ИЗ ИНОСТРАННОЙ ПЕЧАТИ
	Антифашистский роман
‚ преступная“ литература
	Недавно в Западной Термании имел Me-
сто случай, глубоко взволновавший и воз-
мутивший немецкую демократическую 09-
шественность. 21 октября в городе Воль-
фенбюттеле был арестован, судим англий-
ским военным судом и приговорен к четы-
рем месяцам тюрьмы или к уплате деньж-
ного штрафа в 2.000 марок пиюатель-ан-
тифашист Вернер Ильберг, обвиненный в
«распространении нелегальной литературы».
Что же это за «нелегальная литература»,
растеространежие которой так. обеспокоило
английские оккупационные власти? Pow,
идет 9... нескольких экземплярах антифа-
шистекого романа самого Вернера Ильбер-
га! «Флаг вдовы Грасбах», изданного нез4-
лолго ло захвата власти нацистами и лаю-
	щего яркую характеристику  германовуо
фаптизма,
Нелавно ‘книга Ильберта была ‘вновь
	выпущена одним. из издательств в совет-
ском секторе Берлина. Как обычно во та-
ких случаях, автор получил определенное
количество полатающихея ему по лотовору
экземпляров и подарил свою книгу неко-
торым. из друзей и знакомых.

Этого. было вполне достаточно, ‘чтобы
генерал Робертоон, занимающий пост’ бри-
танокого верховного комиссара в Tépma-
‘нии, и его подчиненные расценили столь
«крамольный» поступок Kak «распростра-
пение нелегальной литературы». Формаль-
ным поводом для такого решения антлий-
ских жандармов послужило то, что в ма-
рионеточной ‘«боннокой’ республике» cun-
таются «нелетальной литературой» любая
книта, журнал, газета, издаваемые в Гер-
манской демократической республике. Это
правило в равной степени ‘распространяет-
ся Ha ‘антифапгистскую литературу, на
произведения немецкой классики и даже
на библию.

Таким образом уже один факт выхода
антифалтистокого романа Ильберга в изда-
тельстве, ‘ находящемея в советском секто-
ре Берлина, делает эту книгу -— с точки
	‚ зрения. генерала Робертсона и ето подотч-
	,
}

к

ных — преступной! Но этого мало. Cana
книга показалась им опасной и с точки
зрения ее содержания, носящего резко вы-
раженный антинацистокий характер. Ибо.
He кто иной, как Робертсон вместе со сво-
им американским коллегой Макклоем де-
‚лают сейчас вое для возрождения нациз-
ма под контролем антло-американеких Mo-
нополий.

Положение: еще более, усутубилось тем,
что даже сама личность автора внушает
серьезные опасения тенералу -Podepr-
‘сону. Вернер Ильберг, как мы уже по-
ворили,— известный писатель-антифашиет.
В тоды гитлеровского тосподетва он рабо-
тал  в глубоком подполье. Котда’ ищейкам
Гиммлера удалось выследить и схватить
ето, Ильберг мужественно вынес вое пыт-
ки в гестапо,

Накануне’ войны „Ильбергу удалось бе-
жать из Германии в Англию, пле, несмо-
тря на почти полную нетрудоспособность,

он. работал на военном заводе. Возвратив-
шись на родяну после окончалия. войны,

Ильберг узнал, что ето жена и взрослый
сын были зверски замучены фашистами в
концентрационном латере Освенцим.

Bee это не являетея секретом для те-
нерала Робертсона; поэтому он и считает
Ильберга «опасным человеком», а ero про-
изведения «нелегальной литературой».

В одном из ноябрьских номеров прогрес-
сивного еженедельника «Зоннтаг» помещено.
открытое письмо немецкого писателя Яна
Петерсена британскому. верховному комис-
сару генералу Робертсону, в котором вы-
ражается возмущение демократической об-
щественноети притовором, вынесенным по
«делу» Вернера Ильберга. Копии этого
письма Петерсен направил также в редак-
цию органа английских оккупационных
войск в Германии тазеты «Ди вельт» и в
редакщию издающейся по английской ли-
нензии газеты «Телеграф». 0бе эти газё-
ты,, разумеется, открымого письма Петер-
сена не’ опубликовали.

`Пусть, однако, генерал Робертсон и ето
американские коллеги не забывают того,
что демократическая общественноеть всех
стран находитея на стороне Вернера Иль-
Gepra и отчетливо видит политические
причины, какими вызвано преследовалие
мужественното писателя-антифангиета.
	pers позицию Шлиффена и возглавляемого
им генерального штаба» .
Еще одно замечание. Известно, что уже
тогда, в конце ХХ века, яд оппортунизма
раз’едал изнутри германскую социал-демок-
ратию. Тот социал-демократический фили-
стер, который, по меткому выражению
Энгельса, испытывал «епасительный страх
при словах: диктатура пролетариата», вое
более сочувственно относился к колониаль-
ным притязаниям  германского империализ-
ма. 060 всем этом в работе проф. Еруса-
лимского есть немало метких и правиль-
ных указаний. Но все же роль правых
социалистов в подготовке внутреннего «ты-
ла» для осуществления внешней агрессил
Германии не вскрыта в книге с достаточ-
ной полнотой; не показана и социальная
	база оппортунизма — «рабочая аристокра-
тия», именно в это время нарождавщаяся
в Германии. р р
	Работа проф. Ерусалимекого с особен-
ным интересом ‘читается именно сейчас,
‘когда с провозглашением Германской лемо-
кратической ‘республики возникла обосно-
ванная надежда на полное  видоизменение
отношений между рубским и. немецким
народами. Империализм и’ неразлучные  6
ним вражда с Россией, стремление к вой-
не с ней ютятся теперь’ (и’ то ЛИНЬ по
поры до времени) только в западной, аме-
риканизированной Германии; при этом им-
периалисты немецкие играют там уже из
руководящую, а лишь’ подчиненную. caly-
жебную ‘роль: :

Енига о германском империализме в ео
начальной фазе — это поучительная BAM,
имеющая злободневный ‘интерес. у
	ИН (зам, главного редактора),
		ство могущественной китайекой демокра-
тии.

Сотни широких дорог, озаренных пяти-
лучием кремлевекой звезды, ведут чело-
вечество’ в будущее, к коммунизму. .

Чумным, смертоносным дыханием пы-
‘таются англо-американские империалисты
отравить воздух наших дней. Нет прово-
кации, предательства, подлости, которые
они не совершили бы, лишь бы замедлить
стремительную поступь истории, лишь бы
отдалить неизбежное крупение капитализ-
ma: В этой подлой работе властители
Уолл-стрита и Сити нашли верных холуев
и лакеев из фатистекото сброда.

Иулы-тронкие и иуды-тито, —в памя-
ти человечества нет более подлых и тряз-
ных выродков, нет предательства, более
отвратительного, преступления, более чу-
довищного. Один  московекий рабочий
сказал мне, когда было опубликовано 0б-
винительное заключение по делу троцкиет-
ской банды Косбтова:

— Сегодня на скамье подеудимых He
только Кюстов,—рядом с ним сидят банди-
ты из шайки Тито и ‘их общие хозяева...

Правильное и глубоко верное ° замеча-
ние! Ла, суд народов над гнусным вырод-
ком Тито ужо началея. Первью страницы
	и наемных убийц, чтобы снова вирячь их
в ярмо катиталистическото,  фатшистско-
гестановского рабства. Но врагам челове-
чества не убить безтраничной любви этих
народов к народу советскому — своему
спасителю и освободителю, как нельзя
убить любовь ребенка к любимой и лю-
бятей матери.
Не выйдет!

Народы преуспевают в. науке блитель-

‚ вости.

Не выйдет потому, что каждый честный
болгарин, каждый честный труженик в
странах народной демократии сегодня яв-
ляется активным строителем нового o6-
щества, дорогу к которому открыл их вер-
ный друг — великий советский нарот,

Не выйдет потому, что нал свободной
Болгарией витает лух ее великого сына
Георгия Димитрова, который вел свой на-
род тю: ‘пути, указанному Лениным m

Сталиным. (о _- ony
	Не выйдет. потому, - что-. болгарский .на-
	Акад. Е. ТАРЛЕ
>

OM, отнюдь не произвольны. ‘910 было
время, когда завершался процесс формиро-
вания империализма. Особенно. быстро. рос
молодой и хищный германский капитализм,
Догнавитий, а затем скачком  обогнавший
своего старого конкурента, —— Англию. Не-
мецкому финансовому капиталу, . сросшему=
ся и породнившемуся с юнкерами, ‚ прус-
ской военщиной, становилось. «тесно» у
себя дома. Ето алтшетиты росли’ буквально
не по дням, а по часам. «Поле моей лея-
тельноети — весь мир», — эти слова автор
заимствовал не из случайной газетной
статейки. Они были написаны на фасаде
‘управления крупнейшей пароходной компа-
нии «Гамбург-Американская линия».

Чем’ дальше, тем громогласнее провоз-
глашалиеь  «мировые». притязания ’терман-
ского‘ империализма и тем более активны-
ми делались попытки к их  осуществле-
нию. Идеологически они оформлялись «пан-
терманизмом»; так же как в Англии коло-
ниальный разбой освящалея гимнами в
честь «провиденциальной» роли  Британ-
ской империи. (Й тут современные заоке-
анекие претенденты на мировое  тобпод-
ство с их маниакальными криками 00
«американеком веке» отнюдь ие  ориги-
нальны).

Но мешает напомнить, что именно тотда,
в конце ХПХ века, во время промышлен-
ното «расцвета», котда германские капи-
талисты ‘’ усиленно набивали мошну и
наяву грезили о новых колониях и рын-
ках, о миллионах черных. желтых и белых
	рабов; очи становились на путь, который
	лиетиче

С. МАРШАК

По сообщению газеты
эбад приговорил И-петне
46 лет...
	след за  будапештеким процессом —
процесс в’ Софии. Разные имена у подон-
ков, сидящих на. окамье полеудимых.
	разные у них клички, но в одной валюте
получали они оплату за свою предатель-
скую шпионокую деятельность, одно и то
же неомываемое клеймо доллара горит на
их мерзких лицах, одной и той же каи-
новой печатью мечены эти выродки.
Процесе Трайчо Костова — это суд ‘не
только над предателями болгарокого  на-
рода. Это — суд и над хозяевами Костова.
Англо-американекие империалисты тер-
пят поражение за поражением. Могучие
‘силы демократического лалеря наносят им
удар за ударом. Один за другим подыма-
ются народы к творческому созиданию,
вдохновенному труду, строительству социа-
лизма. Полной трудью вдыхают жи-
вительный воздух сталинской эпохи рас-
крепощенные свободолюбивые нации. Дав-
но ли начали новую жизнь народы демо-
кратических стран Центральной и Юго-
Восточной Европы, а уже по всему миру
разнееся отзвук победных шатов полумил-
лиарлното китайского народа, и тысячи
разноцветных уакет. вэвившихея в небо
	Hay ЦШекином, возвестили великое торже-
	Александр ПИДСУХА
	Нах великим Советским Союзом — po-
диной побеливтиего социализма встает ком-
мунистическая заря. Взоры миллионов лю-
дей воех материков прикованы к совет-
кому народу, прокладывающему путь
счастью человечества.

Простые советские люди, вынестие на
воих плечах самые больнтие трудности
войны, сегодня являются первыми побор-
никами мира между народами. От их име-
ий миниетр иностранных дел СССР това-
pam А. Я. Вышинокий на заседаниях Те-
неральной Ассамблеи ООН со. всей ‚реши-
тельнестью. осудил подготовку новой вой-
ны, в которую английские и аморикан-
ские империалисть стремятся втянуть на-
роды Европы и Америки.

Советские люди, закаленные в битвах
Великой Отечественной войны, смело
смотрят вперед. Было так, что они одни
боролись и побеждали. А сегодня у них
учатся жить, бороться и побеждать етра-
ны народной демократии в Европе и Азим.
Трудящиеся этих стран во главз с рабо-
чим классом пришли к власти и теперь
строят. свое счастливое будущее. Надеж-
Ной опорой им служит нерушимая друж-
ба с советекиде` народом и: ‘братская помощь
CCCP.

Никому и никогда не удастся  раско-
лоть дружбу наролов, обладающих непрев-
звиленным оружием побеты — ленинизмом!.
	Волего истории неуклонно движется по
пути, указанному великими вождями тру-
лящегося = человечества — Лениным H
Сталиным. Оно безжалостно раздавит вся-
кого, вто осмелится помешать ero двиЖе-.
НИТ.

Так случилось с предателями венгер-
ского народа Райком и его сообщниками.

Недавно мир узнал о разоблачения ан-
гигосударотвенното заговора в Болгарии.
	надтравленното В свержению народной
власти.

Не вышло у Райка не вышло ит
	презренной банды ‘наемных шпионов и
изменников родины во главе с Трайчо
Востовым!

Заговорщики против Болгарской народ-
ной республики, шпионы и террористы
Трайчо Костов и его сообщники предстали
перед грозным и справедливым судом бол-
гарекого народа.

Еще одна преступная шайка разгром-
лена, еще одной бандой стало меньше на
земле.

Еще один удар нанесен по англо-аме-
риванским империалистам, по их фапгист-
ской гадине Тито.

У новых миллионов moe откроютея
латерь глаза на лействительные планы и
	намерения мировых поджигателей BOH-
ны —- англо-американеких хозяев  преда-
тельской клики Тито—Ранковича и ее
	‘траичокостовекого филиала в Болгарии.
В бессильной злобе империалисты меч-
тают насильно оторвать страны народной
демократии от Советекого. Союза © по-
мощью хорошо оплачиваемых прелателей
	По сообщению газеты «Бомбей кроникл», военный трибунал княжества Хайдар-

ee а ДНК Fe
	збад приговорил. 11-летисго мальчика Дина Линтайя вк тюремпому завлючению в
	«...От имени 60 миллионов своих членов Всемирная федерация демократической
молодежи энергично протестует против преследования индийскик патриотов»,
	(Из газст).
	= ИИ ИН
		К одиннадцати сорок шесть
Прибавьте, — и тогда
Поймете, что такое месть
Фашистского суда.
	Индийский пленник проведет
Полвека под замком,

-В тюрьму ребенком он войдет,
А выйдет стариком.
	„1 еоретики*
	иинчеватель в тревоге, Ему кажется,
что в современной Америке все еще суще-
‘ствует... избытою свободы. Он всячески
этим обеспокоен, хотя современная амери-
кансвая «демократия» не. дает ему, pasy-
меется, никаких для этого оснований: она
служит, по ‘сути дела, лишь ширмой, кото-
рая прикрывает все усиливающийся и на-
растающий процесс фашизации всех обла-
стей общественной жизни ‘в СМА.

Линчеватель очень не прочь ускорить
этот процесс, дать ему шпоры...

06 этом в последнее время то м дело
твердит печать, твердят толстые журналы,
претендующие на научность. Так; в жур-

‘Haze «Этикс» сопиолог Огбэрн’ пишет:

«Налши‘ разтоворы о овободе, о демокра-
тии — дань старым богам. Излишняя с30-
бода направлена во вред обществу. Права
отдельных групи населения должны быть
урезаных». р

Разумеется, ’ Отбэрн ‘имеет в виду He
тантстеров и поджигателей войны, ко-
торым в СЛЕТА обеспечена полная свобода
мыслей и рук, а простых американцев.
Огбэрн боится народа. Подобно многим «тео-
ретикам» рабства, он пытается «научно»
обосновать крайнюю необходимюсть  даль-
нейнето наступления на осталки элемен-
тарных лтолинических рав ‘американевих
тружениюов, «оправдать» фашиващию го-
сударственного строя США...

А: Лаутербах, руководитель кафедры во-

Циальных наук в одном из американских

колледжей, открыто призывает в своем

, <ученом труде» под названием «Эко-

номическая безопасность и индивидуаль-
ная свобода» подчинить личность «эко-
номической необходимости». то-есть от-
дать ее полностью BO власть  мо-
нополистов. ‘В тому же сводятся рас-
суждения другого  ученого-«долларото-
влонника» Ганеа Моргентау, подвизающе-
тося в Чикатском университете. Он раз’яс-
няет простому американцу, что вся нынеш-
няя политика США вообще невозможна,

«без тоталитарных методов управления».
Правда, идеологи американского фашиз-

Ma. выдумывалот для него своего рода, «пеев-
донимы», предлагая заменить   \«либераль-
ный капитализм» «конституционной дикта-
турой». Подробные справки—у профессора
Принстонского университета №. Росситера,
который ввел этот термин в обиход и по-
ставил его в заглавие своей книги. Смысл
этого «исследования» сводитея к TOMY,
что для установления фашистекой дикта-
туры в CHITA не требуется устраивать пе-
реворот в титлеровеком стиле.

Росситер откровенно заявляет, что ка-
титализм встутшил в затяжной периюд ври-
зисов. Поэтому срочное ‘предоставление
диктатороких прав президенту  вовее не
противоречит, по его мнению, конституции
США. Диктатор, следовательно: налицо, и

даже конституцию менять не придется,

успокаивает Росситер. Остается  проголо-
совать за чрезвычайные полномочия и сде-
тать это в последний раз, после чего за-
хрыть демократию навсетда и даже снять
вывеску.

_ Развивая в основном Te же мысли,
А. Вебер (автор недавно вышедшей книги
«Бонец истории Ввропы») развязно заяв-
ляет, что опыт ‘гитлеризма открыл ему
«секрет руководства массами». ‘«Труды»
питлеровоких изуверов вообще сейчае ста-
рательно переводятся с немецкого в США,
нодобострастно изучаются и  комменти-

руются: ‚Реавционер и мракобес от науки,
немецкий тринц Губерт Левенитейн, 060-
сновавшийся в Колумбийском университе-
	империалистическими правительствами по
всем правилам ‘исторической фальсифика-
ции (подчас весьма хитроумной)—с пройз-
вольным отбором и размещением докумен-
тов,  аполотетическими комментариями к
ним и т. д. А. Ерусалимекий сумел зано-
во «прочесть» эти документы глазами  ис-
торика-малксиста. В этом помогли ему
	о!

обиеирные: материалы русских. aDXMBOB И
	материалы, опубликованные в советеких
	изданиях полно, 063 всяких пропусков и
		Но нет, судья — плохой пророк,
И не подумал он,

Что сменятся за этот срок

И судьи и закон,
	И надо верить, что скорей
В тюрьму проникнет свет
И выйдет узник из дверей
Ребенком школьных лет,
	обриниТтельного заключения уже пред’яв-
лены незадачливому югославскому подра-
жателю Гитлера. .

Миллионы простых людей во всем мире
будут внимательно наблюдать за ходом
Софийского прожесса. Юще и еще раз чув-
ствуем мы, ‘что революционная бдитель-
ность, непримиримость к врагам, умение
растознавать преступников, какими бы
масками они ни прикрывалиеь, — необхо-
димое условие’ успеленой  тосударетвенной
деятельности в странах, строящих комму-
НИЗМ.

«Лавей, сиди 0606 в передней, а будет
с барином расчет», — говорили старые
стихотворные строки, ставшие  поговокой,
Но не следует продажным лажеям  Уоля-
стрита утешаться этими словами: ‘неиз-
бежный расчет будет произведен с ними,
лакеями из фанистекой клики Тито,

Суд идет — грозный, беспощадный сут
миллионов, и плохо спится в белградеких
чертогах напыщениому человечку с вуль-
тарными манерами сутенера: каждое изве-
стие, приходящее сегодня из Софии, как
громовой удар, отдаетея в дворцах Тито.

Враг пойман се поличным. Расплата за
все совершенные им злодеяния близка.
		те, публикует хвалебные трактаты, посвя-
щенные германским милитариотам. В от-
зыве на книгу р. Боуэна «Германские
теории государства» журнал «Америкен
сосполоджикал ревью» хвалит эту книгу
за 10, что она «показывает значение гер-
манских теорий и их’ притодноеть для на-
пей действительности».

Американские чернорубашечники, фор-
мирующие свои банды, ‘учитывают опыт
эсэсовцев. 0 воомитании таких банд ие-
чется «педалог» Г. Войл. В своем «труде»
«Прунповые занятия с американской мо-
лодежью» она нишет: «Шайка мальчиков
должна расоматриваться, как мощный 00-
циальный фактор, как основа боевых муж-
ских организаций © перемониалом, желез-
ной диспиолиной и строжайшим подчине-
	ниюм. млалитего , старшему», Беое это звучит
	совсем в духе наставлений вожаков. питле-
ровекой молодежи.

Bearoro рода расистские «теории». со-
ставляют, конечно, одну из важнеййтих oc-
нов американского фашизма. Неудивитель-
BO, что важнейшее место в. выступлениях
пропагандистов фашизма в США. занимает.
пресловутая расовая. проблема. Некий про-
фессор Г. Ихайзер считается виднейшим
специалистом в этой. области. Его очеред-
ной вклад в 910 дело, опубликованный в
«Америкен джорнол оф сосиолоджи», назы-
вается и впрямь по-ученому: «Социально-
психологические и’ культурные факторы. в
расовых взаимоотношениях». Основной вы-
вод, к которому праходит сей дипломиро-
ванный расист, сводится к. следующему:
«Никто не поверит, что негры могут быть
в одном коллективе с нами. На принципе
равноправия pac ‘человеческие отнопения
развиваться He могут».

Эта изуверевая мысль. по сути дела, не
отличается пювизной. Но у Ихайзера есть
в запасе кое-что поновее. Он установил,
видите ли, что сами негры попросту не
вынесут равноправия,

«Еели даже негры ‘будут официально
	  признаны фавными белым, то подсозна,-
	тельная склонность ошущать ‘себя низшей
труппой y негров  остачется, — всерьез
подчеркивает он.—-Это, повлечет за ©обой
массовые неврозы, которые будут разру-
Шать личность негра»:

Нолучается, что американские кучелукс-
клановцы, вептаюнтие негров, `руковохет-
вуются при этом одним лишь  стремлени-
ем —— заботой 0б их здоровье!

Приведенных примеров вполне rocTa-
точно для того, чтобы отчетливо предета-
вить 066е планируемый «теоретивами’ лин-
Чевания» американский «райх» — с «фю-
рером» в Белом доме, с правящей кастой,
«мужскими организациями» профессиональ-
ных громил и убийк, разбойничьей поли»
тикой агрессии в мировом маспетабе; ‘не-
слыханной эксплоатацией трудяшяхея и
	Фасовым гнетом. И надо’ сказать. что. ‹ис-
	точником вдохновения» для такого рода от-
кровенных фашистских проповедей, несом-
ненно, служит яростный разгул террора в
СПТА, вся реакционная политика правящих
пругов сегодняшней Америки, разбивающих
в Пух и прах последние остатки тах назы-
ваемых демократических свобод в стране,
Однако во всех весьма «стройных» проек-
тах, выдвигаемых  проповедниками фа-
шизма в США, есть одно «упущение». ко-
	торое, несомненно, окажется роковым и для
самих проектов, н для их составителей. В
них не учтена воля американского народа,
	в массе своеи ненавидящего и осуждающего
линчевателей и все более стремящегося к.
миру, свободе и лемоклатии!
	конкурентов на всех мировых рынках и
«безграничные морские планы» Крупна и
Тирлица ясно на это указывают. А. Epy-
салимский справедливо уделил 060бое вни-
мание крайне поучительной истории не-
удавшихся попыток англичан во что бы
TO HH стало стравить Германию с Россией
и подорвать существовавший тогда, фран-
ко-русский союз.

Одной из центральных в исследовапии
является проблема русско-германских от-
ношений. Опираясь на общирные и в боль-
пгинстве случаев неопубликованные доку-
менты, проф. Ерусалимский показывает,
как правящие классы кайзеровской Гер-
мании и царской России неуклонно и к
страшному вреду для народов обеих стран
вели их к кровавой развязке 1914 года.

С большим интересом читаются етрани-
	цы вНиги, посвященные  германо-амери-
каноким отношениям. Уже в коне ХХ
века завязывалиеь самые тесные связи
	между германскими и американскими мо-
нополиями, связи, которым вы будущем
суждено было сыграть столь преступную
роль в восстановлении агрессивного  тер-
манокого империализма после первой ми-
ровой войны и в попытках повторитв то
Же самое после второй, мировой войны,

‚ В большой, очень значительной работе
А, Ерусалимекого есть и свои недостатки,
упущения. Например, в таллерее портре-
тов типичных деятелей терманекой внеш-
цей политики и дипломатии (котати, очень
Удавшихся автору) явно недостает пред-
ставителей германской военщины, ‘играв-
тей столь крупную роль в империалисти-
ческой агрессивной политике Германии.
Следовало бы также специально раесмот-
	Главный редактор В. ЕРМИЛОВ.
	СЧИТАЛИСЬВ!
	  АДИНА ПОЙМАНА!
	род, как и все народы лалеря мира, демо-
кратии и социализма, ‘чуветвует рядом
богатырекое плечо советского. народа, Be-
pur в непобедимость своего дела и уве-
ренно смотрит в свое. завтра. ,

Софийский процесс над бандой преда-
теля Трайчо Костова так же. каки бу.
дапепетекий процесс над Райком и ero
сообщниками, ‘является в то же время
судом всех честных людей мира нал кли-
кой Тито и ее. империалистическими анг-
	ло-американскими хозяевами, которым. не
		избежать справедливото возмездия за свои
преступные ‘планы,

Для нас нужна весна

Над миром молодым,

А им — чтобы поля

Окутал черный дым.

Я верю: цвесть. весне, -

Быть миру на земле, .

A. им — не. жечь. поля,

-А им висеть в. петле!
	“Фотомонтаж А. житомивского.
	ской агрессии
	их закономерно привел в 1945 г. к самой
страшной катастрофе во всей полутораты-
сячелетней истории Германии.

Обтирный материал, привеленный зв-
тором, подтверждает мыель, ‘неоднократно
	‚выюказывавигуюся Лениным и Сталиным:
	резвция во внутреннеи политике ий
агрессия во внешней неразлучны.
Книга А. Ерусалимского напоминает 0 зл0-
вещей исторической роли немецкого «юн
керски буржуазного империализма», и Это
придает фундаментальному ‚труду совет-
ского историка характер своеобразного 0б-
личительного документа.

Нисать о внешней политике  вильтель-
мовекой Германии последних ser XIX века,
котда ее правящие классы приступили к
развертыванию своей пресловутой «Welt-
роник»,— значит прежде всего говорить
© столкновении германского хищника в ан-
тлийсвим. Beem нам памятно письмо
И. В. Сталина членам Политбюро ЦВ,
опубликованное ‘незадолго ло начала Оте-
чественной войны. Разбирая. ошибки статьи
Энгельса «Внешняя политика русского па-
ризма», И. В. (Сталин преподал Beem co-
ветским историкам ‘образец. конкретно-исто-
рического подхода к вопросу о корнях про-
исхождения первой мировой’ войны. Многое
нам стало ясно в тот день, когда мы про-
читали это письмо. Ко, многому нас оно и
обязало, и прежде всего к TOMY, чтобы
раскрыть во всей полноте’ англо-герман-.
ский антагопизм — основной из  породив-
пгих империалистичеекую войну 1914—
1918 тг. Проф. Ерусалимский,— и в этом
я вижу его заслугу, —выполнил своей кни-
гой часть этой нашей общей работы.

Автору пришлось преодолеть немало
трудностей. Он имел дело с германской я
	английской  документаниями.  изланными
	У истоков импери:

В мае 1917 тода, разоблачая на crpa-
ницах «Правды» тайные сделки империа-
листов, В. И. Ленин сожалел, что нарол-
ные массы не могут читать книг по исто-
рии дипломатии. Тенерь эти книги вни-
мательно читаются советскими людьми —
сознательными участниками‘ мирной поли-
тики своего государства. Ибо прошлое
буржуазной ‘дипломатии. к сожалению, еще
не «кануло в лету». Оно очень тесно и
непосредственно связано с настоящим,

Империализм еще существует, и те са-
мые силы, которые уже дважды вве-
тали человечество в пучину мировых
войн, не только не собираются доброволь-
HO уходить с исторической арены, но, чуя
свою неизбежную гибель, пытаются развя-
зать третью, еше более‘ кровопролитную
войну. Не так давно главные ee организа-
торы и поджитатели —— американские им-
периалисты -—— пыталиеь прикрываться ли-
цемерными фразами ‘о якобы  «оборови-
тельном» характере своей ‘политики. Те-
перь. они уже сбросили маску и с цинич-
ной откровенностью провозглашают свои
планы «мирового тосподства». Надо ска-
зать, что в этих планах нет особой новиз-
ны, Они возникли вместе в империализмом
и будут похоронены только вместе е ним.

История. возникновения авантюристиче-
ской идеи о «мировом господстве»  пред-
ставляет сейчас интерес далеко не только
для одних историков. Поэтому недавно вы-
шелдитий труд советекото ученого, профес-
copa А. С. Ерузалимекого «Внешняя поли-
тика и дицломатия германского  империа-
лизма в конце ХТХ века» привлекает BEE
мание широких читательских кругов.

В книге этой изложены знаменательные.
события последнего пятилетия AIX века.
Хронологические рамки, избранные  авто-

«Литературная газета» выходит два раза
	в неделю: по соедам и субоотам,
	Советский историк разбил и отбросил в
своей книге немало лживых «легенд», с0-
стряпанных буржуазной  историографией.
На одном моменте следует  остановитьея.
	пишущих о внешней политике. конца ХТХ—
начала ХХ вв., неизменно выдвигает
	на первый план. проблемы европейские,
‘особенно балканские, в. качестве основнттх
	проблем в международных отноттениях.
Буржуазные историки стремились при но-
мощи. такото приема затулиевать  глат-
	Я ЕК ИАА OAD Y EE a У т лав-
Нов —— первенствующую роль, которую на-
	чала приобретать уже в конце ХГХ века
хищническая колониальная политика, и
столкновения великих держав на ‘ее почве.
Работ» А. Ерусалимското наносит сокру-
ительный ‘удар но этой ‹страдиционной»
схеме западной историографии.

Большим достоинством труда А. Еруса-
	пимекото должно признать серьезный и 06-1
	стоятельный анализ английской политики.
	длЯ которой в полном емыеле слова ‹аль-.
	венцом политического хитроумия было не-
изменное разжигание вражды между Рос-
сией и Германией.

Руководители английской политики в
1896—1900 гг. много говорили o так
называемой «русской опасности», но уже
не могли не отдавать себе отчета в том,
	+10 ИМ следует всерьез ечитатьея с опас-!
	ностью терманской. Успехи их терманских

14 (пля телеграмм — Москва, Литгазета). Телефоны: секретариат Г 6-47-41,
ft жизни — Г 6-43-62, науки-- Гб 39-20, информации — Г 6-44-89, отдела писем —
	Типография имени И. И. Скворцова-Степанова, Москва, Пушкинская площадь, 5
	Редакционная коллегия: Н. АТАРОВ, А. БАУЛ
	ДЕ ИЕ ААА
считаться с опас-  : 5. ГОРБАТОВ, А. КОРНЕЙЧУК, Л. ЛЕОНОВ, А. МАКАРОВ, М. . МИТИН,
хи их германских H. Погодин, П. ПРОНИН, А. ТВАРДОВСКИИ. :

Телефоны: секретариат Г 6-47-41,
ормации — Г 6-44-82, отдела писем —

АН РЕКЕ ИУ Ц Er

Г6-31-40, отделы: литературы. и. искусства — Г 6-48-29 (2 _ т
Г 6-38-60, издательство — К 0-36-84, Г 6-45-45.   Mn

Б — 09875.
	Адрес редакции и издательства: 2-й Обыденский пер.,
внутренней жизни — Г 6-47-20. междунаролн