Слава юбиляру
	Or сердечной, трогательной дружбы ге-
ния украинского поэтического слова Тара-
ca Шевченко и гения русской сцены Ми-
хаила Щепкина и хо сегодняшнего ДНЯ
длится непрерывная дружба мастеров. Ма-
лого театра с деятелями украинской
культуры, дружба, приносящая благород-
ные плоды, обогащающая нашу советскую
театральную культуру. ‹

Корифеи украинской сиены. классику
	Ук зоАрРОмАСкоИ OUCH bl, =u RAL A OCHRE
украинской драматургии всегда смотрели
на Малый театр, как на высокий  источ.
	Вик вдохновения.

Честь и слава театру, который, нося
скромное название Малого, является в
действительности великой и почетной
твердыней русского искусства, школой
для актеров, режиссеров и драматургов.
	I Дас

образцом для театров всех я нашей
советской Родины!
	т
К. КРАПИВА
	Сердлечное
спасибо!
	Советская общественность шлет свои
горячие поздравления и пожелания даль-
нейших творческих успехов  старейшему
русскому драматическому театру — Мос-
ковокому Малому театру в день его юби-
шея. Достижения Малого театра являются
огромным вкладом в сокровищницу 60-
ветского ‘театрального искусства. Именно
на сцене этого театра более ста лет то-
му назад были заложены крепкие основы
русского реалистического искусства. `

Реалистические традиции великого Щеп-
кина тезтр донес до наших дней и пере-
дал их в верные руки. Достойные преем-
ники Щепкина и Ермоловой -— советекие
мастера сцены ` успешно поднимают те-
втральное, искусство к высотам социали-
стического реализма.

Многому научились у’ Малого театра и
уучиие мастера белорусского театра. 06-
мен творческим онытом во время гастроль-
ных поездок был необычайно палодотворен.
Режиссеры Малого театра — осуществляли
постановки в театрах БССР, и это имело
очень большое значение для усовершен-
ствования профессионально — мастерства
мезтральных работников Белоруссии.

0 том, как высоко ценят и любят Ма-
ый театр трудящиеся Велоруссии, cpa-
детельствует горячий прием, оказанный
ему общественностью столицы BCCP во
время тастролей театра в прошлом году.
Вместе с белорусскими зрителями мне хо-
чется сегодня от души поздравить дорогого
юбиляра и сказать ему сердечное спасибо
ва то, что им сделано, во славу русского
И советского театрального. искусства.
	an oe
Д. ЯЖАФАРОВ
	Сила реализма
	_ Вряд ли есть национальный театр в
Советском Союзе, который не испытал бы
самого плодотворного влияния Малого
театра. Он был и остаелея для веех нас
школой резлизма. , хе
Исиуество Малого. театра симело. боль-
	ое ‘значение INA развития. азербайиджан-
	ского театра. Драматургия. Готоля и OQcr-
ровекого оказала  оботалающее ° влияние
на драматургию Ахундова, Везирова, Ах-
вердова и Мамедкули-заде, а. реалистиче-
ские традиции Щепкина и Садовекого на-
шли достойных преемников в искусстве
лучших азербайджанских актеров.

«Любовь Яровая», поставленная в 1926
тоду, была поворотным к современной теме
спектаклем и для многих национальных
театров, в частности для Азербайджан-
ского театра им: Азизбекова.

Юбилей Малого театра. обязывает всех
нас, литераторов и театральных деятелей,
неустанно бороться за дальнейшее разви-
тие советского театра; ‘за полноценный
современный. ‚ репертуал. /
	Малому театр
		`ередовое.
искусство
	Нередко хорошее становится привычным
и великое кажется  вотественным. Мы
так сроднились с Малым театром, что по-_
рой забываем о том, какое это огромное
счастье — бывать на его слектаклях, про-
водить яркие, полные впечатлений вечера
в ето нарядной в уютном зале —в том.
самом зале, где звучали голос» Мочалова
и Щепкина, гле внимали их искусству”
Велинокий и Герцен, тде рождались для
вечной сценической жизни пъесы Грибое-
лова, Готоля, Островского и многих других
писателей, создавших лучший в мире рус-
ский театральный репертуар.

Давний поклонник Малого театра, я с.
большим удовольствием бываю в этом за-
ле. Л восхищаюсь безукоризненным мастер-
ством ето замечательных артистов, про-
должающих в своем творчестве замечатель-
ные традиции Малого театра, традиции, свя-
занные с великими именами его прежних
корифеев, создателей русской реалистиче-
ской школы сценического искусства. Но
мы, зрители, благодарны Малому театру
прежде всего за TO, что эти великие тра-
дицни поставлены его артистами на слух-
бу нашей современности.

Именно потому, что здоровые традиции
Малого театра наполнились новым содер
жанием и получили новое мощное разви-
тие, этот тезтр поныне‘ играет в нашем
искусстве — и не только в искусстве епе-
ническом —— очень важную, прогрессивную
роль. Этот театр был и остается’ подлин-
ным оплотом реализма, его могучим цент
ром, его уверенным еветочем. :

Чем это об’ясняется? Чем об`ясняется не-
сравненная духовная молодость. этого теат-
‚ра, поныне поражающего свежестью сил,
непосредетвенностью и чистотой чуветв, ве-
ликолепной правдивостью сценических 05-
разов? Жизненная сжла Малого театра, ето.
реализм, его неувядающая молодость про-
истекают из неразрывной связи телтра ©
народом, с его чаяниями и устремлениями,
с его победоносным развитием.

Не pas приходилось мне бывать на
Западе. Я видел спектакли многих модер
нистоких театров Европы.  Искусетво,
оторванное от народа и чуждое ему, пере-
живает эпоху вырождения и распада.
Особенно показательны ‘были в этом
смысле мои впечатления во время послед-
ней поездки в Соединенные Штаты на
Конгресс деятелей науки и Культуры в
‘защиту мира. Правда, по обстоятельствам,
‘зависящим не от меня, а от Государетвен-
‚ного департамента, я не побывал в амери»
„канском театре. Но зато я был на конпер-
те Стоковокого, и вся обстановка этого
концерта весьма наглядно показала мне,
какое жалкое существование влачит ис-
кусство современной Америки.

Концерт происходил в зале Карнеги»
холл. Карнеги-холл — очень большое; но
очень некрасивое помещение. Публика;
разместившаяся в креслах, почти CIN
была в пальто и шляпах. И это, несмотря
на жару, несмотря на наличие гардероба!

Когда я посмотред программу концерта,
то увидел кричащие рекламные об’явле-
ния. Рекламировалиеь вина и предметы
косметики, сигары, принадлежности туале-
‘та. Разумеется, все это ‘сопровождалось
соответствующими ` картинками — женские
фигуры, стоящие у зеркал и демонстриру»
щие себя именно в тех предметах туале-
та, которые рекламировались... Прослушал
я между прочими произведениями музы-
кальную пьесу небезызвестного в Америке
композитора Томеона «Пшеничное поле в
полдень»... Это — пустая игра звуками,
чрезвычайно неприятная для слуха.

Вернувшись из-за рубежа, с особой
остротой я почувствовал, какими несразнен-
ными духовными богатствами мы обладаем.
Вдвойне переживаешь любовь к таким
мощным ° очагам народного искусства, к
таким светочаи передовой социалистиче-
ской культуры, как Малый тезтр, искус-
ство которого несет советским людям.
правлу и свет большевистских идей. Пусть
же оно крепнет, мужает и растет вместе
е нашим великим натолом!

ше реалистическое искусство, оботащен-
ное новым советским содержанием B HO-
выми идвями, имеет перед ‘с0б0й солнеч-
ные, блестящие перспективы развития!
Олну за другой ставили мы новые го-
	Y¥—-1L25 лет
	аа 1 О ЛО С . НАР i A
	сти зрительного зала! Два грозных обви-
нительных акта, два сокрушительных зал-
па по зловещему каземату николаевской
России дал этот могучий театр в первое
же свое десятилетие. Год 1831 — впервые
полностью сыграно «Горе от yway. Tox
1836-——«Ревизор» Гоголя.
	это. было взбудоражившее BCIO Россию,
поражавшее смелостью <... открытое нанаде-
ние со сцены на многое, что еще не ус-
пело отойти, до чего боялись дотрагиваль-
ся даже в печати» (Гончаров).

Театр хал высоким идеям Грибоедова и
Гоголя вечно живую жизнь, сумел передать
их с правдой, еще невиданной доселе Ha
сцене. «Актер понял поэта», — писал Ве-
линский. Этим актером был гениальный
	‘вын русского народа Михаил Семенович
Щепкин.

Щепкин! Великий  зктер-граждания,
	он воочию раскрыл нам во всей. громаде
‘содеянного им, во всей красоте своего Je-
мократического искусства, каким активным
деятелем национальной культуры может
стать актер.

Друг Пушкина, Белинского и Гоголя,
Герцена и Шевченко, Щепкин как бы
‘олицетворял в своем лице высокое брат-
ство русской литературы и Малого театра,
великую’ дружбу идей и сердец деятелей
нашей национальной. культы.
	то была дружба взаимного обогащения.
	Пушкин своей рукой пишет начало щеп:
кинских записок. Щепкин отвечает ему. те-
	ниальным исполнением «Скупого рыцаря».
Гоголь в каждом письме из Петербурга не
устает давать советы, открывать новые
возможности в искусстве своего друга,
Щепкин, в свою очередь. зорко стоит Ha
	страже гоголевского реализма, яростно в0с-
	ставая против малейших попыток Гоголя
сойти с этого пути. Когда Готоль, затрав-
ленный реакционерами, пыбается истолко-
вать персонажей «Ревизора» в мистиче-
ском, далеком от правды жизни значении,
Щелкин пишет: «Нет, я их вам не дам!
Не дам, пока существую. После меня te-
ределайте хоть в козлов: а ло тех пор я
	не уступтю вам держиморды, потому  что
	и он мне дорог». И не уступил.

Так всегда творческое общение е ШЩеп-
виным, с Малым тедтром вело. художника
вперед, оботащало русскую литературу.

Малый театр -был  «еборным пунктом
творческих сил страны» (Южин). «Mo-
сква — пород ‘вечно обновляющийся, веч-
но юный; через Москву волнами вливается
в Россию великорусекая, народная сила» —
скажет внослелствии художник,  спешив-
mai на смену ТГрибоедову ‘и Гоголю,
художник, благоговейно  подходивший
тогда к театру, чье ‘одно’ только «зда-
ние возбуждает уже народный  патрио-
тизм». В голове ero уже’в ту. пору жил
целый ‘мир’ самобытных, свежих, взятых
прямо’ из русской жизни того времени 06-
		горлу, ненависть К жестоким законам «тем-
ного Царства», где человек человеку волк,
де пленительная’ красота русского еерхиа
	ра--автора—зрителя, всегда составляющий
неизменную основу жизни Малого театра.
Горячо поддержавший театр голос Добро-
любова закрепил это единство.

«Выделяемые народной силой таланты
на протяжении века со сцены Малого теат-
ра упорно били во всякие плотины и’ за-
граждения, то. ослабевая, 0 доходя до
высшего напряжения, и свое дело сдела-
ли; уже через два-три десятилетия выс-
ший тип идейного тезтра — драматиче-
ский ‘театр, — нащел свой центр, свою кре-
пость — Малый тезтр» (Южии). На но-
вый штурм «плотин и заграждений» вы-
шла вместе с армией своих друзей по
театру пламенная дочь народа Мария Ни-
колаевна Ермолова.

Ермолова! 910 имя звучало, как, труб-
ный призыв к бою, как клич восстания,
Kak клятва на верность народу, «За весь
	ких сгноил царь в Сибири, скольким иско»  Пий таким же точным знанием русского
	человека, такой же певучей русской ре-
чью, такой же простотой и правдой, та-
ким же страстным желанием сказать свое
слово о жизни народа, как и Островекий.

И снова закипел, забурлил зрительный
зал Малого театра. Москва виервые уви-
дела Островского на сцене, Увидела всю
Русь, увидела такой, какой мечтал ее ви-
деть еще Белинский; «..< © добром и
злом, с ее высоким и смешным...», услы-
шала «..товорящими ев доблестных теро-
вв... биение пульса ее могучей жизни...»
	И снова возник нерушимый союз акте
	шей сцены — Федотову, Ленского, Ермоло-
ву и многих других.

Г. Н. Федотова прекрасно занечатлелась
в моей памяти. Она была подлинной пат-
риоткой своего. народз_и своего театра, ге-
ниальной актрисой, умнейщим человеком,
Тяжелая болезнь заставила Федотову по-
кинуть сцену, приковала. ее к креслу. Но
Ha протяжении двадцати лет после этого
квартира ве была подлинным  нентром
московской театральной жизни.

Долгие годы Федотова-быза одной из Тех,
кто, собственно. и прелетавлял собой Ма-
	лыи театр, —— его талант и‘его’ славу, его.
	ум и его творческую совесть.

К м таких людей относился, конеч-
Но, и А. П. Ленский. Еще в школе я оце-
Нила это замечательное явление русского
театра. В то время всяк учил по-своему,
передавая ученикам собственные ‘приемы
работы над ролью. А. П; Ленский добивался
прежде всего правдивости и чувства меры.
Он требовал, чтобы ученик постоянно тре-
	нировал свою наблюдательность и фанта:
	зию, настаивал на полной естественности
сценического поведения. Одно из важней-
их и, пожалуй, самых трудных требова-
ний Ленского мне особенно запомнилось:
он добивалея от ученика умения слушать
на спене. Большое внимание Ленский уде-
лял также искусству диалога, речи. сле-
хил за соблюдением характерных интона-
ций действующего лица в зависимости от
его социального положения.
	Многогранное дарование Ленского всех
пленяло. Удивительно тонкий, чуткий и
благородный артист, он с равным искус-
етвом играл трагические, драматические и
комедийные роли. Талантливый художник,
он писал картины, эскизы декораций и
костюмов. Первый настоящий режиссер
Малого театра, он во многом был пред-
	шественником Станиславского.
	веркал и сломал жизнь. И вот он: разобла-
чен, вот он трусливо, как мышь, бежит от
ослепительного света правды.
	Да. не по себе, лолжно быть, было цар-
	ским сановникам, видевшим Мочалова, —
	«вырвавшегося из клетки льва». Грозные
пожары путачевского бунта, мятежное ут-
ро на Сенатской площади вставали, вероят-
но, перед ними гневным напоминанием 8 этот
вечер. Зато ‘каким обещанием, каким сим-
волом силы ‘народа было это мощное герои-
ческое творчество ‘хля демократической: ча-
	народ рвалась моя душа», — записывает в   лишнее и невнятное, отбирая зерно к зер-
своем дневнике актриса. Однажды после   ну только первосортное, ясное, предельно
спектакля зрители преподнесли Ермоловой   выражающее мысль слово. Так Малый
меч. Меч воина в руках актрисы, — какой театр, будучи высшей школой жизни для
прекрасный символ ее пламенного, патрио-   своего зрителя, является подлинным уни-
	верситетом художественного совершенства
для своего’ драматурга.

Спектакли Малого театра — живая ис-
тория советского государства. Театр откли-
кается на все. важнейшие события жизни
своего Отечества, воплощает в своей твор-
ческой летописи борьбу и становление со-

‚Правда нашей советской жизни, жизни,
показанной в Малом тезтре во всей ев
полноте и многообразии, захватывает и
увлекает зрителя, заставляет его быть
страстным участником  разворачивающих-
ся перед ним событий. Зрительный зал сли-
вается со сценой: люди, сихящие в нем, ста-
новятея героями действия, их мысли, чув-
ства, стремления находят выражение на те-
атральных подмостках. Такое органическое,
  неразрывное единство зала и сцены —
славная традиция Малого театра,  тради-
ция, получившая новое, невиданное раз-
витие в театре воветском. Традиция эта
еще раз тозорит о могучем источнике си-
лы и Молодости Малого театра — о ero
великой; нерушимой связи с народом.

И народ сам с благодарностью заявляет
06 этом поистине замечательном союзе:

`-— Вогла смотришь спектакли Малого
театра, как будто читаешь увлекательную
книгу, перелистывая страницы. которой,
ты видишь и чувствуешь все новые и но-
выв козооты настоящей радостной  жиз-
НИ, — говорит президент. Академии артил-
леряйских наук, генерал-лейтенант- артил-
лерии А. Благонравов.

— Широко” известны воинам Советской
Армии имена артистов Малого театра —
братьев и сестер великого Щепкина. Они
учат правильно понимать жизнь, бороться
там, где лолжен бороться советский Ha-
рюд, — утверждает Герой Советского Сою-
за `В; Данилов:

‘ee Maan театр “стал. ‘действительно Ha-
‘`одным театром. Мы с гордостью говорим
Oo нем: Ham тватр. После таких спек-
	тического искусства! Гордым буревестни-
вом была Ермолова, ‘и не случайно; что

другом ее’ и почитателем был молодой
Горький.

Живая связь с народом, к которой все-
да, через все преграды прорывался Ма-
ub театр, питала его демократическое
	2 октября 1824 года, в знаменатель-
ный для России год, когда лучшие ее сы
ны уже готовились выйти на бенатекую
площадь; когда Грибоедов поставил послед-
нюю точку в «Горе от ума», а сеыльный
Пушкин в Михайловском, прислушиваясь
% шуму осеннего леса, уже обдумывал сво-
‘его «Годунова», —в Москве, ng Петров-
	ской площади, открылся Малый театр. On
	отАрылея в то время, когда еще живы
были в памяти славные битвы’ 1812 года,
когда тений народа, еще так недавно ис-
пытавший свою могучую, гордую силу, с
чудесной щедростью оборачивалея то мя-
тежными стихами Пушкина, то’ музыкой
Глинки, то рождением нового театра. Моло-
дой русский театр начал свою жизнь в
Москве, вдали от холодного императорско-
‘ro Петербурга, и это было счастливым
	предзнаменованием. «...Разжалованная им-
	ператором Петром.., Москва, — пибал Гер-
цен, — была произведена... в столицы на-
рода русского. Народ догадался по боли,
которую чувствовал при вести о ее занятии
‘неприятелем, о своей кровной связи с
Москвой. С тех пор началась для Hee Ho-
вая эпоха».
	В этой эпохе актерам только что рож-
денного. театра предстояло сыграть вели-
кую роль, Прошел всего. лишь год после
того, как в первый раз открылись двери
Малого театра, и потрясенная Россия в
один из декабрьских дней 1825 года узна-
ла 0 тратедии на Сенатекой площади, о
TOM, как пали на ней смертью. храбрых ее
лучшие сыновья, Скорбизя тень пяти ви-
селиц легла на вею русскую жизнь, Каза-
лось, ничто не может нарушить глухого
молчания непроглядной заснеженной ночи
полицейского террора Николая. «...Одна
лишь звонкая и широкая песнь Пушкина
звучала a долинах рабства и мучений»
(Герцен), И тогда, среди этого гнетущего
молчания, к звонкой песне Цушкина не-
ожиданно присоединилея новый, живой и
страстный человеческий голос. Это был
голосе Малого театра, голос народа. Ran
воздух, как глоток свежей воды в пустыне,
дорого было тогда это слово правды, этот
призыв к свободе, этот голос человеческо-
го достоинства. Все честные, передовые
люди России спешили в свой театр, чтобы
здесь наконец-то ощутить себя не одиноки-
‘ми, вновь почувствовать свою националь-
ную силу, получить новую веру в буду-
шее. «Театр! театр!.. Каким невыразимым
очарованием цотрясал ты тогда все струны
	души моей, и какие дивные аккорды сры-.
	вало ты с них!» —— писал, вспоминая это
время, Белинский.

Вот сидит он в зале и с горящими гза-
зами, боясь пропустить малейший вздох
или слово своето любимпа Мочалова, смот-
рит восьмой раз подряд «Гамлета». Какой
могучий художник, этот вын крепостного
актера, с его самобытным русским FOREN,
опрокинувшим ложь европейской школы!
«Актер-плебей», впервые просто  загово-
ривший трагик, творен русской трагедии!
Сейчас он играет Гамлета, но это русский
Гамлет; тот, английский Тамлет, слаб и
нерешителен, у этого же — богатырекая,
мятежная сила. Мочалов переводит его на
язык своего времени, своей ненависти к
царю, своей любви к свободе. Омотрите=-
вот он в сцене «мышеловки» хочет ули-
чить во преступлении и низости самого
короля. Король подл, лицемерен, mpecty-
пен, и все это хорошо знают в зале: сколь-
	Малый театр приходят. лучшие  предста-
вители отечественной литературы, прихо-
дят не в качестве гостя, не на один вечер,
4 Ha долгую творческую жизнь... Вак и
прежде, репертуар Малого театра — это
No, настоящей, длительной и требова-
тельной дружбы театра со своим автором.

Для Малого театра дружить с драматур-_
  гОм — Это значит ‘упорно добиваться луч-
шего, настойчиво и вместе с тем бережно
вести автора к высокому мастерству, стре-
митЬся к тому, чтобы большие идем, важ-
ные жизненные темы были выражены ясно,
 точно, ярко и образно. Встреча с ‘актером
Малого театра для каждого драматурга —
это волнующий экзамен на зрелость. 06-
‘щение с прекрасными знатоками‘ русского
языка, с чародеями русской речи обязы-
вает драматурга тщательно и придирчиво
выверять язык своих пьес. отсеивая все
	искусство, позволяла ему пворить «BO весъ   ветекого человека.
	голос». Но вот в канун революции, в годы
глубочайшего кризиса, охваливиего pyc-
ское искусство, официальная, правящая
Россия мертвой хваткой вцепилась в гор
ло Малого тезтра, пытаясь залущить ‘©го
вольное; правдивое слово, пытаясь стоке
нуть его на путь ремесла и пошлости:

Великая Октябрьская революция спасла
жизнь Малому театру. Жадно вдохнул он
всей грудью живительный воздух ©в0бо-
ды, расправил плечи и ринулея навстре-
чу своему народу, с которым ‘его хотели
разлучить.

В зале Малого театра теперь сидят лю-
ди, заново переделывающие историю ми-
ра, и их живительная молодость дает но-
вую жизнь, возврашает юность старому
искусству театра. — Новый зритель вернул
молодость самому Островекому, — говорила
Е. Турчанинова. Новый зритель указал но-
вые пути искусству Малого театра. On
рептительно заявил © своем желании ви-
деть себя на сцене. Это же было и глав-
вым стремлением театра. Он настойчиво
ищет дорогу к его осуществлению.

Неустанно ища творческой встречи с
новыми драматургами, Малый театр. на-
ходит своего автора и отвечает народу
классическим советским спектаклем, став-
шим событием для всего нашего театра в
целом. «Любовь Яровая» Тренева! Да, в
этом спектакле с новой и мужественной
силой прозвучал голое народа, С большой
люббзью к новым людям революции и
партии. раскрыл в этом спектавле Малый
театр их душевную красоту, волю к под-
вигу. Умным и-зорким. глазом социолога
	и историка революции увидел и ‘осудил. он   таклей, как «Московский характер», «Ве-
	ee врагов. это был 1926 год. Мое поколе-
ние еще только входило в жизнь. Шли на-
ши школьные rom Ноя и мои еветет-
	ники,  видевиие этот ‘спектакль, на. всю
	и суровый и человечный

облик его героев. -

Новая драматургия, новый жизненный
материал. влаетно требовали и нового в
	искусстве мастеров. Малого театра. Е. Тур-
	чанинова рассказывает; «Нристуцая к ра-
роте над ролью жены профессора Горие-
	стаева, я столкнулась со сложной залачей:
	мне пришлось изменить обычный подход к   вся наша Страна.
	роли. Прежде всего я должна была векрыть
	классовую, социальную сущность образа,
	его отношение к. современной лействитель-
ности». Это очень знаменательное призна-
	ние.
	ликая сила», уходить радостный и взвол-
нованный чем, что ты действительно при-
надлежишь к непобедимой великой силе —
советскому народу, — так определяет зна-
чение Малого Театра директор завода
«Оври и молот» r. Ильня,

— Мы слышим голое народа, — отве-
чает Малый театр словами его главного
режиссера. К. Зубова, — мы. прикаслемея
К. самой жизни через этот голое. Если бы
He голос. русского Hapota, Малый. театр. не
	мог бы быть тем театром, который славит
	Тюбимый театр советекого ‘народа, так
вдохновенно и преданно служивший все
125 лет русской национальной культуре,
так неизменно помогающий ‘всем нам
Жить и бороться своим высоким, ‘освещен-
ным. идеями‘ Денива-= Сталина, вечно жи-
вым искусством, заслуживает этой  вее-
народной славы.
	в6 ив Вунцеве, в Шелкове и в Люблине,
в Люберцах и в Орехово-Зуеве, в Подоль
све и в Богоролеком. Нас не смущало то-
тда крайнее неудобство случайных,  He-
приспособленных ° помещений, капризы
	томится и гибнет в ae лесу неве-:  ве врагов. Это был
жества и АячноСтИ. В’ Малый `театр шел   ние еще только вход
Островский. - с к Wor ТИКОлЬНЫе “TOE,
	  Островский. - = tes

‘Он встретил там с нетерпением oun
давшую его прихода чудесную семью рус-
ских актеров. И первым навстречу ему
вышел Пров Садовский, зктер,  облалав-
	Новое социалистическое искусство ак-
‘тера Малого’ театра питает передовая со-
ветская драматургия. Rak и прежде: в
	высокого чувства. Те, кому выпало’ на
долю великое счастье играть с ней вместе,
вероятно, как и я, помнят моменты: когда
`Ермолова едва не заставляла нас забыть
© собственной роли.

В ее игре невозможно было заметить и
следов предварительной подготовки, pato-
ты над ролью. А мы-то ведь знали, как
напряженно, как вдумчиво, как самозаб-
венно трудится Мария Николаевна! Но на
сцену выходила вовсе уже не Ермолова —
на сцену выходила сама пламенная Jay-
ренсия; сама гневная Жанна д’Арк...

Из спектаклей, в которых я играла вме-
стё-с Марией Николаевной, особенно зацом-
нились мне «Без вины виноватые» — од-
но из последних наших совместных вы-
ступлений. Ермолова играла. Вручинину,
`Остужев — Незнамова, я-—— Галчиху. 2
снова я испытывала удивительное двой-
ственное чувство: игра Ермоловой возбуж-
дала меня, ‘даже, я сказала бы, окрыляла,
но в то же время увлекала настолько, что
иной раз я боялась пропустить свою рен
	Е ТУРЧАНИНОВА,
	народная артистка СССР
	Страницы воспоминаний
	«Плодах просвещения», Мне предстояло
играть. с Федотовой, Садовским, Нивули-
ной, Ленским. Волновалась. я --- еще на
репетициях — безмерно! Слектавкль Шо-
Hed замечательно. После третьего акта
Ленский подвел меня за руку к раме.
Так представил он публике свою учени-
цу — именно Ленский руководил моими за-
нятиями в школе. Потом он отнял у меня
руку и отошел. Аплодисменты еще усили-
лись. Аплодировали мне. Когда я 0созна-
ла это, у меня едва ноги не  подкосилиеь.
Так началась моя артистическая жизнь В
Малом театре...

Сейчас приходится очень часто слышать
разговор о традициях Малого театра. Пусть
	‚ Не думают, чт9 слово это лишено воньрзт-
	Horo смысла. Да; Малый театр тем, в 06о-
бенности, и силен; что’в его етенах дол-
гие. годы выраптивалось, сбереталось, нали-
валоеь новой, силой все то здоровое и луч-
шее, что рождалось на, его сцене, Недаром
в голы ‘моей юности таким огромным и
всеобщим уважением. пользовалась . Медве-
дева — непосредетиенная ‘ученица ЛЦепки-
Ha, Ее мнением особенно дорожили, с ее
советами всегда считались. Й скромная ее
похвала: «вы умеете разговаривать на. сце-
не» — запомнилась мне на всю жизнь. Из
десятилетия в десятилетие  совершенство-
валась, очищалась от-всего наносного, при-
обретала огромную силу воздействия на
зрителей актерская школа Малого tearpa.
Из десятилетия в десятилетие «второй уни-
	верситет» неизменно сохранял и развивал
животворную связь с русским народом, е
великой русской литературой. Й даже в
черные годы реакции лучшие артисты Ма-
лого театра умели, как, например, Ермо-
лова, выразить в своей игре чаяния свое-
го ‘народа. ПШередко забывают © тб, что
	Малому театру сто двадцать пять лет.
Это — срок огромный, далеко уходящий в
прошлое, захватывающий сотни айтереких
жизней, десятки замечательных талантов,
ТЫСЯЧИ. И ТЫСЯЧИ сыгранных ролей.

Немногим дано, как мне, овинуть мыс-
ленным взором почти половину атого срока.
А ведь уже шестьдесят один год прошел
€ того дня, когда я впервые переступила
порог драматических курсов при Малом
театре. Анита историй Малого театра жи-
ва в моей памяти, И вот я словно листаю
страницы моих воспоминаний...

Инома взглянешь со сцены во второй
ярус — и сразу вепомнитея давиее время:
	литерная ложа, отведенная для нас, BOCUE-
танников драматических курсов; волнение,
возникавшее каждый раз перед . началом
CHOKTA RIA. +

Блестящими глазами следили мы ‘за иг-
рой актеров. Превосходная, незабываемая
трупиа играла тогда на сцене Малого
театра. Мы видели Медведеву, Федотову,
Никулину, Садовскую, Денского,  Горева,
Южина, Рыбакова, М, П. Садовского, , Му-
зияя, Правдина, Мы жадно, наблюдали за
их несравненной. игрой, прислушивались к
звучанию чистых и сильных голосов, лови-
ли каждую интонацию, каждое слово бес-
смертных пьес Гоголя, Грибоедова, Остров-
ского, Сухово-Кобылина, Писемекого...

В исполнении’ этих прекрасных ‘артис-
тов, ставших скоро моими старшими ‘това-
ришами по сцене, я впервые увидела
театральное воплощение великолепных тво-
рений Шекспира, ПТиллера, Гете, Мольера,
Гюго, Бомарше, Лопе де Вега... Труппа бы-
ла небольшая, ‘но ансамбль —= удивитель-
НЫЙ.

В 1891 году я окончила щколу Малого
театра. Это был первый выпуск драмати-
ческих курсов Малого театра, ныне име-
нуюшихся училищем им, Щепкина, При-
шла пора и мне выйти ‘на одну сцену с
теми, чью игру я с таким волнением Ha-
блюдала из ложи второго яруса.

Первой родью моей была ролв Тани в
	освещения, мороз и т. п. Бедь за вое эти
мытарства нас с лихвой вознаграждала
горячая, пылкая любовь зрителей, впервые
получивших возможность соприкоснуться
с искусством Малого театра, И гордое чув-
ство преданности своему народу’ превозмо-
гало усталость. Однажды, когда во время
спектакля «Лес», начавшегося в 10 часов
‘вечера, внезапно погас свет. публика еди-
нодушно, заявила, что «часа два» она со-
тласна ждать. Спектакль окончился в 1п0-
ловине четвертого утра! Ни ‘один. человек
не покинул зала. —

От всего сердна отдавали мы все свои
силы, всю творческую ‘энергию нашим
прекрасным зрителям. Так выковывалась
в трудные дни великая дружба нашего
театра с советеким зрителем.

ветские пьесы. Большими праздниками
пля меня были роли Дубравиной в «0г-
ненном мосту» ВБ. Ромашова и матери в
«Славе» В, Гусева.

В дни Великой Отечественной войны
Малый театр-был одним из первых 09-

ветских театров, включившихея в благо-

родное патриотическое начинание — ху-
дожественное обслуживание фронта.

Могло ли быть иначе?

Ведь каждым из артистов Малого teats
ра руководило ‘в эти дни то чувстве пат-

риотизма, которое составляет самую суть,

самую основу натиего искусства. На’ свои
трудовые деньги мы приобрели в суровые
годы Отечественной войны  эокахрилью
самолетов для Советской Армии. Олин из
этих самолетов я лично перелала летчику-
	Много переживаний было связано с пер-
	помбардировщику т. Батизату. И когла он
	эднажды пришел ко мне и рассказал, что
машина хорошо’ поработала и YHUYTO-
жила немало врагов, я в тот момент
с Новой остротой почувствовала свою кроз-
ную. неразрывную связь с великим со-
ветским народом...
	Послевоенные спектакли Малого теат-
	лику. .
Московская публика буквально обожа-
ла великую артистку, Я не знаю другого
такого примера влюбленности зрителей в
актера. Это чувство, особенно сильное гре-
ди молодежи, об’яенялось не только гени-
ем Марии Николаевны, но и тем, что в ее
игре находили свое выражение самые пе-
редовые, свободолюбивые идеи времени,
Само слово «свобода». она умела так иро-

выми постановками советских пьес на спе-
не Малого театра. Маловеры весьма крик-
ливо заявляли, что Малый театр не при-
способлен для их постановки, что’ ему доз
ступен только Островекий, что современ-
ники «не узнают. себя» в спектаклях Ма-
лого теалра. С огромным волнением ждали
мы открытия занавеса в день премьеры
«Фюбови Яровой», К. Тренева, За воемя
репетиций мы успели горячо полюбить
	изнести, что оно вопыхивало ярким пла-
менем, врыватось в самое сердце, будило
вольнолюбивую мысль.

..Ho вот пришла пора, когда слово
«свобода» с новой силой зазвучало под
сводами старого Малого театра. Наступила
Ведикая Октябрьская социалистическая
революция. Новый зритель — сам народ—
пришел в наш театральный зал. Для ме-
ня, воспитанницы простой трудовой семьи,
это было великим счастьем.

Первые послереволюционные годы не
были легкими для нашего театра. Нет,
годы были трудные, Но ничто не могло по-
мешать, артистам, горевшим. искренним же-
данием отдать свой талант и свое мастер-
тво освобожденному народу.

Мы стали систематически выезжать в
районы Москвы 0 спектаклями‘ и концер-
тами, [ле только мы ни побывали! Игра-
	ди и 33 прелелами столицы —— в Серпухо-
	эту пьесу. Мы чувствовали в ней и
цобедный дух революции и глубокий, по-
длинный реализм, столь близкий нашему
театру. Нам казалось, что именно «Лю-
бовь Яровая» должна цаибодее активно

тт ту а рун п  ыы  sewers) 20 ee eten 00a

IE III РЕ SOIL OOS A SARA SI REME

вые темы, характеры, человеческие черты,
впервые в истории сложившиеся в пати
время. Подмечать эти черты, переноеить
их на сцену, показывать советским лю-
AMM To лучшее, что выпастовано в них
	выразить То Новое, что уже созрело и Свой refi — orn

большевистской партией, — это великое
укрепилось в творчестве Малого ’ театра. счастье для актера.
	REE ANE GAME ER AREAS NSD

И вот началея спектакль. С  замеча-
MOR Tennora # eappmeariaemn wrnay  В День юбилея народ шдет приветствия
	тельной теплотой и ‘сдержанностью играл   goa ое, ЧеРУя сел, ПРИВЕТСТВИЯ
Кошкина П. М. Садовекий. С. Кузнецов в нашему театру. От имени всего коллекти-
поли Пванли бет незабеваемо хототи» тл.   88. Я Отвечаю на эти слова поздравления
	зе мч слиузаю па оли CAB поздравления
и привета’ .

°-— Дорогие друзья-зрители! Все, что
мы имеем, все, что мы умеем, все это
ваше! Всем этим мы обязаны нашему
могучему народу, нашей великой партии

роли Шванди был незабываемо хорош: re-
ряч, свеж, с настоящим юмором, Я игра-
ла в этом спектакле Горностаеву, профес-
сорскую жену, Когда спектакль: кончился,
публика без конца аплодировала и много
раз вызывала всех исполнителей,
	Ненина — Сталина,
ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
№ 86 ры 3
	Мы поняли в тот день, что путь,
избранный нами, — это единственно пра-
вильный путь. Мы поняли, ‘что дешевое
трюкачество так зназываемых «левых»
театров бесплодно и чуждо народу, а на:
	Ho силе непоередетвенного. воздействия.
на публику таких артистов, как; Ленекий,
Федотова, Никулина, Oman,  затмевала.
только великая Ермолова. Ее гений был
беспределен, ее темперамент ео
СТИХИЯ.

Московский Художественный театр также   —(уоило ей появиться на сцене, как nce

всетла был связан с Малым театром общ- чезало все, кроме нее, кроме её горящих
ностью этих славных народных традиции. глаз, сильного, вдохновенного грудного го-
Не случайно же создатели Художественио:   лоса, ее прекрасных рук, ее стройного,
	го театра так высоко ценили корифеев на-   гибкого тела, саовно охваченного порывом