НЕ НАДО ЗАЩИЩАТЬ
ПЛОХУЮ ПЬЕСУ _
	Но это неправда! В письме Е. Дорошенко
утверждалось, что Н. Шаповаленко изобра-
жает Радищева политическим  простачком
не только в юности, но и в зрелые годы.
Однако, нигде не говорилось, будто Ради-
щев на протяжении всей пьесы верит в
«свободомыслие» Екатерины. Действитель-
но, во второй картине второго действия
Радищев заявляет о ©воем разочарования
в «рыцаре свободы» (то-есть Екатерины 1),
Но «Советекому искусству» невдомек, что
действие этой картины относится к 80-м
тодам, когда Радищев писал «Путешествие
из Петербурга в Москву», Следователь-
но, драматург позволяет своему герою рас-
статься с «иллюзиями» только в период,
работы над «Путешествием». Именно в
этой картине’ Радищев говорит: «Теперь я
вижу ясно: свободы нельзя ожидать от пре-
стола». К’ этому надо добавить, что в пь6ее
только один Радищев заблуждается насчет
Екатерины. Все его друзья c первой же
картины судят о ней гораздо правильнее
и поэтому выглядят более передовыми
людьми, чем. сам Радищев, что решительно
противоречит истине.

Защищая автора, «Советское искусство»
пишет; «...зачем пред’являть автору пьесы
требование изобразить юного Радищева
сразу же сознательным и активным вра-
том царизма?» И в данном случае имеет
место неловкая подмена: сцены второго дей-
ствия озаглавлены автором  «Зрелость»,
причем же здесь юный Радищев? К тому
же хорошо известно, что уже в молодые
годы Радищев был сознательным и непри-
миримым врагом самодержавия.

В письме Е. Хорошенко говорилось, что,
Радищев пробыл в Лейпциге четыре года.
Чтобы уличить «Литературную газету» в
незнании «начальной арифметики»,
«Советское... искусство» подменяет дату
приезда в Лейпциг датой выезда за грани-
цу. Радищев прибыл в Лейпциг в январе
1767 тода и выехал на родину осенью
1771 года. Он пробыл в Лейпциге четыре
года с лишним. Если этого мало «Совет-
скому искусству», можно также окавать,
что он пробыл там меньше пяти лет, и уже
во всяком случае не шесть лет.

Но суть дела, конечно, не в арифиети-
ческих подечетах, Редакция «Советекого
искусства» явно не понимает, почему в
письме был затронут этот вопрос, Ведь по
пьесе Радищев возвращается на родину не
в 1771 году, как ошибочно полагает «Co-
ветское искусство», а на два года позднее.
Это видно из того, что к моменту возвра-
щения Радищева на родину автор приуро-
чиваег вовстание Пугачева (осень 1773 г.),
Такой сдвиг во времени искажает историло,

В тщетных поисках, — в чем бы еще
изобличить «Литературную газету», това-
рищи из «Ооветекого искусства» решили
сделать своим союзником самого Радищева,
«Литературная  газета»-де в качестве
примера плохого языка взяла реплику,
представляющую собой цитату из «Путе-
шествия». .

В ‘действительности, H. Шаповаленко
использовал не какое-либо законченное
выражение из «Путешествия», а лишь от»
дельные слова, соединив их весьма неу-
дачно и придав им совсем не тот смысл,
в каком они употреблены Радищевым,

_В главе «Крестьцы», как извест.
но, устами одного из персонажей «Путе-
шествия» излагаются ‘взгляды Радищева’ на
воснитание. Здесь идет речь о гармониче-
сном развитии человека, о’ необходимости
упражнять, развивать одновременно тело
человека, его умственные способноети, с0-
вершенствовать моральные качества, «И
Tak, — писал Радищев, — к равновесию не
иначе приближиться можно, как трудолю-
бием. Трудитеся телом; страсти ваши не
столь сильное будут иметь волнение; тру-
дитеся сердцем, упражняяся в мягкосер-
AMM, чувствительности, соболезнования,
щедроте, отнущении, и страсти ваши на-
 правятея ко благому концу. Трудитеся ра-
‘зумом, упражняяся в чтении, размышае-
нии, разыскании истины или происшеет-
вий, и разум управлять будет вашею во-
лею и страстьми»,

Как же использовал Н. Шаповаленко это
место из «Путешествия»? Он заставил
Радищева произнести следующую тираду:
«Воспитатели не хотят понять, что глав-
ное — приучить в малолетства трудиться

Слова эти при всем желании никак
нельзя считать радищевеким текстом. Они
произвольно выхвачены’ автором и благо-
даря его усилиям лишилиеь своего сны»

Надо добавить, что в письме Е, Хорошен-
ко были перечислены далеко не вее ошиб-
ки, содержащиеся в пьесе,

Искажена автором и историческая пер-
спектива: почти все действие пъесы проис-
ходит на фоне пугачевекого восстания,
0 нем упоминается во второй картине пер-
вого действия, о нем, как о только что по-
давленном мятеже, говорит Екатерина, чи-
тая уже изданное «Путешествие», т, е, в
1790 году. Таким образом, по воле автор
восстание Пугачева растягивается лет на
пятнадцать, если не больше. Почему же
любители арифметики из «Советского ис-
кусства» не сделали этих, столь неслож-
ных подсчетов?

Редакция «Советского искусства» упор-
HO He хочет замечать ошибок и недостат-
ков пьесы. В данном случае она руковод-
ствуется He принципиальными с00браже-
ниями, не интересами дела, а стремлением
любыми средотвами сохранить видимость
своей  непогрешимоети. Ложно  понятая
«честь мундира» оказалась превыше всего.

28 сентября в «Литературной ^ газете»
было помещено письмо в редакцию канди-.
дата экономических наук Е. Хорошенко, в
котором отрицательно’ оценивалась пъеса
Н. ПШаповаленко «Радищев». Тов. Хоро-
шенко справедливо писала © том, что вы-
дающийся русский мыслитель и борец про-
тив крепостничества А. Н. Радищев пред-
ставлен в этой пьесе искаженно. .

Публикуя письмо одного из читателей
газеты, редакция надеялась, что критика
пьесы поможет органам, наблюдающим за
театральным репертуаром и призванным
способетвовать его улучшению, исправить
свою ошибку. Редакция «Литературной га-
зеты» надеялась также на то, что письмо
Е. Хорошенко поможет исправить ошиоку
и газете «Советское искусство», поместив-
шей в номере от 17 сентября рецензию
И. Штока, где буквально ни единым ©л0-
вом не были упомянуты серьезные идей-
ные пороки пьесы.

Редакция «Советского искусства», дей-
ствительно откликнулась на письмо Е. Хо-
рошенко: в номере от 8 октября помещена
статья, озаглавленная «По поводу одного
выступления «Литературной газеты». Но
вместо того, чтобы честно признать ошиб-
ку, редакция предпочла снова взять под
защиту плохую пьесу и создать впечатле-
ние своей правоты с помощью сомнитель-
ных «полемических красот» и передержек.

Захлебываясь от собетвенного остроумия,
редакция «Советского искусства» пытается
уличить «Литературную газету» в невеже-.
стве:

«Буде ‘окажется в руках товарищей
из «Литературной газеты» сочинение
А. Н. Радищева «Путешествие из Петер-
бурга в Москву», пусть глянут они на до-
суге главу «Крестьцы» и прочтут там та-
ковы слова...»

«Так-то вот, товарищи из «Литератур-
ной газеты», —— заканчивает свою статью
редакция «Советского искусства».

Весь’ этот раешник дурного пошиба не
вызывает ни малейшего желания полеми-
зировать. Но в выступлении «Советского
искусства» есть нечто такое, что не может
не привлечь внимания.

У редакции «Советского искусства» были
две возможности: либо согласиться с тем,
что пьеса о Радишеве страдает серьезными
идейными пороками и признать рецензию
И. Штока ошибочной, либо, наоборот, ясно
и недвусмысленно заявить, что цьеса от
этих пороков свободна, рецензия правиль-
на. К сожалению, товарищи из «Совет-
ского искусства» нашли удобным для се-
бя выбрать третью «возможность», заняв
беспринцииную позицию. Именно, по этой
причине в редакционной статье старатель-
но обходится вопросе об идейной сущности
пьесы Н. Шаповаленко, По этой же при-
чине «Советское искусство»  уклонилось
от размвора по существу и занялось бес-
плолной, никчемной полемикой.

Какими же приемами` воспользовалась
для этой цели редакция?

В начале статьи мы читаем: «Ветати,
«Литературная газета» решила. оцёнить и
отзыв на эту пьесу, данный в «Советском
искусстве», отзыв, отмечавший в. пьесе су-
шественные недостатки, но не признавав-
ший ее вредной и антихудожественной».

Обратимся к рецензии И. Штока.

«Большая протяженность во’ времени,
Желание автора охватить все события в
жизни Радищева обусловили некоторую
схематичноеть построения пьесы, Отдель-.
ные картины неубедительны,  композици-
онно не связаны. Язык пьесы неровен...
Резонерские тирады иногда подменяют жи-
вую человеческую речь. С другой сторо-
ны, «модернизированные реплики» режут
слух».

Вот и все частные недостатки,/ отмечен-
ные в рецензии. Как видим, здесь нет ни
слова 0б идейном содержании пьесы, 0
трактовке в ней образа Радищева, Следо-
вательно, «Советское искусство» решилось-
сказать читателям явную неправду, ссы-
	таясь На свою критику «существенных
недостатков» пьесы.
ели верить «Советскому искусству»,
	«Шиатературная газета» «...утверждает, буд-
то во всей пьесе Радищев выведен «поли-
тическим простачком и невеждой»..., кото-
рый ...все еще не может преодолеть иллю-
зий насчет «евободомыелия» Икатерины».
	и, телом, сердцем, разумом».
	HOM полу сидят и лежат ночлежники. Лап-
ти, онучи, заплатанные армяки и проето
лохмотья... А лица — умные, строгие.

Дмитриев не стремился  приукрашать
тяжелый рабочий быт, выставлять перед
аппаратом тех, на ком сапоги, а «лапотни-
ков» ставить подальше. Нет, Дмитриев
сочувствовал народу, видел его умным,
талантливым, верил в его счастливое бу-
дущее. В меру собетвенного своего талан-
та и мастерства, — а в своем деле, как
уже сказано, это был настоящий худож-
ник,-— он стремился показать народ прав-
диво, без всяких прикрас. Это и делает
фотоархив Дмитриева таким для нас дра-
гоценным,

Когда в 1902 году Московский Художе-
ственный театр приступал к постановке
«На дне», Горький обратился к Дмитриеву
се просьбой сфотографировать и выслать в
	Москву типы нижегородских «босяков»,
старьевщиков, «странников» для гримов и
костюмов Дуки, татарина, Сатина._
	Дмитриев выполнил просьбу писателя.
И вот лежат перед ним «на выбор» один
«Лука», и другой, и третий, и еще целая
коллекция «странников». Вот странник с
посохом, с рваной шапкой в руках, с кор-
зиночкой, с чайником. Он и похож и в
то же время не совсем похож на Луку —
Москвина. Но кажется, что и этот «Тука»
вышел из горьковекого спектакля МХАТ,
хотя мы знаем, что Дмитриев отыскал его
B самой гуще нижегородеких трушоб. Ду-
мается, что пачка таких фотографий луч-
ше иных рассуждений раскрывает беско-
нечную правдивость и жизненность обра-
зов Горького и образов Художественного
театра.

Н. Ф. Корицкая и ее помощница А. А.
Воропаева раздобыли для музея драгоцен-
нейший материал. Этот материал нужен
будет и для горьковеких выставок, и для
каждого, пишущего о Горьком, для поста-
новщиков его пьес, иллюстраторов ero
книг, для художников, декораторов, коетю-
меров. Но кажется нам, что фотографии эти
достойны служить не только источником
историко-бытовых справок. Читатель Горь-
кого должен увидеть своими глазами самые
снимки — эти места, этих людей, из среды.
которых вышли горьковские герои,
	ПИСАТЕЛИ СОВЕ
	Ираклий АНДРОНИКОВ
	Великая Октябрьская социалистическая
революция, освободив народы нашей. стра-
НЫ от социального гнета, в корне измени-
ла и судьбу молдавского народа. Она при-
несла ему свободу,  тосударственность,
открыла дорогу к коммунизму.
		давского населения районов левого берега
Днестра, была образована Молдавекая Ав-
тономная Советская Социалистическая Рес-
публика. Перед молдавским народом от
крылись широкие просторы для всесторон-
него экономического и культурного” разви-
ТИЯ.
	За годы сталинских пятилеток респуб-
лика полностью преобразилась. Отеталый в
прошлом край, в котором вея промышлен-
ность была представлена несколькими ку-
старными мастерскими и деревенскими куз-
ницами и где свыше 75 процентов насе-
ления было неграмотным, превратился в
цветущую советскую республику.
	Освобождение творческих сил народа,
Пафос  социалистического строительства
вызвали к жизни молдавскую советскую
литературу. В 1924 году начала издавать-
ся первая молдавская газета «Плугарул
Рош» («Ёрасный пахать»). Ha ee стра-
ницах стали появляться стихи, очерки и
рассказы, написанные молодыми  писате-
лями. Это было началом молдавской со-
ветской литературы. Она родилась как
подлинно народная литература, отражав-
шая сокровенные думы молдавского наро-
да, помотавшая ему строить новую, 6о-
циалистическую жизнь. Произведения
Ионы Канны, Леонида Барского, Ионы Чо-
бана и других были посвящены борьбе
молдавского народа, давшего таких леген-
дарных героев, как Г. Котовекий и С. Лазо.
	Молдавоко-румынские буржуазные Ha-
пионалиеты, подвизавшиеся в те годы в
республике, ставили своей целью сорвать
осуществление  ленинско-сталинской  на-
циональной политики. Они нанесли боль-
шой вред развитию нашей литературы.
Эти враги народа стремились отвлечь пи-
сателей от актуальных современных тем,
они культивировали декадентство и ориен-
тировали молодых писателей на произве-
дения реакционных румынских  буржуаз-
ных авторов. Молдавско-румынские нацио-
налисты с презрением относились & КУЛЬ-
Турному наследию молдавского народа,
об’являли молдавский язык  «некультур-
ным» и добивались, чтобы писатели со-
здавали свои произведения на чуждом
народу салонном языке румынских бояр,
	Партия большевиков разгромила молдав-
ско-румынеких националистов и тем са-
мым обеспечила условия для дальнейшего
развития литературы.

В 1939 году молдавская письменность
была переведена с латинского на русский
шрифт. Эта реформа отразила стремление
молдавского народа к еще большему ук-
реплению вековой дружбы с великим рус-
ским народом,

В голы сталинских пятилеток, по при-
зыву партии большевиков и товарища
Сталина, трудящиеся Молдавии, как и весь
‘советский народ, приступили к социали-
стическому строительству в’ широких
маспитабах. Вокорне менялось лицо респуб-
лики. Заново строились фабрики, заводы,
электростанции, открывались театры, ву-
зы. В деревне бедняцко-середняцкая мае-
са крестьян в обстановке ожесточенной
борьбы против кулачества создавала кол-
хозы. В эти годы была завершена ликви-
дация неграмотности.

Для молдавской литературы это был пе-
риод дальнейшего идейного роста и повы-
шения зрелости. В литературу пришли
молодые поэты Il. Крученюк, П. Дариенко,
С. Моспан, Ф. Пономарь и другие.

Отромное влияние на развитие молдав-
ской литературы уже тогда оказывала. пе-
редовая советская русская литература. На
творчестве М, Горького, В; Маяковекого,
А. Толстого, М. Шолохова, А. Фадеева
молдавские писатели учились и учатся ов-
ладевать методом социалистического реа-
лизма.
	После первого с’езда советских писалте-
лей шире стала тематика произведений.
Главными героями романов, повестей, рас-
сказов, поэм стали передовые люди рес-
публики — етахановпы, волхозники.
		жественных произведений,  пронивнутых
духом советского патриотизма. Созданы но-
	вые произведения, отражающие  героиче-
ские дела советского народа в Великой
Отечественной войне. трудовые  полвиги
	наших людей в послевоенный период.
	Поэма Ем. Букова «Страна моя» сви-
детельствует о несомненном творческом
росте автора. На примере крестьянской
семьи Плэмадэ поэт сумел показать глу-
бокие. социалистические преобразования,
которые происходят в молдавской деревне
под  Гуководством о партии  Ленина—
Сталина. _

Повесть «Отонь» 06 участии ° лучлих
сынов молдавского народа в тероической
борьбе е немецко-фаптистекими оккупанта-
ми написал молодой прозаик Я. Кутковец-
кий, Пьега А. Лупана «Свет»- знаменует
собой начало молдавской совелекой нацио-
нальной драматургии. Пьеса правдиво
отображает колхозное строительство в за-
падных районах республики. Плодотворно
работает старейший писатель республики
И. Канна. Много хороших, жизнеутверж-
	дающих произведений написали поэты LL.
Ерученюк, П. Дариенко, Ю. Баржанский,
И. Балцан, А. Лицкан, Ф. Пономарь,

Быстро растут молодые писатели рес-
публики (В. Рошка, К. Кондря, С, Шляху,
И. Epeny, А. Гужель и др.).

_ 18 авторов приняли участие в созда-
нии коллективной поэмы «Советской Мол-
давии — слава!»

Большое значение для роста культуры
нашего народа имеет издание на родном
языке произведений русской литературы.
В послевоенный период издано в переводах
74 названия произведений русских класси=
ков и современных советских писателей,
	Молдавская советская литература идет
	по верному пути. №е успехи очевидны;
Однако нет никаких оснований для уено-
коения и самообольщения. Литература на-
шей республики все еще отстает от 0б-
щего уровня развития советекой литера-
туры и не отвечает высоким требованиям,
пред’являемым к ней партией и народом.

Молдавские писатели создали очень
мало крупных произведений, показываю-
щих величайшие социалистические преоб-
разования, проведенные партией и народом
во всех областях экономической и вуль-
турной жизни республики. Герои многих
произведений схематичны, глубокий идей-
ный смысл их самоотверженного. труда
раскрыт недостаточно.

Серьезно отстает наша драматургия,
Многое предстоит сделать  моллавеким
писателям в создании национальной  дет-
ской литературы, воспитывающей молодое
поколение в духе коммунистической морали
и пламенного советского патриотизма.

Болыневистекая партия и совелекое го-
сударетво постоянно воспитывают в наро-
де хороший вкус и высокую требователь-
ность к идейным и художественным
достоинствам литературы. = Современный
читатель не терпит неряшливости,  сы-
рости, шаблона в произведениях. Он под-
вергает критическому разбору каждую
новую книгу. У нас же еше не изжиты
случаи опубликования убогих, — недорабо-
	танных в художественном отношении ве-
щей, оставляющих чувелво  неудовлетво-
ренности. Писатели должны резко  повы-
сить требовательность К себе и создавать
	‚ высокоидеиные и’безупречные 8 художест-
	венном отношении произведения. На по-
мощь писателям должна приття принци-
пиальная, большевистская литературная
критика, всемерно помогающая творческо-
му росту литераторов.

Чтобы решить столь огромные задачи,
наши писатели должны много ‘и упор-
но работать, еще теснее слиться с наро-
дом, проникать в глубь явлений жизни,
Для этого необходимо серьезно изучать.
классиков марксизма-ленинизма, се партий-
ных позиций оценивать прошлое своей
республики и нашу героическую действи-
тельность.

В день 25-летия республики, вмесле ео
	всем народом, писатели Молдавской ССР,
отмечая достижения в хозяйственном и
культурном строительстве, преисполнены
стремления еще больше и настойчивее
трудиться на благо Советской Родины, co-
здавать произведения, достойные нашей
великой сталинской эпохи.
	плоты. Совсем, как в рассказе Горького
«На плотах»,— тишина, свежее весеннее
утро, блестящая поверхность воды.

На другой фотографии — группа врачей,
санитары. Снимок сделан в холерном —
1892—году. Эта фотография кажется ил-
люстрацией к «Супругам Орловым».
	А вот двор завода, заваленный желез-
ным хламом. Человек пятьдесят, в лаптях
и в опорках, тяжело дыша, надрываясь,
тащат огромный, опутанный  канатами
котел. И невольно вспоминается «Дело
Артамоновых»: там точно так же волокут
«красное тупое чудовише. похожее на
	безголового быка», И Горький одной фра-
	зой передает движение этой махины и
торжество человеческого труда. «Круглая,
глупая пасть котла,— пишет он, — раз-
верзлась удивленно пред веселой силою
людей».

...В солнечный весенний день из па-
вильона причудливой формы валит толпа
хорошо одетых людей: промышленники,
купцы, помещики — все в черных фраках,
губернские чиновники в черных виц-
мундирах. Раскрыты черные зонтики —
жарко. Сверкает золотая парча духовен-
ства. На первом плане — царский министр
Витте, с лентой через плечо, В руке —
шляпа с плюмажем. Это — открытие Вее-
российской промышленной выбтавки.
	Кажется, ЧТо толпу эту мы словно ког--
У
	да-то видели своими глазами. Но это толь-
KO так кажется. Мы читали о ней в кор-
респонденциях Горькою © выставки,
печатавшахоя в свое время в «Одесских
новостях», мы ‘читали описания выставки
в «Жизни Влима Самгина», в первом томе.

Перед входом в главный , павильон
фотограф рассадил Совет выставки. Во вто-
ром ряду — Дмитрий Иванович Менделеев
© женой, «древний литератор Дмитрий
Григорович», как назвал Григоровича Горь-
кий в «Жизни Клима Самгина», миллио-
неры Савва Морозов и Н. А. Бугров.

06 этом Вугрове у Горького есть заме-
чательный очерк. «Миллионер, крупный
торговец хлебом, — говорит о нем Tops-
кий, — владелец паровых мельниц, десятка
пароходов, флотилии барж, огромных л6-
cop,— H. А. Бугров ‘играл в Нажнем и
губернии роль удельного князя».
		Д. ТКАЧ,
секретарь ЦК КП(б) Молдавии
С °
	И. Канна в своем «Рассказе бывшего
раба» показал путь крестьянина от нище-
ты и ‘невежества к зажиточной и куль-
турной колхозной жизни,
	Большое внимание в произведениях
молдавских писателей уделяется теме пар-
тии, теме дружбы народов СССР. Лучшие
свои произведения наши поэты’ посвяща-
ют вождю народов товарищу Сталину.
	В 1940 году, после воссоединения Мол-
давии и образования союзной республики,
отряд молдавских писателей вырос, в не-
TO вошли товарищи по перу, жившие B
Бессарабии, — Емилиан Буков, Андрей
Дупан и другие.
	Война прервала мирный труд советских
людей. В этот период смертельной опасно-
сти многие писатели Молдавии стали. вои-
нами. Страстные стихи,. проникнутые. без-
граничной любовью к Родине и ненавистью
к врагам, писали в те годы П. Крученюк
и павший смертью храбрых поэт С. Мос-
пан.

Писатели Ем. Буков, И. Канна, И. Чо-
бан, А, Лупан и другие свойми произвеле-
ниями, написанными в годы войны, при-
зывали народ к борьбе против  оккупан-
тов, выражали веру советеких людей ‘в
нашу победу. Во время Отечественной. вой-
ны в Москве вышло два сборника произ-
ведений Ем. Букова на ‘русском языке:
«Я вижу тебя, Молдавия» и «Весна на
Днестре». Рассказы И. Канны о всенарод-
ной борьбе против гитлеровских оккупан-
тов изданы в сборниках «Дочь лесов» и
«На берегу Днестра».
	Послевоенные годы поставили перед на-
шими писателями большие и сложные за-
дачи. Постановления ЦК ВЕП(б) по идео-
логическим вопросам. помогли писателям
республики понять, что, несмотря на бес-
спорные успехи в развитии молдавской
советской литературы, ве идейный уровень
все еще отстает от задач хозяйственного
и Культурного строительства в реепуб-
лике. ЦЕ КП(б) Моллавии и Cows писа-
телей республики вскрыли серьезные недо-
статки и ошибки в творчестве некоторых
писателей.
	В отдельных произведениях  допуска-
лись буржуазно-националистические извра-
щения, выразившиеся в идеализации deo-
дальной Молдавии, затушевывании  клас-
совой борьбы и игнорировании  социали-
стических преобразований в городе и де-
ревне. Молдавский народ показывался без-
вольным, якобы смиренным перед окку-
пантами, ко всему ‘безразличным. На эти
ошибки указал ЦК КП(б) Молдавии в по-
становлении: от 22. ноября 1948 года.
	Молдавские писатели восприняли ука-
зания ЦВ ВКП(б). как программу борьбы
за большевистскую партийноеть  литера-
туры, за создание высокоидейных  худо-
	. TBOPYECTBO
МОЛОДЫХ
	Государственное издательство Молдавии
выпустило литературно-художественный
сборник «Днестр», в котором опубликованы
произведения молодых русских писателей,
живущих в республике. Сборник открывает-
ся стихотворением И. Крука «Сталин гово-
рит». Поэзия представлена также стихами
В. Кочеткова, А. Ренина, И. Шемякова,
Ю. Мельникова, посвященными Великой
Отечественной войне и современным тру-
довым дням советского народа. В отделе
прозы опубликованы главы из повести
Конст. Горина «Долгий рассвет» — о жизни
молдаван правобережья Днестра, изнывав-
ших под гнетом румынских бояр, и рассказ
А. Шмонина «Дед Думитру».

Кроме того, в сборнике напечатаны очер-
ки; А. Комаровского «Сорок мйнут в воз-
духе», Е. Антоненко «Солдат’ нашел свою

семью» и А. Рогова «Внуки старого бом-
бардира».
	Молдавекий скульитор K. Кобизева к 25-
летию Молдавской ССР заканчивает рабо-
ту над юбилейной вазой.
		РУССКОГО ЗОДЧЕСТВА
	Началась реставрация бывшего храма
Василия Блаженного в Москве, ныне фи-
лиала Государственного исторического му-
зея. Русские ’ мастера Барма ‘и Посник
Яковлев, построившие этот храмов 1556—
1560 годах, создали национальный архитек-
турный памятник мирового значения..

Задача реставраторов — восстановить
белокаменный цоколь храма и белокамен-
ные узорчатые наличники окон и дверей,
заменить на фасадах выветрившиеся кирни-
	чи, кровлю на всех девяти куполах и т. д.

Руководит работами профессор архитекту-
ры Д. Сухов. Он 53 года наблюдает за
состоянием храма, изучает архитектуру,
строительные материалы, из которых были
сооружены узорчатые стены,

— Барма и Посник для художественно-
го оформления стен использовали специаль-
но изготовленный лекальный  (фасонный)
кирпич, — сказал корреспонденту «Литера-
турной газеты» Д; Сухов.—Мы изучили ки-
мический состав и рецептуру раствора, при
	помощи которого произволилась кладка
стен, установили, из каких глин делался
кирпич, знаем состав красок. Эти  строи-
	тельные материалы будут применены нами
и теперь. Реставрация поможет сохранить
чудесный исторический памятник на мно-
гие столетия. у
		Над чем работают
писатели
	$® О. Форш работает над романом о де-
кабристах.

%®Ф Книгу путевых впечатлений — после
поездки в Германию, Чехословакию, Авст-
рию и Польшу — написал А. Венцлова.
Его новым произведением будет роман 0
последних днях буржуазного режима и о
становлении советской власти в Литве.
	& В; Панова’ закончила повесть «Яс-
	ный берег», действие которой происходит
в совхозе и маленьком районном городе.
Писательница работает над новым романом
«Председатель ‘городского Совета».

%Ф «Секретарь райкома»: = роман о сель-
ских коммунистах, о руководящей роли
партии в колхозном строительстве пишет
В. Фоменко.

$®Ф К. Чуковский заканчивает книгу
«Некрасов как художник»,

© «Наследники» — повесть о людях и
традициях «Красного Сормова» написал
В. Костылев. -

Ф Якуб Колас пишет третью часть сво-
ей трилогии в прозе «В полесской глуши».
	® Дунганский поэт Ясыр Шиваза закон-
wp повесть «Чолпон» — о труде передовых
хлопкоробов Киргизии.
	@ A. Bex написал новый роман о co-
ветском инженере.
	® В. Закруткин  работает над повестью
«Пловучая станица», посвященной людям
рыболовецких колхозов Дона.

$ А. Токомбаев пишет роман «Токто-
гул»—0о жизни великого киргизского поэта.

© «Дневник мира» — так называется но-
вая поэма М. Танка, Поэма посвящена
борьбе‘ с поджигателями войны.
	В Нижнем-Новгороде  Бугрову о при-
надлежал ночлежный дом на Миллионной.
Торький хорошо знал Бугрова. «...боль-
шой, грузный, в длинном сюртуке, похожем
на поддевку, в ярко начищенных сапогах
и в суконном картузе, он шел, — пишет
Горький, — тяжелой походкой,. засунув ру-
ви в карманы... На его красноватых
скулах бессильно разрослась  серенькая
бородка мордвина, прямые, редкие волосы
ее, не скрывая маленьких ушей, с прирос-
шими мочками, и морщин на шее, на
щеках, вытягивали тупой подбородок,
	смешно удлиняя его»..

Вугров тоже зная Горького. Еще до
личной встречи c ним Бугров прочел
	«Фому Гордеева» ‘и высказал свое сужде-
ние 0 книге очень отчётливо.

— 910 — вредный сочинитель,— сказал
on про Горького,— книжка против нашего
сословия написана. Таких —в Сибирь
ссылать, подальше, на самый край...

вот, оказывается, сохранилась фото-
графия Дмитриева «Ночлежный дом Byr-
рова» — трехэтажное кирпичное строение
с высоким крыльцом. Вдоль фасада круп-
ными буквами надписи: «Принимают трез-
вых», «Табаку не курить», «Песен не
петь», «Вести себя тихо».

На крыльце — сам Бугров: именно та-
кой, каким он описан у Горького — груз-
ный, в длинном сюртуке и в синем сукон-
HOM картузе. А внизу, перед высоким
‘крыльцом, толпа обитателей ночлежки —
голодные, утомленные люди: сезонные ра-
бочие, ремесленники, старьевщики, «00ся-
ви», странники, нищие, богомолки. И не-
‘изменный блюститель порядка — городовой,
  Or этой фотографии не оторвешься.
Лучшего комментария к горьковской пьесе
«На дне» нельзя и придумать. Вот она —
реальная жизнь, из которой черцал свои
‘наблюдения великий пролетарский писа-
 толь тот материал, из которого творил он
‘свою пьесу. И хотя Горький воссоздал не
одну ночлежку, а многие — материал
  Дмитриева не становится от этого менее
интересным.

* ‘Co двора, вымощенного булыжником,
`1митриев перенес аппарат ‘Bo внутреннее
помещение бугровекой ночлежки. На широ-
  ких двух яруеных нарах и прямо на камен-
		сти. Сохранились фотографии: Горький c
женой Екатериной Павловной Пешковой,
Горький с В, П. Патницким и Скитальцем-
Цетровым, Горький среди сотрудников ре-
дакции газеты «Нижегородский листок».
Сохранились фотографии Короленко, Вомис-
саржевской, Шаляпина...

Много дмитриевеких негативов погибло.
Но несколько тысяч все-таки уцелёло: они
хранятся в Областном архиве г. Горького.

Дмитриев умер в прошлом году. А ны-
нешним летом заведующая фондамя Музея
А. М. Горького Н. Ф. Корицкая, — только и
думающая 0’том, где бы ‘и как разыскать
о Горьком что-нибудь новое, — решила пе-
ресмотреть негативы Дмитриева и выбрать
Из НИХ т0, Что имеет отношение к жизни
и творчеству Алексея Макенмовича. И вот
теперь мы внимательно и подолгу расемат-
риваем кажлую фотографию.

Они восхищают нае, эти снимки, по-
TOMY что мы видим в них тот мир, из ко-
торого вышел наш Горький. Мы видим Вол-
гу и Нижний-Новгород времен его юности,
прекрасные сами 10 себе и воспётые,
опоэтизированные Горьким в его гениаль-
ных романах, ‘рассказах, пьесах и очер-
ках. Мы видим, как жил, как трудилея на
Волге русский народ, в ту пору еще
бесправный и угнетенный,— варод, кото-
рому суждено было свершить революцию,
беепримерную в истории человечества.

..Кипит работа на волжеких пристанях,
по которым бродил юный Пешков, Над
складами вьются флаги, с баржи по мост-
кам грузчики вкатывают па тачках яшщи-
ви, бочки с рыбой, по дощатым настилам
везут через железнодорожную ветку, про-
ложенную по территории пристаней. Шта-
бели сложенных ящиков накрыты рогожа-
un.  Шарабан, запряженный белой в
яблоках лошадью, ожидает хозяина. Ревет
пароход на реке: нал трубой растворяется
облачко пара. Эти пристани описаны в
«Фоме Гордееве», в «Моих университетах».
  Фотоэтюд Дмитриева: по Волге плывут
	В Музей А. М. Горького поступили но-
вые материалы. Их раесматриваешь, как
иллюстрации к произведениям писателя и
к его биографии. На самом деле это вевее
не иллюстрации. Это большие — 40.50
сантиметров — фотографии, снятые рань-
ше, чем были написаны самые книги
Горького. Это виды Казани, Саратова, Са-
мары; Нижний Новгород, его улицы, зда-
ния; пароходы, караваны барж, пристани
и склады на Волге, которые Горький
описал потом в своих книгах; это —
ночлежные дома, заводы, Всероссийская
выставка 1896 года; это — трудовой
народ Поволжья: бурлаки, рабочие сормов-
ского завода, углежоги, плотовщики, рыба-
ки; нижегородская интеллигенция — жур-
налисты, врачи, адвокаты.

Все снимки отпечатаны с негативов
фотографа М. П. Дмитриева. Максим Пет-
рович Дмитриев — старинный знакомый
Алексея Максимовича по Нижнему-Нов-
городу —был настоящим художником и
энтузиастом своего дела. В 90-х годах
этот талантливый русский человек за-
думал сфотографировать всею Волгу — от
тверской деревушки до Астрахани. Он сни
мал ее через каждые четыре версты и,
можно сказать, создал монографию о вели-
кой русской реке. Горький очень ценил
эту его работу, особенно за то, что Дмит-
риев собрал в своей фототеке целую галле-
рею волжеких типов и запечатлел карти-
ны народного труда.

Дмитриев снимал и самого Горького. Это
по его фотографиям мы знаем Алексея
Максимовича такого, каким он был в 90-е
и 900-е тоды, в нижегородский период
своей жизни, — с зачесанными назад длин-
ными мягкими волосами, в черных или
светлых косоворотках: лицо серьезное, за-
думчивое, исполненное энергии и решимо-
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
р —_——_ № 82
	Фабрика upupmos
	ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.) Шрифтолитей-
ный завод — старейшая словолитня страны,
основанная почти сто лет назад, изготов-
ляет шрифты для 60 языков народов Со-
ветского Союза и большинства  иностран-
ных языков. За последнее время словолит-
ня выполнила заказы на белорусские, мол-
давские, монгольские и другие шрифты,
а также на шрифтолитейные матрицы для
Украины и Татарии, что обеспечит само-
стоятельное букволитейное  производётво
в этих республиках.

Ведется подготовка к выпуску первых
после войны новых гарнитур русских
шрифтов по чертежам и рисункам Цент-
рального  научно-исслеловательского  ин-
ститута полиграфической промышленности.
Находится в работе так называемая «ново-
газетная» гарнитура. Это — прямой удо-
	К:   eee

бочитаемый шрифт. предназначенный глав-
	ным образом для газет. На очереди еще
одна rapHutTy ne ЗАВ С а nnn
	печатания учебников.
	гарнитура русского шрифта — для