сьма из Рима

лей, распятий, статуэток святых H TOMY
подобных «сувениров», которые будут про-
даваться туристам с приложением серий-
ного папекого благословения, Наконец, как
мы видим,  «евятой престол»  занялоя
строительством гостиниц, вуда  дояжны,
по ожиданию Ватикана, прибыть тысячи
паломников.
	Обуреваемый коммерческой страстью. к
	наживе, Ватикан строит эти` гостиницы, И
безжалостно портит’ прекрасную алощадь
казарменными зданиями, заслоняя вид. из
собора Ha город и из города на собор. 3а-
то легко себе представить, сколько будут
брать за комнатку с окнами прямо на е0-
бор и на Ватикан! Архитектура? Красота
городского ансамбля? Все это вздор, пу-
стяки, лишь бы шла торговля, лишь бы
валюта лилась рекой в вечно разверетые и
вечно жадные ватиканские карманы. Прав-
да, Ватикан уже и так задыхается от 60-.
гатетва, накопленного, награбленного века-
ми, веками добываемого путем епекулялии
на человеческой глупосйи, на человеческой
темноте. Но ему все мало.

Впрочем, сейчас и расходы увеличи-
лись. Руководимый anol поход против
культуры, прогресса и демократии требует
очень много денег. Вот почему Ватикан не’
остановился и перед таким  варварством,
как постройка доходных домов на площади.
ep. Петра.

Всяческих проявлений варварства здесь
	долго искать не приходится, они сами 00-4
	саются в глаза. В храме стоит прекрасная
статуя эпохи Возрождения, У нее на бед-
	рах ВИСИТ какой-то бумажный или шер-
стяной обрывок запыленной материи. Бла-
		гочестивые глаза затиканских лицемеров
шокировала, видите ли,‘ нагота статуй; и
вот они «етыдливо» повесили на это тво-
рение великого мастера прошлых веков
свою грязную тряпку!
Огромный процент неграмотных в Ила-
лии, темнота масе, безысходная нужда —
BOT та «питательная Среда» ув которой
орудует католическое  духовечтво. He-
мудрено, что тень, отбрасываемая Ватика-
ном, плотно лежит на пути народа.
Впрочем; воочию мы как-то не смогли
убедиться в пресловутой набожности, яво-
	Чехословакии
	остается фактом. И Вопецкий од яснил 89
прибывшим поучиться товарищам очень
просто: вот здесь я ввел такие-то и такие»
то улучшения, и все пошло, как.по мал»
лу. И напрягаться меньше пришлось, чем
при старой норме в 144 чаха.

Но и это достижение стало вчерашним
днем, Копецкого уже перегнали другие,

— Но успеваешь рассказать ob one
ном, — все чаще сетуют ваши литерало“
ры, — как надо уже говорить о других,

— 910 — великолепное шествие удар“
ников и ударниц, — отвечают им комму“
нисты-производственники. —А вы, журна“
листы и писатели, не отставайте от них,
живите е ними устремлениями  вперех,
Выть может, вы думали, что текстильщи“
ца Вацкова, что стахановцы Брзобогаты,
Крейчи, Гамр, Ёмеч, Визлинк, выполняю-
щие нормы не на сотни, а на тысячи про-
центов, придут к нам в конце пятилетки,
& OHH пришли сегодня вместе с ударны-
ми сменами на’ заводах и фабриках.

— Когда я работал в первой ударной
смене, — рассказывает товарищ — Виз-
линк, — я выполнил норму на 1.060 про-
центов. Я устроил простое автоматическое
приспособление на станке, и это дало вы»
сокую производительность. Сбежались ра-
forme co Beero завода. Кое-кто думал, что
‘я работаю сверх сил. А я работал совер“
шенно нормально. Я бтремился показать,
какое высокое место принадлежит моей
специальности в стране,  строящей с9-
Циализм.

Свой опыт Визлиню не оставил для ce
‘бя. он передал его дальше. И вот его учез
	ница, товарищ Конечна, перегнала Его на
300 процентов. Но и ‘достижение honew
ной — уже’ ив HOBOCTh, eo перегнал To
варищ Чудла’ на своем фрезерном станке
	он держит победоносное знамя рекордов-=-
8.820 процентов ‘нормы. ^

Рабочив Чехословакии воспламенены He
описуемым энтузиазмом: OHM оставили
далеко позади старые представления тех-
ников и инженеров ‘о нормах выработки, 0
технических возможностях . станков. Мом
	ное ударное шествие строителей первом пяз
тилетки увлекает за с0б0й Boex лучиих
представителей старой технической школы.

И мы — свидетели того, как передовые
инженеры и техники, преодолевая старые
представления о нормах, помотают творить
новые и Новые тысячи процентов выра-
ботки. Пример советских стахановцев на
холит у нас все больше последователей,
наши заводы становятся крепостью труда
й мира.

— Вы должны ‘очень хорошо ‘строить
паровозы, чтобы догнать нае, американ-
цев; — высокомерно сказал как-то’ появив-
шийся среди рабочих завода «Соколово»
американский корреспондент. Рабочие за-
смеялись в ответ.

— 9% было бы чересчур мало, — от
ветили они. —— У нас есть несравненно
лучший пример. Мы будем строить паро-
возы лучше и быстрее, чем в Америке,
так как мы строим социализм.

Великие творческие силы народа пробу-
дила к жизни народная демократия в ин-
дустриальной Чехословакии. Таких сил не
найдет и не купит ни за какие деньги
никакая Капиталистическая Америка. Они
начинают развертываться в могучем дви-
жении ударничества на Национализирован-
ных предприятиях.

И уже рядом с цифрой 100 — старой
производственной нормой — выросла циф-
ра нашего товарища Чудлы — 8.820.
мы знаем, что это далеко не окончатель-
ная цифра наших возможностей. Она вы-
росла сегодня, а’ завтра она будет уже
вчерашним днем. В свободной демократи-
ческой стране, устремленной только впе-
ред, к социализму, не принято равняться
на вчерашний день. Вчера у нас стано-
витея далеким и невозвратным прошлым,
		Ансамбль
	народных талантов
	БУХАРЕСТ. Большую популярность в Ру-
мынии завоевал ансамбль румынской На-
родной армии. Его выступления пользуют-
ся неизменным успехом в концертных за-
лах, в рабочих клубах и на сценах TeaT-
ров. Около 180 000 зрителей побывало на
концертах за последний год.

Этот художественный коллектив  орга-
низован по образцу Краснознаменного ан-
самбля песни и пляски Советской Армии
имени проф; Александрова. В него входят
хор, оркестр духовых и деревянных ин-
струментов и аккордеонов,  танцовальная
группа — всего около 200 человек. Py-
мынские народные песни и танцы, pyc-
ские и украинские песни и пляски, про-
изведения румынских и советских компо-
зиторов составляют основу репертуара ан-
самбля. Широко представлено также твор-
чество стран народной демократии.

Ансамбль румынской Народной армии
выезжал на гастроли в Венгрию и Чехо-
словакию. Недавно, в связи с неделей
румыно-болгарекой дружбы, коллектив co-
вершил поездку в Болгарию, где ему был
оказан теплый прием. Программе каж-
дого концерта  предшеетвовале  испол-
нение болгарского, румынского и. совет-
ского гимнов. Из произведений советской
музыки исполнялись, в частности, «Поэма
06 Украине» Александрова, украинская
танповальная сюита и др. Каждый кон-
церт завершалея величественной‘ «Канта-
той o Сталине», вызывавшей восторжен-
ную овацию слушателей в честь великого
вождя всего прогрессивного человечества.

нь
ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ
	‚Всем учреждениям и лицам, поздравив-
шим меня с днем 75-летия и 60-летием
моей литературной и научной деятельности,
	приношу глубокую благодарность.
	И. РОЗАНОВ,
доктор филологических наук
	Ванда ВАСИЛЕВСКАЯ
	Люди новой
	Вашек Kana — чехословацкий pa-
бочий-писатель, Темой своего творче-
ства он избрал труд, пробуждение
нового самосознания, рост нового чело-
века. Его пьеса «Бригада шлифоваль-
ющика Каргана» показывающая сорев-
нование двух ударных бригад, с успе-
хом идет сейчас на сцене ряда театров
страны,

Борьбе за новое отношение к Труду,
за повьицение его производительности
на пражском заводе «Соколово» в. Ка-
 я посвящает присланный нам очерк.
	Это было еще в прошлом году. По во-
тельному цеху разнесея слух:

— Франта Влах сокращает сроки выра-
ботки! На-днях, когда нормировщик дал
eMy на выравнивание цилиндрического
котла для паровоза 30 часов, Франта спо-
койно зачеркнул 30, поставил 20 и отнес
наряд назад.

—- Какая чепуха! Я буду выравнивать
котел не так, как это делалось до сих пор.
А эти 10 часов возвращаю, они принад-
лежат заводу.

Нормировщик в отчаянии. Немало лет
провел он здесь, работу знает, как свои
пять пальцев. Как же это возможно, что-
бы Влах уменьшил сроки?

Да, что нормировщик! Нашлись и рабо-
чие, которые порицали Франту Влаха.
Сказывалось наследие прошлого.

Товарищи Влаха, да и он сам, росли в
удушливом климате  капиталистического
хозяйства. Восность еще ценко держалась
в сознании стариков. Влах был одним из
первых, кто выступил против косности, за
новую общественную дисциплину. Он рас-
судил так: чем лучше почва, тем скорее
растет дерево. Но раньше, чем оно пустит
корни, может быть, пронесетея нал ним
ве раз ветер. Й человек так же. Й он
глубоко пускает сильные корни в чистом
воздухе народной демократии. И если по-
мочь ему побыстрее освободиться от ста-
рых влияний, он будет совершать чудеса.

Коммуниеты, стоящие во главе движе-
ния ударников, своим примером и терпели-
вой раз’яснительной работой увлекали за
собой отстающих. Указывая на завод-
екой двор, где под’емные краны ежеднев-
но выгружают все новые вагоны материа-
лов, они раз’ясняли важность почина Вла-
ха в быстрейшем превращении этих мате-
риалов в машины, которые обогащают и
украшают нашу жизнь. Завод наш, я, ты
ий он — его хозяева.

Чувство хозяина прочно воелялось в CO-
	знание людей. И они преображались о на
глазах.
Сейчас. в первом году пятилетки, ко-
	тельный цех пражского завода «Соколово»,
	`гле работает Франта Влах, не узнаешь!
	Многие из тех,’ которые еще‘ в прошлом
году отворачивались от Влаха, сегодня на-
много обогнали его. И уже не раз ко-
тельный цех, досрочно изготовив паровоз-
ные котлы, подгонял монтажный, Вак раз
сейчас готовитея новая серия паровозов.
Спросите в Праш, и вам скажут, какие
сроки поставки установили в. паровозо-
строительном цехе завода «Соколово». В
прошлом году еше многие рабочие спори-
ли бы с вами, уверяя, что это — безум-
ные сроки. А сейчае они скажут: «Это
еше не предел».

Имя Франты Влаха теперь стоит в длин-
HOM списке новых имен’ ударников и ета-
хановцев завода. Глаза Влаха радостно сме-
ются. Был он ласточкой, которая еделала
весну, — сломал старые производственные
нормы. Но это случилось вчера, а вчераш-
ний день — далекое прошлое. А сегодня
уже мошно выступают зримые черты зав-
трашнего дня. Не успеваешь следить за
огромным развитием ударного движения на
заволах.
	Товарищ Вопецкий, строгальщик на го-
ризонтальном станке, снизил установлен-
ный срок обработки цилиндра дизельмото-
ра со 144 часов до 66, потом — до: 58,
a затем и ло 50 часов. Это вызвало у
	остальных  горизонтальщиков смешанное ‚
чувство недоверия и любопытства. Но dant
	Паступление
па стихию
	ТИРАНА. На землях села Годолеш, что
в районе Эльбасана, с незапамятных вре-
мен властвовали неукротимые горные пото-
ви. Они размывали почву, лишали ее пло-
дородия, оставляли крестьян без урожая.
	Теперь власти стихии приходит конец.
	Воодушевленный советским примером, сво-
	бодный албанский народ преграждает путь
горным потокам, укрепляет почву мощны-
ми щитами из лесных насаждений,

В эти осенние дни идут посадки леса во
многих районах Албании. По. государетвен-
ному плану в текущем голу будут посаже-
ны миллионы деревьев на площади в 895
гектаров — вдвое больше, чем в прошлом
году.

Жители горной Пешкопии, долины Де-
волы, весь народ Албании решил перевы-
полнить государственный план. Заготовле-
но более б миллионов саженцев акации,
дуба, каштана, индийского ореха. Большое
количество деревьев высаживается в рав-
нинных районах. Вдоль берега Адриатиче-
ского моря, между городами Дуррес и Вло-
ра, создаетея полоса пирамидальных топо-
	лей.

ВЫ
«ЗВЕЗДА» № 10
		этих слуг Ватикана и то. что учение Ари-
cra, носителями которого они  явля-
ются, осуждает войны. Не считаясь ви ©
чем, они яростно помогают иностранным
поработителям толкать Италию в про-
пасть новой мировой войны.
	— Теперь лира не упадет!..
	(Puc. “#3 прогрессивной итальян-
ской газеты «Аванти»).
	Й сами они ходят по Риму, как отря-
ды и дозоры уже захватившего город вра-
жеского гарнизона.

Вот они идут со всех сторон, по всем
направлениям. Словно огромная стая воро-
нов слетаетея над трупом. Но трупа здесь
нел! Итальянский народ жив, и в нем ки-
пит здоровая, красная, горячая кровь! Это
знают и господа из Ватикана, в том числе
папа. Они видят, что, несмотря на. поли-
тическое и экономическое давление, не-
CMOTPA на пропаганду продавшихся амери-
канскому капиталу реакционных партий,
в гуще итальянского народа крепнет воля
	2. Черная тень Ватикана
	нейшими приетройками ‘и переделкамя)
только снаружи. Внутри он’ перегружен,
забит, со веех сторон облеплен различны-
ми украшениями в стиле барокко и совсем
без всякого стиля, украшениями, беепо-
рядочно нагроможденными, безввусными и
уродливыми. Вычурные формы, приланные
мрамору. лишают материал его благород-
ства. Ничего не несущие, извивающиеся’ в
конвульсивных  будорогах мраморные ко-
лонны утомляют глаз.

Среди всей этой’ бессмысленной роско-
ши, в боковом приделе белеет всемирно
известная «Пиета» Микель-Анджело, ве-
ликолепная вешь, ‘кажущаяся случайно
попавшей сюда, в это царство’ безвкусицы.
Теряются ий некоторые другие ’ произведе-
ния подлинного искусства. ‘Впрочем, мно-
rhe из посетителей, видимо, не слишком
интересуются шедеврами итальянского pe-
нессанса. Их привлекает другое — брон-
зовая статуя св. Петра. Мужчины, жен-
шины, дети пелуют ногу статуи. Правла-
дываютея к пей губами или о касаются
пальцами и затем целуют свои пальцы.
Отупня наполовину стерта, буквально ели-
зана десятками поколений.

Мы поспешно покидаем собор’ Порази-
тельно, как можно было так испортить
безвкусной роскошью внутренней отделки
архитектурное произведение эпохи поздне-
го ренессанеа, как можно было создать та-
кое уродство в этом городе, где все
дьиШит красотой, где каждый обломок ета-
ринной римской статуи, каждый торе ие-
полнены величия и гармонии, где почти
каждая ‘древняя гробнина на Виа Аппиа
поражает благородством линий.

А между тем этот собор, как остроумно
заметил наш проводник, обошелся католи-
ческой церкви в целую... реформацяю.
Вель именно на постройку ‘этого папекого
собора, — а пана считал. что «ero» cobop
должен быть’ самым громадным и велико-
лепным в мире, — стали добывать cpel-
ства путем продажи «отпущения. грехов»
ий предоставления права ва «вечное бла-
женство». Между тем, как известно, вея
	— Вон of, наш «непроизводительный
элемент», — говорит нам молодой италья-
нец, шофер.

По Риму «непроизводительный элемент»
идет толпой, омрачая ‘тучей черных ряс
перспевтиву улиц.

Даже для меня, человека, выросшего’ в
католической Польше, зрелище предетав-
ляетея прямо-таки неожиданным. В дово-
енном Кракове, где костелов было: больше,
чем влюбом другом польском городе, очень
часто вам шли наветречу всендзы или мо-
нахи по-двое или, скажем, по-грое сразу.
Здесь, в Риме, священники, монахи, мо-
нахини появляются стаями в пятьдесят,
шестьдесят человек, похожие на стаи чер-
ных воронов. Черные, с чем-то  фиолето-
вым или красным, в сапогах, в туфлях,
в сандалиях На босу ногу. Идут, торопят-
сея, размахивают руками, оживленно разто-
варивают, KAR лельцы.

деятельность Иютера, благодаря которой от! бы присущей итальяниам. Мы осматрива-  к борьбе за свои права, за демократию, за
	католической церкви отпал ряд стран, на-
чалась именно с протеста против этой про-
дажи инлульгенций, аротив этой торговли
«вечным спасением» оптом и в розницу.

Несмотря нз этот горький опыт, ком-
	‚мерческим азартом и 10 сих по 95

STH
	души католических патеров и их высо-
чайшего патрона.

Выходя из собора, а затем из колонна-
XH, полукругом  обрамляющей плошадь,
мы устремляем свой взор вперед. Отсюда
должен открываться чудесный вид на Рим.

Да. лелжен. И ‘не так давно открывал-
ся. Ho мы опоздали. Теперь перопективу
площади  заслоняюто два огромных -етрое-
ния из красного кирпича, еще не 0оевобо-
дившихея от строительных лесов. Безобраз-
ные каменные коробки казарменного сти-
ля. Это — гостиницы. Вель приближается
так называемый «евятой год», и Ватикан
строит здесь гостиницы’ для богомольцев.

Несколько слов. 06 этом крупнейшем
пропагандистеком ‘мероориятии Ватикана,
которое рекламируется в чнето американ-
ском стиле и организуется © полного
благословения Уолл-стрита для еще боль-
шего усиления борьбы князей католиче-
ской церкви против всех сторонников ми-
ра, прогресса. и демократии. -

Празднование «евятого года» было уста-
новлено еще в `1300 году п примерно с
ХУ века проводилось каждые двадцать
пять лет в качестве международной демон
страпии католической церкви, привлекаю-
щей «паломников» в Рим 60 веех концов
света. В последний раз эта демонстрания
была проведена в 1925 году.

Ныне папа воскрешает эту «традицию»
с явным намерением попытаться укрепить
расшатанную репутанию Ватикана в меж-
дунаролном масштабе. Посматривая на’ ди-
рижерскую палочку из Вашингтона и пе-
риодически совешаясь самериканским. кар-
диналом Спеллманом и личным предетави-
телем президента США в Ватикане Май-
роном Тейлором, папа проводит нынешний
«святой год» под недвусмысленно антиде-
мократическими и антисоветекими лозун-
гами, вроде «возвращения в истинную ве-
ру заблудших неверных безбожников» и
необходимости борьбы против «настойчи-
	вой пропаганды в зашиту земной жизни.
	Le
	ли Рим в праздничный день. Обозревая
памятники итальянского искусства, мы
побывали в восьми храмах. И scw-
Ay мы видели больше священников,
совершающих богослужение, чем молящих-

Нам рассказывали, что в дни каких-
нибуль особенных торжеств, — He ‹ говоря
уже о тех редких случаях, когда показы-
ваелся сам папа, — в храмах бывает
очень много народа. Но, кажется, и тут
дело не столько в религиозности, сколько
в присущей итальянцам любви к пышным
зрелищам.

Олин: из моих знакомых, живущий в
Риме, рассказывал мне, что у дворника в
его доме есть ручной екворен. Скворец
время от времени вылетает из клетки и
исчезает. Тогда дверник начинает молить-
ся перед стоящей на почетном месте в его
каморке статуэткой св. Антония, патрона
потерянных вещей, прося его вернуть
птицу. Сквореп не возвращается. Терпе-
ние дворника довольно быстро иссякает,
(н хватает статуэтку и выбрасывает ее В
‘мусорную яму во дворе, ругая при этэм
святого поеледними словами. Но вот скво-
рец внезапно возвращается, — и дворник
	поспешно вытаевивает статуэтку Wd My-
ворной ямы, обтирает в нее грязь, просит
У святого прощения и снова водворяет на
прежнее место. Через некоторое время
скворец снова исчезает,—и святой Анто-
ний, после недолгих молитв, снова отправ-
ляется в мусорную яму. И так случается
несколько раз в год. Таково одно. из. про-
явлений пресловутой «народной  набож-
ности», на которую столь охотно. евыла-
ются агенты Ватикана,

Тем неё менее в лагере итальянской ре-
акции церковь играет огромную роль. Она
помогает грабить и сковывать народные
массы Италии, откровенно и энергично
прислуживает американским оккупантам,
	мир. И особенно злит и приводит в 06-
‘шенство всю черную рать Ватикана 10,
что день ото дня растет в народе автори-
тет авангарда итальянского рабочего клас-
са—его славной коммунистической партии!

Для борьбы © коммунизмом папа выта-
ил из арсенала церковных традиций
самое тяжелое орудие, какое только мот
найти: папское проклятие. До наших дней
оно сохранилось во всем своем  средне-
вековим, варварском обличии. Оно уг-
рожает не только самому проклинаемо-
му, но ий всякому, кто посмеет подать ему
каплю воды, если он будет умирать
от. жажды, кусочек хлеба, если он
будет испытывать ‘муки голода. Папекое
проклятие запрещает предоставлять убе-
жище пораженному проклятием, если бы
он и замерзал под открытым небом. Пап-
ское проклятие призывает самые ужасаю-
щие несчастья и муки не только на го-
	AOBY проклинаемого, но и на тех, вто не
отвернется, не отречется от него.
Папекое проклятие призывает самые
	ужасающие несчастья и муви на голову
проклинаемого, рисует картину адских
мук, на которые он обрекаетея после
смерти. Й не только он, но и`всякий, кто
от него не отречется,

Нет, не следует поддаваться иллюзии,
что борьба с Ватиканом — это легкое дело.
Тем более, что католическая церковь име-
ет к своим услугам He только тысячи
убийц в рясах, но и полицию, и прави-
тельетво.

Й все же итальянский народ не дал
себя запугать! Ееть вещи посильнее, чем
панское проклятие, чем старинные пред-
рассудки и суеверия, чем заплееневелые
	вековые традиции и привычки! Итальян-.
ский народ‘ с каждым днем все яснее 0с03-
нает, вто идете ним и кто — против него.

Провозглашая свою анафему. папа ста-
	— А это — агент Коминформа: он упор-
но стремится бедствовать, чтобы сорвать
празднование «святого года». .
	` (Рис. прогрессивного итальянского
художника Вердини) .
	—— Олних только священников У нас В
Риме шестьдесят тысяч, — об’яеняет нам
наш шофер.

Ничего удивительного: ведь здесь их 06-
HOBHOG гнездо, здесь расположен Ватикан,
центр католической церкви, уже Ges Ma-
лого две тысячи лет борющейся за власть,
за гоеподетво вал человеческими умами.

0т поворота улипы снова приближается
черная туча. На этот раз — монахини, в
чепцах,  обрамленных белым зубчатым
кружевом. И вслел за ними уже не м0-
нахини, & только послушницы. Молодень-
кие девушки, почти дети. в длинных 96)-
вых алатьях. в черных покрывалах идут
пот блительным надзором монахинь. Идут
	ученики и ученины монастырских Школ.
Йдут кандидаты и канлидатки в монахи и
монахини, идут ученики духовных семи-
нарий, студенты богословекого факультета.

Проходящий мимо священник оборачи-
вается и смотрит на нае. И варуг оказы-
вается, что цвет его лица почти не отли-
чаетея 0т его черной рясы: негр, которого
Ватикан завербовал. чтобы затем послать
в далекие страны помогать белым госпо-
дам порабощать колониальные народы. А
вот желтокожий — японец. Агенты Bara-
кана-—его глаза, уши, руки есть почти во
всех странах, среди веех народов. В Риме
их обучают, инструктируют, дрессируют и
потом рассылают по всему свету.

Когда я гляжу на этого чернолицего
священника, на этого желтолицего свя-
шенника, мне. вспоминается книжка фран-
цузского путешественника, который на не-
большой яхте совершил кругосветное пла-
вание. Высадившись на каком-то малень-
ком островке в южных морях, этот путе-
шественник записал в дневнике: .

«Сразу было видно, что сюда еще не
	добрались миссии. На берегу не видно бы-
10 ни пьяных, ни больных, и потому я
срокойно. оставил евои вещи в лодке, зная,
ATO там, кула еще не добрались миссйоне-
ры, туземпы не научились красть».

о .Пользуясь перерывом в заседаниях
сессии Всемирного комитета борьбы за
мир, ны отправились осматривать собор
св. Петра, гордость католической перкви.
‚ Поистине, трудно найти овешествленное
проявление большей гордыни и. надменно-
‘сти, чем это строение, воздвигнутое слуга-.
‘ми Христа, которым их учитель завешал
смирение и покорность.

Гигантекая лестница, образующая как
бы огромную вавлонную площадь, взды-
мается вверх. Справа и слева колоннады и
здания Ватикана. А прямо перед вами ог-
ромный храм © куполом. широко известным
по репродукииям, Вы входите внутрь и,
пройдя несколько десятков шагов, заме-
чаете на каменном полу какую-то зииию
и надпись. Еше несколько десятков ша-
тов, и снова линия и надпись. Это
сравнительные измерения крупнейших ка-
толических храмов в городах всего мира.
Мзештабные линий эти понадобились для
следующей пели: ‘у вас ви на миг не
должно возникнуть сомнений в том,  TO
храм св. Петра в Риме — действилельно
величайший католический храм в мире.

Мы осматриваемся. В первый ‘момент
приходится принимать на веру титанич-
ность этой махивы. Ориентироватьея груд-
но. Мет еравнительного маспттаба. И лать
тогда. когда наш проводник об’ясняет, что
перо. которое лержит в руках святой на
картине, перо, которое мы привилываля
Ha сантиметры, имеет два метра длины,
мы начинаем понимать. внутри какого ар-
хитектурного гиганта находимся. Высоко
на галлерее, окаймляющей внутреннюю
часть купола’ движутся какие-то мураш-
КИ: ЭТО люли.

Ho еобор св. Петра может импонировать
своей громалностью и величавой красотой
архитектуры (полпорченной, впрочем. тозл-
	Начало см. № 91 «Литературной газеты»,
	«Литературная газета» выходит два раз3
	в неделю: по средам и субботам.
	МИШИНА
	открыто ведет агитацию против СССР и   Пался забыть, что он имеет дело уже не
	стран народной демократии, — сТараетея
	с тем народом, се каким имели дело его
	удержать народ в путах темноты, затума-   предшественники в минувшие веБа.
	Он старалея забыть, что испытания по-
дних лет, господство фашизма, война,
	НИТЬ ero CO3H

ание самыми дикими Opel-
	рассудками. Ватолическая церковь распо-   следних лет, господство фашизма, война,
лагает для этой пели вышколенными,  в которую насильно был втянут итальян-
	севии народ, наконец, самоотверженная
героическая ‘деятельность вомпартий —- OT-
	слепо послушными Калрами, широко ра3з- екий народ, наконец,
	ветвленной агентурной сетью, ‘междува-
	родными связями, богатейшими денежны-  крыли народу глаза на многое и пробуди-
ми ресурсами. Глядя в Риме на ли в нем праведный. неукротимый гнев
	«непроизводительный ° элемент»,
на эти орды молодых, здоровых,
	элемент».   против поработителей и угнетателей.
	Папа римекий старается. забыть. что
час коммунистическая партия Ита-
	упитанных людей в черных ря-  сейчае коммунистическая партия Ита-
сезх. мы без труда предетавляли  лии, возглавляющая всенародное движение

их себе не с крестом, а с ав
томатом в руках. В сердце Ита-
JHE стоит в полной готовности.
огромная, готовая на все, дис-
циплинированная армия реакции.
Армия в рясах, космополитиче-
ская армия, без родины, но с во-
жаком в Ватикане, с хозяева-
ми и покровителями в заокеан-
ских банках!

Вот они расхаживают, полза-
ют, семенят по Риму. Смотрят
пытливыми,  ппионящими гла-
зами, навостряют уши. Они лег-
ко`и спокойно выдадут тайну
исповеди, научат дитя доносить
на родителей, жену — на мужа.
Они изо всех сил стараются про-
Никнуть BO все поры жизни,
формировать. эту жизнь. по-ево-
ему и в свою пользу. Они на-
капливают для своих черных

целей богатства, на которые можно было
бы накормить всех голодных в Италии. Но
of этом «христианские благодетели» в ря-
сах и не заикаютея, Гостиницы, которые
они строят к «бвятому году» для Ooro-
мольцев с валютой, могли бы вместить
	тысячи бездомных Рима. Но ведь бездом-
	ным итальянпам нечем платить, а загра-
ничные богомольцы привезут доллары. А
доллар в Италии не пустяк-—даже по офи-
циальному курсу за него можно получить

8 лир. а черная биржа дает и больше.

Влохновляемое долларами итальянское
духовенство является усерлным гоюзником
й помощником американских ‘пмпериали-
стов и шажигателей войны. Благочести-
вым патерам и монахам совершенно без-
различно. что’ болыпинетво итальяниев,
которых Америка лишает хлеба и крова. —=
	34 мир и демократию, насчитывает два
миллиона двести тысяч ‘членов и миллио-
ны сочувствующих; что эти миллионы
итальянцев всегда пойдут за партией и ее
руководетвом, ведущими их к свободе и
счастью, а не за черными воронами Ва-
тикана, пытающимися тащить народ на-
зал, во тьму средневековья, обездоленно-
сти, вымирания. Ватикан хотел бы ‘забыть
06 этом. Но забыть этого нельзя!

Ееть и другие факты, которые постоян-
но напоминают папе о том, что духовная
власть Ватикана шатается и неминуемо
разделит судьбу всех реакционных вла-
стей мира. На пленуме нашего комитета
выступила председательница католическо-
го союза французских женщин — органи-
зации, смело включившейся в ряды бор-
пов за мир. Она выступила не только в
зале, где происходили заседания, то-есть
перед численно небольшой аудиторией. Нет,
она не поколебалась подняться на трибу-
ну площади Сан-Джиованни, где обрати-
лась к стотысячной толпе с пламенным
призывом бороться за мир, против поджи-
гателей войны.

Невзирая ни на какие проклятия и
угрозы Ватикана, здесь же, на римекой
плошади, католическая деятельница про-
возгласила приветствие в честь Советеко-
го Союза. Ее возглас как бы ударил в сте-
ны храма Сан-Джиованни, был подхвачен
толпой и громовыми раскатами прокатилея
	над Римом. злравица в честь Советского
Союза, зашитника мира, опоры мира!
Злравица  повторенная ста тысячами
	итальянцев, ереёди которых были многие
тысячи верующих католиков!

Ибо есть вещи посильнее, чем папские
проклятия. чем. темные силы Ватикана,
	чем кженоеть старых верований и обвет-
	— Это еретичка... она не верит в Трумэна!
(Рис. из прогрессивного итальянского
		основанной на материализме и безбожии».
Весьма характерно, что председателем ко-
митета по проведению «евятого года» Ва-
тикан назначил одного из вожаков орга-
низации «Католическое действие» Луиджи
Джедда, известного своими темными махи-
нациями во время всеобщих выборов 1948
года в Игалии.

Таково политическое назначение «евя-
TOTO года», когорый предположено прове-
ети под знаком вееобщей мобилизации сил
реакции вокруг «папекого престола». 0д-
нако организаторы. этой манифестации upa-
кобесия рассчитывают, как мы уже гово-
рили, и ва коммерческий, экономический
эффект. Уже об’явлено о создании спени-
альной авиалинии между Римом и США
на смешанные американо ватиканекие Ba-
питалы. В смешном порялке Валикан 3а-
	Вышел десятый номер журнала «Звезда».
В нем опубликованы начальные главы’ ро:
мана Н. Асанова «Секретарь партбюро»,
цикл коротких рассказов молодого писате-
ля Ю. Помозова, ‘поэма С. Орлова «Свет-
лана», очерки А. Садовского «В депо но-
ваторов» и М. Жестева «Недалеко от Ле-
	нинграда», В. номере. напечатаны критико-
библиографические статьи, статьи по искус-
ству и науке,
		Редакционная коллегия: Н. АТАРОВ, А, БАУЛИН (зам. главного редактора),
Б. ГОРБАТОВ. А. КОРНЕЙЧУК, Л, ЛЕОНОВ; А. МАКАРОВ, M, МИТИН,
	готавливает десятки тонн крестов,  меда-‘это католики. Совершенно не смущает! шалых традиций! ‘ Н. ПОГОДИН, П. ПРОНИН: А. ТВАРДОВСКИЙ,

—

penn eet te A A A CE I Re ”
мии   Адрес редакции и издательства: 2-й Обыденский пер.,, 14 (для гелеграмм — Москва, Лилгазета) Телефоны: ‘секретариат: — 6-47-41, (6-31-40, отделы: литературы и искусства — Г 6-43-29, А
		внугренней жизни — Г 6 47 20. междуннролной я жизни — i = 43-82, Haye — Г и 39 20. информаний — Г 6-44-52, отдела писем — [ 6-38-60, издательство — К 0-36-84, Г б- 45:45.

Db — 02864

Типография   имени И, И, Скворцова Степанова, Москва, Пушканская площадь,