Переполох `
	Маленький
	фельетон
		Литературная. группа
		Сергей МАРКОВ Haro смотреть вперед!

1.

Социалистический ‘Казахстан поражает
изобилием материальной и духовной жиз-
ни народа.

Казахстанская земля, сады республики
Jaw? сказочные урожаи зерна и плодов.
Рисовые колхозы на берегах Сыр-Дарья
слывут миллионерами и на о собственные
средства строят дворцы культуры и библи-
отеки. м ;

Вся отромная crpana——or Небесных
хор до Баспия — занята стройкой. Недра
Казахстана с важдым днем открывают лю-
дям вое новые’ богатства. «Белые пятна»
степей и полупуетынь прорезаны железно-
дорожными магистралями. Советекие люди
покоряют пустыню  Бет-пак-дала. Воды
Иртыша будут работать на’ новую энерге-
guy.  Город-сад-— Алма-Ата  уюрашен
вданиями театров, научных институтов,
школ, клиник и лабораторий. Это один из
красивейших городов нашей страны.

Вазахский народ c помощью великого
русского народа за тоды своего советского
беттия хостиг небывалого расцвета.
	Великий сталинокий тезис о культурь,
национальной. по форме. социзлистической
по содержанию, целиком подтвердилея ca-
мой жизнью. Казахи имеют своих академи-
хз и профессоров. Врачи; археологи,
геологи, ботаники,  этнографы, историки,
биологи, огромная армия учительства, пи-
сатели, артисты, музыканты и художники
вышли из недр народа, воскрешенного к
жизни Октябрьской революцией.

‚Вылые, кочевники пишут. диссертации,
голов. казахской певицы звучит в концерт-

залах Москвы, Праги и Будапешта.
туревий писатель, потомок переселенцев
— и Центральной Азии, ‘переводит
ля родного народа Пушкина. «Абай»

. Ауэзова получил заелуженную в0е-
роюзную славу,

Книжным ботатбтвам библиотек Алма-
ан может позавиховать любой ‘универеи-
уетевий западиоевропейский ropoy.

В Алма-Ате сосредоточено печатное и
издательское дело республики.

Духовные потребности народа растут с
каждым днем. Базахи-земледельны запра-
пивают Алма-Ату, почему она медлит с
переводами трудов Мичурина. Скоро в
республике начнет свою работу новое изда-
тельство художественной — литературы.
Альманах «Казахстан» намечено‘ превра-
тить в ежемесячник, расширив его тема-
THEY.

Казахские писатели трудятся над пе-
реводами «Анны Карениной», «Войны и
мира» И, Толстого, сочинений Тургенева.
Радищевское «Путешествие из Петербурга
в Москву» будет издано на казахском
языке.

В издательских планах есть и «Путеше-
ствия» Миклухо-Маклая и книги о Шев-
ченко, Навои, Пржевальском. № изданию
намечены произведения Макаренко, Ажае-
ва, Семушкина, Попова. Уйгуры, живущие
в Казахотане, впервые получат на род-
ном языке пушкинскую «Вапитанскую
дочку» и горьковскую «Мать». Вотати
сказать, советские уйгуры сравнительно
недавно стали пользоваться удобным и
четким. новым. алфавитом; они получили
возможность знакомиться с сокровищами

русской и мировой литературы,

В 1950 году типографиям Алма-Аты
предстоит выпускать труды Академии наув
	ТОМСК. (Соб, инф.). Из года ‘в год
растет число книжных магазинов в обла-
сти, Они открыты даже в самых отдален-
ных ‘северных районах; Васюганском, Пу-
динском, Парбигском, Шегарском. По по-
чину кирсановских колхозников открыты
книжные магазины и Киоски во многих
селах. .

Ценную инициативу проявил Томский го-
сударственный подшинниковый завод. Он
построил на своей территории книжный ма-
газин. В первый же день торговли. было
продано на несколько тысяч рублей худо-
жественной и технической литературы. Осо-
	Казахской COP. Только ‘один институт
истории сдал недавно в печать несколько.
сборников исследований по истории и архе-
ологии Казахотана. А книги для детей,
селъекохозяйственная, техническая, спра-
вочная литература? => 8 в
			ЗАМЕТКИ
О ПОЛИГРАФИИ
КАЗАХСТАНА
	В. СТАРИКОВ
	Ржегодно город обогатается новыми JONG-
ми, но’ за последние десять лет Свердлов-
ский’ горсовет не предоставил писателям ни
одного. метра жилой площади. Больше того,
он лишил их дачи возле озера Шарташ,
где летом обычно отдыхало Xo пятнадцати
семей писателей.

Что же преступного в том, что совет-
ский гражданин приобретает дачу? В чем
здесь криминал, спрашиваетея?

Ho не мак рассуждают свердловские
жилишные органы.

Как только слухи о «вилле» Koucran-
тина Боголюбова «отчасти подтвердились»,
Заместитель председателя исполкома Ox-
тябрьского райсовета тов. Самойлов пред-
писал гражданину. Боголюбову «полностью
освободить ранее занимаемую квартиру и
передать ее ‘в распоряжение райжилотдель
в исправном состоянии», то-есть, попросту
товоря, удалиться под сень струй мрамор
‘ного фонтана в селе Уктусе.

Сменив литературное занятие из ззня-
тие спортом, писатель начал утомительный
«кроес» по городским организациям, A он
«выбогал», пзконен,  прокурорское реше».
ние о том, что №. Боголюбов с сомъей
может быть  выселен из ero городской
‘квартиры и водворен в пределы села Ук-
тусе лишь. постановлением суда. Таким
судом ‘ему трозят, Ао пора суд Да дело,
квартиру писателя уже осаждают ретивые
работники районного жилишщного отдела,

Итак, суд, вероятно, состоится. Но кого
надо будет судить? Писателя или работни-
ков некоторых местных организаций, учи-
нивших недостойную возню вокруг жил»
площади №. Боголюбова, мешающих _ его
творческому труду _и возмущающих обще-
ственность? mo
	«Литературной газеты»
	В Свердловске — переполох; писатель
Константин Боголюбов купил. виллу. Да, в
дальнем пригороде Свердловека, в‘ 6еле
Уктусс, в. отиле ампир, © парком, ©
мраморным бассейном, с целой псарней...
Весть о поместье Боголюбова вслолошила
	жилищные органы города.

Прошло немного времени, и слухи Отча-
сти подтвердились. Вилла, действительно,
куплена, — это неоспоримый Факт. Xora,
правда, это He вилла, & обыкновенный

4]   ь

о А о
	ae

крестьянский дом в три окна. Слух 0 фон-

МЕС О бе
	в И

тане тоже ‘несколько  преувеличен: фонтана)

nwt
	нет, но есть зато’ поблизости колоден, вет
из которого извлекается ведром. Нет, ca6-
ственно, и парка, HO есть три сотки
отородной ‘земли. Что же касается пеарни,
то  представители ее определенно выявле-
ны: обнаружена дворняжка He TO Жучка,
не то Жулька светлорыжей масти с’ хРо-
слом бубликом. uo
	КУРСК. (Наш корр.). При областном
издательстве создана недавно Литературная
группа. Она об‘единяет 25 литераторов.

Наряду с профессиональными писателя-
ми — В. Овечкиным и Е. Василевич — внее
вошли начинающие писатели: Колхозный
бригадир Е. Маслов, бухгалтер В. Моска-
ленко, директор средней школы Н. Белых,
редактор районной газеты  И. Чемеков,
директор `` Курского учебного комбината
Ф. Шпарский и ‘другие. Некоторые из них
уже выступали в печати со своими про-
	изведениями. —
	Издательство подготовило к печати аль
манах. В нем будут опубликованы лучшие
произведения членов, литературной, группы.
	Колхозный лекторий
	КИЩИНЕВ. (Наш корр.). На всю Мол-
кавию славятся  крестьяне-каменотесы из
села Косоуцы, Сорокского района. Их из-
пелиями украшены многие общественные
здания и жилые дома в городах республи-
ки. (Недавно косоуцкие крестьяне об’еди-
нились в колхоз‘ имени Молотова, Моло-
дые колхозники мегодом народной стройки
соорудили клуб с зрительным залом, биб-
лиотекой, читальней и комнатами для за-
натий кружков художественной. самодея*
тельности и агротехнической учебы.

При клубе работает сельский лекторий.
В числе постоянных лекторов выступают
учителя семилетней школы, фельдшер,
зоотехник, председатель колхоза — агроном,
Руководит  лекторием директор. школы
коммунист П. Андриуца. Лекторы систе-
матически выступают перед, населением со-
	седних сел ` Курешница, » Голошница, Его-

вка,
Сейчас в Сорокском районе имеется
	9 сельских лекториев. Организуются’ лек:
	тории при четырех семилетних школах.
	Новые клубы.
в селах Украины
	КИЕВ. (Наш корр.). Закончился респуб-
пиканский общественный смотр культурно-
просветительных = учреждений краины,
длившийся три месяца: Сейчас в республи-
ке насчитывается около’ 14 тысяч  сель-
ских клубов, 12,5 тысячи колхозных клу-
бов и около 800 районных домов-культуры.

600 тысяч колхозников и представителей
сельской интеллигенции вступили в члены
клубов. Увеличилось число кружков по
изучению агротехники и коллективов. худо-
жественной самодеятельности. В дни смот-
ра отремонтировано около 13 тысяч клуб-
ных помещений. Методом народной строй-
ки в этом году. возведены здания для 1 100
сельских и колхозных клубов,
	В селах и колхозах республики органи:
зованы сотни новых библиотек, Правления
колхозов. выделили значительные суммы для
приобретения литературы,
	——.
Материалы по древнейшей историн’
	народов Сибири и Дапьнего Востока.
	ЛЕНИНГРАД. (Наш  корр.). Начальник
Бурят-монгольской экспедиции Института
истории материальной культуры Академии
наук СССР проф. А. Окладников B
беседе с вашим корреспондентом сообщил,
что в долинах рек Джиды и Селенги об-
наружены следы’ стоянок, относящихся KO
времени первоначального заселения челове-.
ком Забайкалья, а также каменные орудия
15-тысячелетней ‘ давности.

Выдающуюся научную ценность  пред-
ставляют результаты раскопок поселений
новокаменного века и наиболее ‘ранних для
	Забайкалья памятников бронзовой эпохи
на реке Березовке. В нескольких пунктах
экспедиция открыла своеобразные наскаль-
ные ‘изображения, например, фигуры всад-
ников, относящиеся к бронзовому и желез-
ному векам, а также редчайшие, впервые
найденные в Северной Азии отпечатки. че-
ловеческих рук на стенах пещер.

Вблизи Улан-Удэ  раскопано общирное
	А пока в Алма-Ате удается печатать
обложки лишь в две краски, причем соче-.
тание цветов заставляет желать лучшего:
книга в зеленой обложке выходит с крас-
	‘ным корешком...
	Лля каждого учебника приходилось из-
готовлять от 150 до 300 клише. Но вот
бела: типографии Алма-Аты могут печа-
	‘тать лишь штриховые клише. Между тем
	в учебниках. ботаники, зоологии, геотра-
фии много рисунков тоновых. Получается
мазня, как, например. в казахеком учебнике
географии, тде рисунок, изображающий
вих Памира, представляет с0б0ю настоя-
щую загадочную картинку. ‘

В алма-атинских типографиях не умеют
«приправлять» сетчатые клише; не вы-
полняются и другие обязательные техни-
ческие правила.
	Между тем типографии располагают воз-
	‘можностями лля издания книг с хорошими
	рисунками и многокрасочными обложками,
для излания плакатов, альбомов, географи-
ческих карт. Воть здесь хорошие машины
и для пветной печати. Но эти совершенные
машины простаиватот годами: на. них He-
кому работать. Казполиграфиздат давно
должен был пригласить хотя бы двух ма-
стеров цветной печати для работы в Алма-
Ате, но этого до сих пор не сделал.

Фак же сиравятся полиграфисты pec-
публики с выпуском всех книг?’ В связи
се этим стоит подробнее поговорить 06
опыте издания ‘учебников в Казахстане.
Уже сами цифры, которые я сейчас назо-
ву, говорят 0б огромном культурном росте
народа. 0 таких цифрах не смеют и меч-
тать ни Иран. ии Ирак, ни многие страны
Западного полушария...

В 1947 roxy типографии Базахотана
выпустили, 52 учебника общим тиражом
в 1 миллион 264 тысячи экземпляров. В
1948 roxy было отпечатано 57 учебников,
тираж их равнялся 1 миллиону 808 тыся-
чам экземпляров. В нынелнем году школам
Казахстана потребовалось 106 учебников
общим тиражом в 8 миллиона 600 тысяч
экземпляров. Тираж огромный, & выпустить
его надо было в сжатые сроки.

Переводчики, редакторы, художники
должны были как можно быстрее сдать
тотовый материал типографам для того,
чтобы те немедленно приступили в изм-
товлению книги. Образцы учебников от-
правляло в Алма-Ату из Москвы Учебно-
педагогическое издательство РОФСР. Подго-.
товкой ° изданий в Алма-Ате ведал
Учнедгиз Вазахстана. Учебники печатались
в четырех лучших типографиях Алма-
Аты. co a

С отромным этим трудом Казахетан как
будто. справился хорошо: республика заня-
ла одно из первых мест во всесоюзном со-
ревнованиий по выпуску учебников. Ho
большая работа 1949 тода наглядно пока-
зала слабость казахстанской полиграфии.

..Ороки были ежатые, 0б’ем дела велик.
Трудно было работать и переводчикам, и
редаклорам учебников, и их оформителям-
художникам, Переводы делались, что на-
зывается, «с ходу», по московским  гран-
кам, причем гранки доставлялись не пол-
ностью, а частями. Подготовив к печати
одну часть, редакторы ждали, когда при-
пут остальные листы текста, Тем временем

художники воспроизводили рисунки. He-
редко бывало так, что типографии получа-
ли графический материзл уже после
текста, и тогда работу приходилось пере-
делывать. Е .
Представитель Главполиграфиздата, из-
учавший работу типографий Алма-Аты в
самое горячее время выпуска учебников,
пришел к неутешительным выводам, Он
обратил внимание на то, что в Учиедгизе.
Вазахстана нет технических редакторов.
  Единственный инженер-технолог, опыт
которого столь необходим для полиграфии
Алма-Аты, используется не по назначению:
он работает диспетчером в полиграфиче-
ском комбинате.
Заместитель старшего художника Каз-
учиедгиза тов, Гаев е гордостью показал
мне хоропю оформленный учебник зоологии

а о > > +
	В ПШоалаева и Н. Рыкова. На голубой
	обложке — красивый рисунок.
Тов. Гаев открыл секрет создания этой
улачной обложки? нал рисунком долгое
	` удачной обложки: на
время трудилея гравер.
	‚ — Представьте себе, что мы’ оформляли
вы с помощью гравера и остальные учеб-
ники. Когда бы справились © выпуском?
	ПОАНАИОНААААНААИОАААААИА АИС
	М бубливом, о у ф
Ч 3   ‚ного фонтана в Cele
ем же все таки. * 06 ACHBTS такое. “He   Сыснив литератут
	оногстибательное, но все же определенное.
расточительетво писателя? Да очень про-
сто. Семья у писателя большая, а «Жил-
площадь» в городе небольшая. Й вт
писатель волей-неволей вынужден приоб-
реети дополнительную площадь B cele
Yerryce. / ’ ма

Таковы слухи и факты. Боголюбов, 600-
ственно, сделал то, о чем ‘подумывают и
некоторые. другие писатели Свердловока,
Поэт №. Мурзиди, например, с семьей в
пять человек является обладателем, одной
весъма непросторной комнаты в железно-
дорожном доме, да и из этой комнаты его
пеиаются выселить на том основании, 9то
	своенравная муза поэта откликается ино-

а Рок ЧЕ
	a ae

ra He TOTBRO на. вопросы транепорта.
	—————6——о_о_о—__жииииии
	По следам. выступлений
	Итак, опыт издания учебников в Алма-
Ате — опыт положительный и интерес-
ный — выявил неприепособленность обнов-
ной полиграфической базы Вазахстана к
большим делам, в тем делам, которые
ждут ее в ближайшем будущем.

Главполиграфиздат потребовал от типо-
трафий Алма-Аты перестройки: пустить н&
полный ход усоверщенствованные маши-
ны, стоящие годами без использования,
освоить цветную печать, создать в Алма-Ате
лабораторию и полиграфический техникум.

Перестройка эта необходима. И провести
ев следует безотхатательно, потому что се-
годня, сейчас, состояние печатного дела B
Казахстане, в частности в его столице
Алма-Ате, внушает тревогу. Полиграфи-
ческая промышленность республики от-
стает 0т роста культуры народа.

Разве можно мираться с тем, что заме-
	чательные машаны стоят, что в типогра-
	фиях применяется преимущественно ручной
набор? Можно ли простить руководителям
типографекого дела в Казахстане серую пе-.
чать в книге — в той самой книге, кото-
рую так жадно ждет народ? Можно ли при-
мириться со сбитым шрифтом, уродливых и
бесцветным рисунком на обложке творений
Пушкина и Радищева?

Думается, что рассказанное нами имеет
значение и для некоторых других респуб-
лик. Полезно и там. проверить состояние
печатного дела, посмотреть, нет ли в нем
противоречий, которые мы подметили в Ва-
захетане, изучив опыт перевода и издания
учебных книг. :

Образцово подготовленная и изданная
книга — гордость каждой республики, гор-
дость каждого народа нашей страны. Для
этого надо об’единить силы людей, выпол-
няющих на местах почетное дело издания
советской книги, Надо помочь им пол-
ностью овладеть момью нашей передовой
печатной техники.

AJIMA-ATA
	Как сообщили корреспонденту «Литера-
	турной газеты» в Главном управлении по
	делам полиграфической ’ промышленности,
издательств и книжной торговли (Главпо-
лиграфиздате), за последнее время книж-
	«В БУИНСКЕ ЛЮБЯТ ТИЩИНУ».
	влекается К уголовной ответотвенности 38
растранжиривание, колхозного добра, cexpe-
тарю ° первичной партийной организации
	Ляукину 0б’явлен, выговор с предупреж-

дением. ‹.
Председателю Буйнокого райисполкома
тов. Фаизову. заведующему РОНО тов,
	Шамсутдинову, районному прокурору тов.
Писареву указано на их неправильное от-
ношение к сигналам учительницы,

Вуинский райком ВЕП(б) принял меры в
устранению недостатков в колхозе «Трудо-
pun», Приказом министра просвещения Та.
тарской АОСР учительница тов. Петрова
восстановлена ва работе в. Недремаовокой
пгколе. .
	октября в №80 «Литературной
	тазетыь была напечатана корреспонденция
	«В Буиноке любят‘ тишину». В корреспон”
денции рассказывалось о TOM, что честный’
советский человек и хороший работник
учительница Недремаевской школы тов.
Н. Петрова, разоблачившая” преступные и
антиобщественные ‘дела. председателя ‘кол-
хоза «Трудовик» Петрова, была ‘снята 6
работы. 7°” : ‘

Секретарь Татарского” обкома BRY(6)
тов. Х. Рахматуллин обобщил’ редакции,
что факты, ‘изложенные ‘в’ этой корреепон-
денции, при проверке ‘подтвердились. Пред-
седатель колхоза «Трудовик» Петров при-
	«АНТИНАУЧНЫЕ ИЗМЫШЛЕНИЯ ПОД ВИДОМ ДИССЕРТАЦИИ»
	признает, ‘что ‘причиной ° благодушного
отношения к’ мотодолотически  порочным
диссертациям тт. Венинг и Васильевой, 8
также к диссертации т. Ахмечет был не-
	‘достаток большевистской критики и Canoe
	критики в работе кафедры.

Жак отмечает резолюция, wa кафедре
до сих пор охутствует регулярный конт+
роль над работой. аспирантов и особенно
над тем, как они повышают свой идейно-
тедретический ‘уровель;

Пафодра всбобщей ‘литературы: поста-
новила. BBeCTH ‘специальные семинарекие
занятия, посвященные зктуальным во-
просам советского литературоведения, под-
вертать тиательному _ предварительному
обсуждению планы. диссертаций.
	суждено. на заседании, исполкома и приз
нано правильным. В настоящее время соз-
дана и работает специальная ‘комиссия,
возглавляемая заместителем” председателя
исполкома тов; Трапезниковым: “ Комиссии
поручено в месячный срок разработать и
внести на утверждение облисполкома ме-
роприятия по завершению строительства
в пойме роки Кульмы и освоению 06у-
шенвых земель,
	‘более лвалиати новых произведений эвек-

кииеского фольклора. Это не механические
записи, а творчески осмысленные и. обра-
ботанные автором тая народной
поэзии. .

Анатолий Вериинин, yenertna paspaba-
тывающий китайскую тему, опубликовал в
третьей книжке «Забайкалья» «Рассказ о
восьмом. месяце года», предоставил новый
Цикл. китайских рассказов, об’ехиненных
общей темой героической борьбы трудящих-
ся Питая за демократическое переустрой»
тво  итраны. В лучших произведениях
(«Ночь на исходе», «Неумирающая кровь»)
автор уверенно строит сюжет, широко ис-
пользует поэтичные китайские предания,
Не все его рассказы художественно полно-
ценны, Некоторые («Большая Bora», Ha-
пример)’ ‘требуют. серьезной авторской и
редакторокой ‘работы, но в целом новые
произведения А. Вершинина представляют
большой интерес, :

Несомненную пеонность ‘имеет перевох
чилинского литератора Александра’ Гатова
повести «Peer красное знамя» китайского
демократического писателя Ra Hana, Это
одно’ из новейших произведений китайской
литературы, Перевод, сделанный Гатовым ¢
‘подлинника, воще требует шлифовки; учает-
ники обоужления мн А. Гатова
за то, что он He Beale передал особенно-
сти письма Вэ Таня.

Обсуждая эти произведения, товарищи
справедливо говорили о том, что читинская
литературиая организация может и должна
помочь советокому читателю ознакомиться
е жизнью демократического Витая — в ев
ряхах есть литераторы, знающие китай.
ский язык. и литературу,

‘ie
	‚ Цо общему мнению, вторая Читинская
конференция прошла активнее и подо»
творн6е предыдущей. Особенно радовала ра-
бота секций; деловая, квалифицированная,
Была развернута острая принципиальная
критика, позволившая выявить растущие
писательские кадры, достижения и недо-
остатки опубликованных и находящихся
пока еще в. рукописях. произведений писаз
телей-читинцев,

Писательская конференция ° вызвала
большой интерес среди широких кругов
населения края, явивиись мероприятием
больного — общественно-политичаетияа п
		Кафедра вевобщей литературы ` Денин-
гралского государственного педагогического
инетитута им. Герцена обсудила статью
«Антинаучные измышления под видом
диссертаций» («Литературная газета» от
15 октября) и признала справедливой
критику дисвертаций’  Т: Васильевой ‘и
В. Бенинг, ‘отличающихся  лжеакадемиз-
MOM и OTOPBAHHOCTDIO от ‹ актуальных
проблем советского’ литературоведения.
Кафедра вееобщей литературы отметила
принцициальную  важность ‘вопросов, под-
нятых в. статье. В. дбзолюцщии ` отмечено,
	что «появление. либсортации` ©^ неактуаль».
	ной, далекой от жизни тематикой было
результатом лжезкадемизма и келейности
работы руководителей с. отдельными аспи-
рантами и общей слабости системы подго-
товки аспиронтов на кафедре». Кафедра
	Под таким заголовком в «Литературной:
газете» № 74 от 14 сентября 1949 пода.
	было напечатано письмо читалеля Д. В9-
дяевского, в котором указывалось, что
горьковокие областные организации не сле-
Wa? завершить начатую еще до войны
работу по реконетрукции Прикудьминской
поймы,
Председатель исполкома Горьковского
облеовета тов. Жильцов сообщил, редак-
ции, 910 письмо Д. Беляевекого’ было 05-
		«СОХРАНИТЬ ПРИКУДЬМИНСКУЮ ПОЙМУ»
	КНИЖНЫЕ МАГАЗИНЫ НА ЗАВОДАХ
	В. ИГИШЕБ
	бенно большим спросом пользовались книги
лауреатов Сталинской премии. Многие ра-
ботники завода подписались на собрания
сочинений А. М, Горького, Н. В. Гоголя
	и на Большую советскую энциклопедию.
	Сейчас в районах области проходит ме-
сячник книги, На книжных базарах в ок.
тябре продано литературы на 826 тысяч.
	рублей.

* %
&
	лиграфиздате), за последнее время KEW    укрепленное городище 1—И веков до нашей
ные магазины ий киоски открылись при не- эры. Внутри городища размещались десят-
	скольких шахтах Кемеровской и Иркут-
ской областей, при руднике «Нижняя Шах:
	тама» Читинской области, на нескольких.
	строительных площадках Дальнего Восто-
Ka, Ha заводе «Красная Этна» в г. Горь-
комит д.
	ной помощи ЖАрасной Армии и Народно-
революционной армии?

Пока один Н. Колбин в своих «Парти-
занах» пытается показать руководящую
роль Москвы в обвобождении Дальнего
Востока, но делает это весьма робко, Ис-
тинная партийность в изображении ието-
рии. советского государства означает пол-
ное выявление организаторской и руково-
дящей роли партии и ев вождей Тенина и
Сталина в исторических событиях,

№
	Влорая Читинекая творческая конферен-
пия писателей открылась в переполненном
зале Лраматического театра, На каждого
писателя (из пятидесяти) приходилось не
меньше двадцати читателей. Здесь вобра-
лись в этот вечер лучшие люди города и
области: партийные активисты, интелли-
тенты. стахановцы. Вонференция  откры-
	1тась отчетным докладом секретаря отделе-
	ния ССП Б. Востюковекого. Но еразу же
	после доклада работа приняла несколько
необычный характер. Областной театр в
дополнение к отчету показал премьеру
	пьесы местных авторов Б. востюковеко-
ro a 5. Левантовской «Судьба товарища».
А на другой день, уже в зале заседаний
Облисполкома, состоялось обсуждение спек-
такля, в котором приняли участие не толь-
во писатели, но и гости.

Пьеса была подвергнута суровой кри-
vane, Выступавшие отмечали неудачу ав-
	‘торов в создании главного. героя —-~ 69мо0-
	модьского вожака, отступление OT жизни в
изображении заводской комсомольской oD-
ганизации, HeyMectayio ceHTUMeHTATbUOCTS
ряда сцен,

Затем последовала общая дискуссия о
положении на литературном фронте Забай-
калья. Одним из первых выступил секре-
тар обкома ВКП(б) тов, Г. Воронов, В его
	содержательной ‘речи прозвучала глубокая.
	забота о литературе и литераторах da-
байкалья. Он’ упрекнул писателей в том,
что они мало еще уделяют внимания: с0-
временным забайкальским темам.

—- Трудящиеся области активно строят
коммунизм, ежедневно совершают яркие
трудовые подвиги, они, естественно, хотят,
чтобы их деда находили отражение в вы-
сокоидейных и художественно полноценных
произведениях, Не’ бойтесь почаще выез-
жать в колхозы ий на предприятия, знание
тиани обогатит вас КЗЕ хуложников. _,
	эры, Внутри городища размещались десят-
ки жилищ типа землянок, в. Которых. най-
лены обломки сосудов, предметы домаш-
	ней утвари, оружие гуннов.
	Экспедиция привезла несколько тысяч.
	  предметов, изучение которых должно про-
	лить свет на древнеишую историю народов
Восточной Сибири и Дальнего Востока.
	В заключение секретарь обкома предло-
Жил выпускать областной альманах два
раза в год, считая, что у литературной
ортанизации Читы для этого веть реальные
возможности,

С интересными предложениями выету-
пил на конфервннии автор «Отротовых»
иркутянин 1. Марков. Он предложил чи-
тинеким писалелям включиться в создание
«Библиотеки сибирских писателей», yxpe-
пить связи © иркутекими литераторами и
совместно просить ССП о проведении в
Москве в 1950 оду декады литературы
Сибири и Дальнего Востока.

Заключил ‘дискусбию А. Твардовский,

— Всякое значительное произведение
всбгда имеет свой адрес, — оказал он, —
воздаелея, как правило, на’ очень хорошо
знакомом писателю материале. Разве не
так рождалиеь «Тихий Дон» М. Шолохова,
«Разгром» и «Последний из удэге» А. Фа-
двова? He этим ли определяетея и успех
романа «Лаурия» К. Седых? Вы здееь хо-
дите по золоту, и ваш долг — создать про-
изведения, достойные „Забайкалья.
	В Barone, m0 пути в Читу, перели-
стывая последний томик альманаха «За-
байкалье», мы не надеялиеь ва большой
разговор о местной литературе. Еще очень
мало написано! Не зря ли затеяна конфе-
ренция? Оказалось —не зря. Читинская
писательская ‘организация молодая, ona
не успела еще ‘много’ напечатать. Следова-
ло разобраться в том, что написано, но
еше не было напечатано, помочь ‘молодым
	товарищам в самом процессе их творче-
ского труда. Й такой работы оказалось
много.

Проза в Чите занимает доминирующее
положение. Прозаики представили восемь
произведений, в том числе четыре, посвяз
щенные сегодняшней  советокой действи-
тельноети.

В. Лавринайтие, молодой лесник из Mor-
зона. предложил вниманию секдии прозы
заново и капитально переработанную по-
весть «Лесники». Повесть лишен внеш
ней сюжетной занимательности, но читает-
ся е интересом. В. Лавринайтие любит
труд и умеет его опоэтизировать.

’ Содержание повести несложно: лесники
‘получили задание собрать семена посны
	для будущих зеленых полос; Собрать надо
много, по нескольку килограммов на чело-
	Bee больше появляется книжных Mala-
эинов и киосков на территориях заводов,
шахт, рудников, поселков и строительств,
	вальс.
	века и за короткий срок. дадача кажется
непосильной, до сих пор. собирали. десятки,
в лучшем случае, сотни граммов, Wo Tpelio-
вания страны — высший закон. Й в тайге
	начинается соревнование. Соревнование
В. Лавринайтие изображает ` подкупалоще
просто. : oe
		Автору нехватает еще профессионально-
го мастерства, бывают срывы, но у него
есть собственный голос. a главное--расту-
Mad требовательноеть в’ себе, — недаром же
он по соботвенному почину заново перера-
ботал «Лесников»,

Литературный очерв предетавлен «Воль-
шой дорогой» Н. Андрющенко и В, Нико-
нова. Авторы жили в артели имени
Сталина. изучали ее жизвь. Но изучали
невнимательно, многое проглядели, а кое-
что даже исказили. Критика очерка была
суровой, но очень конкретной, — товарищи
подеказали интересные мысли, факты,
Если авторы более серьезно отнесутея к на-
чатой работе, то забайкальцы получат хо-
роший очерк’ о‘нередовом колхозе’ области.

№ произведениям на современные темы
относитея и повеель В. Шергина «На ост»
	рове Буяне». Автор раньше работал зоотех-
	HHROM B SBCPOBOAMCCROM совхозе Ha одном
из THXOOKCAHCRAX OCPPOBOB, TL OB участ
вовал в разоблачений морганиетов. Эту т6-
MY и взял молодой беллетрист для своего
произведения, В повести отображена мало’
знакомая птирокому читателю жизнь: зверо-
совхоза. Налисана повесть живо, образно,
06 этом говорил В. Седых, выражая общее
мнение. В’ новом году повесть В. Шергина
будет напечатана. _

Исключительно резкой критике подверг».
лась на секции повесть В.  Молентъева
«Веегда вперед». В стремлении создать
острый сюжет, ‘автор вывел ложный ‘образ
давно ушедшего в прошлое  старателя —
Вандуры. Движимый ненасытной страстью’
® наживе, Вандура решается даже на тяг»
чайтее преступление — замышляет убить
человека, только ради того, чтобы захва-
тить открытое тем месторождение золота,
Персонаж этот явно позаиметвован из ста-
рой литературы и механически перенесен
на советскую почву.

С большим интересом прозаики ветрети-
ли «Эвенкийские сказки» М. Пинегиной,
известной уже забайкальскому читателю
по публикациям в первой книжке читина
ского альманаха, М, Пинегина‘ представила
	Литературное Заба:
	У кою-то из Участников Читинской
конференции писателей  полушутя-полу-
серьезно вырвалось:

— Да уж не специально ли для литера-
торов создан этот край?

Да, среди неисчислимых материальных
богатств здесь есть и настоящие россыши.
тем и сюжетов.

Перед конференцией мы совершили по-
оздку в далекие углы Даурии, чуть ли не
на край света, по старым понятиям, и там
своими глазами видели, как зримо проби-
ваются наружу ростки всепобеждающего
коммунизма. Мы побывали в долгокычен-
ской артели имени Сталина. Это типично
	степная, широко раскинувшаяся деревня, _
	заселенная двумястами семей — колхоз-
ников. Но какие богатетва держат в своих
руках эти люди! Семнадцать тысяч голов
скота, притом скота чистопородного, пле-
менного, выведенного на своих фермах. Tpa
тысячи текларов посевов, притом орошае-
мых тридцатикилометровым ваналом, про-
рытым Через перевал собственными сила-
ми. Огромный парк машин, одних толька
maroR насчитывается болев тридцати, пять
автомобилей, трактор, картофелекотатели,
картофелесажатели,  электрифицированные
лезсонилки, водокачка, инкубаторы, аипара-
ты для’ стрижки овец и мяогое другое...

Труд долюокыченекого  колхозника по
своей культуре немногим отличается от
труда городского. Стирзетя грань и 10
уровню культуры, быта. В селе своя шко-
ла-десятилетка, своя больница с рентге-
новским кабинетом, с грязелечебницей, да-
же с собетвенным нарзанным курортом,
Рядом с больницей — свой радиоузел, 000-
рудованный по послелнему слову техники.
В клубе звучат оркестры, демонстрируются
кинокартины, читаются лекции, ставятся
спектакли.
	А рядом с колхозом” другая, столь We
тая пэнЕ  Рулник ПОЧТИ ropo-.
	волнующая жизнь. Рудник, почти горо-
док, — резиденция треста союзного значе-
ния Отсюда чдут потоки руды для метал-

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
			лургических заводов. А несколько лет на-
зад на этих склонах паелись первые, заве-
зенные колхозом мериноем... .

Таково современное Забайкалье, успевай
только черпать сюжеты! А прошлое!
Сколько благородных тем таит оно в cebe,
Декабристы. Большевики на каторге. Зна-
менитый читинекий 1905 под — три меся-
ца революционной власти под’ водительст»
вом Курнатовекого, Бабушкина, Востютшико-
Валожанина и других. И, наконец, граж-
данекая война. Константин Седых в своем
романе «Даурия» приоткрыл нам один
уголок героической эпопеи. Сколько еще
можно сказать Of этом!

№ сожалению, местные писатели He BCe-

гда правильно изображают события 1918—
1922 годов. Давно известно — чем елож-
нее были политические и стратегические
задачи молодой советской власти, тем глуб-
же и непосредотвеннее проявлялась при
решении их государственная мудрость, ру-
ководящая воля вождей партии товарищей
Ленина и Сталина. Освобождение Сибири и
Дальнего Востока было именно такой зада-
чей. И писатель,” взявший на себя труд
изобразить этд события, обязан особенно
тщательно и бережно показать се вити,

ток. А связи эти имеют славную историю,
начиная @ того момента, кома товарищ
Сталин, выехав на Восточный фронт, на-
пелил Красную Армию на решительный
разгром Колчака. Тут-то и берет начало
освобождение всей земли; лежащей от Ура-
ла до Тихого окезна. Художник обязан по»
казать внимание нашей партии к Даль-
нему Востоку. А прочтешь книги дальне-
восточников, в том числе и талантливую
«Лаурию» В. Седых, и создается такое
впечатление, будто край. освобождалея can
no себе, почти без участия Москвы B eTpa-
вы, Оказавшись в плену; этой местниче-
ской конценции, авторы часто вовсе замал-
1чивают роль регулярной Красвой Армии.
Ей отводится второстепенное место, вроде
того, что He мы регулярной армии, 3 она
нам помогала». На деле же это было со-
воем не так. Разве справились бы парти-
ваны с поставленной задачей без действен-

которые тянулись тогда из Кремля на в06-