Андре
	«РО славу
	25 лет Моллольской народной республики
	Счастье свободного народа
	ханизированные Фабрики по обработке
шерсти, угольные копи,  маслозаводы и
многие ке предприятия.

В 1948 году — первом году пятилетки
Монгольской республики — промышаен-
	ность выпустила продукции п в четы-
	ре раза больше, чем в 1940 году. Ш ко-
личеству скота Ha душу населения МНР
	занимает ныне первое место в мире. Мы
	узнали, что в стране, гле до народной ре-
волюции совершенно не было школ и
лишь семь десятых процента населения
влалело грамотой, ныне насчитывается
372 школы и ‘техникума. При помощи
Советского Союза создан первый монголь-
ский государственный университет — под-
линная кузница подготовки выс0к00бразо-
	ванных национальных Кадров для различ-
	ных областей народного хозяйства,

Мы увидели новые очаги культуры, а
главное, узнали, как растут новые люди,
строители свободной демократической Мон-
Голии.

В короткий срок монгольский народ
прошел в своем экономическом и культур-
ном развитии путь, на который в других
условиях понадобились бы века,
	...Втофая ветреча с народным сказителем
Джигмитом произошла в Улан-Баторе, ку-
	да он приехал для участия в республи-
	собак, стал неузнаваем. —
Выросли новые улицы и проспекты.
	Храм на Гандане, ранее госполствовавиеий
	над городом, теперь исчез 34 высокими
многоэтажными зданиями государетвенных
и культурных учреждений. В центре го-
рода — большая асфальтированная  пло-
mais. Ее окружают здания. университета,
государственного театра, кинотеатра, типо-
графии и издательства, почты и телегра-
а, Дом правительства, Дом культуры име-
ни Фенина. Посредине площади  вывится
памятник основателю республики Cyxe-
Батору работы скульптора Чоймбила.

Несколько дней сказители знакомились
со столицей. Впечатления были настолько
сильны, что каждый из` них, выступая на
конкурсе, посвятил Улан-Батору немало
вдохновенных строк:

Конкурс народных певцов проходил в
помещении государственного театра. Пер-
вым поднялся сказитель. Банз-Арагча. Ему
поднесли чашу кумыса. По народному
обычаю, ‘это подномение служит пригла-
шением к выступлению. Его юрол, посвя-
щенный первому пятилетнему плану раз-
BUTHA экономики и культуры И,
начиналея словами:

Эта чаша сделана руками русских,
Наполнена монгольским кумысом.
С прославления дружбы наших народов

Я и начну свой юрол.
	‚ Центральным событием конкурса было
выступление сказителя Тербиша, который
исполнил юрол «Дружба советского и мон-
тольского народов». Блестящий  поэт-им-
провизатор,  вдохновенный чтец, он по
праву занял первое место. Следует ска-
зать, что форму юрола используют и про-
фесстональные писатели. № выдающимся
произведениям этого жанра надо отнести
юрол поэта Ц. Дамдин-Сурена «Сталину
любимому — солнцу многих».
ee
*

Монгольский народ, 25 лет назад став-
ший на путь демократии и социализма,
занятый мирным созидательным трудом,
многого достиг. Есть о чем петь талантли-
вым певцам народа! Их свободная родина
растет и крепнет с каждым днем. Опираясь
на учение  Ленина-——Оталина, Монгольекая
народно-революционная партия ведет стра-
HY ‘по ‘пути прогресса и расцвета.
	Монгольская народная республика с по-
мощью своего великого’ друга — Советекл-
го Союза добилась огромных успехов в
развитии своей тосударственности, эконо-
мики и культуры и по праву заняла вид-
ное место в COMBE миролюбивых демокра-
тических народов.
	роту-Монголию, приголубил, воспитал, по-
ставил на Ноги. Пришло всенародное
счастье. Растет и процветает ‘свободная
земля...

#*

*

Оставим юрту Джигмита и взглянем на
TY жизнь. которую так вдохновенно’ вос-
повает талантливый народный поэт.

Жаркий“августовский день. Мы едем по
степи. Медленно движутся по ней стада
овец. Табуны коней мчатся нам напере-
рез. У соленых озер расположились стада
коров.

Вдали что-то белеет. «Это Белый дво-
рец», — говорит Болод. Мы под’езжаем к
Чойбалеан-сомону, районному. центру, —
родине маршала Чойбалсана. Здесь, в юрте
бедного арата Хорло, родился и рос буму-
щий вождь народа. Отсюда начался ето
путь борьбы 3a ‘освобождение. своего на-
рода: Дворец в степи — это новый район-
ный клуб, открытый. совсем недавно.

Здесь была голая степь. Однажды
сюда приехал маршал Чойбалеан и пока-
зал аратам план будущего города. Тогда
многим это почудилось сказкой, а теперь
стало действительностью: около Чойбалеан-
сомона проходит железная дорога,  здееь
вырос дворец-клуб, выстроена школа, в
которой учатся и дети и ‘взрослые, рабо-
тают медицинский и ветеринарный пунк-
ты, сооружаются новые ‘здания  гоеудар-
ственных и культурных учреждений, про-
велено радио.

Подходит молодая  монголка в красной
повязке и здоровается с нами. Бимба —
так зовут девушку — представляет сейчас
власть в районе: все другие местные ру-
ководители уехали на перешись скота. Ей
18 лет, она член ревсомола и уже три

года находится на государственной рабо-

те — руководит советом женщин.

Болод ‘рассказывает -Бимбе © цели на-
шего приезда — мы хотим побеседовать с
народом. Девушка подзывает писаря рай-
онного управления — бойкото шестнадца-
тилетнего юношу по имени Чагна—и пору-
чает ему созвать через радиоузел всех
свободных людей.

В репродукторе раздается голое Чатна,
и вскоре в степи показываются  всадни-
ки — мужчины и женщины. Они скачут
Е клубу, который является подлинным
очагом культуры и просвещения.

В просторном зрительном зале добротные
кресла с откидными сиденьями, портал
сцены украшен портретами В. И. Ленина
й И. В. Сталина, Сухе-Батора и’ Чойбал-
сана. Ha красных  полотнищах — слова,
призывающие к строительству новой куль-
туры, искусства близкого и понятного на-
роду. В красном уголке обращают на себя
внимание портреты знатных людей рай-
она. из тода в гол умножающих поголовье

у

OQ Sem & ame hy

pee teeters oS toe Oe om ob

нос

ны

->

вн
	скота. Среди них — скотоводы Жамезран-
	IMariap, Гомбо-Сурун. Бимба подводит нае
к выставке, Me в цифрах, диаграммах и
рисунках рассказывается 0 том, каким
станет Чойбалеан-сомон к концу neppol
пятилетки.

Я интересуюсь книгами клубной биб-
лиотеки и нахожу в ней «Вопросы лени-
низма» на монгольском языке, сочинения
Сухе-Батора и Чойбалеана, много произ-
ведений монгольской и советской художе-
ственной литературы, книги по философии,
зоологии, животноводству, учебники. При
клубе работает кружок художественной
самодеятельности.

Старые  араты-скотоводы — семидесяти-
летний Сухе, Данга-Самбу, вспоминая о
своей прошлой тяжелой жизни, выражают
благодарность советскому народу и вели-
кому другу монголов товарищу Сталину за
бескорыетную помощь. «Мы знаем, что,
если бы не дружба в русскими, ничего
этого. не было бы у нас».

Hama дальнейшая поездка дала возмож-
ность воочию увидеть, Kak изменяетея
монгольская земля, как растут новые го-
рода, возникают промышленные предприя-
тия, оснащенные современной техникой.
Среди них — крупнейший промышленный
комбинат имени маршала Чойбалеана, мя-
сокомбинат, автомеханический завод, ме-
	Так называется HO-
вая картина француз-
ского художника Анд-
ре Фужерона,

‚12 декабря 1948 года
на улицах Парижа но-
явились плакаты. Они
призывали; «Долой
войну!» Плакаты были
нарисованы художни-
KOM-KOMMYHHCTOM @yY-~
жероном. Их расклеи-
вали люди, сражавшие-
ся. за независимость
Франции в партизан-
ских отрядах Сопро-
тивления и не желав-
гие, чтобы новые зах-
ватчики, пришедшие
из-за океана, превра-
тили Францию в свою
казарму, а французов
—в свое пушечное MA
со.

Коммунист Андре
Улье участвовал в
двух войнах, сблдат-
ский военный Kpecr
был свидетельством
его отваги, Он cpa-
жалея. во ‹ имя TOTO,
чтобы его народ был
счастлив и чтобы его
сыну He ‘ пришлось
больше воевать. Когда
американские = импе-
риалисты и их фран-
цузекие ‘оруженосцы
начали подготовку к
новой войне, Андре
Улье пошел вместе с
теми, кто активно бо-
			Мы едем на восток Монголии, навстречу
солнцу. Вот оно поднимается из-за невы-
соЕой сопки ‘и сразу оживляет природу
тысячами красок.

Впереди виднеется широкая лента реки
Еерулен. Голубой Верулен — называют ее
в стране. Над рекой распростерлось высо-
коз, всегда чистое небо.

С Джамцыном Болод, председателем Во-
митета по делам искусств Монгольской на-
родной республики, мы под’езжаем к’ юр-
те известного народного сказителя Джиг-
мита. Джигмит — скотовод, его стада па-
сутся в богатых травами степях Чойбал-
сановского аймака (области). Навстречу
нам выходит среднего рость худощавый
старик ‘© лицом -мудреца.

Болод говорит Джигмиту, что слава о
нем лошла до столицы.

— Вождь нарола, маршал  Чойбалеан,
высоко ценит устное народное творчество
й считает его сильным средством воспи-
тания народа, борьбы за строящуюся в
Монголии новую жизнь. Маршал поручил
собрать всех сказителей, старых и моло-
дых, в Улан-Баторе, чтобы они показали
свое искусство и состязались друг с дру-
гом в умении. Мы приехали, чтобы при-
гласить вас в. Улан-Балор...

Джигиит некоторое время сидит молча,
‘посасывая маленькую ‘трубочку, 8 потом
блатодарит народное правительство 3a
честь и внимание. :

Юрта постепенно наполняется людьми.
Приходят дети, мужчины, женщины, Доно-
сятся сказанные  шопотом слова: 0106
хун — русский человек. Джитмит, улыба-
ясь, об’ясняет, что многие его земляки
впервые видят’ русского человека, поэтому
пусть не смущают гостя их пристальные
ВЗТЛЯДЫ,

— Но они много слышали о русских и
видят в советских людях лучших друзей, —
товорит он.

Болод просит  Джигмита ° исполнить
юрол «Всенародное счастье», который
он пел на с’езде скотоводов в городе
Чойбалсане. Я вижу, что просьба слегка
смущает старика. Он говорит, что произ-
носил юрол экспромтом, что у него нет
постоянных закрепленных текстов, и №
бавляет:

— Слова мои те же самые, какими го-
ворит мой народ...

Он протягивает руку, и дочь подает ему
аккуратно завернутый в белую ткань му-
зыкальный инструмент — хур.

— Я спою вам о Сухе-Баторе и Чй-
балсане, о нашей цветущей жизни, о. ве-
ликом друге монголов — советском ‹ народе.

Звучит чистая, протяжная мелодия, и
поэт-импровизатор. и одновременно музы-
кант и певец начинает петь только-что
сложенные стихи. Джигмит приветствует
в своей юрте представителя народной
власти и русского друга и желает им
счастья и удач. После этого вступления
он рисует. картину тяжелого прошлого
своего народа, на который враги наседали
«сверху и с боков».

..В то время Монголия была, как сухое
дерево, у которого жили только — корни.
Монтолы были одиноким народом, народом-
сиротой. И было ясно: ‘как рыба, выбро-
шенная на берег, ‘обретет вновь жизнь,
лишь попав снова в воду, так и порабо-
щенный, бесправный народ найдет евое
счастье только в борьбе за свободу. На-
род породил двух героев — Сухе-Батора и
Чойбалеана. Повернувшиеь лицом на север,
они указали народу путь спасения. Там,
Ha севере, — «Октябрем освобожденный
народ, там братство и дружба, там вели-
кие Ленин‘и Сталин...» .

Вороткими, отрывистыми фразами, co-
провождаемыми звонкими, взволнованными
звуками хура, Джигмит воссоздал картину
народной революции, помощи Советского
Союза и победного пира.

И вот зазвучали радостные песни, ожи-
ла многострадальная. Монголия, на сухом
стволе дерева запгумели зеленые ветви, на
умиравшем стебле зацвели цветы. по ис-
	сушенной пустыне‘ потекла вода.  Совет-
ский народ, как заботливая мать, епас еи-
	Jl. CEHTE,
	монгольский писатель,
	брали Y HETO COPY. eee eee ии Ем све
дал убийцу, об’явив, что он «исполнил свой долг»,

Судьи признали, что долг полицейского состоит в том, чтобы
уничтожать честных людей, которые повинны лишь в одном —

в стремлении к миру.
‚ Ле Ноан продолжает ходить по ‘Парижу с пистолетом. Он
продолжает смотреть на стены домов и на решетки оград — не
появится ли на них крамольный призыв — «Долой войну!» Но
призыв появляется вновь. : . Г { .

Ste Hoan “ ero хозяева: не в силах помешать этому,

На место убитого Андре Улье стали новые борцы за мир.
Их много, и художник Фужерон изобразил их на своей’ недавно
законченной картине, которую мы публикуем сегодня: ‘люди,
крепко взявшиеся за руки, люди с сжатыми кулаками, матери

и жены французов, рабочие и их ‘дети — борцы за мир, которых
	— he ЗА СЗЗ. Т

никакая полицейская с сила не отвратит от борьбы.
	ИЗ ИНОСТРАННОЙ ПЕЧАТИ
	‚ В ПЕТЛЕ.
ФРАНКИСТСКОГО РЕЖИМА
	Английская газета ‹ «Рейнольде Ньюс»
напечатала недавно большой очерк, расефа-
зывающий о положении во франкистекой
Испании. Этот очерк вебьма интересен, ибо
подобного ‘рода корреспонденции почти ися
чезли в последнее время со страниц англо“
американской буржуазной печати, занятой
ныне (так же как и политические деятели
этих стран) поисками «аргументов», с по-
мощью которых можно было бы попытать-
ся реабилитировать в глазах мирового 9б-
шественного мнения’ тнусную фигуру мад-
ридекого палача и его’ кровавый режим и
протащить фашистскую Испанию в Орга-
‘низацию 0б’единенных наций.

Первое, на что обращает внимание кажз
ый приезжающий в Испанию, — это огром-
ное количество вооруженных до зубов по--
лицейских. Страна’ буквально кишит жан-
дармами, полицейскими, шпиками. «Не мо-
жет не поражать численность блюстителей
порядка и оружие, которое они ‘носят, —
пишет «Рейнольде Ньюс». т

В день приезда автора очерка в Испа-
нию, едва только он вышел в Барселоне
из поезда с тяжелым рюкзаком ‘в руках, к
нему на платформе тотчас подошли трое
полицейских; полицейские ‘неотступно

следовали за ним до камеры хранения ба-
гажа. «Ожидали ли они меня (я был пре-
дупрежден, что за журналистами особенно
следят) или у них было’ подозрение, что
в моем рюкзаке Находилиеь бомбы (всего
месяц назад Франко едва избежал в Бар-
селоне смерти от нескольких ‘б0мб)?..»

Среди испанцев растет ‘недовольство: рез
жимом Франко. «Низкая зарплата, рост
цен, безработица, нехватка хлеба, возмути-
тельное взяточничество, экономическая не-
разбериха, отвратительный контраст между
меньшинством, купающимея в деньгах, и
ужасающей нищетой других, —вот к чему
сводился любой разговор».

В одном из кварталов Барселоны, ‘насе-
ленном беднотой, разыгралась‘ следующая
сцена.

Две женщины громко и горячо обсужда-
ли важный‘ вопрос: фантастически высокие
цены на хлеб. Корреспондент ‘«Рейнольде

‘HC решил их сфотографировать, Толпа
твеным кольцом окружила его. Посльшач
лись голоса: «Голод и нищета — такова
Испания Франко!» Женщины в лохмотьях
поднимали над головой голых детей, по-
крытых ‘язвами, нищие цеплялись за одеж
ду... «Мне потребовалось 15 минут, чтобы
пробраться вниз по улице, и все время я
слышал проклятия, сыпавшиеся наголову
Франко».

Стоимость жизни в Испании чрезвычай-
но высока, и е каждым днем она все более
ий более возрастает. Белый хлеб—робкошь,
которая не доступна подавляющему боль-
шинству населения. Испанский народ вы-
нужден довольствоваться голодным пайком
‘черного хлеба — «норма на один день для
‘непривилегированных (Читай: для всех
трудящихся) установлена в размере булки
весом в`четверть фунта». :

Страна испытывает острую нехватку жи-
лищ. В Барселоне тысячи людей размести-
лись в пещерах, вырытых в выемке близ
железнодорожной станции. В каждом боль-
шом городе южных и восточных районов
страны ‘можно’ увидеть печальную картину:
наскоро сооруженные палатки, навесы на
столбах, пещеры, в которых ютитея бед-
нота. Жители ‘этих «поселков смерти» по
ночам «появляются в «лучших»  кварта-
‚лах, чтобы выискивать’ себе’ пищу в сточ-
 ных канавах и мусорных кучах».
	‚ В, Мадриде, ‘человек, хорошо ‘знающий
положение’. Дел’ в стране, заявил, что по
‘его. определению в оппозиции к франкиет-
скому режиму” находится 95 процентов
«всех размышляющих 06 этом. людей».
Режим Франко — это. режим кровавого
фашистокого террора’ и откровенного ограб-
ления народных масс. Иснарод Испании
платит  мадридекому‘ диктатору такой же
откровенной ненавистью, Эта ненависть
ярко выразилась в. шутке’ носильшика на
бароелонском вокзале, ‹ который, ‘увидев в
руках автора очерка случайно ‘вынутый
французекий стофранковый билет, сказал
с горькой усмешкой своим товатитам:
	— Целых сто франков! Ha что фран-
цузам такое количество? Для. нае более
чем лостаточно одного Франко!
	глазного редактора),
	4, JIEQHOB, A. MAKAPOB, М.. МИТИН,
ТВАРДОВСКИЙ.
	туры и ucKycorBa —~ 16-43-29, i
К.0-36-84, Г 6-45-45. ; и м
a
	ролся за мир, Он расклеивал плакаты Фужерона «Долой войну!»
на столбах решетки, ограждавшей библиотеку на улице Ре-
	спублики.
	Полицейский атент Ле Ноан подошел к цлакату, наклеенному
Улье, прочитал надписи, догнал 54-летнего коммуниста и убил его
	выстрелом из револьвера.
	Андре Фужерон нарисовал новый плакат. ;
Он изобразил. на нем решетку библиотеки, убитого Улье и
рассыпанные листовки, обагренные кровью француза, который
	стремился в миру.
	Эти плакаты разошлись по всей Франции, и тысячи людей
	Андре Улье, чтобы
нужно бороться.
	расклеивали HX так же, как это делал
наномнить: мир не приходит сам, за него
	Полицейские власти, выполняющие волю империалистиче-
ских поджигателей войны, не разжаловали Ле Ноана, не ото-.
	Vines КОПАЛИН Г од
	знаменем
	мира и демократии
	“29 ноября албанский. народ будет Top-
жественно и радостно. праздновать. пятую
годовщину освобождения страны от фа-
пгистоких оккупантов.

На одной из улиц Тираны ныне открыт
музей‘ ‘национально-освободительной борь-
бы. Заботливо. собраны в. нем экспонаты,
рисующие все этапы. борьбы албанского
народа за. независимость и свободу. Среди
экспонатов —— переписанная от руки книга
«Краткий курсе истории ВКП(б)». В годы
тяжелого поднолья албанские коммунисты,
возглавлявшие = сопротивление народа
захватчикам, перевели этот, сталинский
труд на албанский язык.

„Вот примитивные радиоприемники. С их
	‘помощью, пренебрегая угрозой смертной
казни, патриоты ловили голос Москвы. Вот
оборудование подпольной типографии, печа-
	ообрудование подпольной типографии, поча-
тавшей речь. товарища Сталина Ha
Красной площади 7. ноября 1941 года,
сообщения о разгроме немепких войск под
Москвой, о ‘победе, одержанной советскими
воинами под Сталинградом, о поражении
гитлеровцев на Курской дуге,

‚Мовква. Сталин. Победа...

За тысячи километров, через скалистые
верины гор, долетал голос Москвы до ал-
банских партизан, до подпольных организа-
ций Сопротивления в городах и селах; мо-
гучим эхом разносился в суровых ущельях
и цветущих долинах, поднимая на борьбу
Новые отряды патриотов.

Важдая весть о победе Советской Армии
мгновенно облетала города и села Албании.
Вдохновленные героизмом советского наро-
да и победами Советской Армии, албанские
партизаны мужественно сражались против
вооруженных до зубов итальянских и не-
мецких захватчиков, против. действовавигих
за, одно с ними банд националистической
	организации «Балли комбетар» и монархи-
	ческой «Лигалитети».

‘Осенью 1944 года; когда доблестная Co-
ветская Армия освободила Белград, когда
залны советских орудий гремели уже Ha
границах Албании, Народно-освободительная
армия албанского народа начала реши-
тельное: сражение за очищение родной зем-
ли от фашистских оккунантов и с честью
выполнила свою историческую миссию.

С именем великого Сталина героический
	албанский народ ‘боролся за независимость
	и свободу своей родины. С именем великого
Сталина строит он свое подлинно демо-
кратическое государство, ликвидирует от-
сталость — наследие ‘иноземных поработи-
телей, залечивает раны, нанесенные вой-
ной.

Свободный народ сосредоточил силы на
возведении самого величественного памят-
ника погибшим в борьбе за свободу и He-
зависимость сынам Албании — на crTpo-
ительстве социализма в своей стране, на
борьбе за упрочение ‘мира. Опираясь на
дружбу и бескорыстную помощь Советского
Союза, под- руководством Албанекой трудо-
вой партии и народного правительства,
республика быстро идет по пути экономи-
ческого и культурного под’ема.

Сейчас в Албании не только полностью
восстановлены все разрушенные во время
войны промышленные предприятия, но уже
возникли и строятся десятки новых. Уже
в 1948 тоду валовая продукция албанской
промышленности превысила довоенный
уровень в три’ раза. За прошедшие ‘пять
лет. возведено и восстановлено. около 17
тысяч. домов.

Творчески используя. опыт ‘социалисти-
ческого строительства в СССР.” Албания
успешно выполняет свой двухлетний на-
роднохозяйственный  план;. Сооружается
текстильный комбинат в Тиране. с ежегод-
ной производительностью в 20, миллионов
метров тканей, кожевенный, лесонильный
й цементный заводы. В. 1950. году. будет
закончена постройка гидроэлектростанции
в.Селите, которая даст ток промышленным
предприятиям Тираны. .

‚Широко развернулось соревнование за
перевыполнение планов, за повышение
производительности труда, 38 экономию.
Ценный опыт стахановцев. Советского 00/0:
за изучается и осваивается. рабочими Алба-
нии. Е О

Великие изменения произопыи и’ В ал-
банекой деревне. Впервые на полях  Алба-
ии появились тракторы ‘и други» ceab-
	вкохозяйственные машины.  Фозданные пра-
	вительством машинно-тракторные етанции
	обрабатывают” ныне до 40’ процентов. всех
посевных плошалей,
	В Албании возникли первые сельскохо-
зяйственные кооперативы. Сейчае их
около шестидесяти.

Меняется и быт земледельца. Детские
ясли, общественные хлебопекарни, клу-
бы — вот та новь, что пришла ныне в
албанскую деревню.

Недавно групна албанских крестьян B03-
	вратилась из.поездки по колхозным селам
	Советекого Союза. И теперь по. долинам
Кавайя и Мюзите, по суровым склонам Ву-
кеса и Вурвелеша, от села к селу, от аула
к аулу идут рассказы o6 этой удивитель-
ной поездке, обо всем увиденном в ompaue
победившего социализма,

Значительны успехи новой мы В
деле культурного строительства. Неграмот-
ная и отсталая в прошлом, Албания стано-
BUTCH страной сплошной. грамотности. №0-
личество начальных школ увеличилось по
вравнению с довоенными годами более чем
в три раза. Создана сеть учебных заведе-
ний по подготовке специалистов для про-
мышленности и сельского хозяйства.

Албания не ‘имела ни одного ‘театра.
Сейчас создан государственный народный
	театр, работают 90’ драматических коллек-
THBOB художественной самодеятельности,
10 хоров, 100 оркестров. Растут тиражи
газет, журналов, ‘книг.

Как в годы национально-освободительной
борьбы, так и в годы мирного строитель-
ства. великий Советский Союз, великое
учение Ленина—Сталина служат албан-
скому народу путеводными звездами, озз-
ряющими дорогу к победе.

Огромна любовь албанского народа к 09-

ветскому Союзу и партии большевиков, к
великому Сталину.
	Ъотда в. порт Дуррес прибыл пароход ¢
советскими тракторами марки «СТЗ»,
порту стихийно возникла демонстрация 3
честь Советекого Союза.

Тракторы из Сталинграда! Этот город
был символом героизма и мужества в дни
тяжелой борьбы. И вот этот город прислал
сюда, в далекую Албанию, плоды своего
мирного труда. .

Люди долго не расходились. Ллобовно
гладили блестящую марку «СТЗ» и говори-
ли:  «Оталинград!.. Город великого
Сталина... Это Сталин прислал нам свою
помощь. On помнит о нас!..».

К пятилетию освобождения страны ал-
банский народ приходит сплоченным во-
круг своей Трудовой партии, ее Централь-
ного комитета, своего вождя Энвера Ходжа.

Разгромив  троцкислекую группировку
атентов Тито, очистив страну от белград-
ских шпионов и диверсантов, укрепив свои
‘ряды, Албанская трудовая партия, верная
принципам ленинизма, уверенно ведет на-
род к социализму.

Успехи Албании на этом пути не дают
покоя  англо-американским империалистам
и их афинеким и белградеким лакеям.

Потерпев жестокое поражение в связи с
разоблачением предательских планов Тито,
мечтавшего превратить Албанию во коло-
нию югославских троцкистов, поджигатели
‘войны спешно мобилизуют новые подрыв-
ные силы — военных преступников, меж-
дународных шпионов, албанских квислин-
гов на борьбу против албанского народа,

используя провокации на границах, дивер-.
	вии, саботаж;
клевету.
	диплома

тические

интриги,
	Расцветающая Монголия

Монгольский народ проявляет огромный
	  интерее к сокровищам советской культу-
	ры. На монгольский язык переведены про-
изведения Пушкина, ° Гоголя,  Толетого,
Горького, Фурманова, Н. Островского ‘и
ряда других русских классиков и совре-
менных советских писателей. Крупнейшим
событием в жизни республики явилось из-
дание на монгольском языке «Краткого
вуреа. истории ВКП(б)». - Переводямя и
издаются собрание Сочинений И. В. Сталина
(вышел 1-й том и готовится к печати 2-Й),
труды В. И. Ленина.

Из ереды народа выдвинулись  талант-
ливые писатели, драматурги:в9эты. Это —
‘основоположник монгольской литературы
Д;. Нацок-Доржи, талантливейший поэт’ и
драматург, автор либретто ‘первой нацио-
нальной оперы «Среди печальных тор»:
`Это—крупнейший поэт и ученый Ц. Дам-
дин-Сурен, автор поэмы «Сталину любимо-
му— солнцу многих», выражающей горячую
‚любовь монгольского народа к вождю и
учителю трудящихся всего мира, Эт —
десятки других литераторов, художников,
артистов. Монгольский народ  пордитея
своими учеными — ректором университета
‘профессором Ширендыб, молодыми аспи-
рантами и кандидатами наук первого в
истории Монголии университета.

На основе успехов, достигнутых мон-
гольеким народом, происходит дальнейшая
демократизация политической жизни МНР.
IX Великий Хурал ввел. систему прямых,
равных и Тайных выборов.

Неразрывные узы дружбы связывают
‘народы Советского Союза и Монгольской
народной рэспублики. Она служит на поль-
3Y обоих народов, на пользу всеобщему
миру и безопасноети;, Монгольский нарол

и дальше будет делать все для того, что-
бы  способетвовать развитию и укреплению
COBETCEO-MOHTOIbC KOH IDVEGH.
	стояния монгольского народа. В целях по-
вышения продуктивности животноводства,
наряду с существованием  единоличных
аратеких хозяйств, создаются аратевие про-
изводственные 06” единения по совместно-
му ведению хозяйства,

В дореволюционной Монголия Вне не
разрабатывались богатейшие природные ре-
сурсы страны, не существовало промыш-
ленноети, за исключением кустарного про-
изводства некоторых ‘предметов ‘домашнего
обихода. С помощью Советского Союза в
Монгольской народной республике  разви-
вается национальная промышленность, .0с-
нащенная современной техникой,

Врупнейшее народнохозяйственное и по-
литическое значение ‘имеет еданная недав-
HO в экбплоатацию железная дорога; с0е-
диняющая столицу республики Улан-Батор
с Советским Союзом. Эта’ дорога будет с9-
действовать еще более тесному. сотрудни-
честву между народами: наших стран.

Поразителен рост культуры ‘монгольского
народа. Страна. где. до 1921 года суще-
ствовала ‘только одна светская школа, где
грамотные люди насчитывались единица-
ми, а единетвенными представителями «ме-
дицины» были знахари, покрыта теперь
сетью школ, техникумов, курсов по лик-
видации неграмотности и малограмотности,
оборудованных по последнему елову. тех-
ники больниц и медпунктов. В 1942 году
начал работать Монгольский государетвен-
вый университет. .
	 Б дореволюционной Монголии издавалась
толька одна газета. Теперь в МНР выходил
28 газет и 10 журналов. Огромное значе-
ние для развития культуры монгольского
народа имел переход в 1946 году на но-
вый алфавит, который устранил разрыв
между письменным и разговорным языком.
Государственное издательство республики
ежегодно выпускает массовыми тиражами
	политическую, - научно-популярную и ху-
пожественную литературу,
	Адрес редакции и издательства: 2-й Обыденский пер,
	Уже в 1921 году, у колыбели своей. не-
зависимости, монгольский народ, только: что
совершивший народно-демократическую ре-

`волюцию, получил реальное: доказательство
дружбы Советского Союза: Советская Ap-
‚ Мия вместе с монгольскими партизанами
изгнала из пределов. Монголии наймита
	японского империализма барона Унгерна и
	ето банду.

В последующие годы монгольский народ
мог спокойно трудиться благодаря тому,
что его безопасность гарантировалась Co-
ветским Союзом, заключившим с Монголь-
ской народной республикой договор о взаи-
мопомощи.

С первых же дней самостоятельного го-
‚ сударственного существования наш народ,
примкнувший к лагерю демократии, горя-
ч0’ поддерживает все начинания, направ-
ленные на укрепление дела мира. Моло-
Joe монгольское государство приняло ак-
тивное участие в борьбе против японского
империализма во время второй мировой
войны. Наша республика участвовала во
многих международных конференциях и
совещаниях, состоит членом ряда’ прогрес-
‘сивных международных демократических
организаций. Голос представителей мон-
тольского народа был слышен на Всемир-
ном конгрессе сторонников мира.

Вопреки желаниям своих’ недругов-——ан-
тло-американеких империалистов, — мон-
гольский народ добилея таких успехов в
экономическом и культурном строительст-
ве. которые обеспечивают MHP достойное
место в семье стран народной. демократии.

Из отеталой, порабошенной  иностран-
ным империализмом и отечественными фео-
далами страны Монголия превратилась в
передовую независимую республику тру-
дящихея  аратов (скотоводов), = нарюд-
ное хозяйство которой развивается на
основе единого пятилетнего плана. Раз-
	вивается животноводство — основа эконо-
мики МНР, ключ к повышению благосо-
	«Литературная газета» выходит два раза
	в неделю: по средам и субботам.
	«Когда _ дело Касаетея. длины. То огонь’  ,
	слаще. меда». — гласит албанская  народ-
ная пословица. Фогда греческие монархо-
фашисты с помощью. титовцев предприня-
ли серию провокаций‘ на траницах Алба-
нии, народ. понял. что дело’ касается Роди-
	ны, и волна патриотического под’ема охва-
	тила всю страну’ А\ители целых районов
‘обращались, к правительству ¢ просьбой
направить их ‘на охрану. гранац.

„ Албанский народ спокойно и уверенно
строит свое’ будущее; Эту уверенность он
черцает в. той дружбе, которая об’единяет
его: с. ‘многомиллионной армией сторонни-
Ков мира, ео странами народной демокра-
тии, с мощным антиимпериалиетическим
лагерем, во главе которого. стоит исврен-
ний друг’ албанского народа — великий
Советский Союз, руководимый гением чело-
вечества Й. В.. Сталиным.
	  лавный редактор В; ЕРМИЛОВ.
	Редакционная коллегия: Н. АТАРОВ, А. БАУЛИН (зам.
	Б. ГОРБАТОВ, А. КОРНЕЙЧУК,
Н. ПОГОДИН, П. ПРОНИН. “A.
	14 (для телеграмм — Москва, Литгазета),
	Телефоны: секретариат ‘— Г6-47-41.
	внутренней жизни — Г 6-47-20, международной жизни — Г 6-43-62, науки — Г 6 39-20, информации — Г 6-44-82, отдела писем — Г 6-38-60, издательство —
	Типография имени И, И, Скворцова-Степанова, Москва, Пушкинская площадь, 5.