свою судьбу благодаря героической помощи.
	русского пролетариата, благодаря великой
организаторской работе коммунистической
партии, ее.вождей — Ленина и Сталина,
Вепоминая события более чем тридцати-
летней давности, я думаю и 0 недавнем
прошлом. Ведь с таким же трепетом, с
таким же волнением порабощенные Гитие-
ром народы Европы произносили те же
 слова: «Русские идут!».
Русские и на этот раз пришли так
	.  освободители. Но теперь в .слово «рус-
ский» люди ‘во всем ‘мире’ вкладывают
	особый смысл, называя так советского че-
ловека, нового человека сталинской эпохи!

Нигде и никогда не было такого со-
дружества народов, как в нашей стране,
в наше время. Сталин, величайший. кузнец
счастья трудящегося человечества, доказал,
что великие и малые нации равны, что
каждая из-них вносит свой вклад в сокро-
вищницу мировой культуры. Сталин, nap-
тия воспитали в нас чувство националь-
ной гордости и советского патриотизма,
Сталин, партия дали народам права, ко-
торые записаны в Великой Книге Законов
CCCP, названной именем ee творца —
Сталинской Конституцией.

Национальный вопрос решен в нашей
стране раз и навеегда.
	В мире, ‘подвластном доллару, разду-
вается пропаганда расизма; «малые»
‘народы подавляются «большими». Чуветво
‘национальной гордости, без которого чело-
век не может быть человеком, опошлено и
опоганено. Буржуазия уже давно лишилась
чувства гордости, ей уже давно отказазо
в праве говорить ‘о родине. И потому из-
менник Тито и поджигатель войны Чер-
чилль хотели бы истребить это чувство у
всех народов, подменить родину _SauKap-
ской конторой.

Но как бы ни старались империалисты,
простые люди мира знают правду о нашей
великой стране. Когда в Праге, на Веемир-
ном конгрессе сторонников мира, предста-
вители разных народов земного шара ап-
лодировали нам, членам советской делега-
ции, я чувствовал в этом выражение глу-
бокой и светлой любви к людям советской
страны. И если народы Советского Союза
на. заре своей новой истории учились у рус-
ских братству и’ дружбе, то народы мира
ныне учатся тому же у всех советских лю-
дей. Они знают, что дорога к счастью и
справедливости одна: та дорога, по которой
идут народы первой в мире социалистиче-
ской державы.

На эту широкую дорогу выходят сегод-
ня миллионы людей, строящих свою жизнь
по великому примеру нашей страны,

Сталинская дружба народов — залог но-
вых, невиданных успехов нашей Родины.
Она крепнет изо дня в день, из года в год,
ибо творцом ее является Человек. указы-
	вающий единственно верный nYyTb к сча-
стью.
		ока
	Дорогое и священное завоевание сталин-   у офицеров. 9 нем говорили: «наш Саами-
	ской эпохи-—дружба народов. В прошлом
светлую мечту людей о братстве и дружбе
душили сытые хозяева жизни.

Советские народы, и в том числе мой
армянский народ; за годы советской власти
приобрели верных, бескорыетных и непод-
купных друзей. Это — не отдельные лю-
	ди, это —^ народы, это — социалистические
	нации. Что может быть сильнее и надеж-
Нее такой дружбы!
	06 этом.‘очень верно написал Маяков-
ский:

Когда
Октябрь орудийных бурь
по улицам
’ кровью лился,
я знаю,
в Москве решали’ судьбу
и Киевов,
и Тифлисов.
	Если 6 не эта дружба, что стало бы с
моим народом? Если 6 не эта, дружба, мне,
да и миллионам таких, как я, пришлось
бы сегодня с понурой головой итти за
своей истерзанной, загубленной судьбою...

В Турецкой Армении, в уботом Харако-
писе, где я родился, пришлось бы мне па-
хать каменистую почву, пахать с вечным
страхом в душе, что вот придут турецкие
башибузуки, отберут у меня единственную
пару волов; я обругал бы их крепким сло-
вом ненависти, меня поволокли бы в суд,
обвинили бы в «антиправительственной
деятельности» и сгноили в тюрьме, —ведь
я осмелился защищать свои человеческие
права! Так было бы со мной. Но так дей-
ствительно было с отцом моим, дедом, пра-
дедом.

Дорогу к свободе, к счастью, открыл
народам Великий Октябрь. Одухотворенные
идеями Ленина и Сталина, они распрямили
плечи; возродилиеь, набралиеь бказочных
сил и в едином содружестве и братстве
создали могучую страну Советов. Под
сенью Великого Закона Сталина мы обрели
То светлое счастье и ту могучую силу, о
	воторых мечгали в веках.. Народы стали
	народами, человек стал человеком.
..Я знаком с секретарем райкома map-
	тии одного из районов Армении курдом
“Надо Магмудовым. Если бы не Великий
	Октябрь, Надо стал бы такой же жертвой
	турецких вандалов, как и многие из его
	соотечественников. Советская власть, пар-
тия большевиков, Ленин“и Сталин спасли
и небольшой курдекий народ. Армения
стала родиной для товарища Haxo, on —
	‚ дюбимец. армянских коммунистов и колхоз-
	ников района. Прекрасно владеет Кало
	вурдеким, армянским и русским языками.
	онает чудесные сказки своего нареда, поет
песни Комитаса, читает в поллиннике
	Пушкина.
	швили». Однажды возник вопрос о его пе-
реводе в другую дивизию. Сазмишвили
просил Фотавить его ‚воевать... В этой
дивизии, говоря, что она ‘стала его родным
домом. А в свободные минуты он с. Какой-
то особенной, присущей грузинам взвол-
нованностью читал нам стихи Ильи Чавча-
вадзе:
 И^если, юноше, была. мне гордость:
не знакома,
То ныне, горы, горд я тем, что жил
средь. вас, как. дома,
Что довелось родиться мне средь.
ваших скал, вершин,
Что ‚бе бурь, громов и гроз я
5 возмужал, грузин!
	Советские народы любят друг друга,
бескорыстно. помогают друг другу. В деле
создания. такой дружбы: величайшая, заслу-
та принадлежит русскому народу. Потому
и зовем его мы старшим ух и учите-
лем.

Еще в мрачные тоды царизма русские
люди выступали страстными защитниками
других народов. Навеки сохранили грузины
и армяне в своей памяти светлый образ
Александра Грибоедова. Он сделал очень
многое, чтобы сохранить армян от натлых
посягательств персидских ассимиляторов.
Армяне издавна говорят о русских, како
своих спасителях. 0б этом писали Хачатур
Абовян, Микаэл Налбандян, Ованес Тумз-
HAH.
	Я вновь вепоминаю родное село Хара-
конис, песни, которые пела мне мать. В
них часто повторялось слово «русский»,
ставшее родным и долгожданным для меня
еще с детства. Помню, как мы, сельские
ребята, по-своему  мстили ненавистному
султану Гамиду. Нам казалось, что каж-
oe слово, сказанное у телеграфного стол-
ба, тотчас же доносится до кровавого сул-
тана. Бывало, собирались мы группой в
поле, подходили к телеграфным столбам и
кричали во весь голос:

— Султан Гамид... русские идут!

И с чувством удовлетворения‘ возвра-
щались в село, уверенные, что этими сло-
вами здорово испугали палача.
	Турецкие правители отвечали на тяго-
тение моих земляков к России кровавой
резней, погромами армянских трудящихся
mace. После резни 1914—1915 годов
десятки тысяч армян, оставляя родные де-
ревни и города, уходили из Турции на ce-
вер, в Россию... По горным дорогам тяну-
лись вереницы измученных беженцев. По-
тускневшие от голода и страданий глаза
армянок, замечая какое-либо движение
вдали, на минуту вспыхивали радостным
огнем: «Русские идут!»

Русские спасли мой народ. И не только
	мой. Русские братья спасли всех, кто се-
годня гордится своей великой Родиной —
	Союзом Советских Социалистических рее-
публик. Все народы нашей страны обрели
	— ЗН

Одним ‘из’ величай-
щих завоеваний Вели-
кого Октября являет»
ся право ‚на труд, за
писанное в Сталин-
ской Конституции,
Честный труд’ высоко
оценивается и охотно
поощряется в нашей
стране.

Свьцие 510 тысяч
рабочих, колхозников,
‚ ученых, инженерно-
технических работни-
ков, служащих, вра-
чей, учителей и других
представителей труда
‘награждено с 1945 года
rio 1949 год орденами
и медалями, 4.800 ра-
ботников промышлен-
ности и передовиков
сельского хозяйства
получили за это же
время звание Героя Со-
циалистического Tpy-
да. Их образы — неис-
	сякаемый источник
творческого вдохнове-
ния для советских
писателей и художни-
ков,

НА СНИМКЕ: Репро-
дукция с картины
	художника И. Гриню-
ка «Указ о награж-
дении». (Всесоюзная
художественная ‘вы-
ставка 1949 года).
		Что дала мне и моим друзьям
Сталинсная Нонституция
	, s
Марина ГНАТЕНКО,
	депутат Верховного Совета СССР
>
	вать нашу ‘работу, облегчить. труд колхоз-
НИКОВ.

Прощаясь, Иосиф а сказал
мне:
— А вам надо учиться. Одной прак-
тики мало, Овладевайте наукой, но не для
себя одной, а чтобы, сочетав теорию с
практикой, служить народу...

На всю жизнь запали мне в душу оло-.
ва нашего вождя.

На второй день М. И. Балицин вручил
нам правительственные награды. Я полу-

чила орден Ленина.

**
=
	Еще год поработала я звеньевой, собрав.
в 1936 году 600 центнеров свеклы с гек-
тара...

«А вам надо учиться...» — как бы слы-
шаливь мне слова товариша Сталина:

Я поступила на . технологический фа-
культет Киевского. технологического ин-
ститута пищевой ’ промышленности им,
	Микояна: В:. Сельскохозяйственный ‘инети-
тут. поступила Мария” Демченко. ‘Поехали
	учитьея тт. Тищенко, Пугач, Диеенко и
	многие другие. В селе стало правилом; по-
сле окончания десятилетки посылать луч-
ших учеников в высшие учебные заведе-
ния. Большинетво уезжающих  мечтало
вернуться в 6806 же село — кто агроно-
	  МОМ, КТО врачом, кто учителем. Счаетливо
	и зажиточно зажили наши люди. Но эту
счастливую жизнь на время. прервала
война. . в

Советская Конституция, великий Сталин-
ский закон гласит: «Защита отечества
есть священный долг каждого гражданина
СССР». Этот же закон, уравняв женщину
в правах с мужчиной, дал мне возможность
стать в ряды защитников Родины.

В годы войны моя жизнь мало чем от-
личалась от жизни сотен тысяч советских
людей. Я была политруком госпиталя на
Юго-западном фронте. Потом комиссаром
госпиталя на Северо-западном. °

Валентин Овечкин в своей повести «С
фронтовым приветом». писал: «Гнатенко,
прославленная украинская — пятисотни-
ца, —— капитан Красной Армии сейчас.
	Что ты ее —— опять на бураки веунещь?»
	Аотя и очень приятно читать о себе
такие лестные слова, но я должна сказать,
что тов. Овечкин все же немного omub-s.
Я снова вернулась на бураки, вернулась в
свой родной колхоз. Но, правда, уже не
звенъевой, а старшим научным. сотрудни-
ком Всесоюзного научно-исследовательско-
го института сахарной свеклы. Ма и не
	одной свеклой пришлось мне заняться в
	Crapoceabe.

Общая ° сумма ущерба,  нанесенная
Староселью оккупантами, равняется
	29.394.402 рублям. Из 1300 дворов фаши-
сты сожгли 912. Да только ли дворы!
Все, что выросло в селе в оды пя-
тилеток — кирпично-череничный завод,
электростанция,  радиоузел, — мастерские,
автогараж, мельница, — всего . не  пе-
речесть,— было сметено с лица земли.
Уничтожены, вывезены были сельскохо-
зяйственные машины.

Мне, дочери своего колхоза, Kak
депутату Верховного Совета выпала вели-
кая честь принять посильное участие в
	восстановлении Староселья. Конечно, не П
	все сразу легко давалось. Но непрестан-
ная забота партии, ‘Советского государ-
ства помогала нам на каждом шагу, в
решении каждого серьезного вопроса.

И вот осень 1949 года.

Уже давно сдан хлеб государетву. Кол-
хозники получают причитающееся им по
трудодням. Колхозная кладовая переполне-
на, некуда ссыпать золотистое отборное
зерно. Возле кладовой встречаю председа-
теля колхоза Костя Наумовича Яценко, он
жалуется мне: ;

— Ну и куда мне хлеб девать? Полу-
чили бы сразу все, что им причитается,
так нет, держи, говорят,, пока в кладовой,
А мы кладовую, когда восстанавливали,
малость ошиблись, не на такой, видно,
урожай рассчитали. Людям, конечно, тес-
но, дома все построили новые, а амбаров
еще в селе маловато. Вот и береги их
добро, а спрашивается — где?

Недалеко от кладовой красуются новые
белые корпуса. Вьетея от одного строения
к другому посыпанная песком дорожка.
Сейчас по ней идет высокая женщина в
белоснежном халате. и косынке. Это старшая
доярка Наталия Семская, сдав утренний
удой, возвращается в коровник. Навотречу
	вй выходят заведующий МТФ Михайло
	Мне выпала высокая честь быть участ-
ницей Чрезвычайного УШ с’езда Советов,
принявшего Основной закон нашего госу-
дарства — Слалинскую Конституцию.

В 1936 году мне было 22 года. Но, ду-
мая о начале своей жизни, я всегда. вспо-
минаю 1929 год, бывший для меня, kak H
для всего нашего народа, «годом великого
перелома». В этом году в моем родном се-
ле организовалея колхоз.

Мой отец вступил в него одним из пер-
вых, вызвав ненависть кулаков, прекрасно
понимавших, как важно для зртели иметь
опытного. кузнеца,

1929—1933 годы были первыми года-
ми бурного строительства нашей артели
«Коминтерн».

В 1935 roxy на Втором Веесоюзном
с’езде колхозников-ударников никому до
тех пор не известная старосельская комео-
молка Мария Демченко дала обещание
товаришу Сталину снять с гектара не ме-
Hee 500 центнеров сахарной свеклы.

Когда Мария вернулась из Москвы, весь
колхоз собралея послушать ее рассказ о
встрече с великим Сталиным.
	№ тому времени я уже давно была
	звеньевой. С того дня, когда в Отароселье
стало известно о слове, данном Марией
	товарищу Сталину; у нас во звене непре-
етанно шли разговоры: «По силам ли нам
	снять 0 своей делянки такой. же сталин-
ский урожай?»

Когда Мария окончила доклад, я в пос-
ледний раз шопотом обратилась к подру-
гам: «Что же, девушки, возьмемея, вытя-
нем?» «Вытянем» гт дружно ответили они:
мне.

Точно какая-то сила подняла меня. Я
подошла к столу президиума и, хотя вол-
новалась, твердо проговорила:

— Я посоветовалась с моим звеном. Мы
обязуемся собрать такой же урожай, как.
Мария Демченко, и вызываем ве на сорев-
нование,

Нашему примеру последовали. и. другие
звенья, и вскоре стало известно, что во
многих колхозах страны десятки женщин
борются на своих полях за пятисотенный
урожай свеклы.

У меня часто спрашивают:. как, благо-
даря чему добились пятисотницы  успе-
ха — сняли урожай, считавшийся раньше
невозможным?

Первым и наиболее важным стимулом в
борьбе за высокий урожай было стремле-
ние наших людей выполнить данное
товарищу Сталину обещание. Но одного
желания, хотя бы и’ самого страстного,
еще мало для достижения ‘успеха,

Настойчиво и упорно взялись мы за
изучение агротехники, Но и этого было
мало. Ведь агрономическая наука на том
этапе обобщала опыт, не знавший таких
высоких урожаев, какой намеревались со-
брать. мы.

He только каждое занятие агрокружка,
но и каждый день, проведенный в поле,
превращались у нас в своеобразное произ-
водственное совещание, Мы, конечно, не
	только. «совещалиеь». Напряженно JHU A
	ночи работали девушки,

22 октября я сдала на Набутовекий за-
вод последнюю машину со свеклой. В по-
пученной квитанции значилось, что звено
Марины Гнатенко собрало с каждого гек-
тара 511 центнеров свеклы. Данное
товзришу Сталину слово было выполнено.

Вскоре мы с Марией Демченко по при-
тлашению Наркомзема и Наркомпищепро-
ма СССР выехали в Москву.

10 ноября 1935 года было незабывае-
мым днем в моей жизни, В этот день в
Кремле товарищ Сталин, руководители
партии. и правительства приняли «пяти-
сотниц».

Вак друг и отец, беседовал с нами ве-
ликий вождь, внимательно велушивалея в
слова каждой из выступавших колхознии.

Первой выступила Демченко, за ней
Кошевая, я и другие, Мы рассказывали о
своей работе, о путях к достижению ус-
пеха.

Наконец, выступил и сам Иосиф
Виесарнонович. Героинями труда, женщи-
нами, каких не бывало, не могло быть в
старое время, назвал он нас, простых
KOUXO3HHU,

«Только. Колхозная жизнь, — сказал
товариш Сталин,— могла сделать труд де-
лом почета, только она могла породить
настоящих героинь-женшин в деревне.
Только колхозная жизнь могла уничтожить
неравенство и поставить женщину на но-
ги... Перед  трудоднем все равны — и
мужчины, и женщины».

Разтоваривая со мной, товарищ Сталин
особенно интересовалел вопросом, хватает
ли на селе машин, что нужно сделать для
того, чтобы скорее и лучше механизиро-
	Омельянович Клименко и доярка Христя
Гончаренко. Клименко взволнован. Боль-
щинство работниц фермы за превышение
и перевыполнение плана удоя коров и за
отличное выращивание телят должны по-
лучить в порядке дополнительной. оплаты
по теленку и or 1000 go 1600 дитров
молока. И вот женщины донимают его
вопросами: куда им девать молоко, как
		деньги лучше куцить,. :

— Ая знаю? Не я заработал, а вы.
Вы и решайте, — ворчит он, отмахиваясь
от налетающей на него Христи,

Если пройти по селу дальше, в сторону
Корсуня, увидите, Что там, где еще недав-
BO было пепелище старого кирпичного
завода, сейчас красуются две новые печи.
Рядом с ними установлен механический
кирпично-керамичный пресс.

Дни и ночи идут из Отароселья маши-
ны со свеклой. ` Большой урожай снял в
этом году наш колхоз: ‘в среднем по 249
центнеров е 900 гектаров занятой под
свеклу площади. То ли еще было бы, если
бы не война... .

‚ Идут машины, движется их нескончае-
мая ‘колонна... 0 чем-то задумался, идя
им велел Кость Наумович Яценко: И лицо
	его осветила какая-то, видно, ° радостная
мысль, ‘Он говорит: хо Томми й
  = В будущем году, вон вотомо лесу
над Росью, мы построим для колхозников
дом отдыха...
‚И санаторий для. детей, И. начнем
восстановление разрушенного пруда, будет
и у нас большое рыбное хозяйство, —=
продолжает его мысль Антон Герасимович
Пугач...
Идут одна за другой машины, Идет
вперед, мой родной колхоз, вее вперед, по
пути к сияющим верптинам коммунизма...
ak
Ke
	Окончены полевые работы, Я снова в
Киеве, в своей институтской лаборатории.
Дочь бедняка, кем я могла быть в старой
дореволюционной России? Только полуни-
щей батрачкой, забитой нуждой и беспра-
вием. Свою сознательную жизнь начала я
в колхозе. Сейчас, я научный работник,
депутат Верховного Совета СОСР. награж-
дена орденами Ленина и Красной Звезды.
И говорю 06 этом, не боясь упрека в от-
вутетвии скромности, Ведь моя личная
судьба не исключение, не результат слу-
чайной удачи. ‘Таких, как я, в нашей
стране тысячи. Без советской власти, без
руководимой великим Сталиным партии
большевиков, без стоящей на защите на-
‚ших прав и интересов Оталинской Конети-
туции ничего бы мы в жизни не добились.

Я работаю над диссертацией на степень
кандидата  сельскохозяйственных HAYS.
Тема моей диссертации: «Стахановские
методы получения высоких урожаев свек-
лы». Не только личный опыт собираюсь я
обобщить в этой работе, Поставленный
мною и монми подругами рекорд давно
превысили другие, такие же, как мы,
колхозницы. Одна из особенностей совет-
ских’ людей. порожленная воем wamny
	VARA WACK, Порожденная всем Hayy
общественно-политическим строем, заклю-
чаетея в том, что успех. пуевышающий
	мой успех, не только не огорчает меня, а
является моей личной радостью, как лич.
ной радостью являются для каждого” из
нае все достижения нашего советского
общества. м

Одновременно с работой над дисбверта-
цией начала я, по примеру моей подруги
Паши Ангелиной, писать книгу о прожи-
TOM, 0 людях, с которыми встречалась, о
событиях, участником и свидетелем KOTO
рых я была -

На. Первом Всесотюзням совещании. ста-
хановцев товарищ Сталин сказал, что
стахановокое движение «открывает нам
тот путь, на котором только и можно
добиться тех высших показателей произво-
дительности труда, которые необходимы для
перехолв от социализма в коммунизму п
уничтожения  противоположности между
трудом умственным и трудом физиче-
СкИМ..,»

Мне кажется, что моя судьба, как п
судьба. тысяч. таких me, как я, людей,
возможная только в стране социализма,
является убедительным доказательством
того, что уже воплотились в Жизнь
сталинские слова, что не только стирают-
CH, но во многом уже стерлись у. ‘нас
грани между физическим и умственных
трудом.

Я очень‘ счастлива. Счастливой, полно-
ценной жизнью живут мои старосельские,
и Не только старосельские, земляки, И,
оглядываясь назад на пройденный путь и
думая о том, что ждет мою Родину впере-

Wr а ДС
	AH, A OT своего и от их
спасибо великому Сталину!
	В 1948 тоду на фронте, в армянекой.
дивизии, я встретил врача-грузина Caa-
ummpnin. On был любимцем бойцов.
	1 ордость советскотло челов
	eo
Павел БЫКОВ,
	токарь Московского завода шлифовальных
станков, лауреат Сталинской премии
		‚-: Сталинская Вонетитуция!
	блокнотики, чтобы я нарисовал Утлы 3а-
точки резца и оставил на память свою
подпись. Я наладил станок, показал одно-
му, второму, третьему токарю метод рабо-
ты советских станочников. Рабочие тут
же заявили мне, что обязательно станут
скоростниками. А перед самым от’ездом из
Венгрии мы узнали, что на` «Красном Че-
пеле» многие токари начали работать по-
новому, подняв производительность труда в
цехе в два раза. Мы увозили с собой бу-
дапештские газеты, сообщавшие имена ра-
бочих-новаторов, выполняющих нормы на
400, 600 и 800 процентов,

‘
	Товариш Биро сообщил мне, как зло
издевались над «Голосом США» и его под-
голосками в Венгрии рабочие «Красного
	ЧепеляУ
	Чем ‘больше живешь, тем лучше по-
	знаешь все величие двух этих слов. В
	Основном Законе нашей страны, заклепив-
	шем великие завоевания социализма, как
‘в. чудесном зеркале, отражается наш со-
ветский образ жизни. о котором можно
	зови 90раз MASHH, 9 котором можно
сказать одним словом: счастье!
	Советский народ, ведомый  большевиет-
	‘свои партией и великим Сталиным, лобыл
	и умножает свое счастье в героической
	борьбе и доблестном труде. Ёогда. в конце
1936 года товарищ Сталин выступал ©
	‚ историческим докладом о проекте Вонсти-
	туции СССР, он говорил 0б итогах этой
борьбы, как 0б итогах «побед на фронте
освобождения человечества».

` Недавно я вернулся из Венгрии, куда
был приглашен с группой советских ста-
хановцев на первый конгрессе новаторов-
рационализаторов промышленности, . Jo
этого мне. довелось побывать в Италии. В
то время как народные массы капитали-
стической Италии, оказавшись‘ перед лицом
все углубляющегося экономического кризи-
са, переносят страшные муки  эксплоата-
ции, безработицы, обнищания, — Венгрия,
как и другие страны народной демокра-
	щихел Macc.
‚Трудящиеся Венгрии пользуются все-
ми блатами равноправия, предоставленными
	‚Им Новой конституцией. Пюнетитуция га-
	рантирует гражданам Венгерской народной
республики право на труд, отдых; пенсию,
помощь и пособие по старости, болезни и
	ИНВЗлЛИдДнНоСТиИ...
	пель», расположенный недалеко от Буда-
пешта.

В механическом ‘цехе, где много токар-
ных, строгальных и фрезерных станков,
Hac с директором завода товарищем Биро.
окружила большая групиа рабочих. Они
хотели услышать мое мнение о их рабо-
те, узнать о методах ‘работы советских то-
карей. И вот тогда, когда я рассказывал
0 достигнутых советскими рабочими, в том
числе и мною, успехах, кто-то; BH-
димо, из тех, кто слушает шептунов, не-
ловко высказал пожелание, чтобы я. по-
казал свои’руки. Другими словами, он по-
ставил под сомнение, рабочий ли я. И хо-
тя никто не поддержал его, это все же за-
дело мою рабочую гордость, и я решил
практически показать, как мы работаем
на советских заводах.

Я надел халат, попросил четыре peaua,
которые заточил с нужными мне углами,
убрал все ненужные приспособления со
станка и приготовился к работе.

— Шри каких оборотах идет обработка
детали? — спросил я. .

— При rpexcrax.

— Пожалуйста, пустите станок на семь-
сот оборотов.
	_— Это невозможно, -—— заметил один из
присутствовавиих тут же технологов.

— Ничего, — отвечаю, — все будет в
порядке.

Рабочие и специалисты плотным коль-
пом окружили мой станок. Они не хотели
расходиться и после того, когда, сняв пер-
вую стружку (она шла блестяще, лома-
лась, а не тянулась, как это имеет место
у венгерских токарей, не знавших моего
способа заточки резцов), я попросил поетз-
вить максимальную скорость станка —
1.400 оборотов. Меня снова пытались убе-
дить в невозможности работать на таких
оборотах. Но я заметил, что на своем стан-
ке работаю при 3.000 оборотов, и продол-
жал дейетвовать. Каскад горячих стружек
вынудил собравшихся отойти подальше от
станка. Люди взбирались на cocel-
ние станки, на окна и колонны, чтобы
лучше видеть мою работу. Я не утомил их
внимания, Через 2.5 минуты снял со стён-
ка готовый валик, на обработку которого
венгерский токарь затрачивал 80 минут,

`Собравшиеся, снова хлынув к станку,
жмут руки, обнимают, благодарят за урок.
И первым ерелв них — тот пожилой ра-
	бочий, который Рыражал желание погля-
	деть на мой руки. Я читал в его глазах
	нескрываемую радость за то, что он был
	неправ. Он и многие другие подавали мне
	~~ Мы знаем, — говорили они, — у кого
надо. учиться жить. и’ работать.

Такие слова я слышал не только на заво-
дах, но и в среде деятелей культуры Вен-
трии. Когда мы были в будапецщитеком теат-
ре на спектакле «Московский характер»,
артисты пригласили нас к себе за кулисы.
й с волнением спрашивали: так ли играют
они, как в Советском Союзе? Они. говори-
ли 00 огромном желании учиться у м0-
сковских мастеров искусства,

В Италии мы были свидетелями жгучей
ненависти трудящихся к американским ок-
купантам и великой любви к Halted co-
циалистической отчизне. Итальянские пра-
вители делали все, чтобы не допустить
проявления дружеских чуветв итальяневих
рабочих к Советскому Союзу.

С большим трудом мы были допущены
на автомобильный завод «Фиат», Владе-
лец завода повел нас к cebe в’ кабинет.
Однако мы попросили его показать нам
цехи. Отказать, видно, было неудобно, и
тогда он нашел выход из положения: по-
садил нас в автобус и приказал провести
по пехам. Рабочие не знали, кто находит“
ся в автобусе, и не обращали на’ него вни-
мания. Но вот мимо машины проходит ра-
ботница и замечает у меня на груди зна-
чок лауреата Сталинской премии е ба-
рельефом товарища Сталина,

— Русские! — крикнула она Ha весь
цех. И после этого автобус не мог уже
двигаться — дорогу ему преградили paso-
чие. Они горячо обнимали нас,  востор-
женно выражали свою радость по поводу
великих побед нашей могучей Родины,
И когда мы после длительной экскурсии
по цехам вновь садились в машину, рабо-
чие запели «Интернационал»,

Имя товарища Сталина. так  возвысив-
шего советского человека, давшего ему ве-
ликую Конституцию, выведшего его’ на
путь коммунизма, окружено безграничным
уважением и любовью всего человечества,

Безгранично счастье жить и трудиться в
	стране величаицгих ‚гениев человечества —
	Ленина и Оталина, нод солнцем Сталинской
	ROHCTATYIUBE,
	С первых же минут вступления на вен-
	терскую землю мы почувствовали, что На-
	ходимея среди друзей, которые видят в нас
представителей советского народа, принес-
шего венграм счастье свободной жизни,
Это чувство не покилало нае все время
	° Это чувство не покидало нас BCE
пребывания в Венгрии:
	Мы познакомились с людьми новой Вен-
грии, с рабочими. Велико. и непреодолимо
их стремление учитья У советских
стахановцев. Я убедился в этом не только
потому, что много слышал 06 отромном
спросе в Венгрии на брошюры советских
стахановиев. рассказывающих 06 опыте
	к своей работы, слышал имена венгерских
	рабочих. применивших наш отмыт у себя
на производетве. Убедилея я в этом и при
друтих, несколько необычных  обстоятель-
ствах. Я недоучел, что в Венгрии имеются
епе шептуны, которые распространяют с
	нае. советских людях, и превозносят ‹аме-
	`риканский образ жизни».
	Но расскажу вее по порядку, 3 ноября
меня пригласили на завод «Красный Че-
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
о —— № 97