Михаил СВЕТЛОВ
	ДОВЕРИЕ НАРОДА
	Георгий БЕРЕЗКО
	великая советская демократическая систе-
ма, воздух, которым мы дышим, дают
избраннику народа неотраниченные в03-
можности, чтобы полностью развернуть
свои смособности. Рождается творческий
огонек, тот огонёк, без которого нет дви-
жения виеред.

Что значит доверие?

..На войне, на сталинградеких рубежах,
я познакомилея c Василием Зайцевым,
знаменитым снайпером,  Тероем Советского
Союза. Скромный человек, бывитий счето-
вод, он был. изумительным мастером
стрельбы. Он -был. виртуозом-одиночкой, он
стал учителем, руководителем солдат.
Команлование доверило Зайцеву школу
снайперов, поручило воспитывать метких
стрелков,

Я помню его в те дни: человек преобра-
зился! Ето воодушевила дополнительная
ответственность: не за себя — за других.
Лополнительные свои обязанности он вы-
	 полнял C величайшим тшанием, с вели-
	чайшей охотой. Надо было видеть зайце-
Ba, копа он шел на огневой рубеж во
тлаве своих питомцев! Нало было видеть,
как руководитель гордился боевыми успе-
хами десятков «зайчиков» (так ласково
прозвали сталинтрадцы молодых снайпе-
ров — ‘воститанникюв repost).

Что значит доверие?

Пусть расскажет 0б этом моя прослав-
ленная землячка Паша Ангелина. Четыр-
надцать лет назад на трибуну совещания
передовиков сельского хозяйства вышла
молодая донецкая трактористка. Волнуясь,
товорила она о своих делах.

И услышала отеческие слова вождя:

— Кадры, товари Антелина! Кадры!

Слова эти послужили ей {ла не только
ей одной!) напоминанием о том, что руко-
вохить людьми — значит воспитывать их.
Прасковье Никитичне Ангелиной довери-
ли обучать тракторному делу колхозных
девушек. И она © охотой взяла на себя
дополнительную обязанность. Промчались
тоды —— Ангелина наглядно видит резуль-
таты своего труда. Мнопие и многие уче-
ницы Праековьи Никитичны нынче в cTe-
пях Украины управляют трактором.

А она сама? Готовя отряды трактори-
сток, она росла из года в гол. Ангелина
облечена доверием народа — избрана депу-
татом Верховного Совета СССР, членом
IK КПб)У. Верой и правдой она служит
народу и как подлинный народный ру-
ководитель всегда поддерживает новое, пе-
‘редовое. Работая на землях Старо-Бешева,
Паша следит з» тем, каю трудится Феодо-
‘сия Перова с Воропиловградщины-—трак-
тористка, с которой ‘она соревнуется. Па-
ша Ачтелина связана с трактористами До-
на и Кубани, Ставрополья и Алтая. Она
поднимает их на большие дела, ведет вие-
per. :
	По следам выступлений
	ПВААВНЕОАНАЗААИ ВНАЕМ
			не могу не петь...
	И Сталин несет их
рукою отца
К сказочным дням,
к побережью коммуны,
	Светом советской жизни, светом пре
краюных дней сталинской эпохи озарена
новая поэма Букова «Моя республика». В
поэме очень тепло и убедительно показана
новая Молдавия последнего пятилетия,
Давно  утвердившееся y нае колхознов
строительство имеет в Молдавии свою 09-
лее короткую историю. Й тюэт с большой
теплотой рассказывает о людях и событиях
в новой молдавской деревне.
Колхозное изобилие пришло к недавно
бедствовавшим в нужде батракам-виногра-
дарям. Оно пришло со вступлением их Ha
путь коллективного труда в артельном хо-
зяйстве. Поэт волнующе нарисовал радост-
ное застолье колхозной семьи после сбора
обильного урожая.
Mow Ион виню по кружкам
Разливает из кувшина:
— Дети, дети дорогие!
Дорогой мой друг, Фросына!
Сердцем чую: между нами
За столом сидит незримо
Человек души огромной,
Самый близкий и любимый.

На почетном самом месте
Он сидит — велик и прост.
Я за Сталина родного
Полымаю первый тост!
	Сочно и хорошо написана также главз
о руеском большевике Дмитрии Добрынине,
работающем в Молдавии, Он олицетворяет
бралекую помощь великого русского народа
трудянтимея молодой республики.
Весь опыт Советокого края
Великий строитель — народ,
С Добрыниным нам посылает,
По-дружески нам отдает...

Взойдет, бережливо взлелеянное,
Зерно бытия твоего,

Рукой коммуниста посеянное,
Согретое сердщем его!
	Очень близок становится читателю. по-
эмы юноша-молдаванин  Санду Шлоэмадз,
учивитийся в городе, в ремесленном учили-
ще, и проводящий в родном селе электри-
	‚ Непрестанное стремление  возвеличить
любимую Родину и оправдать высокое до-
	верие Hapola -—= норма поведения совет

ских патриотов.

Я хорошо знаком с донбасским горняком
Иваном Евдокимовичем Вилкиным.  Под-
ростком он пришел в Красный Луч и pa-
ботает здесь уже полвека. До Великого
Октября он был забитым, малограмотным
шахтером. Власть Советов, партия больше-
виков возвысили Ивана  ИЮвлокимовича
(«человеком сделали» — говорит он).
Освобожденный. от- оков. бесправия, старый
пахтер расправил. сторбленные плечи —
стал мастером угля, Героем Социалистиче-
ского Труда.

Когла на шахту пришло пополнение из
западных районов Украины, воспитывать
молодых торняков доверили Ивану Евло-
кимовичу. С какой заботой и вниманием
учит их почетный шахтер! Семьсот уче-

ников. прошли шахтерскую нзуку У Вил-

кина.

Шахтеры знают, как’ самоотверженно
трудится Вилкин, как ответетвенно отно-
ситея он к своим обязанностям. Й платят
ему любовью и доверием. Иван Евдекимо-
вич — посланен шахтеров в областном
совете.

‚ Повые, дополнительные ° обязанности,
новая, дополнительная — ответственноеть.
Старый шахтер верно служит народу.

Пройхите по поселку. Всюду чуветвует-
ся рука внимательного и хлопотливого хо-
зяина. Хорошие дома, баня, ясли, клуб,
шюссейная дорога -— все это сделано: с
участием Ивана Евдокимовича, сделано им
и такими же, как он, облеченными дове-
рием людьми. Волевой, настойчивый, Вит-
кин He оставит незаконченным начатое
дело. Если что не так, то и с министром
поспорят и до товарища Шверника дойдет:
«Не о себе— о шахлерах беслокоюсь»...

Три примера, Три разных человека —
рядовые той армии народных руководите-

лей, которых поднял к жизни наш совет-

ский строй.

Сталинские слова, сказанные двенадцать
лет назад, глубоко запали в душу каждо-
то из нас. Так сказал Сталин, так думает
кажлый. Доверие народа — превыше вее-
го! 06 этом постоянно помнят все—от де-
путата Верховного Совета, утверждалощего
в Кремлевском дворце законы Советской
державы, до колхозной звеньевой, зимним
вечером склонившейся ‘чад планом повы-
шения урожайности. Советский человек,
которому народ вручил бразды правления
звеном, бригадой, цехом, фабрикой, заво-
дом, министерством, ни на миг не может
забыть о том, что он — слута народа,

Великое счастье—-учиться ‘У товарища
Сталина. Учиться’ жить  по-сталиноки,

трудиться по-сталинеки, дорожить довери-.

ем натола так, как дорожит им Сталин.

„Литературной газеты»
	G тото незабываемого декабрьского ве-
чера прошло двенадцать лет. Двенадцать
лет, а в памяти живы и никогда че забу-
дутся простые и мудрые слова, сказанные
ясным, спокойным голосом. Радио пронес-
ло их над миром. Й услышаны они были
повсюду — на завьюженных зимовках и
в горных селениях Памира, в деревнях
Сибири и в шахтереких городках Дон-
басса.

Оталин, великий наш вождь и учитель,
говорил с народом. Кандидат в депутаты
Верховного Совета CCCP произнес в. тот
вечер свою речь на предвыборном собра-
нии избирателей Сталинекого избифатель-
ного округа столицы. Вождь ‘благодарил
избирателей за доверие:

«Я знаю, 910 значит доверие. Oxo,
естественно, возлатает на меня новые, до-
полнительные обязанности и, стало быть,
новую, дополнительную  ответственноеть.
Что же, у нас, у большевиков, не приня-
TO отказываться ‘от ответственности. Я ее
принимаю с охотой».

Доверие народа. Оправдать его — высо-
кая ‘честь! Товарищ Сталин высказал то,
что стало в советской стране правилом
жизни и работы всех избранников народа,
	веех руковолителей —— болыших и малых.
	Этим сталинским правилом жизни,
компасом, руководствуется у нас миллион-
	ная армия людей, управляющих государ-
	ством, — хозяева родной страны.
Советская власть, партия Ленина —

Стазина поставила к пульту управления,

полняла на государственную вышку мил-
	amount. В этом — сама природа нашего 0б-
	шественного строя. Ато может подсчитать,
	‘сколько У Нас руководителей, облеченных
	товерием народа’ Депутатов и народных
	’заюедателей, членов комиссий и профоргов,
	_ предоелателей и членов правлений колхо-
	вов. Сколько их?’ H каждый-——на своем по-
	„ету —движим одной целью, одним благо-
“DORIEIN стремлением: оправдать ловерие
	‹ротным стремлением. опрабдать  добори®
‚ ‘избиралелей, ховерие народа. Каждый дви-
	жим высокой заботой, о благе Отечества,
блате народа. Важдый с охотой выполняет
дополнительные обязанности, возложенные
на него доверием народным, несет допол-
_тттельнхю ответетвенность. On — слуга
		то и есть намта, советская демократия.
	Человек облечен доверием, — он дол-
т МЕРИ. по-тохлатетвенномх не
	‚ жен мыслить  пю-тосударственному, He
Только за себя. но и за других! Новые,
	дополнительные обязанности, новая, до-
нолнительная ответственность. Расптиря-
	` ются горизонты, вырастает чувство хозяи-
`` на. Так в сознании колхознипы, избрая-
	ной лепуталом сельского совета, возняка-
	ют торлыю слова.
	Стихотворение «Я не могу не петь” 7—-
программное для всего творчества одного
из лучших молдавеких поэтов-—Емилиана
Букова. Глубокий лирик (хотя ‘он зани-
мается и эпосом), Буков везде и во всем
славит свою родную республику — Совет-
скую Молдавию. Он находит для этого кон-
кретные, выразительные образы. Pagocr-
ный труд колхозных виноградарей — лю-
бимая тема Букова.
	Хараклерная черта советекой лирики —
н6 созерцание. а активное вмешательство
в жизнь. Для Букова не существует пей-
зажа без человека, любви без обращения
к товарищу, страети вне времени. Его по-
этическая интонация подкупает, Читая
стихотворение «Дорога в колхоз», видишь,
хак он с теплой улыбкой слушает свою
	спутницу и как она с удовольствием Pav-
сказывает ему 0 новой своей жизни:

Раннею весною

Штёфан, внучек‘ мой,

Стал учиться в школе,

А, придя домой,

Мне сказал: «Бабуся, _

Знаешь букву «А»?»

«Ну-ка, покажи мне».

«Вот она».-—«Агта!..»

Стала заниматься

День я ото дня,

Чуть стыдясь, что внучек

Обгонял меня.

Или-великолешное стихотворение «Бап-
ля пота».

«Поэзия — вея!-—езда в незнаемое», —
сказал В. Маяковский. Это значи, что
если поэт не сообщит читателю ничето но-
вого, не покажет ему вещей и событий в
свежем ракурсе, то такой поэт для него,
читателя. неинтересен.

Новизна, свежесть присущи мнотим сти-
хам Букова. Они отмечены глубокими мыс-
лями, большими обобщениями.

В стихотворении «По ‘улице Ленина
(Сталин. илет» (очень хоропю’. переведенном
Я. Смеляковым) Буков поэтически ярким
приемом передал то, что вое мы давно
знаем и любим.

«В каждом городе есть своя улица
Ленина», —— так начинается это  стихо-
творение. Есть она и в Кишиневе. На этой
улице молдаване видят залитую солнцем
	i Ny Ft i Nt MeN LE I, Nf NetMeeting ag ae gl gt Neal gl a Nit at iat Nail aNd! Wal eal
	Стахановец-новатор московской фаб-
рики «Красный Октябрь» В. Семенов
утвержден членом ученого совета Все-
союзного научно - исследовательского
института кондитерской промышлен-
ности:

Молодой новатор В. Семенов разрабо-
van новую технологию производетва
карамели, которая заключается в том,
что карамельная масса варится при
строго определенной и постоянной тем-
ператоре. БВнелревие этой технологии
пературе. Внедрение этой технологии
почти полностью ликвидирует отходы
производства. Этот метод получил ши-
рокое распространение на кондитер-
ских фабриках страны, ‘

НА СНИМКЕ: В. Семенов получает
литературу в библиотеке партийного
кабинета фабрики.

Фото В, Шаровекого.
	НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ
	СТАЛИНО. (Наш корр.). Интересное . сю-
	брание состоялось недавно в районном
центре--Харцызске. Здесь собрались сель-
ские энергетики —колхозные и совхозные
электромеханики, монтеры. В своих вы-
ступлениях они нарисовали яркую карти-
‘ву расцветающей коммунистической нови.

Электричество в этом районе не только
освещает все села и носелки. Оно молотит
хлеб, веет, сортирует и мелет зерно, по-
ливает огороды ‘и сады, окирдует солому
и сено, подает воду и режет корм для ско-
Ta, лоит коров, стрижет овем, приводит’ в
		движение станки, механизмы в различных
	подсобных мастерских и предприятиях.
	Зуевская государственная районная элек-
	трическая станция отпускает колхозам
электроэнергию для 4.150 оветоточек и
220 электромоторов. В переводе на прак-
тический, житейский язык это дает каждо-
му колхозному двору 3—4 невидимых, HO
работящих коня!

Председатель правления артели «Десять
лет КП(б)У» В. Зуйко хорошю выразил
мысли собравшихся, сказав в своей речи:

— Правильно говорил. Владимир Ильич
	Ленин о том, что коммунизм—это есть Со-
	ветская власть плюс электрификация всей
страны. Пророческие слова его сбывают-
ся. Товариш Сталин, долгой жизни ему,
ведет нас к коммунизму!

Зал ответил на эту речь Sypunman, дол-
гими аплодисментами.

gg
	Полмиллиона книг
пролано за месяц
	ВОРОНЕЖ. Подведены итоги закончив-
шегося в области второго месячника книги.
За этот месяц трудящиеся области купили
полмиллиона книг.
	Для колхозных библиотек. приобретено
27,5 тысячи томов. В еотнях. колхозов от-
крыты новые библиотеки и книжные ма-
газины. Сельские книгоноши  распростра-
нили 100 тысяч книг. В сельских районах
проведены читательские конференции но
произведениям писателей — лауреатов Ста-
линских премий, и трудам Вильямса, Ми-
чурина, Лысенко. В конференциях приняло
участие около шести тысяч человек.
	статую Сталина: он.как бы идет по улице   ческий ‘свет. Вто сестра — молдавская кре-
Денина «меж красных цветов и зеленых   стьянка „яна Племадэ ощисана автором с
	ветвей». a
В левой руке ero-—--
свиток истории,

`Планы работ, Е
летопись походов,
	А правая — прямо на сердце,
	которое
Наполнено
жизнью любимых народов.
Лоб освещается...
мыслью светлой,
Глубокой, правдивой
/ и благородной.
Сила народа — ,
_ -B MBIutH этой,
Сила ‘этой мысли — ^
8B народе.
Взглядом,
устремленным в прядущее утро,
Оком,
провидящим судьбы миллионов,
То, Я
что начертано Лениным мудрым,
Он видит
законченным и воплошенным. _
		некоторой намвностью, и эта наивность
придает Ляне еще большее очарование. Но
эта же наивность не совсем уместна три
	обрисовке характера другого героя
поэмы -—— старика Иона  Плэмале, Ero
разговор с кулаком кажется уже где-то
	слышанным, OH несколько иримитив®он.

Можно было бы также более прочно по-
строить композицию поэмы —— некоторые
ев части нуждаются в подпорках.

Это поэту нетрудно сделать — рабо-
ты немного. А в целом «Моя рестубли-
ка» — бесспорное достижение не только
Ем. Букова, но и всей‘ молдавской поэзии.

Haro сказать, что: инотда встречаются в
	‘  еитах «Отихи» и «Моя теспублика» до-
	‘садные неточности (может быть, в эмм
вина переводчика). Например, в стихотво-
рении «Счастье», обрашаясь к виноград-
ному листу, автор говорит: «Бродит вновь
в тени отрадной пенный сок твоих кистей»
(кисти у листа?). Или в стихотворении
«Дорога в колхоз»: «Так-то вот, товарищ,
з мой сын Ион, (ты ведь с ним встречал-
ся), говорит мне он»... Если убрать. скоб-
ки, получается: -— «А мой сын Ион, гово-
рит мне он»... Нехоропю! Правда, таких
	  Мест немного, и они не портят общего
	впечатления. -
Иниги Юмилиана Букова закрываешь с
	— Государетво — это мы!

Человек, поднятый волей народа на го-
- сударетвенную вышку, видит жизнь пре,
сулит о делах глубже. Нал строй, нала
	Колхозные клубы
вместо изб-читален
	СВЕРДЛОВСК. (Наш корр.).. Несколько
пет назад избы-читальни являлись един-
ственными центрами’  культурно-просвети-
тельной работы в’селах и деревнях Урала.
Теперь имеются районы, где во всех селах
вместо изб-читален построены сельские
	клубы.
	В Арамильском районе, например, пере-
оборудуются под сельские клубы. _Tto-
» следние три избы:читальни.
” Клуб села Косулино имеет а
зал на 200 мест, просторное фойе, читаль-
ню. В этом году в клубе прочитано 85
лекций-докладов на различные темы, со-
стоялось 10 концертов художественной
самодеятельности, 14 вечеров молодежи и
100 киносеансов.

Все сельские клубы этого района имеют
	„ свой Фиолиотеки.
		«НА КОЛЕНЯХ ПЕРЕД ТЕЙЛОРОМ»
Mannoreperso высшего образования ССОР    Поручено экопертно!
	считает правильной и своевременной -кои-
	тику, которой подверглись учебники по ре-
занию металлов в статьях проф. Г. Шаумя-
	на, проф. В. Вузнецова’ и проф. Ф: Демья-
нюка, опубликованных на страницах «Ли-
тературной газеты».

В пелях коренного улучшения учебни-
ков и учебных пособий по курсу «Teo-
рия резания металлов», а также внесения
в учебную протрамму по указанному кур-
cy предлагаемых изменений Министерство
проводит следующие мероприятия.

Создан авторский коллектив. при ка-
федре теории резания металлов Московско-
го высшего технического училища им. Бау-
мана для подготовки нового учебника по
курсу «Теория резания металлов».
	Поручено экспертной ‘комиссии по. ма-
птиностроению ‘под. ‘председательством ‘каз
демика И. Артоболевекого:

расемотреть предложение о введении в
программу по курсу теорми резания метал-
лов специального раздела-—«Физика твер-
дого тела», а также другие предложения,
направленные Ha Улучшение указанной
программы;

обсудить вопрос о целесообразности халь-
нейшего использования в качестве учебни-
ка книги проф. Н. Резникова. «Учение 0
резании металлов»;

рассмотреть план новото учебника ло
курсу «Теория фезания металлов».

Заместитель министра высшего об-
разования й
А САМАРИН
	му туру гигантекото сражения... Но, ви-
димо, враги намеревались нанести на этот
раз решительный, подавляющий удар. Был
известен лаже приказ главного квартир-
	мейстера немецкой армии о том, как над-
	лежит размещать в советской столице
войска... Й не подлежало сомнению, что
не сегодня-—завтра на близких подступах
к ней должна была возобновиться борьба,
от исхода которой зависела и судьба
Москвы и независимость Родины. Причем
за спиной не оставалось больше простран-
ства, позволявшего до недавних пор вы-
игрывать время, ибо за спиной вплотную
почти находились уже московские заставы.

В этой обстановке речь Сталина на
торжественном заседании Московского (0-
вета, услышанная Богдановым по. радио в
штабе фронта, произвела на полковника,
как и на всех, необычайное впечатление.
Никогла еще, казалось, гитлеровекая Гер-
	мания не была так близка. к достижению
	своих дьявольских целей, и в этот момент
Сталин предрекал ее неминуемую гибель.
В час наибольшей тревоги и опасности он
обнажил перед народом внутреннюю сла-
бость обреченной фашистской империи. И.
то, что созревало в` душах миллионов 60-
ветских людей, — уверенность в конеёч-
ном. торжестве, — он высказал в неопро-
вержимых, как свет солнца, выводах сво-
его анализа... Люди,  толпившиеся ‘у ра-
диоприемников, точно  прозревали В: эт
час, и взор их, направляемый вождем,
проникал. в скрытое историческое буду-
Inee... Tam, за рубежом неудач. и тяжких.
От. сияла  побела..
	Поздно. вечером Боглалюв получил билет
на Красную площадь... Узнав о назначении.
на завтра в прифронтовой Москве военном
параде, он пришел в восхищение. В этом
приказе о параде чувствовалась та же но-
одолимая воля к победе, та же алмазной
твердости уверенность в ней, чо ив
недавнем докладе. Помимо Toro, самая
возможность организащии и проведения та-
кого парада в нескольких десятках кило-
метров от переднего края быха в зысшей
степени обналеживаютщей...
	..Бюгданов быстро окинул взглядом He-
Bo: оно было пустынно и бело, лишь на
востоке утренний розовый свет еще слегка
окраптивал низкие ‘облака, повиспиие над
городом. Зубчатые стены и башни Премля
казались потемневииими на их метельнем
фоне: снежок курилея пол ветром. а ия
старинных узких бойниц как булто выле-
	тали пороховые лымки... Прекрасен и
	Дети вотречают ео цветами.
Молодые сердца
Трепещут от счастья,
‘как звонкие струны,
	Ем. Буков. Стихи. Изд-во «Советский писа-
тель», 1949. Моя республика. Поэма. «Новый
		Моя республика. Поэма, «Новый   Зувством радости за творческие удачи хо
			похожее на внезанный 03н06 ощущение.
На ето глазах, на священной площади
Москвы, У мавзолея бессмертного Ленина
творилась и продолжалась великая история
советского народа. В трудную для народа
пору Сталин говорил с ним, ведя его за
собой... Он ‘товорил и 0 том времени, кот-
ла 14 тослларетв также man войной на
	жадно ловили BO BCOX домах, квартирах, в
цехах заводов, Hag заснеженным  Под-
московьем, над почерневшими от огня по-
лями сражений, где насмерть стояли в
этот час защитники столицы... Сталина
слушали на Урале, на Кавказе, на Волге, и
в Ленинграде, обложенном врагами, на До-
ну, на Енисее, ив Туле, преградивишей путь
	грозен был московский Времль в это утро
1 ноября!

Мелодичный звон проплыл в воздухе и’
не успел затижнуть, как раздался. второй...
Вместе с последним, восьмым ударом крем-
левских часов из-под арки ворот Cmac-
ской башни вынесся на галопе веадник в
серебристой панахе... Богданов тотчас же
узнал в нем Буденного. Наветречу map-
шалу  поскакал командовавший парадом
тенерал-лейтенант Артемьев. ‘Всадники
сблизились, и Буденный на полном скаку
остановил своего сильного горячего коня.
Тот лишь царатнул копытом снег. При-.
HSB короткий рапорт, маршал с места оно-_
ва ‘послал коня в галоп, направивитись к
войскам. Артемьев поскажало за ним... Вее
происходило с точным соблюдением уста-
новленного традиционного  церемониала,
слаженность которого была похожа на му-
зыку... И сегодня в Москве, ставшей воен
ной крепостью, обведенной` противотанко-
выми . рвами, перегороженной  баурикала-
	ми, ве это показалось Богданову таким
неиз’яенимо красивым, что сердце ето
сжалось... Как зачарованный, следил он за
всадниками, мчавшимися ‘по’фронту войск.
И счастливо улыбнулея, когла маршал,
закончив 0б’езд частей, пох’ехал-к мазвзо-
лею и легко, точно о cochowN на
землю...

Наступила недолгая пауза, TORS, Буден-
ный поднимался на „трибуну...

— Скачет как, 87; негромко, с удов-
летворением проговорил кто-то позади
Ботданова.

`Полковнику почудилея вдруг смутный
гул, буд где-то далеко начали бить
зенитки... Встревоживигись, ‘он’ опять по-
смотрел на небо. Но гул не повторился,
и небо. было чисто; розовый свет на 06-
лаках домерк уже, отчего они как будто
уплотнились...

Сталин встал перед микрофоном, и сра-
зу огромная тишина простерлась над пло-
щадью.

— Товарищи красноармейны и краено-
флотцы, — зазвучал ето сильный, ясный
голос, —— командиры и. политработники,
‘рабочие и работницы, колхозники и кол-
хозницы, работники ‚ интеллитенти тру-
да, братья и сестры в тылу нашего врага,
временно попавшие под’ иго немецких раз-
	боиников, наши славные партизаны и Wap-
тизанки, разрушающие тылы немецких
захватчиков!

К каждому советекому человеку обра-
	щалея в этот чае Сталин, ‘и ралиорупоры
	разносили ето слова над Москвой, rie их
	ну, на внисее, ив гуле, преградивигеи путь   dae 22 государств Tani ли войной На
танковым немецким дивизиям. Его голос—   советскую страну, и о том, что теперь
сильный, неспешный — звучал в сам0-   страна во много раз богаче и сильнее, чем
дельных  приемниках, вокруг которых   23 тода назад. Он говорил о сбчуветвии и
	поддержке всех народов Ювропы, и о духе
великом Ленина, вдохновляющем Ha
Отечественную войну...
	Шо мере того как продолжалась речь,
сталинокие мысли становились своими,
родными для каждого советского человека,
как бы выношенными в глубине собот-
венного сознания, превращаясь в такую

силу, против которой ничто не могло
устоять.
	— Разве можно сомневаться в том, что
мы можем и должны победить немеиких
	захватчиков просил Оталин, обращаясь
Ко всем двумстам миллионам, слушавшим
его. —..Ато может отрицать, что наша
	Красная Армия не раз обрашала в пани-
ческое бегство хваленые немецкие вой-
ска? — сказал он дальше. — Если судить
не по хвастливым заявлениям немецких
пропагандиетов, а 0 действительному
положению Германии, нетрудно будет по-
нять, что немецко-фапгистекие захватчики
	стоят перед катастрофой...

Плотные шеренги войск, построенных
на площади, оставались неподвижными,
как им и полагалось. И тысячи солдат-
ских глаз — голубых, карих, синих, тем-
ных, юных и немолодых, расширивиихся
от внимания, сосредоточенных, увлажнен-
ных и сухих, блестящих и матовых, до-
верчивых и влюбленных — были устрем-
лены на человека в серой солдатекой ши-
нели,  говорившего с гранитной,  посвёт-
левшей от морозного налета трибуны
мазвзолея..

и возвысил голос’
	— бварищи  врасноармейцы и крас-
нофлотцы, командиры и политработники,
партизаны и партизанки! На pac смот-
рит весь мир, как ‘на силу, способную
уничтожить трабительские полчиша немец-
ких захватчиков. На вас смотрят порабо-
щенные народы Европы,  подпавитие под
иго немецких захватчиков, как на свопх
освободителей, ° Великая  освоболительная
	ОКОНЧАНИЕ СМ. НА 3` СТР.
	струдилиеь в этот час кмсомольнцы-под-
польщики в немецком тылу... И раздавал-
ся на завьюженной лесной поляне или в

закоптелой землянке партизанекого от-
ряда.
	—- 0т имени Ооветекого правительства и.
налпей большевистской партии. приветствую
вас и поздравляю с 24-й годовщиной Ве-
ликой Октябрьской социалистической ре-
волюции, — произнес Сталин. — Товари-
щи! В тяжелых условиях приходится
праздновать сегодня 24-ю годовщину Ox-
тябрьской революции. Вероломное ’“нападе-
ние немецких разбойников и навязанная
нам война создали угрозу для нашей стра-
ны. Мы потеряли временно ряд’ областей,
враг очутился y ворот Ленинграда и Mo-
СЕВЫ.

Сталин секунду помолчал... Ha Крас-
ной площади была такая типтина, что
слышался шорох поземки, бежавшей по
снегу... Все, кто стоял сейчас здесь, вся
	страна, все двести миллионов советеких
людей, вся угнетениая фашистами Евро-
па, все исстрадавшееся человечество жда-
ло, примолкнув, затаив дыхание, что ска-
жет Сталин дальше.

— Враг рассчитывал на то, что после
первого же удара наша армия будет рас-
сеяна, наша страна будет поставлена на
колени, — снова заговорил он, ивего го-
лосе Богданову послышалась гневная ус-
мешка, — Но враг жестоко проечитался.
Несмотря на временные  неуспехи, нана
армия и наш флот геройски отбивают ата-
ки врага на протяжении всего фронта,
нанося ему тяжелый урон, а наша crpa-
на, — вся наша страна, — повторил
Сталин; — организовалаеь. в единый 60е-
вой лагерь, чтобы вместе е. нашей армией
и нашим флотом осуществить разирюм не-
менких. захватчиков.
	Ветер, налетавший свирепыми порыва-
ми, усиливалея. Bee ryme веял снег с
кремлевских зубнов, и. казалось, стены
превней твердыни застилает ружейный
дым... Богданова снова  пронзило острое,

Речь вождя

«Мирный город»
	Глава из романа

_ Сталин был в военной фуражжке ив се-
рой пгинели... Секунду, другую он молча
отлядывал войска, выведенные на пло-
щадь для традиционного Октябрьского
парада. Правильными прямоугольниками
они были расставлены вдоль ГУМа и тя-
нулись дальше к Москве-реке... Светлый
пар. человеческого дыхания носился над
запорошенными недавней пуртой ушанка-
ми, над примкнутыми штыками... Сталин
медленно провел глазами по  шеренгам
своих батальонов. Он был внимателен,
серьезен, поразительно спокоен... Мудро-
стью и необоримой силой веяло от’ его
облика, самого дорогого для всех. Неожи-.
данно он мягко улыбнулся, как случается
при встрече с очень близкими людьми, и, .
высоко подняв руку, поздоровался е сол-
датами. «Ура»,  нествеся отовсюду, уси-
лилось... Отдельные  толоса, выкрикивав-
шие праздничные лозунги, потонули в
слитном прибое народной любви, взмет-
нувшемся перед трибуной мавзолея.

Богданов ложе вытянулся, как по
команде: «Омирно!» Веем своим ‘существом
он ощутил-в эту минуту бесемертное ве-
личие происходивитего...

Положение под Москвой, как было хо-
ропю известно полковнику, оставалось 1по-
‘прежнему чрезвычайно тяжелым. Правда,
немцам не удалось войти в столицу ни к
16 октября — срок, предписанный . афмиям
«центра» в начале их наступления, — ни
к 7 ноября, как енова требовал заспешив-
ий Гитлер. Но линия фронта ‘проходила
уже в дачном поясе столицы, и на ее пло-
щахях скрещивались армейские коммуни-
кации. Судя по многим данным, в част-
ности и по тем сведениям, что привез
Богданов из Т., следовало со дня на день
ожидать новото наступления на Москву.

В штабе Западного фронта царило ве-
пичайнгее, хотя внешне и не очень замет-
ное, напряжение И полковник, возвра-
тившись в Штаб, доложив о своей поезд-
ке в Т,, повидавшиеь со знакомыми коман-
дирами, проникся тем же’ ‘предгрозовым
настроением, в котором они пребывали...
бам. он. разумеется. мог только гадать о
	Новом оперативном замысле немцев, 0 CH-
	Tax, сосредоточенных ими к этому второ-
	...Оталин неторопливо полнялея из три-
	буну Ленинского мавзолея и подошел к
гранитному парапету. Было без несколь-
	неватом, летала,  поблескивая, ° морозная
пыль. Мооква -— посуровевшая,  сумрач-
ная, — казалось. за олну ночь ветупила
	_ В зиму, и все вокруг посветлело, побеле-
	10.... Снег покрывал плошадь, лежал на
куполах Василия Блаженного, на башен-
ках Исторического музея, протянулся .ров-
ной оторочкой по катнизам ГУМа. И как
	бывает в такое вот первое зимнее утро,
	свежая, всетда немного неожиданная 0е-
лизна придавала знакомому пейзажу но-
вую, строгую красоту...

Велед за Оталиным поднялись и вотали
справа и слева от него Молотов, Берия,
Маленков, Каганович, Микоян, Щербаков,
Попов... Ветер нес и кружил белесую по-
земку, вздувал красные полотнища, разве-
шанные на фасадах зданий...

Аплодисменты на трибунах для зрите-
лей не стихали, и тысячеголосое «ура»
перекатывалось ‘от Москворецкого моста
до улицы Горького... Будто потревожен-
ные этим могучим шумом,  колыхались
верхушки зеленых елей, роняя к подно-
жию кремлевской стены легкие хлопья..

Полковник Ботданов стоял недалеко от
мавзолея в. группе командиров штаба За-
палного фронта. На трибунах раздавались
	_ тТромкие возгласы, люди теснились, маха-
	ли руками. Аудощавый  седоусый генерал-
майор, задев Богданова локтем, вытянулся,
как в стою. Ha ero темном, припеченном
морозом лице появилось напряженное,
взволнованное выражение... Какая-то жеч-
шина в круглой фетровой шляпке, густо
‘осыпанной снегом, пристально, не мигая,
смотрела вверх, и по разрумянившимся
щекам ее текли слезы. Невысокий Богда-
пов приполнималея на цыпочки, вытяга-
рая шею, чтобы лучше видеть...
	Роман тотовитея K печати в журнеяе
’зиамя».
	“ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА