etna!
	расечитано — и электростанция, и 090-
лиотеки, и комплексное хозяйство, и даже
собственный курорт в первокласеным 060-
рудованием. Начинается упорная, плано-
мерная, по-большевистки прямая 00ръб%
Алены © Козловым. Это, вместе е тем и
тлавным образом, борьба за Возловь как
человека — потенпиально полезного, HO!
проенавшего жизнь, несмотря на войну.
Борьба эта знаменует качественную
новизну отношений в нашем тосударство;
Она домонстрирует  непобедимую  си-
лу ново и  обреченность  пережитков
прошлого в сознании ип поведении людей.
Олна за другою происходят несколько 66-
вед между бывшим и настоящим предее-
дателями, в которых поистине жалкие пре-
тензии Козлова не могут противостоять
большевистской правде Алены.

Алена победила, победил райком партии,
победила советская власть в борьбе за.
‘человека. Возвращение отставтиего Козлова
в рады передовых колхозников является
тем разрешением конфликта, который под-
сказан всей логикой жизни,

Повесть заканчивается принятием пяти-
летнего колхозного плана, образованием в
колхозе партгруппы и возвращением Пет-
ра, мужа Алены, партизанивиего в тылу
врага.

_ Произведение насъицено картинами тру-
Да, сельского’ быфа, лирическими отетупле-
ниями, фронтовыми письмами, дневниковые
ми записями Алены. И все это-—не цепь
сюжетно неспаяннык эпизодов, а части
ицательно продуманного композиционного
плана. Характоры изображены в произве-
дении пластично и художественно ярко.

Crux поэта роетитан на богатетвах рус
ской народной печи, Он елужит автопу х0-
рошим инструментом для передачи каб ли
рических, так и жанровых или описатель-
ных мест. Чувство поэтическото слова по-
зволяет. Яшину ratio и непринужденно
`переходить ‘от разговорной характерноети
диалога (спор Алены © Возловым, беседа
«содержательного старика» с Козловым)
& залушевной напевности монолога Алены.

Нужно пожалеть, Что не воема А.
Чин pergered на высоте сорняки речи,

невнимательно отобранные слова, порою
портят. ето поэтаческий словарь. Й нарот-
ность ‘стиха тогда подменяется голыми
прозаизмами,

Сама история ‘ведет
		К победам наш народ,
И мы всей жизнью вместе с
Давайте же решим:
	Что надо делать. здесь, в селе,
А труд не мал!—

Чтоб коммунизм на’ всей земле
Скорей настал...
	Эти CTPORM совеем не в природе выра-
зилельното, простого и точного стиха
Ящина. Следует выверить повесть й 60
стороны соразмерности глав. Она слишком
громозлка, ей вредит обилие «необязатель-
	ных» стихов, варБирующих уже свазап-
ное. что утяжеляет произведение.

В повести А. Яшина прибавится возду-
ха, кома уйдут wa Hee эти необязатель-
ные строчки и строфы, а поэтическая
‘энергия. потраченная Ка них, обратится Fa
доработну таких образов, как Маня Лы-
вова; как секретарь райкома Михалев или
Петр Фомин, хоромо  зарисованный в п6-
реписке ето в Аленой и лишь мельком по-
казанный в торопливом финале. Эти
лица в повости очень нужны, как носи
тели передовых тенденпий, но обрисовайы
они недостаточно ярко.

Образ Алены Фоминой, одной из луч-
ших советских женщин, в которым в тя-
желую годину великий вождь обратился,
как к сестрам своим, засияет еще ярче,
‘если идея обретет полновесную художест-
‘венную форму во воёх частях, линиях и
деталях этой живой, глубокой и по-насто-
ятему золнующей повести.
	де товарище И. В. ‘Сталине, братской
дружбе советских ‘народов, росте хозяй-
ства, культуры и искусства Советского
Узбекистана за 25 лет. В числе уже вы-
шедших книжек произведения Г. Гуляма,
М. Шейхзаде, Мирмухсина, А. Каххара,
А. Мухтара, Я. Мирза и пругих. `В юби-
лейную библиотечку входят произведения
восьми молодых писателей... о _^
		Пятидесятилетие
М Лыьнькова
	МИНСК. (Наш корр.). Общественность
Белоруссии ‘отметила  пятидесятилетие со
лня рождения М. Т. Лынькова — одного‘ из
	представителей старшего поколения бело-.
	русских советских писателей. Сын желез--
нодорожного рабочего, испытавший на себе
все тяготы ^ подневольной жизни в цар-
ской России, Михась Лыньков с первых
же дней Октябрьской революции еще
юношей защищает советскую власть с
оружием в руках, а потом активно участ-
вует в строительстве новой жизни,

Начав © работы  селькора в TazeTe,
М. Лыньков стал писателем, мастером  ху-
дожественного’ слова. С’ первых рассказов,
изданных в 1927 году отдельной книгой,
писатель в продолжение всей творческой
деятельности активно борется ° своими
произведениями за победу социалистиче-
ского строя. Он снискал широкую извест-
ность ‘среди советских читателей. Дважды
белорусский. народ. избирал М, Лынькова
депутатом. Верховного Совета БССР. Ga
	‘свои заслуги перед Родиной и советской
‘литературой писатель награжден орденами
	Ленина, Трудового ’Красного онамени и
Красной Звезды.

К своему  пятидесятилетнему о юбилею
М. Лыньков закончил новый большой ро-
ман «Незабываемые дни», ‘посвященный
героической борьбе белорусских партизан в
Годы Великой Отечественной, войны.
В Минске состоялся вечер, посвященный
юбиляру. На вечере присутствовали члены
правительства Велорусской СОР; писатели,
представители общественности. С докла-
‘лом о творчестве М. Лынькова. выступил
критик В. ДАгиевич.

На имя юбиляра поступило много при-
  ветствий, в том числе от правительства
  Белорусской ССР,’от Союза советских пи-
сателей СССР, от Всеславянского комите-
та и других организаций. В ответном сло-
ве М. Лыньков выразил горячую благо-
 дарность партии большевиков и вождю на-
`родэв товарищу Сталину 3a неустанную
  заботу о расцвете многонациональной со-
‘ветокой литературы.

—————
Ветреча
е заволекими поэтами
	С
‚Поэты старейнтего рабочего литератур-
‘ного об’единения «Вальцовка» (при за-
воде «Серп и молот»), отметившего недавно
20 лет своего’ существования, побывали
на:днях в гостях у Московских писателей.
 Встречу в. Центральном доме литераторов
открыл Б. Горбатов, приветствовавший от
‘имени собравшихся молодых поэтов метал-
`лургического завода.

Редактор заводской газеты «Мартеновка»
М. Тесленко и руководитель «Вальновки»
поэт А, Филатов, бывший рабочий «Серпа
и молота», рассказали 06 истории воз-
никновения их литоб’единения, к которому
в свое время проявлял. живой ‘интерес ве-
ликий друг и учитель советской, литера-
` Туры А. М. Горький; они товорили об
учебе и работе членов «Вальцовки», черпа-
ющих свои сюжеты и темы из жизни род-
ного завода, о большой. творческой помо-
щи, которую оказывали и оказывают
рабочим литераторам писатели,

Заводские поэты Г. Люшнин, А. Ники-
фороз, В. Смирнов, К. Чирков, А. Филатов
и другие выступили в конце вечера с чте-

нием своих произведении,
	о чего же дпаль се
	>
Александр ДРОЗДОВ
<>
	Это —
Русской крестьянки письменный стол.
Стол председателя сальхозартели!

В песнях еще ‘его не воспели,
Часто простой,

Без ножек резных,
Два только ящика выдвижных.
	Но и на нем и ‘сметы и схемы,
Пишутся книги,

`Творятся позмы..

о

Cc т тетрадкой Алена
Читает «Ивторию ВКП(б»...
		Жизнь — все концы ее и начала —
О книгою этой понятней стала,
Все ‘расстоянья не велики,
Словно на берег большой рехи
	Вышла р \
И глянула из-под руки,

После —. любое возьми сочиненье.
	Если написано с чистой душой,
Воспринимается, как дополненье
К этой книге —

Простой и большой,
	Это превосходные  строкя, овилетельст-
вующие 0 мастеротве поэта. в эй казти-
не равно значительны как идейная, так и
художественная сторона. «Русской  к03-
стьянки письменный стол» явлаетея сим»
	BOOM, ключом в пониманию того, чем
стала Алена. Образ вождя всетда стоит
перед нею. Она елет в поле. и © ню
	Сталин; разрабатывает свой проект колхоз-
ной пятилетки, и в нею Сталин,

Вот выешая вершина счастья, мечта,
озаряющая все лни Алены:
	Я еще неё видалась ‘со’ Сталиным.
Если 6 пожить ло такого дня!
	Война требует повседневного подвита,
позоедневного напряжения сил.

Было бы пустым и безответетвенным делом
показывать жизнь Алены легкой и плав-
	ной и самоб Алену. как баловня судьбы,
	как счастливицу, которая только и делает,
что «ерывает» свои успехи, словно сме-
лые` яблоки с дерева. Жизнь Алены многое
трудна. Сколько честной убежденности,
светлой воли нужно Иметь, чтобы п0сре-
ли горя и труда войны воскликнуть от
чистого сердца: «До чело же даль светла!».

Два конфликта переживает Алена в п0-
вести, Первый конфликт — личный. Муж
ee пропал без вести, а, но словам очевид-
нев, — убит. Воль Алены тем сильней,
чем ярче ее жизнелюбие. Но против ввех
доводоз разума, Алена ждет мужа и в6-
рит в то, что дождется.

Второй конфликт сталкивает Алену с
Козловым. Вывший предеедатель вернулся
долой ¢ фронта с тем, чтобы первым де-
лом отдохнуть в «глуши», куда война не
докатывалась, а потом, в чрезмерном -6о-
знании своих воинеких заслуг, занять на-
сиженное место руководителя. ^ Подобные
ситуации встречаются в напгих романах и
поэмах. В частности, такой  фронтовия
потробно описан в романе Г. Медьтаского
«Марья». Но терой Г. Медынекого пережи-
вает своего рода головокружение от BONMH-
ских успехов. Яшин разрабатывает тему
иначе, показывая, что Козлов и до вой-
ны был предельщиком, колхоз вел помалень-
RY да полегоньку и в прорыв не’ сажал,
й вперед выйти не сненгил. Так, отвоевав-
шись. и предполагал жить дальше, рассчи-
тывая к тому же на повышенный почет
односельчан ввиду своих воинских заслуг.

Алена тотова сдать дела бывшему пред-
седателю. Но уже с первых его слов пей,
й колхозникам, и даже сыну Козлова, Ва-
вютке, становится ясно; что такому чело-
веку нельзя поручить руководство хозяй-
CTBOM, которое всем развитием своим
устремлено далеко вперед, в котором все
	ATTENUATES, ———
	ЮБИЛЕЙНАЯ БИБЛИОТЕЧКА УЗБЕНКСНКИХ ПИСАТЕЛЕЙ
	роге» А. Мухтара и «На подступах к ком-
мунизму» Шукрулла, Эти произведения
выйдут к концу декабря.
Издательство «Кзыл Узбекистан» выпу-
сказт юбилейную библиотечку узбекских
писателей. В 32 книжках, издающихся ти-
ражом по 10 тысяч экземпляров на узбек-
ском и русском языках, представлены сти-
хи и проза, повествующие о великом вож-
	я музыка
	В кантате есть и недостатки, Вели ава
тор хорошо справился с партией солиста,
то хоровая часть кантаты очень обеднейа,
в оркестре нет еще подлинного симфонивма
и моволитности,

Болыними достоинствами обладает кан-
тата В. Дехтерева «Русская земля». В0м-
цозитор исходит в св00м творчестве из
лучших традиций русской классики. Инот-
рументовка добротна и блатозвучна, выра-
зительно звучат хоры. «Русская земля»—-
произведение глубоко  эмовиональное. В
четвертой части, где тема о великом водо
И. В. Сталине соединяется с темой о пре-
красной столице Москве, кантата звучит,
как символ победы и торжества страны 60-
ЦИалиЗМЗ,

Яркое,  Целеустремленнюе и о полити-
чески острое произведение ленинградского
	‘композитора А. Маневича — кантата «ва
	мир» показывает, кав действенно отвли-
каютея наши  композиторьг на самые
	важные вопросы своето времени. В музы-
ке этой кантаты удачно соединяется ре
волюционная песенность с элементами му-
зыкальной ‘лекламационности. Лирико-эпи-
ческое вступление рисует картину мирной,
созидательной ‘жизни советекого народа.

Вяезатно врывается тревожная тёма.
Мужественная, широко напевная мелодия
выражает протест против черных замыс-
лов поджигателей новой войны.

Последние две части музыки кантаты
замечательны. С отромным под’емом про-
ходят торжественный гимн в честь велиз
вой страны социализма и хоровой фи-
нал —— обращение ко всем народам мира.

Ярвие музыкальные повторы звучат
мощным музыкальным = призывом. He-
сомненное влияние тероической музыки
русских композиторов и музыви Бетховена,
помогает воплощению творческого замысла
композитора,

СОчастливой колхозной жизни посвятил
свою  кантату «Сады цветут» композитор
В. Сорокин, «Сады цветут» — мелодичное
и доходчивое произведение. Автор много
работал в жанре лирической массовой
песни и создал кантату, идущую от Te-
сенных интонаций и распространенных
музыкальных форм ансамблей песни и
пляски. Эти формы в кантате обогащены
более развернутой хоровой фактурой и
оркостровыми симфоническими средствами.
В сожалению, не весь музыкальный матз-
риал кантаты фазвноценен. Порой автору
изменяет вкус; иногда мелодия принимает
банальный характер и значительно сни-
жается хуюжественный ‘уровень Этого _
интересного произведения.

На пленуме внервые выступил 00 своим
крупным произведением молодой компози-
тор В. Светланов. Его кантата «Родные
поля» убеждает в больших способностях
композитора. Радует тяготение автора к
‚широкой русской несенности, к ясной и
естественной оркестровой  звучности. Но
некоторое однообразие формы, отсутетвие
необходимых контрастов иногда лишают
кантату убедительности, Хочется пожелать
молодому автору, Чтобы он, овладевая
колмнюзиторским мастерством, и в дальней-
шем не сходил е верной дороги руссвой
реалистической музыки.

Талантливым мастером хорового письма
	показал ceéa молодой  азврбайджанекий
композитор Д. Джангиров — автор  симфо-
нической поэмы «По ту сторону Аракса».
Это глубоко народное произведение, одухо-
творенное высокой идеей, nocrpoeno Ha м0-
тивах азербайджаневих песен. Яркими
средствами хора и оркестра показана В
нем волнующая картина страданий зава-
баленного народа Иранского Азербайджана;
ero борьбы за свободу, за независимое,
светлое будущее.

Но молодому композитору нужно прёодо-
леть недостатки своего творчества. В его
оркестре есть таяжеловесность, излишние
шумы, композитор мало использует музы“
вальные контрасты. Хоровая часть поэмы
тораздо убелительнее оркестровой, в ней
автор более смел и изобретателен.

Монументальная оратория грузинокого
композитора Ш. Мивелидзе——«Вавкасиони»
посвящена героям обороны Вавказа от
вражеских фашистских полчищ. Большое
симфоническое дыхание и Высокий TEMITC<
рамент характеризуют музыку оратории.
Композитору чуждо любование мелкими де-
талями, его внимание привлекают широ-
кие обобщения.  Влохновенная ‚музыка
ораторий исходит из прочных связей в на-
родной грузинской ‹ песенностью. Сднако
серьезным недостатком и этого произвеле-
ния являютея заметная перегрузка звуч-
ности, утомляющий Шум, жесткие гармо-
нии и статичность отдельных эпизодов, что
затрудняет восприятие оратории,
	В произведениях кантатно-отаториаль-
	ного жанра проявились лучшие черты
увалистичесвого музыкального стиля: наз
	певнюсть, мелодичность, Широкое исполь
зование народных. песенных интонаций.
Энергичная работа композиторов над орА-
ториями, кантатами, хорами, несомненно,
знаменует предстоящий расцвет советеко-
ro оперного искусства — самого сложного
п ВЫСОКОТО Жанра в музыке.
Успёхи советской музыки в области
кантаты и оратории рождают уверенность
B TOM, UTO наши композиторы созхалут но“
вые замбчательные произведения, проела-
вляющие героические лела соватекого на-
рода, воспевающие  теняального’’ творца,
BIOXHOBATeIA и ортанизатора всех намтих
побед -—— великого Сталина:
	атриотичесва

В историческом постановлении Ih
ВКИ(б) об опере «Великая дружба» В. Му-
радели ‘партия осудила формалистическое,
антинародное направление в советской му-
зыке. Она призвала композиторов проник-
нуться сознанием высоких запросов, кото-
рые пред’являет народ к музыкальному
пворчеетву, созлавать полноценные, высоко-
художественные реалистические  произве-
дения,

Закончившийся недавно в Москве тре-
тий пленум правления Союза советских
композиторов показал, что со времени по-
становаения ЦЕ ВКП(б) в развитии совет
ской музыки произошел решающий пере-
юм. Советские композиторы продемонетри-
ровали значительные успехи на пути ©0-
пиалистического резлизма, обратилиеь к
идеям и образам советской действительно-
сти. Современная тема в произведениях
1949 года заняла ведущее положение, от-
разилась во всех малых и крупных жан-
рах музыкального искусства, Ясность и
актуальность идейных замыслов многих
произведений тесно связаны е их реали*
стическим музыкальным языком, основаны
на народности и классических традициях.

Радует большой приток молодых, та-
лантливых комиозиторових сил, влившихея
в советскую музыку:

Характер большинства новых произве-
дений советской музыки определила, пат-
риотическая тема. В своих произведениях
композиторы воопевают нашу прекрасную
Родину, великие победы, совелевого народа,
стремятся воссоздать светлый образ тени-
зльного вождя, учителя и полководца —
товарища Сталина.

Особэнно ярко тема патриотизма ‘про-
звучала в произведениях  офамриально-
кантатного жанра. Этот жанр дает боль-
шие возможности отразить советскую дей-
CTBUTCHLHOCTS могучими средствами хора,
незцов и оркестра, в гармоническом соеди»
нении текста и музы:

Ораториально-кантатное творчество по-
лучило в 1949 году необыкновенно пгиро-
кое развитие. Поэтому в настоящей статье
мы и остановимея исключительно на про-
изводениях этого жанра.

Значительный величественный. замысел
положен в основу новой оратории Д. oor

КОВИЧа «Песнь о лесах». Композитор стре-

милея рассказать о воплощении в жизнь
великого сталинского плана преобразова-
ния природы и создал выдающееся произ-
ведение. Обратившись к актусольной теме
современности, он сумел найти новое, трав-
дивое и поэтическое ее выражение, Д. Шо-
стакович решительно порвал с арсеналом
средств, к которым он’ прибегал в своих
формалистических симфониях. В народно-
сти, ясной мелодии, в интонациях coBpe-
менных песен, в следовании заветам рус-
ских классиков Л. Шостакович обрел но-
вую силу творчества, открыл для себя
несбозримые просторы и возможности на
пути социалистического реализма.

Eme нё во всех частях оратории Шо-
стакович запел во весь голос. В шестом
эпизоде «Завтрашння прогулка» компози-
тор сбивается на абстрактный лиризм и
уходит от народных русских интонаций,
Но в целом оратория «Пень о лесах» —

‘замечательный ответ советского художника
  на большевистскую критику, Тениальные
идеи любимого вождя И. В. Сталина вдох-

новляли композитора, и благодарность ху-
хожника учителю и другу народов выли-
вается в изумительный по свовй яркости ип
силе торжественный, онтимистический апо-
феоз оратории;

Деревья стоят величаво

Возле русских торжественных рек.
Ленина партии — слава,

Слава народу вовек,

Сталину мудрому слава, слава!

Страстным гимном во имя счастья Ро-
‘XHHEI звучит вокально-симфоническая по-
oma Е. Муковекого «Славься,  отчизна
моя!» Чудесный украинекий колорит, ме-
 подии, идущие от сердца, непринужден-
ность творческой мысли, великолепное со-
единение подлинного симфонизма с яркой
несенностью волнуют и увлекают слуша-
теля, Композитор необыкновенно одарен,
его богатая творческая фантазия и бурный
темперамент льются через край. Поэма
«Славься, отчизна Moa!» выиграет еще
больше, если автор сумеет избежать длин-
HOT B HeCKOAbKO затянувшейся заключи-
тельной части Поэмы.

Смелой и интересной оказалась вторая
часть хоровой симфонии Г. Попова «Слава
отчизне». Симфония пленяет слушателей
красотой мелодий и богатством хорового
` звучания. Г. Попов показал, что он ‘тре-.
одолевает формалистические ошибки и на-
правляет свое творчество по реалистиче-
скому пути.

Обращение советских ROMTOSHTTOpOB в
программной музыке ярко проявилось в
кантатах Н. Крюкова и В. Дехтёрева.

Кантата-былина «Зёмля Сибирская»
Н. Врюкова, овнованная на музыкальном
материале одиоименного кинофильма, 07
личаютея четкой программой и ясностью
поставленной цели. Композитор не побоял-
ся простоты музыкальных средотв, но и
не впал в упрощенчество, Введенные им
в партитуру старые народные и современ-
ные песни органически связаны с OCHOB-
ной музыкальной канвой произведения и
помогают раскрытию темы. Н; Врюнов НИ
на шат не отступает оторусской песентно-
сти и характерности русских музывальных

В нашей эпической поэзии новая удача:
«Алена Фомина», повесть в стихах ‘Алек
сандра Alumna. Облик передовой советской
крестьянки нарисован в этом произведений
идейно глубоко и поэтически сильно.

Я зопь давно засъидетельствовала празо-
ту мудрых слов вождя 0 том, что жён-
щина в колхозе — большая сила: что
та сила, рождениая воем ходом. колхозного
строительства, сумела во время’ Великой
(точественной войны поставить сельское
хозяйство на службу победе или, как ro-
ворит Алена у Яшина, сумела «использо-
вать даже войну, чтобы шалиуть вперед».
Женщина стоят и в передовых рядах стро-
ителей послевоенной пятилетки,
	ролественио, и поэты наши, тод от года
упёреннее работающие над энпичеекими по-
лотнами, и романисты, ToL oT rola Bee
успешнее создающие романы о людях де-
Тевни, ставят себе задачей воспеть передо
вую женщину, сделать ее тероиней литера-
туры в 10й же мере, Kak она стала герой-
ной (‘малИНекой эпохи. Груня из романа
В. Мальцева «От воего сердца», галлерея
передовых женщин в романах С. Bashes-
ского, героини иоэм Н. Грибачева и многие
‹ другие поэтические образы близки нашему
читателю. А. Яшин ‘уверенной, сильно воз-
мужавией рукою вводит в их ряд Алену
Фомину, предоедательницу далекого сибир-
ского колхоза.

Gro пленяет в Алене, чем она покоряет
читательское воображение? В ней, в этой
женщине, собраны лучитие черты тото но-
	‚ вого характера» который мог сформировать-
‹я лишь в процессе движения страны к
	ся лишь в. процессе движения страны
коммунизму, в условиях новых социалисти-
ческих отношений в деревне. Алена-—под-
WHA лочь напето времелги.
	Вепоминаехя грозный июль 1941 года.
И обращение Сталина К народу: «Товарищи!
Граждане! Братья и (6естры! Бойцы
нашей армии и флота!» Сестрами назвал
(лалин женщин нашего Союза, и сестрой
Сталина хочется назвать Алену Фоману,
одну из бесчисленных советеких женщин,
опраздавших надежду вождя и в дни вой-
ны. и в дни послоевоснной пятилетки.
	Дорога Алены пряма. Сначала Оленка,
цевочка-сорванец, не уступающая мальчинт-
кам ни в отваге, ни в предприимчивости.
Потом комсомолка, руководительница луч-
шего звена, Олносельчане, по богласью,
величалот се уже Аленушкой;: Замужество.
Война, расставание с мужем. Козлов, mpet-
солатель колхоза, тоже упел на фронт.
	Алена заняла его место. И вот: «В войну
	для всех соседей Фомина “aeHOH HAROLD -
ROW стала».

Деятельность Алены Они в повести
многосторонние и поэтично. Й потому, что
эт% деятельность показана в тесной взаи-
мосвязи © людьми, с коллективом, потому,
что она является выражением воли и уси-
лий коллектива, моральный и политиче-
ский рост Алены воспринимается как нечто
вотеотвенное и закономерное.
	А. Яшин добился серьезного успеха в
	_ создании цельного женского характера, по-
	Kaas, что цельность образа необхо-
имо предполагает богатство душевных
chy.
	В повести есть сцена, статичная по ви-
ДУ. В этой сцене после деятельного дня
Алена остается наедине с собою. Ночь гля-
дит в окна. На столе разложены учебники,
броппоры, романы, казта фронтов, дневник,
который ведет Алена, Сцена эта. очень
важна, и я должен прибегнуть в 10:
отранной цитате.
	Кто не вилал столов в кабинетах
Директоров, гекералов, поэтов? —
Книжные полки,

Натертый поле.

То-— в городах, влалеке от сел.
Это ж-— нигле не бывалое,
	Александр Norn. «Алена 80мина», Повесть
в стихах. «Новый мир» № 1, 1949.
	ТАШКЕНТ. (Наш корр.). Писатели У3-
бекистана встречают 25-летний юбилей рес-
публики значительными успехами. В пе:
чать сданы романы «Ветер из Золотой
долины» Айбека и «Путь учителя» П. Тур-
суна, повести. «Родные поля» С. Ахмата,
«Огни коммунизма»  Мирмухсина, «Побе-
дители» Ш. Ращшилова и «Мы на Урале»
С. Каландарова, поэмы «На большой до-
	PPP lL Oe AD el WIP We

Ефим ДОРОШ
	ОКОНЧАНИЕ. НАЧАЛО СМ. НА 2 СТР.
		О
Литературная
хроника
® Пенинград, При отделении CCIT op-
	ганизовано об’единение молодых драматур-

гов. Его членами являются начинающие

` писатели” инженеры, рабочие, служащие,

учащиеся высших учебных заведений. На
собраниях об’единения обсуждены две но-
вые пьесы молодых драматургов,

® Петрозаводск. Состоялось расширен-
ноё засепание правления Союза советских

‘писателей Карело-Финской ССР с  литера-

турным активом республики. Обсуждались
меры улучшения работы редакции журнала
«На рубеже». С большим удовлетворением
было принято сообщение о ‘решении
секретариата ССП. Союза ССР провести
в Петрозаводске в феврале 1950 г. кон:
ференцию писателей северных областей и
республики.

®Ф Саратов. Городёкое собрание писате-
лей обсудило тематический план областного
	осуларственного издательства на 1950 гол.
	В будущем году выпуск книг увеличи-
ваеётся ‘на 30 процентов. Альманах «Лите-
ратурный Саратов» намечено выпускать
три раза в годь

«% Сталинабад. Состоялась конференция
молодых поэтов и прозаиков республики,
организованная ССИ Таджикистана. Участ-
ники конференции прослушали доклады и
лекции по истории и теории литературы,
драматургии: Был сделан обзор таджикской
советской литературы за 1949 год. ,
	Bue wero почвенная влага истошалась и
плодородный слой почвы уменьшался, по-
Ra глубина его не сократилась с 2,5—3 м
xo 50—85 см. Веледотвие непрерывного
выращивания одного только лука появи-
лись грибок и насекомые-вредители. Ноч-
ва истощилась также из-за выветривания
и перегорания ее плодородного слоя». Мне
неизвестны, повторяю, имена людей, над
благородным трудом которых надругались
короли лукового бизнеса, и я привел этот
варварский случай лить для того, чтобы
подчеркнуть всю глубину счастья; каким
облалает советский человек, ну хотя бы
старший агроном Таловской МТС, Воронеж-
ской области, Яков Иович Гриднев, кото-
рый, показывая мне нынешним летом
окаймленные молодыми лесонолосами поля,
сказал, простерши руку в сторону огром-
ной котловины:

— Здесь будет море!

Агроном всего лишь выразил №, wo
запланировано было Колхозниками окрест
ных колхозов, теми самыми крестьянами,
которые жили в. постоянном страхе перед
«темным» деревенским «случаем» —— заз
сухой, гралобитием, падежом скота, вулац-
‘кой кабалой. От этой страшной власти ‘со-
ветский крестьянин навсегда освобожден
колхозным строем, созданным по инициа-
тиве и под руководством товарища Сталина.

Веломая Сталиным партия большевиков
помотла мелкому, отсталому индивидуаль-
ному крестьянскому хозяйству перейти на
рельсы крунного общественного  социали-
стичеспотго хозяйства, В ходе этого процес-
ва. на памяти веего лишь одного поколе-
ния, вырос крестьянин нового типа, под-
линный хозяин своей судьбы — колхоз-
НИК.

Веем. что веть у него и что будет, этот
певый. крестьянин обязан великому другу.
и учителю своему, творцу колхозного
сароя — Сталину.

ве судьбы крестьянина
	тысяч исчисляются у нас люди, чьи тру-
	повые успехи на уборке урожая известны
	покуда в одном лишь колхозе, районе, 00-
ласти. Важлый из этих людей, управив-
шись как только можно скорее с уборкой,
сберег для страны огромное количество
‘сельскохозяйственных продуктов,  челове-
ческого труда и машинной энергии, кото-
рые использованы были на других рабо-
тах. И одновременно с этим каждый из
них обогатил нашу страну каким-нибудь
своим, пусть скромным, изобретением,
обогатил опыт народа.

Й вот я читаю отчет по графствам Син
ток и Робетаун, опубликованный в книге
Мак-Вильямеа;: «Фермер-хлонковод злинте-
ресован только в том, чтобы хлопов был
убран © максимальной быстротой, и по-
этому предоставляет работу любому числу

людей. Некоторые сборщики уже  верну-

лись < плантаций и рассказывают, что на
хлопковых полях работает такое множест-
во людей, чт на каждую грядву. прихо-
дитя по человеку. С каждым годом на
долю сборщиков приходится вее меныше
работы», !

„Я читаю письмо женщины, вместе ¢
пятью евоими детьми, работавшей на план-

тациях, помещенное в той же книге. «3

неделю, — гласит письмо, — мы были за-
няты только два дня, и нам едва удалось
заработать на пропитание».

Нет, не станет думать эта женщина надо

тем. как бы ‘ускорить работу!

Tarn обедняетея человек, так погибает
в нем трореп, созидатель, царь природы,

Мне неизвестны имена  мелиораторов,
которые на протяжении почти что столе-
тия, преодолевая огромные трудности, осу-
пили болота Огайо. Крупные предприни-
матели стали вырантивать здесь лук. ока-
завтщийся чрсзвычайна  хохолиой  культу-
рой. «В течение многих лет земля з16еъ
засевалась исключительно луком, велелет-

мер, в лагерях, гле живут вытесненные ©
земли мелкие фермеры.

Bor описание одного такото лагеря, но-
сящем поэтическое название «Латерь
оленьей рощи».

«В большинстве жилиш были земляные
полы, почти полностью отсутствовали
стулья, печи и вакое-либо кухонное 069-
рудование. причем во многих случаях од-
на постель служила 5 людям и больше.
Медицинское обследование обнаружило в
лагере 54 случая воспаления легких, 43
случая брюшното тифа, 12 больных сифи-
gucom, 16 душевнобольных, 13 эпилепти-
ков, 4 случая туберкулеза, 3 случая пел-
лары и многочисленные случаи заболе-
вания гонорреей (в том числе y 6 дево-
чек в возрасте до 10, лет)».

Но бывает и так, что убийство совер-
шаетея даже в тех случаях, когда человек
жив и не похоронил ником 43 своих
‘близких, когда он ‘настолько здоров, что
выдержал каторжные лагерные условия,
получил, наконец, работу. Здесь убивается
самое дорогое, что есть в человеке, —
способность творить. (

Общеизвестно, что, котда пюслел урожай,
хозяин его заинтересован в том, чтобы как
можно скорее закончить уборку.

Сколько  вылумки,  изобретательности,
похлинной творческой мысли вкладывают
советские колхозники и рабочие совхозов
в свой труд в горячую пору летних поле-
вых работ! Вепомним хотя бы Конетанти-
на Борина, нынешним летом убиравиего
за день сценом двух комбайнов «Оталинен-
6» 105 гектаров. что соетавляло 5 днев-
ных норм, Вспомним запорожекую комсо-
молку Александру Дейнега. которая с
двумя помощницами вязала в день без ма-
‘лого 17 тысяч снопов. Таких всесоюзной
известности имен можно привести сотни.
И буквально тысячами, десятками, сотнями
	ших украинских или кубанских колхозах
несет им увеличение доходов, помогает
творческому робту людей, впервые зани-
мающихея новым для них делом, Bak,
впрочем, и появление какой-либо ДРУГОЙ
новой культуры: цитрусовых, кок-сагыза,
риса... Эти культуры, разумеется, нисколь-
ht пе мешают развитию веех других от-
раслей хозяйства, потому что строится оно
y нае на основе передовой сельскохозяй-
ственной науки. на основе социалистиче-
‘кото планирования, имеющих целью ево-
ей благо трудящегося человека. И нам по-
просту не понять, как это хлоПок, ДЛИН
новолокнистый египетский хлопок,  по-
1обно бубонной ‘чуме, землетрясению ИЛИ
войне, может принести неисчислимые бед-
етвия тысячам и тысячам людей, как это
случилось, к примеру, в штате Аризона.

«Кома цена на длинноволокнистый
хлопок начала стремительно расти, в Ари-
зоне начался ажиотаж. Спекулирующие на
тон’юнктуре предприниматели 19 басно-
CIOBHBIM пенам снимали в аренду ТЫРЯЧИ
акров земли для производетва хлолка. За
олив лишь тол отдельные предиринимате-
ли составляли вебе состояния в 350 тысяч
долларов». «Многоотраелевое сельское хо
gaitcrno этого штата было мгновенно уни-
чтожено». «Однако за Этим хлопковым бу-
мом последовал сильный кризис. Падение
пон на хлопок привело к ужасающим по-
елелетвиям».

Hy. чем це «темный» деревенсвий «слу-
чай». конечно же убивигий. если ме ре-
Berka Эстоллы Торрес, то ЧБих-нибудь
тругих детей! Убивший не тах, как му-
жики убили Федюшку, убивший столь
MOMpenno, как только могут убивать хо-
Вяева капиталиетичес кото мира.

Иногща это убийство — мгновенное, В
других случаях -—— медленное, как, напри-
	РЕДКИЙ ЭКЗЕМПЛЯР «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»
	«Ироическая песнь о походе на Половцов
Улельнаго князя. Нозагорода-Северского
Игоря. Святославича, ° писанная  старин-
ным русским языком в ибходе ХП столе.
THA с переложеёнием на употребляемое ны-
не наречие»,

Это, издание было подготовлено А, И;
Мусиным-Пушкиным и отпечатано в Сенаг-
ской типографий, в Москве. Во время по-
жара 1812 р. погиб почти вёсь тираж кни-
ги вместе с подлинной руконисью, ввиду
цего это издание при изученич «Слова о
полку Игореве» приобрело значение первоз
источника. Один из немногих сохранивших-
ся экземпляров тиража 1800 гола и. посту“
пал сейчас в библиотеку а
дома.
	ИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
№ 100 Вы 3
	ЛЕНИНГРАД. (Нам корр.). В будущем
году исполняетея’ полтораста лет co дня
выхода в свет первого издания «Слова о
полку Игореве», В” связи с этим большой
интерес представляют. переданные Пушкин-
скому дому Академии наук СССР свыше
3.000 книг из библиотеки известного исто
рика лревнерусской литературы академи-
ка А. Орлова: В этом собрании много
исследований по отечественному фолькло-
ру. памятникам древнерусской письменно-
сти, старинной славянской литературе.

Особенно богато представлено «Слово о
полку Игореве», начиная от первых его из-
даний и кончая последними, вышедшими в
послевоенные годы в СССР и славянских
странах. Библиографической редкостью яв-
ляется хоропою сохравившийся до наших
	’ дней экземпляр  первоиздания 1900 года в ДИТ
	кожаном переплете с золотым тиснением.
На, титульном листе его полное. название: