заметки писателя
	Виктор ФИНК
	из ИНОСТРАННОЙ ПЕЧАТИ
	МАРИОНЕТКА
УОЛЛ-СТРИТА
	В связи е вынесением позорного для
американской юстиции приговора по делу
руководителей компартии США возникает
вопросе: кем был отобран и назначен пер-
сональный состав этого судилища, кто по-
	‘вадил в председательское кресло провока-
тора в судейской мантии Медину, кто отоб-
	we >“ 1УЕРЫГЫ

рал присяжных, заранее тщательно убедив-
шись в их «благонадежности», кто пору-
чил обвинение прокурору Макгохи?

На все эти вопросы газета «Дейли у0р-
кер» дает весьма ясный ответ. «Забота» о
персональном составе суда, 0 его стопро-
пентной благоналежности с точви зрения
американских монополистов была в основ-
HOM товерена главяому судье федерального
	 `суда в Нью-Йорке Джону Вларку Вокеу, ко-
	ee

торый давно известен Kak прямой агент
Уолл-стрита, Именно он и отобрал присяж-
ных по этому делу, включив в их состав
откровенных фашистов.

Как сообщает газета «Дейли уоркер»,
Ноке был в течение многих лет юриекон-
сультом банкирской фирмы «Тайтл гаран-
ти траст компани», связанной © Рокфелле-
ром. С 1943 года он является членом сове-
та рокфеллеровского банка «Юнион дайм
сейвинге бэнк», а в прошлом году был на-
значен одним из директоров страховой ком-
пании «Лайф икуитбл ашурнс сосайти»,
также контролируемой Рокфеллером.

Нокс широко известен в США как ярост-
ный противник рабочего движения. В амери-
канском «Юридическом журнале» Нок так
изложил евое политическое «кредо»: «Надо
как следует обуздать наших рабочих, ина-
че они в конечном счете смогут унячто-
жить нашу капиталистическую систему».
Исходя из этого, Ноке при расследовании,
например, конфликтов между предпринима-
телями и рабочими в утольной промышлен-
ности США всегда выступал в защиту
крупнейших угольных компаний.

Вак известно, Ноке лично не выступал
на процессе руководителей компартии.
Олнако именно мрачная фигура этого став-
ленника монополий маячила за спиной
судьи Медины, обвинителя  Макгохи и
платных провокаторов, выступавитих в ка-
честве «свилетелей обвинения».
	«РАБОТЫ ПЕТ
И НВ ПРЕДВИДИТСЯ
	«Мне тяжело смотреть на людей, ожи-
дающих своей очереди за стеклянной пере-
городкой в неуютной приемной. Они ждут,
чтобы узнать, нельзя ли получить какую-
нибудь работу. у

Они но могут удержаться, чтобы не
сказать несколько слов о своем ребенке...
жене... плате за квартиру. И тогда я слы-
Wy голоез людей, которые уже перестали
быть людьми; это те, которые ждут доль-
ше. всех...».

Эти строки взяты из статьи, написан-
ной вотрудницей биржи труда в Канзас-
Сити и опубликованной в американском
журнале «Мэгэзин дайджест».

Мрачная, удручающая картина встает
перед глазами читателя...

Истошенные люди бродят в поисках ра-
боты по улицам, еле волоча ноги от голо-
да, и повеюду слышат один и тот же от-
вет: «Рабочая сила не требуется!»

Полной безналежностью проникнуты за-
влючительные строки статьи: «...Инотда
эти люди уходят из моего’ кабинета, чтобы
вести переговоры о работе там, куда я их
на Всякий случай направляю, но вскоре
они возвращаются обратно. И так по не-
скольку раз. Ибо работы нет и не предви-
хитея». .
	«Вторая заповедь» находитея в полной
связи с первой. Она гласит: «Мы должны
стремиться к войне». В своем «ученом
труде» «Человеческие проблемы» Дьюи,
по существу, советует американским импе-
риалистам «улучшить свою армию, воен-
ный флот и привести свои заводы в готов-
ность производить военное снаряжение»,
ибо надо понять, говорит OH, ITO «Ha-
силие, грубое физическое насилие, в конце
концов, самое надежное средство»,

«Третья заповедь» отвечает на. вопрос:
против кого же «инструментальный» под-
жигатель войны призывает использовать
это «самое надежное средство»? Из призы-
BOB Дьюи видно, что насилие он рекоменду-
ет применять одновременно -в двух направ-
лениях: внутри США и за пределами США,
Т. е, «кав дома, так и на международной
арене». Льюи призывает после «наведения
у себя дома порядка», т.е. после полной
фашизации США, выступить е «религиоз-
ной войной нового типа» против коммуниз-
ма и его оплота— Советского Союза и стран
народной демократии. Таким образом «три
заповеди» Джона Дьюи есть не что иное,
как философское выражение идеалов, кото-
рыми ныне одержима американская им-
периалистическая реакция.

Вообще говоря, американский империз-
лизм не испытывает недостатка в философ-
ствующих лакеях, но среди них инстру-
менталисты по праву могут быть назва-
ны отрядом философетвующих эсэсовцев.

«Есть две наций в каждой современной
нации... — писал В. И. Ленин. — Есть две
национальные культуры в каждой напио-
нальной культуре». Это положение В. И.
	Ненина относилось и теперь относитея KO
	всем капитзлистическим. странам.

Инструментализм Джона Дьюи — это фи-
лософия «нании» доллара, мироошушение
американской империалистической буржуа-
зии, но не американского народа. Рабочий
класс, многомиллионные массы. трудящих-
ся Америки, т. е. подлинные творцы и во-
сители американской напиональной куль-
туры, являются классовыми врагами
империалистов, а потому е нарастающей
силой борются против «нации» доллара и
ее зверино-фашистской «культуры».

Прогрессивная интеллигениия США ак-
THBHO выступает против распространения и
пропаганды различного рода человеконеня-
вистнических «теорий», Революпионные и
демократические силы поднялись ‘против
запиталистического ига, они борются и по-
бедат.
	Литература новой Албании
		сборник стихов, изданный после. 06в0бо-
дения Албании. Стихи эти напиезны В
разное время, но всех их об’единяет боевой
революционный дух, призыв в борьбе,
идея международной дружбы и солидарно-
сти. На сокрушительный разгром немцев
под Москвой Ляме Вюдра откликнулся 32-
мечательным стихотворением «Кремль».
нем поэт славит воемирно-историческую
роль Советского (Союза в деле спасения
человечества от фашистской чумы.
	Албанские писатели боролись за 06в000-
ждение своей родины и штыком и мобили-
зующим словом художественных  произве-
дений. После разгрома фашизма Советской
Армией, когда в Албании возник строй Ha-
родной демократии, стало возможным 4
создание первого в истории страны Союза
албанских писателей. Во главе его стал
депутат Народного. собрания Шевкет
Мусарай. Новая албанская литература вету-
пила на широкие просторы развития, слу
жения всенародному. делу строительства
основ социализма в республике. зазвучали
голоса молодых литераторов, на новый
путь, свободный от формалистического гру-
3a, вышли писатели старшего поколения.
	Алекс Чачи хорошо знаком с тяжелой
жизнью албанских крестьян при режиме
короля Sory. В поэме «Ашту, Мюзеке!»
(«Правильно, Мюзеке!») он мастерски по-
казывает радостный труд крестьянина де-
ревни Мюзеке на своей земле, его’ стрем-
ление к коллективному труду. Поэт говорит
о ‘великих переменах в Новой Албании.
Последнее значительное произведение Алек-
са Чачи— поэма «С тобою, Сталин».
Автор сумел заглянуть в самое сердце ал-
банского народа и передать в художествен-
ной форме ту огромную, неизмеримую лю-
бовь, которой окружено в Албании имя
великого вождя всего прогрессивного : чело-
вечества.

В прошлом году вышел в свет сборник
рассказов Зини Сако о национально-осво-
болительной борьбе албанского народа. Вни-
га получила признание за простой и 00-
разный язык рассказов. Зини Сако уснеш-
но работает и в области детской литера-
	туры, почти’ не имевшейся до сих пор в
	Албании. Сейчас выходит его книга «Оти-
хи для детей».

Поэт, прозаик и литературный критик
Димитер Шутерики нашел в годы нацио-
нально-освободительной борьбы в служе-
нии народу выход из своих формалистиче-
ских заблуждений довоенного периода.
Известностью пользуемся его  взволно-
ванная поэма «0 Птолемз», посвящен-
ная боевому товарищу, павшему  пар-
тизану. Он также автор поэмы, по-
священной вождю албанского народа
Энверу Ходжа. ав литературный кври-
тик Димитер Шутерики знакомит албан-
ского читателя с творчеством Маяковеко-
го. Как прозаик он создал яркие повести
о жизни тружеников в центральных обла-
стях Албании. Пимитер Шутерики выету-
пает также и в качестве педагога —
он директор первого в стране педагогиче-
ского института.

Внесли свой вклад в новую албанскую
литературу и многие другие сыны Народа.
Поэт Марк Нлоя написал поэму  «Сторо-
жа». воспевающую подвиги напионально-
го героя моряка Спиро Котте. Сейчае Нлоя
работает нал переводом на албанский. язык
«Евгения Онегина» А. Пушкина.
	Из мланпего поколения литераторов. вы-
	пеляетея Фатомир Гята. Ето книга «Вапли
крови» запечатлела яркие эпизоды парти-
занской жизни. В настоящее время Гята
работает над большой повестью, так-
же посвященной напионально-освободитель-
ной борьбе албанского народа.

Лазар Силичи в 1946 голу отретил на
попытки международной реакции  прини-
зить и даже отвергнуть вклад албанекого
народа в дело борьбы против немецко-
итальянского фашизма страстной поэмой
	«Наше солнце не померкнет». Теперь 4а-
зар Силичи много работает над пере-
водами из русской и советской  лите-
ратуры. Им переведены для албанских чи-
тателей «Медный всадник» А. Пушкина,
«Бородино» М. Лермонтова и поэма Н. Ти-
хонова «Киров ¢ нами».

С надеждой смотрим мы на творческий
рост самых младших писателей и поэтов—
Али Абди Ходжа, Антон Вучали, Баля
Скендери й других. В помощь начинающим
литераторам Союз албанских писателей из-
дает, наряду с газеюй «Наша литерату-
ра» («Литература э йонэ»), специальную
газету. «Новый литератор» («Летрари и
	ри»).
	Арбен ПУТО
	Палач и его адвокаты
			Испанию как бастион против растро’ ра?
нения коммунизма и Не допустят, чтобы
франкистский режим был свергнут комму-
нистами или левыми испанскими экотреми-
стами». В этом все дело: англо-американ-
ские агрессоры видят в Испании важный
стратегический плацдарм и стремятся уста-
новить дипломатические отношения.

(о ‘своей стороны «каудильо» также при-
лагает немалые усилия К этому.

Франко содержит в Вашингтоне’ `6пе-
циальных ходатаев, которым платит беще-
ные деньги за то, чтобы «обрабатывать»,
склонять в его пользу всех этих плаваю-
ших и летающих американских бизнесме-
нов-путешественников.

На американском парламентском жарго-
не таких  ходатаев зовут «лоббисты».
«Лоббист» генерала’ Франко, некий Кларк,
исхлопотал для него 50 миллионов долла-
ров в сепатской комиссии по асеигнова-
В 1 аътарвтрРа также главным
	исхлопота» дея ТО с Е   РЕ И — See —
ров В cenarckon комиссии по ассигнова-

ниям. Кларк является Также главным
зтёнтом по вербовке сенаторов и конгресс-
менов, желающих прокатиться В Испанию,

Франко согласен на все. чего от него по-
требуют, лишь бы его признали. Он твер-
дит всем американским посетителям, что
Соединенные Штаты могли бы в л0б0е
время получить у него морские базы на
острове Мальорка и порт Картахена. Он
предлагает концессии, урановые рудники,
пушечное мясо — все, что угодно, ЛИШЬ
бы ему дали возможность показать своему
народу, что «настоящие госмода» здорова“
ются с ним за ручку.

Англо-американские поджигатели войны
ныне стараются убедить общественное
мнение в необходимости тесного союза с
Франко. С этой целью они предпринимают
воевозможные меры, чтобы обелить этого
кровавого палача.

В той же «Дейли мейл», в статье под
заголовком «Бевин просит помочь ему с03-
дать популярность генералу Франко»,
сообщается, что Ачесон и Бевин сове-
щались и пришли к заключению: при воем
желании очень трудно признать Франко —
мешает ‘мировое общественное мнение. По-
этому Ачесон и Бевин решили воздейство-
вать на мадридского палача в том смысле,
чтобы он предпринял что-нибудь этакое
«либеральное», как выражается газета,
Это помогло бы им «начать в осторожной
форме кампанию, преследуюшую пель C03-
дания более благоприятной атмосферы для
признания нынешнего испанского прави“
тельства».

Жалкие потуги трумэнов и бевинов
обречены на провал. Народы сорвут ко-
варные планы поджигателей войны.
	Несколько. времени тому Назад из Ва-
шингтона в Мадрид выехал американский
сенатор Маккарэн. Возможно, это событие
прошло бы незамеченным ий истинные цели
его поездки остались бы неизвестными,
всли бы вдруг мистер Гарри Трумэн, бесе-
дуя с журналистами, не подчеркнул MHO-
гозначительно, что сенатор путешествует
по личным делам, Ges каких бы то ни бы-
ло полномочий OT правительства.

Это категорическое утверждение неожи-
данно опроверг,.. сам Маккарэн. Он заявил,
что едет в Испанию на государственный
счет и командировав специально 38 тем,
чтобы говорить © генералом Франко отно-
сительно его дииломатического признания
й предоставления ему займа.

Вскоре стало известно, что небезызвеет-
ный разведчик конгрессмен Мерфи также
направляется в Испанию, и именно К гене-
ралу Франко. И в самом деле — Мерфи
сообщил из Мадрида, что беседовал с Фран-
ко, что беседа продолжалась сорок минут,
что Франко «очень приятный человек, вы-
зывающий любовь», что США, несомнен-
но, назначат своего посла в Испанию и
дадут каудильо заем и что все это еде-
лается очень скоро. °

Затем последовало сообщение о том, что
в октябре Мадрид посетят семь змерикан-
ских сенаторов — членов сенатекой ко-
мисоии по ассигнованиям, и что некоторые
из них уже прибыли на №6670. Потом пе-
чать сообщила 0 Новой «исторической
aerneney. Вывший председатель Националь-
	BOTPOGe 7. Oe ee ee о
ного комитета демократической партии

США Лжейме Фарли был У Франко и
	после свидания выразил надежду, ATO HOP-
мальные дипломатические отношения меж-
ду страной доллара и Испанией будут
установлены.

Велел за сенаторами, конгрессменами и
партийными боссами Франко посетиз на-
чальник генерального штаба  военно-вуз-
душных сил США в Европе генерал
Дуглас. А теперь, по словам газеты «Нью-
Йорк пост». в Мадрид сообщено, что туда
собирается для беседы с Франко министр
обороны США Джонеон.

План ая” омопы  об’явилея и Отто
	Срели этой суеты 00 явился Botnet
Штрассер, известный пацист, друг Гитле-
ра. Английская газета «Дейли мейл»

gat
	IEE

с готовноетью предоставила ему свой столо-
цы, и этот закоренелый фашист ратует 38
создание новой «оси» Германия — Иепа-
ния. каковая «ось» могла бы, по его мне-
нию. «служить буфером между Востоком и
Запалом».

«Лейли мейл» ‘пишет, что «Соединен-
ные Штаты рассматривают Франкистевую
	Новая албанская литература  зарожда-
лась в недрах национально-освободительно-
TO движения, питалась благородными идея-
ми дружбы и братства народов, проникав-
пими в нам из могучей и непобедимой
твердыни правды, свободы и света — из
великой (лраны Советов.

Албанская коммунистическая партия,
ставшая душой движения 3a  освобожде-
ние етраны от фашистских захватчиков,
прилавала огромное значение  мобилизую-
	шей силе художественното слова. Она по-
	ручила своему верному сыну, члену ЦВ и
руководителю албанской коммунистической
молодежи,  способному и многообещавшему
писателю Бемалю Стафа создаль печатный
орган, вокруг него сплотить вее 340-
ровые силы из числа деятелей албанской
культуры. Так возник наш славный и
любимый журнал «Зов свободы».
	Вемаль Отафа, отредактировал и подгото-
вил к печати первый номер. но ему не
пришлось увидеть выход журнала в свет:
5 мая 1942 года в столкновении с пала-
чами-оккупантами на улицах Тираны He-
устрашимый борен за новую Албанию Re-
маль Стафа’ погиб.

Олнако, несмотря на фаптистский террор,
«Зов евободы» привлекал все большее и
большее число сотрудников, все. шире и
тире раепространялея по стране. Постоян-
ный редактор журнала, известный публи-
цист и писатель Шевкет Мусарай (Бубу-
рицка) сыграл крупную роль в албанской
литературе военного нериода. В горах Ал-
бании, у костров отважных патриотов — 3а-
щитников родины, родилась его интересная
книга «Шаг за шагом с партизанами’ Пер-
pol ДИВИЗИИ».
	Произведение это отличается правдиво-
етью изображения суровой, полной лише-
ний жизни партизан; их чаяний-и стремле-
ний. «Многим йз описанных здесь эпизо-
дов, — говорит автор в предисловий к кни-
те, — просто трудно поверить, но тем не
менее они соответствуют действительности.
Да и нельзя было что-нибудь прибавлять
® ним. В таком случае партизаны © пол-
иым основанием сказали бы: нам не нуж-
ны украшения в изображении наших под-
вигов». Внига эта проникнута верой в по-
белу. оптимизмом. жизнерадостным юмором.
	Большой успех имела сатирическая п0э-
ма- Ш. Мусарая «Эпопея «Балли Комбетар».
В. ней разоблачаются тайные двурушниче-
ские махинации отечественных реакционе-
ров, толнившихея вокруг предательской
организации коллаборациониетов «Балли
Комбетар», и  черчиллевского  прави-
тельства, которые совместными силами
пытались посадить на шею албанекого
народа своих ставленников. Поэма, печата-
лась в. мае 1944 года в тиранекой типо-
трафии, находившейся под контролем овку-
пационных властей. Рабочим удалось на-
печатать только. 2.500: экземиляров книги.
Однако BeKOpe поэма распространилась по
всей. стране в тысячах рукописных епи-
еков и стала самым популярным произве-
дением за все время войны. «Эпонея
«Балли Вомбетар» значительна не только
по трактуемым в ней вопросам большой
политической актуальности, но и по своей
литературной форме, но чрезвычайно ярко-
му и меткому народному языку. Когда 8B
1947 году в. освобожденной Албании были
установлены премии 3a творческую дея-
тельность, Шевкет Мусарай был удостоен
премии первой степени за евою поэму.

Видное место в новой албанской литера-
туре занимает поэт старшего поколения
Сейфула Малешова (Ляме Водра). Он на-
чал писать в 1919 году. (С приходом
к власти в Албании феодальной кли-
ки короля Зогу. Малешова жил в эми-
трации. В 1943 году он вернулся на роди-
ну и принял участие в национально-0сво-
болительной борьбе.
	БВ течение всей своей литературной дея-
тельности Малешова выпустил всего один
	Если мы можем говорить 00 известных
успехах в развитии поэзии и прозы, то это-
го еще нельзя отнести в полной мере к обла-,
сти драматургии. Правда, профессиональ-
ный национальный театр в Албании был.
создан лишь после установления  народно-
демократической власти. Но это обстоя-
тельство не может оправдать. ощутимого.
недостатка пьес. За послевоенные годы
созданы только две значительные пьесы.
Коли Яков написал «Лом Дюни». в Кото-
рой разоблачаются подлые происки като-
лического духовенства — послушных слуг.
папы и англо-американекого империализма.
Другая пьеса — «Губернатор» Бееима Тево-
ни — рисует крах албанских  реакпионе-
ров. сотрудничавших с оккупантами.

Первые. успехи албанской литературы
достигнуты в ожесточенной борьбе е ре-
акнией. Банда Тито — Ранковича и ее
агенты в Албании, пытавшиеся  эко-
номически и политически  закабалить
нашу страну, делали все для Toro,
чтобы подорвать и нашу культуру.
С помощью своего послушного атента Ну-
ри Хута они стремились еорвать издатель-
ское дело в Албании, превратить наши ти-
пографии в своеобразную «службу размно-
жения» гнусных речей и «теоретических
работ» главарей югославского. фашизма —
Тито, Карделя, Джиласа. Титовцы бесетыд-
HO заявляли, что албанские литераторы
должны заниматьея только переводами с0-
чинений ‘югославских писателей, ибо, как
говорили они, «албанская литература —
литература без тралиций», «албанские пи-
сатели не могут создавать нужные произ-
ведения». Титовская  бандитская шайка
веячески тормозила издание переводов со-
ветских произведений. стараясь таким o6-
разом воспрепятствовать ознакомлению на-
ших читателей с самой передовой литера-
турой в мире.

Разоблачив агентуру югославской фа-
шистской клики, Центральный комитет
Албанской трудовой партии, по инициати-
ве Энвера Ходжа, в апреле этого года при-
нял меры к ликвидации последствий их
вредительства и к дальнейшему развитию
в нашей стране культуры, опирающейся на
маркеистеко-ленинскую науку, на неоцени-
мый опыт ‘Советского Союза.

В движении вперед путь албанской ли-
тералуре непрестанно освещает могучая и
великая советская Литература. Такие за-
	мечательные произведения, как «Мать»
М. Горького. «Как закалялаеь сталь»
Н. Островекого, «Чапаев» J]. Фурманова,
	«Полнятая целина» М. Шолохова, поэма
«Владимир Ильич Ленин» В. Маяковекого,
«Василий Теркин» А. Твардовского, стихи
К. Симонова, и многие другие произведения
советеких авторов. переведенные на албан
ский язык, служат для албанских писате-
лей сверкающим примером. Не сходят со
сцены наших театров пьесы «Нашествие»,
«Русский вопрос», «Плалон Кречет», «За
тех, кто в море!» и другие.

Недавно в Тиране окончилась третья
конференция ‘албанских о писателей. Она
подытожила достигнутое,  наметила пути
дальнейшего развития албанской литерату-
ры. Мы твердо верим в т0, что албанская
литература будет достойна переживаемого
ныне великого Beka, социализма.
	ние мировой экспансии американокого им-
периализма, проповедь и разжигание вой-
ны против Советского Союза (а после вто-
рой мировой войны — и против стран на-
родной демократии) — таково содержание
«философии» Джона Дьюи.

Среди «инструментов», которые Дьюи
считает «подходящими» для осуществие-
ния «большого бизнеса», мы находим фа-
шизм, национализм и космополитизм.

Выступая против марксистеко-ленинско-
го учения о классах и классовой борьбе,
Дьюи выдвигает «теорию» (инструмент),
согласно которой человек должен осознавать
себя только... о «биологическим видом».
Смысл этой идеи вполне ясен: человеку.
мыслящему не так-то легко прививать фа-.
шистские идеи. Осознав же себя лишь
«биологическим видом», т, е.  низведя
себя ло уровня животного, человек будет
легче поддаваться фашистской пропаганде.

Дьюи — это Черчилль от философии.
Бак известно, 19 мая с. г. в связи е тем,
что Ливерпульский университет присвойл
Черчиллю почетную стенень доктора пра-
ва, английские рабочие направили главно-
му поджигателю войны послание, в кото-
ром, межлу прочим, говорилось: «...Мы, ис-
тинные представители миролюбивого наро-
‘да, присваиваем вам степень доктора войн,
магистра угнетения и члена ученого об-
щества мировой реакиии».

Эти же степени по праву могут‘ быть
присуждены и Джону Дьюи — не менее
ретивому поджигателю войны.

«Проблемы устройства  человеческо-
го общества, — твердит  Дьюй,— группи:
руютея вокруг центрального вопроса —
вопроса о характере власти, которая дол-
WHA управлять и руководить жизнью», а
нотому © этого и следует начинать. Согла-
ено Льюи, «центральный вопрос» должен
йыть решен слелующим образом. Надо не-
медленно ликвидировать все буржуазно-де-
мократические свободы ‹ как ‘пережиток
«етарой демократической веры». ибо эта
«вера» — источник «анархии и хаоса».

Современная американская монополисти-
ческая буржуазия требует от Дьюи фило-
софекого оправдания фашизма. Повинуясь
своим боссам, Дьюи сделал проповедь фа-
шизма первой заповедью своей «новой демо-
кратической веры». Но планы Уолл-стри-
та не ограничиваются только  установле-
нием открытой фаптиетокой диктатуры в
США: это всего лишь первый шаг на пути
в цели. Цель-—фашистекая диктатура аме-
риканского империализма над всем миром.
	Меднолобый Элиот
	В стихотворении «Элегия, написанная
на сельском кладбище» Грей, английский
ноэт ХУШЁ века, высказал мысль, чм
нужда и темнота убивают народные та-
ланты, что могилы безвестных тружени-
ков скрывают прах Кромвелей и Мильто-
нов, не сумевших проявить заложенные в
них дарования. Издеваясь Han этой
мыслью, Элиот цинично заявляет, что
«излишнее количество» Мильтонов и Шек-
спиров «причинило бы неудобства» и что
нужно радоваться, если таким путем ‹удз-
лось избавиться от второго Кромвеля».

Элиот изливает ярость на тех, кто
«одержим безумной страстью всех  просве-
мать». Он изо всех сил старается дока-
зать, что образование «приносит вред» ра-
бочему, крестьянину, ремесленнику. Он кле-
вещет на народ, утверждая, что стремле-
ние людей из народа к просвещению не
вызывается действительными потребностя-
MH, что они «гораздо счастливее» без об-
разования, что распространение просвеще-
ния в массах «ведет к упадку вультуры»
ит. д. Смысл этих «аргументов» векры-
вается, когда Элиот в главе «Культура и
политика» заявляет, что политические ин-
тересы должны быть исключительной при-
наллежностью правящей «элиты», и со-
жалеет о тех временах, когда народ то-
милея в невежестве и не мог претендовать
на участие в общественной жизни.

Под управлением  черчиллевекс-бевин-
ской «элиты» английская культура пере-
живает упадок и разложение, каких она
не знала за все время своего существова-
ния. Это вполне устраивает Элиота и его
сообщников, деятельно способствующих
уничтожению истинной культуры. Но ед-
ва ли это может устроить английский на-
род, который вынужден кормить и поить
фашиетско-декадентекую банду,  сговари-
вающуюся у него на глазах о том, чтобы
держать народ в невежестве и лишить ‘его
доступа к науке и искусству.

Бессильная ярость обуревает Элиота.
Советский Союз высится, как могучий утес
социализма. Страны народной демократии в
Европе и в Азии, покончив с эксплоататор-
скими классами, строят новую, демократи-
ческую. культуру, вовлекая в это строи-
тельетво миллионные массы. Капиталисти-
ческий мир все глубже погружается. в хаос
BK культурное одичание, Есть от чего злоб-
CTBOBaTh мелнолобому поборнику реакции,
	Томас Отэрне Элиот, лидер англо-амери-
канской декадентской поэзии, усерлно рек-
ламируется капиталистической прессой. Его
можно считать одним из главных декалент-
ских вредителей в новейшей западной ли-
тературе. Элиот выступает не только на
поприще поэзии, но также, как историк
литературы и критик; он мнит себя зако-
нодателем литературных оценок и вкусов.

Время от времени приходитея читать в
английской и американской прессе востор-
женные излияния по адресу этого сноба.

Реклама, которой окружен Элиот, далеко
не случайна. Под личиной жреца чистого
искусства скрывается матерый реакционер.
Именно поэтому Элиот получил  Нобелев-
скую премию и является ближайшим кан-,
дидатом на полупридворную должность.
поэта-лауреата в Англии.

Во время войны © гитлеровской Герма-
нией Элиот несколько стушевалея, видимо,
опасаясь, что английский народ не захо-
чет терпеть его реакционную галиматью.
Но сейчас, осмелев, он выступил с книгой
под претенциозным названием «В вопросу
@ TOM, FTO такое культура». о

Убогая философия Элиота имеет отчет-
ливую классовую направленность. Внига
пронизана ненавистью в народу, я в демо-
кратии. Очевидно, Элиот решил, что в 0б-
становке разгула англо-американской им-
периалистической реакции он может поз-
‚волить ©ебе высказаться без етеснения.
  Вонцепция Элиота не отличаетея чрез-
мерной свежестью. Культура, по его мне-
нию, может успешно развиваться лишь в
обществе, где есть стоящие над народом
выешие классы. Культура должна быть
достоянием избранных — «элиты», Kak
предпочитает выражаться Элиот, богатой и
знатной верхушки общества, передающей
10. наследству свои классовые привилегии.
Основная подпора культуры есть религия,
и прежде всего католическая религия...
Всякая попытка устранить «элиту» и
подпирающую ее церковь ведет к разру-
шению культуры. Таковы вкратце основ-
ные положения книги Элиота. .

Поистине, нужно иметь медный лоб, 1 бес-
стыдетво в соединении с тупостью, чтобы
	так откровенно выбалтывать планы капи-
талистической олигархии.
	T. S, Eliot. ,.Notes towards the Definition
of Culture“. New Vork. 1949.
	ФИЛОСОФИЯ БИЗНЕСА _
	Франции, Германии, Италии и т. д., став В
ХХ в. едва ли не самым модным течением
реакционной буржуазной философии.

Прагматизм возник как одна из форм
империалистической резкцийи на револю-
ционное движение рабочего класса и его
философию — диалектический материализм.

Сущность прагматизма наиболее ярко
выражена в «учении» Дьюи, которое он
называет «инетрументализмом».

Веякую мысль, всякий взгляд или систе-
му взглядов, теорию, учение Дьюй расемат-
ривает как инструмент, назначение кото-
рого состоит в том, чтобы помогать бизнее-
мену «анализировать» встречающиеся на
его «деловом» пути затруднения и прео-
долевать их. Именно в этом смыеле Дьюий
называет свою философию  «инструмента-
лизмом», т. е. теорией подыскания — под-
бора различного рода «инелрументов» для
преодоления любых «затруднений». Вся
жизнь и деятельность людей — утвержда-
et Льюи — это. непрерывная цепь, бизне-
сов. Важдый бизнес сопряжен со своими
трудностями. Каждая трудность требует
особых «инструментов» для ее преодоле-
ния. Инструментализм — это такой «фило-
софский ящик», который претендует на. то,
чтобы содержать в себе «инетрументы» на
все случай жизни.

Заглянув в «яшик» Дьюй, легко убе-
дитьея в Том, что весь его «инструмента-
рий» предназначен для обслуживания аме-
риканской империалистической политики.
Другими. словами, еели в ковие ХХ и в
начале ХХ века инструментализм выету-
пал как «философия успешного конкурен-
та», философия лельца и делячеества, огра-
ниченного  эксопанеионистевими ‘рамками
«доктрины Монроэ» — «Америка для аме-
риканцев» («малый бизнес»), то поеле вто-
рой мировой войны он етал активным. по-
литическим орудием на службе американ-
ской империалистической буржуазии в.мас-
штабах «доктрины Трумэна» — «Весь мир
для американцев» («большой бизнее»).

«Большой бизнес» означает новый курс
внутренней и внешней политики  Уолл-
стрита — курсе Ha Фашизм и военную
агрессию. «Большой бизнес» ныне лежит в
основе всех писаний  инструменталистов.
Проповедь фашизма. Философекое оправда-
	В латере философских  прислужников

американского империализма за последнее
время наблюдалось оживление. Составля-
лись приветственные телеграммы, стряпа-
лись хвалебные статьи, сочинялись. льети-
вые спичи... Шла подготовка в юбилею!
Исполнялось 90 лет одному из гнусней-
ших обокурантов ХХ века — главарю co-
временных американских прапматистов —
Джону Дьюи.
_ Чем же вызывается такая. горячая симпа-
тия акул империалистического мира (ибо
подобные. именины не могли бы праздно-
ваться без их посильной помощи) к главе
«инструментального учения»?

Несомненно, у Дьюи есть немало лич-
ных заслуг перед хозяевами Уолл-стрита.

Но заслуги — заслугами, а из одного
только чувства благодарности уолл-стри-
товекие дельты не стали бы уделять так
умного внимания чествованию Дьюи. Все
дело в`том, что это чествование исполь-
зуется в. качестве удобного предлога для
популяризации идей прагматизуа — инст-
рументализма. Что же представляют собой:
эти «идеи»? Почему в популяризации их
заннтересованы  заправилы империалиети-
ческого мира? Да потому, что это философ-
ское течение полностью приспособлено к
текущему курсу американской имнериали-
стической политики.

«Прагма»:— по-гречески означает дело,
действие. Прагматизм об`являет себя фи-
лософией действия. понимая пол действием
наглую напористость и пиничное деляче-
ство. Он возводит в теоретический прив-
цио беззастенчивость: думай только о ево-
ем успехе; бизнесе — вот критерий твоих
мыслей, чувств, поведения. Не теряй вре-
мени на общее дело — это «абстрактно»,
живи частным, личным—это «конкретно».
Время — деньги. Прибыль есть — значит,
твое поведение «истинно», прибыли нет —
значит, оно «ложно». Измеряй вее на’ дол-
тары, ибо «вее есть товар»; и честь п со-
весть... Все покупается и продается! В 05-
щем это законченное мировоззрение бессо-
вестного приобретательетва.

Именно благоларя этим своим «принни-
пам» прагматизм так пришелея по вкусу
империалистической буржуазии не только

ША. но и других стран — Англии,
	«Литературная газета» выходит два раза
	неделю: по средам и субботам.
	Четвертая книга альманаха «Дружба народов»
	Теория и критика представлены статьей
Л. Климовича «За марксистско-ленинское
освещение истории литературы и искусства
народов Средней Азии и Азербайджана».

В альманахе напечатаны обзоры грузин-
ского журнала <‹Мнатоби» (Г, Маргвела-
швили) а альманаха «Казахстан» (Ю. Ка-
лашников).

В библиографическом отделе помешены
рецензии на поэму М. Рагима «Нал Ленин-
гралом» (Н. Калитин), на сборник Н. Тихо-
нова «Грузинская весна» (В. Гольцев), #a
ромав абхазского писателя И. Папаскири «К
долгой жизни» (К. Зелинский), на повесть
Г. Леберехта «Свет в Коорди» (Л.. Тоом),
на роман Т. Семушкина «Алитет уходит в
горы» (М. Никитин), на повесть удэгейско-
го писателя Джанси Кимонко «Зарево над
лесами» (Г. Колесникова), на работу Л. Аса-
тианв «Пушкин и грузинская культура»
(В. Мтквардалеули).
	Вышла из печати четвертая книга аль:
манаха «Дружба народов». Номер откры-
вается стихотворением Н. Грибачева «Сло-
во к боевым друзьям». Поэтический отдел
включает подборку стихотворений баш-
кирских поэтов — С. Кудаша, Р. Нигмати,
А. Вали, Б. BaxGaa, абхазских поэтов
И. Тарбы и Б. Шинкуба, «Стихи об Apme-
нии» В. Звягинцевой и др,

В отделе прозы помещены рассказы, по-
священные нашей колхозной деревне: Юрия
Яновского — «Степная коммуна», латышеко:
го писателя Ж. Грива — «Мечты Кадыра
Ачубаева», литовского писателя А. Баужа—
«У порога», «Эстонские рассказы» О. Тоо-
минга, очерки Ю. Смолича «В пути» и
Н. Кладо «Созвездие».

В отделе «Трибуна писателя» — путевые
заметки делегата Всемирного конгресса в
защиту мира Н. Заряна — «Цитадель мира».
В отделе «Литературное наследство» — ста-
toa Л. Новиченко «Панас Мирный».
	Главный бедактор В. ЕРМИЛОВ.
	Редакционная коллегия: Н. АТАРОВ, А. БАУЛИН (зам. главного редактора),
Б. ГОРБАТОВ. А. КОРНЕЙЧУК, Л. ЛЕОНОВ, А. МАКАРОВ, М. МИТИН,
Н. ПОГОДИН. П. ПРОНИН. А, ТВАРДОВСКИЙ,
		Я Я Е ЕЕ oe

Lymer oon

Адрес редакции и издагельства: 2-й Обыденский sep. 14 (для телеграмм — Москва, Лиггазета) Телефоны: секретариат — Г 6-47-41, Гб 31.40 отделы: nurepary pe а искусства -
внутренней жизни — Гб 47-20, межлунаролвой жизни — Г 6-43 62. науки — Гб 39-20, явформаний — Г 6-44-89, отдела писем — Г 6-38-60, издательство — К 0-36-84, Г 6-45-45.

Типография имени И, И. Скворцова- Степанова, Москва, Пушкинская. площадь,