Гордость
_ русской
	Юбилей Малого театра — праздник все-
народный, С сердечной радостью и rop-
достью рукоплещут все советские люди,
Bee зарубежные друзья нашей страны
прославленному русскому театру,  кото-
рый сегодня так же юн. так же полон
молодого вдохновения, как и 125 лет
назад, когда он начал свой прекрасный
путь в искусстве.

Праздник Малого театра глубоко волнует
и вызывает патриотические чувства у со-
ветского человека. Как великая русская
литература, как сокровища Третьяковской
галлереи и шедевры Баженова, Малый
театр воплотил в себе лучшие; дратоцен-
нейшие черты национального творческого
тения. В его искусстве мы узнаём светтый
разум и благородную душу нашего народа,
его несгибаемую волю, его порыв в бу-
дущее. Театр поднялся в то замечательное
время, когда лучшие сыны России, мечтав-
шие об обновлении родины, готовили вос-
стание на Сенатской площади. Малый
чеатр собрал; впитал в себя свободолюби-
вые, патриотические чувства современни-
ков; сделал их своим знаменем. Эти чув-
ства подняли его творчество на высшую
ступень, сделали его одним из самых за-
мечательных явлений русской культуры.

Русский народ стремился к правде, в
свободе,—и Малый театр сделал жизнен-
ную правду своим священным девизом, (о
ецены Малого театра звучали волнующие
голоса Щепкина, Мочалова,  Садовеких,
Федотовой, Ермоловой — великих человеко-
яюбцев, будивших самые светлые, самые
зозвышенные чувства во еердцах зрителей.

Русский народ стремился возвеличить
свою Родину, очистить ее от мерзостей
крепостного строя, освободить ее от само-
державно-поменичьего деспотизма, от рает-
пенной морали окоплоататоров, — и Малый
чбатр сделал свою сценическую площадку
трибуной Грибоедова, Гоголя; Островского,
этих великих гуманистов, страстно нена-
зидевших «темное царство».

Малый театр всегда был хранителем
подлинно национальной формы в искусст-
ве — хранителем строгим, чутким, непри-
миримым. Сквозь все перекрестные влия-
ния, сквозь все формалистические ув-
лечения, заблуждения времен реакции
он пронес нерушимой, = незапятнанной
свою художественную форму — чистую,
ясную, прозрачную, как русская’ пее-
ня! Он всегда по праву считался учи-
телем и блюстителем чистоты русской ре-
чи, академией народно-литературного язы-
ка. Писатели и актеры многих поколений
приходили в Малый театр, как в школу,
чтобы проверить себя, поучиться; Ha-
строить свой слух по камертону Михаила,
Щепкина, Прова Садовского, Гликерии Фе-
дотовой, Александры `Яблочкиной, Евдо-
кии Турчаниновой. Народность — неот’ем-
лемая черта подлинно художественной фор-
мы, В ней и ясность мысли, и блатородет-
во чувств, и Та 060бая душевность; кото-
рая увлекает, покоряет зрителя неотрази-
мо. Мастера Малого театра превыше всего
ставили народность искусства и охраняли
свою сцену от тлетворных влияний дегра-
дирующего искусства: Запада, от всех и
всяческих проявлений декаданса, форма-
‘дизма, космополитизма-
	Мы чтим Малый тезтр, как театр воин-
етвующий. В труднейших условиях, когда
его сцена считалась «императорской»,
прогрессивные деятели этого театра проти-
вопоставляли требованиям царских сатра-
пов свои передовые, демократические
взгляды на искусство. Сквозь препоны
царской цензуры до зрителя доносилось
евободолюбивое, честное, прямое слово ху-
		Ne 86 (2573)
		СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР
			Беликая Октябрьская
содиалистическая  рево-
люция дала Малому те-
атру новую, еще более
плодотворную жизнь, В
советские годы он стал
подлинным оплотом реа-
листического искусства—
он выступил, как убеж-
денный противник «ле-

УРЫ вацкого», гнилого, фор-
у малистического театра.
УЖестокую борьбу  при-
шлось вести Малому театру в первые
тоды революции с формалистами и э6те-
тами. Малый театр победил в этой борьбе,
цобедил благодаря верноети своим резли-
стическим традициям.

Партия Ленина-—Сталина открыла пе-
ред старейшим театром самые широкие,
самые увлекательные перспективы. Влас-
сический реалистический театр вступил на
дорогу сопиалистического реализма. К его
великолепным принципам прошлого приба-
вился новый; решающий принцип партий-
ности. И этот ленинско-сталинский прин-
Wan принес Малому театру такие идейно-
творческие победы, как спектакли <Лю-
бовь Яровая», «Огненный мост», «Бойцы»,
«Слава», «В степях Украины», «Фронт»,
«За тех, кто в море!», «Великая сила»,
«Московский характер» и другие постанов-
ки лучших произведений советской драма-
тургии. ok

Малый театр выступает сейчас как
неустанный пропатандист советской идео-
логии; как глашатай идей коммунизма.
В этом — органическое единство его демо-
кратического прошлого, его коммунистиче-
ского настоящего,

Твердо и верно стояли на своем пути
замечательные «старики» Малого театра.
Честь и всенародная любовь им за это!
Глубоко знаменательным представляется
TOT факт, что первой актрисой, удостоен-
ной звания Народной артистки, была
истинная дочь Малого театра — Мария
Ермолова. В стенах «дома Шепкина»,
«второго Московского университета», вы-
росли и возмужали мастера сцены,
возглавивиие  советекое театральное ис-
вусетво. Здесь истоки творческой  ис-
тории Московского художественного че-
атра, гениальные создатели которого
В. С. Станиславский и Вл. И. Немиро-
вич-Данченко учились правде в искусстве
У своих старших братьев — корифеев
`Малого театра. 4

Сейчас, в наши дни, на подмостки ста-
рейшего театра Москвы выходят новые и
новые актеры и актрисы, достойные
своих учителей и вдохновителей. Нера-
сторжима связь поколений мастеров Мало-
го театра. Вперед и вперед шагает
любимый театр — гордость и слава родной
социалистической „культуры, и будущее
его еще прекраснее, чем славное прошлое.

«И я думаю, товарищи, — говорил М. И.
Валинин 3 1937 оду, вручая пра-
вительственные награды мастерам Малого
‘театра, — что реалистическое направление,
являющееся традиционным для Малого
театра, обогащенное 20-летним опытом
пролетарской революции, обогащенное rpo-
мадным распространением коммунизма,
дает в будущем возможность еще больше
развернуть вам могучие творческие, силы».

Предсказание ‘товарища Калинина сбы-
лось: творческие силы Малого театра pas-
виваются е каждым годом все более ши-
роко, все’ более чудесно, раскрывая в
художественных образах идеи коммунизма.

Праздник Малого  тоатра — торжество
всего советского искусства, всей социаяи-
стической культуры, самой передовой, ca-
мой демократической в мире. Наша куль-
тура выражает передовые идеи’ века, ухо-
дит всеми своими корнями в глубокие тол-
щи народа, именно там питается жизнен-
ными соками, чтобы с еще большей силой
служить общенародному делу — строитель-
CTBY коммунизма.

Мы живем в Великую эпоху, освещен-
ную гением Иосифа Виссарионовича.
Сталина. Безмерное счастье советских
художников — творить и двигать вперед и
вперед могучее искусство сталинского.

п Я ада

ЗИ НЫЕ
	‚ Юбилейная. сессия _
‘ВАСХНИЛ _
	  ствительные члены Академии наук СОХР,
	работники научно-исследовательских инсти-
тутов и опытных станций, президенты
республиканских академий и свыше семи-
десяти передовиков сельского хозяйства —
Героев Социалистического Труда, © кото-
рыми академия повседневно поддерживает
тесную связь. .

Юбилейная сессия заслушает доклад
президента академии академика Т. Д.
сенко. на тому «Итоги работы’ Веесоюзной
академии = сельскохозяйственных = наук
имени В. И. Ленина и’ задачи сельскохо-
зяйственной науки».
	Лекнии о советской
	художественной литературе
	Всесоюзное. общество по распростране-
нию политических и научных знаний сов-
местно с Московским университетом амени
М. В. Ломоносова организует цикл пуб-
	личных лекции, посвященных советской
художественной литературе.
Состоятся лекции на темы: «Мировое
	значение советской художественной лите-
ратуры», «Пути развития советской лите-
ратуры» и другие. Отдельные лекции по-
свящаются творчеству основоположника
пролетарской литературы А, М. Горького, _
а также Вл. Маяковского, А. Серафимо-
вича, Д. Фурманова, Н. Островского, А:
Макаренко, А. Толстого, А, Фадеева’ и
других советских писателей.
		культуры
	То

-— Аорошая публика — стоит. играть!

Прославленные актеры театра в не-
погодь, в стужу едут по темной, угрюмой
военной Москве на окраины, в клубы, в
враснозрмейские части и несут туда прав-
ду искусства и жизни.

А в знаменательный день, когда B 3Hak
уважения и любви к влдохновенному apy
	м. Н. Ермоловой советский народ увенчал
	CC сценическую жизнь званием нервой
«Народной артистки республики», — первым
встает в зале, приветствуя  Ермолову,
Владимир Ильич Ленин, и за ним в стихий-
ной буре оваций подымаютея все пристт-
ствующие. В лице Еомоловой советский
	ствующие. 6 лице врмоловой советский
народ приветствовал весь Малый театр,
	славная история которого была историей

борьбы и протеста против «темного цар-
ства».
	Малый театр долгие толы Mor только
	мечтать 0 том зрителе, которого он увидел
в своих стенах после Великого Октября.
И Малый--театр первым понял, что этому
новому зрителю нужно и новое искусство.
	Малый театр’ твердо стоял на позипиях
	уничтожающий, реализм, выполняющий
функцию острого оружия в борьбе за буду-
‘щее. После Октября это будущее стало
явью, и театр первым в стране понял, что
отныне настала новая пора и что, оста-
ваясь верным традициям реализма, он
должен изменить качество этого реализма,
превратить его. в жизнеутверждающий
полнокровный реализм отражения нового
мира. ,

В 1926 тоду Малый театр показал
советскому . зрителю первую’ настоящую
советскую пьесу — «Любовь Яровая»
К. Тренева, пьесу о победившем. народе.
	Это был благородный и смелый почин
в те дни, когда другие театры еще жили
одной классикой и пробавлялись перевод-
ными развлекательными драмрукоделиями,
когда самый термин «советская пьеса»
вызывал кривые и сомнительные усмеш-
ки у эстетов и театральных. «зубров».
	И советский зритель ответил на этот
почин восторженным приемом спектакля.
Премьера превратилась в триумф. Люди,
сидевшие в зрительном зале, видели и
узнавали на сдене себя и свою правду, за
которую они самоотверженно сражались и
победили. deg был сломан. «Любовью
Яровой» Малый театр доказал право пер-
воролства советского репертуара на совет-
	ской сцене.
	Бор. РОМАШОВ
	роли жены адвоката А. Яблочкина, з из
эпизодической фигуры о политкомиссара
	Октябрьское солнце с летней щедростью
обливает серебряным блеском склоненную
на грудь, широколобую. бронзовую голову
Александра Николаевича Островского. 30-
лотыми пластинками осыпаются последние
листья в молодых липок в сквере Большо-
го театра. И широкоплечее желтое здание
Малого театра. тоже кажется золотым в
солнечном свете, крепким и молодым...

125 лет! Век с четвертью! Несколько
человеческих поколений и мощный пласт
событий, ставших историей. Но сквозь эти
тоды нетденно молодым проходит подлин-
ное искусство. А
	Пусть историки ‘театра с тщательной
точностью запечатлевают долгий и слав-
ный путь, путь старейшего и прекрасней-
шего русского театра. Нам интереснее и
ближе молодой Малый театр, родившийся
в зарницах великой грозы семнадпатого
года, заживший новой жизнью, ставший
гордостью советского театрального искусет-
ва. Наш Малый тезту.
	Мы, люди советского времени, с. глубо-
кой нежностью и теплотой помним, что
этот театр-ветеран, поседелый в сражени-
ях за правду искусства, первым пришел
в открытым сердцем навстречу новому
веку, новому зрителю, новой, высшей
правде освобожленного человечества.
	Трозные, железные тоды-—— тысяча де-
BATECOT восемнадцатый,  девятнадцатый,
двадцатый. Отиснув зубы, живет на голод-
‘ном пайке Москва, пославшая тысячи луч-
ших ‘своих сынов на’ фронты rpax-
данской войны. Холод в домах, холод в
цехах. И в театральных залах зрители
сидят в тулупах, валенках, скупо откусы-
вая здесь же черный, в заусеницах остей
хлеб.
	А во сцены звучит глубокий, полный
волнующих интонаций, могучий волшеб-
ством таланта голос \великой аклрисы Ep-
моловой. Она стоит в черном шелковом
платье, отройная, строгая и читает гнев-
ные строки монолога Марии Стюарт. И
отдавшая вею свою жизнь театру, уже на
грани заката, она кажется из зала вечно
молодой. Вот она прижала в груди eKpe-
щенные пальцы рук, и видно, что руки
дрожат. От стужи в зале? Нет! От влохно-
венного волнения творчества. А за кули-
сами Ольга Осиповна Садовская, прислу-
шиваясь в нвумолкаемому плеску аплоди-
сментов, глухо гремящих 33 занавесом, го-
ворит с горящими глазами, в которых дро-
Kar слезы задости:
		Малый театр без колебаний пошел по
вурсу, указанному ему маяком соцнали-
стической ‘революций, пошел  наветречу
	жизни. © его сцены зазвучали речи. на-.
	полненные большевиетеким содержанием,
речи строителей коммунистического завтра.
	Советская тема, советский спектакль ета-
ли ведущими на сцене «дома Шепкина».
	Чучшими. спектаклями довоенного периода
были пьесы советских драматургов:
«Бойцы» ВБ. Ромашова, «Скутаревский»
1. Леонова, «В стенях Украины» А. Кор-
нейчука, «Слава» В. Гусева.

В дни Великой Отечественной войны,
следуя своей традиции зачинателя, Малый
театр поставил пьесы А. Корнейчука
«Фронт», Ш. Феонова «Нашествие», и
постановка их на сцене Малого театра
внебла свою долю в общее военародное
дело победы. Бригады артистов Малого
театра появлялись на всех участках огром-
ного фронта, неся, в защитникам родины
призывные слова искусства, укрепляя дух
‘бойцов. Фронтовой филиал все время нахо-
дилея вместе с’ победоносной Советской
Армией и с ней вошел в развалины гитле-
ровской столицы. Слово актера стало на
фронте мощным орудием патриотического
воспитания советских ‘воинов.

В послевоенные годы Малый ’ театр
продолжает свою плодотворную‘ работу;
ставя пьесы советских драматургов,
отражающие великую сталинскую эпоху.
Его реалистические традиции окрепли еще
больше. .

Спектакли «За тех, кто в море!»,\ «Ве-
ликая сила» и «Московский характер»
	были отмечены высокой.  награлой —
Сталинскими премиями. Насыщенный `по-
литическим = темпераментом спектакль
	«озговор обреченных» ярко показал’ совет-
CKoMy зрителю обстановку напряженной
классовой борьбы в странах народной
демократии. :

В этих спектаклях Малый театр поеле-
довательно продолжал и развивал свою
творческую линию, линию социалистиче-
ского реализма, проникнутую  бозвым
Духом большевистекой партийности,

В своей благородной работе, направлен-
ной на развитие и под’ем советского
театрального искусства, наш вечно юный,
наш замечательный «дом Щепкина» —
передовой театр советского народа — свя-
то хранит верность лучшим, прогреесив-
ным заветам. Беззаветно верный искусству
й народу, он. ‘заслужил непоколебимую и
благодарную любовь нашей Родины.
	торые помогают ему расти, прислутиваясь
& голосам жизни, к требованиям народа.
Этого нельзя не чувствовать драматургу,
связанному дружбой с театром.

- Немало было таких встреч, когда листы
пъесы еще сохраняют тепло ваших рук,
когда хочется впервые услышать от акте-
ров, для которых вы писали, как это бу-
дет звучать на сцене! Отзывчивость Мало-
го Театра, его чувство нового были боль-
шим стимулом для развития и укрепления
нашей драматургии! Малый театр был ee
школой! :

За это я люблю Малый театр! Его твор-
ческую взволнованность, оптимистическое
искусство его мастеров, ем любовь к
жизни, его передовую мысль, его сцену —
«народную кафедру»; В талантливых ак-

терах видишь друзей и единомышленни-
ков!

В Малом театре сохранилось. отношение
Е драматургу, идущее еще со времен взели-
кого Щенкина, который говорил, что идеи
автора должны стать идеями актера! Прин-
ципиальноеть в дружбе, оенованная на
правдивых, прямых, творческих отноше-
ниях! Ослабление ее ведет, обычно, к
серьезным срывам, к ошибкам,

Эта дружба делает драматургов, связан-
ных с Малым. театром, его соратниками в
борьбе за народное, социалистическое, пар-
‘тийное искусство! о

В работе нал «Великой силой» мне при-
шлось лишний раз убедиться, как много
значит эта традиния дружбы и как огроч-
ны творческие ресурсы Малого театра. Та-
лантливый режиссер В. Зубов сумел
об’единить всех актеров, занятых в.
спектакле, вместе с автором и добиться
успеха,

Радостно видеть, как создаются образы
даровитыми актерами. С некоторыми из
‘них я встречался уже не раз. Многие из
‘них приобрели широкую популярность, что’
называется, выросли на советском репер-
туаре. Это уже крупные известные масте-
ра — Е. Гоголева, Н. Анненков, С. Межин-
свий, Н. Светловидов, Е. Шатрова, В. Вла-
диславский, С какой внимательностью ра-
ботают над образами современников мас-
тера старшего поколения Малого театра —
А. Яблочкина, П. Турчанинова, В. Рыжова,
М. Ленин, Помню, с каким блеском, в ка-
кой глубиной играл Рощина в «Смене ге-
роев» замечательный актер П. Садовский.

Приятно встретить даровитую растущую
молодежь — 0. Хорькову, И. Ликсо, Б. Те-
легина, М, Овчинникову, Р. Ивенину,.
В. Колосова.

Вогда я вспоминаю некоторые образы,
созданные актерами Малого театра в пье-
вах, написанных мною. мне кажется. что
	‚эти образы получили в Малом театре вое
	второе рождение, свою подлинную жизнь.
Разве можно за это не быть благодарным
театру!

Мне хочется пожелать Малому театру
всегда оставаться молодым в своем творче-
отве! Я глубоко убожден, что. перед. ним
	открываются перспективы небывалого рас-
цвета! М
	РАСШИРЯЕТСЯ ВЫПУСК
ЦВЕТНЫХ ФИЛЬМОВ
	Bee крупнейшие киностудии страны ©

1950 ‘года будут производить цветные  кар-
тины.
В настоящее время основной базой их
выпуска является стулия «Мосфильм». По-
чти все кинокартины, которые снимаются
в ее стенах, — цветные. Студия расширяет
сейчас свою энергетическую базу, увеличи-
вает число осветительных приборов и соз-
дает новые. Переоборулуется цех обработ-
ки цветной кинопленки, совершенствуется
с’емочная техника.

На-днях вступила в строй цветная лабо-
ратория студии «Ленфильм», оборудован-
ная по последнему слову советской техни-
ки. Такие же лаборатории создаются при
Центральной студии документальных филь-
мов в Москве, киевской и тбилисекой стуз
диях. Работы по их техническому оснаще-
нию будут закончены в 1950 голу.

Творческая мысль советских киноработ-
ников направлена на дальнейшее совершен: :
ствование пветного кино. В научно-иссле-
довательском  кино-фотоинституте создан
метод ускоренной обработки ‹ цветной
пленки, Предприятия’ промышленности уже
освоили выпуск нозых сортов пленок.
		Возрождение города Двин
	ЕВАН. (Наш корр.). Утвержден гене-
ральный план строительства горола Двин,
исторической армянской столицы, которая
была разрушена  татаро-монгольскими ор-
дами. - Г
„Новый город образуется путем об’единез
ния сел Верив и Неркин Двин, Норашен и
Верин Арташат. В настоящее время идет
застройка юго-западной части. города,

Правительство Армении утверлило гене»
ральные аланы реконструкции городов Tos
рис, Октемберян, Артик и девяти других
районных центров.
	Ло Советскому Союзу
ХРОНИКА КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ
	  $ Проскуров. В ознаменование 32-й го-
‘довшины Октября и десятилетия  воссое-
динения украинского народа в едином Ук-
раинском Советском государстве во всех
районах области состоялись сельские и
колхозные олимпиады, в которых ариняли
участие 50.000 человек. В районных смотрах
представлено около двух тысяз сельских,
колхозных и школьных драматических, хо-
ровых, музыкальных коллективов,
	® Рязань. Портретная галлерея знат-
ных земляков открылась в областном крае-
ведческом музее. Здесь имекуся портреты
великого русского  физиолога академика
И. Павлова. художника А. Архипова, уче-
ного почвоведа (1. Костычева, основопо»
ложника советской   аэродинамики С. Чан-
лыгина, народных артистов СССР_А. Алек-
сандрова и А. Пирогова, много портретов
Героев Советского Союза. .

Ф Баку. Города’ и районные нентры
Азербайджана получили за последнее вре-
мя много новых культурных учреждений.
В Шемахе закончено строительство Дома
учителя и Центральной библиотеки, в
Мингечауре — Дома культуры, Дома’ пар-
тийного просвешения и театра, в `Шамхо-
ре — стадиона. Закончено проектирование
нового Нахичеванского драматического те-
атра, рассчитанного ga 600 мест.
	’&® Таллин. Общественность столицы
Эстонии отметила 85-летие со дня рожде-
ния старейшей эстонской поэтессы Анны
Хаава. Перу А. Хаава принадлежит около
700 произведений. Сборники стихов. поэтес-
сы — «Волны», «Дети севера», «Стихотво-
рения», «О наших днях» — пользуются
большой ‘популярностью. Десятки стихов
А. Хаава переложены на музыку. Песни
«Не могу молчать», «Когда придешь —
принеси мне цветы» и другие стали любн-
мыми песнями эстонского народа.
	® ^арьков. Аспиравтскую группу орга-
‚низовал на’ велосипедном заводе област-
“HOH ‘Совет научных инженеоно-технических
обществ, В группе 15 инженеров, которые
готовятся к защите диссертаций на co-
искание ученой степени кандилата техни-
ческих наук. Аспирантские группы созда-
ются и на других крупнейших предприя-
тиях города.

Ф Орск (Чкаловская область).  Литера-
турные конференции‘ по произведениям,
улостоенным Сталинской премии, регуляр-
не проводи? Орская городская библиотека
имени Шевченко. На очередной конферен-
ции обсуждались книги: «Повесть о. на-
стоящем человеке» Б. Полевого, «Мололая
гвардия» А. Фадеева, «Далеко‘ от’ Москвы»
В Ажлева.
	@® Петрозаводск. Злесь состоялось co-
брание писателей‘ в литературных крити-
ков, на котором был заслушан доклад от-
ветственного секретаря правления ССП
Карело-Финской ССР А. Иванова о со:
стоянии и задачах литературной критики
в республике. Собрание решило созлать
секцию критиков. Руководителем ее из-
брана Д. Миролюбова — зав; кафедрой ли-
тературы Государственного  учительского
института,
	Дружба моя е Малым театром началаеь
He сразу... Правда, моя первая пьеса
«Федька-есаул» была сыграна молодежью,
воспитанной в школе Малого театра... Это
было в декабре 1924 тода. Спектакль
	Н. Востромекого. С О фигуры политкомиссара
Начало дружбы относился к более позд-! Штанге Н. Рыбников создал значительный
	0браз. ;

В постановке Л. Прозоровского глубоко
прозвучала идея, которую я хотел вло-
жить в пьесу. Это была победа искусства
Малого театра. И в дальнейшем меня вее-
да восхищало то мастерство, с которым
актеры Малого театра играют образы co-
временных советеких людей. Только худож-
ники, глубоко чувствующие современность,
могут так играть.
	Для Малого театра я написал пять пьес.
	И постоянно приглядывалея к чудесному
мастерству его актеров, изучал их изуми-
	нему времени, когда в Малом театре была
принята моя пьеса «Огненный моет»
(1928 г.). И с тех пор театр стал для
меня школой, подлинно «вторым унпиверел-
тетом»... `В нем встретил я много необы-
чайно талантливых актеров, близость е ко-
торыми обогащала меня как драматурга,
правдивая реалистическая школа их искус-
ства и требования, которые они прел’ив-
ляли во время работы над образами, по-
служили для меня настоящими уроками.
	дожников-демократов 7   pera! а
В первой же встрече меня поразила. не-

FT —   обычайная бережность к слову, которую
проявлял режиссер «Огненного моста»

Конференпия Tio роппогам TOCVTIINCTPRaA Л. Прозоровекий и актеры, занятые в пье-

46... онимание 5 лаконичности и вырази-
тельности речи, строгий учет ее. сцениче-
ского звучания (ничего лишнего) были од-
ним из первых уроков. Второе — и не ме-
нее главное стремление к строгому дра-
матическому построению, чтобы все obpa-
вы были предельно ясны. Еше в беседе за
столом с автором актеры заботились, чтобы
интерес к каждому из персонажей не осла-
бевал у зрителя...

Но особенно важно было добиться вер-
ного звучания снектакля...

В Малый театр входил я ¢ трепетом.
Мне казалось, что моя пьеса недостойна
ero сцены. В т0 же время мне думалось,
что герои пьесы могут не получить пол-
ного раскрытия, принимая во внимание,
что написаны они не очень  мастереки...
Меня ждало необычайное, полное неожи-
данностей открытие. (Я сразу понал see
	Конференция по вопросам государства
и права в странах народной демократии
	ЛЕНИНГРАД. (Наш; корр.). На-днях в ла доклады лонента И. В. Зильбермана
	«Влассовая сущность государства стран
народной демократии». профессора В. М.
Догадова «Трудовое законодательство в
странах народной демократии», профеесора
М. Д. Шаргородского «Основные вопросы
уголовного права в странах народной: де-
мократии» и профессора ЛД. И. Поволонкого
«Фсновные приннипы суда и процесса в
странах народной демократии». Ряд вопро-
вов госуларственного гражданского и зе-
мельного права был освещен в прениях.

С этого года в Ленинградеком юридиче-
ском институте им. Балинина и на юриди-
чесвом факультете Ленинградского государ-
ственного ордена Ленина университета им.
А. А. Жданова будут читаться спепиаль-
	Денинградеком юридическом институте им.
М. И. Калинина состоялась научная кон-
ференция, посвященная вопросам государ-
ства и права в странах народной демокра-
тии. Конференция привлекла широкое вни-
мание профессоров и преподавателей инсти-
тута, студенчества, работников суда и про-
куратуры Ленинграда. ‘

_ Открывая’ конференцию, профессор С. И.
Асканази подчеркнул огромный интерее, ко-
	торый представляют для советской юриди-.
	ческой науки коренные изменения, произо-
шедшие после окончания второй мировой
войны в государственном устройетве и пра-
вовых институтах Польши, Чехословакии,
Болгарии, Румынии, Венгрии и Албании,
а также в народно-демократических стра-
нах Азии, в том числе в молодой Народной
республике Китая, Конференция заслуша-
	вые курсы; посвященные вопросам: госу о ах 0 Па BU
дарства и права в странах наролной. де- значение замечательной школы русского
моклатии, сценического реализма. Как она обогати-
	ла образы моей пьесы.., Вак будто то, что
я задумал, именно в Ом воплощении по-
лучало свою подлинную реализацию, но
неизмеримо более высокую...
Замечательные мастера были заняты в
спектакле — В. Пашенная, А. Яблочкина,
М. Климов, С. Кузнецов, В. Ольховекий,
Н. Рыбников, А, Васенин,—они поразили
меня жизненностью, глубиной, яркостью
исполнения. Образы стали богаче, 0об’ем-
нее, тиничнее...
Перевеплощение многих актеров  бы-
10 Поразительно, — особенно талантливого
В. Ольховского, который играл директора
завода, коммуниста Хомутова. Bo всем,
начиная от грима и кончая ивтонаниями,
он значительно углубил, расширил 9браз.
	йрок был С. Вузненов в образе  Гениа-
дия Дубравина,—Из седого, немолодого че-
ловека он ‘превратилея в молоденького,
тшелушного офицервка в пенене, а как он
передавал его поллую сущность! Baecra-
щий юмор М. Климова помог ему создать
яркую сатирическую фигуру фанфарона —
влвоката Лубравина,.. Обаятельна была в
	тельную русскую речь, много оеседовал с   к драматургу, идущее ет
ними, слушал их тонкие замечания, смот-   кого Шенкина, который
pea в других ролях. Все это принесло мне   автора должны стать иде:
огромную пользу. 1 ципиальность в дружбе.
	огромную пользу.

В работе над пьесой «Бойцы», которая
была для меня очень значительной, я изу-
чал военную среду. людей Враеной Армии.
	й впервые задалея целью построить пьесу
	не на традиционном конфликте, а на раз-
витии характеров, на столкновений миро-
воззрений. Начались репетиции. При ветре-
	  Чах с актерами, участниками спектакля, я
	видел их горячее стремление узнать о том,
что стоит за драматургическим  материа-
лом, о той действительности, которую от-
ражает пьеса. Они хотели играть не толь-
Ко самое ньесу, а именно эту живую дей-
ствительность! От меня требовали расска-
30B 0 Людях, 0 встречах; спектакль
был обетавлен  веесторонним — изучени-
ем условий быта и учебы Красной Ар-
мии; несколько раз выезжали в части,
слушали беседы, встречались в командира-
ми. Все это дало блестящие результаты.
Актеры играли с удивительным правдопо-
добием, я сказал бы, — меньше всего «иг-
рали», но жили в образах. Очень яркой и
типичной была фигура командира корпуса
Гулина в исполнении Н. Светловидова,
Умно и тонко был трактован образ комди-
ва Берга С. Межинским. Жизненно upas-
див был В. Владиелавский. созлавший  0б-
	раз передового советекого ученого. «бойца
	В Науке», старого академика Ленчицкого.
Kak убедителен был в роли начшитаба
Ленчицкого М. Ленин. Не было ни одной
фальшивой фигуры в спектакле. Лаже не-
большие образы были необычайно интерес-
ны: актриса Башилова в исполнении Ё. Го-
голевой, старушка мать Гулина — М, Блю-
менталь-Тамарина и Е. Турчанинова; а
как выразителен был С. Головин. создав-
ший яркую фигуру прохолимпа Basaera.
	Опектакль был глубоко патриотичным,
	Да, эм было побелой сценического реа-
лизма Малого театра, но реализма, обога-
щенног» новым. социалистическим. содержа-
нием советской эпохи. *

Малый театр все время развивал свой
Замечательные гражданские традиции, ко-
	НАУЧНЫЕ КОНКУРСЫ В 1950 году
	Академия’ наук СССР об’явила конкурсы
на соискание в 1950 году 61 премии и 30-
лотой медали имени великих деятелей оте-
чественной науки, Установленные  прави-
тельством премии присуждаются президиу-
MOM академии авторам выдающихся иселе-
дований, которые развивают идеи создате-
лей наших научных школ.

Первые премии были учреждены в
1934 году — имени гениев русской науки
И. П. Павлова и Д.И. Менделеева, Всего
до настоящего времени учреждено 56 пре-
мий в сумме от 5.000 до 50.000 рублей и
пять золотых‘ медалей — имени А. С. Мопо-
ва, И. И. Мечникова, В. В. Докучаева,
А. П. Карпинского и И. П. Павлова.

Премии имени В. Г. Белинского первой и
второй степени (25.000 и 15.000 рублей)
ежегодно присуждаются за лучшие науч-
ные работы в области литературной крити-
ки и изучения жизни и деятельности вели-
кого русского критика — революционного
демократа. ОЙ
	we

Об‘явлен конкурс на соискание золотой
медали имени И. И. Мечникова, которой
удостаиваются авторы выдающихся трудов
по микробиологии, иммунологии, эпидемио-
логии, лечению инфекционных болезней ив
области биологии. Ученые-биологи примут
участие также в конкурсах на соискание
премий имени К. А. Тимирязева, В. Л. Ко-
марова, А. О. Ковалевского, Золотая ме-
даль и премия имени И. П. Павлова будут
присуждаться за лучшие работы по физио-
логии.

Важнейшие работы ученых-геологов от-
мечаются премией имени’ С. М. Кирова и
золотой медалью имени А. П. Карпинского.
Всего по отделению геолого-географиче-
ских наук в 1950 году проводятся конкур-
сы на сойскание пяти премий и двух золо-
тых медалей.

В конкурсах ва соискание премий будут
участвовать также физики, математики, хи-
мики и представители других разделов со-
ветской науки.