ПОЛЕМ КУЛЬТУРЫ: В СТРАНАХ
НАРОДНОМ DEMONPATN
	TENT TTL TATE LETT
	Великий Октябрь опрокинул и развеял,
как дым, утверждения врагов революции о
том, что «безрассудством» является насаж-
дение социализма в недостаточно культур-
ной стране. Вождь революции и основатель
нашего государства, вечно живой Ленин
писал об этих горе-пророках, что «они
ошиблись в том, что мы начали не © того
конца, как полагалось по теории (всяких
педантов), и что у нас политический и
социальный переворот оказался предше-
ственником тому культурному перевороту,
т0й культурной революции, перед лицом
которой мы все-таки теперь стоим».

Гений В. И. Ленина и И, В. Сталина
открыл народам нашей необ’ятной Родины
путь к живительному `роднику социализма.
Победа социализма в Советском Союзе 03-
наменевалась величайшим экономическим
и культурным расцветом нашей страны.
Страной могущественной индустрии, пере-
Довой техники, высоко механизированного
сельского хозяйства, страной, имеющей са-
мую передовую в мире культуру, -науку,
искусство и литературу, — таким стал
Советский Союз через три < небольшим де-
сятилетия своего существования.
	Из этого невиданного в истории приме-
ра столь стремительного и всестороннего
роста экономики и культуры трудящиеся
всех стран мира `черпают вдохновение и
cay.

Народы Центральной и Юго-Восточной
Европы, освобожденные ог фашистского
рабства Советской Армией, осуществили в
своих государствах под руководством ком-
мунистических и рабочих партий такие
политические и социальные преобразова-

‚ которые позволили им встать на путь
строительства социализма. В братском co-
дружестве, при бескорыстной помощи Co-
ветского Союза они быстро развернули
производительные силы в своих странах. В
результате Польша и Чехословакия, Бол-
гария и Румыния, Венгрия и Албания
уже оставили далеко позади довоенный
уровень промышленности,  перестраивают
на новых началах свое сельское, хозяйства.
На основах этого прочного экономического
фундамента распветает и культура стран
пародной демократии.

Народно-демократические правительства
повели борьбу против тяжкого наследия
канитализма — неграмотности. Отныне и
навсегда устранена первопричина негра-
мотности — недоступность школы детям
трудящихся. Во всех странах народной де-

мократии введено всеобщее обязательное
начальное обучение.
	Этот решающий шаг в деле культурной
революции был” подготовлен в короткие
сроки, возможные только в условиях на-
родной власти. Открыты тысячи Новых
школ. Количество их в Румынии превы-
сило 15 тысяч. В Албании ло войны было
лишь 667 школ, а сейчас их 2.160. Под-
готовлена огромная армия учителей, ‘мно-
гомиллионными тиражами изданы новые
учебники. В школы устремились миллио-
ны детей рабочих и крестьян. Достаточно
указать хотя бы на Венгрию, где количе-
ство обучающихся в средних школах де-
тей рабочих и трудящихся крестьян уво-
личилось более чем на 56 процентов по
сравнению с довоенным периодом.

Таковы преимущества демократической
системы просвещения,
	Буржуазно-помещичий строй  обрекал
трудящихся на вечную тьму и прозябание.
Только в Румынии неграмотных было
больше четырех миллионов человек. Строй
народной демократии вырывает сейчае из
власти тьмы все это огромное множество
людей. Расходуются большие средства на
содержание кружков и курсов по ликви-
дации неграмотности среди взрослого насе-
ления. В Румынии работают теперь три-
надцать тысяч таких кружков и курсов.
Введено обязательное обучение неграмот-
ных в Шольше, Албании и других странах.

Овладевая грамотой, все новые миллио-
ны трудящихся приобщаются к чтению
книг и газет. Невиданно быстрыми темпа-
ми растут тиражи газет. В Польше сейчас
выходит в четыре раза больше ежедневных
газет и в сорок раз больше еженедельных
изданий, чем до войны. В пять раз уве-
личился тираж только одних пентральных
тазет в Румынии.

Столь же бурно растут тиражи худо-
жественной, научной и политической ли-
тературы. Трудящиеся массы получили
возможность широкого ознакомления с
произведениями величайших корифеев
науки — В. И. Ленина и И. В. Сталина.
			№ 85 (2572)
	Труды классиков мар-
ксизма-ленинизма из-
даются огромными ти-
ражами. Так, в Py-
мынии  тениальное
творение — товариша
	В странах
народной
демократии
	Навстречу
	Великому Октябрю
	БУХАРЕСТ. Трудящиеся Румынии гото-
вятся широко отметить 32-ю годовщину
Великой Октябрьской социалистической ре-
волюции. В честь Октября в стране’ раз-
вернулось движение за досрочное выполне-
ние плана 1949 года.

Уже плавят сталь в счет 1950 roqa-cra~
левары мартеновских печей №№ 4 и 7
на крупнейшем металлуртическом заводе в
Решице, дают продукцию сверх плана
нефтяники Цинтя и Теиша, рабочие заво-
да «Индустрия электрика», судоверфи
«Динамика» в Турку и многие другие. -

С первого по седьмое ноября в Румынии
будет проведена Неделя румыно-советской
дружбы. Сейчас по всей стране проводятея
лекции 0б опыте строительства социализ-

Суббота, 22 октября 1949 г.
		Правит страною свободный’ народ,
Жаждавший воли и веривший

в счастье,
Ставший всесильным в горниле

невзгод.
Как нам близка эта светлая бронза
Строгих улыбок —в них дышит гроз;
Словно горячие лучики солнца,
Наших друзей молодые глаза;
Ватники их полководцев такие,
Как одеянья, в которых давно
Щорс и Чапаев в атаки лихие
Мчались, как вихрь, наяву и в кино,
		ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА
	ne en A na ee EE a ee eal te, 5

СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР
		И.Б. Сталина «Крат
кий. курс истории ВЕТ)», которое ока-
зывает народам неоценимую идейную по-
мощь в борьбе за победу мира, демокра-
тии и социализма, выпущено тиражом в
625 тысяч экземпляров. Таким тиражом до
сих пор в Румынии еще не выходила ни
одна книга.

Но — как это знаменательно! — и не-
виданно выросшие тиражи оказываются се-
мдня недостаточными. «Переводы лучших
произведений советеких писателей, — пи-
шет известный румынский писатель и 0б-
щественный деятель Михаил Сздовяну, —
развили в широких читательских массах
жажду книги и вкус к чтению».

В Чехословакии по примеру Советекого
Союза созданы тысячи библиотек непосред-
ственно на промышленных предприятиях.
Тысячи народных читален и библиотек в
Болгарии, Польше и других странах пре-
доставили в распоряжение трудящихся
свои обширные книжные фонды. В Поль-
	ше фонды библиотек насчитывают ныяе
	больше 21 миллиона книг!
	NSN
				С гордым волненьем газеты читаем,
Утром страницу, как знамя, раскрыв.
Солнце победы над новым Китаем,
Первых декретов октябрьский порыв;
Новых министров солдатские лица —
Людн поверят солдатам таким!
И называется снова столица
Древним и юным названьем Пекин:
Это и есть настоящая юность
Многовековой великой страны.
В речи товарища Мао Цзе-дуна
Ленин и Сталин, как песня, слышны.
Значит, сбылось! После многих
династий
	Передалась наша вольная’ сила
Братьям, как мы, выраставшим в огнё!
Видишь — Китаю дорогу открыла
Наша победа в труде и войне.

С Запада ‘тоже хорошие вести —

В судьбах Европы настал поворот,
Честные люди сбираются вместе,
Лагерь сторонников мира растет.
Месяцы нынче подобны столетьям.
	NE В NN EN NE ee

Б сорок девятом году, в ‘октябре, wa в CCCP.
Солнечней стало на нашей планете.

Bpema taxoe! OxraGps wa nope. Издательство Румынской рабочей партии

‚ выпускает к 7 ноября произведения
	И. В. Сталина «0б основах ленинизма»,
«Международный характер Октябрьской
революции», «Краткий курс истории
BRII(6)». Выйдут также из печати: с0бра-
ние статей Максима Горького «0 родине»,
романы лауреатов Сталинской премии Ба-
баевского «Кавалер Золотой Звезды» и (е-
мушкина «Алитет уходит в торы», цикл
стихов В. Симонова «Друзья и враги» и
	Праздник польско-
советской дружбы
	ВАРШАВА. «Дружба Советского Союза,
помощь Советского Союза, пример Совет-
ского Союза — вот основные источники
наших побед». Эти слова, сказанные пре-
зилентом Болеславом Берутом, хорошо вы-
ражают основную идею начавшегося 7 ок-
тября в Польше месячника польско-вовет-
ской дружбы.

Открытие месячника  превратиловь в
мощную манифестацию братской дружбы и
симпатии польского народа к своему осво-
	; THE.
BOOTYIMeBICHHE, порождаемое чуветвом со-! APY
	ветского патриотизма, ‚ Успех «Любови
Яровой» был успехом огромного принци-
пиального значения.

Отныне Малый театр прочно связывает
себя с советокой драматургией. В театр
приходят передовые писатели современно-
сти —ЪБ. Ромашов, В. Гусев, 1. Леонов,
А. Корнейчук, Н. Погодин, Б. Лавренев и
ap: Ставятся инсценировки  «Разгрома»
А. Фадеева и «Бронепоезда» В. Иванова.

В советских пьесах расцветает чудееное
мастерство старшего поколения — А. Я6-
лочкиной, В. Рыжовой, В. Турчаниновой,
В. Пашенной, Н. Яковлева, М. Ленина.

На советском репертуаре воспитывается
новое поколение замечательных мастеров
	Нужно ли говорить, насколько велико
значение всех этих фактов в деле приоб-
щения к культуре народных масс, расши-
рения их политическото кругозора, восши-
тания художественного вкуса!

В процессе развития культурной рево-
люции с каждым годом увеличивается ко-
личество высших учебных заведений,
складывается новая, народная интеллиген-
ция. Типичным примером служит Польша.
Здесь сегодня работает 43 высших учеб-
ных заведения, в которых обучается свы-
ше 100 тысяч студентов, — вдвое больше,
чем до войны. Большинство студентов —
это дети рабочих и трудящихся крестьян.
Они изучают марксизм-ленинизм, прено-
давание которого стало обязательным в
университетах и институтах. Новое сту-
денчество стремится читать произведения
Ленина и Сталина в подлинниках, на рус-
ском языке. Велик интерес учащихея
стран народной” демократии к программам
й учебникам советских вузов, дающим мо-
лодежи обширные и воесторонние знания,
воспитывающим ее в духе социалистиче-
ской культуры. В этом году в одной лишь
Болгарии выпущено более ста. учебников
советских авторов для высших учебных
заведений.

Огромным — достижением — культурного
строительства в странах народной демокоа-
тии является стремительное развитие
науки. Академии наук, ранее служившие
лишь бутафорскими придатками королев-
ских дворов, превратились в об’единения
подлинно творческих научных сил. Те-
перь становятся обычными такие отрадные
явления, когда ученые обсуждают в пере-
довиками производства насущные пробле-.
мы индустрии, активно участвуют в рабо-
те клубов мичуринцев. В этом сказывается
тесная связь науки с жизнью, © народом.

Работники литературы и искусства, как
и Деятели науки, служат высоким идед-
лам социализма. Передовые представители
художественной интеллигенции. стояние
	На позициях реализма, уже создали нема-
	ло хороших, идейно насыщенных произве-
дений.

Пример и опыт советской литературы,
искусства. науки действенно помогают
интеллигенции дружественных нам стран
в создании новых культурных ценностей,
в борьбе против пережитков растленной
капиталистической «культуры», против
безродных космополитов.

Силы старого мира не оставляют поны-
ток затормозить культурный расцвет в
	странах Центральной и Юго-Восточной Ев-
	ропы, твердо вступивших на путь социа-
лизма. Для грязной подрывной работы они
мобилизуют все человеческие отбросы, все
темные силы — от католического карлина-
ла Миндеенти до жалких холопов иитион-
ско-бандитекой клики Тито-—Ранковича.

Тщетные старания! Невозможно повер-
нуть вопять народы, ощутившие на себе
солнечное тепло великих идей Ленина —
Сталина.
	Процветающие экономически. и культур-
HO страны народной демократии накопили
	уже богатый жизненный опыт. Они убеди-
лись, что их самой надежной опорой яв-
ляется страна Великой Октябрьской со-
циалистической революции. Как к своему
празднику, готовятся народы этих стран к
32-й годовщине Октября, ими владеет чув-
ство великой любви к родине социализма,
Е вождю и учителю трудящихся товарищу
И. В. Сталину.

Вечна и нерушима дружба между наро-
дами СССР и стран народной демократии.
Лагерь демократии и социализма могуч и
силен, как никогда. Он несет народам мир,
процветание и самую передовую культуру.
	К 125 -летию Малозо театра
	Патриотический театр

<
Анатолий СУРОВ.
kh
	ператороких театров, зреет и накопляет
новые силы сценическое творчество, не-
разрывно связанное с народом и по своей
идейной направленности и по своим ху-
дожественным особенностям.

На сцену театра проникают сатиры
А. Сухово-Кобылина, яростно бичевавшего
императорскую бюрократию и весь чинов-
ный аппарат полицейского государства.
Опасаясь Малого театра, царская цензура
к концу ХГХ века усиливает евой надзор
за ето репертуаром. Усердно продвигается
на сцену ничтожная  драмодельческая
стряння Потехиных, Шнажинских и Ron-
	левых. Все труднее и труднее становитея
	актерам Малого театра в этих условиях
	продолжать демократические традиции
своей славной сцены.

В эти годы Малый театр пополняется
такими могучими талантами, как Мария
Ермолова, Г. Федотова A. Ленский.
	А. Южин. Первое место среди них по

праву принадлежит великой актрисе Ep-
моловой. Замечательная исполнительница
ролей Островского, утвердившая в своих
сценических созданиях прекрасный образ
русской женщины, Мария Ермолова со-
ставляет целую эпоху в истории русского
театра. В «Овечьем источнике» Jone де
Вега, играя Лауренсию, поднимающую на
восстание крестьянские массы, Ермолова
зажигала зрительный зал чувством рево-
люционного под’ема. После ве спектаклей
студенты расходились ос’ пением запрещен-
‚ных небен. Имя Ермоловой становится
символом передового искусства:
Впоследствии Ермолова говорила: «Вею
свою душу Малый театр отдавал народу,
й всегда стремились к этому и я и он.
Й ло конца дней мы веей душой принад-
	лежим народу». Эти слова безусловно
верны: на всем протяжении своего пути
Малый театр в творчестве его лучших
	драматургов и актеров. принадлежал не
культуре господствующего класса, & куль-
туре народной, глубоко демократической.

Однако в предреволюционные голы Ма-
лый театр, зажатый тисками император-
  ской цензуры, подавленный и угнетенный
стольшинской реакцией, одолеваемый за-
вилием драмоделов-ремесленников и совер-
шенно отрезанный дирекцией от передо-
вых писателей — от Горького и Чехова,
переживает глубочайший кризис. Ленский
говорил, что в это время «наш чудный
Малый театр, истощив все средства итти
вперед, находился «в летаргичееком ене».

Великая Октябрьская революция раз-
била тяжелые цепи, сковывавшие пре-
красное искусство Малого театра.  Рево-
HOUMA принесла театру поистине второе
рождение. Двери Малого театра ‚ широко
распахнулись для всего  освобожденного
народа.

Революция наполняет новым содержа-
нием искусство Малого театра, дает ему
мощную идейную базу. Искренне и глу-
боко сроднившийся с советским народом,
с жизнью освобожденной страны, Малый
театр проникается новым мировоззрением.
Ето реалистическое искусство приобретает
качественно новые черты.

Эти новые черты не замедлили ска-
затьея уже в первых  послереволюцион-
ных спектаклях Малого театра. Актеры
театра с большей остротой и отчетливо-
стью выявляют социальные мотивы клас-
сических произведений. Театр еще более
развивает и совершенствует свои реали-
стические традиции,

Советское правительство сразу же оце-
Нило огромное значение Малого тезтра и
поддержало его реалистическое направле-
ние. Ему присвоено было почетное наиме-
нование академического театра.

В 1919 году Малый театр впервые ста-
вит пьесу Максима Горького «Старик».
Воплощая это произведение великого про-
Летарского писателя, театр как бы поел-

варяет тем самым свое обращение к дра-
	матургии советской современности, к
пьесам о строителях коммунизма.

В спектакле «Лево руля» В. Билль-Бе-
лоцерковского театр образно решал важ-
ную и волнующую тему — тему солидар-
ности всех трудящихся мира в их стрем-
лении стать на защиту молодой советской
республики.

«Любовь Яровая» В. Тренева — спек-
такль, знаменательный не только в исто-
рии Малого театра, но и вообще в истории
нашего советекого сценического искусства.
	Этот сиектакль доказал, что реализм pye-

ской актерской школы -— наиболее полхо-
	дящая почва для вызревания нового с90-
ветекого театрального. искусства. Этот спек-
такль доказал, что современная советская
тематика дает театру самые богатые TBOp-
ческие возможности. Этот спектакль дока-
зал, наконеп, что вместе с советской дра-
матургией на сцену приходят и особая
BIOXHOBCHHOCTL актерской игры, горячее
	Русский драматический театр еще в
прошлом столетии стал передовым,  луч-
шим театром мира. Девятнадцатый век в
истории русской сцены — это век, когда
были созданы драматургические шедевры
Пушкина, Грибоедова, Лермонтова, Гоголя,
Тургенева, Островского, Сухово-Кобылина.
	Это век, когда на подмостки BH-
шли величайшие актеры — Мочалов, Щен-
кин, Мартынов, Садовские. — Ермолова.
	Это век, когда был основан и достиг TROD-
ческой зрелости Московский Малый’ театр.

С первых лет своего возникновения Ma-
лый театр стал тем мощным идейно-худо-
жественным центром, вокруг которого
группировались все лучшие, вее прогрес-
сивные творческие силы, все литератур-
ные и сценические таланты русской зем-
ли. В мировой истории культуры нет дру-
гого примера столь великоленного об’еди-
нения гениев, столь славного содружества
великих драматургов и великих актеров.
Если добавить к тому же, что верными
друзьями и идейными наставниками Ма-
лого театра были такие доблестные пред-

ставители русской общественной мысли,

как Белинский и Герцен; Добролюбов и
Чернышевский, то станет ясной огромная
творческая и организующая роль Малого
театра в истории отечественной культуры.

Уже в первые годы существования
театр устами своих лучших артистов Мо-
чалова и Щепкина заявил о себе, како
театре, прочно связанном с великим рус-
CREM народом, с его мечтой о свободе, с
его неиссякаемой духовной мощью. Моча-
лов и Щепкин были подлинными артиста-
ми-демократами. Герцен в «Вылом и ду-
мах» писал о них: «0ба принадле-
жат к тем намекам на сокровенные силы
и возможности русской натуры, которые
делают незыблемой нашу веру в будуш-

ность России».

Мужественный, тневный, мятежный та-
лант Мочалова будил в сердцах зрителей
свобололюбивые мысли, заставлял их глу-
боко задумывазхьея над судьбами руеекото
народа. Могучее, ‹ кристально-чистое ис-
кусетво Щепкина, который, по елову того
же Герцена, «создал правду на русской
сцене, ..первый стал нетеатрален на теат-
ре», волновало умы зрителей, приковывало
их внимание к большим общественным
проблемам.

Такие спектакли Малого театра, ° как
«Горе от ума» и «Ревизор», были. прямо
направлены и тосподетвующего клас-
ca, В этих спектаклях театр выетупал е
позиций подлинного патриотизма и демо-
кратизма — против царского чиновничесть
ва, против дикого барства, в защиту на-
рода, в защиту его священных прав. Не-

‘даром Чацкого называли  «декабристом».

Недаром сами декабристы распространяли
и пропагандировали эту пьесу еще до ее
первой постановки. Когда роль Чацкого
сыграл Мочалов, а роль Фамусова—Шен-
кин, сатира Грибоедова приобрела сокру-
шительную мощь. Гениальная комедия
Гоголя «Ревизор» в воплощении актеров
Малого” театра также явилась крупным

общественным событием: Эти спектакли:

положили начало всенародной известноети
Малого театра.

Общественное значение Малого’ театра
вще более возросло’ с появлением на его
сцене пьес А. Н. Островского, На протя-
жении более чем тридцати лет Островский
деятельно работает для Малого театра. На
сцене Малого театра появляются «Доход-
ное место», «Гроза»; «Горячее ‘сердпе»,
«Бешеные деньги», «Лес», «Волки и ов-
цы», «Таланты и поклонники», «Без ви-
ны виноватые», «Бесприданница» — дра-
гоценные сокровища русского репертуара,
пьесы, бичующие «темное паретво», обли-
чающие самовластие дворянства, самодур-
ство купечества, произвол и взяточниче-
ство царских чиновников. Боевую направ-
ленность драматургии Островского метко
охарактеризовал ‹ Добролюбов. «Cospemen-
ные стремления русской жизни, в вамых
обширных размерах, находят свое. выра-
жение в Островском... Рисуя нам в яркой
картине ложные отношения, со всеми их
последствиями, он чрез To самое служит
отголоском стремлений, требующих лучше-
го устройства». i

Для того чтобы с полной отчетливостьто
H ясностью выразить эти стремления в
своих спектаклях, для того чтобы сделать
благородные идеи своих драматургов до-
ступными для самых широких масе зрите-
лей, Малый театр на протяжении своей
истории выработал замечательную, истин-
HO демократическую реалистическую  тра-
дицию сценической игры.

Ученики Мочалова и Щепкина, актеры-
реалисты Пров Садовский, С. Шумекий,

Михаил Садовский. Ольга  Садовекая..

Л. Никулина-Косицкая продолжают и
развивают актерское искусство Малого
театра — страстное, правдивое, ‘глубокое,
полное значения и действенной‘ силы. За
Малым театром закрепляется название
«второго университета». В его стенах, во-
преки цензуре, вопреки воле дирекции им-

сцены-— Е. Готолева, Н. Анненков, Н. Свет-   Симнатии польского народа к своему 0сво-
ловидов, Г. Ковров, Д. Зеркалова, М. Ца-  бодителю — Советскому Союзу, горячей
рев. (0. Межинский. М, Жаров, А. Зражев- Любви к великому вождю народов —
	товарищу Сталину.

В польских городах и сблах прохолие
фестиваль советских фильмов, ставятся
советские пьесы. В популяризации дости-
жений советской культуры учаетвуют вы-
дающиеся польские музыканты, певцы,
писатели, поэты.

В Варшаве месячник польско-советекой
дружбы открылся концертом советского
пианиста Павла Серебрякова. В Вракове
в концерте приняли участие советский
пианист Лев Оборин и польский скрипач
Tazeym Вронский. Около тысячи человек
приняло участие в торжественном собра-
нии, посвященном дружбе советского и
польского народов в Лодзи, более 4 ты-
сяч — в Люблине. В Краковском депо, на
двухтысячном митинге железнодорожников,
был торжественно вручен 100-тысачный
	членский ‘билет общества польско-еовет=_
	ской дружбы в Враковеком воеволетве.
	Слава города Г ронова
	ПРАГА. Небольшой городок Гронов в се-
	веро-восточной части Чехии известен’ как
родина крупнейшего чешского писателя
Алоиза Ираека. С именем этото великого
певца свободы связана и слава Гронова,
как колыбели самодеятельного театрально-
го движения в стране;

Недавно здесь состоялся девятнадцаты
фестиваль тватральных любительских кол-
лективов Чехословакии.

Тысячи трудящихся, присутствовавших
на фестивале, горячо встретили показ до-
стижений самодеятельных коллективов, в
репертуаре которых преобладают mec
чешских и русских классиков, а также
современных драматургов. ;

Mpa фестиваля удостоило первой. пре-
мии коллеклив промышленного предприя-
тия «Гронотехна» в Штернберке, сыграв-
	ский, В. Владиславекий, И. Ильинекий,
Е. Шатрова, №. Зубов, А. Дикий, Ф. Гри-
торьев — артисты, составляющие ныне ос-
новное ядро труппы Малого театра.

Малый театр становится театром — гла-
шатаем советекого патриотизма. Его спеёк-
такли поевящаются самым актуальным во-
просам современности, в них решаются
проблемы новых моральных  взаимоотно-
‘шений людей нового общества, возникатот
образы передовых борцов за осуществле-
ние сталинских пятилетних планов, вои-
нов Советской Армии, людей нашей кол-
хозной деревни. Театр отдает все свои
творческие силы делу воспитания Mace B
духе большевизма, в духе преданности
партии Ленина — Сталина.

В суровых испытаниях Великой Отече-
ственной войны патриотическое искусетво
Малого театра было целиком посвящено
фронту. На основной ецене театра были
поставлены сильные, вдохновенные произ-
ведения — «Фронт» Александра Корней-
чука и «Нашествие» Леонида Леонова.
Десятки артистических бригад, об’единяв-
ших и таких корифеев сцены, Kak
Il. Садовский, А. Остужев, Е. Турчанино-
ва, В. Рыжова, и мастеров, воспитанных в
советекое время, и актерскую молодежь,
много раз побывали на фронте, в госпи-
талях, в воинских частях. Создан был
фронтовой филиал Малого театра, посто-
янно работавший в действующей армии.

После войны Малый театр в спектак-
лях «За тех, вто в море!» Б. Лавренева и
«Южный узел» А. Первенцева снова по-
свящает свое искусство прославлению со-
ветских воинов. В «Южном узле» артист
А. Дикий впервые на сцене Малого’ театра
воссоздает образ мудрого вождя всего тру-
дящегося человечества, гениального стра-
тега -—— товарища Сталина.

ЧКизнь ставит перед Малым театром но-
вые и новые задачи, выдвигает новые,
волнующие лемы. В спектакле «Великая
	а * ^ 227 OE EEE
сила» Б. Ромашюва театр с большой сати-   ший интересную пьесу рабочего-драматурта
рической силой обличает раболепное пре-

Ваплава Кани «Бригада, шлифовальщика
клонение перед учеными буржуазного 3з-  Карганых.

пада, утверждает превосходство нашей Г
передовой советской науки. Патриотиче-
	Советские писатели—
народному Китаю
	Chad тема, мощно звучащая во всех луч-
ших постановках Малого театра. находит
здесь свое новое, современное развитие.
	Активно включается Малый театр в APU AU y AMD

bopE6y 3a ad и демократию, против Советские поэты и прозаики горячо от-
еждународно! реакции, против ПОДЖИ-  кликнулись ва историческое событие

ео Фо DN... 2 Е
	гателей новой войны. В «Русском вопро-
се» В. Симонова, в «Заговоре. обреченных»
Н. Вирты актеры театра воплощают жи-
вые и страстные образы подлинных пред-
ставителей народа, борцов за правду, за
свободу и независимость, произносят свой
	провозглашение Народной республики’ Ки-
тая. На литературном вечере, устроенном
Союзом советских ‘писателей СССР 20 ок-
тября в Концертном зале имени Чайков-
ского, они выступили со своими новыми
произведениями, посвященными китайскому
народу. .
	rz es” ы
ты BenuKue события происходят в эти дни
войны, прислужникам доллара.

в Китае, — сказал, открывая вечер, писа-
‚В одной из недавних своих постано-  тель Б. Горбатов. — С огромной радостью
бт [2 ОТТтАзглао тт. pp ee eee г
	следим мы за блистательными победами
его Народно-освободительной армии, доби-
вающей остатки гоминдановских войск.
Мы, советские люди, приветствуем победу
китайского народа, потому что побеждает
дело мира, дело, за которое мы стоим. И
сейчас, когда друзья китайского народа
поздравляют его с великими победами, мы
хотим, чтобы донеслись из Москвы и наши
голоса, наши слова любви и дружбы.
	Бурные, долго не смолкающие аплолис-
менты раздались в честь героического кн-
тайского народа, его вождя Мао Нзе-дуна,
в честь великого друга и вождя всех на-
родов, борющихся за свободу и’ мир, —
товарища Сталина. т

С речью, посвященной событиям в Китае,
выступил М. Бубеннов: Вс, Вишневский
сделал обзор основных этапов народно-ос-
вободительной борьбы в Китае.
	Читали свои новые стихи, посвященные
Китаю, Л. Ошанин, Я. Смеляков, Е. Долма-
товский, В. Инбер, А. Коваленков, украин-
ский поэт Л. Дмитерко, С. Кирсанов,
М. Матусовский, П. Антокольский, В. Jly-
говской, С. Васильев, С. Гудзенко, Uf. Co-
лодарь, С. Михалков.

А. Безыменский перевел и прочел на
вечере яесколько стихотворений соврёмен-
ных китайских поэтов. . ;

Чрезвычайно остро прозвучали прочитан-
ные Н, Голубениевым стихи В. Маяковско-
го о Китае. С чтением стихов современного
китайского поэта Эми Сяо выступил Ве.
4  .
	вок — в спектакле «Московский характер»
А. Софронова — Малый театр коснулся
важнейшей проблемы нашей современно-
сти, проблемы утверждения в характере
советских людей новых черт коммунисти-
ческого сознания.

Ныне Малый театр отмечает свой сто-
двадцатипятилетний юбилей, поднявшись
к высотам  социалистического реализма.
Вак и встарь, Малый театр собирает в
своих стенах лучшие силы нашей литера-
туры, лучшие сценические таланты. Как
и встарь, Малый театр глубоко волнует
публику каждой своей новой постановкой.
Но насколько расширился диапазон его
творческого воздействия, насколько возро-
сла ето аудитория! Радио доносит голос
актеров Малого театра до самых отдален-
ных уголков нашей страны.’ Кино запе-
чатлевает навеки для миллионов зрителей
их великолепное искусство. И, главное,
как обогатилось, как укрепилось, как воз-
мужало это искусство, вдохновленное идея-
ми большевизма и живой правлой нашей.
	современности!
	Издание произведений китайских писателей
	Беседа с директором
	Гослитиздата А. Котовым
	словия к книгам, полемику с писателями.
Большой интерес представят и статьи Лу
Синя о СССР.
	_ Это не первое издание сочинений Лу
Синя, предпринимаемое Гослитиздатом. Его
избранные. произведения вышли в 1945 го-
ду с предисловием автора к русскому’ пе-
реводу «Подлинной истории А-Кью». Но-
вое издание будет значительно полнее и
обширнее прежнего;

Книги, предусмотренные ‘новым планом,
который сейчас уточняется, будут выпу-
щены большими тиражами, способными
удовлетворить читательский спрос. А. Ко-
тов сообщил, что прежние издания китай-
ских писателей, выходившие в Гослитизда-
те, разошлись в количестве, превышающем
сто тысяч экземпляров. Среди них — не-
сколько сборников современного поэта Эми
Сяо («Хунанская флейта», «Китайскиеграс-
сказы», «Кровавое письмо»), романы Mao
Дуня «Колебания» и «Перед рассветом»,
сборник рассказов современных китайских
писателей.

Недавно вышли «Четверостишия» клас-
сика китайской поэзии Бо Изюй-и в пе-
реводе /[. Эйдлина, иллюстрированные гра:
	вюрами на дереве художника М. Пикова.
	— Никогда еще не был так велик инте-
рес наших читателей к китайской литера-
туре, как в эти исторические дни рожде-
ния и становления Народной республики
Китая; — сказал в беседе с корреспонден-
том «Литературной газеты» директор Гос-
литиздата А. Котов. — Мы расширяем план
выпуска произведений китайской классиче-
ской и современной литературы. Советские
читатели получат возможность ознакомить-
ся с ними в новых переводах: План этих
изданий был на-днях обсужден на созван-
ном нами совещании советских китаеведов,
привлекаемых в качестве переводчиков, ре-
дакторов, консультантов. *

Первыми выйдут избранные. произведения
основоположника новой китайской литера-
туры, великого революционного писателя
Лу Синя, которого Мао’ Цзе-дун назвал
«главным. полководцем» в борьбе за новую
культуру и новый литературный язык. Бу-
дут опубликованы основные художествен-
ные произведения Лу Синя — повести, рас-
сказы, стихотворения в прозе и публици-
стические выступления. Как известно, пуб-
лицистика занимала важное место в лите-
ратурной деятельности великого писателя:
борца. Мы включаем в наше издание его
статьи, фельетоны, предисловия и после-
	Советский патриотизм — источник твор-
ческих побед Малого театра. Выпесто-
ванный заботами Советского правительст-
ва, вдохновленный любовью и вниманием
народа, старейший русский театр уверен-
‚но движется к новым высотам сопиали-
	CTHY@CKOTO искусства,   Аксенов.