Фратья навеки
	Иван АРАМИЛЕВ
	ловеконенавистнические методы господ им-
периалистов и их верных слуг, кричащих
0 пресловутой американской «демократии»
и «американском образе жизни»; В стра-
нах, где господствуют они, грубо попи-
рается не только национальная незавиеи-
MOCTh ‘и национальная культура“ народов.
Там цинично топчут даже право личной
неприкосновенноети гражданина, достоин-
ство’ и честь трудящетося человека. У нео-
расистов, у наглых выкормышей Уолл-
стрита это вошло в привычку, в разбой-
ничий обычай.
	Недавно в печати сообщалось о том, как
несколько американцев, во главе с бывшим
сотрудником американского консульства в
Мукдене Уордом, избили рабочего-китайца
Ци Ю-хена. Эти обнаглевитие господа, при-
выкшие чувствовать себя хозяевами в ко-
лониальных странах, забыли, однако, о
том, что Китай ныне — уже не прежний,
а новый Китай, и чм в нем теперь не
только высоко ставят ‘достоинство своих
граждан, но и умеют защищать его от но-
сягательств. Мукденский народный. суд
осудил Уорда. и соучастников его престун-
ления против личности китайского рабо-
чего — суд за шиворот притащил их к
	ответу!..

9ют  мукденекий инцидент напомнил
мне один эпизод, свидетелем которого я
	был в 1947 году в Бахрейне. На пути в
Индию, на Межазиатекую конференцию, мы.
члены советекой делегации, на одну ночь
вынуждены ‘были задержаться на Бахрейн-
ских островах. Английские военные вла-
	сти, фактически хозяйничавшие в Бахрей-
	He, разумеется, приняли все меры,
чтобы помешать нашему общению © меса-
ным населением. Не пустив нас в город.
они разместили членов делегации в воин-
ских казармах.
	Вечером мы ужинали в столовой лля
	английских офицеров. Обслуживающий! иер-
сонал ве состоял из арабов и персов —
худых и изможденных от’. непосильного
труда и постоянных лишений. Один извих,
официант лет за пятьдесят, подал сидевше=
му за соседним столиком офицеру. кружку
пива. Внезатно офицер накинулея на» ста-
рика-араба: кружка показалась ему недо-
статочно полной. Старик пыталея что-то
	  00`яснить. Не слушая ето; англичанин. из
	BAX сил ударил снизу кулаком в. подное.
Кружка угодила в висок араба, пиво за-
лило лицо и ветхий костюм старика...

Поздно ночью мы вышли в морю и
сквозь унылый шум прибоя вдруг разли-
чили человеческие голоса и стоны. Подой-
хя ближе, мы увидели пожилую женщину
в лохмотьях и пятерых ‘почти голых pe-
бят. Они громко плакали. Перед ними
стоял’ официант-араб’ со склоненной на
грудь головой. Из его глаз тоже текли
слезы. Оказалось, что не только тяжкое
оскорбление свалилось на него’ седня, но
и еще более страшная вещь: ‘он был вы
гнан с работы, лишен куска хлеба; И. кто
же в Бахрейне защитил бы ето права,
личное достоинство? Тосподами ео жиз-
ни, семьи, чести были англичане,  ‘пора-
ботившие его собственную страну.

С тех пор прошло два с половиной го-
ma. Я думаю’— тде теперь Этот’ злосчаст-
ный араб? Нашел ли он cefe новую’ рабо-
ту? А ебли он умер от истощения, какова
же судьба его’ детей? Ведь к английскому
ury Ha Бахрейнских островах ‘прибавился
теперь еще и американский гнет... Ho
мысль моя снова возвращается к амери-
канцу Уорду, получившему от мукденско-
го народного суда справедливое возмездие.
Мы энаем, мы убеждены, что когда-нибудь
предстанут перед независимым народным
судом и бахрейнские собратья этого аме-
риканца!

Этот день наступит неизбежно, ибо есть
на свете наша страна — великий Совет-
ский (Союз, ведущий, вдохновляющий yr-
нетенные народы мира на борьбу за свое
	освобождение, за свои права и независи-
мость. Наша великая Родина являет собой
невиданный в истории пример дружбы,
братства и взаимопомощи народов, пример
расцвета и могущества новых социалисти-
ческих наций. Как немеркнущий маяк, она
освещает всему человечеству путь к CBO-
боле и счастью — к коммунизму.
	Вот дореволюционная ‘Сибирь... Сколько
‘«евинцовых мерзостей» прошлого ‘нарисова-
но в эпопее «Строговы»! Сколько смертей,
исковерканных жизней, тягостных чело-
веческих судеб! Трагически гибнет проето-
душный мужик-пчеловод Захар Строгов:
ограблен и убит — из-за сотни рублей —
Степаном и Василисой Зимовекими. Дени-
ска Юткин убегает из родного кулацкого
гнезда, живет в таежной землянке, обра-
стает «диким волосом», теряет человече-
ский облик. Двух жен доводит до само-
убийства кулак-самолур Демьян  Штыч-
ков. Графекий сынок, как Фома Гордеев,
бунтуя против породившей ето. экеплоата-
торекой среды, становилея безродным Янш-
кой Нройли Свет, опускается на дно, си-
дит с бродягами в сибирской тюрьме,

Рисуя омерзительные «несовершенетва
бытия» в условиях капитализма, Г. Мар-
ков подчеркивает неизбежность” крушения,
революционной ломки той жизни, где сча-
стье доступно лишь наглым стервятникам,
колупаевым и разуваевым, потерявитим в
погоне за рублем стыд и. совесть.
	Мыслящий человек, наблюдая такую
жизнь, должен призадуматься. Одолевает
раздумье Анну Строгову: «Давно уже чув-
ствовала она в душе смятение, нарастаю-
щую тревогу. Видя, как день за днем про-
исходит крушение ее надежд, как вое ве
мечты становятея несебъыточней и неебы-
точней, она напряжению стала спрантивать
себя: как ей жить дальше, во что. верить,
KR чему стремиться? ить ради того, что-
бы только жить, она не могла».

Эти же вопросы встают пбвред Матвеем
Стромвым, Антоном Топилкиным и дру-
гими крестьянами-бедняками. Сама cypo-
вая действительность дает им ответ: жить
ради того, чтобы переделывать жизнь бо-
	отца, и мать. дуивем одной семьей, в одном
доме! Можно сказать, побратались на-
веки!.,

Невольно подумалось, что ведь Y Hac
этот факт — один из многих, подобных
ему. Чувства, владевшие этими двумя
Людьми — русским и  азербайджанцем,
давно вошли в наш быт, Они не случайны
и имеют под собой несокрушимую основу.
Это дружба и братетво осмысленные, за-
крепленные общими стремлениями и 06-
щей борьбой. Это братотво, о котором
полгие века мечтали лучшие, передовые
люди человечества и которое дала нашим
народам великая партия Ленина —
Сталина. ‘Оно немеркнущим светом живет
в сердцах  двухоот миллионов советских
людей,  об’единяя их единым чувством
любви к нашей социалистической Родине.
Это неразрывное и вечное братство нано
свое полное выражение в Сталинекой Кон-
ституции — светлой, бессмертной хартии
свободных и равноправных советских наро-
дов.

4 декабря 1935 г. в речи на совеща-
нии передовых колхозников и колхозниц
Таджикистана и Туркменистана с. руково-
дителями партии и правительства товарищ
Сталин сказал:
	‹... дружоа между народами CCCP —
большое и серьезное завоевание. Ибо пока
эта’ дружба существует, народы нашей
страны будут свободны и непобедимы.
Никто не страшен нам, ни внутренние,
ни внешние враги, пока эта дружба живет
и здравствует».
	Дружба наших народов — одна из основ
их мощи, их национального развития, ро-
ста их экономики и культуры. Без этой
кружбы и бралства свободных народов
немыслимы ни создание их государетвен-
ности, ни их подлинная национальная не-

зависимость, ни культурно-экономический
под’ем.
	‹,.,уничтожение H ационального. гнета, -—
	указывает товарищ Сталин, — привело к
иациональному возрождению ранее угне-
ленных наций нашей страны, к росту их
национальной культуры, к укреплению
дружеских  интернациональных — связей
между народами нашей страны и налаже-
нию сотрудничества между ними в деле
социалистического строительства».
Прекрасный расцвет братской Украины,
Белоруссии, Грузии, Армении, Казахстана—
всех наших республик служит ярким поле
	тверждением великой правды. выеказанной
	товарищем Сталиным. А успехи моего род-
чото Азербайджана! В прошлом отсталый
экономически и культурно — Азербайджан
теперь страна передовой индустрии и куль-
туры. Вот только две цифры:

В республике более трех тысяч началь-
ных и средних школ, в них’ работают
26 тысяч учителей. Двадцать шесть ты-
сяч! А всего тридцать лет назад учителей
в Азербайджане насчитывалось не более
цвухсот. Учителей е высшим образованием
тогда были единицы, сейчае их более де-
сяти тысяч. Свыше половины педагогиче-
ских кадров — женщины, И, может быть,
самый  разительный и радостный факт
именно’ то, что. лишенная ло революция
	всех политических и общественных прав,
	азербайджанка стала теперь государотвен-
ным деятелем, педагогом, агрономом, лет-
чицей, траклористкой. Наравне с мужчи-
ной неизмеримо высоко поднято ее чело-
веческое достоинетво!

И когда я — свободный советский чело-
век,  азербайджанец — думаю 06 этом,
MBICHA мои невольно обращаются к южно-
му Азербайджану. Там, за Араксом, тоже
живет часть моего народа, Но там еще по-
прежнему господствуют озверелая реакция,
национальный гнет, нищета и голод, 0ез-
работица и поголовная неграмотность; там
женщина, ‘подобно рабыне, лишена эле-
ментарных человеческих прав.

He нет в этом ничего удивительного,
Beway, rie еще господствует империализм,
он несет народным массам порабощение и
муки, бесправие и нужду. Воя гнусная,
‘разбойничья политика англо-американских
	‘империалистов в Турции, Греции, Иране,
	Индии и в других колониальных и полу-
колюниальных странах направлена на ог-
	рабление и уничтожение народов. Разжи-
гание национальной вражды, натравлива-
ние одного народа на другой —— таковы че-
	Мирза ИБРАГИМОВ
рза ИБРАГИМОВ
	Пряно пахла земля, согретая весенним
еплом, По неоглядному простору хлонко-
вого поля шумно двигался трактор с плу-
TOM, отворачивая тяжелые пласты. За
рулем сидела девушка в синем комбинезо-
не, с букетиком фиалок на груди. У края
своего участка она повернула трактор и,
сойдя с сиденья, соскоблила KYCKOM Ke-
леза мягкую землю, приставшую к лемеху
плуга. Потом она снова села за руль, но,
не запуская. мотора, стала вглядываться
в даль, прищурив черные, блестящие
таза. Вдали виднелись две темные при-
ближавшиеся фигуры, у

— Идут! Братья ИДУТ! -—— сказала она
в улыбкой и обернулась к соседнему уча-
стку, — Сейчас исправят, Али ..

Там, неподалеку, стоял ¢ заглохшим
мотором вуорой траклор. Возле него хло-
потал молоденький тракиюрист, пытаясь
найти причину остановки.

— А 9% за братья? — спровили мы.

— Колхозный бригадир и змтьосовекий
механик! — ответила девушка и опять
улыбнулась, как бы’ зная что-то особое. —
Они. и. есть братья.

Ona снова повела машину: и была: уже
	у другого: конца участка, когда «братья»
	OS

приблизились настолько, что можно’ было
разглядеть их лица, Внешний облик этих
людей представлял собой полный контраст,
Один был среднего роста, смуглый, с круп-
HEM торбатым носом, черными глазами и
такими же густыми ‘бровями — типичный
южанин. Второй выглядел, истым северя-
НИНОМ — ВЫСОКОГО. роста,  голубоглазый и
светловолосый.

— Бригадир Мамедов Гасан! — пред-
ставился нам, емуглый и протянул руку.
Второй, не дойдя, задержался У стоящего
тражихора.

— Ни за чт не хочет работать, това-
рищ механик! — вытянулся перед ним
тракторист и потупилея. И горечь, и
крайнее смущение слышались в голосе
юноши. Механик, видимо, понял. все это
A даже тоном своим не затронул достоин-
ства начинающего’ траклориств.

— Аты не расстраивайся, Али. Уменье-
T He сразу приходит! — весело сказал
он и склонился к мотору. — Мы ето за-
ставим работать!..

— 9 — бог машин! —е - гордостью
сказал нам Гасан, окинув механика лас-
ковым взглядом. — Сейчае исправит,

Я вспомнил улыбку трактористки, на-
зывавшей их братьями, и спржил у
Гасана о механике.

— Мой брат! — серьезно и твердо от-
ветил бригадир.

В этот момент трактор Али затарахтел.
Механик отступил на шаг и отечески
хлопнул тракториста по плечу:

— А ну-ка, садись! Сейчас посмотрю,
пойдет или не пойдет?

— Как это не пойдет, разты сам здесь,
Андрей Иванович! — восторженно крикнул
Али и вскочил 38. руль.

Трактор двинулся.

— Настоящий мой брат! — повторил
Гасан, поймав наши вопросительные взгля-
ды. — Роднее, чем кровный!.,

Й-онораосказая историю их. родства.

Гасан Мамедов и Андрей Иванович Пав-

лов познакомились в 1942 году на
Сталинградеком фронте. Павлов — уроже-
нец Сталинграда — в свое время’ работал
на тракторном заводе; там же жили его
отец, мать, сестры. Во время боев за го-
род вся семья Павлова ‘погибла. После
победы под Сталинградом Гасан и Андрей
уже до конца войны были вместе.
‚ — Когда нас демобилизовали, я сказал
Андрею: «Слушай, братец, у меня в Азер-
байджане дом, семья, А ты — один... Ha-
ша дружба в огне войны закалилась _
такую дружбу ничем не разорвешь. Поедем
ко мне. Будем работать вместе, в нашем
колхозе!». Вот он и приехал...

Вытирая паклей руки, к нам подошел
Андрей. Он откинул с широкого лба евет-
лошелковистые свои волосы и поздоровал-
ся. Я не удержался от вопроса:

— Ну как вам нравится у нас?

Андрей оглянулея на Гасана,  догады-
	ваясь, что тот успел уже рассказать их
историю. .
— Очень ‘нравится, — отозвалея он
	просто, -—А как же может не нравиться!
ОлнА родная страна. Тут я снова нашел и
	Музей, созданный
	литературным кружком
	ОРЕХОВО-ЗУЕВО. (Соб. инф.). ^Лите-
ратурные кружки, созданные на различных.
предприятиях, начинают играть заметную
роль в культурной жизни‘ города и. дерев-
ни, Одно из таких об’единений начинаю-
щих писателей — при Дворце культуры
хлопчатобумажного комбината — создало
за последние месяцы постоянную пушкин»
скую выставку и историко-литературный
музей. ^

Музей, открытый. недавно, занимает пока
скромную площадь, ‘но уже сегодня: посе-
титель может познакомиться здесь с исто-
рией литературной жизни Opexono-  Зуева за
последние десятилетия.

А история эта весьма интересна:: - My-
зейные материалы показывают, что еше в
конце прошлого и в начале XX столетия в
Орехово-Зуеве была довольно  многочи-
сленная группа рабочих-поэтов и прозаи-
ков. Один из них, Н. Голицын, в стихо-
творении «Дума рабочего поэта» (1892 год)
с горечью писал:
	AL Tak © утра до поздней ночи.
всю жизнь, как раб, ‘Я дни влачу,
‹ толпой измученных рабочих
тружусь на пользу... богачу!
	Но как бы в ответ ему другой поэт,
С. Хазов, в 1905 году утверждал:
Het, не траурные ткани—
мы себе знамена кем;
с ними в день последней брани
счастье с бою мы возьмем.
	После Великой Октябрьской социалисти-
ческой революции литературное движение
в Орехово:Зуеве ‘приняло широкий размах.
Из городского литературного об’единения
«Основа» вышло‘ немало. писателей, жур-
налистов, деятелей культуры и’ искусства.

‘Растут новые ‘прозаики и’ поэты. Только
в четырех литературных кружках’ насчиты-
вается до семидесяти участйиков. Произ-
ведения многих  ореховозуевцев о изланы
	отдельными книжками, печатаются в жур-
налах и. альманахах, Вышли две книжки
A. „ЕБремушкина. — Старейшие рабкоры
А. Попов (ныне начальник отдела труда
одной. из хлопчатобумажных фабрик) и
Л. Муханов (заместитель директора Госу-
дарственного. океанографического  институ-
та) подготовили книгу для издательства
«Московский рабочий».

Сами организаторы музея — литкруж-
ковцы ‘издают рукописный = альманах,
собирают фольклор текстильщиков.
	a nan a
				Страна свободных людей

Вероятно, советским людям трудно. пред-
ставить 6ебе всю меру глубокого волнения,
какое охватывает каждого ‘честного фран-
WY3a, независимо от того, является ли он
  членом коммунистической партии или. нет,
в ту незабываемую минуту, когда он впер-
вые’ ступает на землю вашей прекрасной
родины. Это не ‘передаваемое словами чув-
ство радостного волнения всецело овладе-
‘HO мной. когда мы, члены делегации o6-
щества «Франция-—ССОР», вышли из can
молета на львовеком аэродроме. Глазами
  влюбленного смотрел я па вашу землю, на
лица советских людей, на предупредитель-
ных и проворных работников аэропорта и
таможни. Я думал: это — народ. Великого
Октября, это — народ Сталинграда.

Прежде всего нас поразили простота в
обращении, мягкость и радушие советских
людей. Эти качества, советского характера
‘проявляются на каждом шагу. И в чм,
как люди разговаривают между собой, и в
отношении родителей к детям, и даже в
живой  непринужденности подвижных ий
смышленых московских ребятинтек,

Когда утром 7 ноября мы отправились
на Красную площадь, чтобы присутетво-
вать на военном параде, два таких бойких
мальчугана увязалиеь вместе с нами. И
милиционеры. наблюдавшие 38 порядком,
сделали вид, что не замечатот этих .ма-
леньких «правонарушителей». Добродушие
милиции?! Да, конечно. И это удивило и
тронуло нае до глубины души, ибо у себя,
во Франции, мы привыкли к свирепому
виду полицейских агентов Жюля Мока,
жаждущих при каждом удобном и неудоб-
ном случае пустить в ход резиновые ду-
бинки...

С трибуны для гостей наблюдали мы
военный парад. на Красной площади. Вид
проходящих частей славной Советской Афр-
мии произвел на нас потрясающее виечат-
ление. Когда перед нами проносились ве-
ликолепные советские танки, прославлен-
ные советские «Катюши», я думал ‘9. ге-
роических боях, о жертвах, понесенных со-
ветеким народом, о горе советских мате-
рей. И я еще сильнее почувствовал, как
велик неоплатный долг признательности
всех передовых людей мира по отношению
к Советскому Союзу. 5

Ни я, ни мои товарищи по делегации
не смогли устоять перед соблазном поки-
нуть наши места, когда началась народная
демонстрация. Мы спустились с гостевых
трибун и смешались с рядами восторжен-
ных трудящихея Москвы. ‹ Мы’ завязали
знакомство со многими из них, мы танцо-
вали вместе с ними прямо на улицах, всей
душой разделяя радость и ликование `мо-
сквичей, Для каждото человека, борюще-
тося за свободу, Советский (Союз является
второй родиной, и поэтому национальный
праздник советокого народа был также и
нашим праздником. Видя захватывающую
картину бурном ‘и кипучего торжества,
мы еще отчетливее поняли, что так весе-
литься может только действительно сво-
бодный и действительно счастливый народ:

Повсюду — в Москве, в Киеве, в’ Гру-
зии —мы убеждались на каждом шагу,
что главной заботой советского прави-
тельства является создание условий для
максимального развития наиболее ценных
качеств каждого советского ‚ человека и
‘проявления его творческой инициативы;
Мы посетили Дворец пионеров в’ Тбилиси,
мы побывали во многих детеких садах и
клубах. Й мы смогли убедиться в том, что
‘любому ребенку в Советском Союзе предо-
ставлена возможность гармоническото раз-
вития, обеспечивающего расцвет его спо-
`собностей. В этом мы увидели практическое
воплощение слов товарища И. В, Сталина
0 TOM, ITO ‹.. из всех ценных капи-.
талов, имеющихея в мире, самым цен-
ным и самым. решающим капиталом явля-
ются люди, кадры». Ни один честный дея-
тель культуры не. может оставатьея  6ез-
различным перед значительноетью ‘этих
фактов. В то время как у’ нас, во Франции,
	 ` Ду. лагерем отца и лагерем
  прицьюсь многое преодолеть в себе, чтобы

Большевистская пропаганда Матвея име-
ла успех именно потому, что она выража-
ла затаенные мечты и помыелы народа.

Основные герои романа показаны в дви-
жении. Мы видим формирование. характе-
ров, верим тому, что люди, подобные Мат-
вею, вырастают до командующих парти-
занскими армиями. А кома Антон Топил-
кин становитея комиссаром, мы воспри-
нимаем это, как знаменательный факт.

Извилист путь Анны Строговой. Она ро-
дилась в кулацкой семье, вышла замуж за
бедняка. Естественны ee «шатания» меж-
мужа. ЕЙ

понять и принять правду Матвея.

Г. Марков отлично знает сибирскую де-
ревию. Действие романа развертывается
легко и свободно. Оложное построение сю-

‚ жета и обилие героев создалот для худож-

ника композиционные трудности. Эти труд-
ности автор преодолел. В «Строговых»
есть художественная цельность, напряжен-
ность повествования, занимательность в
хорошем емыеле елова.

Язык романа прозрачен и чист, удачны
диалоги, Автор уберегся or соблазна ще-
польнуть «набором» специфически облабт-
ных  словечек, и хоротю сделал! Лишь

`кое-где режут слух налуралистичеекие ру-
‘рательства и часто употребляемое Фишкой

«нычить» вместо значит. Тут автору из-
меняют художественный вкус и такт.
Ниже общего уровня романа главы, свя-
занные с ‘описанием гражданской войны.
Г. Марков рисует партизанекое движение,
организованное большевиками, руководи-
мое партией. Но беда в том, что картины
эти написаны бледно, невыразительно,
Батальные сцены даны суховато и прото-
кольно, образы партизан схематичны. He
всегда хватает у Г. Маркова красок и для
изображения сибирской природы, Пейзаж-
ных зарисовок в «Отроговых», немало, но
они лишены непосределвенноети,  овеже-
ети. Пейзаж «обрамляет» бытовые карти-
ны, но активно не участвует в романе.
Однако «Отроговы», при всех отмечен-
ных выше недостатках, —незаурялное 170-

изведение 9 великой земле Сибирской,
ставшей цветущей советской землей.
	-  кредиты урезываютея на ‘все; что не слу-
‚  жит целям подготовки войны, у вас, в Co-
-ветеком Солозе, нет ничего, что. считалось
1 бы’ слишком дорогим. и требующим непо-
‚  мерных затрат, если речь идет о воелита-
- нии будущих: граждан страны социализма.
   Я видел ваших ‘юнышей и девушек,
`  оверстников героев” «Молодой гвардии»
-   Александра. Фадеева. Чистая и воодущев-
- ленная, героическая и сознательная, эта
молодежь, воспитанная советеким народом,
А   представляется мне самым прекрасным из
A ero достижений, самой великой’ из его
-   творческих побед.

A Да, в вашей прекрасной стране ничто
D He ститается слишком дорогим, вели дело
идет о благе советских граждан. Вы оево-
бодили женщину, создав широкую сеть
детских садов. У нас, во Франции, жен-
щина, у которой есть дети, становится ра-
быней семьи“ Она должна’ бросить работу,
даже если эта’ работа ей нравится. У вас
женщина свободна, она может всецело от-
даться творческому труду. _

„Дорога к науке и культуре открыта в
вашей стране перед рабочим, служащим,
колхозником, перед каждым советским че-
ловеком. Я вилел ваши библиотеки на за-
водах. ваши клубы, ваши театры. Какая
другая страна сделала что-либо подобное
для счастья людей?! А кто трудится во имя
человеческого счастья, прежде всего хочет
мира,

Нас особенно поразило то, что в Совет-
ском Союзе уже восстановлено огромное
большинетво зданий, разрушенных во вре-
мя войны. У нас в стране восстановлено
-  не более одной четверти, хотя размеры раз-
‚  рушений во Франции не могут итти ни в
какое сравнение с колоссальными разру-
шениями, причиненными войной в СССР.
_ Везде — в Москве, на побережье Чер-
‚ ного моря, в Донбассе, в Харькове — мы
`  наблюдали строительство великолепных
новых зданий и новых корпусов заводов и
фабрик. Во Франции не ведется строитель-
ство. Вапиталисты в нем не заинтересова-
`  ны, & государство тратит все деньги. на, ве-
дение преступной войны во Въетнаме,

Советский народ строит сегодня комму-
НИЗМ C TO же энергией, отватой и муже-
CTBOM, C которыми он несколько лет назвал
сражался против фаптизма. Мне запали
глубоко в сердце слова советской женщи-
ны, директора крупного текстильного пред-
приятия — комбината  «Трехгорная MaHy-
фактура» имени Дзержинекого, A. A. Ce-
вервяновой: «Много крови было пролито
советским народом в послелней войне. Нат
Ни одного рабочего, который не желал бы
мира. Мы хотим только одного — как мож-
но скорее построить в нашей стране комму-
нистическое общество. То, что вы виде-
Ли, — 90 еще не все, к чему мы стре-
мимся. И если бы не война. мы бы уже
продвинулись гораздо дальше на пути к
нашей конечной цели». 7

Одного дерзания и мужества недостаточ-
но для осуществления великой задачи, вы-
полняемой советским народом, Требуется
еще четкая и продуманная организация
труда. И мы должны сказать, что совет-
ский нарол выработал такую организажию
труда, которая является безукоризненной.
Она бросается в глаза во всем: и на про-
изводотве, и в работе советской админи-
страции, и в системе здравоохранения —
повсюду чувствуется хозяйственная рука
советского народа. Это великий пример, ко-
‘Торому должны будем последовать мы и вев
другие народы, ведущие борьбу 3a право
строить социализм в своих странах.

Две другие черты советекого харажиера
также чрезвычайно поразили меня. Это,
во-первых, то обстоятельство, что совет
ский человек не любит говорить «я». Ни
один” из многих руководителей предприя-
тий, с которыми нам довелось беседовать,
но представлял достижения вверенного ему
завода или фабрики, как свой личный
успех. В капиталистическом обществе ДИ-
ректор предприятия всегда подчеркнуто го-
ворит «я». Он считает, что все, производи-
мое заводом или фабрикой, создается‘ ис-
ключительно благодаря ему. В Советском
Союзе руководители крупнейших промыш-
ленных предприятий неразрывно связаны
с рабочими. Многие из них вышли из ра-
бочей среды и поэтому особенно дорожат
уважением и любовью своих бывших това-
рищей по станку,

Второй отличительной чертой советского
характера является, на мой взгляд, прису-
mee трудящимся CCCP сознание величия
творимого ими дела. Советским людям глу-
боко чуждо обывательское, мещанское от-
ношение к своей работе. Творческий труд
советского народа, возглавляемого великим
Сталиным, ‘отмечен необычайной ниротой
размаха и страстным” созидательным дерза-
нием.

Я не могу выразить, тем более в узких
пределах статьи, все мое восхищение и мою
глубокую признательноеть советекому на-
роду и его руководителям. Я хочу добавить
‘Только одно: здесь, во Франции, я и мои
товарищи по делегации не перестаем pac-
оказывать правду о вашей родине. Пригля-
CHB нас побывать: в своей стране, вы вло-
жили в наши руки новое оружие, которым
мы пользуемся в борьбе за мир.

В нашей стране, являющейся одним из
последних оплотов имнериализма в Евроне,
‘нам предстоят еще суровые бой. Й мы
идем навстречу им с мыслью о советском
пароде, с мыслью о великом примере, ко-
торый дают нам советские рабочие, совет-
ские крестьяне, советские деятели культу-
ры. ‘>

Борьбе за свободу и социализм носвя-
тим мы всю свою жизнь. Никто в наши
дни но может называть. себя прогрессиз-
ным человеком, если он не становится без-
оговорочно рядом с Советским Союзом и вго
великим вождем.

Я покинул вашу прекрасную родину, но
навсегда сохраню в своем сердие любовь
к великой советской стране!

ПАРИЖ.

C—O О Е

‚м

-_

м

NE

ТИ ТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
№ 97. —— 3
	’Диспуты в МГУ
	‘Свыше четырех тысяч студентов ‘’Мое-
ковского государственного. университета
(МГУ) приняло участие в обсуждении по-
слевоенных произведений советской лите-
ратуры, которое шло в течение нескольких
недель в университетском городке на
’Стромынке, в каждой из 600 комнат сту-
‚денческого общежития. Было обсуждено
свыше 80 произведений советских писате-
лей.

Диспуты имели целью показать роль’ со:
ветской литературы в коммунистическом
воспитании молодежи, HO одновременно
студенты обсуждали и творческие проб-
`\емы социалистического реализма, В тече-
ние всего этого времени в клубе городка
почти ежедневно выступали мастера худо-
жественного слова с чтением произведений
советских писателей.

Все эти большие и интересные литера-
турные обсуждения завершились конферен-
цией, происходившей 96—97 ноября. К ее
‘открытию были выпущены бюллетени, рас-
сказывающие о том, как проходило об-
суждение на различных факультетах, и ор-
ганизована выставка ‘советской литературы,
ee изданий в странах народной’ демократни.

С докладами выступили: студентка ‘фи-
лологического ‘факультета В. Бурштина,
студент физического факультета Ю. Ката-
ев и ‘студент исторического факультета
B. Корецкий. Представители молодежи
стран народной демократии, приехавшие
учиться в Московский ‘университет, рас-
сказали о том, как широко распространены
и какой большой любовью пользуются кни-
ги советских писателей в их странах.

В течение двух дней шли оживленные
прения, в которых выступили также писа-
тели И. Эренбург, А. Суров, Е. `Долматов-
ский, критик С. Трегуб и артист Б. Чир-
KOR.
	0бразы Матвея Слрогова и Антона To-
пилкина — удача писателя. В них рас-
крыто своеобразие хараклера большевика,
вышедшего из деревенской среды, пости-
тающего социальную правду в общении с
‘городским пролетариатом.

Роль крестьянского «наставника» игра-
ет в романе Тарас Беляев — уральский
рабочий-большевик, обаятельный и ум-
ный человек, Образ Беляева связывает си-
бирскую деревню с городом, освещает кре-
стьянству путь в будущее, к революция,
к коммунизму.

Менее удачны образы тородеких боль-
щевиков-интеллитентов-— студента Федора
Соколовского и Ольги Львовны. Эти обра-
зы отдают книжностью, им нехватает жи-
вых человеческих черт.
	Один из самых привлекательных обра-
зов романа — дед Фишка, старый охотник-
следопыт, влюбленный в тайгу всепогло-
щающей любовью. Мудрый оптимист, дере-
венский правдоискатель, он идет к рево-
люции своей тропой. Фишке` труднее, чем
Топилкину или Малвею, постичь — идеи
большевизма. Он принимает правду боль-
шевизма лишь на склоне ‘лет, в граждан-
скую войну, становясь партизанским раз
ведчиком, проводником, агиталором.

Интересен образ старшего брата Матвея,
Власа Строгова. Он откочевал в город, сде-
лалея лавочником, из кожи лезет, чтобы
выйти в люди, разбогатеть, стать кулаком.
Власу упорно не везет, Ето «аферы» ло-
паютея одна за друтой. Автор е явной из-
девкой описывает злоключения этого че-
ловека, ‘стремящегося стать GorareeM-na-
разитом, подчеркивает ето душевную мел-
котравчатость.

Антон Топилкин и Marae Crore
	не одиноки в сибирской деревне, сжатой ку-
	Эпопея сибирской деревни
	В истории сибирского крестьянства есть.
	свои особенности. 00 этом хорошо сказал
А. И. Герцен: «Самое. русское народонасе-
ление в Сибири имеет в характере своем
начала, намекающие на иное развитие...
Дети посельщиков, сибиряки, вовсе не зна-
ют помещичьей. власти... Даль церквей ос-
тавила его ум свободнее, чем в России, он
холоден к религии...»

Сибирь была освоена повимущественно
выходцами из центральных губерний стра-
ны, и эти люди были не худшими сына-
ми русского народа. 0 переселенцах А. Че-
хов писал: «Я гляжу на них и думаю:
_ порвать навсегла < жизнью, которая кКа-
ется’ ненормальною, пожертвовать для

avoro родным краем и родным гнездом мо-
жет Tobko необыкновенный человек, го-
рой...

Vouxes Енисей, Чехов пророчески вос-
вликнул: «Какая полная, умная и смелая
жизнь осветит со временем эти берега!».
История Сибири воссоздается трудами с0-
ветоких писателей: «Тайга» и «Угрюм-ре-
ва» В. Шишкова, «Брат океана» А. Ko-
жевникова, «Лаурия» К. (едых, «Amyp-
батюшка» Н. Задорнова, «В стране Теми-
pa» А. Смердова, «Великое  кочевье»
А. Коптелова и др.

Роман Георгия Маркова «Отроговы» —
монументальное полотно о сибиревой де-
ревне. Действие начинается на исходе
прошлого столетия, завершается разгромом
колчаковцев, становлением советского 06-
раза жизни.

Писатель прослеживает историю таеж-
ной деревни Волчьи Норы ‘на протяжении
‘четверти века. `В деревенокую ‘хронику
вторым планом входят картины ‘быта ви-
бирокото города.

Развитие капитализма в Сибири. клас-
	Г. Марков. «Строговы», «Советский писа-
тель», 1948 г, 602 стр. И
	совое расслоение крестьянства, русско-
японская война, революция 1905 пода,
Ленские. события, первая мировая война,
‘Февраль и Октябрь 1917 года, граждан-
ская война и партизанское движение —
таковы сюжетные вехи романа.

`В центре повествования — история бед-
няцкой семьи Строговых,. Семья эта —
дружный трудовой коллектив, бьющийся в
тисках нужды.

Перед читателем проходят три поколе-
ния семьи Строговых: старик Захар и его
жена Агафья. сын Захара — Матвей a ero
	жена Анна. их лети -— Артем. Максим и
	Марина.

Процесс расслоения сибирской деревни
привел к обострению классовой борьбы.
Жестокая, непримиримая борьба разгорает-
ся между лагерем бедноты, группируюнтей-
ся вокруг Матвея (Антон Топилкин, Кали-
страт Зотов, Мартын Горбачев и другие) и
деревенскими тузами — юткиными, штыч-
ковыми, зимовекими.

Изображение этой борьбы составляет
сюжетную основу романа. Марков показы-
вает историческую закономерность победы
сторонников Матвея Строгова — деревен-
ской бедноты — над обреченным на ги-
бель кулачеством. Все побочные сюжетные
линии романа служат ‘подтверждением этой
тлавной авторекой мысли,

Роман многолюден. Шо страницам o6’e-
мистой кииги — в качестве сквозных или
эпизодических персонажей — проходят кре-
сльяне, деревенские кулаки, царские чинов-
ники, солдаты, казаки, жандармы, город-
ские рабочие, купцы, инженеры, шахтеры
Забайкалья, охотники, партизаны, совет-
ские работники... Около сотни героев!

Многообразный малериал романа подчи-
нен единому замыелу — показать истори-
ческую закономерность Великого Октября,
	истоки, корни большевизма в стороне OUn-
	OMPCKOH,
	лацкими клещами зиуовских, юткиных,
ен   Писатель изображает де-
. и овенских ольшевиков, как . авангард
ротрьея сообща, организованно. Эта о РИ Это подтверждается м
венная мысль приводит Антона Топилкина восстания  волченорцев против кулаков,
и Матвея СОтрогова в ряды большевистекой   жульничеекии путем  «арендовавших».
партий делает их  революционерами-лод-   кедровник и. пытавшихея He допустить

ротьея за CBOE HU вееобтщее счастье.
Борьба в одиночку беснельна. Надо бо-

орехов. Матвей в03-
	польшиками. Именно. в этом
	идейное зерно «Стротовых».
	заключается   крестьян для сбора орехо
главаяет «ореховый бунт».