ическая наука
	уже во ‚многом изме-г эпохи и деятели отечественной истории,
	как и истории веомирной. Товарищем
(талиным ‘раскрыты’ закономерности раз-
вития советского общества, ero движущие

Разювор 0 счастье
	— Ты убзжаешь в Москву!
Старый рыбак отрывает взор от малень-
	счастлив, ибо вчера еще я не умел ит
писать, ни читать, а нынче у меля своя
культура, свои театры, свои ученые и ин-
сатели.. Ежели это  трузин,  армя-
нин или азербайджанец, ой сважет: да, я
счастлив, ибо веселые пеени заливалот на-
ши горы, ибо поля наши тучны, богаты
	конхозные амбары... Болжанин ‘гордится
своим краем, украинец — своей страной,
„ все мы. вместе взятые, =— Beem Coner-
	crim (01030м... Или, скажем, я. онаешь ли
ты, кем я был когда-то?

Да, я внаю, что Николай Арлан mac чу-
жие стада, и © малых лет пригоршиямя
хлебал он горе, голодал и холодал. Шебте-
рых детей, похоронил OH до революцит,
Только  ири советской власти  вздохнуа
он свободно и, что. называется, распрарлу
свои илечи‘и зажих полной жизнью...

—— Да. — говорит рыбак, — и Bee эмо
только благодаря’ советекой власти и то-
му, ко живет в Москве...

И тенерь слова старика обращены не ко
мне, его собеседнику, а к тому, кто далеко
отсюда, кто далеко, но все людские мысли
и. думы знает наперед, кто видит ясно,
словно в чистом зеркале, всю народную
Жизнь. .:

— Я -— маленький человек; я думаю
просто и на все смотрю, как говорится, со
своей колокольни...

Вырнетил я трех молодцов при советской
власти. В старое время они наверняка
	были бы нищими  рыбаками,.. A HEIE-
че гляди: ‘один строит’ дороги,  инжоно-
	ром, значит, другой механиком на теплоходе
плавает, а теплоход огромный, что мвой го-
род, третий -—— в сельсовете председателем.
Bor я и думаю: здорово все переменилось
	в мире, и переменилось в пользу нас, уа-
ченьких людей... Вот берег, скажем, наш:
как посмотришь-—и тот он, будто бы, и в
TOT: болот как не бывало, тины и удушлие
вых паров нет и в помине: была земля
дрянная, топкая, & сегодня вся в садах.
Это’у нас, на нашем маленьком берегу! А
ты попробуй, всю страну охвати о взором,
предетавь собе, сколько заводов нонастров-
Но и лесов понасажено. Одним словом, 910
п есть то, что называется землей в цвету...
Я так понимаю: каждое полезное * дело
имеет душу и сердце. Значит, великое дело
всего, советского народа тоже имевт. свою
великую душу и великое сердце, и эта
душа и сердце — Сталин...

Рыбак ‘от волнения расстегнул ворот-
HAR MW снял форменную фуражку. Он раз-
гладил ладонями редкие волосы, лихо 34-
крутил усы...

— Возьмем, в примеру, наш колхоз,.==
воскликнул Арлан,—=Ото рабочих семей рА-
	ботают дружно, сообща, А  Шежде’.
Вт и рыбу мы ловим не про
а по-научному. Ham, рыбакам, пожо-
rae’ судно в учеными, Ученые пысяежи-
	ватт косяки ц передают нам по ПАдио.., А
вчера на правлении мы вопрос Поставили
очень 0стро; нам нужен самолет, coo,
Колхозный, чтобы рыбу ловить по вобл
правилам и все двенадцать месяцев в году,
чтобы лучше видеть ве сверху п верно
угалывать ее ход... А откуда, спрашивают
ся; У наю такие дерзкие мечты?
— Ты сказал — мечты?

— Не мечты, а планы... Мечтаем, пла
нируем, залетаем в высокие выси..,

Раздался плеск воды, п легкая 296
прошлась по морскому лицу.

— Баркасы плывут, — сказал старик,
ПОДНИМАЯСЬ,

Мы вышли на палубу.

Е нам подплывали огромные баркасы,
плавно рассекая воду, словно чёрные л6бо-
ди. Небо еще сильнее порозовело, ас 6:
рега дохнул на нас свежий горчый ветер.

А старый рыбак, перед тем как подать
команду баркасам, повернулся ко мл
сказал:

— Я спросил тебя, знаешь ли ты, что
такое счастье?.. Очастье —— это Оталин,

И он улыбнулся, Это была, друзья мот,

varnAen ptsomananadn.,
	ешь следующие строки: «В итоге увели”
чения тракторного парка в штате Оклахо-
	ского подхода в
общественным явлё-
ниям невозможно су-
ществование и раз-

2.
Акад. Б. ГРЕКОВ
<

уже во многом изме-

нивших наши преж-

вие представления.
Понятно, что 069-
	OcHHOe внимание
Tonapumt Сталин уделяет разработке нето-
рии Великой пролетарекой революции. в
СССР, революции пового типа, означавшей
коренной перелом во вевмирной истории в
целом, каки в истории каждой враны
и каждого народа. Подробное. вычене-
	ние международного влияния Октябрьской
	революций и порожденных ею социально-
	политических и идеологических едвигов—
	одна из. актуальнейших задач советеких
историков, $

Товарищу Сталину принадлежат клаеси-
ческие труды по национальному вопросу.
Это — настольные кинги историка. Возь-
мем ли мы проблему происхожления наций
и их социальную природу, нроблему обра-
зования  многолациональных государств,
весь многообразный круг сложнейших во-
просов, связанных с изучением наннональ-
	ных движении в прошлом и настоящем,
историю  нацнональной культуры и т, д.
	И Т. По НО всем этим вопросам мы на-
ходим в трудах И. В. Сталина и основоное
латающне мысли и множество конкретных
указаний, каждое из которых способно
вызвать в жизни не одно исследование.
Напомню только о последней, цалавно
опубликованной работе И. В. Сталина:
«Пациональный вопрос п ленинизм», бук-
вально открывшей перед нами новые гори-
зонты. Определение двух исторических ти-
пов наций — буржуазных и социалисти-
ческих, их коренного отличия друг от дру-
Ta, указание на ‹... целую эпоху образова-
ния социалистических наций в Советеком
Союзе, возникших на развалинах старых,
буржуазных наций». лает советеким ибо
	‚рикам яеный ориентир в решении многих
` вопросов И отечественной истории, и исто-.
рии других стран. Вобружает оно ив борь-
‘бе против буржуазно-напионалиетических
	и космополитических извращений.
Товарищ Сталин учит нас уважать наз.
циональную культуру и прогрессивные.
	витие науки 00 acto:
рии, Ибо только такой подхол избавляет
историческую науку от превращения се в
хаое случайностей и в труду нелепейших
ошибок.

Товарищ Сталин немзменно выступает
против схематизма и шаблонного подхода

к истории. Еще в годы первой русской ре-.

волюнии он метко охарактеризовал меньше=
BUCTCRHX пачетчиков,  отожлестваявших

Францию конца ХУШ в. с Россией начала.
ХХ в.: «Эти господа, подобно гробовщику, .

берут мерку ¢ давно усоншего и этой мер-
кой меряют живых». С такого рола «гро-
бовщиками» товариш Сталин боролея по-
  CPOE. On показал Belo несостоятель-
  ность и капитулянтский емыел
 троцкистов подойти к развитию ироизводи-
‘тельных сил при диктатуре пролетариата
pe меркой капиталяетической эпохи. Он раз-
‚ облачил фальсификацию правых, которые

не хотели видеть классовых сдвигов, вы-
советской
партию

звавших перелом в развитии
страны, и пытались повернуть
назад, к пройденному уже первому этапу
  нэпа.

Весьма поучительны замечания товарища
Сталина 0 развитии военного некусства.
Влаузевец, указывал товарищ

‘Тому что он был
  факвтурного периода войны, Но те-
‘перь у нае машинный период войны.
Несомненно, что маптинный период требует
‘новых военных идеологов,
теперь уроки у Казузевица»,

Видеть в истории новое, развивающееся,

его рост и борьбу со старым — это зна-

HOUBITOR

Смешно брать!

]

Олалин в.
‘письме полковнику Разину, устарел, по-!

«представителем ману-,

чит, в первую очередь, раскрыть во всей
полноте и всвоб’емлющем значении произ-
волительную деятельность и освобохитоль=
	ную борьбу трудяшщихея масс == решаю-.
	щие силы общественного развития. Исто-
рическая наука, если она хочет быть
действительной наукой, = подчеркивает
товариш Сталин, не может больше сводить
историю общественного развития к лей-
ствиям королей и полководцев, к действиям
«завосвателей» и «покорителей» госу-
дарств, а должна, прежде всего, заняться
историей производителей материальных
блат, историей трудящихся ‘масе, исто-
puck народов. В этих словах
товарища Сталина сформулирована гено-
ральная линия развития советской истори-
ческой науки. В них — программа науч-
ных изысканий тромадного масштаба на
	‚многие годы, в осуществлении котороя MBI
	сделали только первые шаги.
Буржуазные ‘историки, ревностно иепол-
HA социальный заказ господетвующих
классов, немало потрудились, чтобы  иска-
зить историю народных движений, револю-

ционной борьбы масс. Делалось это и от-\

крыто — путем грубого замалчивания, и
более «тонко» = изображением народных
«возмущений», как катастрофы. втемя от
времени нарушающей  «илавный» xox
исторического продесса. Особенно” ръяно
идя, на всяческие подлоги и фальсифика-
ции, они пытаются  извратить историю
Великой Октябрьской социалистической
революции.

Неопенимое значение для борьбы в бур-
	жуазными фальсификациями, для развития
	исторической науки имеют известные
указания  товариша СОталина o трех
революциях, отделяющих Три ЭПОХИ
	мировой истории: 2TO — революция рабов.

уничтожившая рабовтадельческий строй, _
	революция  врепостных,  покончившая с
феолализмом, и пролетарская  револю-
ция; ведущая в ликвидации  капита-
лизма и эксплоатацин вообще. Някогда и
нигде еще с такой точностью не были по-
казаны сущность и характер революцион-
ного перехода от одной общественной фор-
мапии в другой.

Ведь еще сравнительно недавно, напри-
мер, роль революции рабов в крахе Рим-
ской империи не учитывалаев. Ornocn-
тельно крестьянских движений в эпоху
феодализма подчеркивалось лишь то, что
они терпели поражения. а их активная и
	определяющая роль в ликвидации феола-
лизма многими историками  игнорирова-
лась. Выступлемие товарища Сталина от-
	иисать о величаишем деятеле нашей
эпохи одноврёменно и легко и трудно: Лёг-
KO потому, что перед пишущим огромнёй-
ший материал, Трудно’ потому, что никогда
H6 сумеешь сказать всего, что хочешь, и
сказанного воегда бухтет налостаточно.
	Это относится и к Teme настоящей
статьи, касающейся только одной из сторон
деятельности И. В. Сталина-—его вклада в
историческую науку. He будет преувели-
чением сказать, что И. В. Сталину именно
Эта область знания особенно близка.

Обобщая в своем труде «0 диалектичее
ком и историческом матернализме» рез
зультат почти столетнего развития марк-
CHCTCKOH философии, товарищ ‘Сталин с
особенной силой подчеркнул, каков громад-
ное значение имеет распространение поло-
жений философского материализма ца, изу-
чение истории общества. Паномним лишь
конечный вывод, сделанный И. В. Сталиным:
«..наука 06 истории общества, несмотря на
всю сложность явлений общественной жиз-
НИ, может стать такой же точной
наукой; как, скажем, биология, Cio ¢ 6 5-
ной использовать законы раз-
вития общества для практи-
ческого применения» (подчерину-
to мною. — ВБ, Г.).

Трудно переоненить значение этой крат-
кой, но насыщенной тлубонайшим содер-
жанием характеристики. Сущность исто-
рической науки, ее роль. в революннончо-
практической деятельности партин рабоче-
Го класса, величайшая ответственность,
ложащаяся тем самым на кажлого из нас,
историков, стали предельно ясными.

Не случайно эти сталинские слова (ро
	звучали в то время, когда в капиталисти=.
	ческом мире особенно распространенными и
господствующими сделались реакционные
	тёорийки, отрицающие закономерность в
общественном развитин, а роль иеториче-
ской «науки» низволяшие ло описания
	яв0бы неповторимых индивидуальных яв-
лений, Взгляды эти нё новые, достаточно
хотя бы напомнить имена реакционеров,
идеалиетов Виндельбанла, Риккерта. в
дореволюционной России — Ключевского,
Лапио-Данилевског и др. Но чем глуб-
ве становится кризисе капитализма, . тем
сильнее страх перел законами ‘исто-
рии одолевает буржуазию и ee  идеоло-
тов, тем яростнее делаются их попытки
повернуть историю вспять. Тут уже, коз
‚ нечно, не остается места для чего-либо.
хоть отдаленно напоминающего науку!
Вуржуазными, mo своему существу,
были и воззрения так ‘называемой «шко-
лы» Покровского, грозившие ликвидацией
исторической науки в нашей стране.
Вмешательство товарища Сталина, рАз-
работанные под его руководством извест-
ные решения Центрального Комитета пар-
тий и советского правительства, осудиваюте
извращения «школы» Нокровекого, созлали
коренной перелом в развития исторической
науки п исторического образовапия’ в
CCCP, Ибо «только в борьбе с буржуаз-
ными предрассудками в теории, — учил и
учит нас Товарищ Сталин, — можно добить-
ся укрепления позиций маркеивма-лениниз-
ма». Весь путь развития совет-
свой исторической науки, ру-
ROBOLHMOH и направляемой
И. В. Сталиным, — это путь не-
примиримой борьбы против
враждебной буржуазной идео-
Логии, ее пережитков и влия-
НИЙ.

‚При всем кажущемся разнообразии на-
правлений и течений в современной за-
педной историографии существо их олно
И 10 же: оно — в отрицании исторического
прогресса, в попытках доказать вечнозть
н неизменность частной соботвенности и
прочих устоев капитализма, а самое раз-
витие человеческого общества представить
как постоянное «повторение пройденчого».
_ Этим реавционным, антинаучным вонцеп-
циям противостоит единственно научное,
марвсистеко-ленинское понимание истории
нак непрерывного движения и закономер-
ного развития общества, суть которого — в
отмиранни старого и нарожденни нового, в
революционном переходе от старого к но-
вому. .
Halo рассматривать отзлельные общеет-
зенные явления, учит товаринг Сталин,
Как звенья единого процесса развития 0б-
щества, ибо <... 663 такого историче-
	Ефим ДОРОШ
		силы, источники великой победы советско-  кото медного иллюминатора и вопроситель-
го народа в Отечественной войне. Сталин-   но смотрит на меня,
	— Да, завтра или послезавтра:

= Счастливый человек!

Мы сидим в крохотной капитанской
каюте: два шага в длийу и шаг в ширину,
На стене, — барометр и градусник; на сто-
лике — морской бинокль, & в уголке —
портрет Оталина в массивной самодельной
самшитовой рамке,

Старый рыбак -— капитан ^ колхозного
гейнера, небольнтого, опрятного кораблика:
Ему под восемьдесят, он ‘очень гордится
своим судном и не желает его оставлять,
несмотря на свои преклонные годы...

Ясный декабрьский рассвет, Над пицунд-
ской бухтой проплывают клочья ночного
тумана и незаметно тают в воздухе, поро-
зовевием от утренней, ранней зари. Море
спокойно, и так тенло вокруг, что диву
давшься, перебирая в памяти вдруг CMe-
шавшиеся календарные листки. И только
радио, заговорившее на колхозной ups-
стани, разносит вести излалека о’ зиме и
Moposax, 0  холодах и снегопадах На
бескрайных северных просторах  налей
Родины.

— Ла —залумчиво говорит капитан, —
счастливый человек.

Он снова тлядит в иллюминатор, п
	лицо его, обветренное черноморскими BeT-
рами, выщербленное зноем и мартовской.
	стужей, освещается мягким, рассеянным
светом, отраженным голубоватой поверх-
ностью моря.

— Eme чего  доброго,— буркнул ры-
бак — ты подумаешь, что это несчастли-
вый завидует счастливому?..

Я запротестовал.

—- 910 я так, на всякий случай, — ска-
зал он, улыбаясь,— для пущей ясности.
Между прочим, я ced считаю очень даже
счастливым:

— Ия так полагаю.

— А почему?.. Я вот и спрашиваю: что
такое счастье?

Мне кажется, что я знаю это и подби-
раю нужные лля ответа слова.

Но старик продолжает:

— Я — человек дела. Не люблю, когда
много болтают. Я всю жизнь пахал п ры-
бачил, знаю цену словам п делам. Но в
какие-то часы, в: какую-то минуту человек
обязан посмотреть на собя как бы со сто-
роны, поразмыелить над жизнью, мысленио
оглянухься назад, осмотретьея вокруг, за-
глянуть в будущее... Как ты считаелть?

— Я согласен. .

— Верно! — Старик начинает  торя-
читься, обнаруживая пол внешностью кол-
	ский анализ общего кризиса капитализма,
коренных изменений в соотношении сил на
мировой арене, развития международного
революционного и коммунистического дви-
жения, хода нацнонально-освободительной
борьбы В молониях — ключ к попиманию
новейшей истории стран Запада и Востока.
А ведь это далеко не все проблемы, постав-
ленные и решенные товарищем Сталиным,
«..маркоиом,—товорил И. В. Сталин, —
на все смотрит © исторической точки зе
ния...». Ноэтому обращение к истории ecte-
ственно проходит во всех сталинеких! тру-.
дах. Причем каждое, даже небольшое,
сталинекое замечание поворачивает знако-
мые исторические факты новой стороной и
освещает их в новом свете, помотая истори
кам разрешать запутанные, сложные во-.
просы и разбивать лживые вежии и кон-
цепции буржуазной историографии. .
Невозможно даже кратко охарактеризо-
вать все, что сделано И; В, Сталиным дая
развития советской исторической науки,
Достаточно сказать, что им создана «Исто-
pan ВКП (6) » — великий труд, в котором
обобщен опыт революционной борьбы ‘ра-
бочего класса России и ето коммунистиче-
кого авангарда. неоценимый’ опыт совет
ского народа — строителя социализме. В
Этой книге сказано главное о важнейщих
событиях веемирной истории конца ХХ и
первых десятилетий ХХ века. Для нас,
историков, сталинекий труд — высочайлтий
образец строго научного и страстно пар-
тийного исторического исблелования.
Товарин Сталин зовет работников совет-
ской науки не поклоняться фетишам, не
останавливаться на достигнутом, не боять-
CAH подвергнуть критическому разбору yer

`таревигие положения и высказывания 3-
	вестных авторитетов. Так двигал науку
вперед Яенцн. Так пролагаот новые пути
в науке товарищ Оталин. Вепом-
ним исторический доклад И. В, Сталина
на ХУШ селе партии. Указав, что
Ленин собиралея написать вторую часть
«Государства и революции», дабы развить
дальше теорию государства, опимаяеь 11a
опыт ‘существования советской вилети в
нашей стране, товарищ Сталин сказал:
«Но чего не’ успел сделать Ленин, должны
сделать его ученики». И это сделал’ луч-
ший учению Ленина, продолжатель его’
лела -—— товарищ Сталин.

Теория марксизма-ленинизма; творчески.
развитая товарищем Сталиным на основа-
нии опыта грандиозных событий н учета
исторических перемен, позволяет ему не
только точно понимать прошлое и настоя-
щее, но и видеть пути будущего, Так,
анализируя свыше лвух лесятков лет на-
	‚ циональную Культуру И прогрессивные . BAYA A аасдыа, ло днолатаор TUITE, ин
` исторические традиции всех наролоз-—боль- В Науке товарищ  Оталин.  Всном-

‘ших и малых в равной стенени. «Нанио-  Ним исторический доклад И, В. Сталина
	vy
нальный нигилизм, — указывал он, —

только вредит делу социализма, играя на-
руку буржуазным националистам». Bees
памятны замечательные слова И. В. Сталина
о великой русской напии и то имена, ко-.
торые товариш Сталин назвал 6 ноября.
1941 года, имона, олицетворяющие бес-
смертные тралиции революпионной борьбы,

‚русского народа, тралиции передовой pyec-
	ской демократической культуры. традиции
военного новаторства и передовой военной
мыели. Наша задача -— и впредь изучать
и промаганяировать эти славные традиции,
органически вошедшие в новый социали-
стический патриотизм советских людей.

Громадное значение имели и имеют по.
cell JeHb указания товарищей Сталина,
Я»ланова и Кирова. по вопросам отечествен-,
ной истории, сделанные ими в 1934 г:
«Нам нужен такой учебник истории CCCP,
где бы история Великороссии не обрыва-!
лась от истории других народов СОСР 1
это во-первых, —и где бы история наро-
aos CCCP не отрывалась от истории обще-
европейской и, вообще, мировой истории, —
это во-вторых».

Блестящим. образцом диалектического.
разрешения вопроса о соотношении нацио-
нального и интернационального в истории
является анализ исторических корней ме-
нинизма, данный товарищем Сталиным.

to данный товарищем сталиным.
 Тонинизм, указывает И. В. Сталин. явло-
	ние интернациональное, «имеющее ко)?
ни во всем международном развитии, а не
только русское». Но возникнуть он должен
	быя именно в России: ибо она бы-
	ла узловым пунктом противоречий ИМИ -
	риализма, ибо <. только в России суще:
ствовала реальная сила, могущая разре-
шить противоречия империализма револю-
ционным путем», ибо Россия стала на ру-
беже ХПХ и ХХ веков центром международ
ного революционного движения,

Всегда указания И. В. Сталина служили
и служат могучим рычагом в развитии
ноторнческой мысли, Товарнщем Сталиным
цана общая схема развития производитель
ных сил человечества. Им с исчериываю-
щей ясностью определена роль идей, 060-
бенно передовых идей, в общественном раз-
	зад особенности и перспективы китайской   хозного моряка вспыльчивого ториа.-— Я
	революции, товарииг Сталин указал на не-
избежную ве победу и громадное всемирно-
историческое значение, какое будет иметь
	спрашиваю: ежели тебя из трясины вы-
тащили, вот так, запросто подали руку,
помогли выбраться на хорошую дорогу п
	эта победа. Так, в 1934 году, когда гер-   Лали возможность жить  по-человечьи, TO
‘манские Фаптисты! и их англо-американ-   ОЧаетлив ли ты или нет?
‘ские покровители лелеяли планы На   — Безусловно, счастлив.
	го разгрома СООР, товарищ Сталин преду-
предил, что эта война будет крайне onde
HOH для буржуазии: «И пусть не пеняют
на нас господа буржуа, если они на дру-
	— Безусловно, счастлив.

— Послушай, при царе я прожил полве-
ва, полвека напрасно растраченной жизни...
Ежели ты прозябал в сырости, тебя ос-
корбляли на каждом шагу и, что называет-
	той день после такой войны не лосчитают-   Ся, держали в черном теле, а в один пре-
	ся некоторых олизких им правительств,
ныне благополучно царствующих «мило-
стью божией», Верность этого гениального
	сталинского предвидения воочию To TBep-.
	дили исторические события, порожденные
второй мировой войной,

Руководитель выбнюго типа, горный
oped, не знающий страха в борьбе и смело
ведущий вперед партию по неизведанным
путям русского революционного  лвиже-
ния, — Так охарактеризовал Ленина
товари Сталин. Эти замечательные слова
мы можем полностью применить и к самому
товарищу Сталину — величайшему  рево-
люционеру нашего времени. Незная стра-
ха в борьбе, он смело’ ведет неизведанны-
ми в истории, путями советский, народ и
все трудящееея человечество внерд и

только вперед — в победе коммунизма.
	намаятник эрозии почвы и гибели челове-
ческих жизней».

‚к не вепомнить тут Ивана Кузьмича
из очерка Глеба Успенского «Княжка че-
ков»:

«Прикоснетея он своими капиталами К
дремучему темному бору... и — глядишь—
в две-три недели после появления в этом
лесу Ивана Кузьмича лес исчез, и уже
больше нет этого дремучего богатыря! Раз
	  бежалея зверь; с шумом, карканьем и пла-.
	чем разлетелись птицы, и остались одни
бревна, кое-ме придавившие зайца, спа-
савшегося бегством,  поленницы ApoB,
брусья. А скоро и 9710 исчезнет отетода, и
останется голое, изрытое место да деньги
в кармане Ивана Кузьмича, какие-то раз-
цоцветные маленькие бумажки, которые
тотчае вновь идут в дело... Но какого бы
рода дело это ни было, веетда что-то, очень
похожее на опустошение, на исчезание, на
смерть чего-то, что было и чем не стало,
OCTACTCH по приведении этого дела к окон-
чанию»..

Престуиную деятельность Ивана Кузь-
мича оборвала Великая Октябрьская ‹0-
циалистическая революция. «В истории
человечества, — писал двеналцать ‘лет
спустя товарищ Сталин, — внервые tes:
виляов на свете власть, власть советов,
которая доказала на деле свою тотовность
и свою способность оказывать трудящимся
массам крестьянства систематическую и
длительную производственную л9-
	  мощь». И вот на земле. тле после Ивана
	Кузьмича осталось «голое, изрытое место»,
шумят. молодые леса; травы и хлебные
злаки, разумно чередуяеь, восстанавлива-
ют плодородие почвы; приближается день,
котла страшные слова «суховей», «засу-
ха» уйдут из живой народной речи и ос-
танутся лить в наших словарях, подобно
словам «конкуренция», = «безработица»,
«кризис».

А на другом полушарии, в несчастью
для американского народа, тамошний со-
брат Ивана Кузьмича, к слову’ сказать,
более изошренный в своем ремесле, про-
	красный день тебя сделали настоящим че-
ловеком, хозяином своей земли; своей стра-
ны, то я спрашиваю: счастлив TA ты или
	— Да, это великое счастье,

Рыбак развивает свою мысль. Он гово-
рит страстно и убежденно. Давай пройдём-
ся по советскому белу свету, говорит on,
заглянем любому человеку в глаза и спро-
сим; счастлив ли ты? Ежели ото узбек, он
ответит: да, ибо вчера еще гнул я спину от
непомерного рабского труда, д сегодня я
сам себе хозяин; вчера я умирал от жажлы
в песках, а нынче и пески насытены
водой из новых и больних каналов... Ижо-
	ли это русекии ‘из Сибири, он непременно
	скажет; да, очастлив, ибо край мой цветет,
а в наших рубленых домах, где прежде
коптили лучинки, горит электрический
	HI} RONTHIM лучинки, горит электрический
свет... Ежели это казах, он скажет: ла
	должает пользоваться аосотютной cB000-
дой разорять илодороднейшие районы.
	крыло полосу исторических исследований, витни. Им охарактеризованы важнейшие
	Две судьбы крестьянина
	OBA  B результате многолетнего
	собственность, убившая Федюшку, была
эсновой всего того строя, при котором че-
ловек, в данном случае деревенский жи-
тель, «..постоянно испытывал какой-ни-
будь необ’яснимый, непонятный удар, ка-
кие-нибуль страшные психологические
страдания...».

И лишившаяся рассудка женщина. и
убитый конокрал, и десятки тысяч юро-
дивых, вликуш, спивигихся © круга, за-
мерзших в пути, налорвавиихея на тяже-
лой работе, задавленных деревом в лесу,
изувеченных в драке при переделе покоса,
пропавших без вести в большом городе,
куда они ушли на заработки, — все это
жертвы одного и того же «темного» дере-
венского «случая», нелепого. дикого. во3-
	можного лишь в условиях, fle человек —
уже не человек. а «человек-полтина», по
выражению того же Глеба Успенского. или,
если пользоваться новейшей терминологи-
ей, «человек=доллар».

Деллар упомянут мною не случайно. Тот,
кто прочитал документальную книгу амс-
риканском писателя Кэри’ Мак-Виль-
ямса  «Бедствующая земля», имел воз-
можность убедиться, что тот же «темный»
коревенский «случай». уродовавший  жи-
теля русской деревни в жестоких и вар-
варских условиях капитализма в Росени,
продолжает с еще большей, значительно
большей силой  уродовать,  истязать че-
ловеческую личность и сейчас в олной
из самых крупных. претендующих на пи-
вилизованность  капиталистических стран.

Увеличились масштабы, усовершенство-
валась. если можно так выразиться. стех-
	вика» угнетения личности, но сущность не.
изменилась =— благополучие американекого
	изменилась =— олагополучие американекого
сельского жителя, лобтоинетво его. самая
жизнь, наконец, нахолятея во власти To-
	ТА Г), 1% иначе, RAR «темным» деревенским.
	«случаем», не назовешь. Вризие или кон-
куренция, эрозия почвы или истощение её
	2 рооуартале ми919л611010 ВОЗДЕЛЫВАНИЯ
какой-либо одной «прибыльной»  культу-
ры, множество других закономерных для
капиталистического общества  «случайно-
стей» определяют судьбу тысяч и тысяч
людей, лишают их земли, жилища, нор-
мальных условий существования, 1

«Ha общирные американские  просто-
ры, — пишет  Мак-Вильямс, — пала see
удлиняющаяся тень. Эту тень бросает ap-
мия согнанных с земли, кочующих фе
мереких семей: С этой тенью сливаются
движущиеся тени сезонных рабочих-миг-
рантов. совершающих свой привычный
маршрут в поисках работы по сбору уро-
Hany, Lo!

Путь этой огромной массы людей отме-
чен черными жирными стрелами, исНоло-
совавшими карту Соединенных — Штатов.
Америки, приложенную в конце книги. В
каждой из стрел заключены горе и слезы,
отчаяние и страх, жажда и голод мужчин,
женщин, стариков и детей. Они плут из,
покинутых ими сельскохозяйетвенных го-
родков и Ферм Оклахомы; Аризоны, Теха-\
ca... Они лишилиеь не только земли и,
крова. но и уверенности в с60е, в. своих
силах, в своем завтрашнем дне. Чтобы по-
нять смятение, владеющее душой каждого
из них, чтобы ностичь глубину страданий
этих людей, прочитайте ‘следующее:

«Еще несколько лет назад городов Го-
форт в Техасе процветал... Из-за эрозии
почвы земледелие в этом районе прекра-
тилось. В. настоящее время, как заявяя-
ет один из сотрудников управления по
охране плохоролия почвы, район Гофэрта
совермтенно опустел; Гофорт превратилея
В город-привидение е заброшенными 3184
WHAMA в унылыми, обветшавтими стена-
ми, в город покосившихся домиков и пач
BOK, B место свалчи ржавых машин на
хлопкоочистительном заволе. крыша KOTO-.

рого провалилась и являет собой мрачный.
	Июди, изгнанные нуждой из этих райо-  Ма, на тёх наделах, на которых раньше
	землю обрабатывали четыре семьи, телеть
насчитываются одна-две»; ‘Далее Nar
Вильяме цитирует статью из оклахомской
газеты, в которой говорится” что ‘веледст
вие увеличения тракторного парка «ока-
жутся разоронными сотни THOT... pep
вреких семей, влалеющих мелкими 38:
	MOIBHBINH  наделами», «lla существу, —
уточняет Мак-Вильямс, — травтор . олиде-
творяет неспособность фермера. которому
	нехватает свободных средств. вонкурят-
вать со своим соседом, располагающим с0-
бодными средствами».

Кто знает, не трактор ли согнал 6 ве
ли щестидесятилетнего Эдуарда  Вольбь,
сборщика помидоров, «который по оконча-
нии сезона полевых работ, возвращаясь на
родину, был на шоссе насмерть задавлей
автомобилем»! Не из-за трактора wm, pie
зорившего ферму его отца. потерял вгу
пвадцатичетырехлетний рабочий, во тм
своих скитаний поцавший под поезд! «Кат.
Ibi год в местных газетах можно найти
множество. полобных, Ha первый вия
	чозаметных сообщений», — свидетельству:
ет писатель.
	/ He только слезами и потом, RO mW Rp
BhIO орошены. дороги современной Америки!
	EEE NESE NODE AINE BR ARAN NS YBa Oe”

Bor одна из могил на олной из таких
порог, где похоронен едва успевший }-
диться ребенок,

‚ «Мать этого робонга. некая Doren
‘оррес, ехала стоя в. первнолненном my
зовике из Сан-Антонио (Техас), Доктор
Tato, ORASARNIAA   MeAHItAHeRYD помои
	AAG, Заяви: МНе, ‘что подоныв
а И
	Чи ge ПОеЗДАИ. оыли, несомненно. при:
чиной преждевременного рождения ребен-
ка и его последующей смерти».
		` ЦИЮ 6 Убил ребенка? Эрозия по
Трактор? Или’ быть МОжет. хлопок?
Да, хлопок, появление KoToONore B
		ОКОНЧАНИЕ СМ. НА 3 СТР
	нов, не принадлежат себе, Всем существом
каждого из них владеет одна лишь мысль
— как найти работу? Bee человеческое
унижено в них. Унижено теми условиями,
в каких они находятся, пока бредут 3a
маячащей вдали мечтой — куском хлеба.
«Как зачарованные, идут они толпами за
призраком работы и хлеба по проторенной
пешей тропе, еду? на старых автомобилях,
грузовиках и в товарных поездах. В пути
им приходится преодолевать невероятные
лишения и трудности». Rapa Мак-Виль-
яме приводит показания людей, ехавших
на грузовиках, водители которых — вла-
дельпы машин -— «ведут себя так жевы-
сокомерне, как капитаны ‘на галерах с
рабами». «Машина останавливалась, _ длЯ
10, чтобы лать возможность находящим-
ся в ней людям удовлетворить свои  ес-
тественные потребности, лишь после того,
как пассажиры похымали яростный шум».
«Пассажиры были вынуждены вое время
сять, и один из них привязал себя стоя
К подпорке, чтобы не выпасть, если за-
енот», «Жена одного из рабочих, по имени
Алолфо Саломоне, тяжело заболела в пу-
ТИ; ПохОЖо было, UTO она умирает, но
пюфер не соглашалея остановить машину
цля оказания ей медицинской помоши».
	Сколько людей получает raxnne увечья
на этом страдном пути, сколько Hone B
результате «темного» деревенского «елу-
чая», каким ужасным в истории челове-
чества является весь этот безумный, вы.
рожлаюшийся етрой, где трактор или но-
вая ввльскохозяйственная культура стано-
вятея врагами землелельна/.
	Для нас, для советских людей, когда мы
Читаем 06 увеличении тракторного парка
в нашей стране, это зелякая радость. Мы
SHACM, что каЖаыЙ новый трактор сделает
более легким труд колхозника. Улушиит
обработку почвы, павывит урожай. И про-
сто не веришь глазам своим, котла чита.
	Недавно, перечитывая очерки Глеба Ус-
пенского «Из деревенского дневника». я
вдруг подумал, что нечто похожее на то,
о чем рассказывает автор, пройсхолит
й сейчас, — пусть в другой стране, даже
на другом полушарии, но именно сейчас,
именно в те минуты, когда я читаю эти
очерки старого русского писателя,

В двух очерках, из которых один назы-
вается «Темный» деревенский «случай»,
Успенский рассказывает о двух загублен-
ных человеческих жизнях -—0о сошедшей
с ума жене сельского лавочника, которую
«лечили» кнутом, вожжами, а затем пова-
дили на цепь, и об убитом односельчанами
Федюшке, пытавшемея украсть лошаль,

В связи с беспричинной болезнью моло-
ло, здоровой женщины Успенский пишет:

«Всякий деревенский житель в своем
домашнем быту непременно испытал и 10-
стоянно испытывал какой-нибудь необ’яс-
нимый, непонятный удар, какие-нибудь
страшные психологические страдания, не-
забываемые, гнетущие, уродующие Челове-
ва навеки...»

Что же касается истории с Фелюшкой,
‘то здесь писатель точно указывает:

«...Главное действующее лицо всей этой
ясторий — не Фелюшка и не убийцы-ми-
pane, a нечто иное. нечто такое, что ва-
тлушает голос совести, заставляет ето мол-
чать. именно... ломаль».
	Иначе говоря, выходит, что лошаль, то-
сть частная собственность, убила Федюш-
KY, BCA «вина» которого заключалась в
том, что был он незаконнорожденным, си-
ротой, 006 в обстановке полного к нему
равнодушия со стороны общества и, нако-
нец. стал вором. Эта же самая частная
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТ
2 we No 100