омли Кузнецкой
	ночи, когда никто не спал, пробиз
а я нему на помощь, ие зы. He
будет больше «невмешательства» в pat ore
Рогова и Дубинцева. И никого не обма»
нут твперь «рекорды» Деренкова, axe
ра-единоличника, жадного к легко т.
че, равнодушного К судьбе  товарище

Потому Tak интересно читать роман
‘А. Волошина, что 3% каждым событием
жизни на шахте, 38 розовая
делами перед изми встают живые судьбы

Я ана из 9 ПОПА ЛЯНООЯ.
	ЖИВЫХ ‘людей, их раздумья, переживания,

С АВ Е ДО
	ЧУ ЮО АА ФЕТ?

столкновения и споры, Радостный пафос
труда, как творчества, новаторства, тор“
жества человеческой мысли, вооружен»
ной невиданной техникой, определяет зву-
чание романа, Большая заолуга писателя
в том, что он живо и ярко запечатлел
облик сегодняшнего советского рабочего,
Герои А. Волошина не довольствуются
тем, чтобы «выжать» из техники все,
что она может дать. Они сами создают,
творят новую технику, и уже не воетдь
отличишь «простого рабочего» от инже-
нера! Вот, например; забойщик Афанасий
Вощин. «Профессор скоростной проход“
ки»,— называет. его. шутя секретарь горко“
ма партии. Но как много» большой жизнен-
ной правды в этом шутливом названии!
	Удивительная особенность книги — дей-
	ствие почти все время происходит под 36м>
	лей, в забое, в темных ходах и пиревал,
но читателя ни на минуту He оставляет
ощущение широты, простора, размаха:

Лучше всего писателю удались образы
тех людей, которые непосредственно участ-
вуют в настунлении на Уголь. Но веды
мы встречаемся в романе и с Такими ге-
`роями, которые не работают в 38606: лю
бимая девушка Рогова —— Валя, подруга Cres
пана Данилова — Тоня, мать Николая Ду
бинцева — Зинзида Ивановна. Образы этих
людей получились в романе неясными,
расплывчатыми, У каждого из них есть
какое-то свое большое дело, которому чо»
ловек отдает свои силы, способности, даро-
ванья. Однако Волошин, к сожалению, н9
сумел убедительно показать нам то, чм
составляет внутреннее содержание STUY
лтодей.

Большое место в романе занимает 0браз
парторга шахты Бондарчука:  Удалися
писателю. страницы, где рассказывается @
Том, как, вотретившись после рабочего
дня, Ротв и Бондарчук, словно не виде
лись месяц, делялоя наблюдениями, Waa
нами на будущее, обсуждают минувший
рабочий день. Однако гораздо слабее pace
крыта деятельность Бондарчука в коллек“
тиве, его связи с рядовыми шахтерами,
руководство коммунистами и  комсомоль»
пами. и
	«В небольшой комнатке партбюро посто
янно’ толнились люди, пишет автор,
одни расспрашивали о своем деле, другие
получали задания, третьи докладывали»;
Однако, читатель не узнает, о каком деле
расспрашивали одни, какие задания полу»
чали другие, ‘0 ‘чем’ докладывали третьи.

Й еще один упрек следуей сделать пи»
сателю. Очень хорошо, что ои изображает
человека в труде, в действии, отказываясь
от «традиционных» описательных харак»
теристик. Но напрасно Волошин пренебре»
гает таким изобразительным средством;
как, скажем, портрет. Парторга Бондау-
чука, например, автор называет «лобастым
человеком»; ‘пише’ ©’ ето «врутолобой To-
nope». Но’ ‘когда’ читатель узнает,” что и
секретать горкома’ партии -— человек, «в
лобастой головой», — читатель попросту
перестает ‘верить в эту художественную
деталь, она кажется ему случайной. В 0д-
ном месте о том же Бондарчуке говорится,
что у него ‘«весвлые глаза», с ‘«искорка-
ми», а в другом,— что глаза у него «вии
мательные и очень спокойные». Трудно
представить ‘себе живое лицо героя, если
сам ‘автор не’’видит 610.
	Пожелаем Волошину преодолеть и ‘устра-
нить эти недостатки в работе пад отдель-
ным изданием и второй частью романа. И
тогда читатель еще больше полюбит эту
живую и умную книгу о чудесных людях
seman Кузнецкой, 06 их большом походе
за новое, 06 их борьбе и победе.
	RUTHER
По следам выступлений

«Литературной газеты»
TA EPG PHOL возеты»
	«Телеграмма ‘из. Краснокамска»
	В связи с опубликованной в «Литератур-
ной газете» (№ 85 от 22 октября) теле-
граммой ‚из Краснокамска министр путей
сообщения СССР тов. Б; Бешщев, сообщил
редакции, что министерство приняло меры
для обеспечения Краснокамского бумажно-
го комбината вагонами,

инистр указал начальнику ‘Пермской
железной дороги тов. Самохвалову ‘на за
держку вывоза. бумаги из-за недостатка
вагонов, Тов. Самохвалов предупрежден о
том, что он несет личную ответственность
за бесперебойную подачу вагонов Красно:
камскому бумажному комбинату, За срыв
погрузки бумаги наложены взыскания на
начальника. службы движения Пермской
дороги тов, Шпаковича и начальника гру-
зовой службы дороги тов. Злобина.
	«Уход от современности»
	Diopo партийной организации восточного
факультета Ленинградского университета
обсудило статью «Уход от современности»,
помещенную‘ в «Литературной газете» от
7 сентября 1949 года, и приелало в pe
дакцию решение, в, котором говорится,
что статья правильно вскрывает’ недобтат-
ки в ‘работе кафедры монгольской филоло-
гии ‘Ленинградского университета и в на-
учной деятельности ‘отдельных: ее ботруд-
НИКОВ,

Партбюро указало и. о. заведующего ка-
федрой доценту Д. Алексееву на необхо-
димость критического пересмотра его на-
учных работ и поручило ему разработать
ряд мероприятий по изучению актуальных
вопросов бурят-монгольского языкознания
и литературоведения и установить связь.
научными учреждениями Бурят-Монголь-
ской республики:

Бюро партийной организации Института
востоковедения Академии наук СССР так-
же обсуждало статью «Уход от современ-
ности». (Партийное бюро считает, что
статья является правильной и. своевремен-
ной. Деятельносль. Монгольского сектора
(да и ряда других секторов института)
действительно в течение многих лет харак-
теризовадась изучением преимущественно
древних памятников языка и \литературы,

резолюции сообщается, что дирекция
института уже провела ‘большую работу
по изменению планов научно-исследова-
тельских работ и переключению HX на
темы современности, 1
	ке горного. комбайна, когда «Вапитальная»
завоевывает переходящее знамя и готовит-
ся к большому празднику.
‚ .. Перед нами-—вомплект газеты «Куз-
басс» ‘за последние месяцы.

«Комбайн «Кузбасс» успешно выдержал
заводские и. промышленные испытания, —
говорится в статье инженера И. Патру-
шева.—Он превращает. тяжелый труд шах-
тера в подлинно коммунистический труд..,
Промышленное . испытание комбайна произ-
водилось на шахте «Капитальная».

И хочется верить, что ‚ это › именно та
«Капитальная», о которой рассказал нам
Волошин, си, кажется, что 9710 сама
жизнь пишет главы. ‘второй, следующей
книги романа...

жж.
*

Есть один недостаток в повестях и сти-
хах о шахтерском труде последних лет,
Даже в такой интересной повести, как
«Шахтеры» В. Игишева, герои спорят, ©9-
вешаются. выступают, решают большие и

а
	рис

важные лела, но мы мало видим их В 647
	мом. процессе . труда. Когда, . например,
бригада молодых, еще «необстрелянных»
шахтеров спускается в забой, автор не
следует за ними, 8 заставляет читателя,
вместе с другими героями, ‘оставшимися
на поверхноети, теряться в догадках —
как там идет работа? И только в конце
повести инженер Саенко `бообщает началь-
нику шахты, а вместе с ним! и читателю
о большом успехе ребят. —

А. Волошин не хочет дожидаться конца
рабочего дня своих героев. Он ведет нас в
забой. заставляет с волнением следить 38
ходом работы. С первых страниц он ‘вовле-
кзет читателя в самую гущу ‘собъетий Ha

нь
	maxre «Капитальная», и читатель, как бы
	сам становитвя действующим лицом, ‘MBIC-
ленным соучастником большого наступления
на уголь, которое ведут герои. Мы видим,
как рождаетея в лаве, на переднем крае
общего наступления, злмазно-искристый,
ослепительно черный угольный поток, как
он течет и течет по шахтным дорогам,
‘слышим тяжелый, словно орудийные рас-
хаты, грохот взорванной породы и беше-
ную, как У автомата, скороговорку отбой-
‘ного молотка. И перед нами словно оживают
цифры плана; пифры, за которыми Дро-
‘бот не умел видеть живых людей:.

«Вчера дежурный статистик выписал
на ‘щит показателей цифру суточной до-
бычи. Обыкновенная пифра—102,1 про-
цента. Но позавчера было только 102, а
одной десятой не было. Ожившей предста-
ла ‘эта. дробь в сознании Рогова, они знал,
как она. появилась, сколько за нею труда,
горячих исканий...» .

Сила романа «Земля Кузнецкая»—в том,
что труд человека и образ человека суще-
ствуют здесь не «рядом», не «сами по
себе», а нерасторжимо слиты, Можно ска-
зать, что «Далеко от Москвы» В. Ажаева
и «Земля Кузнецкая» принадлежат к од-
ному и тому же творческому направлению
в современной прозе, на наш взгляд, са-
мому ценному и плодотворному.

Писатель ‘умеет так рассказать 0 на-
 стунлении на ‹ уголь своих героев, что
каждое большое событие на шахте воспри-
нимается нами как новый шаг, новый м0-
	  мент в развитии геросв,
	3. ПАПЕРНЫЙ ОО BF

“B столкновениях, в борьбе начинается
	действие романа «Земля Кузнецкая». Боль-
пой спор идет между начальником шахты
	EE

«Азпитальная» Дроботом и инженером Ро-
Ровым.

Дробот доволен работой, Если. мала до-
быча угля, оно приказывает  «евистать
всех вниз», всех, вилоть ло повара. План
«дожимают», и начальник успокаивается.

— Цикл — вот что нам нужно —
‘упрямо. твердит Рогов. Цикл — это значит
железный график. Надо нагрузить каждый
час, каждую минуту предельным количест-
вом угля. Нельзя терпеть, чтобы часы,
как пустые вагонетки, бежали порожняком.

В общем, дела на шахте пока идут хоро-
по.— Отлично, что не плохо,— радуется.
Дробот.— Плохо, что не отлично!-— возму-
щается Рогов.

Десятки дел и забот обступают Дроботз.
И он отбивается от них, как может, хва-
тает, что ближе лежит. Ето позиция в.
жизни чисто «оборонительная». Bee при-
вычное для него несомненно, все новое ——
подозрительно. Непонятен ему этот фан-
тазер Рогов, который вечно тревожитея о
завтрашнем дне.

Непонятный для Дробота, инженер Ро-
тов с первых же страниц романа понятен
	и близок читателю. Он ненавидит самодэ-
	вольных, «душевно сытых» людей.
В молодости Рогов защищал дипломный
проект; ‘посвященный сплошной механиза-
	  ции шахт. Началась война, и он защи шал
	не проект, а сами шахты, заводы, родную
землю. Война кончилась, но он попрежне-
му чувотвует себя в наступлении. С на-
чальником шахты его разделяют не лич-
ные ‘разногласия. Они не просто «не сра-
ботались». Мы чувствуем за ними два
взаимоисключающих, непримиримых прин-
цииа. отношения к жизни. 910 сп
новатора с человеком, который отстал от
жизни, который пытался жить в пределах
сегодняшнего дня, забыв о завтрашнем, и
незаметно для себя, оказался во вчерашнем
дне. Борьба и ‘победа нового,  ломающего
старые, вчерашние нормы в представле-
‚ния, вот чо определяет смысл и ©0-
держание романа А. Волошина, .

Дробот смотрит Ha людей тусклым,
обезличивающим взглядом, не видит их.
Шахта для него — это только «предирият
тие», сухие цифры выработки давно. засло-
нили от него живых людей,

А ведь какие чудесные люди на шахте
«Вапитальная»!^

Степан Данилов... Ок идет учеником в
забой, к молодым шахтерам бригады Че-
ренанова, которые еще задолго до его. в03=
вращения с фронта присвоили бригаде имя
Героя Совелекого Союза Степана Данилова,

«Черепановцы» — веселая, — шумная,
неугомонная, еще безусая молодежь, вче-
ралтние выпускники школ ФЗ0. Их не по-
звали на слет стахановцев, но бригадир
Черепанов, пробравшись «зайцем». в зал,
вырываетея на трибуну и от имени
бригады вызывает на соревнование самого
вылающегося мастера.

Есть на шахте человек, поддержка ко-
торого оказывается решающей для Роговз.
Это: парторг ‚Бондарчук, который не позво-
лил роботу «убрать» упрямого инжене-
ра. Вместе с Роговым, который назначен
начальником шахты после снятия Дробота,
он ведет смелую перестройку всего процес-
сз труда, всего стиля работы на шахте;

Так начинается на «Вапитальной». по-
ход за. новое, за самые передовые, «завт-
рантние» методы труда. р

Забойщики вгрызаются’ врубовыми мз-
шинами в угольный пласт, крошат cro
взрывами, и рабочие, которые грузят. уголь
ма транспортер, уже не поспевают за ни-
уи. И злесь рождается мысль о горном
комбайне — машине, которая будет сама
подрубать и сокрушать пласт, подавать
уголь на транепортерную ленту, к ваго-
неткам.

Мы оставляем героев романа, котда они
склоняются над чертежами, когда им OC-

тается слелать последний шаг в разработ-
	Алексан Волошин. «Земля Бузнециая».
Роман. «Сибирские огни». №№ 1, 2, 3. 1949 г.
	ческих полей
	. Миллионы тонн добавочното хлеба, Rape
тофеля, хлопка получила страна в итоге
таких агроприемов, как яровизация, по-
салка картофеля «верхушками», переход
	ведь все это есть только практическое,
применение Ha колхозных полях глубо-
чайшего теоретического открытия, принах-
лежащего президенту академии, a именно
теории ‘стадийного развития.
	А новые методы возделывания гречихи,
проса, подсолнечника, а гнездовые посад-..
ки люцерны, обеспечивающие высокие
урожаи! А новые сорта зерновых и Плодо-
вых культур, новые породы скота, внед-
рение озимой пшеницы в Сибири, .. гнез-
довой посев леса и, наконец, ‘работы по
ветвистой пшенице — пшенице будущего!
° Ла разве перечислишь все. то новое,
ценное, что дала академия, ее научные
сотрудники народу, стране!

Но; в свою очередь, академия и Лысенко
пришли к своим достижениям потому, что
их «опытною делянкою» были. миллионы:
тектаров социалистических полей, «лабо-
‘рантами» — десятки тысяч опытвиков и.
стахановцев еела, а участниками опыта—.
вся колхозная масса. Вепомните хотя бы
знаменитые фаботы Лысенко с внутри-
сортовым екрешиванием, поднявшим YDO-
жаЙйность зерновых культур. Его «опыт»
потребовал пятьсот тысяч  пинцетов для
вооружения колхозных «лаборантов»!

Наконец, необходимо даже в этом на-
шем. кратком ‘слове отметить. еще и еще
раз историческую заслуту академии и ее
президента перед наукой и народом. Я
имею: в: виду решительный разгром вейс-
манизма-мортанизма — этой немецко-амери-.
ванской лженауки: е

Благодаря Лысенко и мичуриискому
большинству ‘в академии, благодаря их
сподвижникам — опытникам и селевцио-
нерам, живым делом  доказавшим истин-
ность  мичуринскою = учения, — оконча-
тельно отброшены идеалистические бредни
о невозможноети изменения природы жи-
вого; и победила передовая материзлисти-
ческая теория, которая во. взглядах на жи-
вое исходит из возможности и необходи-
мости переделки живого организма за счет
наследования им приобретенных свойств. ›

«Сумейте изменить тип обмена веществ
живого тела. и вы измените наследетвен-
ность», — учит Т. Д. Лысенко, который,
руководствуясь идеями Ленина и Сталина,
учением Мичурина и Вильямса, Докучае-
ва и Тимирязева, развивает и обогащает
агробиологическую теорию.

Своим служением ‘народу, своей боль-
шой помошью ему на пути к CHHW-
щим вершинам коммунизма академия‘ до-
казала, что она по праву носит имя
Ленина. Онз васлуживаетои того, что по-
четным членом ее является ‘товарищ
Сталин! .

Глядя в поялущее, в социализм, Климент
	А RN RE fA ER Eh Se A RN 7 Pra
рБадьевич „Тимирязев страстно мечтал о

наступлении такого времени, когда уче =. Anexceh loroB
ный и землелелеи будут сляты в’ одном. В. oa
	Ахав АКА eh DRY AU FL у А,
химирович Мичурин,
дал примеры подобного слияния, он сам
выращивал таких людей, руководил ими 33
тысячи и тысячи верст, и они со всех
сторон социалистической Родины рвались
мыслью в нему, —

«В лице колхозника, — писал великий
преобразователь. природы, — ибтория зем-
леделия всех времен и народов имеет с0-
вершенно новую. фигуру  земледельца,

НО 35749

вступившего. в борьбу co стихиями с Чу-.

десным техническим. вооружёниви, воздей-

уже воочию наблю-

ке,

борьбу. против реакционного  морганизма-
вейсманизма-менделизма в сельскохозяйст-
венной -и- биологической» науке. On при-
влек-в ‘академию ученых-мичуринцев, ко-
торые, вопреки неверию. злопыхательству
и сопротивлению предельшиков и пес-
симистов в сельскохозяйствениой практи-
добивались при поддержке партии и
всего народа внедрения творческого ми-`
чуринского учения в сельское хозяйство.
Академия стала оплотом передовой, мичу-
ринской науки, ставящей своей целью пе-
релелать природу в выгодном для социа-
	десным. техническим. вооруееиот,. РАЗ   педелать природу в вымдном для социа-
отвующего на природу. со взглядами ире- листического человека направлении.
образователя. т : Веесоюзная академия сельскохозяйслвен-
	осразователя. Веесоюзная академия сельскохозяйствен-
...Великое. будущее всего нашего есте-  ных ‚наук — подлинно Академия социали-
eTBOsHAHA —B колхозах и совхозах». °  стических полей! В дни мирного ©трои-
	ствознания -—в колхозах и совхозах». °  стических полей! В дни мирного втрои-
Разве не. ученым-земледельцем был. По-   тельства, в дни Великой Отечественной
койный  казахекий  колхозник-опьник   войны. в дни послевоенной сталинекой
	койный Казахский  колхозник-ОПытник   войны, в дни послевоенной сталинской
Чатанак Берсиев, если он добивался   пятилетки отряд ученых, возплавляющих
таких урожаев проба; которые до него   и работающих в.ее, институтах, не только
	не. были известны нигде в мире,
ни по одной` из зерновых  культур?.
Ведь. своими урожаями в 1200. пудов
с  тектара сон превыеил. даже предел
теоретически возможных по вычисле-
ниям ученых урожаев! Разве не яв-
тяются  учеными-земледельцами  вурган-
ский колхозник-опытник Т. Мальцев —
знаменитый мичуринец, или на Украине
Елена  Хобта, Герой Сопиалистического
Труда? + И

`Мьы, советские люди, в. полным увзже-
нйем относимея к научным.  дипломам,
однако мы смело признаем за истинного
ученого и того, кто, не имея» свиде-
тельства © высшем образовании, принес в
дар своему  социалистическому отечеству
пенные открытия, изобретения о или же
далеко идущие ‚ рационализалюрские, ‹пред-
пожения. Мы и здесь  пю-сталински
мыслим. «Бывает и так,— говорил това-
pum Сталин, — что новые пути науки и
техники прокладывают иногда не общеиз-
вестные в науке люди, а совершенно не-
известные в научном мире люди, простые
люди, практики, новаторы дела».

— Вы-— истинный ученый!

Эти слова были сказаны T. Мальцеву
человеком. в котором наша Родина взра-

ведет в ее многочисленных лабораториях
сложные и плодотворные исследования, но
изо дня в день вооружает новым, вее бо-
лее совершенным. оружием социалистиче-
ской. атробиологии и зоотехнии Многочи-
еленную армию колхозников в их героиче-
ском труде по еозданию колхозного изо-
билия, мощных запасов продовольствия в
стране, в их борьбе за скорейшее вопло-
шение. великого сталинского. плана преоб-
разования природы, и -

„В каждом килограмме: зерна, naprobers,
проса, веевозможных. нлодов, хлопка, кау-
чука, да-и шерети, мяса и молока, точно
‘Ta We, Kak B каждой. новой сельскохо-
‘зяйственной машине и в каждом кило-
‘трамме химических ‘удобрений, да ив
‘каждом саженце полезащитных. лесных
полое есть вклад и-академии. Даже самый
далекий от агрономических проблем чело-
век не раз. убеждалея. в том, что акзде-
мия. вросла. во. все области сельского хо-
зяйства. страны. Своими. тринадцатью сне-
циальными институтами и отделами она
разрабатывает. пути совершенствования
растениеводства, животноводства,  ветери-
‘нарии, механизации и электрификации
сельского хозяйства, агрохимии, гидротех-
ники и мелиорации, защиты растений,
	стила настоящего преемника И. В. технических культур, шелководотва и пче-
Мичурину,— Трофимом  Денисовичем Лы-  ловодства и, наконец, в специальной ко-
сенко; ‚ президентом.  Веесоюзной акаде- миссии разведывает пути сельскохозяйст-
	мии. ‘сельскохозяйственных наук имени
В. И. Ленина, то-есть верховного На-
учного учреждения по сельскому хозяй-
ству для всего Советского Союза. И ска-
заны они были не для красного, еловца.
Это взгляд, принцип, установка Всесоюз-
ной академии сельскохозяйетвенных наук
имени В. И. Ленина. Одна из первых среди
всех. научных учреждений страны стала
она, под вхохновляющим руководством пар-
тии Ленина — Сталина, на путь сближения
се жизнью, с народом,

венного освоения Врайнего (Севера.

‚Да и разве недостаточно было бы для
суждения о заслугах  Сельскохозяйствен-
ной  зкадемии перед социалистическим
отечеством хотя бы. одного того фавта, что
сорока трем научным работникам акаде-
мии 38 их выдающиеся заслуги в облайти
нат и изобретательства присуждены пре-
	мии имени товариша ‘Сталина!
		Оенованная в 1929 году по решению
СНЕ СОСР,. Веесоюзная академия сельоко-
хозяйственных наук имени В. И. Ленина
(ВАСХНИЛ) пришла в своему двадцатиле-
ТИЮ, блистательно доказав перед всем
народом свое право носить великое ИМЯ,
ей присвоенное.. т
	Кхм Чит

Вольной и сложный путь. прошла ака
	демия — oF ‘ассоциации, 0б’единяющей _ не-
сколько разобщенных  исследовательских
институтов, до высшего научного сельско-
хозяйственного учреждения, действующего
по единой мичуринской программе  пере-
делки природы, тесно связанного ‘в народ-
ной Жизнью:

Коренная перестройка работы академии
ий ее институтов началась с приходом в
академию Т. Д. Лысенко. Он сразу же
0б’явил Войну кабинетным,  оторванным
от жизни, OT сельскохозяйственной прах-
тики ученым и начал свою многолетнюю,
	На «Вапитальной». произошла. авария-—-
	засъшалю- ход. «где. нахолинея молодой тех-:
	ник Николай Дубинцев. Забойщик Дерен-
ков погнался за личным рекордом,. забыв
о всей бригаде. Некрепленная лава не вы-
	держала и. рухнула. Дубинцев. предупре-.
	ждал десятника, говорил 06 угрозе, но по-
том махнул рукой. И теперь, когда он ое-
тается один в 38606; замурованный обва-
лом, он думает о своей ошибке, о том, что
грош цена такой принципиальности, когда
человек может только высказать правиль-
ную мыель, но не может отстоять правду.
Сурово судит себя и Рогов, который не
вмешалея в дела ‘на участке, считая это
«неудобным». так как он был в тот. м0-
	мент стетранен роботом от работы. Дорого.
	могла обойтись такая деликатность! Ни-
	колай Дубинцев спасен, HO эти тяжелые.
	Лауреаты Сталинской премии. академики (слева направо) Т. Лысенко, Д. Долгу-
шин и А, Авакян на одном из опытных участков экспериментальной базы Ака-
	В.И. Ленина в Горках (Московская область)
	ВОШеДШУЮ в историю естествознания, i демии сельскохозяйственных наук имени
			ры коммунистического воспитания моло-
ежи.

«Основное состоит теперь в том, —
пиезл около двадцати лет назад товарищ
	Сталин в письме Алексею Максимовичу
	Горькому, — что молодежи задают тон це.
нытики, & наши боевые комсомольцы, яд-
ро нового, многочисленного племени боль-
шевиков -—— разрушителей капитализма,
	цевиков — разрушителей, капитализма,
большевиков — строителей социализма,
большевиков —— обвободителей всех утне-
	тенных и порабошенных. В этом наша’ си-
	ла. В этом же’ залог нашей победы».

Сегодня мы видим плоды этой победы,
Ученица. десятого класса школы рабочей
молодежи Саша Валагурова рассказала
нам:

— В цехе a — комеорг. У нас 240 мо-
лодых рабочих, а учатея 118 человек —
половина. Конечно, работать и учитьея —
	нелегьо, но Когда втянешься, т9 уже ста-
	новится гораздо труднее не учиться.

Ярко светятся окна длинного двухэтаж-
ного здания. Это машиностроительный тех-
никум. Заведующий вечерним отделением
техникума тов. Краснов повторил то, что
мы слышали в школе рабочей молодежи:
наплыв желающих учиться ломает всякие
«контрольные цифры». Хотели по плану.
принять на первый курс 60 человек, а
пришлось принять 105. Бюджет технику-
ма за этим ростом не поспевает. Только
уралмашевцев на вечернем отделении
учится свыще трехсот, в том числе такие,
знатные люди, как зуборез В. Пономарев,
разметчик К. Столбов.

Первокурсник Юрий Кирпищиков посту-
пил на завод в 1941 году, окончив семи-
летнюю школу. Пошел в техникум потому,
чо почувствовал, как это ему необходимо.
Но еще до техникума тов. Вирпищиков
кончил одногодичные курсы мастеров. _

— Хочется получить такие знания, —

говорит Кирпищиков, выразительно ‘под-
крепляя слова жестом.—ячтобы я на ебор-
ке смог заметить ошибку, допущенную
конструктором или технологом, подсказать
правильное решение вопроса.
° Как характерны эти слова для совет-
ского рабочего — смелого в поисках но-
вого и преданного интересам своего: социаз
пистического отечества!
		высшая Золотая CTYIECHH
	60 процентов веех рабочих Уралмашзаво-
	да. Надо знать масштабы завода, чтобы
представить себе, какая же огромная Mac-
са рабочих приобщается с помощью этих
курсов к последнему слову техники!

Но на заводе есть еще и другие курсы,
цель которых — специально помочь рабо-
чим освоить TY или иную важную новин-
ку, скажем, скоростное резание. Сто пять-
десят «стахановеких школ», где выступа-
ли передовики производства, помогли мно-
тим еотням ‘рабочих повысить’ производи-
тельность: своего труда,

Чудеса ‘совершает творческая патриоти-
ческая мысль, непрестанно вооружаемая
знаниями, За 1948 и за первый квартал
1949 года уралмашевцы внесли около ше-
‘ети тысяч рационализаторских  предложе-
  ний. Пытливая, смелая рабочая мысль
сэкономила заводу 26 млн. рублей.
` Но ведь важно не только’ то, что рабо-
чий становится культурнее в труде, лучше
работает, смелее изменяет технику. . Важ-
но-и 10, что техминимум, всевозможные
курсы шевелят мысль, будят любознатель-
ность. внушают людям уверенность, что
	учение они осилят, — было бы желание.
И в результате обширная сеть учебных
заведений Уралмаша оказывается. уже
недостаточной, ‘
		Уралмаша подошел заводской автобус. Это
приехали преподаватели Уральского поли-
технического института имени Кирова, Ве-
чернее отделение института «квартирует»
в школе при заводе. Профессоры и препо-
даватели. четыре раза. в неделю переселя-
TCH H3-CBOKX привычных аудиторий \сюда,
в школьные классы, — здесь их ждут
произведетвенники, решившие получить
высшее образование. Вечернее отделение
института уже выпустило 400’ инженеров,
в том числе главного инженера Уралмаш-
завода C. И. Самойлова, главного конотрук-
тора этого завода А. Б. Верника, конетрук-
тора’ Г. В. Карапетяна: Все они — лауреа-
	ты Сталинской премии. (Сейчае на вечер-
  нем отделении института учатся 350 урал-
	уашевцев, но тут же надо добавить, что
107 уралмашевцев’ учатся еще в Москов-
ском засчном институте’ металлопромыш-
	ленноетр. а многие слушают  леклей в
	местном педагогическом вузе.
_ Рабочий-студент — типичная фигура Ha
	Уралматзаволе. И каким вниманием окру-.
	жены студенты в рабочих семьях; как ими
гордятся и как им помогают! На’ пятом
курсе учится одна из уралмашевеких
комсомолок, конструктор. В  Сталинграле
она, дочь рабочего, прошла девять классов.
На Уралмашзаводе, кончив среднюю школу,
поступила на вечернее отделение инотиту-
та. Проучилась два года; но у нее роди
лась девочка, ‘и год пришлось пропустить.
Через rol молодая мать вернулась в
институт, поегупив . уже не на третий, в
сразу на ‘Четвертый курс.

— С ком же вы оставляете дочь?
—- Вечером с нею муж. Мы, условились,
что сначала я получу диплом, а потом он

пойдет в институт, Сейчас муж работает
шофером.
	Такова она — работящая, жизнерадост-
ная, целеустремленная наша молодежь,
первое поколение: грядущего коммунизма!
	В этот сухой осенний вечер особенно
ярко ‘горят огни Уралмаша. Нз ‘улицах
	яюдно — машиностроители идут во Дворец
культуры, на концерт, в кино. Огни’ горо-
да машиностроителей разгораются ‘все свет-
лее; кажется, что их становится с каждой
минутой: все больше. Ночная Тьма orery:
пает ‘перед ними.
		‘лестница

-— Учебный день уралмашевцев, B 06-
HOBHOM, начинается вечером, — сказал
наш спутник, работник завода.
	‚Неподалеку от ворот завода находится:
здание ремесленного училища № 1. Учи-
лише ежегодно вылуекает из своих стен
сотни молодых культурных. рабочих. Под
готовка каждого из вих стоит государству
много денег. Молодежь учится мастерству,
не зная материальных забот. Счастливцы!

Но разве только они — счастяивцы?
А как складывается судьба взрослого ра-
бочего, принятого на работу через отдел
кадров? И он окружен великой заботой и
вниманием государства.

За несколько часов до нашей вечерней
прогулки по этому городу машиностроите-
лей мы побывали в здании заводского
	учебного комбината и познакомилиеь с
Андреем Носовым. 9Эт0 выеский, повиди-
мому, сильный парень; движения его сдер-
жанны и слажены по-военному. В 1941.
году Андрей кончил сельскую семилетнюю
школу, потом воевал. Демобилизовавшиеь,
Носов приступил к осуществлению своей,
мечты — получить специальность TOKA-
ря. Андрея привяли учеником по токар-
ным станкам, предоставили ему место в
общежитии; обеспечили его материально.
Носовым занялись два учителя; опыт-
ный расточник ‘тов. Киселев и инженер
по холодной обработке металлов тов, Кузь-
мичев. Несколько часов рабочий-«новичок»
отдает теоретическому обучению. в аудито-
риях учебного комбината, проходя обяза-
тельный техминимум, Носов уже познако-
мился с техникой безопасности, узнал, как
получаются металлы и сплавы, C. ROTODEI-
ми ему придется иметь дело. ]
‚ Техминимумом овладевают, впрочем, не
„только новички. Независимо от своей ква-
лификации, рабочие осваивают техминимум
вторично, освежают и пополняют знания,
чтобы не отстать от современных требо-
ваний. В роли учителей выступает ‘здесь
свыше полутысячи инженеров и техноло-
тов. Заведующий отделом технического
обучения тов. Торячевский сказал нам, что
курсы техминимума охватили в этом году
	Право на образование — одно. из самых
прекраеных завоеваний Великой Октябрь-
ской сопиалистической революции, Любой
советский гражданин может пройти по 30-
лотой лестнице — от букваря до дипломной
работы в высшей школе. Но’ ошибемея ли
мы, если скажем, ‘что в нашей стране
праве на образование ‘уже перерастает в
обязанность. учиться? Нет, не. ошибемея.
Or строителей коммунизма боветекое обще-
ство требует знаний и знаний. Рабочие
нашей страны настойчиво и быстро под-
нимаются вверх по золотой лестнице куль-
туры, приближаясь к уровню инженерно-
технической интеллигенции,

Это значительное явление нашей дей-
ствительности. В нем, как в фокусе, с0-
шлось. многое: завоевания Октября, богат-
ство нашей страны, позволяющее учить
миллионы и миллионы людей, всенародная
	жажда знаний, уверенность, ‚ ЧТо знания
эти непременно пойдут на пользу мИрНо-
My строительству коммунистического обще-

ства.
		Вечером, после семи, когда затихли ули-
цы города машиностроителей, мы пересех-
ли сквер и открыли дверь ярко освещен-
ного злания. Это 28-я средняя школа рай-
онного отдела народного образования. Вече-
ром она меняет номер — становитея HIKO-
лой № 1 рабочей молодежи. Таких школ
на территории‘ Уралмаша несколько. В них
учатся три тысячи рабочих — вдвое боль-
ше, чем в прошлом году.

Директор школы тов. Колтаков, энту-
зиаст обучения без отрыва от производ-
ства, начал е жалоб, в которых, честное
слово, звучали радость и гордость:

— В нашей школе мы по плану лолж-
	ны были иметь в Этом тоду 25 классов.
	Куда там! Приньлось открыть 32 класса,
Мы запимаемея неё только в этой школе,
но и в двух этажах 22-й средней школы,
Нужно строить специальные злания для
школ рабочей молодежи, Жизнь требует!

«Жизнь требует», а точнее сказать, тре-
бует этого невиланная веенародная жажда
знаний, требуют этого партия и комсомоа—
взыскательные и неутомимые организато-
	На дальней окраине Свердловска раски-
нулея город уральсвих  машиностроите-
лей — Уралмаш. Начинается он площадью
Пятилетки у заводских ворот и прости-
рается вдаль широкими улицами, много-
этажными домами, скверами. Двадцать лет
назад собирали в этих местах бруснику-
Дела давно минувших дней:  двадиать
лет — целая вечность для нашей, сталин-
ской эпохи!

Сельмой чае вечера. Зажглиеь отви в
домах,  репродукторы передают легкую
музыку. Рабочим дневной смены как буд-
то полагается отдыхать дома, за семейным
столом, но на улицах людно. Спеша, на-
правляются нам навстречу или  обтоняют
нзе мужчины и женшины. Почти у -всех
в руках портфели, либо книги, попросту
перехваченные ремешком, либо листы чер-
тежной бумаги, свернутые в трубку и на-
Детые на рейсшину,
	Е Е ЕВ
ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
2 —— № 86
		зоучения,
`В одной из школ Центрального поселка