Праздник
		областей Украины и Бе-
‚ поруссии прочно’ стало
на Колхозный путь. В
‘волхозах запалных обла.
‘ere Украины об’ехини-
лись 873 тысячи кре-
стьянских хозяйств. (0-
зланы 232 новые МТС.
	которые располагают
тысячами тракторов и
различных = сельскохо-
	ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!
	История украинского народа — эт ис-
тория героической освободительной борьбы
против поработителей и иноземных захват-
чиков, черными тучами надвигавитихся на
Украину с запада и юта. Плечом к пле-
Чу с великим бралеким русским народом
сражались украинцы за свободу и незави-
симость, за свое социальное и националь-
ное освобождение.

Мы, сыны свободолюбивого увраинекото
народа, горды тем, что наш народ первым
после великого русского брать стал под
знамена Оклября. Под руководством пар-
тии большевиков, в дружной семье совет-
ских народов украинцы стали свободными
и равноправными, приобрели свою социа-
листическую государственность. в

Из года в од ровла и кренла Украмн-
ская Советская Социалистическая Реепуб-
лика. Радостная песня созидалельного тру-
да всё громче звучала на берегах Днепра и
Черного моря. Но-за узкой полоской мелко-
водной речки Збруч, за свинцовыми волнами
	оыстротечного Днестра в панской и бояр-
	ской неволе стонали украинские земли, на-
сильственню  оторванные  катиталистиче-
ской Антантой от родной матери — Совет-
ской Украины. Жестокая эксплоатация и
безработица, темнота и болезни, нацио-
нальный тнет.и бесправие были уделом
трудящихея закабаленных земель. Злейпгие
враги ‘украинского народа — буржуазные
националисты, наемные слуги международ-
HOH реакции помогали иноземным порабо-
тителям жестоко угнетать я 3a-
падной Украины,

Рабочие, крестьяне, трудовая интелли-
тенция Западной Украины вели непрерыв-
ную борьбу за воссоединение co своей под-
линной Родиной, цветущей Советской
Украиной, могучим Советским Союзом. (9-
ветхий нард и 60 великий вождь
товарищ Сталин всегда помнили о тяжелой
судьбе  братьев-украмнцев, живущих 3a
пределами нашей Родины.

17 сентября 1939 года Вячеслав Михай-
лович Молотов, выступая по радио, заявил:
«Советское правительство считает своей
священной обязанностью подать руку по-
мощи своим братьям-украинцам и братьям-
белорусам, населяющим Польшу».
	Наступили великие и незабываемые хни,
когда сбылись вековые мечты украинского
народа. Советская Армия принесла освобо-
ждение трудящимся Западной Украины и
Западной Белоруссии.

Мы, современники и свидетели этих
дней, никогда не забудем первых крепких
об’ятий и слез радости, никогда не забу-
дем задушевных, счастьем рожденных слов
великой благодарности советскому нафоду,
ето героической армии, великому Оталину.
В городах и селах Западной Украины сти-
хийно возникали собрания и митинги.
Десятки и сотни таких митингов завер-
шились историческим Народным  собрани-
ем, провозтласившим установление совет-
ской власти на’ всей территории Западной
Украины.

. Выполняя волю всего украинского на-
pola к воссоединению, Народное собрание
единодушно решило просить Верховный
Совет СОСР принять Западную Украину в
состав. Союза, Советских Социалистических
Республик, включив ее в состав Украин-
ской Говетской Социалистической Респуб-
лики. Эта просьба Народного собрания 3a-
падной Украины была удовлетворена вне-
	очередной ‘\У сессией Верховного Совета
СССР в ноябре 1939 года. В 1940 году с
	Максим ТАНК
	ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР
		` ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЕЙ ПРИРОДЫ
	ЮБИЛЕЙНАЯ СЕССИЯ ВАСХНИЛ
	Вчера в Колонном зале Дома союзов OT
крылась юбилейная сессия Всесоюзной ака-
демии  сельскохозяйственных наук имени
В. И. Ленина. Всея страна отмечает 20-ле-
тиб этого передового научного учреждения
нашей страны, родившегося в «год вели-
кого перелома» и сыгравшего значитель-
ную роль в перестройке нашего сельекоге
хозяйства на научных основах. Выраже-
‘нием всенародного одобрения и гордости
успехами академии явился Указ Президиу-
ма Верховного Совета СССР’ о награждении
ве орденом Ленина. Эта высокая награха
дана ВАСХНИЛ за выдающиеся заслуги в
развитии  мичуринской биологической и
сельскохозяйственной науки и внедрение
ве достижений в производство.

На юбилейную сессию со всех концов
страны с’ехались ‘ученые, которые всей
своей деятельностью, тесно связанной с
колхозной практикой, помогают партии, го-
сударству, советскому народу успешно ре-
шать важнейшие вопросы сельского хозяй-
ства. В этом почетном и торжественном за-
седании участвуют передовики социалисти-
ческого сельского хозяйства — прославлен-
ные мастера колхозных полей, творцы но-
вой агротехники, новаторы социалистиче-
ской народной науки.

За столом президиума сессии — видней-
шие представители сельскохозяйственной
науки и практики, Герои Социалистическо-
го Труда — передовики сельского хозяйст-
ва, государетвенные деятели.

— В торжественный для всех нае день
20-летия Всесоюзной академии сельскохо-
зяйственных наук имени Ленина, — ска-
зал, открывая ceca, президент зкадемии
академик Т. Д. Лысенко, — наша МЫСЛЬ.
‘прежде всего обращена к тому, кто своим

постоянным вниманием и отеческой 3а60-
	  ТОЙ 0 научном прогрессе выпестовал нашу
	‘сельскохозяйственную науку, сделал ее ак-
тивной участницей побед советского Ha
рода, кто своим мудрым руководством Ha-
правляет науку на путь служения народу.
Наша мысль и наши сердца обращены к
вождю и учителю, великому корифею
‚науки — Иосифу Виссарионовичу Сталину!

Эти слова встречаются бурной, долго
не смолкающей овацией, все встают, выра-
жая свою любовь и признательность ве>
ликому вождю и учителю. Овации вопы-
хивают © новой силой, когда старейший
ученый — академик Е. Ф. Лискун вносит
предложение избрать в почетный прези-
диум сессии Политбюро ПК ВКП(б) во
главе с товарищем Сталиным.

С докладом 0б итогах работы Всесоюз-
`НоЙй академии сельскохозяйственных наук
имени В. И. Ленина и задачах сельскохо-
зяйственной науки выступил президент
академии академик Т. Д. Лысенко. Он го=
ворит о новых победах мичуринекой науз
‚ки, которая растет м развивается вместе в
бурным развитием колхозного производства.
Его доклад — сгусток опыта,» в нем дач.
ются широкие, смелые обобщения, форму=_
лируются новые научные проблемы, указ
зываютея новые пути их решения на 0ез
нове теоретических достижений мичурина
`ской науки, Это — программа дальнейшего
‘подчинения природы человеку, программа
борьбы за осуществление грандиозных ваз `
дач, которые партия и правительство етаз
вят перед сельским хозяйством.

‚ — Мы должны, — сказал в заключеа
ние академик Лысенко, — неустанно оттая

чивать и углублять мичуринскую теорию:
ставя ее на службу народу для того, что-
бы добиваться все большего изобилия всех
`вельскохозяйственных продуктов в стране,
Академики, научные работники, атрономы,
‘зоотехники в неразрывном единстве с пе-
редовиками сельского хозяйства, с колхоз=
никами и рабочими совхозов должны раз
ботать над выполнением этих благородных
задач.

С приветственными речами м поздравз
лениями академии выступили: министр
сельского хозяйства СССР И. А. Бенедикя
тов, Герой Социалистического Труда агроч
ном II. Н. Сергеев (Сталинтрадекая оба
ласть), президент `Академии наук OCCR
академик С. И. Вавилов, ииниетр совхозоя
СССР Н. А. Скворцов. `

Сегодня сессия продолжает свою работ
	ных областей Белоруссии поднялось на но».
вую ступень, обогатилось новыми темами.
освобожденного труда и созидания, Счаста
ливую жизнь трудящихся воспевают М.
Машара, М. Василек, М. Засим, Н. Тарас,
Светлый час освобождения своих братьев—
западных белоруесов, в свою очередь, восз
славили многие крупнейшие писатели рес-
публики. Цикл стихов на эту тему напи-
сал Я. Купала, поэму «Рыбакова хата»
создал Я. Колас.

На основе воссоединения с еще большей
силой раскрылись творческие таланты
белорусского народа,

3a советские годы в городах и селах
западных областей выросло много но».
‘вых людей — Героев Советского Союза,
Героев Социалистичеекого Труда, тысячи
передовиков на предприятиях и в колхо-
зах. И невольно вспоминаются простые,
искренние слова, сказанные Героем (о
циалистического Труда П. Л. Кололой:

— Может быть, в Москве спросят, Kak
прожила на свете 56-летняя крестьянская
женщина, знала ли она в своей бабъьей
доле счастье, сколько ей было его отмерено
и из чьих рук она его получила? Взяла
Я у своей дочурки-школьницы тетрадь;
ручку, чернила. Дождалась, когда все лег-
ли спать, и села за стол. Руки дрожат от
волнения, не знаю, почему, слезы засти-
лают мне ‘глаза. И радостно мне, и груст-
но. То вспомнится прошлое время, когда
MHC, девчонке, приходилось в голодный год
просить у людей кусок хлеба, то нынеш-
ний день, когда колхозники провожали на.
заготпункт 0003 с моим льном и все меня
поздравляли. Оторвала я тлаза от бумаги,
а на стене передо мною портрет. Глаза
глядят, как живые. Светятся в них моло-
дость, вера, теплится ласка. Это из его
рук я получила свое счастье. И как-то
спокойно стало на сердце. И на первом
листке я налисала: «Правда о моей жиз-
НИ»,

Правда о жизни тов. Кололы — это
правда о судьбе трудящихся бывшей За»
падной Белоруссии, правда 0 тяжком
прошлом народа и о его прекрасном на-
стоящем, о том, как. он вырос за десять
лет свободной жизни.
		свободных
наролов
		Десять лот вазад в жизни украинском
и белорусского наролов произошло знаме-
нательное событие. 1 ноября 1939 года
сессия Верховного Совета, ОбСР. по просьбе
Народного собрания Западной Украины
приняла Западную Украину в состав Совет-
ского Союза. 2 ноября Верховный _ Совет
принял в состав Советского Союза Западную
Белоруссию. Этими историческими аклами
украинский народ воссоединилея в еди-
ном украинском государетве, а белорус-
ский народ —в едином белорусском госу-
дарстве. Осуществилась вековая мечта
украинцев и белорусеов. Исчезли насиль-
ственто установленные границы, искус-
ственню  разрывавиие изроды Украины
и Белоруссии. Миллионы трудящихся, то-
мившихся под социальным и национальным
гнетом панской Польши, навеки _об’едини-
лись 60 своими единокровными советскими
братьями и сестрами — украинцами и бело-
руссами.

Ульяна Ефимчук-Дьячук, крестьянка из
Западной Украины, на сессии Верховного
	Copera CCCP 1 ноября 1939 пода, обра-
щаясь к депутатам, ко всему И
народу, говорила:

«Дорогие товарищи! Самое большое же-
лание моего бедного, измученного, шестра-
давшетося сердца -— принести пламенный,
сердечный привет великому нашему BOR AI
товарищу Сталину!

Второе мое желание — эт от Bcero
нашего западно-украинского ‘народа при-
нести великое спасибо советскому народу
за попечения и заботы о наших трудя-
щихся. Мы просим от имени всего нашего
народа, чтобы мы вечно ходили под крас-
ным знаменем... Мы долго ждали нашего
счастья, мы ждали целых 20 лет. И вот
это счастье пришло».

Простыми, идущими от всего сердца
словами украинская крестьянка вырази-
ла чувства и сокровенные думы своего
народа.

Солнце свободы, взойдя в Октябре
1917 тода над просторами нашей Родины,
вселило в сердца украинцев и белоруссов.
беспоштадно угнетаемых польскими панами
н румынекими боярами, веру в освобожде-
ние, ‘укрепило их волю к борьбе. Нищее,
толодное прозябание стало нестерпимым
для крестьян и рабочих, которые увидели,
как рядом с ними, за пограничными стол-
бами, единокровные братья, говорящие на
ом же языке, — сами строят новую. епра-
ведливую, изобильную и счастливую
жизнь. С надеждой устремляли они свой
взор на восток. Они верили в свое обво-
бождение. Знали; что советские братья их
не оставят.

И вот долгожданный чае наступил.
® Трудящиеся Украинской и Белорусской
Советских республик по-братски приняли в
свою семью новых граждан.

Стариий брат в семье советских нато-
дов — великий русский народ ‘оказал им
отромную материальную и культурную по-
мощь. Полностью ощутив все блага и
преимущества свободных граждан свобод-
ной страны, живущей по. законам самой
демократической в мире конституции, тру-
лящиеся запалных областей Украины и Ве-
	лоруссии быетро достигли больших услехов‘
	в своем хозяйственном и культурном разви-
тии. Война на время остановила это разви-
тие. Трудящиеся западных областей Украи-
ны и Белоруссии вместе со всем советским
народом с оружием в руках защищали
каждую пядь родной земли.

После завоевания победы народы Украи-
ны и Белоруссии, вдохновленные гением
великого Сталина, © улесятеренной энер-
гией взялись за восстановление разрушен-
Hon войной хозяйства, 3a дальнейший
ero пох’ем. Небывальми в истории темпа-
ми двинулось вперед развитие промышлен-
ности, сельского хозяйства, национальной
по форме, социалистической по содержанию
культуры.

За годы послевоенной пятилетки на 3а-
падной Украине вошли в строй действую-
	щих 2500 крупных и средних промышлен-
ных. предприятий. Врестьянство западных
	ГЛОВ. Псковская область. (От нашего
специального корреспондента). В. селе
Подолешье, Гдовского района, на сцене
сельского Дома культуры идут последние
репетинии ‘народного  музыкально-драма-
	тического представления «На Гдовской
земле».
Авторы и участники спектакля — кол-
	хозники. Восстановив после войны разо-
ренное фашистскими” оккупантами  сель-
ское хозяйство района, подняв из пепла
колхозные села и деревни, они возрож-
дают и давнишнюю славу Гдовщины, как
одного из значительных центров  музы-
кально-песенного и литературно-драматурги-
ческого народного творчества.

Четверть века назад сельскому учителю
коммунисту 3. Савельеву пришла интерес-
ная мысль: на основе сохранившихся в
памяти гдовских крестьян старинных на-
родных песен, бытовых обрядов, сказок,
частушек, прибауток создать театрализо-
ванное представление о прошлом старой
Гдовщины. Со всей округи собрались
лучшие песенники, гусляры, гармонисты,
сказители. Из множества „обрядовых, сва-
дебных, гулевых, плясовых, трудовых пе-
сен, народных плясок и придуманных са-
мими крестьянами драматических сценок-
интермедий возник яркий, самобытный
фольклорный спектакль «Гдовская стари-
на». ,

Когда силами колхозов был построен
подолешский Дом культуры, окрепший и
разросшийся самодеятельный коллектив,
по существу, превратился в своеобразный
народный театр. Непрестанно ’‘обновляемое
представление «Гдовская старина» прожи-
ло почти пятнадцать лет! Свыше двухсот
	раз оно было показано в  Гдовском’ и
других районах области, в Пскове и
Ленинграде,
	1ослевоенному труду колхозников пПо-
	священо народное представление «На Гдов-
ской земле», Как и в прежних работах,
	зяйственных машин. Четыре тысячи кол-
X030B созданы в западных областях Co-
ветской Белоруссии.

Плодотворно развивается и растет куль-
ТУра запалных областей. 7680 начальных
и соедних школ открыто. в воссоединенных
районах Украины. Свыше полумиллиона
детей трудящихся западных’ областей Бе-
лоруссии учатся в школах на родном язы-
ке, Открываются вузы, техникумы, много-
численные курсы, Сельские клубы, дома
культуры, библиотеки, которых никотда
прежд2 не имели труженики — украинцы и
белорусы в панской Польше, сейчас ши-
Токо открыли двери для народа.

Замечательных успехов достигла укра-
инская и белорусская советская литерату-
ра. Писатели и поэты  Запахной Украины
Il. Ковланюк, И. Вильде, А. Волощак и
многие другие правдиво рассказывают о
прежней бесправной» жизни рабочих и
крестьян в панской Польше, отображают мо-
гучий взлет хозяйственной, политической и
культурной жизни и рост нового человека,
на обновленной земле. Белорусские писатели
и поэты Maxon Танк, Ф. Hecrpak a дру-
тие в своих произведениях прославляют
счастливую долю белорусского крестьяни-
Ha, ero свободную жизнь в дружной семье
братских народов СССР.

Трудящиеся западных земель Украины и
Белоруссии своими успехами обязаны по-
мощи братских народов, прежде всего
великого русского народа. Советское rocy-
дарство помогло восстановить и быстро
развить промышленность и сельское хозяй-
ство западных областей этих республик.
Оно обогатило трудящихся Западной Украи-
ны и Западной Белоруссии опытом инду-
стриализации, колхозного и советского стро-
ительства. Трудящиеся воссоединенных 06-
ластей увидели и ощутили помощь социа-
листического государства не только в виде
машин и оборудования: с востока пришла
новая социзлистическая культура, передо-
вая советская наука. Пришли тысячи и
‘тысячи специалистов, двинувших вперед
дело экономического и культурного разви-
тия, преобразившего лицо этих областей.

Люди, познавшие радость свободного тру-
да, оботативииеь опытом своих братьев,
проявили невиданные доселе таланты, заме-
чательные способности организаторов, ру-
ководителей. Анна Ладани из закарпатекого
села Великие Лучки была батрачкой у по-
мещика. В 1947 тоду в ее родном селе ор-
танизовался колхоз, куда она ветупила од-
	ной из первых. На артельном поле, в тру-
	де на себя, в труде на свою страну раз-
вернулись ве замечательные  организатот-
ские способности. Сейчае она звеньевая,
Терой Социалистического Труда.

Таких людей, как Анна Ладани, как мз-
стер’ нефтяных промыслов Иван Мехлик,
десятки тысяч в тородах и селах Западной
Украины и Белоруссии. Партия заботливо
растит этих людей, воспитывает в них го-
рячий, животворный советский патриотизм
и преданность великому делу строитель-
ства коммунизма.

Воссоединение украинского и белорус-
ского народов -— огромная победа ленин-
ско-сталинекой национальной политики
большевистекой партии и Советского rocy-
дарства, В результате этой политики со-
ветекие народы пришли к свободной, счаст-
ливой жизни, где общие жизненные инте-
ресы всех трудящихея советской страны
не идут в разрез с национальными тради-
циями народов, а находятся в гармоничес-
ком сочетании с ними.

В могучем многонациональном Советском
Союзе трудящиеся Западной Украины и
Западной Белоруссии в одном строю со сво-
ими единокровными братьями и всеми на-
родами Советского Союза идут к комму-
НиЗМУ.

Пусть еще больше крепнут и еще’ ярче
расцветают под солнцем Сталинской Кон-
ституции Советская Украина и Советская
Белоруссия! Слава братекому украинскому,
слава братекому белорусскому народам!
	широко использованы народные песни, a
драматические сцены «наговорены» участ-
вующими в представлении колхозниками.
Воссоздавая действительные события, в
которых они принимали непосредственное
участие, колхозные актеры-импровизаторы,
по существу, играют самих себя.

Бессменный руководитель художествен-
ного коллектива гдовских колхозников ди-
ректор Быковыщенской средней школы
3. Савельев, приглашая нас на репетицию,
предупредил:

— Начинаем мы часов в 9—10 вечера,
когда артисты возвращаются с полей и гу-
мен, с животноводческих ферм, с колхоз-
ных строек...
‚ Первой пришла на репетицию песенни-
ца-запевала 75-летняя колхозница Иринья
	Алексеева из колхоза «Верный путь»,
Алексеева, как и кузнец Иван Сергеев
(колхоз ‹Аврора»), и 72-летний  гусляр
	Борис Алексеев (колхоз «Красный само-
лет»), и другие старики принадлежат к
числу ветеранов‘ коллектива—зачинателей
«Гдовской старины». Влилось сейчас в
коллектив и молодое поколение, выросшее
в детском ансамбле Быковыщенской сред-
ней школы. Замечательно, что по инициа-
тиве колхозников, участников спектакля
«Гдовская` старина», в Подолешье в про-
шлом году открыта первая в области
сельская детская средняя музыкальная
школа. В школе: учатся 40 колхозных ре-
бят. . ~

В народном музыкально-драматическом
представлении «На Гдовской земле» заня-
то около 70 колхозников четырех сельсо-
ветов — примерно ‘15 деревень. Постанов-
ке спектакля помогают ‘режиссер’ Псков-
ской филармонии Е. Рябчуков и псков-
ский композитор К. Амелин. В праздвич-
ные дни 92-й годовщины Великого Октяб-
ря премьера «На Гдовской земле» булет
	показана в селе Подлолешье, В Гдове ив
областном центре — Пскове,
	Цена 40 коп.
ee oF

Славное десятилетие
	oe
Любомир ДМИТЕРКО
>
	Советской Украиной были  воссоединены
Северная Буковина и Измаильская область.

После Великой Отечественной войны
полностью завершилось воссоединение зе-
мель украинского народа. По договору 6
демохратической Чехословакией в июне
1945 года в состав УСОР вошла Закарпат-
ская Украина. Исполнились заветные
мечты украинского народа, те мечты, о ко-
торых пели Тарас Шевченко, о которых пи-
сзл Иван Франко. От берегов Донца, 50 Тис-
сы и Дуная, простерлись вольные украин-
ские земли. В единой могучей советской
емье зажили Виев, индустриальный Хауь-
вов и славный Донбасс, героическая Одесса
и свидетель мужества суворовских сол-
дат — Измаил, зеленые Черновцы и древ-
ний Львов, кипучий Ужгород и другие
украиневие города.

Несмотря на большие разрушения, при-
чиненные Украине фалтистскими захват-
чиками, трудолюбивый украинский народ,
руководимый партией Ленина-— Сталина, до-
бился невиданных темпов восстановления
и развития народного хозяйства республи-
КИ.

Интенсивно растет и развивается народ-
ное хозяйство западных областей Украины.
Более двух с половиной тысяч крупных и
средних промышленных предприятий, вос-
становленных и построенных после войны
в западных областях Украины, меняют
облик этой части украинской земли, пре-
вращая ее ‘в цветущий социалистический
край. Меняется уклад патриархального в
прошлом волынекого, галицкого, буковин-
схого и закарпатекого села. Убедивиииеь в
колоссальных преимуществах коллекливно-
то хозяйства, западно-украинские  земле-
робы об’единяютея в колхозы.

До освобождения западных областей
Украины более 70 процентов взрослого
населения там было неграмотным. Теперь
в этих областях 7.680 школ, 22 инсти-
тута, три университета. Злесь работают
	16 чеатров, 240 районных домов культу-
		ры, 0.825 сельских клубов, свыше
тысяч библиотек.

9& каждой этой цифрой кроется гигант-
ский созидательный труд народа, вдохнов-
ленного партией Ленина-— Сталина.

Еж
*

Дооктябрьская украинская литература
развивалась в условиях, когда земли наши
были разобщены и ‚раз’единены. Если ве-
ликий поэт Тарас Шевченко творил в не-
TOCDCACTBCHHOM единении с русскими рево-
люционными демократами, возглавляемыми
Чернышевским, если высоким образцом
идейно-творческого братетва может елу-
жить многолетняя дружба Михаила Коцю-
бинокого с Максимом Горьким, если Леся
Украинка черпала вдохновение из источ-
ника русского пролетарского революцион-
ного движения, то по-иному (сложилась
творческая судьба замечательного певца
украинского рабочего класса Ивана Фран-
Ко. Мивя в Западной Украине, принадле-
жавшей в то время к габебургокой Аветро-
Венгерской монархии, Иван Франко прила-
тал большие усилия, чтобы, несмотоя
	на глухую стену государственной границы,
приобщиться к передовым идеям великой
русской литературы. ›

ного учреждения, ни одной легальной про-
греесивной газеты. Тысячи белорусов под-
вергались аресту только за то, что осме-
пивались добиваться обучения своих де-
тей в школе на родном языке.

Тяжело вопоминать о судьбе  белорус-
ской культуры. и литературы в панской
Польше. Малейшая попытка издания газе-
ты, литературного журнала, оборника сти-
хов пресекалась цензурой, налагавшей за-
прет на каждое свободное слово. Редаклто-
ры, авторы, сотрудники, а часто и под-
писчики прогрессивных изданий  осужда-
лись на многие годы тюрьмы. В’ острогах
и в подполье писали свои революционные
стихи Ф. Пестрак и В. Тавлай, в труд-
нейших условиях работали М. Василек,
М. Машара, М. Засим, Н. Тарас и другие.
ГУ большинства писателей Западной Вело-
руесий первые сборники вышли только
после воссоединения, а до того их произ-
‘ведения ходили в рукописях, заучивались
наизусть или печатались в нелегальных
революционных журналах. Немало  рево-
люпионных стихов и песен, натисанных в
те времена, погибло в мрачных казематах
дефензивы. Но немало и пробилось сквозь
стены Лукишек, Гродно, Вронок, сквозь
колючую проволоку концлагеря Березы
`Картузекой.

И вот пришло’ долгожданное счастье oc-
вобождения. Я помню то погожее, незабы-
ваемоо сентябрьекое утро, когда по нашим
селам пронеслась весть, что Советекая Ар-
мия перешла границу, что товарищ Сталин
подал нам руку помощи.

За десятки километров шли мы ‘к 1
рокому тракту, по которому бесконечным
потоком двигались советекие войска. Бой-
пы останавливалиеь на минуту, чтобы на-
THTLCH, CMBITh © лица дорожную пыль и
поздороваться с нами, как с братьями. Они
брали на руки детей, угощали своим по-
ходным хлебом, дарили на память крас-
ные звездочки. Плакали счастливые мате-
ри. Днем и ночью He раесходилея apo,
	д) слезами

радости

Глядя На свою

DOTHYA)
		Современная украинская литература —
литература воссоединенного народа —
активный борец за дело мира, за комму-
НИЗМ.

Имена лучших представителей украин-
ской советской литературы — Александра
Корнейчука, Павло Тычины, Максима
Рыльского, Владимира Сосюры, Миколы
Бажана, Юрия Яновекого, Андрея Мальш-
ко, Олеся Гончара, Натана Рыбака и дру-
тих — известны далеко за пределами рес-
публики.

Читатели всей Украины знают и ценят
творчество даровитых писателей западно-
украинских земель — Петра  Козланюка,
недавно трагически погибшего Ярослава
Галана, Ирины Вильде, Юрия Гойды, Ан-
тона Шуительского. Советская дойствитель-
ность открыла перед ними новые огром-
ные возможности творческого роста. Писа-
тели западных областей Украины уепептно
овладевают методом социалистического ре-
ализма, темы труда, партии, братской
дружбы советских народов, темы борьбы за
мир, 3& счастье простых людей прочно
вошли в их произведения.

...Перед нами несколько книг, еще пах-
нущих типографской краской. Это подарок
издательства  «Радянський  шШеьменник»
украинскому читателю ко дню воссоеди-
нения. Здесь повести и рассказы Петра
Козланюка и Йрины Вильде, стихи Андрея
Волошака, большой альманах «В единой
великой советской семье» — в нем собра-
ны произведения ста тридцати пяти. про-
заиков, поэтов и драматургов.

Среди этих книг особенно радуют те,
на титульных листах которых мы ви-
Дим новые, еще не известные читателю
имена. Я имею в виду повесть Степана
Чернобривца «Освобождение», сборник, сти-
хов Ростислава’ Братуня «Сентябрь»,
книжку Анатолия Хорунжего  «Буковин-
ские новеллы». Выход этих книг ра-
достное и знаменательное событие. Черно-
бривец (Днепропетровск), Братунь (Львов),
Хорунжий (Кировоград) плечом к плечу
входят в нашу литературу, как бы сим-
волизируя ее дальнейший рост в единой
семье воссоединенного народа.

В дружной советокой семье выросла ‘и
окрепла украинская литература — один из
передовых отрядов всей советской литера-
YDB.
		Народ Советской Украины торжественно
отмечает праздник воссоединения. Этот
знаменательный день наш народ встречает
В обстановке успешного строительства, ком-
мунизма, являя образцы высоких трудо-
вых подвигов. Наш опыт, наши достиже-
ния — вдохновляющий пример для трудя-
щихся стран новой народной демократии.
Такого высокого уровня экономического и
культурного развития на своих воссоеди-
ненных землях украинский народ достиг
‘благодаря советскому строю,  блатодаря
‘партии большевиков, благодаря великому
Сталину. .

И от всего сердца благодарят украин-
цы великий бралекий русский народ, со-
ветское правительство, любимого вождя,
отца и учителя товарища Сталина.

«Слово Отална мк нами,

воля Стална, мк нас!»

Эти слова из песни звучат в дни тор-
жества, как священная клятва украин-
ского народа своему великому вождю —
собирателю всех украинских земель в еди-
ном украинском советском госулатетве,
	ветром повеяло над нашей землей, радост-
но и привольно стало дышать, петь, жить
в единой семье.

Трудящиеся Западной Белоруссии нача-
ли строить новую, — социалистическую
жизнь, Исчезли в городах и селах безра-
ботица, голод, нужда. Но мирный свобо1-
ный труд народа был нарушен нашествием
фашистских захватчиков.

Годы Великой Отечественной войны —
это годы героической борьбы нашего Hapo-
да за свою честь, свободу и независимость,
3a свое будущее, озаренное великими: итея-
ми Ленина — Сталина. Еще и сегодня, ес-
ли проехать дорогами по родным моим ме-
стам, в партизанских районах Вилейщины
и Молодечненщины можно увидеть следы
этой борьбы. Окопы, блиндажи, остатки
партизанеких лагерей, огнища и курганы,
порослие вереском и сосняком. Это все
партизанская зона. Только здесь легло от
пуль народных метителей больше 70 ты-
сяЧ немецких захватчиков. Здесь ржавеет
железный лом. оставшийся от взорванных
партизанами 995 немецких эшелонов, от
более двух тысяч вражеских автомашин,
oT сотен пушек и танков. Й так по всей
Белоруссии. у
	Цод водительством большевистской пар-
тии и товарища Сталина, при братской
помощи великого русского народа и наро-
дов веего Советского Союза белорусский
народ отстоял свою независимость и снова
	приступил к мирному строительству.

Крестьянство западных областей уверен-
но стало на путь колхозной жизни. Уже
создано 4 тысячи колхозов, и количество
их растет с кажлым днем.
	Беличайшие изменения. произошли за
это время в западных областях Белоруссии.
Там, где раньше господствовала тьма, горят
огни новой, социалистической культуры,
Ликвидирована неграмотность, сотни тысяч
детей учатся в школах на своем родном
языке. Открыты высшие учебные заведе-
ния, техникумы, сотни клубов, библиотек,
изб-читален.

Эти перемены широко отразились в наз
	шей литературе. После воссоединения род-
ного народа творчество писателей запад-
	-
: Е)
Wf

Олин из самых светлых дней в жизни
белорусского нафола-— день воссоединения
его в едином Белорусском Советском rocy-
даретве. :

Двадцать лет, живя в панской неволе,
трудящиеся Западной Белоруссии мечтали
0: своем освобождении. Эта мёчта вдохнов-
ляла народ на борьбу и ‘озаряла его пути
к победе. Народ с надеждой смотрел на
восток, туда, где взошло солнце Октябрь-
ской революции. ‘Ни тюремные решетки,
ни проволочные заграждения, ни острожные
стены не могли заслонить сияние этого
солниа. .

Неистребимо было и чузетво братотва,
единства с великим русским народом. На-
глухо отгороженный от своих братьев Me-
жой — границей, народ верил, что придет
время, когда он, освобожденный, ветупит
в великую сталинскую семью народов. На
представителей белопольекой власти — на
разных войтов, осадников, ксендзов и по-
лицит —— он смотрел, как нз захватчиков,
и неустацно боролея © ними.

Только за один 1922 тод в Западной
Белоруссии и в Запалной Украине прои-
зошло 878 восстаний рабочих и крестьян,
нападений на польские учреждения и т.д.
Газета польских помещиков «Речь Посто-
лита» 2 октября 1925 года писала: «На
наших окраинах создалось Фатальное по-
ложение: если на протяжении нескольких
лет не произойдет перемены, будет еще одно
сплошное вооруженное восстание. Еели мы
не потопим его в крови, оно отторгнет от
нае несколько провинций... Ответ на poc-
стание один — виселица и больше нячето.
Необходимо всё тамошнее (белорусское)
население сверху донизу подвергнуть  та-.
кому террору, чтобы у него в жилах 3a
етыла кровь».

И скрипел над Западной Белоруссией.
Лее виселин, и ширилось кровавое зарево.
Teppopa пал героической — Кобринщиной,
Новогрудщиной, Гродненщиной, нал erpa-
ной озер — Молодечненщиной. Озверелые
колонизаторы крестом и нагайкой стара-
лись покорить, ополячить наш край.

В 1938 году во всей Запалной Бело-

ругсиий Не оыло НИ  однэй белорусской
	WROTE, HA ОДНОГО Бультурно-просветитель-