Творческий
труд миллионов.
	Творческая энергия, трудовая коллек-
тивная сила миллионов советских людей
с успехом воплощают в жизнь гранхиозные
планы послевоенной сталинской пятилетки.
Руководимый испытанной и мудрой пар-
тией большевиков’ ведомый тенизльным
вождем и учителем Иосифом Виссарионо-
вичем Сталиным, наш народ выигрывает
одну великую трудовую битву за другой,
демонстрируя перед лицом всего мира
HOMCCAKACMYIO созидательную мощь еоциа-
ДИЗМа. ;

После окончания войны некоторые за-
окезнские «пророки» исчиеляли время,
необходимое Советской стране для восста-
новления хозяйства, несколькими десяти-
летиями. Жизнь фазвеяла в прах расчеты
злобствующих: слепцов, не способных даже
представить себе ‘титаническую силу с0-
циалистической державы и ее богатырекого
народа: Уже в прошлом. году валовая про-
дукция промышленности СОСР превысила
довоенный уровень. В июне 1949 года
среднесуточный выпуск валовой продукции
на 41 процент превосходил ‘средний уро-
вень 1940 года. Опубликованные ‚на-Днях
данные, характеризующие выполнение на-
роднохозяйственного плана за третий квар:
тал нынешнего года. свидетельствуют 0
дальнейшем победоносном движении вперед
всей социалистической экономики. В треть-
ем квартале валовая продукция всей ‘про-
мышленности возросла на 17 процентов
но сравнению с тем же периодом прошлого
года, а за все девять месяцев 1949 roga
она увеличилась на 20 процентов по от-
ношению к девятимесячным показателям
пропитого года! /

Величественные успехи в области xo-
зяйственного и культурного етроительетва
являются результатом активного’ револю-
ионного творчества массе. Владимир Ильич
Ленин подчеркивал, что построение комму-
низма зависит от умелого использования
«родника живого народного творчества».
«Марксизм, — писал Ленин, — отличается
от всех других социалистических теорий
замечательным соединением полной нахч-
ной трезвости в анализе об’ективного по-
ложения вещей. и об’ективного хода
	эволюции с самым решительным призна-
	нием значения революционной энергии,
революционного творчества, революционной
инициативы Масс...»

Вникая в цифры последней сводки с
грандиозного строительного фронта, охва-
тывающего нашу необ’ятную страну, мыс
новой силой ощущаем величие революци-
онной энергии народа.

Передовой советский труженик — это
подлинный творец, новатор, неустанно
ищущий новых возможностей увеличения
производительности труда, ускорения про-
изводотвенных процессов, улучшения каче-
ства продукции, умножения а
и духовных богатетв страны.

Советский человек не замыкается в pam
ках своего цеха; колхоза. лаборатории, —
он ощущает себя частицей ‘многомиллион-
ного коллектива, делающего одно’ великое;
всемирно-историческое дело. И когда из-
вестный  отахановец-новатор _Алекезнло
Чутких заявляет, что «государетвенное де-
ло стало для советского человека лействи-
тельно как бы личным делом», он выра-
жает чувства и думы веех тружеников со-
BeTCKOH земли.
	Неиссякаемо революционное творчество
	Масс! -0т первых коммунистических суб-
	Фотников до стахановского движения про-
‚ легает путь народной инициативы. В но-
вых формах социалистического соревнова-
	ния, рожденных в последнее время, нахо-
Дит свое яркое выражение забота рядовых
фабочих о благе общества, которая являет-
ся одной из характерных черт людей ком-
муниотического века, Патриотический по-
`чин Василия Матросова и Николая Poccuit-
ского, выступивших инициаторами коллек-
Тивной` стахановской работы, движение ‘за
скоростную обработку металла, за мобили-
‘зацию внутренних ресурсов, за выевобож-
‚дение оборотных средств, за рентабельную
фаботу. предприятий и сверхилановые на-
	‘копления 7 Bee Это является революци-
оным творчеством маес, которое помогает
	‘нарастающими темпами двигать вперед cO-
циалистическое хозяйство.

Прочтите в сегодняшнем номере’ «Лите-
фатурной газеты» очерк о московекой тка-
‚Чихе Анне Чабриковой, четвертый год под-
pal перевышолняющей план. ‚ Вдумайтесь
‚В этот простой рассказ о рядовой советской
работнице. живущей Жизнью ‘всей страны.
Только в стране, где человеческая лич-
ность получила все условия для `своболного
		миллионов таких людей.

Труд в социалистическом. обществе — ие
только экономическая, но и моральная ка-
‚тегория. Он определяет. облик любого че-
ловека в нашей стране — шахтера и кол-
	хозника, ученого и поэта. «Мы установи-
	ли главную истину: у нас нет ничего важ-
нев наших обязанностей перед Родиной, —
товорит инженер Ковшов, ‘один из героев
романа «Лалеко от Москвы». — Трул ради
нее есть то, чем надо мерить каждого».

° Право на трул в советской стране — это
“He только право на заработок, но в первую
очередь право на творчество, на участие
в решении государственных задач.

Этот самоотверженный, влохновенный
трул вновь и вновь демонстрирует  вели-
кие лостоинства’ и` преимущества социали-
стической системы ‘хозяйства, ‚ которые да-
	- or on возможность. неуклонно. расти, раз-!  красной с}
Г . АМАН ААА
	`Шопеновская
	В сотую. годовщину: со дня: смерти. Фре-
дерика Шопена в Большом зале Москов:
ской консерватории открылась выставка,
посвященная жизни и творчеству великого
польского композитора:

В рисунках и фотографиях показаны дом
в Желязовой Воле, вблизи Варшавы, где
22 ‘февраля 1810 roma родился композитор,
лицей и музыкальная‘ школа, в которых он
учился.

Первые ‘` дошедшие до нас “tponasenenna
Шопена’ относятся к семилетнему BO3-
расту. Он не умел еще записывать свои му-
зыкальные мысли, и это‘`делал за него учи-
	тель — чешский ‘музыкант Адальберт Жив-
	ный. ‘Автограф Живного выставлен ‘рядом
	с шШопеновскими ‘автографами «Десятого
вальса», песни «Желание» — «Полонеза
©- то».
	Ряд! экспонатов рассказывает о концерт:
ных. поездках юного музыканта — в, Ниж:
нюю Силезию, Вену, Прагу, Саксонскую
Швейцарию; о первом приезде в Париж.
	ay ‘BuBathes, Kpemmyts. Hox’, Са
ЛИ ем и рост — закон со-
` циалистической  эконо-
мики, построенной на
‚ разумных плановых на-
ЭНОВ учных основах. Совет-
ский строй, свободный
or пут  эксплоатации,
хищничества и стяжательства, обеспечи-
вает непрерывное развитие производитель
ных сил, систематическое повышение бла-
госостояния широких Macc, ,

& фоне поступательного и гармониче-
ского развития всех отраслей советской
экономики особенно ^ отчетливо выступают
преступная уродливость и ‘гниль’ капита-
листической системы хозяйства. Глубо-
КИЙ. экономический кризие ‘черной тучей
навис нал трумэновокой Америкой. Анар-
хия, инфляция, обнищание рабочих, разо-
рение фермеров — вот что характерно хля
сегодняшней экономики Соединенных Пиа-
тов, главной крепости капитализма, В то
время как численность советеких труже-
ников по сравнению с прошлым годом
возросла на 2 миллиона человек, в Амери-
ке за это же время выброшено на улицу.

4 миллиона рабочих. У еоветекой Эконо-
МИКИ великотолные ПАПОПРРРИРТ no.

ОРГАН ПРАВ)
СОВЕТСКИХ ГУ

№ 84 (2571)

Уолл-стр
Итак, ‘одиннадцать, руководителей ком-
мунистической партии Соединенных Шта-
тов Америки ‘осуждены. Присяжные сказа-
ЛИ: «ВИНОВНЫ». ‹
’ В дни, когда cap Woyxpoce разглаголь-
ствовал с трибуны Генеральной Ассамблеи
00Н о принципах правосудия и обливал
	ини,   великеоленные  перенективы, За 00 ЛАЯ в ива
мечательное будущее. У капиталистиче-   Трязью суд в странах_ народной демокра-
	ского хозяйства нет завтрашнего дня, —
оно стоит перед пропастью. кризиба.

Может быть, никогда еще не был так
явственен контраст между цветущей co-
циалистической экономикой и капитали-.
стической системой хозяйства,  раз’едае-
мой глубокими внутренними  противоре-
чиями. Контраст этот настолько разителен,
Что его не могут не видеть даже честные
буржуазные ученые. «Природа одарила нас
огромными естественными богатствами, ко-
орые нужно только использовать... — TH:
шет. американский социолог Дэвис. — Поз
чему же мы не имеем счастья и изоби-
лия? Почему миллионы людей живут в

нищете? », Отвечая на этот вопрос, Дэвис

признает: «Тайна этого удивительного па

HATAEP?CA опрутуттоадлла паза и _

тии, тут же, в Нью-Йорке, закончилась
гнуснейшая небывалая даже в истории

Соединенных Штатов провокация.

Осуждение лучших: представителей аме-

‘Тиканского народа ляжет еще одной каино-
вой печатью на лицо правителей
менной Америки.

совре-

До такого позора современная реакцион-

‘ная Америка еще не ‘доходила. Еще 17

января 1949‘ тода, когда начался процесс,

‘нет, раньше, еще 20 июля 1948 года,
когда так называемое Большое жюри’ при-

сяжных утвердило обвинительное заклю-
чение против лидеров компартии, можно
было видеть, куда идет дело.

Ни одно из других  каждолневных
	О О eateeann nena ta qr.
капиталистической системе». позорных дел американского суда не про-

иона с а. о }XOAHIO B o6CTaHOBKe Такой“ правли. ucTe-
	ходило В OUCTAHOBKE такои травли, исте-
Тниением и тленом несет от несправед-

‘ ликушества и непре-
ливой паразитичеекой заокванской  импе- ПИИ, политического клику р
	рии ‘доллара, в которой один процент
собственников владеет 59 процентами всех
национальных богатств страны, а миллио-
ны трудящихся обречены на полутголодное
существование.

Экономические и культурные побелы
советских людей имеют международное
значение, ибо они усиливают мощь страз
ны социализма. наглядно показывают си-

Wl =<

‘тов. Правда,

рывных провокаций,
нью-йоркский процесс.

Истерически визжала пресса. Все пра-
вительственные органы, вся бульварная
нечать из месяца в месян подстрекали
суд и присяжных к осуждению коммуни-
судья Медина, нагло по-
пиравший. элементарные права человече-
ской личности, вяло ли. нуждалея в

какие сопровождали
	аа ТН СПИНА ЕРЕСИ EER Eee
TY 2 прогрессивноеть TOH ‘социально-ПОЛИ-   подотрекательстве-> зоологичесвая ненависть
тической и экономической системы, кото-

Dad побелиля в wameR crane р,   Медины к прогрессивной Америке   общейз-
	рая победила в нашей стане ‘и теперь wot
утвердилась в странах народной‘ демокра-   ВеСТНа. Подстрекательством были и мето-
тии. Доблестный тот соватекого напала  ДЫ. бодбора. присяжных — их выбирали
	тии. Доблестный труд советекого народа,
ео’ Замечательные успехи в строительст.
ве коммунистического общества усиливают

позиции лагеря’ демократии. И на каком,

трудовом посту ни стоял бы советекий
человек, он знает, что его усилия помо-
гают укреплению страны социализма —

цитадели мира и прогрееса, надежды и.

оплота всего передового человечества.

Глубокая одухотворенноеть труда в со-
ветекой стране пронизывает все енепие
альности. все профессии. Как никогда.
крепко  морально-политическое = единство
всех советских людей — рабочих, колхоз-
ников, интеллигентов.

В великих победах Советекого госулар-
ства, составляющих его законную гордость

и славу, — немалый вклад нашей лодлин-.

HO народной  интеллигениии — Широкое
внедрение потока и конвейеров, механиза-
ция трудоемких работ, внедрение высоко:
производительных технологических пропес-
сов — все ‘это было бы невозможно без
активной творческой работы нашей чехни-
ческой интеллигенции, как невозможно
было бы достигнуть замечательных побел
B сельском хозяйстве без широкого приме-
нения ‘научных агротехнических методов.
Крепнущий союз науки и труда уже дал
реальные. ‘результаты, “На пути этой твор-
ческой дружбы и производство и науку
Ждут .новые и. новые. успехи. —

Растет армия ‘людей интеллигентного
труда. В ныненгнем году в ряды советской.
интеллигенции влились 450.000 молодых
инженеров, агрономов, ‘учителей, врачей и’

‘И бросал в тюрьму
‘протеста, он не разрентал им

ды. подбора. присяжных — их выбирали
почти исключительно в богатых районах
города, и сами они являются богатыми

‚или сравнительно богатыми людьми, яры-

ми антикоммунистами.

Радио ‘систематически и тенденциозно
искажало отчеты о процессе, Небезызвест-
ный Уолтер Уннчелал ежедневно кривлял-

ся перед десятком микрофонов; требуя
расправы над коммунистами.
Римеко-католическая церковь устами

кардинала Спелямана гнусно клеветала на
подсудимых, призывала к всемирному ан-
тикоммунистическому походу,

Голливуд травил  ’ коммунистов 6е сотен
экранов. «Я вышла замуж за комууни-
да» — так называется одна из последних
кинокартин,  восхваляющая  провокатора
американской охранки — ФБР, проникшего
в компартию; <Красная угроза» — так
озаглавлена другая картина, се маниаваль-
ностью запугивающая американцев «ком-
муниетической революцией».

Честные люди всего мира знают; как
судил Медина, этот человек, ° надевший
черную. судейскую мантию вместо, белого

‚балахона ку-клукс-клановца. Он зажимал

рот обвиняемым, заковывал их в кандалы
за малейшее слово
BOCHOIb30-
ваться правом на освобождение под залог.

Мир не забудет, как Медина лишил ме-

`дицинской помощи одного из лидеров ком-

партии, тяжело больном Уинстона.
Уинстон еле передвигался, кома охрана
‘ввела его в зал суда. И тем не менее,
	других специалистов. Новые победы одер-
живает наша“ передовая наука, литерату-
ра, искусство. : ‹ Наряду @ ростом. матери-
	когда защитник Сейкер. потребовал, чтобы
‘улья разрешил передать ‘личному. врачу
Уинстона кардиограммы, Медина трубо  от-
	альных всенародных: благ увеличиваются
й духовные богатетва_ ‘страны.
. B величественных экономических и
культурных победах Советской етраны во-
площены сила и талант иногомиллионного
народа-созидателя. руководимого партией
Ленина Сталина. партией революционных
 новаторов, которой наш ‘народ ‘обязан все-
ми своими. завоеваниями, ‹

Трилцать: два: года назад о партия
большевиков повела, „массы. на, победный
штурм помещичье-капиталистического строя.
‚Великая Октябрьская социалистическая ре-
волюпия открыла. перед нашим народом не-
ограниченные просторы для творчества и
созидания. Ныне. в канун 32-летия 0к-
тября. миллионы советеких людей ‘с тор-
достью  оглядываются Назал и в замеча-
тельных успехах славного дела Ленина—
Сталина черлают силы для, новых ‚вели-
Bux подвигов И свершений.

Счастлив человек, живущий. пол звез-
хой Советов! Свободен наш трул, одухо-
TBOpeHO наше ‘творчество.  беспрелельны
наши возможности, радостно ‘наше булу-
шее, все реальнее и зримее становятся
черты комууниетического Завтра. Строи-
тель коммунизма! — не` было инет‘ на
земле лля человека ‘более завидной и пре-
красной сзльбы!

ИРИ

ставка. в Москве

Творчеству Шопена посвящены экс:
‘понированные ‚на выставке высказывания
музыкантов, композиторов, критиков.

Подробно отображен на выставке послел-
ний период жизни великого музыканта, За
‘тод до смерти он посетил Англию, впечат»
‘лениями о которой делился в ‘Писбьмах к
родным: «Я `в том омуте, ‘который зовется
Лондоном... Они (англичане)` все расценива:`
от. только на фунты, искусство любят  `
только потому, что это роскошь».

Россия была первой страной, где еще в
1861 году зышло в свет полное собрание
сочинений Шопена, На выставке представ-
лено множество. русских изданий  произве-
дений великого композитора. Россия дала
целую плеяду превосходных пианистов;
создавших лучшую в мире традицию испол:
нения‘ шопеновских ‘ троизведений. Их’ порт-
реты. посетители. зыставки найдут в спе-
циальном разделе — «Шопен и русская му-
зыкальная культура»,

казал в 970м. В дальнейшем у Уинстон:
начались сердечные припадки, но Медине
продолжал ‘держать его в тюрьме без вся.

кой медицинской ‘помощи. Уинстон — негр

Негр и коммунист — этого было AOBOABAL
для Медины...
То, что происходило на самом суде, с

В МИРЕ
Gi одружество

с заводами

Лаборатория ‘машиностроения и проблем
‘сельскохозяйственной механики Академии
‘наук Украинской ССР, возглавляемая дей-
ствительным членом академии А. Василен-
ко, установила непосредственное ‘творче-
ское ‘общение с ‘лвадпатью машинострои-
тельными’ заводами. Сотрудники ‚лаборато-
‚рии внедрили в производство новую тех-
нологию изготовления деталей сельскохо-
зяйственных машин и тракторов из выбоко-
прочных модифицированных чугунов и по-
могают предприятиям совершенствовать их
конструкции.

Лаборатория недавно передала машинно:
тракторным ‹ станциям Киевской области

две тысячи лемехов’ из’ высокопрочного ‘чу-

гуна и исследует их в производственных
условиях. Новейшими ‘работами лаборато-
рии являются’ оригинальный комбайн для
уборки сахарной свеклы, ‘который изготов-
ляется‘ ею совместно с Научно-исследова-
тельским ‚ институтом. свеклы, и, плуг. с
приспособлением для глубокой заделки Ми-
неральных удобрений. Недавно, сконструи-
рована также новая сеялка, ‘одновременно
высевающая семена кормовых. бобово-зла-
KOBBIX травяных смесей и удобрения,

На Kapmup
блуре

ЛЕНИНГРАД. (Наш Kopp.)..   Вернулись

участвики археологической экспедиции Ака:
демии наук ‘Армянской ССР » [ocynaper-
венного Эрмитажа,
Кармир блур, близ Еревана. Здесь, как из:
вестно,

‘работающей на холме

находятся ^ развалины большого
			ТРИ ЭПИГРАММЫ
Жюлю Moxy . .
	Он захватить стремился руль

И действовал решительно,

Пусть он и впредь зовется «Жюль»,
Но в форме уменьшительной!
	оминдановнам
	Пет поговорки справедливей,
Чем та, которая Рласит:
Кто. не удержится на гриве,
Тот ‘ва хвосте не усидит!
	‚ Судье Медине.

Не подсудимого скамья

В суде запятнана позором,

А кресло мягкое, в котором
Сидел неправедный судья. .
	Юбилейная декади
Малого театра.
	16 октября спектаклем «Ревизор» Гоголя;
на основной сцене Малого театра и «Бес-
приданницей» на сцене филиала открылась
юбилейная декада, посвященная 195- -летию,
старейшего фусского TeaTpambHoro коллек»
тива.

Малый театр показывает свои лучшие
постановки русской и западной классики, `
пьес советских драматургов.‘ Среди’ спек“
таклей, включенных в юбилейный   _penep-
туар, шесть произведений А. Н. Остров»
ского, «Мещане» и «Варвары». Горького,
«Горе от ума» Грибоедова, «Великая сила».
Б. Ромашова и «Московский › а
А, Софронова.

Всего за дни декады зрители увидят 20!
спектаклей.
	FR fF

: se

Сегодня в Центральном доме ‹литератох
ров писатели встретятся с коллективом ap-
тистов московского Малого театра. Доклад
«Советская драматургия на сцене, Малого
театра» сделает народный артист РСФСР
К. Зубов. На вечере выступят. драматурги:

Л. Леонов, Б. Ромашов, А, Софронов, Бу»
дут показаны сцены из спектаклей «Загоз
вор обреченных» Н. Вирты, «Нашествие»
Л. Леонова, «В степях. Украины» А, Кор-
нейчука, «Великая сила» ВБ. Ромашова,
«Московский характер» А. Софронова. .”
	Памяти Коста Хетагурова
	ДЗАУДЖИКАУ. Трудяшиеся - Северо
Осетинской АССР щироко отметили 15 ок-
тября 90-летие со дня рождения основопо-
ложника осетинского литературного языка
и художественной’ литературы Коста’ Ле-
вановича Хетагурова.

В актовом зале Пелагогического инстия
тута имени Хетагурова состоялось‘ собрая
ние партийно-советского ‘актива. вместе в
рабочими и интеллигенцией. Дзауджикау.

Тысячи людей пришли ва могилу воэта,
чтобы почтить его память. На ‘митинге вы-
ступил заместитель председателя Совета
Министров Северо-Осетинской АССР. тов.
Черджиен. Депутат Верховного Совета
РСФСР” тов. `Тулева” поделилась” воепоми-
наниями о свочх встречах с поэтом. На
могилу возложены венки,

Me

СТАЛИНИР. Государственное издатель:
ство Юго-Осетинской автономной’ обла-
сти выпустило два тома избранных произ-
ведений Коста Хётагурова ва русском и
грузинском языках. Девяностолетию со дня
рождения К, Хетагурова посвящается номер
литературно-художественного ‘журнала «Фи-
диуаг». `В журнале — статьи о творчестве
поэта, его стихотворения и афоризмы.
	TT

Эстонские инженеры.

ТАЛЛИН. (Наш спец. корр). В цент
ре Таллина, на Аллее Победы, начнется
строительство ‘семи корпусов нового. зла-
ния Политехнического института... Инстиз
тут переселится, сюда в окраины города—
полуострова Копли, из старого и неудоб»
ного помешения, которое при буржуазном
режиме было’ предоставлено ‘елинственно-
‚му высшему техническому ‘учебному заве-
дению — Таллинскому техническому. уни-
верситету. г Ds

Переезд ‘института-с окранны в центр—
событие, закономерное для Советской
Эстонии. р Я ‘
	В одном из архивов хранится” любопыт-
ное ‚ издание: «Ежегодник», › посвящен-
ный первому учебному году Таллинского
технического университета —/1986-му/ ~~ Ha
все курсы было тогда принято (и `переве-
дено из других учебных заведений) около
400 студентов; к концу же учебного года
примерно сто человек покинуло  универ-
ситет. а

«Ежегодник», разумеется, умалчивает о
причинах столь. большого отсева студен-
тов. Но причина ясно изложена в много-
численных студенческих прошениях, хра-
нящихся в том же архиве: ежегодная пла-
та за учение — 120 крон — равнялась поч-
ти трехмесячному заработку среднего’ слу-
жащего или квалифицированного рабоче-
го! Кроме того, стуленты должны. были
платить по полторы кроны за каждый эк-
замен, свыше 10 крон в семестр — за
практику и даже возмещать университету
стоимость химикатов ‘и других материа-
лов, необходимых для учебных занятий.
Bot ‘почему за все время существования
университета им было выпущено всего
26 инженеров!

Сегодня на строительном, горно-химиче-
ском, механическом и недавно созданном
экономическом факультетах `Таллинского
политехническога института учатся 1856’
студентов. Если два первых выпуска
(1946—1947 годов) института, возобновив-
шего свою деятельность после войны, па-
ли 90 инженеров, то уже в 1948 году их
стало 156, а в этом году звание инженеров
получат около 200 студентов.
	Беседуя с нами, директор института
Р, Махль напомнил, что в буржуазной
Эстонии, где промышленность находилась
в полном упадке, нужда в специа-
листах была крайне ничтожной. 96 инже-
неров с трудом нашли себе работу на
мелких предприятиях. Сейчас же Политех-
нический институт готовит специалистов
для крупных промышленных предприятий
сониалистической промышленности. Новые
задачи изменили и расширили деятель-
ность института. В бывшем Техническом
университете, например, полностью отсут-
ствовала какая бы то ни было научно-ис-
следовательская работа. A в советском
институте за один лишь прошлый год за-
вершено 150 — научно-исследовательских
трудов, значительная часть которых непо-
средственно связана с практическими за-
дачами . эстонской промышленности.
	ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ Cccp
	Среда, 19 октября 1949 г.

ОСУДИТЬ! -
	Гей — редактор газеты «Лейли yopRep»;
Ирвинг Поташ — вице-нредселатель проф-
союза рабочих-меховшиков, — веем этим
лучшим людям американского народа
грозит максимальное наказание — юрем-
ное заключение сроком на 10 лет и штраф
	в сумме 10.000’ долларов. Дело о лвена-
	дцатом — председателе Национального ко-
митета компартии Вильяме Фостере вре-
менно отложено ввиду его болезни.

Заодно, чтобы другим не повадно было,
осуждены и адвокаты обвиняемых. Они
сядут в тюрьму. на разные сроки за «пре-
небрежение. к суду».

Bo всем этом нет ничего неожиданного.
Как справедливо заметил председатель не-
давно созданного «Национального ‘беспар-
	тийного комитета для ‘защиты’ прав 19
	руководителей компартии» судья Гаррис,—
«при наличии специально ‘подобранных,
пристрастных присяжных, судьи с пред-
взятым мнением, метительного обвинения
и обориша осведомителей, выступающих в
качестве. свидетелей, — было. бы чудом,
если‘бы подсудимые не были признаны
ВИНОВНЫМИ».

Поджигатели войны стараются устра-
нить остатки демократии в стране. Неко-
	торые из членов конгресса выражают
‘чадежду на то, что решение суда по-
служит сигналом для начала. крестового
	похода о уничтожению всех прогреесив-
ных групи,
	Член палаты представителей Beanze
(республиканен от оптата Иллинойс),
‘бывший агент“ФБР, в беседе с корреспон-
‘дентами, захлебываяеь от. восторга; выра»
зил надежду на 10, что решение присяж-
ных «положит начало походу по уничтоже-
нию» сил, которые он, Вельде, ‘считает
«подрывными», ° то-есть‘ прогреесивных
‘организаций США, В этом же ‘духе выска-
зались некоторые другие конгресемены:

Однако американская реакция просчи-
‘талась. С неумолимой неизбежностью, как
это бывает всегда на «антикоммунистиче-
ских» процессах, обнаружилось. что. под-
линными обвинителями оказались! комму-
нисты, & на скамье подсудимых очутились
силы реакции. Это признают многие аме-
риканские газеты, которые ‘пишут, ‘что
защитники своими действиями «посадили
правительство на скамью: подсудимых».

Прогрессивная Америка негодует: Чеест-
ные люди возмущены подлым процессом.
	Вечером 11 окъябуя лесать тысяч. человек.
	привяли ‘участие в демонстрации протеста
против судебной комедии, Bee выступав-
шие во время демонстрации ораторы
призывали” совместными усилиями по:
мешать правительству об’явить компартию
вне закона’ п посадить в тюрьму ‘ее руко-
водителей. Из Чикаго в Нью-Йорк прибы-
ли две делегации, чтобы заявить протест
		писен жителей Иллинойса. требующих oc-
вобожления невинных людей.

..Перед тем как был вынесен приговор,
защитник Крокетт в чрезвычайно напря-
женной атмосфере закончил’ свою речь
словами: «9то — попытка запретить по-
литическую партию... Компартия — это
совесть Америки, уничтожьте ее. ‘и’ по-
явится новая партия, потому что ‘Hanns
не может быть без совести».
	Лучшие люди Америки хорошо понима-
	ют, на, что посягнул американский суд, —
на их совесть.

Цапе и царю, Меттерниху. и. Гизо, фран-
цузским раликалам и немецким полицей-
CREM не удалось задушить коммунизм,
‘когда он был еще только призраком,

Kak жалки и смехотворны попытки со-
временных = американеких фатистов
задушить коммунизм теперь, когда он
‚стал совестью наций, силой народов!
	Александр ЧАКОВСКИЙ
>
	трудом поддается описанию. Американская
охранка полностью восприняла методы
гитлеровского гесташо. Судья Медина. ши-
роко использовал «приемы» фашиетов Ha
процессе о поджоге рейхстага. Были наня-
ты специальные «свидетели» -провокаторы.

Й свидетель номер один — престарелый
ренегат и мелкий жулик Луис Фрэнеис
Буденц, платный агитатор ‘католической
церкви в Соединенных Штатах и minor
	Федерального. бюро расследований Герберт
	Филбрик, сообщивший, ничтоже сумняше-
ся, что пробралея в компартию по совету
ФБР, и провокатор’ Чарльз’ Никодемус,
заявивший, что «ло достоверным сведе-
ниям» революция в Америке произойдет в
результате «вторжения» 500 тысяч совет-
ских солдат, которые промаршируют через
Аляску и Канаду в Детройт, и платный
‘агент ФБР (60 долларов в месяц) Гарфилд
Геррон, и легион других провокаторов,
шииков, ренегатов, запуганных,  нолкхп-
	ленных, растленных людей, — вот из кого
состояли свидетельские «кадры» ‘на ‘про-
цессе! }

Суду не удалось доказать ни одного
пункта обвинений против коммунистиче-
ских руководителей.

Тысячу раз прав генеральный секретарь
Национального комитета компартии Jlen-
ние, заявивший, что правительство обви-
няет подсудимых не в совершении какого-
либо конкретного престунления, а «лить
в Том, что они” отстаивают‘ определенные
доктрины, которые, по ложному и ‘преде
взятому утверждению обвинения, якобы
содержат идею насильственного евержения
правительства». Так же ‘прав он был и
тотда, когда обвинил правительство США
В том, 970 оно «использует методы Гитле-
ра и Геббельса —— методы полицейского
государства — в своих тщетных попытках
устроить суд над политическими доктри-
нами», . м о

Деннис и другие коммунисты вскрыли
истинную подоплеку ‘процесса. Они заяви-
	ли, что фактически суд имеет целью лик-
видировать оппозиционную политическую
партию и «ековать сознание змериканеко-
го народа». ‘
° Приговор подтвердил это. После того
как Медина сделал евое «беспристрастное»
цо названию, а по существу проникнутое
ненавистью к подсудимым. резюме, присяж-
ные вынесли обвинительный вердикт.
Итак, одиннадцать руководителей  ком-
партии осуждены. ‘Юджин Деннис — ге-
неральный секретарь Нанионального
комитета компартии; Генри Уинстон —
секретарь. Национального. комитета по ор-
танизационным вопросам; Джон  Виль-
ANCOH — секретарь но вопровам  нрофеото-
зов; Джек Стахель-—работникю по вопросам
	партийного’ образования; Роберт Томпеон=—-
председатель комитета компартии в штате
Нью- Йорк, награжденный за героизм, про-
	явленный в войне против фапгизма, вторым
цо значению орденом в американской ар-
MAH, «Крестом. за отличную службу»;
	loc Xora — поелеедатель комитета компау-
	тии в штате Огайо; который, будучи демо-
билизован изо вооруженных сил, получил
так же, как и Томпсон, похвальный отзыв
за «патриотическую ‘помощь  правитель-
ству Соединенных Штатов»; Карл Уинтер—
Мичиган; Джильберт Грин — председатель
комитета компартии в штате Иллинойс;
Бенджамин Дэвис — член ‘нью-йоркского
муниципалитета, ‹ негр-адвокат  Лжон
		`В МИРЕ СОВЕТСКОЙ НАУКИ
	ДП epecomupeleame nts
Камчатки
	Годом открытия Камчатки обычно. счита-
ют 1697-й, когда на. полуостров вступил
русский мореход Владимир Атласов. Олна-
ко последние данные отодвигают это собы-
тие’ не менее чем за полвека назад. Осно-
ванием для этого служат изученные ныне
зерновые записи’ вылающегося русского
ученого ХУШ века Степана Крашенинни-
кова, рукописи морехода ‘петровских   Bpe-
мен Ивана Козыревского ‘и другие mate-
риалы. a

Они опровергают ‘общепринятую версию
о сульбе части экспедиции G. Jlexuesa,
‚якобы погибшей во время бури. В самом
‚же делеодва коча (парусные лодки), кото-
рые были оторваны от флотилии и унесе-
ны в море, вышли победителями в борьбе
со стихией. Осенью 1648 г. отрял из сем-
налцати человек, в том числе организатор
экспедиции Фелот Алексеев, высадился на
восточном берегу Камчатки. Перезимовав,
отряд весной следующего года снова вы-
щел в море. В пути отважные морехолы
открыли Курильские острова. Позже отря-
ду пришлось итти через безлюдную тунлру
на соединение ¢ Дежневым. В пути боль.
шинство участников. похода, в том числе и
Алексеев, погибло. от. цыаги. Оставшиеся в
живых поселились’ юреди  камчадалов.
Потомков» этих поселенцев камчалалы на-
зывали русаками.. Одна из ‚местных речек
получила название Русаковки, другая —
Фелотовщины (по имени Алексеева).

Олному из членов экопедиции, жене
Алексеева, улалось ‘возвратиться с Камчат-_
ки и встретиться затем с Дежневым, По-`
бывав. впоследствии в Москве, Дежнев
сообщил первые достоверные свеления о
Камчатке. Этот факт и об’ясняет то 06-
стоятельство, . что задолго до похода
Атласова’ полуостров Камчатка пбявляется
на картах,
	дворца наместника государства Урарту в
странах южного Закавказья.
— В ‘текущем году, — сообщил коррес-
	i

‚ понденту «Литературной газеты». руковоли-
	тель экспедиции, лауреат Сталинекой пре-
мии профессор. Б. Пиотровский, — нам по-
счастливилось сделать редкие находки.
Экспедиция подошла вплотную к двух-
этажной центральной части дворца, pyx-
нувшие стены которого были когда-то ук-
рашены башенками из прекрасно ‘отесанных
базальтовых блоков.

В. примыкающей к дворцу кладовой об-
наружено 82 крупных сосуда, врытых до
половины в земляной пол. Они имеют
обозначения емкости, сделанные  кли-
нописью и иероглифами. В одном из сосу-
дов — 97 чаш, вложенных‘ одна’ в’ другую.
Они ‘изготовлены из’ бронзы с примесью
серебра и олова. Надписи. свидетельствуют,
что они принадлежали урартским царям. [Х
и УШ веков до нашей эры. В других сосу-
дах найдены. остатки пшеницы, ячменя,
проса и кунжута:
	` Исследования
и обзоры
	ТАЛЛИН. (Наш корр.). Академия наук
Эстонской ССР. приступила к изданию
сборников «Исследования: и обзоры», ‘в
	_  которых будут публиковаться материалы,
	освещающие научную“ деятельность инсти-
тутов и отдельных эстонских ученых. В
первый сборник вошли статьи об ‘историче-
ском значении ‘присоединения Эстонии к
Россий вн ХУ столетии, ‘в большевист-
ской ‘печати Эстонской ССР в годы Вели-
кой’ Отечественной войны, ‘ряд ‘работ, по-
свяшенных проблемам сельского хозяйст-
ва, сланцевой химии, медицины и MaTema-
тики, большой обзор деятельности респуб-
ликанской Академии наук Co времени ее
основания.