5. САРНОВ
	Поэты с‘езжаются
	в Токтогул
	В плену ложных традиций
	>
В. ПУТИНЦЕВ
>
	сущности боевых традиций передовой pyc-
ской литературы, воспринятых и обога-
щенных нашей советекой литературой.
	Даже в характеристике романа Черны-
шевского «Что’ делать? ». этого страстного
политического завешания писателя-трибуна
и борца, автор статьи Н. Водовозов ни
словом не обмолвился о том, чем волнует
роман Чернышевекого’ современного совет-
ского читателя и прежде всего нашу
молодежь. Н. Водовозов не. показал также
связи замечательного романа’ Черныщев-
ского, его революционной эстетики, умения
‘проникнуть в будущее с нашей. современ-
ной литературой.

Отрыв этих послесловий от вопросов
нашей современности поистине поразите-
лен. Большинство из них выглядит про-
‘стым повторением давно написанных и не
однажды уже встречавшихея. в печати
статей. Такова, например, статья Г. Бя-
лого «Отцы и дети» и  литературно-поли-
тическая борьба 60-х тодов». Ничто
не связывает ев именно с этим изданием
романа Тургенева. А №. Чуковский просто
перепечатал в качестве  мпослесловия к
«Трулдному времени» В. Сленцова свою
	статью из лвухтомного издания сочинений.
	Этого писателя, вышедшего в свет еще в
1932 — 1933 годах! Поправил немного,
сократил —и редакция «Библиотеки» на-
печатала, не задумываясь 0б интересах
читателя, который едва ли намерен Depe-
читывать сейчас статьи почти двадцати-
летней давности.

’ Отдельные пояснительные статьи к
романам содержат ошибочные положения и
формулировки и, в сущности, не. «поясня-
ют», а лишь запутывают читателя. Реци-
дивы откровенного формализма встречаются
в послесловии С. Дурылина к роману
Лермонтова «Герой нашего времени». Раз-
личия в идейном освещении образа «лиш-
‘него человека» у революционных демокра-
тов и в романах дворянских писателей
‘автор об’яеняет не классовой, социально-
политической ° позицией  романистов, a
особенностями. их литературного стиля,
мастерства, сводя вопрос лишь к «разным
творческим приемам». Из того же после-
словия читатель узнает, что Лермонтов,
оказывается, предвосхищал Е
аналитическое мастерство Достоевского...
Какие ложные представления о. месте
Термонтова и его романа в русской. лите-
атуре могут породить ‘у читателя’ подоб-
ные вредные, ненаучные. сопоставления!

° В статье А. Груздева о «Хлебе». утверж-
дается, что «в творчестве Мамина-Сибиря-
‘ка. ярко’ и’ убедительно показана борьба
‘уральского’ рабочего’ властью капитала.
Он первый. из русских. нисателей отметил
великое значение массовой борьбы рабочих,
об’единенных общностью клаесовых инте-
ресов». Никак не связанный © характерис-
THRO романа «Хлеб», этот вывод неверен
H по существу, так как придает облику
	Мамина-Сибиряка исторически несвойствен-
	ные ему черты. Тем более, что в после-
словии С. Марвича к другому произведению
Мамина- Сибиряка — «Приваловеким  мил-
лионам» Читатель найдет прямо противо-
положное, ‹ но более правильное утверж-
хение: «В книгах Мамина-Сибиряка мы
	не ‘найдем картин массового’ револю-
	_ Новые произведения

‚Комиссия по драматургии ССП обсудила
новые пьесы; «Флаг адмирала» А, Штейна
и «Настя Колобова» В. Овечкина.

Пьеса. А. Штейна «Флаг адмирала» по-
священа адмиралу Ушакову. — основателю
русской флотоводческой школы, смелому
новатору военно-морского. искусства, BBI-
дающемуся государственному деятелю и
дипломату. :

По мнению участников обсуждения,
«Флаг адмирала» — - серьезная удача драма-
турга.

‚А. Штейну удалось показать Ушакова
всесторонне, во всем многообразии его дея-
тельности. Это большой, сильный русский
характер.

Подробно останавливаясь на образах Уша-
кова и Потемкина, как наиболее интересных
образах пьесы, выступавшие указывали, что
и эпизодические фигуры написаны драма-
тургом с большой: тщательностью. Пьеса
отличается напряженностью действия, Не-
достатком ве является слишком большой
o6’em. Автору необходимо ‘сократить не-
которые второстепенные эпизоды.

В обсуждении участвовали: А. Алексеев,
Б. Афонин, Вс. Вишневский, В. Залесский,
генерал-майор Д. Корниенко, А. Крон, Б.
Лавренев, Х. Локшина. А. Штейн поблаго-
дарил присутствовавших за’ полезные кри-
тические замечания,

%*
Г?
	На совещании, гдё обсуждалась пьеса
«Настя Колосова», речь шла вообще о дра-
матургии В. Овечкина. Выступавшие оста-
навливались и Ha первом драматическом
произведении В. Овечкина «Бабье лето».
Они говорили. о’ драматургии В. Овечкина
как об оригинальном и своеобразном явле-
нии. Не в следовании старым, ‹испытанным»
	Четыре антологии — грузинской, туркмен-
ской, таджикской и узбекской‘ поэзии — вы-
пускает. на.русском языке Гослитиздат.

Первыми из них появятся антологии гру-
зинской и туркменской поэзии. Эти книги,
отражающие многовековый путь поэтиче-
ской культуры обоих народов, дадут чита-
телям наиболее ` характерные образцы их
национального фольклора и письменной поэ-
зии —от древнейших времен’ до наших
дней:

Грузинская антология открывается произ-
ведениями ‘народного’ творчества, первые за-
писи которых относятся к Х веку. В по-
следующих разделах — образцы письменной
поэзии, характеризующие основные этапы
ее развития, начиная с ХИ века. Здесь прел-
		ционного движения... В некоторых кни-
тах Мамина-Сибиряка (например. «Три кон-
	ца») изображены уральские рабочие, но они.
но типу своему стоят ближе кю
	дореформенным временам, чем
к периоду бурного развития капитализма.
Писатель только говорит (в «Привалов-
ских миллионах») о возможности Появле-
ния безземельного рабочего»
(подчеркнуто нами. — В. П.)

Нельзя не пожалеть’ читателя, который
вынужден разбираться в этих противоре-
чивых формулировках!
	Издательство, видимо, не ‘имеет (во
всяком случае, не имело до самото поелед-
него времени) продуманного плана изда-
ния «Библиотеки». Иначе, чем можно -06’-
яснить. что до вих пор многие наиболее
прославленные романы, подлинные шедев-
ры этого жанра в русской классической ли-
тературе. либо еще находятся в работе, ли-
бо только планируются на будущее. До
сих пор читатель еще не получил «Анну
Каренину», ряд романов Туртенева и Гон-
чарова, «Фому Гордеева» Горького. Только
недавно вышел «Евгений Онегин» Пупкина,
«Война и мир» Толетого. трилогия Горь-
кого. Зато издательство поторонилось на-
печатать «Тысячу. rym» Писемского, po-
ман, направленный против ПА
обитественности.

Гослитиздат не определил и самыйтии
издания. Собрание русских романов издает-
ся без соблюдения единых редакционных
требований. Бесплановость, разнобой и
пестрота, характерные для всего издания,
особенно видны на послесловиях. Иногда
они превращаются в  монографический
очерк о произведении, которое при этом
преподносится читателю в отрыве от всего
творческого пути писателя (послесловие
А. Груздева к ‘роману Мамина-Сибиряка
«Хлеб»). В то же время в недавно выштед-
шей «Обыкновенной истории» Гончарова
все послесловие поместилось на четырех
страничках! Есть книги, в которых статья
0 романе дополняется ‘отдельной краткой
справкой о жизни и творчестве его автора
(например, в издании романа Слепцова).
А для’ романа Салтыкова-Щедрина «Тоето-
да Головлевы» и для «Евгения Онетина»
послесловие почему-то вообще показалось
редактору излишним.

Вызывает удивление, наконец, ‘что Гос-
литиздат до самого последнего времени не
мог найти даже едино оформления
книг этой серии. Читатель получил не
«Библиотеку», а отдельные разрозненные
книги, по-разному (и большей частью. оди-
наково плохо) оформленные. Серые облож-
ки, бесцветные, совершенно невыразитель-
ные рисунки, случайный подбор иллюстра-
	ций — так ли следует изтавать классиков:
	русской литературы’ 0 тавнодупеном, 0ез-
различном отношении к изданию «Библио-
теки» свидетельствует факт, отмеченный
не так давно газетой «Культура и жизнь»,
когда в романе «Господа Головлевы»: оБа-
залась всего лишь одна иллюстрация!

В булущем году, одновременно © про-
должением «Библиотеки русского романа»,
Гослитиздат приступает к изданию «Биб-
лиотеки советского романа». Издательство
должно: своевременно учесть свой  опгибки
и обеспечить высокое ‘качество пояесни-
тельных статей и комментариев, достойное
художественное оформление книг.

Издания лучших произведений русской
и` советской литературы должны составить
действительно «золотую библиотеку». со-
ветского читатела.
	„Великая русская литература  вираве
гордиться невиданным расцветом романа в
творчестве крупнейпгих русских писателей
XIX—XX веков. Роман в стихах, роман-
поэма в прозе, роман в письмах, роман
философско-политический и  социально-
обличительный, психологический и сати-
рический, роман автобиографический — ни
одна другая литература в мире не знает
такого разнообразия и богатства этого
жанра, не обладает блестящей плеядой та-
ких романистов, как Пушкин и Лермонтов,
Гоголь и Герцен, Гончаров и Тургенев,
Чернышевский и` Салтыков-Щедрин, Лев
Толстой и Горький. В романе ярко вырази-
лись высокая идейность передовой русской
литературы, её близость народу и народ-
ной жизни, ее неразрывная связь с осво-
	бодительным, тТеволюционным движением
в стране и общёственно-политическими и
философскими исканиями русской демокра-
тической интеллигенции. Русский роман
стал одним из источников мировой славы
великой хемократической культуры нане-
го народа.

Издания русских классических романов
исчисляются в. нашей стране десятками,
И тем не менее тяга читателя к любимым
произведениям отечественной литературы
удовлетворяется в весьма незначительной
степени, В 1948 г. Гослитиздат приступил
к изданию массовой серии «Библиотека
русского романа». В огромных тиражах
переиздаются лучшие’ произведения из
сокровищницы русского романа. Свыше 20
книг серии получил за это время совет-
ский читатель. Среди них — «Герой
нашего времени», «Мертвые души», «Ато
виноват?», «Что делать?», «Господа Го-
ловлевы», «Воскресение», «Мать» и «Де-
ло Артамоновых». В серию включены
выдающиеся произведения  демократиче-
ской беллетристики 60-х годов — романы
Решетникова и Слепнова.:

Однако. издание «Библиотеки» в ее на-
стоящем виде еще не может ‘удовлетворить
читателя.

Задачей «Библиотеки русского романа»
должна была явиться активная про-
наганда классической литературы, как
неот’емлемой части демократической куль-
туры великого русского народа, сохраняю-
щей свое живое актуальное значение и
для наших дней. Именно этим должен был
определяться профиль серии, — от плана
ее издания до характера  пояснительных
статей к романам и даже внешнего оформ-
ления книг. ‘
	Гослитиздат” явно недооценил значения.
	и принципиального своеобразия предпри-
	нятого им издания. «Библиотека» не стала
	предметом любовного, внимательного отио-
шения со стороны. издательства; Важней-
шее начинание было, по существу, предо-
ставлено  самотеку. Ярче всего это
	сказалось на послесловиях, характеризую-.
	щих обычно значение и место’ каждого
романа в творческом пути писателя и в
истории русской и мировой литературы. °

Вместо того, чтобы ориентировать лите-
ратуроведов, ‹ привлекаемых ‘к работе’ над
серией, Ha создание подлинно массовой
«Библиотеки русских” романов?, издатель-
ство само оказалось в плену старых, дав-
HO отживших ложноакадемических тради-
ций. Авторы пояснительных статей боль-
шей частью идут по проторенной дороге
сухого HCTOPHRO-HTEPATYPHOTO _воммента-
рия.

Произведения моей ` литературы
рассматриваются ими изолированио от Ha-
	шей советской действительности, от твор
чества современных. писателей. Авторы  .
послесловий почти не останавливаются на! ~

значении художественного наследия про-
шлого для строительства новой, социали-
стической культуры, для борьбы за высо-
КИЙ ‘идейно-художественный уровень
советской литературы. Они не. раскрывают
	НЕПРОТОРЕННЫМ ПУТЕМ
	оимним петербургским утром 1847 то-
а капитан-лейтенант  Невельской, моло-
дой морской офицер, перед которым от-
крывалась блестящая карьера, обратился
к тенерал-адмиралу Флота со странным
ходатайством. Он просил 0 назначении
во командиром транспорта «Байкал». ко-
	торый. отправлялся из  Иронштадта на
Камчатку.

Tak начинается исторический роман
	дальневосточного писателя Ц. оадорнова
«К океану».

Дореволюционные ‘историки сделали все
возможное, чтобы приуменьшить значение
заслуг Невельского. Вся честь открытия

судоходности Амура и присоединения к
России жизненно необходимых для Hee

районов приписывалась губернатору Bo-
сточной Сибири — Муравьеву,  получив-
шему титул «графа Амурского».

Роман Н. Задорнова рисует истинную
роль Невельского и все то огромное зна-
чение, которое имело его открытие.

Прюодолевая большие и мелкие препят-
ствия, чинимые ему большими и мелкими
чиновниками, лишенный самом н6обхо-
димого для совершения задуманного им,
буквально на собственный риск и страх,
Невельской совершают. открытие, практи-
ческое значение которого для России ог-
ромно.

Роман словно приподнимает завесу вре-
мени и обнажает перед нами’ сложное
сплетение интересов самых различных 0-
циальных пластов. Здесь и хитроумные
планы английских колонизаторов и своеко-
рыстные интересы местных купцов—фак-
тических властителей края, тотовых от-
дать богатейшее Приамурье в цепвие иту-
пальцы Британской империи.

Интересно использованы автором даянные
0 «деятельности» англичан в Приамурье.
Резко и выразительно обрисована в рома-
не фигура английского  «путешественни-
ка» — Остена, этого псевдоученого аван-
юриста,

Великолешно отшущается в книге атмо-
сфера эпохи, заставляющая даже наибо-
лее образованных, претендующих на роль
прогрессивных сановников, каким, напри-
мер, является в романе Муравьев, государ-
CTRCHHEIM интересам. предпочитать свой
узко-корыстные интересы,

Всесмльный губернатор Восточной Cu-
бири, человек, великолепно понимающий
значение амурской экспедиции, он при-
знается жене:

— Амур-то независим, да я зависим...
вели я... пошлю туда экспедицию... на
этом закончится моя деятельность,

Эпиграфом ко всему роману может сто-
ять горькая насмешка одного из эиизоди-
ческих персонажей романа — Маркешки
Хабарова. :‹ Маркешка Хабаров-—прямой по-
томок легендарного. землепроходца Ерофея
Хабарова. - Маркешка так передает свой
разговор с китайским генералом:

«А все же, говорит, ты, однако, не то-
го Хабарова потомок... Был бы того рода,
достиг бы чинов...  А у нас, — отвечаю, —
‘этим, наоборот, не считаются, Еще хуже
будет, если узнают, что дедушка чем-ни-
будь отличился».

Большое место в романе Н. Задорнова
занимает жизнь приамурских племен. Нас
волнует драматическая судьба  гольла
Чумбока, изгнанного своим племенем за
то, что он, женившиеь на девушке своего
рода, якобы разгневал духов и принес бо-
лезнь. Читателя глубоко трогает судьба
тиляка Тытена и его жены,  ‘увезенной
матросами английского китобоя.

В романе есть такой эпизод.  Чумбока
		ЯН. Задорнов. «К океану». 25урн.
Восток», №№ 3, 4, 1949.
		оежит из глубины Приамурья к океану
от страшного грабежа, маньчжурских куп-
IloB, натравивших на него его собственный
род. Он приходит в племя THIAKOB, живу-
щих в устье Амура, и здесь, впервые
столкнувшись с англичанами и американ-
цами, он с ужасом думает о них: «Вот
где настоящие-то разбойники. Разве их
можно сравнить © маньчжурами? Стоило
мне бежать сюда за справедливой жизнью».

Судьбы героев-гиляков обнажают перед
нами жуткую картину жизни  затерян-
ных в приамурских землях племен. про-
извола, царящего там,  беззастенчивого
грабежа, которому подвергаются коренные
жители этих «ничьих» земель со стороны
маньчжурских купцов и воесильных. «аме-
риканов». Именно судьба этих «неисто-
рических» героев романа воочию показы-
вает нам насущную историческую необхо-
димость прихода русских моряков, показы-
вает, как все жизненные интересы. этих
племен связывают их 6  «лоча»—рус-
скими.

Не простое нанизывание фактов, а вос-
создание самой сущности исторических
событий — вот главная заслуга писателя.
Но, отмечая правильность пути, которым
идет писалюль, мы вправе требовать от
Hero elle большей смелости в решении
тлавной задачи.

Образ Невельского задуман Н. Задорно-
вым широко и интересно. Автор стремит-
ся показать его не просто смелым моря-
ком. Он справедливо видит в нем деятеля
государственного размаха — передового
человека своего времени, связанного © са-
мыми демократическими  устремлениями
русской общественной мысли, в част-
ности — с петрашевцами. Но для ocy-
ществления этого замысла aBTOpy не
всегда хватает художественных средств.
Константин Полозов, друг Невельского,
петрашевец — очерчен бледно и сЗХематич-
но. Создается впечатление, что он слу-
чайно появляется в романе,’ случайно
проходит в жизни Невельского.

Писатель должен обратить серьезное
внимание на бедность изобразительных
средств, особенно досадную в обрисовке
образа самого Невельского. Очень показа-
тельна в этом ‘смысле одна из первых
сцен романа. Невельской еще не появился
в книге. Мы узнаем о нем из разговора
князя Меньшикова и’ адмирала, ‘утвердив-
	шего. назначение  Незельского командиром.
	транспорта «Байкал». Адмирал на словах
дает подробный отчет «светлейшему» 9 том,
кто такой Невельской, тде он рос и в0с-
питывалея, каковы его знакомства, дру-
зья, личные связи. Й это все, что мы
узнаем в романе о прошлом героя. Co-
вершенно очевидно, что такая  экепози-
ция наивна и. бесномошна.

В создании центрального образа. рома-
на—Невельского-—хотелось бы  чуветво-
вать более глубокое проникновение автора
во внутренний мир героя, хотелось бы,
чтобы он .раскрылея. интимнее и богаче.

Диалог в романе порою. несет ‘чисто
служебную роль. Надоедают однообразные
авторские ремарки вроде: «впадая в гнев»,
«гневно вскричал» почти перед, Каждой
репликой героя. Совершенно недопустимы
такие языковые погрешности, как, напри-
	умер: «Увилев Остена. он как  остолбенел
	На миг» и т. п.

Писателю  нвобходимо сделать язык
романа более точным и выразительным.

Но, несмотря на отдельные недостатки,
роман Н. Задорнова — серьезная и’ боль-
man работа, одновременно исследователь-
ская и художественная. Эта книга Ipo-
должает —и продолжает творчески —
традиции советского исторического романа.
	ДЖАЛАЛ-АБАД, Киргизская = ССР.
(Соб. инф.): 10 декабря исполняется 85 лет
со дня рождения знаменитого киргизского
акына Токтогула. Жители Кетмень-Тюбин-
ской долины отмечают память поэта за-
кладкой памятника, торжественным собра-
нием и большим поэтическим состязанием.
В село, носящее имя Токтогула, прибыли
народные сказители и музыканты.

Текмень-Тюбинская долина--родина Ток-
тогула Сатылганова. Здесь, в предгорьях
Тянь-Шаня, ‘он родился, провел ювость,
одерживал много поэтических побед. Ток-
тогул умер в 1933 году. Еще живы многие
его соратники по поэзии, борьбе с бийями
я манапами.

Токтогулу не было 18 лет, когда песни
его приобрели известность не только в
киргизских аилах и кыштаках, но и в ка-
захстанских степях, в тогдашнем Туркеста-
не ‘и Оемиречье. Это были смелые, страст-
ные песни, звавшие к борьбе с угнетателя-
ми народа, прославлявшие народ.

Роловая знать пыталась богатыми по-
дарками привлечь юношу-акыва на свою
сторону. отерпев неудачу, феодалы ре-
шили осмеять акына перед народом. Они
устроили поэтическое состязание, Ha KOTO-
ром против Токтогула выступил крупней-
ший акын Арзымат, продавший свой та-
лант знати.

И Арзымат  был побежден. В этом состя-
зании прозвучали знаменитые «Пять мана-
пов» о Токтогула, как бич, отхлеставшие
представителей знати.

Преследуемый царскими властями и фео-
‘далами, Токтогул’ по’ ложному доносу был
осужден на каторжные работы, Дважды
‘неудачно пытался он. бежать, был пригово-
рен за это к 25 годам каторги. Удался
третий побег — на двенадцатом году ссыл-
ки.

Вернулся Токтогул на родину певцом
революции. Он © ликованием встретил Ве-
ликий Октябрь. Токтогул сыграл выдаю-
щуюся роль в создании киргизской совет-
‚ской литературы. Его песни о Ленине и
Сталине поются сегодня по всей Кирги-
зии.

Одним из лучших памятников акыну. яв-
ляется возникшее в наше время и носящее
его ‘имя село, Это обычное и в то же вре-
мя примечательное для социалистической
Киргизии село. Оно имеет две средние
школы ‘— имени Горького и имени Токто-
гула, ‘клуб, библиотеку, книжные магази-
ны, больницу, ‘амбулаторию,; ‘электростан-
цию, несколько предприятий тю переработ-
ке сельскохозяйственного сырья; В центре
села — большой парк. Здесь и состоится
закладка памятника Токтогулу. .
		ФРУНЗЕ, (Соб. корр.). Киргизское. из-
дательство готовит новые сборники стихов
Токтогула. на киргизском и русском язы-
ках. В киргизском филиале Академии наук
СССР. состоится заседание Ученого совета
‘и открывается выставка. Республиканские
и областные театры готовят концерты, в
‘репертуар которых. войдут произведения
великого акына;: .
	————
НОВЫЕ ИЗДАНИЯ
	Государственное издательство художест-
венной литературы приступает к изданию
собраний ‘сочинений Мартина Андерсена
‚Нексе (в восьми томах) и Теодора Драйзе-
ра (в десяти).

Собрание сочинений М; Андерсена Нексе
включает о романы  «Пелле-Завоеватель»,
«Дитте, дитя человеческое» (они выйдут в
будущем году), «Мортен Красный», «По-
терянное поколение», избранные рассказы и
стихи, автобиографические повести и пуб-
лицистику, Все издание, об’ем которого
около 200“ ‘авторских листов, предполагает-
ся закончить в течение трех лет.

Творчество т. Драйзера будет представ-
лено романами «Сестра Керри», «Дженни
Гергардт», «Финансист», «Титан», «Амери-
канская трагедия», «Оплот», рассказами и
публицистикой, которая составит том об’-
емом в 80 ‘авторских листов.

Большая ‘часть этих произведений дается
в новых переводах, Издание будет осуще-
ствлено в течение четырех лет. Первые
два тома выйдут в 1950 году.
	В Союзе советских писателей СССР
	советских Драматурго
	‚канонам не в стремлении уваечь’: зрителя
внешней занимательностью ‘заключается
’сценичность его пьес, а в глубоком рас-
крытии человеческих характеров, в остром
ощущении реальных жизненных, конфлик-
тов. Пьесы В. Овечкина отличаются боль-
шой жизненной ‘достоверностью, умением
автора видеть то новое, что рождается в
нашей действительности. Написаны’ они
хорошим, точным языком,

«Настя Колосова» — пьеса, рассказываю-
щая о людях новой колхозной деревни.
Это пьеса о коллективе, который в своем
неуклонном движении вперед исправляет
‚ошибки товарища,» перевоспитывает его,
Знатная звеньевая, мастер высоких
урожаев, Настя Колосова заботится только
‚0 собственном участке, не’ стремится: пере-
дать свой опыт другим. Поэтому, хотя
Настя и заслуживает своим самоотвержен-
ным трудом звание Героя Социалистического
Труда, колхознины выступают против. ее на-
граждения. Под влиянием коллектива. На-
стя осознает, что только тот является под-
линным передовиком, кто добивается побе-
ды всего колхозного фронта. Образ. самой
Насти Колосовой — оригинальный, яркий,
необычайно привлекательный. Не менее, ко-
лоритен и образ колхозницы Федосьи. Чув-
ствуется большая человечность и теплота
в изображении этих характеров;

Н. Атаров, С. Бабенышева, А. Бруштейн,
В. Залесский, Е. Златова, Г. Николаева,
П. Нилин, Ц. Солодарь, Л, Тур, Г. Фиш,
И. Чичеров, Г. Штайн единодушно отме-
чали новаторский. характер пьесы «Настя
Колосова», ее большую жизненную правду.

Режиссер Центрального театра Красной
Армии В. Канцель рассказал. о работе’ те-
атра над пьесой.
	В заключение выступил В; `Овечкин,
	Туркменская антология познакомит. чита-
телей с главами национального героическо-
го эпоса «Гёр-оглы», дестанами «Шасенем
и Гариб», «Хюрлуктга и Хемра», «Aca u
Kepem», «Саят и Хемра», с произведениями
поэтов ХУШ и ХХ веков, поэзией шахиров
начала ХХ века, дореволюционными и сов-
ременными народными песнями и с лучши-
ми образцами советской поэзии. Публикуе-
мые в антологии произведения в большей
своей части впервые переведены на рус-
ский язык.
	Талжикская и узбекская. антологии вЫЙ-
дут в начале будушего года.
	ЧЕТЫРЕ АНТОЛОГИИ
	ставлено около 50 классиков и современ- ЛИТЕРАТУ
				ных поэтов Грузии. Об’ем книги 70 печат.

Ti hh УРАЛА
	ных листов,
			Георгий БЕРЕЗКО
	к Москве-реке... Автоматические винтовки   померно . рослых, богатырско сложения
6 насаженными на них плоскими винжа-  воинов, хотя, конечно, их составляли лю-
‚ Лами, вскинутые на плечи, слегка колеба-  ли обыкновенного, чаще среднего роста.
	Оглянувшиеь, чувствуя потребность по-
	лись в ритме согласного шага... Прошла ко-
	Я
, т
ЖД

©

В

b

By

ге
	Глава из романа
	«Мирный город»
	лонна краснофлотцев в черных .пгинелях,   делиться с кем-нибудь новыми ощущения-
явившихея сюда, чтобы защищать cro- ми, Богданов встретился глазами со’ своим
‚ ЧИЦУ. > _   робатом —= незнакомым тонера л-майопом..
		соседом — незнакомым генерал-майором...
Тот понимающе кивнул молодому полков-
нику головой. Худощавое морщинистое ли-
NO ‘ero WoremHeNp ‘ene больше, точно’ - oby-
TIHIOCh -OT BOMHCHHSA.

Со стороны Исторического музея послы-
шался железный грохот и: рев моторов —
	  взрывая снег, покатились танки... Вскоре
	OHH заполнили площаль своими сотрясав-
	Лица моряков-—ескуластые и округлые,
решительныее и улыбавшиеся, пунцовые от
мороза и  смуглые, — были обращены
к Сталину...

Велед за армейскими частями на нло-
щадь вступили ‘рабочие отряды... Люди
с Красной Пресни, с Трехгорки, из фаб-
ричных пригородов шагали, вооруженные
винтовками, автоматами, ручными пулеме-
	ОКОНЧАНИЕ. НАЧАЛО СМ. НА 2 СТР.
	миссия выпала на вашу долю. Будьте же
достойными этой миссии!
	Осыпанные снегом,  побелевиие, будто’
высеченные в мраморе, стояли, He щеве-
лясь, прямоугольные массивы. батальонов.
Не колебались примкнутые штыки, .мох-
натые от инея, однообразно свисали. на
ремнях автоматы... И тысячи глаз засве-
тились в эту минуту новым жарким светом.

—...Война, которую вы ведете, есть
война освободительная, война справедли-
вая, — с особой силой произнес Сталин. —
Пусть вдохновляет вас в этой войне муже-
ственный образ наших великих предков —
Александра ’Невского, Димитрия Донского,
Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского,
Александра Суворова, Михаила Кутузова!
Пусть осенит вас победоносное знамя ве-
ликого Ленина! .

Это было, как отцовское благословение.
И Богданов, не шелохнувшийся в продол-
жение всей речи, ‘прерывисто вздохнул...
Чувство бесконечной ‘готовности в борьбе
и к подвигу, охватившее полковника, ни-
чем не отличалось от того, что испытыва-
ли в эту минуту и самый молодой солдат
в строю, и прославленный ‘маршал, стояв-
ший рядом со Сталиным на трибуне. Ты-
сячи сердец стучали сейчас, как одно
исполинское сердце, и Богданов точно
ощутил в себе ero непомерное, ‘оглуши-
тельное биение. г

=— Под знаменем Ленина — вперед к
победе! — закончил. Сталин, и’ бесчислен-
ные рупоры разнесли его призыв над всей
советской землей:

Неуловимое, краткое, как молния, дви-
жение прошло по тядам войск. Снова по-
катилось «ура», и когда оно достигло пре-
дельной моши, загрохотал артиллерийский
салют. Буря, вызванная речью вождя В
душах люлей, вырвалась наружу и забу-
	шевала... Потом в ней возникли, точно
родившись, из нее, стройные; трубные;
поющие  толоса... Богланову показалось,
	что белесый туманный воздух этого‘ зим-
него ветренного утра искрилея, как в гро-
зу, — сводный оркестр заиграл «Интер-
напионал».
	..И если гром великий грянет
Над сворой ‘псов и палачей,

Для нас все также. солнце ‘станет
Сиять огнем своих лучей!
	—щ пел металл в оркестре и пело в чело-
	веческих душах.
	Колонны войск задвигались, началось
	перестроение; открывая торжественный
марш, пошли курсанты Артиллерийского
училища...
	Сколько раз на военных парадах Бог-
данов видел это сложное, гармоническое,
как симфония, движение сотен вооружен-.
ных людей. Неоднократно он и сам вел на.
смотрах свои подразделения, слыша за
спиной двухтактный стук множества оди-
наково шагавших ног. Он был кадровым.
командиром, любил свою профессию, и
монолитность военного строя — послуш-
ного, точного, единого в многообразии —
неизменно приятно возбуждала его. Но еще
никогда полковник не присутствовал на
зрелище, открывшемся ему сегодня’... ;

Пехотные части, длинными шерентами
проходившие мимо мавзолея, были снаря-
жены для похода ‘и боя... На плечах сол-
дат висели ранцы ‘© прилаженными к ним
скатками плащ-палаток; на поясных рем-
нях виднелись патронные сумки, болта-
лись саперные лопатки... У всех имелись
противогазы... В любую минуту эти. части
могли быть развернуты в боевой‘ порядок.
И в самом деле, прямо отсюда; с Красной
площади, они отправлялись на близкий
фронт, к Можайску или к Волоколамску...
В то же время это был именно торжест-
зенный марш...

Трубили трубы оркестра, о большие ба-
рабаны ухали, как колокола, звенели ли-.
тавры. Мелодии, рожденные в годы граж-
ханской войны, звучавиие под Царицыном
и Перекопом, провожали ‘войска, которые
к вечеру,: быть может, выйдут уже на
линию отня. И солдаты, соблюдая поло-
женные интервалы, держа, равнение, про-
ходили ряд за рядом, обратив лица к
Сталину... :

Тверла была их поступь.,. Проходили
курсанты, стрелковые батальоны, войска
НЕВЛ. Минуя мавзолей, они спускались
	тами, обратив лица к Сталину. Беспокой-
ный ветер ‘кидалея ‘им навстречу, полы.
солдатскими:

их пальто, перепоясанных
ремнями, отгибались,

ушанки залепил снет...
думать, что это вышли в бой те же крас-
 ногвардейские дружины, ° которые: сража-
лись за Москву в ноябре 1917 гола... И

их кепки, шапки,

Можно было по-

шимися, звеневшими в металлических со-
членениях телами... С каждым новым пол-
ком, появлявшимея перед трибунами, тан-
ки становились все крупнее, все мощнее...
И енег, взвихренный ими, носилея теперь
так, будто опять поднялась метель... Тан-
ков было много, и то, что это необходимей-
шее в данную минуту оружие было собра-
	но в таком воличестве здесь, на параде,
само по себе очень радовало,
Богланов, переполненный  блатоларно-
	тот же злой ветер’ поздней‘ осени РА.
‘ярилея вокруг них.
	Ha ‘рысй, взметывая снежок, пошла
	кавалерия... Ивдиестым» холодным блеском   стью, посмотрел на, Сталина. Это он выко-
просверкали салютующие- Сталину  клин-  вал непобедимое оружие социалистической
	 Ки, промелькнули на пиках  штандарты
	  эскадронов... Бсадники на белых, как пур-
га, ‘конях, на серых, на ворбных, на ры-

жих, точно огонь, подобранных по мастям,
сменяли. друг друга и скрывались в сто-
‘роне набережной; ‘

Промчались, будто  окутанные въюгой,
‘тачанки, и двинулась мотопехота, затем—
зенитные ‘установки... Гладкие, длинные
стволы: орудий, устремленных в небо, `об-
разовали на плошали полвижной стальной
	страны, он 060 всем позаботился, все пре-
дусмотрел... Он знал ито, что произойдет
завтра, и предвидел, куда будет направ-
лена главная атака фашистских армий и
тде они будут остановлены и где в ужасе
отпрянут, когда оно нанесет ответный
удар...

Сталин. был внимателен; очень серъезен,
очень спокоен... Держа руку. у козырька
фуражки, он принимал этой необыкновен-
	частокол, ‹оборонявший Москву... Куранты   НЫЙ парад советской силы и мужества, ре-
проиграли девять часов. ‘а мимо ‘мавзолея   Шимости ‘и патриотизма, парад верности
	все еще шла артиллерия -— противотанко-
вая и тяжелая...
Богданов неожиданно заулыбался. Он
	шимости ‘и патриотизма, парад  верностн
Родине и партии, парад-клятву... И Бог-
данов подумал: пройдут года, человече-
отро переживет вше многие опасности и
	Ботданов неожиданно заулыбался. Он
почувствовал себя так, будто ‘именно се-

годня; в годовшину ° Октябрьской ‘револю--

ции, произошел решительный перелом на
фронте... Марш, торжественно начавшийся
здесь 7 ‘ноября, должен был’ продолжаться

ство переживет еще многие опасности и
великие радости, солнце коммунизма оза-
фит всю землю от пюлюса ло полюса, но
никогда не забудется день этого Октябрь-
ского парада, на котором войска, ведомые
Сталиным, начали свой марш к. полной
	до окончательного разгрома врага. И вой-
ска армии, рожденной революцией, войекд,
на которые сегодня смотрел весь мир, вся
порабощенная Европа, уходя ‘из Москвы,
могли стать на бивак только в повержен-
ном фашистском Берлине... Странное
впечатление осталось у полковника от
прошедших мимо пехотных частей. Они
	победе...

Подобно грому, гремели советские тан-
ки... Башни Кремля, казалось, были окута-
ны дымом непрерывных пушечных залпов.
И в нем пламенел п струился развернутый
Hai куполом Большого дворца; чуть ско-

прошедших. мимо пехотных частей, Они  шенный ветром, навечно поднятый крас-
представлялись ему теперь колоннами не-  ный флаг.