ЖЕНШИНЫ В БОРЬБЕ ЗА` МИР
	В Москве — столице великого Совет-
ского Союза, к которой с надеждой устрём-
лены взоры простых людей мира, 17 ноя-
бря открылась сессия Совета Междуна-
родной демократической федерации жен-
щин. Федерация — передовой отряд про-
грессивного женского движения — насчи-
тывает 80 миллионов членов, находится в
первых рядах день ото дня растущего и
крепнущего лагеря борпов. за мир.
	В просторном зале Центрального дома
работников искусств, где происходит  сес-
сия, собрались делегаты со всех концов
света, представляющие женщин десятков
стран Ёвропы и Америки, Азии и Африки.
	Вот сидят посланцы Народной республи-
ки Китая; вот женщины из стран народ-
ной демократии, активно участвующие в
строительстве новой социалистической жи-
зни... Французские женщины, голосовавшие
за мир, женщины Италии, собравшие мил-
лионы подписей под петицией против за-
ключения Северо-атлантического пакта...
Здесь — дочери героического народа Гре-
ции, прогрессивные женщины CITA... Co-
ветские женщины — ученые и деятели ис-
кусства, стахановки и колхозницы.
	Сараджан ЮСУПОВА,
	доктор геолого-минералогических наук,
депутат Верховного Совета Таджикской ССР
		Часто в кругу моих товарищей, труже-
ниц нашей республики, я размышляю 0
тои, что произошло на таджикекой земле
в сталинскую эпоху. Вак важны переме-
ны, происшедшие в Средней Азии, где мы
побороли дух средневековых воззрений,
мрачную практику феодализма, быт,
особенно резкой чертой которого было
порабощение женщины.

Я вепоминаю свое детство, пору, когда
слышала много сказок о разных чудесных
и диковинных превращениях, — я верила
в них, Пели б мне тогда  расеказали о
судьбе советеких девушек-таджичек, — по-
верила ли бы я? Конечно, нет!

Вот оно— начало моей жизни: гнездо
зиста в мрачной Crapo Бухаре, малень-
вая Сараджан, которая пряталась там в
шершавом, колючем гнезде, с обрывками
книг, заполненных старинными таджикеки-
ми начертаниями. Моя мачеха никак не
могла согласиться с невероятной возмож-
ностью; что я ... буду грамотной. Она
ловила меня с книгами, тетрадками и не-
изменно сжигала мои сокровища в очаге.
Не могу сказать, что мачеха была
злой: она, Kak и другие, следовала
	традициям старого: Востока, где женщина.
	была темной рабыней и могла быть купле-
на, как любая вешь. Правда, эта купля
маскировалась традиционным о «тоем»
(свадьбой), который делал законным
`безобразное сожительство пожилого, з под-
час дряхлого мужчины с 13-летней девоч-
кой, укрывшей под черной сеткой чачвана
свои черты подростка,

о Я избежала этой участи только потому,
что бежала из дома и поступила в совет>
скую школу. В школу, которая воспитала
меня, сделала грамотной.

Моя юность совпала с молодостью
страны.

С удивительной быстротой строилась
новая жизнь в Таджикистане. Вырастали
школы, техникумы, институты — для нас,
для молодого поколения республики.

Трудно передать сложные. чувства
студентки, робкой девушки, когда ee из
Старой Бухары, где она начатки знаний
получила тайком в. гнезде ‘аиста, послали
в экспедицию наравне с юношами, а потом
в лаборатории доверили самостоятельную
работу!

Прошли годы. И вот я получила дип-
лом канлилдата геологических наук. Я могу
	вложить в работу и знания и творче-.
	СТВО, ВЛОЖИТЬ BCIO душу, а с нею, можно
	ьнигГа с
	«На борьбу — идем!» — восклицал Гер-
цен в книге «С. того берега», и, начиная
с юношеской клятвы на Воробьевых горах
и кончая предемертными «Письмами к
старому товарищу», он оставался верен
этому боевому кличу передовой, револю-
ционной общественности.

В. И. Ленин, давая гениальный образец
подлинно партийного и конкретно-истори-
ческого знализа деятельности Герцена,
указывал, что историческое иселедование
должно быть боевым, связанным в сегод-
няшней идейной борьбой. «Рабочая партия
должна помянуть Герцена, — писал В. И.
Ленин, — не ради обывательского  славо-
словия, а для уяенения своих задач, для
уяеснения настоящего исторического места
писателя, сыгравшего великую роль в
подгоговке. русской революций».

Создание таких боевых. подлинно’ иар-
тийных BHAT, посвященных жизни и
творчеству наших великих революцион-
		ученых.
	Первый из вопросов, включенных в по-
вестку дня, — это вопросе об участии жен-
щин в борьбе за мир. Сессия рассматривает
также‘ вопросы 0 Защите экономических
прав женщин в связи с ростом нищеты и
безработицы ‘в капиталистических странах,
о женской демократической печати; о про-
ведении Международного детского дня и
другие.

С докладом по первому вопроеу высту-
пила генеральный секретарь Международ-
ной лемократической федерации женщин”
	Мари-ЁВлод Вайян-Вутюрье.
	означает для них позор новейшего амери-
канизированного рабства, страдания и го-
ре. Поэтому лейтмотив всех выступлений
на сессии-—защита, мира, всемерное уБреп-.
ление лагеря демократии и прогресса:
Достойным ответом заокеанеким  под-
жигателям войны явились выступления де-
легаток сессий — и полная гнева и про-
	теста речь Эеланды Робсон. члена  ис-
	полкома › Вонгресса американских. жен-
щин, и мужественная речь‘ греческой пат-
риотки. Рула Вукулу.

Пламенными, страстнымк словами выра-
зила мысли всех присутствующих Долорес
Ибаррури, ‘появление которой на трибуне
было встречено горячими зплодисментами.
«Наши елова тверды и сильны; как твер-.
ды и сильны наши души, души мужчин и
женщин, подымающихся в защиту мира!»

Вчера ‘сессия продолжала свою работу.
В первые два дня 6 ‘речами выступили
делегаты Китая, Польши, США, Треции,
Италии, Испании, Германской демократи-
ческой республики, Финляндии, СССР, .Да-
нии, Чехословакии‘ и’ ряда” других стран, .

Для действенной борьбы за мир сплачи-
ваются демократические женщины всего
		ПИСАТЕЛЬ-СКАЗОЧНИК
	70-летие С. Г. Писахова
	Недавно исполнилось 10 лет арха-
тельекому  писателю-сказочнику Степану
Григорьевичу Писахову. Писахов счастливо
сочетает. в себе талант мастера образной
речи с талантом художника. Им написаны
	сотни картин, изображающих природу рус-
	ского Севера. Лисахов является автором
нескольких книжек, сказок, ‹ изданных в
Архангельске. Последняя его книга выпу-
mena sp 1949 году. Писахов умеет поделу-
шать народную речь, сказки его полны на-
родного юмора, избранные из них давно,
по справедливости, могли бы быть выпу-
щены. Детгизом.
Мы приветствуем  писателя-сказочника
Степана Григорьевича Писахова, талант
которого не стареет и долго ‘еще будет
радовать читателей.
Леонид ЛЕОНОВ, Илья ЭРЕНБУРГ,
	Вл. ЛИДИН, Анна KAPABAEBA,
Александр: ЯКОВЛЕВ.

—_——>———
	Дом детской книги
	В Москве, в только что отстроенном до-
ме № 43 на улице Горького, открывается
в ближайшее время Дом детской книги.
Он ‘будет творческой лабораторией Детги-
за и в то же время центром самой ‹ широ-
кой пропаганды детской литературы.

В читальных залах, методических и спра-
вочно-библиографических кабинетах органи-
зуется научно-исследовательская работа по
изучению запросов юных читателей.
	Дом детской книги занимает площадь,
превышающую 1200 кв. метров. Болышое
помещение отведено под книгохранилище
для 100 тысяч томов. В двух этажах разме-
стится музей, где будут экепонироваться
лучшие образцы ‘русской классической и
современной литературы для. детей, литера-
туры на языках народов СССР, иностран-
ных детских книг, иллюстраций и полигра-
фического оформления изданий.

В просторном конференц-зале будут
устраиваться встречи юных читателей спи-
‘сателями, с живыми героями произведений,
	— Цагерь мира не имеет геотрафиче-
ских границ,— сказала она.— Эти грани-
пы проходят в каждой стране, где есть, с
одной стороны, народ, простые и честные
люди. которым ненавистна война и кото-
рые всей душой стремятся к.мирной жиз-
ни, а с другой стороны, — кучка. финан-
совых монополистов и империалистов, жа-
ждущих. новой войны как средства еще
большего ^ увеличения их баснословных
	прибылей.
	той раз’ будут праздновать День

Завтра трудящиеся нашей Родины в шестой раз oye ие ое о
	артиллерии. Этот праздник был

установлен Правительством в ознаменование

уу мет ЕЯ чреве
	фронтах Отечественной
	amet

больших боевых заслуг нашей артиллерии на всех
	войны в борьбе.

И неслучайно празднование
	великого наступления под Сталинградом, это се
по своей мощи и плотности огнем советские артиллеристы
И ой orenen путь Советской Армии на запад!
	А НН ОТО, ФЕВ, ПГ ME

Советский народ называет артиллерию ‘сталинской. POCT ее могущества

Е ^^ именем нашего вождя. С мудрой прозорливостью ои опре-
	неразрывно связан с именем нашего в
делил роль артиллерии в современно
	вооруженных. сил, назвал  артиллери

к войне, ее место и значение в системе
ю богом войны. Иосиф Виссарионович
	Дня артиллерии приурочено ко дню начала
	Именио здесь исключительным
‘зтиплеристь обеспечили прорыв
	Испытав на себе ужасы минувшей вой-
ны, миллионы женщин в различных стра-
нах с каждым днем все яснее видят, что
подготовка империзлистами новой войны
	CTanuH paspa6oTail NPUAIMALE MaCCh pO eae ee eae nmak TaHKaMKH, авиацией.
Senne ee ee ee marHOM ‘взаимолействии ее с пехотой, танками, авиацией.
	лении и обороне в тесном взаимоде
В годы Великой Отечественной
и герои-артиллеристы покрыли свои
На полях исторических сражений
	войны могучая советская артиллерия
знамена немеркнущей славой.
под Москвой и Сталинградом, на Орлов-

asa. оу токо ПИЯ д баер чл.“

ско-Курской духе и во время прорыва { блокады Ленинграда, в дни исторического

АМ о ле» чан драг Оф т 7oAnete
	птггурма ‘  логова. фашистского
	О ем

зверя — Берлина, — на всех участках войны совет.

ская артиллерия и ее славные _ артиллеристы продемонстрировали верность

ee me emma mantrirawy Cra nung.

воинскому долгу, предания т> >

`День  артиллерии — праздник всего
приветствует славных артиллеристов,
скую подготовку и зорко стоящих на
НА бМИМКЕ: труппа молодежи
Красной Армии гзаубицу № 4621, из ко
	Письма в
	В газете «Иультура и жизнь» за 91 ав-
	евистской партии, великому Сталину,
нашего народа, В этот день народ наш
совершенствующих боевую и политиче-
страже мирного труда советских людей,
	осматривает в Центральном музее
	из которой произведено 5.050 выстрелов,
	ото М. КИРЕЕВА и В, СТЕПАНЕНВО
	редакиию
	Может быть, повесть скучна?’ Her, ona
читается с увлечением. Может быть, 6
идея неверна? Нет,’ писателю удалось хо-
рошо показать величие и  блатородетво
социалистичеекого труда, к которому тото-
BATCH юные герои повести.

Вот. что. ‘например, писал ‘0.  &«3в63д0ч-
	ке» А. Колосков в. «Правде»: «Повесть
И. Василенко «Звездочка»,  ресующая
правдиво и поэтически ярко учебную и
	производственную жизнь учмыцихея совет-
ских ремесленных училищ, будет  укреп-
лять в сердцах юных советских читателей
тордость за свою великую социалистиче-
скую ° отчизну, ‘ благодарность ° партии
Тенина —— Сталина ‘и советскому прави-
тельству за заботу и внимание, которые
оказывают. они им, советским детям. Он
вызовет у них ‘отремление к труду, B pa-
боте и ученью на благо Родины». Rar
будто ясно, как должно было отнестись к
этой повести жюри конкурса: ведь для
TOTO и учрежден. конкурс, чтобы вызывать
к жизни и поошрять подобные произвез
дения. Чем же руководствовалось жюри,
отметая в сторону произведение, так’ пол-
но отвечающее условиям конкурса?
Очевилно, чт в первом туре допущена
серьезная оптибка, которую можно иепра-
вить, пересмотрев вопрос о повести ‘«Звез-
дочка» во втором туре конкурса.
Мы надеемся, что члены жюри на этот
раз отнесутся. более ответственно в оцен-
кам произведений, представляемых на кон-
	курс

И. СТЕГАЧЕВ
	ответственный ‘редактор
газеты «Таганрогская правда»,
	и колхозах проводились лекции и. беседы,
посвященные великому ученому. Но 6po-
шюру «Павловские чтения» с маркой
«Государственное ‘издательство культурно-
просветительной литературы» мы получи-
ли в Махачкале только 6 октября. А ведь
ве следовало еще’ разослать по районам!
То же самое наблюдалось в дни пуш-
RHHCROTO юбилея. Всея страна ‘отмечала
юбилей 6 июня, а броппюру А. М. Eroxnaa
«А. С. Пушкин — великий поэт русского
народа» наше республиканское лекдионное
бюро получило 12 июня. Двухсотлетие со
дня рождения А. Н. Радищева’ отмечалось
31 августа, а литература была получена
	млько 50 автуста.
	СЧАСТЛИВАЯ ДОЛЯ.
	лишь революция изменила ее судьбу.
Махбуба бежала от ненавистного мужа,
училась в средней школе, закончила юри-
дический техникум, стала судебным работ-
ником: теперь она -— член ’ Верховного
суда республики и, заканчивает ‘юридиче-
ский институт, имея уже взроелых детей.

Многие большие дома Сталинабала, опре-
делившие новые . контуры столицы нашей
республики, сооружены под руководством
Хамро Таировой, первой таджички-строи-
теля.

Комсомолка Ятимова в 1948 году руко-
водила звеном, получившим по 92 центне-
ра хлопка е гектара, — орден Ленина и
Золотая Звезда Героя  Социалистического
Труда украсили грудь Шарифы Ятимовой.

Молодые аспирантки Хайри Раджабова
и Саодат Баситова заканчивают аспиранту-
ру в Москве. Вскоре девушки получат сте-
пень кандидатов химических наук.

Ha XI c’egxe комсомола, среди делегатов
	мололежи нашей республики была’ выдаю-
	щаяся таджикекая балерина — комсомолка
Лютфи Захидова. Лютфи — солистка Тад-
жикского государственного театра оперы и
балета. Она блестяще ‘исполняет роли’ 30-
лушки, Одетты, Джульетты. За участие в
балете «Лейли и Меджнун» ЛТютфи Захи-

довой присуждена Сталинская премия,

#*
*
	В Москве открылась сессия Совета Меж-
дународной демократической федерации
женщин. Представительнипы почти всех
стран мира приехали в столицу нашей
Родины. Горячий привет нашим гостям!
	Мы, женшины Советского Таджикистана;
говорим им: мы прошли свой путь из
хальнего лалека. В прошлом —у вого
изодранный шатер полукочевника, у кого
жизнь в горных пещерах или овечьих за-
гонах, в бедных кибитках. Ныне в счаст-
ливой доле этих женщин — профессорская
кафедра, капитанская рубка, лаборатория
химика.

Разве это не грядущий путь всех
женщин мира, которым в эти дни пред-
стоит обсудить условия и формы борьбы.
Международной демократической федерации
женщин и ве национальных организаций
за мир, за полное раскрепощение женщи-
ны, за ее культурные победы!
	Мудрая сталинская национальная полч-
тика дала счастливую долю десяткам мил-
HHOHOB советских женщин, она указывает
ПУТЬ всем женщинам мира.
	берга составляет вдумчивый ‘анализ худо-
жественного творчества Герцена, его идей-
ной глубины и художественного своеобра-
зия. Автор книги сумел показать станов-
ление художника, его упорную работу над
словом. Особенный интерее представляет
глава «Художественные и публицистиче-
ские ‘элементы в книге «С того берега».
Опираясь па анализ сложного идейного
содержания книги, Я. Эльеберг убёдитель-
но анализирует своеобразие жанра’ этого
«логического романа», говоря определе-
нием самого Герцена, Он раскрывает внут-
ренний драматизм и художественное. един-
ство книги. Заслуга  Эльсберга состоит
в конкретном раскрытии исторически но-
вого характера художественного и публи-
цистического творчества Герцена. «Нераз-
рывная органическая связь мыслителя и
писателя проявляется здесь именно в Том,
что действительность в равной степени
служит автору отправной точкой и для
художественного творчества и для теоре-
тических обобщений» (стр. 254). Герцен-
писатель наименее изучен в нашей лите-
ратуре, и Я. Эльсберг вносит серьезный
вклад в дело изучения этой важной темы.
Отметим также анализ таких произведе-
ний Герцена, как «Долг прежде воего»,
«Поврежденный», стиля и языка публи-
цистики Герцена в «Колоколе».

Но в книге есть и существенные про-
махи, снижающие ее значение и цен-
ность. Одной из важнейших, на наш
взгляд, ошибок является неверное изобра-
жение так называемого «московского круж-
ка», в который входили такие типичные
либералы-западники, как Боткин, Кетчер
п Грановский. Я. Эльсберг не показал до-
статочно четко и определенно  принципи-
ального различия и даже  противополож-
ности идейных и философских взглядов
Герцена и Белинского, с одной стороны, и
представителей ублюдочного либерализма,
© друшй.
	«Московский кружок 40-х годов, — пи-
fier Эльеберг, — об’единял  Грановекий,
вел же его вперед Герцен. А письма Бе-
IMHCKONO учили москвичей принципиаль-
вости и последовательноети» (стр. 168).
Автор, таким образом, уравнивзет Герие-
	на, Белинского и Грановекого и утвержда-
ет, что «их об’единяла общность воззрений
и исканий».

Этому ошибочному взглялу, мало аргу-
ментированному автором, в корне прогиво-
	речат исторические факты. Мы знаем о
борьбе Белинского и Герцена не’ только с
славянофилами,. HO п с «московекими
	сказать,— души моих бабок, которые про-
жили свой век в невежестве, в бесправии
и никогда, никогда ‘не могли проявить
себя так широко и свободно, как это’ дано
нашему поколению таджичек!

**
	На вею жизнь я запомнила образ ака-
демика  Феремана. Когда я училась в
Московском университете, он читал курс
геохимии и минералогии, Этот выдающий-
ся ученый приохотил меня, девушку из
далекой Бухары, в науке, помог стать
энтузиасткой геологии, посвятил в «тай-
ны» камня. Сколько внимательных советов
получила я у академика Белянкина и мно-
гих других русских ученых, когда работала
над докторекой диссертацией!

Знания; полученные мною у русских
ученых; помогли мне изучить  геологию
своей республики. Уже более 16 лет я
ежегодно участвую-в геологических эксие-
дициях, исходила и обеледовала многие
горные хребты Таджикистана. Й уже в
значительной мере исполнилась моя меч-
та — сделать богатства Hamel земли
достоянием народа. Но моя творческая ра-
бота была бы неполной, если бы я огра-
ничилась одними геологическими изыска-
ниями. Я следую примеру моих учителей,
передаю свои знания молодежи, читаю.
лекции студентам Таджикского универси-.
vera,  Сталинабадекого педагогического.
института, — юношам и девушкам, порою.
приезжающим из самых отлаленных рай-
		онов республики.
	ОШИБКУ НУЖНО ИСПРАВЛЯТЬ
	литературные чтения и диспуты об отдель- густа с. г. было опубликовано письмо в
	под заголоввом
	ных книгах. Дети смогут получить в мето-  редакцию И. Горелова
			тор указывал, что Детгиз плохо привлека-
	Работа Дома детской книги будет вестись ет к конкурсу писателей из областей, кра-
не только в его стенах. Для детей, живу- 1 ев и. республик, что премии распределяют-

Е Га ЕЕ ЕН Зо кА рН man
	щих вне Москвы, организуется «выездной.
дом» — специально оборудованная автома-
шина, которая будет ‘посещать пионерла-
гери, школы’ и колхозы.

К открытию Дома детской книги в его
музее будет организована выставка «Совет-
ская детская литература за 30 лет».
	мен
Шесть родительских
	лекториев
	ся среди постоянных авторов Детгиза, что
четыре первые премии из пяти в преды-
дущем туре конкурса выданы постоянным,
из года в год премируемым писателям:

Вполне разделяя возмущение автора
письма, следует сказать, однако, что вина
ложитея ‘не только на Детгиз, но и на
жюри конкурса, в состав которого входят
предетавители многих организаций и, в
‘частности, Союза советеких писателей. Вот
факт, мимо которого, мне кажется, лите-
ратурная общественность не должна прой-
ти равнодушно.

В г. Таганроге живет. детский писатель
И. Василенко. Он написал повесть о 7е-
месленниках и послал ее на конкурс Дет-
гиза на лучшую детскую книгу.

Повесть, названная автором  «Звевдоч-
ка», сразу привлекла в себе внимание чи-
тателей. Хорошо o nei ‘отозвалея’ и’ сам
	Детгиз. И все-таки жюри, присудив двал-.
	цать пять премий и много поошрительных
вознаграждений, абсолютно ничем не от-
метило это произведение. В чем же дело?
Может быть, оно написано не на ту тему,
которая интересует Детгиз? Нет, тема о
ремесленниках значитея в условиях KOH-
курса. Может быть, автор плохо изучил
жизнь ремесленников? Нет, в повести
очень ярко показана обстановка, в кото-
рой живут и учатся наши ремесленники,
	Есть в Москве весьма солидное учреж-
дение, которое призвано снабжать леклто-
ров, работающих в краях и областях, ли-
тературными пособиями. Это учреждение
именуется Управлением государственного
фонда литературы. и руководит им Комитет
по делам культурно-просветительных уч-
реждений при Совете Министров РОФСР.

Нечего я говорить ® том, как ждем мы,
лекторы, свежих материалов, готовясь к
выступлению на ту или иную тему, что-
бы сделать его интересным, актуальным,
отвечающим требованиям = сегодняшнего
дня. Но, увы! Брошюры, которые мы по-
луЧаем из Москвы, как правило, запаз-
	дывают и, следовательно, теряют свою
ценноеть. _

27 сентября вся советская  обществен-
ность отмечала столетие со дня рождения
великого русского ученого  физиолога
И. П. Павлова. Память о Павлове чтут.и
жители Дагестана. В этот лень в ау№х
		Чеканя шаг по набережной Невы, дви-
жутея стройные колонны нахимовцев, У
ребят ралостные, загорелые лица, роты
маршируют, строго соблюдая равнение, и
своей выправкой невольно привлекают
внимание прохожих. вызывают у них чув-
ство гордости за подрастающее поколение
моряков.
	Вот молодые, звонкие мальчишеские го-
soca затянули песню. Нахимовцы поют
дружно, © душой. Но что поют?
	ЗАГОРСК, Московская область. (По те-
лефону). В Загорске возобновил свою pa-
боту лекторий для‘ родителей. ‘На лекцию
о трудовом воспитании детей собралось
свыше трехсот человек:

Родители охотно’ ‘посещают свой лек-
торий. Им будут прочитаны лекции на те-
мы: «Ленин и Сталин о коммунистиче-
ском воспитании», «Как детям готовить
уроки дома», «Какие книги читать детям»,
«О детских болезнях»; «Выбор игрушки»
и другие.  Лекторами выступают научные
работники. учительского института; научно-
исследовательского о института ‘игрушки,
врачи, педагоги, пропагандисты.

В этом году желающих посещать. лекто-
рий для родителей оказалось в несколько
раз больше, чем в прошлые годы. В свя-
зи с этим городские организации решили
вместо одного лектория открыть шесть:
при школе № 3, при педагогическом ин-
ституте; в здании райисполкома и три. при
заводах, Тематика лекций значительно рас-
ширена.
	Yt at i i i a
Ya i te \,
	Три десятка лет мы прожили в вольном
Советском Таджикистане и ныне ‘в любой
отрасли труда встречаем в первой шеренге
женщину-таджичку. Какие нужны были
огромные перемены в жизни всего народа,
чтобы так обновилась сульба женщины.
Что ни биография, то яркая страница
жизни нашей социалистической нации,

Минувшим летом на практику в Врым
ереди моих студентов ездила Олия Абдул-
лаева; если юность этой девушки светла,
если она никогда не знала тревоги за за-
втрашний день, если она готовится ныне к
большим исследованиям, то молодость ее ма-
тери, Махбубы Ходжаевой. была печальна.
Махбуба не могла получить образования, —
семья ее была слишком бедна. Двенадиа-.
тилетней девочкой  отлали Махбубу в
	чужую семью — третьей женой «почтен-
	ного человека». она стала рабыней, и
	Г ерцене
	принцинов ил революционно-демовратиче-
ских идей в творчестве великого  «пред-
	шественника русской социал-демократий».
	Первая часть книги анализирует идей-

ное” развитие Герцена до ‚1847 г.
Вторая часть книги посвящена илейно-
му пути и. политической борьбе Герцена
	‚в период подготовки и поражения рево-
	люции 1848 г, Третья часть. знакомит
читателя с жизнью Герцена в Лондоне, с
его героической работой по созданию воль-
ной русской прессы за гранипей,
	В. книге Я. Эльсберга нарисован. яркий
образ революционера-патриота, и за рубе-
жом сохранившего кровную связь с рус-
CREM народом, его потребностями и чая-
ниями. Биограф правильно показывает,
как Формируется этот подлинный, револю-
ционный патриотизм в борьбе и © нико-
лаевекой реакцией, и со славянофильет-
вующим шовинизмом, и: 6 ‘низкопоклонет-
вом перед Западом либерального дворянства
и буржуазии. Так перед читателем раскры-
вается деятельность подлинного идейного
соратника Белинского,

Я. Эльсберг в своей книге стремится
показать отражение и воплощение во всех
основных произведениях Герцена — пуб-
лицистических и художественных-—«жиз-
	ненного. и идейного пути» писателя.
Именно поэтому новая книга 0 Герцене
дает верное представление 00 историй
	идейного развития Герцена и его месте в
истории русского общества. В своей оцен-
ке писателя автор исходит из гениальных
ленинских высказываний в статье «Па-
мяти Герцена», привлекает обтирный и
яркий материал, ‘раскрывающий и ком-
ментирующий основные ленинские  поло-
жения. Перед читателем возникает живой
образ революционера, мыслителя, патрио-
та, человека. Мы видим Герцена в Москве.
и Петербурге 30—40-х годов ХХ столе-
тия в кругу лучших бойцов революцион-
	ной демократии, ведущих решительную
борьбу с антинародными направлениями
общественной мыели. Очень ярко изобра-
жен и заграничный период  деятельноети
Герцена — со сложной жизненной и идей-
ной борьбой. мучительными-. колебаняями в
	трагическими раздумьями великого рево-
люционера. _
Положительную сторону книги Я. Эльс*
	РАБОТА ВПУСТУЮ
	друзьями» — либералами-западниками, в
том числе и е Грановеким:

Не только Белинский, говоря его сло-
вами, занимал свое место в этой идейной
борьбе, но в равной стенени занимали его
и [Герцен с Огаревым. Грановский же; не-
емотря на прогрессивноеть отдельных ето-
рон его мировоззрения, по основным во-
просам стоял на позициях либерализма в
политике и идеализма — в философии.
	Б этой ошибке автора книги сказались
элементы об’ективизма, либерально-буржу-
азных взглядов на процесс развития 0б-
щественной мысли, против которых сам
же автор в других местах книги успешно
воюет. Положительно оценивая попытку
анализа художественного наследия’ Герце-
на, нужно оказать, что и здесь не 0бо-
шлось без существенных ошибок, Элементы
об’ективизма привели автора, монографии
к недооценке связей Герцена-художника с
предшествовавшей и последующей отечест-
венной литературой. Неповторимое croe-
образие Герцена-художника далеко не 03-
начает обособленности его в общем исто-
рико-литературном процессе.’ Я. Эльебврг
обязан был, анализируя, например, «Бы-
ле. и думы», показать, ‘что Герцен пер-
вый создал поэтический образ передового
русского человека, революционера. Or o6-
разов «одиноких бойцов» молодой России
сороковых годов, от замечательного авто-
биографического образа самого Герцена,
стоящего в центре`этой эпопеи, тянется
линия: к центральным героям романов Чер-
ныпевекого, образам революционеров в.
поэмах Некрасова. Эта линия резко отлич-
на, в примеру, от образов «лишнего чело-
века» в романах. Тургенева, Отсутствие,
анализа этих связей писателя не только
обедняет книгу Я. Эльеберга, но отчасти
вырывает Герпена из живого’ процесса ли-
тературной жизни,

А как важна для современности герце-.
новекая традиция изображения  револю-
ционера во всем богатстве ого интеллек-
туальной жизни, как важно раскрыть cBA-
зи Герцена © последующей  демократиче-
ской литературой. разрушение либеральной.
легенды 06 «одиночестве» Герцена-худож-
ника, якобы не имевшего наследников в
литературе.

Однако, несмотря на отмеченные про-
махи и недостатки, книга Я. Эльеберга,
правильно и глубоко раскрывает многие
стороны деятельности. Герцена. Написан-
ная в живой и доступной форме, она при-
несет бесспорвую пользу“ читателям,

И выходит, что солидное учреждение,
которое к тому‘ же‘ получает с лекционных
бюро ‹ немалые › суммы денег; ‘работает
впустую. .

М. МАКСАКОВ, П. КОЧЕТОВ

МАХАЧКАЛА.
	И СУВОРОВЦАМИ
	В репертуаре имеется и какой-то аля-
повато скроенный сумбур на мотив старой
гусарекой песни, Нет только песен, кото-
рые были бы написаны специально для
нахимовиев и суворовцев.

История нашей Родины, история’ налие-
№0 Флота и армии— неисчерпаемый источ-
ник для песенного творчества. Советекие
поэты и композиторы должны создать для
нахимовцев и суворовцев торжественные
хоровые кантаты, походные и шуточные
	ТВОРЦЫ ПЕСЕН В ДОЛГУ
	Ты к сердцу только никого
_m не допускай, Подполковник И. КОЗЛОВ
следить буду строго... ЛЕНИНГРАД

_ ——ыы=ы———-
		ESE A NER

тября ©, г. на заседании. кафедры книга
ero: of’apyanach оно ла
	«ценным учебником»,
	(о звиными  недочетами,
зников признал справедли-
  критику его книги й за-
решимости переработать ев,
	страдающим ЛИШЬ частными
	Проф. Н. Резников при
	вой и полезной критику
IBA 0 своей pemuunere
	 споренив всякие элементы тейлоризма.
	  риняв к сведению. это заявление проф.
Н, Резникова, ученый совет счел необхо-
димым в’ ближайшее время заслушать его
отчет о результатах перестройки учебной п
научно-исследовательской работы кафедры.
	Появление каждой новой работы о pe-
волюционерах -демократах не может не
вызваль живейшего интереса. С таким
именно интересом  раскрываешь книгу
Я. Эльеберга «А. И. Герцен. Жизнь и
творчество». Этот обширный биографиче-
ский и литературно-критический очерк, по
существу дела,— первая советская биогра-
фия Герцена. Популярные биографические
очерки, выходившие до сих пор, отлича-
лись не только краткостью, но и нередко
OTCYTCTBHEM › критического отношения Е
буржуазно-либеральным легендам вокруг
	Я. Эльсберг, «А, И. Герцен. Жизнь и твор.
		ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТ
9 ее № 93
	По. следам выступлений «Литературной газеты»
и нина чадо тт asta
	_ «НА КОЛЕНЯХ ПЕРЕД ТЕЙЛОРОМ»
	В статье проф. Г. Шаумяна («Титера-
турная газета», № 81) содержалась серь-
взная критика учебных пособий, авторы
которых пропагандируют реакционное уче-
ние Тейлора. Критиковалась, в частности,
книга проф. Н. Резникова.

29 октября статья «На коленях перед
Тейлором» обсуждалась ученым советом
Куйбышевского авиационного института,
где проф. Н. Резников руководит кафедрой
Как сообщил редакции исполняющий обя-
занности. ‘директора института доцент
В. Путята, ‘докладчик и все выступавтяе
в прениях, признали выступление проф.
Г, Шзумяна правильным ‘и своевременным.