раньше срока закончено строительство зри-
тельного зала.

С 1 сентября на трассе строительетва
выходит печатная газета «Ванал Дунай—
Черное море».

О
Надо упорядочить
рассылку учебников
	2 августа в «Литературной газете»
была напечатана телеграмма учащихея
Кольской школы Мурманской области о
TOM, UTO B старших классах этой школы
вет учебников. В. следующем номере газе-
ты было опубликовано сообщение о теле-
грамме министра просвешения. РОФСР ‘os.
Й. А. Бапрова Мурманскому облоно с прел-
ложением обеспечить Кольскую школу
учебниками.

У читателя могло сложиться впечатле-
ние, что Волвокая школа находится очень
далеко. и что снабжение” этой школы
учебниками — какая-то особая проблема.
Между тем, дело обстоит не так, Поселок
Вола расположен в 20 минутах езлы по
железной лороте от областного центра —
торода Мурманска. В доставке  учебни-
ков в Болу из Мурманска нет никаких
затрулнений... кроме одного: на областной
базе Когиза ло сих ‘пор отеутетвуют мно-
гие учебники. Из Москвы в сентябре не
поступили (ни одного экземпляра!): учеб-
ник Мишулина для 5-го класса по ието-
рии древнего мира. учебники Левченко —
по химии, Баранского — по экономиче-
ской географии СССР, Витвера — по эко-
номической географии зарубежных стран,
Ефимова и Галкина — по новой истории,
Тимофеева — по современной — русской
литературе, — Воронцова-Вельяминова — по
астрономии и некоторые другие. Учебии-
ков географии для 4-го класса мы получи-
ли в десять раз меньше; чем нужно.

Почему же так получается? Нам труд-
но  исчерпываюше ответить на этот
вопрос. Но не потому ли, в частности, что
учебники засылаются на места без учета.
действительной в них потребности? Вель
это факт, что, например, учебников араф-
метики для 5-го класса и учебников
алгебры для 6-го класса нам приёлали
вдвое больше, чем требуется, & сборник
задач по’ тригонометрии для 8-го класса
получен в таком количестве, которае в
десять раз (!) иревышает нашу потреб-
ность! А в это время где-нибудь в другой
области ждут-не дождутся этих учебников.

Неужели нельзя навести должный по-
рялок в снабжении школ уже готовыми,
отпечатанными учебниками?

П. ЛИПАТОВ,
завелуюший Мурманским областным
отделом народного образования
	От редакции. Кроме письма тов. Липа-
това, в редакцию поступили сигналы из
Москвы, Ленинграда, Чувашии. Горьков-
ской. Великолукской. Тюменской и других
областей о том. что-в школах нет необхо-
димых учебников. Релакиия acer ot Vo-
	Среда, 5 октября 1949 г.
	олхозная O/H
	щие резонеры все время говорили, что «у
нас коллективизация невозможна, у нас
хуторская система, Y нае крестьяне не
привыкли работать сообща, у нас нет та-
ких просторов, как в России, на Украине»,
существование колхоза в хуторекой, не-
просторной Латвии на глазах у всех ла-
тышеких крестьян и ‘первый великолен-
ный урожай этого колхоза опрокинули все
нелепые возражения против колхозов.
Писатели вообще не любят говорить
языком цифр, но бывают цифры, которые
выразительнее самых поэтичных слов.
Цифры рассказывают, что в буржуазной
Латвии половина всей земли обрабатыва-
лась руками батраков, которые год ог го-
ца проливали пот’ на’ чужих полях, выра-
щивали и убирали золотистую пшеницу,
сами получая торькую  краюху черетвого
хлеба, выхаживали и доили чужих коров,
сами получая чашку сыворотки. Вот эти-
то люди, родившиеся и прожившие значи-
	тельную часть своей жизни  бееправ-
ными рабами, при советской власти
впервые познали  лостоинство  челове-
	ка. Бпервые заработанное их руками до-
сталось им самим. Недаром старая мать
колхозницы тов. Рога («Накотне») за-
плакала от радости, когда дочь привезла
за свои 400 трудодней 5 тонн пшеницы
	ТИ ЗИ И Много пругих пролувктов, Ja еше
	4000 тублей деньгами — богатетво, о ко-
тором в буржуазной Латвии, работая
втроем, они даже не смели мечтать. .
Волхозы сами себя пропагандировали.
Они собирали урожай гораздо больший, чем
давала та же земля когла-либо раньше и
чем собирали находящиеся рядом едино-
личные хозяйства. Партия и советское
правительство с настоящей сталинской за-
ботой направили в помощь молодым кол-
хозам тракторы, автоманины, самоходные
сенокосилки... Братская помощь других со-
ветских республик и общая свободная ра-
‘бота вдохновляли ‘колхозников Советской
	Цена 40 коп.

Ваши колхозы еще молоды и пережива-
ют многие организационные трудности.
Вчерашний батрак или владелец мелкого
участка сегодня стал руководителем круп-
Horo социалистического хозяйства, стал
бригадиром, звеньевым. Тут есть над чем
подумать! Вонечно, партия и правитель-
ство не оставляют их без помощи, вееми
средствами помогают быстро овлалеть тем
опытом, который накоплен  колхозами
братских советских республик. Созданы
куреы для председателей, бригадиров, сче-
товодов сельскохозаяйственных артелей, из-
кается специальная литература, газеты в
каждом номере печатают статьи о кол-
хозах и ответы на вопросы колхозников.
На курсах колхозные работники знакомят-
сея с новейшей агротехникой, е учением
Мичурина и Лысенко. Отсюда они уносят
c co6ei то новое, что со временем пре-
вратит нашу много пострадавшую в прош-
лом Латвию в цветущий сад.

Коллективизация. уже в первые тоды
способствовала огромному росту культуры
в деревне. Большинство колхозов имеет
ввои библиотеки, созданные с помощью
шефов — рабочих заволов и фабрик. Ше-
редовые колхозы, как, например, «Селия»
Икабпилеского уезда, уже построили свои
клубы, ставшие культурными центрами во-
лости. Растет и крепнет дружба между де-
ревней и городом, между колхозниками и
работниками культуры. Многие колхозы
названы именами писателей — Райниса,
Вейденбаума, Анлрея Упита, Вилиса Лаци-
са, Янь Судрабкална, & многие носят на-
звания литературных произведений—=«3е-
леная земля», «Буря», «В гору» и др.
Этим летом колхозники артели «Зеленая
земля» Скриверекой волости ветретились
CO своим земляком народным писателем
Андреем Упитом. Это была. действительно
сердечная ‘и волнующая встреча. Роман
«Зеленая земля». удостоенный Сталинекой
	Анна САКСЕ

О

Сегодня, когла свыше восъмилесяти
	процениов крестьянских хозяйств Иатвии.
обединилиеь в колхозы, мне вепоминается
осень 1944 года, когда велел’ за Советской
Армией я возвралилась в родной край.
Угнанные фалинетами крестьяне, только
что вернувшиеся домой, робко спрашивали
меня: «Ну, а как же теперь будет с кол-
хозами?» Я видела сомнение в их глазах
и отвечала: «Как решите, так и будет, но
скоро вы сами захотите об’единиться».

Партии большевиков, советскому активу
пришлось провести грандиозную раз’аени-
тельную работу, чтобы прежде всего раз-
веять ложь, которую наткали вокруг кот
хозов: буржуазные и фашистекие науки, а
потом пойти в наступление на силу при
вычки, на крестьянекий консерватизм, на
контрреволюционное кулачество.

Сотни лет крестьянин из поколения в
поколение привык говорить: моя земля,
‘MOA лоптадь, моя Корова, Межевые столбы
‘не только свято бтерегли неприкосновен-
ность собственнических прав на землю, —
они натравливали собственников друг про-
тив друга: за межой, мол, твой конкурент
на рынке; а хорошо было бы, если бы он
обеднел, тогда ты мог бы отодвинуть этот
столб дальше, присоединить его поле к
своему... Межи и межевые столбы! Они по-
рождали и корысть, и зависть, и вражду
между соседями, иногда даже на несколь-
ко поколений, они подымали брата против
брата, сына против отпа. Но самое урод-
ливое, что породило собственническое пра-
во на землю, — это порабощение человека
человеком.

060 веем этом я думала в ту осень, бе-
седуя с земляками,

И вот через два года после этой нашей
беседы нашлись смелые пионеры, которые
организовали первый колхоз. Это были
одиннадцать крестьянских семейств в
Шкибской волости Елгавекого уезда, 00°е-
динившись, они дали своей артели поэтич-
ное и пророческое название—«Накотне»,
	NOE RA APS ak ERS ed dda eh BOM aE RAPED EA ES AU a nN BE

емии, — это история той’ че
ее 970 WCTopaA TOH aacTH BonOCTH,

mantaAtanas
	Боторая раньше привадлежала господам
Бривиням и им подобным и где земля оро-
шалаеь потом отцов и матерей теперешних
колхозников. Предеедатель колхоза «Зеле-
ная земля» — женщина, тов. Вейсберг;
она ничем не похожа на бедную, „сломлен-
пую (сиху. Это человек, который нашел
свое место в жизни, приобрел достопнетво
гражданина и’ смелой рукой ведет свой
колхоз к расцвету.

Такую же ветречу устроили члены ар-
тели имени Яна Судрабкална в Дигнай-
ской волости кабпилеского уезда е народ-
ным поэтом Судрабкалном. Здесь был про-
веден творческий вечер поэта с доклазим
в чтением его егихов. а потом колхознаки
показывали свою художественную. самодея-
тельность. На-днях колхозники приехали к
Судрабкалну поговетоваться. как лучше ий
	быстрее устранить некоторые затрудаения
	в их хозяйстве.
	колхозах  организовались  комсомольеко-
молодежные звенья ‘высокого урожая, и
Артуру Чякесте из колхоза «Накотне» уже
‘присвоено высокое звание Героя Социали-
стического Труда за то, ‘что он со своим
звеном с 12 гектаров собрал по 30,3 цент-
Hepa зерна е гектара. Герой Труда— таким
можно стать только в Советском Союзе,
только при социалистическом строе.
Итоги работы первых колхозов — в кон-
‘це прошлого года их было уже 800 — со-
‘вершили переворот в. душе крестьянина.
Весной нынешнего года началась массо-
вая тяга в колхозы.
 . В. @евтале я получила письмо от девут-
	15: Ольги В., ученицы Саллдусекой средней
	школы, Она пишет: «Сегодня для меня
самый радостный день. Приехал мой отец
из деревни. Говорили 0 том, о сем, и вдруг
он сказал: «Ла, теперь я записался в кол-
хоз». Подумайте, мой отеп записалея в
колхоз, и даже первым, и теперь уговари-
вает и своих соседей!»

А потом эта же девушка мне, писала:
«Теперь наш колхоз «Зерна»—еамый луч-
ший в волости... Мой отец так же tina-
тельно обрабатывает колхозные поля, как
раньше свои. и очень сердитея, если кто-
нибуль из-за халатности или неуменья
оставляет недосеянную борозду. А моя
мама с такой же любовью ласкает колхоз-
ных телят, как раньше свою «Бриту». И
не только мои родители таковы. Таких
уже много...»

Таких примеров сотни и тысячи. Ёолхоз.
который раньше пугал своей неизвеетно-
	стью, стал родным и близким.
АННО НИЗА ОНО

ются вне поля зрения писателей. Да и 00-  что значит «Будущее», как бы предвидя
	путь всей латытекой деревни.
	ВБ то время я работала над свойм рома-
ном «В гору», и перед тем как поставить
точку, мне надо было встретитьея с людь-
ми, которые уже победили в себе силу
привычки, уничтожили межевые столбы и
повернули свои взоры в булущее. Я встре-
тила их на уездной сельскохозяйственной
выставке, гле они дежурили у стенда сво-
ей артели. Трудно было в ним попасть,
потому что у этого стенда весь день тол-
mics народ. Люди пристально, внима-
тельно осматривали экспонаты, перечигы-
вали таблицы с. пифрами. 7

Мне вепоминаютея сейчас липа первых
накотненских колхозников — серьезные,
напряженные, даже упрямые. Люди созна-
вали, какая ответетвенноеть лежит на их
плечах, — ведь вся республика смотрит
Ha них и 07 того, каковы будут первые
	Медленно развивается детская литерату-   итоги их работы. в какой-то мере зависит
	все колхозное движение в. Иатвии. Но они
были уверены и в своих силах и в своем
булущем.

Крестьянин Миллер, с которым я тогда
разговаривала, в конце разговора признал-
я: «Скажу откровенно: в колхоз я всту-
пил в определенными сомнениями. Дело
было новое... Но сейчас пусть мне предла-
ют самое образцовое частное хозяйетво,
я не приму его. Я стою и умру за колхоз».

Вот какие преобразования в душе чело-
века совершил даже неполный год колаек-
тивной работы. Существование первого
колхоза в Латвии. о которой мудоствую-=
	В моей родной Леяспиемской волости
этой весной организовалея колхоз «В го-
ру». На одном из собраний мой земляки
избрали меня почетным ‘членом артели.
Они регулярно шлют мне «отчеты», то-
есть рассказывают о своих достижениях,
о недостатках, приезжают . посоветоваться.
В своем письме колхозники пишут: «Мы
уверены, что, честно и самоотверженно ра-
ботая, не останемся в полгорье, но беенре-
станно булем итти в гору».
	Эта уверенность в правильности пути,
указанном партией большевиков, Шенаным
и Сталиным, ведет в гору молодые колхо-
зы Латвии.
	Декада таджикской литературы закончилась
В ПРЕЗИДИУМЕ ССП СССР   Вечер
	Вечер
Садриддина Айни
	Писатели столицы собрались 3 октября
в Центральном доме. литераторов на твор-
ческий вечер ‘основоположника советской
таджикской литературы Садриддина Айни.
	Вечер открыл Б. Горбатов. Вступитель-
	ное слово о жизни‘и творчестве Садридди-
	на Айни произнес В. Гольцев.

К. Федин обратился к С. Айни с горячи-
ми словами приветствия:

— Некогда говорили, что Средняя Азия—
окраина советской страны. Сейчас у нас
понятие «периферия» в культурном значе-
нии исчезло; это слово означает в нашем
государстве лишь географическое понятие.
У литературы Советского Таджикистана
по книгам С. Айни советские писатели мо-
гут многому научиться.

— Произведения С. Айни, — сказал М.
Турсун-заде, — это своеобразная история
таджикского народа. Писатель первую по-
ловину жизни прожил в условиях феола-
лизма, боролся за советский строй и сей-
час своими произведениями участвует в
строительстве коммунизма. В родном киш-
лаке С. Айни процветает колхоз, который
носит ‘высокое название «Коммунизм».
С. Айни’ — учитель таджикских писателей.
Он, как вечнозеленый чинар, стоит в окру-
жении своих учеников.

П. Скосымев говорил о том, что до сих
пор ‘многие значительные произведения
С. Айни пе переведены на русский язык.
Этот пробел необходимо восполнить.

Как выдающегося ученого — историка ли-
тератур Средней Азии охарактеризовал
Садриддина Айви Л. Климович.

С. Айни получил приветствия от правле-
ния Союза советских писателей СССР и
редакции «Литературной газеты». От име-
ни писателей Литвы выступил Ю. Балту-
шие. С личным приветствием обратился к
писателю В. Янчевецкий (В. Ян).

В ответном слове С. Айни горячо побла:
голарил собравшихся.

— Всем своим творчеством, — сказал он, —
я обязан коммунистической партии, совет-
	Вчера на заседании президиума Союза
советских писателей СССР были подведе-
ны. итоги декады таджикской литературы
в Москве.

Л. Климович рассказал о том, как про-
шла декада. Выступивший затем М. Тур-
сун-заде отметил, что дни лекады в Москве
явились для таджикских писателей боль-
mo творческой школой. М. Турсув-заде
поблагодарил ‘москвичей и русских писате-
лей за горячий прием и дружескую по-
мощь.

Секретарь ЦК КП(б) Таджикистана тов.
Т. Пулатов подчеркнул всенародный ха-
рактер декады таджикской литературы в
Москве. Творческое общение < русскими
писателями поможет таджикским писателям
создать новые высокоидейные произведе-
ния о нашей героической современности.
	На заседании выступили В. Кожевников,
И. Брагинский, П. Скосырев, С. Городец-
кий.

В заключение Б. Горбатов подчеркнул
необходимость закрепить достижения дека-
ды таджикской литературы рядом практи-
ческих мероприятий, в частности, изданием
книг классиков и современных писателей
Таджикистана на русском языке в Москве.

На заседании президиума были вручены
почетные грамоты Верховного Совета. Тад-
жикской ССР московским. писателям в пе-
револчикам, принявшим активное участие в
подготовке и проведении декады таджик-
ской литературы в Москве. Участники де-
кады подарили Союзу советских писателей
СССР большюй художественно вытканный
ковер ` с изображениями А. Пушкина,
М. Горького и В. Маяковского.
	План издательства Академии наук CCCP
	тома Ученых записок Института мировой
литературы им. А. М. Горького, коллек-
тивная работа «Очерк истории русской со-
ветской литературы», четвертый том сбор-
suka «